Кое-что о шпильке: когда и зачем придумали каблуки? Откуда пошел каблук

Вы наверняка замечали парадокс: чем более влиятельна женщина, тем больше внимания все обращают на ее одежду. К примеру, Хиллари Клинтон. Она выбрала максимально лаконичный и практичный стиль, чтобы избежать излишнего внимания. Ее гардероб - черные брюки, изящные жакеты, закрытые блузки и туфли практически без каблука. Но ее одежду все равно обсуждают. Закрыть эту тему просто невозможно! При этом одежда других политиков почему-то никого особенно не интересует.

Значение туфель

Пожалуй, в случае с Хиллари туфли - далеко не главный элемент обсуждения, тем не менее ее решение носить обувь без каблука - это вполне ясное подтверждение ее несгибаемой уверенности в себе. Решение носить практичную обувь может показаться на первый взгляд логичным, особенно с учетом постоянной необходимости находиться на ногах, но традиционно предполагается, что влиятельная женщина будет в обуви на каблуках. Такими образами наполнена культура, так это выглядит на обложках журналов - то есть женщины, воспринимаемые как ролевые модели, должны носить каблуки. Если посмотреть на выбор одежды для героинь сериалов, станет ясно, что высокий каблук все еще напрямую связывают с высоким статусом, а комфорт никого и не волнует.

Каблуки как черта персонажа

Давайте рассмотрим несколько сериалов, в которых присутствуют уверенные в себе героини. Селена Мейер, персонаж сериала «Вице-президент», носит туфли на каблуке, но дома, где она может позволить себе расслабиться, она забывает о своем образе и сбрасывает неудобную обувь. Клер Андервуд, героиня «Карточного домика», напротив, всегда выглядит так, будто каблуки - часть нее. Обувь становится частью ее личности. Только задумайтесь: ходить на каблуках по собственному дому! Кажется, что Клер и спать в них ложится. А ведь каблуки, хоть и украшают походку и делают внешность эстетичнее, все же создают значительное неудобство.

Неудобство теряет популярность

В раскрытии образа Клер каблуки очень важны. Неудобная обувь, которую хочется снять, демонстрирует, насколько для героини важно, как ее видят другие. Настолько, что она всегда продолжает играть эту роль. В реальности дискомфорт быстро теряет популярность - по статистике, все больше и больше женщин отказываются от неудобных каблуков, особенно в рабочей обстановке. Согласно исследованиям, 72 процента женщин носят каблуки время от времени. В среднем, популярность каблуков за последние два десятка лет снизилась. Лишь 31 процент женщин носит их на работу, остальные оставили нарядные туфли только для праздников. Все дело в том, что каблуки сковывают все тело: чем выше каблук, тем больше напряжение.

Традиционный выбор обуви

Возможно, из-за вреда для здоровья каблуки мало носили прежде. История рабочей одежды для женщин невелика, но у каблуков срок еще более короткий. Даже если использовать не слишком научный метод и посмотреть на наряды женщин в кино, можно заметить, что и в 60-е, и в 80-е каблуки были не так уж высоки. Кажется, что персонажам вовсе не требуются дополнительные сантиметры роста для того, чтобы добиться успеха на работе и показать свои амбиции. Если вымышленным персонажам не нужны каблуки для того, чтобы стать успешнее, а реальные женщины все чаще отказываются ковылять на рабочее место на шпильках, откуда тогда вообще появился этот образ? И почему мы теперь связываем шпильки с представлением о влиятельной даме?

История каблуков

Каблуки существуют много веков, но изначально они были исключительно практичны - их изобрели для всадников, чтобы нога не выскальзывала из стремян. Во времена правления Луи Шестнадцатого туфли стали индикатором происхождения как для мужчин, так и для женщин. Каблуки начали носить, несмотря на их непрактичность в повседневной жизни - в этом и было очарование. Ко двору женщины надевали такие необычные туфли, что передвигаться могли только с палкой в руках. Со временем каблук стал частью только женской обуви. Высокие каблуки делают ногу визуально меньше, что всегда ценилось, к тому же это символический способ подняться выше над толпой и выделиться, показать, что ходьба для такой дамы - что-то исключительное, она не простолюдинка. Каблуки начали привлекать мужчин - они превратились в показатель не только статуса, но и сексуальной привлекательности.

Противоречивое отношение

После Французской революции каблуки вышли из моды на сотню лет не только во Франции. К примеру, в Америке они не были популярны до самого конца Второй Мировой. В 50-е женщины вернулись к традиционному укладу, и каблуки снова стали привлекательными. Стал распространенным образ в духе пин-ап, где женщины на каблуках позировали в притягательных позах. С тех пор каблуки обрели значение подчеркнутой сексуальной соблазнительности. Многие женщины в последующие десятилетия сознательно отказывались от каблуков, чтобы не транслировать такой подтекст. В наши дни такая ассоциация сохраняется. Мужчины считают, что женщины на каблуках более привлекательны: в трудной ситуации, как показали эксперименты, они чаще помогают девушкам в неудобных туфлях. При этом излишняя женственность может стать проблемой на работе. Каблуки могут помешать получить желаемое место - для собеседования рекомендуется нейтральный вид.

Парадоксальная перемена

Удивительно, но факт: после того как женщина обретает влияние и сама принимает решения относительно трудоустройства, каблуки возвращаются. Получается, что нейтрального стиля нужно придерживаться в начале карьеры. Туфли без каблуков не только не излучают женственность, они еще и позволяют женщине выглядеть меньше, чем мужчины. А вот на высоких каблуках она выглядит более выразительно, что позволяет продемонстрировать свои амбиции, особенно если сочетать каблуки с элегантными, не слишком соблазнительными костюмами. К примеру, в сериале «Скандал» Оливия Поуп всегда носит сдержанные жакеты, бежевый плащ, свитера с высоким горлом. Ее наряды не подчеркивают фигуру. Широкие брюки скрывают то, что она на высоких каблуках - это можно подметить лишь случайно. И этот прием используют многие другие героини - они работают на каблуках, сочетая их с нейтральным образом, чтобы придать себе более уверенный вид.

Женственность и мужественность

Феминистки хотели, чтобы женщины могли демонстрировать мужественность, но при этом чтобы и женственность вызывала уважение. Достичь они смогли лишь одного - мужественность действительно можно демонстрировать, но женственность так и не ценится. Поэтому современные женщины иногда используют каблуки для того, чтобы подняться на мужской уровень. Высокий рост ассоциируется с мужественностью, а мужественность - это сила. Каблуки теперь - как подкладки на плечи в восьмидесятых. Тогда женщины хотели придать фигуре более крупные горизонтальные черты. Теперь попытки придать образу мужественность продолжаются. И образ Клер Андервуд из сериала «Карточный домик» идеально это иллюстрирует. Клер и ее муж Френк изображены равными - и роста это касается тоже. Клер - это женщина, способная посоревноваться с супругом, полная амбиций, которые проявляются во всех сферах ее жизни. И тот факт, что ей нужно выглядеть определенным образом, чтобы подчеркивать своим внешним видом это равенство с мужчиной, позволяет убедиться, что женственная слабость все еще служит помехой для женщин, которые хотят казаться уверенными в себе.

Сами понимаете, грядёт женский день - вот мне и приходится искать женские темы. Сие не есть приятно, кстати. Начала уже подозревать себя в гендеризме, фу.
* * *
Обувь, увеличивающая рост человека, известна со времен Древней Греции , где актеры на сцене для этих целей носили котурны — деревянные или пробковые сандалии на толстой подошве.
В средневековой Европе , улицы которой утопали в грязи и нечистотах, изобрели ходульные башмаки, представляющие собой деревянные подошвы с кожаными ремнями. Их надевали на повседневную обувь сверху и называли сабо, а на Востоке подобную обувь, кабкаб, носили в бане, чтобы не обжечь ноги о горячий пол.
В Венеции , начиная с XV века, женщины разных сословий надевали очень большие платформы, иногда более 20 сантиметров высотой, — цокколи (копытца).

Самые старые находки каблуков как отдельных от подошвы деталей, подпирающих пятку, археологи датируют XIV веком. Это было время увлечения знати охотой и верховой ездой. Чтобы обувь не скользила в стремени, башмачники внедрили новую технологию — начали утолщать подошву под пяткой, а затем изобрели и каблук. Позже на распространение обуви с каблуком повлияло другое военное новшество: увеличение значимости пехоты как рода войск. Пехотинцы для дальних походов нуждались в качественных сапогах, поэтому мастера перешли на производство обуви на толстой подошве, с удобным каблуком.

На Руси первые каблуки появились также в XIV веке . Как показывают археологические раскопки, их вырезали из цельных кусков дерева и вкладывали в сапог под подошву. Сверху всю конструкцию обшивали кожей.
В XVI веке появился наборный каблук, состоящий из многих слоев кожи, скрепленных металлической скобкой и подбитых подковкой. Ходить в обуви на таких каблуках было крайне тяжело, потому что еще не изобрели супинатор, а также детали, которые фиксировали стопу, например обувной язычок. Да и шили тогда без различия правой и левой ноги.

Существует версия, что русское слово «каблук» заимствовано из тюркского языка, где оно означало «пятка».

Обувь на каблуках долгое время носили только мужчины, женщины приобщились к ней позднее, уже в XVII веке. Освоив каблуки, дамы заменили их практические функции чисто эстетическими: в такой обуви спина женщины казалась более прямой, а осанка — величественной, хотя физически держать ее было сложно, ведь высота каблуков порой достигала 20 сантиметров, а носки туфель буквально упирались в землю.

Каблуки сапог и туфель красили в зависимости от моды в разные цвета: голубой, зеленый, черный. Особое значение имел красный цвет, который в странах Европы служил отличительным признаком аристократии.
В XVII веке каблуки сапог стали красить в черный, красный цвет каблуков сохранился только у туфель («господин красный каблук» — так называли французских модников времен Людовика XIV).
Перед падением монархии во Франции в конце XVIII века обувь на красном каблуке носила только французская знать при дворе короля.

История каблуков постоянно дополнялась новыми изобретениями. Так, в начале XVIII века создали «французский» каблук, или «голубиную лапу». Вогнутый внутрь, он создавал оптическую иллюзию, зрительно уменьшая расстояние между носком туфли и пяткой.

В ХХ веке изобрели каблук-шпильку. Кто именно придумал, неизвестно, зато мы знаем имя человека, который впервые прибил на него металлическую набойку. Это был сапожник Сальваторе Феррагамо. Его именем назван Музей обуви во Флоренции.

Считается, что обувь на каблуках первыми стали носить мясники в Древнем Египте. Они делали это для того, чтобы во время работы не испачкаться кровью.

Известно, что большая часть жителей Древнего Египта ходила босиком, однако на фресках, датированных 3500 годом до нашей эры, изображены представители высшего сословия, на ногах которых видна обувь на каблуках. Предполагается, что ее носили в ритуальных целях.

Выглядела она как-то так

В Древней Греции и Риме существовали сандалии на высокой платформе. В Риме высокие каблуки были одной из отличительных черт одежды проституток.

В средневековой Европе мужчины и женщины прикрепляли к обуви деревянные дощечки, приподнимавшие пятку над уровнем носка, чтобы не запачкать обувь, которая в те времена стоила дорого. Поскольку улицы в Средневековье служили практически канализацией, эта мера предосторожности была совсем не лишней.

В 15 веке в Турции начали делать обувь на платформе, которая стала популярна и в Европе. Высота платформы составляла от 15 до 20, а иногда - до 75 см, и женщины в такой обуви могли ходить только с помощью палочки или прислуги. В Венеции обувь на платформе стала символом статуса; путешественники отмечали невероятно, до смешного высокую обувь венецианок.

Официально изобретение высокого каблука приписывается Екатерине Медичи, которая была довольно невысокого роста. В возрасте 14 лет она была обручена с Герцогом Орлеанским, будущим королем Франции. По сравнению с женихом Медичи выглядела совсем маленькой, кроме того, ее едва ли можно было назвать красавицей. Она чувствовала себя не уверенно и от того, что ей предстояло стать королевой, и от необходимости выдерживать конкуренцию с фавориткой короля. Своеобразным выходом из положения стали каблуки высотой всего около пяти сантиметров, которые не только делали ее визуально выше, но и придавали походке большее очарование. Обувь на каблуках стала пользоваться огромным успехом, и вскоре считалась атрибутом привилегированной части общества. Мария Тюдор, она же Кровавая Мэри, носила очень высокие каблуки, чтобы выглядеть более властно. К 1580 году каблуки стали популярны у представителей обоих полов.

Король Франции Луи XIV носил обувь, каблуки которой были украшены миниатюрами со сценами сражений. Высота королевских каблуков иногда достигала 12,7 см. Он издал указ, согласно которому исключительно аристократы могли носить каблуки красного цвета, а кроме того, ничьи каблуки не должны были быть выше его собственных.

Красота женщины на каблуках воспевалась поэтами. Как и корсет, высокий каблук придавал фигуре аристократичность, делал его более утонченным и желанным. Эти особенности обуви на каблуках заметили и пуритане, обосновавшиеся в Новом Свете. В массачусетской колонии даже был издан закон, запрещающий женщинам носить высокие каблуки для «заманивания мужчин». В случае нарушения запрета им грозило обвинение в колдовстве. Таким образом, в Америке европейская мода на высокие каблуки распространилась только в середине 19 века.

Высокие «каблуки Луи» вышли из моды вскоре после начала Революции, а Наполеон официально их запретил, чтобы лишить аристократию этой возможности демонстрировать социальное неравенство. Впрочем, несмотря на запрет, в 1792 году Мария-Антуанетта взошла на эшафот в туфлях на пятисантиметровом каблуке.

В конце 18 и начале 19 века каблук постепенно уменьшался, зато благодаря этому сапожникам стало проще делать обувь для левой и правой ноги, благодаря чему обувь в целом стала удобнее.

Каблуки вернулись в моду в 1860-х годах, а появившиеся к тому времени технологии существенно облегчили изготовление обуви.

Высокие каблуки снова оказались на пике моды, причем высота некоторых из них составляла более 15 см. Как и в случае с корсетами, каблуки считались не только безвредными, но и полезными для здоровья - производители говорили, что снимают боли в спине, улучшают осанку и облегчают пешие прогулки. Критики обращали внимание на то, что высокие каблуки придают походке агрессивную сексуальность и являются откровенной приманкой для мужчин.

Многие мужчины с замиранием сердца провожают ее восхищенными взглядами. У женщины, носящей каблуки, изменяется походка: она как бы вся внутренне подтягивается, плюс ко всему, из-за перемещения центра тяжести тела, ей приходится идти очень мелкими шажками, что придает ее походке грациозность и таинственность. Ну и, конечно, женщина на каблуках выглядит выше, а, значит, изящнее.

Между тем, ученые еще не совсем выяснили, откуда ведет свое происхождение мода на каблуки .

Известно только, что первое упоминание об обуви на «подставке» — прообразе современной платформы – мы находим в Древней Греции, где она использовалась актерами театра для зрительного увеличения их роста. Использование платформы затем было распространено в Китае и Японии, где ношение подобной обуви заменило собой практику пеленания ног женщин для того, чтобы остановить рост их стопы. Уменьшение размеров стопы лишало женщин быстрого уверенного шага, и, таким образом, женщина не могла далеко уйти без поддержки, что сдерживало, как считали тогда, падение нравов. Платформа, благодаря отсутствию пластичности и созданию больших неудобств при ходьбе, успешно взяла на себя выполнение этих функций.

Следующий период времени, когда мы видим заимствование практики ношения обуви на каблуке, относится к 15-16 векам. Для этого века – века Ренессанса – вообще было характерно подчеркнутое стремление вверх, символизирующее собой возвышение человека над действительностью (отсюда и стремящаяся вверх форма готической архитектуры того времени). Это стремление хорошо проявило себя и в моде на обувь. Так, большое распространение получили туфли – chopine, которые представляли собой подобие сандалий на платформе, выполненной из дерева или пробки. Высота каблуков таких «сандалий» была умопомрачительной – от 14 до 60 см. Остается только удивляться, как благородные дамы могли сохранять равновесие на таких ходулях. Хотя, конечно, такая мода играла на руку их спутникам, у которых был шанс в буквальном смысле ни на шаг не отпускать от себя подругу. Такая приверженность к «самовозвышению» дала повод путешественнику Джону Эвелину охарактеризовать женщин той поры в своем дневнике как дам «наполовину из плоти, наполовину из дерева». Хотя, ради справедливости стоит заметить, что такая экстравагантная мода коснулась не только женщин; мужчины тоже охотно приобретали для себя такие сандалии (хотя, высота их платформ была значительно меньше). Весь мир воспринял эту моду как некое подобие циркового представления, однако уже в конце 16 — начале 17 века женщины Испании, Франции и Швеции гордо вышагивали в точно таких же сандалиях.

В 17-ом веке, в эпоху барокко, из таких сандалий родился образ современного каблука . Однако на первых порах это все же была платформа с вырезом под сводом стопы в виде арки. Стремление к обилию декорационных материалов в одежде привело к истончению подошвы и к усилению акцента на декоративной функции каблука , который тогда и приобрел привычную для нас форму.

Конечно, говоря , нельзя не упомянуть о таком совсем недавнем изобретении, которое, тем не менее, произвело переворот в представлении об эстетических свойствах обуви, – об изобретении каблука-шпильки. Произошло это в 50-х годах во Франции, в то время, когда множество модельеров работало в направлении создания моделей, подчеркивающих молодость и красоту женщин. И здесь опять-таки имя изобретателя осталось под покровом мрака истории: так, сразу несколько известных модельеров Франции спорят о первенстве создания данной модели обуви. Туфли на шпильке пришлись как никогда кстати. И очень скоро практически все звезды щеголяли в них, подавая пример остальным женщинам планеты.

Сейчас, также как и много лет назад, женщины носят каблуки , чтобы выделиться из толпы, подчеркнуть свою хрупкость и изящество. История моды на еще не дописана, она еще ждет своих восторженных поклонников.

По другой версии появились еще у восточных всадников аж в XII веке. Но тем не менее их было трудно назвать каблуками. Это было что- вроде нашлёпок, которые были предназначены для самых практичных целей: мужчины приколачивали эти нашлепки к туфлям для того, чтобы нога крепко держалась в стремени при скачке на лошади. Каблук в современном виде придумал еще величайший изобретатель и художник Леонардо да Винчи , но, к сожалению, его изобретение вошло в моду только в XVII веке. Женщины и девушки всегда стремились стать выше и стройнее настолько, что носили длиной до пятнадцати сантиметров. В такой длинной обуви они могли двигаться и ходить только при помощи двух своих слуг — они становились по обе стороны от дамы, чтобы она не упала. Если оринтироваться на эту версию истории каблуков, то получается, что первые каблуки придумал Леонардо да Винчи .

А вообще, в основном считается, что , увеличивающая рост человека, известна со времен Древней Греции, где актеры на сцене для этих целей носили котурны - деревянные или пробковые сандалии на толстой подошве.
В средневековой Европе, улицы которой утопали в грязи и нечистотах, изобрели ходульные башмаки, представляющие собой деревянные подошвы с кожаными ремнями. Их надевали на повседневную обувь сверху и называли сабо, а на Востоке подобную , кабкаб, носили в бане, чтобы не обжечь ноги о горячий пол.
В Венеции, начиная с XV века, женщины разных сословий надевали очень большие платформы, иногда более 20 сантиметров высотой, - цокколи (копытца).

Самые старые находки каблуков как отдельных от подошвы деталей, подпирающих пятку, археологи датируют XIV веком. Это было время увлечения знати охотой и верховой ездой. Чтобы обувь не скользила в стремени, башмачники внедрили новую технологию - начали утолщать подошву под пяткой, а затем изобрели и каблук. Позже на распространение обуви с каблуком повлияло другое военное новшество: увеличение значимости пехоты как рода войск. Пехотинцы для дальних походов нуждались в качественных сапогах, поэтому мастера перешли на производство обуви на толстой подошве, с удобным каблуком.

На Руси первые каблуки появились также в XIV веке. Как показывают археологические раскопки, их вырезали из цельных кусков дерева и вкладывали в сапог под подошву. Сверху всю конструкцию обшивали кожей.
В XVI веке появился наборный каблук , состоящий из многих слоев кожи, скрепленных металлической скобкой и подбитых подковкой. Ходить в обуви на таких каблуках было крайне тяжело, потому что еще не изобрели супинатор , а также детали, которые фиксировали стопу, например обувной язычок. Да и шили тогда без различия правой и левой ноги.

Существует версия, что русское слово «каблук» заимствовано из тюркского языка, где оно означало «пятка».

Долгое время носили только мужчины, женщины приобщились к ней позднее, уже в XVII веке. Освоив каблуки, дамы заменили их практические функции чисто эстетическими: в такой обуви спина женщины казалась более прямой, а осанка - величественной, хотя физически держать ее было сложно, ведь высота каблуков порой достигала 20 сантиметров, а носки туфель буквально упирались в землю.

Каблуки сапог и туфель красили в зависимости от моды в разные цвета: голубой, зеленый, черный. Особое значение имел красный цвет, который в странах Европы служил отличительным признаком аристократии.
В XVII веке каблуки сапог стали красить в черный, красный цвет каблуков сохранился только у туфель («господин красный каблук» - так называли французских модников времен Людовика XIV).
Перед падением монархии во Франции в конце XVIII века обувь на красном каблуке носила только французская знать при дворе короля.

История каблуков постоянно дополнялась новыми изобретениями. Так, в начале XVIII века создали «французский» каблук, или «голубиную лапу». Вогнутый внутрь, он создавал оптическую иллюзию, зрительно уменьшая расстояние между носком туфли и пяткой.

В ХХ веке изобрели каблук-шпильку . Кто именно придумал, неизвестно, зато мы знаем имя человека, который впервые прибил на него металлическую набойку. Это был сапожник Сальваторе Феррагамо. Его именем назван Музей обуви во Флоренции.

Каблук в истории через призму эпох развития человечества

Древний мир

В Древнем Египте обувь изготавливали из папируса. Носить ее на ранней стадии государственности могли лишь фараон и его приближенные. Интересно, что супруга фараона к числу приближенных не относилась и ходила босиком. Стоили такие сандалии по-королевски. Геродот как-то написал, что на изготовление одной пары сандалий для фараона уходил годовой доход среднего города.

Египту история обязана и изобретением каблука, без которого невозможно представить современную . Правда, носили их не фараоны и жрецы, а простые землепашцы, которым каблуки создавали необходимый упор, чтобы легче было передвигаться по рыхлой земле.

Знатные римляне сначала надевали на ноги что-то вроде перчаток (их натягивали на каждый палец). Потом им приглянулись греческие сандалии - и началось! Сандалии модернизировали, на них появились вышивки, металлические украшения в виде львиных морд, цепей, венков и т.д.

Существовала специальная обувь для плебеев, философов, для посещения Сената. Целомудренным дамам полагалось иметь закрытую обувь, а проститутки носили сандалии - чтобы показать красоту своих ног. Заметный вклад в историю обуви внесли и древнегреческие куртизанки. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла следы с надписью “Следуй за мной”.

Барокко

Как ни странно, законодателем моды эпохи барокко становится французский офицер, носивший ботфорты - тяжелые высокие кожаные сапоги с обязательными наборными каблуками.

Были нужны, чтобы при верховой езде нога лучше закреплялась в стремени. Впрочем, в моде были не только военные сапоги, но и светские. Так продолжалось до конца XVII века, когда появились обтягивающие ногу трикотажные чулки, и пришла мода на башмаки, чем-то напоминавшие современные мужские туфли. В 1680 году в моду вошли туфли на таком высоком и тонком каблуке, что дамы могли ходить на них, только опираясь на трость. Кавалеры не захотели отставать от слабого пола, и мода на каблуки стала повальной. Теперь императоры вынуждены были издавать специальные указы, регламентировавшие уже высоту каблуков по сословиям. Естественно, и в этот раз самые были привилегией знати и членов королевских семей. Тогда же появился знаменитый красный каблук, отличавший дворянство от прочих сословий.

Эпоха революций

Французская революция 1789 года лишила дам высоких каблуков почти на 50 лет. Дамские туфли наполеоновской эпохи напоминают современные балетные тапочки. Европу охватила идея “упрощения” образа жизни. Врачи, философы, высоколобые интеллектуалы открыто выступили против вредных для здоровья корсетов, узких туфель на высоких каблуках и, как ни странно, одержали победу. На парижских улицах появились дамы с короткой стрижкой, в платьях из тонких тканей и в сандалиях на плоской подошве. Но новоиспеченному императору Наполеону Бонапарту такая мода не приглянулась. Мода дала задний ход, и в гардероб парижских красоток вернулись и “талия в корсете”, и громоздкие кринолины. А остались в изгнании. Все дело в том, что умение хорошо танцевать в то время считалось обязательным, а что может быть удобнее для танцев, чём шелковые туфли-тапочки на тонкой кожаной подошве?

XX век

Век минувший был настоящим триумфом обувщиков. За это время было придумано столько фасонов, сколько не изобрели предки за всю прошедшую историю. Натуральный каучук повысил водонепроницаемость подошв, и обувь стала более практичной. После Второй мировой войны химики открыли капрон и полиэтилен. Сегодня новая модель обуви живет в среднем 9 недель. Не связанный по рукам техническими ограничениями, сапожник может творить все, что душе его угодно.

Высокие каблуки не вредят здоровью?

Как утверждают ученые, курящие женщины легко набирают в весе, а те, кто занимается тяжёлой физической работой, страдают заболеванием коленных суставов в будущем.

Те, кто следит за модой, носит остроносую обувь, ходит на шпильках, могут успокоиться — не приводят к коленно-суставным болезням, и даже предотвращают их.

Огромное количество женщин страдает от заболевания артритом коленного сустава. По мнению ученых, на этом пытаются спекулировать врачи, утверждая, что каблуки провоцируют подобное состояние. В то время как на самом деле большинство женщин больны по причине изнуряющей физической работы, которую они делают на коленях.

Что может быть привлекательнее для мужского глаза, чем женщина на высоком каблуке? Каблук удлиняет ноги, делает походку просто волшебной.Мы привыкли к нему в повседневной жизни и даже не спрашиваем себя: откуда же взялся этот столь необходимый предмет?

Откуда же и когда появился каблук?

Впервые упоминания о каблуке появились в Древнем Египте и Древней Греции. Точно сказать кому принадлежит пальма первенства невозможно. И тогда каблуки не были прерогативой женщин. В Египте была обувь похожая на платформу. Ее использовали крестьяне, чтобы не напачкать ноги. В Древней Греции платформы – котурны использовались актерами. Причем чем важнее изображаемый человек, тем они были выше.

Платформы использовались и в древнем Китае и Японии. Как известно, распространенной практикой там было пеленание ног, чтобы женская стопа была миниатюрной. Это приводило к тому, что женщина не могла быстро и уверенно ходить. При дальних пеших прогулках ей требовалась поддержка. Платформа в те времена была непластична, создавала значительные неудобства при ходьбе и поэтому взяла на себя функцию пеленания ног. Как считалось, это должно было сдержать падение нравов.

Улицы Европы в средние века не отличались чистотой. Пройти не запачкавшись было просто нереально. Поэтому для передвижения по улице были придуманы специальные деревянные башмаки. Кожаными ремнями они крепились поверх обуви и назывались сабо. На Востоке похожую обувь (кабкаб) придумали для посещения бань: чтобы избежать ожога когда наступаешь на горячий пол.

В Венеции женщины легкого поведения надевали на ноги высокие платформы. Такая обувь называлась цокколи. Становясь выше всех они привлекали внимание прохожих.

А вот в Турции обратная ситуация. В гаремах женщины носили обувь на «каблуках», считалось, что неудобная обувь не даст далеко убежать.

Первые упоминания о каблуках можно встретить в XIV веке. Это была прерогатива военных и любителей охоты. Обувь с плоской подошвой очень часто соскальзывала со стремени. Сначала мастера обувного дела просто делали утолщение на подошве, затем был изготовлен и сам каблук.

Когда же каблуками стали пользоваться женщины?

Точно об этом сказать невозможно. Но считается, что впервые из женщин встала на каблуки Екатерина Медичи. Она была маленького роста, поэтому надела их на свою свадьбу.

После этого монополия мужчин на каблуки была разрушена. Каблук делал походку женщины более величественной, волнующей. Конечно в те времена такого понятия как «супинатор» не знали. Да и отличия для правой и левой ноги при изготовлении обуви не делали. Поэтому нужен был определенный навык, а часто и поддержка одного, а то и двух человек для того, чтобы передвигаться в туфлях на каблуке.

Цвет каблука того времени целиком зависел от моды. Красный цвет во многом благодаря Людовику XIV. Этот король носил туфли подошва и каблук которых был выкрашен в красный цвет. Ну чем не лабутены?

В XVIII появился так называемый французский каблук. Оптически он уменьшал размер ноги.

Затем была Французская революция. Всю Европу охватил принцип здорового образа жизни. Многочисленные ученые выступали против всего, что несло вред здоровью: каблуков, корсетов, париков. Женщины стали носить короткие стрижки, тонкие платья и сандалии. Наполеону не понравилась такая мода. Вернулись пышные платья, корсеты. А каблуки нет. В те времена одним из главных умений женщины было умение танцевать. Каблуки были еще очень далеки от совершенства, поэтому танцевать в тоненьких балетках на кожаной подошве было значительно удобнее.

В XIX веке каблуки стали ниже, устойчивее надежнее.

И в XX веке произошел апофеоз развития каблука: был придуман каблук – шпилька. Впервые эти каблуки надела Мерилин Монро в фильме «В джазе только девушки».
Ее походка покорила весь мир. Точно неизвестно кто автор этого изобретения. Но имя сапожника, впервые прибившего на них металлическую набойку, известно. Это итальянский сапожник Сальваторе Феррамо.

Каблуки не потеряли своей актуальности и в XXI веке. Каких только нет. Они различаются по высоте, форме, цвету. История каблука не дописана и ждет своего продолжения.

И конечно, как и в давние времена, ходить на каблуках это целое искусство…