Развитие недоношенных деток по месяцам. Как происходит развитие. Особенности развития внутренних органов и функциональных систем недоношенных детей

Зависит ли наше отношение к ребенку от того, как мы оцениваем состояние его здоровья? Одинаковые ли способности мы обнаруживаем у доношенных детей и у родившихся раньше срока? (Обратите внимание: вопросы касаются не реальных возможностей ребенка, а их оценки .) Оказывается, на наше отношение к ребенку влияет предварительная информация о его здоровье, это подтверждают следующие эксперименты:

Эксперимент I. Взрослым показывают видеозапись игр двух младенцев одного пола и возраста. При этом говорят, что один ребенок родился в срок, а другой недоношенный. Взрослые единодушно описывают первого младенца как сообразительного, подвижного, физически развитого, второго же называют пассивным, слабым, «ограниченным».

Эксперимент II. Взрослым дают возможность поиграть с обоими героями фильма. При общении с «недоношенным» все проявляют особую осторожность: почти не берут ребенка на руки, предлагают ему примитивные игры и самые простые игрушки, хотя его поведение не отличается от поведения «доношенного».

Налицо характерный как для родителей, так и для посторонних «стереотип недоношенного» , когда физические и психические возможности ребенка заведомо воспринимаются как ограниченные, и общение с ним выстраивается в соответствии с этими представлениями. Такой подход не имеет ничего общего с заботой и вниманием, необходимыми ослабленному малышу; и вред его в том, что недооценка способностей ребенка приводит к неоправданному занижению требований, а это может ограничить активность и замедлить развитие ребенка.

Показательно, что устойчивость «стереотипа недоношенного» зависит не от реальной зрелости ребенка, а от уровня осведомленности взрослых об особенностях его развития. Одна из задач статьи - дать мамам и папам необходимую информацию и помочь им в выработке принципов обращения с малышом, родившимся раньше срока. И еще мне хотелось бы дать несколько советов, касающихся того, как строить отношения с врачами и как преодолевать семейные трудности, связанные с рождением недоношенного ребенка.

Начните с себя

Не ищите виноватых. Нередко объективный анализ протекания беременности и родов подменяется в семье поиском виноватых. Таким образом люди подчас пытаются справиться с тревогой, испугом, ощущением непосильной ответственности за ребенка. Обычно так поступают лица, склонные к психологическому насилию (манипулированию другими, шантажу, пренебрежению, оскорблениям). Чаще всего кто-либо из членов семьи обвиняет молодую маму в неосторожном поведении во время беременности; отсюда недалеко и до негативных прогнозов: «Ты плохая мать, ты безответственна, тебе опасно доверять ребенка». Бывает, что вина приписывается отцу малыша («Плохо ухаживал за беременной женой!»), бабушке.

Столкнувшись с такими обвинениями, знайте: обидчик в первую очередь рассчитывает на вашу болезненную реакцию. Необходимо дать ему решительный отпор. Постарайтесь обсудить со всеми членами семьи вопрос о взаимной поддержке, выясните позицию и ожидания каждого. Помните: следует говорить о нынешнем моменте, а не вспоминать прошлые трудности и обиды.

Будьте внимательны к своим чувствам. Именно в первые недели жизни ребенка, когда налаживается его эмоциональный контакт с окружающим миром, у мамы может развиться послеродовая депрессия 1 . По разным данным, ей подвержены от 20 до 40% женщин. После преждевременных родов вероятность ее возникновения еще больше в связи с беспокойством матери за жизнь и здоровье ребенка. Что делать, если вы заметили у себя депрессивное состояние? Не позволяйте себе фиксироваться на негативных эмоциях, пытайтесь анализировать свои чувства. Для этого, например, полезно ответить на следующие вопросы:

  • насколько обоснованно мое беспокойство?
  • нужна ли мне поддержка, от кого я могу ее ожидать?
  • какие занятия приносят мне сейчас облегчение, доставляют радость?
  • каким я вижу своего ребенка: на кого он похож, какой у него характер?
  • как я представляю будущее своего ребенка?

Как относиться к ребенку

Начинайте общение с ребенком с самого рождения. В первые дни жизни незрелые дети нуждаются в покое, поэтому врачи ограничивают число и продолжительность посещений. Однако вы можете наблюдать за ребенком через стеклянную стену палаты: даже если малыш находится в кувезе, его движения хорошо видны. Посмотрите, как он реагирует на прикосновения медсестры, делает ли гримасы, шевелит ли пальчиками 2 .

Через некоторое время врач разрешит вам брать ребенка на руки, пеленать и кормить. Недоношенному ребенку в первые недели жизни необходим тесный контакт с мамой как «завершение» внутриутробного развития. Исследования свидетельствуют: чем более разнообразно и насыщено эмоциями общение новорожденного с матерью, тем быстрее ребенок растет, прибавляет в весе и развивается психически.

Даже самые незрелые младенцы видят и слышат гораздо больше, чем нам кажется. Поэтому вне зависимости от того, есть ли реакция на ваши действия, как можно больше разговаривайте с ребенком, пойте песенки, поглаживайте ему ручки и ножки. Ребенок может оставаться внешне безразличным к подобному общению до 3-5 недель (а глубоко недоношенный и дольше), однако он многое воспринимает и накапливает впечатления, просто физически малыш еще слишком слаб для активного реагирования.

При первых же ответных реакциях (оживление, глазной контакт) дайте ребенку почувствовать, что его действия вам приятны.

Можно поместить в кувезе или кроватке яркую погремушку, надеть малышу цветные носочки, дать ему послушать музыку и запись голосов членов его семьи. Считается, что так младенцы скорее начинают различать цвета предметов, высоту и тональность звука, а богатство впечатлений стимулирует психо-эмоциональное развитие. Однако не всякая стимуляция полезна. Например, перед визитом в больницу не следует пользоваться духами и туалетной водой: некоторые запахи раздражают детей, вызывают нервное возбуждение и аллергические реакции.

Ведите дневник, делайте фотографии. Начать делать записи о поведении ребенка можно чуть ли не на следующий день после родов. Такие дневники раннего развития помогают всем членам семьи еще до выписки ребенка познакомиться с его характером и подготовиться к его появлению. Дневник имеет смысл вести и в дальнейшем. Он может быть интересен не только как семейная реликвия: если у ребенка возникнут трудности в поведении или учебе, подробная история его раннего развития поможет специалистам дать индивидуальные рекомендации.

Во время пребывания в больнице можно попросить у врача разрешения делать видеозаписи или фотографировать ребенка (только снимать нужно без вспышки). Папе, бабушке, старшему ребенку будет интересно и полезно увидеть малыша заранее.

Помните о том, что развитие всегда индивидуально. Главный вопрос для мам и пап - насколько нормально развиваются их дети. При этом мы часто забываем, что в понятие нормы каждый вкладывает свой смысл: для одних родителей это прежде всего высокий интеллектуальный уровень, другие ожидают от ребенка спортивных достижений, третьи согласны, чтобы «хоть на троечки учился».

Психологи при работе с недоношенными детьми применяют два критерия нормы:

  • владение набором необходимых двигательных, игровых и речевых навыков;
  • адаптивность (способность правильно оценивать новые жизненные условия, самостоятельно принимать решения и выполнять задуманное).

Если в первом случае оценивается то, ЧТО умеет делать ребенок, то во втором речь идет о том, КАК (насколько гибко и правильно) он это делает.

Иногда родители сравнивают «достижения» своего малыша с нормативами для доношенных детей, которые можно найти в популярной литературе. Такое сравнение в принципе допустимо, однако в первые 5-7 месяцев следует делать некоторую скидку: так, если ребенок родился восьмимесячным, а сейчас ему три месяца, то ориентироваться нужно на показатели для двухмесячных детей 3 .

Адаптивность младенца можно оценить, когда он, например, пытается дотянуться до новой игрушки или общается с незнакомцем. Впоследствии нужно смотреть на то, как ребенок привыкает к новому коллективу, как справляется с новыми задачами и т.д. Чем более гибким является поведение ребенка, чем больше возможностей он испробует, тем лучше.

Недоношенные дети обычно очень чувствительны к любым новым обстоятельствам, но не всегда способны в достаточной степени сконцентрировать внимание и легко утомляются. Поэтому любое сложное задание на первых порах следует дробить на мелкие этапы и контролировать его выполнение. Занимаясь с ребенком, необходимо регулярно делать перерывы на подвижные игры, гимнастические разминки, а также чаще менять вид деятельности.

Не пропустите тревожные симптомы. Не стоит паниковать, если малыш вдруг стал более вялым или капризным, чем обычно: это может быть связано даже с изменением погоды. Однако некоторые симптомы являются действительно тревожным сигналом:

  • постоянное отсутствие ответного взгляда у ребенка с нормальным зрением старше двух месяцев;
  • болезненная реакция (судорожные движения, плач, крик) на прикосновение, взгляд и звук голоса взрослого после полутора-двух месяцев.

Такие явления иногда остаются незамеченными, особенно если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем. Однако они могут указывать на особое психическое состояние, которое может проявляться у недоношенных, - на ранний детский аутизм (состояние психической изоляции от окружающего мира). К сожалению, глубоко недоношенные дети относятся к группе риска по аутизму. Если вы заметили такие симптомы, следует проконсультироваться с медицинским психологом или психиатром.

Оценивая способности своего ребенка, помните: ваша главная задача - найти индивидуальные положительные особенности, на которые можно опереться при коррекции любых трудностей.

Как общаться с врачами

Задавайте вопросы. Согласно исследованиям последних лет, около половины матерей недоношенных младенцев НЕ ЗНАЮТ диагнозов своих детей, еще 20% НЕ МОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ в медицинских терминах и НЕ ПРОСЯТ у врача необходимых разъяснений.

Вы имеете право на полную информацию о состоянии здоровья ребенка, о том, какую помощь он должен получать, о прогнозе его дальнейшего развития. Лечащий врач обязан рассказать вам об этом в доступной форме и ответить на все вопросы - ваши и других членов семьи.

Спрашивайте не только о физическом, но и о психическом здоровье ребенка. Иногда незрелость организма становится причиной нарушений работы головного мозга - так называемой перинатальной энцефалопатии . Если вашему ребенку поставлен такой диагноз, поинтересуйтесь причиной и характером энцефалопатии: для понимания особенностей поведения и развития ребенка важно, какие именно отделы головного мозга страдают в результате заболевания.

Зачем родителям «медицинская» информация? Многие родители считают информацию такого рода излишней, полагая, что этими вопросами должны заниматься только специалисты. Это не так: чем полнее будет имеющаяся у вас информация, тем легче вам будет установить режим, организовать уход и развивающие занятия с ребенком после выписки из больницы. Вы сможете помочь другим членам семьи понять причины поведения малыша и научить их распознавать «тревожные» симптомы. Запас специальных знаний полезен также для того, чтобы оценивать достоинства и недостатки методов лечения ребенка, которые предлагают специалисты. Помните, что отказ от того или иного назначения - это ваше право. При наличии у ребенка страхового полиса вы сможете также самостоятельно выбрать медицинское учреждение и врача (в системе обязательного медицинского страхования).

Фотосъемки производились в Окружном Центре планирования семьи и репродукции ВАО г. Москвы на базе ГКБ №70 и в Центре планирования семьи и репродукции №1 г. Москвы . Редакция благодарит сотрудников центров за помощь в подготовке материалов.

Недоношенные дети развитие по месяцам имеют особенное, отличающееся от развития девятимесячных малышей. Поэтому им нужно подбирать специальные смеси, одежду, памперсы, учитывая анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка.

Отличие недоношенных детей от доношенных

Недоношенные дети развитие по месяцам имеют совершенно другое, чем у доношенных. Они не могут удерживать температуру тела, не обладают устойчивой частотой сердечных сокращений, нормальной двигательной активностью .

В чем же отличия между зрелым и недоношенным ребенком? Из внешних анатомических особенностей следует отметить такие:

Недоношенные дети могут иметь последствия в будущем, касающиеся неправильного или несвоевременного развития.

Поэтому наблюдение врача в первые несколько месяцев жизни является важным фактором .

Существуют и отличия со стороны дыхательной системы. Чем меньше ребенок, тем чаще он будет дышать . Между вдохами могут наблюдаться длинные паузы. Недостаточно развитие ткани легких приводит к появлению после рождения дыхательной недостаточности.

Имеет существенные особенности и пищеварительная система недоношенного ребенка:

  • маленький объем желудка;
  • недостаточный тонус сфинктера;
  • снижена перистальтика кишечника.

Почки не способны концентрировать мочу. По этой причине у ребенка наблюдаются изменения в частоте и количестве мочеиспускания.

Из-за недостаточного обмена веществ часто .

Какая должна быть норма билирубина у новорожденных узнаете из .

В специальных кувезах поддерживается необходимая температура и влажность

На внезапные громкие звуки недоношенный ребенок начинает реагировать только с 28 недели.

Поворот головы на звуковые раздражители можно заметить не раньше, чем с 33 недели.

Созревание зрительной системы происходит в 22-34 недели. До этого периода кроха часто лежит, закрыв глаза .

Яркие предметы малыш будет различать только с 30 недели. К зрению недоношенного ребенка следует относится с трепетом и вниманием .

Слишком яркие и продолжительные раздражители могут привести не только к ухудшению зрения, а и к полной слепоте.

Физиологические особенности развития недоношенных детей заключаются в следующем:

  • у 95% детей проявляются симптомы ;
  • в первую неделю может наблюдаться потеря массы тела до 15%;
  • иногда можно наблюдать токсическую эритему и гормональный криз;
  • практически все недоношенные дети сравниваются в своем развитии со сверстниками к 1,5 годам . Глубоко недоношенные дети догоняют сверстников к 3 годам.

Показание веса и роста по возрасту

Набор веса недоношенным ребенком зависит от степени недоношенности:

1 степень

Ребенок родился в 35-37 неделю. Его вес составляет не более 2500 г.

2 степень

Рождение ребенка произошло на 32-34 неделе. Вес ребенка составляет от 1500 до 2000 г.

3 степень

Малыш появился на свет на 29-31 неделе, а вес недоношенного ребенка не более 1500 г.

4 степень

Она самая сложная и серьезная. Ребенок рождается не позже 29 недели, его вес составляет не более 1000 гр.

Недоношенный ребенок: развитие по месяцам таблица предлагает примерные цифры набора веса малышом, находящимся на грудном вскармливании.

Вес недоношенного ребенка при любой степени будет меньше, чем у ребенка с нормальным весом, поэтому за прибавкой в росте и весе необходимо следить с особой тщательностью.

Таблица предоставляет неточный результат, поэтому показатели могут отличаться (как в большую, так и в меньшую сторону). В любом случае ребенку показано строгое ежемесячное наблюдение у педиатра. Только он сможет оценить степень психического и физического развития ребенка.

Возможно вы уже слышали о препарате , который корректирует развитие недоношенного ребенка. Если нет, то читайте нашу статью об этом.

Развитие недоношенного ребенка до года

Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года имеет следующие особенности.

1 месяц

Обьем одного кормления в первые сутки после рождения составляет 5-10 мл

В это время детям необходим постоянный присмотр медицинских работников. Иногда ребенку не обойтись без искусственной подачи кислорода, питания при помощи зонда и терморегуляции.

2 месяц

Увеличение массы тела происходит быстрее, чем в первый месяц. В этот период дети очень быстро устают, поэтому много и долго спят . Головку им держать еще сложно (в отличие от доношенных детей, о которых можно почитать ), как и сосать молоко, поэтому кормят часто сцеженным молоком.

3 месяц

С момента рождения вес крохи должен увеличиться в 2 раза. Если это произошло, значит уход за ребенком выполняется правильно. Кроха все еще быстро устает, но в этот период у него хорошо вырабатываются рефлексы, мимика, он неплохо реагирует на окружающие звуки .

4 месяц

Уход за недоношенным ребенком отличается от нормы и в этот период. В 4 месяца врач часто назначает массаж и несложные физические упражнения , которые мама может выполнять с малышом самостоятельно. Повышается тонус мышц, ребенок хорошо удерживает головку и может держать в руках игрушку.

5 месяц

Помогайте недоношенному малышу быстрее окрепнуть

Хорошо двигаются ножки и ручки . Ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающему миру и меньше устает. За счет этого уменьшается время сна. Может быть немного повышен тонус конечностей, но ребенок крепко удерживает предметы.

6 месяц

Вес ребенка, по сравнению с весом при рождении увеличивается в 2,5 или даже в 3 раза.

Малыш начинает переворачиваться на животик . Развитие недоношенного ребенка до года, при 1 степени недоношенности и надлежащем уходе к этому, практически ничем не будет отличаться от сверстников.

7 месяц

В это время ребенок готовится к тому, чтобы начать ползать. Он раскачивается на четвереньках, пытается ползи по-пластунски к игрушке или другому интересному предмету. Предметы ребенок берет самостоятельно .

8 месяц

Малыш может самостоятельно сидеть, пробует стоять , опираясь на что-то. Некоторые из детей начинают говорить первые слоги.

9 месяц

Речь в этот период становится разнообразной. Детки произносят самые простые первые слова . Свободно переворачиваются с животика на спинку и наоборот.

10 месяц

Движения крохи становятся уверенными. Его все интересует: от звуков на улице до взрослой пищи.

11 месяц

В это время детки уже активно ползают . ждать еще не стоит. Недоношенные детки развитие по месяцам имеют несколько другое, чем доношенные. Они начинают ходить в период от 13 до 18 месяцев .

12 месяц

К этому периоду дети почти ничем не отличаются от сверстников, но это касается только 1 и 2 степени недоношенности.

Возможные последствия недоношенности

Информация о недоношенных детях довольно противоречива. Бывают случаи, когда недоношенные дети последствия имеют тяжелые:

  • психоневрологические нарушения;
  • эпилепсия;
  • нарушение зрения или слуха.
От понимания мамой особенностей выживания недоношенного ребенка, зависит его жизнь

Есть сведения о том, что недоношенный ребенок семи месяцев последствия будет иметь менее серьезные, чем восьмимесячный.

Меньше вероятность развития патологий и почти 100% шансов выжить.

Недоношенный ребенок 8 месяцев последствия имеет тревожные.

Это обусловлено тем, что в восьмимесячном возрасте у ребенка начинают развиваться многие важные органы.

Во время появления на свет на этом сроке, процесс образования этих органов может прерваться . Вследствие этого, спасать таких деток намного сложнее. По этой причине последствия могут быть самыми плачевными.

Особенности ухода и кормления

Особенности ухода за недоношенными детьми и кормления родители должны тщательно соблюдать, так как именно от этого фактора зависит правильное развитие малыша и его здоровье.

Питание таких крох проблема непростая. Его организм не способен нормально усваивать пищу вследствие недоразвития органов пищеварения. Кормление недоношенных детей зависит от массы тела, гестационного возраста и тяжести физического состояния.

Если ребенок весит больше 2 кг, в первые часы жизни его можно приложить к материнской груди. Ребенку весом до 2 кг дают материнское молоко из бутылочки.

Особенности вскармливания недоношенных детей 4 степени включают использование зонда. Если зондовое питание проводится долгий период, применяют инфузионные насосы. При кормлении дают материнское молоко или смесь для недоношенных и маловесных детей.

Если кормят ребенка порционно – необходимо давать пищу от 7 до 10 раз . Это делается из-за того, что объем желудка очень маленький. По этой причине врачи дополнительно вводят питательные вещества.

Молочные смеси для недоношенных маловесных детей не должны исключать материнское молоко.

После каждого кормления малыша все равно нужно прикладывать к материнской груди.

Всё что нужно знать молодой маме о кормлении новорожденного ребенка, читайте .

При вводе прикорма не нужно рано вводить соки. Они вызывают аллергию. Такие добавки, как сахар и соль на ранних сроках следует исключить.

Первый прикорм – каши. В них разрешается добавлять смеси для недоношенных и маловесных детей, отзывы о которых только положительные.

Интересная по-поводу того, когда должен закрываться родничок на голове у ребенка.

Уход за недоношенными детьми должен быть тщательным. Уделяется внимание таким моментам, как одежда, климат, прогулки и купание.

  1. Одежда для недоношенных детей зависит от веса . Если ребенок весит более 2 кг, его можно одевать, как и обычного ребенка. Но если вес малыша меньше, он нуждается в дополнительной одежде и одеялах. Для таких деток есть специальные кофточки, чепчики, ползунки и другие виды одежды.
  2. Температура в комнате, где находится ребенок не должна быть меньше 23-35 градусов . Поэтому может возникать необходимость дополнительного обогрева помещения. Может быть рекомендовано использование грелок.

Большое значение имеет влажность воздуха, которая не должна быть меньше 50-70%.

  1. Купать деток не советуют в течение первых 2-3-х недель . Если ребенок 1 степени недоношенности – 7-10 дней. В первые 3-4 месяца для купания необходимо использовать исключительно кипяченую воду.
  2. Гулять с ребенком нужно осторожно. Первая прогулка не должна превышать 10-15 минут. Постепенно это время увеличивается. При минусовой температуре выходить на улицу можно лишь с 2-месячными детками, так как недоношенные дети развитие по месяцам имеют особенное, не схожее со зрелыми детьми. Как выбрать коляску для новорожденного по сезону мы рассказываем .

Как протекает развитие недоношенного ребенка до года по месяцам? Для родителей, на долю которых выпало выхаживать такого кроху, нередко это вопрос жизни и смерти. Здоровье и развитие ребенка, родившегося раньше срока, во многом зависят от степени его недоношенности. Первостепенную роль играет уровень оказанной медицинской помощи. Однако не менее важна любовь и стойкость родителей.

Из недоношенных детей вырастают здоровые, крепкие, смышленые мальчики и девочки. Они не отстают в освоении навыков, а всего лишь развиваются по своей схеме. Масса и длина тела у недоношенных детей в течение первого года жизни увеличивается быстрыми темпами в сравнении с доношенными новорожденными. Природа поставила перед ними задачу - «догнать», а в некоторых случаях и «перегнать».

Группы недоношенных детей

Группа Срок беременности, в неделях Вес новорожденного, в граммах Увеличение массы тела к году, в разах
1 36-37 2000-2500 4-5
2 32-35 1500-2000 5-7
3 28-31 1000-1500 6-7
4 Менее 28 Менее 1000 8-10
  • Если ребенок родился с массой тела ниже 1000 г, его называют «экстремально недоношенным» . Дети с таким весом составляют менее 5% всех недоношенных новорожденных. За жизнь такого ребенка приходится бороться упорно и продолжительно. Все жизненно важные функции его организма требуют искусственной поддержки. При современных достижениях неонатологии выхаживают даже детей с весом 500 г. Но в этих случаях высокий процент осложнений и инвалидности. Кстати, в России с 2012 года действует закон об обязательном выхаживании и регистрации детей с весом 500 г. Вокруг этой темы много дискуссий, в том числе и нравственного характера.
  • Особо пристальное внимание уделяется деткам, родившимся с массой тела от 1000 г до 1500 г . Их называют «глубоко недоношенными», но у них много шансов не только выжить, но и быть полноценными, здоровыми людьми. Таким детям нужна искусственная вентиляция легких, подача кислорода, энтеральное (через зонд в желудке) и парентеральное (через вену) питание. В специальные питательные смеси добавляются гормоны, аминокислоты, ферменты, глюкоза, которые способствуют быстрому росту и развитию грудничка.
  • Специальные условия . Дети с весом до 1500 г не подготовлены к самостоятельному функционированию. Для их выхаживания нужно создать условия, адекватные внутриутробным. Деток помещают в кувезы (кювезы) - инкубаторы для недоношенных. Здесь выдерживается необходимая температура и влажность воздуха, проводятся необходимые исследования и поддержка. В инкубаторе находятся дети весом до 1700 г, затем их помещают в кроватку с подогревом. При весе 2000 г малыш, как правило, уже не нуждается в специальной тепловой поддержке.
  • Особенности развития недоношенного ребенка на сроке 34 недели . Малыш способен самостоятельно сосать. Это важный показатель при выхаживании детей, родившихся раньше срока. У малышей этой группы есть риск возникновения апноэ - внезапной и непроизвольной остановки дыхания, чаще всего во сне. Поэтому им нужно пройти дополнительные обследования. Причины апноэ слабо изучены. Их связывают с мускулатурными, дыхательными, неврологическими нарушениями. Если осложнений нет, грудничок быстро набирает норму веса и отправляется домой вместе со счастливыми родителями.
  • Развитие недоношенного ребенка, родившегося в 36 недель . У таких деток, как правило, не возникает никаких осложнений. Они могут самостоятельно дышать и сосать. Интенсивная терапия им может не понадобиться. Однако такие малыши обязательно проходят дополнительные обследования и после выписки находятся под пристальным наблюдением педиатра.
  • Степень недоношенности связана не только с показателем веса, но и с общей зрелостью организма . Бывает, что детки рождаются с весом 2500 г, но по зрелости органов, систем и функций уступают тем, у кого 2000 г.

Как выглядит грудничок, родившийся раньше срока

Малыши, родившиеся раньше времени, имеют ряд особенностей. Внешние признаки проявляются с разной степенью.

  • Маленький вес и рост . Длина и масса тела грудничка могут впечатлять своей крохотностью.
  • Непропорциональность в теле . У малыша большая голова. Она составляет 1/3 длины тела (для сравнения у доношенного ребенка - 1/4). Мозговая часть черепа больше лицевой. Живот относительно всей длины также большой и распластанный. Пупок находится значительно ниже, чем у доношенных детей. Шея, ноги и руки - короткие.
  • Мягкость и податливость костей черепа . Родничок открыт. Кости могут двигаться, черепные швы расходиться.
  • Мягкость ушных раковин . Уши настолько мягкие, что могут сгибаться внутрь, слипаться.
  • Пушок на теле . Спина, плечи, бедра, лоб, щеки покрыты мягким волосяным покровом. В медицине это явление называется лануго.
  • Отсутствие подкожного жира . Кожа грудничка, как будто прозрачная. Под ней можно разглядеть кровеносные сосуды.
  • Слабость и вялость . Двигательная активность снижена, слабый крик, отсутствие чувства голода, гипотонус, неразвитый сосательный рефлекс - все эти признаки в медицине называются адинамией. Они бывают только у глубоко недоношенных.
  • Слабые и короткие ногти . Признак встречается реже, чем остальные.
  • Пучеглазие . Проявляется не сразу, а спустя две недели после рождения. Характерно для детей с большой степенью недоношенности.
  • Недоразвитие половых органов . У девочек может быть зияющая половая щель с недоразвитыми большими половыми губами. У глубоко недоношенных мальчиков - яички не опустились в мошонку.
  • Отсутствие набухания молочных желез . Бывает у глубоко недоношенных.

Перечисленные признаки могут проявляться в комплексе или частично. Какие-то из них могут встречаться даже у доношенных детей.

Когда кроха попадет домой

Это зависит от степени недоношенности. В больнице он может провести от недели до полугода. Этапы выхаживания недоношенных детей таковы: оказание первой помощи в роддоме; перевод в детское реанимационное отделение; затем в отделение интенсивной терапии; уже отсюда, при хорошей динамике, малыша выписывают домой. Мама может находиться рядом с крохой в больнице, помогать в уходе медперсоналу, привозить . И даже брать малыша на руки. Кстати, это один из самых уникальных и эффективных способов выхаживания. Он называется методом «кенгуру». При каких условиях малыша выписывают домой?

  • Нет осложнений, стабильный прогресс в общем развитии.
  • Налаженная терморегуляция.
  • Ребенок обходится без поддержки и контроля дыхания, сердечно-сосудистой системы.
  • Умеет самостоятельно сосать грудь или бутылочку, прибавка в весе увеличилась до 2000 г.

И еще одно, не менее важное условие: родители знают, как кормить недоношенного ребенка, как обеспечить малышу правильный уход и куда обратиться в случае необходимости.

Развитие по месяцам

Таблица - Прибавка в весе и росте недоношенных детей по месяцам и за год

Возраст (в месяцах) 4 группа
(до 1000 г)
3 группа
(до 1500 г)
2 группа
(до 2000 г)
1 группа
(до 2500 г)
Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см
1 180 3,9 190 3,7 190 3,8 300 3,7
2 400 3,5 650 4 700-800 3,9 800 3,6
3 600-700 2,5 600-700 4,2 700-800 3,6 700–800 3,6
4 600 3,5 600-700 3,7 600-900 3,8 700-900 3,3
5 650 3,7 750 3,6 800 3,3 700 2,3
6 750 3,7 800 2,8 700 2,3 700 2
7 500 2,5 950 3 600 2,3 700 1,6
8 500 2,5 600 1,6 700 1,8 700 1,5
9 500 1,5 600 1,6 700 1,8 700 1,5
10 450 2,5 500 1,7 400 0,8 400 1,5
11 500 2,2 300 0,6 500 0,9 400 1,0
12 450 1,7 350 1,2 400 1,5 300 1,2
Прибавка в весе и росте за год ≈ 7080 ≈ 33,7 ≈ 8450 ≈ 31,7 ≈ 8650 ≈ 27,5 ≈ 9450 ≈ 25,3

Таблица - Сравнительная характеристика моторных навыков доношенных и недоношенных детей

Навыки Ребенок с массой до 1500 г Ребенок с массой до 2000 г Ребенок с массой до
2500 г
Доношенный ребенок с массой до 3500 г
Зрительное и слуховое сосредоточение 3 мес. 2-2,5 мес. 1-1,5 мес. 2-4 нед.
Уверенно держит голову, лежа на животе 5 мес. 4 мес. 3,5-4 мес. 2,5-3 мес.
Переворачивается со спины на живот 7-8 мес. 6-7 мес. 5,5-6 мес. 5-6 мес.
Начинает ползать 11-12 мес. 10-11 мес. 9-10 мес. 8-9 мес.
Самостоятельно садится 10-11 мес. 9-10 мес. 8-9 мес. 7-8 мес.
Самостоятельно стоит 12-14 мес. 11-12 мес. 10-11 мес. 9-11 мес.
Самостоятельно ходит 14-16 мес. 12-15 мес. 12-13 мес. 11-12 мес.

На что обратить внимание при рассмотрении таблицы?

  • Отсутствует группа «экстренно недоношенных» детей . Процент рождаемости таких детей невысок. Методы их выхаживания сравнимы с космическими технологиями, а этапы развития могут сильно запаздывать.
  • Приведены усредненные показатели по месяцам . Необходимо учитывать индивидуальное развитие, генетическую предрасположенность, общее состояние здоровья.
  • После полугода показатели недоношенных детей постепенно выравниваются до уровня доношенных . Психомоторные навыки развиваются примерно в одно время, если у крохи нет никаких осложнений.

Разница в освоении навыков в сравнении со зрелыми новорожденными составляет 1–3
месяца. Это зависит от степени недоношенности грудничка.

  • 1 месяц . В отличие от доношенных детей малыш плохо набирает вес в течение первого месяца. Это обусловлено слабой сосательной активностью, неразвитым глотательным рефлексом. Если малыш находится в домашних условиях, задача родителей - оберегать его от воздействия холода, болезнетворных микробов, вирусов. Контакт с внешним миром должен быть ограничен.
  • 2 месяца . Силы прибавляются, но сосать малышу пока трудно. В этот период идет ощутимый набор веса, что является главным показателем здорового развития недоношенного ребенка. С начала второго месяца грудничка можно .
  • 3 месяца . Сон и еда - две базовых вещи для крохи в этом возрасте. Нужно только следить за тем, чтобы грудничок не поворачивал голову в одну сторону, и менять его положение. Также в этом возрасте появляются мимические реакции, малыш фиксирует взгляд на мамином лице, пробует поднимать голову. Пока не улыбается, зато реагирует на тактильный контакт. Развивается хватательный рефлекс, зрительное и слуховое внимание. Удваивается масса тела.
  • 4 месяц . Малыш поднимает и уверенно держит голову, издает звуки. Захватывает рукой игрушку. В этот период возможно повышение мышечного тонуса, который хорошо снимается массажем и гимнастикой.
  • 5 месяц . Удерживает игрушку в руке. Улыбается, начинает проявлять живой интерес к окружающему миру. Звуковые и зрительные реакции намного улучшаются. Ребенок поворачивает голову на звук и с точностью определяет его источник.
  • 6 месяц . Масса тела утраивается. Ребенок делает попытки переворачиваться со спины на живот. При общении заметно оживляется, узнает родных, дрыгает ножками и ручками, гулит. Если держать кроху под мышки, упирается ногами о поверхность, слегка приседает. После полугода уход за недоношенным ребенком ничем не отличается от ухода за малышами, родившимися в срок.
  • 7 месяц . Проявляет активность, легко , по-пластунски, хорошо держит игрушку в руке. В этом возрасте , если грудничок родился на 35–37 неделе.
  • 8 месяц . Делает первые попытки , стоит на четвереньках, пробует раскачиваться. Все двигательные навыки осознанные и умелые. В этом возрасте проявляет интерес не только к своим делам, но и к общению. Понимает, когда его просят показать какой-то предмет. Малыша интересует вербальный контакт - слова, интонации, песни, потешки, сказки.
  • 9 месяц . Сидит более уверенно, пробует ползать. Потребность в общении увеличивается еще больше. Режутся первые зубы, если малыш родился на 32–34 неделе. Произносит первые слоги.
  • 10 месяц . Уверенно стоит, передвигается, держась за опору. Но предпочтение пока отдает ползанию. Любит наблюдать за движущимися предметами. Быстро реагирует на звуки, прислушивается к ним, знает свое имя. В этом возрасте режутся первые зубы, если грудничок родился до 31 недели.
  • 11 месяц . Период активного ползания продолжается. Хотя малыш уже способен уверенно вставать и садиться. Может долго стоять без опоры и даже сделать несколько шагов без поддержки. В этот период его привлекают кубики, пирамидки, все движущиеся игрушки. Он хорошо контактирует с близкими.
  • 12 месяц . Грудничок может пойти самостоятельно. Это еще раз подтверждает, что недоношенные дети «догоняют» сверстников в развитии к году. Иногда это происходит позже - в полтора года. Педиатры отмечают, что в физическом развитии недоношенные дети преуспевают больше, чем в нервно-психическом. Возрастная зрелость нервно-психических процессов у таких деток может сформироваться к 2–3 годам. Эти показатели в пределах нормы.

Что нужно знать об особенностях медицинского наблюдения недоношенных детей? Необходимо: еженедельное наблюдение у педиатра в течение 1 месяца, затем дважды в месяц до полугода; ежемесячное определение уровня гемоглобина для предупреждения анемии; профилактика , начиная со 2 недели; ежеквартальная консультация ортопеда и невропатолога. Дополнительно на первом году жизни понадобятся консультации физиотерапевта, офтальмолога, отоларинголога, кардиолога, эндокринолога.

Особенности ухода: 6 важных моментов

Недоношенный малыш требует большего внимания и мер предосторожности при уходе. Каких именно?


Родителям нужно запастись не только знаниями и навыками, но еще и терпением, любовью и верой в своего малыша.

Отдельно о кормлении

Вскармливание недоношенных детей имеет ряд особенностей, о которых нужно знать родителям.

  • . После выписки малыш должен уметь самостоятельно брать и сосать грудь. В первые месяцы у грудничка еще мало сил, а затраты энергии при сосании велики. Поэтому рекомендуют докармливать его из ложечки сцеженным молоком. Главная задача мамы - и кормить ребенка как можно дольше.
  • Искусственное вскармливание . Если грудное вскармливание невозможно, используются адаптированные смеси для недоношенных детей с повышенным содержанием белка, витаминов, жирных кислот. Необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром при выборе смеси для ребенка.
  • Сколько раз кормить малыша? В зависимости от степени недоношенности: от 10 до 20 раз в сутки, дробными порциями. Когда малыш начнет набирать вес со второго месяца жизни, достаточно будет 8 кормлений в сутки.
  • . Вводится только после 7 месяцев, это связано с незрелостью пищеварительной системы. Затягивать с прикормом тоже нельзя, поскольку организм малыша нуждается в витаминах и минеральных веществах. Первыми в прикорме должны быть каши ( , ), затем и , свежие соки и самые последние - . Сахар и сладкие фрукты нужно исключить. После каждого прикорма нужно докармливать малыша грудным молоком или смесью.

Для малыша, родившегося раньше срока, каждый прибавленный грамм - уже победа. Контроль веса соблюдается строго. Желательно приобрести электронные весы для новорожденных и взвешивание проводить ежедневно.

При выписке родители получают ряд рекомендаций от неонатологов и педиатров. Важно выполнять требования по уходу и не заниматься самодеятельностью. Также важно знать: развитие недоношенного ребенка по месяцам зависит от степени недоношенности. Чем она выше, тем больше понадобится малышу времени для развития психомоторных навыков.

Распечатать

Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы будем говорить о недоношенных детках. А именно, когда младенец считается родившимся раньше срока, какие бывают степени недоношенности, о развитии таких детей до года и особенностях их развития после года.

В последние десятилетия рождение детей раньше срока происходит все чаще. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно во всем мире рождается более 2,6 миллиона недоношенных младенцев. Что больше всего волнует родителей, чей малыш появился на свет раньше положенного срока? Конечно же, особенности и возможные последствия недоношенности и чем отличается от других недоношенный ребенок. Развитие по месяцам имеет некоторые отличия, к которым нужно быть готовыми, поэтому давайте разбираться, что к чему.

По критериям ВОЗ недоношенными считаются младенцы, рожденные с 28 по 37 гестационные недели, с весом от 1 кг до 2,5 кг, а рост варьируется между 35 см и 46 см.

2. Степени недоношенности

Существует 4 степени недоношенности:

  1. 1-ая степень выставляется, если малыш родился между 35-37 неделями беременности, весом не более 2500 грамм;
  2. 2-ая степень недоношенности ставится деткам, родившимся на 32-34 неделях беременности, с весом от 1500 до 2000 грамм;
  3. 3-я степень устанавливается при рождении малышей на 29-31 недели гестации с весом не более 1500 грамм;
  4. 4-ая степень недоношенности ставится малюткам, которые появились на свет раньше 29 недели беременности, и весом не более 1000 грамм.

При выставлении степени недоношенности врачи учитывают не только показатели веса, но и зрелость рожденного детского организма. Случается, что дети с весом 2500 грамм уступают по зрелости органов и систем младенцам, с весом приблизительно 2000 грамм:

3. Особенности в развитии недоношенных детей (до 1 года)

Таблица №1. Развитие недоношенного грудничка по месяцам:


");