Детские страхи, как помочь ребенку. Как бороться с сильными детскими страхами у ребенка. Видео: Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами

Испуг, паника, страх — тождественные и неотъемлемые эмоции человеческой жизни. Они всегда находятся рядом, аналогично радости, злости, удивлению. Некоторые страхи проходят быстротечно, поскольку обусловлены определенным возрастом. Страхи у детей, если их верно воспринимать и понять причины их появления, зачастую проходят бесследно. Но когда они достаточно заметны и присутствуют в течении долгого периода времени, появляется необходимость некоторого участия. Преимущественно речь идет о дискомфорте, эмоциональном истощении ребенка, что связано с неверными действиями в семье, наличие у самих родителей непобедимых страхов, существование раздора и непонимания между отцом и матерью.

Страх может быть острым , хроническим , реальным и надуманным . Всего существует 29 типов. Фигурирование неизменных страхов у ребенка, дает возможность говорить о неспособности преодолеть личные эмоции, руководить ими. Во время страха, что имеет длительный период воздействия, дети ощущают эмоциональный и волевой надрыв, что зачастую интерпретируется взрослыми неправильно. Вследствие у ребенка развивается недоверие к старшим. Психологические перемены, под действием страха, провоцируют возрастание психологической изоляции, которая очень тяжело переносится.

Стоит отметить, что большинство детей имеют несколько периодов, во время каких повышается уровень страха: от 1 до 3 лет; от 3 до 5; от 5 до 7. Они носят кратковременный характер.

  • от 1 до 3 лет – главным устрашающим персонажем снов ребенка чаще всего считается Волк, это связано и со знаменитой колыбельной и со сказками, которые ребенок начинает воспринимать и интерпретировать по-своему;
  • от 3 до 5 лет – период эмоционального становления. В этом возрасте, в большинстве случаев, существует три основных страха: боязнь темноты, замкнутого пространства и одиночества;
  • от 5 до 7 лет – активно идет развитие абстрактного мышления, ребенок уже осознанно ощущает время и пространство, появляется жгучее стремление узнать: как все появилось, почему день сменяет ночь, для чего людям дана жизнь? Идет становление личностных взаимоотношений, формируется система ценностей, острое чувство справедливости. Ребенок начинает бояться нарушить социальные нормы и положения, боится быть униженным в обществе и несправедливо понести наказание. К этим страхам зачастую склонны спокойные и прилежные дети. Стоит обратить внимание, что доминирующим страхом является боязнь смерти .

Прежде чем принять решение помочь одержать победу над страхами, нужно узнать, чего ребенок больше всего боится. Страхи, которые дети демонстрируют в своем поведении, отображают совсем не всю картину их скрытых чувств.

Наиболее действенный способ – отношение без лишнего переживания и повышенного внимания. Не стоит читать мораль, осуждать, наказывать или высмеивать ребенка. Взрослые должны сами себе поставить вопрос: чего боялся я, что пугает меня сейчас? И не стоит думать, что если человек взрослый, ему ничего не страшно, просто его страхи носят некую иную форму выражения.

Абсолютно все страхи ребенка должны быть ликвидированы общими стараниями, игрой, ненавязчивой беседой, рисованием или песочной терапией, элементами, которые помогут все это преодолеть. Принять решение помочь ребенку целиком преодолеть свои страхи – означает принимать активное участие в его жизни, помогать и поддерживать. Ребенок всегда должен чувствовать, что кто-то рядом, что он любим и нужен семье. И стоит помнить, что активность — это не способ беспрерывного контроля над жизнью ребенка, а всего лишь способ оказания помощи своему чаду.

Страхи детские - очень распространенная проблема. По словам психологов, на сегодняшний день известно более 30 их видов - безобидных, болезненных, а в некоторых случаях смешных для взрослых. Откуда берется страх? Иногда он появляется как ответная реакция на что-то действительно жуткое и пугающее. Но намного чаще дети сталкиваются с внушенными страхами.

Откуда они берутся?

Причина боязни кроется во взрослых, которые окружают ребенка и слишком активно указывают ему на наличие какой-либо опасности. Также пугливость появляется у малышей, при которых люди разговаривают о пожарах, убийствах, болезнях, смерти и т. д.

Психологи выделяют многие причины детских страхов. Одна из них - разрастание городов, или урбанизация. На первый взгляд кажется, что это явление не имеет никакого отношения к рассматриваемой проблеме, но на самом деле взаимосвязь очень тесная. В большом городе дети чувствуют себя неуютно, им сложно находить друзей и организовывать свое времяпрепровождение. Кроме того, взрослые чрезмерно опекают их, что стесняет личное пространство ребятишек и негативно влияет на их психику.

Еще одна неочевидная причина возникновения боязни у малышей - это проживание их семей в отдельных благоустроенных квартирах. Специалисты утверждают, что у таких детей страхи возникают гораздо чаще, чем у их одногодок из коммуналок. В частности, это имеет отношение к девочкам. В коммуналке ребенок получает больше возможностей общаться со сверстниками и взрослыми. Он проводит много времени за играми с друзьями и гораздо реже остается наедине со своими страхами. Потому родители должны создавать для ребенка как можно больше условий, в которых он сможет удовлетворить свою потребность в общении.

Атмосфера в семье

Иногда причина детских страхов кроется в неправильном поведении матери. Так, многие малыши больше подвержены боязни, когда воспринимают главным человеком в доме не отца, а мать. Если она страдает из-за постоянных перегрузок на работе и доминирует в семье, чадо начинает чувствовать в ее присутствии беспокойство.

Также негативно влияет на его эмоциональное состояние стремление женщины найти в кратчайшие сроки работу, которая бы удовлетворяла все ее интересы и потребности. При этом она далеко не всегда обращает внимание на то, что ребенок нуждается в общении и частом времяпрепровождении с матерью.

Проблема детских страхов часто бывает связана с отношениями в семье. Иногда достаточно одной ссоры родителей, чтобы малыш начал чего-то бояться. Самая распространенная реакция детей на конфликты отца и матери - это зарождение страхов. Потому ребята дошкольного возраста, живущие в конфликтных семьях, чаще своих одногодок боятся стихий, болезней, смерти и даже животных. Кроме того, они гораздо чаще видят кошмары.

Также зарождение страхов часто зависит от отношения родителей к детям. Если мама и папа слишком сильно опекают своего единственного малыша, если он превращается в центр их тревоги и заботы, то становится более уязвимым перед появлением боязни вследствие того или иного явления. Когда же в семье много детей, у них реже зарождаются страхи. Обычно у молодых, оптимистичных, жизнерадостных родителей чада меньше проявляют беспокойство и тревогу, чем у родивших после 35 лет.

Другие объяснения

Причины детских страхов также кроются в нарушениях, полученных еще в процессе внутриутробного развития. Если мама пережила во время беременности эмоциональное потрясение, это может отпечататься на психике ребенка. Если в семье в то время была конфликтная обстановка, дитя, находящееся в утробе, наверняка почувствовало это и перенесло стресс, который отразился на его формировании как личности и привел к появлению пугливости.

Психологам часто задают вопрос о том, передаются ли страхи детские по наследству. Однозначного ответа не существует, но ребенок может перенять от родителей некоторые особенности нервной деятельности, общие установки о том, как нужно реагировать на те или иные явления.

Что можно сделать?

Борьба с искоренением страхов ребенка - очень важный этап в формировании его личности, и родители должны подходить к этому вопросу с полной серьезностью и ответственностью. Многие исследования показывают, что большая часть взрослых фобий была сформирована в детстве и, в частности, в раннем его периоде.

Страх - вполне закономерная реакция на реальную или воображаемую опасность. Нельзя забывать о том, что ребенок живет в своем мире, в котором существуют сказочные герои, а самые обычные предметы могут двигаться и разговаривать. Из-за этого малыш может видеть опасность там, где ее не существует. Независимо от того, какие виды детских страхов послужили причиной боязни и как она проявляется, взрослым необходимо предпринять меры по борьбе с этой проблемой.

Арт-терапия

Один из основных способов узнать то, о чем ребенок думает и что он чувствует, - это рисование. Картинка, изображенная малышом, показывает его увлечения, интересы, характер и выступает в роли своеобразного зеркала его переживаний. Потому коррекция страхов у детей с помощью рисования считается самым эффективным средством.

Изображая графически объект своей боязни, малыш начинает меньше тревожиться и ждать чего-то ужасного. Если кошмар нарисован, он воспринимается как свершившийся факт, то есть перестает быть опасным.

Психология детского страха такова, что кошмары, которые удалось побороть в детстве, не будут беспокоить человека, когда он повзрослеет. Избавление от боязни должно проходить в присутствии кого-то из старших членов семьи, близких малышу. Он должен чувствовать поддержку мамы и папы и быть уверенным в том, что его спасут, если вдруг что-то случится.

Большая часть кошмаров связана с возрастными особенностями, и по истечении определенного времени они проходят. Но на родителей возлагается ответственность за преодоление детских страхов, за то, чтобы боязнь не превратилась в навязчивую и не мучала чад долгие годы. Что необходимо сделать для этого? Если вы имеете доверительные отношения со своим ребенком, можете начать поэтапную работу над избавлением его от тревожности.

Рисуем страхи

Существуют различные методики диагностики детских страхов, но самая эффективная из них - это занятия рисованием. Перед тем как начать, позвольте своему чаду самостоятельно поиграть, наладьте с ним психологический дружеский контакт. Затем поговорите с ним, узнайте, чего именно он боится. Можете сделать это в виде игры.

Сядьте рядом с малышом, а не напротив, будьте милыми, доброжелательными, подбадривайте ребенка. Так вы поможете ему искоренить детские страхи. Как бороться с ними дальше?

Расспросите малыша о том, чего он боится, а чего - нет. Обязательно дожидайтесь ответа на каждую свою реплику. Затем предложите нарисовать то, что ребенок назвал. Лучше всего делать это красками или фломастерами.

Диагностика детских страхов требует времени и усилий. Бывают случаи, когда малыш решается изобразить объект своей боязни только через несколько дней после разговора. Тактично подтолкните его к этому. Рисуйте вместе с ним на одном листе: пусть каждый из вас передаст на бумаге свой вариант пугающего предмета или явления.

Завершающий этап

По окончании акта творчества попросите ребенка объяснить, что он изобразил. Такая диагностика детского страха поможет малышу самостоятельно не только нарисовать объект своей боязни, а еще и рассказать, почему он боится его. После этого непременно похвалите свое чадо, пожмите руку, подарите игрушку, отметьте страхи, с которыми удалось справиться. Затем нужно сообщить, что рисунки останутся у вас. Вы должны освободить малыша от страхов.

На такие игры нужно выделить примерно две недели. За это время у вас накопятся также картинки, изображенный на которых страх ребенок не смог победить. В таком случае предложите ему нарисовать его еще раз так, чтобы было видно, что он не боится. Например, на картинке малыш не должен убегать от монстра, а наоборот, должен гнаться за объектом страха. В среднем на то, чтобы осознать и изобразить себя как не боящегося, у ребенка уходит примерно 2 недели. Сделайте все возможное для того, чтобы на протяжении этого времени он участвовал в различных подвижных играх, прогулках, экскурсиях. Максимально оградите его от семейных конфликтов.

Игротеррапия

Рисование помогает избавиться от тех страхов, которые появились из-за бурного воображения малыша, из-за того, что на самом деле не происходило в реальной жизни, но, как ребенку кажется, может случиться. Частично с помощью этого способа можно успешно избавиться от боязней, которые основываются на реальных событиях, которые произошли очень давно, искоренить не очень сильно засевшие в его сознании детские страхи. Как бороться с ними, если причинившее травму происшествие случилось недавно и еще свежо в памяти малыша? Специалисты рекомендуют использовать развлекательные методы.

Психология детского страха и его искоренения кроется в потребности малыша постоянно двигаться и общаться с другими. Активные игры помогают ребенку избавиться от заторможенности, боязни и скованности, которые возникают в темноте, тесном пространстве или когда он попадает в новую обстановку. Малыш приобретает уверенность в себе и борется с застенчивостью.

Пятнашки

Эта игра дает возможность избавиться от страха нападения, наказания родителями, помогает установить близкий контакт. Смысл состоит в том, чтобы расставить на ограниченной площадке стулья или любые другие предметы в беспорядочной последовательности.

Ведущий должен догнать кого-либо из игроков и хлопнуть его по спине. Тот, кого он поймал, должен водить следующим. Вышедший за пределы площадки или задевший какой-то из предметов человек, тоже принимает на себя роль ведущего. Будьте веселыми и активными. Для того чтобы задумка сработала, нужно подыгрывать детям и давать им возможность победить вас.

Прятки

Эта игра помогает избавиться от страхов темноты, одиночества и ограниченного пространства. Перед началом обговорите места, в которых нельзя скрываться. После этого выключите в доме свет, оставив горящим только ночник. Ведущий должен обойти квартиру, при этом в шутку угрожая прячущимся. Те же сидят в темноте и не выдают своего присутствия.

Нужно, чтобы ребенок выполнял роль ведущего первым. Это даст ему возможность победить свои страхи детские и нерешительность. Когда водит кто-то из взрослых, ему рекомендуется сдаться и показать, что он не может найти ребенка. Так вы придадите чаду большей уверенности в себе.

Другие игры

Пятнашки и прятки - это всего две игры из несметного количества возможных вариантов развлечений, которые можно применить для помощи ребенку побороть свои страхи детские. Вспомните, чем вы занимались с друзьями в таком возрасте. Импровизируйте, включайте фантазию.

Вы должны сделать все от вас зависящее, чтобы малышу было весело, и он смог раскрепоститься. Не забывайте о том, что игра должна заинтересовать ребенка, но ни в коем случае нельзя заставлять его участвовать в ней против воли.

Источник: Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз", 2004

Предшествующие случаи страхов в подростковом возрасте говорят об отсутствии надлежащей помощи в более раннем - младшем школьном и особенно дошкольном возрасте, когда страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной, преходящий характер. Во всех случаях успешность устранения страхов зависит от знания их причин и особенностей психического развития.

Так, страхи, возникающие в процессе общения с родителями и сверстниками, отличаются от страхов, рожденных воображением ребенка или в результате испуга. Соответственно в первом случае речь идет о внушенных, во втором - о личностно обусловленных и в третьем - о ситуативно возникших страхах. Нередко все эти механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя их сложно мотивированную структуру.

Страхи, возникающие в результате психологического заражения или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения неадекватно сформировавшихся отношений родителей. Личностно обусловленные страхи могут быть устранены и оказанием помощи непосредственно детям, в то время как ситуационные страхи требуют комбинированного подхода. Во всех случаях целесообразно смотреть на страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.

Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей, самокритичное признание своих недостатков и их преодоление, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.

Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, такой беззащитный и несчастный, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.

Существуют две взаимоисключающие точки зрения в отношении возникших страхов. По одной из них, страхи - это сигнал к тому, чтобы еще больше оберегать нервную систему ребенка, предохранять его от всех опасностей и трудностей жизни. Подобной точки зрения нередко придерживаются некоторые врачи-невропатологи и педагоги, советующие лечебно-охранительный режим вместе с исключением чтения сказок, просмотра мультфильмов и остальных телепередач, посещения новых мест.

Такие советы родители охотно воспринимают как необходимость ограничения самостоятельности, усиления опеки и начинают беспокоиться с удвоенной энергией. Получается, что ребенок еще больше изолируется от окружающего мира, контактов со сверстниками и оказывается в замкнутой семейной среде, где продолжение общения с тревожно-мнительными взрослыми только усиливает его подверженность страхам, опасениям и сомнениям.

Противоположный взгляд состоит в игнорировании страхов как проявлений слабости, безволия или непослушания. Страхи не замечают, ребенку не сочувствуют, над ним иронизируют, смеются, а то и наказывают за проявления трусости и малодушия. При такой бездушной или репрессивной тактике родителей, дети боятся признаться не только в своих опасениях и страхах, но и в переживаниях вообще.

Тогда со страхами, как интимными переживаниями, выплескиваются и доверие, искренность, открытость детей в отношениях с родителями. Жестокость и бесчувствие, культивируемые в таких семьях, деформируют характер детей, "не страдающих" в подростковом, юношеском и взрослом возрасте от избытка человеческих чувств и переживаний.

Страх, следовательно, можно устранить и крайними мерами. Но система тотальных предохранений и необоснованных наказаний, искусственная изоляция ребенка рухнут, как карточный домик, при столкновении с жизнью в более старшем возрасте, а закрытость чувств и двойственность в характере придется по душе далеко не всем в дальнейшем.

Наиболее адекватный вариант - отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Если страх выражен слабо и проявляется временами, то лучше отвлечь ребенка, занять интересной деятельностью, поиграть с ним в подвижные, эмоционально насыщенные игры, выйти на прогулку, покататься с горки, на санках, лыжах, велосипеде. Тогда многие страхи рассеиваются, как дым, если к тому же ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение.

Следовательно, чем больше интересов у детей, тем меньше страхов, и, наоборот, чем больше ограничен круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, представлениях и страхах.

В большинстве случаев страхи уходят сами, так и не заявив о себе в полный голос. Звучащая в них тема перестает волновать ребенка, поглощенного новыми впечатлениями. С возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов, теряющих чисто эмоциональный оттенок и наивный детский характер. Если упоминание о Бармалее способно вызвать дрожь у 3-4-летних детей, то подросток откровенно рассмеется.

Однако тот же подросток может бояться смерти родителей и войны, что аналогично страху смерти, скрывающемуся у малышей в образе Бармалея. Природа не терпит пустоты, и страхи как форма познания и отражения действительности наполняют каждый раз жизненное пространство ребенка, заставляя его по-новому осмысливать жизненные ценности и отношения окружающих его людей.

Таким образом, страхи детей требуют каждый раз пристального внимания и серьезного изучения со стороны взрослых. Тогда можно своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного разрастания страхов, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, подрывающие активность и уверенность в себе, препятствующие полноценному общению и раскрытию новых возможностей.

Чтобы не превращать борьбу со страхами в противоборство с ветряными мельницами, нужно и самим родителям самокритично задать себе вопрос: "Какие страхи у нас самих были в детстве и чего мы боимся сейчас?". Общие страхи должны устраняться общими усилиями, то есть совместными действиями, мероприятиями, той же игрой, преодолевающей страх.

Требуют пересмотра и многие черты характера родителей боящихся детей. Изменить его непросто, тем не менее, это необходимо сделать как можно раньше. Начать лучше с изменения отношения к ребенку: дать ему больше свободы, приучить решать самому собственные проблемы. Мешают этому негибкость, нередко предвзятость в восприятии детей, а также непроизвольный перенос на них родительских тревог, страхов и проблем.

Так, страх одиночества у матери вместе с общей тревожностью ведет к болезненной привязанности ребенка и устранению на его пути всех препятствий и трудностей, которые как раз и нужно преодолеть, чтобы стать способным к самостоятельной жизни. Мнительность родителей проявляется в стремлении постоянно проверять и перепроверять ребенка, педантичном предопределении его образа жизни.

Всем этим непроизвольно культивируются страхи детей, так как родители излишне беспокоятся о самом факте наличия страхов, как бы застревают на них, вместо того чтобы понять источники и предпринять реальные шаги для их устранения. Тогда страхи при отсутствии реальных перемен у родителей могут вернуться снова.

Иногда страхи трудноустранимы только потому, что предпринимаются попытки воздействия на их внешнюю сторону, без учета характера, смысла и значения. Более эффективным будет воздействие на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства.

Так, вместо того чтобы бороться с воображаемым страхом перед Волком или Кощеем, нужно проанализировать возможные причины этих страхов, нередко находящиеся в сфере семейных отношений, в частности в конфликтном поведении отца, раздраженного и грозящего наказанием. Также и устойчивый страх Бабы Яги может говорить о том, что матери необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком, сделать их более теплыми, непосредственными и откровенными.

Первое, что нужно осуществить, - возвратить ребенку детство, из которого он ушел раньше времени. Достигается это совместной деятельностью, прогулками, разнообразными, эмоционально насыщенными играми, детскими спектаклями, кукольными представлениями, где много веселья и музыки, посещениями парков и аттракционов, а также систематическим чтением сказок (но не перед сном), рисованием красками, увлекательными походами и различными спортивными мероприятиями.

Необходимо участие во всем этом взрослых, которые сами как бы попадают в свое детство, становятся более непосредственными в общении с детьми. Любая возня с родителями и сверстниками, подвижные игры, смех, дружелюбная ирония, шутки, как и чтение, разыгрывание сказок и несложных, придуманных детьми историй, способны создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок.

Само собой разумеется, что нужно учить детей сдерживаться, но если делать это слишком рано, быть чрезмерно серьезными и требовательными, можно только закрепить отрицательные эмоции ребенка, сгустить их до степени страха или гнева и нередко достичь противоположных результатов.

Решиться помочь детям полностью избавиться от страха - это значит принять активное участие в их жизни. Но активность не означает, что можно всегда вмешиваться в личную жизнь детей, грубо пытаться тренировать их волю, заставляя без всякой подготовки пробегать многокилометровую дистанцию с препятствиями в виде страхов. Подобные попытки обрекают на еще более острое ощущение своей беспомощности и неспособности оправдать ожидания взрослых. Поэтому к боящемуся ребенку нужен особый психологический подход, основанный на понимании его чувств и желаний, укреплении "я" и перестройке при необходимости характера и отношений с людьми.

Для лучшего воздействия на страхи, нужно, прежде всего, установить контакт с детьми, подразумевающий доверительное отношение как условие развития творческих возможностей и веры в себя.

Отправная точка любого психотерапевтического воздействия - это принятие чувств и желаний детей и их самих такими, какие они есть, что позволяет индивидуализировать воздействие на ребенка и сделать его более результативным.

Если же пытаться вместо устранения страхов "выяснять отношения" с ребенком или считать его безнадежно упрямым и не способным к переменам, то вряд ли он сможет проявить активность и преодолеть страх. Мы не случайно придаем такое большое значение взаимоотношениям родителей и детей, раз они сказываются самым существенным образом на процессе устранения страхов.

Затрудняют прохождение страхов непримиримость к ним взрослых, категоричность принимаемых по поводу страхов решений, а также недоверие к способности детей избавиться от страха, как и возведение в абсолют любых ошибок на этом пути, в чем проявляются особенности характера взрослых членов семьи, и сами по себе осложняющие отношения с детьми.

Безусловным фактором является терпение при работе с детьми по устранению страхов, так как не всегда удается достичь незамедлительных результатов. В немалой степени это зависит и от способности самих детей перестраивать отношения и наполнять свою жизнь новым содержанием. Нередко ожидаемый эффект снижается из-за быстрой утомляемости ребенка, нервно-психических и частых заболеваний.

Главным фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь самим родителям и нередко всей семье в целом. Только после этого имеет смысл проведение разработанных нами и успешно зарекомендовавших себя на практике психотерапевтических методик преодоления страхов детьми.

В большинстве своем страхи у детей – это неосознанное проявление здорового инстинкта самосохранения, своего рода «перестраховка». Но иногда страхи у ребенка настолько сильные, что доставляют немало проблем. Причин детских страхов столько же много, сколько и видов их проявления. Поэтому помочь ребенку избавиться от страхов как можно безболезненней – важная задача родителей и педагогов.

Первые детские страхи у маленького ребенка от 1 до 2-х лет

В возрасте 1-2-х лет у ребенка происходит активное формирование сознания и речи, начинает образовываться координация движений, он постепенно осваивает исследовательские поведенческие формы своего поведения, настойчиво преодолевает разного рода трудности. При этом у него возникают определенные отношения, позволяющие ему развивать чувство семьи и своего рода.

Подобные психологические понятия образуются лишь в том случае, если семейные условия довольно благоприятные, эмоциональный контакт с взрослыми находится на нормальном уровне, к тому же должно прослеживаться взаимопонимание между родителями и их чадом, чтобы конфликты возникали как можно реже.

Благодаря такому положению вещей, семья становится для ребенка защитой, именно в ее рамках он способен в полной мере реализовать все свои умения и развить способности. Если обстановка в семье спокойная и жизнерадостная, то к концу первого года жизни у малыша полностью уходят все признаки невропатии, которые могли образоваться вследствие нарушений во время беременности и родов.

Ребенок становится менее беспокойным в ночное время, крепко спит, не слишком раздражается от яркого света или перемены обстановки. Если же родители регулярно конфликтуют друг с другом, считая, что ребенок пока еще слишком мал, чтобы понять все происходящее, то он будет воспринимать ссору с эмоциональной точки зрения. Первые страхи у ребенка появляются, как только между родителями начнет возникать напряженность. В этом случае у малыша появляется чувство беспокойства. Родители должны учитывать, что любое, даже самое незначительное эмоциональное напряжение матери будет передаваться ее ребенку и, как следствие, скажется на его самочувствии.

На этот момент стоит обратить особое внимание: если мама регулярно находится в подавленном настроении, почти не разговаривает с малышом, но при этом время от времени становится возбужденной или тоскливой, то малыш будет очень капризным. Кроме того, что у ребенка появятся первые страхи, от станет регулярно отказываться от пищи, расстроится его сон. Как только мама начнет меньше переживать и нервничать, он станет намного спокойнее и сможет выработать определенный жизненный ритм.

Примерно до двухлетнего возраста все интересы ребенка вращаются вокруг его семьи и близких людей, необходимости общения со сверстниками в этот период не наблюдается. Если в семье стабильные отношения, то эмоциональное развитие малыша будет проходить в нормальном ключе, беспокойства практически не будет, за счет чего у него начнет формироваться адекватное «Я».

Однако сложившаяся ситуация может значительно измениться, если в семье появится второй ребенок. Старший малыш, уже успевший привыкнуть к постоянному вниманию и заботе, может обижаться на родителей, которые переключили свое внимание на новорожденного. Чтобы хоть как-то обратить на себя внимание, он будет использовать разного рода ухищрения. Одним из наиболее действенных способов является болезнь или боязнь. Первые детские страхи – это посыл к тому, чтобы мама опять вернулась к нему, больше заботилась и так далее. К примеру, если ребенка оставили в одиночестве, и он внезапно чего-то испугался, то мама сразу же начинает волноваться и окружать его повышенным вниманием. Следствием такого обращения может стать то, что ребенок будет чаще бояться оставаться в одиночестве. Такое чувства страха у ребенка обязательно скажется на его эмоциональном состоянии.

Возрастные особенности детских страхов от 2 до 3-х лет

Примерно к двухлетнему возрасту дети способны наверняка различать симпатические чувства родителей, они могут даже вмешиваться в их разговор, тем более, если на них в течение долгого времени никто не обращает внимания. Возрастные страхи у детей двух лет – это преимущественно ревность со стороны ребенка, который стремится безраздельно обладать главным объектом своей любви – мамой. Если он волнуется и переживает относительно того, что ее чувства не в полной мере достаются ему, то это может сказаться на нормальном сне. Ему будут сниться кошмары, наполненные ужасами по поводу исчезновения матери из его жизни. Получается, что ночные страхи у детей выступают в качестве символического диктатора того, как ребенок будет чувствовать себя в светлое время суток.

Причиной страхов у детей может быть слишком раннее определение в ясли. В этом случае нарушается эмоциональный контакт с матерью. Еще большее беспокойство будет наблюдаться у единственного ребенка, который получает слишком много внимания и опеки со стороны всех остальных членов семьи.

Начиная примерно с двух лет, малыш способен отделить свое «Я» от окружающего мира и людей, поэтому он перестает быть слишком сильно фиксирован на матери и в большей мере нуждается в общении с другими членами семьи. Именно в этом возрасте малыши начинают упрямиться.

К этому нужно относиться как можно спокойнее, так как на этом этапе развития начинают закладываться волевые качества, с помощью которых ребенок будет преодолевать неуверенность в себе, а также нерешительность в плане поступков.

Эти фото демонстрируют страхи у детей, наиболее распространенные в данном возрасте:

Как помочь ребенку преодолеть чувство страха

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх как можно быстрее, родителям в этот период не следует воевать со своим отпрыском, пытаясь ограничить его самостоятельность и оградить от разного рода опасностей. Если поступать, таким образом, то это приведет к тому, что активность у малыша не будет развиваться на данном этапе, что может стать причиной возникновения разного рода страхов.

Если родители проводят такую политику в отношении ребенка, то получится, что дома он будет тихим, а со сверстниками начнет проявлять агрессию. Случается и, наоборот - в коллективе ровесников он ведет себя очень тихо и незаметно, а с родителями становится настоящим тираном. Для быстрейшего преодоления страхов у детей психологи советуют предоставлять малышу самостоятельность как можно раньше, например, как только он начнет ползать. Конечно, придется убрать из поля досягаемости ребенка все предметы, которые могут служить потенциальными источниками опасности, чтобы он мог максимально свободно перемещаться по комнате или квартире.

Лучше всего для преодоления возрастных особенностей детских страхов действовать следующим образом: всячески поощрять самостоятельное развитие ребенка, говоря «нет» только в самых исключительных случаях, однако это должно соблюдаться неукоснительно. Даже самим родителям, выбравшим такой путь преодоления страхов у детей будет значительно спокойнее - им не придется все время следить за своим малышом, чтобы он не получил какую-нибудь травму, так как все предметы, представляющие опасность, уже убраны. Так родители научатся уважать потребность своего ребенка в независимости, эмоциональное общение будет довольно теплым. Если же периодически хвалить малыша за совершение правильных действий, то это позволит в значительной степени укрепить его волю, что в свою очередь снизит вероятность возникновения детских страхов.

Однако зачастую полностью избавиться от детских страхов как того советуют психологи, не получается. В большинстве случаев ключевым персонажем страшных снов даже у ребенка с нормальным эмоциональным развитием становится волк, чему способствует прослушивание многих сказок, где этот герой несет в себе максимум негатива.

Приступы ночных страхов у детей и как избавить от них ребенка

Волк зачастую символизирует собой физическую боль или же страхи у детей, которые опасаются наказаний со стороны отца. После трех лет в кошмарах начинает возникать и такой сказочный персонаж, как баба-яга, которая обычно отражает проблемы ребенка с матерью, если ему не хватает ласки с ее стороны. Маленькие дети могут обратиться к папе с просьбой убить бабу-ягу и волка, чтобы избавить их от ночных кошмаров. Они инстинктивно полагают, что их папа самый сильный. Такие просьбы не следует игнорировать, ведь они говорят о проблемах ребенка в семье.

Если малыш просыпается ночью от приснившегося ему кошмара, то его удается успокоить и уложить обратно в кроватку. Однако с настоящими приступами ночного страха у детей дело обстоит значительно серьезнее, так как их травмирующее влияние обычно очень сильно выражено. Когда ребенок не может проснуться во время ночного кошмара и позвать на помощь родителей, то это приводит к серьезным эмоциональным и психологическим травмам. Они могут тяжело сказаться на дальнейшем развитии, тем более если ребенок нервно и физически ослаблен.

Бывает такое, что малыша попросту парализует страх, и он не в состоянии криком позвать маму или папу, чтобы они избавили его от кошмара. Это приводит к спазму голосовых связок. Подобное явление иногда бывает и днем, когда ребенок от сильного волнения может попросту онеметь, его голос зачастую дрожит, если он чем-то взволнован, а в необычной обстановке ему тяжело начать разговаривать. В качестве толчка к возникновению заикания может стать практически любое внезапное действие, связанное с различными страхами перед неожиданными звуками, например, сигнал машины или лай собаки.

Чтобы избавить ребенка от таких страхов как можно безболезненнее, нужно внушить ему уверенность в том, что ему абсолютно ничего не угрожает, что его все любят и всегда готовы встать на его защиту. Днем лучше развлекать ребенка подвижными играми, чтобы у него все его существование ассоциировалось с радостью и смехом. В этом случае сны у него будут светлыми и легкими.

При возникшей проблеме страхов у детей младшего возраста большое внимание уделяют биоритмам малышей - не следует укладывать их спать слишком рано или чересчур поздно, так как это может вызвать нарушение естественного распорядка. Время засыпания должно быть одним и тем же изо дня в день, однако при взрослении продолжительность сна становится все более короткой.

Проблем со страхами у детей в этом возрасте не возникает у родителей, когда они ведут себя с ребенком гибко и максимально уверенно, принимают во внимание особенности его темперамента, интересы и склонности. В первые годы от страхов можно очень быстро избавиться, если мама все время будет находиться рядом с ребенком, а роль главы семьи играть отец. Действия родителей в этом случае не направлены на активную борьбу с упрямством, они начинают активно развивать формирующееся «Я» их малыша, при этом сами уверены в себе и могут помочь детям, чтобы те преодолели как реальные, так и воображаемые опасности самого разного рода.

Возрастные страхи детей младшего дошкольного возраста от 3 до 5 лет

В этом возрасте ребенок уже вполне в состоянии обозначить чувства словами, выразить стремление к пониманию и близости с другими людьми. У него начинают появляться некоторые этические категории, например, чувство вины и сопереживания. Дети к этому возрасту становятся более самостоятельными - они способны занять себя чем-нибудь интересным, их игры не требуют постоянного присутствия Взрослых поблизости, к тому же они начинают постепенно утраиваться в общество и общаться со сверстниками. Происходит активное развитие фантазии. Именно с этим и связана высокая вероятность возникновения воображаемых возрастных страхов у детей младшего дошкольного возраста.

Кроме того, приблизительно в этом же возрасте формируются ключевые эмоции человеческой личности - любовь, жалость, нежность и так далее. Стоит отметить, что эти чувства проявляются примерно в равной степени по отношению к каждому из родителей. Однако девочки в этом возрасте больше любят отца, это чувство у них намного сильнее в случае, если они схожи с ним внешне, у мальчиков наблюдается значительное эмоциональное влечение к маме.

Нередко во время бодрствования у детей дошкольного возраста возникает страх тесного помещения, особенно если там недостаточно светло. В этом возрасте ночные кошмары перестают включать в себя таких персонажей, как волк или баба-яга, им на смену приходят другие - Бармалей, Карабас-Барабас и целый ряд прочих не слишком приятных героев, с которыми у детей связано чувство страха.

Если малыши достаточно много общаются с ровесниками, то проблем, связанных с детскими страхами, у них будет возникать значительно меньше. Дело в том, что во время совместных игр младший дошкольник может полностью раскрыть всю гамму накопившихся у него эмоций, приобрести определенные навыки защиты, воспринять свои возможные неудачи в нормальном ключе, научиться взаимодействовать в рамках социума. Помня об особенностях детских страхов, родителям гораздо лучше лишний раз сходить вместе со своим малышом на игровую площадку, чтобы через совместную игру наладить взаимоотношения между детьми. Это будет значительно полезнее, чем вновь вести ребенка к врачу.

Как бороться с сильными детскими страхами у ребенка

Если ребенок не получает достаточной эмоциональной отзывчивости со стороны родителей, то это может стать причиной детского возрастного страха, беспокойства, настроение малыша становится переменчивым. Он бывает капризным, если хочет привлечь к себе как можно больше внимания. В этой связи регулярно, причем зачастую неосознанно, используются страхи, особенно те, которые возникают перед сном. Если родители это замечают, то им следует лишний раз пообщаться со своим малышом вечером, поговорить с ним, проявить заботу и ласку. В общем, им не нужно быть такими строгими, какими они были в течение всего дня.

Как советуют бороться со страхами детские психологи? Ребенка не нужно оставлять одного, когда он засыпает, тем более нельзя оставлять его в темноте. Если не соблюдать эти условия, то в его голове начинает возникать беспокойство, из-за чего он не в состоянии заснуть. Волнение может возникать и по причине того, что ребенок будет находиться в ожидании кошмарных сновидений. В любом случае, появятся подобные страхи или нет - полностью зависит от родителей.

Слишком благополучная атмосфера в семье также может стать причиной возникновения детских страхов - когда ребенок находится под чрезмерной опекой со стороны родителей, когда они пытаются предупредить каждый самостоятельный шаг своего отпрыска. Они активно формируют в сознании ребенка убеждение, что он очень слаб и беззащитен в мире, который его окружает. Малыш и без того осознает, что все окружающее связано с неизвестностью и опасностью, поэтому такое положение вещей не стоит лишний раз подчеркивать.

Бороться со страхами ребенка так, как того советуют психологи, будет намного сложнее, если родители станут вести себя слишком нерешительно по отношению к малышу и потакать всем его капризам и шалостям.

К этому возрасту относится и формирование образного мышления, основанного на абстракции, ребенок начинает применять обобщение, понимает категории времени и пространства, задает множество вопросов в течение одного дня.

Проблема страхов у детей от 5 до 7 лет

По достижении 5 лет в малыше закладывается опыт межличностных отношений, который базируется на его умении принимать на себя определенные социальные роли. Он начинает более гибко взаимодействовать с людьми, его отношения с ними становятся более целенаправленными и разносторонними. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что помимо хороших людей в жизни попадаются и плохие. Последние - это не только те, кто плохо к нему относится, но и люди, которые постоянно ссорятся между собой и никак не могут прийти к согласию.

Все это отражается в определенных детских страхах дошкольного возраста, которые ребенок визуализирует для себя как чертей, выступающих в его сознании в качестве нарушителей социальных правил и образовавшихся устоев, кроме того, они являются представителями потустороннего мира, поэтому страхи связаны, в том числе и с этим. Причем особенностью возрастных страхов у детей 5-7 лет является то, что больше всего «нечисти» опасаются именно послушные ребята, которые при нарушении сложившихся правил испытывают серьезное чувство вины.

Возможно, ребенок в этом возрасте будет испытывать чувство тревоги и мнительности по отношению не только к окружающим, но и к себе.

Как помочь ребенку избавиться от детских страхов

Все это может пройти легко и незаметно, если на его глазах развиваются нормальные отношения между родителями, которые проявляют максимальную жизнерадостность и спокойствие. Начиная с этого возраста, придется принимать во внимание гендерные особенности детских страхов.

Бывает и такое, что ребенок в этом возрасте начинает активно употреблять бранные слова. Родителям не следует наказывать детей за это, лучше спокойно разъяснить, по какой причине подобные слова и выражения не следует употреблять. С этим также поможет справиться налаживание дружеских отношений со сверстниками другого пола. У детей этот период развития связан с различными тревожными ожиданиями, которые им поможет преодолеть нормальный и спокойный разговор с родителями. Если ребенок мнителен, то не нужно подкреплять это чувство. В этом случае следует действовать несколько иначе: переключить его внимание на что-то другое, поиграть с ним, постараться утомить его физически и тем самым выразить твердую уверенность в определенности того, что с ним происходит в данный момент.

Как уже было сказано выше, наибольшим авторитетом у детей пользуется родитель одного с ним пола. Ребенок подражает ему практически во всем, даже в привычках и манере поведения. Более того, это относится и к стилю общения с представителями противоположного пола. Нормальные отношения между родителями и детьми могут развиваться только в том случае, если родители ладят между собой. В этом возрасте малыши весьма чувствительны к эмоциональной обстановке в семье.

Статья прочитана 1 851 раз(a).

Как зарождается чувство страха? В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник - окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п.

Психологи выделяют несколько предпосылок для возможного развития беспокойств (страхов) у детей. Все большее укрупнение и развитие городов - урбанизация. Каким бы далеким не казалось это явление от обсуждаемого предмета, связь есть, и она очень тесна. В условиях большого города многие дети чувствуют себя одинокими, им трудно находить постоянных друзей, сложно самостоятельно организовывать свой досуг. К тому же, они часто страдают от излишней опеки взрослых. Возможно, это покажется странным, но развитию страхов способствует наличие отдельных благоустроенныхх квартир. Установленно, что у детей, проживающих в таких квартирах, страхи встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников из коммуналок. В особенности это касается девочек. В коммунальной квартире у ребенка больше возможностей общаться со взрослыми и со сверстниками, больше возможностей для совместных игр и меньше - для одиночества и развития страхов. Разумеется, этот вывод не говорит о том, чтобы вернуться всем в коммунальные квартиры, достаточно просто создать ребенку условия для достаточного общения с окружающими. Беспокойство также развивается у детей, которые недостаточно двигаются, не участвуют в коллективных играх, поскольку игра для ребенка была и остается лучшим средством избавления от всех страхов. Причина многих детских страхов - в матери, вернее, в ее неправильном поведении в семье. Так, дети больше страдают от различных страхов, если считают главной в семье мать, а не отца. Нервно-психологические перегрузки работающей и доминирующей в семье матери вызывают у детей ответные реакции беспокойства. Не очень хорошо отражается на эмоциональном состоянии ребенка и стремление матери как можно скорее выйти на работу, где сосредоточены ее основные жизненные интересы. При этом она не всегда учитывает запросы ребенка и его потребность в более тесном контакте с ней. Чтобы ребенок начал чего-то бояться, родителям достаточно начать ссориться. Установлено, что на родительские конфликты дети чаще всего реагируют появлением страхов. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, стихии, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары. Появление страхов зависит и от состава семьи. Например, наиболее подвержены страхам единственные дети, которые становятся в семье эпицентром родительских забот и тревоги. В то же время чем больше в семье детей, тем меньше у них страхов. Играет роль и возраст родителей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлению беспокойства и тревоги, а у “пожилых” родителей (особенно после 35 лет) дети более беспокойны и тревожны. Причиной возникновения страхов у ребенка может быть эмоциональный стресс, пережитый мамой еще во время беременности, конфликтная обстановка в семье в этот период ее жизни. Психологов часто спрашивают, могут ли те или иные конкретные страхи передаваться по наследству? В этом случае следует сказать, что по наследству могут передаваться типологические особенности высшей нервной деятельности, общий тип реагирования на окружающий мир. Итак, чего же могут бояться наши дети? Это зависит от возраста. До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7–10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни.

Первый год жизни

Страх новой окружающей среды

Страх отдаления от матери

Боязнь посторонних людей

От 1 до 3 лет

Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)

Страх оставаться одному

Ночные страхи

От 3 до 5 лет

Страх одиночества, то есть страх “быть никем”

Страх темноты

Боязнь замкнутого пространства

Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)

От 5 до 7 лет

Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.

Боязнь родительского наказания

Страх перед животными

Боязнь страшных снов

Боязнь потерять родителей

Страх смерти

Боязнь опоздать

Страх перед заражением какой-то болезньюВот несколько советов, которые помогут снизить риск развития страхов или тревожности у вашего ребенка

Период беременности - не лучшее время для решения вопроса о целесообразности рождения ребенка, для сдачи экзаменов, защиты дипломных работ, диссертаций и прочих стрессовых ситуаций. Это также не лучшее время для выяснения отношений.

Помните, что в первую очередь вы - не руководящий работник, не деловая женщина, а мама. Будьте строгой, решительной и принципиальной на работе, а дома - нежной, любящей, непосредственной, заботливой и внимательной.

Ребенок не должен чувствовать себя ни “Золушкой”, ни “Кумиром семьи”, лучше выбрать нечто среднее.

Разрешайте ребенку как можно больше мастерить, гулять, бегать, почаще приглашайте в гости его друзей-сверстников.

Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.

Находите побольше времени для рисования

Играйте всей семьей

Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с соседским красавцем Ваней или отличником Сашей.

Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости телесного контакта с ним.

Пусть Ваш ребенок станет равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями.

Будьте своему ребенку настоящим другом!

К счастью, большинство детских страхов обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время. Что же для этого нужно сделать? Если у вас доверительные отношения с ребенком и Вы набрались терпения, можно приступать к поэтапной совместной работе по избавлению от страхов.

Этап первый - “Рисуем страхи”

Каждое занятие рисованием должно длиться 30–40 минут в спокойной обстановке. Перед занятием дайте ребенку поиграть самостоятельно, установите с ним дружеский контакт. После этого можно перейти к беседе, цель которой - выявить то, чего боится ребенок. Можно это сделать в форме игры. Сесть лучше рядом с ребенком, а не напротив, не забывайте периодически подбадривать малыша. Спрашивайте: “Скажи, ты боишься или не боишься …?” и ждите ответа. После небольшой паузы можно перейти к следующему возможному страху, причем сам вопрос “боишься или нет” нужно повторять только время от времени. Если ребенок все страхи отрицает, попросите его отвечать не “да” или “нет”, а развернуто, например “я не боюсь темноты”. Свои вопросы лучше не читать по бумажке, хотя для ориентации можно составить список возможных страхов, например: “Скажи, ты боишься или нет, когда остаешься один; каких-то людей; мамы или папы; заболеть; Бабы Яги; Кощея Бессмертного; Бармалея; темноты; волка; медведя; других животных; машин; поездов; когда очень высоко; воды; пожара; когда идет кровь; когда больно; уколов; в метро; в лифте; больших улиц и т.д. Беседу лучше закончить совместной подвижной игрой.

После этого предложите ребенку нарисовать предмет, названный первым в качестве вызывающего страх. Рисовать лучше красками или фломастером. Бывает так, что лишь через несколько дней ребенок решится перенести на бумагу свой страх. Помогите ему, рисуйте вместе на одном листе каждый свой вариант “страшного” предмета. После рисования попросите ребенка рассказать о том, что изображено на рисунке. Затем ребенка нужно обязательно похвалить, пожать руку, подарить игрушку, отметить те страхи, с которыми удалось справиться. Дальше вы говорите, что рисунки с его бывшими страхами останутся у Вас (будут заперты в столе, отправлены по почте - возможны варианты). Главное - освободить от них ребенка. После обсуждения предложите своему ребенку сыграть в какую-нибудь игру, где он обязательно станет победителем.

На подобные занятия уйдет около двух недель. За это время среди всех рисунков будут и такие, где ребенку еще не удалось преодолеть свой страх. Предложите ему: “А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься!” Например, не ребенок убегает от Бармалея, а наоборот. В среднем на осознание и изображение себя как небоящегося у ребенка уходит 2 недели. Постарайтесь в это время организовывать побольше подвижных игр, прогулок, экскурсий и избегайте конфликтов в семье.

С помощью рисунков можно устранить страхи, причиной которых является игра воображения, то, что никогда не происходило, но, по мнению ребенка, может произойти. Частично успешным бывает избавление от страхов, основанных на реальных событиях, произошедших достаточно давно. Если же травмировавшее ребенка событие (укус собаки, пожар и т.п.) еще совсем свежо в памяти, то лучше избавляться от этого страха при помощи игры.

Предметно-ролевые игры

Психологически направленные игры снимают у ребенка избыток торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.

Игра “Пятнашки” позволяет ребенку снять страхи нападения, боязнь наказания родителей, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми. Суть игры - ограничить игровую площадку и рассавить на ней в беспорядке стулья, любые предметы. Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догонят - тому водить. Кто выйдет за пределы игровой площадки или заденет какой-то предмет также становится ведущим. Сопровождайте игру веселыми репликами типа “Только попадись!”, “Не догонишь!” и т.п. Кроме того, для успешности Вашего замысла старайтесь незаметно подыгрывать детям.

Игра “Прятки” позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит квартиру с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Прячущиеся сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые “сдаются”, так и не найдя прячущегося ребенка.

Это лишь два примера из возможного многообразия игр, которые вы наверняка помните еще с детства. Не бойтесь импровизировать и проявлять творчество. Главное, чтобы ребенку было интересно и весело. Помните только, что игрой можно заинтересовать, но к ней нельзя принуждать.

Ролевые игры-драматизации

Такие игры позволяют преодолеть оставшиеся, длительно существующие страхи. Здесь ребенок играет роли сложного психологического содержания, причем, как положительные, так и отрицательные. Представляя сказочных персонажей, ребенок становится то Добрым Молодцем, то Бабой Ягой. После этого он уже не так боится этой самой Бабы Яги. Пусть ваш дом превратится в театр, где ребенок самостоятельно или с Вами может придумывать сказки, делать костюмы и играть на импровизированной сцене!