Художественно-речевая деятельность детей- это деятельность, связанная. Развитие творческих художественно-речевых способностей дошкольников

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Однако на ее появление и становление отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ХУДОЖЕСТВЕННО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Речь человека – великий дар, данный нам природой, благодаря которому мы получили широкие возможности общения друг с другом. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни . Однако на ее появление и становление отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Поэтому педагоги ДОУ уделяют большое внимание развитию речи и речевой активности детей.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

Под художественно - речевой мы понимаем деятельность, возникающую у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения.

Она включает в себя следующие компоненты:
восприятие произведений художественной литературы и фольклора в процессе ознакомления с ними.

Воспроизведение авторского текста без изменения (репродукция), то есть воссоздание уже созданных кем-либо образов (выразительное чтение произведения (стихотворного), участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора и т.п.).

Создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведений или ряда произведений, то есть создание новых художественных образов (творческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений – загадок, рассказов и сказок и т.п.).

Понятие художественно-речевой деятельности детей многогранно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказами, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек. При этом происходит быстрое освоение детьми образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества - придумывание сказок, загадок, театрализация произведений.

Одним из эффективных средств формирования у дошкольников художественно-речевых умений, являются устное народное творчество и произведения художественной литературы для детей.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибутках, загадках, поговорках воспитывает в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Знакомство с народными потешками, приговорками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить в ходе работы над развитием речи в младших группах ДОУ. Вслушиваясь в слова потешки, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту, легко запоминает и повторяет слова потешки. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организует его поведение. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. А также, приговаривая потешки во время таких действий, воспитатель стимулирует и детей говорить («Водичка, водичка…», «Расти, коса, до пояса» и другие).

В ходе работы педагогами ДОУ также используются загадки, образные пословицы и поговорки. Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Все дети очень любят их отгадывать, поэтому и занятию можно начинать с чтения загадки. Это их легко организует на дальнейшую деятельность. Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы так же можно использовать в любой режимной ситуации («Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь» и другие). Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучшее понять различные явления, события.

При ознакомлении произведениями художественной литературы, воспитатель стремится дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно - художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка.

Воспитатель при этом выразительно рассказывает сказку или читает рассказ, интонацией передает разнообразие описанных в ней ситуаций. Анализируя их, обращает внимание на смысловую сторону, художественные особенности и композицию (зачин, концовка, повторы), своеобразие языка. При анализе содержания и композиции сказки можно использовать наглядный план, где каждая часть сказки или рассказа представлена набором тех персонажей, которые являются главными героями. Эти персонажи могут быть обозначены и условно (цветные кружки, схематические изображения, полоски разной длины, мнемотаблицы).

Осмыслению идейно-художественной сущности сказки или рассказа, оценке персонажей способствует беседа. Но не следует спешить ставить перед детьми вопросы сразу после прочтения произведения (или устного его пересказа). Необходимо выдержать небольшую паузу, что бы дать детям возможность пережить, лучше осознать прослушанное. Затем можно спросить, понравилась ли произведение и чем именно, почему у него такое название. Отвечая, дети оценивают произведение, вычленяют из общего то, что им больше всего понравилось, учатся соотносить название с содержанием. Воспитателем задаются вопросы, развивающие понимание детьми художественной выразительности произведения: какие яркие, красочные выражения запомнили? Какие повторения в сказке заметили? Какими словами говорится в сказке о действиях героев, их переживаниях? Дети, отвечая на подобные вопросы, не только учатся говорить, но и знакомятся с новыми для них словами и стараются использовать в своей речи новые словесные обороты.

В развитии речи детей несомненную роль играют стихотворные произведения. В арсенале воспитателей большое количество таких произведений российских и зарубежных авторов.

Младших дошкольников особенно привлекают небольшие стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

При чтении больших по объему стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются не только восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция), но и элементарное словесное творчество.

Развивать у детей словесное творчество можно с помощью придумывания загадок, сочинением сказок и рассказов. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и показывают на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.

Игра-драматизация – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и в то же время эффективное средство осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения. Такой способ передачи сказки или рассказа наиболее любим у старших дошкольников. Он позволяет детям научиться правильно строить диалоги и монологи, описывать явления и предметы.

Таким образом, художественно-речевое развитие способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности.


В настоящее время в педагогике для определения речевой дея­тельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направлен­ность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с вос­приятием литературных произведений и их исполнением, вклю­чающая развитие начальных форм словесного творчества (приду­мывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи. Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связ­ной речи, словарная работа и др.

Формы работы с книгой вне занй:

Чтение и рассказывание детям (о природе, лириче произведя, стихи, потемшки, прибаутки) болшее воздействие на ум и чувва детей. опредся в календарном плане, во время прогулки чте стихотворения. В недельном расписани опред день и время для поврторения заученх на зани стихов. Пословицы д б доступны детям. Загадка – крат образ описание пред или являя в несколько отвлеченном/иносказательном виде. зад – чтобы реб научился активно мыслить, сопосталять, сравнивать.Считалка – при выборе ведущего в игре.

Зрелища, развлечения – в праздниках бытового харра дети м выступать с пересказом прозаических произведй, пересаказом по частям. В ст гр – произвдя различных жанров,стихи,загалки, рассказы, отрывки из сказок, пословицы, поговорки и т д. В погот гр – литерате утренники и самост летирате концерты, м б посвящен юбилею писателя,. Может проводится для детей млад возраста. Зрелища: спектакли, театрализе представляя, концерты, кот осущест силами взр, школьников. Показ детям кино и театрал представлй, можно осушествлять в зале, в групх комнатах, летом на участке. Прослушивание грам записей.

Самостная Дть детей. отражаются разнообразные впечатления от прочитх книг, просмотрех кинофильмов, спектаклей. Одно из услй – оснащение группы нужн оборуованием, пособиями, нале мест для хранения, пользования ими. Органся в кажд возраст гр зона для литератно-худной Дти, для театралх игр. Есть уголок книги: д б доступны детям, иметься их достаточное колво, д привлекать вние детей, д б тематияе папки с картинками, фотографиями, дет рисунками, для свобод рассматривания детьми. В подг гр – дет журналы и газеты.

Формы работы с книгой вль намечает в еженадельгном плане (рассматриване, обсуждение, участие в разборе, систематизации книг и картинок). Инсценировка какигровая Дть детей – в театрал представлении возможны предварит заучивание ролей, репетиция, широкое испольование костюмов, декораций, музного сопровождения. Игры-драматизации или театрализаве игры, т е игры на темы прослушанных произведй, проводятся по готовому сюжету, детям известны герои буд игры, ход её действия, они активй действующие лица. Дети м инсценировать лишь хор известные им произведя, в кот большое место занимает диалог. Необходе усл – правиля организя предметно-пространственй среды в группе и на участке.Игры на сюжеты худных произведй имеют свою ценность – они воспитют положит черты Лти, разнообразят дет игру, формирют фантазию, влияют на словарь выразителть речи детей.

так обр, важно связывать худные образы с повседневной жнью детей, не ограничиваться эпизоичским прочтением книг, больше доверять эмоцной и этической действенности худного произведения

38Теоретические основы подготовки детей к обучению грамоте (Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова).

Грамотность – определная степень владения челком навыков чтения и письма в соответсти с граматич нормами родного языка.

Обучение грамоте – проц овладения навыками чтя и письма родн речи

Виды речвой Дти : * чтение – воссоздание звукй формы слова на осн его графич изображения с целью освоения смысла информации * письмо – проц кодирования устной речи путем перевода её в графич (буквен), знаковую модель * слушание и * говорение в д/с

Осн цель подготовки детей к обучю грамате формирование у детей нов отношя у устной речи.

Фонематич слух – способность четко отличать одни звуки от других. Фонематич воспре – уме вычленять все звуки в слове, опредть их колво и порядок, т.е. совершать анализ слова.

Показатели опред уровня осознания речи и готовности к бучю грамоте: 1. уме сосредоточить свое вниме на вербальной зад. 2. уме производить и преднамеренно строить свои высказывания. 3. уме выбирать наибол подходящие язык срва для выполнения вербальной зад. 4. уме размышлять о возможн вариантах решя вербальных зад. 5. уме оценивать выполне вербал зад.

Показатели урня готовти к обуч грамоте . Обучение: устная речь, фонемат слух и восриятие, произволть психичх процессов, мыслитлх операц3ий (анализ, синтез), пространственное воприятие, разв мелкой моторики

Сущность подготовки к обуч грамоте : - подготовность фонемат восприя и слуха детей к овладеню навыков чтя и письма, - формирование реч рефлексии, - сформированость нов отношя к устной речи.

Звуковой аналитико – синтетический метод Эльконина : в осн позицион принцип чтения: * дети умеют четко различать все гл и согл фонемы, * находить глав фонемы в словах, * ориентироваться на гл букву и опредть твердость/мягкость предшест согл фонемы * усваивать согл фонемы в сочетании со всеми гласными.

Журова. К вопр о формири у детей фонемат восприятия : Млад возраст: к 2г дети хорошо знают слова, отлич одно от другого, работа по ознакмлю с звук структурой слова. Речев слух подвергается перестройке при подготовке формиря фонемат восприя. При обуч звук анализа необходимо интонационно выделять звуки. Развернутая форма интонирования. Сред возраст: при помощи фонемат схем проводят анализ слова. Интонац выделение звуков без нагляд пособия. Детям прделаг назвать звуки в разбивку. Для анализа предлож более сложн слова с соглас (аист, слон, лист). Стар возраст: сокращ форма интонирования.

Анализировать речь надо со стороны фонем (звуков), а не со стороны слогов. Интонирование есть во всех возраста

39Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте (Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, Г.П. Белякова).

Ознакомление дошкольников со словом. Задачи: научить детей выделять слова из общего потока речи, раскрыть передавать детей слово как смыслвую единицу, показав, что она имеет смысл, обозначить какой-то предмет, явле, действие, качво. Приемы: договаривание слов в стихотви, загадки, дидакт игры («эхо»), чте худ произведй, задания (скажи какое-нибудь слово)

Ознакомление с предложением . все слова идут др за дргом. Предложе обладает 2 свовами: линейность и дискретность (предложения состоят из частей - слов). Зад: научить выделять предложя из потока речи, познакомить детей с тем, что речь состит из предложй и о кажд предм или явли сказать предложем. Работа над предложем (структура заня): 1. выдел необход язык единицы из более крупной (рассказа, текста) текст д б небольшим (3-4 прост предлож, предолж без союзов и предлогов). 2. вопр на понимание детей смысла, вопр по содер рассказ. 3. ещё раз читает текст. после кажд предложя вль делает паузу. 4. вопр на колво и порядок единицу. Вль предлаг детям графич изображе, детям нужно подсчитать скоко предложй в тексте. 5. текст читается целиком, без пауз 6. вопр со содер рассказа

Ознакоме со словест составом предложения . Зад: учить делить предложя на слова, опрелть их колво и последовать, учить соствть предложя из разного колва слов. Игра «Живые слова», Сохин, Белякова. Звук состав слова, задачи: формирть у детей осознание слогового принципа строение слова, формирть умя слышать и называть колво слогов в слове, опреть их последовать, соствть слова из слогов, познакомить детей с ударением, научить выделять и называть ударный слог в слове.

Планирование работы по развитию речи детей в детском саду (принципы, условия, виды).

планирование – проц отбора зад, содерж, форми методов работы с детьми (Дть педга)

План – документ в кот определены зад, содер, форм и методы работы.

Планирование работы по разв речи – проектирование, становление и разв речи кажд реб, прогнозирование пед воздействий на речь и ее результивность.

Принципы планирования:

1. реализация всех зад равз речи в из взаимосвязи. работа по разв речи д планироваться так образ, чтобы резтат усвоения языка как системы использовался в итоге в форме построения связ высказываний.

2. деятельностный принцип – работа по разв речи д планироваться с учетом становля коммуникат Дти, и д планирся во всех др видах Дти, харный для данной возрастной гр.

3. последовательное нарастание требований к речи детей и усложнение содержя, форм и методов работы с детьми. учет не тол возр особтей, а что может реб. Дан диагностики разв речи и особенности усвоения языка отдел групп детей.

4. учет конкрет усл в кот находится данный д/с. Особенности язык среды (семья, где работают родители, сколько детей в семье, возмть речевых контактов вне семьи). особенности того региона, где нахся дан д/с. (традиции, особ языка) Нужно использовать и дидакт принципы

Виды планирования:

1. Перспективное планирование – позвет опреть осн напрвя в работе педга на достаточно длит время период (мес, 3 мес, год)

«+» позвет установить в/связь м/у всеми разделами по разв речи, обеспечить реализацию принципов планиря педгов дан гр.

«-» требует глубокого осознания педгами закономертей разв речи, специфики, зня и умея форм и методов работы с детьми.

может планироваться занятие, индивид работу с реб, виды худно-речевой Дти

2. календарно-перстпективное планирование – с учетом времени года, от 10-12 дней до месяца. Заня, игры, упржя, развлечя, работа с худной литерой.

3. календарное планирование – заблаговременноеопределение порядка и последовательности работы педга, кот осущест в течении дня с указанием задач, срев и методов работы с детьми

Утро 1 день: Индивид и коллект разговоры с детьми, работа с худной литерой, включ в игров Дть (дидакт, речев), организя индивидной работы.

Название вида Дти, цель, с кем из детей проводится работа.

название занятия (резтат и метод с помощью кот будет достигнут резтат), программ задачи, дидакт материал (назв картины и автор, наименование игрушек, назв произведения, автор) дамонстрационный/раздаточный, методы и приемы. Организация занй (по погрупам разн зад за столами, полукругом), ход заня, структура (ввод, осн, заключ части). Т к занятие проводится по подгруппам, то программное содержание планируется для каждой возрастной гр детей. Прогулка: набл, труд Дть, игр, самост дть.

Словарная работа с едтьми, обогаще содержя дет речи, обогащение и активизация словаря. В «Детстве» выделены те речев умя, кот м б сформированы. Игров Дть – планир все виды игр, дидакт. зад напр на все стороны разв речи. Наблюдение. указ объект и с кем. Индивид и хоровые разговоры. Игры – развления, худно-речевая Дть, чтение.

Условия для реализации:

1. знание пед цели и зад восп детей по конкрет программе (особенности знаний приоретет напрвлй в каждом разделе и динамика равз по взрастам)

2. зня псих-физиолог возм индивид возможностей детей дан гр. это можно узнать из программы (особенности детей дан гр), диагностики

3. совместн составление плана двумя влями.

41Преподавание методики развития речи в педагогических училищах и колледжах.

Преподавание определяется программами «Методика разв речи и ознакомляя детей с окружающим». Структура прогр: объяснительная записка, содржит перечень осн задач и форм работы с учащимися, примерн распреде учеб часов по темам, прогр по метке разв речи, определющая кру г вопр внутри тем, кот д б усвоены учащимися, практикум по логопедии, список летерутуры для учащихся. Опред зад преподавания: дать учащимся теоретич и практичес зня по разв речи детей раннего и дошкол возраста, вооружить необходимыми практическими навыками работы в дошкол учреждях. Осн зад курса – вызвать у учащихся интерес и творческое отношение к данному предмету, познак с лучшим опытом влей. Последовать тем опрелся педкой целесообразностью и логикой самого предмета.

Типы уроков : 1. урок по сообщению нов знй – начинается изуче нов темы, при ознакомлении учащихся со специфичми вопр дан предмета. Методы обучя: лекция, сообщающая беседа, экскурсии. они обеспечиют систематичкое изложение законченного вопр. 2. урок по закреплю и применению знй – приводится в систему пройдены материал, учащиеся обучся професным умям пвыполня самостных работ, практичй заданий. близки к эт типу уроков: контрольно-учетный урок(выполе письменх контрол работ и творечких заданий) и повторительно-обощающий (испол фронтальная обощающая беседа) 3. семинарские, практические заня. Ц: углубление теорит знй учащихся, формирвае професх умй и навыков.некот практич заня можно провести в д/с(анализ календар планов влей). 4. урок спешанного школьного типа. наиб часто. обеспечивает ритмичный контроль за усвоением знй, своевременю помощь учащимся, помогает лучше ознакться с их индивидми особенностями. Преподавтль д хор владеть методикой ведения урока, заботитьсяо доступности и эмоционти формы изложения материала.

Приемы активизации учащихся: в нач урока: бодрой голос, улыбка, беглый опрос д проходить живо, соревноват задя, небол письмен работы, предварит распред тем докладов, одно зане на несколко челк, формулировка вывода, иллюстратив матл, яркие примеры

42Диагностика речевого развития речи детей как средство оптимизации процесса овладения родным языком (Ф. Даскалова, Л. Гурович, О.С. Ушакова).
психолого-педкая диагностика –область психолокой науки, разрабщая методы распознания и измерения индивидуально-психологкийх особенй Лти. Диагностика психкого развития – обследование челка с целью определения индивидх особенй его развития. Цель психолого-педкой диагностики – контроль за ходом развития для послед коррекции выявленных отклонений. Психкие методы – позволют при помощи относитно кратких испытаний опредть сравнителй уровень развития реб (соответ сред уровню для детей данной возрастной категории или отклонения ту или в др сторону.) Диагностика – комплекс методик для точного определения уровня (равз речи) достигнутого реб. Диагностика разв речи – споб определяя уровня и особентей разв речи детей. На равз речи детей оказывает влияние много факторов и вычленять особенности разв речи бывает оч сложно. Разработка диагностики велась в 2 направлениях: 1. учеными разработались методики направле на интеллект разв детей (оценивали разв речи как один из показателей интеллект разв) этим занимались психологи.2. исследование собственной речи детей, отделх её сторон (особенности словаря, грамат строй языка, структура речев высказываний, звукопроизношение) после этого поиск и разработка комплексных диагностик, чтобы получить представления о всех сторонах разв речи.
Даскалова. Цель: определить общий уровень разв речи. 13 заданий направх вычленяется коэффициент, количеств резтат. Ушакова: комплескная диагностика мл, сред, стар возраста, для изучя и определяя особенностей разв речи. Качеств харктка полученх данных. Диагностика+программа+методические рекомендации
Цели диагностики: - контроль за разв речи как отдел детей, и всей группы в целом(с ориентацией на прогр по кот работает д/с), - анализ полученых данных позволяет осуществить граматй отбор задач по разв речи. – создать усля для полноценного усвоения детьми языка, - дать оценку уровню психического развития детей (особенности мыслитной Дти)
Этапы работы: 1. определить цель диагностирования (опредть особности понимания детьми худ образа произведения). 2. отбор диагностических методик, подготовка стимульного материала (д отвечать возраст особен детей) 3. проведение самой диагностики. 4. анализ и интерпритация данных. 5. прогнозирование работы с детьми
структура: назве, автор, год, цель, пояснит записка, теорит положения, задания, показатели, проводится 2 раза в год (в нач и в конце)
Принципы: - законченности - при проведении тех или иных тетодик д соблюдать прав нормы. – научности – методики опираются на теорит положения ведущих авторов диагности. – этичности – д получить согласие руководителей, родителей. Резты проведй работы д б доведены до сведения педгов и родителей. (выступле на собрании, индивид консульт с родителями). – оптимальности – выбрать методику, кот позвет получить максимум информ при минимуме условий.

«Театр - волшебный край, в котором ребёнок

радуется играя, а в игре - познается мир.»

С.И. Мерзлякова

Театр - искусство синтетическое, которое воздействует на маленьких зрителей комплексом художественных средств. Дети от природы наделены яркими способностями и нужно, как можно раньше, создать максимально благоприятные условия для их развития. Участвуя в театральных представлениях, они знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Театр развивает речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, зазнайства, равнодушия, заботливое отношение друг к другу и т.д.).

Театр доставляет детям большую радость. Психологи отмечают, что ребёнок, погружённый в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Большое влияние театра на личность ребёнка позволяет использовать его как сильное, ненавязчивое педагогическое средство. Вот почему на протяжении двух лет я занимаюсь решением проблемы развития творческой активности ребёнка, его эмоций, чувств через создание максимально комфортной ситуации общения детей и педагога в процессе организации театрализованной деятельности.

Основой системы моей работы с детьми стали:

Ø Во-первых, идеи развивающего обучения, разработанные Л.С. Выготским - обучение развивает, если оно забегает впереди развития, а не плетётся в хвосте; принципы, разработанные В.В. Давыдовым и Д.Б Элькониным;

Ø Во-вторых, идеи гуманного воспитания, основанного на уважении к каждому ребёнку и вооружение детей сильными знаниями об окружающем мире и художественно-речевой деятельности, отношение к литературе и, на этой основе, широкое развитие художественных способностей детей;

Ø В-третьих, идеи современных учёных (Л.М. Гурович, О.И. Сомковой и др.), занимающихся вопросами развития художественно-речевых способностей дошкольников.

Целью моей работы является - создание педагогических условий, обеспечивающих развитие художественно-речевых, творческих способностей детей, развитие артистических способностей, через театральную деятельность.

1. Выявить уровень художественных творческих способностей детей в освоении художественно-речевой деятельности;

2. Определить методы и приёмы развивающего взаимодействия с детьми в процессе художественно-речевой деятельности;

3. Разработать содержание процесса речевой деятельности детей, обеспечивающего развитие художественно-речевых способностей;

4. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и воплощения в образы;

5. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить отличать характерные черты сказочных персонажей;

6. Обучать детей художественно-образным способам выражения (интонация, мимика, пантомима и т.п.);

7. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалектическую речь;

8. Формировать опыт социальных навыков, создавать условия для развития творческой активности детей;

9. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, пальчиковый, театр зверей, театр теней и др.).

Ожидаемый результат:

Ø В процессе театрализованной игры - расширяются и углубляются знания об окружающем мире;

Ø Развиваются психологические процессы: внимание, память, восприятие, воображение и т.д.;

Ø Активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;

Ø Совершенствуется моторика, координация, плавность и целенаправленность движений;

Ø Развивается эмоционально-волевая сфера;

Ø Происходит коррекция поведения;

Ø Развиваются коллективные чувства, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

Ø Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

Ø Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес и увлекают их.

Моя работа строилась в трёх направлениях:

1. Организация комплекса занятий по развитию речи;

2. Создание материально-дидактических условий речевого взаимодействия с детьми с опорой на индивидуально-дифференцированный подход;

3. Разработка системы работы по освоению ребёнком способов художественно-речевой деятельности человека.

При установлении уровней художественно-речевой деятельности я опиралась, во-первых, на диагностику О.И. Сомковой. Речевое развитие, в этом случае, я рассматривала, как умение понимать и пользоваться речью, развитие связной и грамматически правильной речи, фонематического слуха, активного словаря; во-вторых, на результаты наблюдений за самостоятельной деятельностью детей (театрализованные игры, игры-драматизации), анализы рассказов детей, свидетельствующие об интересе к творчеству в различных видах художественной деятельности; о наличии специальных художественных способностей (словотворчество, образное видение).

Результаты диагностики развития художественно-речевых творческих способностей позволили сделать вывод о том, что необходимо продумать систему работы с детьми, обеспечивающую поэтапное продвижение в развитии каждого ребёнка и создать материально-дидактические условия, где педагог выступает в роли режиссёра, а дети становятся талантливыми исполнителями его замыслов, присваивая способы художественно-речевой деятельности.

Работу с детьми по формированию художественно-речевых умений я осуществляла поэтапно:

1-ый этап: подготовительный (младший возраст);

2-ой этап: основной (средний возраст).

Оба этапа включают в себя различные виды деятельности:

Ø Телесно-ориентированные игры;

Ø Игротерапия;

Ø Сказкотерапия;

Ø Игры-драматизации, импровизации;

Ø Артикуляционная гимнастика;

Ø Упражнения на развитие дыхания, мимики, эмоций, силы голоса и др.;

Ø Кукловождение;

Ø Действия по ролям, т.е. театрализованные постановки;

Ø Элементы логоритмики;

Ø Пальчиковая гимнастика;

Ø Работа над выразительностью речи.

Основной принцип работы - игровая форма проведения занятий.

Подготовительный этап включает в себя различные формы работы с детьми по накоплению речевого опыта, формированию речевых эталонов. Здесь основное внимание я уделяла составлению описательных рассказов по игрушкам, по картинкам. В младшей группе широко использовала народный фольклор: потешки, прибаутки - «Кто у нас хороший?», «Наша Оля маленька». Детям очень нравятся эти минуты любования. Просят: «Я тоже хороший и про меня скажи!».

В младшей группе на поэтические минутки приходит Мишка, и дети помогают ему выразительно прочитать стихи, потешки. При заучивании использовала приём воссоздания ритмических движений (хлопки, притопы и т.п.), что очень помогает закрепить ритмический рисунок стихотворения, способствует скорейшему запоминанию, а также использовала картинки по стихам А. Барто, иногда подбирала предметы и заучивание стихотворений проводила в виде игры.

В средней группе эффективным приёмом оказалась работа с зеркалом. Дети внимательно рассматривают строение тела, цвет волос и глаз и т.д. При этом происходит расширение и активизация словаря - «голубоглазый», «светловолосый» и др. Часто использовала игру «Слова - братья», типа: «Где обедал воробей? В зоопарке у …».

В младшей и средней группах я в основном использовала объяснительно-иллюстративные методы работы с детьми, находясь на позиции опекающего взрослого и в позиции рядом с ребёнком. Это игры и игровые упражнения типа: «Расскажи потешку», «Споём Маше колыбельную» и.т.п.

Основной этап формирования художественно-речевых творческих способностей приходится на старший возраст, и работу с детьми я направляю на формирование способа самостоятельных действий. На этом этапе я уже нахожусь в позиции «ученика» или наблюдающего взрослого. В этот период огромное значение я придаю созданию обстановки, организации предметной среды и развитию творчества в различных видах детской деятельности. Чтобы прийти от чтения потешки к творческому рассказу, к игре-драматизации, я работаю над интеграцией развития речи в различных видах деятельности - трудовой, изобразительной, игровой и т.д.

Развивая художественно-речевые творческие способности детей, я использую различные виды театров, заучивание стихов, пересказ, рассказывание, игры - драматизации, режиссёрские, дидактические и др.

Наибольшей результативностью отличаются нетрадиционные формы работы с детьми: конкурсы на лучшее сравнение «Кто об этом скажет по-другому», вечер вопросов и ответов «Кто задаст самый необычный вопрос», «Придумай загадку», «Сочиняем сказку для театра», «Создание и выпуск газет» (как в группе, так и дома с родителями) и т.д.

На протяжении всего основного этапа особое место я отвожу работе по обогащению литературного опыта детей и систематизации знаний о законах сказочного жанра. Я знакомлю детей с происхождением сказки, с образами народный сказателей, провожу беседу по содержанию сказки:

ü Сколько историй в сказке;

ü Определи начало и конец каждой истории;

ü Как бы Вы назвали каждую часть?;

ü Попробуйте составить алгоритм сказки;

ü Подберите сказку по предложенному алгоритму.

В работе по литературным произведениям, на этапе закрепления и подготовки к игре-драматизации, большое значение придаю работе с книгой:

ü Пересказ от лица героя;

ü Словесная режиссёрская игра;

ü Словесное рисование;

ü Заучивание стихотворения способом моделирования.

Подобная работа даёт возможность пережить те чувства, которые сам ребёнок в жизни не может испытать, но уже понимает их, обогащается новыми эмоциями.

Контрольные срезы свидетельствуют о большом значении для развития творческих художественно-речевых способностей «Театральной гостиной», которую мы начинаем посещать с младшей группы, воссоздавая несложные этюды, на знакомые детям бытовые темы типа: «на кухне», «в саду»; сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Дети превращаются в «Театральной гостиной» в «деревья старые и молодые», разыгрывают этюды «сильный дождь» - «ласковый дождик», «злой ветер» - «ветерок шалун» и т.п. Умение ставить такие этюды позволило к старшему возрасту расширить количество актёров при постановке той или иной сказки, включать всех желающих - дети изображают не только животных и людей, но и воспроизводят лес, избушку и даже предметы домашнего обихода. «Театральная гостиная» преобразуется то в репетиционный зал, то в театральную сцену.

В обстановке «Театральной гостиной» интереснее получаются сказки, веселее были путешествия «Там, на неведомых дорожках». Здесь же проходят ежедневные «Пять минут поэзии». В среднем возрасте я провожу заучивание стихов с движениями, например: «Станцуй стихотворение», «Расскажи руками стихотворение об осени» и т.п. Для создания психоэмоционального комфорта я использую музыку, приёмы релаксации М.И. Чистяковой.

Таким образом, занятия и упражнения в «Театральной гостиной» позволяют всем детям найти роли, адекватные своим способностям, положительно сказываются на умении придумывать новые сказки (ведь ласковый дождик движется и говорит совсем по-другому, чем сильный дождь), способствуют развитию творческого воображения, способности вхождения в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.

Для создания материально-дидактических условий большое внимание уделяю оборудованию центров речевой, музыкально-театрализованной и изобразительной деятельности, сюжетно-ролевой игры «Театр». Детям очень нравится организовывать все театральные службы: кассы, осветители, костюмерные, гримёрную, буфет и т.д. Создание подобной среды сохраняет и подпитывает интерес к театру. К оборудованию центров и подготовке спектаклей я стараюсь активно подключать родителей. Они помогают в оформлении декораций, афиш, изготовлению костюмов; участвуют в спектаклях на второстепенных ролях (в младшей и средней группах). В этом году мы уже представили игры-драматизации по сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок».

Данные диагностики в старшей группе после проведённой работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии уровня художественно-творческих умений: количество детей с высоким уровнем увеличилось до 20 %. Эти дети самостоятельно организовывали театральные спектакли, находили предметы-заменители, использовали все виды театров, имеющихся в группе: пальчиковый, театр игрушек; чаще всего претендовали на роль сказочника, создавая свои сказки.

Каким стал воспитанник к концу средней группы:

ü Ощущают душевное удовлетворении, удовольствие, радость от встречи с новым предметом, объектом, явлением, произведением искусства и продукцией народных промыслов;

ü Испытывает возросшую потребность в новизне впечатлений и переживаний от встреч с вещами, их создателями, а также от педагога, создающего для него «театр» восхищения, любования красотой;

ü Узнают некоторые жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворные формы поэтического фольклора);

ü Прослеживают развитие сюжета, эмоционально реагируют на литературный текст, сопереживают героям полюбившихся произведений, отдают предпочтение определённым жанрам, стихам, сказкам;

ü Проявляют интерес к книге, к рассматриванию иллюстраций, имеют опыт бережного отношения к ним;

ü Знают некоторые разновидности детского театра, испытывают удовольствие во время просмотра спектаклей, которые показывают взрослые или старшие дети, эмоционально реагируют на воспринятое;

ü Используют образы литературных художественных произведений в других специфических детских видах деятельности (театр, лепка, рисование и т.д.);

ü Испытывают чувство удовлетворённости, гордости за свои успехи в области художественно-речевой деятельности (знание сказок, стихов, их выразительного чтения и др.).

Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

детский сад общеразвивающего вида № 24 «Берёзка»

(АОУ детский сад № 24 «Берёзка»)

Статья: «Развитие художественно-речевых способностей детей 5-6 лет»

Составила:

Маштанова Л.Г.

г. Долгопрудный, 2015 г.

Развитие художественно-речевых способностей у детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет у детей активно формируются способности к художественному творчеству, а также речевые умения – умения дифференцировать звуковой состав речи; умение согласовывать слова в предложении; умение устанавливать (осознавать) значение слов. Художественно-речевая деятельность дошкольников – речь с точки зрения художественного подхода, выступающая или в виде целостного акта деятельности, имеющую специфическую мотивацию, реализуемую художественными видами, или в виде речевых действий, включенных в художественную деятельность.

Со слов Г. И. Малаховой, художественно-речевая деятельность дошкольников выступает в различных модификациях в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения:

– помогает активному восприятию информации взрослого и ответов дошкольников, содействует приобретению содержательной основы познавательных процессов и форм речевого выражения;

– формирует речь дошкольника, обогащает ее средствами художественной выразительности; обогащает саму личность ребенка;

– является выражением результатов собственных познавательных приобретений дошкольников: наполняемости их знаний, широты, глубины, особого их характера, мобильности знаний, умений, качеств личности;

– выражает отношение дошкольников к воспитанию и обучению, их внутренние побуждения, интересы, склонности, их настроения при совершении учебно-воспитательных действий, удовлетворения от познавательной художественно-речевой деятельности;

– выступает выразительно в становлении межсубъектных отношений дошкольников и взрослых, как выражение позиции дошкольника, его стремление воздействовать на взрослого, сверстников, доказать, убедить их в обоснованности своих речевых суждений посредством художественной деятельности;

– является основой общения дошкольника со сверстниками и взрослыми во всех его проявлениях: в обмене опытом, в обмене взглядами, суждениями, настроениями, в чем выражается, как правило, и воздействие на других; именно «в общении через художественно-речевую деятельность выражается позиция дошкольника» .

Художественно-речевые умения дошкольников представляют собой готовность к восприятию и продуцированию художественного (литературного) текста как вида искусства и включают в себя речевую ассоциативность, речевую эмоциональность, речевую образность, речевую рефлексию и языковую игру. Ведущим принципом технологии художественно-речевых умений детей является принцип природосообразности, интегративности, осуществляющийся на уровне:

– личности ребенка в совокупности всех сторон ее развития, воздействия на исполнительский и речевой аспекты в процессе художественно-речевой и исполнительской деятельности;

– выделения отдельных аспектов языка и овладения ими с учетом их взаимодействия в художественно-речевой и исполнительской деятельности дошкольников;

– рассмотрения литературного текста как единицы воспитания; совместного усвоения видов речевой деятельности (слушания, говорения); способов исполнительской деятельности детей при театрализации литературных произведений.

Движущей силой развития художественно-речевых умений дошкольников является стремление к подражанию, наличие богатой фантазии. Это, с одной стороны, определяется наивностью и непосредственностью детского творчества, а с другой стороны, его яркой образностью, оригинальностью видения мира, благодаря чему оно подчас поражает своей глубиной и искренностью. Художественно-речевая деятельность дошкольников всегда связана с положительными эмоциями, а потому она приносит им радость и удовлетворение.

Со слов Л. И. Божович, психологической основой творческой деятельности является воображение – «психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления» . К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения – опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями.

Развитие речевых, исполнительских, художественных умений дошкольника возможно также средствами театрализации. Театрализованная деятельность дошкольников – достаточно новое педагогическое понятие. В детских дошкольных учреждениях начинают широко использовать новые виды театров (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек, теневой театр, пальчиковый театр и др.).

Театрализация позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, исполнительских навыков, художественно-речевых умений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки; умело поставленные вопросы заставляют дошкольников думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализации литературных произведений активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, развивать художественный вкус, формировать исполнительские навыки, умения работать как самостоятельно, так и в коллективе; способствуют развитию коммуникативных умений, взаимовыручке, смекалке, инициативе и познавательной активности.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы, являются важнейшими источниками развития исполнительской деятельности, художественных умений, а также речи. Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.

Особую значимость развитие художественно-речевых и исполнительских умений приобретает в старшем дошкольном возрасте. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания; формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на самооценку со стороны взрослых. Старшие дошкольники могут осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих. К старшему дошкольному возрасту отношение ребенка к себе существенно меняется: дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка; в целом, все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения старшего дошкольника к другим людям, себе, своей деятельности. Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъект; формируется его самосознание, способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний; происходит дальнейшее развитие компонента самосознания, что дает широкие возможности для воспитания.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Дети старшего дошкольного возраста способны развивать свои исполнительские умения. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.

Более дифференцированным становится и восприятие художественной формы: дети четче, чем в младшем возрасте, различают прозаическую и поэтическую речь, замечают эпитеты, сравнения при условии, что воспитатель обращает их внимание на выразительные свойства речи. К 5-6 годам дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений, умение мотивированно высказываться об их содержании, персонажах, изобразительно-выразительных средствах. Ребенок старшего дошкольного возраста уже сам оказывает предпочтение определенным произведениям и жанрам, у него проявляется стремление сравнивать их, сопоставлять только что услышанное с тем, что уже известно. Он не только может отличать стихотворную речь от прозаического текста, но и понимать разнообразие поэтического, отличать рассказ от сказки и, выделяя изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, объяснять их необходимость.

В старшем дошкольном возрасте появляется устойчивость интереса к определенному виду деятельности: один ребенок любит читать стихи, другой – рассказывать сказки, третий – инсценировать литературные произведения. Развиваются и творческие способности и умения детей: дошкольники сами придумывают загадки, стихотворения, сочиняют сказки по аналогии с уже известными сказками. У детей вырабатывается оценочное отношение к творческим проявлениям и исполнительской деятельности сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К этому возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики, однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного или противоположного значения, а также многозначными словами. У старших дошкольников совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Старший дошкольник начинает понимать самые разнообразные значения, смысловые оттенки одного и того же слова. В процессе обучения дети знакомятся с многозначностью слова, учатся понимать образную сущность художественной речи.

Литература

1. Божович, Л. И. Психология формирования личности /

Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1995. – 464 с.

2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.

3. Малахова, Г. И. Художественно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста / Г. И. Малахова // Начальная школа: плюс-минус. – 2008. – № 5. – С. 68

lyudmila kornishina
Художественно-речевая деятельность детей дошкольного возраста

Актуальность. Овладение языком – важнейшая задача дошкольного образования . Актуальность ее особенно велика в наше время, когда отмечается повсеместная падения культуры. Надо начинать эту работу как можно раньше, иначе нашим детям трудно будет стать успешным во взрослой жизни.

Негативные факторы, влияющих на речевую функцию;

Ухудшение состояния здоровья детей ;

Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей ;

Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Цель. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь) .

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование предпосылок к учебной деятельности (развитие умение принять учебную задачу и выполнить ее, умения взаимодействовать со сверстниками, а также самоконтроля).

Задачи. Развивать творческую активность детей ;

Формировать звуковую выразительность речи;

Развитие познавательной активности детей :(любознательность, инициативность, самостоятельность) .

Развитие общепринятых представлений об окружающем мире, о себе, о других людях;

Развитие речи ребенка, как необходимого условия познания;

Формирование высших психических процессов (память, внимание, мышление и др.) .

Идея. Последовательное применение методов и приемов работы с детьми, направленных на создание мотивации речевой деятельности , развитие внутреннего программирования, активизацию речевых средств для лексико – грамматического оформления высказывания и благоприятное протекание сенсомоторного уровня речи.

Замысел. .Овладение языком, являющееся одним из самых значимых приобретений ребенка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного образования . Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не будет достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, к сожалению, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах . Вместе с тем в дальнейшем культура разговорной и письменной речи, умение пользоваться выразительными средствами языка, стилистическим многообразием языковых средств станут самой надежной рекомендацией личности.

Условия. Знание педагогами особенностей речевого развития (и развития в целом) каждого ребенка своей группы.

Умение анализировать результаты педагогической деятельности (обследование, наблюдения, фронтальные занятия) и планировать работу по развитию речи исходя из полученных данных.

Наличие у детей определенного уровня развития самостоятельности и умений взаимодействовать со сверстниками.

Систематическое проведение занятий.

Этапы реализации. 1 этап – 2 мл. группа

2 этап – ср. группа

3 этап – ст. группа

4 этап – под. группа

Участники : дети, квалифицированные воспитатели дошкольных групп , заведующая ДОУ, логопед, родители.

Научная основа. Использованы идеи Федоренко Л. П., Фомичевой Г. А., Лотарева В. К. о развитии речи детей . Концепция основана на развитие психики от одной возрастной ступени к другой представляет собой совершенствование познавательных процессов, речи, а также эмоционально – волевой сферы (чувств, воли)

В основе построения воспитательно – образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей , заданный «Программой воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, а главным фактором является учет развития речи детей данного сада .

Головин Б. Н. Основы культуры речи.

Сущность. Речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно – познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой, и других видов деятельности . Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будет заметны , если они не выражаются в его активной речи.

Ожидаемый результат. Овладение каждым ребенком связной речью, на седьмом году жизни ребенок должен уметь пользоваться монологической формой речи для описания окружающих предметов, для повествования о пережитых им событиях, для элементарного рассуждения о причинах и следствиях известных ему явлений.

Умение использовать разные части речи точно по смыслу.

Произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

Основные направления работы с детьми.

1. Организационные формы обучения на занятиях.

2. Совместная деятельность взрослого и ребенка .

3. Наблюдения.

4. Игровая деятельность .

5. Театральная

6. Самостоятельная деятельность ребенка

7. Праздники и развлечения.

8. Беседа. о прочитанных книгах. /Худ. Литература).

9. Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

Обучение речи.

Блок 1. Воспитание звуковой культуры речи детей .

Звуки речи, отдельные элементы интонации просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр. - сами по себе ничего вне языка не обозначают, не кодируют действительность, но без них нет речи и просодемы –, строительный материал, устной речи (письменная речь – графический код устной речи) . .

1. Чтобы научится говорить :

Артикулировать все характерные для данного языка фонемы;

Произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определенных позициях в слове;

Модулировать просодемы, создающие интонацию.

2. Основной метод упражнений, используемый для усвоения просодем, метод – имитации. Приемы реализации этого метода :

Дидактические игры,

Сюжетные игры.

Дидактические игры проводятся на материале специальных составленных учебных и художественных авторских текстов . Сюжетные игры строятся как ролевые игры и драматизации художественных произведений .

Работа по воспитанию звуковой культуры речи детей организуется преимущественно в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома; взрослый исправляет ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании.

ЗАДАЧИ : (занятия по фонетике)

Постановка дыхания;

Усвоение ритма слова (слогоразделение)

Усвоение артикуляцией отдельных звуков речи; - .

Приобретение навыка в модулировании законченной интонации предложения или интонационных фигур смысловых отрезков предложения.

БЛОК 2. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ.

Слово – основная единица языка. Оно является как бы «представителей» одновременно всех компонентов языка _- фонетики, лексики, грамматики. В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем грамматическом значении и в соответствующем грамматическом оформлении, усваивать «просто слова» , без их фонетической оболочки и грамматической формы, невозможно.

Ступени обобщения слов по смыслу :

Нулевая ступень обобщения; - имя собственное, название (имя) единичного предмета (конец первого – начало второго года жизни) .

Первая ступень обобщения – имя нарицательные, т. е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. (к концу второго года жизни) . .

Вторая ступень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия; (мебель, фрукты, посуда….) . Названия действий, признаков передаются обобщению в форме имени существительного; хождение, бег, полет, синева. (усваивают слова второй степени обобщения не раньше трех лет) .

Третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения : растения – это деревья, травы, лишайники; вещи – это игрушки, посуда, мебель; движение – это полет, бег, плавание; плоды – это овощи, фрукты, злаки

Дети усваивают смысл слов третьей степени обобщения примерно к пяти или шести годам.

Четвертая степень обобщения – слова, называющие предельные лексические обобщения : предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение.

Усваивая слова, находящиеся в отношениях родо- видовых (мебель – стол, стул, кровать, дети должны отличать их от слов, находящихся в отношениях целого и части : стул – ножка, спинка, сиденье; лицо- лоб, щеки, нос, рот, глаза; умываться – набирать воду в ладони, смачивать ею лицо, тереть его руками, споласкивать и т. д. .

БЛОК 3. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

Грамматические значения – это значения отношений между явлениями действительности, обозначенными словами, т. е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения словообразовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Например, ребенок может понимать лексический смысл, т. е. соотносить с внеязыковой действительностью слова яблоня, посадить, но не знать смысла грамматических форм, употребленных в предложениях : Яблоня посажена или Яблоню посадят (не понимать смысла формы именительного падежа существительного и краткого страдального причастия, обозначающих предикативные, т. е. сказуемостные, отношения, или винительного падежа существительного и 3-го лица будущего времени глагола, обозначающих дополнительные, предметные, отношения). Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении.

В процессе усвоения грамматических значений у детей формируются грамматические навыки.

Методы и приемы формирования грамматических навыков.

Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление уже усвоенного детьми материала по лексике и фонетике. Без предварительного усвоения детьми минимального количества слов и умения как - то артикулировать звуки и модулировать интонацию предложения грамматические упражнения невозможны. Обогащение речи детей грамматическими формами происходит в просе обогащения их словаря и развития фонетических навыков.

К трем годам словарь ребенка достигает 1300-1500 слов, к четырем годам он увеличивается почти вдвое.

Работу над грамматическим строем следует начинать со знакомства с именами существительными, поскольку существительные составляют больше половины слов нашей речи, а кроме того, на основе изменения существительных изменяются и другие части речи : прилагательные – по падежам, родам и числам; прилагательные и глаголы в прошедшем времени – по родам и числам.

К семи годам дети, как правило, должны владеть всеми грамматическими формами речи : склонением имен существительных и прилагательных, спряжением наиболее употребительных глаголов; для характеристики признака действия (пространственного, временного, образа действия) они пользуются наречиями, употребляя их в строе словосочетания и предложения, например : шел быстро, говорил тихо, свернул влево, вернулся поздно вечером, приехал засветло и. др.

Основным видом работы по формированию грамматических навыков в речи детей подготовительной к школе группе может стать работа по оформлению одной и той же мысли различными языковыми средствами.

Вторым направлением в работе по развитию речи детей этого возраста может стать обучение их употреблению в речи причастий.

Развивая синтаксический строй детской речи, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети правильно составляли простые предложения, предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложные предложения. Только при условии владения всеми грамматическими формами ребенок будет хорошо подготовлен к обучению в школе.

БЛОК 4. ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ДИАЛОГ и МОНОЛОГ.

Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чем – то и вызвать на ответ, побудить к какому – то действию.

Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщение о каких – то фактах.

Диалог – разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками.

Обучение речи в детском саду протекает в двух формах : 1) в свободном речевом общении, 2) на специальных занятиях.

Специальные занятия по развитию диалогической связной речи проводятся методом разговора (беседы) и методом имитации.

Указанные методы чаще всего реализуются :

1) приемами подготовленной беседы (разговора)

2) приемами театрализации (имитации и пересказа) .

Овладеть методами обучения монологической речи означает для воспитателя : 1) научиться слушать детей , 2) научиться помогать им пересказывать, рассказывать, сочинять. Работа над монологом в средней, старшей и подготовительной группах отличается прежде всего сложностью содержания и размером текста (то и другое определяется «Программой воспитания в детском саду» ).

Во всех возрастных группах основным приемом обучения монологу является опора на словесный образец. Дополнительные приемы – опора на реальные предметы, опора на картинки.

БЛОК 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА .

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений – миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.) . На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге.

Одна из задач таких занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи

Чтобы научить детей слушать художественное произведение , помочь им усвоить содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания , запоминания, понимания. Это :

1) повторное чтение всего текста,

2) повторное чтение отдельных частей его.

Чтение может сопровождаться :

1) игровыми действиями детей ;

2) предметной наглядностью :

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам

3) словесной помощью :

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения ,

б) постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? и подобных,

в) подсказыванием при ответах детей слов – эпитетов , обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбия, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.) ;

Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в сопровождающих чтение игровых действиях и предметной наглядности; усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.

БЛОК 6 ДИАГНОСТИКА.

В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли.

Важно вести наблюдения за детской речью для того, чтобы объективно и профессионально судить об эффективности применяемых методов и приемов.

Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много : это наблюдение за «речевым поведением» ребенка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности , ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.

Для обследования речевого развития детей необходимы «так называемые» стимульные материалы : игрушки, дидактические пособия (настольно – печатные игры, репродукции, картинки, книги с иллюстрациями, различные театры и т. др.

Обследование, не нарушая хода естественной жизни детей , должно восприниматься ими как совместная с воспитателем игра, развлечение, интересное общение.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток

И восклицать : - О! Как же ты красива!