Что делать если ребенка в школе обижают родители. Нужно ли родителям вмешиваться в ситуацию? Ребенка обижают в детском саду или школе? А что такое вообще обида

Проблема травли (буллинга) детей сверстниками с каждым годом все актуальнее. Работают психологи, педагоги, правоохранительные органы, но ситуация меняется мало. Нередко травля становится причиной травм или суицидов подростков. Она оставляет глубокий след в психике и ломает будущее человека. Самое неприятное, что дети не всегда делятся своими проблемами. Для родителей важно вовремя заметить, что ребёнка обижают в школе, и остановить это.

6 признаков, что вашего ребёнка обижают в школе

Есть семьи, где дети откровенно рассказывают обо всем, что происходит с ними в течение дня. Но нередки случаи, когда некоторые действительно важные вещи замалчиваются. Причин такого поведения может быть много, и это отдельная тема. Мы рассмотрим самые явные признаки конфликтов:

    Ребёнок открыто говорит, что не хочет ходить в школу. Имеет смысл расспросить его о причинах. Обычно это сообщает о проблемах с кем-то из сверстников, старшеклассников или учителей.

    Частые опоздания на уроки. Не исключено, что ребёнок сознательно старается меньше времени проводить со сверстниками и приходить как можно позже.

    Плохая успеваемость. Стоит поговорить с классным руководителем, а возможно, и самим понаблюдать, как ребёнок ведет себя на переменах. Не так страшны школьные программы, чтобы дети их не усваивали. Зачастую они плохо учатся из-за психологического дискомфорта.

    Признаки невроза, агрессии или апатии. Депрессивно или агрессивно настроенный ребёнок — это повод насторожиться для родителей. Особенно стоит обратить внимание на признаки нервного тика, нарушения сна, пищевые расстройства.

    Симуляция болезней. Дети не просто так придумывают себе болячки. Если отметили, что ребёнок симулирует, не ругайтесь, поговорите с ним по душам.

    Испорченные вещи. Если у школьника изорваны тетради, одежда, пропадают вещи, это может быть признаком того, что его обижают.

Если отметили хотя бы пару признаков из этого списка, навестите классного руководителя, пообщайтесь с педагогами, школьным психологом. Не паникуйте, если выяснится, что ребёнок изредка конфликтует. Это нормально. А вот систематические нападки — тревожный симптом.

Причины травли: какие дети «вызывают огонь на себя»

Нередко насмехаются над детьми с нетипичной внешностью. Полнота, прыщи, кривые зубы или даже «неправильный» разрез глаз могут вызвать жестокий буллинг. Если ребёнок не может постоять за себя, отвоевать свое «место под солнцем», ему придется несладко.

Часто издеваются над плохо одетыми, неряшливыми школьниками, детьми из неблагополучных семей. Также в группе риска слишком тихие, неуверенные в себе, медлительные, неуравновешенные школьники. Один-два прецедента — и издевательства над таким ребёнком уже входят в привычку. Примеру заводил следует весь остальной коллектив.

Принято считать, что обижают детей-«ботаников», которые много времени проводят за книжками, но упускают социальную жизнь. Как ни странно, именно «ботаники» зачастую лучше всех дают отпор насмешкам. Причина их успеха — начитанность. Такие дети копируют поведение персонажей книг. У них богатый словарный запас, который позволяет посадить в лужу обидчиков, если, конечно, не доходит до драки.

С чего начать раскручивать клубок неприятностей

Мы, родители, нередко сами провоцируем конфликты своих детей со сверстниками. От нашей реакции, действий и слов зависит, как поведет себя ребёнок в сложной ситуации. Найти баланс трудно. Если слишком опекаем, наше чадо подвергается насмешкам из-за несамостоятельности. Если пускаем конфликты на самотек, объясняя, что не стоит переживать из-за мелочей, то формируем у ребенка мысль, что он не заслуживает лучшего.

Нельзя ни махнуть рукой на взаимоотношения ребёнка с окружающими, ни тотально контролировать. Как же быть? Стоит чутко реагировать на сообщения о возможной травле, ненавязчиво наблюдать, но вмешиваться только тогда, когда ребёнок действительно не в состоянии справиться с ситуацией самостоятельно.

Предлагаем несколько дельных советов психолога:

    Доверительное общение. Разговаривать с ребёнком, искренне интересоваться его проблемами — это архиважно. Выслушивайте всё, находите время для общения. Не осуждайте, не критикуйте, а слушайте и вникайте. Ребёнок почувствует вашу поддержку и будет больше доверять.

    Анализируйте и действуйте конструктивно. Если над ребёнком насмехаются из-за внешности, можно исправить ситуацию. Проблемы прыщей, лишнего веса, выравнивания зубов решаемы. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.

    Наладьте контакт со школьным психологом. Он станет вашим надежным союзником и не раз выручит в сложных ситуациях. Нередко психологам дети рассказывают гораздо больше, чем родителям.

Если вашего ребёнка обижают в школе, будьте внимательны. Уделяйте больше внимания его внешнему виду, психологическому состоянию, оставайтесь на связи с педагогами.

Как действовать, если ребёнка унижают и бьют

В случае очевидного буллинга вам нельзя оставаться безучастным зрителем. Пришло время принимать кардинальные меры. Вот конкретные действия, которые доступны родителям для решения проблемы:

    Немедленно подготовьте запасной аэродром. Зачастую педагоги и психолог в курсе проблем, но не могут или не хотят их решать. Если столкнулись с подобной ситуацией, соберите информацию о соседних школах и выберите наиболее подходящие заведения для вашего ребёнка. Вы должны быть готовы перевести его в любую минуту.

    Не оставляйте без внимания ни один серьезный инцидент. Если травят одни и те же школьники, пишите заявление администрации с просьбой защитить ребёнка от этих учеников. Если вас будут уговаривать решить вопрос полюбовно, не соглашайтесь. Это не улучшит ситуацию, а вот соответствующий документ может повлиять положительно.

    Обращайтесь в правоохранительные органы. Если ребёнка побили до синяков и царапин, немедленно обращайтесь на санпропускник ближайшей больницы и снимайте побои, обращайтесь в полицию. Если будут отговаривать писать заявление, не соглашайтесь. У вас должно быть подтверждение факта избиения на случай, если ситуация ухудшится.

    Встречайте из школы. Если понимаете, что ребёнка постоянно преследуют хулиганы, «ловят» после школы, организуйте его сопровождение взрослыми. Встречайте сами или попросите помощи у родных.

    Купите технические средства защиты. Сейчас доступны специальные модели телефонов с кнопками тревоги, функциями слежения, мгновенного включения диктофона. Если вашему ребёнку угрожают, такие устройства незаменимы.

Безопасность вашего ребёнка прежде всего. Используйте все доступные средства, чтобы ее обеспечить.

Главное о помощи ребёнку, если его травят в школе

Обычные детские конфликты нужно отслеживать, учитывать, но помогать ребёнку необходимо только тогда, когда он сам не справляется. А вот серьезные случаи унижений, побоев спускать на тормозах нельзя. Чтобы быть в курсе всего и вовремя прийти на помощь, следуйте таким правилам:

    всегда внимательно слушайте ребенка, поддерживайте, меньше критикуйте, чтобы сохранить его доверие;

    будьте на связи с педагогами и психологом;

    в любую секунду будьте готовы перейти к активным действиям: переводу ребёнка в другую школу, официальному заявлению на имя администрации или обращению в полицию;

    купите ребёнку технические средства защиты, отпугиватель для собак.

Помните, если ваш ребёнок будет изгоем в школьной среде, это может негативно сказаться на его будущем. Не становитесь мамой-наседкой, но и не допускайте травли.

Как бы странно это ни звучало, но дети бывают жестокими. Их психоэмоциональная сфера ещё не полностью развита, поэтому они часто просто неспособны поставить себя на место другого человека и оценить силу обидных слов.

Проблема травли в детском коллективе не нова: вспомните нашумевший фильм Ролана Быкова «Чучело» по одноимённой книге Владимира Железникова. Главная вина здесь лежит на взрослых: на родителях, которые не сумели объяснить своим детям, что такое хорошо и что такое плохо, почему нельзя унижать человеческое достоинство и самоутверждаться за счёт других людей; на учителях, которые «проглядели» критический момент, а в результате ситуация вышла за рамки допустимого.

Пока один ученик стремится к лидерству любой ценой, другой может стать изгоем. Рассказываем, как распознать проблему и помочь своему ребёнку, если его стали обижать сверстники.

Кто в зоне риска?

Чаще всего мишенью для нападок становятся:

- «белые вороны» - дети, которые хоть в чём-то отличаются от средних показателей в классе;

Неуверенные в себе ребятишки - молчаливые, застенчивые, готовые терпеть любые оскорбления;

Те, кто слишком эмоционально реагирует на выпады в свой адрес - плачет, обижается, тут же жалуется учителю или лезет в драку;

Дети из неблагополучных семей - обычно они неаккуратно одеты, плохо учатся, опаздывают на занятия;

Отличники - агрессорам невыносимо видеть, что кто-то учится лучше них.

Тревожные сигналы

Чтобы не упустить критическую ситуацию, родителям следует быть в курсе всех жизненных перипетий своего чада. Фундамент доверительных отношений в семье закладывается с первых лет жизни ребёнка. Как правильно общаться с детьми, мы рассказали в статье, на которую нас вдохновила книга Юлии Гиппенрейтер.

Бывает, что ребёнок не рассказывает родителям о том, что его обижают в школе. Есть косвенные признаки, по которым внимательные взрослые могут заметить, что отношения с одноклассниками далеко не радужные. Насторожитесь, если:

У сына или дочки резко испортился характер: стал раздражительным, грубым или апатичным, подавленным;

Ребёнок плохо спит, ест без аппетита;

Отказывается идти в школу, плачет или ссылается на то, что у него болит живот или голова (кстати, эти жалобы могут быть и не выдуманными, а реальными - если носят психосоматический характер) - ищет любой повод остаться дома;

У ребёнка снижается успеваемость. Бывают и признаки физического насилия: следы побоев или травм, испорченные или пропавшие вещи.

Что делать родителям

Ни в коем случае нельзя оставлять ребёнка один на один с проблемой. Для начала нужно выяснить суть конфликта. Возможно, ребёнок сам провоцирует агрессию (обижает других, сам того не замечая) - в таком случае объясните, как правильно себя вести в коллективе:

Не давать волю слезам в присутствии одноклассников. Конечно, поплакать можно, это снимает стресс, но делать это нужно дома;

Лучше всего вести себя спокойно и с достоинством, а на обидчиков реагировать с юмором;

Если игнорировать нападки, они постепенно сойдут на нет: какой смысл дразнить того, кому это безразлично.

В то же время ребёнок не должен противопоставлять себя коллективу. Задача родителей - научить ребёнка жить в социуме, а не бороться с ним.

Объясните, что агрессоры по сути своей ущербны и закомплексованны. Уверенный в себе человек никогда не станет самоутверждаться, унижая кого-то другого. Такие нападки стоит воспринимать не панически, а с жалостью. Ребёнок может сказать агрессору: «Ты пытаешься меня обидеть, потому что сам боишься».

Помните, что не стоит полностью брать решение конфликта в свои руки: «разборки» с одноклассниками чада или с их родителями могут лишь усугубить ситуацию. Любые свои действия согласовывайте с ребёнком.

Если случай не единичный (травля имеет место не только в школе, но и во дворе или кружке, секции), обратитесь за консультацией к детскому психологу. Он поможет разобраться в причинах, по которым ребёнок как бы притягивает к себе агрессивное отношение сверстников.

Чем поможет школа

Перевестись в другую школу, конечно, можно, но это не выход из ситуации. Если ребёнок хотя бы раз попал в положение жертвы, нет гарантии, что и в новом коллективе конфликт не повторится. А вот обратиться к педагогу для выяснения обстановки в детском коллективе действительно стоит. Чем он может помочь?

Провести классный час на тему детской жестокости. Ученикам начальной школы можно показать мультфильм «Гадкий утёнок», «Дамбо», учащимся средней школы - фильм «Чучело», «Чарли и шоколадная фабрика» и т.д. Педагог должен работать со всем классом, а не только с зачинщиком и жертвой. Его задача - помочь детям научиться проявлять себя не с позиции силы, а демонстрируя положительные качества.

Наладить отношения в группе можно, организовав детский праздник. Или предложив необычные игры, во время которых дети смогут проявить себя в новом качестве, продемонстрировать свои лучшие навыки - это выровняет отношения между ребятами.

Хорошо сближает совместная работа над каким-то проектом.

Если учитель не видит в сложившейся ситуации ничего особенного, разговаривайте с директором. В случае же физических травм обращайтесь в полицию.

Алина Алексанянц, детский и семейный психолог, психотерапевт: «Практически в каждом есть что-то, к чему можно прицепиться, над чем посмеяться: уши, нос, рост, полнота или худоба, особенности речи, поведения, увлечения и т.п. Это часто является поводом для злых шуток и насмешек в школе. Работа над собой - хорошее дело, но повод посмеяться при желании всегда найдётся. И как же остановить обидчиков? „Стоп“ - простое и хорошее слово. „Стоп. Мне не нравится, что происходит“. „Стоп, давай разберёмся“. „Стоп, я не хочу в этом участвовать“. „Стоп. Со мной так нельзя“. „Стоп“ - это граница, обозначающая, что другому надо остановиться в этот момент. Но не все реагируют на „стоп“, и что тогда? Здесь помогает палитра разнообразных способов реагирования в конфликтных ситуациях. Делимся опытом, вместе вспоминаем фильмы, книги. Хорошо, если ребёнок будет понимать возможные последствия своей реакции: если я полезу в драку или дам сдачи, то…; если скажу „спасибо, что обратил внимание на мои уникальные уши“, то…; если я проигнорирую, то… Тем самым у ребёнка будет возможность выбрать тот способ, который ему подходит в определённый момент, а не только тот, который ему советуют родители, исходя из своего опыта. Это хорошее вложение в копилку его уверенности в себе и адекватный выход из конфликтных ситуаций».

А что ещё?

Понаблюдайте за ребёнком - какие скрытые таланты в нём «спят»? Есть смысл записать его в соответствующую студию или спортивную секцию. Занятия в кружках отвлекут ребёнка от школьных проблем, среди единомышленников он почувствует себя свободнее, на одной волне с другими мальчиками и девочками. Спортивные же занятия позволят стать более уверенным, собранным и закалить характер (а значит, дать отпор обидчикам).

Кроме того, какие-то поводы для «наездов» можно нивелировать. У ребёнка проблемы с речью - обратитесь к логопеду. Излишне упитанный - последите за питанием, запишите его в бассейн. Плохая успеваемость - позанимайтесь с ребёнком сами или подумайте о репетиторе. Если причина конфликта - плохое материальное положение семьи, подключите педагога. Нужно объяснить детям, что гордиться стоит своими успехами в учёбе, а не дорогим рюкзаком или кроссовками, купленными на деньги взрослых.

Скорректируйте дома свои отношения с ребёнком. Хвалите его за любые успехи, не предъявляйте завышенные требования. Ребёнку сейчас особенно важна поддержка близких. Он должен чувствовать, что родные его любят безусловной любовью и принимают таким, какой он есть. В то же время учитывайте, что чрезмерная опека мешает научиться самостоятельности и ответственности за свои поступки. Воспитывайте у ребёнка настойчивость: он не должен опускать руки после первой же неудачи.

Проявите участие

Отношения в детском и подростковом коллективе - зона ответственности взрослых, вопрос правильного воспитания подрастающего поколения. Намного легче предотвратить конфликт, чем потом восстанавливать травмированные души обидчиков и жертвы. Главное здесь - не быть равнодушным.

Школа - первый институт в жизни каждого человека. От того, обижают ли ученика, и насколько комфортно и уверенно он себя чувствует, напрямую зависит его дальнейшее развитие, творческие способности, желание учиться и достигать новых высот.


Школа и последствия обид

Тяжело сосредоточиться на занятиях, если ты стал объектом насмешек для своих одноклассников. А если обиды имеют более серьёзный характер, последствия, вероятно, будут плачевными и выразятся в отсутствии силы воли, неспособности принимать решения, развитии комплексов, недоверия или, напротив, в озлоблении.


Как понять, что школьника обижают или дрязнят, если он молчит?

Признаками могут быть:

  • Ребенок отказывается идти учиться, ищет любой повод остаться дома, снижается успеваемость.
  • Малыш расстроен и подавлен в будни, но бывает в хорошем расположении духа в выходные дни.
  • Внешние признаки - побои, испорченные вещи или их отсутствие.
  • Жалобы на боль головы или живота (возможно, это признаки психологических проблем).


Как выбирают изгоя

Большинство людей считают, что причины травли - во внешних или социальных отличиях от большинства. На самом же деле объектом насмешек может стать любой человек. Один неверный шаг или секрет, разлетевшийся по классу, подрывает репутацию. Ни разный достаток, ни особенности внешности не обуславливают травлю. Гораздо большее значение имеют отношения в семье. Если ваш отпрыск спокоен и тверд, как правило, злые шутки быстро прекращаются.


Кто чаще подвергается нападкам:

  • "жертвы" - сомневающиеся, запутанные, апатичные. Не дают отпор на оскорбления.
  • "агрессоры" - часто сами нападают на окружающих, дают слишком бурную реакцию на провокации.
  • ребята из неблагополучных семей - неаккуратные, опаздывающие к уроку, плохо одетые.


Для того, что бы крохе было хорошо в любом социуме, воспитывайте в нем внутренний стержень, достоинство и уверенность в собственных силах.

Подробнее о детях, которых часто обижают, посмотрите в видео клинического психолога Вероники Степановой - получите ценные рекомендации родителям.

Ошибки родителей или как реагировать НЕ стоит

  1. Оставить одного, предоставив ему возможность самостоятельно справляться с проблемой. Ваш ребенок, пожалуй, не готов к этой ситуации, желательно его научить давать отпор правильно.
  2. Перевести его в другое учебное заведение или класс. Бывают случаи, когда быстро среагировать и спасти ребёнка необходимо. В этом случае перевод возможен, но нет никакой гарантии, что на новом месте все не повторится. Школьнику будет сложно адаптироваться в новом коллективе т.к. в предыдущем он уже потерпел поражение. А в старом один пострадавший сменится другим.
  3. Полностью брать решение конфликта в свои руки. Выяснять отношения с врагами, их родителями, преподавателями. Во-первых, можно ещё больше навредить и спровоцировать увеличение агрессии не только со стороны ребят, но и наставников. Во-вторых, не следует предпринимать какие-либо действия, не обсудив это со школьником.

Прислушайтесь к чувствам, доверяйте и уважайте его мнение.


Не следует оставлять проблему вашего ребенка для его самостоятельного решения

Как быть или неотложная помощь

Могут помочь:

1. Доверительный разговор по душам

Пусть он задаст вопрос "почему я?" - так вы выясните, что он сделал нападающей стороне, если ничего, то причина не в нем. Сын или дочь не виноваты в сложившейся ситуации.


2. Ребенок подвергается групповым преследованиям только в одном месте (учебное заведение, секция)

  • Узнайте, необходима ли ему помощь. Предложите свои варианты решения проблемы. Роль папы и мамы велика, от них требуется эмоциональная поддержка: вне агрессивно настроенного общества, он должен быть понят, принят, нужен.
  • Предложите устроить детский праздник с целью примерить, а, возможно, и подружить детей.
  • Запишите в секцию, лучше в спортивную. Он найдёт там себе единомышленников и почувствует себя тверже. Вообще все, что отвлечет школьника - хобби или кумир - даст ему возможность абстрагироваться, отвлечься и восстановиться морально.
  • Помогите разобраться в конфликте, проанализировать свое поведение и обидчиков. Возможно, он сам является провокатором. Не давите на него, объясните, как стоит себя вести.
  • Донесите, что внешность ни при чем, это защитит его от развития комплексов. Он должен знать, что любим таким, каков есть, в очках, полный или со шрамом на лице.
  • Причина чаще всего в нарушителях. Как правило, над слабыми издеваются желающие самоутвердиться и заглушить собственные комплексы. Объясните своему отпрыску, что те, кто это делают, чувствуют себя неполноценными и слабыми. Все, что стоит к ним испытывать, - жалость, т.к. они не нашли лучшего способа бороться со страхами. Эта установка может стать защитой: "Ты хочешь меня обидеть, потому что сам боишься". Обычно, когда задевают самое больное, желание нападать пропадает.
  • Иногда помогает игнорирование, если нет реакции, слез и истерик, обидчикам быстро надоедает жертва. Например, если забрали тетрадь, можно сказать: "Надоест с ней играть, вернёшь". В скором времени она будет брошена на соседнюю парту.
  • Не стоит показывать слёзы одноклассникам. Плакать полезно, чтобы снять стресс, но не демонстрировать слабость мучителям. Нет морального удовлетворения, если жертва не мучается.
  • Обратитесь в учебное заведение. Классному руководителю или завучу надлежит организовать классный час, темой которого станет "детская жестокость, групповое преследование". Для наглядности лучше показать фильм по теме (чучело) или мультфильм (гадкий утёнок). Главное - не указывать прямо на обидчиков. Иначе они закроются и примут позицию обороны (Причём тут я? Он начал первый и т.п.)


Необходимо научить ребенка правильно реагировать на происходящее

После демонстрации фильма ценно указать на базовые ценности, на комичность и уродливость преследователей.

Наставник объясняет, как мерзко и опасно то, что происходит. Часто дети не осознают размер ущерба, который наносят пострадавшей стороне.

Конечно, от профессионализма руководителя зависит качество проведения классного часа. Заранее обсудите с педагогом ход урока.

Если контакт с учителем найти не удаётся, следует обратиться к директору школы, а в случае физического насилия не тяните с обращением в правоохранительные органы.


3. Когда ребёнок - жертва в любом социуме (улица, лагерь)

Следует обратиться к семейному психологу, чтобы разобраться, почему он притягивает к себе агрессию. В том случае, когда в учебном заведении твёрдая позиция, чёткие правила о том, что нельзя оскорблять и нападать на других, и учителя не проявляют агрессию, не унижают учеников, тогда любые дети, даже с выраженными особенностями, будут приняты. В обществе будут развиваться лучшие качества - доброта, терпимость и сострадание.

Педагогу необходимо проводить мероприятия, выявлять скрытый буллинг (англ. агрессивное преследование одного из членов коллектива), не замалчивать проблему. Травля возникает не только из-за агрессивных детей, но и из-за нечутких, невнимательных взрослых. Нечувствительные к проблеме, они не вмешиваются, объясняя, что мальчик "сам виноват", " не может за себя постоять", "странный" и т.п. Необходимо информировать учителей, как бороться с насилием. Правильный способ - комплексный, влияние на всю группу. Работа с одним агрессором или только с потерпевшим результата может не дать.


В сложных ситуациях лучше обратиться с ребенком к пихологу

Обязанность классного руководителя - постоянно контролировать атмосферу в группе.Если после собраний дети согласны, что не хотят жить в коллективе, где кого-то травят - это начало выздоровления коллектива. Будет хорошо заинтересовать учеников совместной работой, научить показывать себя без применения силы.

Поможет бескорыстный обмен опытом, ранее неизвестными знаниями и достижениями, а также необычные игры). "Чему я научился за лето" - занятие, которое поможет каждому показать свои лучшие качества, продемонстрировать свои сильные стороны. Этим можно снизить доминирование одних детей над другими.


Приветствую вас, дорогие родители школьников! Наши дети к моменту поступления в учебное заведение становятся достаточно социализированными личностями, готовыми проживать в обществе и трудиться в коллективе.

Одновременно этот период — начало поиска своего места и завоевания авторитета среди окружающих путём установки взглядов и определения манеры поведения. Очень часто это приводит к соперничеству между детьми. Никто не готов делиться пьедесталом. Тех, кто послабее, начинают, так скажем, «строить» словом или делом те, кто посильнее.

«Как быть, если ребенка обижают в школе?», – насущный вопрос для мам и пап, столкнувшихся с детской адаптацией в школьном коллективе.

План урока:

Психологический портрет изгоя

Почему одни хорошо уживаются в классе и легко находят общий язык со сверстниками, а другие молча замыкаются и сидят в углу в страхе, если их заметят или к ним кто-то обратится.

Ещё со школьной скамьи каждый из нас вспомнит хоть одного одноклассника, который был объектом для издёвок. Такого «ботаника» ежедневно обзывали, ему клеили клички, у него всё время что-то отнимали, ломали или прятали. Этого одноклассника считали чудаком потому, что он не подпадал под общепринятые рамки.

Психологи составили портрет ребёнка, который в силу определённых особенностей может стать причиной для насмешек и детских издевательств. Итак, вот что может стать поводом для повышенного неадекватного внимания.

Физиологические особенности

Толчком для насмешек сверстников могут стать простые очки на носу, конопушки или яркий рыжий цвет волос.
Слишком маленький или слишком длинный, очень худой или очень полный – всё это причины, чтобы лишний раз поддеть «красивым» словечком.

Проблемы с речью

Мимо таких отклонений в разговоре как заикание, специфический акцент, картавость или шепелявость не пройдёт ни один задира. Эти дефекты всегда становятся причинной для дразнилок.

Школьная успеваемость

Что характерно, если в младших классах дразнят отпетых двоечников за их «красных лебедей» в дневнике, то в старшей школе объектами для насмешек становятся зубрящие материал отличники.

Непросто приходится и тем, кто в силу слабого здоровья не стоит в первых рядах на уроках физкультуры. Про таких «червячков», которые извиваясь на перекладине, тщетно пытаются дотянуться до неё хоть разок, говорят как минимум «слабак».

Характер поведения

Слишком медлительные и по природе дети часто попадают «под раздачу». Над ними подшучивают и подтрунивают, подгоняя и разыгрывая. Не остаются в стороне те, которые на обидные слова глубоко втягивают плечи и не сдают сдачи.

У них на лбу начерчено клеймо «Можно обижать». Но и те, которые лезут в драку в силу своего , тоже становятся объектом для насмешек. Их часто специально раззадоривают, чтобы вызвать неадекватную реакцию и посмеяться.

Одежда и личные вещи

Как не прискорбно говорить, но материальный мир частенько возвышается у детей над состоянием духовным. К сожалению, очень часто стайка одетых от Армани или Шанель детей выбирает для насмешек скромного сверстника, пользующегося ещё стародревним кнопочным Nokia А35.

Вот лишь несколько общих поводов для того, чтобы стать предметом для детских издёвок. Если вы увидели в своём ребёнке хоть один характерный признак, стоит обратить пристальное внимание на его поведение, а вдруг его слабость и нерешительность уже стали причиной для затруднительного общения?

На что обратить внимание

Советы психологов содержат рекомендацию почаще приглядываться к поведению своего ребёнка, особенно в трудном подростковом периоде, чтобы вовремя выявить проблемы и принять решение о том, как поступить в той или иной ситуации. Ведь часто дети бывают запуганы своими обидчиками или просто могут быть слишком гордыми, чтобы не жаловаться, а решать проблему самостоятельно.

Итак, что может говорить о неблагополучных отношениях ребёнка со сверстниками.


Итак, проблема назрела. Что делать, к кому бежать и куда обращаться? Давайте по порядку!

Необходимые меры с чутким сердцем и холодным разумом

Не спорю, первая реакция мам подобна защите своих детёнышей волчицами: готовы порвать всех. Но не стоит с праведным гневом сразу бежать и увольнять учителей и строчить заявления в полицию. Зачастую такая спешная реакция родителей приводит к отрицательному результату – ребёнка в отместку начинают обижать ещё сильнее и злее.

Восстанавливать справедливость и отвоёвывать место под солнцем нужно с умом и юридически грамотно.


«Зачем тогда писать, не проще ли сразу уйти?» – спросите вы. Нет! Не проще. Нельзя оставаться в стороне. Завтра вы столкнётесь с этими подросшим «хозяевами жизни» в другой ситуации, более серьёзной. Безнаказанность – путь к вседозволенности.

  • репетиторы помогут в учёбе,
  • даже торчащие уши сегодня ловко скроет хороший парикмахер с помощью .
  • Общие интересы с одноклассниками сделают общение плодотворнее, а уверенность ребёнка в себе и высокая самооценка добавят веса в коллективе.

    Не лишним будет дополнить разговор мнением детского психолога. Смотрим видео. Получаем советы.

    Вот так вот простыми словами о совсем непростой проблеме. Сталкивались ли вы с обидами ребёнка в школе и как выходили из этой ситуации? Буду ждать от вас комментариев. А на этом прощаюсь с пожеланиями быть дружелюбными по отношению к окружающим.

    Всегда ваша, Евгения Климкович.

    Дети ссорятся, обижаются, даже дерутся - и это нормально, если не заканчивается плачевно. Но что делать ребёнку, на которого все нападают? И как в этой ситуации поступать родителям?

    Наверное, ещё никому не удалось вырасти, минуя обиды, дразнилки, ссоры с друзьями и сверстниками. Детские размолвки - это неизбежный этап на пути взросления. И ваша задача на этом этапе - научить ребёнка правильно реагировать на ссоры: поругался - помирился. Обидел кого-то - извинись. Обидели тебя - постарайся простить. Но…

    Дети подчас обижать могут очень жестоко. Вам важно вовремя увидеть, что насмешки над ребёнком давно перестали быть невинными, а шутки - добрыми. И хотя многие считают: двое дерутся - третий не лезет, это как раз тот случай, когда родителям необходимо вмешаться и помочь ребёнку не стать вечной жертвой насмешек одноклассников.

    Кого выбирают в жертву?

    Многие дети уверены: причины насмешек - сугубо внешние. Конечно, встречают по одёжке, и на первых порах одноклассники могут подразнить увальня или двоечника. Но если у ребёнка есть характер, он уверен в себе, то, как правило, насмешки быстро прекращаются, а жертвой может стать и красавица-отличница, и спортивный мальчик с крутыми телефонами. Ведь обижают в первую очередь слабых, зависимых и неуверенных в себе.

    Если вы уважаете своего ребёнка, считаетесь с ним, слышите его и стараетесь понять, то у него непременно выкристаллизуется внутренний стержень, который не даст ему превратиться в жертву.

    Нередко родители, боясь вырастить маменькиных сынков и дочек, отмахиваются от жалоб ребёнка на одноклассников. Мол, все ссорятся, всех дразнят, учись самостоятельно разбираться с обидчиками. И поступают в корне неверно. Ведь прежде чем ребёнок сможет сам дать отпор обидчикам, его нужно этому научить.

    Тревожные симптомы

    Как понять, что ребёнка обижают в школе, особенно, если ребёнок не жалуется и скрывает свои проблемы?

    • Он не хочет идти в школу и ищет поводы, чтобы туда не ходить. Причём иногда ребёнок уже и сам начинает верить в то, что он устал, не выспался, плохо себя чувствует, поэтому ему и не хочется в школу.
    • По утрам ребёнок жалуется, что у него болит живот или голова. Конечно, они действительно могут болеть. Но часто эти симптомы являются следствием психологических проблем.
    • У ребёнка постоянно подавленное настроение, а оживляется он только в выходные и каникулы. Да, конечно, многие дети идут учиться без охоты и радуются, когда остаются дома. Но всё же в школьном возрасте общение со сверстниками для них чрезвычайно важно. И даже если ребёнка не привлекает учебный процесс, у него хотя бы один приятель в классе имеется.
    • У ребёнка стали пропадать вещи. Либо он возвращается из школы с испорченными или испачканными вещами. Причём это не единичные случаи и такое происходит регулярно. Это уже тревожный звонок, и родителям необходимо немедленно вмешаться. А ещё лучше - не доводить до этого.

    Вашего ребёнка побил одноклассник? Даже если «не сильно», позиция «сами разберутся» неверна и даже опасна. Один почувствует свою безнаказанность, другой - свою беззащитность. На то вы и родители, чтобы вмешаться и восстановить справедливость. Не бойтесь поговорить с обидчиком и его родителями. Это не ябедничество, как часто думают сами дети, это - помощь!

    Как помочь ребёнку?

    Что же вы можете сделать, если видите, что с ребёнком происходит что-то не то. Очень важно - вызвать своего сына или дочь на откровенный разговор. А чтобы он получился, ребёнок должен быть уверен, что его не будут высмеивать, не обвинят в трусости или не назовут ябедой. Он должен знать, что его выслушают и вместе с ним найдут решение проблемы.

    Когда ребёнок рассказывает о своих обидах, воздержитесь от навешивания ярлыков и комментариев типа «сам виноват» или «я же предупреждала». Даже если вы видите, что отчасти в своей проблеме виноват сам ребёнок, дайте ему возможность изложить ситуацию так, как он её видит. И только потом, подчеркивая, что вы понимаете его чувства, отметьте ошибки в поведении ребёнка.

    Не забывайте, что в первую очередь это ваш ребёнок, поэтому вы должны быть на его стороне, даже если он не прав. В этом нет никакого противоречия. Поддерживая и проявляя понимание, вы вместе с ребёнком сможете исправить его ошибки.

    В своей реакции на обиды родители нередко впадают и в другую крайность, когда у них все кругом плохие, кроме их любимого сына или дочери. Да, бывает, когда вот такое окружение в классе подбирается неудачное, но даже в этом случае учите ребёнка относиться к ситуации критически и не только обвинять других, но и видеть свои недостатки.

    Всё-таки ребёнок вырастет, будет общаться с самыми разными людьми, не всегда окружающие будут только гладить по головке. Поэтому научиться контактировать с окружающим миром крайне важно.

    Исключительный случай

    Бывает, что над ребёнком просто издеваются – злобно, на ровном месте. Не всегда нужно проявлять стойкость и продолжать мучиться в этом коллективе. Если попытки исправить ситуацию не увенчались успехом, возможно, имеет смысл поменять школу. Зачем делать ребёнка изгоем?! При этом очень важно правильно обыграть эту ситуацию

    У ребёнка и у родителей не должно быть ощущения, что они спасаются бегством от проблемы. Ведь это не так. Да, иногда со злом бессмысленно бороться, проще отойти в сторону, поэтому вы и меняете школу. Но проделать внутреннюю работу, проанализировать вместе с ребёнком, почему возникла такая ситуация - необходимо. Иначе велика вероятность, что эта ситуация повторится и в другой школе.

    Утешения-запреты

    На жалобы ребёнка родители реагируют по-разному. И не всегда правильно. Никогда не говорите малышу:

    1. Будь выше этого! - это слишком серьёзное требование к маленькому человечку. Мало кто в нежном возрасте имеет настолько стальной внутренний стержень, который позволит не замечать обидчиков.
    2. Дай сдачи! - это палка о двух концах, особенно если речь идёт о сдаче не вербальной, а вполне конкретной, с кулаками. Чему вы учите ребёнка - что защититься от обидчиков можно лишь грубостью или дракой? Но вы же не хотите, чтобы такой стиль решения конфликтов ребёнок перенес и во взрослую жизнь?
    3. Пожалуйся учительнице! - это тоже очень двоякая ситуация. Одно дело сказать, что Иванов мешает на уроке и совсем другое бегать с жалобой, что Иванов дразнится, прячет учебник и т.д.
    4. Учись решать конфликты самостоятельно! - это жестоко по отношению к собственному ребёнку. Кто ещё его поддержит, как не родные люди?

    К сожалению, нет общих готовых рецептов, как правильно решать такого рода конфликты. Каждый случай разбирается индивидуально, исходя из ситуации и характера вашего чада. Обсуждайте вместе, откуда «растут ноги» у конфликта, ищите пути его решения. Подбадривайте малыша, когда у него что-то получилось, поддерживайте, когда ему плохо. Во взрослой жизни ещё будет масса сложных ситуаций, поэтому учите ребёнка с достоинством преодолевать любые препятствия.