Факторы, влияющие на воспитание нравственности подростка. Особенности духовно-нравственного воспитания подростков

1. Ребенок - кумир семьи, ему все дозволено. Родители выполняют все прихоти своего чада, «Наш ребенок всегда прав!» - лозунг таких горе-воспитателей. В итоге дети привыкают к такой вседозволенности. По этому поводу Ф.Э.Дзержинский в своем дневнике в «Письмах к родным» писал: «Любовь родителей не должна быть слепой... Удовлетворение всякого желания ребенка, постоянное «пичкание» ребят конфетами и другими лакомствами есть ни что иное, как уродование души ребенка. И здесь нужна в качестве воспитателя та же разумная любовь, которая во сто крат сильнее слепой любви...Огромная задача стоит перед вами - воспитать и сформировать души ваших детей. Будьте зорки! Ибо вина или заслуга детей в огромной степени ложится на голову родителей». Ведь когда наступает пора самостоятельной жизни, оказывается, что жизнь не такая сладкая, как кажется, и жизненные тяготы вынести нелегко и проще поддаться многочисленным соблазнам: пьянству, наркотикам, безумным сексуальным связям.

2. Попустительски-снисходительный стиль. Здесь родители прямо не потакают капризам и поощряют вседозволенность. В их отношениях с детьми господствует снисходительное безразличие к их поведению. Ушел подросток надолго из дома - и ладно. Привела сомнительных подружек - ее дело. Попахивает спиртным или сигаретами - ничего страшного. По существу, это полная бесконтрольность, которая приводит в конечном итоге к печальным последствиям. Так случилось с Димой Д., родители которого мало интересовались мальчиком: мама почти никогда не приводила сама и не забирала ребенка из детского сада, папа не интересовался ни успехами сына, ни его неудачами. То же было и в школе: родители никогда не реагировали на проступки сына, никогда не приходили на родительские собрания. Результат: мальчик ушел из дома, связался с плохой компанией и был задержан во время совершения кражи.

3. Педантично-подозрительный стиль. Родители постоянно одергивают подростка, не доверяют ему, ведут «сверхбдительный» контроль за его поступками, малейшая самостоятельность не дозволяется. Нахождение подозрением убивает инициативу, подталкивает подростка к лживости, скрытности, вызывает стремление поступить вопреки запретам взрослых. В итоге может быть уход к отпетым сверстникам, «вольная жизнь» на стороне, алкоголь, наркотики, сексуальная распущенность. Так, мама Светы Л. с детства контролировала девочку на каждом шагу, не давала выразиться собственной детской индивидуальности. Девочка росла неуверенной в себе, замкнутой. «Найти» себя она смогла в более старшем возрасте, когда оказалась в компании сверстников, которые вели себя свободно, раздольно, где можно было делать все, что хочешь. Так она начала курить, выпивать и вести беспорядочную половую жизнь в тайне от матери. Т.е. в результате неправильного воспитания подросток становится предрасположенным к совершению негативных поступков, а в итоге - к совершению преступления.

4, Жестко-авторитарный стиль. Подросток воспитыва­ется в тисках запретов и наказаний, включая физическое воздействие. Так рождается ненависть к родителям и вообще к взрослым и, кроме того, насилие воспринимается как метод общения с другими людьми. Из практики известно, что многие агрессивные преступники ссылались в своих автобиографических рассказах на жестокое обращение с ними в детстве. Великий немецкий философ-идеалист И. Кант так написал о наказании: «Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так, чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление. Заставлять детей после наказания благодарить, целовать руки и т. п. - глупо и делает из детей рабов. Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают упрямца, а если родители стану наказывать детей за их упрямство, то они делают их еще упрямее...».

5. Непоследовательный стиль. Родители переходят о уговоров к физическим наказаниям, от оскорблений - к ласке. Резкие переходы в поведении дезориентируют лишают устойчивых навыков, вызывая у подростка презрительное отношение к родителям, ожесточение против них и приводит к отчуждению от семейного очага. Когда подросток не может опереться на семью, ему остается обратиться за сочувствием к тем, кто его, как ему кажется, понимает - к таким же ребятам, неугодным своим близким.

Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях.

“Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества”. Теодор Рузвельт

“Нравственность – разум сердца”. Г.Гейне

“Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках”. Аристотель

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности , участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Подростковый период , по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков?

До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитетом (родителями, педагогом). Подросток же в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься подростками. Вопрос об идеале для подростков - это скорее вопрос о лидере, который ведет его за собой.

Без друга - взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. Нужно говорить с подростками, как с равными, о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом , и взрослый должен стремиться им стать. В подростковом возрасте очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга. Обретение чувства долга в подростковом возрасте дает возможность пережить последнее без кризиса. При этом «долженствование» приобретается и выражается через деятельность. Подросткам нужно научиться самостоятельно организовывать свое поведение и деятельность, уметь себя контролировать, нести ответственность за результаты своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Одной из сторон взрослости является социально - моральная взрослость, которая проявляется в отношениях со взрослыми, в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека.

В. А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом , долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека».
Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

Помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

Научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

Создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

Поощрять самовыражение и уверенность в себе;

Введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;

Сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями гуманизма, сотрудничества, общей заботы.

Для достижения поставленной цели использую диагностическую, учебно – познавательную, трудовую, эстетическую, общественно полезную, ценностно – ориентированную, художественно – творческую, спортивно – оздоровительную.

Руководствуюсь принципами:

· Обеспечение целостности и последовательности воспитания на основе знания диалектики становления и развития человеческой личности вообще и потребностей конкретного ребенка в частности;

· Естественный и природосообразный характер воспитания;

· Обеспечение доверительных отношений педагога с воспитанниками через проявление уважения к ним.

Основной задачей нравственного воспитания в моем классе является: воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения.

В основу положены следующие воспитательные методы :

- вовлечение в деятельность

Стимулирование

Сотрудничество

Доверие

Открытый диалог

Свобода выбора

Увлечение

Коллективный анализ и оценка

Контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения

Личный пример

Применяю разные формы работы :

Система классных часов («Поведение: от самооценки к поступку», «Как работать над собой», «Что для меня ценно?», «Поговорим о толерантности», «Сам себе воспитатель»; «Поведение и культура» и др.);

Диспуты («Счастливый человек…Какой он?»

Внеклассные мероприятия («Скажите себе: нет!», «Мир без вредных привычек», «Природа и мы»);

Беседы с детьми и их родителями («Мой друг», «Что мы ценим в людях?», «Я- родитель, я – приятель?», «Как создать гармонию отношений в семье », «Навыки общения», «Самооценка и ее роль в самовоспитании» и др.);

Экскурсии;

Коллективно – творческие дела;

Психологические тренинги общения для подростков;

Индивидуальное и коллективное консультирование;

Игры и игровые программы;

Спортивные соревнования;

Познавательно – досуговые программы.

Чтобы определить, осознают ли мои ученики нравственную сторону взаимоотношений , я предложила ребятам написать сочинение на тему «Что мы ценим в людях?», «Что такое счастье?»

Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, справедливость, взаимопомощь , уважение, способность дружить, любить, смелость. Затем я предложила обучающимся написать сочинения на темы: «Быть здоровым – это значит…», «Мир, в котором я живу», «В чём смысл жизни?», «Человек, на которого мне хочется быть похожим» и др. Интересно дети рассматривают критерии счастья. Они пишут: это радость (19%), материальные блага (32%), хорошие отметки, сбывающиеся мечты (21%), любовь (12%).

Замечу, что личностно менее зрелые подростки, с одной стороны, понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия весьма односторонний смысл: это их должны

любить, к ним относиться справедливо.

Сочинения о настоящем человеке и об идеале дети писали без предварительной подготовки. Ребята отмечали важные признаки настоящего человека, касающиеся трудовой деятельности, моральные качества, коммуникативные свойства. Некоторые сочинения выделились своей целостностью и эмоциональностью: чувствовалось, что детей волновало содержание материала.

Анализ ценностных качеств личности, выступающих в роли целевых ориентиров, мотивов личностного развития, дал следующие результаты:

1.Честность - 76%

2.Трудолюбие, образованность - 52%

3. Гуманность, личное достоинство - 13%

4. Ответственность, порядочность - 38%

5. Чуткость - 14%

6. Дружелюбие, самостоятельность - 37%

Таким образом, основные качества личности – честность, трудолюбие, образованность, ответственность, порядочность. Следует обратить внимание на незначительный выбор учащимися таких качеств, как гуманность, чуткость.

Интересной формой диагностической работы с учащимися является использование тест – рисунков. Ребятам было предложено нарисовать свои рисунки к определенным нравственным понятиям, например, нарисовать картинки на темы: «Вежливость», «Добро», «Зло», «Радость», «Честность», «Правдивость», «Любовь».

В целом представления учеников моего класса о нормах нравственности сформированы. Надо отметить: никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в умении им следовать.

Большое внимание я уделяю также вопросу понимания родителями нравственных категорий. С этой целью предлагаю им тоже различные тесты и анкеты. Например, предлагаю родителям дать определение основных нравственных категорий, формирование которых он считает наиболее важными в работе с учащимися:

Доброта – это …

Быть добрым – это значит …

В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что …

Терпимость – это …

Быть терпимым – это значит … и т. д.

С целью выявления взаимопонимания между ребенком и родителями предлагаю тест «Я – родитель, я приятель?», анализируя результаты которого, я пришла к выводу, что в большинстве семей учащихся моего класса царит благоприятная дружеская атмосфера любви и взаимопонимания.

Уроки литературы в школе наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности.

На примере рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» можно воспитывать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичность, умение выражать благодарность за сделанное кем-то добро и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.

Особо следует отметить воспитательный эффект статьи В. Г. Распутина «Уроки доброты». Прочитав эту статью, обучающиеся понимают, что помогать нужно бескорыстно , следует помнить то добро, которое сделали им и возвращать его миру. Школьники учатся благодарности.

Таким образом, рассказ В. Г. Распутина обладает огромным потенциалом для осуществления нравственного воспитания.

Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы. Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств. Нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника. Не зря народная мудрость гласит: народная мудрость:

ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО,
ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.

Используемая литература

  1. Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета “Православная культура” в составе новой образовательной области учебного плана “Духовно-нравственная культура” // http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700 . (2007 год.)
  2. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
  3. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. - Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С.178-192.
  4. Караковский В. А., Новикова Л. А., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
  5. Коменский Я. А. Материнская школа. М., 1992. Кирилюк Л. Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1986.
  6. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернетресурс. 2009г
  7. Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.
  8. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). М., 1997.
  9. Щуркова Н.Е.Новые технологии воспитательного процесса. - М.:НМО “Творческая педагогика, 1998.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение проблем духовно-нравственного развития в педагогической науке. Описание методов и средств духовно-нравственного воспитания в современной школе. Особенность этической беседы. Воспитание духовности и нравственности во внеурочной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Взаимодействие социума и религиозно-нравственного воспитания в современных условиях. Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности. Влияние других факторов - школы, улицы и средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2017

    Определение значимости современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хоровой деятельности. Суть понятия "духовно-нравственное воспитание". Воспитательные возможности современной духовной музыки.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2012

    Характеристика понятия "духовно-нравственное развитие личности". Психологические основы использования русского православного искусства как средства духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях, разработка сценария праздника.

    дипломная работа , добавлен 05.02.2014

    История мировой и русской педагогической мысли, православная педагогика как общественное явление. Роль духовно-нравственного воспитания, отношение семейного воспитания и православной школы. Методы, средства и принципы воспитания религиозности у детей.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2010

    Сущность и природа нравственного воспитания. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Краеведение как форма воспитания духовно-нравственной личности. Воспитательная работа с родителями.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников, его содержание, формы, методы. Логико-смысловая модель "Духовно-нравственное воспитание младших школьников". Диагностика исходного и достигнутого уровней нравственной воспитанности.

    Основы нравственного воспитания учащихся подростков.

    В настоящее время проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту, так как сейчас мы можем наблюдать множество подростков, которые стали на тернистый путь преступления. Причинами отклонений в поведении учащихся являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, кризис подросткового возраста.

    По данным российских социологов в настоящее время на 30 % увеличилось количество тяжких преступлений, которые совершаются подростками. Контингент неблагополучных учащихся, который раньше наблюдался в основном в ПТУ, теперь в определенной мере присутствует и в техникумах, и в вузах, и даже в школах.

    Обратим внимание на развитие духовного потенциала подростков, главным образом, среднего школьного возраста, так как именно в этом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются стержневые социально-психологические качества и механизмы регуляции поведения. Молодому человеку, а именно подростку, свойственно стремление к самопознанию, к самосовершенствованию, но часто эти стремления остаются в зачаточном состоянии. Они имеются лишь в потенциале. Психологи считают подростковый возраст особенно благоприятным для развития духовно нравственного потенциала. При этом они исходят из следующих положений:

      подросток становится автономной личностью. Он уже обладает определенной самостоятельностью, достаточно развитыми навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни. Школьником уже усвоены основные социальные нормы.

      у подростка кардинально изменяется самосознание, у него возникает особый интимный личностный мир, который становится предметом его пристального интереса. Этот интерес к собственным интимным переживаниям ведет, с одной стороны, к самоуглублению и самоанализу, а с другой - к потребности принятия, поддержки и одобрения этого внутреннего мира (т.е. в принятии себя как личности) другими людьми. Работа подростка по поиску самотождественности предполагает взаимодействие, общение, коммуникацию с окружающими.

    С учетом того, что подростковый возраст – это период развития и становления личностных черт человека, особое значение в этом периоде жизни ребенка придается процессу социализации. Но проблема заключается в том, что в настоящее время, наряду с позитивными факторами социализации личности, существует и ряд негативных факторов, которые препятствуют развитию духовного потенциала подростка, а значит и осуществлению духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.


    Изучение теоретических источников в области социологии, философии, психологии и педагогики позволило установить факторы, которые оказывают воздействие на развитие нравственности подростков в условиях реформации российского социума.

    Итак, к группе негативных факторов следует отнести:

    Формирование во многом чуждой российскому менталитету молодежной субкультуры, подрывающей фундамент традиционной воспитательной системы общества;

    Пагубное влияние на сознание подростков средств массовой информации;

    Рост криминализации социума и распространение девиантных форм поведения;

    Снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения вследствие ухудшения нравственно-психологической атмосферы в самом обществе;

    Ослабление непреходящих педагогических ценностей, достижений исторического опыта воспитания;

    Актуализация проблемы обеспечения социальной, психофизиологической, духовно-нравственной безопасности подрастающего поколения, преодоления аморальных средств ее социализации.

    К группе позитивных факторов относятся:

      возрождение национального и этнического самосознания, религиозных традиций народов в общероссийском масштабе;

      ярко проявляющаяся тенденция к диалогу культур на принципах толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях в российском обществе;

      возрастание влияния среды на нравственную социализацию личности;

      формирование в обществе поколений людей, адаптированных к деятельности и социальным отношениям, морали транзитивного общества;

    В реализации нравственного потенциала подростков психологи предлагают опираться на следующие положения.

    1. Психологически обоснованной и педагогически оправданной является установка на формирование у подростков нравственных конструктов, занимающих доминирующее положение в структуре личности и определяющих их собственный моральный опыт.

    2. Распространёнными способами нравственного воспитания подростков являются: организация групповой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества, активизация межличностного взаимодействия подростков, которое направлено на решение этических проблем, умение принимать нравственно оправданное решение в разнообразных ситуациях деятельности и общения.

    3. В процессе разнообразной воспитательной деятельности с подростками формируются компоненты структуры поступка (морального выбора) и определяется стратегия и тактика нравственного поведения.

    Нравственный потенциал у подрастающего поколения имеется, но его необходимо постоянно развивать. А развивать потенциал подростка можно лишь, включая его в разные виды педагогической деятельности.


    1) В связи с этим , одним из условий развития духовного потенциала подростков является формирование коммуникативных навыков школьников . По мнению психологов, основой общей культуры личности являются именно коммуникативные навыки. Они помогают создать внутренний мир человека.

    Психологи отмечают, что большая часть подростков в результате так называемого попутного общения (через средства массовой коммуникации, семью, сверстников, традиционное школьное обучение) не создают своего индивидуального стиля поведения как меры связи с людьми, природой, самим собой. При попутном общении человек усваивает лишь то, что связано с текущими потребностями и интересами, поэтому его результаты отрывочны и бессистемны. Необходимо специально организованное обучение детей общению.

    Специальные занятия по культуре общения способствуют не только развитию познавательных и творческих возможностей школьников, но и формированию у подростков критического отношения к своей собственной речи. Развитие культуры речи школьников – есть неотъемлемая составляющая духовного воспитания.


    2) Стремление подростка к самораскрытию своих возможностей, качеств укрепляется благодаря их участию в ролевых играх. Таким образом, следующим условием, раскрывающим духовный потенциал школьников, является организация такой деятельности, в которой подросток бы себя проявил. Такой деятельностью становится игра .

    В игре подростки могут выразить свою потребность в активном, действенном самоутверждении. Замечено, что нравственное воспитание подростков осуществляется эффективней в ходе организации разнообразных социально-ориентированных игр с нравственным содержанием, которые способствуют развитию этической рефлексии подростков . Не случайно игра занимает особое место в социокультурной жизни человека и общества. Игровая деятельность образует культурное пространство, в котором её участники свободно развиваются. В игре присутствуют элементы дискурса – жесты, мимика, различные символы и предметы, что делает игру не только привлекательной, но и дедуктивной в плане полифонического развития нравственного сознания, приобретения нравственных качеств, усвоения моральных норм и поступков. В играх реализуются индивидуальные потребности и способности. Игры обостряют личностные проявления и особенности подростков. Они выступают как формы поведения, подчинённого определённым правилам.


    3) В подростковом возрасте из-за небольшого жизненного опыта молодые люди еще не умеют быстро и объективно оценить ту или иную жизненную проблему, у них еще не сформировалось умение разрешать конфликтные ситуации. Как раз этому подростков и нужно учить.

    Постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями, формирующих умение эффективно разрешать конфликтообразующие ситуации, способствуют социализации личности подростка, а значит, и развитию у него культуры мышления, умения сделать нравственный выбор. Эпизоды и ситуации с нравственными коллизиями предполагают разрешение моральных противоречий. Проигрывание эпизодов с нравственными коллизиями способствует развитию духовно-нравственных качеств подростков. Нравственный конфликт подразумевает выбор между двумя дилеммами: долг и безответственность, добро и зло, сострадание и черствость, участие и безразличие, идейность и пустота души и т.д. У человека всегда есть выбор, и задача образования, т.е. педагогов заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Способность принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях является одной из основ нравственного развития личности подростка. Истинная педагогика начинается с помощи человеку в разрешении трудностей: не приспособиться к обстоятельствам, а разрешить противоречие.


    Таким образом, развитие коммуникативных навыков школьников, вовлечение подростков в социально-ориентированные игры с нравственной направленностью, постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями – все эти предпосылки в совокупности выступают как средство формирования морального сознания и приобретения нравственного опыта.

    Литература:

    1. Петрова М. И. Семья и нравственное воспитание подростков в современных условиях // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 675-677.

    2. Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. - С. 95–97.

    3. Зикратов, В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения / В. Зикратов // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 232.

    4. Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А. З. Рахимов // Классный руководитель. - 2001. - № 6. - С. 11.

    .
    Вопрос о значении семьи в воспитании подрастающего поколения являлось всегда предметом споров и дискуссий.

    Многие ставили под сомнение значение семьи, ее нравственного микроклимата, считая, что можно стать добропорядочным человеком под влиянием людей, которые для тебя авторитетны.

    Другие наоборот считали, что только семья закладывает основы нравственности.

    Сегодня мы очень хорошо понимаем, что основы нравственности безусловно формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, формируются семьей и в семье.

    Каждый человек имеет ценностные установки –то, что в родительском доме признается как возможное и невозможное, те запреты и разрешения, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит их вплоть до создания собственной семьи.

    Понятие « нравственный человек» очень сложное.

    Нравственный человек добрый, честный, совестливый, справедливый, трудолюбивый, ответственный и т.д.

    Основным в воспитании нравственности является активное участие в нем ребенка. То есть, когда он сам хочет быть хорошим. Именно здесь коренятся истоки поведения человека. Ребенок, еще не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает моральный климат семейного окружения. Доброжелательность в отношении друг к другу , спокойная ласковая речь, спокойный он в общении - хороший и обязательный фон в формировании нравственных чувств.

    И в этом конечно огромную роль играют родители, которые создают атмосферу в доме, являются образцом для подражания, задают нравственные ориентиры для ребенка.

    Школа не может подменять ребенку его родной дом. Она должна сделать все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможности для самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа помогает ребенку взрослеть, приобретая опыт и знания. И в этом отношении по своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. Ведь в семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях.

    Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания : нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться. В зависимости от того , какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Часто родители вкладывают в понятие воспитания только материальную сторону. Одет –обут, что еще ему надо? А надо ребенку доверительные, теплые отношения, любовь, уважение.

    Воспитание в семье зависит, конечно, и от материального достатка, но есть еще моменты оказывающие влияние на этот процесс . Это – культурный и образовательный уровень родителей, морально- психологический климат в семье, традиции и обычаи семьи, система ценностей и требований, предъявляемых в семье, авторитет родителей в глазах детей , степень доверия детей родителям и родителей детям в семье.

    Существуют так называемые Законы Семьи , на основе которых в семье развивается нравственно здоровая личность.

    1. каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего;

    2. каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты;

    3. ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение; подростки любят рассуждать и в ходе этих рассуждений постигают суть нравственных понятий. Не надо говорить ребенку то, что он очень хорошо знает и без нас. Надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать отчитываний и проповедей. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии многих людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание хоть что-нибудь изменить в своей жизни в лучшую сторону.

    4. исключение из жизни семьи безнравственных приемов наказания ребенка. Наказание не должно оскорблять достоинства. Это сочетание строгости и доброты.

    5. понимание ребенком слов «можно», «нельзя», «надо». Т.е. обучение ребенка разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. Потворство родителей действует очень вредно.

    6. традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

    7. культивирование в семье положительных привычек . Ведь можно говорить о вреде курения и при этом самому взрослому - курить, не переставая. Такие примеры- модель для подражания и активного использования в жизни.

    8. создание условий для общения ребенка с нравственными людьми.

    Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел – значит освоил. Поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра должны строго контролировать свое поведение, чтобы не послужить примером безнравственного поведения.