Что должен делать подросток. Не навязывайте свою точку зрения. Уход за собой

Особенности психологии подростка - 16 лет

Шестнадцатилетний подросток – самое трудное испытание для родителей.

Именно этот возраст определил термин «трудный» в применении к подросткам в целом.
Все антагонистические противоречия и сложности подросткового периода выливаются в это время как из рога изобилия. Только успевай при этом «соломки подстелить», чтобы те, кого родители считают все еще детьми, не набили слишком много шишек.
Однако, как считают многие профессионалы, пережившие в свое время этот непростой период своей жизни, трудность данного возраста обусловлена, прежде всего, тем, что самому подростку трудно вписаться своими новыми размерами (и не только физическими параметрами) в окружающий мир.

Шестнадцатилетним невероятно трудно смириться с собой в новом качестве: уже не ребенка, но еще и не совсем взрослого человека.

Выделяют следующие характерные особенности 16-летних подростков:

На уровне самосознания у них активно формируется мировоззрение, при этом устойчивая «концепция самости» уже полностью сформирована, вследствие чего оценки окружающих 16-летних уже мало волнуют;

В части познавательной активности, в этом возрасте начинают формироваться профессиональные интересы, появляются навыки управления другими людьми вплоть до провокаций;

Возрастает потребность в сплоченном коллективе людей, объединенных общими интересами, именно для этого возраста характерны случаи массовых выступлений и акций против чего бы то ни было;

Формирование сексуальности и собственных взглядов на проблемы, с эти связанные, достигает своей завершающей стадии;

Единственный позитив для родителей: подростки в 16 лет становятся более уравновешенными эмоционально, их действия – более последовательными и не такими импульсивными, как раньше.

Итак, основные проблемы и трудности перечислены. Осталось только определиться с тем, как эти проблемы преодолевать с наименьшими для обеих сторон потерями.

Самое простое и действенное средство, помогающее в данной ситуации – это ведение дневника.

В эту заветную тетрадь подросток зачастую записывает все, что с ним происходит, и в дальнейшем имеет возможность проанализировать всю эту информацию, отодвинув ее от себя на некоторое расстояние во времени. Часто такой метод помогает увидеть собственные ошибки и в дальнейшем их не повторять.

Самый лучший подарок 16-летнему подростку – это красиво оформленный дневник-ежедневник, дополненный изящной ручкой в том же стиле.

Подросток становится совсем взрослым.
В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг.

Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку.
Подросток должен понимать – что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна.

Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии.
Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план.
В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка.

16 лет – это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений.

Человек находится на пике своего эмоционального развития.

Многим родителям очень тяжело принять необходимость "отпустить" подростка и они воспринимают такое поведение подростка как бунт и протест, хотя, на самом деле, их дети просто взрослеют.

Это возраст, в котором, для подростка очень важно его принятие Вами, как родителями. На этом этапе Важно уметь слушать подростка и доверять его Выбору...

Уметь слушать - это не читать нотаций, не критиковать, не угрожать и не говорить обидных фраз. Подростки учатся на собственном выборе. До тех пор, пока последствия этого выбора не угрожают их здоровью и жизни, не вмешивайтесь, а наоборот, проявляйте положительный интерес к жизни подростка, интересуйтесь ее друзьями, но с ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ стороны.

Чтобы разговор с подростком был результативным, Вам, как родителю, важно уметь дифференциировать свои чувства и открыто говорить о них подростку. Что я имею ввиду? Например, если Ваша дочь пришла поздно, вы можете сказать: "Я очень переживала, поскольку боялась, что с тобой что-то случилось" или "Я беспокоюсь и волнуюсь о тебе. Поэтому, я очень волновалась, когда ты пришла домой позже того времени, о котором ты мне сказала. Я думала, что возможно у тебя возникли какие-то проблемы и тебе нужна помощь".

Такие осуждающие выражения как: "Где ты была?", "Почему так поздно?" непременно вызовут в подростке злость и агрессию и вряд ли приведут к конструктивному разговору.

Юноша и тем более подросток легко идеализируют окружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу.

Такой максимализм - следствие стремления к самоутверждению, он порождает так называемую черно-белую логику. Черно-белая логика, максимализм и малый жизненный опыт приводят молодых людей к преувеличению оригинальности собственного опыта. Им кажется, что никто так не любил, не страдал, не боролся, как они.

Однако их родители, находясь во власти вкусов и привычек собственной молодости, абсолютизируя и считая единственно правильными только свои привычки и вкусы, не подают примера разумного отношения к действительности, основанного на трезвой оценке значимости событий, возводя в ранг проблемы вопросы о ширине брюк, длине волос, манере танца, стиле музыки и песен.
Эти проблемы стары, как мир. Еще Аристофан в комедии «Облака» описывал конфликт между рассудительным, благонамеренным отцом и легкомысленным длинноволосым сыном.
В ответ на просьбу отца спеть что-либо из древних авторов - Симонида или Эсхила - сын называет этих поэтов устаревшими и ходульными. Когда же сын обращается к современному искусству и читает монолог из Еврипида, старик выходит из себя, видя в нем безвкусицу и безнравственность

Взрослых иногда возмущает или, в лучшем случае, удивляет желание юношей одеваться и вести себя, «как все», даже в ущерб собственной привлекательности и материальным возможностям.
В этих поступках проявляется повышенная значимость для них чувства принадлежности к определенной группе: учебной, спортивной и т. д. А для того чтобы быть вполне «своим» в группе, нужно выглядеть, как все, и разделять общие увлечения.
Внутренний мир другого человека можно понять только при условии внимания и уважения к нему, принимая его как независимую достойную личность со своими взглядами и своим жизненным опытом.
Вот как звучит самая распространенная и совершенно справедливая жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!»

Спешка, неумение и нежелание выслушать собственного ребенка, вникнуть в то, что происходит в сложном юношеском мире, неспособность взглянуть на проблему с позиции молодого человека, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - все это может создать психологический барьер между родителями и детьми.
Этот барьер может укрепляться как со стороны родителей, так и со стороны детей. У родителей может возникнуть представление, что для их ребенка не существует никакой системы ценностей, что, естественно, не сближает.

Почему возникает такая пугающая иллюзия?
Когда родители неспособны воспринимать своего ребенка, теперь уже юношу, как самостоятельную личность и в семье отсутствует взаимопонимание, то юноша придает гипертрофированно большое значение своему общению со сверстниками.
В том случае, когда семья юноши и значимая для него группа сверстников, с которой он общается, ориентируются на различные системы ценностей, ценности семьи отрицаются, что и создает впечатление, что у юноши не существует вообще никаких ценностей.
Эта иллюзия - следствие односторонности и ограниченности родителей, слишком долго воспринимающих своих детей как несамостоятельных и нуждающихся в мелочной опеке.

Родители возводят барьер между собой и ребенком и тогда, когда злоупотребляют этическими требованиями, внушая, что все остальные люди, кроме него, добродетельны
Такие поучения отталкивают молодежь, которая особенно чувствительна ко всякому несоответствию между словом и делом.
Требование исполнения нравственных норм воспринимается без внутреннего протеста, если при этом говорится, что пока еще не все люди нравственны, но прилагать усилия к повышению собственной нравственности необходимо.
Не надо бояться серьезно обсуждать с подрастающими детьми негативные стороны жизни.
Зрелость у человека наступает тогда, когда он понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается окончательно.

На заметку родителям
Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе.

Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны

А если серьезно, то все сказанное, необходимо родителям именно для того, чтобы они, в свою очередь, также начали относиться к происходящим порой неприятным моментам в своих отношениях с подростками с точки зрения предупрежденного о всех возможных подводных камнях и мелях лоцмана, способного привести семейную лодку через все штормы и неприятности в заветную тихую гавань устоявшихся и дружеских отношений.

Источник МедВести.

Дошкольник, пять-шесть лет

Дошкольнику нужно овладеть навыками самообслуживания и элементарной гигиены. Уметь мыться, причёсываться и чистить зубы. Самостоятельно одеваться, обуваться, завязывать шнурки, застёгивать молнию и пуговицы на одежде и убирать постель.

Дети в возрасте пяти-шести лет вполне способны поддерживать порядок в своей комнате. Возможно, у них ещё возникают трудности с планированием такой трудной и комплексной задачи, как уборка. Но с подсказками родителей: убери краски, потом разложи книги и игрушки и подмети пол - они уже могут с ней справляться.

Задача родителей - не ругать и не делать за ребёнка, а подсказывать и постепенно делегировать ответственность

Когда дочь или сын освоили какой-то навык, больше не следует делать это за них.

У дошкольников могут и должны быть несложные поручения по дому: поливать цветы, помогать маме готовить воскресный пирог, ухаживать за черепахой, накрывать на стол к ужину. Скорее всего, им потребуются периодические напоминания. Функция самоконтроля в этом возрасте ещё не сформирована полностью.

Младший школьник, семь-десять лет

Младшеклассник постепенно учится контролировать результат своего труда и регулярность выполнения заданий. У него достаточно хорошо развита мелкая моторика и пространственное воображение. Что должен освоить ребёнок в семь-десять лет?

Приготовление элементарной еды. Сделать себе бутерброд, пожарить яичницу или сварить кашу - посильная задача для ученика начальной школы. И уж как минимум он должен уметь разогреть еду и помыть за собой посуду.

Домашние обязанности. У младших школьников должны быть регулярные домашние обязанности, будь то участие в еженедельной уборке, мытье посуды по определённым дням или выгул собаки.

Обращение с бытовой техникой. Современные дети легко осваивают планшеты и мобильные телефоны. А значит, научиться пользоваться микроволновкой, пылесосом и включать стиральную машинку тоже не составит труда. Ребёнок обязательно должен знать технику безопасности при обращении с бытовыми приборами.

Элементарные медицинские навыки. Школьник должен не только знать телефон скорой и службы спасения, но уметь хотя бы продезинфицировать рану, забинтовать порез. И отличить крем от ожогов от мази, использующейся при ушибах и растяжениях.

Навыки мелкого ремонта. Речь, конечно, не о том, чтобы починить шаровой смеситель или припаять провод. Но к десяти годам ребёнку неплохо бы уметь поменять лампочку, забить гвоздь и научиться обращаться с ниткой и иголкой - на всякий случай.

Основная ошибка родителей на этом этапе - начать делить работу на «мужскую» и «женскую». Умение вворачивать лампочку взамен перегоревшей, намазать бутерброд или зашить порванный рукав одинаково нужны и мальчикам, и девочкам. Не стоит лишать их половины полезных навыков из-за принадлежности к тому или другому полу.

Подросток

В идеале к 14-16 годам человек должен научиться обслуживать собственный быт. А значит:

Уметь пользоваться стиральной машинкой. Не стирать белое порошком для цветного, не кипятить шёлк и шерстяные вещи - в общем, уметь отстирать и не испортить вещи. И главное, не думать, что чистые рубашки и джинсы появляются в шкафу сами собой.

Готовить как минимум несколько несложных блюд и знать, где купить полуфабрикаты. Кулинария в наши дни всё больше переходит в разряд хобби, но тинейджер должен уметь при необходимости накормить себя. Хорошо, если он представляет свой примерный рацион на неделю или хотя бы на несколько дней вперёд. То есть постановка задачи «мы уезжаем на дачу, оставили тебе денег, купи себе продуктов и питайся полноценно» - не должна ставить подростка в тупик.

Кстати, это хорошее проверочное упражнение. Что ты купишь, если останешься один (одна) на несколько дней? Что ты из этого приготовишь? Возможно, бюджет семьи позволяет заказывать готовую еду. Но хочется быть уверенным, что ребёнок будет способен на нечто большее, чем позвонить в доставку пиццы.

Распознавать и отслеживать проблемы со здоровьем. Этому стоит учить отдельно. Особенно учитывая, что в старших классах серьёзные учебные нагрузки совпадают с перестройкой организма: быстрым ростом и гормональными изменениями. Дети помладше обычно жалуются родителям, а вот тинейджеры могут терпеть и замалчивать довольно серьёзные проблемы.

Подросток должен учиться обращать внимание на регулярные боли в любой части тела, следить за состоянием зубов. Знать, куда обратиться за помощью в случае травмы. Девочки должны приучиться следить за регулярностью и характером менструального цикла. К этому возрасту он может ещё только устанавливаться. Но слишком сильные кровотечения, резкая боль и другие тревожные симптомы должны быть поводом обратиться за помощью к родителям и врачу.

Знать, какой минимальный запас одежды и обуви нужен на каждый сезон. К 16 годам сын или дочь уже могут следить за содержимым своего гардероба и сообщать родителям, что им не хватает тёплых сапог на зиму или футболок на лето.

Иметь представление об основных статьях расходов семьи. Понятно, что тинейджер вряд ли сведёт бюджет, но ему нужно иметь представление о том, куда каждый месяц уходят деньги. К примеру, арендная плата или ипотека, коммунальные платежи, расходы на еду и одежду. Оплата интернета и мобильных телефонов всех членов семьи, репетиторы и спортивная секция, ремонт и обслуживание машины, отпуск.

Воспитание мальчика – сложный процесс, который требует от родителей проявления такта, заботы и строгости одновременно. Дети растут быстро, и вчерашний малыш, который с радостью рассказывал маме о своих увлечениях и победах, вдруг незаметно для взрослых превращается в замкнутого, грубоватого подростка со своими интересами и пристрастиями.

Как воспитывать мальчика-подростка в 14 лет, чтобы он вырос настоящим мужчиной, способным отдавать отчет своим действиям и отвечать за свои поступки? Как остаться непререкаемым авторитетом в глазах ребенка и одновременно стать его лучшим другом? Как много этих «как», на которые родители не всегда могут найти ответ и в отчаянии бросаются из крайности в крайность, наказывая или позволяя сыну все!

Давайте попробуем разобраться во всех тонкостях психологии и физиологии мальчиков в этот непростой период, чтобы максимально безболезненно и достойно пережить его вместе со своим ребенком.

Важные изменения

Чтобы понять, как правильно воспитывать мальчика-подростка, необходимо знать, какие изменения происходят в физиологическом и психологическом плане с детьми в этом возрасте.

К 14 годам у мальчиков заканчивается формирование вторичных половых признаков. У них все чаще
начинает возникать поллюции. Голос грубеет, начинают расти волосы на теле, у некоторых ребят появляется растительность на лице. Количество тестостерона достигает максимальной отметки: оно увеличивается на 700-900%!

При таких физических изменениях вполне естественным явлением становятся проявления психологических перемен. Мальчики становятся тревожными, раздраженными и рассеянными. Процессы, которые происходят в организме, не всегда понятны ребенку и беспокоят его. Изменения во внешности чаще воспринимаются отрицательно и приносят множество комплексов.

В то же время мальчик начинает чувствовать себя взрослым. Что это такое и что с этим делать, он еще не понимает совершенно, но ощущение, что пришло время что-то менять, не покидает его. Агрессия при отстаивании своей точки зрения как раз-таки и является стремлением доказать, что он уже не маленький, а взрослый человек, с мнением которого нужно считаться.

Чем меньше была степень доверия и понимания между родителями и мальчиком до подросткового возраста, тем больше вероятность того, что он начнет искать поддержку в компании сверстников в четырнадцать лет.

Ощущение безысходности и непонимания со стороны взрослых, попытки доказать значимость самому себе и другим часто толкают мальчика на необдуманные поступки, которые чреваты серьезными последствиями.

Семья и отношения в ней

В это сложное время только от родителей зависит, как подросток сможет адаптироваться к новому состоянию, пережить изменения и вступить на новый уровень развития. При этом важно понимать, что те методы, которыми пользовались взрослые для воспитания маленького ребёнка, совершенно не подходят для подростка. Родителям нужно вовремя перестроиться и научиться слышать и понимать своего сына.

К тому же характер четырнадцатилетнего мальчика уже практически сформирован под воздействием школы, друзей, социального окружения и, конечно, родителей.

Даже если отношения в семье были хорошими, мальчику в этом возрасте все равно необходимо утвердиться среди сверстников. В это время ему как никогда необходима поддержка отца.

Взрослые мужчины часто допускают ошибку, стремясь навязывать сыну свое видение мира.

Приведем пример.

Отец считает, что мальчик должен быть мужественным и сильным, его должны не только уважать ровесники, но и побаиваться. А вот сын у него мягкий, ему совершенно не хочется отстаивать свою правоту кулаками, да и танцы ему больше по душе, чем секция бокса.

Отец уверен, что вырастил «слабака», и при каждом удачном случае напоминает сыну, что он о нем думает. Несмотря на собственные пристрастия, мальчику очень хочется заслужить одобрения папы, и к подростковому возрасту он начинает неосознанно искать компанию сверстников, которая поможет ему стать тем, кем хочет его видеть отец. Правонарушения, агрессия, вредные привычки – станут обязательными спутниками этого периода. Ведь сын не знает, как можно по-другому стать взрослым и мужественным, таким, каким хочет видеть его папа.

Другая крайность в неправильном воспитании мальчиков этого возраста заключается в полном безразличии родителей к судьбе сына и вседозволенности. Мальчик чувствует себя одиноким, никому не нужным. Он либо замыкается в себе, либо проявляет агрессию, пытаясь привлечь к себе внимание.

Поэтому родителям очень важно в это время выбрать правильную позицию, основанную на доверии и поддержке взрослеющего сына. Пришло время признать его право на собственное мнение и осознанные поступки, а также заменить слово «воспитание» на «сотрудничество».

Общение со сверстниками

Подростка-мальчика все больше тянет к сверстникам. Он видит возможность самоутвердиться только в компании друзей. Для него сейчас важно все: как о нем подумают, что скажут и как отнесутся к его поступкам друзья. Более того, он чувствует себя уверенно среди «равных»: у друзей такие же проблемы и, главное, подростка там понимают. Во всяком случае, так считает он.

Родителям очень важно ненавязчиво контролировать, с кем и когда общается их сын. При этом ни в коем случае нельзя негативно отзываться при ребенке о друзьях: это приведет только к тому, что подросток замкнется в себе и перестанет рассказывать о своей компании.

Контроль и доверие – сложное сочетание, но оно необходимо в процессе воспитания мальчика. Дело в том, что для подростка, как мы уже говорили, очень важно мнение сверстников. Поэтому он будет всячески пытаться завоевать авторитет в их глазах. Хорошо, если парень обладает своим мнением и способен проявить его в компании. Но чаще всего мальчик будет подстраиваться под правила своего сообщества, стараясь выглядеть взрослым.

Пробовать сигареты, спиртное, наркотики подросток может начать не потому, что ему хочется ярких ощущений, а потому, что друзья считают, что это «круто».

К тому же в таких подростковых группировках есть четкое разделение ролей. Хорошо, если ваш сын находится в числе «уважаемых и авторитетных парней». Если же мальчику не повезло, и его считают в компании «шестеркой» и оттачивают на нем свое остроумие, а часто и силовые приемы, очень важно поддержать сына, помочь и направить по нужному пути. Мало того, что он всеми силами будет пытаться завоевать авторитет (а так как обычными способами у него это не получилось, в ход могут пойти криминальные «подвиги»), взрослым необходимо по возможности оградить мальчика от издевательств и насмешек.

Поиск авторитета

Любой мальчик в возрасте четырнадцати лет будет искать человека, на которого ему захочется равняться. Может показаться странным, но родители могут выбрать такого человека для сына сами. Причем при правильном подходе подросток даже не догадается, кто способствовал такому нужному для него знакомству.

Тренер по футболу, инструктор в тренажерном зале, руководитель туристического кружка, близкий знакомый семьи, который смог самостоятельно добиться успеха в бизнесе, – этот список можно перечислять бесконечно. Поверьте, ваш сын с трепетом будет слушать советы этих людей, если они будут даваться на дружеской ноте.

Конечно, это не значит, что вам достаточно ткнуть пальцем в нужного человека и сообщить сыну, что с этого дня он должен подражать ему. Знакомство с авторитетным человеком должно начинаться постепенно, с рассказов о достоинствах и заслугах мужчины. Важно, чтобы мальчик сам почувствовал необходимость общения, потянулся к взрослому. И тогда можно быть уверенным, что жизненные ценности взрослого станут постепенно переходить к подростку.

Может показаться странным, что поиск авторитета нужно искать на стороне. Ведь во многих семьях отцы искренне хотят принимать участие в процессе воспитания и волнуются за сына не меньше, чем мать. Однако специфика возраста требует подтверждения истинам, которые внушались парню с детства. Ему важно разобраться, правильны ли были утверждения родителей, можно ли их использовать в собственной жизни.

Вашему сыну нужен друг, взрослый товарищ, который не считает его ребенком и способен говорить с ним на равных.

Конечно, дать однозначные рекомендации, как воспитать подростка правильно, не может дать никто. Ни один самый титулованный профессор педагогики и психологии не сможет ответить вам на волнующие вопросы взросления парня. Не сможет по одной причине: это ваш сын, и только вы, люди, которые
подарили ему жизнь, знаете все достоинства и недостатки мальчика. Основываясь на особенностях характера и темперамента сына, вы должны использовать общие рекомендации не в «чистом» виде, как они представлены в источниках, а в том, в каком они приемлемы для вашего ребенка.

  • Воспитание начинается с раннего детства, а не с четырнадцати лет: к этому времени характер парня практически сформирован;
  • Готовьте мальчика к переменам, которые произойдут в его организме заранее: ведите доверительные беседы на тему полового созревания и общения со сверстниками;
  • Показывайте на собственном примере семейной жизни, какими должны быть взаимоотношения мужчины и женщины;
  • Не «душите» сына излишней опекой, дайте ему возможность самостоятельно принимать решения:
  • Уважайте его выбор, будь это прическа, товарищ или хобби;
  • Позвольте мальчику чувствовать себя мужчиной: доверяйте ему ответственную работу по дому, советуйтесь по важным семейным вопросам;
  • Найдите для сына достойный пример, которому он сможет подражать;
  • Гордитесь достижениями парня, поддерживайте во время неудач;
  • Станьте для мальчика другом: пусть он чувствует, что родители рядом в любой ситуации;
  • Никогда не оскорбляйте сына! Унижение приведет только к отчуждению и растущей пропасти непонимания;
  • Любите взрослеющего мужчину так, как это умеют делать только родители: искренне и бескорыстно;
  • Не забывайте говорить сыну о своей любви. Поверьте, ваш колючий «ежик» все еще очень хочет слышать слова нежности и чувствовать ваши объятия.

Воспитывать подростка правильно непросто. Но с этой задачей успешно справились тысячи семей. И у вас это тоже получится. Запаситесь терпением, демонстрируйте любовь и понимание, и через несколько лет вы с гордостью будете смотреть на своего сына, который обязательно станет настоящим мужчиной.

Экологичное родительство: Немногие родители согласятся с тем, что подростковый период жизни их детей - самый приятный и волшебный. Наоборот, практически 100% детей после 12-го дня рождения - это больше не ваши милые и славные «зайчики», это совсем другие дети. Что нужно помнить родителям в период, когда «трудный возраст» еще только на горизонте?

Взрослеть не стыдно

Кара Наттерсон, педиатр и автор серии брошюр для ребят 10-12 лет «Care and Keeping of You», утверждает: немногие родители согласятся с тем, что подростковый период жизни их детей - самый приятный и волшебный. Наоборот, практически 100% детей после 12-го дня рождения - это больше не ваши милые и славные «зайчики», это совсем другие дети. Что нужно помнить родителям в период, когда «трудный возраст» еще только на горизонте?

Обычно я пишу для детей, но все чаще их родители просят научить меня тому, чему я научила в своих книгах их детей. И это очень правильно, потому что если дети будут понимать, что происходит с их телом и психикой, они смогут научиться контролировать свои эмоции и принимать правильные решения. Взрослым это понимание также необходимо. Поэтому, дорогие родители, прочтите те мои 10 советов, которые я даю ребятам от 10 лет и старше :

Взрослеть - не стыдно

Все люди взрослеют, это нормально. Сегодня двочки в среднем могут вступать в пубертатный период уже с 8-9 лет, а мальчики - с 9-10 лет. Конечно, это средние показатели, поэтому половина детей вступает в этот возраст еще раньше или позже. Первые признаки могут быть неявными, а могут и проступить очень четко. Два самых распространенных: резкие перемены настроения и более обильное потоотделение. «Качели» настроения приводят к ссорам с друзьями и стычкам с родителями, а вот обильный пот приводит к появлению неприятного запаха подмышек и ног.

Нет исключений

Почему-то взросление часто связывают с девочками, пока мальчик «вдруг» не оказывается «дядькой» с усиками. Это потому что девочки начинают созревать раньше и заметнее в начале, они также чаще демонстрируют свои эмоции по поводу этого. Но с мальчиками взросление тоже происходит не в один момент.

«Качели» - вещь неприятная

100% мальчиков и девочек говорят мне, что им самим не нравятся их перепады настроения. Они прекрасно понимают, что реагируют резко, грубо отвечают, делают глупости или находятся в угрюмом расположении духа, но ничего не могут с этим сделать. И вот почему: их мозг созревает медленно. И если ребенок выглядит как почти взрослый, то от него ждут «взрослого» поведения, а ведь его мозг еще не повзрослел. К 12-13 годам эмоциональный центр мозга уже полностью сформировался, это подпитывает импульсивность и готовность к риску. Зато префронтальная кора головного мозга, которая должна уравновешивать эмоциональный центр - совсем еще не готова. А она как раз отвечает за рациональное мышление, просчитывание последствий наперед и так далее. Сформируется она уже после 20 лет. Нет, у подростков она тоже есть и работает, но ее «мощностей» не хватает на то, чтобы уравновесить эмоции и импульсивность. Если детям объяснить это, они с облегчением поймут, почему они вроде бы знают, как правильно, а делают все равно не так, как надо.

Мозг можно перехитрить

Я долго объясняю детям, как созревает их мозг и как можно научиться принимать правильные решения, даже если префронтальная кора еще «не выросла». Вот некоторые подсказки:

    Посчитай до 10 перед тем, как что-то сделать : написать комментарий в соцсети, например, или сесть в машину с нетрезвым человеком, или пересказать сплетню. Просто посчитай медленно до 10 (до 20 или до 100) - пусть префронтальная кора получит время, чтобы проанализировать и решить, что делать.

    Не проси чего-то, к чему ты не готов. Если ты знаешь, что в определенной ситуации не сможешь правильно принимать решения - не лезь в эту ситуацию.

    Используй своих родителей как «отмазку» : очень трудно иногда сказать «нет», особенно друзьям, поэтому лучше «вали на серого». Скажи, что мама просто ужасная, она абсолютно не разрешает туда-то идти и то-то делать. Поэтому - нет. И можешь даже не благодарить маму за это «правило».

С 12 лет друзья имеют больший авторитет, чем родители

Вот это меня как врача пугает больше всего. Хорошо обратиться к другу, чтобы выяснить границы его знаний, узнать его мнение. Но когда нужна информация о фактах, обращаться следует к родителям или другим взрослым, которым ты доверяешь.

Если не доверяешь родителям, найди другого взрослого

Интернет - это не взрослый, достойный доверия. Это стоит запомнить. Во-первых, там полно непроверенной и неправдивой информации. И потом, в интернете полно самых разных изображений. Часто бывает, что подросток ищет научную информацию, а в итоге видит порно. Поговори с родителями или доверенным взрослым, если у тебя есть вопрос, который ты не можешь задать им. Родители, а вы, пожалуйста, не обижайтесь, если ребенок обращается не к вам.

Питание, спорт, гигиена, сон

    Это должно быть основой, которая никуда не девается в подростковом возрасте. И обычно именно вокруг этого и разыгрываются горячие споры детей и родителей. Но спорить тут не о чем: если хочешь вырасти здоровым, все это надо будет выполнять как и в детстве.

    Хорошо питайся, ты сам знаешь, что в твоем рационе слишком много фастфуда и не надо говорить 100 раз, насколько вредна сладкая газировка.

    Если не спорт, то физкультура, можно делать упражнения со всякими компьютерными играми и приложениями. Всего часа в день хватит, чтобы ты почувствовал себя лучше.

    Гигиена - это значит быть чистым. Немногие люди тебе скажут, что у тебя в зубах застрял салат, не говоря уже о запахе от тебя. Делай хотя бы минимум: душ с мылом, умывайся, чисти зубы утром и вечером, пользуйся дезодорантом.

    Сон - это дар, это время, когда ты растешь, поэтому для роста нужно спать. Во время сна все, что ты узнал днем, переносится в долговременную память - значит ты сможешь лучше написать контрольную и сдать экзамен. Во время сна лучше сгорают калории, а значит меньше откладывается жира. А еще здоровый сон - это более стабильное настроение на весь день!

Родители тоже были подростками

Мир поменялся за одно поколение, а вот мозг и тело человеческие функционируют так же. Если тебе нужен совет или помощь - обащайся. Если родитель не так понял или делает что-то не то - говори. Иногда ребенок идет с вопросом, а через 10 минут уже горько сожалеет о том, что спросил, потому что начинается лекция: «Вот я в твоем возрасте…» Просто скажи, что их воспоминания тебе не помогут, перенаправь их.

Выбирай правильные слова

Не надо говорить эвфемизмами, когда речь о частях тела - другой человек может не понять твоего «кода». Иногда разговор о чем-то может оказаться совсем о другом, отсюда и дезинформация. Некоторых пугают анатомические термины, потому что они думают, что это плохие слова, но в правильных словах ничего плохого нет.

Общение

Мир действительно изменился, способы коммуникации тоже, но, пожалуйста, получив нужную информацию из интернета, выключи гаджет и найди время для живого общения. Объясни родителям, что такое для тебя быть подростком, что ты чувствуешь. Поверь, они очень хотят об этом узнать!опубликовано

©Кара Наттерсон

Ребенок вырос — и чем более самостоятельным он будет, тем проще всей семье.

Следить за порядком в комнате, мыть посуду, помнить об уроках — это не только прихоть родителей, это навыки, которые в будущем облегчат ребенку переход к самостоятельной жизни. Готовить детей к выполнению «взрослых» дел можно начинать уже в 3 года — с навыков зашнуровывания ботинок и застегивания куртки.

Если родители все делают правильно, то к подростковому периоду их ребенок уже умеет:

1. Готовить одежду для стирки

Достать из шкафа все грязное, отсортировать по цветам и степени загрязнения, загрузить стиральную машину — в 12−13 лет дети вполне могут справиться с этими задачами.

2. Следить за деньгами

Ответственный расход карманных расходов — это то, чему все родители должны научить своих детей. Ребенок должен понимать, что деньги не появляются просто так — вы их зарабатываете. Поэтому за тратами нужно следить: вести простейшую бухгалтерию с указанием статей расходов.

3. Готовить простые блюда

Каша на завтрак, бутерброд к чаю, да и сам чай заварить — это ведь несложно, правда? Научите этому детей.

4. Помнить и выполнять школьные домашние задания

Без напоминаний родителей и их постоянного контроля. И пусть без вас ребенок напишет чуть более слабое сочинение или совершит ошибку в задаче по математике — зато это будет его честная работа.

Дети, чьи родители делают все за них, во взрослой жизни часто оказываются сбиты с толку — они не привыкли думать, делать и планировать самостоятельно.

5. Вежливо разговаривать со взрослыми

Учитель в школе, тренер в секции, сосед по лестничной площадке, друзья родителей — ребенок регулярно сталкивается с самыми разными людьми, и к подростковому возрасту уже должен уметь поприветствовать человека и поддержать вежливый разговор.

Важный нюанс: научите ребенка, в каких случаях этого делать не нужно — когда на беседу набивается незнакомец, а рядом нет ни одного знакомого взрослого.

6. Действовать в чрезвычайной ситуации

Важно, чтобы ребенок умел позвонить в полицию, скорую или пожарную службу. Знал, где в доме аптечка, и правила оказания первой помощи.

7. Ориентироваться в городе или своем микрорайоне

Рано или поздно все дети покидают родительский дом, некоторые — сразу после школы, переехав учиться в другой город. Научите ребенка пользоваться общественным транспортом, безопасно переходить дорогу, пользоваться картами в смартфоне.

8. Благодарить за работу

У подростков уже появляются компании, с которыми они ходят в кафе. Чаевые официанту — это не только общепринятая практика, но и осознание того, что за каждую работу нужно благодарить.

9. Самостоятельно просыпаться утром

Поверьте, ваш соня вполне на это способен — если достаточно замотивирован и понимает, что никто не будет тратить 40 минут на долгие подъемы.

10. Убираться в доме

Домашние обязанности принесут пользу и ребенку, и вашему дому. Это отличный способ делегировать часть ответственности и обучить полезным навыкам. А для подростка — возможность почувствовать, что он вносит свой вклад в жизнь семьи.