Развитие ребенка 12 месяцев. Пальчиковый детский театр. ребенок часто просыпается по ночам и плачет

В статье мы поговорим о том, как проходит развитие новорожденного ребенка – двенадцатый месяц жизни характерен рядом новых навыков и способностей, которые проявляются у малыша.

Вот и практически прошел первый год жизни малыша. Развитие ребенка по месяцам проходит очень активно, поэтому многим родителям кажется, что год пролетает практически незаметно. Вроде бы только вернулись домой из роддома, а уже возраст измеряется не в месяцах, а в годах. Но пока рассмотрим, с чем же столкнуться молодые родители на двенадцатом месяце, и какие изменения коснуться малыша.

Развитие ребенка на двенадцатом месяце носит переходный характер, так как от стадии освоение простых навыков оно переходит в стадию познания мира, который окружает малыша. Но обо всем по порядку: рассмотрим последовательно все направления процессов развития младенцев, которым исполнилось одиннадцать месяцев.

Физические показатели

В данном возрасте календарь развития предполагает массу ребенка от девяти до десяти с половиной килограмм, допуская отклонение в один килограмм. Что касается роста, то нормальным для двенадцатимесячного младенца считается семьдесят четыре – семьдесят шесть сантиметров , плюс-минус три сантиметра. Развитие новорожденного ребенка в этот период не предполагает большой прибавки в массе или росте – показатели остаются практически на том уровне, на котором находились в прошлом месяце.

Двенадцатимесячный ребенок должен уметь:

1. Ходить сам, или держась за руку. Некоторые все еще ползают, но делают это, активно, и уверенно опираясь на четвереньки;

2. Брать в руку несколько небольших предметов, как минимум два. В обе руки уже может набирать горстку мелких вещей: три и более;

3. Присаживаться и принимать положение сидя, не опираясь;

4. Подать вещь родителям, отпустить ее. Кроме этого, календарь развития указывает на то, что ребенок уже умеет хватать руками пуговицы на одежде, сгибая большой и указательный пальцы;

5. В годовалом возрасте достигает того уровня развития, когда он может строить башни, устанавливая один кубик на другой, или же одевать колечки, собирая пирамиду;

6. Понимать, что еда горячая и дуть на нее. Кроме этого, ребенок на 12 месяце уже сможет слать воздушные поцелуи, целовать родителей;

7. Если в процессе воспитания постоянно показывать малышу, как пользоваться ложечкой, то вполне вероятно, что в 12 месяцев оно уже освоит это действие. Желательно давать ему попробовать это делать, а не только показывать на примере.

Психологическое развитие ребенка на двенадцатом месяце

В этом направлении также есть ряд новых способностей, которые проявляются у малыша. Развитие новорожденного ребенка на 12 месяце в области психологических особенностей предполагает следующие моменты:

1. Малыш знает, как называются многие, регулярно встречающиеся ему, вещи. Произнести хорошо то или иное слово ему не удается, однако он понимает, о чем идет речь. Часто для одного слова у ребенка есть несколько вариантов понимания. Что касается произношения, то выговаривать буквы младенец пока не может или говорит лишь некоторые. Иногда может заменять один слог в слове на другой – это нормальная тенденция в процессе освоения речи;

2. Календарь развития ребенка на 12 месяце говорит о том, что начинается постепенная адаптация к социальной жизни. Малыш уже тянется к деткам, которые его окружают, но пока контакты по большей части заканчиваются конфликтами;

3. Постепенно развитие новорожденного ребенка доходит до того уровня, когда он начинает различать характеры членов семьи и понимать, кто строже, а кто мягче. Допустим, то поведение, которое он позволит себе в присутствии бабушки, рядом с мамой он не допустит;

4. Этот возраст характерен тем, что игры с малышом уже перестают быть простыми и легкими для родителей. Часто дети хотят сделать по своему, то, что недопустимо, и упрямиться, когда им это запрещают. Например, малыш может специально бросать песок в процессе игры, или бить других детей;

5. Двенадцатый месяц жизни ребенка характерен проявлением долговременной памяти. Детки уже помнят, что делали вчера, и даже события, происшедшие пару дней назад;

6. Музыкальные звуки вызывают у малыша желание подпевать в ритм. В 12 месяцев ребенок умеет даже немного танцевать, когда музыка застает его в положении стоя;

7. 12-ти месячный ребенок уже понимает и может выполнить элементарную просьбу: подать игрушку, бросить мяч и так далее;

8. Практически каждый малыш переживает переломный момент в период от девяти месяцев до года, просто у одних он наступает раньше, а у других позже. указывает, что чаще всего этот момент наступает именно на 12 месяце. Поэтому родителям следует быть готовыми к тому, что ребенок в 12 месяцев может стать непослушным, упрямым, плаксивым, обидчивым, отказываться принимать помощь близких, легко раздражаться из-за мелочей.

Из милого ангелочка малыш превращается в нервного и вредного ребенка , что часто заставляет родителей задуматься о причине столь резкого перевоплощения. Некоторые списывают это на то, что развитие к 12-ти месяцам достигло формирования характера, другие винят себя в том, что избаловали младенца. Но на самом деле это обосновано другими процессами, которые являются естественными:

Малыш взрослеет, что сопровождается проявлением собственного я, которое не всегда совпадает с представлением родителей. В свою очередь младенец протестует против того, что родители как бы подавляют его;

Ребенок на 12 месяце начинает впервые чувствовать, что является отдельной личностью, а также понимать градацию между ним и взрослым человеком. Он чувствует, что над ним доминируют, но не понимает причин;

Развитие новорожденного ребенка не стоит на месте: он осваивает все большее количество навыков, что стимулирует рост самостоятельности и ее проявлений. Он еще не до конца понимает, как правильно использовать все новые и новые знания, поэтому далеко не все у него получается так, как бы хотелось. Естественно, младенец нервничает, обижается, старается самостоятельно исправить ошибки. Часто детей обижает и то, что у них не получается сделать какие-то вещи, которые отлично удаются маме и папе. Это стимулирует раздражение и упрямство;

Когда малышу запрещают делать что-либо, он воспринимает это, как нарушение его прав и помеху в получении новой информации;

Развитие новорожденного ребенка в 12 месяцев: проверка

Для того, чтобы контролировать, как развивается малыш, необходимо следить за тем, чему он уже научился на каждом месяце жизни. Что должен уметь в 12 месяцев младенец, мы рассмотрим далее. Отсутствие одного из перечисленных навыков в двенадцатимесячном возрасте является поводом для посещения педиатра.

1. Некоторые детки уже могут делать несколько шагов без опоры, но этот навык может проявиться и позже. А вот активное ползание, способности находится в положении стоя, опираясь обо что-либо и делать пару шагов, держась за руки взрослого, ребенок в 12 месяцев должен уметь непременно;
2. 12-ти месячный ребенок умеет отвечать положительным и отрицательным кивком, а также помахать рукой;
3. Как минимум малыш произносит одно слово, причем вполне осмысленно. Чаще всего это слова мама или папа;
4. Правильно понимает и воспринимает просьбу о том, чтобы дать или взять какой-либо предмет;
5. Что касается зубов, то здесь календарь развития ребенка в 12 месяцев уже говорит о том, что хотя бы десна должна припухнуть, как признак скорого появления первого резца;
6. Кроме указанных навыков должны быть освоены и те, что проявляются на прежних месяцах жизни младенца.

Что касается режима младенца

Развитие новорожденного ребенка на двенадцатом месяце предполагает смену режима, к которому ранее привыкли родители. Сейчас уже не так-то просто уложить младенца на дневной сон, что становится причиной сдвижки режима. Многие малыши любят поспать утром дольше, до десяти часов утра, поэтому дневной отдых переносится на два-три часа дня. Следовательно, за день малыш ложится спать уже один раз, а его ночной отдых начинается позже: в десять вечера или даже еще ближе к полуночи.

Конечно же, смена режима отдыха приводит и к изменению в установленном графике кормлений. Если 12-ти месячный ребенок спит днем долго, но только раз в день, то просто не выйдет организовать пятиразовое кормление. Тогда родителям приходится кормить малыша по графику: девять утра завтракать, час дня – обедать, пять часов – полдничать и в девять вечера ужинать. Конечно, если малыш отдыхает днем столько, сколько и раньше, то можно не менять режим кормлений, оставив его прежним.

Стимулируем развитие ребенка в 12 месяцев

Любой младенец нуждается в постоянной стимуляции своего развития, а двенадцатый месяц жизни ребенка тоже не является исключением. Поэтому далее поговорим о том, как же помочь малышу осваивать мир.

Не забывайте о тактильном контакте: обнимайте и носите младенца на ручках;
Важно не оставлять развивающих игр и специальных занятий, которые направлены на стимуляцию речевых способностей и моторики младенца;
Еще что должен уметь в 12 месяцев ребенок – это ползать, но теперь ему нужна помощь в освоении навыка ходьбы. Не стоит спешить с обучением и если малышу пока тяжело активно передвигаться на четвереньках, то не надо заставлять его сделать первые шаги. Что бы ребенок сам был заинтересован подняться на ноги, его надо заинтересовать в этом.

Специалисты предлагают следующие методы:

1. Развитие ребенка на двенадцатом месяце достигает той стадии, когда он упорен, и даже упрям, поэтому можно использовать хитрость: поместить любимый предмет на поверхность, до которой малыш просто не дотянется на четвереньках. Он встанет на ноги, а в этот момент отдалите предмет на небольшое расстояние, стимулируя его к тому, чтобы сделать шаг. Учитывайте, что такая нагрузка нова для младенца, поэтому не начинайте отходить на сильно большое расстояние. Понемногу, с каждым разом можно немного прибавлять отдаленности предмету.

2. Итак, ребенок научился передвигаться на небольшое расстояние, отпуская одну опору, делая пару шагов, и берясь за другую опору. Расставьте игрушки так, чтобы он мог пройти к ним от стула на пару шагов вперед и ухватив перила кроватки.

3. Развитие новорожденного ребенка в этом возрасте предполагает способность сделать первые шаги, но часто препятствует боязнь не удержаться в равновесном положении. Для того чтобы младенец переборол этот страх, ему нужно дать взять в ручки любую из игрушек. После этого следует сделать несколько шагов в сторону и попросить малыша ее вам дать. По мнению специалистов, большинство детей именно так справились со страхом первого шага.

4. Как полугодовалый малыш, так и ребенок на 12 месяце, очень склонен к подражанию. Он не повторяет за родителями ходьбу, но вот за своими сверстниками может. Поэтому во время прогулки заходите на площадки, где есть младенцы, которые освоили навык ходьбы. Пусть малыш смотрит на них – это вызовет желание сделать также.

5. Многие родители используют ходунки для того, чтобы стимулировать малыша пойти. На самом деле частое их использование может отрицательно повлиять на осанку. Поэтому, учитывая, что развитие к 12-ти месяцам уже позволяет пользоваться вожжами и игрушками на колесиках, лучше все же взять их. Для того, чтобы предупредить падение, лучше придерживать младенца в области кистей или предплечий, но точно не подмышек. Если развитие новорожденного ребенка достигнет того, что он освоит самостоятельную ходьбу, можно воспользоваться капюшоном, чтобы направлять и контролировать его.

6. Минимизируйте использование коляски во время прогулок с ребенком.

7. Не паникуйте, если 12-ти месячный ребенок упадет, стараясь сделать свой первый шаг. Конечно, если падение серьезное, то необходимо подойти и помочь, но когда малыш легонько спотыкается, он может встать и самостоятельно. Это имеет большое значение в процессе освоения навыков ходьбы.

8. В парке или на природе можно снять с малыша обувь, если местность безопасная – пусть походит босыми ступнями. А вот если пол жесткий, надо приобрести специальную обувь для обучения его навыкам ходьбы. Развитие ребенка в 12 месяцев предполагает формирование определенной группы мышц, а так же походки. И если поверхность естественная: из камушков, песка или землю, то босая ходьба полезная. А вот жесткий пол опасен тем, что может нарушиться походка и возникнуть проблемы с голеностопом. Причем на двенадцатом месяце жизни ребенка для хождения по жесткому полу понадобятся не босоножки или тапки, а специфическая ортопедическая обувь. Она должна иметь шнуровку, высокий задник, и каблук в пять миллиметров. Это поможет удержать голеностоп и избежать плоскостопия.

Двенадцатый месяц жизни ребенка: как играть?

Сейчас наиболее подходящими являются игры сюжетного типа. Можно использовать специальный детский мини театр, чтобы обыграть сказку или какую-либо ситуацию. Для этого подойдут любые варианты игрушек: пупсы, куклы, машинки или кубики. Необходимо с одной стороны давать младенцу время на самостоятельные занятия, а с другой – играть вместе с ним. Главное, установить взаимное доверие, это необходимо для того, чтобы нормально протекало развитие новорожденного ребенка – двенадцатый месяц жизни малыша – самое время для перехода на новый уровень контакта.

Скоро у вашего малыша первый день рождения, дата, которая официально означает окончание периода младенчества. Беспомощность и беззащитность остались позади, а ваш ребенок растет и становится более взрослым и независимым. Ваш неповторимый малыш становится таким же неповторимым ребенком.

Как мы растем

Как по-разному детки начинают ходить! Одни, держась за стену, осторожно делают первые шаги, другие выползают на середину комнаты, сами встают и, широко расставив руки, чтобы сохранить равновесие, делают свой первый шаг. Ваш малыш сделает первый шаг по-своему, а к годику, как и другие детки, начнет ходить без вашей поддержки. И не только ходить. Обычно к году малыши уже могут сами нагнуться и поднять игрушку с пола или забраться на небольшую ступеньку (разумеется, под вашим присмотром).

Самой интересной игрой для ребенка, которому исполнился один год, становиться имитация звуков и поведения животных, малыш с радостью повторяет ваши действия и движения. Пришло время приобрести игрушечную посудку, стиральную машину, телефон и т.д.

Ребенок знакомится с окружающим миром, поэтому игра занимает важное место в его жизни. Для этого предлагаем следующие :

  • кубики;
  • мягкие ;
  • мячики;
  • детские книжечки (с плотными страницами);
  • картинки;
  • заводные машинки.

Не смотря на всю вашу заботу, нужно давать малышу возможность играть самостоятельно, без взрослых.

Давайте ребенку с мелкими деталями, острыми краями и сломанные категорически запрещается.

Закаливание ребенка, гимнастика и массаж

Закаливание ребенка

Температура воздуха в комнате ребенка должна быть в пределах 19-20°С. Регулярно проветривайте комнату. Летом малыш должен спать с открытой форточкой.

Прогулки с ребенком

Ваш малыш должен больше времени проводить на свежем воздухе. Летом по 3 - 3,5 часа три раза в день, зимой по 2,5 - 3 часа. Желательно, чтобы весь дневной сон малыш проводил на свежем воздухе.

Купание ребенка

Годовалого ребенка купать необходимо через день. Длительность купания - около 10 минут, темпаратура воды для купания - 33°С, температура воздуха в комнате - около 21°С. После купания малыша можно обливать водой, температура которой на один-два градуса ниже.

Каждое утро умывайте малышу личико, мойте ручки, а вечером, перед сном мойте и ножки. Ежедневное мытье ног - прекрасное профилактическое средство против простудных заболеваний. Для этой процедуры используют обычную воду, температура которой должна быть в пределах 30-32°С.

Водные обливания

Выполняйте водные обливания после занятий гимнастикой и массажем.

Гимнастика и массаж для здоровья вашего малыша

В комплекс массажа и гимнастики входят следующие упражнения:

  1. Движения руками по кругу держась за подвешенные кольца.
  2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
  3. Поднимание тела с положения на животе к вертикальному положению, держась за подвешенные кольца.
  4. Наклоны и выпрямления туловища.
  5. Приседания за отведенную в сторону руку.
  6. Сгибание и разгибание рук, сидя и стоя, удерживаясь за подвешенные кольца.
  7. Скользящие шаги.
  8. Приседания, удерживаясь за подвешенные кольца (упражнения для рук).
  9. Массаж живота.
  10. Массаж спины.

Занимайтесь с вашим малышом гимнастикой и массажем каждый день, делайте каждое упражнение 5-7 раз на протяжении 10 минут.

Подводим итоги:

Физические навыки:

  • Самостоятельно стоит и частично ходит
  • Может делать несколько самостоятельных шагов и ходить в ходунках
  • Встает из положения сидя на корточках
  • Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток
  • Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
Социальные навыки:
  • Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заб ся, к любимым игрушкам
  • Начинает капризничать
  • Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности
  • Может требовать больше помощи, чем ему нужно
  • Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили
  • Начинает проявлять чувство юмора
Интеллектуальные навыки:
  • Понимает почти все из того, что ему говорят
  • Может говорить еще одно два слова кроме «мама»
  • Узнает животных на картинках
  • Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал

Двенадцатый месяц – окончание грудничкового периода, который длится с первого месяца жизни и до исполнения ребенку одного года. Еще немного и вы отпразднуете первый день рождения своего малыша. За 12 месяцев ребенок вырастает в среднем на 25 см и рост к году составляет от 73 до 79 см.; вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, увеличивается почти втрое и составляет в среднем от 8,9 до 10,8 килограммов.

Физическое развитие на двенадцатом месяце

Ребенок уже встает без опоры и крепко стоит на ногах. Ближе к году большинство детей начинают самостоятельно ходить без поддержки: кто-то достаточно уверенно и к году уже способен бегать, а кому-то необходимо преодолеть свой страх, и он с осторожностью делает свои первые три-четыре шага. Таким деткам намного легче передвигаться, держась за опору – за мамину руку, коляску или спинку санок. При ходьбе малыш широко расставляет ножки носками врозь, не сгибая коленок (походка Чарли Чаплина), при этом балансирует руками и часто падает.

Ручки ребенка уже достаточно ловкие для того, чтобы брать мелкие предметы двумя пальчиками и крепко их держать. Дети в этом возрасте очень любят открывать/закрывать ящики, коробки с обувью, отлеплять липучки на одежде, развязывать бантики, шнурки, листать книги и журналы.

Игры и игрушки на двенадцатом месяце

Годовалому ребенку для развития необходимо приобрести наборы кубиков разных по цвету и величине, набор форм, вставляющихся друг в друга, наборы для ролевых игр (куклы, детская посуда, игрушечная коляска и т.п.). Показывайте ребенку, как можно один кубик поставить на другой, построить башню, а затем ее разрушить.

Годовалые дети с большим увлечением играют с ёмкостями: выливают, переливают, наполняют, опустошают. Любят играть кастрюлями с крышками и греметь ими. Играть с коробками: снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать коробки из-под обуви, выдвигать ящички и вытаскивать все содержимое шкафов. Ребенку нравится разбирать и собирать предметы, вкладывать их один в другой, просовывать игрушки в отверстия.

Обучайте малыша сложным действиям с предметами по словесному указанию: «построй башню», «дай мне зайку», «покорми куклу», «покатай машинку».

Находясь рядом с другими детьми, ребенок сначала изучает их со стороны, наблюдает за тем, с какими игрушками они играют, а затем повторяет их действие. Многие детки стараются забрать игрушки у других и очень редко отдают свои.

Еще одним из важных навыков, который осваивает ребенок после умения устойчиво стоять на ногах - это толкание и катание предметов (тяни-толкай). Ребенок получает удовольствие, когда толкает перед собой коляску, машинку, санки или тянет за собой на веревочке игрушки-каталки.

Очень полезно играть с ребенком в мячик: если ранее ребенок учился ронять мяч, то теперь он может его бросить. Ударять ногой по мячу ребенок учится, когда попадает по мячу случайно, во время ходьбы; вы можете держать ребенка за одну руку и попросить толкнуть мячик ножкой. И, несмотря на то, что первые удары ребенка по мячу очень слабые, с возрастом он сможет бить ногой по мячу с большей точностью и без вашей помощи.

Речь

Очень часто так происходит, что ребенок не может одновременно овладеть ходьбой и умением говорить. Ребенок может отставать в ходьбе от своих сверстников, но быстро пополнять словарный запас и наоборот. Мальчики обычно начинают разговаривать позднее, чем девочки. Но есть и такие детки, которые до определённого возраста не разговаривают или произносят слова крайне мало – не более 2-3 при норме 10-12 коротких слов, которые ребенок обычно выговаривает к году. И это тоже нормально, если ребенок понимает взрослого, у него есть пассивный словарный запас (малыш понимает значение слов, знает и показывает предметы, части тела, но при этом не произносит слова) значит, ему просто нет острой необходимости разговаривать, ведь ребенок сначала учится понимать язык, и только потом говорить.

Ранее вошедшие в лепет ребенка слоги - «ба», «па», «ма» в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов: «баба», «папа», «мама» и др. Любой звук или слог, имеющий определенное смысловое содержание, для малыша - слово. Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу, и в различных случаях служат выражением разных значений. Эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации, так слово «да-да» может означать: «дядя» или «дай мне», «ка» - ворона или качели. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, служат средством общения со взрослыми и детьми, например, ребенок может произносить звук «а-а-а» и показывать пальчиком.

Многие дети используют также простые слова «дай» и «на». Остальной словарный запас большей частью состоит из особых облегченных слов, понять зачастую посильно только родителям. Например, «бам» – падение, упал, мячик, «бабака» - собака, бабочка и т.п.

Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым звукам и словам. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого поддерживайте лепет ребенка легкими звукосочетаниями «топ-топ», «гуси-гуси-га-га-га». Учите его по вашей просьбе отвечать на такие вопросы, как: «Как ходят часики?». Скажи: «Тик-так». Чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произ­носить их в сопровождении правильных, например: «Спи, ляля, бай-бай». Через 3-4 месяца, когда ребенок сможет подражать взрослым, надо перейти к обычной правильной речи.

Слух

Разговаривайте с ваши малышом постоянно, маленького ребенка во время бодрствования должен окружать звуковой фон: читайте потешки , рассказывайте ему сказки и о том, что окружает его вокруг, пойте детские песенки. Самые лучшие звуки для ребенка - это звуки природы: пение птиц, шорох листвы, журчание воды. Такие звуки не только развивают слух ребенка, но и благотворно влияют на его нервную систему. К году ребенок способен не замечать шума, когда сосредотачивает свое внимание на красочной картинке в книжке или увлечен игрой.

Зрение

Ребенок видит изображения уже почти как взрослый. Он хорошо различает цвета. Восприятие таких параметров, как высота и глубина улучшаются по мере того, как ребенок начинает овладевать ходьбой. К году у ребенка полностью формируются слезные протоки, поэтому склеивание век у него происходит реже. Узнает знакомых людей, находящихся в другом конце комнаты, еще до того, как они заговорили с ребенком. Узнает близких ему людей по фотографии.

Другие навыки и умения на двенадцатом месяце

Самостоятельно берет чашку двумя руками, пьет из чашки и ставит на стол. Может сам проситься на горшок, хотя многие детки горшок недолюбливают и абсолютно не хотят на него садиться. Ребенок по назначению использует расческу. Пытается рисовать.

Первые зубки

К году ребенок уже может иметь 8-12 зубов . Если у вашего малыша зубиков меньше, не переживайте, подождите еще несколько неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит .

Осмотр ребенка в поликлинике

В год проводят туберкулинодиагностику (ставится проба манту) и только после оценки результатов решается вопрос о вакцинации против кори, краснухи, эпидемического паротита.

Поводы для беспокойства на двенадцатом месяце

Если к концу двенадцатого месяца:

  • держась за руку взрослого, не может сделать хотя бы несколько шагов;
  • не понимает, что требуют от него взрослые (например, не подает игрушку);
  • не умеет имитировать звуки и жесты;
  • не может самостоятельно есть ложкой и без посторонней помощи пить из чашки.

1. Безусловно, малыш отлично сидит и ползает.

2. Ребёнок самостоятельно стоит. Из положения стоя сам садится и может встать.

3. В 12 месяцев ребёнку под силу самому ходить.

Появление этого навыка не является строго фиксированным по какому-либо месяцу жизни. Некоторые дети начинают ходить в 10 месяцев и к году практически бегают. Малыши, которым больше нравится ползать, могут пойти позже – в год или в год и месяц. Самое главное, чтобы ребёнок демонстрировал развитие этого навыка, каждый день пытался сделать на один шаг больше, чем вчера.

4. Малыш осмысленно произносит несколько простых слов – «мама», «папа», «ляля», «баба» и тому подобное. Но даже если этого нет, не стоит сразу бить тревогу.

С неразговорчивым ребёнком старайтесь побольше общаться, рассказывать о явлениях, событиях вокруг. Сопровождайте свои действия объяснениями и пояснениями, вместе читайте.

5. Ребёнок удерживает кружку двумя руками, сам пьёт из неё, ставит на место. Пытается или уже держит ложку.

6. Складывает небольшую башню из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку, перелистывает страницы книги.

7. Выполняет по просьбе простые действия – найти игрушку, взять куклу, покормить мишку, найти пирамидку и прочее.

8. Реагирует на появление других детей.

9. Знает, как зовут близких, поворачивает голову в сторону человека, чьё имя было названо.

Для ребёнка в 12 месяцев закономерно проявлять свой характер. Родители таких деток отмечают, что малыш перестал слушаться (хоть и понимает слово «нельзя»), часто упорствует, настаивает на своём, капризничает, отказывается выполнять просьбы взрослых. Это связано, что развитие ребёнка 12 месяцев подходит к новому этапу развития личности, связанному со становлением воли и опробованием на прочность собственных границ. Детские психологи называют это кризисом одного года.

Масса тела ребёнка к двенадцатому месяцу утраивается. То есть, если при рождении масса тела малыша была 4200, то в год она должна быть около 12500 граммов.

За год младенец вырастает на 25 сантиметров.

Эти значения приблизительны, и незначительные отклонения не должны тревожить родителей.

Питание

Питаются дети уже практически за взрослым столом. Жареные, маринованные, копчёные и пряные блюда, естественно, исключаются.

Детям в этом возрасте ещё нельзя давать чёрный чай, кофе, грибы и шоколад.

С года при хорошей переносимости лактозы и белка коровьего молока можно начинать давать цельное коровье молоко. Также приемлемо расширить рацион за счёт заморских фруктов и ягод – цитрусовых, арбузов, дынь, персиков и абрикосов.

Год – это тот возраст, в котором детям-аллергикам можно вводить в рацион куриные яйца и рыбу.

Смесь после года можно постепенно заменить детским молоком или последующей смесью «3».

Грудничков желательно кормить грудью и после года. Вопреки мнению многих педиатров, в грудном молоке остаются те же полезные вещества, что и были, а содержание отдельных даже повышается. Грудное молоко после года – уже еда, это правда. Это защита здоровья малыша и матери, источник глубокой связи между ними.

Игры с годовалым ребёнком

1. Вождение коляски

Прекрасно стимулирует малыша ходить. Во-первых, ему это интересно, ведь ребёнок чувствует свою важность. Во-вторых, коляска являет собой дополнительную опору, страхуя от падений из-за неустойчивости.

Вместо коляски можно использовать игрушки-каталки.

Уделите внимание подбору правильной обуви. Голеностоп должен быть фиксирован, полнота регулироваться шнурками или липучками. Важен ортопедический каблук высотой 5 миллиметров.

2. Прятки

С малышом, который уже неплохо ходит, будет интересно играть в прятки. Покажите ребёнку, где можно спрятаться, научите его в процессе поисков ориентироваться на ваш голос.

Для её создания возьмите коробку, по размерам сравнимую с детской обувной. Наполните её различными предметами, безопасными для ребёнка. Для этого подойдут сырые макароны крупных размеров, большие пуговицы, плоды каштанов. Среди этого разнообразия можно спрятать маленькую игрушку или детскую ложку и попросить малыша её отыскать.

Наполняя коробку различными предметами, вы создаёте неиссякаемый источник игр для ребёнка.

4. «Найди только…»

Разложите на ковре различные игрушки и предметы. Попросите малыша собрать только мячики (кубики, куколки, колечки). Таким способом можно изучать цвета, собирая в отдельные кучки предметы определённого цвета, а затем давать ребёнку задание отыскать их среди прочих.

5. Совместное чтение

В процессе чтения устройтесь так, чтобы ребёнок видел страницы. Читайте и показывайте, про что идёт речь.

6. Пальчиковый детский театр

Знакомить детей со сказками можно не только читая вслух. Ещё интересней смастерить или приобрести уже готовых героев сказки. Малыш от такого развлечения будет в восхищении ещё не один год.

7. Изучение частей тела

Показывайте крохе, где его ручки, ножки, глазки. Демонстрируйте на себе и на нём.

8. Игры с музыкальными инструментами

Для таких занятий прекрасно подойдут колокольчики, бубны, барабаны и детские гусли.

9. Рисование

В год более интересны для малыша пальчиковые краски. Есть раскраски, где нарисовано цветное изображения и на нём специально оставлены пустые белые кружки, которые необходимо закрасить пальчиками.

10. Игры с куклой

Покажите, как можно кормить куклу и укладывать её спать. Годовалый малыш уже может её одевать и раздевать с вашей помощью.

Не отказывайте малышу, если он просится на ручки. Обнимайте почаще, общайтесь, рассказывайте об окружающем мире. Ребёнок говорит ещё мало, но понимает намного больше. Терпение, понимание и родительская любовь помогут преодолеть любые возрастные кризисы малыша и станут прочным фундаментом для дальнейших отношений.

Вашему ребенку исполнилось 12 месяцев - вот и пролетел первый день рождения, что дальше? Родителям хочется узнать план, по которому будет развиваться их малыш дальше. Однако, нет единого списка умений и навыков, по которому бы шло развитие ребенка, ведь мы все разные, такие же разные и наши дети. У каждого малыша свои индивидуальные темпы развития, склонности к тем или иным способностям... Тем не менее есть определенный набор умений, отсутствие которого у ребенка в год должно настораживать родителей.

Физическое развитие

К году подавляющее количество детей уже ходит самостоятельно, без поддержки. Некоторые все еще колеблются и не доверяют такому способу передвижения — присмотритесь, ваш малыш просто боится отпустить мамину руку или опору и пустить в самостоятельный «поход» на своих двух или же причина кроется в чем-то другом. В любом случае в возрасте 12 полных месяцев малыш обязан посетить ортопеда. Если ваш ребенок в год все еще не ходит, то, возможно, врач-ортопед определит причину.

Годовалые дети также свободно передвигаются в пространстве на четвереньках, ползком, периодически переходя от одного вида перемещения к другому - то ходят, то ползают. Дети в 12 месяцев умеют слазить с высоких стульев, умеют карабкаться и спускаться с дивана, пятится назад, а также подниматься и спускаться с лестницы на четвереньках. Дети свободно открывают ящички и дверцы шкафов (обзаведетесь специальным детским замком для дверей если не хотите чтобы все содержимое было вывернуто, тщательно исследовано и, возможно, выведено из строя).

Приходит время большей самостоятельности - ребенок пытается:

  • орудовать ложкой (держит в руке, стучит по стенкам тарелки, особо смышленые дети уже могут самостоятельно есть);
  • причесывать волосы расческой;
  • он чистит зубы зубной щеткой (немного не конвенциональным образом, но эффект практически тот же);
  • помогает взрослому одевать себя - подставляют или сами опускают ножки в ботинки, находят рукав и даже пытается надеть носочки.

Психическое и эмоциональное развитие ребенка в год

В жизнь ребенка годовалого возраста уже входят такие игрушки как мяч (для пинания, бросания и догонялок), пирамидка и кубики . Не волнуйтесь если последние 2 игрушки он не « осилит» сразу же. Покажите малышу как нанизываются кольца на пирамидку, и как их снять - он с удовольствием отточит сперва навык разбора уже сложенной пирамидки (и заодно попробует на зуб все колечки), а потом и сам начнет ее собирать. По ходу складывания пирамидки называйте цвета ее колец - так ребенок еще раз столкнется с названиями цветов.

Детки такого возраста проникаются идеей телефона и любят подолгу «болтать». Впрочем, не только по телефону - любой предмет может оказаться интересным «собеседником», малыш лопочет долго и эмоционально.

Эмоционально ребенок становится более зрелым - он может продемонстрировать протест и неудовлетворенность когда Вы заставляете его делать что-то чего он не хочет или же пытаетесь прекратить его деятельность или что-то отобрать (в этой ситуации хорошо работает прием "обмен" - я тебе дам вот этот предмет, а ты мне взамен тот что у тебя в руках), выражает любовь и нежность к близким или к любимым игрушкам - обнимает, целует.

Обычно к 12-ти месяцам,ребенок уже способен выполнять простые поручения взрослых, например, «принеси куклу», «дай», «возьми». Словарный запас составляет от 5 до 12 слов, сюда относятся не только полноценные, классические «мама-папа», но и такие слова как «ам» (я голоден), «бух» (упал), имитация звуков, издаваемых животными.

Подавляющее количество детей начинает стремиться к социальной жизни , особенно им нравится быть в гуще событий с себе подобными или детьми немногим старше себя. Взрослые также представляют для них существенный интерес в общении, в случае если они реагируют и отвечают на их «диалог».

Хотите узнать в какие игры можно играть с ребенком в год? Ознакомьтесь с