Психология семьи: правила общения с ребенком. Проблемы и правила семейного общения

Психологам приходится довольно часто выслушивать от мам и пап жалобы про «непослушность», «проблемность», «закрытость», «закомплексованность» детей. Вместе с тем, важно не забывать, что именно семья является для ребенка средой, в которой он может стать проблемным и закомплексованным или же, напротив, счастливым, открытым в общении с другими. Часто именно неправильный стиль общения родителей с детьми становиться причиной отсутствия гармонии и доверительных отношений в семье. Давайте рассмотрим некоторые правила общения с детьми, которые поспособствуют налаживанию семейной атмосферы.

Безусловная любовь и принятие ребенка

Довольно часто в обращениях родителей к детям могут звучать такие фразы: «Ты должен хорошо себя вести, тогда мы с папой/мамой будем тебя любить», «Мы будем к тебе хорошо относиться, когда ты наконец начнешь убираться в комнате/делать уроки/ хорошо учиться…», «Вот если бы ты…, то тогда…» и т.д. В подобных фразах всегда звучит условность любви и принятия, они как бы сигнализируют ребенку, что любовь можно получить лишь взамен желанного поведения, что его не любят таким, какой он есть, ведь сам по себе он любви не заслуживает.

Дети отчаянно нуждаются в безусловном принятии . Нет, это вовсе не значит, что стоит потакать всем прихотям ребенка и никогда не выражать недовольства его поведением. Просто стоит показывать ребенку, что он нужен родителям и любим в семье (например, простыми фразами «люблю тебя», «мы рады тебя видеть»). Родитель может выражать недовольство только отдельными действиями ребенка, а не ребенком «полностью». И такое недовольство не должно быть постоянным, систематическим, иначе оно будет восприниматься ребенком как непринятие.

К тому же, стоит обращать внимание на то, как именно выражается родительская критика. Во-первых, если мать и отец не довольны действиями ребенка, то следует говорить об их раздражении и негативных чувствах. Именно поэтому, когда родители говорят ребенку о своем недовольстве его поведением, это стоит делать в форме «я – высказываний». Например, в ситуации, когда сын или дочь ходит по дому в помятой футболке с пятном неизвестного происхождения, предпочтительнее сказать не «ну что ты у меня за неряха!», а «меня расстраивает, когда ты ходишь в помятой и грязной одежде».

Развитие самостоятельности – помогаем ребенку, только когда он этого просит

Стремление защитить и всему научить своего ребенка – весьма естественно и оправдано, но где же проходит грань между родительской помощью и назойливым вмешательством? А грань эта проводится благодаря слову «помоги» из уст сына или дочери. Поэтому, если дети увлеченно возятся над творением картины из манки, мешать им не стоит, даже если вы видите, что они что-то делают неправильно или неуклюже. Дети – вовсе не маленькие взрослые, много они еще не умеют и никогда этому не научатся, если не будут пробовать новое, пусть даже набивая при этом шишки, делая вначале все неправильно и вызывая у родителей настойчивое стремление сделать это за ребенка «правильно».

А вот если ребенок сам просит помощи – значит, ему стоит помочь (но выполнить при этом ту часть задания, которую ребенок вообще не может выполнить сам, а не переделать за него все «по-своему»). К тому же, по мере освоения ребенком новых знаний, умений и действий, он будет нуждаться в родительской помощи все меньше, становиться все более самостоятельным.

Приобретение опыта – позволяем ребенку совершать ошибки

Иногда стоит вспоминать о том, что «на ошибках учатся». Конечно, здесь не идет речь о каких-либо действиях, способных причинить ребенку реальный вред или представляющий угрозу его безопасности. Имеются ввиду «малые» ошибки, которые позволят ребенку приобретать собственный опыт. Например, ребенок не готовится к контрольной работе по математике. Что делать? Заставить сесть за подготовку? Заняться подготовкой вместе с ним? Или заняться морализаторством – сказать, что «вот мы с папой всегда были отличниками в школе»? В некоторых случаях хватит лишь напоминания о контрольной и мягкого предположения, что стоит подготовиться. Если ребенок все же не сядет за уроки и получит плохую отметку – это будет его решением, и, возможно, в дальнейшем он будет усерднее заниматься, не желая больше переживать неприятный опыт «академического поражения». Если же подобное повторяется не единожды, и ребенок становится «двоечником», стоит внимательно присмотреться к ребенку и применить принципы активного слушания в общении с ним, чтобы выяснить истинные причины такого поведения и помочь ребенку разобраться в ситуации.

Семейные правила – не требуем невыполнимого

Не стоит требовать от ребенка трудновыполнимого или невыполнимого (ввиду его возраста, физической, физиологической незрелости или возрастных особенностей его психики) . Намного легче родителю изменить нечто в окружающей среде, что облегчит ребенку выполнение определенного задания, действия или требования. Например, если ребенок двух лет внезапно начал проявлять настойчивый интерес к папиному набору отверток и других инструментов (часто небезопасных), намного легче просто переложить их в ящик повыше, вне досягаемости ребенка, чем многократно отбирать у ребенка дрель, повторяя, что так делать нельзя. Если родители будут соизмерять свои ожидания с возможностями и особенностями ребенка, это поможет избежать возникновения множества семейных конфликтов.

Активное слушание

Некоторые проблемы детей сокрыты в сфере их эмоций и чувств. В таких случаях практичные действия – помочь что-то сделать, пояснить, дать напутствие – оказываются не особо действенными. Лучшее, что в подобных ситуациях может сделать родитель – это выслушать ребенка.

Приемы активного слушания тем хороши, что, благодаря им в диалоге говорящему «возвращают» то, что он рассказал, помогают обозначить чувства, которые им владеют. Представим ситуацию, когда пятилетний сын приходит из детского садика домой расстроенный и говорит маме, что Ваня из садика отнял у него игрушечного мишку. Скорей всего, мама ответит что-то вроде «ничего, поиграет – и отдаст…» и на этом разговор будет закончен, а ребенок так и останется один на один со своим переживанием. Конечно, ребенок получит назад свою игрушку, но тот момент, когда он пытался открыть маме свои переживания, но так и не высказался, уже не вернуть. Согласно же принципам активного слушания, родитель будет в своем ответе ребенку отображать его чувства в утвердительной форме. Так, в ситуации с отнятым плюшевым мишкой, мама могла бы дать примерно такой ответ: «Ты обижен и рассержен на Ваню». Почему такая фраза лучше? Дело в том, что она помогает родителю и ребенку будто «настроиться» на одну эмоциональную волну: ребенок начинает чувствовать, что его переживания понимают, его слушают (и полноценно, а не «в пол-уха») и все это способствует продолжению разговора и раскрытию в нем переживаний ребенка.

При этом следует учесть, что: выслушивать ребенка необходимо повернувшись к нему лицом (а не глядя при этом на экран телевизора); в разговоре стоит уметь держать небольшие паузы (что бы ребенок имел возможность подумать над репликами родителя, разобраться в своих переживаниях).

Таким образом, соблюдение родителями этих несложных правил помогает: ребенку – «раскрыться», родителям – стать более чувствительными к переживаниям и потребностям детей, а семье – более гармоничной.

Тесное общение родителей с детьми в семье является основой построения доверительных отношений. От того, как вы общаетесь со своим ребенком дома, во многом будет зависеть и то, как малыш станет контактировать с воспитателями в саду и педагогами в школе, как он сможет общаться с родителями своих сверстников и в будущем взаимодействовать с коллегами на работе.

Существуют основополагающие установки, придерживаясь которых вы сможете гибко выстраивать отношения с ребенком в различном возрасте. Принципы построения общения взрослых с детьми универсальны; они являются основой подхода к взаимодействию с подрастающим поколением.

Вспомните о какой-нибудь ситуации с вашим ребенком, которая вызывает у вас досаду. Может быть, ребенок в определенной ситуации постоянно ведет себя так, как вам не нравится, а может быть, вы вспомните яркий случай, который произошел всего один раз. Знакомясь с принципами общения с детьми, приведенными ниже, анализируйте свою ситуацию на предмет того, не нарушено ли вами данное правило. Такой способ осмысления поможет вам понять основы психологического взаимодействия с практической точки зрения.

Итак, как же правильно общаться родителям с детьми, чтобы выстроить доверительные отношения?

Принцип построения общения взрослого с ребенком: считайтесь с возрастом

В каждом возрасте вы имеете дело с особенным существом. Изменения, которые происходят с вашим ребенком, очень велики. Меняется его тело, психика, объем знаний о мире, его характер и устремления. Здесь наблюдается асимметричная картина: взрослые люди, которые воспитывают малыша, качественно почти не изменяются, а ребенок постоянно находится в процессе изменений.

Разница, которая существует между восприятием мира годовалым и пятилетним ребенком, огромна. Поэтому никогда не забывайте об одном из основных принципов общения взрослого с ребенком – всегда нужно считаться с возрастом малыша.

Методы, к которым вы прибегаете в общении с ребенком, также должны меняться. Вполне естественно, что вчерашние способы часто не работают и вы вынуждены искать что-то новое, ведь ребенок изменился. Родители же часто не учитывают, не видят этой разницы, застревают на предыдущих этапах или забегают вперед, требуя от ребенка невозможных вещей. Реалии родительской практики зачастую таковы, что, только приспособившись к общению с ребенком в определенный отрезок времени, родители вдруг обнаруживают, что они уже отстали и их методы негодны.

Огромное количество жалоб, с которыми родители приходят к психологу, не являются настоящими проблемами. Это всего лишь возрастные особенности, нормальные явления в процессе развития.

С другой стороны при общении взрослых с ребенком без учета возрастных особенностей и важных этапов развития в каждом возрасте легко можно не заметить настоящую проблему, пропустить то время, когда пора обращаться к специалисту за помощью по коррекции поведения.

Особенности общения взрослого с ребенком раннего возраста: учитывайте разницу в мышлении

При общении между родителями и детьми нужно обязательно учитывать разницу в мышлении. Взрослые же часто общаются с ребенком так, как будто перед ними маленькие взрослые, примерно с тем же уровнем мышления. Они проецируют свое понимание реальности на ребенка и считают, что он понимает эту реальность точно так же. Нередко от родителей можно услышать фразу: «Он понимает, что так нельзя, но продолжает делать!» При этом родителям трудно ответить на вопрос, каким способом они узнают о том, что именно ребенок понимает и в каком объеме. В конечном итоге напрямую узнать этого нельзя; родитель просто приписывает ребенку такое понимание. Взрослому кажется, что понимание ребенка сродни взрослому пониманию вопроса; он фактически приписывает ребенку свое личное понимание ситуации, и ему начинает казаться, что он знает, что происходит в голове у ребенка. При общении взрослых с детьми дошкольного возраста надо иметь в виду, что «понимает» ребенок что-то очень свое, сильно отличное от понимания того же вопроса взрослым.

Одной из особенностей общения взрослого с ребенком раннего возраста является учет разницы в мышлении. Интеллектуально взрослый и ребенок не равны, и все объяснения и разговоры с ребенком должны строиться с постоянным учетом этого факта.

Думая о том, что мышление ребенка равно мышлению взрослого, мы может загнать себя и ребенка в ловушку. Согласитесь, психологически мы совершенно по-разному воспринимаем поведение ребенка, который «понимает», что он делает, и того, который нарушает правила по недомыслию.

С другой стороны, не учитывая такую особенность общения с детьми в семье, как разница между мышлением взрослого и ребенка, родители очень часто переоценивают роль объяснений в воспитании. «Я же ему много раз объясняла, что это опасно, а он все равно лезет», - сообщает мама двухлетнего малыша. Нужно отдавать себе отчет, что для ребенка слово «опасно» имеет совершенно иной смысл, чем для взрослого. Что может знать об опасности ребенок, благополучно проживший первый год своей жизни? Однако мама может искренне считать, что, услышав слово «опасно», малыш наполняет его тем же смыслом, что и она сама.

Вывод: для эффективного общения родителей с детьми нужно учитывать, что ребенок может понять вас только на своем уровне развития. Все разговоры с малышом должны строиться исходя из этого факта. И вам важно представлять, что это за уровень, какие у этого этапа развития особенности и ограничения.

Правила эффективного общения родителей с детьми дошкольного возраста: берегите чувства ребенка

Эмоционально ребенок равен взрослому. Родители, как правило, склонны переоценивать интеллектуальное развитие ребенка, но недооценивать силу его чувств. Ребенок воспринимает мир без рационального осмысления, преимущественно эмоционально. Одно из важных правил эффективного общения с ребенком – бережное отношение к его чувствам. Недооценивать чувства малыша - значит зачастую неоправданно ранить его. Родители часто стремятся управлять ребенком с помощью чувств гнева, стыда, страха, забывая, насколько разрушительны эти чувства для человека. Публично пристыдить малыша, не умеющего пользоваться туалетом, посмеяться над ребенком, когда он сделал что-то неправильно, напугать его злым домовым, когда он не хочет спать, дразнить ребенка в надежде, что он перестанет капризничать, - все это, к сожалению, типичные приемы родителей, которые они широко используют, пытаясь чего-то добиться от своих детей. Горе малыша кажется уцененным горем, не важным, проходящим. Против такого обесценивания чувств малыша вас предостережет пос
тоянное понимание того, что малышу также больно, как и взрослому, а зачастую и гораздо тяжелее справляться с чувствами.

Раны, которые оставляют сильные чувства в раннем детстве, закладывают основу тех психологических проблем, которые проявят себя во взрослой жизни.

Так как же общаться с ребенком правильно, чтобы не ранить малыша? Выстраивая отношения, родители должны понимать, что чувства малыша точно такие же, как и у них самих, и ни в коем случае не пытаться управлять ребенком, намеренно вызывая в нем негативные переживания.

Как нужно общаться взрослому с маленьким ребенком: учитывайте влияние стресса

Те постоянные изменения, которые претерпевает психика ребенка, его образ жизни, характер общения со взрослыми ставят его в условия постоянной адаптации к меняющейся среде, то есть в условия стресса. Если вдуматься, то для ребенка процесс взросления сопряжен с беспрерывным приспособлением к меняющейся реальности. Это непросто. Не успевает он приспособиться к своему существованию, как тут же качественные изменения в психике, жизненные обстоятельства заставляют организм вновь работать на приспособление. Это нормативный стресс, то есть запрограммированный самой природой, но не стоит преуменьшать его трудностей. Природные стрессы усиливаются тем образом жизни, который ведут современные дети.

Таким образом, правила общения родителей с детьми выстраиваются на вашей помощи и поддержке. Процесс воспитания во многом и строится вокруг тех сложностей, которые переживает ребенок в процессе взросления. Наработка правильных способов преодоления стрессовых ситуаций - один из важнейших результатов воспитания.

Вывод: с детьми нужно общаться как можно бережнее, вам будет проще поддерживать ребенка, если вы начнете понимать, как многому ему ежедневно приходится учиться, ко многому приспосабливаться. Ребенок находится в очень специфической, зачастую стрессовой ситуации, когда для него все новое - впервые.

Организация общения детей с взрослыми: будьте честными

Если понаблюдать, сколько неправды взрослые говорят детям, становится вообще непонятно, как дети все еще верят родителям и педагогам. А ведь для правильной организации общения с детьми взрослым очень важно быть честными.

С самого детства взрослые подрывают доверие к себе двумя способами.

Прямая неправда. Взрослые обычно преувеличивают последствия или угрожают никогда не сбывающимися карами.

Например, «Если ты не успокоишься, мы сейчас же уйдем из гостей!», «Нас никогда больше не пустят сюда, ты очень плохо себя ведешь!», «Вот будешь руки в рот совать - живот заболит, придется тебе делать уколы!».

Как правило, угрозы взрослых так и остаются пустым звуком. Вначале дети по-настоящему пугаются и расстраиваются, потом учатся пропускать слова взрослых мимо ушей. Дети понимают, что глаза не заболят, сколько телевизор ни смотри, из школы не выгонят и т.д. И в тот момент, когда родители действительно говорят серьезные вещи, например, про опасность ходить с чужим дядей, доверие к их словам уже сильно подорвано. И виноваты в этом не непослушные дети, а недальновидные родители.

Когда страдает доверие к родителям, подорванное поведением родителей и их требованиями к детям. В таком случае родитель обманывает не при помощи слов, а своим поведением. Всем знакомая картина: требования родителей к детям меняются в зависимости от ситуации. Дома можно есть руками, а в гостях у бабушки мама сердится на это. И вообще, при бабушке мама становится какой-то другой - более мягкой или более строгой. При папе мама делает замечания более резко, то, что разрешалось без него, теперь запрещается без соответствующих пояснений. Если контраст сильный и ситуации подобного рода частые, образ родителя становится зыбким, неопределенным, исчезает уверенность в том, что это надежная фигура, которой можно доверять. Дети легко видят слабости взрослых, теряют уважение и доверие к ним. Грустно понимать тот факт, что часто дети не хотят разговаривать с родителями на серьезные темы просто потому, что не считают их достойными своей серьезности.

Взрослые скрывают часть информации от детей по множеству причин. Однако чем меньше неправды вы скажете детям, тем проще впоследствии вам будет установить доверительные отношения. Чтобы общаться с ребенком в семье как можно доверительнее, нужно стараться не врать, не произносить пустых угроз, не преувеличивать последствия.

Развитие общения и взаимодействия ребенка раннего дошкольного возраста с взрослыми

Для развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми принятие малыша таким, как он есть, и определенные правила поведения являются двумя принципиальными опорами, без которых гармоничное воспитание невозможно. Проблемы начинаются там, где не разработана одна из этих двух частей. Например, правил в семье очень много, а принятия и одобрения ребенок не чувствует. Или обратная ситуация - родители очень внимательны, нежны к ребенку, принимают большую часть его поведения, но устанавливать правила и добиваться их соблюдения у них получается плохо. И в первом и во втором случае развитие общения ребенка раннего возраста с взрослыми будет страдать, так же, как и эмоциональное состояние участников этого контакта.

Что такое правила, которые устанавливаются для детей в семье, обычно бывает более понятно. «Не сидим на подоконнике», «Ложимся спать после передачи «Спокойной ночи, малыши», «Не бьем людей». Однако с принятием дело обстоит сложнее. Само по себе слово «принятие» появилось в популярной психологической литературе сравнительно недавно, и оно не дает полного представления о том, что, собственно, нужно делать.

Общение взрослых с ребенком основывается на особенностях ваших чувств и убеждений по отношению к малышу. С другой стороны, принятие не есть только внутреннее состояние родителя, это нечто такое, что обязательно демонстрируется в поведении. Эти две составляющие могут существовать гармонично, а могут выступать противоречиво по отношению друг к другу.

Когда вы принимаете что-то, вы просто даете право этому существовать. Принимать - это давать ребенку право быть таким, какой он есть. Учитывая основные принципы построения общения с ребенком, вам не обязательно должно нравиться что-то в малыше, какая-то его особая черта, но при этом вы можете принимать ее, то есть соглашаться с тем, что так есть и это особенность ребенка. Давать ребенку право внутренне быть именно таким, какой он есть. Например, вы можете предпочитать веселых и контактных малышей, но ваш ребенок застенчив. В случае принятия вы просто даете ему право быть таким, какой он есть. В случае же непринятия вы постоянно пытаетесь переделать его, сделать «правильным», веселым и задорным. Принятие в чем-то сродни согласию с тем, что нечто именно такое, какое оно есть.

Одна из особенностей общения взрослого с ребенком раннего возраста заключается в том, что принятие малыша не означает бездействия. Если ребенок дерется или иным образом выражает свою сущность, должны ли мы, принимая его, позволять ему делать все это? Совсем не обязательно. Мы можем принимать и допускать все те переживания и эмоции, с которыми он сталкивается, но мы можем и должны воздействовать на поведение ребенка, если в этом есть необходимость.

Способность к принятию - это характеристика самого родителя. Эта способность зависит от уровня развития личности родителей, от их терпимости к самим себе и окружающим. Понятие «принятие» чем-то сродни понятию «толерантность, терпимость». Люди с высоким уровнем принятия самих себя обычно более терпимые. С такими людьми всегда легче общаться; рядом с ними вы ощущаете свободу быть самим собой. То же относится и к детям: с более принимающими родителями им проще развиваться, они чувствуют принятие своей внутренней сущности.

Существует также факт, о котором редко говорят: принятие зависит и от самого ребенка, некоторых детей принимать действительно труднее. Дети могут быть повышено агрессивными или обладать другими качествами, трудными для окружающих.

Огромную роль в развитии общения детей дошкольного возраста со взрослыми играет физическое и психологическое состояние родителей. Если человек живет в мире с собой и доволен своей жизнью, тогда ему гораздо проще испытывать принятие в отношении своего ребенка. Плохое же состояние родителей (физическое и психологическое) напрямую сказывается на их общении с детьми.

На то, насколько мы принимаем детей, влияет и место действия. В привычной безопасной обстановке уровень принятия родителями детей обычно выше, требования более умеренны. В чужой обстановке, если вы ожидаете, что вас как родителя будут оценивать, развитие общения ребенка со взрослыми снижается; родители становятся более нетерпимыми.

Особенности общения между родителями и детьми

Внутреннее состояние родителя является основой принятия ребенка. Однако принятие должно быть активно продемонстрировано вовне. Существует несколько отличных способов показать ребенку, что вы его принимаете.

Придерживайтесь трех главных правил общения с ребенком: контакт глазами, тактильный контакт, время для 100%-ного внимания к ребенку.

  • Поддерживайте с ребенком контакт глаз.

Чтобы правильно общаться с ребенком, надо как можно чаще устанавливать с малышом зрительный контакт. Лучше всего это делать, когда у вас хорошее настроение. Нельзя наказывать ребенка злым или подавляющим взглядом. Используйте контакт глаз для передачи добрых чувств.

  • Поддерживайте с ребенком тактильный контакт.

Многие родители касаются ребенка преимущественно, когда наказывают его: шлепают, дергают за руку, насильно удерживают где-либо. Другой вид контакта - так называемые бытовые контакты: родители касаются ребенка только по необходимости, когда нужно что-то поправить, куда-то его подвинуть, подсадить. Первый вид контакта в большинстве случаев просто неприемлем, второй же просто недостаточен.

Важная особенность общения детей с родителями – телесный контакт, который сообщает ему о любви, а не о враждебности. Ребенка необходимо обнимать, гладить, возиться с ним, щекотать. Естественно, все физические контакты должны соответствовать возрасту ребенка. То, что приемлемо с малышом полутора лет, будет неуместным с двенадцатилетним ребенком. Однако разные формы телесного контакта должны сохраняться на притяжении всего детства человека и во взрослом возрасте.

  • Выделяйте время, когда вы полностью, на 100%, принадлежите ребенку.

Это время только для него. Правила общения взрослого с ребенком в такие периоды предполагают, что родители полностью сконцентрированы на том, что делают, не позволяя телефону, компьютеру или другим обстоятельствам отвлекать их. Такие моменты очень важны для детей. Это особенно важно для сильно занятых родителей, которые не могут себе позволить быть с ребенком много времени. Тогда такие вот «островки стопроцентного внимания» особенно необходимы, при этом они могут быть и не слишком длительными.

Методика общения взрослых с детьми: не вмешивайтесь в детские игры

Родители, испытывая самые разные чувства, постоянно вмешиваются в игру или другую деятельность ребенка. Иногда это продиктовано страхом, когда мама говорит малышу: «Не лезь туда - упадешь!» Нередко - чрезмерным стремлением к порядку: «Встань с колен - испачкаешь одежду!» Иногда - тщеславием и желанием похвастаться успехами ребенка: «Нельзя ставить такой большой кубик - упадет вся пирамидка!» Иногда - жгучим желанием научить ребенка чему-то, показать ему, как «правильно»: «Карандашом нужно рисовать вот так», «Машинкой не стучат, ее возят». Вне зависимости от мотива родителя ребенок в случае прерывания его деятельности получает сигнал: ты неправильный, твои действия вызывают раздражение.

Ребенок выражает себя в своей активности для того, чтобы он чувствовал, что его принимают; старайтесь минимально вмешиваться в его деятельность. Важный принцип методики общения детей с взрослыми – не приставайте к малышу, если он явно не просит вас о помощи.

Случается, что родитель посылает ребенку сложное смешанное послание. Например, он чувствует сильное раздражение по отношению к ребенку, но старается говорить с ним спокойным и даже ласковым голосом. Некоторые родители даже считают это своеобразным идеалом общения с детьми: постоянно сохранять мягкий тон общения, невзирая на собственные переживания. Но эта ситуация отнюдь не безобидна. Здесь ребенку демонстрируется особенность общения со взрослыми, которую известный психолог Т. Гордон метко назвал «ложное принятие». Действительно, внешне принятие существует, но оно ненастоящее: за «правильным» поведением может прятаться самая настоящая буря негативных эмоций. И ребенок воспринимает обе части одновременно: и внешне спокойные слова, и негативные чувства родителей, которые выражены в мимике, пластике, тоне голоса.

Например, трехлетний малыш не спит поздно вечером, мать же хочет отдохнуть, а не уделять ему внимание. В то же время если мама следует тактике «принятия», она не будет ругать ребенка или отказывать ему в общении из опасения, что это будет означать «непринятие». Тогда мама может, злясь на ребенка, стараться не показывать ему этого. Она будет вести себя так, как будто бы принимает поведение ребенка, но внутри станет чувствовать раздражение, досаду. В таком случае ребенок получает «смешанные сообщения» или противоречивые сигналы. На вербальном уровне ничего плохого ребенку не адресуется, а на языке тела идет отчетливый негативный сигнал. Дети же очень легко считывают язык тела. Они видят, что мама недовольна, происходит что-то не то, но мама не дает понять, что именно не так, не сообщает прямо, что с ней происходит. Если такие ситуации происходят часто, это может привести к тому, что ребенок будет испытывать тревогу, постоянное беспокойство, сомнения в отношении матери к нему.

Частые ситуации, подобные этой, могут привести к неблагоприятным последствиям для формирования личности малыша. Отношения родителей и детей так близки, что в них практически невозможно скрыть свои чувства. И усилия родителей в этой области должны быть направлены на уместное выражение своих чувств, а не на их скрывание. В некоторых ситуациях полное сдерживание такого чувства, как сильный гнев, может привести к разрушительным последствиям.

Не во всех моментах родители могут испытывать принятие в отношении своего ребенка. Однако то, насколько благополучно и психологически комфортно чувствует себя ребенок, зависит оттого, как много ситуаций принятия или непринятия встречается в его жизни. Взрослые, не понимающие особенностей общения с детьми дошкольного возраста, порождают в них чувство отверженности, неуверенности в себе.

Стиль и характер общения родителей с детьми: принятие чувств ребенка

Одним из главных стилей общения родителей с детьми, важным инструментом демонстрации хорошего отношения является принятие чувств ребенка. В этом случае вы подтверждаете ребенку то, что он чувствует, как бы давая свое согласие и разрешение на то, что малыш имеет право это чувствовать. Это закладывает основу принятия человеком самого себя.

Важный момент этого процесса состоит в том, что взрослый сам должен обладать тем, что называется «эмоциональной компетентностью», чтобы быть способным распознавать и учитывать чувства ребенка. То есть взрослый должен обладать тем, что называется «эмоциональный интеллект», то есть способность различать свои собственные и чужие чувства и управлять ими.

Обычно простейший способ принятия чувств ребенка - это называние этих чувств, эмпатическое отражение их в речи родителей. Видя, что ребенок испытывает какие-то чувства, просто скажите ему, что вы видите и понимаете его эмоции (даже если само чувство вы считаете неуместным или чрезмерным).

Особенности общения взрослых с детьми дошкольного возраста: принципы установки правил

Помимо принятия, существуют правила общения, которые устанавливаются для детей дошкольного возраста. От того, насколько понятны и уместно установлены эти правила, будет зависеть, как они станут выполняться. Для ребенка до трех лет жизненно необходима установка четких, понятных, непротиворечивых правил. Для него это основа предсказуемости и безопасности мира, в котором он живет. В раннем возрасте малыши формируют свое отношение к власти и правилам вообще. Оттого, насколько адекватно родители вели себя с малышом, зависит то, как человек будет воспринимать правила во взрослой жизни.

Есть несколько принципов установки правил:

  1. Требования взрослых должны быть одинаковы. Если они различаются, то как должен вести себя ребенок? Послушавшись одного члена семьи, он автоматически нарушает требования другого. Ставя ребенку противоречивые требования, вы делаете послушание в принципе невозможным.
  2. Желательно, чтобы требования были едины для всех членов семьи. Трудно добиться того, чтобы ребенок не плевался, не кричал, если это делают окружающие его взрослые.
  3. Для того чтобы принять правила, ребенку требуется время. Любое новое правило поначалу встречает сопротивление, и это нормально. Когда правило выполняется, поощряйте ребенка, хвалите, зато, что он следует семейным правилам.

Правила часто связано с запретами. Сказать «нет» тоже нужно правильно.

Как надо общаться со своим ребенком: психология запретов

Осваивая азы того, как надо общаться с детьми, важно помнить о психологии запретов. Что-то запрещая, нужно учитывать возраст ребенка, не заигрывать с ним т говорить дружелюбным тоном.

  • Учитывайте возраст ребенка.

Подумайте, способен ли малыш выполнить запрет. Ограничения в игре («Не садись в песочнице», «Не пачкай руки», «Не лезь на высокую горку», «Сиди нормально, когда рисуешь») для маленьких детей трудно выполнимы и тормозят их активность, а в конечном итоге пагубно влияют на развитие.

Для того чтобы запреты выполнялись, их должно быть совсем немного. Если вы перейдете критическую массу запретов, они постоянно будут нарушаться, Причем вне зависимости от их важности. Ребенок не понимает иерархии запретов, ему все равно, какой запрет нарушать: не ставить игрушки на стол во время еды или не бить сестренку. Если вокруг ребенка стоит частокол запретов, приготовьтесь к тому, что он будет нарушать их все, не считаясь с тем, что более и что менее серьезно. Просто потому, что он не понимает этой разницы.

Учитывая особенности общения с детьми, проведите ревизию запретов, спросите себя, какие запреты можно снять (что в конечном итоге делать все-таки можно, каких запретов можно избежать, сделав невозможным само действие).

Если вы иногда разрешаете играть со своей помадой, а иногда запрещаете, то ребенок каждый раз будет к ней тянуться. И не сможет, к сожалению, понять, что ему «миллион раз говорили», что нельзя, потому что иногда можно, иногда нельзя. В таком случае для ребенка это не запрет.

Другая сторона этого вопроса - запрет существует только на словах. «Я ему говорю, нельзя светом играть, а он играет, как будто слов не понимает!» Дети действительно не понимают слов в нашем с вами понимании. Запрет для детей до трех лет должен быть сопровожден жестом. Отведите ручку малыша, если он дерется, придержите его, если куда-то ходить нельзя, удерживайте его от тех действий, которые вы запрещаете. Если вы не добились выполнения своего требования, то оно и не есть настоящее требование. Добейтесь того, чтобы ваш запрет выполнялся. Не стоит, сидя в кресле, отдавать команды ребенку, чтобы он перестал висеть на шторах. Мягко отстраните его, прерывая нежелательное действие. Если вы постоянно выдвигаете требования, которые не выполняются, то вы просто учите ребенка тому, что с вашими словами можно не считаться.

Говорите дружелюбным тоном.

Запрет не должен сопровождаться негативными эмоциями. Дети все понимают в плоскости отношений. Злой голос для них, прежде всего, сигнал об отношении к ним самим. Избегайте металлических интонаций, когда запрещаете что-то, говорите дружелюбно, но твердо.

Не заигрывайте с ребенком.

Не делайте вид, что договариваетесь с ним. Если хотите прервать какое-либо действие и уверены в этом, говорите определенно: «В моей комнате не играют в ботинках!».

Избегайте вопросов, когда формулируете запрет («Давай не будем играть здесь в ботинках?» «Надо отсюда слезть - хорошо?»). Вопрос предполагает, что ситуация спорная и вы хотите знать мнение ребенка. Спрашивайте мнение ребенка, только если действительно хотите его услышать.

В общении с ребенком, особенно младшего возраста, сложных ситуаций бывает очень много. Невозможно знать правильный ответ на каждый отдельный случай, как следует себя вести. Важнее всего помнить об общих, базовых, принципах. Отталкиваясь от них, вы сможете найти такой вариант поведения, который подойдет к каждому конкретному случаю.

Статья прочитана 27 216 раз(a).

Дата обновления: 03.11.2017

Дом - место, где мы расслабляемся. Или по логике, дом должен действовать на нас расслабляюще. Но это зависит от того, насколько выстроены отношения между домочадцами и какой порядок установлен в плане личных границ и взаимодействия. Нормы этикета облегчают жизнь в семье и социуме.

Многие правила поведения в семье базируются на соблюдении уважения, доверия, личных границ и вежливости. Часть из них настолько элементарны, что даже говорить о них даже неудобно. Но опыт подсказывает, что лишний раз вспомнить о них не помешает.


Итак, свод правил семейного этикета:

  1. Чистая опрятная одежда. Не стоит носить дома то, что вышло из моды, затерлось, заносилось, вытянулось и прочее. Это граничит с неуважением к самому себе и к окружающим. К тому же мы подаем пример своим детям, о чем не стоит забывать.
  2. Любые ласковые семейные прозвища уместны только в узком семейном кругу, где нет посторонних.
  3. ни мужа, ни жену не называют «супругом» - это слишком официальное слово, которое уместно на мероприятиях, но не в дружеской обстановке.
  4. Неприемлемо обращаться к свекрови или теще, называя их «бабушкой». Она же не бабушка зятю или невестке! Если в силу сложившихся отношений нет желания обращаться к пожилым родителям «мама» или «папа», то лучше называть по имени-отчеству и на «Вы». Хотя внукам естественно обращаться «бабушка» и «дедушка» и на «ты».

  5. Проявлять внимание к жене, подавать ей пальто, пропускать в дверь не только в общественных местах, но и дома - святая обязанность мужа и отца семейства. На людях быть любезным и предупредительным, а дома нет - такую позицию дети заметят очень быстро и переймут такое же отношение отца к матери, не буду ее уважать и считаться с ее мнением. Имейте это в виду. Но если внешне мужчина вежлив и корректен, а в душе не уважает свою женщину, дети это тоже быстро раскусят и сделают выводы. Но это уже из области психологии, а не этикета.
  6. Поэтому и в общественных местах за женой должно оставаться право первого танца.
  7. Как быть с гостями, если они дружат только с одним из супругов, а другому неприятны? Лучше не принимать их дома в отсутствие своей половины и принимать приглашения. Здесь грань довольно тонкая - если эти люди чем-то неприятны вашему супругу - стоит задуматься, по какой причине. Иначе со временем это может привести к разрыву либо с этими людьми, либо в семье.

  8. В принципе, многие правила этикета в семье не рождаются на пустом месте и проистекают из доверительных отношений в паре. Если вы по настоящему доверяете супругу, то вы не будете проверять сообщения в , бумажник, рыться в личных вещах. И уж тем более, отзываться о нем или ней в негативном ключе при детях или посторонних. Если все действительно так плохо, тогда что вы делаете рядом с этим человеком?
  9. То же самое касается родителей и детей. Проблемы рождаются обычно в семьях, где нарушены личные границы. Под ними подразумеваются личные вещи, время, пространство, деньги (для детей карманные), мнение. Уважение к этому всему проявляется даже в такой мелочи, как постучать в комнату перед тем, как в нее войти.
  10. Никогда не отчитывайте детей и супруга при посторонних. Это самое болезненное для любого самолюбия дело. Любые отношения выясняйте за закрытыми дверями. Нет ничего хуже, чем ссоры и сплетни в присутствии детей.
  11. Не жалуйтесь на жену или мужа посторонним. Вреда от этого больше, чем пользы, даже если вы ищете помощи. Если и советоваться, то с человеком, умудренным опытом и жизнью или психологом . Они по крайней мере, хотя бы не навредят своими рекомендациями.
  12. Если жалуются на семейную жизнь вам, но при этом помощи не просят - не лезьте с рекомендациями. Элементарного сочувствия вполне достаточно, чтобы человек почувствовал себя лучше.
  13. В случае конфликта между супругами старшему члену семьи нельзя принимать ни одну сторону. Не потому что так проще. Мудрее сохранять нейтралитет и не вмешиваться, чтобы не наломать дров.

  14. Самый трудный пункт. Правила воспитания детей должны быть одинаковыми для всех. Это касается требований, наказания и поощрения. Иначе порядка не будет. Если жена или старшие члены семьи не согласны с методами воспитания детей или внуков, лучше не спорить в присутствии малышей и подростков. Семейную иерархию никто не отменял - мы живем в социуме, где правила подчинения идентичны в разных структурах.

Дело даже не просто в умении быть тактичными и взаимно вежливыми. Семья - это оплот стабильности в нашем слишком динамичном мире. Если на протяжении лет люди не учатся эффективному взаимодействию в таком маленьком коллективе, как семья, то о какой вообще можно мечтать? Ведь в любых сообществах ценится умение ладить с людьми и достигать результатов с помощью коллективной работы.

Где же этому учиться, как не в семье?

Построить семейные отношения – дело нелегкое. Но еще сложнее эти самые отношения сохранить.

Статистика неумолима: большинство семейных пар распадаются по одной простой причине: «не нашли общего языка». А между тем, качество и уровень общения пары и является показателем того, насколько отношения в семье благополучны. И, как оказывается, все не так уж сложно. Главное, научиться не только слушать друг друга, но и слышать. А вместе с тем и понимать. И тогда самый ужасный, казалось бы, тупик превращается в светлую дорогу в счастливое будущее.

Итак, к чему же сводятся правила общения в семье?

Не стоит пытаться «перелепить» друг друга. Принимать друг друга такими, какие есть – великое искусство. И главный секрет.

В основе всего – дружба и взаимное уважение. Практика показывает, что большинство измен происходит из-за вечного недовольства супругов половинкой. Ворчание, склоки, ссоры из-за каждой мелочи вместо того, чтобы внимательно выслушать, все обсудить и решить проблему – такое, увы, встречается повсеместно. И почему бы иногда не уступить ему (ей)? Ответная реакция не заставит себя ждать – проверено. Супруг вынес мусор? Если искренне поблагодарить его, то и в следующий раз сделать это для него не составит труда.

«Нет» спекуляции отношениями. Шантаж (пусть и невинный) типа «пока не пропылесосишь, секса не будет» недопустим. Духовное есть духовное, с материальным смешивать его не стоит.

Никаких скрытых обид и недомолвок. Женщины часто грешат тем, что думают, что и так все ясно. Мужчины, между тем, пока не научились читать чужие мысли. Поэтому если что-то не устраивает, нужно говорить об этом прямо.

Любите? Не забывайте говорить об этом. Выражение любви и привязанности – вовсе не сентиментальный бред, как склонны думать многие мужчины. Кричать об этом на каждом углу вовсе не обязательно, главное не дать забыть об этом друг другу.

Такие, кажется, простые вещи знают все. Но почему бы не попытаться применить их на практике и не насладиться результатом?

Общению с людьми надо учиться или же это умение нам подарено природой? К сожалению, в этом деле важен опыт. Кто-то считает, что общение в семье должно быть построено по авторитарному принципу, а кто-то хочет прослыть либералом и разговаривает с домочадцами на одном с ними уровне, поощряя при этом все прихоти близких.

Стили общения

  1. Авторитарный. В доме подавляется всякая инициатива, исходящая от ребенка. Правы только мать и отец! Приверженцы такого стиля общения думают, что так вырабатывается дисциплина. В итоге получается наоборот: ребенок растет в нервозной среде и становится подобием своих родителей.
  2. Либеральный. Мама с папой души не чают в малыше и позволяют ему все. Свободное познание окружающего мира, что может быть лучше! Что же получается потом: ребенок не знает границ и не воспринимает слово «нет». При малейшей конфликтной ситуации, дома или в среде сверстников, он впадает в истерику. Такому ребенку трудно войти в социум.
  3. Гиперопека. Это особенность общения в семье, где чадо воспитывает одна мама (более запущенный вариант – вместе с бабушкой). Все внимание сосредоточено на малыше: кроха и рта не успевает раскрыть, как за него все делают, думают и решают близкие. Ребенок растет, на него возлагают большие надежды и видят при этом высокие результаты даже тогда, когда их на самом деле и нет. Интересно, при такой комфортной жизни, зачем учиться чему-то самому?! Результат такого общения – взрослый мужчина (женщина) с инфантильным характером.
  4. Отчуждение. Абсолютная противоположность предыдущему стилю. Детей никто не замечает, они предоставлены самим себе. В такой атмосфере малыш часто неуверен в себе, он не может общаться со сверстниками, а по отношению к родителям проявляет агрессию.
  5. Сотрудничество. Думающие родители выбирают именно этот стиль общения. Детей в семье уважают, проявляют по отношению к ним заботу и внимание, при этом прививают им чувство уважения к взрослым и другим людям. Ребенок чувствует авторитет родителей, но в то же время знает, когда и что ему будет разрешено.

Правила общения

  1. Оставьте все свои проблемы на работе. Открыв дверь дома, вы становитесь не строгой начальницей, а любящей мамой. Обнимите свое солнышко: тактильный контакт поможет вам расслабиться. Неудачно сложившийся день – не повод плодить проблемы общения в семье.
  2. Выделяйте себе полчаса времени, чтобы просто посидеть в тишине и отдохнуть. Чрезмерная физическая и умственная нагрузка – прямой путь к эмоциональному срыву. Детям нужны спокойные родители!
  3. Все секреты общения в семье сводятся к умению выслушать. Если ребенок пришел к вам во время приготовления ужина и хочет рассказать что-то важное, найдите минутку, чтобы уделить внимание чаду. Аналогично должны поступать все домочадцы по отношению друг к другу.
  4. Общаясь с сыном или дочкой, не ставьте себя на ступень выше. В семье нет пьедестала почета, в ней есть равенство и взаимоуважение!
  5. Будьте щедрым. На похвалу, на знаки внимания, на подарки. Никогда не говорите своим близким, что если бы их не было рядом, возможно, ваша жизнь сложилась бы иначе, причем в лучшую сторону.

Общение в семье оказывает огромное влияние на характер ребенка. Кто вырастет из вашего сокровища – авторитарная личность, не терпящая возражений, или же уважающий мнения другого человек – зависит только от того, насколько правильно вы сможете выстроить отношения в доме.