Государство: Пенсионные системы стран мира в сравнении с Россией. Три уровня пенсионной системы в российской федерации

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

Структура пенсионной системы Российской Федерации

Современная пенсионная система РФ - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • .­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Структура системы по расчету и выдаче пенсий РФ
пенсионное страхование пенсионное обеспечение негосударственное пенсионное обеспечение
пенсии по труду пенсии от государства дополнительные пенсии
разновидности и причины
пожилой возраст потеря члена семьи, отвечающего за доход
  • пожилой возраст;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет;
  • социальная пенсия.
  • до конца жизни;
  • срочная
инвалидность
  • страховая;
  • накопительная.
страховая
финансирование
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР из средств федерального бюджета из добровольных отчислений работника и работодателя
организации-страховщики
ПФР или НПР (только накопительная часть) Пенсионный Фонд Негосударственный Фонд

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

  • пенсии по выслуге лет;
  • по достижении пожилого возраста;

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а так же из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.

В 2017 году правительством было принято решение увеличить пенсионный возраст для госслужащих. Каждый год будет к пенсионному возрасту будет прибавляться по полгода до тех пор, пока женщины не будут выходить на пенсию в 58, а мужчины в 63 года.

Есть много способов не дать умереть с голоду людям, которые не могут больше зарабатывать себе на жизнь:

  • помощь родных и друзей;
  • помощь общины;
  • благотворительность;
  • забота бывшего работодателя.

Некоторые люди не уповают на помощь извне, а предпочитают заботиться о себе сами, откладывая деньги на старость или приобретая активы, которые будут приносить доходы, достаточные для жизни в старости.

Однако в большинстве современных государств пенсионным обеспечением стариков занимается именно государство.

Тому есть несколько причин.

  • Люди предпочитают текущее потребление будущему, особенно в столь отдаленном времени, как старость. Всегда находятся потребности, которые необходимо удовлетворить сейчас. О том, что эти же потребности, а возможно, еще и расходы на дорогостоящее лечение, появятся в будущем, большинство предпочитает не думать. Как результат - к старости люди могут ничего не накопить и у них не будет средств к существованию.
  • Не во всех обществах сохранились тесные семейные связи. Сейчас взрослый трудоспособный человек может прожить один, зарабатывая достаточно, чтобы прокормить себя. И даже заводя семью и детей, никто не может быть уверен, что родственники поддержат его в старости.
  • Существенно возросла мобильность населения, рассчитывать на помощь общины стало сложно, соседи могут смениться много раз.
  • Лишь в небольшом количестве развитых стран еще сохранилась традиция устраиваться на работу один раз в жизни, большинство людей меняет работодателей довольно часто, а некоторые открывают свой бизнес. В этих условиях сложно рассчитывать на помощь работодателя в старости.
  • Люди стали рожать меньше детей, а старики стали жить дольше благодаря повышению уровня жизни и медицинскому обслуживанию. На одного трудоспособного члена семьи теперь может приходиться несколько пожилых и старых родственников, и обеспечить всех сложно.

Осталось понять, зачем забота о стариках государству.

В демократических государствах со стареющим населением пенсионеры становятся мощным ресурсом на выборах. Они голосуют за политиков, предлагающих развитие социальных программ, в том числе пенсионного обеспечения. Известный исторический факт, что первая пенсионная система национального уровня была введена в Германии Отто фон Бисмарком в 1889 году для того, чтобы народ отвернулся от социалистов. Но и там, где выборы не играют большой роли или не проводятся, правители редко могут себе позволить отказаться от государственных пенсионных систем, поскольку это усилит социальное расслоение и создаст угрозу власти.

В соответствии с Законом о трудовых пенсиях трудовая пенсия работника складывается из трех частей: базовой, страховой (условно-накопительной) и накопительной.

Новое пенсионное законодательство четко определяет источники финансирования пенсий для различных категорий пенсионеров. Государственным служащим, военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, нетрудоспособным гражданам, и членам их семей все виды пенсий будут выплачиваться за счет федерального бюджета (Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166 - ФЗ от 15 декабря 2001 года).

Для других категорий работающих граждан, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, все виды трудовых пенсий будут финансироваться за счет единого социального налога (ЕСН) и пенсионных взносов. Для всех застрахованных лиц сведения, установленные законодательством, фиксируются раздельно на индивидуальных лицевых счетах граждан в системе персонифицированного учета (СПУ) Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» №27 - ФЗ от 01 апреля 1996г.

Схема потока денежных средств от обязательных платежей на пенсионное страхование выглядит следующим образом. ЕСН и пенсионные взносы уплачиваются через налоговые службы в казначейство. Затем ЕСН перечисляется в федеральный бюджет, а обязательные пенсионные взносы - в бюджет Пенсионного фонда России. Формирование денежных средств на выплату пенсии осуществляется в системе ПФР.

Новые пенсионные законы вызывают много вопросов, как у пенсионеров, так и у лиц приобретающих пенсионные права. Давайте рассмотрим, какие принципиальные изменения появились в пенсионной системе.

В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 - ФЗ от 17 декабря 2001 г. устанавливаются три вида трудовых пенсий:

  • 1. Трудовая пенсия по старости;
  • 2. Трудовая пенсия по инвалидности;
  • 3. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и по инвалидности может состоять из трех частей: базовой части, страховой части и накопительной части, а пенсия по случаю потери кормильца - из двух частей: базовой и страховой.

Право на трудовую пенсию по старости возникает по достижении 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин при наличии страхового стажа не менее 5 лет. по состоянию на 17.12.2001г. Право на базовую и страховую части трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца не зависит от продолжительности страхового стажа.

В страховой стаж засчитываются все периоды работы и иной деятельности, при выполнении которых уплачивались пенсионные взносы, а также иные периоды, такие как:

  • 1) воинская служба;
  • 2) получение пособий по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов);
  • 3) период по уходу за ребенком до полутора лет (1,5 г.) одного из родителей, но не более 3-х лет в общей сложности;
  • 4) получение пособий по безработице;
  • 5) необоснованное пребывание под стражей (в тюрьме или в ссылке);
  • 6) период ухода за инвалидом III степени (I группа), ребенком-инвалидом, престарелыми людьми старше 80 лет.

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. Подтверждение страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица определяется документами, выданными в установленном порядке, после его регистрации в системе персонифицированного учета - на основании сведений указанной системы. При отсутствии подтверждающих документов и сведений системы персонифицированного учета трудовой стаж может быть установлен на основании показаний двух и более свидетелей.

Базовая часть трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца финансируется за счет текущих поступлений ЕСН без учета личного трудового вклада застрахованного лица в денежном выражении. Фиксированные размеры базовой части всех видов трудовых пенсий установлены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Они дифференцируются в зависимости от количества иждивенцев, возраста пенсионера и наличия инвалидности.

Индексация базовой части всех видов трудовых пенсии будет производиться на основе коэффициента, определяемого Правительством РФ. Планируется постепенно базовую часть трудовой пенсии довести до величины прожиточного минимума. На 1 января 2002 года базовая часть пенсии установлена законодательством в размере 450 рублей в месяц.

Страховая часть трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца будет исчисляться исходя из пенсионного капитала, учтенного на индивидуальном лицевом счете в СПУ ПФР, путем деления на ожидаемый период ее выплаты.

Пенсионный капитал и назначенная пенсия будут регулярно индексироваться для сохранения покупательной способности денежных средств на основе коэффициентов индексации, определяемых Правительством РФ в соответствии с темпом роста заработной платы. Пенсионный капитал для финансирования страховой части пенсии отображает условные накопления в денежном выражении в виде пенсионных прав застрахованных.

Принципиально новым элементом пенсионной системы, для большинства граждан, является накопительная часть пенсии, размер которой будет зависеть от суммы уплаченных пенсионных взносов, инвестиционного дохода и ожидаемого периода выплаты.

Уплаченные страховые взносы будут отражаться в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Аккумулированный пенсионный капитал для финансирования накопительной части пенсии является реальными денежными средствами, участвующими в инвестиционном процессе. В будущем застрахованным лицам будет предоставлено право самостоятельно выбирать управляющую компанию для инвестирования своих накоплений. Пенсионные реформы в России / Дегтярев Г.П.,- : М.: «Академия», 2003 г, С.230. Описанную пенсионную систему я представила в виде графического рисунка (см. приложение 2).

Так в чем же преимущества новой пенсионной реформы? Несмотря на то, что к нововведениям в нашей стране относятся настороженно, можно отметить следующие преимущества проводимой пенсионной реформы:

  • · если ранее пенсия зависела в основном от стажа, то теперь она будет зависеть от уровня заработной платы и от того насколько правильно Вы ей распорядитесь;
  • · если ранее пенсионными деньгами имел право распоряжаться только государство, то теперь будущие пенсионеры получили право выбирать кому отдать в управление накопительную часть - государству или частной компании;
  • · накопительную часть пенсии можно завещать.

Пенсионная система — это совокупность правовых, экономических, организационных институтов и норм, которые имеют целью при определенных условиях материально обеспечивать граждан (обычно пожилых), выплачивая им .

Типы пенсионных систем в мире

В зависимости от участия государства:

  • государственная,
  • частная,
  • смешанного типа.

По принципу накопления:

  • распределительная, или солидарная (пенсионеру платят деньги, которые собирают в виде пенсионных взносов с нынешних работников);
  • накопительная (каждому работнику открывают счет, с него в будущем будут выплачивать пенсию);
  • условно накопительная.

Примерно половина из 176 государств, которые затронуло исследование Всемирного банка, избрали распределительную пенсионную систему. Большинство контролируются властями страны — это позволяет дать минимальные социальные гарантии бедным. Во Франции, в Австрии, Финляндии, Италии и Люксембурге государство обеспечивает 100% пенсионных выплат.

В некоторых странах у человека есть право выбора системы. Например, в Германии действует государственная распределительная, однако есть и добровольные накопительные пенсионные системы; не подлежат обязательному страхованию предприниматели, фермеры и люди творческих профессий.

Компоненты пенсионных систем

  1. Не обеспеченная взносами. Гарантия минимального жизненного уровня даже для тех, кто не работал стандартную пенсию. Есть в 80 странах.
  2. Обязательная и зависящая от доходов. Основана на индивидуальных накоплениях. Отчисления на персональный счет жестко контролируются, они обязательны.
  3. Обязательная и зависящая от сбережений.
  4. Дополнительная добровольная.
  5. Дополнительные виды социальной поддержки (например, пособия в рамках социальных программ).

Пенсионная система России

Благодаря прогрессу в сфере медицины люди живут дольше, доля пожилых среди населения всех стран увеличивается, что требует реформирования пенсионных систем. Они должны менять, причем быстро — только это убережет от дефицита . Зарубежные реформы пенсионных систем предполагают внедрение двух- или трехуровневых систем, то есть отказ от традиционных распределительных.

В России регулярно корректируют пенсионную систему. В 2002 году перешли от солидарной к смешанной. Стали делить обязательные отчисления на базовую (накопительную) и страховую части. Наниматель переводит 22% зарплаты на пенсионный счет сотрудника:

  • 6% отчисляются в бюджет (на основе этой доли формируют фонд для выплаты , гарантированной всем гражданам);
  • 10% перечисляются в бюджет на условно-накопительные счета (тратятся на выплаты нынешним пенсионерам);
  • 6% могут быть переданы любому частному пенсионному фонду либо переведены на счет во «Внешэкономбанке».

В 2014 году введен мораторий на перевод пенсионных отчислений на накопительные счета — платежи приплюсовали к страховой части.

С 2015 года было решено рассчитывать уровень страховой пенсии в баллах (высчитываются на основе количества стажа, размера зарплаты и возраста выхода на пенсию).

Пенсионная система в Беларуси

Пенсионная система Республики Беларусь наследована от СССР и со времен распада Союза изменилась мало.

Законодательство, регулирующие пенсионную ситуацию, — Закон от 17.04.1992 № 1596-ХII «О пенсионном обеспечении», Закон от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании», Закон от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования».

Сейчас действует государственная распределительная пенсионная система (как в Германии и Франции). Накопительного компонента нет, однако один из вариантов реформирования системы — его «надстройка» над уже существующим распределительным блоком. На размер пенсионного обеспечения влияют длительность стажа и , из которой уплачивались страховые взносы. Нынешние пенсионеры получают денежное пособие благодаря работающим согражданам и нанимателям.

Поскольку трудоспособных с каждым годом становится меньше, приходится задумываться о повышении , проводить индексацию пенсионных выплат. Эти меры непопулярные, однако только они позволяют государству предупреждать дефицит бюджета. В будущем, вероятно, многие страны перейдут от распределительных систем к накопительным. При этом ряд экспертов считает, что она будет неэффективной из-за .

В 2016 году решено повысить пенсионный возраст с 55 лет до 58 для женщин и с 60 до 63 лет для мужчин. Необходимо обеспечить стабильное развитие и , иначе через несколько лет снова понадобится очередное повышение. Постепенное повышение пенсионного возраста продолжиться и в 2017 году, а окончательно завершится во втором полугодии 2022 года.

При проведении пенсионных реформ в развитых странах используются различные методы адаптации устаревших пенсионных систем к изменившимся социальным и демографическим условиям. Так по данным статистического управления ЕС, к 2050 году число людей в трудоспособном возрасте от 15 до 64 лет сократится в регионе на 52 миллиона, или 17 процентов. При этом за те же 45 лет число пожилых людей в возрасте 65 лет и старше почти удвоится, что составит около трети всего населения ЕС. В связи с процессами старения общества и увеличением продолжительности жизни в большинстве западных стран правительствам приходится снижать пенсионный уровень и увеличивать пенсионный возраст. Изменения касаются и баланса между частными и государственными пенсионными системами – происходит увеличение доли частного страхования в существующих системах .

Опубликованный в марте 2011 г. доклад о проблемах пенсионных систем и путях их решения, подготовленный органами ОЭСР (международной экономической организацией развитых стран), предлагает три основных пути решения пенсионного вопроса.

1. Более длительный период трудовой жизни. Половина стран ОЭСР увеличила установленный законом пенсионный возраст или намерена сделать это в ближайшее время. Пенсионный возраст для мужчин сегодня в среднем 63 года, женщин– 62. По планам он увеличится примерно до 65 лет к 2050 г. для обоих полов.

В качестве альтернативы повышения пенсионного возраста семь стран ввели автоматическую связь между уровнем пенсии и продолжительностью жизни, т.е. размер пособия будет при прочих равных условиях уменьшаться по мере того, как люди станут жить дольше.

Страны также пересмотрели многие стимулы более раннего выхода на пенсию, хотя признается, что пожилые работники сталкиваются с рядом барьеров при поисках и сохранении рабочего места.

1. Концентрация усилий на предоставлении государственных пенсионных пособий наиболее уязвимым слоям населения, т.е. предлагается большее перераспределение внутри государственных пенсионных доходов. Это меняет философию, лежащую в основе распределительных схем, так как ослабляет связь между взносами и пенсионными пособиями. Конкретная практика здесь весьма разнообразна. Финляндия, Франция и Швеция, например, защищают низкодоходные слои от сокращения пособий. Австрия и Великобритания используют часть средств, создаваемых более высоким пенсионным возрастом для повышения уровня пенсий, и это повышение направлено в основном на низкодоходных. В то же время Германия и Япония урезали все пособия, в том числе лицам с низкими заработками, а Венгрия, Италия, Польша и Словакия усилили связь между взносами и пенсиями, элиминируя все или значительную часть перераспределения.

3. Поощрение людей к сбережениям на собственную старость. Тем не менее государственные пособия остаются краеугольным камнем в обеспечении доходов лиц пенсионного возраста ОЭСР, составляя в среднем60% доходов пенсионеров. Ос-тальные40% делятся поровну между частными пенсиями и другими видами сбережений, с одной стороны, и доходами от занятости в пенсионном возрасте с другой. Конечно, в любом случае велики страновые различия .

По оценкам демографов, около70% сегодняшних западноевропейцев проживет более 65 лет, а 30-40% – более 80 лет. Прогнозы демографов говорят о том, что в ближайшие 50 лет возрастная структура населения в европейских странах резко изменится в пользу средних и старших возрастов. К 2050 г. 37% населения континента составят пожилые люди.Согласно прогнозным оценкам экспертов ОЭСР, расходы на пенсии (при сохранении размеров пенсий на достигнутом уровне) в ближайшие10-15 лет увеличатся в 1,5-1,8 раза и составят к 2020 году: в Германии– 21,6% ВВП; во Франции- 21,6% ВВП; в Австрии- 23,7% ВВП; в Италии- 25,6 % ВВП. (Таблица 3).

Таблица 3 - Прогнозные оценки увеличения расходов на пенсионное страхование, в % к ВВП

Германия

Швейцария

Источник: данные ОЭСР, прогнозные оценки Пенсионного фонда Российской Федерации.

Особенностью реформирования пенсионного обеспечения в развитых странах, в отличие от развивающихся, является то, что большинство нововведений на самом деле не являются таковыми, а носят скорее корректирующий характер. Последние пенсионные реформы стали попытками по-новому распределить задачи государственного и частного секторов в пенсионном страховании. При этом доходы пенсионеров во многих развитых странах уже давно складываются из частных и государственных пенсий, в отличие от стран с развивающейся экономикой, где основным видом пенсионных доходов продолжают оставаться государственные выплаты.

Всех развитые страны можно поделить на две группы: страны с преобладающим частным пенсионным обеспечением (Австралия, Дания, Финляндия) и с преобладающим государственным пенсионным обеспечением (Бельгия, Германия, Италия и США). В первой группе стран частные пенсии являются обязательными или по закону, или согласно тарифным соглашениям, и, следовательно, глубоко интегрированы в общую пенсионную систему. Во второй – участие в частной пенсионной системе добровольное, поэтому лишь незначительная часть работающих по найму получает частную пенсию .

К настоящему времени сформировалось три направления реформирования государственных пенсионных систем:

1) Поддержание курса на сохранение приоритета классической распределительной системы, использование «параметрического подхода» с применением мер коррекции отдельных параметров системы:

сокращение расходов пенсионной системы за счет повышения пенсионного возраста и отмены пенсионных льгот;

увеличение доходов путем повышения ставок пенсионных взносов, расширения базы взимания взносов;

оптимизация доходов и расходов посредством замены или модификации расчетных формул

повышение уровня собираемости пенсионных взносов.

2)Сохранение основ распределительной системы с введением накопительного элемента.

3)Переход на полностью накопительную пенсионную систему с передачей прав распоряжения пенсионными средствами частным пенсионным фондам. В таких государствах, как США, Германия, Франция, Бельгия, Италия, Испания, Португалия, Швейцария, Австрия, Норвегия, Япония, где сохранение социальной стабильности является одной из приоритетных политических задач, избрали путь «параметрических» реформ. Например, переход к увеличению пенсионного возраста планируется на протяжении длительного срока (до 2030 года в Японии, до 2027 года в США). Отменили в ходе реформ «потолок» заработной платы, с которой начисляются взносы в пенсионную систему, в Бельгии, Италии, Португалии и Швейцарии .

Второе направление реформ (с введением накопительного элемента) имеет место в таких развитых странах как Швеция, Великобритания, Финляндия, большинство стран Восточной Европы и бывшего СССР – Польша, Венгрия, Болгария, Литва, Эстония, а также часть государств Латинской Америки – Аргентина, Колумбия, Перу, Уругвай. Во всех этих странах в основе государственной пенсионной системы остается распределительная модель, накопительная часть играет вспомогательную роль «второй опоры». В Швеции переход к частично накопительной системе был направлен на реальное сокращение коэффициента замещения и это было сделано сознательно, поскольку коэффициент замещения на уровне 65-67% при достаточно уравнительной пенсионной системе стал дестимулировать экономическую активность. Такая же модель с некоторыми модификациями была принята в Польше. Что касается указанных стран Латинской Америки, то их выбор промежуточного варианта реформ является реакцией на неоднозначный Чилийский опыт полного перехода на накопительную пенсионную систему .

По третьему пути пенсионных реформ рискнули отправиться всего четыре страны Латинской Америки – Чили, Боливия, Мексика, Сальвадор и единственная страна бывшего СССР – Казахстан .

Следует подчеркнуть, что сегодня в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются государственные распределительные (солидарные) системы. Типичная распределительная (солидарная) пенсионная система основана на страховых взносах, исчисляемых от размера заработной платы работающих. Величина пенсии является производной от заработной платы и трудового стажа. Специалисты отмечают, что ей присущи как сильные, так и слабые моменты. Сильные стороны– надежность и доступность для широких слоев наемных работников, приемлемые уровни пенсий. Слабые– наличие элементов уравнительности, приводящих к социальному иждивенчеству, ослаблению склонности к сбережениям.

По этим причинам государственные распределительные (солидарные) пенсионные системы, как правило, дополняется пенсионными планами по месту работы–вторым элементом(уровнем) пенсионных систем. Это главным образом находящиеся в частном управлении пенсионные фонды, создаваемые работодателями в целях привлечения и удержания квалифицированной рабочей силы. Часто для таких планов предусматриваются налоговые скидки, и(все чаще) они регулируются правительством. Это по существу уже накопительные системы, поскольку взносы капитализируются, а величина пособия зависит от объемов поступающих взносов и доходов от инвестирования средств. В Германии, Японии, Нидерландах, Великобритании и США свыше 40% работающих охвачены пенсионным страхованием по месту работы .

Третьим элементом пенсионных систем в индустриально развитых странах являются личные добровольные пенсионные планы. Они функционируют на основе полного финансирования и предусматривают четко определенные взносы; работники и пенсионеры сами несут инвестиционные риски по своим сбережениям. Наличие трехуровневых систем не означает, что все работники получают пенсии из каждого уровня. Для большинства стран ОЭСР пенсионеры, относящиеся к нижним 40% в распределении доходов, находятся в одном уровне пенсионной системы.Они получают сравнительно небольшую профессиональную пенсию или живут за счет своих(частных) сбережений.

Таким образом, общей характеристикой жизнедеятельности населения в развитых странах выступают развитые системы обязательного и добровольного пенсионного и других видов социального страхования, а также государственная поддержка пожилых граждан в форме государственных систем социального обеспечения. Совокупная доля расходов на пенсионное страхование, социальное обеспечение и медицинскую помощь пенсионерам в экономически развитых странах составляет примерно15-20% ВВП .

Данные о существующих в европейских странах пенсионных системах приведены в Приложении Б.

Можно выделить несколько общих для всех пенсионных реформ закономерностей формирования:

1. Практически все реформы связаны с созданием добровольных накопительных систем, при сохранении государственной распределительной системы. В этом случае применялась стратегия дополнения системы «PAYG» элементами финансирования за счет рыночных механизмов, что получило применение в таких европейский странах, как Швеция, Италия, Венгрия, Польша, а также в ряде стран Латинской Америки .

При этом очень важным моментом являлось изменение психологии работника, который должен осознавать необходимость отчислять с начала своей трудовой деятельности взносы в накопительную систему пенсионного страхования. Эта ситуация должна была превратить пенсионную систему из бремени, лежащем на экономике в рычаг ее развития в связи с тем, что появлялся значительный объем«длинных» пенсионных денег, которые можно использовать в качестве инвестиций в экономику. В тех странах, которые ввели накопительные пенсионные системы значительно возросли частные пенсионные средства в национальном акционерном капитале. Например, в Великобритании до34%; Ирландии– 29%, Голландии– 13%, Дании– 11% .

2. Происходит пересмотр основных параметров пенсионного обеспечения– пенсионный возраст, размеры страховых взносов, порядок индексации пенсий. Таким образом, поступили в Германии и Швеции, где пенсионный возраст увеличился до65 лет. В Польше пенсионный возраст для мужчин составил65 лет, для женщин60 лет, а в Венгрии установили единый пенсионный возраст 62 года для всех пенсионеров. В ходе пенсионных реформа было предпринято повышение пенсионного возраста в большинстве государств, при этом наблюдается тенденция на уравнивание пенсионных возрастов мужчин и женщин. Изменяются также механизмы и принципы индексации пенсий в зависимости от инфляции .

3. В отдельных странах происходит фактически полная замена государственной пенсионной системы на систему частного страхования. При этом наблюдается переход от распределительной к накопительной пенсионной системе в рамках бывшей государственной пенсионной системы. Пример такого реформирования это – Чили.

4. Реформирование налоговой системы, налогового регулирования и тарифной политики. Государство путем предоставлением серьезных налоговых льгот и постепенной передачей ответственности за пенсию от государства гражданам включает работающих в систему добровольных накопительных пенсионных систему. Это характерно для таких стран как Швейцария и США.

5. Реформирование пенсионной системы в связи с изменениями в макроэкономической политике и политике в сфере труда. При этом основные усилия направляются на изменение доли занятых в общественном производстве в работоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни и трудовую миграцию .

Однако общее направление всех реформ – это постепенный и плавный переход от государственных уравнительных схем к системам индивидуально-накопительным, которые основаны на принципах личной финансовой ответственности за свое материальное обеспечение в старости и на капитализации тех средств, которые он вносит на индивидуальные пенсионные счета. При этом государственные уравнительные схемы продолжают существовать, хотя и в значительно урезанном виде .

Главным результатом реформ является величина коэффициента замещения пенсией заработной платы. В США и промышленно развитых странах Западной Европы, сохранивших распределительную государственную систему, охватывающую более 90% наемных работников, коэффициент замещения фактически остается на неизменном уровне и достигает 80% от средней заработной платы в таких странах, как Австрия, Италия, Португалия. Высокий уровень (50-60%) сохраняется в Германии и Франции. В США этот показатель равен 40-50%, в Японии – более 30% .