Архетипы - психолог-консультант. Встреча с самостью. Архетип ведьмы

АРХЕТИП ВЕДЬМЫ: В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ И ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН

Архетип (прообраз, идея), согласно толкованию основателя аналитической психологии Карла Юнга – это неспецифические психические составляющие коллективного бессознательного, находящие отражение в сюжетах сновидений. Проще говоря, это образы-символы, известные всем по мотивам сказок, мифов, поверий.

Одним из самых распространенных женских образов является архетип Ведьмы (ключевое слово - «ведать»). Эта фигура наделена особыми характеристиками: она владеет тайными знаниями, может использовать в своих целях тайны природы, ей подвластна сила исцеления.

Личность Ведьмы обычно представлена двумя полюсами: отрицательным и положительным. Задачей главного героя (если рассматривать сказку или поверье) является путем последовательных действий привести эту личность к положительному полюсу.

На уровне негативного полюса Ведьма лукава, опасна и зла. Этот теневой аспект обычно вытесняется человеческим сознанием на самые глубинные слои бессознательного. Сказочные злые ведьмы обычно живут далеко-далеко в лесах, на болотах «куда не ступала нога человека».

Однако энергетические нити положительного и отрицательного полюсов Ведьмы не существуют абсолютно обособленно, они зачастую пересекаются и взаимодействуют. Так многие эгоистичные негативные мотивы поведения Ведьмы дают человеку возможность обнаружить в себе и развить новые качества и способности.

Известно, что ни одна ведьма не вступала в длительные отношения с представителями противоположного пола и никогда не имела своих детей. Ведьмы очень своеобразны в отношении молодых мужчин, извечно пытаясь обманом разлучить их с любимой, превращаясь в красавиц, опаивая зельями.

С детьми же Ведьма вступает в контакт с одной лишь целью – уничтожить (посадить в горячую печь). Такое поведение символизирует способность женщины убить своего отпрыска, находящегося еще внутри утробы (образ печи). Также символично изображаются способности к захвату и разрушению женщиной подрастающей личности (Ведьма держит детей в плену, превращает в жаб и насекомых).

Однако, помимо негативного, в сказках обычно раскрывается и противоположный (позитивный) полюс личности Ведьмы. Она обычно постепенно двигается к позитивному полюсу, становясь более последовательной и конструктивной в своих действиях. Она приумножает свою волшебную силу, определяет границы личности, тем самым помогая герою развивать свои дремлющие способности, осознавать потребности, исследовать свой внутренний мир, и, таким образом, решать глобальные проблемы.

Положительная внутренняя Ведьма выполняет весьма немаловажную функцию – она является проводницей. Именно она указывает главному герою верный путь в логово злодея, где томится в неволе юная прекрасная дева (оказывает помощь мужскому началу на пути к раскрытию созревающего женского начала).

Один из ярчайших персонажей – Баба Яга – кормит-поит молодого царевича, моет в баньке, помогая преодолеть усталость, окрепнуть (внутренне подготовиться защищать и освобождать). Именно она раскрывает ему тайну смерти Кощея (образ пленяющей части отца), тем самым давая герою возможность преодолеть опасности и освободить (найти) для себя прекрасное женское.

Приближаясь к своему позитивному началу, Ведьма становится женственнее – она старается выстроить отношения как можно гармоничней, не навязывая своих убеждений, а лишь сотрудничая с героем, оказывает помощь лишь по мере надобности.

Таким образом, архетипическое предназначение ипостаси Ведьмы является основополагающим этапом в развитии женственности, дающим старт развитию женской зрелости, осознанию женщиной своих глубинных природных сил, способности управлять собственной защитной агрессией.


Посмотрите на приведенные ниже изображения ведьм. Все они демонстрируют абсолютно разные ипостаси рассматриваемого архетипа. На некоторых – образ Ведьмы удачно сочетается с другими фигурами.

Существует мнение, что описание Ведьмы, воплощение образа на бумаге само по себе несет исцеление.

Архетип ведьмы в женских образах романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова

Перечитывая мой любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», я обратила внимание на поразительную похожесть, казалось бы разных героинь. И мне тало интересно, в чём же заключена эта схожесть.
Все ключевые женщины романа так или иначе подпадают под влияние Воланда (Сатаны). А кто может окружать дьявола, как не ведьмы? Этот архетип – ведьма – всегда был очень интересен для меня. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» персонажи этого архетипа содержат ещё несколько архетипов, под влиянием которых преобразуются в отдельную яркую личность. Поэтому я и решила рассмотреть женские образы этого романа с точки зрения архетипа ведьмы, который возможно и не разглядеть с первого взгляда в некоторых образах (например, Аннушки), но как только этот архетип выделен, становится понятна психология персонажа и мотивация его поступков.
В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» есть четыре ключевых женских образа: Гелла, Маргарита, Наташа и Аннушка.

Лучше всего архетип ведьмы виден, конечно же, у Геллы, которая является ведьмой «по определению» - состоит в свите Сатаны. Даже по её внешности сразу видно, что она – ведьма: «Чёрт знает откуда взявшаяся рыжая девица в вечернем чёрном туалете, всем хороша девица, кабы не портил её причудливый шрам на шее…», «…совершенно нагая девица – рыжая, с горящими фосфорическими глазами», «Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове», у неё «зелёные распутные глаза» и «безукоризненное сложение». Уже в этом описании видно пришедшее из давних времен изображение ведьмы – рыжая, зеленоглазая (что издревле считалось признаком блудливости и причастности к сверхъестественным силам – мавки, русалки, ведьмы) и к тому же не знающая стыда женщина.
В Гелле проявляются два архетипа: ведьма, выраженный в начале романа очень ярко, и верная служанка. Архетип служанки выходит на первый план с момента встречи Маргариты и Геллы: «…служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать». Выполнив миссию служанки при королеве на балу, Гелла возвращается к обязанностям служанки при Воланде. Последнее упоминание Геллы в романе связано всё же с архетипом ведьмы – она вместе с Воландом и свитой вылетела из окна горящей квартиры № 50.
Кроме настоящей ведьмы – Геллы, в романе есть две женщины, ставшие ведьмами по воле случая: Маргарита и Наташа, её домработница. Но в сочетании с различными уже сложившимися качествами этих героинь, новый архетип проявляется по-разному.

Наташа изначально простушка - обыкновенная домработница, неграмотная, без определённого будущего, но красивая, весёлая девушка, которая любит жизнь, любит людей, относящихся к ней ласково (в частности, Маргариту): «Расцеловавшись, хозяйка с домработницей расстались», « - Душенька! Маргарита Николаевна!». Поэтому, когда в её жизнь вдруг так неожиданно врывается мистика, захлестнувшая её, обесценившая в её глазах житейские блага, Наташа радостно принимает эту мистику и не хочет возвращаться в мещанскую обыденность.
Метаморфоза, произошедшая с Маргаритой, разбудила в Наташе спящую ведьму, вызвала острое желание стать такой же: «Наташа … подбежала к трюмо и жадными глазами уставилась на остаток мази». Став ведьмой, Наташа не преследует, как Маргарита, никакой цели и даже не задумывается о том, надолго ли это, не пытается припрятать волшебную мазь на будущее, а бездумно тратит на шалость: «…ведь я и ему намазала лысину, и ему!». Обретя свободу, ощутив радость полёта, Наташа принимает решение о своей судьбе – остаться ведьмой. « - Ведь и мы хотим жить и летать! Простите меня, повелительница, но я не вернусь, нипочём не вернусь! Ах, как хорошо, Маргарита Николаевна!», « - Душенька, Маргарита Николаевна, - умоляюще заговорила Наташа и стала на колени, - упросите их, - она покосилась на Воланда, - чтоб меня ведьмой оставили. Не хочу я больше в особняк! Ни за инженера, ни за техника не пойду! Мне господин Жак вчера на балу предложение сделали». В том, что Маргарите это по силам, Наташа не сомневается: «Вам всё сделают, вам власть дана!». Получив согласие Воланда, новоиспечённая ведьма Наташа «победно вскрикнув, улетела в окно».

Третья ведьма в романе – Маргарита – женщина, в которой изначально заложен архетип прекрасной дамы. Она не может пожаловаться на житейские проблемы – у неё есть дом, которому завидуют многие её современницы, муж, от которого она «видела только хорошее», она не работает и даже имеет прислугу. «Что нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёчек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне не известно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду».
На примере Маргариты мы видим, что прекрасная дама ради своей любви, ради любимого человека готова пойти на что угодно, стать кем угодно – даже ведьмой. « - Я ведь человек несчастный, и вы пользуетесь этим. Лезу я в какую-то странную историю, но, клянусь, только из-за того, что вы меня поманили словами о нём! У меня кружится голова от всех этих непонятностей…», « - Я знаю на что иду. Но иду на всё из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет», - восклицает она в разговоре с Азазелло. Но и будучи ведьмой, она не перестаёт быть прекрасной дамой. При слиянии эти два архетипа создают то, что нужно было Воланду – восхищающую всех и вся прекрасную королеву на балу Сатаны. Вот такой стала ведьма и прекрасная дама Маргарита на одну только ночь из-за своей любви к Мастеру. «Маргарита не помнит кто сшил ей из лепестков бледной розы туфли, и как эти туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками. Какая-то сила вздёрнула Маргариту и поставила перед зеркалом, и в волосах у неё блеснул королевский алмазный венец. Откуда-то появился Коровьев и повесил на грудь Маргарите тяжёлое в овальной раме изображение чёрного пуделя на тяжёлой цепи» « - Как я счастлива, чёрная королева, что мне выпала высокая честь, - монашески шептала Тофана. - Я рада, - ответила ей Маргарита, в то же время подавая руку другим».
Но кончилась эта ночь. Кончилось заклятье, сделавшее Маргариту ведьмой, и она вновь стала сама собой – прекрасной дамой, которая наконец-то рядом с любимым человеком. Не важно какой ценой. «Через час в подвале маленького домика в одном из арбатских переулков, в первой комнате, где было всё так же, как было до страшной осенней ночи прошлого года, за столом, накрытым бархатной скатертью, под лампой с абажуром, возле которой стояла вазочка с ландышами, сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья. …В соседней маленькой комнате на диване, укрытый больничным халатом, лежал в глубоком сне мастер. Его ровное дыхание было беззвучно».
Однако нельзя дважды войти в одну реку, вернуть прошлую жизнь невозможно, и в разрешении судьбы Мастера и его прекрасной дамы удивительно единодушны и Воланд, и силы света. Левий Матвей передаёт просьбу Иешуа: «Он не заслужил света, он заслужил покой. …чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже». Воланд не спорит, но отвечает в своей манере: «Без тебя бы мы никак не догадались об этом».
Ведьма – Маргарита не может попасть на небеса, но прекрасная дама – Маргарита ничем не заслужила Ада. Такую любовь и самопожертвование нельзя карать, потому что она оправдывает все поступки Маргариты и мастера.

И последнее проявление архетипа ведьмы мы видим в женщине, которая как реальный персонаж появляется только в двадцать четвёртой главе, но чьё присутствие мы ощущаем с начала романа. Это Аннушка - та самая, ставшая причиной смерти Берлиоза. Пророчество Воланда в первой главе о том, что Берлиозу «отрежут голову» потому, «…что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила», услышанный Иваном Бездомным разговор женщин о причине гибели Берлиоза: «Аннушка, наша Аннушка! С Садовой! Это её работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литовку-то о вертушку и разбей! …Уж она ругалась, ругалась!» - это ли не подтверждение того, что Воланд избрал орудием убийства Берлиоза по своему обыкновению ведьму, но не «штатную» Геллу, а ту, которая подвернулась под руку.
«Никто не знал да, наверное, и никогда не узнает, чем занималась в Москве эта женщина и на какие средства она существовала. «…где бы ни находилась или ни появлялась она – тотчас же в этом месте начинался скандал, и кроме того, что она носила прозвище “Чума”», - такое короткое, но очень ёмкое описание дал ей Булгаков. Эта женщина ведьма по своей сути, хотя скажи ей об этом кто-нибудь – непременно был бы скандал, а может, и драка.
Ханжа, сплетница, любопытная до крайности, она и пострадала-то от свиты Воланда не потому, что её хотели наказать за какие-то житейские грехи и пороки, как Варенуху, Лиходеева, Поплавского, Прохора Петровича, Сокова и многих других, нет! После того, как она выполнила свою миссию – разлила масло на пути Берлиоза, - ведьма-Аннушка стала не нужна Воланду и о ней забыли – пусть живёт себе бытовая ведьма, делает людям гадости. Но ведьма, жившая в душе Аннушки-«Чумы», не давала ей покоя: «Чума-Аннушка вставала почему-то чрезвычайно рано, а сегодня что-то подняло её совсем ни свет ни заря, в начале первого». Когда она «уже собиралась тронуться куда-то», на площадке пятидесятой квартиры как раз начали происходить интересные события. А куда бы она тронулась с бидоном в полпервого ночи? В какие магазины? На самом деле это «что-то» было лишившим сна желанием разузнать, разнюхать о том, что же происходит в «нехорошей квартире». Чутьё не подвело Аннушку – чудес она увидела более чем достаточно. «В душе у Аннушки всё пело от предвкушения того, что она будет рассказывать завтра соседям». И всё кончилось бы вполне благополучно, если бы Маргарита, проходя мимо Аннушки, не потеряла подарок Воланда – золотую подкову, которую подняла Аннушка. В описании дальнейшего поведения Аннушки появились резко отрицательные ноты – «как змея», «глаза горели совершенно волчьим огнём» - именно этот огонь в глазах окончательно изобличает в Аннушке ведьму, но уже не скрытую, а ошалевшую от алчности. Но горе ведьме, покусившейся на собственность королевы! Наказание, которому подверг её Азазелло, вновь превратило Аннушку-ведьму в Аннушку-«Чуму», которой даже не хватило ума не пытаться пользоваться полученными от Азазелло «нечистыми» деньгами, хотя слухи о «волшебных червонцах» не могли пройти мимо её ушей.
Последнее явление Аннушки в романе – её показания о том, что «…она не отвечает за домоуправление, которое завело в пятом этаже нечистую силу, от которой житья нет», после чего Аннушка «к всеобщему удовольствию», исчезает.

Итак, мы видим проявления одного и того же архетипа в разных, очень непохожих друг на друга персонажах: в Аннушке-«Чуме», Гелле - ведьме, Наташе - простушке, Маргарите - прекрасной даме. Из этого следует, что архетип в чистом виде практически не проявляется, так как такой персонаж не интересен читателю. В то время, как изменённый под влиянием других архетипов, социального положения персонажа, исторической обстановки архетип проявляется в том или ином герое наиболее ярко и красочно.

Это самый яркий и привлекательный архетип, энергия настоящей истинной женщины. И, к сожалению, самый редко встречающийся. По крайней мере в своем светлом, не теневом виде.

Светлой стороной Жрицы является Фея, Вдохновительница, женщина-Муза. Темной — Искусительница, Ведьма, Женщина-вамп, Стерва .

Женщину со светлым аспектом Жрицы пора заносить в Красную книгу. Их осталось так же мало, как настоящих леди, женщин с глубоким чувством собственного достоинства. Часто в пример такой женщины приводят Мэри Поппинс — «леди Само Совершенство». Она одна на миллион. В ней есть черты роковой женщины, но не в столь негативном значении, как у ее Тени. В отличие от Ведьмы, Муза искренне дарит свою любовь мужчине, не использует его, а, наоборот, помогает, поддерживает, заботиться. Но не раболепно, а со всем чувством. Она будет заниматься им, вдохновлять и «продвигать наверх» до тех пор пока его любит. Будет ли эта любовь вечной или до поры до времени — неизвестно. Потому что, по большому счету, мужчины Жрице не настолько нужны. Ее истинным предназначением и главным увлечением является она сама. Не в эгоистичном смысле, а в плане погружения в ту жизнь, которая ей нравится — творчество, целительство, единение с природой, возможно даже немного колдовство. В современной жизни сложно назвать профессии, в которых находит себя Жрица . Скорее это хобби, занятие, которым женщина полностью поглощена. А быть им может, что угодно. Вспомните, мужчин с архетипом Мага — это гении, выдающиеся ученые, люди, на интуитивном уровне знающие правильное решение и делающие научное открытие. Поэтому сегодня она любит мужчину, дарит ему всю себя, а завтра она уже поглощена своими увлечениями и забыла о нем полностью. Как Мэри Поппинс — открывая свой зонтик и улетая вслед за восточным ветром.

Женщину с архетипом Жрицы мужчины всегда замечают, даже если она только что вошла или находиться в большом скоплении народа. Это та самая «манкость», сексуальная энергия, которая чувствуется с первых мгновений. Женщине при этом совсем не обязательно быть красавицей. Даже можно быть совсем некрасивой — ее энергетикой все с лихвой компенсируется. Если вы когда-либо задавались вопросом «почему красавицы часто одиноки, тогда как невзрачные женщины — да еще и с детьми — пользуются повышенным мужским вниманием, получают дорогие подарки, выходят замуж?», то вот ответ. Значит, у красавиц нет этой сумасшедшей энергетики, которая настолько обволакивает всех вокруг, что мужчине не приходит в голову обращать внимание на внешность женщины, ее возраст, социальное положение, семейный статус. Он уходит из своей прежней, казалось бы крепкой идеальной семьи, к простоватой «разведенке», чтобы жить с ней и воспитывать ее детей, забыв о своих. Такие женщины способны менять историю. Например, Уоллис Симпсон — некрасивая, даже скорее наоборот, грубоватая американка, ради которой король Эдуард VIII (дядя нынешней королевы Елизаветы II) отрекся от престола, сказав, что не хочет нести бремя правления страной без поддержки любимой женщины. Или Анна Болейн — тоже не красавица, с неоднозначной внешностью, низкого происхождения — но ради брака с ней Генрих VIII провел в Англии религиозную Реформацию и пролил море крови. Про таких женщин иногда говорят, что они как будто приворожили, что забавно, потому что Тень Музы называется Ведьма .В отличие от Музы, Ведьма всегда использует мужчин, не отдавая ничего взамен. Кроме, может быть, секса, с помощью которого еще сильнее привязывает к себе. Она добивается тотальной власти над мужчиной, а он не знает с какой стороны подойти к ней, чтобы завоевать или удержать. Да это и невозможно, потому что мужчины для Ведьмы являются просто ресурсом, который она будет использовать до тех пор пока не исчерпает и не найдет следующий. Манипулировать такой женщиной почти невозможно — вы ей не нужны. И даже если вы ее раскусили и дали от ворот поворот, она пожмет плечами и быстро найдет новую жертву. Мужчин на свете много, на нее с лихвой хватит. Поэтому Ведьма никогда не боится остаться одна. Она как Елена из фильма «ХХХХ» — богатого мужчину, способного ее обеспечить и заботиться о ней она найдет на раз-два. А остальным только и останется что невзначай целовать ее шарфик, когда она небрежно подаст шубу. В качестве литературного персонажа можно привести в пример леди Винтер — Миледи из книги «Три мушкетера».

Если брать не столь гипертрофированный образ, то такую женщину называют «вамп» или «стерва». Она не обязательно настолько жестока. Стерва — женщина которая никогда не забывает о себе и думает прежде всего о своих интересах, а потом уже о других. У нее может быть семья, любимый мужчина. Но в отношениях она всегда будет лидером, даже если не явным. Давить на нее, навязывать мнение, контролировать муж не сможет, потому что с самого начала понимает, на каких условиях эта женщина находится с ним в браке. Поэтому обычно у такой женщины много любовников и несколько мужчин — не каждый способен выдержать такие условия.

Архетипы… В клиентских историях, арт-терапевтических поделках, художественных коллекциях, религиозных текстах я считываю эти архетипические коды и сценарии. Они помогают нам жить, преодолевать кризисы, развивать способности и достигать гармонии в каждом погружении внутрь нашего личного Космоса. Если правильно считать их послание. Будучи практическим психологом, я люблю всё проверять - на себе и на других. И теория матрицы архетипов (партнёрства) Татьяны Борисовны Василец “вдохновила” меня, была проверена, и проходит проверку и сейчас, и, что важно, помогает находить ответы, силы, ресурсы, новые источники творчества и счастья для себя и для других. Предлагаю и вам познакомиться с этими архетипами, а может быть, открыть их для себя заново.

Начнём с азов. Итак, архетип Ведьмы - очень неоднозначный, но суперпопулярный (в масс-медиа, фольклоре, моих личных консультациях с клиентками). Да что скрывать, я сама долгое время раскрывала в себе ведьминские энергии. Пока не наступил момент для нового “проводника”.

О Ведьме и Воине

Её часто называют женским вариантом воина-защитника. Не случайно все Иваны-царевичи в русских сказках посещают её “избушку” и проходят “ее испытания”. Есть в этой встрече определённая точка сборки, взаимодополнения в андрогинных тонах М-Ж. Ведьма предстаёт агрессивным, теневым персонажем, способным и на коварство, и на подлость, с изменчивым нравом (намёк на тему постоянных трансформаций - внешних и внутренних), а главное - сильным Эго. Она может постоять за себя сама (в одиночку) и убрать с пути всех/всё, чтобы осуществить свои цели (этичности ещё нет, только инстинкты)… А если не получится, то будет несколько попыток, ведь целеустремлённость у неё в крови.

Ведьма в архетипической мандале принадлежит к образам с высокими показателями маскулинности, то есть мужественными чертами и функциями: Защищаться, Строить, Разрушать, Одолевать… Ряд функций безусловно женские или нейтральные: Ведать, Проводить, Мстить… А это значит, что, вступая на Путь своего Предназначения, Женщина ещё обладает смешанной природой, которой предстоит проявить свои лучшие “женские” качества через архетипы более высокого порядка.

Из тени к свету

Светлыми сторонами женского архетипа Ведьма можно назвать “ведовство” - доступ к тайным, природным знаниям, которыми она, как воин с оружием, умело или неумело управляет в интересах жизни/смерти. Очень земной и экзистенциальный образ. А ещё готовность к передаче этой мудрости (но только в обмен, бескорыстно Ведьма не делает ничего!). Не путайте с Феей или Богиней.

Ведьма учит Женщину защитной агрессивности, т.е. учит защищать интересы своего Эго, своей Личности. Учит самосознанию, природным инстинктам, Силе и влиянию на Другого. Ведьма часто описывается с большим крючковатым носом, как символ отличного “нюха”, чутья.

Ведьма - это и молодая красотка, и древняя старуха. Чаще последнее, в силу своей связи с древним знанием и его накоплением, а также теневой природой (глубинные слои психики - это тёмные болота и непроходимые чащи). Феномен превращения в молодую красавицу или принятие облика Другой, соответствующего более высоко стоящим женским архетипам, связан с эффектом мерцания - использование природной магии для соблазнения мужчины, надевание маски Персоны/иного Архетипа для примеривания чужой силы, иного качества. И нет в этой примерке ничего запретного, ведь эффект мерцания необходим для постепенного перехода на иные ступени…

Истоки женского архетипа Ведьмы

Ведьма - наш проводник к природным источникам женской силы, раскрытию нашей муладхара-чакры, связи с предками и их интуитивным знанием. Вспомните древние книги, исписанные кровью, рецепты и амулеты прабабушек, что передавались через поколения, частокол из черепов… Ведьма - пограничный архетип между жизнью и смертью. На знает, где добыть живую или мёртвую воду. Может принять роды у роженицы или отправить на тот свет неугодного её интересам.

Природные спутники Ведьмы - сова или ворон - это хищные птицы, которые отличаются острым умом. Ворон сопровождает и скандинавского бога войны Одина, питаясь падалью (пограничные состояния между жизнью и смертью) и собирая информацию со всего света для своего хозяина. Сова - ночной (чаще) охотник-одиночка с прекрасным слухом. Кстати, сова сопровождала не только ведьм, но и богинь в культуре этносов (Афину, Иштар и др.), то есть архетип на другом, небесном полюсе развития женской души.

И Ведьма, как её птичьи спутники, стремится летать, то есть развиваться духовно, “в небо”. И пусть её ступа и метла не покроет большие расстояния, однако эти скачки когда-нибудь помогут Личности “стать” волшебницей или богиней. Но это уже совсем другая история и другой женский архетип…

Где живёт ведьма?

Немного о месте обитании и социальных границах. В том и дело, что это социальные границы, то есть всегда дистанция между Я и Другими (не-Я). Укрытая в тайге избушка - это логово, где можно временами укрываться от надоедливого социума. Тёмные одежды и демонстративно устрашающий макияж / взгляд / имидж (каждому своё), также служит природной защитной функции “Не тронь!” (как острый блестящий меч). Ведьма редко приходит сама, чаще манипулирует или оказывается “на дороге”, чтобы преподнести урок / знания / подарок в обмен на силу / ресурсы / свежую кровь. Современные Ведьмы, точнее, женщины с актуализированным архетипом Ведьмы, живут среди нас, но всё также тяготеют обставить и защитить от людских глаз свою избушку: от домов-замков к квартирам с амулетами, тайниками, шкатулками и сейфами…

Ах, да, природа. Ведьма - один из самых “земных” архетипов, близких Матушке-Земле. Леса, озёра, горы, - везде, где контакт с дикой природой происходит “без посредников” в виде транспорта, ухоженных садов и зоопарков.

Ведьма и отношения…

И здесь всё неоднозначно. Ведьма - одиночка по натуре. Однако женская природная гибкость и адаптивность делает её способной к поддержанию межличностных отношений, но только пока это выгодно ей самой (и вновь эгоцентрические интересы). По характеру этих отношений с партнёром/детьми Ведьма - захватчик, тонкий манипулятор, поглотитель, но одновременно и проводник к знаниям, жёсткий учитель и трансформатор, который “перепекает” судьбы в своей древней печи, в том числе укрепляет физическую и психологическую оболочку эго (если другой не сгорит в этом испытании Духа).

Ревность, контроль, гиперопека, недоверие, независимость, расчётливость, эгоизм - вот часть этого “романтического букета”, который дополняется влекущей тёмной силой тайн и мистики, связанных с бессознательными процессами в психике, пограничной природы архетипа между жизнью и смертью, тёплым лоном матери-земли, рождающей и погребающей…

Может ли Ведьма полюбить? Если бескорыстно, то трансформация в Амазонку - Гейшу - Жену-Мать и далее по цепочке - необходима и неизбежна… Вероятно, это один из самых исцеляющих и гармоничных путей Женской Индивидуации…

Когда оживает Ведьма в нашей психике?

Чаще всего в кризисные моменты нашей жизни, архетип Ведьмы приходит в момент инициации знанием, внутренним, “эгоцентричным”. Ведьма приходит, чтобы спасти Эго, напомнить о внутренней генетической силе, силе рода, семейного и человеческого в целом. Ведьма обеспечивает выживание Личности Женщины (характерно после травмы, утраты, потери) и одновременно становится первой ступенью к раскрытию и развитию своего (пока) тайного потенциала.

Ведьма принимает свою природу и одновременно свою Уникальность и Силу. И если она готова начать делиться этим во благо мира, то перед ней открываются новые горизонты. И Ведьма оставляет “логово”, отправляясь в путь Женской индивидуации смелой Амазонкой, привлекательной Гейшей, мудрой Женой и Матерью… А дальше? Социальный и духовный потенциал Королевы, Волшебницы и Богини…

Заманчиво? Тогда лови момент для свой трансформации и используй его во благо себе и миру! Познавай себя через мощные ресурсы женских архетипов и будь готова отпустить старые сценарии и установки, возрождаясь к жизни на каждом этапе своего Пути!

Архети́п (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок.


Самый инстинктивный уровень женского личности представлен в образе Ведьмы, что символизирует способность к познанию, веданию. Она обладает тайными знаниями о целебных растениях, умеет взаимодействовать с животными, ей ведомы свойства природных женских сил.

Если говорить о внутренних частях конкретных личностей, то как правило, они имеют отрицательный и положительный полюс. Задача личности при помощи инициаций перевести эту область личности из отрицательного полюса к положительному.

В зоне отрицательного полюса Ведьма скрытна, агрессивна и коварна, отчего человеческое сознание имеет склонность к вытеснению негативного аспекта Ведьмы за пределы Я. Поэтому в сказках ведьмы часто живут вдали от людей в качестве отшельниц — в лесу или на болоте (лес, болото — символы глубоких слоев бессознательного).

Энергии позитивного и негативного полюсов области внутренней Ведьмы нередко переплетаются, и эта биполярность свойственна многим ее проявлениям. В районе негативного полюса Ведьма служит лишь своим эгоцентрическим целям. Осознавая содержания отрицательного полюса Ведьмы, можно вывести на уровень символического сознания многие глубинные теневые аспекты личности. Это дает человеку возможность более продуктивно использовать свои скрытые природные ресурсы.

Как известно, ни у одной сказочной ведьмы нет стойких отношений с мужчинами, нет своих детей. Ближе к негативному полюсу в адрес мужчин и детей Ведьма ведет себя как захватчица. Мужчин она старается обмануть, превращаясь в прекрасную деву. Разлучая влюбленных героев, сказочная ведьма стремится погубить красавицу-героиню и занять ее место рядом с героем.

Что касается детей, во многих сказочных сюжетах, Ведьма похищает их с целью уничтожения, поедания. Например, она предлагает маленькому Иванушке сесть на лопату, чтобы отправить его в печь, а затем съесть. Так символически отражается в сказочном сюжете способность женщины уничтожить ребенка, находящегося в ее утробе (печи) — сделать аборт. Сказочная ведьма нередко удерживает детей и других героев в плену, наводит на них морок — точно так же внутренняя Ведьма как функция личности околдовывает развивающиеся части Я. Если сказочная ведьма порой лишает своих пленников их привычного облика и красоты, превращает их в уродцев (уподобляет себе), это символизирует распространение влияния архетипической области негативной Ведьмы во внутреннем пространстве личности — Ведьма способна захватывать личность.

Сказки щедро представляют не только негативный, но и позитивный полюс архетипа Ведьмы. По мере приближения к положительному полюсу Ведьма становится все более конструктивной. Она концентрирует и умножает свою волшебную силу. Кроме познавательной (когнитивной) роли, у нее появляется задача контролировать невидимую границу между сознательным и бессознательным уровнями личности, а также — задача охранять границы личности в целом. Если границы, а значит, достоинство личности охраняет негативная Ведьма, то она делает это с помощью интриг, коварства и других агрессивных стратегий, в то время как позитивная Ведьма действует за счет освоения новых знаний, умений и умножения своей волшебной силы. Кроме того, позитивная внутренняя Ведьма увлеченно исследует глубинные, скрытые потребности личности, познает "самое себя", служа тем самым развитию и успешному решению наиболее актуальных задач человека любого пола.

У позитивной внутренней Ведьмы есть важная функция проводницы. В этой роли она служит созревающему мужскому началу. Позитивная Ведьма указывает сказочному герою-освободителю путь к злодею (Кощею, Змею Горынычу и т. п.), у которого в плену томится похищенная красавица (созревающее женское).

В образе Яги-помощницы таится бесценная подсказка, как эта ревность может стать полезной силой, которая помогает окрепнуть (кормит, поит, топит баньку для Ивана-царевича) развивающемуся мужскому аспекту в личности дочери — ее внутреннему герою-защитнику. В союзе с Ягой, ведающей всё о тайнах Кощеевой слабости (захватывающая, пленяющая часть отца), Иван-царевич быстро и успешно справляется с опасной задачей и побеждает злодея, освобождая прекрасное женское.
Становясь более женственной, Ведьма действует внутри личности все более гармонично — не завоевывает внутренние территории и не навязывает свои способы защиты остальным частям личности, а лишь откликается их просьбы о помощи, сотрудничает с ними.

Таким образом, архетипическая функция Ведьмы является первой ступенью развития женственности, неким стартом на пути к женской зрелости. Отражая начало духовного созревания женщины, Ведьма не только позволяет ей впервые осознать (изведать) могущество природных целебных женских сил, но и позволяет регулировать уровень женской защитной агрессии.

Ниже картинки ведьм. Можно пронаблюдать как интересно сработала подсознание художников и какие разные ипостаси этого архетипа проявились на бумаге. Некоторые из фигур отчетливо демонсрируют симбиоз ведьмы с другими архетипическими фигурами, некоторые изображают отрицательные и положительные полюсы этого архетипа в его классическом варианте. Догадайдесь где что:)

Кроме того уже само по себе рисование ведьмы, обращение внимания на эту область личности является целебным.