Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости. Родительское собрание. Как спасти ребенка от компьютерной зависимости

Самые часто задаваемые вопросы наркологу от родителей: как уберечь ребенка от наркотиков? Как воспитать ребенка независимым человеком? С какого возраста необходимо заниматься профилактикой?

Как правило, первыми обращаются за помощью к наркологу именно родственники зависимых людей. И на этом этапе их волнуют уже другие вопросы: Что делать и как помочь? Где упустили? Где не доглядели? Что не додали своему ребенку?

С этой проблемой обращаются люди с различным социальным статусом, зачастую люди на первый взгляд из благополучных семей – интеллигентных, состоятельных.
Накопившийся опыт в процессе работы с семьями зависимых помог понять, что же объединяет этих людей, и на основании этого подготовить общие рекомендации, применение которых позволит предупредить появление зависимости в семье.

Обращаясь за помощью для своего ребенка или супруга, родственники зависимых людей даже не предполагают, что помощь нужна, прежде всего, им самим.
Зависимость – это семейная болезнь. И если один из членов семьи болен алкоголизмом, наркоманией, то остальные ее члены страдают психологически. Психическое состояние родственников больных зависимостью обозначают термином «созависимость».

Созависимость – это то, без чего алкоголизм и наркомания никогда не состоятся.

В общих чертах созависимость характеризуется, как болезненное желание управлять поведением других людей, контролировать жизнь, опекать и воспитывать другого человека, при этом, не заботясь об удовлетворении своих жизненно важных потребностей. Существует еще множество определений, но уже из этого становится ясно, что созависимый человек несвободен в своих чувствах и поведении, он теряет способность действовать по своему выбору, управлять своей жизнью, так как он все время занят жизнью другого человека.

Психологические травмы, полученные в детстве, плюс воспитание в дисфункциональной семье, и в результате вырастает человек с заниженной самооценкой, незнающий чего он хочет сам. При этом созависимые считают, что знают, чего хотят другие. Близкие и родственники зависимых людей не осознают, что сами нуждаются в помощи и поддержке, а если и осознают, то не умеют о ней попросить. Отсюда большая потребность помогать другим. Таким образом, они как бы говорят: «Я помогу тебе, а ты помоги мне», и, если что то делают для других, обязательно ждут чего то взамен, а когда они этого не получают, то испытывают сильное разочарование. Поэтому отношения в таких семьях напоминают сделку. Созависимые пытаются помочь даже тогда, когда их об этом не просят, и даже тогда, когда не знают, как помочь. Это не свидетельствует о том, что созависимые плохие люди, просто их не научили жить по-другому, не научили самому главному – заботиться о себе, верить в то, что они ценны сами по себе, что любовь не надо зарабатывать, она изначально есть в каждом из нас.

Нелюбовь к себе, привычку обесценивать себя, обвинять, не заботиться о себе созависимые вынесли из детства, и в собственной семье они продолжают относиться к себе так, как к ним относились самые значимые близкие люди, чаще всего это родители. И повторяется все по кругу: если человек не умеет любить себя, заботиться о себе, то,что он может дать другим окружающим его людям?

Поэтому неотъемлемой частью в процессе лечения зависимости является семейная терапия, направленная на преодоление созависимости у близких и родственников больных.

Зависимость и созависимость возникает в семьях имеющих общие характеристики, такие семьи носят название дисфункциональные.
Признаки дисфункциональной семьи:

  • Зависимость (алкогольная, наркотическая, игровая, пищевая и т.д.) у одного или нескольких членов семьи;
  • Жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия);
  • Авторитарная мать или деспотичный отец;
  • Абсолютизирование воли, контроля;
  • Запрет на естественное выражение чувств (“не реви”, “что-то ты развеселился очень, как бы плакать не пришлось”, “мальчикам плакать нельзя”);
  • Закрытость. Все скрывают секрет семьи, поддерживают фасад благополучия, стыдятся проблем зависимости;
  • Конфликтность во взаимоотношениях;
  • Отрицание проблем и поддержание иллюзий;
  • Частая потребность нести ответственность за жизнь других, а не за свою жизнь;
  • Неумение просить о помощи;
  • Склонность к полярности чувств и суждений;
  • Нарушение личностных границ (личного пространства или индивидуальных границ, которые включают тело, мысли, мнения, потребности, убеждения, желания и делают человека отдельной и автономной личностью).

Для сравнения признаки здоровой, функциональной семьи:

  • Проблемы признаются и решаются;
  • Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества);
  • Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся;
  • Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности;
  • Родители делают то, что говорят;
  • Ролевые функции выбираются, а не навязываются;
  • В семье есть место развлечениям;
  • Ошибки прощаются, на них учатся;
  • Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые - хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка расценивается, как упрямство и должна быть сломлена.

Тип отношений в такой семье:
Один из членов семьи берет на себя доминирующую роль, отдает приказы, критикует, стремится подавить волю остальных. Это позиция Преследователя. Тогда другой человек оказывается в позиции Жертвы. Жертва жалуется, демонстрирует полную беспомощность. Тогда кто-то из членов семьи берет на себя роль Спасателя. Спасатель поддерживает Жертву и обвиняет Преследователя. Так возникает «ловушка созависимости», так называемый драматический треугольник Карпмана. Члены семьи могут поочередно находиться в каждой из ролей.

Если в семье взаимоотношения подчиняются данному стереотипу и Вы чувствуете, что угодили в ловушку драматического треугольника, попробуйте отследить, как часто Вы прибываете в роли Жертвы, Спасателя или Преследователя.

Для выхода из драматического треугольника Карпмана разработана альтернативная концепция «Треугольник победителя».

Семья – это главная система, к которой каждый из нас принадлежит, и поведение всех членов семьи всегда взаимосвязано и взаимообусловлено. Поскольку все части этой системы находятся в тесном взаимодействии, то и улучшение/ухудшение состояния одного из членов семьи неизбежно отражается на самочувствии другого.

Поэтому, когда родственники зависимых людей спрашивают, как помочь их родным и близким, первое, что рекомендуют врачи наркологи, психотерапевты и психологи: начните с себя!

Мы не можем менять других людей, но изменяя свое поведение, мы с удивлением замечаем, как меняется мир вокруг нас.

Еще в 4 веке до н.э. римский философ Сенека, сказал: долог путь поучения, краток и успешен путь личного примера.

Так впоследствии родилась английская пословица, которая гласит: не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя!

Поэтому культивирование в себе свободной и независимой личности, создание здоровых, гармоничных отношений в семье поможет Вам предупредить развитие зависимости у ваших детей.

Как воспитать в себе независимую личность? Для начала научитесь удовлетворять свои основные потребности самостоятельно, а не за счет других людей. Помимо основных физиологических потребностей (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т.п.) А. Маслоу выделил еще 6 потребностей более высокого уровня:

  • потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач;
  • потребность в любви;
  • потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание;
  • познавательные потребности: знать, уметь, исследовать;
  • эстетические потребности: гармония, порядок, красота;
  • потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Для успешной реализации этого процесса необходима вера в себя, адекватная самооценка, способность к самозащите, любовь к себе. Обратите внимание на свои внутренние скрытые ресурсы. Эти ресурсы позволят Вам ощутить целостность своего «Я».

Дети, как и взрослые, имеют базовые потребности. Взрослым очень важно знать и понимать детские потребности, так как дети не в состоянии выявить эти потребности самостоятельно.

Способность родителей удовлетворить базовые детские потребности влияет на адекватность восприятия ребенком мира, который его окружает. Дети учатся чувствовать любовь, эмоциональную поддержку и безопасность от своих родителей с первых дней жизни. Кроме того, когда родители достаточно заботятся об удовлетворении базовых детских потребностей, их дети вырастают эмоционально стабильными, заботливыми, здоровыми и независимыми взрослыми.

Люди, подверженные возникновению различных зависимостей, пережили в детстве эмоциональную депривацию, связанную с отсутствием достаточных положительных чувств со стороны родителей.

Они воспитывались в холодной, отталкивающей, дистантной атмосфере, были свидетелями аддиктивного (зависимого) поведения или сверхзанятости родителей, которые часто покидали их, возлагая родительские функции на не всегда заботящихся о детях людей. Другой крайностью в воспитании ребенка является гиперопекающее поведение со стороны родителей.

Такое воспитание провоцирует возникновение у детей комплекса неполноценности. Компенсация сформировавшихся в результате комплексов осуществляется уходом в мир фантазий и поиском человека, который может прийти на помощь. Впоследствии поиск такого человека, может закончиться знакомством с различными суррогатами счастья (алкоголь, наркотики).

Существует достаточно большой список базовых детских потребностей, но самыми главными остаются: базовые физические потребности, чувство безопасности, доверительные отношения с взрослым, потребность в самооценке, потребность в самоактуализации и образовании.

Считается, что физиологические потребности организма в воде, еде, воздухе и сне должны удовлетворяться в первую очередь. Как родитель, Вы можете удовлетворить эти потребности, следя за рационом вашего ребенка, который должен быть здоровым и сбалансированным, а также соблюдать режим питания и сна. Будет очень хорошо, если у вас будут утренние и вечерние ритуалы, когда ваш ребенок будет умываться, чистить зубы и принимать ванну или душ. Важно не забывать о регулярных медицинских осмотрах и физических упражнениях.

Крайне важно, чтобы детская потребность в безопасности была полностью удовлетворена. Чтобы сделать это, необходимо обеспечить ребенку физическую безопасность и свободу от страхов. Безопасная и комфортная атмосфера дома может помочь в удовлетворении данной потребности. Дайте своему ребенку эмоциональную поддержку и утешение, когда он в этом нуждается. Если Вы своим примером будете показывать ребенку, как можно владеть собой в независимости от того, на сколько Вы разозлились, ему будет значительно проще овладеть этим навыком. Никогда не угрожайте вашему ребенку и не наносите ему физического вреда.
Очень важным моментом является постоянное присутствие матери в поле зрения ребенка до трёх лет. Оставление ребенка одного или с незнакомыми людьми (например: няня) в таком возрасте оказывает на ребенка психотравмирующие действие. Часто молодые мамы торопятся поскорее выйти на работу после рождения ребенка и тогда оставляют своих чад на попечение бабушек и дедушек или других родственников. Это самая распространённая ошибка молодых мам, которая в будущем может привести к зависимости у ребенка.
Большинство женщин, имеющих взрослых детей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью, признались, что вышли из декрета, когда их детям еще не было и трех лет, а воспитанием детей занимались бабушки и няни.

Еще одной важной потребностью для ребенка являются доверительные отношения со взрослыми. Детям важно ощущение любви, привязанности и принадлежности близкому человеку. Дети учатся строить близкие отношения на примерах взрослых. Мы показываем им, как строить отношения с другими людьми, как доверять и получать доверие в ответ. Чтобы удовлетворить потребность ребенка в близких и доверительных отношениях, очень важно постоянно показывать ему, что ваша любовь безусловна. Не пренебрегайте физическим контактом: обнимайте, целуйте и ласкайте ваших детей как можно чаще. Не забывайте о том, что личный пример – это лучшее, что Вы можете дать вашим детям. Обсуждайте с детьми их потребности, мысли и чувства, и принимайте их такими, какие они есть.

Все человеческие существа имеют потребность в высокой самооценке и уважении. Когда эта потребность удовлетворена, ваш ребенок чувствует себя уверенным в себе и ощущает, что он является ценным членом общества. Когда данная потребность не удовлетворена, ребенок чувствует себя никчемным и неуверенным. Вы можете помочь вашему ребенку, давая ему безусловную любовь и поддержку. Кроме того, поощряйте ваших детей, если они проявляют честность, независимость или другие положительные качества. Искренняя похвала закладывает хороший фундамент для формирования правильной самооценки. Аккуратно направляйте ваших детей: давайте им возможность самостоятельно делать выбор, учите их гордиться своими достоинствами. Самостоятельные ошибки – это лучший опыт для вашего ребенка, не упускайте дать ему возможность учиться. Если ваш ребенок будет чувствовать поддержку с вашей стороны, то ему будет нестрашно пробовать новое, экспериментировать, а в случае неудачи ваш ребенок не будет стыдиться или расстраиваться, он попытается исправить ошибку или сохранить опыт на будущее.

Чтобы ребенок вырос независимым и успешным Вам необходимо удовлетворить потребность ребенка в самоактуализации и образовании. Самоактуализация – это стремление человека к более полному выявлению и развитию своих способностей. Когда эта потребность не удовлетворена, ребенок может чувствовать себя очень неуверенно. Вы можете помочь ребенку удовлетворить данную потребность, поощряя его интересы и стремление к новым знаниям. Помогите ребенку выполнить домашнее задание, играйте в обучающие игры и читайте. Кроме того, вы можете разделить ваши личные интересы с ребенком и увлечь его. Сводите его в театр, кино, музей или займитесь вместе спортом. Расскажите ему о ваших увлечениях и займитесь ими вместе.

Если Вы сможете удовлетворить перечисленные выше базовые потребности, ваш ребенок вырастит независимым и способным добиваться поставленных целей.

Подведя итоги, можно сказать, что профилактика зависимости у детей должна начинаться с первых дней жизни ребенка и заключается она в безусловной любви к ребенку и в здоровых взаимоотношениях в семье.

Никогда не поздно иметь счастливое детство, всегда можно изменить свою жизнь к лучшему!

Во-первых, важно понимать, что зависимость вызывает не сам компьютер, а игры, в которые играет ваш ребенок.

Компьютер – это обычная вещь для современных детей. В нем можно смотреть мультфильмы, заниматься творчеством, читать и т.д. Если дети проводят слишком много времени за монитором, возможно, им просто не хватает вашего внимания или у них нет других развлечений. Какой ребенок захочет сидеть в компьютере, когда его зовут в парк аттракционов или поиграть в мяч?

Во-вторых, не все видеоигры вызывают зависимость. Существует большое количество развивающих и увлекательных компьютерных игр, которые нравятся детям, но при этом оставляют их достаточно равнодушными к компьютеру, чтобы не выпрашивать у родителей по десять раз в день «пройти только один уровень».

Какие игры не вызывают сильную зависимость у детей

В первую очередь – это игры, имеющие сюжетную линию и ее логическое завершение. Когда игра заканчивается, интерес к ней пропадает.

Самые занимательные игры – это арены, песочницы и симуляторы. В такие игры не стоит играть детям. Например, «Dota 2», «Minecraft» и «The Sims» приковали к экрану миллионы людей по всему миру. От таких игрушек и взрослых, порой, тяжело оттянуть, что уже говорить о неокрепшей еще психике ребенка. Вряд ли в этой ситуации вы сможете обойтись без истерик.

Не стоит разрешать играть детям в компьютерные игры с открытым миром (свободным перемещением по карте) и большой свободой действий. Они длительны по времени и, в основном, рассчитаны на повторное прохождение. Такая игра также может вызвать зависимость у ребенка.

Самым оптимальным вариантом для детей в возрасте от 7 до 15 лет – это квестовые игры для всех возрастов. В такие игры можно играть всей семьей и продолжительность у них небольшая.

Что делать, если у ребенка компьютерная зависимость

В первую очередь нужно дать понять ребенку, что в мире, кроме развлечений существует еще и работа. И работа детей – это хорошо учиться и выполнять домашние задания.

Проводите с ним больше времени. Займитесь тем, что ему, кроме игр, нравится больше всего.

В случае необходимости введите поощрительную систему. За сделанные уроки – столько-то минут игры в компьютер. За отличные оценки в четверти – новая игра на компьютер. Главное, чтобы ребенок строго соблюдал временные ограничения, установленные вами, а иначе все старания будут впустую.

Если ничего не поможет, следует обратиться к специалисту.

Помните, длительное времяпрепровождение за компьютерными играми людей с несформированной психикой приводит к очень серьезным расстройствам, особенно в дошкольном возрасте.

Об опасности зависимости от компьютерных игр у подростков сегодня говориться все чаще, приводится неутешительная статистика. Как быть родителям, если подростка невозможно оторвать от компьютера?

Признаки зависимости от компьютерных игр

Сегодня практически все подростки играют в компьютерные игры, и это в большинстве случаев – вполне безобидное увлечение. Нельзя лишать ребенка этого удовольствия в качестве профилактической меры. Но, тем не менее, зависимость от компьютерных игр, к сожалению – не миф. Вас должно насторожить, если ребенок регулярно проводит за игрой более 5-6часов подряд, становиться раздражительным, агрессивным и буквально не находит себе места, или впадает в истерику, если нет возможности продолжить игру. Особенно тревожный симптом – если подросток прогуливает школу ради компьютерных игр. Также принять меры нужно, если долгое времяпрепровождение за компьютером начинает негативно сказываться на здоровье ребенка – падает зрение, появляется повышенная утомляемость, мигрени, проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Что важно знать родителям о причинах зависимости от компьютерных игр

Столкнувшись с подобными симптомами, в первую очередь не паникуйте, также не спешите обвинять и наказывать подростка.

Зависимость от компьютерных игр – это такая же болезнь, как зависимость от алкоголя, наркотиков. Одними запретами уже ничего не исправишь, а лучшее средство борьбы – это профилактика. То есть если еще с раннего детства сформирован широкий круг интересов, есть разнообразные увлечения и хобби, ребенок активно занимается спортом – все это позволить снизить риск возникновения зависимости. Ведь любая зависимость – это форма бегства от мира. А если подростку интересно, он уверенно чувствует себя в этом мире, окружен понимающими близкими людьми, то и потребности убегать в вымышленный мир у него нет. Бегство в вымышленный мир – это сигнал о психологическом неблагополучии.

Вам важно выявить и устранить причину – от чего ребенок убегает и что ищет в вымышленном мире. Пытается выплеснуть излишки агрессии, или хочет справиться с затаенной обидой, а возможно, компенсирует свои неудачи в реальной жизни, ловко расправляясь с нарисованными монстрами?

Можно, конечно, выбросить компьютер, но ведь истинная причина психологических проблем никуда не денется, и скорее всего, зависимость примет другую форму – более опасную: алкоголь, наркотики.

Доверьтесь помощи специалиста

Зависимость – это серьезная психологическая проблема, и родителям часто бывает сложно справиться с ней в одиночку. Они не всегда обладают необходимым опытом и психологическими знаниями. Поэтому лучше обратиться к помощи квалифицированного специалиста, который сможет выявить первопричину сложностей подростка, и вместе с ним и вами поможет найти эффективный способ преодоления зависимости.

Видео по теме

Совет 3: Компьютерная зависимость у подростка, как быть?

Компьютерная зависимость у подростков, одна из самых распространенных проблем. Как родителям бороться с этим недугом?

Инструкция

Обнаружив, что ваш ребенок попал под влияние компьютерной зависимости, не игнорируйте проблему. Осознайте всю серьезность дела, наберитесь терпения, ведь борьба с этим недугом требует времени и сил.

Прямые запреты, строгие насильственные методы, угрозы и ультиматум не помогут. Поэтому не стоит в сердцах выдирать шнур из розетки и грозиться выкинуть компьютер в окно. Подросток будет реагировать также агрессивно, открыто протестовать, что приведет к постоянным конфликтам в семье.

В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Какие дети преимущественно попадают под компьютерную зависимость?
  • На самом ли деле компьютерная/интернет зависимость безобидна?
  • Виды зависимости.
  • Какие занятия или программы на компьютере/по телевизору полезны для ребенка, а какие вредны?
  • Ролевые компьютерные игры и их особенности.
  • Сетевые онлайн игры.
  • Рейтинг компьютерных игр (возрастная классификация, т.е. для какого возраста подходят игры).

Какие дети попадают в компьютерную зависимость?

Часто компьютерная зависимость формируется у детей из благополучных семей , родители этих детей умные и внимательные, дети с хорошей успеваемостью в школе, эрудированные, интеллектуальные. Родители таких детей заботятся о них, переживают, искренне обеспокоены тем, что происходит с ребенком.

Оба родителя работают, строят карьеру, у них высшее образование. В целом – это обыкновенная семья со средним уровнем дохода , где не наблюдаются какие-то серьезные проблемы или глобальное неблагополучие.

Самое главное – это недостаток времени у родителей на игры, общение, занятия с ребенком. Непонимание, чем еще можно занять ребенка, сложности во время игры с ребенком (родители часто говорят «Я не знаю, как играть», «Мне сложно играть с ребенком», «Мне скучно, я устаю»).

Недостаток многих родителей — неумение четко и ясно устанавливать запреты и правила, ограничения, объяснять их ребенку и следить за их выполнением.

В каких случаях ребенок особенно подвержен компьютерной зависимости?

  • Если ребенок начинает использовать компьютер/планшет/телефон в раннем детстве до 6 лет. К сожалению, сегодня время использования электронных устройств сильно сдвинулось, и дети уже в 2-3 года очень много времени проводят за экраном. Чем раньше начинает ребенок, тем выше риск развития компьютерной зависимости.
  • У эрудированных детей с интеллектом выше среднего. Чтобы разбираться в играх, ребенок должен быть сообразительным и умным.
  • Дети, у которых много свободного времени. Они не заняты после школы в кружках, секциях. И это свободное время никак не структурировано. Очень много свободного времени в выходные, после школы. Но здесь есть и другая крайность: некоторые родители очень сильно перегружают ребенка, и у него вообще нет свободного времени, ему «не продохнуть» — у него и гимнастика, и бассейн, и рисование, и шахматы, еще и учеба с домашними заданиями. Здесь надо найти золотую середину. У ребенка должно быть свободное время, а родители должны отвечать за то, как это время структурировать
  • Когда у ребенка есть неограниченный доступ к компьютеру/планшету/смартфону. Часто ребенок может подходить и брать без спроса родительский телефон, ноутбук. В этом случае его сложно проконтролировать.
  • Пример родителей. Когда мама и папа сами много времени проводят за компьютером, то ребенок будет им подражать.


  • Если у ребенка более старшего возраста не складываются отношения со сверстниками, если у него нет друзей, если его дразнят, если у него есть какие-то комплексы, сложности в общении. Тогда он уйдет в электронный мир, интернет, где можно общаться под ником, проявить себя в виртуальном мире, быть тем, кем захочешь. В итоге вместо того, чтобы решать свои реальные проблемы (налаживать контакты, разрешать конфликты) ребенок уходит в несуществующий виртуальный мир.
  • Дети в обеспеченных семьях, когда родители могут позволить себе покупать дорогое компьютерное оборудование и устройства, телефоны и дорогие игры. Получается, что ребенок постоянно окружен этими девайсами. Иногда для родителей это служит замещением родительского внимания и любви, на которые у них не хватает времени. Происходит подмена настоящей заботы и внимания дорогими подарками.
  • Наиболее подвержены мальчики/юноши – они выступают основными потребителями компьютерных игр.

Как правило, любой вид зависимости у ребенка формируется на фоне отсутствия теплых эмоциональных взаимоотношений в семье . Когда родители не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают, что он думает и что чувствует, о чем мечтает и о чем переживает, что действительно его волнует или тревожит. Когда родители не слышат его.

Часто родители говорят «Я забочусь о нем», но это формальная забота: ребенок всегда одет по погоде, одежда чистая и опрятная, у него полноценное хорошее питание, он вовремя ложится спать, у него сделаны уроки. По сути, это тоже забота и определенная доля внимания, но это ФОРМАЛЬНОЕ внимание.

Если ребенку не хватает любви и внимания родителей, риск появления компьютерной зависимости возрастает. Ребенок получает от этого некоторую замену родительской любви, удовольствие, суррогат.

Конечно, родители хотят побыть наедине и хотят занять чем-то ребенка. Но если часто это делать – появляется привычка. Согласно опросам, многие дети предпочли бы проводить время с родителями, делая что-то интересное, увлекательное, чем сидеть за компьютером или планшетом.

Признаки компьютерной зависимости


  • Снижение интереса к другим занятиям в школе, к домашним заданиям, к любым играм и занятиям, которые раньше были интересны и увлекательны для него. Ребенок может говорить, что ему скучно и неинтересно,
  • Он сердится, когда родители пытаются наложить какие-то запреты, когда ему не разрешают играть или смотреть телевизор.
  • Ему трудно остановиться. Он говорит «еще 5 минут», которые длятся часами.
  • Когда вы забрали у ребенка планшет или ноутбук, он ходит по квартире мается, жалуется, что ему скучно и неинтересно. Может просто лечь спать, раз нечем заняться.
  • При общении ребенок часто говорит об игре, обсуждает ее, пытается искать информацию о ней, читать о ней. Учителя могут замечать, будто ребенок отсутствует на уроках, о чем-то мечтает, а в этот момент у него сильно нарушается концентрация на любых других занятиях. Например, он сидит на уроках и думает, как он будет следующую миссию выполнять в игре, как ему в этот раз нужно пройти этот этап, чтобы понести наименьший урон.
  • Если ребенок занимался спортом, у него было хобби, коллекционирование – все это начинает отходить на второй план. Родители будто теряют ребенка, у него происходит потеря интереса ко всему.
  • У ребенка нарушается восприятие времени. Он не чувствует время, может просидеть за компьютером всю ночь до утра.

Сетевые компьютерные игры


Сетевые игры – это когда вы постоянно должны быть в интернете или вы играете по сети с участием других игроков. В этом случае ребенок испытывает огромное чувство ответственности перед другими онлайн игроками , часто это какой-то клан или отряд. И игроки все вместе выполняют какие-то миссии.

Сетевые игры вызывают самую сильную зависимость.

Хотя в эти игры и можно играть в одиночку, но чтобы достичь лучших результатов и развить своего героя или открыть дополнительные миссии, нужно играть с другими игроками. И здесь ребенок просто «подсаживается» на такие игры. Этот вид игр вызывает самую сильную компьютерную зависимость.

Часто все игроки должны собраться одновременно, онлайн и участвовать в каком-то квесте. И не важно, что эти игроки могут быть из других часовых поясов, и часто отличия огромны (у кого-то может быть ночь, у кого-то — день).

Дети иногда просыпаются ночью, ставят будильник и тайком от родителей выходят в интернет и играют. Почему? Потому что если ребенок не пришел в назначенный час в эту миссию со своим кланом, он подводит всю команду. И они не могут выполнить какие-то определенные задачи, т.е. они не смогут выступить так же хорошо, как смогли бы в полном составе. И у ребенка возникает огромное чувство ответственности перед другими игроками и чувство вины, если он не вышел вовремя. Отсюда возникают скандалы, крики, вопли, дети просто рвутся к компьютеру и стараются торговаться, уговаривают родителей «только хотя бы немного, хотя бы 20 минут». Для родителей в этот момент ребенок выглядит как наркоман.

Итог : сетевые компьютерные игры самые вредоносные. И, как правило, дети впадают в зависимость, и с такими играми приходится жестко обходиться, чтобы ребенку помочь – принимать кардинальные меры. Вне игры ребенок испытывает дискомфорт и постоянно уговаривает родителей, чтобы они разрешили еще поиграть.

Физические признаки компьютерной зависимости


  • Ребенок сонный, плохо просыпается утром. Хронический недосып, он просыпается ночью, чтобы поиграть, использует планшет под одеялом. Т.е. тайком играет, пока родители думают, что ребенок спит.
  • Снижается внимание к личной гигиене (у детей более старшего возраста) – забывает помыться или почистить зубы, не меняет белье, не принимает душ, не расчесывается, ходит неопрятным, в крайних случаях может терпеть и не идти в туалет, потому что в этот момент нет возможности нажать на паузу или он играет по сети с другими игроками –может быть расстройство желудка и запоры.
  • Плохое и нерегулярное питание. Ребенок пропускает приемы пищи или он быстро-быстро идет покушать, чтобы чем-то забить желудок, и идет скорей за компьютер.
  • Головные боли, портится осанка, ребенок сутулится, горбится, зажимы в шейном отделе, в плечевом отделе.
  • Защемление позвонков, боли в спине,
  • Ухудшается зрение из-за постоянного напряженного смотрения в экран, сухость в глазах.
  • Потеря веса, т.к. мало кушает или пропускает приемы пищи.
  • Снижение общего уровня физического здоровья, когда у ребенка вообще нет никакой физической активности.
  • Перспектива «общения с экраном» может радовать ребенка, сейчас он поиграет! Он возбужден, настроение приподнято. Т.е. сама мысль о том, что скоро он сможет засесть за игру, приводит в восторг.

Как и в случае с любой зависимостью, исцеление может казаться трудным, долгим, безрезультатным. Но нужно набраться терпения и решимости, нельзя сдаваться, глядя, как ваш ребенок просто катится в пропасть. И для некоторых детей нужны самые решительные меры: очень жесткий контроль , правила и ограничения вплоть до полного стирания всех игр из компьютера/планшета/телефона.

Пока еще ребенок находится под вашим контролем, вы можете использовать свою власть. В отличие от взрослого человека, которым невозможно управлять или что-либо запрещать. Помните, что ваше право воспитывать ребенка иссякает с каждым годом. Поэтому не нужно ждать чего-то – нужно действовать сейчас, не откладывая в долгий ящик.

Найдя правильный подход к ребенку, вы сможете восстановить дружеские, доверительные отношения с ним, вернутся хорошие оценки в школе и успеваемость, появятся новые цели, интерес к другим занятиям, хобби, прошлые увлечение могут стать снова интересными. НО! Это при условии, что родители помогут ребенку справиться с зависимостью. Не будут просто ругать и запрещать, а будут действовать .

Полезные занятия на компьютере


Всего можно выделить 3 основных направления пользования компьютером:

  • Познавательное – узнавать что-то новое в интернете, по телевизору это программы о животных, научные сериалы, о путешествиях, исследованиях, исторических событиях.
  • Игровое.
  • Коммуникативное — соц. сети, icq, скайп.

Нужно стараться учить ребенка использовать компьютер не в развлекательных целях, а в познавательных . Поэтому, если выбирать игры, предпочтение лучше отдавать познавательным, обучающим играм, если ваш ребенок все же играет. А по телевизору смотреть только познавательные передачи.

Ролевые компьютерные игры


Ролевые компьютерные игры – это когда ребенок должен войти в роль компьютерного персонажа, погрузиться в атмосферу игры, играть, как будто он является этим персонажем на самом деле. Т.е. будучи определенным героем, он выполняет определенные миссии и задания в игре.

Ролевая игра построена таким образом, чтобы не вызывать у играющего человека мотивации, основанной на азарте (например, накопить побольше очков или перейти на следующий уровень развития), для ролевой игры самое важное – это максимальное вживание в роль компьютерного персонажа и выполнение миссий. Часто открываются все новые и новые миры, и ребенка просто затягивает в этот придуманный мир фэнтези.

Есть 3 типа ролевых игр:

  • С видом от первого лица , от лица своего персонажа. Максимальное погружение ребенка в виртуальное пространство. Все через несколько минут игры ребенок полностью теряет связь с реальным миром, он погружается в эту роль и в критические секунды жизни своего героя он может подскакивать, вскрикивать, бледнеть, краснеть, ерзать на стуле, уворачиваться от ударов.
  • Вид от третьего лица , когда ребенок видит своего компьютерного героя извне. Ребенок тоже играет за этого персонажа, но он его видит со стороны: есть силуэт и он ходит, ребенок видит его полностью. Включенность в такую игру немного меньше по сравнению с игрой от первого лица. Но неудача и гибель персонажа сказывается на эмоциональном состоянии ребенка: у него портится настроение, может сильно переживать.
  • Игра от лица руководителя , когда играющий руководит своими подчиненными и другими компьютерными персонажами. Ребенок может играть роль командира отряда спецназа, командующего армией, главой государства. При этом играющий не видит на экране своего отдельного персонажа, но он видит своих подчиненных, придумывает себе роль и т.д.

От любого типа ролевых игр, когда ребенку предлагается взять на себя роль, ему очень сложно оторваться и выйти из игры. Ему начинает казаться, что настоящий мир, полный событий и приключений, находится внутри компьютерной игры, там он может себя полностью реализовать, «замочить», кого хочет, побить, может быть победителем.

Ребенок начинает реализовывать все свои цели в игре, а не в реальной жизни, в общении с людьми, со сверстниками.

Реальная жизнь конкурирует с компьютерной и может показаться ребенку скучной и бесцветной. Ребенку может даже сниться, что он живет в этой виртуальной игре.

Рейтинг и классификация компьютерных игр


На любой компьютерной игре установлена определенная классификация, возрастной рейтинг. Устанавливает ее компания ESRB в США, она же разрабатывает критерии, по которым игре присваивается тот или иной рейтинг. И этот рейтинг можно увидеть на коробке с игрой.

  • EC – для детей от 3-х лет.
  • E – для детей от 6 лет
  • E10 – для детей от 10 лет.
  • T – для подростков от 13 лет.
  • M – от 17 лет. В игре есть сцены насилия, кровь, сексуальное содержание, неприличные слова и выражения.
  • АО – от 18 лет. В игре длинные и жестокие сцены насилия, сексуальные сцены, обнаженные герои и т.д.

К сожалению, дети сегодня играют во все, что только можно. И если есть бесконтрольный доступ к интернету, дети играют и в игры «18+», и для взрослых.

Родители, помните, что вы боритесь не со своим ребенком, а с его пристрастием. Ребенок – этот тот, кого вы любите, за кого вы переживаете, болеете всей душой, кому вы не позволите на ваших глазах становиться зависимым.

Но компьютерная зависимость просто так не уйдет. Она узнает в вас своего врага, будет чрезвычайно устойчивой и находчивой, будет стараться перейти в наступательные действия и будет обороняться от вас, чтобы победить.

Например, зависимость может убеждать вас в том, что это нормально, все дети сидят за компьютером, сейчас дети с пеленок играют в планшеты, все так делают. Или же родители будут обманываться: по крайней мере, ребенок дома, не на улице неизвестно где, неизвестно с кем; ну и что, что он играет часами, зато он не ходит с плохими компаниями, не покупает пиво и сигареты.

Зависимость может шантажировать вас, использовать ваши эмоции против вас: «ты меня не любишь, не понимаешь, я буду как лох»; «почему всем можно, а мне нельзя?» «Тебе на меня наплевать! Ты меня не понимаешь! Я тебя никогда не прощу!»

Родители, просто говорите про себя – это говорит не мой ребенок, это говорит в нем игровая зависимость, которая поглотила его, я помогаю моему ребенку, ему нужна помощь, и сейчас со мной спорит его зависимость, а не он.

Установите правила и ограничения


Родителям нужно установить определенные ограничения и запреты. Для кого-то удобнее перенести игры на выходные и делать это в ограниченное время. Лучше заручиться поддержкой родственников, кто принимает участие в воспитании ребенка (бабушки и дедушки).

Прежде чем разговаривать с ребенком, вы должны нарисовать план действий для себя, понять, в чем вы хотите ограничивать ребенка (сколько времени он будет играть, в какие дни, при каких условиях).

Какое количество времени ребенку безопасно проводить перед компьютером/телевизором?

  • 6-8 лет – не более 30 минут в день.
  • 9-12 лет – не более 1 часа.
  • 13-17 лет – не более 1,5 часов.

Правило выходного дня . Создайте такие условия, чтобы ребенок думал, что игра на компьютере – это привилегия, а не право . И эта привилегия будет доступна только в выходные, например. Сначала это будет непросто, но потом ребенок привыкнет, потому что на неделе играть нельзя.

Как следствие, количество напряженных моментов, когда вы каждый день напоминаете ребенку, что пора заканчивать с игрой, уменьшится. Если ребенок нарушает правило выходного дня, вы его предупреждаете, что на следующие выходные будет наложен запрет игры на компьютере.

Чем и как заполнить свободное время ребенка?

Заменив то время, которое ваш ребенок проводит за экраном компьютера, будьте готовы, что это совсем не то, что нужно ребенку. Здесь важно, чтобы альтернатива компьютеру была интересна ребенку, он этим захотел заниматься, от чего он получает удовольствие.


Для маленьких детей :

  • Настольные игры «Эрудит», «Монополия», «Морской бой».
  • Игры на логику, память и внимание, головоломки. Можно вместе пойти в магазин с ребенком и выбрать игру.
  • Поездки в театр, на выставки и в кино, посетить интересные места, которые ему будут интересны.
  • В книжном магазине пусть ребенок сам выберет себе книгу. Если он маленький, подберите ту книгу, которую вы ему будете читать. Если постарше – пусть сам выберет.
  • Если покупать книги нет возможности, пойдите с ребенком в библиотеку. Выберите с ним какие-то книги, не забудьте объяснить при этом, что «мы почитаем и вернем книги обратно».
  • Предложите ребенку пригласить кого-то в гости. Организуйте досуг так, чтобы к ребенку чаще приходили ребята: одноклассники, ребята с одного двора. При этом должно быть правило: не играть в компьютер, не смотреть мультики.
  • Игры в карты – это намного лучше, чем сидеть за компьютером.
  • Интересные кружки или секции: спортивные, актерское мастерство, цветоводство, плавание, шахматы, техника, акробатика. Поговорите с ребенком, чем он хочет заниматься, и вместе выберите секцию. Сходите с ним на пробное занятие и посмотрите, как он себя поведет.

Для более старших детей :

  • Пейнтбол в развлекательных центрах, если не хотите выезжать за город. Для ребенка это реальное взаимодействие с другими детьми, физическая активность.
  • Увлечение фотографией. Отдайте ребенку свой старый фотоаппарат и научите им пользоваться. Либо купите ему недорогую простую мыльницу. Если ему понравится, запишите его на курсы фотографии.
  • Курс актерского мастерства: развивает речь, умение себя держать, не бояться толпы, хорошо говорить перед людьми.
  • Спортивные секции: футбол, баскетбол, скалолазание.
  • Выставки автомобилей, мотоциклов, другой техники – для мальчиков.
  • Новые развлечения – интерактивные квесты. Встречаются в крупных городах.
  • Тематические выставки, необычные музеи, зеркальный лабиринт; комната, в которой все перевернуто.
  • Игра на музыкальных инструментах: гитара, пианино.
  • Единоборства, боевые искусства.
  • Если ребенку очень интересен компьютер, то курсы веб-дизайна, подмастерье в ремонт компьютеров.

Важно при этом не просто отправить ребенка «Иди, найди себе занятие», но родители должны помочь ему увидеть, сколько всего интересного вокруг есть, и дать возможность выбрать.

Постарайтесь, чтобы во многие занятия и игры была вовлечена вся семья, чтобы сплотиться. Например, можно всем вместе посмотреть семейный фильм.

Просто возьмите афишу и посмотрите, какие интересные мероприятия проходят в вашем городе. Приучайте детей ходить в театры. Подростков можно брать с собой на взрослые спектакли.

Уберите компьютер от ребенка


Переставьте компьютер ребенка в другое место в квартире, которое находится на виду у взрослых, чтобы наблюдать. При этом ребенок начинает меньше времени проводить перед экраном монитора. То же самое касается и электронных гаджетов (смартфон, планшет) – главное, чтобы ребенок не оставался с ними наедине в своей комнате.

Если в доме два компьютера, один должен быть для развлечений, второй – строго для учебы (не должно быть игр, видео, мультиков и другого развлекательного контента, блокировка соц. сетей). В этом случае родителям не стоит волноваться, что ребенок не уроки делает или сидит в контакте + ваш ребенок не будет отвлекаться, пока делает домашнее задание.

Любые развлечения, игры на компьютере и телевизор наступают только после того, как ребенок сделал домашнюю работу. При этом у ребенка должно быть свободное время после школы, когда он может отдохнуть, расслабиться.

Семейные обязанности и компьютер

Очень хорошо, когда игра за компьютером связана с домашними делами . Многие родители полагают, что пока ребенок маленький, он выступает в роли ребенка и ничего по дому делать не должен. Но домашние дела помогают ему чувствовать свою включенность в семью, чувствовать свой вклад в семейную жизнь. И домашние дела (вынести мусор, помыть посуду за собой, разложить обувь в коридоре, сделать уборку, пропылесосить) помогут структурировать досуг ребенка после школы. А его награда – игра за компьютером / посмотреть телевизор.

Подумайте, какие домашние дела может сделать ваш ребенок после школы. И пока он не сделает их, не сможет поиграть или посмотреть телевизор.

Не говорите ребенку о домашних обязанностях , лучше пускай он вносит свой вклад в семейный быт. И постоянное внесение своего вклада в семью (та же уборка) гарантирует ему возможность посидеть в интернете или поиграть на планшете.

Время за компьютером и оценки


Как связать время игры за компьютером и оценки в школе? Зная, как ребенок учится и на что он способен, поговорите с ним: если ты будешь нормально учиться, можешь немного времени проводить за компьютером.

Если у ребенка плохое поведение в школе, постоянные выговоры, договоритесь с ним: если у тебя на неделе будет хоть одно замечание – ты не играешь за компьютером.

Т.е. оценки – это дополнительная опция, чтобы внести корректировки в сидение за компьютером/планшетом/перед телевизором.

Родители, будьте здесь разумны и адекватны. Устанавливайте правила с учетом реальных способностей вашего ребенка . Если установить слишком высокую планку для ребенка, чего он достичь не сможет – ребенок просто затаит сильную обиду на вас.

Нельзя поощрять за хорошие оценки компьютером. Ребенок получает хорошие отметки не за какие-то деньги, компьютерные игры – это неправильная мотивация. Он получает пятерки просто потому, что ему должно быть приятно ощущать себя компетентным, радоваться, что у него получилось, ощущать внутреннюю гордость, что он делает успехи.

Но когда мы начинаем привязывать различные «бонусы» за хорошие оценки, мы делаем неправильный акцент. Компьютер – это привилегия, и ребенок может лишиться ее, если не выполняет какие-то условия договора или не справляется с учебой.

Почаще приглашайте домой друзей и детей. Ведь ребенок обращается к компьютеру, когда ему скучно и нечего делать. Организуйте при этом интересный досуг. Иногда можно позволить поиграть в компьютер вместе с друзьями, но ограниченное количество времени, также заранее скажите об этом ребенку: друзья пришли в гости не для того, чтобы уткнуться в монитор, а чтобы пообщаться.

Правила обращения с планшетом, смартфоном

  • Планшет нельзя брать в школу. Лучше дать простой телефон только для звонков.
  • Не подключайте интернет к телефону, чтобы не скачивал все подряд.
  • Планшет или смартфон не могут храниться ночью в комнате ребенка, и вы должны за этим следить.
  • Нельзя брать с собой на улицу, если ты идешь гулять. Только обычный телефон, чтобы позвонить родителям.
  • Нельзя пользоваться во время приема пищи: ни телевизор, ни телефон. Иначе все внимание ребенка направлено на телевизор, еда плохо пережевывается, плохо переваривается, ребенок теряет интерес к еде – он просто заглатывает пищу, не понимая, что он ест.
  • Не играть в школе в игры.

Перерыв на «реальность»


Нельзя, чтобы ребенок часами сидел за компьютером или планшетом. Желательно каждые полчаса-час делать короткие перерывы. Ваша задача – не дать ребенку полностью уйти в этот компьютерный транс, когда он совершенно не чувствует времени и теряет связь с реальностью.

Такой перерыв, например, поможет понять ребенку, что прошло 30 минут и осталось играть всего только полчаса. Перерыв служит напоминанием, что его время за компьютером наполовину закончилось.

План действий для родителей

Приведем некоторые примеры правил для ребенка, которые вы составляете для себя и обсуждаете со всеми членами семьи.

  • Массовые онлайн-игры запрещены. Они сильно затягивают.
  • Ролевые игры, в которых нужно стрелять по людям – запрещены.
  • Текущие и новые игры должны соответствовать возрасту, как это определено рейтингом игр. Лучше всего, чтобы ребенок сам скачивать игры не мог.
  • Я не буду обещать то, что не смогу выполнить.
  • Я буду помогать ребенку следовать правилам, предупреждая его за 5 и за 1 минуту. По мультфильмам лучше ориентироваться не по времени, а по количеству мультиков, чтобы не прерывать просмотр на середине. И когда мультик подходит к концу, ребенку важно сказать, что сейчас закончится третий, и больше мультфильмов ты смотреть не будешь, потому что мы так договаривались.
  • Буду говорить спокойным и уважительным тоном. Иначе ребенок начнет перечить, пререкаться, ругаться, вопить.
  • Количество часов занятий за компьютером будет уменьшаться с каждой неделей (для тех детей, которые сейчас играют много часов). После 4-5 недель занятия за компьютером будут ограничены до 1 часа в день. Тогда ребенку легче приспособиться к новому режиму, чтобы не было эмоционального шока и чувства глобальной несправедливости.
  • Использование компьютера разрешается только после завершения домашнего задания и выполнения домашних дел. Определите каких.
  • У ребенка должна быть хорошая успеваемость. Больше 3 троек в неделю приведут к временному лишению компьютера на этой неделе.
  • Компьютер не будет разрешен в воскресенье вечером.
  • Компьютер будет разрешен в следующие дни: напишите сами, какие это дни.
  • Компьютер будет разрешен в этих местах в квартире: на кухне, в гостиной и т.д.
  • Правило «Два за один» будет применяться ко времени, которое ребенок использует за компьютером сверх нормы. За каждые 5 минут лишнего времени ребенок лишается 10 минут на следующий день. Это правило используют, когда не могут установить на компьютер «программу родительского контроля».
  • Я буду использовать программы, которые помогут мне контролировать доступ ребенка к компьютеру и содержание игр. Это программы родительского контроля.
  • У ребенка может быть компьютер «для домашнего задания» и «игровой компьютер».
  • Все приспособления для игр будут удалены из спальни и комнаты ребенка.
  • Если ребенок будет следовать правилам в течение 1 месяца, его ждет вознаграждение. Напишите, какое.
  • Если эти правила не будут соблюдаться, будет рассматриваться полный запрет на игры. Возможно, ребенок перед лицом «опасности» выберет соблюдение правил, чем перспективу вообще остаться без компьютера.

Контракт с ребенком за использование компьютера


Прежде, чем составлять этот контракт с ребенком, проговорите со всеми взрослыми членами семьи, что они обязуются его соблюдать.

Этот контракт поможет вам сформулировать правила и запреты для ребенка, расставить приоритеты, проговорить все правила и донести их до ребенка, чтобы он услышал и понял.

Когда ребенок видит правила, написанные на бумаге, это действует на него намного сильнее, чем если вы просто скажете об этом.

Вы должны быть уверены, что ребенок правильно понял все правила, чтобы потом он не сказал «Ты мне этого не говорила…»

1) Компьютер разрешается использовать (в какие дни)_____________ ____________________.

2) За компьютером можно находиться (сколько времени) в день.

3) Компьютером можно пользоваться после того как:

а) сделана домашняя работа,

б) домашние дела,

в) убрана комната.

3) Игры, в которые играть нельзя__________________________ .

4) Компьютер нельзя брать на улицу, в школу и в гости.

5) Если приходят в гости друзья, с ними можно играть столько времени, сколько тебе обычно разрешено играть в день.

Если ты нарушаешь эти правила, то:

1) Правило «Два за один» – за каждые 5 минут положенного времени за компьютером ты лишаешься 10 минут компьютера в следующий день.

2) За игру в неположенное время, в неположенном месте, если не выполнены определенные условия – ты теряешь возможность использовать компьютер на следующий день (или несколько дней).

3) Также если нарушения повторяются, ты теряешь возможность смотреть ТВ, кушать сладости (и другие возможные последствия).

4) Если в течение недели (месяца) ты следуешь правилам, то тебя ждет награждение___________

5) Если у тебя не получится следовать правилам и условиям, то мы рассмотрим возможность полного запрета на любые игры.

Подпись родителя _______________________

Подпись ребенка _______________________

Написание контракта – это способ проверить, способен ли ребенок следовать правилам.

Как разговаривать с ребенком?


  • Используйте «Я-сообщения», вместо того, чтобы нападать. Т.е. когда вы говорите от себя: «Я переживаю», «Мне не очень нравится», «Я ненавижу, когда ты…», «Я волнуюсь, когда ты много времени проводишь за компьютером». Как только мы говорим «Ты», другой человек закрывается от нас и начинает защищаться, оправдываться. Лучше говорите о себе, как вы ребенка любите, как переживаете за него.
  • Поговорите по душам. Скажите, что очень хотите понять, что ребенок получает там такого, чего не получает в реальной жизни.
  • Спросите, есть ли у него какие-то мечты? Есть ли у него какие-то желания? Хочет ли он куда-то съездить, сходить?
  • И именно поэтому Вам не все равно: «Я знаю, что это тебе не понравится, и ты будешь злиться на меня и, возможно, сопротивляться. Но мы с папой (мамой) приняли решение (я приняла решение), что у нас теперь будут определенные правила, по которым ты будешь заниматься за компьютером. Я хочу с тобой эти правила обсудить. Они вступят в силу на следующей неделе».
  • Не вовлекайтесь в споры и оправдания перед ребенком. На самом деле он не хочет услышать вас и понять причины. Он ищет какие-то слабые аргументы, которые можно оспорить, и за какие слабые места в них можно зацепиться.

В целом, старайтесь, чтобы Ваш ответ был примерно таким :

1) Примите его чувства, скажите вслух, что он чувствует: «Я понимаю, что ты сердишься», «Я понимаю, что ты сейчас расстраиваешься», «Я понимаю, что тебе эти правила не нравятся». При этом вам не нужно искать понимания у ребенка в том, что вы делаете. Этого не будет, дети не любят, когда их ограничивают в чем-то, что они очень любят.

2) Скажите, что заботитесь о нем и действуете в его интересах: «Я люблю тебя и действую в твоих интересах», «Я делаю это потому, что забочусь о тебе», «Я должна делать то, что для тебя лучше всего. Может быть, тебе это сейчас трудно понять. Когда-нибудь ты сможешь меня понять».

3) Теперь у нас в доме следующие правила (перечислите правила). Подробно информируйте о правилах, покажите ребенку контракт и подпишите его.

Если правила и договоренности не «работают», приходится применить запрет :

3) ликвидации всех игр из вашего дома.

Вы можете рассмотреть вопрос о запрещении всех видеоигр в вашем доме. Никаких компьютерных игр в любой форме. Никаких игровых приставок. Никаких портативных систем. Вы убираете игру с компьютера, сами или с помощью специалиста, который разбирается в этом.

10 золотых правил для родителей


Подводя итог рассмотрим 10 основных правил для родителей — как помочь ребенку справиться с компьютерной (игровой) зависимостью.

  1. Каждый день находите время на вашего ребенка, чтобы поговорить, поиграть, рассказать, как прошел день, что интересного произошло. Спросите, что его беспокоит, волнует, есть какие проблемы в школе.
  2. Заполните свободное время ребенка спортивными секциями, кружками. Но здесь не надо впадать в крайность – у ребенка должно быть свободное время на себя, на отдых.
  3. Пусть ваш ребенок участвует в семейных делах, например, выносит мусор, моет посуду и т.д. Пусть он почувствует себя нужным в этой семье, ее частью. Говорите ему, что он ваш помощник, вы на него рассчитываете, что вы чувствуете его вклад в семейные дела, что у него хорошо получается делать именно это дело. Этим вы повышаете ощущение собственной значимости, важности у ребенка, и он больше чувствует себя членом семьи и включен в вашу семейную систему.
  4. Составьте с ребенком график использования компьютера/планшета/телевизора: сколько часов в день, только после уроков.
  5. Четко сформулируйте негативные последствия, если ребенок нарушит эти правила (например, лишится телевизора на неделю).
  6. Пусть другие члены семьи будут в курсе этих правил и ни под каким предлогом не будут потворствовать желаниям ребенка в нарушение правил.
  7. Установите на компьютер программу родительского контроля, чтобы регулировать время использования. Например, некоторые программы уже встроены в антивирусы (касперский, нортон) – они фильтруют веб-адреса в интернете, чтобы ребенок не заходил на сайты для взрослых + можно заблокировать любой сайт по адресу.
  8. Обсудите с ребенком правила использования компьютера, убедитесь, что он все понял.
  9. Каждый день следите за тем, чтобы ребенок исполнял ваши требования. А в ваше отсутствие за этим могут следить другие члены семьи (см. пункт №6).
  10. Просматривайте историю в браузере на компьютере: когда и на какие сайты заходил ваш ребенок, сколько времени он просидел перед экраном монитора. Если вы считаете, что какие-то игры или сайты неприемлемы, то заблокируйте, удалите их, объяснив свои действия ребенку.

Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости и справиться с ней.

10 правил для родителей.

Компьютерная зависимость - э та новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии.

Термин «интернет-зависимость» был предложен в 1996 году доктором Айвеном Голдбергом. Первый и важный признак начинающегося заболевания — чрезмерное увлечение Интернетом. Ребенок заходит на все сайты подряд, машинально, играет в онлайн-игры постоянно, не «вылазит» из социальных сетей.

Какие дети, прежде всего попадают в компьютерную зависимость? Многие считают, что это дети из неблагополучных семей, но как ни странно компьютерная зависимость формируется у детей из благополучных семей, умных, развитых, с хорошей успеваемостью, до того как компьютер начинает затягивать детей все больше. Родители таких детей очень обеспокоены, как правило, родители работают, заняты на работе и делают успешную карьеру, в целом это нормальные семьи, где не наблюдается неблагополучия.

Факторы риска компьютерной зависимости:

Недостаток времени родителей на разговоры, на игры, на занятия;

Не умение ясно и чётко устанавливать запреты, правила и ограничения для ребёнка, не только устанавливать, но и доносить какие будут последствия. В каких случаях компьютерная зависимость у ребёнка наиболее вероятна;

Когда ребёнок начинает использовать компьютер в раннем детстве (6 и младше), не спешите, чем позже ребёнок узнает, что такое компьютер, тем лучше для него;

Дети подвержены риску компьютерной зависимости, у которых уровень интеллекта выше среднего;

У детей, у которых много свободного времени, не занятого кружками и секциями. Дети, которые вовлечены в клубы, в студии, занимаются различными видами спорта у них не так много времени, чтобы находиться за компьютером, у этих детей снижается риск компьютерной зависимости;

Когда у ребёнка есть неограниченный доступ к компьютеру, планшету, айфону т.д. Часто все эти приспособления находятся в комнате ребёнка и дети могут в свободном доступе включать и даже играть ночами. Поэтому необходимо изымать все эти приспособления из комнаты ребёнка, чтоб контролировать время игры или ставить специальные программы -ограничители времени игры ребёнка за компьютером;

Следующий фактор, это когда родители сами много времени проводят за компьютером, выступая для ребёнка ролевыми моделями, если родитель часто играет, или просто бродит по интернету, то сложно ожидать от ребёнка другого поведения;

Когда у ребёнка не очень хорошо складываются отношения со сверстниками или когда у него нет друзей Если ребёнок не ходит в гости к друзьям, не общается с ними по телефону, не приглашает их к себе, то ребёнок начинает с головой уходить в компьютер, нужно понимать, что вопрос его взаимоотношения со сверстниками ни как не решается, наоборот ухудшается. Ребёнок не тренируется, не получает новый опыт;

Далее когда дети из состоятельных семей, с уровнем дохода выше среднего и высоким, у таких детей родители могут позволить купить ребёнку новые гаджиты, дорогие приставки, оплачивать онлай игры. Иногда это служит замещение родительского внимания, любви.

В больший риск компьютерной зависимости у мальчиков, юношей, мужчин - они находятся в большей зоне риска. Как правило любой вид зависимости формируется у ребёнка на фоне отсутствия или не достатка общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родителям из - за забот не хватает времени для искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуется состояние душевного мира ребёнка, его мыслях, его чувствах. Не знают как включаться в мир ребёнка, родители не всегда слышат своего ребёнка. Если ребёнку не хватает в семье тепла, ласки, то высок уровень формирования любой зависимости. И ребёнок часто уходит в компьютерную зависимость, и родителям это удобно, никто не мешает, не дёргает, не беспокоит. Родители часто полагаются на игру, как на источник радости и удовольствия для ребёнка, и если это растягивается на часы то у ребёнка формируется компьютерная зависимость.

Признаки компьютерной зависимости у ребёнка.
1) Постоянное и выраженное желание ребенка находится у
включенного компьютера, неудержимая тяга к компьютеру, азартное
стремление непременно увеличить время «общения» с компьютером.

2) Родителям и самому ребенку сложно или невозможно
контролировать свое поведение в области «общения» с компьютером.
3) Ребенок испытывает явный душевный дискомфорт, у него
серьезно портится настроение, когда родители ограничивают или лишают его контактов с компьютером.
4) Контакт или даже перспектива контакта с компьютером улучшает
настроение ребенка. Большей частью или всегда, только с помощью компьютера легко удается контролировать поведение ребенка (сделать уроки, убраться в комнате и т.д)
5) У ребенка постепенно сужаются или совсем пропадают сферы
других интересов (общение с родителями и сверстниками, спорт, книги,
хобби т.д.).

6)Нарушение режима сна и бодрствования, игнорирование физических нагрузок, правильного питания и личной гигиены. Физическое ухудшение здоровья - утомляемость, истощаемость,ожирение или потеря веса, головные боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, боли в спине, сердце, нарушение зрения, конъюнктивиты и т.д.

7)Большинство мыслей и желаний, свободные деньги и незанятое время
посвящается компьютеру.
8) Развивается социальная дезадаптация - ухудшается поведение и
познавательная деятельность в школе и дома, нарастает агрессия,
развивается непослушание и безответственность, нарушаются правила и
запреты взрослых, ухудшаются коммуникативные способности и т.д.
9)Резко увеличивается неискренность и количество вранья в общении с
родителями, учителями и другими взрослыми, особенно в области того, что
касается компьютера.
Чем позже Вы познакомите ребёнка с компьютером - тем лучше. Ребёнок мгновенно научиться им пользоваться, и все нагонит, когда придет время..

Как объяснить ребёнку, что играть вредно?
Моя рекомендация - сохраните ваше время и энергию. Не нужно убеждать
Вашего ребёнка в том, что играть вредно или что у него проблемы. Нет
практически таких слов, фраз и аргументов, которые убедят вашего ребёнка.
Дети, у которых уже сформировалась зависимость, будут особенно всячески
отрицать вред компьютерных игр и занятий и недооценивать последствия.
Заполните свободное время ребёнка :

Для маленьких:
- Игры на логику память и внимание, Игры: «Эрудит», «Морской бой»
- Разные настольные игры.
- Наборы для творчества.
- Организуйте поездки в музеи, театры, кино.
- Предложите ребёнку приглашать в гости друзей.
- Актёрское мастерство, рисование, айкидо и другие кружки.
Для более старших детей:
- Цифровая фотография.
- Актёрское мастерство.
- Туристические секции.
- Спорт: футбол, плавание, скалолазание.
- Программирование, web-дизайн.
- Разные виды единоборств.
- Игра на музыкальных инструментах.
- Картинг, стрельба, пэйнбол.

10 золотых правил для родителей.
1) Всегда ежедневно находите время для того, чтобы провести время с
вашим ребёнком, поговорить с ним «по душам», быть в курсе того, что его
беспокоит и волнует. Вникайте в его душевный и эмоциональный мир. Старайтесь его понять. Будьте не только воспитателем и учителем, но и другом. Самое ценное, что Вы можете подарить вашему ребёнку - это ваше время.

2) Будьте уверены, что свободное время вашего ребёнка заполнено
кружками, секциями и разными интересными занятиями.

3) Включайте Вашего ребёнка в семейные дела. Давайте ему поручения,
просите о помощи по дому. Советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение.
Ребенку важно чувствовать себя частью семейной системы, чувствовать себя
причастным, чувствовать, что он тоже принимает участие в жизни семьи.

4) Чётко сформулируйте правила использования компьютера для ребёнка: по
каким дням, в какое время, сколько по времени он может использовать
компьютер. Запишите эти правила.

5) Сформулируйте негативные последствия, с которыми столкнётся ребёнок,
если будет нарушать эти правила. Они должны быть чёткими и конкретными.

6) Обсудите эти правила со всеми членами семьи, которые принимают
участие в воспитании ребёнка. Заручитесь их поддержкой. Распечатайте для
них копию этих правил.

7)Установите на компьютере программы, позволяющие осуществлять
родительский контроль и ограничения использования компьютера и
интернета.

8) Обязательно следите за выполнением тех правил, о которых вы
договорились. Будьте уверены, что у ребёнка нет свободного доступа к
компьютеру тогда, когда Вас нет дома и так же ночью.

9) Поговорите с ребёнком и подробно расскажите ему о правилах
использования компьютера. Будьте уверены, что обсудили с ним каждый
пункт. Уточните, всё ли ему понятно.

10) Всегда будьте в курсе того, чем занимается за компьютером ваш ребёнок
и, если Вы считаете какие-то игры или сайты неприемлемыми и
вредоносными, запретите или блокируйте их.

Болезнь лучше предупредить, чем лечить. Будьте внимательны к ребенку, к любым изменениям в его поведении и тогда вовремя сможете заметить проблему и решить ее на начальной стадии.

Зависимость от онлайн игр, и Интернета в целом, становится настоящей эпидемией, да что там — пандемией, заражающей все большее количество так называемых «домашних детей», и превращая их в зомби .

Сегодня, на психологическом сайте , Вы, уважаемые посетители, особенно родители, узнаете как уберечь детей от компьютерной зависимости , от онлайн игр, и вообще, от Интернет-зависимости .

Компьютерная зависимость у детей от онлайн игр

Отчего формируется компьютерная зависимость у детей , перерастающая в еще более опасную зависимость — от онлайн игр? …Совершенно верно — от большого числа повторений и длительного «зависания» ребенка в компьютере и в сети.

А отчего дети долго «торчат» у компьютера и часами играют в игры, в том числе, и в чрезвычайно вредные онлайн игры? Правильно — оттого, что им позволяют это делать родители.

А почему родители позволяют детям сидеть в интернет-сети и играть в игры? Нет, необязательно потому что они плохие и не любящие родители, и им наплевать на психическое развитие своего чада — лишь бы не мешал…

Возможно, потому что родители через чур заняты своей жизнью и бытом; возможно, потому что они не знают насколько опасно для детской психики воздействие компьютера и интернет игр; возможно, потому что родители не понимают и не осознают, насколько важно для развития полноценного ребенка РЕАЛЬНОЕ общение с родителями и со сверстниками; а возможно потому что родители совершенно не знают внутреннюю жизнь своего ребенка: его переживания, его интересы и мечты, его потребности и желания…

Так или иначе, но никто не умаляет права и большую ответственность родителей за правильное воспитание своих детей, за то, каким вырастит из ребенка взрослый человек, какая это будет личность.

Как формируется компьютерная, игровая зависимость у детей

Компьютерная, игровая зависимость еще мало изучена, но она имеет все сходства с другими видами зависимостей человека — в данном случае, психологической зависимости.

Кроме того, что компьютерная зависимость у ребенка формируется как «плохая привычка», т.е. за счет многократных и длительный повторений, т.е. частых и долгих игр и заседаний в сети, но главное, что игровая зависимость, особенно от онлайн игр, формируется от иллюзорного, виртуального удовлетворения своих базовых, подсознательных потребностей и желаний.

А именно — потребность общения, самораскрытия, самоактуализации, поднятия самооценки, закрепления Я-позиции , самоутверждения, самоидентификации…и т.д. и т.п.

Т.е. все то, что должно удовлетворятся у ребенка в реальных условиях, посредством общения и взаимодействия с родителями (в первую очередь с родителями) и со сверстниками, начинает иллюзорно удовлетворятся в компьютере, в онлайн играх и социальных сетях

В итоге, в восприятии ребенка происходит сбой, смешение реального и виртуального мира. Он может реальный мир воспринимать так же, как вымышленный, игровой мир, и вести себя в соответствии с законами игры — например, думать что у него несколько жизней.

Человеческий мозг — это всего лишь орган, очень сложный и малоизученный, но орган. А психика, или душа человека — это, условно говоря, программное обеспечение, которое обеспечивает обработку нашего восприятия действительности, отражает реальность и регулирует наше мышление, эмоции и поведение.

В процессе развития и воспитания мозг ребенка воспринимает различную информацию посредством органов чувств, а психика перерабатывает ее. И если мозгу давать постоянно вымышленную информацию, то психологически человек будет воспринимать ее как реальную, настоящую.

Задача родителей и заключается, не только в кормлении и одевании ребенка, но и в правильном «программировании» детской психики.

Что делать и как уберечь ребенка от компьютерной и игровой зависимости

Чтобы уберечь своего ребенка от компьютерной, игровой зависимости, родителям нужно:

  • Во-первых, самим подолгу не зависать в Интернете…, а если сами зависимы от игр — это Ваш выбор, но чтобы ребенок этого не видел;
  • Во-вторых, обеспечить контроль за деятельностью ребенка, особенно за количеством проведенного времени у компьютера (планшета, смартфона, игровой приставки) за играми, или другими развлечениями, включая соцсети (не более 1-го часа подряд, и не более 3-х часов в день)
  • В третьих, нужно как можно больше уделять времени на общение и взаимодействие с ребенком, особенно родителю того же пола (совместное времяпрепровождение: нормальные игры — уличные, спортивные, настольные; совместные просмотры фильмов, телепередач, чтение книг и др. печатных изданий с последующим обсуждением сюжета; проявлять неподдельный интерес и внимание к проблемам, потребностям и желаниям ребенка (и не с родительским менторством и критикой, а с уважением к растущей личности)…
  • В четвертых, осторожно, ненавязчиво выяснить скрытые интересы ребенка, его переживания, узнать по возможности мечты. Для этого нужно посмотреть в какие игры он играет дома, в какие игры играет у друзей, узнать какие книги читает, какие фильмы смотрит, какую музыку слушает — чем вообще интересуется… Очень много дают информации детские и подростковые странички в социальных сетях. НО, ни в коем случае не врываться в личное пространство ребенка, не давить на него, и тем более, не взламывать его соцсети и телефон. Все делать мягко и ненавязчиво, а главное, искренне…с любовью…
  • И в пятых, определить психофизиологические особенности ребенка: его темперамент , характер, эмоциональность…; посмотреть, не слишком ли замкнут, закрыт, необщителен — постараться ненавязчиво выяснить причину; узнать об его взаимоотношениях в группе (в классе, во дворе…) — какова его групповая роль; обратить внимание на отношение Вашего ребенка с младшими детьми, с домашними животными, с природой; если ребенок занимается творчеством: рисует , лепит, конструирует, сочиняет — то неподдельно заинтересованно обсудить его творения…
    И главное, никакой лжи, двойных стандартов и противоречивости в воспитании …

Что делать, если ребенок уже стал зависимым от компьютера, интернета и игр

Если Вы наблюдаете, что Ваш ребенок стал зависимым от компьютера, интернета и игр, т.е. часами сидит у монитора или за смартфоном, мало гуляет и общается со сверстниками в реальности, у него мало друзей, стал скрытен и нелюдим, не секретничает с Вами, ухудшилась успеваемость в школе, злиться если его отрывают от компьютера, не слышит Вас когда находится в игре (не может оторваться)…и другое подозрительное поведение и реакции…

То, первое что Вам нужно знать — это ни в коем случае не давить на ребенка и не делать резких поступков: отключил интернет, сломал компьютер, силой вытащил из игры, и т.п.