Контрольная работа комплексы у подростков. Подростковые комплексы, как помочь избавиться

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса» . Он включает в себя перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка, по существу, просто может и не быть.

Так, зачастую чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием (Личко А. Е., 1983).

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование, как в этом возрасте. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой - охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом (Фрейд А., 1993).

3.Развитие социальных эмоций в подростковом возрасте

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний.

Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в другом школьном возрасте, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей (Якобсон П.М., 1976).

Кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с самим собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления (Мухина В. С, 1997).

Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними.

Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек. При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка (Якобсон П. М., 1976).

Если у девушки кривые ноги, зачем ей избавляться от желтого налета на зубах?!

В основе комплекса неполноценности лежит низкая самооценка. Откуда он проистекает? Человек полагает (либо совершенно безосновательно, либо чрезмерно преувеличивая собственные недостатки), что он в чем-то хуже других. Из-за этого возникает барьер общения - человек испытывает затруднения в общении, особенно с малознакомыми людьми, не умеет знакомиться, смущается и теряется в разговоре.

Формированию комплекса неполноценности способствуют такие черты характера, как робость, нерешительность, застенчивость, неуверенность в себе.

Причиной низкой самооценки может быть неправильное воспитание.

Мнение ребенка о себе формируется на основании мнения его родителей. Слишком суровые, излишне критичные, а тем более нелюбящие, деспотичные или жестокие родители не дают девочке возможности обрести уверенность в себе, почувствовать себя достойной любви и успеха. Наоборот, она приобретает уверенность, будто бы немногого стоит, непривлекательна, да и вообще никчемная личность.

«Затурканная» родителями девочка не умеет правильно оценивать имеющиеся у нее качества - как положительные, так и отрицательные (А у кого нет недостатков?! Покажите мне такого человека, и я опишу его в своей книге как «идеальный образец скучнейшей личности»). Не видя в себе ничего хорошего (Ведь родители ее постоянно «тюкают»!), девочка чересчур строга к себе и, вместе с тем, переоценивает значение своих недостатков. В результате - комплекс неполноценности, основанный на неверном, между прочим, мнении: “Я хуже других”.

Насмешки ровесников в детстве тоже влияют на мнение девочки о себе. Обидные прозвища, подразумевающие, что она непривлекательна, - одна из причин формирования в подростковом возрасте комплекса неполноценности.

Подростковая психика очень ранима. На любое обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее, чем взрослый человек.

Взрослый имеет возможность проанализировать причину подобного к себе отношения и успокоить себя, что оно вызвано, например, завистью, злостью, недоброжелательностью, скверным характером обидчика, тем, что тот - склочник или любит сплетни и интриги. Он может нормально отреагировать на оскорбление или не обратить на него внимания, может поскандалить с обидчиком, обозвав его в ответ и получив от этого удовлетворение.

Подростки еще не умеют анализировать, чем вызвано плохое отношение или оскорбление, не умеют и правильно вести себя в сложной ситуации. Они не могут разумно отреагировать на событие, ранящее самолюбие, так как все эмоциональные реакции еще недостаточно зрелы, поэтому пренебрежение окружающих их очень ранит.

Реакцией на психотравмирующую ситуацию могут быть обида, слезы или уход в себя.

Внешняя бравада любого подростка, демонстрирующего своим сверстникам или взрослым, что ему все нипочем, “наплевать” на мнение окружающих, - это лишь маска.

На самом деле девочки и мальчики очень озабочены тем, что о них думают окружающие, и с обостренным вниманием следят, какое впечатление производят на сверстников и взрослых.

Подростки - эмоционально чутки и наблюдательны, тонко подмечают все нюансы в отношениях к ним окружающих.

Если что-то не так, если подросток не такой, как остальные сверстники, - это создает основу для формирования комплекса неполноценности.

У некоторых подростков комплексы возникают из-за того, что в этом очень трудном возрасте никто не говорит им ободряющих слов, которые могли бы придать им уверенности в себе.

Хотя подросткам и присуще стремление к независимости, все же мнение родителей и других взрослых людей имеет для них очень большое значение.

Подростку очень нужна моральная поддержка родителей.

В некоторых семьях родители никогда не говорят добрых слов. Они все время упрекают, что дочка ведет себя не так и все делает не так, как им хотелось бы. Ничего, мол, путного из нее не выйдет.

Сколько раз я слышала от своих пациенток, что родители ее с детства «тюкали»: “Все дети - как дети, а ты …!”, “Ты ничего не умеешь, у тебя руки не из того места растут!”. Бывает и похлеще: «Ну что ты за дура!» Или: «Идиотка!»

Почему-то самые обидные слова мы слышим от самых близких людей…

В результате такого «воспитания» у девочки формируется уверенность, что она - никчемная, глупая, ни к чему не способная.

«Я стеснялась приводить домой подружек», - такие признания я слышала неоднократно. Дочери было стыдно за своих родителей - мать или отец запросто могли мать ляпнуть какую-то бестактность по ее адресу в присутствии подруг. Бывало, что девочка завидовала своим подружкам, у которых дома все было совсем не так.

Девочки, которые слышат от родителей не слова ободрения, а одни лишь замечания и попреки, не могут правильно оценить себя и свои способности. У них вырабатывается низкая самооценка, а это основа многих комплексов.

Этому возрасту и без того свойственная неуверенность в себе, даже если неуверенность прикрывается напускной бравадой. А если при этом родители постоянно “долбят”: «Ты никчемная, ни к чему не способная, неполноценная, лентяйка, бездельница, растяпа», - то как же трудно переломить такое отношение и повысить самооценку! Очень сложно реально оценивать себя и свои способности, если тебя так низко ценят близкие люди. Вот потому девочка не ценит себя и приобретает уверенность, что она ни на что не годна, что она - хуже всех.

У таких подростков формируется стойкий комплекс неполноценности, который потом переносится во взрослую жизнь.

Очень важно, чтобы девочки и мальчики с самых ранних лет слышали больше добрых и ободряющих слов от своих родителей.

Влияние родителей на психику подростка огромно. Если это влияние отрицательное, то вряд ли сформируется гармоничная личность.

Если родители постоянно “тюкают” дочь в ее недостатки, ругают и упрекают, то откуда возьмется высокая самооценка? Девочка-подросток начинает оценивать себя глазами родителей, считает себя никчемной неудачницей, неумной, непривлекательной. Причем, очень велики шансы, что это мнение о себе у нее сохранится, а, став взрослой, она и в самом деле будет непривлекательной и неудачницей.

Оскорбления и упреки родителей так травмируют психику подростка, что последствия этого трудноискоренимы и могут привести к драматическим ситуациям.

Комплекс неполноценности может развиться у подростка из-за насмешек сверстников, например, из-за заикания или какого-то физического недостатка (хромоты, нарушения в строении лица, большого родимого пятна на лице, бородавок, косоглазия или чего-то еще).

Ребята в этом возрасте очень жестоки, они не понимают, как это больно, когда есть какой-то дефект внешности, над которым все смеются.

Подростки, страдающие заиканием, и без того очень стесняются своего дефекта речи, а когда их передразнивают сверстники, то это может стать непереносимой ситуацией.

Комплексы могут развиться в том случае, если девочка плохо учится в школе, например, дома нет нормальных условий для занятий. Ведь на самом деле для того, чтобы освоить школьную программу, не нужно быть “семи пядей во лбу”. Она рассчитана на обычного ребенка со средними способностями. Подросток, у которого дома сложная обстановка, например, родители часто скандалят или выпивают, или они давно разошлись, а мать занята лишь собой, приводит любовников, или мать повторно вышла замуж, а он(а) не ладит с отчимом, или в семье появился младший ребенок от отчима, - растет подавленным, задумчивым, одиноким. Ему (ей) не до учебы, у него свои, недетские проблемы. Несколько раз учителя обратят внимание на плохую успеваемость, выставят в качестве “отрицательного примера”, - и у мальчика (девочки) уже сформировался комплекс неполноценности, он(а) считает, что у него (нее) нет способностей к учебе. У подростка опускаются руки - зачем стараться, если все считают его “глупым” и ни к чему не годным?!

Любое замечание, косой взгляд, а тем более насмешки и “ярлыки” больно задевают и без того ранимое самолюбие девочки-подростка. Формируется стойкий комплекс неполноценности. Став старше, она по-прежнему считает себя ни к чему не способной и заведомо ведет себя, как неудачница. А судьба не любит неудачников и больно наказывает тех, кто опустил руки и махнул на себя рукой.

Насмешки сверстников по поводу внешности или фигуры тоже могут создать фон для формирования низкой самооценки и комплексов.

Если находится бестактный одноклассник, который отпустит ехидное замечание в адрес “плоской фигуры” в то время, как сверстницы уже носят бюстгальтер, или юношеских угрей, или жирной кожи, жирных волос, угловатости и неловкости во время спортивных игр или на занятиях по физкультуре, - то неуверенная в себе девочка начинает по этому поводу комплексовать, хотя все ее мнимые “недостатки” типичны для подросткового возраста.

Многие девочки переживают ощущение собственной неполноценности. Здесь многое зависит от правильной тактики родителей.

Я не сомневаюсь, что эту книгу будут читать и родители, а потому попутно дам советы и им. Когда у дочери возникают проблемы, нужно ненавязчиво помочь их решить, ободрить, если она огорчена или попала в сложную ситуацию. Пусть ваша дочь чувствует - вы любите ее такой, какая она есть. Любой! Важно принимать ее такой, какова она в реальности, не пытаясь «исправить».

Не бывает плохих детей! Есть родители - плохие воспитатели.

Постоянные замечания, указания на недостатки - это не воспитание, а занудство! Это семейный деспотизм! И прямой путь к формированию у девочки комплекса неполноценности. А отсюда пойдет вся цепочка негативных событий: неуважение к себе, отсутствие чувства собственного достоинства, неумение добиваться желаемого и правильно строить отношения с людьми. И многое, многое другое, что, в конце концов, приведет к тому, что ваша дочь будет несчастлива. Хотите вы этого? Нет? Тогда вам нужно немедленно пересмотреть свои взгляды!

Фиксируйтесь на положительных качествах вашей дочери - подростку нужна ваша поддержка, а не «тюканье» (между прочим, занудливость, «непогрешимость» - это все черты семейных тиранов). Постоянно внушайте, что она не только не хуже, а лучше других - именно теми положительными качествами, которые у нее, несомненно, есть. Только так вы можете поддержать дочь в этом очень уязвимом возрасте и не дать сформироваться чувству собственной неполноценности.

Не стоит думать, что лишней похвалой можно избаловать или “захвалить” девочку, и она слишком “возомнит” о себе. Она лишь приобретет уверенность в себе и научится себя реально оценивать.

Нашей бесспорной собственностью являются лишь наши достоинства и недостатки.

Комплексы подростков являются необходимым этапом взросления. Они значимы потому, что учат ребенка работать над собой, а не опускать руки при возникновении первых неудач. Не пройдя такого серьезного периода в жизни, невозможно достичь внутреннего равновесия, научиться принимать собственную сущность. Известно, что подростковый возраст является одним из самых драматичных периодов в жизни. В это время человек учится понимать самого себя и заново знакомится с окружающей действительностью. Подросток должен сформировать в себе новый взгляд на мир, научиться выстраивать отношения со многими людьми. В эти годы все дается непросто, а главным становится вопрос недовольства самим собой.

Комплексы подростков зачастую лишены всякой логики и далеки от здравого смысла. Однако они во многом ограничивают социальное, нравственное развитие подрастающего поколения. Комплексы подростков взрослым людям кажутся смешными и нелепыми. Все потому, что они сами забыли, что значит быть юным, выходить в мир с обнаженной душой и необыкновенными чувствами. В пятнадцать-шестнадцать лет нам всегда представляется, что мы переживаем какую-то уникальную ситуацию, словно до нас ее еще никто не переживал, не испытывал на себе. Вся гамма чувств настолько захлестывает молодого человека или девушку, что в какой-то момент они оказываются в отчаянии, не знают, как правильно поступить.

Проявления комплексов подростков

Наличие комплексов у подростков, как правило, заметно окружающим невооруженным глазом.Человек делается замкнутым и низко ценит собственную личность. Молодой парень или девушка легко впадают в уныние, переживают из-за того, что окружающие не желают принимать их такими, какие они есть. В чем же заключаются проявления этих комплексов?

Недовольство внешностью

Это обязательный пункт, с которого обычно все и начинается. Больше этим комплексом страдают девочки в силу психологических особенностей. Им кажется, что никто никогда не полюбит их с той внешностью, которая имеется на данный момент времени. У мальчиков тоже имеются подобные переживания, только их комплексы, прежде всего, связаны с наличием мужественности и ее выражением. Вот почему молодые люди иногда становятся агрессивными, нередко выступают против общественного порядка и морали. Ими руководят комплексы, эмоциональная незрелость. Все потому, что хочется доказать окружающим, что они не правы. Возникает желание продемонстрировать собственную изобретательность и находчивость. Проблема в том, что не всегда человек в возрасте пятнадцати-семнадцати лет способен сделать это адекватно.

Негативизм

Комплексы значительно усложняют жизнь. Они мешают выстраивать с окружающими гармоничные и искренние отношения. Многие бунтуют против собственных родителей, считая, что те ограничивают их во всем. Подросшие дети сильно обеспокоены происходящими с ними изменениями. Они сами не замечают того, как обрастают комплексами. Во многих случаях происходит развитие межличностного конфликта с окружающими.

Как избавиться от комплексов подростку

Подростковый возраст сам по себе несет большие возможности для личностного роста. В этот период внутренние перемены происходят очень часто. Любые изменения в сознании отражаются на способе восприятия окружающей действительности. Молодой человек или девушка очень хотят обрести уверенность в себе и часто предпринимают самостоятельные попытки.Как избавиться от комплексов подростку? Рассмотрим подробнее.

Индивидуальное становление

Важно понимать, насколько ценно оставаться самим собой. Действовать, невзирая на внешние обстоятельства, могут позволить себе далеко не все. Будучи сильной личностью, можно добиться значимого успеха. Индивидуальное становление подразумевает осознание собственной уникальности. Люди, которые живут, руководствуясь голосом собственной души, как правило, ощущают себя более счастливыми, нежели те, кто пытается действовать, исходя лишь из чувства долга. Стремление угодить обществу, как правило, приводит к тому, что человек теряет самого себя. Он утрачивает сильную часть своей натуры, оставаясь наедине с собственными страхами и сомнениями. Важно не отступать с самого начала и бороться за сохранение своей индивидуальности.

Развитие способностей

Комплексы мешают выражать себя. У каждого из нас имеются какие-то таланты и дарования. Проблема заключается в том, что не всякий действительно занимается своим развитием, уделяет ему должное внимание. Поднять свою самооценку подростку поможет развитие способностей и талантов. Необходимо осознать, что с комплексами необходимо обязательно бороться. Если этого не делать, можно очень надолго раствориться в недовольстве собой. Молодому человеку или девушке необходимо ощущать свою исключительность. Крайне важно не быть похожими на окружающих, а действительно уделять время своему саморазвитию. В противном случае достичь состояния внутреннего удовлетворения вряд ли удастся.

Эмоциональное равновесие

Это состояние полной гармонии с собой и окружающим миром.Подростку крайне необходимо чувствовать себя востребованным и интересным в кругу сверстников. Поэтому нужно стремиться, чтобы в общении с ними не было ярко выраженных конфликтов. Конечно, мелкие разногласия бывают у всех, они присутствуют в любой компании. Однако важно, чтобы ребенок при этом не чувствовал себя лишним, отвергнутым и одиноким. Эмоционально равновесие как состояние достигается путем постоянной работы над собой. Необходимо избавиться от комплекса «гадкого утенка» и начать выражать свою неповторимую сущность. Для достижения такой цели многие подростки начинают активно действовать: увлекаются каким-либо видом спорта, просят родителей завести домашнего питомца или вовсе пробуют что-то свое. Главное, чтобы деятельность помогала процессу самосовершенствования, учила, как стать лучше себя вчерашнего.

Привычка сравнивать

Необходимо отбросить привычку сравнивать себя с окружающими. К сожалению, этим страдают не только подростки, но и люди, давно вышедшие из пубертатного периода. Благополучно миновав кризис самоопределения, они все же остались зависимыми от общественного мнения. Чтобы такого не случилось с юношей или девушкой, им самим необходимо полностью принять ответственность за собственную судьбу. Нужно научиться быть довольным своей внешностью, развивать таланты, которые даны свыше. Нельзя хотя бы в шутку оскорблять себя или пытаться унизить перед окружающими с целью заслужить одобрение. Ведь как мы относимся к самим себе, так нас и воспринимают люди. Порой даже близкие родственники не могут понять ребенка, ненароком причиняют ему душевную боль. Необходимо выработать собственное позитивное отношение к неоднозначной ситуации.

Таким образом, подростковый возраст – это один из самых конфликтных периодов развития личности. В это время человеку порой приходится преодолевать такие внутренние препятствия, которые никогда после не будут его беспокоить. Только осознав, как избавиться от комплексов, можно постепенно сформировать полную уверенность в себе, стать независимым и счастливым человеком, которому любые преграды по плечу.

Подростковый возраст несёт за собой немало трудностей. И не всем детям удаётся с лёгкостью выйти из этого периода, не прихватив с собой «чемоданчик» проблем, которые в своей совокупности формируют комплекс неполноценности. Реальные или надуманные внешние недостатки и сложный характер являются основой низкой самооценки у подростков.

Во время формирования личности ребёнку очень важно мнение окружающих: родных, одноклассников, товарищей. И если вдруг ему покажется, что реакция людей на него негативная, вывод последует тут же: «я неудачник, потому что я хуже всех». Если эти мысли получают подтверждение несколько раз, то они болезненно оседают в сознании.

Откуда берутся комплексы:

  1. изъян внешности, трудный характер, физическое отставание;
  2. холодное отношение родителей, равнодушие к успехам и достижениям ребёнка;
  3. насмешки и отсутствие приятельских отношений в своём окружении;
  4. постоянный контроль и безмерная опека со стороны родителей, подавление самостоятельности;
  5. разочарование в школьной деятельности, неспособность справиться с трудностями;
  6. безответная симпатия или неудачная первая любовь;
  7. несоответствие вымышленному идеальному образу.

Комплекс неполноценности чаще всего формируется у подростков, растущих в неблагоприятной атмосфере, наполненной постоянными оскорблениями и унижениями, непониманием и равнодушием. Если родителям не свойственно оказывать поддержку ребёнку, объективно оценивать поступки, поощрять за достигнутые успехи, но зато они постоянно ругают за любые промахи и указывают на недостатки, то комплексы непременно «поселятся» в его душе. Такие дети вряд ли вырастут самостоятельными и обретут уверенность в себе. Они будут морально слабы и ранимы. Поэтому доверие и понимание в отношениях между ребёнком и родителями играют большую роль в формировании личностных качеств.

Безусловно, огромное значение имеет и школа, а именно отношения с педагогами и сверстниками. Необдуманные действия или неосторожная фраза способны ранить неокрепшую душу ученика. И, наоборот, грамотно построенное обучение и гармоничное воспитание помогают подростку поставить перед собой правильные цели и определить пути их реализации.

Каковы бы не были причины закомплексованности, существует ряд методов, направленных на исправление данной проблемы:

  • подобрать творческое увлечение, которое будет приносить максимальное удовольствие;
  • записаться в кружок по интересу и познакомиться с новыми людьми;
  • с разрешения родителей завести домашнего питомца и посвятить свободное время уходу и заботе о своём любимце;
  • реализовать себя в спорте и добиваться физических успехов;
  • проводить время с приятными людьми (родственниками или друзьями), общение с которыми дарит эмоциональное удовлетворение;
  • чаще отдыхать на свежем воздухе.

Очень важно помочь ребёнку справиться с возникающими трудностями и помочь ему в его становлении. И тогда он вырастит успешной и уверенной в себе личностью.

Подростковый возраст – это один из важных жизненных периодов каждого ребенка. В это время происходит становление личности, окончательно формируется характер человека, но также приобретается и ряд комплексов.

Возраст формирования большинства комплексов

Общее описание проблемы

При половом созревании и большой активности гормонов подросток очень уязвим к критике своей внешности, вследствие чего образуются временные подростковые комплексы, которые могут остаться навсегда уже со взрослым человеком, поэтому очень важно вовремя заметить проблему и приступить к ее устранению, также можно попросить помощи у родных или обратиться к психологу.

Последствия влияния проблемы на психологически несформированную личность могут оказаться трагическими. Нередко дети начинают употреблять алкоголь и наркотики, вступают в случайные половые связи, находя множество неприемлемых способов самоутвердиться среди друзей и почувствовать себя взрослым.

Очень остро реагируют на критику внешности

Подростки замыкаются в себе и начинают вести асоциальный способ жизни или становятся очень открытыми и дерзят, устраивая истерики и скандалы взрослым людям. Некоторые уходят в мир компьютерных игр. Все это делается либо для самоутверждения среди сверстников, либо для признания среди взрослых членов семьи. Очень часто в подростковом возрасте родственники не воспринимают ребенка серьезно, а он хочет доказать свое право на мнение. Многие дети часто страдают от того, что взрослые не берут их во внимание и даже не слушают.

Признаки

Каждый человек не любит какую-то часть своего тела, даже многие взрослые недовольны своей внешностью. В старшем возрасте такое недовольство особо не влияет на самооценку личности или превращается в интересную особенность своей внешности. Но в подростковом возрасте ощущение какой-то ущербности или выделение среди сверстников в отрицательную сторону может легко вылиться в комплекс. Для того чтобы определить ребенка, который склонен к развитию комплекса или уже имеет его, нужно обратить внимание на эти признаки:

  • если ребенок носит мешковатую одежду;
  • прикрывает рот, когда смеется;
  • закрывает волосами лицо;
  • отводит глаза во время разговора;
  • имеет идеал внешности, который ему кажется невозможно достичь;
  • постоянно фотографируется или избегает объектива камеры;
  • не верит в свои силы;
  • ему кажется, что он не заслуживает любви;
  • имеет трудности самовыражения в незнакомом окружении.

Виды комплексов

Кроме переживаний подростка по поводу внешности, когда его не устраивают одна или несколько частей своего тела, в подростковом возрасте очень популярны комплекс неполноценности и комплекс превосходства, которые часто являются попыткой скрыть свое реальное состояние. Еще специалисты утверждают, что нередко дети страдают из-за материального положения своей семьи. В школьные годы часто дети испытывают комплекс отличника/отличницы. Иногда встречается так называемый комплекс неразделенной любви.

Синдром связанный с оценками в школе

Физические комплексы, которые связаны со внешностью, очень популярны у детей и тинейджеров. Когда ребенок смотрит в зеркало, то находит у себя множество недостатков и изъянов. Он не понимает в этом возрасте, что никто не может быть идеальным. А все недостатки внешнего вида отрицательно сказываются на его самооценке. Особенно это происходит в период полового созревания, когда тело еще физически изменяется:

  • резко увеличится рост;
  • появляются прыщи, акне, черные точки и угри, которые особенно производят ужасающий эффект на девушек;
  • у парней ломается голос, что тоже не прибавляет уверенности в себе.

Недостатком во внешности легко могут стать очки, любой дефект речи, длинный нос или торчащие уши, брекеты и многое другое. Помогают развиваться такому комплексу отсутствие поддержки со стороны взрослых людей и насмешки знакомых.

Комплексы у детей по поводу неприятия своей внешности называются дисморфофобией и имеют определенные признаки.

  1. Симптом зеркала – ребенок все время рассматривает себя перед зеркалом и находит все новые недостатки.
  2. Зацикленность – подросток зацикливается на своей проблеме и постоянно о ней говорит.
  3. Симптом фотографии – неприязнь личности ребенка к своим фотографиям и нежелание фотографироваться.
  4. Носит мешкообразную одежду темных тонов, которая скрывает фигуру.
  5. Апатия, нарушение режима сна и пищи.
  6. Неспособность сосредоточиться на каком-либо занятии, потому что мозг зациклен на проблеме.

Симптоматическая картина

Комплекс неполноценности оказывает огромное влияние на развитие личности молодого индивидуума. Одним из главных признаков этой проблемы является заниженная самооценка и постоянное ощущение себя ущербным и хуже других, сопровождающееся неуверенностью в себе.

Этот комплекс зарождается в детстве вследствие воспитания и социальных контактов с другими людьми. Этим недостатком страдают дети, выросшие в неполноценной семье или нежеланные дети, которые с самого детства не чувствуют поддержку и любовь взрослых. Симптомы :

  • большая критичность к своим поступкам;
  • сильная реакция на критику;
  • зависимость от чужого мнения;
  • преувеличенная самоуверенность внешне;
  • агрессия, как защита от всего мира;
  • малообщительны и в большинстве случаев являются интровертами.

Комплекс превосходства у тинейджеров в 80% является скрытым комплексом неполноценности, сама личность это или тщательно скрывает, или даже не догадывается. Такой ребенок считает себя незаменимым, постоянно поучает и дает непрошенные советы в той или иной области, даже если плохо в ней разбирается. Индивидуум пытается доказать окружающему миру и себе, что он крутой. За унижением других людей он прячет свою неуверенность и злобу, пытаясь повысить самооценку.

Пытаясь помочь родители неосознанно развивают в детях комплексы

Финансовый комплекс напрямую зависит от уровня достатка родителей. Дети часто хвастаются зарплатой пап и мам, крутыми вещами дома, дорогими подарками и шикарным отдыхом за границей. Если семья не может позволить что-то из этого, то ребенок может комплексовать по поводу материального положения своей семьи. Такое происходит не всегда: все зависит от отношения маленькой личности к проблеме и реакции родителей на возможные насмешки по этому поводу. К примеру, часто происходят колкие фразы в адрес ребенка без телефона от его сверстников, которые имеют мобильные телефоны.

Комплекс отличницы или отличника начинает развиваться в школе, когда дух соревнования, жажда победы и желание быть первым овладевают детьми. Виновниками такого комплекса являются родители и преподаватели, вследствие чего человек ставит всегда для себя высокую планку при исполнении чего-либо. Кроме того, такие дети отличаются завышенными требованиями по отношению к самому себе и окружающим. Подросток с недостатком становится очень агрессивным, когда не может выполнить задачу идеально или соответствовать установленному себе стандарту. Эти люди часто неуправляемые и рано вступают во взрослую жизнь с наркотиками, алкоголем и сексом.

Комплекс неразделенной любви становится временным и редко перерастает в постоянный. В подростковом возрасте дети ищут не только себя, но и людей, которые их понимают. Одним из таких людей является вторая половинка. Став взрослыми, мы осознаем, что первая любовь не всегда бывает взаимной и не обязана быть одной и на всю жизнь. Но подростки этого не всегда понимают, им присущ юношеский максимализм.

И когда ребенок впервые испытывает неразделенную любовь, то он думает, что с ним что-то не так. Такое поведение переходит в детские комплексы по поводу внешности или обнаруживается нехватка финансов. Многие ребята начинают заниматься самокопанием, вследствие чего обнаруживают в себе множество других недостатков и проблем.

Методы избавления

Первые, кто может помочь чаду с борьбой комплексов – это его родители. В нелегкий период взросления дети должны ощущать поддержку своих родных, их готовность выслушать и помочь советом. И также родителям рекомендуется прислушиваться к мнению сына или дочери и не показывать, что дети не доросли, чтобы помогать им с решением семейных проблем.

У подростков девочек комплексы по поводу внешности происходят чаще, чем у парней. Поэтому, если вы видите, что дочке не нравится свой внешний вид, обязательно помогите ей подобрать новый стиль в одежде, изменить прическу или макияж. Лучше сходить с ребенком в салон красоты. Бывает, что проблемы внешности ребенок надумывает, тогда лучше всего пройти сеанс психолога по повышению самооценки.

Чтобы справиться с комплексом, необходимо тщательно обсудить с ребенком эту проблему. Узнать, что его беспокоит, какие эмоции он испытывает.

Скорее всего, к зарождению какого-либо комплекса привела определенная ситуация, ставшая психологической травмой.

Если комплекс связан с внешними недостатками, помогите подростку скрыть его или умело подчеркнуть, чтобы это стало его изюминкой. Если же причиной стал кто-то из знакомых, необходимо, чтобы ребенок простил его за оскорбление и перестал придавать сильное значение словам этого человека.

Заключение