Чем занять ребенка на отдыхе? Игры нашего детства. Как развлечь на море малыша

Летний отдых с детьми рядом с водоемами очень благоприятен для здоровья. Неудивительно, что большинство родителей стараются вывозить детей на лето к морю. Южный климат и морская вода оказывают лечебное и профилактическое воздействие на человеческий организм.

В чем же заключается польза отдыха детей на море:

  • Укрепляется иммунитет.
  • Морской воздух оказывает лечебное воздействие на органы дыхательных путей и кровообращения.
  • Морские купания благотворно влияют на нервную систему, снимают депрессию и бессонницу.
  • Отдых на море рекомендован детям, страдающим диатезом, псориазом и другими кожными заболевания.
  • Сухой климат и морской песок идеальное профилактическое средство против бронхиальной астмы.
  • Морская вода избавляет от проблем, связанных с эндокринной системой.
  • Нормализуется обмен веществ.
  • Морской воздух, богатый микроэлементами, положительно влияет на развитие интеллекта и памяти у ребенка.

Перечислять достоинства отдыха у моря можно бесконечно. И все бы хорошо, но многие родители беспокоятся, что длительное лежание на пляже быстро наскучит ребенку и он потребует развлечений. Бесспорно, так оно и будет. Именно поэтому мы решили в этой статье дать несколько рекомендаций и посоветовать родителям, чем можно занять детей на пляже.

Во что поиграть на пляже с детьми до 3 лет – идеи

  • Замок из песка. Отправляясь на пляж, не забудьте прихватить с собой «песочный строительный набор: савок, лопатку, ведерко, формочки» Малыш с огромным удовольствием вместе с вами приступит к строительству сказочного замка из песка. Эта игра может продолжаться бесконечно, ведь замок требует защиты от набегов войск из соседних государств, а для этого необходимо выкопать ров и заполнить его водой, построить забор. Можно замок украсить ракушками и сделать в его стенах бойницы. Фантазия маленького строителя позволит с помощью родителей создать настоящий шедевр архитектурного искусства. Не думайте, что строительство замка – это малоподвижное занятие. Ничего подобного. Ведь малыш должен будет наносить воды, собрать ракушки, найти подручный строительный материал.
  • Поиск клада. В эту игру могут играть несколько ребятишек сразу. Для начала надо ограничить площадку, на территории которой будет находиться клад. Затем отвлечь детей купанием, и в этот момент спрятать клад. В виде клада можно использовать сундучок с камушками и ракушками, мешочек с орешками, коробочку с солдатиками. Предварительно детям нужно рассказать захватывающую историю про крушение корабля, про пиратов и ими закопанный таинственный клад. Показать территорию поиска и спокойно загорать до того момента, пока клад не будет найден.
  • Морские пейзажи. Найдите песчаный участок пляжа возле воды и на некотором расстоянии начертите на песке какой-либо гениальный (с вашей точки зрения) рисунок. Попросите малыша дополнить картинку своими деталями. Соберите ракушки и сделайте рамку для своего полотна. Возможно, у ребенка появится желание создать свою картину на песке.
  • Морское путешествие. Дома заранее изготовьте деревянный кораблик (можно с алыми парусами). Нет времени на подобное занятие, купите в магазине пластмассовое судно или сделайте обычный бумажный корабль. Дети обожают пускать кораблики. Но пускать в море или реке кораблик нужно вместе с родителями. Не хочется часами бегать за своим мореплавателем? Хочется отдохнуть и позагорать? Нет проблем. Выкопайте вместе с малышом ров, застелите полиэтиленом и заполните его водой. На определенных участках импровизированной реки можно построить пристани, мостки и настоящие разводные мосты. Пофантазируйте, ваш ребенок однозначно оценит ваши старания.
  • Рыболов . Сегодня в продаже есть масса всевозможных детских игрушек под общим названием «Рыболов». В такие наборы входят пластмассовые рыбки с магнитиками и удочка, также снабженная магнитом. Запустите рыбок в ведро, большой таз, в выкопанное в песке озеро. Ребенок с увлечением будет ловить рыбок для вечерней ухи.

Интересные игры на море и на пляже с группой детей — варианты для лагеря

  • Кто быстрее? Группы детей выстраиваются в шеренгу на берегу, не заступая за черту, проведенную заранее. Ведущий проводит ограничительную черту из буйков и на воде. Глубина воды в этом месте должна доходить до плеч самого низкорослого участника. По команде все участники бегут в воду до ограничительной черты и возвращаются на берег. Побеждает участник, первым достигший берега.
  • Морские бои. Цель заключается в избавлении от страха перед водоемами. Дети делятся на две команды и становятся друг напротив друга. Вода доходит им до пояса. По команде они начинают брызгать в соперников водой, пытаясь вытеснить их на берег. Победители остаются в воде.
  • Поиски сокровища. Цель – научить детей нырять. Ведущий забрасывает в водоем яркую вещь, которая уходит на дно. Искатели сокровищ должны в кратчайшие сроки отыскать, утонувшую вещь. Побеждает тот ныряльщик, который первый отыщет сокровище.
  • Великаны и карлики. Игра проходит по пояс в воде. Ведущий выкрикивает команду «Карлики». Все дети присаживаются. По команде «Великаны» они стараются как можно выше выпрыгнуть из воды. Перепутавший команду, выходит на берег.
  • Акула . Все игроки в воде образуют круг. Они «рыбки». В середине круга стоит «акула» Акулой может быть как взрослый, так и ребенок. Рыбки должны проплывать рядом с акулой так, чтобы она не смогла до них дотянуться и схватить. Пойманная рыбка сама становится акулой.
  • С донесением вплавь. Участвующие в этом соревновании должны уметь плавать. Все дети выстраиваются у стартовой черты на берегу. На расстоянии 10-15 метров (место довольно глубокое) заранее выставляется веха в виде флагштока. Всем игрокам ведущий выдает по листу сухой бумаги. Задание заключается в доставке донесения «командиру». Игрок должен, держа в одной руке лист бумаги, доплыть до флагштока и вернуться назад. Приказ – донесение должно остаться сухим.
  • Качели . Участники делятся на пары. Поворачиваются спинами друг к другу и, захватывают своего партнера согнутыми в локтях руками. Глубоко вдохнув, игроки по очереди наклоняются вперед до поры, пока их лицо не коснется воды. Упражнение повторяется.

Все, вышеперечисленные игры, проводятся под строгим контролем взрослых.


Совместные пляжные игры для детей и взрослых

  • Рыцарский турнир. Участники турнира – папы и дети. Заранее необходимо запастись длинными воздушными шарами. Они будут символизировать рыцарские мечи. Папы — кони. Дети – рыцари. Папы усаживают детей на плечи и входят в воду. По сигналу начинается турнир. Дети при помощи шаров пытаются сбросить противника с его «коня». Побежденный рыцарь и его верный конь выбывают из соревнования.
  • Морское сражение. Для этой игры потребуются резиновые надувные матрасы. Игроки делятся на команды. В каждой команде капитаном становится папа. Матрасов-кораблей может быть сколько угодно. Чем их больше, тем сражение будет более зрелищным. Цель игры сбросить противников в воду и захватить их корабль в плен.
  • Бег с препятствием. Дети пробегают определенную дистанцию, находясь по колено в воде. Игроки во время бега должны максимально высоко поднимать ноги. Победителем становится тот игрок, кто первый сумел добежать до финиша. Эту игру можно усложнить, предложив участникам бежать спиной вперед. В игре участвуют не только дети, но и их родители.
  • Охота на уток . Все дети – утки, родители – охотники. Дети находятся в воде по пояс. По команде ведущего: «Охотники идут», дети погружаются в воду с головой и считают до пяти. Потом выныривают. По команде ведущего: «Охотники ушли», дети гуляют, играют, плавают. После очередного сигнала: «Охотники приближаются» — дети скрываются под водой. Тот, кто раньше выныривает, получает штрафные очки. Победителем становится игрок, набравший самое маленькое количество штрафных очков. Цель игры заключается в обучении детей безбоязненно погружаться с головой под воду.
  • Летающий мяч. Две команды расходятся в воде и становятся в шеренгу друг напротив друга. Расстояние между шеренгами один метр. Один из родителей (условно назовем его судьей) подбрасывает резиновый мяч вверх, стоя между шеренгами на одинаковом расстоянии. Игроки стараются поймать мяч и передать игроку своей команды. Мяч перебрасывается между участниками. Команда, владеющая мячом, стремится его не потерять и не отдать своим соперникам. Нельзя допускать падения мяча. Команда, потерявшая или уронившая мяч, считается проигравшей. Благодаря этой , дети учатся ориентироваться в водном пространстве.

Все игры на воде, которые мы перечислили в нашей статье, безусловно, подарят вам и вашим детям массу удовольствия, дети перестанут бояться воды, научаться играть в команде, проведут прекрасно выходные на свежем воздухе и однозначно сблизятся с родителями. После таких игр можно будет постепенно переходить и к обучению ребенка плаванию. Конечно, лучше это делать в бассейне и под четким руководством тренера. Но одно можно сказать точно — ваши дети, благодаря играм на воде, на секцию плавания пойдут без страха и предубеждения.

Отдых у моря практически для каждой семьи с детьми входит в ежегодный план минимум по оздоровлению и развлечению любимой ребятни. Яркое солнце, теплая водичка, ласковый морской бриз – именно такими представляются дни отдыха. Но иногда природа корректирует все по-своему, и, приехав на море, семья встречает хмурое небо и холодные волны.

Чем же можно занять детей в плохую погоду на море, когда купаться холодно, а сидеть в номере – скучно?

1. При выборе места отдыха с детьми стоит обратить внимание на наличие дополнительных услуг : детской комнаты, аниматоров, которые самостоятельно организовывают детский досуг. В этом случае проблема легко решается – игры, кружки, мастер-классы не дадут заскучать детям любого возраста, и семейный отдых будет разнообразным и наполненным впечатлениями и эмоциями.

2. Ненастная погода на море – это отличный повод познакомиться с местными достопримечательностями . На экскурсию можно отправиться как самостоятельно (заранее разузнав, что находиться рядом с выбранным местом отдыха), так и с помощью организаторов. Такие поездки расширят детский кругозор, расскажут об истории местности, познакомят с новым и неизвестным.

3. Некоторые отели и оздоровительные комплексы предлагают для отдыхающих крытые бассейны, спортзалы, где можно интересно провести время с детьми во время шторма или дождя.

4. Если на море плохая погода, можно детей повести в зоопарк , театр морских животных, музей, дельфинарий, на выставку (в зависимости от того, что имеется в непосредственной близости). Практически каждый курорт может предложить юным путешественникам провести досуг в подобных заведениях.

5. Мелкий дождик, тучки, прохлада – не повод скучать. Разнообразить отдых с детьми на море в пасмурную погоду можно, организовав доступные развлечения на побережье – побросать камешки в воду, собрать ракушки, обточенные волнами разноцветные стекляшки.

На пляже можно быстро соорудить лабиринт (просто прочертить на песке или выложить камешками), расчертить «классики» и попрыгать, поиграть в мяч.

Это не только интересно, но и полезно, ведь свежий морской воздух после дождя будет чистым, а во время шторма – наполненный полезными микроэлементами (йодом, бромом, хлоридом натрия и др.), фитонцидами морских водорослей.

6. Даже если погода плохая, вода в море может быть теплой . Можно позволить деткам искупаться или просто побегать в прибрежной зоне по воде. После водных процедур обязательно вытереть досуха детей и переодеть в теплую одежду. Не стоит рисковать, если родители изначально настроены на негативные последствия, а у детей наблюдается хоть малейшее недомогание.

7. Можно совершить прогулку в лес, горы (в зависимости от места отдыха).

8. Во время дождя можно устроить в номере настоящую творческую студию . Из собранных ракушек, камней, веточек, получаются интересные поделки: фоторамки, фигурки сказочных персонажей и животных. Привезенные домой, они будут напоминать о днях отдыха и радовать ребятишек.

9. Прогулку по пляжу, по территории пансионата, отеля или базы отдыха можно совместить с фотосессией. Интересные и красивые кадры получатся и в пасмурную погоду. Также на природе можно предложить детям стать киногероями или певцами и записать видеоролик.

10. С детьми в номере можно поиграть в настольные игры (если их взяли с собой на отдых) или же вспомнить игры из детства, которые не требуют особой подготовки – крестики-нолики, морской бой.

На собранных камешках с помощью корректора, фломастера или лака для ногтей можно нарисовать домино и наслаждаться игрой, сделанной своими руками. Можно читать книги, разгадывать кроссворды, головоломки; устроить совместный просмотр мультика или семейного фильма.

Можно снять мультфильм с помощью фотоаппарата (покадровая съемка), а монтаж уже готового произведения произвести дома (или, при наличии ноутбука или планшета, тут же в номере).

11. Если у деток уже появились друзья , можно пригласить их в гости или организовать совместную прогулку. Родители будут общаться со взрослыми, а дети – друг с другом.

Отдых на море с детьми не может заключаться только в лежании на пляже и купании, поэтому плохую погоду лучше воспринимать не как наказание, а как возможность разнообразить и улучшить досуг.

Приятного отдыха!

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

Еще пару дней, и начнутся летние каникулы. А за ними и пляжный сезон. На морском побережье, у реки или озера вам придется решать вопрос: чем занять детей на пляже. А мы этот вопрос уже решили за вас. Подборка из 10 на пляже поможет вам не отвлекаться от отдыха.

Игры с песком, игры для фантазии, игры для сенсорного развития — это лето будет для ваших детей веселым.

Песочные замки

Эта игра, пожалуй, самая известная и популярная на берегу, не требующая дополнительных объяснений, подходящая для любого возраста ребенка. Замки можно не только построить из песочной кучи, но и украсить камешками и ракушками.

Повар

Готовим еду из песка, украшаем ракушками. Заказываем детям определенные блюда, а они «варят» и «жарят». Особенно любят слепить большой торт и украсить его.

Клад

Ищем сокровища. Прячем определенные предметы в песке (не очень глубоко), определяем границы для поиска, и дети ищут клад. Можно положить настоящие монеты, чтобы дети сами отыскали деньги на карманные расходы. Для малышей нужны предметы покрупнее. Для безопасности попросите детей копаться в песке не руками, а лопатками

Рисунки на песке

Мокрый песок — отличная площадка для рисования. Рисовать можно палочками, руками, ногами. А если картинка не получилась — просто плеснуть на нее водой, и начать с чистого листа.

На что похоже облако


Это игра для пятиминутного отдыха. Ребенок спокойно лежит с вами и смотрит на небо. Если, конечно, есть облака, то придумайте вместе на что они похожи, а можно и целую историю сочинить.

На ощупь

В пакет кладутся разные предметы. Ребенок, засовывая в пакет руку, берет предмет и, не высовывая руки, говорит что это за предмет.

«Ловкие ручки»

Нужно попасть в формочку или ведерко ракушкой, бросая ее с небольшого расстояния.

Перепрыгивание горы

Сначала из песка нужно построить горку, а потом, разбегаясь, перепрыгивать ее. Можно сделать западню и около горы выкопав углубление, наполнить его водой.

Зоопарк


Для этого нужно заранее собрать пластиковые корзиночки от фруктов и грибов - это будут клетки для животных, которых тоже нужно взять с собой на пляж. А вот построить дорожки, клумбы, бассейны и т.п. уже предстоит вам вместе с детьми на берегу моря.

Игры с мячом

Пожалуй, это отдельная тема игр на пляже. Водный мяч, волейбол, салочки и много других, как подвижных, так и развивающих. Например, бросая мяч друг другу, можно попросить ребенка называть антонимы слов, которые произнесли вы, можно играть в слова, города и многое другое, бросая мяч друг другу.

Строители
Это очень азартная игра, которая потребует выносливости и проворства. Предложите группе детей выстроить из песка нечто самое-самое. Пусть каждый из них работает в одиночку, соревнуясь с соседом и всеми остальными детьми. Это может быть самый высокий дом, широкая пирамида, глубокий колодец, большая ракета, длинный канал… После пригласите соседей и оцените результаты. Не забудьте купить какую-нибудь безделушку победителю и запаситесь конфетами для утешительных призов. Очень занятие на даче для детей.

Навстречу ветру
Покажите ребенку схему, как можно смастерить ветряные вертушки. Их делать очень просто и быстро. Они могут быть разных размеров и цветов и даже разукрашены вручную самим малышом. После того как ребенок сделает несколько штук, расставьте их вдоль дачной дорожки или, наоборот, поставьте тесной кучкой. Так вы и сад украсите, и ребенка займете.

Вперед, к приключениям!
Если у вас есть карта мира или глобус, захватите их с собой на дачу и превратите географию в веселую игру. Предложите ребенку выбрать страну, где бы он хотел побывать, а потом в Интернете или в детских энциклопедиях он должен будет найти информацию о ней. А когда ваш юный путешественник будет вам рассказывать о ней, поддерживайте его, развивайте тему и мечтайте вместе: что бы вы делали, куда бы отправились гулять, что бы хотели увидеть.

Чучело
У каждого на даче найдется немного старых тряпок и пара палок. Обязательно предложите ребенку смастерить чучело, которое будет охранять ваш дачный огород. Это самая простая игра для детей на даче.

Юный натуралист
Заведите дневник наблюдений за дачными растениями. Для наглядности ваш ребенок может их фотографировать с периодичностью в несколько дней и делать пометки. Можно выбрать несколько растений, лучше наиболее эффектных. Так, закончив наблюдения, ребенок сможет их срезать и засушить, для того чтобы сделать гербарий или картину-панно.

Зоосад
Обязательно организуйте на даче свой «зоосад» из насекомых. Для этого возьмите несколько стеклянных пол-литровых банок и вкопайте их по горлышко в землю в тенистом уголке участка. Внутрь каждой положите «приманку»: кусочек сыра, немного варенья или сахара. В банки обязательно попадутся жучки, паучки. Пусть ребенок понаблюдает за ними.

Не вытворяем, а творим
Если ваше чадо творческая личность, зайдите перед отъездом в магазин и купите любую понравившуюся вашему ребенку тетрадку. Она может стать личным дневником или будущей книгой, которую ваш фантазер сочинит во время каникул. Предложите творцу делать зарисовки на страницах или вклеивать вырезки из журналов.

Отдельный дом
Не забудьте посоветовать своим детям построить шалаш. Личное маленькое пространство будет располагать малышей к игре без вашего участия. Плюс он будет проявлять большую фантазию при строительстве, если вы скажите ему как начать и куда двигаться.

С небольшим опозданием спешу всех поздравить с началом осени и сообщить, что рубрика снова в эфире! Скажу по секрету, что уже подготовлено несколько бесед с очень интересными родителями – подписывайтесь на обновления. А пока читайте интервью, которое впервые дал путешествующий папа!

Прочитав заголовок, вы решите, что ниже – очередной список советов о том, как собирать ракушки, строить песочные замки и запускать летучих змеев. Нет! Дети моего сегодняшнего собеседника уже вышли из возраста подобных интересов. В течение двух недель отдыха в Крыму доцент факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Григорий Прутцков устроил своим сыновьям десяти и тринадцати лет настолько интеллектуально богатый отдых, что я решила расспросить о подробностях.

– Григорий Владимирович, расскажите подробнее, где и как вы отдыхали этим летом?
– В последние годы, планируя каждый свой отпуск с сыновьями, я стараюсь выбрать условия, максимально непохожие на домашние, – в Москве мы живем в окружении множества гаджетов и с постоянно включенным интернетом. В начале августа на две недели мы уехали в маленький поселок Сатера, расположенный к востоку от Алушты. Остановились в небольшом частном доме отдыха, в котором не было ни телевизора, ни вай-фая. Все втроем жили в одной комнате. В Москве, кстати, из-за разных дел мы чаще всего сидим в разных комнатах.
Дети быстрее свыклись с мыслью, что, кроме как по телефону, с внешним миром не связаться. А у меня в первый день была небольшая ломка, но когда я осознал, что даже в кафе нет беспроводного интернета, то успокоился. Таким образом, мы с мальчишками жили, как в прошлом веке.


Слева направо: Илья, Григорий Владимирович и Гриша Прутцковы. Фото из архива Г.Прутцкова

– Какой у вас был распорядок дня?
– Примерно до 11.30 мы купались на море. Потом у нас была сиеста. Еще в «Соборном уложении» 1649 года царь Алексей Михайлович узаконил дневной сон, и мне кажется, это был очень верный указ. Потом мы опять шли на пляж. Накупавшись, ужинали, а потом играли или гуляли до позднего вечера. Дело в том, что напротив нашего пансионата до половины одиннадцатого гремела дискотека – раньше заснуть было невозможно.

– Как вы проводили время?
– С собой мы привезли из Москвы три тома произведений Пушкина, Гоголя и Лермонтова, а также несколько настольных игр. Так что во время сиесты, когда не читали, то сражались в шахматы – у нас есть специальная доска для трех игроков. Играть было очень интересно, потому что непривычно, а значит психологически сложнее, требовалась новая тактика. Кроме этого, играли в слова – составляли кроссворды. Старший сын Гриша взял свою любимую игру «Эволюцию». Я все ждал, когда же ему надоест, но он подключил младшего брата Илью. Мы много читали вслух и каждый сам по отдельности. Честно признаться, я не думал, что будут такие интенсивные занятия. Ведь мы в Москве столько не читаем и не играем! А в итоге, вернувшись домой, сыновья настолько вошли во вкус, что стали чаще просить: «Пап, давай почитаем!», «Давай поиграем!». Считаю, это большим достижением каникул.


Гриша и Илья играют в “Эволюцию”. Фото из архива Г.Прутцкова
Шахматы можно играть втроем. Фото из архива Г.Прутцкова

– Как здорово! А как вы проводили время на пляже?
– На пляже и во время прогулок за эти две недели я прочел мальчишкам почти полные курсы лекций по российской истории и литературе. Таким образом, наши игры на море невольно основывались на этих лекциях. Самой популярной игрой стало загадывание и безмолвный показ слов, сидя по пояс в воде. К примеру, Гриша мне шептал на ухо слово. Я его показывал, а Иля старался отгадать. Если отвечал неверно, то ему приходилось нырять. Затем, наоборот, для Гриши загадывал Илья. Сначала, разумеется, это были какие-то простые слова: «гора», «дельфин». Потом сыновья начали загадывать друг другу исторических персонажей: Петр III, К.У. Черненко, Ленин. Гриша, как раз прочитав «Капитанскую дочку» Пушкина, загадывал брату Пугачева или Екатерину II. Мне приходилось показывать чудеса изворотливости, но все было разгадано.


Слева направо: Гриша и Илья Прутцковы. Фото из архива Г.Прутцкова

– Вы всегда так насыщенно проводите отпуск или впервые?
– Нет, не впервые. Пожалуй, уже четвертый год. Хотя путешествуем мы с ними с их раннего детства. До этого сыновья были маленькими, а впервые начали интересоваться моими рассказами в 2013 году, когда мы отдыхали в Испании – Грише было 10, а Илье – 7 лет. С каждым годом их интересы становятся глубже. Видимо, в следующий раз я возьму больше игр и книг.

– Не каждый родитель способен прочитать своим детям курс отечественной истории или литературы. Что бы вы посоветовали, чтобы отпуск проходил с не меньше пользой?
– Уделяйте детям внимание! Нельзя вручить ребенку гаджет, а самому уйти. Мозг маленьких детей подобен жесткому диску, который, чем заполнишь, тем и будешь пользоваться в будущем. В большом городе у нас мало возможностей проводить время вместе: у взрослых – работа, у детей – учеба. Но игра стоит свеч, если хотите вырастить грамотного и порядочного человека. Да, не все читают лекции, но каждый способен играть в настольные игры: шахматы, домино. Кроме того, дети часто сами предлагают игры. К примеру, мальчики предложили сыграть в аэрохоккей. Первые партии я проигрывал с разгромным счетом 13:0, 13:1. Но со временем поднаторел и в последние дни обыгрывал Илюшу со счетом 8:2. Помимо игр, можно читать детям вслух хотя бы произведения из школьной программы. Буквально по несколько страниц в день! Мои сыновья очень разные в плане интересов, но всегда внимательно слушают, что я им рассказываю. Еще не было случая, чтоб сказали «это неинтересно» или «не хотим об этом слушать».

Если вы не только любите путешествовать, но и берете с собой в поездку детей, тогда я с удовольствием возьму у вас интервью, которое опубликую на . Напишите на сайт@yandex.ru о своем опыте – обсудим детали!