Как оттащить ребенка от компьютера

Как оттащить ребенка от компьютера — советы психолога Анна Вадимова для сайта «сайт»

Компьютер: друг он или враг? Стоит ли запрещать ребенку играть в компьютерные игры даже дома у друзей, или лучше поддаться на его жаркие уговоры и разрешить окунуться с головой в увлекательную виртуальную пучину?

О вреде компьютерных игр для ребенка наслышаны, наверное, уже все. Каждая «правильная» мама, искреннее заботящаяся о собственном чаде, старается максимально оградить его от «жестоких и глупых игр», которые непременно портят зрение, осанку и ничему хорошему не учат. Но сегодня даже в детских садиках малыши хвастаются уже не столько новыми мячиками и машинками, сколько новыми компьютерными «игрушками», которые они освоили. Что уж говорить о более старших детках, для которых пройденный уровень какой-то сложной виртуальной игры – это уже необходимое условие для авторитета среди сверстников.

Советы психолога «как оттащить ребенка от компьютера»

Но что делать, если ребенка оттащить от компьютера просто нереально? Если он ест за ним, общается с друзьями только по скайпу, уроки тоже делает в электронном виде (рефераты, например), английский учит с помощью программы и даже ночью у него, пока он спит, тихо качается какая-то очередная игра? Запретить? Будет бунт. Забирать до вечера шнур от компьютера? Он найдет другой – проверено многими родителями. Уговаривать, убеждать, покупать билеты в кино – бесполезно. Но решать проблему все же нужно. А для этого важно определить степень зависимости чада от компьютера:

I степень. Ребенок охотно ходит в школу и общается со сверстниками, хоть и зачастую – по поводу компьютерных игр. Выглядит нормально, здоров, успеваемость не снижена. Однако за компьютером проводит не менее двух-трех часов в день. И запретить ему играть не получается – со всем соглашается, обещает бывать побольше на свежем воздухе и тут же идет продолжать игру.

II степень. Ребенок играет в день не менее 4-5 часов, выглядит бледным, плохо спит, стал хуже учиться. На разговоры вяло реагирует. Стал огрызаться, даже проявлять агрессию. Но поесть приходит на кухню, и какие-то уроки делает.

III степень. Учебу ребенок практически забросил, после школы садится, не раздеваясь, за компьютер, и пообедать хотя бы наспех соглашается только, если ему что-то принесут прямо в комнату. Друзей нет, зависимость налицо. Других интересов или хобби тоже нет. Не ухожен, не моется, спит одетым. Если вообще спит.

Итак, если у ребенка налицо крайняя степень зависимости – здесь уже нужно обращаться к специалисту. Хотя бы к хорошему психологу, который специализируется на компьютерной зависимости (такие есть). В других случаях не все потеряно, и «оттащить» чада от компьютера вполне реально. Для этого нужно предпринять такие шаги:

Шаг 1. Обозначение проблемы

Если ребенку хотя бы больше 7-8 лет, с ним уже можно говорить. И куда легче вести этот разговор с подростком. Очень важно только не бросаться с ходу на чадо с обвинениями типа «Ты целый день за компьютером, о чем ты думаешь?». А начинать этот нелегкий разговор нужно с «Я»-сообщений: «Знаешь, я переживаю за тебя. Если так много времени проводить с компьютером, можно растерять друзей и даже подорвать здоровье. Это – уже проблема. Что ты предложишь для ее решения? Мне интересно твое мнение». Обычно любой ребенок прекрасно понимает, что от него нужно. И сам способен предложить неплохие пути решения, вроде регламента времени, выбора игр и другого. И следовать своим же советам ему будет легче.

Шаг 2. Регламент

Итак, ребенок пошел на контакт и согласился на регламент времени, проведенного за компьютером. Это не может быть полчаса или час в день. Любая виртуальная игра требует куда больше времени, хотя бы на один раунд. Тем более, что за компьютером время летит быстро, и целых два часа могут пролететь как 15 минут. Одного часа явно недостаточно, и ребенок будет неутомимо добиваться «еще 5 минут», которые займут полдня.

Поэтому, самый оптимальный вариант – 3-4 часа в день, но обязательно с перерывами. К слову, есть специальная программа, которая может выключать компьютер каждые 50 минут на десятиминутный перерыв. И перед выключением компьютера она сигналит о том, что пора «сохраняться» в игре. А за время 10-минутного отдыха можно отправить чадо вынести мусор или сбегать за хлебом. Так сбережется зрение и осанка.

Шаг 3. Решение проблем в реальности

В благополучной семье ребенок просто не может стать зависимым от компьютера. Это происходит только тогда, когда в семье ему некомфортно, в школе его обижают, а друзей хороших нет. Вот тогда и уходит неуверенный в себе подросток в виртуальный мир, где он – герой, где он создает целые галактики, где его зовут не Лешик, а Его Величество Атигр…

Поговорите с ребенком – почему он так увлекается играми? Что ему не нравится в реальности? Стоит уделить ему внимание, понаблюдать. Чаще всего проблема в семейном микроклимате – поработайте над этим.

Шаг 4. Предоставьте «замену» компьютеру

Подумайте, о чем давно говорит ребенок? Возможно, он мечтает стать известным футболистом? Запишите его в Школу футбола! Ему нравится брейк-данс? Значит, пора увлечь его профессионально. У ребенка рука художника? Купите ему что-то вроде фотошопа и дайте попробовать себя в творчестве, пусть даже на компьютере.

Одним словом, нужно найти то ценное и важное для ребенка, что привлекает его в оффлайне, и делать ставку на него.

Шаг 5. Внимание и любовь

Ни один ребенок, даже угрюмый подросток, не согласится променять родительскую любовь и поддержку на компьютерные игры. Почаще общайтесь с ним, находите способы выразить свою любовь, поддерживайте свое чадо морально – и все получится.

И наконец , подумайте о том, что не только минусы есть в компьютерных играх. Это – прекрасный тренажер для стратегического мышления и памяти ребенка и метод избавления от психологических комплексов. Ведь в играх он – герой!

Чтобы понять, чем компьютер так привлекает детей, стоит начать с себя. Измученные постоянным добыванием хлеба насущного, мы просто не в состоянии уделять сыну или дочери внимание, а оно бывает нужнее этого самого хлеба. Не дождавшись общения с живыми людьми, ребенок обращается к относительно живому организму, который выгодно отличается от родителей тем, что всегда готов "составить компанию".

Скорость, с которой происходит это знакомство, сильно превышает скорость усвоения, скажем, правил русского языка, и компьютерные игры с вроде бы безобидными названиями "Герои" и "Завоевание Америки" триумфально входят в жизнь вашего чада. Если вдруг вы обнаружите на письменном столе еще и "Школьный курс информатики", не спешите радоваться: потрепанный вид учебника говорит о том, что он, скорее всего, используется как подставка под горячий чай. Возможно, кто-то из родителей тешит себя надеждой, что, подружившись с компьютером, в будущем ребенок станет гениальным программистом. Напрасно: далеко не. все юные дарования способны добровольно отказаться от развлечений в пользу занятий, пусть даже за компьютером.

Повелитель мира

… Стоит, я думаю, приучить Ваших близких к мысли о том, что Ваш полноценный отдых - в интересах ребёнка, а вовсе не признак Вашей лени. Также они должны понять, что Ваша работа, то есть Ваш труд по уходу за малышом, не менее трудна, чем работа других членов семьи, а значение её для будущего Вашего ребёнка, да и всей Вашей семьи, неоценимо. Вам часто придётся думать о своём отдыхе в ущерб каким-нибудь другим интересам; например, отказаться от того, чтобы помочь свекрови, или от утомительного разговора, отменить необязательный визит. Возможно, на Вас будут обижаться, но Вы должны помнить, что Ваши интересы - это интересы ребенка, и не чувствовать себя виноватой. К эгоизму такая позиция не имеет никакого отношения…

- из статьи «О планах и надеждах в воспитании детей»

Компьютерные игры предоставляют ребенку возможность быть тем, кем он пока еще не может быть в жизни: руководящей и направляющей силой какого-либо события. Он значительно вырастает в собственных глазах, ведь речь идет не просто об участии в игровом действии, а о полном контроле.

То, как процесс будет происходить дальше, зависит исключительно от желания нажимающего кнопки. Игра становится противовесом реальной жизни, в которой от ребенка мало что зависит. В качестве психологической разгрузки подобная смена ролей необходима любому человеку независимо от его возраста.

Кроме того, качественная графика дает ребенку стопроцентное ощущение реальности. Но некоторые правила компьютерной игры, например моментальное разрешение любых вопросов путем автоматной очереди, могут породить у ребенка мысль о том, что подобная модель поведения применима в жизни.

Конечно, степень восприимчивости и психологической устойчивости у всех детей разная, но родителям все же имеет смысл хотя бы изредка интересоваться содержанием игр. Самое трудное при этом — самоотверженно выслушать рассказ до конца. Зато потом вы по праву будете гордиться удивительным взаимопониманием с подростками, элегантно вставляя в беседу с ними слова типа warcraft и counter-strike.

Бороться бесполезно

На самом деле от этого увлечения наших детей нам никуда не деться. Компьютер пришел в нашу жизнь и останется в ней, хотим мы этого или нет. Плохая погода, дождь и слякоть тоже не доставляют нам особой радости, однако мы берем с собой зонтик и шагаем на улицу. Отсюда вывод: бороться бесполезно, но нужно контролировать.

Одна моя приятельница, исчерпав запасы аргументов, стала забирать мышь с собой на работу. Это не самый лучший выход из положения, ведь ребенок всегда может пойти к приятелю, родители которого не способны на столь радикальные меры. Другая моя знакомая, журналист, просто не оставляет ребенку возможности долго находиться за компьютером — она постоянно сидит за ним сама.

Попробуйте дать сыну или дочери какой-то набор посильных для него поручений, например по дому, выполнив которые он со спокойной совестью (если вы уверены в ее наличии) может садиться за игру. Если у вас живет бабушка, она проконтролирует процесс в будни.

Но не очень надейтесь на сознательность и изначально, приобретая компьютер, не скупитесь на хороший монитор: проблемы со зрением обойдутся дороже. Научите ребенка зарядке для глаз, например зажмуриться и повращать зрачками сначала в разные стороны, а потом зарядке для спины — ведь сидячая поза, в которой часами пребывает ребенок, является "отягчающим обстоятельством".

Освойте, например, упражнение "кошка сердится": стоя на четвереньках, опускайте голову, одновременно округляя спину, оставайтесь так в течение 5-10 секунд, затем медленно поднимайте голову и осторожно прогибайте спину. Повторяйте, пока не надоест, но не менее 5-6 раз.

Подзатыльник или хороший друг

Теперь представим, что самую сложную задачу мы выполнили — на некоторое время оторвали ребенка от экрана. Остается продумать, что мы можем предложить ребенку взамен. Посмотрим правде в глаза: хороших бесплатных спортивных секций почти не осталось.

Может, улица? Но той улицы, на которую нас со спокойной душой отпускали родители, больше нет. Она и в "старые добрые времена" мало походила на Институт Благородных Девиц, сегодня же стала еще более жестокой и даже смертельно опасной — не в переносном, а в прямом значении этого слова.

Неудивительно, что многие из нас предпочитают, чтобы дети больше времени проводили дома: пусть лучше ребенок сидит за компьютером, чем шляется по подворотням. Круг замкнулся?

Перед тем как начать работу над этой статьей, я решила получить информацию из первых уст: поинтересовалась у своего пятнадцатилетнего сына, что кроме конца света способно оторвать его от общения с монстрами. Вопрос застал ребенка врасплох, и он заявил, что ему надо подумать. Зато муж, сторонник патриархальных методов воспитания, сразу же ответил: "Подзатыльник". Мысль о возможности применения грубой физической силы возмутила сына, но ускорила мыслительный процесс. "Учеба и более важные дела ", — промямлил он, потупившись. Оставалось только прослезиться от умиления! Но, судя по устрашающим оценкам в дневнике, учеба уже давно не являлась первоочередной задачей.

Я потребовала правды, какой бы горькой она ни была. Лучше бы я этого не делала — альтернативой компьютеру оказался мотоцикл! Тем же вечером сын подошел ко мне со словами: "Мама, я знаю, что может заменить компьютер — хорошие друзья!" Наверное, это в самом деле лучший вариант…

Кусочек пряника не помешает

Вызовите ребенка на доверительный разговор. Не давите на него — он будет действовать назло. Лучше помогите ему осознать, что все имеет разумные границы, что вы не запрещаете ему заниматься тем, что ему нравится, а просто хотите, чтобы он занимался не только этим. Скажите ему, что вы рады, что у него есть увлечение (даже если это на самом деле не совсем так), но ведь на свете существует еще множество увлекательных вещей.

Может, вы вместе нащупаете интересы и поймете, что же нравится вашем ребенку. Например, в разговоре с 14-летним Никитой выяснилось, что мальчик мечтает разбираться в автомобилях, что очень удивило его отца — опытного автолюбителя: он вроде бы не замечал за сыном большой любви к технике.

Но родители прислушались, и с тех пор в отцовском гараже Никита проводит времени не меньше, чем за монитором. А другого компьютерного фаната отправили летом… в компьютерный же лагерь. Мама мальчика решила, что там его хотя бы научат воспринимать сложную машину не как игрушку. Но подросток "перевыполнил задачу" и не только научился программировать, но и нашел там настоящего, живого друга.

Намекните ребенку, что принятие окончательного решения, конечно же, останется за ним и вы ничуть не сомневаетесь в правильности его выбора. Кусочек пряника еще никому не повредил, а кнута в его жизни и так более чем достаточно.

"Спасите наши души!"

Однако не так страшен черт, как его малюют. Компьютерный бум в чем-то схож с ветрянкой, которой почти все мы переболели в детстве. Приятного в этом, конечно, было мало, но никому еще не удавалось изменить естественный ход событий. Впрочем, в наших силах сделать так, чтобы болезнь прошла без осложнений. И, как ни крути, на это понадобятся время и терпение, которых нам постоянно не хватает.

Пусть каждый из родителей сделает свой выбор. Мы так часто хотим, чтобы менялись окружающие (а как легко ставить ультиматумы детям!), и гораздо реже готовы измениться сами. Мы замкнулись в себе и можем найти этому тысячу оправданий. Но никакие тяготы жизни не являются оправданием нашему превращению в машины по добыванию денег. И в том, что лучшим собеседником многих детей тоже стала машина, есть наша вина. Потому что компьютерная проблема является частью проблемы "отцов и детей".

Всем нам стоит задуматься над тем, почему все больше детей предпочитают виртуальную реальность действительности и заменяют живое общение бесконтактным. Может быть, потому, что ребенок испытывает страх быть отвергнутым и не понятым и виртуальный контакт становится для него единственной возможностью не быть одиноким? Способны ли мы создать реальную альтернативу такой "безнапряговой" и безэмоциональной коммуникации?

Вполне, если только будем относиться к недостаткам ребенка так же снисходительно, как к своим собственным, и воспринимать его таким, какой он есть. Мы, родители, забыли, что и сами вполне можем быть и партнерами по играм, и наглядными учебными пособиями. Точнее, практическим руководством по предмету под названием "Жизнь".

Саша, иди есть! -­ Сейчас, мам...

Через 15 минут все та же фраза... Знакомо?

Чем он занят сейчас, что не может контролировать свое время и адекватно реагировать на мои посылы?

Застройка нового острова в «туземцах», или обрушенное здание в «майнкрафте», срочно нуждающееся в реставрации, или друг не может выйти в скайп для проведения совместной игры...

Я - мама одиннадцатилетнего ребенка, который любит компьютерные игры и может часами говорить о... я до сих пор не могу выучить эти названия.

Я переживала, боролась, наказывала, поощряла, угрожала, благодарила, играла и обучалась сама... И в какой-то момент я поняла, что невозможно да и нельзя запретить то, что кругом и повсюду. И это является частью жизни и дает возможность не только проводить время, но и развивать конкретные навыки.

Я поняла, что нужна система, новая модель взаимодействия. Система, где родители, ребенок и компьютер будут сосуществовать и помогать друг другу. И при этом будет ясность и понимание: Для чего? Во что? С кем? Сколько?

Да, я неидеальная мама. И если мой ребенок предпочитает поиграть на планшете, вместо того, чтобы побегать во дворе с друзьями - в первую очередь, это мое упущение. Но я хочу, чтоб мой ребенок рос самостоятельной, здоровой личностью, гармонично развивающейся в разных сферах.

Как коуч, я понимаю, что если фокусировать внимание на проблеме, то в реальности эта проблема так ей и останется. На что же нужно направить внимание? Чтобы мой сын захотел больше времени думать о том, как ему научиться быстрее читать, вместо того, чтоб поиграть украдкой, пока мама не видит. Или сбегать в спортивную секцию вместо закачивания новой версии очередной игры.

Что для меня, как для мамы, важно в сбалансированном развитии моего ребенка?

  1. Здоровье ребенка - физическое и психическое. Сидение за компьютером или планшет портит не только зрение и осанку. Оно снижает внимательность. В тяжелых и запущенных ситуациях, когда ребенок проводит по нескольку часов в день за гаджетами, это чревато зависимостями, неврозами и отрывает ребенка от реальности, лишая его возможности нормальной адаптации со сверстниками.
  2. Обучаемость и любопытство к новому. Потеря интереса к учебе и познанию нового, снижение успеваемости - также последствия компьютерной зависимости.
  3. Общение с ровесниками - если общение сводится только к формату «привет, что нового у тебя в Туземцах?» или совместным он-лайн играм - кругозор и мировоззрение ребенка сильно сужается. Он становится ограниченной личностью, живущей в мире фантазий.

Итак, что я сделала, чтобы начать выстраивать систему нашего гармоничного взаимодействия. Ответила на вопросы:

1 шаг. Для чего?

Играть, чтобы развивать навыки. Современные игры помогают сформировать:

Стратегическое мышление;

Видение;

Развивают привычку делать регулярно одно и то же действие.

Во всяком случае лично мне это помогло. Когда мой сын предложил установить мне на телефон игру «Туземцы», сказав, что это поможет мне развить недостающие навыки. А именно ежедневно делать одно простое административно-контрольное действие. При этом он был моим наставником, говорил, что делать и как, и каждый день спрашивал: «в Туземцев заходила? Доход собрала?»

Это выработало у меня привычку делать те дела, которые я всегда оставляла на потом или откладывала. Так что польза от компьютерных игр есть. Проверено на себе:)

2 шаг. Во что?

Я против насилия, стрелялок - поэтому на такие игры наложены табу. Если ребенок сопротивляется или не понимает - покажите последствия фашизма и объясните что к чему. Игры, где идет освоение территорий, развитие - да. И при этом говорить и спрашивать регулярно: Чему тебя эта игра учит? Что нового ты сегодня построил? Какие ресурсы набрал и что это тебе дает? Какие варианты развития возможны, если ты купишь или нет новый остров?

3 шаг. С кем?

С кем ваш ребенок общается на темы компьютерных игр, что, как и сколько они обсуждают. Что именно он обсуждает с вами? Знаете ли вы тех, с кем он общается он-лайн? По возможности понаблюдайте, как выстраиваются у вашего ребенка взаимоотношения со сверстниками, что их интересует и увлекает помимо игр?

4 шаг. Сколько?

Я установила время - ежедневно 1 час игр и мультфильмов, на выбор. При этом важно обосновать, почему столько. Можно прочитать, что по этому вопросу уже написано - сколько времени и в каком возрасте можно сидеть перед компьютером, по мнению врачей - и выбрать оптимальный вариант.

Этот час игр возможен только после выполнения домашних дел, уроков. У нас это все прописано и одобрено мной и сыном. К этому соглашению шли несколько месяцев, и теперь оно висит на холодильнике. За нарушение - штраф: планшет забирается на срок от 1 до 7 дней, в зависимости от формы нарушения. При этом важно помнить о благодарности ребенка, и за его активность и инициативу в других делах обязательно благодарить и поощрять. Например, сам помыл посуду, или сказал комплимент... Я выдаю сердечки, когда их накапливается 10 штук - приз на выбор: «Макдональдс», билет в кино, бонус на час игры и т. п.

Еще определила вместе с сыном, его слабые зоны в здоровье, обучении, отношениях. Затем сформировали простые действия, которые будут его в этих зонах развивать.

5 шаг. В сфере здоровья . Ежедневно гимнастика для ног, т. к. у него плоскостопие. Еженедельные совместные велопрогулки по трассе с крутым подъемом - это еще помогает и силу воли укрепить.

6 шаг. В сфере обучаемость и интерес к новому - направить внимание, как использовать компьютер для поиска новой информации. Когда не я даю готовый ответ или фразу «не знаю» на вопрос ребенка. А мы вместе ищем информацию в интернете. Плюс для развития навыка быстрого чтения, к примеру, смотреть совместные уроки и вместе проделывать упражнение. Появляется понимание, что компьютер не только для игр, но и для поиска ответов на вопросы.

7 шаг. В сфере отношения - обязательное живое ежедневное общение с друзьями. Просто выталкивайте его на улицу. Гуляем вместе, играем в бадминтон, волейбол - все, что доступно и полезно для всей семьи.

Также важно научиться задавать искренние вопросы к ребенку: как прошел его день и что нового у него было? Что доставило ему больше всего радости, а что огорчило? 15-20 минут в день теплого общения за ужином или перед сном - и вы лучше начнете понимать друг друга и узнаете своего ребенка с новой стороны.

На сегодняшний день в нашей системе взаимодействия сын ежедневно записывает сколько времени он сидел за планшетом, без споров принимает штраф, если произошло нарушение, и старается больше времени проводить в реальном общении с друзьями. Он стал читать каждый день и быстрее преодолевает трудности. Мы вместе готовим новые блюда, и он сам может приготовить легкий ужин и угостить меня.

Система еще не идеальна и я многое в ней хочу усовершенствовать. Главное, я уже вижу результаты, и понимаю - все возможно, когда знаешь, чего хочешь.

Верьте - не верьте, но компьютерной проблемы в детском возрасте не существует. Дети и подростки "прирастают" к розетке тогда, когда реальный мир не может (или не хочет) предложить им других полноценных занятий.

Мы берёмся это вам доказать. И показать - что стоит делать, чтобы ребёнок не зависал в виртуальном мире.

Отрывок из главы "То ли друг, то ли враг телевизор"

- Сейчас кино будет, «Марья – искусница»

- Какое?

- «Марья – искусница»

- А что, она много кусала?

Посмотрите на полках книжных магазинов, сколько книг написано о том, как уложить ребёнка спать. Полно. Никогда, ни в какие времена ещё не вставала так остро «сонная проблема». Не было ещё у нас ни одной встречи с родителями, где бы они не поднимали этот вопрос. А в чём дело? В нагрузках, которые выпадают на долю ребёнка. В тех стрессах и эмоциональных перегрузках, которые сваливаются и на малышей, и на подростков. И думается, большая часть проблем ползёт из телевизора, особенно если ребёнок имеет «счастье» лицезреть его бесконтрольно, бессистемно, и на сон грядущий в том числе. Не верится? Попробуйте пару недель исключить телевизор из вечернего обихода – и вы убедитесь, что ваш ребёнок и засыпать станет лучше, и спать спокойнее.

Возьмите краски, возьмите книжки…

Кстати сказать, книги, даже сказки с плохим концом, воздействуют на детей не так фатально. Потому что там работает воображение: ребёнок слушает то, что ему рассказывают, и его воображение само рисует картинки.

Оно как бы корректирует услышанное – и создаст «облагороженный», смягченный, не ранящий вариант. Совсем другое дело – картинки из телевизора. Тут - никакой коррекции не происходит: Увидел – щёлк! – «сфотографировал». Но это ещё полбеды. Беда, что такое «фото» как бы проваливается в подсознание и прописывается там. И время от времени снова всплывает в памяти и снова пугает малыша.

Поэтому тщательно контролируйте передачи и компьютерные игры, просматривайте книги для маленьких детей – что там нарисовал художник, не слишком ли картинка (иллюстрация) реалистична. На малышей страшная картинка из книжки (а сейчас их стали порой выпускать без учета особенностей детского восприятия) тоже может произвести неизгладимое впечатление и напрочь перепугать, иногда - ничуть не меньше, чем жутковатый видеоряд на экране.

Телепрофилактика

Дети смотрят телевизор вместе со взрослыми, но видят они не совсем то, на что мы рассчитываем. Они могут акцентироваться на тех деталях, на которые мы и совсем внимания не обратим, могут сделать выводы, на которые мы вовсе не рассчитываем.

«Ну зачем же такую красивую лошадь превратили в какого-то человека!» - в слезах воскликнула дочка, посмотрев старый фильм «Как Иванушка – дурачок за чудом ходил».

Лет до двух с половиной – трёх малыши вообще не способны адекватно воспринимать / переосмысливать полученную информацию. Даже мультики им гораздо полезнее смотреть в видеозаписи, чтобы в любой момент можно было бы остановить картинку, вернуться назад и объяснить то, что малыш не понял.

Детей нельзя оставлять с экраном один на один. Это не значит, что вы обязаны постоянно сидеть рядом и смотреть вместе (хотя такой вариант сам по себе не плох). Это значит, что надо помочь ребёнку разобраться в том, что они увидят.

Беседуйте с ребёнком о том, что он увидел и понял, когда смотрел ту или иную передачу. тем более, что лишнего времени это у вас не отнимет. Разговаривать можно и на ходу, по дороге в детсад/в магазин/на прогулку, и между делом, поливая цветы/оттирая следы на обоях и даже пылесося палас.

Лишь лет после трёх дети начинают выстраивать связи между тем, что происходит «в телевизоре» и реальной жизнью, могут индентифицировать себя с какими-то героями и с особым удовольствием подражать им.

Но давайте не будем винить телевидение, давайте поделим обязанности. Оставим каждому свое: теледеятелям – зарабатывание денег, а родителем – воспитание своих детей (увы, тут интересы данных групп расходятся). Есть очень простое понятие, которое почему-то редко упоминают, когда говорят о вреде и пользе информационных технологий. Вкус и культура. Это, может быть, единственное средство, способное по-настоящему помочь нашим детям в наше время (и их родителям – тоже).

А вот прививаются они с раннего детства

Двухлетний карапуз вдруг накинулся на четвероного друга, любимца семьи, добродушного старого боксёра. Лупцевал всем, чем под руку попадётся. Мяч в руках – бьёт мячиком, барабан – бьёт барабаном, всё отобрали – пинает ногой. Сначала мама была в шоке: что с малышом случилось? а потом догадалась, отчего такая метаморфоза. Никита посмотрел новые мультики – подарок от дедушки. «Виновным» дурного поведения оказался один мелкий ушастый зверёнок, на протяжении нескольких серий изводящих всех, кто ему под руку (то есть под лапку) попадётся. Особенно в том мультике доставалось коту и собаке. Кошки в доме не было, зато собака была. И, как нарочно, та экранная псинка и эта, живая, домашняя чем-то были действительно внешне похожи. Неизвестно, вообразил себя Никитка супергероем – мышом или просто весело было здоровую псину гонять, но что домашний пёс забился под кровать и весь вечер носа оттуда не показывал – это точно.

Дети учатся, развиваются, подражая взрослым, обычно – своим родителям. Но гость, прописавшийся в экране, становится для ребёнка тоже членом семьи, и образцом для подражания становится тоже!

Вывод? Не все забавные с вашей точки зрения мультики подходят для наших малышей.

Пока дети не разобрались, что такое хорошо и что такое плохо, очень вредно смотреть им на агрессию, издевательство, вредность. Мы-то мы понимаем, что когда несчастный кот размазан по забору – это шутку такая, а малыш всё воспринимает буквально. Пропахал Тигра носом – ой, смешно! рухнул с небоскреба – ой, забавно! Все веселятся, и малыш делает закономерный вывод: хочешь, чтоб тебе радовались – делай так же. И де-ла-ет.

Откуда берутся геймеры? Мы подозреваем, привычка жить за экраном начинается в раннем детстве. Просто к привычному экрану, телевизионному, добавляется ещё один – мониторный. Просто от одного экрана, телевизионного, он пересаживается за другой – компьютерный.

Из дневника завзятого геймера

Понедельник

Десять шагов, девять, восемь, семь, шесть…

Дом, милый дом. Да, мам, в школе все нормуль. Дом. Комната. Компью… Поесть? Да-да, иду, мам. Блин!.. Так, ладно. На чем мы там остановились? А, точно, французы у меня Бесарабию отвоевать пытались. Щас я им отвоюю… А? Ну, дык, щас три… Ну, часик посижу, ага? Да, да, не больше! Оп! Обломчик вышел… Напали, понимаешь! А мы их конницей, конницей…

Скока, десять минут пятого? А, ну, все, заканчиваю…

Ну, щас-щас, битва важная!

Пять? Каким это чудом? Вижу… Ух, лягушатники чертовы! Я вам еще покажу, где раки… Да, все-все, выключаю!

Все! Историю выучили, можно перекраивать! Что? Германия? Объявила войну?! Мне?!!! Предатели! Я вам попомню, арийцы, несчастные!..

Да, я в курсе, завтра в школу. А скока щас? Умпх… Все, стелю.

Вторник

Десять, девять, восемь…

Да нормально. Нет, не спрашивала. Завтра? А, ну, информатика, физика, физ-ра, английский и э-э-э… русский. Да, кстати, и тебе привет тоже. Ну, потом выучу. Ну че щас? Вон, калькулятор беленький видишь?

Так, ладно, чем бы сегодня заняться? О! Точно, давненько мы не квакали! Где тут ярлычок наш? Вот, Quake 4, замечательно! Тыш-тыш-тыш! Во! Получайте, пиу…

Уроки. Снова они… Математический маятник совершает колебания… а тут на него зерг как сиганет! Хе-хе…

Все, айм бэк, вредители! Что значит «не смей»? Да я ж тока часок посидел! А че вчера? То вчера… Нет, голова не болит, а что, должна? Ну, я не долго… Мам, ма-а-ам, мамуль. Ну, пли-и-из… Йес-йес-йес! Спасибо, я правда недолго!

Хррр… А, че? Уже ночь? Как ночь? Да ладно, мам, не злись ты так! Уроки-то я сделал.

Среда

Десять, девять, восемь, семь…

Привет, мам. Нормально. Я пойду… Что?! Как электричества нет? Нет, не может быть… Как они могли? Средь бела дня? Все, ухожу в монастырь! Или нет, сначала в Горгаз! Опять Гесер шалит!

Четверг

Десять, девять, уй, чертовы кочки!

Здрасьте.

А вот и я, железюшка ты моя ненаглядная! Ну что, погоняем?

Ась? Да ладно тебе, вчера ж электричества не было! Должен же я пробел восполнить! В школе? А какие там пробелы? No probel! Да не хочу я есть! Ну, чаю можно? Принесешь сюда, ладно? Спаси-и-ибо!

Да вечером сделаю!

Что? Не, убивать не надо. Уже выключаю…

Пятница

Слушай, мам, чего-то мне сегодгня пло-о-хо… голова болит. Нет, причем здесь компьютер? Ладно сегодня сидеть не буду.

Уф! Опять Вторая Мировая приснилась… Надо бы завязывать…

Я? Обещал? Чего? А, не играть? Ну, ладно, ладно, только не кричи, ага?

Ну, скока можно медитировать? Нет, в школу ходить нужно хотя бы ради компьютера.

Что-то правда голова болит…

Суббота

Наконец-то!

Оуо, теперь ты в Матрице, парень!

А?.. Да-а-а… щас. Поем… Не, я с полчасика назад передышку делал. А че глаза? Нормальные.

Ну, кто там на меня сзади нападает? Неужто, опять черти эти? Тьфу! Кот!

Спать? Можно… Да ну, че ты, какой весь день? Я же гулять ходил… или вчера?

Воскресенье

Спина болит. Голова болит. Все болит. Но воевать надо!

А-а-а? В шко-о-олу… да-а-а, в школу. Учил. Когда? Днем. Этим. Стелю…

Чтобы понять, чем компьютер так привлекает детей, стоит начать с себя. Измученные постоянным добыванием хлеба насущного, мы просто не в состоянии уделять сыну или дочери внимание, а оно бывает нужнее этого самого хлеба. Не дождавшись общения с живыми людьми, ребенок обращается к относительно живому организму, который выгодно отличается от родителей тем, что всегда готов "составить компанию".

Скорость, с которой происходит это знакомство, сильно превышает скорость усвоения, скажем, правил русского языка, и компьютерные игры с вроде бы безобидными названиями "Герои" и "Завоевание Америки" триумфально входят в жизнь вашего чада. Если вдруг вы обнаружите на письменном столе еще и "Школьный курс информатики", не спешите радоваться: потрепанный вид учебника говорит о том, что он, скорее всего, используется как подставка под горячий чай.

Возможно, кто-то из родителей тешит себя надеждой, что, подружившись с компьютером, в будущем ребенок станет гениальным программистом. Напрасно: далеко не. все юные дарования способны добровольно отказаться от развлечений в пользу занятий, пусть даже за компьютером.

Повелитель мира

Компьютерные игры предоставляют ребенку возможность быть тем, кем он пока еще не может быть в жизни: руководящей и направляющей силой какого-либо события. Он значительно вырастает в собственных глазах, ведь речь идет не просто об участии в игровом действии, а о полном контроле.

То, как процесс будет происходить дальше, зависит исключительно от желания нажимающего кнопки. Игра становится противовесом реальной жизни, в которой от ребенка мало что зависит. В качестве психологической разгрузки подобная смена ролей необходима любому человеку независимо от его возраста.

Кроме того, качественная графика дает ребенку стопроцентное ощущение реальности. Но некоторые правила компьютерной игры, например моментальное разрешение любых вопросов путем автоматной очереди, могут породить у ребенка мысль о том, что подобная модель поведения применима в жизни.

Конечно, степень восприимчивости и психологической устойчивости у всех детей разная, но родителям все же имеет смысл хотя бы изредка интересоваться содержанием игр. Самое трудное при этом - самоотверженно выслушать рассказ до конца. Зато потом вы по праву будете гордиться удивительным взаимопониманием с подростками, элегантно вставляя в беседу с ними слова типа warcraft и counter-strike.

Бороться бесполезно

На самом деле от этого увлечения наших детей нам никуда не деться. Компьютер пришел в нашу жизнь и останется в ней, хотим мы этого или нет. Плохая погода, дождь и слякоть тоже не доставляют нам особой радости, однако мы берем с собой зонтик и шагаем на улицу. Отсюда вывод: бороться бесполезно, но нужно контролировать.

Одна моя приятельница, исчерпав запасы аргументов, стала забирать мышь с собой на работу. Это не самый лучший выход из положения, ведь ребенок всегда может пойти к приятелю, родители которого не способны на столь радикальные меры. Другая моя знакомая, журналист, просто не оставляет ребенку возможности долго находиться за компьютером - она постоянно сидит за ним сама.

Попробуйте дать сыну или дочери какой-то набор посильных для него поручений, например по дому, выполнив которые он со спокойной совестью (если вы уверены в ее наличии) может садиться за игру. Если у вас живет бабушка, она проконтролирует процесс в будни.

Но не очень надейтесь на сознательность и изначально, приобретая компьютер, не скупитесь на хороший монитор: проблемы со зрением обойдутся дороже. Научите ребенка зарядке для глаз, например зажмуриться и повращать зрачками сначала в разные стороны,

а потом вверх-вниз. И зарядке для спины - ведь сидячая поза, в которой часами пребывает ребенок, является "отягчающим обстоятельством".

Освойте, например, упражнение "кошка сердится": стоя на четвереньках, опускайте голову, одновременно округляя спину, оставайтесь так в течение 5-10 секунд, затем медленно поднимайте голову и осторожно прогибайте спину. Повторяйте, пока не надоест, но не менее 5-6 раз.

Подзатыльник или хороший друг

Теперь представим, что самую сложную задачу мы выполнили - на некоторое время оторвали ребенка от экрана. Остается продумать, что мы можем предложить ребенку взамен. Посмотрим правде в глаза: хороших бесплатных спортивных секций почти не осталось.

Может, улица? Но той улицы, на которую нас со спокойной душой отпускали родители, больше нет. Она и в "старые добрые времена" мало походила на Институт Благородных Девиц, сегодня же стала еще более жестокой и даже смертельно опасной - не в переносном, а в прямом значении этого слова.

Неудивительно, что многие из нас предпочитают, чтобы дети больше времени проводили дома: пусть лучше ребенок сидит за компьютером, чем шляется по подворотням. Круг замкнулся?

Перед тем как начать работу над этой статьей, я решила получить информацию из первых уст: поинтересовалась у своего пятнадцатилетнего сына, что кроме конца света способно оторвать его от общения с монстрами. Вопрос застал ребенка врасплох, и он заявил, что ему надо подумать. Зато муж, сторонник патриархальных методов воспитания, сразу же ответил: "Подзатыльник".

Мысль о возможности применения грубой физической силы возмутила сына, но ускорила мыслительный процесс. "Учеба и более важные дела ", - промямлил он,

потупившись. Оставалось только прослезиться от умиления! Но, судя по устрашающим оценкам в дневнике, учеба уже давно не являлась первоочередной задачей.

Я потребовала правды, какой бы горькой она ни была. Лучше бы я этого не делала - альтернативой компьютеру оказался мотоцикл! Тем же вечером сын подошел ко мне со словами: "Мама, я знаю, что может заменить компьютер - хорошие друзья!" Наверное, этой в самом деле лучший вариант...

Кусочек пряника не помешает

Вызовите ребенка на доверительный разговор. Не давите на него - он будет действовать назло. Лучше помогите ему осознать, что все имеет разумные границы, что вы не запрещаете ему заниматься тем, что ему нравится, а просто хотите, чтобы он занимался не только этим. Скажите ему, что вы рады, что у него есть увлечение (даже если это на самом деле не совсем так), но ведь на свете существует еще множество увлекательных вещей.

Может, вы вместе нащупаете интересы и поймете, что же нравится вашем ребенку. Например, в разговоре с 14-летним Никитой выяснилось, что мальчик мечтает разбираться в автомобилях, что очень удивило его отца - опытного автолюбителя: он вроде бы не замечал за сыном большой любви к технике.

Но родители прислушались, и с тех пор в отцовском гараже Никита проводит времени не меньше, чем за монитором. А другого компьютерного фаната отправили летом... в компьютерный же лагерь. Мама мальчика решила, что там его хотя бы научат воспринимать сложную машину не как игрушку. Но подросток "перевыполнил задачу" и не только научился программировать, но и нашел там настоящего, живого друга.

Намекните ребенку, что принятие окончательного решения, конечно же, останется за ним и вы ничуть не сомневаетесь в правильности его выбора.

Кусочек пряника еще никому не повредил, а кнута в его жизни и так более чем достаточно.

"Спасите наши души!"

Однако не так страшен черт, как его малюют. Компьютерный бум в чем-то схож с ветрянкой, которой почти все мы переболели в детстве. Приятного в этом, конечно, было мало, но никому еще не удавалось изменить естественный ход событий. Впрочем, в наших силах сделать так, чтобы болезнь прошла без осложнений. И, как ни крути, на это понадобятся время и терпение, которых нам постоянно не хватает.

Пусть каждый из родителей сделает свой выбор. Мы так часто хотим, чтобы менялись окружающие (а как легко ставить ультиматумы детям!), и гораздо реже готовы измениться сами. Мы замкнулись в себе и можем найти этому тысячу оправданий. Но никакие тяготы жизни не являются оправданием нашему превращению в машины по добыванию денег. И в том, что лучшим собеседником многих детей тоже стала машина, есть наша вина. Потому что компьютерная проблема является частью проблемы "отцов и детей".

Всем нам стоит задуматься над тем, почему все больше детей предпочитают виртуальную реальность действительности и заменяют живое общение бесконтактным. Может быть, потому, что ребенок испытывает страх быть отвергнутым и не понятым и виртуальный контакт становится для него единственной возможностью не быть одиноким? Способны ли мы создать реальную альтернативу такой "безнапряговой" и безэмоциональной коммуникации?

Вполне, если только будем относиться к недостаткам ребенка так же снисходительно, как к своим собственным, и воспринимать его таким, какой он есть. Мы, родители, забыли, что и сами вполне можем быть и партнерами по играм, и наглядными учебными пособиями. Точнее, практическим руководством по предмету под названием "Жизнь".