Как должен вести себя родитель по отношению к своему ребенку подростку. Когда отношения налажены. Что делать, если ты не понравилась им

Только став родителем, человек понимает важность вопроса взаимопонимания c детьми, вырабатывая уважения ребенка к взрослому. Как же продемонстрировать изумительное воспитание чада своим друзьям и близким, чтобы самому испытывать гордость за него? Стоит разобраться в том, как должны вести себя родители и как должны вести себя дети.

Являясь социальным субъектом, ребенок неотъемлем от общества. Его эмоциональное и физиологическое развитие целиком и полностью зависит от степени его адаптации к жизни в социуме. Получить такое развитие детский ум может только через общение со взрослым. Это родитель должен обучить ребенка правильному поведению.

Дети имитируют взрослых с самых малых лет. Соответственно то, чем должен озаботиться родитель, это то, что нужно обучить своих малышей как вести себя дома. Обучение проходит через общение, вначале только тактильное и через слух. Позже ребенок уже наблюдает за взрослым, подражает ему. Только теплая и дружеская обстановка дома способна научить детей быть спокойными и уравновешенными. От этого напрямую зависит вся их последующая жизнь. Эталоном для ребенка выступят не только родители, но другие люди, с которыми он будет общаться.

Чем больше ограничивать взаимодействие взрослого и ребенка, тем больше ребенок дичает, становится оторванным от общества, как дикий зверь. Поэтому крайне важно его внедрять в социум, общаться с ним. Ведь отсутствие общения негативно сказывается не только на психике ребенка, но и на его иммунитете.

С младых дней малыш сначала только слышит, а уже потом использует остальные органы чувств. Если отсутствуют эти раздражители, то замедляется его развитие и теряются приобретенные навыки общения. Но прежде чем научить ребенка правильному поведению, взрослый должен приобщить дошколенка к взаимодействию с ровесниками. Если родители сумели приучить свое чадо к тому, как вести себя дома правильно, у него не возникнет в дальнейшем никаких сложностей в общении с другими детками.

Теплая и мирная обстановка в доме не является главным фактором для полноценного развития ребенка. Любовь - основополагающее чувство в воспитании детей. Даже младенцы чувствуют на подсознательном уровне любовь и заботу. И это непосредственно сказывается на их внутренней атмосфере. Малыш будет расти радостным, активным и здоровым.

В случае правильного воспитания, ребенок сможет вести диалог и выведет свою тактику переговоров в отношении как взрослых, так и детей. Период общения со взрослыми очень важен для любого чада. Не стоит недооценивать этот процесс. При ограничении общения, особенно с родителями, ребенок страдает эмоционально и это сказывается критически на его общем состоянии. Он не может полноценно развиваться, получать знания, анализировать, делать выводы, взаимодействие с окружающим миром становится для него затруднительной задачей.

Если имеет место неблагополучная генетика, то не стоит отчаиваться. Даже в этом случае есть выход. Правильное построение общения с ребенком поможет ему развиться в достаточной мере и стать полноценным членом современного общества. Обучать тому, как должны вести себя дети, независимо от уровня его генетики, обязан каждый родитель, это отразится на благополучном будущем ребенка.

Для подтверждения важности вопроса общения отцов и детей, был проведен один эксперимент. Были взяты две группы детей с отсталостью, в основном отклонения имели умственный характер.

Контрольная группа трехлетних детей была отдана на попечение тем женщинам, которые имели такие же проблемы, что и дети. Другая группа была помещена в приют. Данный эксперимент проходил на протяжении тридцати лет. И вот удивительный факт, дети из контрольной группы только в пятнадцати процентах из общего числа не смогли адаптироваться к внешним условиям, остальные получили образование и жили полной жизнью, а это составляет восемьдесят пять процентов.

Печальный факт, но дети из приюта так и не смогли влиться в социум, большинство из них умерло, а остальные продолжали жить в специализированных заведениях. Вот как важно общение ребенка со взрослым, вот как важно это прививать с малых лет.

Наука социология даже выделяет незыблемость взаимодействий в обществе как важную часть связи индивидуума и самого социума. Психологи же упрощают термин до важности контактов между людьми. Для обывателя же общение это взаимодействие двух или более человек, которые стараются наладить контакт. Каждый человек занимается самопознанием, которое он достигает лишь через общение с другими людьми.

Как вести себя дома детям должны учить родители, это их прямая обязанность, которая даст шанс ребенку найти свой путь в жизни. Малыши, наблюдая за взрослыми, видят различность поведенческих типов. Теплота и ласка матери приводит к тому, что в будущем ребенок становится полноценной личностью, которая уважает других людей. Любить и достойно относиться к своим близким- наблюдая это ребенок учится, как должны вести себя дети, вот залог будущего успеха вашего малыша.

Быть очень деликатным и не разочаровываться в нем.

Не превращать ребенка в Золушку.

Все делать так, чтобы ваш малыш не чувствовал себя не­
защищенным и зависимым от вас.

Гасить тревогу по любому поводу.

Повысить уровень его самооценки.

Учить, чтобы он уважал себя.

Хвалить и делать ему комплименты.

Формировать уверенность в себе.

Помочь ему найти все то, в чем он намного превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить сла­бую (использовать как средство компенсации всех недостатков).

Учить ребенка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения.

Тренировать с ним навыки общения.

Любыми способами поощрять его игры со сверстниками.
-Помочь найти такого друга, который защищал бы его

в среде ровесников.

Не сравнивать его обычный внешний облик с другими, бо­лее симпатичными детьми и не оценивать достоинства ребенка
шкалою красоты.

Не критиковать вслух ум вашего ребенка.

Не создавать такие ситуации, в которых он чувствовал бы
себя неполноценным и являлся объектом даже самых невинных
шуток и насмешек.

Ребенок должен ощущать, что он неповторим.

Быть нежным с ним.

Сочувствовать ему.

Поддерживать его.

Первым сделать шаг ему навстречу, чтоб перекинуть мост
доверия, который соединил бы еще крепче вас и вашего ребенка.

Как не надо вести себя родителям с застенчивым ребенком

^ Специально культивировать застенчивость и комплекс Гадкого утенка у ребенка.

^ Все время подавлять и унижать его, снижая уровень само­оценки.

*" Критиковать физические недостатки и ум ребенка.

^ Подчеркивать его неполноценность.

^ Высмеивать в присутствии других.

^ Любыми способами провоцировать тревожность.

^ Не разрешать играть с детьми и изолировать от сверстников.

^ Подчеркивать его незащищенность и зависимость от вас.

^ Ругать за то, что он застенчив.

РЕБЕНОК БОИТСЯ

Ни в коем случае не ругайте ребенка за проявление боязни
и тем более не наказывайте за нее.

Не фиксируйтесь на страхах ребенка. Ребенок не должен
слышать, как вы говорите кому-то: «Он у нас такой робкий!
Лифта - и то боится» или «Он один ни в какую не останется.
Я ни на минуту не могу отойти».

Научите ребенка испытывать положительные эмоции
от общения с родителями, сверстниками, взрослыми.

Постарайтесь создать атмосферу максимального психоло­гического комфорта для ребенка. Во-первых, вы должны по воз­можности облегчить его страдания: оставлять в комнате вклю­ченный ночник, крепко держать за руку, проходя мимо собаки;
ходить пешком, если он боится лифта. Во-вторых, необходимо
как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого не случится,
что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, сла­бому, на помощь.

Попытайтесь создать в семье защитную ауру, которой ли­шено общество в целом. К примеру, не нужно рассказывать при детях, что «кругом сплошная мафия, милиционеры и пре­ступники одним миром мазаны». Бывают обстоятельства, с ко­торыми совсем не обязательно знакомить ребенка детально. В первую очередь это касается смерти близких. Это не значит, что нельзя при ребенке вспоминать умерших - можно и нужно! Так же, как и вместе ходить на кладбище. Но смотреть на мерт­вого человека - слишком тяжелое испытание для ребенка.

Не следует во что бы то ни стало приучать маленьких де­тей спать одних.

Почаще анализируйте, какие ваши действия приносят
пользу ребенку, а какие - вред.

Один из основных принципов коррекции страхов - смеять­ся не над ребенком, а вместе с ребенком над его страхом, чтобы
«страшилка превратилась в смешинку».

Маленький человек не только подражает взрослому в его
поведении, но и перенимает его оценки. Поэтому в период коррекционной работы необходимо оградить от общения с ребен­ком людей тревожных, истеричных, эмоционально неустойчи­вых. Поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать
причиной страхов вашего ребенка. Будьте смелыми.

Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку дей­ствовать самому. Ребенок должен понять, что родители не соби­раются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности,
они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых
ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам.

Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он
придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте
малыша. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего
плохого не случится.

Контролируйте, что смотрит ребенок по телевизору. По­
старайтесь, чтобы он не видел сцен с запугиванием и насилием.

Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии,
расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления.
Это поможет уничтожить страх.

Используйте прием проигрывания страха в игре. Для нее
необходимо подобрать именно те игрушки, которые похожи
на предмет боязни ребенка (собака, «страшилка» и т. д.). В игре
ребенок должен как бы «расправиться» со своим страхом, отыг­рать свои эмоции в символической форме и избавиться от на­пряжения.

При этом взрослый может комментировать поведение
«страшилки». Например, если ребенок боится паука, то можно
проигнорировать его жестом или репликой: «Уходи, паучок,
не мешай нам играть». При этом важна спокойная интонация,
заряжающая ребенка уверенностью.

Составьте план. Например, если ребенок боится собак, об­
судите с ним поэтапные действия, как вы будете знакомиться
с соседским Шариком. И хвалите ребенка за то, что ваш малыш
следует намеченному плану.

Используйте методику так называемых эмоциональных ка­челей. Простейшим примером этого является подбрасывание
ребенка на руках: он - то летит вверх, то возвращается на руки
взрослого, которые являются для него символом защиты. По­добные «качели» можно разыгрывать с любым страшным пред­
метом. Например, ребенок то забегает в темную комнату, то вы­
бегает из нее. Можно слегка подразнить игрушечную собачку,
а затем «успокоить» ее, погладить, убедившись, что она не опас­на. Полезно приписать этой собаке роль защитника. В этой роли
может быть и любимая игрушка, кукла: «Пока кукла с тобой,
тебя никто не тронет, спи спокойно». Плюшевая игрушка, кото­рая сможет защитить от воображаемых чудовищ, - хороший помощник в борьбе со страхами.

­ Весьма важно следить, чтобы ребенок не мучился от без­делья. Замена ничегонеделания деятельностью - общая оздоро­вительная процедура для психики.

Очень полезна игра в театр, когда сам ребенок превраща­ется в любимого героя. Этот персонаж может попадать в страш­ные истории и с достоинством из них выходить. После заверше­ния спектакля-игры должно наступить облегчение от самого
факта победы над злом и его носителем.

Весьма полезно самому ребенку сделать куклу пугающего
объекта или нарисовать его, а затем как бы проанатомировать
на предмет анализа опасности. Например, рисунок страшной со­
баки, а рядом - автопортрет самого ребенка, по возможности -
большого, сильного, с каким-то предметом в руках, придающим
дополнительную силу (меч, палка, ошейник).

Можно предложить ребенку какой-нибудь приз за совер­шение смелого поступка (скажем, прохода по темной комнате,
пересечение двора и т. д.).

Игры и упражнения для снятия страхов Театрализованные этюды.

Импровизированную ширму можно соорудить из 2 стульев и одеяла, персонажи - игрушки.

Этюд первый. Страшный сон.

Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг... в темном углу появляется что-то страшное (привидение, волк, ведьма, робот -желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудо­вище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажи­гает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище - это все­го-навсего или колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне...

Этюд второй. Гроза.

Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ло­жится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гре­мит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию необязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, проговаривание (а не только демонстрирование на ширме событий и действий) в терапевтических этюдах чрезвычайно важно. Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скре­бется в дверь. Это маленький продрогший и испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ре­бенку» жаль щенка, но, с другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успо­каивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти малень­кую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.

Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребен­ком, а если он на первых порах отказывается, сделайте его зри­телем. Самое лучшее - когда зрителями становятся взрослые, а ребенок - единственным «актером», исполняющим поочеред­но разные роли.

Игры

«Пчелка в темноте» (коррекция страха темноты, замкнуто­го пространства, высоты).

«Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя уби­рается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок».

Игру можно повторять, усиливая плотность материи, то есть степень темноты. Игра проводится с одним ребенком или груп­пой детей.

«Качели».

Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кла­дет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно по­качивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и от­крывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2-3 минуты. «Неваляшка» (для детей с 6 лет).

Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к дру­гу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закры­тыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенка снова встречают выставленные руки взрослого. Подоб­ное покачивание продолжается в течение 2-3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами выполняют упражнение с открытыми глазами, ампли­туда раскачивания сначала минимальная.

Хорошим дополнением к игровой терапии могут служить рисунки, на которых ребенок изображает свои страхи (причем в определенной последовательности).

1.Необходимо уменьшить количество дневных страхов, переживаний у ребенка, поскольку сны - это, прежде всего, эмо­циональный отклик на события, происходившие днем.

2. Способствовать повышению уверенности в себе ребенка.

3. Наладить хорошие взаимоотношения в семье, скорректи­ровать неправильное воспитание и нейтрализовать конфликты.

4. Не втягивать ребенка во внутрисемейные конфликты, ни­
когда не выяснять отношения в семье при спящем ребенке.

5. Родителям устранить собственные невротические пробле­мы и состояния.

6. При наличии страшных снов не следует проявлять чрез­
мерную принципиальность, читать мораль, стыдить, отправлять
ребенка спать одного в темную комнату.

7. Если это единичные случаи, то, успокоив ребенка и ласко­во с ним поговорив, можно посидеть рядом в его комнате, по­глаживая по головке, плечу, руке, ласково напевая при этом
или рассказывая какую-либо незамысловатую историю. При по­стоянно повторяющихся страшных снах необходима квалифи­цированная помощь психолога или врача-психотерапевта, а пока
лучше приблизить кровать ребенка к своей или спать вместе
с ним.

8. Перед сном необходимо исключить сказки с леденящим
душу содержанием («ужастики»), бурные игры, просмотр ноч­ных телепередач, плотную пищу, духоту в помещении и физи­ческое стеснение ночью.

9. Спокойному сну способствуют принятие водных проце­дур, легкий массаж, проветривание помещения.

10. Ночью не помешает лишний раз подойти к плохо спяще­му ребенку, поправить одеяло, сказать несколько приятных
слов. Утром лучше обойтись без будильника, а разбудить ребен­ка поглаживанием и ласковыми словами. Чем более нервный
ребенок, тем менее быстрым должно быть его пробуждение.

11.Днем ребенку следует предоставить большую игровую
активность, возможность поиграть в подвижные, шумные, эмо­ционально насыщенные игры.

Снять проблему страшных снов помогут разумно исполь­зуемые системы физического и соматического оздоровления, закаливания.

У РЕБЕНКА НЕВРОЗ

Дети бывают счастьем нашей жизни, а бывают – маленькими бесятами, когда нервы сдают и хочется начать воспитывать.

Если вы хотите быть не просто родителем, но и сохранить крепкую душевную связь со своим ребенком, научиться понимать их, прислушиваться, то для этого не потребуется суперновых знаний или получения высшего образования.

Все гораздо проще, чем кажется сначала.

Правила отношения к ребенку

  1. Уважение;

Не путайте уважение со вседозволенностью. Уважать своих детей – значит:

  • Слушать, когда они обращаются к вам, не перебивая – ведь сами мы требуем от них того же;
  • Учитывать их мнение равноправно с мнением остальных членов семьи, всегда объясняя свой отказ – это важно;
  • Обращаться к детям вежливо, так, как мы обращаемся ко всем остальным людям – вы же не скажете подруге или начальнику «замолчи» или «отстань, мне некогда»;
  • Не надо отыгрываться на детях. Всегда, конечно, проще сорвать злость на слабом, на том, кто не сможет ответить.

Оцените свое поведение в этом плане. Взрослые тоже ошибаются и хочется иногда сказать им грубость, что вас удерживает от этого? Не надо грубить и собственным детям. Запомните: вежливость – это не слабость! Это сила.

  1. «Нет» неоправданным ожиданиям;

Говорят, что бабушки с дедушками любят своих внуков больше, чем родители – детей.

Все потому, что первые ждут появления малышей, не задумываясь о том, какими они будут (конечно, есть и среди старшего поколения исключения), а у родителей всегда рождаются определенные ожидания.

  • Спокойным родителям тяжело воспринимать гиперактивного ребенка, они будут уставать и расстраиваться (о том, как воспитывать активного малыша, читайте в статье Ребенок-холерик >>>);
  • Если же, напротив, у родителей-активистов меланхоличный ребенок, они будут сердиты на него за его медлительность и всегда будут его торопить.

Примите своего малыша таким, каким он родился – не все зависит от воспитания и генов, есть индивидуальность, личность.

Найдите неоспоримые плюсы в его характере и радуйтесь успехам, пусть они и не в той области, в который вы хотели бы их видеть.

  1. Находите время на своих детей;

Если вы вместе ходите по магазинам или просто сидите дома, это еще не то. Нужен, как телесный контакт – объятия, нежности, прикосновения, так и общение.

Вы можете поиграть вместе, или приготовить вдвоем пиццу, или прогуляться, но в любой из этих моментов должно присутствовать самое важное – вы должны разговаривать. И не просто – по душам.

Расскажите ребенку истории из своей жизни, которые посчитаете нужным или просто что-то, что вы видели или слышали недавно, а потом спросите, что он об этом думает. Вы даже не представляете, сколько узнаете нового!

И поймете, что ребенок – это такой же человек, мыслящий и разумный, но у которого меньше опыта и знаний.

Важно! Обязательно дайте ребенку возможность тоже что-то рассказать и внимательно выслушайте его.

  1. Объясняйте всё;
  • Почему надо съесть эту кашу, почему нельзя пойти гулять в сильный мороз/ветер/жару, почему обязательно чистить зубы – пусть вы даже говорите все это уже в десятый раз;
  • А если вы думаете, что ребенок и правда уже знает, ответьте вопросом на вопрос, спросите, действительно – почему?
  • Бывает, малыш спрашивает или делает что-либо только для того, чтобы добиться вашего внимания. Так дайте ему это внимание в чем-то другом и он не будет донимать вас одним и тем же. Расскажите сказку в духе «жил один мальчик, который не хотел ложиться спать…». Или объясните все по-взрослому. Дети очень ценят правду.
  1. Будьте терпимее;

Ведь же вы не хотите обижать тех, кого любите. Дети многому учат нас, родителей и терпению – в первую очередь.

Детские страхи очень сильные, не стоит игнорировать их. И больше всего ребенок боится потерять вас. Именно поэтому и требует к себе так много внимания. Он должен каждый раз удостоверяться, что вы его также любите.

Поэтому, выходя из себя, вспоминайте, что для вас значит этот малыш и старайтесь успокоиться прежде, чем скажете обидные слова.

Подробнее об особенностях детской психологии от 0 до 5 лет, вы узнаете из интернет-курса Послушание без криков и угроз >>>.

  • Вы поймете причины плохого поведения ребенка;
  • Освоите более 10 способов, как договориться с малышом в спорной ситуации;
  • Научитесь общаться с ребенком без криков и угроз.

Не кричите – это унижает. Сами вспомните, как вы себя чувствуете, когда на вас кричат те, кому вы не можете ответить и не поступайте так с самым дорогим вам человеком.

  1. Говорите детям, что любите их;

Это очень важный момент. Каждый человек хочет чувствовать себя нужным. Любимый – значит, нужный. Не думайте, что этим можно избаловать ребенка. Любви не бывает много, особенно, когда она – к детям.

Говорите, что любите так, как вам бы хотелось это слышать по отношению к себе. Умейте выражать свою любовь по-разному.

  1. Не будьте тираном;

Постарайтесь убрать из лексикона фразы типа «потому что я так сказала!», «я же говорила!» и «не задавай глупых вопросов»;

Будьте мягче. Конечно, бывают моменты, когда надо проявить твердость, но это редкие случаи.

  • Не говорите, что другие дети в чем-то лучше вашего ребенка;
  • Хвалите его положительные стороны, успехи, таланты;
  • Если что-то не так – предлагайте вместе справиться с проблемой, а не указывайте на промахи с укором. Все-таки, если у детей проблемы, как минимум половина вины за это – на родителях;
  1. Не игнорируйте ребенка;

Это - самая большая ошибка. Об этом расскажет наглядно один случай, который я видела лично:

На детской площадке родители стоят и пьют пиво. Ребенок смотрит на них, но те какие-то безучастные ко всему. Рядом на качелях качается другой мальчик. Внезапно малыш пробегает слишком близко от качелей и в этот момент его мама как будто очнулась, тут же кинулась к нему, начала ругать.

Как думаете, чем занимался этот малыш ближайшие 15 минут?

Конечно, бегал под качели.

Потому что только так его мама обращала на него внимание. Причем, родители так и не поняли ничего и потом просто ушли домой. А ведь именно это происходит во многих семьях, где дети выбиваются из-под контроля, начинают творить ужасные вещи.

  1. Подавайте пример;

Работа над собой – самое первое, чему нужно научиться.

  • Любите вы животных – и ребенок будет;
  • Вежливы с соседями – и кроха будет здороваться с ними;
  • Стараетесь выполнять свою работу честно и добросовестно – тогда можете ждать и от детей хорошей успеваемости в школе.

Говорить о правильном поведении можно много, да только без толку, если вы сами не придерживаетесь таких мыслей. И обязательно помогайте, когда ребенок просит помощи!

  1. Будьте счастливы сами!

Счастливые дети могут быть только у счастливых родителей.

Начните думать позитивно, направьте мысли в другое русло, отличное от ежедневных проблем и забот, перестаньте жалеть себя и вечно жаловаться на жизнь.

Позаботьтесь о своем счастье – тогда сможете сделать счастливыми и тех, кто рядом, в первую очередь – своих детей.

Разговаривайте со своим ребенком. Многие родители после того, как они услышали в свой адрес несколько резких слов из уст своих детей, сами начинают отдаляться от них. Но лучший способ сохранить ваши отношения – это продолжать общаться со своим ребенком-подростком. Если разговор не клеится – все равно не сдавайтесь, рано или поздно вам удастся найти общий язык со своим ребенком. Будьте деликатным и ненавязчивым.

Пусть ваш ребенок знает, что вы всегда рядом с ним, что вы можете поговорить с ним, ответить на его вопросы, дать совет. Если ваш ребенок будет чувствовать, что он может всегда подойти к вам, что вы по жизни идете рядом с ним, то ваш ребенок вам наверняка откроется. Если у вас будут доверительные отношения с вашим ребенком, то вы наверняка будете в курсе всего, что происходит с вашим ребенком, и какие мысли у него в голове. Старайтесь поддерживать своего ребенка в любой ситуации, не отдаляйтесь от него/нее. Не осуждайте своего ребенка не читайте ему нотации за допущенные ошибки. Мы все ошибаемся, значительная часть жизни состоит из ошибок и оплошностей. Не даром же в народе говорят «Век живи – век учись». Будьте опорой своему ребенку: помогите ему найти выход из сложившейся ситуации, помогите ему вынести соответствующий урок, подскажите, как избежать таких ошибок в будущем и так далее.

Не сравнивайте своего ребенка с собой. Не говорите ему, например, таких слов как «Почему мы не можем быть похожими на…». Подросток не может поменяться за секунду – у него намного больше обязанностей, чем вы думаете. Подростковый возраст на самом деле очень напряженный, ведь ребенок должен не только успеть выполнить домашнее задание (Родители, не ругайте своих детей за плохие оценки!), но и успешно интегрироваться в социуме. Кроме того, у подростка есть много других дел: ему нужно не попасть под чужое влияние, ему нужно избежать дурной компании и так далее. Список можно продолжать и продолжать.

Скорее всего, ваш ребенок-подросток рано или поздно не сдержится и нагрубит вам. Возможно, с помощью крика он всего лишь будет защищать себя. Например: вы посчитаете, что он сделал что-то плохое, прочитаете ему получасовую лекцию, на что он (и это только потому, что он находиться в стрессовом подростковом возрасте) начнет защищать себя и сделает все возможное, чтобы не подпустить вас к себе. Никто (даже родители) не любит ошибаться. Возможно, он захочет поговорить с вами в другой раз, но ему будет сложно собраться с духом и подойти к человеку, который постоянно на него кричит. Возможно, вы будете слышать, что вы его не понимаете, но именно так ваш ребенок и чувствует. И если на самом деле ваш ребенок вам так скажет, попросите кого-нибудь поговорить с вашим ребенком (друга или родственника).

Будьте в курсе событий. Если вас легко обмануть, то, нет сомнения, ваш ребенок будет этим пользоваться в своих целях. Также, если вы не будете знать, что происходит в жизни вашего ребенка-подростка, может случиться что-то важное, но вы об этом так и не узнаете. Поэтому живите жизнью, которой живет ваш ребенок. Всегда спрашивайте, куда он идет, старайтесь проверять, что он находится именно там, где он должен быть. Узнайте, с кем общается ваш ребенок, в какие секции и клубы он ходит. Не позволяйте, чтобы ваш ребенок вас обманывал, и не позволяйте себе быть обманутым. Многие родители уверены, что их дети не обманывают, но это, к сожалению, не всегда так.

Установите правила и следите, чтобы ваш ребенок их выполнял. Если вы будете придумывать новые правила каждые пять секунд, ваш ребенок запутается, и вы упустите ситуацию. Продумайте несколько основных правил и условий, четко разъясните их своему ребенку. Обязательно следите, чтобы ваш подросток выполнял ваши правила, но помните, что бывают ситуации, когда нужно сделать исключение. Будьте строгим, но справедливым.

Наказывайте ребенка за плохое поведение, но следите за тем, чтобы наказание было эффективным. Если вы запрещаете ребенку пользоваться компьютером, но у него есть iPod, то ваше наказание просто не имеет смысла. Конфисковывайте только те вещи, которые находятся в единичном экземпляре. Выбирая наказание, будьте уверенны в том, что оно соответствует проступку.

Поощряйте примерное поведение. Если ваш ребенок-подросток улучшил успеваемость, наградите его. Если ваш ребенок сделал что-то хорошее без вашей просьбы, наградите его за это. Если он удивил вас своим хорошим поступком, не нужно сразу же бежать за новым телефоном, можно просто поблагодарить. Но если поступок будет того стоить, то не поскупитесь и на телефон!

Полезные советы для школьников о том, как правильно общаться с родителями и быть с ними друзьями

Попробуй представить себе следующую картину: ты лежишь с высокой температурой, а мама ухаживает за тобой. Приятно ведь, не так ли? Однако это одна сторона медали. Случается, что родительская забота становится излишней и выдержать ее достаточно сложно. Чего только стоят предостережения, а то и запреты: «Это тебе еще рано», «Ты туда не пойдешь» и т. д. Сам-то ты понимаешь, что уже не ребенок, но вот родители никак не хотят или не могут этого понять. Как же вести себя в такой ситуации? Есть несколько вариантов мирного решения сложившегося непонимания.

Просто поговори с родителями. Этот вариант не самый трудный, однако многие ребята просто забывают о нем или считают его не слишком эффективным. Самое сложное в этом случае — не перегнуть палку и не поругаться с родителями, так как результат такого разговора, сам понимаешь, будет прямо противоположный ожидаемому. Просто сядь и поговори с ними, вместе найдите пути, по которым можно выйти из такой ситуации. Не исключено, что ты встретишь понимание со стороны твоих родных, и вы сможете найти правильный выход из сложившегося положения.

Если разговоры не помогают, попробуй своими действиями показать родителям, что ты уже вышел из детского возраста и стал вполне самостоятельным, достаточно взрослым молодым человеком. Начинать необходимо с чего-нибудь небольшого. Например, приберись в своей комнате, вымой посуду или помоги чем-нибудь по дому своему отцу. Согласись, если ты не можешь сам о себе позаботиться хотя бы в течение одного дня, но при этом утверждаешь, что взрослый, со стороны это будет выглядеть, как минимум, нелепо, а то и смешно.

Попробуй также найти себе какую-нибудь работу. Ты покажешь родителям, что уже вырос, а также сумеешь заработать на свои расходы немного денег. Однако эта работа не должна мешать учебе, поэтому лучше всего выбирать что-нибудь с гибким графиком или же найти работу на дому. После того как ты начнешь зарабатывать, ты и сам почувствуешь себя взрослее, да и родители станут относиться к тебе к равному.

Если первые два метода не помогли, попробуй изменить что-нибудь в своем поведении. Возьми за правило мыть за собой посуду, убирать свою комнату без напоминаний об этом. Здесь самое главное — осознать, что это нужно тебе. Все твои действия должны быть естественными. Если они будут выглядеть как одолжение кому-то, то проку с этого не будет.

Если ни один из этих способов не помог, у тебя остается только один выход — смириться с таким отношением. Ведь родители они на то и родители, чтобы всегда заботиться о своих детях. Вспомни, наверняка твоя бабушка заставляет твоего отца надеть теплую вещь, когда на улице прохладно. И это несмотря на то, что он давно уже взрослый человек и отец. Поэтому, когда мама просит тебя позвонить, если ты вдруг где-нибудь задержишься — выполни эту просьбу, так как она переживает и волнуется за тебя. И это вполне естественно.

ТВОЕ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Несмотря на то что ты достаточно молод, у тебя тоже есть свои права. Одно из них — право на неприкосновенность частной жизни. Между прочим, в редкой школе это право прописано в уставе. Это лишний раз говорит о том, что твои права нарушаются, однако это не означает, что ты не можешь воспользоваться этим правом. Учитель, равно как и твои одноклассники, не могут прочитать записку, которую ты написал. Это будет нарушением твоих прав.

КАК НАЛАДИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ОТЧИМОМ ИЛИ МАЧЕХОЙ

Если уж так случилось, что у тебя есть отчим или мачеха, то не стоит их бояться. Запомни, что главной проблемой, с которой они сталкиваются, — это попытка построить ваши отношения. Зачастую они вступают в такие отношения в весьма приподнятом отношении и с большими надеждами. Однако добиться взаимопонимания удается далеко не всегда. Очень часто в этом виноваты сами дети, так как не каждый ребенок способен правильно среагировать на появление в семье нового человека, несмотря на то, что он проявляет к нему самое искреннее участие.

Случается даже такое, что увидев холодность или отторжение со стороны ребенка, отчим или мачеха тут же бросают все попытки установить контакт и начинают держаться подальше от пасынка.

В такой ситуации в чем-то неправ и сам ребенок. Хотя его тоже можно понять. Ведь он испытывает сразу два потрясения: развод родителей и новый брак одного или сразу обоих из них. Дети, чьи родители развелись, продолжают втайне надеяться на то, что родители вновь будут жить вместе, как и прежде, и семья снова станет той, какой они ее помнят. Такие надежды полностью разрушаются, когда один из родителей, а то и сразу оба вступают в брак.

Зачастую дети принимают на себя весь комплекс вины, связанный с разводом родителей, хотя, как правило, здесь они совершенно ни причем. Наладить отношения с мачехой ребенку значительно труднее, чем с отчимом. Дело в том, что в обществе укрепилось мнение, что мужчина, который взял на себя ответственность за воспитание чужих детей, поступает очень благородно. При этом отношение к мачехе как среди детей, так и среди остальных членов общества остается негативным.

Именно такой факт может заставить женщину попытаться любыми методами подружиться с ребенком. При этом не исключено, что ребенок это почувствует и начнет использовать в своих интересах.

Если ты попал в похожую ситуацию, не следует так поступать. Начнем с того, что это попросту низко, кроме того, попробуй понять, что чувствует тот человек, который пытается если не заменить тебе одного из родителей, то хотя бы просто стать другом.

Если у твоей мачехи есть свой ребенок, то он стопроцентно почувствует, что основное внимание его мамы направлено на тебя, и будет чувствовать себя лишним. Можешь как-нибудь тактично намекнуть мачехе, что у нее есть и свой ребенок, которому также нужно внимание и забота. Если же внимание мачехи к своему ребенку не изменится, несмотря ни на что, то это покажет ее с положительной стороны. Ты и сам заметишь, что тебя начинает тянуть к ней.

Случается даже и такое, что детям после того, как их родители разошлись, становится только легче. Это случается, когда в доме были ссоры. Бывает в жизни и такое, что ты даже будешь рад тому, что у тебя появился другой папа.

Не исключен и такой вариант развития событий: ты признаешь нового человека в своем доме, начнешь относиться к нему с уважением. Если ты прожил без отца какое-то время, то наверняка избаловался вниманием своей мамы. После появления в доме нового человека будет вполне естественно, что не все внимание мамы будет уделено тебе.

Постарайся это правильно понять и не ревновать, так как это может крайне отрицательно сказаться как на твоих отношениях с новым родителем, так и на отношениях между взрослыми. Навряд ли тебе захочется портить отношения в своей семье, когда они только-только наладились.