Эстетическое воспитание детей. Цели и средства эстетического воспитания

Альбина Сагдиева
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста .

Задачи, средства и форма работы по эстетическому воспитанию .

Эстетическое воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

Эстетическое воспитание тесно связано с другими сторонами воспитания : с умственным и нравственным.

Задачи эстетического воспитания .

1. Систематический развивать эстетическое восприятия , эстетические чувства и представления детей .

2. Развитие художественно-творческих способностей у детей (умение петь, танцевать, сочинять, игры разные) .

3. Формирование основ эстетического вкуса (большая роль принадлежит обучению) .

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является :

1. Среда которая окружает ребенка в детском саду и дома.

2. Насыщенность быта произведениями искусства (картины, эстампы, музыкальные произведения) .

3. Активная деятельность самих детей (сами дети клеят, лепят) .

4. Индивидуальный подход.

Средства – это все, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей .

1. Эстетика быта , т. е. там где дети находятся в течении дня;

2. Природа;

3. Искусство (литературные, музыкальные произведения) ;

4. Художественная деятельность самих детей ;

5. Специальное обучение;

6. Поведение самих взрослых (воспитателей , родителей) .

В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей :

1. Занятия (музыкальные, ИЗО) ;

2. Художественно-дидактические игры (на ознакомление детей с цветом «Радуга» );

3. Утренники и развлечения;

4. Экскурсии и прогулки;

5. Театрализованные зрелища; телепередачи, фильмы СД, ДВД

Принципы эстетического воспитания :

1. Эстетическое воспитание должно осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно -образовательной работой в образовательном учреждении.

2. Детское творчество должно быть связано с жизнью.

3. Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности.

4. Индивидуальный подход к детям.

5. Детские работы должны использоваться в жизни группы или в жизни детского сада.

Особенность художественного творчества детей .

Творчество – это деятельность направленная на создание общественно-значимого продукта оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.

Творчество детей значимо прежде всего для самого ребенка или для группы детей , для близких взрослых.

Но значения детского творчества в том, что оно оказывает влияние на формирование личности ребенка, а значит общество заинтересовано в творческом развитии каждого.

Творчеству можно учить, но это учение особое. Оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям, вместе с тем творчеством невозможно без усвоения отдельных знаний и овладения навыками и умениями.

Под художественным творчеством детей дошкольного возраста понимается создание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта (рисунок, танец, стихотворение, рассказ, песня и т. д.) ; придумывание и известному ранние неиспользуемых деталей; игровая деятельность (творческие игры-создание игровой обстановки, подбор, игрушки, предметов заместителей и т. д.).

В своем реферате я хочу рассмотреть проблемы эстетического воспитания, проследить его взаимосвязь со всеми сторонами воспитания, проследить также, когда закладываются основы эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.

В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.

Эстетическое воспитание - целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Эстетическое воспитание - процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию Родины.

Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы.

В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти.

В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.

Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни - у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного, и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным и реально существующем.

Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности - умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.

По выражению А.С. Макаренко, инструментом прикосновения к личности, способом, с помощью которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников является метод.

Основными методами, которые используются в эстетическом воспитании являются:

Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.

Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое мнение.

Развитие самостоятельных действий - воспитатель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.

Включение в трудовое воспитание - учить детей познавать красоту труда.

Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.

Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

Основными задачами эстетического воспитания являются следующие:

1) развитие умения видеть и подвергать оценке красоту;

2) понимать прекрасное, гармоничное;

3) рассматривать свое поведение и собственные поступки с точки зрения эстетических представлений.

Эстетическое воспитание можно подразделить на категории, называемые эстетическими:

1) прекрасное и безобразное;

2) трагическое и комическое;

3) высокое и низменное.

Каждая из категорий подвергается историческим изменениям. Совершенно определенные общечеловеческие ценности неизменны. Незнание или не придание этому значения приводит к трагическим последствиям, таким как отсутствие или слабое развитие эстетического вкуса, поглощение и использование некачественной и непотребной (с точки зрения эстетики) продукции, неумение, нежелание и отсутствие интереса к пониманию полноценного искусства, музыки, произведений великих мастеров. Видами или средствами в эстетическом воспитании называют природу, искусство, окружающую реальность, труд человека и др.

Формирование основ эстетического воспитания

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: эстетические, нравственные и интеллектуальные.

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст - это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только научился сидеть, сделал первые шаги - и уже в этом возрасте можно закладывать основы эстетического воспитания.

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим: украшенной елкой, брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какой красивый красный мяч», «как нарядно одета кукла» и так далее.

Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях. Взрослые должны научить своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету, нарядно одетой кукле - все это будет прививаться при непосредственном влиянии мамы и папы.

Взрослому также следует позаботиться об эстетике быта. Обстановка в доме или квартире должна содействовать эстетическому воспитанию детей. Нельзя мириться с тем, что убранство жилища иногда напоминает музей или склад всякой всячины. Выставлять множество мещанских безделушек незачем, вместо них можно иметь хорошие художественные репродукции, интересные вазы и статуэтки. Но их также не должно быть много.

В доме следует поддерживать, если можно так выразиться, эстетический порядок во всем, ибо эстетические взгляды и вкусы начинают свою историю с колыбели. Важно вовлекать детей в трудовую деятельность по украшению жилища, двора, посадке цветов.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив - детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия - должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и т.д.

Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, создает у детей бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус.

Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является природа - вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик, поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на своеобразие красок природы, учить слышать «живой» голос леса, поля. Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе: прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему, понимание красивого.

Живая природа - это удивительный, сложный и многогранный мир, особое место в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с животными Уход за животными формирует у детей эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого человека.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, дымковские свистульки и другие.

Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой игрушке.

Немалую роль играют занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Через веселые рассказы, стихи, басни дети осваивают категорию комического и смешного, с их помощью можно развить у ребенка чувство юмора.

Юмор - форма комического, в которой предметы, события и их поступки изображаются в смешном виде.

У ребенка очень важно воспитывать чувство юмора с самого раннего детства, оно способствует душевному здоровью, помогает противостоять трудностям и невзгодам. Исследователи - психологи считают, что развивать у детей способность замечать и понимать смешное - значит развивать у них гибкость ума и сообразительность. Для того, что бы понять комическое, ребенку нужно мысленно восстановить правильное положение вещей, сделать ряд умозаключений, сопоставить с окружающей действительностью. Это обогащает мысль и фантазию.

Формированию у детей дошкольного возраста чувство юмора способствуют произведения лучших детских писателей: Чуковского, Маршака, Носова и др., раскрывающие различные по своей сложности комические моменты.

Чувства, в том числе и эстетические - специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они не могут возникнуть и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств. Природа - это самый совершенный объект для эстетического воспитания ребенка, он всегда находится перед его глазами. Но ребенок должен научиться воспринимать присущие ей разнообразные формы, гармонию красок, звуков, запахов и испытывать при этом эстетические чувства, а помочь ему в этом могут взрослые, организуя экскурсии и походы на природу. Широкое внедрение в жизнь каждой семьи радио, телевидения, доступность театра и кино, красочно оформленных книг так же создают огромные возможности для развития разнообразных эстетических чувств.

Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство красоты, чистоты, аккуратности и так далее.

В заключение можно сказать, что задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и многом другом.

Исключительная роль семьи в эстетическом воспитании заключается в том, что именно в ней ребенок получает первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте.

Если семья - стартовый этап воспитания, то детский сад и школа - второй и не менее важный этап. В этом возрасте у ребенка формируются эстетические чувства и вкусы, а помочь ему в этом могут систематические занятия, которые проводятся в детском саду и школе.

1. Введение. Понятие эстетического воспитания.

2. Проблемы эстетического воспитания:

а). взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым, художественным воспитанием;

в). задачи эстетического воспитания.

3. Формирование основ эстетического воспитания

4. Заключение

Литература

1. Аксарина Н.М. “Воспитание детей” М., изд-во “Медицина” 1992 г.

2. Запорожец И Д. “Воспитание эмоций и чувств у дошкольника” М 1985 г.

3. Логинова В.И. “Дошкольная педагогика” М., изд-во “Просвещение” 1983 г.

4. Тематический каталог статей www.catarticles.ru

Все люди разные, и каждый из нас воспринимает мир по-своему. Как сказал известный немецкий философ Иммануил Кант: «Один человек, глядя в лужу, видит грязь, а другой – отраженные в ней звезды». Конечно, современное русское общество далеко от эпохи Романтизма, и большинство людей являются убежденными скептиками, но, тем не менее, все родители хотят, чтобы их дети умели видеть прекрасное. И поэтому мы предлагаем Вам обсудить вопросы эстетического воспитания подрастающего поколения и решить, что нужно делать, чтобы Ваш ребенок мог не только оценить окружающую его красоту, но также и создать ее собственными руками.

Художественно-эстетическое воспитание детей является важной составляющей гармоничного развития личности. Во время образовательного процесса в школе и в кругу семьи малыши сначала учатся отличать красивое от некрасивого. А затем в старшем возрасте они начинают сами преобразовывать окружающий их мир по принципам эстетической гармонии. Эстетика всегда идет рядом с творчеством и созиданием. Понимая, какими должны быть природа, здания, бытовые условия, труд, искусство и весь окружающий мир в целом, люди пытаются изменить его, начиная с того, что непосредственно их окружает – своего дома, автомобиля, рабочего места, своего тела и своего сознания. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственностью, моралью и общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому эстетически развитые люди обычно отличаются довольно правильными жизненными убеждениями и ответственным поведением.

Если ребенок посещает центр эстетического воспитания детей или какой-либо творческий кружок, в процессе продуктивной деятельности у него развивается творческое мышление, воображение, навыки коммуникации и т.д. Если данный процесс саморазвития стимулируют также и дома, если в кругу семьи обсуждают вопросы эстетики, говорят о прекрасном и стараются сделать окружающие вещи красивыми, тогда ребенок развивается очень гармонично, создавая свой неповторимый внутренний мир. Если же малышу никак не помогают раскрыть свой творческий потенциал, который, по утверждению педагогов и психологов, несомненно, есть в каждом ребенке, он не может целостно воспринимать окружающий мир, сопереживая всему увиденному и услышанному. Это впоследствии отражается на его жизненной позиции и становится проблемой в общении с людьми. Что же должны делать родители, чтобы помочь своему малышу стать гармоничной личностью с широким взглядом на мир?

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Психологи утверждают, что начинать эстетическое воспитание детей нужно практически с пеленок. В детских садах воспитатели обязательно обращают внимание на эстетический компонент во время организации занятий и досуга детей. Но этого недостаточно. Очень важно, чтобы дома у малыша также была возможность развивать свои творческие способности, фантазию и чувство прекрасного. В данном случае важно все – цвет, форма, запах, звук, линии и краски окружающих предметов. Поэтому родители должны очень внимательно отнестись к оформлению детской комнаты, и покупке игрушек. Все, что окружает ребенка должно быть не только красивым, но также нести некий глубокий смысл. Например, в педагогическом используются только натуральные материалы – дерево, ткани, бумага, а также элементы природы (веточки, шишки, листочки и т.д.). В данном случае малыши имеют возможность почувствовать «тепло» натурального материала. В особое внимание уделяется цветам, с которыми работает ребенок. Они должны быть очень мягкими и естественными. Неважно, какую методику применяют родители, но ребенок всегда должен чувствовать, что все, что он берет в руки, сделано или выбрано с душой. Тогда красивая форма приобретает также приятное эмоциональное наполнение. И это навсегда откладывается в сознании малыша.

Родители должны понимать, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста - вещь хоть и простая, но требующая ежедневной работы. Нужно постоянно общаться с ребенком, помогая ему видеть прекрасное. Конечно, уроки рисования под музыку Моцарта или Чайковского будут очень полезными, но если мама периодически будет показывать малышу, каким красивым бывает небо, как интересно и совершенно выглядят животные, какими величественными кажутся старинные здания, этого будет вполне достаточно для того, чтобы ребенок начал задумываться о том, что в этом мире действительно красиво, а что так, дешевая копия.

Эстетическое воспитание школьников

Когда кроха подрастает, с ним нужно заниматься более серьезно. По мнению педагогов, полноценное эстетическое воспитание школьников складывается из нескольких важных компонентов. Во-первых, дети обязательно должны знакомиться с произведениями искусства, получая при этом так называемую эстетическую информацию. Они должны обязательно слушать классическую музыку, рассматривать картины и читать классические произведения. Во-вторых, дети должны приобретать практические навыки художественной деятельности. Для этого детишек нужно учить рисовать, петь, читать стихи, танцевать и т.д. Взрослые должны дать ребенку инструменты, чтобы он мог создать прекрасное своими руками. А для этого его нужно обучить. И в третьих, детям нужно дать возможность выбрать любимое занятие и развиваться в этом направлении. Ранее на Bambino Story мы рассказывали о том, как найти в . Родители обязательно должны помочь малышу отыскать свое призвание, а также найти творческое занятие, которое будет ему по душе, и через которое ребенок сможет самовыражаться.

Какие бы средства эстетического воспитания школьников не использовали родители, они, прежде всего, сами должны быть образцом нравственности и эстетической гармонии. Если в доме порядок, если вся семья за обеденным столом, если на столе красивые тарелки, а на стенах красивые картины, если вещи аккуратно поглажены, а книги стоят на полках, если папа сильный, а мама нежная и ласковая, то дети, скорее всего, впитают эту атмосферу и пронесут это чувство эстетической гармонии через всю жизнь.

Истоком эстетических интересов ребёнка, по нашему убеждению, должно быть воспитанное с раннего возраста эстетическое отношение к родному языку, к родному слову. Думается, что и сегодня по-прежнему очень современны слова К.Д. Ушинского: "Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка..." Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996. С. 170.

На наш взгляд, начинать воспитание эстетического отношения к языку можно очень рано, в полтора-два года, когда ребёнок ещё только учится говорить. И основным средством такого воспитания может стать поэтическая речь, стихи родных поэтов. В раннем возрасте ребёнок учится слышать поэтическую речь, привыкает к ней, вживается в образную стихию поэтического языка. В прежние годы огромными тиражами издавались поэтические сборники русских поэтов. Скорее всего, следует начинать (как в этом я убедилась сама) с чтения стихотворений таких поэтов, как К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто. Мир их поэтических образов понятен маленькому человеку. Созвучия, рифмы, поэтическая интонация помогают ему ощутить гармонию речи, учат чувствовать юмор, добрую насмешку, осуждение, восхищение. Ну, кто из нас не помнит относящиеся к воспоминаниям раннего детства стихи К. Чуковского: "У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон. Что вам надо? Шоколада. Для кого? Для сына моего..." А "Мойдодыр"? А "Федорино горе"? А "Айболит?"

Эти поэты писали специально для детей, прекрасно понимая психологию детского восприятия поэзии. Однако приобщая ребёнка к поэтической речи, надо вводить в его духовную жизнь и огромный пласт русской классической поэзии, созданной для взрослого читателя. Чем раньше войдёт эта поэзия в круг детского чтения, тем значительнее и ощутимее будет её влияние на духовную культуру человека, тем меньше будет людей, которые, став взрослыми, признаются без особенного огорчения в своей нелюбви к поэзии.

Во второй половине восьмидесятых годов и ранее появилось немало поэтических сборников русских поэтов-классиков. Они обычно издавались скромно, в мягких обложках, невелики по объёму. В этом их доступность и простота в обращении: их легко можно брать в деревню, на дачу, на прогулку в парк. Сам отбор произведений в этих сборниках позволяет сравнивать изображение одних и тех же явлений, -- а в основном, это явления природы, -- разными поэтами. Родителям вовсе не надо быть специалистами-литературоведами, чтобы обратить внимание своего ребёнка-слушателя на то, как по-разному можно увидеть одно и то же явление и по-своему об этом рассказать.

Некоторые сборники, объединившие писателей-классиков, самими названиями как бы наталкивают на то, чтобы пробудить в ребёнке чувство удивления от того, каким разным может быть одно и то же явление природы, сколь оно многообразно, многолико -- и в этом красота окружающего мира: во множестве красок, звуков, предметов.

Само чтение и слушание стихотворений воспитывает чувство ритма, которому подчинена поэтическая речь, понимание её лаконизма и выразительности, неисчерпаемости. Разумеется, родителям так же, как и учителям в школе, важно избежать нарочитости, дидактизма при чтении поэтических произведений, назойливого приставания с вопросами, призывов понять, как "красиво написано". Так можно воспитать стойкую неприязнь к поэзии. Иногда надо просто читать, читать… И учить ребёнка слушать. Поэзия должна войти в его мир естественно: как входит речь, природа, обыденный мир…

Читать ребёнку нужно разных поэтов: классиков и современных, весёлых и грустных, пишущих в традиционной манере и непривычных для восприятия. Ребёнок интуитивно начинает постепенно различать поэтическую интонацию, своеобразие ритмической организации стиха, необычность и неожиданность рифмы, образа, метафоры, сравнения.

Фантазия маленького ребёнка безгранична, она допускает самые невероятные события, превращения, действия.

В отличие от нас, взрослых, многому переставших удивляться, ребёнок приходит в мир, где всё открывает впервые, где столько неожиданного, нового, странного, непонятного.

Вводя в годы дошкольного детства в мир ребёнка поэзию, мы, естественно, не должны пренебречь стихотворениями зарубежных поэтов, и дать первоначальные знания о поэтических переводах. И Чуковский, и Маршак, и другие поэты были прекрасными переводчиками. Так, к примеру, известные стихи о том, как "Робин Бобин Барабек скушал сорок человек", дети с удовольствием слушают, смеются, от души радуются забавному сюжету. Однако есть разные переводы стихотворения, и их целесообразно сравнить. Можно читать переводы из английской и шотландской народной поэзии (С. Маршак, И. Токмакова), весёлые стихи М. Карема (М. Кудинов), сказку Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес" (Б. Заходер) и др. Прочитанные в детстве стихи поэтов других стран запоминаются надолго и входят в духовную культуру человека.

Помимо поэтического слова средством воспитания эстетического интереса ребёнка может стать окружающая его природа, как сельская, так и городская. Неисчерпаемое многообразие форм, красок, звуков, природных ритмов, запахов, проявлений жизни можно показать ребёнку ещё до школы, открыть ему неисчерпаемую красоту природы, городского и деревенского пейзажа. Требуется ли на это время? Скорее всего, нужно лишь стремление взрослого дать толчок эстетическому восприятию природы ребёнком, умение отца или матери заполнить время совместных прогулок и игрой, и наблюдениями за окружающим миром.

Воспитанное у ребёнка эстетическое отношение к природе становится впоследствии условием нравственного отношения к ней. Впрочем, в ребёнке изначально заложено нравственно-эстетическое отношение к миру природы: он спокойно берёт в руки лягушку, червяка, рассматривает их, у него нет к ним отвращения, чувства брезгливости, для него они интересны так же, как пробивающий землю гриб, необыкновенный камешек, найденный на берегу речки, или ракушка, или ёжик, пробирающийся огородом к свои ежатам.

Эстетический интерес предполагает и специальные знания: о видах искусства, о жанрах литературы, живописи. Разумеется, сами родители в этом случае должны восполнить полученные в школе знания путём обращения к литературе. Например, с ранних лет ребёнок слышит имя Пушкина, ему читают его стихи и сказки. Издания его книг открываются, как правило, его портретом. Но что мы можем рассказать об этих портретах? Не очень многое. Но вот в наших руках книга Лидии Кудрявцевой "Себя как в зеркале я вижу..." (Л., 1986). Адресована она школьникам младшего возраста. Автор популярно рассказывает об искусстве портрета и о нескольких портретах поэта. Несмотря на популярность изложения, книжка ценна именно этим единством познавательного и эстетического элементов и, как нам кажется, полезна и взрослым для бесед с детьми о портретах Пушкина. Или же "Художники детской книги" того же автора (М., 1998). Здесь рассматриваются работы лучших отечественных мастеров (В. и Ю. Васнецовых, М. Добужинского, В. Конашевича, Т. Мавриной, Е. Рачева, Л. Токмакова, Н. Чарушина) над популярными детскими книгами.

Многие дети знают артиста цирка Ю. Куклачева, выступающего со своими питомцами -- кошками и, конечно, будут рады прочитать его книгу "Килька, Стрелка, Ромашка и клоун Юрашка" (М., 1992) Текст этой книги органично связан с иллюстративным материалом (фотокомпозиции С.Ткаченко, рисунки Г.Савицкого). Рассматривая книгу вместе, мы можем помочь ребёнку оценить её эстетическое оформление, сравнить, как художник и фотохудожник передают характер артистов-кошек.

Огромное значение для воспитания эстетического отношения, эстетического интереса имеет собственная творческая деятельность ребёнка. Именно в семье могут быть созданы условия для творческой самореализации личности. Оставшись один на один с бумагой, пластилином, песком на берегу речки, с солдатиками, конструктором, куклами, ребёнок становится создателем волшебного мира, воображаемых ситуаций, сказочного города, таинственных пещер с переходами и запрудами, рисунков не на заданную тему. Не поправляемый взрослыми, не видя перед собой заданного образца, он творит, постигая самостоятельно пространство бумажного листа, комнаты, песчаного берега, часть стола, соотнося предметы друг с другом, интуитивно постигая их пропорции, соотнесённость частей задуманного целого, домысливая недостающие элементы в этом целом или заменяя их какими-нибудь неожиданными деталями. Я имею в виду обычного ребёнка, у которого нет ярких художественных способностей. Однако в любой деятельности может присутствовать творческий элемент, и если удаётся дать соответствующий толчок, то творческое начало вносится ребёнком и в другие виды деятельности. Он начинает ощущать радость созидания. "В играх дети развивают свои силы -- физические и психические, они как бы "начерно", в безопасной обстановке игры, но не теряя из виду реальности, решают те самые задачи, которые взрослым приходится решать всерьёз" Веселкин А.С. Эстетическое воспитание ребенка в семье // Домашнее воспитание, 2003, № 2. С. 44..

формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном об-ве, приобщение к этим ценностям. Одновременно в Э. в. формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в иск-ве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении). Т. обр., Э. в. обладает двумя осн. функциями, составляющими единство противоположностей: формирование эстети-ческо-ценностной ориентации личности и развитие ее эстетическо-творческих потенций. Эти функции и определяют место Э. в. в общественной жизни, связь с др. видами воспитательной деятельности. Э. в. сопрягается с нравственным воспитанием, т. к. существует единство между эстетическими и этическими ценностями (Эстетическое и этическое, Искусство и мораль). Красота, помимо др. своего назначения, выступает как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными. Благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Э- в. развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Мн. часы, к-рые провел, играя на скрипке, А. Эйнштейн, не были похищены у науки, ибо, по собственному свидетельству физика, «настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса». Конфликт между осн. функциями Э. в. возникает тогда, когда эстетические «ценности», в духе к-рых воспитывается человек, выражают интересы реакционных слоев об-ва, являются антигуманистическими по своей сути (напр., пропаганда жестокости, насилия, милитаризма, гонки ядерных вооружений в различных видах и жанрах буржуазной массовой культуры), не только не требуют развития человеческих творческих способностей, а, наоборот, направлены на всяческое их притупление. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей - таких, к-рые выражают развитие свободы и свободное развитие человека и об-ва,- то функции Э. в. гармонически обусловливают друг друга. Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера. Э. в. осуществляется мн. средствами. Это и бытовая среда жизни человека (Быта эстетика), обстановка его трудовой деятельности (Производственная эстетика), эстетическая сторона нравственных отношений, спорта (Эстетика спорта) и т. п. Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство, т. к. в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение. Поэтому худож. воспитание - воспитание потребности в иск-ве, развитие его чувствования и понимания, способности к худож. творчеству - составляет неотъемлемую часть Э. в. в целом. Призма иск-ва направляет восприятие эстетических ценностей жизни. Обращаясь к иск-ву, человек как бы вступает в лабораторию творческой деятельности. Иными словами, иск-во участвует в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функций Э. в. При этом Э. в. с помощью иск-ва не сводится только к худож. воспита

нию. Оно гораздо шире, т. к. предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта людей, их поведения,а также формирование эстетического отношения к самой действительности. Социальными основаниями несоответствия между осн. функциями Э. в. являются антагонизмы между интересами личности и об-ва, т. к. для личности непосредственно важно развитие ее творческих способностей, а для об-ва - эсте-тическо-ценностная ориентация во имя укрепления общественной целостности. Идеал коммунизма предполагает об-во, в к-ром «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К-, Энгельс Ф., т, 4, с. 447). На социальной основе такого об-ва не может возникнуть конфликт между функциями Э. в. Благодаря тому, что эстетическое отношение к миру объединяет все духовные способности человека, Э. в., нацеленное на формирование человеческой личности в духе подлинно человеческих эстетических ценностей и развитие творческих потенций каждого человека, выступает как важный фактор перестройки всех сфер жизни советского об-ва, обновления социализма, как незаменимое средство формирования целостной, гармонично развитой личности об-ва будущего. Вот прче-му в программных документах КПСС большое внимание уделяется проблемам Э. в. трудящихся, подрастающих поколений на лучших образцах отечественной и мировой худож. культуры, все большему развитию эстетического начала в труде и быту.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск-ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск-во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось воспитат. значение разных видов иск-ва: напр., музыки – в античности, лит-ры – в 19 в., в наст. время стремятся выявить воспитат. возможности всех сфер иск-ва. Мн. педагоги рассматривают Э. в. прежде всего как высвобождение спонтанной экспрессии детей – взгляд, восходящий к движению "нового воспитания" нач. 20 в. В педагогич. теории Э в. часто связывается только со сферой чувств и воображения и отделяется от интеллектуального воспитания, морального и т.п. Э. в. осуществляется лишь через личное эстетич. переживание. От Э. в. как воспитания личности обычно отграничивается профессиональное художеств. воспитание – формирование определ. умений и навыков в сфере той или иной художеств. дисциплины. Влияние иск-ва на человека вызывало интерес уже с древних времен: учение пифагорейцев о воздействии музыки на душу, идеи Платона об иск-ве, формирующем моральные установки и создающем внутр. гармонию человека, концепция Аристотеля об очищающем воздействии иск-ва (см. Катарсис) и т.д. Самый термин "Э. в." связан с "Письмами об Э. в." Ф. Шиллера (1795), в которых обосновывалась возможность преодоления внутр. противоречий между чувственной и морально-разумной природой человека благодаря посредствующей роли иск-ва и творч. эстетич. деятельности – игре (Э. в. в широком смысле). Однако концепция Шиллера мало повлияла на разнородную практику Э. в. в 19 в., исходившую, с одной стороны, из представлений об иск-ве как изысканном и сублимированном развлечении, а с другой – из многообразных "социальных" теорий иск-ва и его назначения, получивших большое распространение в 19 в. и подчеркивавших общность эстетич. и социальных идеалов. Так, представители утопического социализма – Фурье во Франции, У. Моррис в Англии – акцентировали роль иск-ва и красоты в формировании гармонически развитой личности, обратили внимание на социальную и эстетич. значимость свободного труда в процессе воспитания. Дж. Рескин, критикуя антиэстетич. последствия индустриализации, выдвинул своеобразную утопию "прекрасного для всех". Рус. рев. демократы, в особенности Чернышевский, развили представления об иск-ве как зеркале социальной жизни и одновременно – "учебнике жизни". Социально-воспитат. значение иск-ва подчеркивали Гюйо (иск-во как средство "передачи социальных чувств") и Л. Толстой, видевший назначение иск-ва в нравств.-религ. объединении людей через "заражение" их чувством, общим моральным переживанием. Мечтаниям и идеалам сопутствовали широкие обществ. кампании с целью сделать иск-во более доступным новому потребителю – "публике" (термин появился только в 19 в.). Массовое распространение иск-ва, связанное, в частности, с успехами его технич. воспроизведения в 19–20 вв., остро поставило вопрос об адекватности его восприятия и понимания массовой лит., музейной, театр., концертной, кинематографич. публикой. С конца 19 в. возникают многочисл. об-ва, поставившие своей целью распространение иск-ва и эстетич. культуры (междунар. об-во учителей рисования, пропагандирующее изобразит. культуру в широком смысле, с 1954 существует как "Междунар. об-во воспитания иск-вом", INSEA; с 1953 существует аналогичное "Междунар. об-во муз. воспитания"). В сер. 20 в. возникло широкое педагогич. движение "воспитания иск-вом" (назв. одной из работ Г. Рида), исходящее из того, что иск-во может стать основой формирования целостной личности человека. Тем самым Э. в. становится одновременно своеобразным моральным и интеллект. воспитанием человека, активизацией его творч. сил и воображения. Эти три аспекта формирования цельной человеч. личности и характеризуют задачи Э. в. Эстетич. и моральное в о с п и т а н и е. Древнейшей традицией Э. в. является убеждение в родстве добра и красоты и, след., в совпадения эстетич. и морального воспитания. Уже древние греки указали два возможных пути нравств. воспитания с помощью иск-ва. Платон считал, что морально воспитывать могут лишь образцы собственно морального поведения, формировать внутр. гармонию – только произв. классич. порядка и меры, и требовал соответствующего отбора произв., служащих воспитанию, в частности исключения драматически напряженных произв. В противоположность этому Аристотель показал ценность иск-ва, выражающего драматич. конфликты и тем приводящего к внутр. освобождению и эмоционально-интеллектуальной разрядке. В наст. время оба вида морального воспитания посредством иск-ва признаются ценными; в известном смысле они составляют два уровня такого воспитания. Не только устойчивые идейно-моральные образцы, широко представленные в лит-ре, театре или кино как пример для подражания молодежи, но и произв., не имеющие однозначного морального смысла и "образцового" героя, могут формировать моральные установки, если они вызывают личную критич. рефлексию у воспринимающего их. Э. в. и развитие познават. с п о с о б н о с т е й. Значение Э. в. в интеллект. развитии человека заключается в том, что оно вовлекает в процесс познания личность как целое. Иск-во в качестве образного понимания действительности формирует "личностное знание", "эстетич. мышление", к-рое в противоположность отвлеченным знаниям, относящимся к отд., спец. областям, носит целостный характер. Восприятие различных худож. сфер (живописи, музыки, лит-ры и т.д.) в их взаимосвязи позволяет уловить целостную картину культуры определ. эпохи, понять ее единство и стилистич. родство, что является необходимой предпосылкой ее теоретич. освоения. Тем самым Э. в. способствует развитию интеллект. ориентации, умения синтезировать в мысли отд. аналитич. знания. Эстетич. восприятие является средством понимания не только внешнего мира, но и внутр. мира человеч. личности, ее переживаний и конфликтов. Э. в. и формирование вообра-жения и творч. способностей. Э. в. не может ограничиться выработкой восприимчивости к уже готовым эстетич. продуктам, оно должно способствовать развитию творч. и конструктивных способностей: индивидуальной экспрессии, интуитивного мышления, умения выделить проблему из ее банальных контекстов, преодолеть стереотипы рассуждения. Воспитание для творчества становится одним из гл. педагогич. лозунгов. Необходимость высвобождения творч. сил человеч. личности провозглашалась уже такими педагогами, как Руссо и Песталоцци. Позднее Толстой, а также Бергсон и Дьюи противопоставили принципам программного воспитания детей по образцу взрослых спонтанное творч. выявление индивидуальности ребенка. В это же время итал. педагог К. Риччи сформировал концепцию "иск-ва ребенка", в центре внимания к-рой не худож. ценность продуктов творческой деятельности ребенка, а значение ее с т. зр. развития самого действующего человека. В этом отношении упражнения в области худож. экспрессии (изобразит., муз. или лит. характера) приобретают большое значение в развитии творч. воображения, выступающего как расширение границ известного опыта, в формировании внутр. мира человека и выявлении индивидуального своеобразия личности. Благодаря процессу "интериоризации" человеч. деятельности, осуществляющемуся в значит. степени в результате Э. в., "... предметная действительность повсюду в обществе становится для человека действительностью человеческих сущностных сил..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 593). Широкое понимание Э. в. как формирования целостной личности конкретизирует мысль Маркса о человеке будущего как творч. homo aestheticus, действующем по "законам красоты" (см. тамже, с. 566). Лит.: Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, М., 1930; Дмитриева?. ?., Вопросы Э. в., М., 1956; Шестаков В. П., Проблемы Э. в. (Очерки истории), М., 1962; Революция – иск-во – дети, М., 1966–68 (имеется библ.); Давыдов Ю. Н., Иск-во как социологич. феномен. К характеристике эстетико-политич. взглядов у Платона и Аристотеля, М., 1968; Иск-во и дети. Э. в. за рубежом. Сб. ст., М., 1969 (имеется библ.); Dеwey J., Art as experience, N.Y., 1934; Stefanini L., Educazione estetica, ed. artistica, Brescia, 1954; Munro Th., Art education, N. Y., 1956; Read H. ?., Education through art, L., ; Wojnar I., Esth?tique et p?dagogie, P., 1963; ee жe, Estetyka i wychowanie, Warsz., 1964; ее же, Perspektywy wychowawcze sztuki, ; Lowenfeld V., Creative and mental growth, 4 ed., N. Y., 1964. Библ.: Howlett С., Art education bibliography, Chi., 1959. Журн.: "The Journal of Aesthetic Education" (Springfield, с 1966–); "Kunsterziehung in der Schule" (В., с 1953–); "Estetick? V?chova" (Praha, c 1959–). И. Войнар. Варшава.