Что и как пугает детей. Запугивание в воспитании

Пугать людей – это искусство. Не важно, хотите ли вы напугать вашего врага на темной парковке или создать эпический дом с привидениями, о котором люди будут говорить десятилетиями, по-настоящему напугать людей – это тяжелый труд. Хотя вам потребуется время и настойчивость, чтобы по-настоящему испугать вашу жертву, увидев настоящий ужас в глазах человека, вы поймете, что ваши усилия были не напрасны. Если вы хотите напугать друга внезапным нападением, костюмом, домом с привидениями или страшной историей, мы поможем вам осуществить задуманное.

Шаги

Планирование внезапного нападения

  1. Придайте себе устрашающий вид. Если вы внезапно нападете на кого-то без соответствующего костюма, то над вами могут просто посмеяться, но вы произведете действительно неизгладимое впечатление, если будете одеты во все черное, а ваше лицо будет покрыто чем-то вроде крови вперемежку с устрашающим макияжем клоуна.

    • Если вы хорошо знаете свою жертву, то можете принять облик одного из его худших страхов, к примеру, предстать в виде стоматолога, гигантского паука или привидения.
    • Хотя ваше внезапное нападение без перевоплощения также будет иметь действие, но вы сможете ДЕЙСТВИТЕЛЬНО испугать жертву, если оденетесь устрашающе.
    • Если вы хотите узнать больше о специальных костюмах, пропустите этот этап и сразу переходите к разделу советов.
  2. Подождите, пока ваш друг останется в одиночестве. Если ваш друг находится среди людей, его будет трудно запугать, поэтому подождите, пока он останется один. В этом случае испуг будет сильнее и реалистичнее. Существует множество способов достичь желаемого результата. Вот некоторые из них:

    • Напишите другу смс о том, что вы хотите встретиться где-либо в определенное время, но вместо этого приготовьте ему жуткий сюрприз. Это поможет вам подготовиться заранее.
    • Подождите, пока ваш друг или брат останется в одиночестве. К примеру, ваша жертва может в одиночку играть в видео игру или сосредоточенно выполнять домашнее задание. Это именно то, что вам нужно.
    • Если вы хотите напугать вашего брата или сестру, подготовьте пугающую декорацию, пока он/она спит, так, чтобы ваш брат или сестра проснулись от происходящего. Это будет очень страшно.
  3. Найдите хорошее место для того, чтобы спрятаться. Лучше всего немного подождать момента, когда человек подумает: «Подожди-ка, это выглядит пугающе», и тут же выскакивать из вашего убежища. Где бы вы ни планировали вашу затею, и что бы вы ни делали для этого, хорошим вариантом будет спрятаться где-нибудь и дождаться подходящего момента выскочить и хорошенько напугать жертву. Подходящим местом будет следующее:

    • Под кроватью
    • За дверью
    • За деревьями или машинами
    • Под лестницей
    • В темном подвале
    • На чердаке
    • В зоне видимости, но в темноте
  4. Придумайте что-нибудь жуткое. Узнайте, какие именно вашему другу снятся кошмары и используйте это в свою пользу. Все зависит от того, что больше всего пугает вашего друга, поэтому хорошей идеей будет разузнать это и напугать его согласно полученным данным. Возможно, вам подойдет следующее:

    • Поддельные змеи, смазанные вазелином для устрашения
    • Ржавые ножи
    • Поддельная кровь
    • Сырое мясо
    • Черви или тараканы
    • Статический шум из телевизора или радио
    • Сломанные пупсы
  5. Кричите и войте как маньяк. Приготовите ловушку и ждите, пока ваша жертва попадется в нее, после чего переходите к действиям. Кричите, войте, хватайте человека за руки и смейтесь как маньяк, наслаждаясь ужасом в глазах жертвы. Затем убегайте, покатываясь от хохота. Вы можете спрятаться невдалеке, чтобы понаблюдать за выражением полного ужаса лица жертвы и последующим осознанием того, что его одурачили.

    • Вы также можете оставить аудиозапись страшных звуков для запугивания друга. Установите старый магнитофон с записью кашля или скрипа таким образом, чтобы тот включился, когда войдет ваш друг.
    • Когда ваша жертва основательно напугана, самое время идти на попятную. Вы ведь не хотите запугать друга настолько, что он вызовет полицию. Как только потерпевший закричит, вы получите желаемый результат, поэтому можно сразу прекращать шутку.

Как выглядеть устрашающе

Как сделать дом с привидениями

  1. Выберите место. Хотя это отнимает много времени и сил, создание устрашающего окружения, к примеру, дома с привидениями, вызовет ужас в сердцах людей, так как они будут ожидать того, что самое худшее произойдет в любой момент. При создании дома с привидениями или другой страшной сцены имеют значения ключевые моменты.

    • Дом с устрашающими элементами, такими как узкие коридоры, скрипящие полы и темные подвалы, вполне подойдет для этой цели.
    • Сделайте для себя карту. Люди должны свободно перемещаться из комнаты в комнату без особых препятствий.
  2. Выберите тематику. Тематика поможет вам решить, как украсить дом и какие элементы включить в антураж. Для реалистичности картины придумайте историю о том, почему в доме завелись привидения. Возможно, там живет привидение старой дамы, чей муж просто-напросто испарился. А может там живет целая семья привидений, которых жестоко убили в подвале. Придумайте историю, в которую будет легко поверить.

    • Покинутый сумасшедший дом
    • Комната пыток
    • Логово вампира
    • Нашествие зомби
    • Лаборатория злого ученого
  3. Подключите ваших друзей для помощи. Создать дом с привидениями в одиночку достаточно сложно. Вместо этого попросите нескольких надежных друзей нарядиться страшными героями и помочь вам оформить дом, а также попросите их напугать гостей, пока те будут прохаживаться по нему. Друзья могут внезапно выпрыгивать перед гостями, прятаться в шкафах или выскакивать из фальшивых гробов.

    • Некоторые из друзей могут расположиться на крыльце дома и «играть в мертвецов», пока гости не подойдут ближе. Затем они могут вскочить и напугать пришедших, прежде чем те переступят порог дома.
  4. Украсьте дом подобающе. Создайте атмосферу напряжения, которая очень важна для устрашения. Длинные темные коридоры заставят людей ожидать самого худшего. Люди будут в постоянном напряжении и тревоге, поэтому их легко напугать. Каждая комната должна быть украшена устрашающе, чтобы гости ходили на цыпочках и не знали с какой стороны и чего ожидать.

    • Поставьте добровольца в каждой комнате для создания устрашающей атмосферы и сопровождения гостей.
    • В каждой комнате должны быть свои устрашающие элементы, к примеру, миска с холодной вермишелью наподобие червей или банка почищенного винограда в качестве белков глаз.
    • Сделайте «банки с образцами», поместив в них игрушки или согнутые кухонные приспособления и добавив мутную воду, подкрашенную в зеленый цвет.
  5. Включите устрашающие звуки. Звуки помогут хорошенько напугать людей. Есть несколько вещей, которые могут по-настоящему испугать гостей. Вот некоторые из них:

    • Пусть добровольцы ходят из стороны в сторону по комнате в тяжелых скрипящих сапогах.
    • Положите несколько монет в пустую банку из-под газировки и привяжите к ней нитку. Пусть волонтеры трясут банку, создавая «дребезжащий» звук.
    • Поставьте запись страшных звуков в каждой комнате, включая пронзительные женские крики, свист ветра или звук бензопилы.
    • Используйте тишину. Отключайте все звуки время от времени, чтобы новые звуки еще больше устрашали людей.
  6. Подготовьте освещение для устрашения. Освещение является хорошим средством для устрашения людей «средь бела дня». Вы можете устроить все в полной темноте, поставив стробоскоп в одной комнате или напустив дыма для большего эффекта. Все это приведет людей в нужное состояние. Вот несколько способов сделать освещение:

    • Найдите коридор, через который гости будут проходить с закрытыми глазами – главное, чтобы гостям было удобно.
    • Включите прожектор над вызывающими отвращение фальшивыми насекомыми или паутиной, чтобы создать устрашающую тень на стене.
    • Накройте мебель черными пластиковыми пакетами, чтобы освещение в комнате было более устрашающим.
  7. Действуйте по настроению. Всегда оставайтесь тем, кого вы изображаете, находясь в доме с привидениями, чтобы сохранять иллюзию. Не останавливайтесь для приветствия друзей. Пусть дом с привидениями будет по-настоящему устрашающим и правдоподобным. Всегда оставайтесь тем, кем вы нарядились, даже когда вы выводите гостей из дома.

    • Позже, когда гости скажут вам, что хорошо провели время, изобразите непонимание на вашем лице.

Как рассказывать страшные истории

  1. Придумайте место действия. Вы можете сделать собственный фильм, написать страшный рассказ или просто рассказать историю, но самое главное – это место действия. Нужного эффекта можно достичь при помощи паука или темной комнаты с духом смерти, главное – это то, что страх живет в голове. Фильмы ужасов, рассказы и страшные истории являются прекрасным способом запугать людей. Посмотрите фильм ужасов или почитайте страшную историю для вдохновения.

    • Не придумывайте историю спонтанно. Хотя вы можете импровизировать, главное придумать основную нить истории до того, как вы начнете ее рассказывать. Вас перестанут слушать, если вы будете рассказывать историю неуверенным голосом.
  2. Убедите слушателей в правдивости истории. Даже если это совсем не так, просто скажите, что эта история случилась на самом деле в вашем городе много лет назад. Возможно это случилось с вашим двоюродным братом или вы сами видели все своими глазами. Если вы скажите, что история основана на реальных событиях, вы заинтригуете слушателей, и ваш рассказ покажется более правдоподобным.

    • Также вы можете сказать, что это большой секрет, поэтому эту историю нельзя прочитать даже в интернете. Убедите их, что вы нашли ее в местной библиотеке. Можно так же предложить слушателям пойти и лично убедиться в ее правдивости, но, конечно, никто этого не будет делать, и при этом ваша история покажется более правдоподобной.
    • Прежде чем начинать рассказ, спросите «Вы действительно хотите услышать это?» Ведите себя так, как будто история «настолько» устрашающая, что вы сомневаетесь, продолжать ли вам рассказывать ее.
  3. Вызовите беспокойство у слушателей. Медленно поднимаясь по лестнице на чердак, и медленно открывая дверь, вы сможете заинтриговать ваших слушателей. Не рассказывайте все сразу, иначе слушателям будет не интересно. Создайте атмосферу ожидания, как если бы вы рассказывали обычную историю, и постепенно добавляйте устрашающие детали в ваш рассказ.

    • Держите слушателей в напряжении, сказав «Но это еще цветочки по сравнению с тем, что было дальше». Или «Она думала, что больнее уже не будет, но все еще было впереди».
    • Говорите медленно и тщательно подбирайте слова. Не перескакивайте на самые страшные моменты истории. Пусть каждое слово будет играть свою роль.
  4. Используйте визуальные средства. Покажите слушателям ваш шрам от аппендицита и скажите, что убийца, о котором вы рассказываете, проткнул вас ножом. Принесите старые фотографии ваших бабушек и дедушек и представьте их как фотографии жертв. Если вы принесли какие-нибудь визуальные средства, просто пустите их по кругу, как будто для вас это ничего не значит.

    • Также можно испачкать одежду жертвы «ненастоящей» кровью.
    • Можно использовать самые обычные вещи, например коллекцию бейсбольных открыток пропавшего маленького мальчика.
  5. Создайте устрашающие звуковые эффекты. Эффекты могут быть самыми простыми. Если вы рассказываете о том, что кто-то постучал в дверь посреди ночи, просто постучите по полу. Пусть ваш друг поможет вам создать нужные звуки, такие как звук скрипящей двери или капель дождя, падающих с потолка или звук ветра, шуршащего по деревьям.

  6. Придумайте детали. Как и в случае с атмосферой в доме с привидениями, детали страшной истории очень важны. Опишите звуки опустевшего склада или покажите гнилые зубы клоуна-убийцы. Чем детальнее будет ваша история, тем лучше.

    • Например, мужчина, чья рука серьезно повреждена, достаточно устрашающий, но мужчина, из руки которого течет кровь при ходьбе, испугает намного сильнее
    • Отталкивайтесь от исторических фактов. Если это было до второй мировой войны, уточните, кто был в то время президентом или упомяните любые другие детали, которые сделают вашу историю более реалистичной.
    • Когда закончите историю, создайте абсолютную тишину, как будто вы находитесь под таким впечатлением, что не можете продолжать дальше.
  • Время решает все. Если правильно выбрать время, все получится.
  • Убедитесь, что ваша будущая жертва абсолютно здорова и не страдает заболеваниями сердца или дыхательных путей. Испуг и удивление могут обострить симптомы.
  • Ведите себя устрашающе, к примеру, засмейтесь страшным голосом или посмотрите на человека диким взглядом.
  • Собирайте страшные костюмы, ведь никогда не знаешь, пригодится ли вам кровавый топор или маска Хеллрейзера.
  • Попрактикуйтесь издавать страшные звуки и голоса.
  • Постарайтесь не обидеть жертву или кого-нибудь поблизости, ведь вся ситуация должна быть смешной, поэтому не заходите слишком далеко.
  • Интересуйтесь работами гуру ужасов. Почитайте рассказы Стивена Кинга, посмотрите фильмы Альфреда Хичкока или почитайте стихи Эдгара Алана По.

Предупреждения

  • При создании дома с привидениями, выбирайте безопасное месторасположение, чтобы посетители не поранились.
  • У некоторых людей проблемы с сердцем, поэтому есть риск запугать их до смерти. Это может случиться ненамеренно, но все же это преступление перед лицом закона.
  • Если только это не посетители дома с привидениями, «не» пытайтесь напугать совершенно незнакомых людей. Они могут подумать, что им угрожает опасность и применить жесткие меры самозащиты или даже пораниться, пытаясь убежать.
  • Есть вероятность того, что вы заденете чьи-либо чувства или обидите кого-то, поэтому пугайте только тех людей, которых вы знаете хорошо, с которыми вы можете хорошенько посмеяться над реакцией друга или знакомого.
  • Пытаясь напугать, Никогда не угрожайте кому-либо настоящим оружием.

Признаться, мне никогда не нравилась идея воздействовать на ребёнка через угрозу — «вот сейчас я тебя кому-нибудь отдам». В обращении с детьми родители используют этот приём. Почему так спешат посторонние люди вмешаться в интимный процесс общения родителей с детьми? Почему так негативно реагируют на отказ принять их «помощь»?

Приём этот охотно применяют в воспитании не только своих детей, но и чужих. На прогулках с сыном я устала отбиваться от «доброжелателей», которые, видя, что мой Миша плачет, спешат на помощь: «Ай-ай, какой нехороший мальчик. Я тебя сейчас себе заберу». Совершенно не обращая внимания на то, что Мише нет ещё и года, и плакать для него совершенно нормально.

Я уверяю их, что вряд ли отдам им своего сына, несмотря даже на то, что он плачет, и мы продолжаем с ребёнком самостоятельно разбираться с нашими проблемами, но многих людей моя позиция обижает.

Наверное, на вопрос почему так часто прибегают к запугиванию, проще всего ответить: потому что это действует. Как сказала одна моя знакомая, она не вмешивается, когда её трёхлетнюю дочку кто-то собирается «забрать» с собой из магазина, если та плачет и не слушается: «А что? Зато она сразу успокаивается и бежит ко мне».

Поступая таким образом, родители, сами того не подозревая, расписываются в своём бессилии. Получается, что у них нет каких-либо рычагов воздействия на ребёнка, кроме как напугать его перспективой, при которой они откажутся от него.

В каких ситуациях родители пугают детей:
— когда дети плачут громче и дольше, чем может вынести родитель;
— когда балуются — ведут себя не так, как нужно в данный момент взрослым;
— когда слишком долго одеваются или едят кашу, когда не хотят идти в садик или возвращаться домой, когда отказываются читать стихотворение при всех, когда хотят поиграть с мамой в тот момент, когда ей нужно доделать отчёт, или тогда, когда папа смотрит телевизор;
— когда привлекают к себе внимание, несмотря на то, что мама увлечена беседой со знакомой, или когда устают в длинной очереди на почте или в магазине;
— когда в магазине не могут пройти мимо полок с яркими красивыми игрушками, а на улице останавливаются рядом с каждой кошкой, трактором или другим интересным предметом;
— и гораздо реже — когда собираются сделать что-то действительно опасное: выбежать на проезжую часть, потрогать горячий утюг, залезть высоко или засунуть что-нибудь в розетку.

Если проанализировать этот список или просто понаблюдать за собой, становится ясно, что в 90% случаев детей пугают с целью воздействия на них, когда те ведут себя не так, как от них ожидается. То есть тогда, когда их поведение не соответствует родительским представлениям о поведении ребёнка. И тогда понятно, что в этот момент родители пытаются воздействовать на ребёнка, чтобы изменить его и «подогнать» под свой сложившийся образ о нём.

Есть ли у ребёнка шанс вести себя так, чтобы окружающие были довольны? Есть, если это ребёнок-игрушка, который не плачет, не кричит и всегда молчит. А в остальных случаях конфликт неизбежен, пока родители и педагоги будут формировать свои ожидания, исходя из фантазий о том, как должен вести себя ребёнок.

Чем любят пугать детей?

Как правило, и это уже классика, что придёт кто-то и его заберёт, или мама сама его отдаст.

Вероятностью никогда не вырасти или потерять часть тела или голос: «Не будешь кашу, не станешь большим, не вырастешь», «Будешь пальцем показывать — палец отвалится», «Рот на улице открывать — ворона в него залетит», «Если кричать на улице, то голос пропадёт».

Возможностью потерять игрушки и личные вещи — «От такого плохого мальчика уйдут все игрушки и книжки», «Машинку сейчас отдадим другому».

Перспективой никогда не придти куда-то ещё раз при плохом поведении ребёнка: в гости, на концерт, на игровые занятия.

И наоборот — остаться здесь навсегда: в гостях, в детском саду, на улице. И если некоторые из угроз имеют под собой какое-то реальное основание, то остальные совершенно неуместны и смешны. Ведь ни одна мама, если она в здравом уме, не отдаст своего ребёнка чужому человеку, и ни один палец ещё не сломался от того, что им показывают на самолёт, летящий в небе.

Но ребёнок не знает, что это просто мама не умеет по-другому с ним общаться. Ребёнок воспринимает все слова буквально, взаправду, и то, что он слышит, его ранит.

Редко подобного рода запугивания и угрозы проходят для детей без каких-либо последствий. Они могут быть минимальными, если ребёнок менее чувствительный. Вот только заранее степень его чувствительности неизвестна. Что же происходит с ребёнком, если эта степень высока, а его ещё чрезмерно и неадекватно ситуации запугивают:

— у малыша подрывается чувство базового доверия к миру. Вместо него формируется чувство тревожности и недоверия, а так как закладывается это чувство в детстве, то и вырастает такой человек с ощущением тревожности. Справиться с ним потом очень сложно.

— У ребёнка формируется комплекс неполноценности и чувство вины. О классическом комплексе вины в дошкольном возрасте говорить не приходится, так как у ребёнка только формируется ощущение и восприятие себя, зато можно уверенно говорить о формировании заниженной самооценки — предпосылки к комплексу неполноценности, который заметно усложняет жизнь уже взрослому человеку.

— У ребёнка пропадает желание как-то активно проявляться в жизни. Если за каждый поступок ребёнок слышит запугивание, ему просто становится страшно жить и двигаться, привлекать к себе лишнее внимание, а порой даже и существовать. Иногда это становится причиной желания ребёнка умереть.

— Самые страшные и печальные последствия заключаются в том, что ребёнок действительно верит в то, что мама и в самом деле может отдать его кому-то. А для малыша нет ничего травматичнее и ужаснее осознания того, что он не нужен маме. Ребёнок начинает сомневаться в своей ценности. Если уж мама с папой готовы отдать его кому угодно, что значит он вообще, в принципе? А за какой проступок в следующий раз меня пообещают отдать и, кто знает, может быть, действительно так и сделают?

И когда-то тёплые и доверительные отношение между ребёнком и родителями наполняются страхом. Если маленький мальчик или девочка верят в то, что мама с папой их не любят, что своим родителям они не нужны, они считают, что не нужны всему этому миру. Надо ли говорить, как трудно найти своё место в жизни, реализоваться, если ты считаешь, что ты не достоин ничего хорошего и никому не нужен. И через всю свою жизнь, даже став уже взрослым, этот человечек пронесёт своё чувство ненужности, только потому, что мама не смогла или не захотела поискать другие способы воздействия на него.

— В результате частых запугиваний ребёнок теряет чувствительность и контакт с самим собой и миром вокруг себя. Утраченная чувствительность к самому себе в будущем может быть причиной курения, переедания, алкоголизма, увлечения экстремальными видами спорта, сложностью в установлении и поддержании контактов с чужими людьми.

— Отдельно следует сказать о физических наказаниях и угрозе такого наказания. После страха быть отданным кому-то своими родителями самое тяжёлое для ребёнка (в физическом и психологическом плане) — это физическое наказание. Причём не только оно, но и даже угроза — отлупить, дать ремня. Малыш чувствует себя так, словно внутри его разрывает на две части. Сейчас он и любит своего родителя и ненавидит его за то, что тот наказывает или хочет это сделать. И страх таких событий может жить внутри него постоянно.

Очень часто после побоев дома ребёнок идёт на улицу и начинает мучить животных, третировать младших детей или проявлять по отношению к себе аутоагрессию. Последний случай сложнее всего — это значит, что ребёнок уже совсем поверил в то, что он достоин именно такого обращения и перенял родительский стиль воспитания.

В случаях проявления агрессии по отношению к другим ребёнок просто восстанавливается в психологическом плане. Физическим наказанием или криками с угрозами родители очень сильно его разрушили изнутри, нарушили его целостность. У ребёнка осталось очень много злости и невыраженной агрессии, которую он в силу явного и бесспорного превосходства взрослого не может направить на него. Тогда он идёт на улицу и выбирает того, на кого можно её выплеснуть, восстановив таким образом своё душевное равновесия.

Что же делать?

1. Предупреждать о вещах, которые реально могут быть опасными: электроприборах, дорожном движении, дверях, которыми можно прищемить пальцы.

2. Предупреждать о том, что есть люди, которые также являются источником опасности. А для этого не надо пугать ребёнка, что кто-то заберёт его за плохое поведение. Нужно несколько раз проговорить о том, как вести себя, если незнакомец предлагает конфетку или зовёт к себе посмотреть котёнка. Беседовать с ребёнком о том, что делать, если он потерялся или заблудился, застрял в лифте или проехал свою остановку в автобусе.

Важно помнить, что и в первом и во втором случаях беседу нужно выстраивать, не переходя на личность ребёнка: можно обжечься утюгом, потому что он горячий, а не потому что у тебя руки-крюки. Заблудиться в здании может каждый, а не только ребёнок, потому что он самый глупый и «спит в одном ботинке». Да и незнакомцы представляют потенциальную опасность для ребёнка не потому, что он с утра с мамой поругался и всю кашу не доел. Очень важно в такие моменты беречь своего ребёнка и его чувство внутренней самости.

3. Всегда можно для негативного примера выбрать какого то сказочного персонажа. Вероятность стать таким же, как Баба-яга или Кощей Бессмертный, ближе и понятнее ребёнку, чем угрозы, что с ним никто не будет дружить, потому что он плохой. При этом не надо угрожать ребёнку, что за его плохое поведение этот герой придёт и заберёт его.

4. Один из самых лучших способов воспитать ребёнка — это дать ему на практике почувствовать результаты своих действий. Например, не положил варежки на батарею — пойдёшь в мокрых. Стирается только то бельё, которое лежит в стиральной машинке. В кино в воскресенье пойдёт только тот, кто убрал в своей комнате. Надо отметить, что почему-то родителям очень трудно придерживаться этого метода в воспитании. Маме проще накричать на ребёнка, потому что он, как всегда, её не слушается, а она устала всё за ребёнком убирать и объяснять, у неё уже нет сил, и её все «достало».

А между тем, когда ребёнок имеет возможность на практике испытать последствия своих поступков, это действует на него лучше всяких угроз и запугиваний. Попробуйте применять такой способ воспитания всего неделю или месяц в виде эксперимента. Вы всегда сможете вернуться к старым инструментам воздействий на ребёнка, если новый окажется для вас неэффективным.

5. Откажитесь от физических наказаний. Сложнее, чем предыдущий совет, только этот. Но если вы действительно переживаете за своего ребёнка, если вы его любите и от всей души желаете счастья, учитесь усмирять свои эмоции и физически наказывать ребёнка.

6. Один из приёмов воздействия на детей — сказкотерапия. Пример сказки для детей, которые убегают от папы с мамой, предлагает Ирина Терентьева, детский психолог и сказкотерапевт.

Сказка про воробушка Чика

Жил-был воробушек по имени Чик, у него были мама и папа. Всей семьёй воробьи любили гулять во дворе, собирать зёрнышки, крошки. Папа-воробей искал жучков и угощал ими Чика и маму.

Чику очень нравилось гулять с родителями во дворе, но ему это быстро надоедало, ведь он был такой любопытный! Часто воробушек убегал от родителей в соседние дворы, посмотреть, кто там гуляет. Мама с папой очень пугались, когда теряли воробушка из вида, и очень ругались, когда его находили.

— Нельзя убегать от родителей, — говорила мама. — Это очень опасно, тебя может кто-нибудь украсть или съесть, — добавлял папа.

А воробушек Чик думал, что родители зря переживают, ведь он такой быстрый и смелый, он никого не испугается и убежит от опасности. Поэтому иногда, когда родители были заняты поисками жучков и червячков, Чик на пять минуточек убегал в соседние дворы.

Однажды, как обычно, воробушек ускакал в соседний двор и нашёл там много вкусных семечек. Пока Чик клевал семечки, к нему сзади кто-то подошёл. Воробушек даже не успел обернуться, как на него накинулся кто-то с большими глазами и острыми когтями. Чик был очень быстрый, поэтому он резко взлетел. Но чужак оказался ещё быстрее и схватил зубами воробушка за крыло. Чик закричал что есть мочи: «Помогите! Спасите!» Мама с папой услышали крик Чика и бросились на помощь. Но когда они прилетели в соседний двор, то нашли только пару воробьиных перьев. Дни напролёт они летали повсюду и искали воробушка, но никто и никогда больше Чика не видел.

Да, сказка страшная, и ребёнок, скорее всего, расстроится. Суть подобных сказок и историй в том, что для ребёнка опасность перестаёт быть абстрактной. Дети идентифицируют себя с героями сказок, соответственно, ребёнок практически на собственной шкуре прочувствует всю трагичность истории Чика.

Эту сказку не стоит рассказывать перед сном, лучше рассказать её днем перед прогулкой. А на прогулке, если ребёнок снова попробует убежать, то можно напомнить о том, что случилось с Чиком, который убегал от мамы с папой.

Когда поведение ребёнка в общественных местах выходит за рамки приличия, родители стараются всеми способами успокоить отбившееся от рук чадо. Одним из наиболее действенных способов многие взрослые считают запугивание малыша бабайками, милиционерами, чужими дядями и тётями, которые поругают, накажут, заберут с собой непослушного ребёнка. На этот счёт у психологов есть своё мнение. Они считают, что пугать детей можно, и в некоторых случаях нужно, но делать это нужно правильно.

Каждый из нас, наверное, вспомнит похожие эпизоды из своего детства. И, если говорить честно, эти запугивания работают. Часто они помогают добиться того поведения, которое в данный момент нужно родителю. Другое дело, что работают они недолго и опасны для психологического здоровья малыша.

Запугивая чем-то или кем-то родитель дает понять ребенку, что он – родитель – не главный, не сильный и вообще, заступиться за своего ребенка перед неким бабайкой не сможет. У ребенка в этот момент в голове творится ужас – до определенного времени папа с мамой для него самые сильные люди на свете и могут все. А тут появляется какой-то бабайка и мама спокойно отдаст ему малыша?

Ребенку очень страшно. Кроме разрушенного авторитета родителей, что само по себе болезненно, у него формируется повышенное чувство страха. Да, все дети разные, один не очень испугается, а другой всю жизнь вспоминать будет. В педагогике описаны случаи, когда у детей от страха парализовывало ноги. Зато какой воспитательный эффект!!!

Но рано или поздно ребенок поймет, что мама с папой его обманывали. И это еще одно неприятное открытие. Причем неприятно не столько понимание того, что полицейскому он вряд ли нужен, а у злой тети своих детей хватает, как сам факт лжи со стороны родителей. Кроме обиды и разочарования у ребенка закрепляется понимание того, что обманывать можно всех. И своих родителей тоже.

Родители должны понимать, что пугая ребенка за плохое поведение, они расписываются в своем бессилии. Вместо того, чтобы искать способы решения ситуации, чтения соответствующей литературы, попыток разобраться что происходит, они предпочитают решать проблему одним махом, не задумываясь о последствиях для ребенка.

Происходит подмена понятий – в поликлинике нельзя шуметь не потому, что у кого-то голова болит и шум мешает, а потому что доктор отругает. Кашу нужно есть не для того, чтобы быть сильным и здоровым, а потому, что коза забодает, а папу с работы нужно ждать не с радостью, а со страхом, что мама ему все расскажет и ребенок будет наказан.

Но самым страшным для малыша являются угрозы отдать его кому-то за плохое поведение. Для ребенка это означает только две вещи – он плохой и его не любят. А такие установки не способствуют здоровому психологическому развитию малыша.

Возможно, какой-то родитель, читая эти строки, отмахнется: неужели все так серьезно? И простое запугивание каким-то бабайкой может так навредить ребенку? Нет, конечно, оно может навредить гораздо хуже. Вплоть до невроза, энуреза и заикания, гипертрофированного чувства вины, недоверия и враждебности к миру, повышенной тревожности. И это все только из-за того, что именно сейчас, в данный момент малыш не хочет ложиться спать или есть кашу.

Очень трудно отказаться от запугивания как педагогического приема. Да и ребенок должен понимать, что есть что-то в мире, чего нужно бояться. Что же делать?

Самое главное – нельзя пугать перспективой отдать ребенка за действия, связанные с его личностными особенностями. Ну не хочет он есть кашу, не хочет спать, а хочет бегать и прыгать! Учитесь выходить из ситуации по-другому. Не любит одну кашу, варите другую, давайте возможность выбора, заведите 15-ти минутки непослушания и стояния на голове, предложите альтернативу, будьте последовательны, доводите требования до конца, способов много – пробуйте, пытайтесь, ищите.
- Олеся Гаранина, педагог-психолог

Чем же пугать можно, а в разумных пределах даже нужно?

Первое: пугать ребенка стоит только теми вещами, которые реально могут навредить – ток в розетке, горячий утюг, машины на дороге и т.п.

Второе: пугать теми людьми, которые действительно могут быть опасны, например, захотеть увести малыша от мамы. Чтобы этого не случилось, беседуйте с ребенком, предостерегайте его, но делайте это не в состоянии вашей истерики, а когда вы оба в спокойном состоянии. Рассказывайте малышу, что делать, если какая-то тетя или дядя или даже незнакомый ребенок захочет угостить его конфеткой и позовет к себе в гости, показать интересный мультик или веселего щенка.

Третье: пугайте перспективой стать похожим на какого-нибудь известного отрицательного героя из мультика или сказки, если ребенок, к примеру, не хочет чистить зубы.

Четвертое: пугайте, не переходя на личность ребенка – машина можете сбить, если не соблюдать правила движения, а не потому, что у тебя глаза на затылке. Собака может укусить, если дразнить ее палкой, но не потому что ты обзывался на маму, в толпе можно потеряться, потому что много народу, а не потому что ты вечно спишь на ходу. Чувствуете разницу?

Пятое: пугайте адекватно. Если ребенок отнимает чужие игрушки, вряд ли за это доктор сделает ему укол от жадности. А вот ребята играть на площадке могут и перестать.

Вам предстоит большой путь и потребуется приложить много усилий, чтобы научиться правильно «пугать» детей. Но цель в данном случае – счастье ребенка – оправдывает эти усилия!

Запугивание в воспитании

Малышей пугают Бабой-Ягой и бабайкой, которые «придут и заберут, если будешь плохо себя вести». Среди «грозных фигур» также часто можно встретить «милиционера, который заберет в тюрьму» и «врача, который поставит укол ». Другие распространенные приемы запугивания - «Я ухожу, а ты оставайся!», «Будешь так себя вести, отдам тебя вон той тетеньке, мне такой ребенок не нужен». Ребенка постарше, с которым не удается справиться, нередко запугивают самими же родителями: «А вот придет отец, он тебе покажет!»

Метод этот часто достаточно эффективен в конкретных ситуациях, однако по большому счету приносит больше вреда, чем пользы . Напуганный ребенок зачастую перестает вести себя плохо, но делает он это только потому, что страх по-настоящему парализует . Не делая нежелательного, он не в состоянии выполнять и желательное, и уж точно не в состоянии сознательно управлять своим поведением.

По существу, действуя через страх, мы эксплуатируем инстинкты ребенка , тогда как цель воспитания - развивать сознательное поведение. В итоге ребенок ведет себя как надо не потому, что понимает, что это правильно, осознает смысл этого и не только потому, чтобы порадовать маму. Он просто боится.

Безусловно, использование запугивания способствует развитию серьезных страхов у ребенка и повышенной тревожности. Дети начинают бояться темноты , панически боятся оставаться одни дома, у них может проявиться целый букет самых разных страхов, не связанных напрямую с родительскими «страшилками». Не говоря уже о том, что дети, которых периодически пугают милиционерами и врачами, не доверяют людям этих профессий , что может негативно сказаться в критической ситуации.

Можно ли совсем обойтись без запугивания и есть ли этому какая-то «здоровая» альтернатива ? Ведь в нашей реальной жизни действительно много опасностей, особенно для неопытного малыша. Поэтому без предостережений в воспитании, безусловно, не обойтись . Страх - это охранный механизм нашей психики, призванный предупреждать нас об опасностях и рисках.

Отличается предостережение от запугивания тем, что предостережение касается реальных опасностей , а запугивая ребенка, родитель добавляет в его мир новые, мнимые страхи и опасности. Бояться переходить оживленную дорогу и бояться Бабу-Ягу - это не одно и то же.

Важно говорить об объективных негативных последствиях поведения ребенка . Так, например, фраза «Если будешь баловаться, я отдам тебя вон тому милиционеру» - это запугивание. А фраза «Если будешь баловаться на лестнице, можешь упасть с высоты и сломать себе руку» - это предостережение.

Предостережение тоже играет на чувстве страха ребенка, поэтому важно отдавать себе отчет, что делается это исключительно в целях сохранения жизни и здоровья, а не ради нашего собственного удобства в воспитании . Просто задайте себе вопрос: «Я сейчас пугаю ребенка, потому что ему действительно грозит опасность, или потому, что мне надо, чтобы он послушался?» В случае второго ответа стоит поискать другие методы воздействия.

Однако, даже используя предостережения, будьте очень чувствительны к состоянию и особенностям ребенка. Ранимые, тревожные дети очень близко к сердцу принимают различные страшные картинки возможных последствий . И если вы в красках распишите такому ребенку, что можно повредить себе, упав с высоты, он может наотрез отказаться вообще приближаться к лесенкам на детской площадке.

Будьте внимательны в выборе слов при общении с ребенком и не пугайте малыша. Ведь его богатая фантазия может породить в сознании чудовищные образы, которые будут