Изучение букв и слогов. Тексты для чтения. Тексты для чтения по слогам

Научить ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения – задачка не из простых. На этом нелегком пути от родителей потребуются терпение, аккуратность и последовательность. Сегодня мы ответим на основные вопросы: как научить ребенка читать по слогам без помощи педагогов, и какие упражнения для обучения чтению дома наиболее эффективны.

Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?

По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.

Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:

  • Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
  • Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
  • Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
  • Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
  • Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.

Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.

Известные методики обучения детей чтению

Методика Как действует
Обучение по методу Домана Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс.
Метод чтения по складам В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение.
Кубики Зайцева Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте.

Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами. Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.

Алфавит с раннего возраста

Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.

Ненавязчивое обучение

Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.

Занимайтесь каждый день

Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Заинтересовывайте чтением

Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.

От простого к сложному

Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:

  1. изучайте звуки;
  2. переходите к чтению по слогам;
  3. научите ребенка слитию слогов.

Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.

Подробное видео с советами от педагога – учимся читать:

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.

Визуализация

Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

Осязание

Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».

Чаепитие к буквами

Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

Магнитные развлечения

С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»

По клавишам

Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.

Освоение принципа чтения по слогам

Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

Игры, способствующие обучению ребенка чтению

Навык чтения требует усердия и регулярных занятий. Чтобы обучение проходило с легкостью, рассматривайте картинки в книгах, обсуждайте ситуации, изображенные на этих картинках, составляйте по ним истории. Больше общайтесь и разговаривайте с ребенком – это поможет ему развить мышление и связную речь.

Для открытия чудесного, интересного и огромного мира книг мы предлагаем вам игры на изучение слогов, их правильное произношение и запоминание. Упражнения в данных играх подойдут для детей от 3 до 7 лет.

Игры для изучения букв Игры на умение складывать слоги Игры на развитие навыка чтения
Создайте вместе с ребенком образы букв, с которыми он сможет поиграть. Они должны быть яркими и запоминающимися. Можно самостоятельно сделать карточки с буквами и изображенными на них животными/предметами (А – АИСТ, Б – БАРАБАН и т.д.). Простая и в то же время интересная игра – «Составь слово». В основе: круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением реки. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог РЕ, на втором – КА. Картинка с изображением каши: выбираем круги со слогами КА и ША. Игра «Составь слово». Ребенку нужно составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – внучка Маша решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел сильный ветер и все перемешал. Давай поможем Машеньке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами слогов и букв правильные слова.
Для запоминания буквы и звука рассказывайте короткие стихи-ассоциации, например:

А-ист А-збу-ку ли-стал,

На А-вто-бус о-поз-дал.

На Кар-тин-ку смо-трит Кот,

На Кар-тин-ке Кит плы-вет.

О-слик ви-дит О-бла-ка,

О-тра-жа-ет их ре-ка.

Игра «Найди загаданное слово». Нужно выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Задача читателя: выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «кошка, качели, стул, морковь», найти «живое» слово – животного, овощ, предмет мебели, детское развлечение. Игровое упражнение «Прочти быстро». Ребенок должен с максимально быстрой скоростью произнести слова:

– мыла, мыла, мыла, мила, мыла;

– сыр, сыр, сыр, мир, сыр;

– пила, пила, пила, липа, пила;

– соль, соль, соль, сел, соль;

– река, река, рука, река, рука.

Конструируйте с малышом буквы из подручных материалов – карандашей, спичек, счетных палочек или соленого теста. Игра «Слово в слове» очень интересна детям возраста 5-6 лет. Нужно найти слово поменьше в большом слове, например Э-ЛЕК-ТРО-СТАН-ЦИ-Я: КОТ, НОС, ТРОН и т.д. Игра «Назови, что видишь». Смысл игры – ребенок должен назвать на определенную букву все то, что он видит вокруг себя. Также можно называть на определенную букву животных (КОТ, КРЫСА, КРОЛИК), игрушки (МЯЧ, МАШИНА), или имена героев мультфильмов (КАРЛСОН, КРОШ).
Создайте альбом-раскраску, где на каждой страничке будет жить определенная буква. Для букв можно нарисовать домик, или украсить букву рисунком, начинающимся на неё (А- АСТРА, Б – БЕРЕГ и др.). Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на карточках из картона, и разрезать их пополам по горизонтали, затем перемешать. Задача ребенка состоит в том, чтобы собрать карточки и прочитать написанные на них слоги. Игровое упражнение «Догадайся, что неверно». Ребенку предлагается посмотреть на картинку, под которой написано слово с ошибкой. Задача состоит в том, чтобы прочитать слово по слогам, найти ошибку и заменить её нужной буквой (например, КО-РО-ВА и КО-РО-НА)
Для изучения букв можно использовать настольные игры – домино, лото с алфавитом. Лото с буквами родитель может сделать самостоятельно. Для изготовления потребуются 8 картонных карточек с написанными буквами, а также маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках. Игры-ходилки хорошо помогают понять принцип чтения слогов. Такие игры можно приобрести или сделать самим, взяв готовые игры-ходилки за основу. В пустые клеточки надо вписать различные слоги. По ним необходимо передвигать фишку. Во время игры ребенок кидает кубик. Малыш должен читать слоги, встречающиеся на его пути. В процессе могут получиться звуковые дорожки, состоящие из 4-6 слогов. Победит в игре тот, кто быстрее прочитает все слоги и доберется до финиша. Игровое упражнение «Что в тарелке». Перед едой попросите ребенка по слогам произнести, что из продуктов находится перед ним. Помогайте произносить слова с большим количеством слогов, при этом задавайте темп произношения (КА-ША, МО-ЛО-КО, ПЮ-РЕ, ОВ-СЯН-КА).

Одним из интересных вариантов данной игры может быть игра в «повара». Задача ребенка – составить меню на обед из слов на выбранную букву, например «М». Если на одну букву получается мало слов, то можно предложить найти в холодильнике продукты, начинающиеся на 2 буквы и т.д.

Обратите внимание! Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал от процесса обучения и не терял интереса? Нужно заниматься с ним регулярно, но в то же время недолго. Для первых занятий будет достаточно 5-7 минут. Постепенно это время можно увеличить до 15-20 минут. Если вы будете проводить занятия в игровой форме, ребенку будет легко и не скучно познавать навык чтения.

Упражнения со словами: закрепляем навык

Как только ребенок научится сливать буквы в слоги, родителей можно поздравить с половиной пройденного пути. Теперь самое главное – закрепить полученный навык. В этом деле пойдут в ход веселые и интересные задания.

Во что играть Что делать
Кто что ест? Напишите в столбик названия животных: КОШ-КА, КО-РО-ВА, СО-БА-КА, БЕЛ-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. А справа и слева от слов нарисуйте картинки: рыбку, траву, кость, орех, морковь, сыр. Задача ребенка – прочитать слово и «накормить» с помощью стрелочек каждого питомца правильной едой.
Кто лишний? Напишите в столбик несколько слов: ГРУ-ША, ЯБ-ЛО-КО, А-НА-НАС, ПО-МИ-ДОР. Попросите ребенка зачеркнуть лишнее слово, причем обязательно объяснить свой выбор. Так можно поиграть с названиями овощей, одежды/обуви, цветов, деревьев, птиц и т.д.
Большой и маленький Напишите в верхней части листа слова ДЕ-РЕ-ВО, ГО-РА, ГРУ-ЗО-ВИК, ЖИ-РАФ, Я-ГО-ДА, КАП-ЛЯ, БУ-СИ-НА. Ниже нарисуйте две картинки – дом (большой) и цыпленка
(маленький). Пусть ребенок прочитает слова, и определит, какие из них большие и маленькие, и соединит линиями с подходящими картинками (ягоду, каплю и бусину – к цыпленку, остальные слова – к дому). Подобным образом можно делить слова на сладкие и кислые, тяжелые и легкие и др.
Кто где живет? Вперемешку запишите названия дикий и домашних животных: ВОЛК, ЛОСЬ, ЛИ-СА, КА-БАН, КО-РО-ВА, КО-ЗА, КОШ-КА, СО-БА-КА, ЁЖ. Под словами изобразите с одной стороны лес, с другой – деревенскую избушку с забором. Пусть ребенок прочитает слова и стрелочками изобразит, где живет каждый из зверей.

Формируем привычку читать книги с младенчества

В начале этой части советуем вам ознакомиться с опытом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):

Личный пример

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Известное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет часто видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение станет частью жизни. Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это интересно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.

Яркие иллюстрации

Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.

Регулярное чтение

Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.

Возможность выбора

Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.

Ограничение просмотра TV

Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.

20.04.2017 в 10:02

Давайте сделаем осознанный и осмысленный выбор.

Вы сможете привить такую любовь к чтению, которую вряд ли удастся учителю, если у вас в доме регулярно читают и обсуждают прочитанное.

Будьте готовы, что в школе вам скажут, не надо ничему учить, всему научим в школе сами.

Здесь же в классе обычно 30-35 человек, урок длится 30 минут, т.е. меньше минуты на ученика.

Предлагаем вам обсудить данный вопрос и взвесить все за и против домашнего обучения чтению, а также узнать секреты и избежать ошибок.

А читаете ли вы на ночь своему ребенку? Простой вопрос, а ведь именно эта привычка позволяет привить любовь к чтению уже с младшего возраста. Какие лучше выбрать , подробно разберем с названиями и названиями сказок.

Плюсы и минусы чтения сказок на ночь размещены , а также различные аспекты данной методики обучения.

Отличный союзник в играх — это любой материал который есть дома. Давайте разберем и применять для обучения чтению.

И может так случится, что ребенок будет не успевать, тогда учитель вам скажет, занимайтесь дома, т.к. ребенок не читает.

Технику чтения проверят, чтобы определить сколько слов в минуту он читает. И требования вполне конкретные и измеримые 1 класс — 30 слов в минуту, 2 — 36, 4 — 100 до 120.

Отсюда сами выбирайте учить или нет ребенка читать дома, но помните, нельзя привить ребенку любовь к чтению, если вы сами не читаете.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!

Давайте разберем, как научить ребенка дошкольника читать быстро, правильно и легко по слогам, а также читать бегло целые слова в домашних условиях.

Когда можно начинать учить ребенка читать?

  1. Ребенок четко и правильно выговаривает буквы, и слова без ошибок и чисто, т.е. без дефектов.
  2. Когда он уже знает несколько букв. Вы начали их изучать тогда, когда он к ним проявил интерес сам, а не в 3 или 2 года, когда подруга сказала, что они уже учат буквы.
  3. Когда он их с легкостью узнает в любом варианте написания.
  4. Он их не путает и четко отличает О от А и К от Ж.
  5. С радостью лепит их, рисует или играет с ними.
  6. Учить буквы исключительно начиная с гласных и передвигаясь затем на изучение согласных.
  7. Будьте внимательны произнося буквы, звуки. Произносите согласные без гласных призвуков.

Видео уроки о том, как правильно подготовиться к обучению родителям:

Важные скрытые трудности

Желание родителей научить обычно выливается в копию школы, когда ребенок неподвижно сидит за столом, а вы в роли учителя объясняете, но это в корне не верное представление.
Лучше, когда обучение идет в форме игры, пусть ребенок будет учителем, так он научится в разы больше.

Играйте тогда, когда у вас есть свободное время, достаточно и 5 минут, чтобы ребенок в практике усвоил в разы больше, чем за 30 минут обучения в привычном для нас понимании.

  • не правильно заученные буквы с помощью аудио-буквариков или книг, например часто весящие таблицы произносят не М а МЕ, не Р, а РЕ.
  • ребенок не понимает как их соединять;
  • особую трудность вызывают ом, ум, ав когда гласные идут впереди согласных;
  • начиная читать слова из 5-6 букв ребенок забывает начало слова.

Что с этим кошмаром делать, а главное как?

  1. Начать разбирать, что ребенок не понимает.
  2. Читать исключительно по 2-3 буквы, росчитка (таблица слогов) — это лучший помощник. Она есть на нашем сайте, а еще ее можно приобрести в варианте книги.
  3. Заниматься не более 15 минут в день, в игре и с радостью.
  4. Хвалить за малейшие успехи.
  5. Показывать малышу, зачем ему этот навык. Например, попросить прочитать название магазина, улицы и т.п.
  6. Критиковать используя схему КПК — комплимент, программа, комплимент. Какой ты молодец все правильно прочитал, чуть ошибся, но потом справился, я тобой горжусь!
  7. Двигаться от простого к сложному, до тех пор, пока ребенок не станет с легкостью читать слоги по 2-3 буквы, к чтению слов нельзя переходить!
  8. Перечень игр в какие надо играть буквами, чтобы ребенок понял, что это легко и просто.

Плюсы и минусы обучения чтению ребенка дома:

Плюсы:


Минусы:

  • если вы переусердствуете и ребенок научится большему, чем просто чтению, то ему будет не интересно на уроках;
  • научить необходимо правильному чтению, отсюда называть буквы правильно не ВЕ, а В и т.п.

Зачем вам все это знать?

Чтобы избежать ошибок и отказаться от идеи ребенку самостоятельно обучаться по говорящим книгам, телефонам или букварикам, в этих случаях минусов в разы больше.

Как научить ребенка читать в 6 лет в домашних условиях быстро и в игровой форме?

Самый быстрый метод всегда имеет массу минусов и среди них, то, что ребенок начинает также быстро это все забывать.

Поэтому начните уже сегодня, ведь найти 15 минут в день сможет даже очень занятая мама или папа. Учится будет ребенок в игровой форме на много легче и без принуждения и слез.

Всегда любое занятие начинайте со слов: А давай поиграем в игру…

Игры, которые будут развивать навык чтения вашего ребенка постоянно:

  • какие буквы спрятались на картинке;
  • нарисуй букву и разукрась ее, буква с глазками, руками, ножками;
  • слепить букву из пластилина, глины, теста;
  • сложить из мозаики выученные буквы;
  • вырезать из бумаги и картона играть в ролевые игры, например М — мама, а П буква — папа, а еще у них есть Д — доченька и С — сын или по имени. Вы играете в знакомую игру, только называете как бы по имени П, М или Д, С. (Это могут быть такие игры: пожарная станция, стройка, ремонт машин, школа, детский сад, концерт, путешествие…)
  • играем в буквенное лото;
  • пока идете по улице называете 5 слов на букву А или любую другую, которую вы учите.
  • сложить из букв слово не более 3-4 букв;
  • из большого слова складываем маленькие слова;
  • слова наоборот, вы говорите слово наоборот, а ребенок переставляет и называет правильно Оху — Ухо, Тор — Рот.
  • рисовать на манке или любой другой крупе буквы и не дорисовав попросить угадать, что за буква.

Видео посвящено обучению чтению в игре:

Для мальчиков


Можно встретить такую формулировку: как научить ребенка — мальчика балбеса читать в 6 лет в домашних условиях?

Приклеивать к ребенку ярлыки — это в корне не верно, поэтому давайте его назовем шустряк или увлеченный чем-либо кроме чтения.

Задача — увлечь его, спросите что ему интересно?

Не сдавайтесь сразу, сводя все к тому, что кроме компьютера и планшета ему ничего не интересно. Присмотритесь в какие игры он играет, что особенно увлекает и что он готов делать с утра до вечера.

В мультфильме про Лунтика была серия, где маленького жучка на речку вели и на поляну, а он просто хотел рисовать. Спросите и вы вашего ребенка.

Сделайте список тем:

  1. Игры.
  2. Мультики.
  3. Герои любимые (роботы, динозавры, машины).
  4. Секции куда ребенок ходит, например, дзюдо, футбол, плавание.
  5. Космос или другая интересующая.
  6. Истории или легенды про воинов.

И все делайте с использование каких-либо смежных с этим тем.

Например, слова берем связанные с темой любимых героев сказок или мультфильмов, а также это может быть про космос. Тогда и ребенок начнет играть в близкие и увлекающие его игры, а не читать, вообще чтение становится вспомогательным инструментов.

Например, интересующемуся ребенку космосом, дарят энциклопедию или книгу про него, тогда даже просто разглядывая картинки он захочет узнать что там написано.

Давай вместе!

Самая волшебная фраза творящая чудеса. Не ждите, что ребенок возьмет книгу и сам станет читать. Предложите ему вместе почитать и посмотреть картинки, все что вы делаете вместе очень скоро он сможет делать сам, без вашей помощи.

Видео по реализации совета давай вместе:
Найдите в различных вариантах раccкраски с любимыми героями, где подписаны слова печатными буквами и пробуйте читать, останавливаясь на самом интересном месте.

Как это может выглядеть для мальчика?

Увлечение: рыбалка.

Пишем слова связанные с рыбалкой для чтения и загадок: рыбалка, рыба, рыбак, удочка, река, море, река, окунь, рак, наживка, червь, поплавок, крючок, поклевка, клев, снасть.

Книги про рыбалку для детей: берем в библиотеке либо приобретаем в магазине.

Готовим ребусы из написанных выше слов + переставление букв.

Скороговорки и поговорки про рыбалку:

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • На зорьке не встал - рыбалку потерял.
  • Кто удить не ленится, у того рыба ловится.
  • К тому, кто рано встает, рыба сама в руки идет.
  • Болтуна видать по слову, рыбака - по улову.
  • Говори об ухе, когда рыба в руке.
  • Заядлого рыбака поутру не толкают в бока.
  • Рыбачил до вечера, а поужинать нечего.
  • И в рыболовстве везение - это труд и терпение.

Также может коллекционировать советы или рекомендации и наблюдения.

Для девочки

Для девочки пример: увлечения феями Винкс и домашними грызунами.
Ищем журнал про феи Винкс или энциклопедию про грызунов, библиотека для книг или магазин, но есть и дополнительный вариант - это интернет, рекомендуем выбрать качественные статьи и распечатать читая с дочкой.

Подбор слов: Имена Фей, колдовство, фея, волшебство, подруга, крылья, летать, природа, яркое солнце, пламя дракона, волны, технологии, музыка.
Загадываем ребусы и слова.
Играем в слова, проговариваем слово, она называет его по буквам.

Рассказываем про героя, его надо угадать и выложить его имя из палочек или спичек, возможны любые палочки, например, для демакияжа или счетные палочки.

Сложить из букв имена фей Винкс либо любимых принцесс.

Читаем по слогам

Давайте разберем как быстро и хорошо научить ребенка читать по слогам?
Когда вы уже с ребенком одолели гласные и начали изучать согласные, то самое время начинать обучение читать по слогам.
Чтобы максимально облегчить процесс обучения родителям, предлагаем вам сделать вариант таблицы расчитки на русском и розчитка на украинском.


Такие таблицы очень удобно использовать особенно, когда знакомство со слогами только началось. Если есть желание поиграть в слоги, то распечатайте сразу 2 экземпляра таблиц, попробуйте складывать из букв простые слова, не более 3-4 букв.

Лучшие варианты, когда слова простые, например, Мама, Маша, Папа, Саша, Петя, Вася, баба. Когда ребенок не путается с новой выученной согласной, то самое время предложить разные слоги, например, МА, МО, МУ, но и АМ, ОМ, УМ, т.е. вы следите, чтобы слоги начинались как с согласных, так и гласных.

Не раздражайтесь снова и снова объясняя ребенку, как читаются буквы вместе и как звучат в отдельности. Иногда может потребоваться и несколько раз, в других случаях повторять необходимо несколько десятков раз.

Всегда говорите, все ок! Ты молодец! У тебя все получается! Смотри, в прошлый раз ты эту букву не назвал, а сейчас уже сразу сказал ее, а через неделю, ты сможешь ее читать по слогам!

Если у малыша не получилось, вы говорите: Давай вместе!

Видео помощь родителям, как сделать так, чтобы ребенок научился всему легко:


Не забывайте повторять эти 2 фразы и показывать на пальцах: Все в порядке! Молодец!
Пробуйте петь слоги, просто называть показывая указкой вдвоем. Когда ребенок начинает их с легкостью узнавать, то самое время пробовать складывать простые слова по слогам или из отдельных букв и читать.

Как складывать?

Важно не торопиться читать до тех пор, пока слоги из таблицы не будут читаться у него легко, прямо на лету будет узнавать. Практикуйтесь в слогах до автоматизма в разных играх.

1. Отлично подойдут знакомые книги или стихи, выбирайте знакомые стихи с простыми словами и пробуйте их читать, выкладывая из слогов, которые читает ваш малыш. Мама мыла раму. Маша пила сок. Саша ел кашу.

2. Попробуйте показывать слоги в таблицах и отдельные буквы. Чтобы ребенок угадывал такие слова: рак, мак, рот, нос, ухо, кар, пар, гав, жар, вор.

Работая с таблицей по очереди сначала вы, потом малыш, а вы складываете слова. Ма-Ма, ЧА-Ш-КА, РЕ-П-КА, ПА-ПА, МА-ША, МУ-ХА, ЛИ-ЗА, СА-ША, ФИ-ЛЯ, т.е. вы работаете с таблицей. Вы показываете слог, потом 1 букву, потом еще слог, например слово чашка, если букв 3, то слог и 1 буква ра-к.

Почему таблица лучше, чем азбука букв и слогов?

Родители часто приобретают их по просьбе учителя, но потом они оказываются мало востребованными. Минусы их в том, что их необходимо вырезать, особенно если это на картоне, не всегда буквы и слоги влезают в разъемы и там держатся.

Плохо организованные для использования и хранения, требуют конвертов или других емкостей для хранения и в конечном случае они вообще рассыпаются и теряются. Хранить разрезанные буквы, как и пользоваться весьма неудобно.

В этих случаях лучше использовать кубики с буквами, для наглядности и хранения они практичнее, но при некачественной печати и наклейке они быстро облезут, а еще их часто очень мало для слов с 5 или больше букв.
Все эти игры практикуем по мере освоения ребенком новых букв. Здорово для разрядки, потом из кубиков построить башню и развалить, чтобы любое обучение шло через игру.

Как правильно читать по слогам?

Если вы поддались искушению и купили ребенку “Мой букварик” таблицу настенную или плакат с буквами, нажимая на них он озвучивает буквы, существуют такие еще планшеты и книги.

Так вот главная ошибка таких устройств, что называют они буквы, а не звуки, т.е. вместо - Р -ЭР, В - ВЕ, Б-Бе и т.п.

И самое страшное, когда ничего не подозревающие родители начинают учить своего ребенка читать, начинается настоящий взрыв мозга вместо Мама получаем МЫ А МЫ А.

В мама ну ни как не складывается. Поэтому не рекомендуем идти на поводу у таких устройств, если все же решили ими воспользоваться слушайте что произносит такой плакат или книга, если неверно, то лучше не брать.

А что же делать?

Вешаем аналогичный плакат, либо распечатанную таблицу и каждый раз когда ребенок спрашивает отвечает звук ПРАВИЛЬНО, ведь теперь известно почему крайне важно сразу научить ребенка правильно называть звуки.

Какой самый быстрый способ обучения чтению?

Однозначно игровой, если ваши идеи иссякли, то воспользуйтесь нашими рекомендациями. Играем в игру, сначала мама показывает ты читаешь, потом мы меняемся ролями.

  1. Разгадываем ребусы рисуем картинки и через них загадываем слово, например, слово молоко. Маша Оля Луна Окно Каша Обед
  2. Найти в небольшом тексте все слоги на Ма.
  3. Из слогов складывать вымышленные ребенком слова и придумать свой тарабарский язык.
  4. Видео том, что такое тарабарский язык:

  5. Выкладывать слова вертикально, читаем слова сверху вниз и наоборот.
  6. Слоги или слова могут терять буквы. Такие угадайки.
  7. Складываем слова с носком или варежкой, ребенок их обучает какие есть буквы и как читать. Закрываем 1 букву и надо угадать слово.

Вариант игры с носком в видео:


Теперь у вас есть целый комплекс игр для обучения чтению правильно и без ошибок, важно, что это происходит в увлекательной игровой форме и дает родителям возможность подстраивать процесс обучения под каждого ребенка индивидуально.

Меняя тематику под увлечения малыша.

Если вам трудно придумать или реализовать какую-либо игру, рекомендуем не огорчаться. Сайт сайт предлагает вам подробно расписанные от материалов до реализации.

Выбираем пазлы для ребенка правильно, чтобы избежать ошибок, прочтите статью .

Составляем план игр для детей легко и грамотно, а также учитываем секретные аспекты, помогающие ребенку развиваться и не уставать по ссылке .

Какую книгу выбрать для обучения?

  1. С крупными буквами и красочными картинками.
  2. Буквы появляются по одной, а изучив 2-3 уже идут в слогах.
  3. Разные варианты чтения слогов, например, МА — АМ, МО — ОМ.
  4. Помните о времени 15 минут — это максимальное количество для занятия.

Видео от логопеда по обучению чтению:

Когда ребенок начал читать, успокаиваться и бросать обучение будет большой ошибкой, т.к. требования есть по скорости и это не только проверка техники чтения.

Чем медленнее ваш ребенок читает, тем больше времени ему потребуется на выполнение домашних заданий и извлечение информации из уже прочитанного.

Не случайно требования к скорости чтения растет: 1 класс — это 20 слов в минуту, 2-40, но читать с удовольствием ребенок может при скорости от 60 слов в минуту.

Как научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе: упражнения


Когда ребенок освоил буквы, спокойно их узнает, теперь только настало время заниматься скоростью чтения. Прежде чем начать работать с ней, зафиксируйте сколько слов в минуту ваш ребенок сейчас читает — это поможет отслеживать прогресс.

Отводите на эти занятия не более 15 минут в день, чтобы он не успевал уставать и придумайте мотивирующие моменты, которые будут фиксировать его прогресс и развитие.

Например: таблица, где ребенок пишет с какой скоростью он читал и указывает день, такой мини дневник, если скорость растет, то он получает подарок — это игра с родителями или история от них, поход вместе в зоопарк или покататься на роликах, лыжах, коньках, погулять в парке, поиграть в боулинг или другие игры.

Мотивация в виде денег или подарков, может привести к обратному эффекту.

Выбирайте тексты в соответствие с возрастом ребенка, крайне важно.

Вы можете сделать в игровой форме метод которым вы будете учиться быстрому чтению, для этого напишите на карточках названия и давайте ребенку выбирать, каким методом вы будете сегодня читать.

Упражнения:

  1. Лист бумаги прикладываем к тексту так, чтобы все непрочитанные строки были закрыты. По мере чтения с помощью шторки открываем все следующие строки, но важно двигаться чуть быстрее, чем ребенок читает.
  2. Лист бумаги прикладываем к верхней части строки и закрываем слова, чуть быстрее, чем ребенок читает.
  3. Зашумленные тексты, когда в текст вставлены слова не относящиеся к нему. Легко в готовый текст внести в ворде и распечатать.
  4. Вершки — корешки. Закрываем нижнюю часть строки с помощью линейки или вырезанной полоски, закладки. Аналогично сделать с верхней частью.
  5. Разрезать по форме решетки текст и раздвинуть в стороны. Сделать это просто если текст — это картинка, тогда просто ставить пустые полосы.
  6. Решетка или рамочка. Из бумаги вырезаем по форме решетку с довольно широкими вырезанными столбцами, где тонкие полосы оставленные из бумаги будут прикрывать куски текста. Размер ее равняется размеру листа бумаги — 29*27 см. Ширина тоненького столбца — 0,5 см, широкий столбец -2-3 см, накладываем на текст и читаем.
    Когда данный метод будет освоен, сделайте полоски более широкими — 2-3 см, пусть их на листе будет 2-3 шт.
  7. Мудрые деревья — пирамида. Когда текст расположен в форме трапеции, расширяясь от средины к краям.

Видео с примерами упражнений для быстрого чтения: Урок в видео формате занятия с медленно читающим ребенком:

Физические упражнения

Уделяйте такой физической зарядке 5 -10 минут ежедневно и вы заметите, насколько быстрее стал работать ваш мозг. Такая гимнастика помогает работать 2м полушариям синхронно, что позволяет мозгу работать в состоянии сверх эффективности.

  1. Я ученик.
  2. Ухо — нос или Винни -Пух и пятачок.
  3. Винни-пух.
  4. Капитанская.
  5. Вижу цель, не вижу препятствий.
  6. Я победитель.
  7. Усложняем, когда уже все стало получаться: добавляем хлопки, маршируем, шевелим ступнями ног.

Таблицы Шульте

Видео научит вас пользоваться таблицами правильно и расширять угол зрения:

Где взять еще больше материалов обучающих быстрому чтению?

  1. Татьяна Джало — именно для деток от простого обучения к быстрому чтению у нее есть прекрасный курс.
  2. Книги, видеоролики Андреева.
  3. Игры он-лайн в интернете с таблицами Шульте и не только, но какое время ребенок будет проводить за компьютером, телефоном или планшетом решать вам.
  4. В интернете масса статей посвященных быстрому чтению.

Важно понимать, что скорочтение — это навык, которому рекомендовано обучать в возрасте старше 10 лет, быстрое же чтение с помощью игр, упражнений начинаем тренировать в 6-7 лет.

Что такое техника чтения?

Чтобы разобраться в вопросах беглого чтения или быстрого, давайте разберем что же это такое по определению? Проверяют технику чтения в классе, параллельно с началом чтения ребенка включается секундомер, когда минута окончится, ученика останавливают и считают количество прочитанных слов. Какие слова считают, а какие нет? Проверяют ли понимание ребенком текста? Если ребенок не верно прочитал слово, будет ли оно учтено? На самом деле техника чтения складывается из нескольких навыков:

  1. Способы чтения (по буквам, слогам или целыми словами);
  2. Темп чтения, скорость с какой будет прочитан новый текст за 1 минуту.
  3. Осознанность. Когда прочитанное ребенок понимает и сможет ответить на вопросы.
  4. Выразительность, а вот этот навык стоит обсудить с вашим учителем отдельно. Так как для беглого чтения, паузы минимальны, в отличие от обычной проверки. И если вы требуете от ребенка быстро читать, то вполне логично, чтобы весь процесс чтения был быстрым.

Ускоряем технику чтения с 40 до 74 за 10 занятий во втором классе

Видео с готовым подбором игр для ускорения чтения с 40 до 74 за 10 занятий:

Теперь вы знаете, как научить ребенка быстро читать и техника чтения вашей семье не страшна!

Пробуйте разные методы и варианты, желаем вам легкого, быстрого и увлекательного обучения чтению. Пусть ваш малыш с легкостью освоит чтение и получает удовольствие от него постоянно осваивая новые книги и знания!

Если раньше детей учили чтению в школе, то сегодня от родителей будущих первоклассников требуется, чтобы они уже умели читать еще до поступления в первый класс, и вопрос обучения своими силами становится очень актуальным. И хотя в школу теперь чаще идут с шести, а не с семи лет, но требования к будущим первоклассникам стали выше: малыш должен знать весь алфавит, а иные школьные заведения требуют полного умения читать. Поэтому мы, родители, сами учим детей читать по слогам. Как учить ребенка чтению – читаем в статье.

Можно пойти по легкому пути и отдать малыша в специальный центр подготовки к школе или нанять репетитора, но вполне по силам и самим родителям включиться в образовательный процесс и научить своего ребенка читать по слогам.

Польза от домашних занятий будет двойной — ведь малыш не только освоит буквы и сможет самостоятельно читать книжки, но и получит дополнительное общение с мамой или папой.

Обучать чтению можно начинать с трех лет, но если ребенок еще не может сконцентрироваться или не хочет заниматься, лучше не давить, а немного отложить занятия, мимоходом проверяя его готовность, знакомя его с буквами во время чтения сказок, или прогулок, читая вывески.

Что нужно для обучения ребенка чтению:

  1. В первую очередь, купите хороший букварь . Хороший – это такой букварь, который учит читать не буквы, а слоги. Если два проверенных издания, авторы Ткаченко А. Н. и Жукова Н. С., они хорошо зарекомендовали себя.
  2. Приступая к учебе, сразу старайтесь учить не буквы, а звуки .
  3. Расскажите ребенку, что гласные звуки можно тянуть, петь . Пение гласных звуков – это к тому же хорошая логопедическая тренировка.
  4. Не насаждать занятия , пусть обучение будет в форме игры. Поэтому приготовьте соответствующие материалы и пособия: азбука на магнитах, кубики с написанными на них буквами, настенный плакат с буквами, раскраски с буквами, лото, говорящий интерактивный алфавит.
  5. Дети хорошо запоминают через осязание , поэтому каждую букву можно вылепить из пластилина или теста, выложить из палочек, сшить и набить синтепоном.
  6. Хороший эффект дают игры , в которых дети определяют, с какой буквы начинается слово. Если ребенок на слух уже умеет определять букву, процесс разбивки слова на слоги будет идти проще.
  7. Приступайте к изучению слогов, имеющих в составе букву «а» . Когда ребенок ее запомнит, по очереди подставляйте к ней согласные и учите сразу целиком слоги. Поочередно меняйте чтение: «а»-согласная, а затем согласная–«а»: ПА, АП, РА, АР, МА, АМ и т. д. Пустьребенок поймет, как влияет на чтение перестановка букв.
  8. Чтобы пояснить малышу, как составить слог, первую согласную притягивайте к гласной . Это обучение удобно начинать с шипящих («ш-ш-ш-ш-а»), а когда ребенку станет понятна суть, то приступать к другим буквам.
  9. Когда ребенок освоит чтение некоторых слогов, начните составлять простые слова : «ма-ма», «па-па» и т. д., а затем состоящие из нескольких слогов — «за-ба-ва».
  10. Следом можно будет обучать чтению слов , состоящих из одного слога и отдельной буквы:
    «ма-к», «ба-к», «ба-р-жа».
  11. Для повышения интереса у ребенка каждую новую букву представляйте в игровой форме . Составляйте множество слов на эту букву, рисуйте ее, лепите и т. д. Можно придумывать меню для обеда, состоящее из еды на эту букву, клеить на холодильник магнитные буквы со словами и т. п.
  12. Когда будет освоено чтение слогов с буквой «а», можно познакомить кроху с еще одной гласной — «о» или «е» . И затем в том же порядке, как с буквой «а», закрепляйте: от простых слогов к сложным.
  13. Потом можно пробовать складывать из изученных букв простые предложения .
  14. В самом конце познакомьте ребенка с мягким и твердым знаком , буквой «Й».
  15. Закрепите пройденное, складывая слоги и слова из букв-магнитов .
  16. Пусть в ваших занятиях присутствует игровой момент. Например, полезна игра в школу. Пусть ребенок примеряет на себя по очереди то роль ученика, то учителя . Будучи в роли ученика, намеренно совершайте ошибки в словах, а «учитель» пусть их исправляет. Это по силам 4-5-летнему крохе.
  17. Если в учебе возникли сложности , или у малыша нет желания заниматься, отложите занятия на более удобное время.
  18. Если вы совсем не чувствуете в себе педагогических способностей , отдайте малыша в руки специалистов, где научат правильному чтению, а дома вы будете только закреплять эти знания выполнением домашних заданий и играми.
  19. Верьте в своего малыша, и ваши успехи будут не за горами!

Тексты для чтения по слогам на украинском языке.

Тексты для чтения по слогам на русском языке.

Смотреть видео — «Учимся читать по слогам на украинском языке»

Смотреть видео — «Учимся читать по слогам на русском языке»

Вашему ребенку скоро 5 лет, и вы хотите научить его читать. Советы и рекомендации в статье помогут вам это сделать.

Во сколько дети начинают читать по слогам?

Сегодняшние требования к ребенку, идущему в первый класс, включают в себя различные навыки и умения, в том числе, и умение читать. То есть, предполагается, что к 6 – 7 годам ребенок уже худо-бедно, но умеет читать.

  • Процесс активного обучения ребенка чтению лучше всего начинать лет в 5, когда малыш уже многое понимает и знает буквы. Многие родители показывают ребенку букву, озвучивают ее, показывают изображения, названия которых начинаются с этой буквы
  • Активная и любознательная память ребенка в этом возрасте помогает ему все быстро запомнить. Например, мама или папа могут показать букву М или П и сказать, что это – мамина буква, при этом нужно произнести ее отчетливо: МаМа. А вот это папина буква: ПаПа
  • Благо, для обучения ребенка буквам придумали массу разнообразных пособий – от традиционных кубиков до магнитиков на доски или холодильники. Это то, что касается букв

А как же быть со слогами? Ведь МаМа или ПаПа – это уже слоги, и ребенок должен осознать это. Итак, начинаем процесс активного обучения пятилетнего ребенка навыкам чтения.

Как правильно научить ребенка читать по слогам?

ВАЖНО: На начальном этапе лучше избегать подбирать слова, в которых есть звуки, которые ребенок еще не умеет произносить, например, [р], [ш], [щ]

Надо показать ребенку на карточках или на кубиках, что МА-МА складывается из букв М и А, которые вместе дают МА.

Кубики с буквами — верные помощники в обучении чтению.

  • М + А = МА
  • М + О = МО
  • М + Е = МЕ
  • М + И = МИ
  • М + У = МУ
  • М + Я = МЯ

При этом нужно избежать распространенной ошибки.

ВАЖНО: Ошибка эта состоит в том, что некоторые родители учат ребенка алфавиту и при этом, показывая букву, называют ее так, как она называется в алфавите. При начальном обучении чтению буквы стоит называть на основе звуков, которые они дают, например, учим ребенка, что М это не [эм], а [М] и т.д

Чтение открытых слогов в некоторых методиках называют чтением со слогами слияния, то есть, согласный звук + гласный или мягкий знак. Однако не стоит учить ребенка всем двумстам слогам слияния, которые есть в русском языке.

Пусть ребенок просто привыкнет к тому, что такое возможно, что известные ему буковки можно сложить вместе, тогда получатся слова, сначала коротенькие, потом, когда ребенок уже привыкнет к ним и будет чувствовать себя уверенно, можно переходить и к трехсложным и к многосложным словам, а также обучать чтению закрытых слогов. Итак:

  • начинаем с открытых слогов
  • складываем слоги слияния
  • складываем из слогов короткие простые слова
  • выбираем не сложные для ребенка согласные звуки, которые он уже умеет четко произносить

Как быстро научить ребенка читать по слогам?

  • Единого рецепта того, как быстро научить ребенка читать по слогам, нет и быть не может. Ведь каждый из них индивидуален в своем восприятии, в своей мысленной деятельности, в своей возможности сосредоточиться и прочее
  • И родители ни в коем случае не должны комплексовать по поводу того, что мальчик или девочка с общей площадки или из садиковской группы уже умеет читать по слогам, а ваш малыш еще нет. Вы же уделяете его обучению время, вы же не сердитесь на дитя из-за того, что он или она не могут усидеть на месте, а только и думают, как улизнуть к своим игрушкам
  • Вы же настойчивы и регулярно придумываете ребенку разные игровые ситуации, как с ним можно почитать? Если да, то все в порядке. Малыш научится читать слоги и складывать их в слова, это же так интересно

Как обучить ребенка читать по слогам дома?

Разумеется, что обстановка в развивающей группе или классе, которую посещает ваш ребенок, способствует тому, что малыш больше сконцентрирован на учебе, что он пытается подражать сидящему рядом ребенку, а то и включается в соревновательный процесс.

Однако таких занятий бывает недостаточно и нужно обязательно заниматься с ребенком дома.

Хорошо, если родители смогут усадить ребенка заниматься и сами наберутся терпения учить малыша. Можно взять классический букварь Н.С. Жуковой и постепенно показывать, как читаются слоги. Такое действие приучает ребенка к дисциплине и к тому, что он знает, что есть время для игры, а есть время для занятий.
Но если вдруг такое не получается, то можно обучать ребенка чтению слогов в игровой форме. К примеру, мама готовит в кухне, малыш сидит за столом и раскладывает кубики или карточки. Мама руководит процессом: покажи мне букву М, а теперь покажи мне букву А. Теперь эти буквы подружились и стали вместе играть и петь МА- МА. Потом пусть ребенок «подружит» и другие гласные с буквой М. И так постепенно он выучит слоги.

Программа чтобы научить ребенка читать по слогам

Открытые слоги выучены. Теперь нужно перейти к более сложным, не напевным, закрытым слогам, тем, что заканчиваются на согласный: КОТ, РОТ. А в данном случае, это уже не просто слоги, это уже целые слова!
И, снова-таки, начинать процесс чтения нужно с простых слов.

Педагогами разработаны различные методики и программы обучения ребенка чтению. Среди них:

  • уже помянутый классический букварь Н.С. Жуковой
  • методика О. и С. Фединых, основанная на первоначальном обучении ребенка сначала «читать в уме», потом переходить к «бумажному» чтению (их книга «Как научить ребенка читать»)
  • методика обучения чтению по кубикам Зайцева
  • методика американского ученого-педагога Домана с ее принципом запоминания целых слов
  • различные компьютерные программы и видеоуроки, где нужно упорядочить скачущие и разбросанные буковки и организовать их в слова, восстановить слова по половинкам букв

Игры чтобы научить ребенка читать по слогам

  1. Нужно заготовить несколько картинок, на которых изображены разные предметы или зверушки. Под картинками можно написать начало слова, например, КОШ. Отдельно нужно заготовить карточки со слогами- окончаниями слов с тем, чтобы ребенок подобрал нужное окончание, например, КОШ-, и ребенок далее подбирает – КА= КОШКА
  2. На двух наборах карточек написать любые длинные слова, понятные ребенку, например, ЧЕРЕПАХА; МАЛИНА. Одну карточку со словом оставить целой. Ребенок увидит и прочитает слово на ней. На другой карточке закрыть или закрасить или вырезать какой-либо слог. Попросить ребенка восстановить его по памяти
  3. Поиграйте в «гусеницу» или «змею». Для слогов рисуйте новую секцию. Взрослый начинает слово и записывает его в секцию «змеи» (типа чайнворда). Остается один последний слог, который ребенок должен узнать и проговорить. Малыш может его дописать или (проговорить, а взрослый его запишет и покажет ребенку)
  4. Поиграйте в путаницу. На карточках напишите слова по слогам. Разрежьте карточки. Подбирайте к начальному слогу нужные последующие слоги, пока ребенок не поймет, что получилось настоящее слово, а не путаница
  5. Напишите на листочках отдельные слова и подберите к ним изображения или сами предметы. Малыш должен найти написанное слово, соотносящееся с изображением или предметом, например, мяч, юла, кораблик, кукла и прочее. Когда ребенок отыскал изображение, пусть прочитает само слово
  6. Игра «Лови букву». Напишите слово, оставив место для какой-то одной буквы. Объясните малышу, что буква хотела убежать, а его (малыша) задача найти букву, поймать и поставить на место, чтобы получилось слово. Например, БЕГЕМ_Т. Малыш должен догадаться, что убежать хотела буква О

Упражнения чтобы научить ребенка читать по слогам

Учить слоги и чтение лучше, используя гласные, звонкие согласные и сонорные звуки, то есть те, которые можно протянуть, например, ЛллОооошадь и т.д.
На более продвинутом этапе обучения чтению и для более старших деток можно предложить задания:

  1. На бумаге написать в столбик начала слов, а отдельно на карточках их окончания, смешав карточки. Например, на листке будет написано СОБА-
    ДЕРЕ-
    МАШИ-
    ПЕС- , а на карточках – ВО, — ОК, — КА; — НА.
  2. На бумаге с клеточками зашифруйте слова, расположив их по горизонтали и разбавив другими буквами, например,
    прдерево
    всцветок
    гщлисток
    Предварительно объясните ребенку, что это будут слова, относящиеся к какой-то теме, например, дерево/растения. Проговорите с ним слова, которые вы зашифровали, а потом дайте ребенку найти их среди букв. Для ребят постарше подойдет задание, когда они сами ищут зашифрованные слова, без предварительного проговаривания.

Тексты по слогам для начинающих читать детей

  1. За-яц и че-ре-па-ха (сказка)
    По-спо-ри-ли од-наж-ды за-яц и че-ре-па-ха, кто быст-ре-е лес-ну-ю по-ля-ну об-бе-жит. Че-ре-па-ха тро-ну-лась в путь, а за-яц ле-жит под кус-том, по-сме-и-ва-ет-ся: «Спе-ши, спе-ши, че-ре-па-ха, ве рав-но я те-бя об-го-ню».
    Но по-ка он так по-те-шал-ся, че-ре-па-ха – хоть и ти-хо шла – о-ка-за-лась у це-ли. Бро-сил-ся за-яц за не-ю, да позд-но.
    Бе-гать-то он у-мел, но не знал то-го, что, ле-жа на мес-те, и от че-ре-па-хи мож-но от-стать.
  2. Че-ты-ре сест-ры
    Жи-ли на све-те сёст-ры: Зи-ма, Вес-на, Ле-то и О-сень.
    Зи-ма бы-ла се-да-я, бе-ла –я. Вес-на бы-ла мо-ло-да-я, бе-ло-ли-ца–я, в зе-ле-ном на-ря-де, с го-лу-бы-ми гла-зами. Ле-то то-же в зе-ле-ном на-ря-де, за-го-ре-ло-е, за-го-ре-ло-е. А О-сень зла-то-во-ло-са-я, в крас-ной ша-ли.
    Пош-ли Зи-ма, Вес-на и Ле-то в гос-ти к О-се-ни. У не-ё на сто-ле и ГРУ-ши, и яб-ло-ки, и сли-вы, и ар-бу-зы, и ды-ни, и бе-лый кА-ра-вай, и па-ху-чий мёд.
    По-о-бе-да-ли сёст-ры и ста-ли бла-го-да-рить О-сень.
    О-сень и го-во-рит:
    Нет, э-то я долж-на вас бла-го-да-рить. Ты, Зи-ма, зем-лю сне-го-вым о-де-я-лом у-кры-ла, спря-та-ла от Де-да Мо-ро-за, ты, Вес-на, по-ле дож-дя-ми по-ли-ва-ла, ты, ле-то, яс-но-е сол-ныш-ко по-сы-ла-ло, что-бы всё со-зре-ло.
    Сест-ры и ра-ды:
    Все мы хо-ро-шо по-тру-ди-лись, что-бы лю-ди со-бра-ли бо-га-тый у-ро-жай.
  3. Э. Мошковская «Нос, умойся»
    Кран,
    От-кро-ся!
    Нос,
    У-мой-ся!
    Мой-тесь
    Сра-зу
    О-ба гла-за!
    Мой-тесь
    у-ши,
    мой-ся
    Шей-ка,
    Шей-ка, мой-ся
    Хо-ро-шень-ко!
    Мой-ся,
    Мой-ся,
    Об-ли-вай-ся!
    Грязь,
    Смы-вай-ся!
    Грязь,
    Смы-вай-ся!
  4. С. Коган «Буб-ли-ки»
    Ку-пи-ли два буб-ли-ка
    Ма-лень-кой И-роч-ке.
    У каж-до-го буб-ли-ка
    Бы-ло по ды-роч-ке.
    Два буб-ли-ка И-роч-ка
    Съест с мо-локом,
    А ды-роч-ки пусть по-ле-жат
    На по-том.

Как научить ребенка читать по слогам? Видео-уроки

Видео-урок № 1

Видео-урок № 2

Видео-урок № 3

Приучать ребенка к чтению нужно с самого маленького возраста. Ребенок должен знать, что существуют книжки, а в книжках много-много чего интересного: и сказки про принцесс и монстров, и приключения, и рассказы про зверушек, и разные считалки, говорилки.

Сначала родители читают малышу, но малыш уже может играть специальными непромокаемыми и не рвущимися книжками. Ему приятно слышать родной голос и теребить книжонку.
Потом он листает книжки и рассматривает яркие картинки. Родители снова ему читают, а малыш следит за тем, как все, о чем ему читают, изображено на картинке. Он хорошо все запоминает, и потом, не умея еще читать, уже может воспроизвести содержание по картинкам, делая вид, что прочитал самостоятельно.
Потом родители показывают и рассказывают малышу о буквах, слогах, учат его читать. Это все процессы, которые проходят все дети. Кто-то раньше, кто-то позже. Не гоните своего малыша, не заставляйте его читать, но учите его играючи, регулярно и терпеливо.

Видео: Учимся читать

Подборка уникальных виртуальных тренажеров-читалок для маленьких деток от Quicksave сделает первое знакомство с алфавитом легким и непринужденным. Эффективные обучающие игры для развития начальных навыков чтения, доступны в полном объеме на сайте портала и регулярно пополняются свежими новинками. Для дошкольников такая увлекательная забава закладывает солидный образовательный фундамент, который значительно облегчит дальнейшее обучение.

Буквенная мозаика онлайн для самых маленьких

Современные браузерные игры, которые помогут маленьким геймерам научиться читать, имеют развивающую специфику. Несложные интеллектуальные развлечения насыщены огромным количеством ярких картинок и нескучных упражнений. Для улучшения результатов, в играх реализована функция работы над ошибками, отслеживающая ошибки, исключая вероятность неправильного запоминания слов. Вам обязательно нужно попробовать:

  • Разгадывание простеньких слов по слогам на начальном уровне познаний в азбуке с дальнейшим повышением сложности;
  • Правильное сопоставление слов с картинками для решения очередной задачки;
  • Успешно справиться со всеми заданиями, закрепив в памяти правила составления слов, слогов и целых предложений.

Юных игроманов ждет незабываемое путешествие в мир загадочных букв, с которыми им предстоит столкнуться в игровом процессе. Не вызывает сомнений, что такой интерактивный обучающий материал – это по-настоящему действенный метод, который поможет в сжатые сроки научить ребенка азам правописания. Виртуальный букварь станет незаменимым помощником для ребятишек, которые делают первые шаги в запоминании алфавита.

Изучаем звуки и буквы с удовольствием

Выбор слов, вставка пропущенных букв, тренировка произношения и правила постановки ударения – с таким универсальным инструментарием, ваше чадо очень быстро достигнет положительного эффекта. Развитие памяти, концентрации внимания, поддержание пытливого ума в тонусе – это весомый аргумент, чтобы попробовать вместе с друзьями подняться на уровень выше и стать гораздо смышленее.