Каков фиксированный базовый размер трудовой пенсии. Коэффициент повышения при позднем выходе на пенсию. Как начисляется пенсия по старости

Согласно проведенной пенсионной реформе, установлено, что с 1 января 2002 года выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством, состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Накопительная часть есть только у более молодых возрастов, а для остальных пенсия, таким образом, состоит из базовой и страховой. Что же это такое - базовая часть пенсии?

Базовая часть пенсии - всем понемногу и поровну

Итак, согласно проведенной пенсионной реформе, установлено, что с 1 января 2002 года выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством, состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Накопительная часть есть только у более молодых возрастов, а для остальных пенсия, таким образом, состоит из базовой и страховой. Что же это такое - базовая часть пенсии?

Базовая часть является самой маленькой составляющей нашей пенсии. С 1 января 2002 года она была установлена первоначально в размере 450 рублей в месяц. Эта сумма полагается всем лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим минимальный трудовой стаж в 5 лет. Для инвалидов, лиц старше 80 лет и имеющим нетрудоспособных иждивенцев устанавливаются несколько повышенные ставки базовой пенсии. Базовая часть в принципе объединила в себе минимальную пенсию, прежние компенсационные надбавки и доплаты. Основная ее функция - обеспечить некую базовую социальную гарантию. Отсюда и название.

Хотя базовая часть формально финансируется за счет взносов работодателей (до 1 января 2005 года из 28% единого социального налога, уплачиваемого в Пенсионный фонд - 14%, то есть половина, шла на базовую пенсию, а с 1 января 2005 года это будет 6% из общей сниженной ставки в 20%), но фактически выплачивается из федерального бюджета и не зависит от конкретной величины собранных взносов. Государство взяло на себя обязательство в любом случае обеспечить этот минимум и объявило, что постарается постепенно довести его размер до уровня прожиточного минимума пенсионера.

Так что базовая пенсия все–таки тоже понемногу растет и за три года изменилась до 660 рублей. Законом предусмотрено, что ее размер ежегодно индексируется государством с учетом темпов роста цен (инфляции) в пределах средств, выделенных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФР. Совсем недавно в декабре Госдума приняла в окончательном чтении бюджет Пенсионного фонда РФ на 2005 год. В нем предусмотрено, что базовая пенсия с 1 апреля будущего года должна возрасти до 695 рублей, а с 1 августа - до 719 рублей.

Конечно же, базовой пенсии пока далеко до прожиточного минимума, но в любом случае это не та часть, на которую стоит внимательнее смотреть будущим пенсионерам. Куда важнее вторая составляющая - страховая.

Страховая пенсия - можно сосчитать самому

Страховая часть пенсии играет роль механизма, позволяющего уйти от всеобщей уравниловки и привязать размер трудовой пенсии к размеру заработной платы и стажу. То есть она напрямую зависит от того, сколько за весь трудовой период за данного человека было уплачено в Пенсионный фонд страховых взносов. Вся эта совокупность взносов называется расчетным пенсионным капиталом. Он формируется за счет части взносов, уплачиваемых работодателем (выше мы уже писали, что половина идет на базовую часть, вторая же часть в основном идет на страховую, и немного и не для всех на накопительную). Размеры этих взносов подлежат персонифицированному учету и записываются за каждым застрахованным лицом в виде так называемого пенсионного капитала.

Что касается взносов на страховую часть пенсии, то они пошли по новой системе на счета граждан с 1 января 2002 года. Их размер можно увидеть в так называемых “письмах счастья”, которые уже второй год рассылает Пенсионный фонд. Для того чтобы примерно посчитать размер своей будущей страховой части пенсии, важно определить еще один параметр. Дело в том, что как–то государству следовало учесть и оценить начальный размер взносов граждан до начала пенсионной реформы, чтобы к ежегодным взносам приплюсовать “стартовый” пенсионный капитал. Задача эта была непростая, так как учет был еще не очень хорошо налажен, в эпоху скачков инфляции зарплаты различались год от года в разы и т.д.

Для застрахованных лиц, имеющих продолжительный трудовой стаж, хорошую зарплату, стартовый пенсионный капитал может составлять 100–300 тыс. рублей. Для молодого же поколения, которое не успело вдоволь поработать до 1 января 2002 года, стартовый капитал по существу равен нулю, и нужно ориентироваться на страховые отчисления последних трех лет и будущие отчисления.

Итак, сосчитаем свой пенсионный капитал к моменту выхода на пенсию. Для этого берем стартовый капитал, к нему приплюсовываем страховые взносы, указанные в “письме счастья” за 2002 и 2003 год, и, наконец, приплюсовываем ожидаемый размер взносов. Для простоты расчета последнего параметра рекомендуем взять вашу нынешнюю официальную зарплату, умножить ее на число месяцев, которые вам осталось работать до наступления пенсионного возраста. И от полученной суммы взять 14% (ставка взносов для лиц старше 1967 года рождения) или 8% (для лиц моложе 1967 года). Теперь чтобы определить примерный размер страховой части пенсии, разделите полученный размер своего пенсионного капитала на 228 (для выходящих на пенсию до 2013 года несколько меньше). Что такое 228? Это число месяцев в 19 годах. Дело в том, что государство, оценив текущую демографию, посчитало, что в среднем Пенсионному фонду придется платить пенсию в расчете на одного человека 19 лет. Считается, что мужчины, дожившие до 60 лет, живут в среднем по статистике еще 13,5 лет, а женщины еще 22,6 года. Критики считают, что эти показатели завышены (средний возраст умирающих мужчин в России всего 59 лет), но уточним, что речь идет о “возрасте дожития”. То есть здесь в расчет не идет статистика детской смертности, смертности в работоспособном возрасте и т.п.

Итак, делим сумму пенсионного капитала на 228 и получаем примерный размер вашей ежемесячной страховой части пенсии. Скорее всего, полученный результат очень и очень многих не впечатлит. Для примера - ежемесячная страховая часть пенсии выходящего на пенсию гражданина, имеющего стаж в 25 лет и среднюю пенсию в 10 тысяч рублей, составит 1850 рублей в месяц. Чтобы за счет страховой части пенсии обеспечить себе высокую пенсию, надо иметь высокую официальную зарплату (зарплата в “конвертах” лишает работника заработанного пенсионного капитала) и быть уверенным, что в будущем Пенсионный фонд сумеет обеспечить ваши права реальными выплатами.

Дело в том, что капитал, учитываемый в страховой части индивидуального счета, не настоящий - это права. Поясним - взносы, поступающие за вас, лишь записываются, а реальные деньги идут в бюджет Пенсионного фонда на выплату страховой пенсии нынешним пенсионерам. Таков механизм условно–распределительной системы. На сумму ваших прав в будущем, исходя из возможностей бюджета в тот момент, начислят реальную сумму, которая будет оплачиваться из взносов будущих поколений. Она может быть больше или меньше в зависимости от демографической и экономической ситуации.

Следует упомянуть, что пенсионный капитал, который учитывается на индивидуальном счете так же, как и базовая часть, подлежит индексации. Исходя из уровней инфляции. Обычно он должен индексироваться, если размер инфляции превысил уровень в 6% за квартал, полугодие и год. Отсюда и индексация страховой части пенсии для нынешних пенсионеров. Если говорить о следующем годе, то точные цифры сейчас называть рано, но если говорить о планах, за 2005 год, как и за 2004, пенсии в среднем должны вырасти на 230-250 рублей. Напомним, что сейчас средняя пенсия по возрасту (базовая плюс страховая) составляет 2020 рублей. Безусловно, это очень мало.

Пенсии должны накапливаться

Понятно, чтобы базовая и накопительная часть пенсии неуклонно росли, нужен приток денег в Пенсионный фонд. Но не исключен и даже неизбежен вариант, что государственный фонд будет испытывать дефицит для обеспечения текущих выплат. Это приведет к тому, что придется как в старые времена прибегать к помощи госбюджета либо идти на обратное повышение ставки взносов, либо на увеличение возраста выхода на пенсию. Уже стали появляться разговоры о том, что стоит повысить к 2023 году возраст выхода на пенсию для женщин до 60 лет, а мужчин до 63. Вряд ли это выход.

Чтобы как–то выправить ситуацию, российское правительство, проводя пенсионную реформу, заложило в государственную систему еще один механизм - накопительный. О нем мы поговорим подробно в следующей нашей статье. Так же как и о добровольном дополнительном пенсионном обеспечении, которое на фоне государственного пенсионного обеспечения может стать реальной возможностью повышения будущей пенсии.

Статья подготовлена при содействии НПФ "Интеррос-Достоинство"

Пенсия россиянина по новым правилам складывается из трех частей. Первую человек копит сам из своих собственных средств. Вторую - он зарабатывает в процессе трудовой деятельности. А третью - ему гарантирует государство. Именно об этой последней, базовой части пенсии мы хотим рассказать вам сегодня.

Понятие базовой части страховой пенсии для знающих людей отнюдь не ново, так как существовало оно еще до начала действия закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. Просто раньше (до 31.12.2014 года включительно) эта базовая часть входила в состав не страховой, а трудовой пенсии по старости и каждый год увеличивалась пропорционально росту цен на продукты и среднегодовому уровню инфляции. Собственно, кроме названия и суммы в текущем году в ней ничего и не изменилось.

Что такое фиксированная доплата к пенсии?

В новом законе (о нем мы уже упоминали выше) базовая часть пенсии названа фиксированной доплатой, хотя по сути это одно и то же. Подробно порядок назначения, расчета повышения и изменения фиксированной доплаты описан в статьях 16-18 ФЗ №400.

Получать фиксированную доплату к пенсии могут все зарегистрированные в системе ОПС пенсионеры. Фиксированная доплата не может выплачиваться обособленно и оформляется одновременно с одним из следующих видов страховых выплат:

  • по возрасту/старости;
  • из-за инвалидности;
  • из-за кончины кормильца.

По тому, к какой категории можно отнести пенсионера (достигший пенсионного возраста, инвалид одной из групп, утративший кормильца), места его проживания, наличия родственников на попечении, а также специфического характера работы, меняется размер базовой части страховой/трудовой пенсии.

Кроме этого, фиксированная пенсия регулярно индексируется в феврале и апреле нового года, пропорционально индексу роста цен стране. В феврале текущего года такая индексация уже была проведена: фиксированные значения страховых пенсий всех видов выросли на 11,4% и составили:

  • пенсия по возрасту и в связи с инвалидностью (для инвалидов 1 и 2 групп) - 4 384 руб.;
  • пенсия в связи с инвалидностью для инвалидов 3 группы и пенсия в связи с утратой кормильца - 2 192 руб., т.е. половина от фиксированной пенсии по возрасту (п. 2 ст. 16 ФЗ №400);

Кому положены льготы?

Перечисленные выше значения являются типовыми, то есть назначаются тем гражданам, кто не имеет права на какие-либо льготы. Вместе с тем, перечень льгот, позволяющих получать большую доплату к пенсии довольно обширен (см. ст. 17 ФЗ №400). А именно:

  1. Если гражданин обратился за пенсией позже, чем положено, то фиксированная доплата возрастает пропорционально отсрочке при оформлении пенсии. Более подробно коэффициенты роста прописаны в Приложении 2 ФЗ №400.
  2. Инвалидам 1 группы, круглым сиротам и гражданам восьмидесяти лет и старше фиксированная часть пенсии (далее ФЧП) выплачивается в двойном размере.
  3. Если у пенсионера или инвалида на попечении есть нетрудоспособные родственники, то за каждого такого родственника (не более 3-х человек) ему полагается 1/3 ФЧП.
  4. Пенсионеры, которые пятнадцать лет из 20 (для женщин) или 25 (для мужчин), отработали на Крайнем Севере, дополнительно получают доплату к пенсии на 50% больше обычных граждан.
  5. Пенсионеры, которые двадцать из 20/25 лет отработали в районах, равнозначных регионам Крайнего Севера, получают 30% прибавку к ФЧП.
  6. Пенсионеры из пунктов 4 и 5, если: им исполнилось 80 лет, они стали инвалидами 1 группы или у них на обеспечении находятся родственники, неспособные трудиться по объективным причинам, - получают прибавку в двойном размере от назначенного.
  7. Пенсионеры, постоянно проживающие /переехавшие на ПМЖ в регионы Крайнего Севера или уравненные с ними, получают доплату к пенсии, умноженную на соответствующий региональный коэффициент.
  8. Пенсионерам - работникам сельского хозяйства со стажем такой работы = 30 лет, которые постоянно живут в селе, доплата к пенсии увеличивается на четверть.
  9. Граждане из пунктов 4, 5 и 7 вправе получать доплату к фиксированной части пенсии только по одному из оснований на выбор.

Чтобы лучше понять механизм действия льгот, давайте рассмотрим их применение на примере:

Иванов И.И. обратился в ПФР за пенсией по возрасту. Он - инвалид 1 группы и содержит троих нетрудоспособных родственников. Как инвалид 1 группы он может получать базовую доплату (ФЧП) в двойном размере + по трети на каждого нетрудоспособного иждивенца.

Получаем:

4 384(основа) +4384 (за 1 группу инвалидности) +4384 (за 3-х иждивенцев на попечении) = 13 153 руб. (сумма не точная, так как базовая ставка взята с округлением).

О документах стоит позаботиться заранее

Возможность приобретения ряда льгот в отношении базовой части страховой пенсии определяется в тот же момент, когда происходит назначение гражданину того или иного вида пенсии (за исключением накопительной).

Расчет базовой части пенсии производится автоматически. Для этого даже нет необходимости дополнительно посещать ПФР. Однако если вы претендуете на получение фиксированной части в повышенном размере, то вам, скорее всего, придется предоставить ряд документов, подтверждающих ваши права. Это могут быть:

  • для сельхоз работников - трудовая книжка колхозника;
  • для лиц, имеющих иждивенцев - свидетельства о рождении, свидетельства о браке и или его расторжении, справки о доходах родственников, справки из жилотделов, решения суда и пр.
  • для инвалидов или лиц, осуществляющих уход за инвалидами - выписки из актов медицинской экспертизы по установлению инвалидности;
  • для лиц, работавших на территориях Крайнего Севера - справки с места работы и т.д.
  • а также иные документы, которые могут быть признаны ПФР в качестве надежного доказательства.

Если в представленном вами пакете документов будет не хватать каких-либо бумаг, сотрудники ПФР своевременно известят вас об этом.

Как известно, год назад так называемая базовая пенсия была заменена более хитроумным названием – «фиксированная выплата». Под этими понятиями подразумевается некий размер пенсии, который человек получает независимо от того, какой у него трудовой стаж и, соответственно, какой у него индивидуальный пенсионный коэффициент. Также это не зависит от каких-либо других показателей.

Что касается того, каков конкретно размер этой самой пенсии в 2016 году, то он составляет 5620 рублей. Но таким он станет только после февральской индексации, которая произошла 1 числа этого месяца. На данный же момент она на 515 рублей меньше и составляет, соответственно, 5105 рублей.

Что касается инвалидов

Вышеупомянутый размер фиксированной пенсии касается только тех, кому положены соответствующие выплаты по старости. Но кроме них существуют также и инвалиды, которым также каждый месяц выплачивается определенная пенсия. Для них также существует определенный размер так называемой фиксированной пенсии. Конкретно, этот размер выглядит следующим образом:

  1. Для инвалидов первой и второй групп – 4558,98 рублей.
  2. Для инвалидов третьей группы – 2297,47 рублей.

Кстати, базовая пенсия по случаю потери кормильца тоже составляет 2297,47 рублей. Опять же, такой размер имеет место только с первого февраля 2016 года. До этого все эти выплаты на 175,39 рублей меньше. Но, как говорилось выше, придет индексация и тогда все эти пенсии увеличатся. Чтобы получить повышенные выплаты в 2016 году, не нужно будет ходить куда-либо, в частности, в Пенсионный фонд, заполнять там какие-либо заявление или делать еще что-либо. Государство обо всем позаботится и уже 1 февраля все пенсионеры страны получат увеличенные пенсии.

Почему так мало

Исходя из вышеуказанных цифр, можно заключить, что в 2016 году размер пенсии вырастет всего лишь на 4%.

В бюджете России есть огромная дыра

О таком же показателе заявляют и представители власти. Разумеется, это никак не дотягивает до прошлогоднего уровня инфляции в России. Поэтому возникает вполне логичный вопрос – почему пенсия вырастет на столь маленький показатель? Дело в том, что сейчас в бюджете есть довольно немалая дыра и правительство просто вынуждено искать где-то новые средства на покрытие уже имеющихся расходов. Вышеупомянутая индексация будет стоить государству уже 212,84 млрд. рублей, что на сегодняшний день является просто огромной суммой. Повышенный размер пенсии, по оценкам специалистов, получат 39 млн. граждан Российской Федерации. К тому же, с того момента, пока был составлен бюджет и оговорен уровень индексации, произошел новый скачек инфляции. Поэтому теперь правительству нужно будет найти еще 110,67 млрд. рублей для того, чтобы вообще осуществить февральскую индексацию.

Дело в том, что сейчас в Росси наблюдается очень серьезный финансовый кризис. Причиной его являются напряженные отношения с европейскими и мировыми партнерами в части торговли и дипломатических отношений. Экономика постепенно падает, цены растут, курс национальной валюты падает, и никаких хороших тенденций в этом отношении пока что нет. Но при этом правительство заявляет о том, что возможен и второй этап индексации.

Будет второе повышение

Под конец прошлого, 2015 года депутаты Госдумы приняли законопроект о том, что в конце 2016 года будет проводиться второй этап индексации в части зарплат и пенсий.


В 2016 году ожидается вторая индексация

Пока что точно не сообщается, каким будет ее размер и насколько реально вырастут пенсии в конце 2016 года. На данный момент речь идет об обязательном проведении второй индексации. В любом случае, даже этот факт уже должен радовать пенсионеров и пока еще рабочих граждан по всей России. Ведь учитывая вышеописанные проблемы, это событие было под огромным сомнением. В 2015 году пенсии тоже росли два раза – один раз 1 февраля, а второй раз 1 октября. Вполне возможно, что и в 2016 году правительство решит использовать такой же сценарий. Ведь тогда этот шаг позволил в полной мере покрыть инфляцию и обеспечить всем гражданам достойную жизнь, по крайней мере, на ближайшее время. Конечно, в 2016-ом сделать это будет в разы сложнее. Более того, бывший глава Минфина, А. Кудрин заявил, что вторая индексация на сегодняшний день просто невозможна. Но все-таки действующему правительству виднее и нам стоит надеяться на лучшее. А пока что было бы полезно рассмотреть, кому будет полезна вся эта информация.

Как базовые части влияют на пенсионные выплаты

Дело в том, что именно от того, какими будут эти части, зависит реальный размер пенсионных выплат. Как известно, формула для расчета страховых выплат выглядит следующим образом:

Пенсия = количество накопленных баллов за трудовой стаж * стоимость одного такого балла + фиксированная выплата

Вот последний пункт под названием «фиксированная выплата» и является той самой базовой пенсией, о которой мы сейчас говорим. Получается, что каким бы малым не был стаж работы того или иного гражданина, фиксированная пенсия ему все равно полагается. Как говорилось выше, величина базовой (фиксированной) части в 2016 году составляет 5620 рублей. А стоимость одного пенсионного коэффициента сейчас равна 74,27 рублей. Что же касается части индивидуальных пенсионных коэффициентов, она рассчитывается в зависимости от стажа работы и суммы заработной платы каждый месяц. Учитывая, что минимальная зарплата в 2016 году составляет 6204 рубля, то за каждый год можно заработать минимум 0,94 балла. А сам же расчет будет выглядеть таким образом:

Пенсия = сумма баллов * 74,27 + 5620

Более подробно о страховых взносах можно узнать из видео ниже.

Увеличенная фиксированная пенсия

Есть определенные категории населения, которые могут рассчитывать на увеличенные ежемесячные пенсионные выплаты, то есть для них и фиксированная пенсия будет выше. Если конкретно, то это следующие категории:

  1. Граждане, которым уже исполнилось 80 лет – для них предусмотрена двойная сумма фиксированной части.
  2. Инвалиды первой группы – им тоже положена двойная сумма фиксированной части.
  3. Люди, которые содержат нетрудоспособных граждан, то есть иждивенцев – в данном случае сумма будет зависеть от количества этих самых иждивенцев.
  4. Те, кто отработал как минимум 15 лет на Крайнем Севере (для этого нужен еще и общий трудовой стаж 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) – для них сумма фиксированной части становится больше на 50%, то есть в 1,5 раза.
  5. Те, кто отработал как минимум 20 лет в районах, которые приравниваются к Крайнему Северу (опять же, нужно иметь соответствующий трудовой стаж) – таким людям полагается увеличение на 30%.
  6. Дети, которые потеряли обеих родителей или же одинокую мать – увеличение в два раза.
  7. Граждане, которые только переехали на Крайний Север – здесь все зависит от районного коэффициента, где-то он может достигать 30%, а где-то все 100%.
  8. Люди, которые отработали как минимум 30 лет в сельской местности – выплаты будут больше на 25%.

Как получить увеличенные выплаты

Что касается того, когда происходит перерасчет и когда человеку приходит его увеличенная пенсия, то здесь все строго индивидуально. Для тех, кто старше 80 лет, перерасчет происходит в автоматическом режиме, поэтому самому пенсионеру не нужно подавать каких-либо заявлений или вообще обращаться куда-либо. Дело в том, что в Пенсионном фонде есть своя база, в которой фиксируется вся информация о каждом пенсионере, в том числе и его возраст. Поэтому, как только тому наступает 80 лет, величина его фиксированной части сразу же увеличивается вдвое. От остальных же требуется пойти в ближайшее отделение Пенсионного фонда и написать там соответствующее заявление. После этого повышенные выплаты им будут выдаваться с той даты, когда все соответствующие документы были приняты сотрудниками ПФР и получен положительный ответ на просьбу о назначении увеличенных выплат. Если Вы только переехали в сельскую местность или в районы Крайнего Севера, лучше сразу же обратиться в отделение Пенсионного фонда и получить консультации относительно увеличения пенсионных выплат.

Для работающих пенсионеров

Из последних новостей можно узнать о том, что на работающих пенсионеров не распространяется индексация, то есть им не станут платить больше.


Для работающих пенсионеров не будет повышения пенсии

Так вот, касается это именно рассматриваемой в данный момент фиксированной выплаты. У них есть свои индивидуальные коэффициенты, то есть сумма накопленных баллов, и это у них отобрать никто не может. Кроме того, во время работы, уже находясь на пенсионном обеспечении, они все равно каждый месяц делают определенные взносы в Пенсионный фонд. Эти взносы потом и служат основанием для назначения страховой ежемесячной пенсионной выплаты. Поэтому сумма пенсионного обеспечения у работающих пенсионеров может вырасти только в том случае, когда у них станет больше этот самый индивидуальный коэффициент. Но фиксированная часть больше для них не станет и останется на прошлогоднем уровне. Сегодня правительство решило экономить на тех гражданах, которые, несмотря на свой преклонный возраст, продолжают трудиться на благо страны. Причины такого решения были описаны выше и заключаются в серьезном финансовом кризисе. По мнению руководства государства, если уж человек все еще способен работать, значит, пенсионная помощь ему не нужна.

Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.

Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.

3.2. Общие основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.

Статья 15 Конституции РФ в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам РФ, то применяются нормы соответствующего международного договора РФ.

Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.

Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. При этом государства-участники, подписавшие данное соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения».

Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.

3.3. Льготные основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:

1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;

3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;

4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;

6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;

7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;

8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;

10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;

11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;

12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;

13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;

14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;

17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;

19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;

21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.

Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;

2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;

3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;

4) инвалидам вследствие военной травмы;

5) инвалидам по зрению;

6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;

7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.

3.4. Размеры трудовых пенсий по старости

3.4.1. Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)

Порядок определения размеров трудовых пенсий определяется гл. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Размеры трудовых пенсий по старости определяются ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Как говорилось выше, трудовая пенсия по старости состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной; ее размер определяется путем сложения этих трех частей.

Базовая часть представляет собой гарантированные и устанавливаемые государством ежемесячные выплаты в твердой денежной сумме. В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 1 950 руб. в месяц. Для некоторых категорий лиц размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном по отношению к общему размере. Лица пожилого возраста и инвалиды постоянно нуждаются в постороннем уходе, что связано с дополнительными финансовыми затратами, поэтому этим категориям лиц базовая часть трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере. Размер базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, достигших 80-летнего возраста, составляет 3900 руб. в месяц.

В таком же размере (3900 руб. в месяц) устанавливается размер базовой части инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени.

Также повышенный размер базовой части трудовой пенсии устанавливается для лиц, имеющих на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении одного члена семьи размер базовой части составляет 2600 руб. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера двух членов семьи – 3 250 руб. в месяц, при наличии на его иждивении трех и более членов семьи – 3900 руб. в месяц.

Если пенсионер, на иждивении которого находятся члены семьи, достиг 80-летнего возраста или является инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, то устанавливается еще более высокий размер базовой части пенсии.

При наличии одного члена семьи на иждивении пенсионера, достигшего 80-летнего возраста или имеющего ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии выплачивается ему в размере 4550 руб. в месяц. Если на иждивении такого пенсионера находится два члена семьи, то размер базовой части составляет 5200 руб. в месяц, если три или более членов семьи, то размер базовой части составляет 5850 руб. в месяц.

В повышенном размере устанавливается размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим или работавшим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, размер базовой части увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Данные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ и в зависимости от района проживания. Если пенсионер выезжает на новое место жительства, то размер базовой части его пенсии устанавливается в соответствии с коэффициентами нового места жительства либо без учета коэффициентов, если новое место жительства не относится к категории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Лицам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и имеющим страховой стаж не менее 20 лет, базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в размере 2925 руб. в месяц, за исключением случаев, когда эти лица достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени или имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении этой категории лиц одного нетрудоспособного члена семьи базовая часть пенсии выплачивается в размере 3900 руб. в месяц, при наличии на их иждивении двух членов семьи – 4875 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи – 5850 руб. в месяц.

Пенсионерам этой категории, достигшим 80-летнего возраста или имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии устанавливается в размере 5850 руб. в месяц. Если же пенсионеры этой категории достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то размер базовой части трудовой пенсии будет составлять: при наличии на иждивении одного члена семьи – 6825 руб. в месяц, при наличии на иждивении двух членов семьи – 7800 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи размер базовой части будет составлять 8775 руб. в месяц.

Также в повышенном размере устанавливается базовая часть трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при условии, если они имеют страховой стаж не менее 20–25 лет. Этой категории лиц базовая часть устанавливается в размере 2535 руб. в месяц. Если лица этой категории достигли возраста 80 лет или имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части составляет 5070 руб. в месяц. Если на их иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, то при наличии одного такого члена семьи размер базовой части будет составлять 3380 руб. 60 коп. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера этой категории двух членов семьи сумма базовой части составляет 4225 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи базовая часть выплачивается в сумме 5070 руб. в месяц. Если же пенсионер этой категории достиг 80-летнего возраста или имеет ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеет на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то при наличии одного члена семьи базовая часть выплачивается им в размере 5915 руб. в месяц, при наличии двух членов семьи им выплачивают 6760 руб. в месяц, при наличии трех или более членов семьи – 7605 руб. в месяц.

3.4.2. Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В соответствии с этой формулой страховая часть трудовой пенсии по старости определяется как соотношение расчетного пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты трудовой пенсии в месяцах.

СЧ = ПК/Т

Страховая часть = Пенсионный капитал / ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

Для того чтобы произвести расчет размера страховой части, необходимо определить размер расчетного пенсионного капитала и период выплаты трудовой пенсии.

Статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливает, что базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо. Поступающие в Пенсионный фонд РФ страховые взносы застрахованного лица учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Эти суммы, учтенные на индивидуальном лицевом счете, представляют собой расчетный пенсионный капитал. Кроме сумм страховых взносов и иных поступлений, поступающих на индивидуальный лицевой счет за застрахованное лицо, в расчетный капитал включаются пенсионные права лица, приобретенные им до 1 января 2002 г., в денежном выражении. Надо сказать, что индивидуальный лицевой счет лица делится на две части: общая часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица и специальная часть этого страхового счета. В специальной части страхового счета учитываются суммы, за счет которых обеспечивается накопительная часть трудовой пенсии.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» составляет 19 лет, а поскольку он исчисляется в месяцах, то он определяется в количестве 228 месяцев. Но законодательство предусматривает установление ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости 19 лет (228 месяцев) не с момента введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях», а поэтапно. Количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, поэтапно увеличивается с 1 января 2001 по 1 января 2013 г. Таким образом, количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты в 2001 г., составляло 138 месяцев, в 2002 г. – 144 месяца, в 2003 г. – 150 месяцев, в 2004 г. – 156 месяцев, в 2005 г. – 162 месяца, в 2006 г. – 168 месяцев, в 2007 г. – 174 месяца, в 2008 г. – 180 месяцев, в 2009 г. – 186 месяцев, в 2010 г. – 192 месяца, в 2011 г. – 204 месяца, в 2012 г. – 216 месяцев, в 2013 г. и далее – 228 месяцев.

Пример исчисления страховой части трудовой пенсии по старости: расчетный пенсионный капитал составил 120 000 руб., а пенсия назначается с 1 января 2009 г. Для того чтобы определить страховую часть трудовой пенсии по старости, необходимо разделить сумму расчетного капитала на количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты на 2009 г. Таким образом, мы делим 120 000 руб. на 186 – количество месяцев ожидаемого периода в 2009 г. Мы получаем, что страховая часть трудовой пенсии в этом случае будет составлять 645 руб. 16 коп. Если та же пенсия будет назначена в 2010 г., то размер ее страховой части будет составлять 120 000 / 192 = 625 руб.

Так рассчитывается страховая часть пенсии.

Если трудовая пенсия по старости назначается мужчинам после 60 лет, а женщинам после 55 лет, то ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый год, истекший со дня достижения указанного возраста. Например, если мужчина получил право на назначение трудовой пенсии по старости в 2009 г. и его возраст в момент назначения пенсии составлял 61 год, то количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, будет составлять не 186 месяцев, как предусмотрено установленным законом правилом, а 174 месяца.

Законодательство устанавливает правило, согласно которому ожидаемый период выплаты не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Данное правило установлено в связи с тем, что не всегда момент наступления пенсионного возраста и момент обращения за пенсией совпадают. Чем позже гражданин обратится за назначением ему трудовой пенсии по старости, тем меньше будет ожидаемый период выплаты. Отметим, что данное правило не действует в отношении граждан, которые в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» имеют право на назначение пенсии по старости до наступления установленного законом возраста. Точно так же правило о сокращении ожидаемого периода выплаты не действует в отношении тех лиц, которые отказываются от страховой части пенсии после ее назначения.

Граждане имеют право отказаться от страховой части трудовой пенсии путем подачи заявления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ. Если гражданин отказывается от назначения страховой части пенсии в момент обращения за трудовой пенсией, то в отношении него сохраняется правило о сокращении ожидаемого периода выплаты.

Пример:

10 февраля 2007 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он подал письменное заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о назначении ему трудовой пенсии по старости. Вместе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости мужчина подал второе заявление об отказе от назначения страховой части трудовой пенсии. 10 февраля 2009 г. этот мужчина обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии. С 1 января по 31 декабря 2009 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 186 месяцев. Поскольку гражданин обратился за назначением страховой части пенсии спустя два года после того, как ему была назначена трудовая пенсия по старости, он имеет право на сокращение ожидаемого периода выплаты, то его ожидаемый период выплаты сокращается на два года и составляет 164 месяца.

В тех случаях, когда пенсионер после назначения ему страховой части трудовой пенсии вновь начинает заниматься трудовой деятельностью или отказывается от страховой части трудовой пенсии, страховая часть пенсии подлежит перерасчету после прекращения трудовой деятельности или после повторного обращения за назначением страховой части трудовой пенсии соответственно. В этих случаях ожидаемый период выплаты подлежит сокращению на один год за каждый полный год трудовой деятельности, осуществляемой после назначения трудовой пенсии по старости или на один год за каждый полный год, истекший с момента отказа от страховой части пенсии. При этом пенсионеры имеют право на отказ от страховой части пенсии неоднократно; каждый раз после того, как страховая часть пенсии вновь назначается, осуществляется перерасчет этой части пенсии.

Пример:

15 июня 2004 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он обратился за назначением ему трудовой пенсии по старости, но при этом отказался от назначения ему страховой части трудовой пенсии по старости. В 2006 г. мужчина обратился за назначением ему страховой части трудовой пенсии. В соответствии с законодательством в этом случае производится перерасчет страховой части пенсии. В данном случае страховая часть пенсии была назначена в 2006 г. Ожидаемый период выплаты пенсии в 2006 г. составлял 168 месяцев. Учитывая, что пенсионер в течение двух лет отказывался от получения страховой части пенсии, срок его ожидаемого периода выплаты пенсии сокращается на два года и составляет 144 месяца. После назначения ему страховой части трудовой пенсии пенсионер вновь начал заниматься трудовой деятельностью и продолжал ее с сентября 2006 г. до декабря 2008 г. В связи с этим пенсионер приобрел право на новый перерасчет страховой части трудовой пенсии. Предусмотренный законодательством ожидаемый период выплаты пенсии на 2008 г. составляет 180 месяцев. Этот период подлежит сокращению на 24 месяца, в течение которых пенсионер отказывался от назначения ему страховой части трудовой пенсии, и еще на два года, истекших с момента назначения страховой части пенсии до момента ее перерасчета, в течение которых пенсионер осуществлял трудовую деятельность. Таким образом, в данном случае ожидаемый период выплаты пенсии будет составлять 132 месяца.

3.4.3. Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧ)

Размер накопительной части трудовой пенсии, так же как и размер страховой ее части, исчисляется по математической формуле, в соответствии с которой накопительная часть трудовой пенсии определяется как отношение суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости, к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Установленная п. 9 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формула расчета накопительной части трудовой пенсии по старости выглядит следующим образом:

НЧ = ПН / Т , где

НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, который применяется для расчета накопительной части трудовой пенсии.

Исходя из смысла нормы, установленной п. 9 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях», расчет ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется по иным правилам, чем расчет ожидаемого периода выплаты страховой части пенсии. Указанный порядок расчета должен быть установлен федеральным законом. Но до настоящего времени такой порядок законодательство не определило. Таким образом, один из показателей, необходимых для расчета накопительной части трудовой пенсии, в настоящее время отсутствует.

Если в соответствии с действующим пенсионным законодательством трудовая пенсия подлежит перерасчету, а суммы, содержащиеся на индивидуальном лицевом счете или в специальной части индивидуального лицевого счета, уже однажды были учтены при назначении трудовой пенсии, то при осуществлении перерасчета трудовой пенсии, эти суммы не принимаются во внимание.

3.4.4. Общий размер трудовой пенсии по старости

Общий размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с установленной п. 11 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формулой расчета:

П = БЧ + СЧ + НЧ,

где П – размер трудовой пенсии;

БЧ – базовая часть трудовой пенсии по старости;

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Общий размер трудовой пенсии определяется путем сложения трех ее частей: базовой, страховой и накопительной.

С начала 2015 года в России стартовала новая пенсионная реформа. Теперь гражданам, обратившимся за назначением выплаты, оформляется страховая пенсия ; такое понятие, как трудовая пенсия, в новом законодательстве теперь отсутствует.

Одним из обстоятельств, влияющих на право получения и размер выплаты , является стаж застрахованного лица . Ранее при назначении трудовой пенсии учитывался общий стаж . Он включает в себя итоговую продолжительность всех периодов трудовой и другой общеполезной деятельности до 2002 года.

Всем гражданам, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования , была произведена конвертация их пенсионных прав на 1 января 2002 года . Таким образом, были преобразованы их права в расчетный пенсионный капитал.

  • Подсчет стажа за данный период осуществляется в календарном порядке, учитывая фактическую продолжительность.
  • Исключение составляют лишь некоторые периоды льготной работы, засчитываемой в увеличенном размере в соответствии с законодательством РФ.

Теперь при назначении страховой пенсии учитывается страховой стаж . Он включает в себя периоды трудовой деятельности, в течение которой начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР , а также некоторые нестраховые периоды (служба по призыву, уход за ребенком до полутора лет, за инвалидом I группы , ребенком-инвалидом). Такие общественнозначимые периоды входят в состав страхового стажа при условии, если до них или после присутствует непосредственно время работы.

С 2015 года пенсионные права учитываются в пенсионных баллах , а при назначении выплаты они переводятся в рубли.

Условия назначения страховых пенсий по старости

Пенсионное обеспечение в нашей стране базируется на страховых принципах, поэтому большинство наших граждан получают именно страховую выплату в связи с преклонным возрастом. Тем не менее, для назначения такого обеспечения существует ряд условий , описанных в статье 8 закона «О страховых пенсиях» :

  • Для некоторых категорий граждан (инвалиды I группы, граждане, достигшие 80 лет или имеющие на своем обеспечении иждивенцев) значение ФВ устанавливается в повышенном размере.
  • Для граждан, работавших или проживающих на Севере, к данной величине применяются «северные» коэффициенты.

Кроме того, государство предусмотрело возможность дополнительного увеличения размера выплаты за счет премиальных коэффициентов в случае принятия гражданином решения выйти на пенсию в более поздние сроки. В таком случае значения ИПК и ФВ будут увеличены в зависимости от срока, на который граждане перенесли оформление своего пенсионного обеспечения.

Новая формула расчета

Исходя из вышесказанного, можно преобразовать все значимые факторы в формулу для подсчета пенсии.

Выглядит она следующим образом:

СП = ИПК х СПК + ФВ,

  • СП - размер страховой выплаты;
  • ИПК - накопленные пенсионные баллы;
  • СПК - стоимость одного балла на день установления пенсии;
  • ФВ - базовая сумма.

Данная формула в полной мере относится к тем гражданам, кто начал свою трудовую деятельность в 2015 году. Для те же, кому до выхода на заслуженный отдых остался немного времени, все накопленные права будут конвертированы (переведены) в коэффициенты, а далее расчет будет осуществляться по-новому.

Такие показатели, как фиксированная сумма и стоимость пенсионного балла ежегодно увеличивается Правительством РФ на уровень инфляции.

Размер фиксированной выплаты к пенсии в 2017 году

Ранее (с 1 февраля 2016 года) величина базовой суммы была увеличена на 4% и составила 4558,93 рублей. Ежегодная индексация данного показателя, утверждаемая государством, проходит на уровне не ниже инфляции за предыдущий год.

Важным новшеством с 2016 г. стала отмена индексации данного показателя для работающих пенсионеров. Факт осуществления трудовой деятельности определяется на основании данных, представляемых страхователями в ежемесячном упрощенном отчете. После прекращения работы выплата пенсии возобновляется с учетом индексации. Причем при устройстве на работу вновь размер страховой суммы уменьшен не будет .

В 2017 году дважды был увеличен размер страхового пенсионного обеспечения: по инфляции 2016 года - 5,4% и дополнительно до указанного у законе значения 5,8%. Таким образом, с 1 апреля 2017 года размер фиксированной выплаты будет составлять 4823,37 рублей .

Минимальный размер пенсии по старости в 2017 году

В соответствии с введенной по новому закону формулой для возникновения права на страховую пенсию достаточно иметь в 2017 году 8 лет стажа и 11,4 пенсионных балла. При наличии таких минимальных значений данных показателей страховая выплата будет назначена соответственно в минимальном размере .

При этом стоит отметить, что для получателей пенсионных выплат, размер которых окажется ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания гражданина, будет установлена федеральная социальная доплата (ФСД).

Исходя из приведенных выше показателей можно рассчитать размер страховой выплаты при минимальных требованиях .

Известно, минимальное требование к пенсионным баллам в 2017 составляет 11,4 пенсионных коэффициента. Страховой стаж при расчете пенсии по формуле не учитывается.

Имея данные о стоимости пенсионного балла в 2017 г. и размере фиксированной суммы, равным 78,58 рублей и 4823,37 рублей соответственно, рассчитаем размер минимальной пенсионной выплаты в 2017 году:

11,4 х 78,58 руб. + 4823,37 руб. = 5719,18 руб.

Данная сумма значительно ниже прожиточного минимума по стране (8540 рублей), вследствие чего при назначении пенсии с минимальными требованиями можно рассчитывать на федеральную социальную доплату к пенсии.

Назначение пенсионного обеспечения

В данном случае гражданин должен обратиться в территориальный орган ПФР или в многофункциональный центр (МФЦ), заключивший соответствующее соглашение с фондом.

  • Страховая пенсия устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права. Днем обращения считается дата принятия соответствующего заявления, либо число, указанное на почтовом штемпеле при передаче такового документа по почте, либо время его отправки с помощью сети интернет при использовании портала государственных услуг.
  • Исключительным случаем из данного правила является обращение за выплатой по старости в течение месяца со дня увольнения с предприятия. Тогда пенсия будет назначена со следующего после увольнения дня.

Заявление об установлении выплаты по возрасту рассматривается специалистами управления ПФР в течение 10 рабочих дней со дня приема такового, после чего выносится решение о назначении или об отказе. В последнем случае ПФР информирует гражданина в течение пяти рабочих дней о принятом решении с указанием причины и срока его обжалования. Период рассмотрения документов может быть и продлен свыше 10 дней, но только в случае необходимости представления дополнительных справок. В любом случае он не может быть дольше трех месяцев .

Назначение страховой пенсии по старости осуществляется без указания срока его окончания, то есть бессрочно .

Какие нужны документы для оформления пенсии по возрасту

При обращении за назначением выплаты по старости необходимо в обязательном порядке предъявить следующие документы :

  1. паспорт застрахованного лица, являющегося гражданином РФ, или вид на жительство для иностранцев;
  2. свидетельство , подтверждающее регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  3. трудовая книжка и справки, подтверждающие факт работы гражданина, при отсутствии записи в основном документе о трудовом стаже;
  4. справка о заработной плате за 60 месяцев в течение периодов работы, следующих подряд в трудовой книжке.

Последний документ будет рассматриваться в сравнении с полученным результатом о зарплате гражданина за 2000 - 2001 г.г., имеющемся в распоряжении органов ПФР. Для расчета итоговой суммы будет выбран наиболее выгодный вариант.

Для назначения пенсии могут быть представлены и другие документы , о необходимости которых сообщит специалист ПФР после детального изучения всех представленных справок. Документы из других ведомств государства и подведомственных ему органов запрашиваются без участия гражданина в рамках предоставления госуслуг.

Выплата страховой пенсии по старости

Начисление и доставка выплаты по возрасту осуществляется за текущий месяц . Получать пенсию граждане могут самостоятельно или оформив доверенность на другое лицо. Если срок действия данного документа превышает один год, то выплата по ней будет продолжаться при условии подтверждения пенсионером факта регистрации по месту получения выплаты.

При подаче заявления о назначении гражданин обязан указать удобный для него способ доставки пенсии . Таких вариантов существует несколько:

  • через учреждения почтамта (на дому или в кассе организации);
  • через банк;
  • через организацию, занимающуюся доставкой выплаты (на дому или непосредственно в таком учреждении, выбрав его из списка предприятий, заключивших соответствующее соглашение с ПФР).

Впоследствии способ доставки может быть изменен , если гражданин представит свое волеизъявление в виде письменного обращения в ПФР.

В соответствии с действующим законодательством получатель страховой выплаты по возрасту обязан уведомить ПФР обо всех моментах, влекущих изменение размера пенсии, ее прекращение или продление, а также об изменении места жительства на следующий рабочий день после наступления таких обстоятельств.