Гульнара Зиенова
«Вода-водичка». Занятие по экологии во второй младшей группе
Тема : Водичка - водичка
Цель : Формировать у детей знания о свойствах воды ее значений.
Задачи :
1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;
2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса) ;
3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;
4. Воспитывать бережное отношение к воде; учить беречь природные ресурсы;
5. Обогащать и активизировать словарь;
Билингвальный компонент : вода- water
Словарная работа : бесцветная
Оборудование : Капелька, картинки с изображением воды в природе, два прозрачных стакана с водой, молоком; прозрачные стаканы с водой на каждого ребенка, коктельные трубочки, стеклянная емкость с водой, различные предметы,таз с водой,шарики из фольги
Дети встают в круг : Ребята я сейчас вас буду спрашивать,а вы отвечайте словами и показывайте руками. (Дети имитируют) -Ручки мыли? (Мыли) . -Ушки мыли? (мыли) . -Щечки мыли? (Мыли) . -Все помыли, ничего не забыли? -А теперь мы чистые, зайчики пушистые. -Ребята вы слышите, кто-то стучится? (идет, открывает дверь и вносит в группу Капельку ) . - Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел! Капелька. Давайте с ней поздороваемся (Звучит аудиозапись журчания ручейка.) - Ребята, послушайте и определите, что это за звуки. (звуки воды) -Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие (дети здороваются с капелькой)
Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. Ни умыться, ни напиться Без воды, Листику не распуститься Без воды, Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек. И поэтому всегда Всем, везде нужна вода ! -. Так ли это? Как вы думаете?. А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька. Назовите их. -. Значит, Капелька – это маленькая частичка чего (воды) -Кому же нужна вода ? (Дети отвечают) . А может ли человек прожить без воды? (Дети отвечают) . Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. - Ребята, Капелька приготовила нам сюрприз. Давайте рассмотрим водичку и расскажем о ней, какая она. Для этого я приглашаю вас за столы.
(На столе прозрачные стаканчики с водой по количеству детей.)
Посмотрите, у вас у каждого есть стаканчик с водой. Понюхайте, есть ли запах у воды? - А какого цвета вода ?
(У воспитателя два стаканчика – один с молоком, другой с водой. В стаканы опущены коктейльные трубочки.)
Посмотрите на стакан с молоком. Какого цвета молоко (белого)
Да, молоко белого цвета. Как вы думаете, если я опущу трубочку в стакан с молоком, она будет видна (нет)
Посмотрите, я опускаю трубочку в стакан с молоком и трубочки не видно, потому что молоко белое.
Посмотрим теперь на стакан с водой. Если я в него опущу трубочку, она будет видна?
У воды нет цвета, она бесцветная, прозрачная, трубочка в стаканчике с водой видна. Дети переходят к столу, на котором стоят стаканы с водой. Воспитатель показывает детям сначала стакан с водой и опускает в него трубочку (трубочка видна, затем стакан с молоком, в который тоже опускает трубочку (трубочка не видна) (Воспитатель наливает воду в таз) (ВОДА ) -Ребята когда я наливали в тазик воду и водичка спела нам песенку. Вы слышали какую песню спела водичка (Да) Игра «ПЕСЕНКА ВОДЫ» (Закрепление произношения звуков [ш]; [с] (маленькая струйка [с]; большая [ш].) -Ребята, давайте о воде скажем много слов. Вода какая ? Через воду видно дно таза? -Значит вода какая ? (прозрачная) -Опустите в воду палец. Какие они стали (мокрые) -Если воду подогреть, то она будет какая? (горячая) -Если воду остудить в холодильнике, какая она будет? (холодная) ИГРА : «ВЕСЕЛЫЕ ШАРИКИ» Воспитатель (достает из коробки шарики из фольги, раздает детям) -Шарики тяжелые? А какие? (легкие) -Можно сказать, что они воздушные как облака? -Опускаем шарики в воду, не тонут. Дуем - плавают. - Ребята давайте пройдём за другой стол где Капелька приготовила для нас еще один сюрприз Посмотрите здесь есть много различных предметов.
Демонстрирует предметы (шайба, шуруп, пенопласт, железная и пластиковая крышки, камни, пенопласт)
Как вы думаете, что произойдет, если бросить эти предметы в воду?
Давайте проверим, что произойдет. Посмотрите я взяла в одну руку камень,в другую резиновую игрушку как вы думаете что произойдёт если опущу эти предметы в воду?
(Дети опускают выбранные ими предметы в ёмкость с водой.
Смотрят, что происходит. Делают выводы.)
(Дети повторяют опыт .
Делают вывод, что вода бесцветная . прозрачна)
Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали (о воде)
Да, мы вспомнили, что вода нужна для всего живого, поговорили о свойствах воды. Кто мне может их назвать (ответы)
Что вам больше всего понравилось делать?
Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы и выполняли задания. Капелька нам дарит вот такие капельки,в свободное время мы с вами их раскрасим
Публикации по теме:
Конспект итогового открытого занятия во второй младшей группе «Водичка, водичка…» Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды. Вызвать интерес к выполнению КГН, побуждать детей к постоянному их соблюдению. Закреплять.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии во второй младшей группе «Волшебница-вода» Интеграция образовательных.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Водичка, водичка…» План-конспект занятия «Водичка, водичка…» (вторая младшая группа) Задачи: Познавательное развитие: ознакомить детей.
Конспект занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе «Водичка, водичка» Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 мл группе. Образовательная область Физическое развитие по теме культурно-гигиенические.
Конспект НОД по экспериментированию во второй младшей группе «Водичка, водичка, умой мое личико» Тема: «Водичка, водичка – умой мое личико».Задачи: - Формировать представление детей о свойствах воды (теплая-холодная, жидкая-твердая,.
Цель проекта: знакомить детей со свойствами воды (текучесть прозрачность и т. д.); развивать навыки проведения опытов; развивать познавательную.
Управление образования Акмолинской области
ГУ «Отдел образования» Жаркаинского района
Мини-центр «Радуга» при Зерноградской ООШ
Открытое занятие по Экологии.
Во второй младшей группы.
На тему: «Волшебница – вода. »
Воспитатель: Валиева Зухра Ахметжановна.
2016год.
Цель:
Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц.
Материал.
Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки (или кувшина), ёлки, гриб, краски(красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница.
Предварительная работа.
Разучивание подвижной игры «Капельки и тучки», беседа о воде, опыты.
1. Загадка.
2. Рассказ воспитателя о значении воды, свойства воды. Опыт с водой.
3. Экологическая игра «Посели животное».
4. Подвижная игра «Капельки и тучки.»
Ход занятия:
Ребята,мы сегодня с вами немного попутешествуем и узнаем много интересного. Но сначала отгадайте загадку.
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без (воды).
-Ребята, сейчас к нам придут гостья. Это – волшебница вода. (Предложить детям подумать и ответить для чего нам нужна вода).
- Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т.д.
- Правильно ребята. Молодцы.
Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря. (воспитатель предлагает закрыть глаза, а потом открыть).
- Что в бтылке7
_ Вода.
- Какая вода?
- Белая.
- Сейчас волшебница вода поможет нам разобраться с цветом воды. (воспитатель берёт сначала бутылку с прозрачной водой, другой с красной).
- В какой бутылке вода красная? Почему? Что мы в неё добавили?
- Краску.
- Молодцы. Волшебница-вода вам говорит спасибо. Она бы не догадалась. А в этой бутылке вода чистая, прозрачная, бесцветная. Какую воду можно пить, а какую нет?
- кипячёную, прозрачную.
- Молодцы.
(На столе стоят стаканчики с кипячёной водой. Дети пьют воду.)
Какая вода по вкусу?
- Вкусная.
- А по цвету?
- Прозрачная.
- А сейчас ещё раз закройте глаза (берётся бутылка с зелёной водой).
-какая сейчас по цвету вода? Почему?
- Зелёная, т.к. в неё добавили краску зелёного цвета.
- А кому нужна вода?
-Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.
- Ребята давайте прогуляемся по лесу и послушайте кто в лесу поёт.
- Птицы.
- Ой, а это что у нас растёт?
-Ёлочка.
- Как вы думаете какая она?
- Зелёная, колючая, красивая.
-а это что под ёлочкой растёт?
- Мухомор.
- А как вы думаете,его можно есть?
- Нет.
- Правильно ребята, её есть нельзя, потому что она ядовитая. Ребята – тихо, вы слышите где-то журчит вода. Давайте мы с вами поиграем в игру «Посели животное». Водные обитатели заблудились и никак не найдут свою реку, а вы ребята можете помочь. Давайте выберем водных жильцов и поместим их в водоём. Давайте подумаем кто живёт на водоёме?
- лягушки, рыбы, лебеди, утки, гуси. (выбрать из набора карточек и приклеить на ватман, на котором изображён водоём).
- Молодцы ребята все справились. А сейчас мы с вами немного отдохнём поиграем в игру «Капелька и тучка».
Подвижная игра «Капелька и тучка». Дети надевают шапочки капелек. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками 9взявшись за руки образуют ручейки). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла -текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали- плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.
- Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду и фокусы покажу, поиграем. До свидания.
Дата публикации: 27.02.17
Конспект занятия по экологии во второй младшей группе
«Зимующие птицы »
Цель : Закрепить знания о характерных отличительных особенностях птиц. Задачи:
Формировать знания о зимующих птицах.
Развивать речевую активность, формировать навыки связной речи.
Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.
Развивать зрительное внимание, память.
Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, развивать интерес к жизни птиц.
Предварительная работа : Наблюдение за птицами во время прогулок; чтение художественной литературы: Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др.; рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию; подвижные игры «Воробушки и автомобиль».
Материал: маска медвежонка, сундучок, картинки с изображением птиц, звуковая фонограмма, корм для птиц, кормушка.
Ход занятия:
Дети: Птички поют.
Воспит: Правильно. Очень много здесь птиц и все они одновременно поют. Попробуем узнать некоторых из них. У меня есть волшебный сундучок. Я вам загадаю загадки, а вы попробуете угадать о ком я говорю. Если вы правильно отгадываете загадки из сундучка, будет вылетать птичка.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый… (воробей)
Дети: ответы
(Воспитатель вытаскивает картинку воробья птицы и прикрепляет её на ветку)
Воспит:
Целый день без перерыва -
Кар-кар-кар,
Кричит сварливо… (ворона)
Дети: ответы
(Воспитатель вытаскивает картинку вороны птицы и прикрепляет её на ветку)
Воспит:
Эта птица сизокрылая
Любит семечки клевать
И тихонько ворковать. (голубь)
Дети: ответы
(Воспитатель вытаскивает картинку голубя птицы и прикрепляет её на ветку)
Воспит:
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири)
Дети : ответы
(Воспитатель вытаскивает картинку снегиря птицы и прикрепляет её на ветку)
Воспит:
Белые щечки, синяя птичка.
Остренький клювик, собой невеличка,
Желтая грудка-это… (синичка)
Дети: ответы
(Воспитатель вытаскивает картинку синицы птицы и прикрепляет её на ветку)
Воспит : Как вы думаете, где живут эти птицы?
Дети: на улице
Воспит: Правильно эти птицы живут на улице. Это домашние птицы?
Дети: нет
Воспит : Почему вы так думаете?
Дети: Эти птицы сами о себе заботятся – строят гнезда, находят себе корм.
Воспит : Как мы назовём этих птиц, одним словом?
Дети: Дикие.
Воспит: Давайте вместе повторим – дикие птицы
Скажите, а этих птичек мы зимой видели?
Дети: Да!
Воспит : Значит, как еще можно одним словом назвать этих птиц?
Дети: зимующие
Воспит : Правильно, зимующие.
(Стук в дверь появляется медвежонок)
Воспит: Ой, а кто это к нам пришел?
Медвежонок: Здравствуйте, ребята. Услышал я, как вы хорошо загадки отгадываете, на вопросы отвечаете, и подумал: «Такие умные дети наверняка мне помогут». Объясните мне, пожалуйста, почему птички летают, а я так не умею? Я тоже хочу летать как птичка!»
Воспит: Давайте поможем Медвежонку разобраться.
Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?
Дети: у всех птичек есть лапки, крылья, клюв, хвост, голова, туловище
Воспит: Медвежонок, ты согласен? А теперь, давайте посмотрим, чем птицы отличаются от животных? Давайте сравним лапы нашего медвежонка и лапы птиц?
Дети: Лапы у них совсем другие, и их всего две.
Воспит: А у птиц, что еще есть?
Дети: крылья
Воспит: А зачем птицам крылья?
Дети: что бы летать
Воспит: Медвежонок, а у тебя есть крылья?
Медвежонок: Нет. Значит, я не могу летать.
(Показать картинку лап и крыльев)
Воспит: Давайте сравним нос?
Дети: Вместо носа – клюв.
(Показать картинку)
Воспит: А шерсть медвежонка и наших птиц одинаковые или нет?
Дети: Вместо шерсти у птиц перья.
(Показать картинку перьев)
Воспит: Давайте, теперь сравним хвост.
Дети: И хвост другой веером.
Воспит: Зачем птицам крылья?
Дети:
летать
Воспит
: Зачем птицам лапки?
Дети: передвигаться по земле, цепляться за ветки
Воспит: Зачем птицам клюв?
Воспит : есть, пить
Воспит : Медвежонок, вы совсем разные. Теперь ты понимаешь, почему ты не можешь летать как птица. Но не расстраивайся, сейчас мы поиграем в птичек.
Физминутка:
Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
Открыли глазки и бегают, машут крылышками и улетают на свои места.
Воспит: Молодцы! Чтобы наш медвежонок не загрустил, давайте прочитаем ему стихотворение.
Ребенок:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.
Воспит: О чем это стихотворение?
Дети: О птицах, их надо кормить.
Воспит: Как можно помочь птицам?
Дети: сделать кормушки.
(Показать кормушку)
Воспит: Правильно мы можем повесить кормушку у нас на участке и насыпать в нее зернышек. Давайте сейчас каждый подойдет, возьмет немного зернышек и насыплет в кормушку. И будем следить, чтобы всегда в кормушки были зернышки.
(Дети ссыпают зерна в кормушку)
Воспит: Давайте еще раз напомним медвежонку, чем он отличается от птицы.
Дети: У медвежонка лапы, а у птиц крылья
Вместо носа - клюв
Вместо шерсти – перья
Хвост совсем другой – веером.
Воспит: Медвежонок пойдет в свой лес и расскажет всем, что он узнал у нас.
альное дошкольное образовательное учрежден
Байматова Ира Владимировна
ДОУ №50 г.Липецк
воспитатель
Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «В гости к лесным животным»
Цель: формировать представления о животном мире.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Формировать представление о времени года (Осень).
Создавать условия для формирования умения различать животных живущих в лесу (где живут? какие).
Уточнить представление о том, чем питаются дикие животные.
Воспитывать гуманное отношение к объектам природы, желание помогать им.
Развивающие задачи:
развивать умение детей находить схему картинку соответствующую поставленному вопросу;
развитие любознательности и познавательной мотивации;
развивать понимание речи и активизировать словарь;
закрепить знания детей об основных цветах (красный, желтый) и геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);
развивать общую и мелкую моторику;
развивать взаимосвязь координации движений и речи.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическое развитие.
Демонстрационный материал: игрушки (белка, заяц, медведь); их домики (дупло, берлога); грибочки, шишки; одна корзина с фруктами- муляжи; бочонок мёда; каждому ребёнку 1/2 альбомных листов с изображением малиновой веточки; Блоки Дьенеша; картинки с изображением деревьев;схемы картинки с приметами осени.
Предварительная работа: дидактические игры «Дикие животные» ; «ЛОТО»; «Найди пару»; «Лишний предмет» . Рассматривание картинок с изображениями диких животных, чтение стихов и загадок о лесе и его обитателях. Демонстрационный материал "Деревья".
Ход деятельности:
1.Вводная часть
Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание на гостей, предлагает поздороваться.
Здравствуй, солнышко - дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик - пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе -
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Мы с вами отправимся в лес в гости к животным. Давайте вспомним, какие звери живут в наших лесах. (Используются картинки из серии «Дикие животные»). Как мы их называем. (Дикие животные). Почему они дикие (за ними не ухаживают люди) Молодцы! Давайте возьмём с собой угощение для белки, зайца, медведя. Кто у нас любит грибы?
Дети: Белка.
Воспитатель: кто у нас любит яблоки?
Дети: Зайчик.
Воспитатель: кто у нас любит мед?
Дети: Медведь.
Воспитатель:
Складываем наши угощения для животных в корзину и отправляемся в путешествие.
А для того, чтобы попасть в лес, нам нужно произнести волшебные слова.
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись.
Раз, два, три покружись
И в лесу ты окажись. (Звучит музыка).
(Перед детьми доска, оформленная деревьями, ёлочками, дупло, на полу шишки, да грибочки).
Воспитатель: Вот он, чудесный лес! Ребята, а какое время года сейчас (Осень).Давайте покажем и назовём осенние приметы. (Осенью идёт дождь, дует ветер, птицы улетели в тёплые края, а звери готовятся к зиме). Листья опадают на землю, а какого цвета листочки? (Жёлтые, красные). (вызываю по одному ребенку и прошу показать приметы, использую 5 картинок)
Я хочу вам загадать загадку, а вы отгадывайте.
С ветки на ветку
Быстрый как мяч
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Как вы думаете это кто?
Дети: белка.
Воспитатель: Да, дети в нашем лесу живёт белка. А как называется дом, где живёт белка?
Дети: Дупло.
Воспитатель: А какая белка по цвету?
Дети: Рыжая.
Воспитатель: Белка собирает орешки, шишки, грибочки. А куда она их прячет?
Дети: В дупло.
Белочка (выглядывает из дупла): Ой, здравствуйте ребятки!
Воспитатель: Что ты делаешь осенью?
Белочка: В своём домике навожу порядок, готовлюсь к зиме. Осталось собрать шишки да грибочки, но все грибочки и шишки перемешались.
Воспитатель: Ребята, мы поможем белочке собрать шишки и грибочки? А сколько тут шишек и грибочков? (Много). Белочка, мы тебе поможем навести порядок. Давайте поможем белочке разобрать шишки и грибы. (Звучит музыка, дети собирают в одну корзину грибы, в другую шишки).
Белочка: Спасибо вам ребята за помощь!
Воспитатель: Белочка, мы принесли тебе подарок, ребята, что это? (Гриб). Какой он? (Большой).
Молодцы ребята, мы с вами справились и помогли белочке. Ой кто это плачет?
Комочек пуха
Длинное ухо
Прыгает ловко
Любит морковку (Подходят к пенёчку и видят там зайца)
Воспитатель: Ребята это кто здесь (заяц). А какой он? (Белый, трусишка). Здравствуй зайчик, что с тобой? Почему ты плачешь?
Зайчик: Я целый мешок набрал яблок, но до дома не донёс, мешок у меня оказался дырявым. Пока шёл домой, все яблоки я потерял.
Воспитатель: Да ты не печалься заяц, мы с ребятами пришли не с пустыми руками, а принесли тебе яблок. Ребята, подарим зайчику яблоки? А какие у нас в корзине яблоки по величине? По цвету?
Дети: Большие и маленькие, красные, жёлтые. Игра с Блоками Дьенеша (кладу в обруч круги, квадраты, треугольники).
Заяц: Спасибо вам ребята!
Большой хозяин он лесной
Просыпается весной.
Ребята кто это?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Он у нас какой?
Дети: Большой, косолапый.
Воспитатель: А как называется дом, в котором он живет?
Дети: Берлога.
Медведь: Здравствуйте ребята. А вы знаете, что я зимой делаю?
Дети: Спишь и лапу сосешь.
Медведь: Ай, да молодцы! Всё вы знаете. Поиграйте, пожалуйста, со мной, чтобы мне снились хорошие сны.
Воспитатель: Поиграем ребята с Мишкой?
Дети: Да.
Проводится логоритмика « Весёлые зверята ».
Зайка скачет по кусточкам, Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из
По болоту и по кочкам. ладоней.
Белка прыгает по веткам, Прыгают, согнув руки перед грудью.
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый, Идут вперевалку.
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек Двигаются в полуприседью, сделав круглые
Катится колючий ежик. спинки.
Медведь: Хорошо поиграли!
Воспитатель: Мишка, ребята принесли тебе бочонок мёда.
Медведь: Спасибо большое.
Воспитатель: А что любит ещё Мишка кушать?
Дети: Малину.
Воспитатель: Давайте, нарисуем ему ягодки. (Дети вместе с воспитателем рисуют ватными палочками ягодки для медведя).
Медведь: Вот спасибо, я очень довольный вами, не откажусь от ягодок. До свидания, ребята!
Воспитатель: А ребята нам пора в детский сад.
Насмотрелись мы чудес
Жди нас снова в гости лес!
Говорим волшебные слова.
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в детском саду, ты, окажись!
Вот мы с вами и пришли в детский сад. Понравилось вам ребята наше путешествие? А куда мы с вами ходили? Кого мы встретили в лесу? Как мы помогли белке? А зайчику? Чем накормили мишку? Какие вы молодцы, животным нужно помогать, их нельзя обижать!
Пояснительная записка……………………………………………………..……3
Цели реализации программы……………………………………………………3
Задачи реализации программы …………………………………………………3
Информация о плане мероприятий в рамках Года экологии,
организуемых в МБДОУ «»
в 2017 году………………………………………………………………………..4
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 3-4 лет………………..7
Список литературы...............................................................................................8
Пояснительная записка.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).
Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе - «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.
Причина создания рабочей программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Процесс становления осознанно - правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Реализация программы «Экология в детском саду» осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, праздников с детьми младшей (3-4лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 30 занятий (1 раз в неделю, 20мин.) Рабочая программа «Экология в детском саду» составлена на основе программы« Юный Эколог» автора Николаевой С.Н., с учетом программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР». Вторая младшая группа.
Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.
Задачи:
Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
3. Воспитательная
:
формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.
К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:
Дети, возрастом 3-4 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.
1. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
2. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе, к животным.
3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.
4. Формировать навыки элементарного ухода за животными. Учить детей отмечать поведение животных в разное время года.
5. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.
6. Дать первичные представления о работе фермера.
7. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей.
Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации, родителей.
Информация о плане мероприятий в рамках Года экологии,
организуемых в МБДОУ «Детский сад №220» группа№14 «Подсолнушки»
в 2017 году.
№ п / п | Тема мероприятия | Участники мероприятия | Сроки проведения |
«Земля - наш дом!» презентация на тему время года зима, животные зимой | Воспитанники гр 14 | ||
Беседа «Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя» | Воспитанники гр 14 | ||
Подготовка и установка с родителями воспитанников кормушек, скворечников для птиц, организация подкормки пернатых | Воспитанники гр 14 родители | ||
Беседа «Птицы зимой» | Воспитанники гр 14 | ||
Конкурс экологических сказок | Воспитанники гр 14 родители | ||
Консультация-беседа «Посещение краеведческого музея, знакомство с древним растительным и животным миром региона» | Воспитанники гр 14 родители | ||
«Аллея дошколят» (прогулка, беседа о хвойных растениях на территории детского сада) | Воспитанники гр 14 | ||
Открытое занятие на тему «Земля в опасности!» | Воспитанники гр 14 родители | ||
Работа в мини-лаборатории: опыты с природным материалом(бумага,дерево) | Воспитанники гр 14 | ||
Природосберегающие проекты «День воды» | Воспитанники гр 14 | ||
«Русский лес» презентация о защите природы, леса, водоёмов | Воспитанники гр 14 | ||
«Бумага - это лес»беседа с наглядным материалом | Воспитанники гр 14 | ||
Конкурс на лучшую поделку под названием «Детский сад - цветочный сад» | Воспитанники гр 14 родители | ||
Мероприятие «Экологическая викторина-угадайка» | Воспитанники гр 14 | ||
Развлекательное мероприятие «Космос и планета земля» | Воспитанники гр 14 родители | ||
Фотовыставка «Природа и животные нашего края» | Воспитанники гр 14 родители | ||
Развлекательное мероприятие «Экология и дети» | Воспитанники гр 14 родители | ||
Развлекательное мероприятие «Голубая страна воды!» | Воспитанники гр 14 родители | ||
Презентация «Мир, труд, май» | Воспитанники гр 14 | ||
Викторина «Что за гости на окошке?» | Воспитанники гр 14 | ||
Презентация «По лесным тропинкам» (животные весной) | Воспитанники гр 14 | ||
Познавательный мультфильм «Путушуствие капельки» | Воспитанники гр 14 | ||
Выставка стенгазет «Земля без мусора» | Воспитанники гр 14 родители | ||
Презентация «Зелёная служба Айболита» | Воспитанники гр 14 | ||
Открытое занятие «Природа в наших руках!» | Воспитанники гр 14 родители | ||
Тематическое занятие «Знакомьтесь, Красная книга | Воспитанники гр 14 | ||
Труд на клумбе группы 14 | Воспитанники гр 14 | ||
Презентация «Загрезнение морей» | Воспитанники гр 14 | ||
Тематическое занятие «Лекарственные растения региона» | Воспитанники гр 14 | ||
Праздник «Люблю берёзку русскую» | Воспитанники гр 14 родители | ||
Фотовыставка «Животные России» | Воспитанники гр 14 родители | ||
Родители гр 14 | |||
Презентация «Автомобиль и воздух» | Воспитанники гр 14 | ||
Презентация «Воздух в лесу» | Воспитанники гр 14 | ||
Презентация «Путешествие воздушного шара» | Воспитанники гр 14 | ||
Познавательный мультфильм «Солнышко» | Воспитанники гр 14 | ||
Выставка работ «Лес в опасности» | Воспитанники гр 14 родители | ||
Презентация «Зкологическая тропинка» | Воспитанники гр 14 | ||
Тематическое занятие «Знакомьтесь, Красная книга» | Воспитанники гр 14 родители | ||
Презентация «Береги мир вокруг нас» | Воспитанники гр 14 | ||
Участие в конкурсе поделок из овощей «Чудеса на грядке» | Воспитанники гр 14 родители | ||
Воспитанники гр 14 | |||
Презентация «Как красиво осенью» | Воспитанники гр 14 | ||
Беседа «Мусор и люди» | Воспитанники гр 14 | ||
Природоохранная акция «Посади дерево и сохрани его» .Фотоотчет. | Воспитанники гр 14 родители | ||
Проект «Будь другом природе» | Воспитанники гр 14 | ||
Познавательный мультфильм «Осень и зайчата» | Воспитанники гр 14 | ||
Презентация «Осенний лес» | Воспитанники гр 14 | ||
Оформление фотостенда «Человек природе друг - пусть узнают все вокруг!» | Воспитанники гр 14 родители | ||
Консультации для родителей «Учите чувствовать природу», «Маршруты выходного дня» | Воспитанники гр 14 родители | ||
Презентация «Без воды нам не прожить» | Воспитанники гр 14 | ||
Презентация «Богатства земли» | Воспитанники гр 14 | ||
Мероприятие развлечение «Моя земля» | Воспитанники гр 14 родители | ||
Фотовыставка «Природа в опасности» | Воспитанники гр 14 родители |
Программа на год, включает в себя 36 занятий и 10 тематических блоков:
первый тематический блок: понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой.
второй тематический блок: осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоёмов. Понимание роли животных, растений в поддержании чистоты водоёмов и необходимости их охраны. Эстетическая оценка воды в природе (красота реки, капель росы, сверкающего снега). Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков проведения наблюдений за ними.
третий тематический блок: знание источников загрязнения воздуха на своей территории, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья, формирование привычки избегать загрязнённых мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т.п.). Посадка растений на улицах и в помещении, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Бережное отношение к насекомым, птицам и другим летающим животным. Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.
- четвёртый тематический блок:
Уход за животными уголка природы и
комнатными растениями с учётом их обеспеченности светом и теплом. Эмоциональное
отношение к солнцу. Красота закатов и восходов солнца, радуги, умение определять
«настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного
отношения к растениям и животным. Формирование навыков безопасного для здоровья
поведения во время отдыха.
пятый тематический блок: развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек, посуды, изделий из камня, некоторым памятникам архитектуры). Умение использовать природные материалы в жизни, в быту. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным из них предметам. Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдения за ними.
шестой тематический блок: выработка навыков ухода за растениями (копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, выращивание комнатных растений). Формирование понимания необходимости бережного отношения к почве и её жителям и
значения почвенных животных в природе. Правила поведения во время отдыха в лесу. Правила поведения при обработке растений и почвы ядохимикатами.
-
седьмой тематический блок:
воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и
желания защищать их. Понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в
природе и в жизни человека, необходимости защищать не только их самих, но и места
обитания. Формирование навыков ухода за растениями. Умение прогнозировать
последствия своих действий по отношению к растениям. Правила обращения с
незнакомыми растениями и умение различать ядовитые. Правила поведения по
отношению к растениям во время отдыха на природе.
-
восьмой тематический блок:
воспитание бережного отношения к животным,
понимания необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на
«вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за
домашними животными, обитателями уголка природы. Понимание необходимости охраны
не только самих животных, но и их «домов», местообитаний. Формирование
представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном природном доме.
Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Умение
наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к
ним. Помощь животным, обитающим рядом с нами.
-
девятый тематический блок:
бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным
жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически
неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, разорения
муравейников, сбора растений для букетов, отлова животных). Умение видеть красоту
леса и слушать звуки природы.
-
десятый тематический блок:
закрепление и обобщение правил экологически
грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту. Бережное
отношение к вещам, их вторичное использование. Эстетическое восприятие природы.
Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности, доступной для
данного возраста. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование
потребности и желания жить в гармонии с ней.
формой проведения являются интегрированные занятия, воображаемые путешествия в волшебный мир природы, экологические праздники, викторины.
Занятия проводятся по 20 минут с детьми 3-4 и4-5 лет; по 30 минут, с детьми 6-7 лет.
На занятиях применяются игровые и творческие задания, словесные и наглядные
методы, дидактические игры.
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 3-4 лет.
Знать и называть некоторых домашних животных.
Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
Дети младшей группы должны знать:
3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.
части тела животных и их особенности
виды растений
основные части растений
правила ухода.
Должны уметь:
устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,
устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода. Иметь представление:
о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.
Список литературы
1. Николаева С.Н. « Юный эколог»
Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,
Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.
9.Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»
ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
I0 .Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.
11.Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998