Конспект занятия по художественному труду в старшей группе. Перспективный план оод по ручному труду в старшей группе

Художественный ручной труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

В становлении традиционных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов, создают шедевры национальной культуры, которыми гордится не одно поколение людей. Прикладное искусство, сохраняя черты отдаленных веков, вносит в современность своеобразную красоту прошлого. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву, затейливая резьба по бересте, кости, дереву. Керамика и изделия из фарфора содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались исполнителями и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, песням, преданиям.

Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогики складывалось веками. Формирование ремесленных навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена правильно» рука. Основной предпосылкой такого учения являлись условия окружающего быта.

Декоративно-прикладной труд детей 5-7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материалов. Чтобы увлечение прикладным искусством носило не эпизодический характер, педагог создает в помещении и на участке детского сада оптимальные условия для творческой деятельности каждого ребенка, желающего испытать свои силы. На атмосферу «интересных дел» влияет организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д. Для демонстрации наиболее рациональных приемов декора педагог может периодически организовывать выставки предметов искусства (народного и современного).

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Взрослый, занимающийся развитием художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, в прикладном искусстве должен:

*научить ребят определять эстетические (художественные) цели замысла изделия, как конечный результат своей работы;

*овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, с тем, чтобы суметь передать свой замысел, не исказив его.

Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием педагог решает не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учит сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).

Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения. Правильно организованный ручной труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству. При организации художественного ручного труда в детском саду нужно: научить дошкольников определять и реализовывать замысел (эскиз) изделия, уметь планировать конечный результат своего труда; привить навыки работы с материалами и инструментами (бумагой, тканью, нитками, клеем, иглой и т.д.).

При умелом систематическом руководстве педагога дети могут овладеть традиционными и современными видами декоративных работ, выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Во время занятий ручным трудом у них развивается зрительная память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.

Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В содержание входит изготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного, бросового.

Изготовляют поделки, игрушки, атрибуты для игр, пособия для занятий, ремонтируют книги, настольно-печатные игры. Проявляют настойчивость, терпение, аккуратность. Планируют работу, отбирают необходимые детали, делают несложные заготовки. Поделки – подарки малышам, взрослым и украшают помещения группы к праздникам. Выставки, конкурсы творчества детей и взрослых, родителей.

Примерное содержание ручного труда в старшей группе:

· ремонт книг для малышей;

· пришивание петель к новым полотенцам;

· изготовление «овощей и фруктов» из поролона для игры в «Магазин»;

· ремонт коробок для настольно-печатных игр;

· шитье кукольного постельного белья;

· изготовление украшений к празднику для группы;

· изготовление персонажей для настольного театра;

· изготовление элементов костюмов к празднику;

· плетение из тесьмы пояса к кукольной одежде;

· изготовление елочных украшений;

· поделка игрушек для обыгрывания построек (деревья, человечки, зверюшки, машинки …);

· изготовление сувениров в подарок папе, маме, другу …;

· изготовление игрушек- забав для малышей и т.д.

Зарождение умственного труда (Куликова Т.А.) – труд может выступать в виде логического решения задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и др.)

Воспитатель учит детей «думать, прежде чем делать», объяснять для себя и для других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения.

Умственный труд имеет все компоненты трудовой деятельности.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.



Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Жанна Моргунова

Конспект по проведению художественного и ручного труда в старшей группе.

Программные задачи:

Образовательные: учить детей вырезать по шаблону; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами и клеем.

Развивающие: развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, композиции); развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность, внимание к близким, желание радовать любимого человека.

В. : Ребята, а какое сейчас время года?

В. : Правильно. А какое время года будет после зимы?

Д. : Весна.

В. : Ребята, а скажите, какой праздник мы отмечаем в начале весны?

В. : Молодцы. А давайте сделаем подарок для ваших мам и бабушек? Сегодня мы сделаем открытку, с очень красивым цветком.

В. : Перед вами лежат шаблоны сердцевинок и лепестков нашего цветка. Какого цвета мы сделаем центр цветка?

Д. : Желтого.

В. : Правильно. Давайте сделаем сначала центр цветка. Для этого нужно взять желтую бумагу и обвести наш шаблон, затем аккуратно вырезать.

В. : А теперь мы сделаем лепестки. Для нашего цветка нам понадобиться 6 лепестков. Мы будем делать их аналогичным способом.

В. : Молодцы ребята. Теперь осталось все приклеить. Начнем с лепестков – проклеиваем не весь лист, а только края. Приклеивая к нашей заготовке мы будем делать объем нашим листикам. Для этого мы приклеиваем только концы лепестка, поднимая основание. Вот так.

В. : Теперь осталось приклеить в центр цветка нашу сердцевинку. Наша открытка готова.

Публикации по теме:

Консультация «Формирования трудовых умений и навыков в процессе ручного труда» Проблема развития детского творчества в настоящее время является наиболее из актуальных проблем, ведь речь идет о важном условии формирования.

Значение конструирования и ручного труда для творческого развития дошкольников Конструирование и ручной труд имеют большое значение для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе. Эти виды деятельности значительно.

Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют конструирование, ручной труд в развитии ребенка.

Тема:«Зимующие птицы»Цель: закрепить и уточнить знания о зимующих птицах; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «зимующие».

Планирование работы кружка ручного труда «Поделки-самоделки» в средней группе Кружок ручного труда для детей 4-х летнего возраста «Поделки-самоделки» Цель кружковой деятельности: формирование сенсомоторных умений.

ЦЕЛЬ: Побуждать детей и родителей к совместной деятельности в изготовлении украшения к Новому году. ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Учить создавать.

Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда Методическая разработка творческих занятий «Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда.

Введение и актуальность

Глава I. Теоретические основы обучения детей на занятиях по ручному труду.

Глава II. Приобщение к ручному труду и развитие творческих способностей детей

Цель и задача

Направления и формы работы.

Этапы работы.

Работа с родителями и педагогами.

Разновидности ручного труда, используемые в моей практике.

Оценка результатов работы, перспективы работы.

Заключение.

«Значение ручного труда в умственном и эстетическом развитии дошкольников»

Введение и актуальность

Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

В.А.Сухомлинский.

К чему самостоятельно мастерить из бумаги, бросового или иного материала? Ведь в магазинах богатый выбор самых разных игрушек на любой вкус. Всем эти игрушки хороши – и качественные, и яркие, и веселые. Одна беда – сделаны они не нашими руками, а чужими дядями и тетями. Это они старались, фантазировали, придумывали, и покупателям достаются в готовом виде. Может это и хорошо, не надо тратить собственные силы, чтобы сделать какую-нибудь игрушку, поделку. Но ведь если в детстве не научишься творчеству, не станешь самостоятельным, то откуда это умение возьмется потом, кода подрастешь?

Работа по ручному творчеству – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага, соломка, песок и т. д.) "ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру... В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто

воображения, а большой творческой фантазии".

Актуальность.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд, так же как игра и рисование, особая форма собственно детской деятельности. Интерес к ней у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Теоретические основы обучения детей на занятиях по ручному труду.

Влияние ручного труда на развитие дошкольников.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах.

Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.
Изготовление игрушек в большей степени, чем другие виды труда, прокладывает первые пути к политехническому образованию. В этом труде дошкольники уточняют свои представления об окружающих предметах, делают первые шаги в увлекательный мир техники, что имеет немаловажное значение для их последующего

развития.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для этого то одни, то другие инструменты. Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Из нее можно делать стаканчики для черенкования растений, коробочки для обрезков бумаги, закладки для книг, елочные украшения.
Работа с природным материалом ― листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой и пр.― дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых очертаниях природного материала, знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.
Труд по изготовлению различных предметов для игры и быта, вначале планомерно направляемый педагогом, а затем осуществляемый ребенком самостоятельно, имеет воспитательное значение и в том, что у детей развивается умение ставить цель, настойчивость в её достижении, справляться с трудностями. Дети учатся намечать пути осуществления поставленной цели, продумывать последовательность действий, способы обработки материала, соединения его частей.

В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой ― развивающаяся игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек. При этом педагог побуждает детей к тому, чтобы они стремились сделать игрушку красивой. Следовательно, детям надо дать разнообразные впечатления, предоставить возможность хорошо рассмотреть предмет, который можно затем сделать самому. Развитие наблюдательности, умения видеть характерные особенности предмета, запомнить их и воспроизвести в процессе работы ― важная задача воспитания. Ясное представление о предмете положительно влияет на осуществление замысла, на качество выполнения работы.

Таким образом, ручной труд способствует развитию творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Художественный ручной труд – как средство развития творческих способностей детей.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными материалами, техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или делается детьми одной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие умственных и эстетических способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Приобщение к ручному труду и развитие творческих способностей детей.

Обследование показало, что дети слабо владеют приемами работы с различными материалами, слабо развиты конструктивные способности, а самое главное – ручной труд не вызывает у детей интереса. В связи с этим возникла необходимость использования программы приобщения детей к художественному ручному труду и развития творческих способностей.

Отличительной особенностью и новизной методики приобщения детей к художественному труду и развития творческих способностей является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость этой программы в том, что она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель и задачи.

Цель: Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи:

  1. Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
  2. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
  3. Изготовление детьми атрибутов для сюжетно- ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
  4. Изготовление поделок вместе с родителями.
  5. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца.

Направления и форма работы.

  1. Развитие творческих способностей.
  2. Художественно-эстетическое развитие.
  3. Познавательное развитие.

Основной формой работы являются занятия подгруппами один раз в неделю. В год, в старшей группе было проведено 26 занятий, в подготовительной группе планируется – 30 занятий. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.

Дополнительные формы работы.

Принципы построения педагогического процесса, методы и приемы обучения.

Принципы построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуальный подход.

Методы и приемы обучения.

Методы

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (занятия-беседы, объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические и игровые (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Приемы

Показ, активное рассматривание, обследование, ощупывание, анализ образца, обобщение

Сообщение новых знаний, систематизация, постановка проблемных вопросов, загадки, стихи, приметы, пословицы, поговорки, указание, пояснение, рассуждение, дополнение, вывод.

Показ образца, показ способов, решение задач, сюрпризные моменты, игровые поручения, игровые задания, игровые действия, оценка деятельности

2.4 Этапы работы.

Весь образовательный процесс делится на 4 этапа:

1 этап - знакомство со свойствами материалов. (Приложения 7,8,9)

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок. (Приложения 10,11)

4 этап – самоанализ.

2.5 Работа с родителями и педагогами.

Я провожу работу с родителями, объясняя им, что совместная деятельность детей и родителей по ручному труду очень положительно влияет на взаимоотношения в семье, вселяет уверенность в ребенке, он чувствует поддержку со стороны своих близких. Показать сыну, дочери, внуку или внучке, что и как можно сделать из различных материалов, не потребует от взрослого большой затраты времени, но это должно быть специально выделенное время, не связанное с хозяйственными и другими домашними делами, тем более, что многое из задуманного ребенок может выполнить лишь с помощью старшего.


Необходимо поощрять совместный ручной труд братьев, сестер школьного возраста со старшими дошкольниками. Это интересно, к тому же сближает членов семьи, делает содержательнее их общение. Самодельная игрушка, например волчок, вертушка из бумаги, - хороший подарок малышу от его старших брата, сестры, выражение заботы о нем и возможность совместной игры.

Работа с родителями включает в себя:

Папки раскладушки – «Аппликация из осенних листьев», «Поделки из бросового материала».

Информационные стенды.

Консультации – «Чудо береста, «Театр игрушек».

Индивидуальные консультации.

Родительское собрание – «Волшебная сказка – Оригами».

Совместная работа детей и родителей – Клуб выходного дня «К нам весна шагает».

Семинар практикум для родителей «Волшебные лоскутки».

Также проводилась совместная работа с педагогами, которая предусматривает беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы.

Консультация для педагогов «Материалы для работы с детьми по изготовлению поделок»э

Семинар практикум для педагогов «Игрушки-скульптуры».

Деятельность воспитателя в рамках работы по развитию творческих способностей и приобщению детей к художественному ручному труду.

Работа с детьми.

2.3. Разновидности ручного труда, используемые в моей практике

Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает полезные и эстетически значимые предметы. Но невозможно что-то создать из материала, если не знаешь его свойств, качеств. Поэтому, прежде чем начать работу с новым, незнакомым детям материалом, я предварительно проводила занятие по ознакомлению с данным материалом. На этих занятиях дети знакомятся со свойствами, структурой, прочностью материала; могут потрогать его на ощупь. В последствие этот материал используется на занятиях по ручному труду и в свободной деятельности детей.

Самым распространенным видом ручного труда является аппликация . Я тоже широко использую этот вид деятельности на занятиях с детьми. Дети овладели разными видами аппликации: они могут создать декоративный узор, изобразить предмет или сюжет. Мы используем разные виды материалов: бумагу, ткань, нить, соломку, засушенные листья, траву, семена. Детям стали доступны различные техники: сминание, скатывание, вырезывание разного вида (разрезание по прямой линии для получения геометрических форм-квадратов, прямоугольников; срезание углов по прямой линии для получения трапеции; срезание углов по округлой линии для получения кругов, овалов; вырезывание по контуру, силуэтное вырезывание; многослойное вырезывание); обрывание, плетение.

В аппликации мы применяли технику прикрепления деталей к основе (картону, ткани); наклеивание (всей плоскости детали или части ее) и пришивание.

В подготовительной к школе группе я планирую усложнить и обогатить данный вид ручного труда, разнообразить и усложнить:

Декоративные узоры; предметы и сюжеты, изображаемые аппликативным способом;

Технику исполнения (дети должны научиться переносить технику, усвоенную на одном материале, на другой с учетом особенностей нового материала);

Используемый материал;

Работу за счет комбинирования материалов и разнообразия техники исполнения, обогащения световой гаммы и композиционных решений.

Конструирование из бумаги.

Бумага – благодатный материал, легко поддающийся преобразованию. Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Если ребенку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой.


Делали интересные игрушки для новогодней елки. Сворачивая, сминая и переплетая более крупные куски бумаги, делали разнообразных животных. Для развития у детей слухового внимания, чувствительности проводили игру «Что шуршит» (сминали сильно шуршащие сорта бумаги - калька, папиросная бумага, целлофан - и слабо шуршащие и дети по шу у определяли бумагу.
Но бумагу можно не только мять, ее можно разрезать на полоски разной длины и ширины, и выполнять различные композиции. Я учила детей скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего получались всевозможные овалы и угловые неправильные формы. Но дети радовались возникновению этих форм и пытались многократно это повторить. Повторяя, приходили к новым открытиям, и радости не было предела. У детей получались колечки, снежинки, сердечки, змейки. Я старалась лишь косвенно помочь, чтобы ребенок пришел самостоятельно к довольно оригинальным идеям в создании поделок. При сворачивании бумаги более широкой полосы у нас получился цилиндр. Мы украшали его полосками бумаги. И вот у нас уже скачут кони, ослики, зайчики, и дети с удовольствием играют со своими поделками. Ценность этих работ заключается в их оригинальности и функциональности использования, поскольку дети применяют их в своих играх, при украшении помещения.

Так же с детьми подготовительной группы мы начали знакомиться с техникой «модульное оригами». Эта увлекательная техника - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами - придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Детей очень увлекло это занятие и они применяют эту технику в свободной деятельности детей.

Работа с природным материалом.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.


С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий.

Работа с бросовым материалом.

Этим видом деятельности дети занимаются с большим интересом. Работа с бросовым материалом не только помогает детям приобрести навыки работы с различными материалами, не только развивает их творческий потенциал, но что самое главное она учит беречь родную природу, воспитывает бережливость, развивает фантазию детей.


При работе с бросовым материалом дети не боятся испортить дорогостоящий материал, они могут экспериментировать, пробовать различные техники и приемы обработки материала. Часто идеи рождаются уже в процессе работы, сам материал подсказывает решение и пути выполнения поставленной задачи.

2.4 Оценка результатов работы, перспективы работы.

Уделяя большое внимание ручному труду в своей работе, я пришла к выводу, что ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений.

Таким образом, мы видим, что ручной труд благотворно влияет на развитие творческих способностей детей. Ребенок ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Получение результата становиться для ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. Поэтому я в своей работе стараюсь подбирать посильные по объему и сложности выполнения различные задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Стараюсь поддержать у него уверенность в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.

В дальнейшей своей работе я планирую продолжить уделять особое внимание занятиям по ручному труду.

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Сентябрь

Заготовка бросового и природного материалов

Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена

Композиция из листьев, цветов, косточек, семян

Обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца

Шишки, листья, палочки, клей, веточки, цветы, семена

Занятие-беседа

«Ознакомление со свойствами бумаги»

Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги.

Бумага разных видов (папиросная, глянцевая, чертежная) и разных цветов; тазик с водой.

Стрекоза

Познакомиться с новой техникой – «Модульное оригами». Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.

Узкие полоски цветной офисной бумаги, ножницы, клей, карандаш, салфетка.

Октябрь

Кормушка для птиц.

Закрепить знания детей о свойствах пластика (режется, плавится, не тонет, склеивается); умение преобразовывать бросовый материал в задуманный путем вырезывания отверстий и скрепления между собой; радоваться результатам своего труда, воспитывать заботу о птицах

Три пластиковые бутылки, проволока, веревка, скотч, ножницы, маркер

«Красная книга природы»

Учить детей делать аппликацию деревьев разных пород, передавая характерные признаки (цвет, форму, строение); продолжить учить детей изготавливать животных способом «оригами»; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

«Красная книга», иллюстрации деревьев и животных, пооперационные карты оригами, цветная бумага, папка с файлами красного цвета.

Занятие-беседа

«Ознакомление с деревом и металлом»

Используя прием сравнения, познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих материалов.

Металлические пластины или медицинские шпатели и деревянные пластины (необработанное дерево, кирпичики разных цветов), фланелевые салфетки.

Коврик из прутьев

Вспомнить способы плетения из бумаги и ниток; познакомить с плетением коврика из прутьев и шпагата; развивать мелкую моторику рук; умение работать в коллективе и видеть результат своего труда

Шпагат, прутья березы, ножницы

Ноябрь

Аквариум

Продолжать учить детей делать поделки из разных материалов; обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; развивать инициативу, творчество

Коробка, пластмассовые рыбки, веточки, камушки, бусинки, клей

Кольца-держатели для салфеток в подарок маме.

Закрепить у детей умение выполнять поделку из бросового материала, закрепляя их свойства; использовать в работе полученные ранее знания, умения и навыки; развивать творчество, фантазию

Проволока, ткань, ленточки, бусинки, клей

Ознакомительное занятие

Поделки и картины из природного материала (флористика) по желанию детей

Познакомить детей со значением слова флористика-создание поделок и картин из природного материала; развивать творчество, фантазию; способствовать коллективной деятельности, речевому общению детей

Листья, цветы, ветки, шишки, кора, береста, палочки, клей

Самостоятельная работа

Портрет Осени

Закрепить знания детей о флористике; развивать фантазию, стремление к творчеству

Листья, косточки, цветы, клей

Декабрь

Коробочки с секретом

Познакомить детей с новой техникой в работе с бумагой-декупаж, показать способы изготовления-оклеивание объемных форм и украшение их по желанию; развивать творчество, мелкую моторику рук, художественный вкус

Бумага, клей, ножницы, ткань, нитки, картон, коробочки

Чудесные превращения бумаги

Познакомить детей с новым, будучи забытым, рукоделием квиллинг, бумажная филигрань, бумагокручение; способствовать новым творческим возможностям детей в работе с бумажными полосками и картоном

Картон, бумага, клей, ножницы

Занятие-беседа

«Ознакомление со свойствами ткани»

Помочь детям с помощью разнообразных действий определить особенности ткани. Обогатить и уточнить словарь детей.

Лоскутки разных тканей (шерсть, ситец, шелк)

«Волшебные лоскутки»

Мозаика из ткани

Учить детей работать с тканью, учить выбирать сюжет своей работы, правильно подбирать цветовою гамму и подходящую по структуре ткань. Развивать воображение, творческие способности.

Лоскутки разных тканей, клей, ножницы, сюжетные картинки.

Январь

Домовенок

Совенок

Медвежонок

(2 занятия)

Продолжать учить детей работать с картоном и нитками; научить детей обматывать колечко нитками, делать узелки, разрезы и дополнять поделку мелкими деталями; развивать мелкую моторику рук, дружеские взаимоотношения

Картон, нитки, цветная бумага, ножницы, клей

Бумажный театр

Учить детей делать сказочных персонажей с помощью техники «Оригами». Использовать поделки в театрализованных играх.

Бумага цветная, белая, ножницы, фломастеры

«Мохнатики»

Изготовление игрушек из пряжи и ниток

Развивать у детей творческие способности, фантазию и навыки работы с пряжей, нитками и другими сопутствующими материалами, иглой и ножницами.

Пряжа, бечевка, толстая проволока, кусочки меха, белый картон, иголки, нитки, ножницы, клей, пуговицы, бижутерия, краски.

Февраль

Сердечко в подарок

Учить создавать задуманное, пользуясь трафаретом, добавлять к основному то, чего не достает до воплощения замысла; учить творчески мыслить, развивать художественный вкус

Проволока, ткань, нитки, тесьма, ножницы

Цветок в подарок

Предоставить детям возможность использовать бросовый материал так, чтобы получилось задуманное, узнаваемое, используя знакомый способ конструирования-составление целого из частей; продолжать развивать творческие способности и мелкую моторику рук

Пенопласт, проволока, перышки

Аппликация

Самолеты, ястребки, вертолеты.

(подарок папе)

Развивать мелкую моторику, логическое и творческое мышление, внимание и усидчивость. Воспитывать желание подарить радость близкому человеку.

Набор цветной и белой бумаги, карандаши, ножницы, маркеры, клей, фольга разных цветов, салфетки.

Портрет зимы.

Аппликация из ваты и ватных дисков.

Продолжить учить детей использовать для своих проделок вату и ватные диски (создавать образ зимы). Закрепить названия зимних месяцев и зимние приметы.

Цветной картон, вата, ватные диски, клей, новогодний «дождик», фломастеры.

Март

Ваза в подарок маме

Продолжать учить детей использовать для своих поделок пластиковые бутылки; познакомить с новым способом изготовления поделки объемных форм; желание выполнять работу до конца и радоваться полученному результату

Пластиковые бутылки, гипсовый бинт, вода, ножницы, лак

Цветок из ракушек и лент

Закреплять умение работать с разнообразным материалом; выполнять поделку, радоваться результатам своего труда, радовать других; воспитывать умение доводить начатое до конца

Картон, атласные ленты, ракушки, клей

Поделки из вышедшей из обихода бижутерии.

По замыслу.

Научить детей изготовлению поделок из предметов бижутерии, бисера; провести экскурс в историю бижутерии.

Бисер, игла, капроновая нить, предметы бижутерии, бусы, нитки, клей, скотч, цветная бумага, ножницы, проволока.

Коллективная работа

Панно «Хризантемы»

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами; продолжать учить работать в коллективе.

Пооперационные карты, лист ватман с изображением цветочной вазы; два квадрата бумаги желтого цвета, квадраты бумаги белого или сиреневого цвета по 16-20 штук на каждого ребенка, клей, ножницы.

Апрель

Комплексное занятие «Что мы знаем и умеем»

(познавательное развитие, художественный труд, музыкальное)

Закрепить знания о весенних месяцах, формировать положительное отношение к труду с помощью пословиц о труде, продолжить учить детей делать поделки из бросового материала.

Корзина из фантиков, картины первоцветов, пробки, стеки, клей, ножницы, салфетки, цветная самоклеящаяся бумага, футлярчики из под конфет.

Кораблик

Продолжать учить детей делать поделки из разных природных материалов, используя знакомые методы и приемы конструирования: деление на части, соединение, скрепление, дополнение; способствовать развитию умения планировать предстоящую работу; развивать инициативу, творчество, фантазию и мелкую моторику рук

Палочки, кора, скорлупа грецких орехов, ткань, клей

Чудесное превращение перчаток

Продолжать учить детей видеть не обычное в обычных предметах; умение дополнять задуманное мелкими деталями, выбирать красивые цветовые сочетания; способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей; развивать художественный вкус, замысел, фантазию

Перчатки, нитки, ленточки, пуговицы, мех, бусинки, клей, ножницы

Портрет весны

Мозаика из карандашных цветных стружек.

Учить детей новому виду мозаики – из карандашных стружек. Учить получать длинные стружки при помощи точилки для карандашей и создавать весенний пейзаж. Развивать мелкую моторику рук, терпение и творческое воображение.

Цветные карандаши, точилка, клей, нарисованный заранее пейзаж.

Май

Выставка для детей и родителей

Заключение

Ручной труд может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Индивидуальный труд способствует развитию воображения, фантазии, помогает выразить ребенку свое видение мира, цветовое восприятие, воплотить свои фантазии в поделке, игрушке. Воображение развивается не только в процессе изготовления, но и в процессе придумывания названия картине или поделке.
Таким образом, ручной художественный труд не только развивает мелкую моторику, координацию движения, внимание и мышление, но и способствует развитию творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста.


ручной труд дети сенсомоторика

1. Аппликация «Ромашка» (подготовительная группа)

Програмное содержание:

1. Продолжать учить создавать предметные изображения с помощью различных материалов (бумаги, картона, ниток);

2. Закрепить умение делать разметку с помощью шаблона;

3. Развивать чувство композиции, эстетические чувства;

4. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, делать оценку своей работе и работе товарища;

5. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них;

6. Способствовать безопасному обращению с ножницами.

Материал: косички из ниток, связанные крючком; цв. картон; цв. бумага; клей; ножницы; шаблоны; прост. карандаши.

Методические приемы: указания воспитателя по изготовлению поделки (алгоритм работы); пояснение с показом действия; словесный повтор; уточнения; поисковые вопросы; поощрения; включение мотивации; рассматривание образца; самостоятельная работа детей.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня на занятии мы будем делать подарки для ветеранов ВОВ.

На прошлом занятии мы с вами вязали косички разной длины. Сегодня мы используем их для изготовления подарков.

Посмотрите у меня на доске висит образец работы. Давайте его рассмотрим.

Какой цветок изображен? (ромашка)

Из каких материалов она выполнена? (картон, бумага, нитки)

Какого цвета у ромашки лепестки и из чего сделаны? (белые.сделаны из бумаги и ниток) Какого цвета сердцевина и из чего сделана? (желтая из бумаги и ниток)

У вас на столе лежат шаблоны, которые нужно будет обвести и вырезать.

Итак, сначала нужно обвести шаблоны и вырезать одну сердцевину и 10 лепестков (показ действия на одном лепестке). Затем равномерно распределить лепестки на бумаге. Потом приклеить. Следующим этапом работы будет наклеивание косичек из ниток на аппликацию, то есть мы будем декорировать нашу аппликацию. Посмотрите в середине косичка крепится в виде змейки, а на лепестках косичкой сделан контур.

Теперь повторите этапы работы.

Пальчиковая гимнастика:

Нам на месте не сидится -

Разминаем поясницу.

Корпус крутим влево - вправо,

Так мы отдохнем на славу.

В парке есть глубокий пруд,

Караси в пруду живут.

Чтобы стаю нам догнать,

Нужно хвостиком махать.

Хорошо мы отдохнули

И к занятиям вернулись.

Можете приступать к работе.

Самостоятельная работа детей.

Оценивание детьми своих работ.

2. Изготовление поделок из природного материала (подготовительная группа)

Программное содержание:

1)Учить детей подбирать разнообразный природный материал для изготовления задуманной поделки.

2) Развивать фантазию, добрые чувства.

3) Закреплять навыки совместной работы.

4) Воспитывать чувство сострадания, желание помочь, любовь к живому миру.

Обогащение словаря: зоопарк, ветеринарный врач, анализы, вольер, страна, Англия, Земной шар.

Активизация словаря: название природного материала: шишки, сосновые иголки и т. д.

Материал: сосновые и еловые шишки, иголки от сосны, семена клёна, орехи лесные, каштан, скорлупа грецких орехов, жёлуди, ветки, листья, ракушки, птичьи перья, различные косточки плодовых культур крупного размера, подставки для кисточек, подкладные дощечки, салфетки, розетки (для клея, письмо, вольеры, схемы.

Дополнительные материалы: пластилин, нитки, клей ПВА, проволока.

Инструменты: шило, иголка (для педагога, стеки, ножницы, кисточки, карандаш.

Предшествующая работа:

1) Проведение занятий по изготовлению игрушек и поделок из природного материала: ежей, лебедей, черепах, пингвинов, уток, гусей и т. д.

2) Сбор природного материала.

3) Рассматривание иллюстраций поделок и игрушек.

4) Рассматривание природного материала.

5) Чтение статьи «Зоопарк» из энциклопедии «Что такое? Кто такой? ».

6) Беседа о том, что можно изготовить из данного природного и бросового материала.

Ход занятия:

Дети играют. Воспитатель подходит к детям с конвертом и обращается к ним: «Ребята, сегодня в нашу группу пришло письмо из Англии. Вот оно» (показывает детям конверт с адресом). «Желаете ли вы узнать, о чём пишут нам из Англии? »(дети соглашаются, чтобы воспитатель прочитала письмо). Вскрывает конверт и читает письмо: «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам друг врача Джона Долиттла. Я хочу обратиться к вам за помощью для моего друга. Но прежде хочу рассказать одну историю, случившуюся с Джоном. Джон работает в зоопарке ветеринарным врачом. Ветеринар - это врач,--лечащий животных. Джон очень любит животных, птиц. Непосредственно общаясь с животными, птицами он научился понимать их сложный язык и повадки. У Джона возникает множество вопросов. Когда животное прибывает в зоопарк: в какую клетку или вольеру его поселить, чем накормить, как взять у него анализы, чтобы определить состояние здоровья. Звери гуляли у него по всему зоопарку, а говорящий попугай больше всего любил посидеть на голове. Целый день в зоопарки слышался шум и гомон. Надо сказать, что это нравилось далеко не всем работником зоопарка. Однажды Джону пришлось отлучиться из зоопарка за лекарствами для животных. Вернувшись, он обнаружил, что в клетках и вольерах вместо животных и птиц, лежат шишки, жёлуди, веточки. Джон очень расстроился, что кто-то заколдовал его любимых зверей в жёлуди, шишки и веточки. Ребята, поэтому я обращаюсь к вам с большой просьбой, согласны ли вы расколдовать зверей и вернуть их в зоопарк к моему другу? ».

Дети отвечают утвердительно.

Воспитатель: «Дети, посмотрите на вольеры. Кого не хватает в них? ».

Ответ детей: «Зверей и птиц».

Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним, какие звери живут в зоопарке? И чтобы вы быстрее вспомнили - я загадаю загадки про обитателей зоопарка. Вы готовы отгадывать? ».

Ответ детей: «Да! ».

Воспитатель: «Тогда слушайте загадки».

«Не портной, а всю жизнь с иголками ходит? »

Ответ детей: «Ёж»

Воспитатель: «Правильно. А из чего можно сделать ежа? ».

Ответ детей: «Из шишек, сосновых иголок, пластилина».

2) «Отгадайте, это кто, ходит в костяном пальто? ».

Ответ детей: «Черепаха».

Воспитатель: «Молодцы. А из чего мы будем делать черепаху? ».

Ответ детей: «Из скорлупы, грецких орехов, пластилина, веточек».

Воспитатель: «Хорошо, слушайте другую загадку».

3) «Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу».

Ответ детей: «Белка».

Воспитатель: «Правильно. Ребята, а из чего можно сделать белку, какой мы возьмём материал? ».

Ответ детей: «Из шишек, пластилина, перьев, веточек, зёрнышек от вишен или яблок».

Воспитатель: «Молодцы! А это кто? Слушайте и отгадывайте!»

4) «Косолапые ноги, зиму спит в берлоги, догадайся, ответь, кто же это?».

Ответ детей: «Медведь».

Воспитатель: «Хорошо! Все загадки вы отгадали правильно. А из какого природного материала вы будите делать медведя? ».

Ответ детей: «Из шишек, пластилина, лесных орехов».

Воспитатель: «Правильно ребята! Но обитателей зоопарка так много, что нам не хватило бы и дня, чтобы всех назвать. А теперь настало время расколдовать обитателей зоопарка, чтобы они вернулись к Джону. Но не забывайте, что в зоопарке могут находиться любые звери из: тёплых, жарких, холодных и северных стран».

Затем воспитатель предлагает детям приготовить материал для ручного труда, если затрудняются в приготовлении материала, то воспитатель советует--обратиться--к--схеме,--на--которой схематично изображён необходимый материал для работы.

Дети приготавливают материал.

Перед началом работы воспитатель напоминает детям правила, соблюдения которых повышает безопасность и качество труда. Дети вспоминают, что нельзя отвлекаться, надо осторожно обращаться с ножницами, поделки надо выполнять аккуратно, не торопясь, природный и бросовый материал экономно использовать.

Воспитатель: «Ребята, как только вы закончите расколдовывать зверя, которого выбрали для себя, можете тихонечко встать, и, подойдя к вольерам поставить в них свою поделку. А пока другие дети заканчивают трудиться над поделками, можно убрать своё рабочее место и помочь товарищу».

Физкультминутка.

Звучит музыка Ариэля Рамиреса «Alouette (Жаворонок) » или «La peregrinacin (Паломничество) » в адаптации оркестра Поля Мориа.

Дети приступают к изготовлению поделок. Воспитатель включается в работу вместе с детьми, озвучивает, какую поделку будет делать.

Детям, которые затрудняются в выборе поделки нужно подобрать необходимый материал и предложить делать более легкую и доступную для этого ребёнка поделку.

Как только поделки будут закончены, можно пригласить всех детей подойти к вольерам.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какие замечательные звери получились. Все звери, которых вы расколдовали, очень рады, что они вернуться к своему любимому врачу Джону, а он снова будет заботиться о них».

«Дети, послушайте, пока все трудились, появился волшебник, который заколдовал обитателей зоопарка, и ему стало стыдно за свой поступок. Он решил расколдовать несколько зверей. Посмотрите (воспитатель показывает зверей, сделанных заранее) ».

«Ребята, волшебник решил больше никогда и никого не заколдовывать. Он понял, что все животные на Земном шаре нуждаются в любви и бережном отношении».

Затем воспитатель с детьми анализируют каждую поделку. Дети отмечают, что больше всего им понравилось. Воспитатель подчёркивает наиболее выразительные авторские решения.

В заключении звери благодарят детей.

Детям необходимо дать хорошую базу в приобретении основ технических навыков и умений. Взрослому необходимо выражать одобрение по поводу каждой удачи самого творца, постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой. Занятие должно проходить в доверительной обстановке и спокойной атмосфере, чтобы не только талантливые дети проявляли себя, но и дети со средними способностями тянулись к ним. Работы выполняли увлеченно, непринужденно и ответственно.