Натуральные компоненты в составе духов. Чем отличается натуральная парфюмерия от синтетической? Иногда обычный парфюм после контакта с кожей выдает странный запах — не то шампунь, не то мыльная пена. От чего это зависит, и бывают ли такие казусы с натурал

Тиражирование в парфюмерном мире безликих новинок заставляет нас искать глубокие неординарные ароматы, способствующие самовыражению и подчеркивающие нашу индивидуальность. Сегодня парфюмерам все сложнее быть оригинальными и одновременно ненавязчивыми. Избалованный покупательский вкус требует новизны, изысканности, неповторимости... Однако самые виртуозные вариации из синтетических композиций - это всего лишь незамысловатые копии многогранных природных ароматов. Натуральные духи неповторимы и имеют достаточно высокую цену. Именно они способны удивить и завоевать внимание искушенных.



Духи - это модный аксессуар, необходимое дополнение образа, исключительность которого способен подчеркнуть эксклюзивный аромат. Благородный изысканный аромат духов, составленных из натуральных эфирных масел , далёк от банальной узнаваемости и навязчивости. В то время как запах синтетических композиций на коже постепенно выветривается и ослабевает, аромат эфирных масел с течением времени изменяется, подобно драгоценному камню, переливающемуся радугой под лучом света.

Аромат каждого натурального эфирного масла сам по себе многокомпонентен и интересен, однако натуральные духи, сочетающие несколько ингредиентов, имеют большую популярность. Искусство создания композиций из натуральных эфирных масел - одни из областей профессиональной ароматерапии . Принципиальное отличие этого направления от бытовой аромакультуры и синтетической парфюмерии заключается в использовании только 100 процентов натуральных эфирных масел. Несомненно, дефицит сырья высокого качества делает натуральные духи дорогой и исключительной вещью.

Сегодня для создания духов производители используют в подавляющем большинстве синтетические заменители натуральных эфирных масел. Лишь некоторые классические ароматы, принесшие в своё время известность парфюмерным домам «Chanel », «Balmain», «Estee Lauder », «Guerlain », все ещё выпускаются на заказ строго ограниченными партиями в первоначальном, натуральном варианте. Эти уникальные экземпляры поддерживают реноме компаний среди профессионалов и в тоже время являются желанным и весьма дорогим приобретением для истинных ценителей натуральных духов.

Редкость и малый объём производства натуральных эфирных масел является естественным ограничением популяризации профессиональной ароматерапии и, соответственно, натуральных духов. Большинство эфирных масел, продаваемых в универмагах, являются, как и массовая парфюмерия, продуктами аромасинтеза. Однако синтетическая копия запаха, пусть даже очень яркая и стабильная, никогда не раскроет всю глубину и богатство аромата натуральных духов. Именно поэтому сегодня несмотря на несомненные успехи в области химического синтеза натуральные духи остаются дорогим и исключительным товаром, не нуждающимся в рекламе.

Однако престижность и эксклюзивность - это ещё не все мотивы, определяющие выбор покупателем натуральных духов. С древних времен известно и подтверждено современной наукой мощное воздействие эфирных масел растений на психоэмоциональное состояние и поведение человека. Особый интерес вызывают эфирные масла-афродизиаки, привлекающие внимание людей противоположного пола. Бигардия, тубероза , нероли , фиалка, гиацинт, ирис - одни из самых ярких ароматов-афродизиаков категории «абсолю». Духи, в состав которых входят подобные масла, - бесспорные лидеры продаж в натуральной парфюмерии. Воздействие ароматов на нашу нервную систему, на подсознание сложно переоценить. Как известно, обоняние является одним из самых древних способов восприятия мира. Запах - это информация. Каждый человек имеет особенный, ему лишь присущий запах, характеризующий личность и привлекающий людей, близких по духу.

Конечно, чаще всего в первый момент мы обращаем внимание на внешний вид, но и от запаха очень многое зависит. Аромат может стать причиной вспыхнувшей вдруг симпатии или, наоборот, необъяснимой неприязни. Сексуально-значимые ароматы не случайно именуются «афродизиаками». В древних легендах говорится, что у богини любви и красоты Афродиты - искусной соблазнительницы - был чудесный пояс, в котором заключались любовь, желание и обольщение. Этот пояс источал волшебный аромат, его любовной власти были подчинены не только люди, но и боги. Именно с помощью пояса Афродиты Гере удалось соблазнить Зевса.

К сожалению, нам остаётся лишь теряться в догадках, что же было зашито в пояс и являлось источником покоряющего аромата любви. Вполне вероятно, что это могла быть капсула со смесью эфирных масел растений: некоторые компоненты эфирных масел обладают гормоноподобной структурой, что позволяет им вмешиваться в психофизические функции организма. Установлено, что эфирные масла-афродизиаки обладают способностью влиять на гипофиз и вызывать образование эндорфинов. Именно эндорфины обостряют сексуальные желания, вызывают эйфорию и, кроме того, обладают обезболивающим эффектом.

Действие натуральных афродизиаков не ограничивается лишь возбуждающим эффектом, они очень тонко и плавно регулируют нервную и эндокринную системы, оказываются эффективными при фригидности и импотенции, восполняют жизненную энергию. Компоненты эфирных масел воздействуют на различные участки мозга. Поэтому запах одного эфирного масла погружает в ностальгию, пробуждает печальные воспоминания, а другой - дарит чувство радости, полета. Афродизиаки уменьшают психоэмоциональное напряжение, снимают состояние дискомфорта, неуверенности, пробуждают сексуальное влечение. Натуральные духи-афродизиаки - это точный камертон, позволяющий настроиться на гармоничное общение и зазвучать в унисон.

Для разных людей афродизиаками могут являться абсолютно разные запахи. Одного пленит девушка, пахнущая опьяняющим жасмином, другой не сможет равнодушно пройти мимо свежего весеннего запаха мимозы, а кому-то по душе жаркая корица или знойный аромат мёда : обычно людей привлекает то, чего им не хватает в своей привычной жизни: кто-то ищет яркие новые впечатления, а кому-то мечтается об уюте и домашнем тепле. Зная этот «маленький» секрет, можно осознанно с помощью аромата создавать свой образ, отражающий внутренний мир.

Главным отличием натуральных ароматов от синтетических двойников является их способность подчёркивать запах естественных феромонов благодаря уникальным биологическим свойствам. При нанесении духов-афродизиаков эфирные масла создают «пьедестал» для собственных феромонов тела, формирующих индивидуальный аромат, столь же уникальный и неповторимый, как отпечатки пальцев. Образ, создаваемый натуральными духами, всегда гармоничен и близок внутреннему миру их обладателя, что, несомненно, отмечается окружающими.

Нет ничего странного в том, что эфирные масла-афродизиаки вызывают сексуальное возбуждение. Существует тесная взаимосвязь между сексуальным поведением и способностью воспринимать запахи. Оказывается, люди, обладающие развитым чувством обоняния, очень редко жалуются на сексуально-психологические отклонения. Однако чувство обоняния, как и любое другое чувство, можно развить. И в этом оказываются хорошими помощниками эфирные масла, плавно приводящие к нормализации работы эндокринной системы и раскрывающие внутренний мир.

что лучше и... сколько синтетики в "натуральной парфюмерии"?

«Полностью натуральный» парфюм - редкая вещь, но независимые парфюмеры пытаются это изменить.

Натуральные ингредиенты не всегда легко найти, и они могут быть дороги и, когда дело доходит до «превосходных образцов» натурального сырья, два образца никогда не будут звучать идентичным образом.

Простой вопрос: сколько раз вы слышали от продавцов-консультантов «только натуральные ингредиенты»? Часто, верно? Ну, или чаще, чем должны. Идея «натуральной» парфюмерии очень заманчива: звучит очень здорово и дорого, как «органическая пища». Однако почти каждый раз, когда вы слышите это словосочетание, речь идет о синтетическом продукте.

«Современная парфюмерия по большей части состоит из синтетических молекул; хорошо, 90% рынка», - поделилась независимый парфюмер Дон Спенсер Гурвиц (Dawn Spencer Hurwitz).

Парфюм не сможет стоить умеренных денег и широко продаваться, если использовать исключительно натуральные ингредиенты. Но в этом нет ничего плохого. Сама Гурвиц создает как полностью натуральные ароматы, так и «не совсем».

Слово «синтетический» не является синонимом слова «плохой». Великие Chanel No 5 содержат абсолю жасмина, но первое, что мы ощущаем в этом аромате - это искусственные ароматические молекулы, известные как альдегиды.

Однако увеличивающееся число независимых парфюмеров концентрируются на создании исключительно натуральных композиций, даже если это означает производство маленьких партий и индивидуальных композиций.

«Большой парфюмерный дом не станет работать так, как работаю я», - говорит натуральный парфюмер Мэнди Афтель (Mandy Aftel), создатель брэнда Aftelier Perfumes. «Я совершенно не хочу, чтобы моя компания росла. Мне нравится работать именно так, как я делаю это сейчас».

Поиск сырья - основная проблема: натуральные ингредиенты часто очень дороги, их сложнее найти, чем синтетические. В своей новой книге «Аромат», Афтель посвящает целую главу серой амбре , которую так сложно найти и приобрести (одним словом, вы стоите на пляже и ждете, когда море вынесет кусочек амбры к вашим ногам), амбра стоит порядка 10.000$ за фунт. Сырье настолько «активное», что одна капля полностью меняет композицию и, как пишет Афтель, «это один из самых потрясающих ароматов, который я когда-либо ощущала». И аромат каждого кусочка амбры звучит иначе.

Натуральная парфюмерия не может иметь массового производства просто потому, что очень сложно сделать так, чтобы парфюм в каждом флаконе звучал одинаково: как в ситуации с вином, вкус каждого урожая меняется год от года.

Сама Афтель попала в сложную ситуацию, когда использовала эфирное масло периллы (Японской мяты). «Я поделилась ей с Дениэлом, моим соавтором. Мы вместе писали кулинарную книгу, и он использовал мои масла при приготовлении пищи», - рассказывает она. «Но этого масла у меня было не так много и я попыталась докупить его, и это был кошмар. Все пахло кошачьей мочой». Она потратила десять лет на поиски, пробуя различные варианты, пока не нашла правильный.

Если подобное случится у независимого парфюмера – это проблема. Если такая ситуация произойдет у Sephora, ожидаемые продажи которой составляют миллионы флаконов в год, - это будет катастрофа.

Однако усилия, приложенные к поиску ингредиентов, придают некий шарм созданию ароматов. Айала Мориель (Ayala Moriel), натуральный парфюмер и преподаватель парфюмерии, рассказала: «Я Еврейка и живу действительно далеко от моей семьи. А сейчас праздник. Поэтому на мне сейчас Цитрон. Цитрон- это цитрус, который является важной частью праздничной церемонии Суккот. Эту вещь ты не станешь носить постоянно, так как обычно производители не выпускают это эфирное масло.» Чтобы получить это эфирное масло, Мориель собирала фрукт сама.

Но «натуралы» не отрицают современность.

«Как художника меня пугает ограниченная палитра,» говорит Гурвиц. «Это как искусственный железный занавес». И это основная мысль каждой парфюмерной композиции.

В конечном итоге, вопрос только в том, что хотел сказать автор.

Мир парфюмерии широк и необъятен. Если попробовать разобраться в том, какая парфюмерия «настоящая натуральная» и чем она лучше или хуже « обычных» парфюмов, то рискуешь пойти ко дну, пуская ароматные пузыри. Мы решили расспросить двух женщин, непосредственно связанных с парфюмерией, чтобы развеять некоторые мифы и легенды, слагаемые по поводу обычной и натуральной парфюмерии.

Анна Зворыкина , биохимик и кандидат биологических наук, занимающаяся созданием духов , для которых она использует только натуральные ароматические материалы. Стаж Анны на ароматном поприще более 10 лет. Анна считает, что натуральными могут называться только те парфюмы, которые используют 100% эфирные масла и прочие натуральные душистости и не содержат компоненты эфирных масел, которые, кстати говоря, часто используются в органической парфюмерии. И, разумеется, никаких синтетических молекул.

Анна Зворыкина, создатель натуральных духов. Фото Ксении Чуйковой

Екатерина Хмелевская , парфюмерный обозреватель, создатель сайта aromablog.ru , известная в рунете под псевдонимом Paloma. Больше десяти лет Екатерина описывает свои впечатления в блоге, посвященном парфюмерии, винтажным духам и нишевым (селективным) ароматам. В её коллекции не только обычные «люксовые» марки, но и винтажные ароматы, натуральные духи и органические туалетные воды.

Существует мнение, что натуральные парфюмы идеально «садятся» на кожу и пахнут по-разному на разных людях в отличие от обычных духов, которые за счет синтетических молекул всегда и на всех пахнут одинаково и узнаваемо. Правда ли это?

Анна Зворыкина: Натуральные духи не садятся идеально на любого человека — это, безусловно, миф. Что касается «пахнут по-разному на разных людях» – это частично верно. Ароматы сидят близко к коже, и оттенки звучания могут различаться. Но они не будут пахнуть «по-разному» на всех людях и останутся вполне узнаваемыми. Замечу, что синтетические духи тоже обладают этим свойством. Оно выражено намного слабее, но вы наверняка обращали внимание, что один и тот же аромат раскрывается по-разному на разных людях.

Екатерина Хмелевская: «Посадка аромата» зависит больше от биологии и физики, нежели от химии. Что натуральные, что синтетические компоненты могут по-разному смешиваться с продуктами жизнедеятельности бактерий на нашей коже, по-разному согреваться и с разной скоростью улетучиваться на разных людях.

Популярный аргумент в пользу натуральной парфюмерии: так как в ней используются 100% эфирные масла и другие натуральные компоненты, духи раскрываются многообразием оттенков, а обычный парфюм плоский и не интересный. Действительно ли это потому, что в парфюме используются синтетические молекулы?

Анна: Если не принимать во внимание парфюмерную композицию и говорить только о материалах, из которых созданы духи, то да, это так. Химический состав натуральных ароматических материалов намного более сложный, чем синтетических. В этом кроется причина особенной глубины их звучания и довольно сильного изменения их аромата по мере раскрытия. Но не менее важна идея и композиция духов. Ароматы, составленные для масс-маркета, обычно менее характерные, более простые и незатейливые. Глубокие и экстравагантные композиции чаще можно встретить в нишевой парфюмерии, частью которой является и натуральная парфюмерия.

Екатерина: Объем, богатство аромата в первую очередь зависят от парфюмера и во вторую — от носителя парфюма. Люди, не пробовавшие винтажного парфюма, скорее всего, его испугаются: там использовались уже незнакомые для современного носа как натуральные, так и синтетические компоненты. Но если автор планировал сделать попсовый компот, он его сделает из синтетики или из натурального сырья, и ничто ему не помешает.

Сейчас на российском рынке представлена обычная, натуральная не сертифицированная (по большей части ручной работы) и органическая сертифицированная парфюмерия. Как вы считаете, должны ли натуральные духи состоять только из 100% эфирных масел и прочих душистостей, и не использовать компоненты эфирных масел (линалоол и пр.)?

Анна: Дело в том, что натуральная парфюмерия представлена во всем мире только маленькими независимыми парфюмерными домами, которые часто не объединены ничем, кроме любви к ароматам. Не существует единого и абсолютно общепринятого стандарта, одобренного всеми.

По правилам Гильдии натуральных парфюмеров в такой продукции допускается присутствие эфирных масел, абсолютов, CO2-экстрактов, тинктур (спиртовых настоек), цветочных восков, цветочных вод и некоторых натуральных изолятов – экстрактов, полученных с помощью фракционной перегонки и содержащих всего одну или несколько ароматических молекул. Многие натуральные парфюмеры не состоят в Гильдии и ограничивают себя иными принципами. Большинство из них не сертифицирует свою продукцию как «органическую», хотя многие используют большое количество органических ингредиентов, создавая духи.

Органическая парфюмерия – это скорее про бережное отношение к окружающему миру. Сертификат «органик» у готовой продукции говорит нам не только о составе, но и о том, как эта продукция производится, испытывается, где хранится и так далее, поскольку многие сертификационные системы регламентируют не только состав, но и весь процесс производства.

Екатерина: 100% эфирные масла используются не только в натуральной парфюмерии — многое сырье применяется и в люксе, и в нише, и в органике. Натуральные духи часто уступают в стойкости обычным, и натуральным парфюмерам приходится выкручиваться, искать среди сырья что-то, что было бы столь же выразительно и ярко, как некоторые синтетические вещества. В натуральных духах нет, например, аромата персика — не из чего сделать альдегиды.

Что касается разделения парфюмов на категории, то я делю парфюмерию на хорошую и плохую — выбирать духи надо носом. Но если кто-то пытается на натуральности заработать, то я бы строго регламентировала натуральные духи, органику и смешанную парфюмерию. Просто чтобы не допустить спекуляций и добавленной стоимости на лжи. Натуральное не лучше — оно модно, и на этом пытаются делать деньги.

Как вы думаете, объем, богатство оттенков и то, как раскрывается парфюм, зависит больше от искусства парфюмера или от сырья, которое он использует?

Анна: Как неумелый портной может испортить драгоценную ткань, так и неумелый парфюмер, используя редчайшие, роскошно звучащие натуральные материалы может создать какофонию запахов. Ведь духи — это не просто смесь ароматических компонентов. Идея, замысел парфюмера и, конечно, их умелое воплощение имеют ключевое значение. Но при этом невозможно создать шедевр из некачественного парфюмерного сырья, не важно какого происхождения — натурального или синтетического.

Екатерина: Я считаю, что первичен творец. Потом пользователь парфюма (его биохимическая и психологическая реакция на духи), а потом материалы. То есть бывает так, что на человеке дорогой, прекрасный парфюм из драгоценных компонентов раскрывается недостоверно или в голове возникают ненужные ассоциации, воспоминания. Сделать же из дешевых материалов хороший парфюм сложно, но можно.

Иногда обычный парфюм после контакта с кожей выдает странный запах — не то шампунь, не то мыльная пена. От чего это зависит, и бывают ли такие казусы с натуральными парфюмами?

Анна: Часто такой запах имеют не очень качественные душистые материалы, но бывают и очень редкие случаи непредсказуемого взаимодействия ароматов с кожей – когда композиция рассыпается на части. Такие казусы случаются с любыми духами, но в случае ароматов, созданных из качественных материалов, это редкость.

Екатерина: Сюрприз для органофилов: часто мыльный запах дает натуральное масло нероли. Ассоциация возникает потому, что нероли часто используется в отдушках моющих средств. Очень многое у нас в голове.

Люди увлекающиеся эфирными маслами часто говорят, что чувствуют синтетику в парфюме и поэтому не могут пользоваться обычной парфюмерией. Это действительно такое чуткое обоняние или предубеждение, что «синтетическое» значит «плохое»?

Анна: Не нужно иметь особенно чуткое обоняние, чтобы отличить духи, созданные из натуральных материалов, от «не-только-натуральных» или полностью синтетических духов. Дело может быть в повышенной чувствительности или непереносимости некоторых химических молекул. Я, например, не люблю альдегиды и искусственные мускусы, а учитывая их популярность, для меня выбор духов, созданных из синтетических материалов, очень сужается.

Екатерина: Более чем уверена, что в слепом тесте многие критики синтетической парфюмерии её не опознают. Профессионалы, по 10 лет корпящие над ароматическими субстанциями, опознают, а простые пользователи – нет. Люди вообще унюхивают, слышат и видят то, что им говорят, иначе бы не работала реклама и не были так популярны блоги о парфюмерии. Дело в том, что наша голова настроена на определенные запахи, которые воспринимаются как «хорошие, потому что привычные». Всё, что не похоже на родную любимую палитру ароматов, воспринимается чужеродным. Так что тут противостояние не «натуральное и синтетическое», а «свое и чужое». Чтобы абстрагироваться, надо этого, как минимум, хотеть. А увлеченные люди не хотят.

Правда ли, что натуральная парфюмерия безопаснее обычной, не вызывает аллергию и вообще не содержит потенциально опасные вещества?

Анна: Это самый опасный миф о натуральной парфюмерии, ведь некоторые эфирные масла и абсолюты, входящие в состав натуральных духов, аллергенны. Существуют правила безопасности при работе с натуральными ароматическими веществами, которые необходимо знать и соблюдать и тем, кто пользуется натуральными духами. Вкратце, они таковы:

Перед знакомством с натуральными духами обязательно сделайте аллергенную пробу: нанесите духи на внутреннюю часть сгиба локтя. Если по истечении нескольких часов не возникло никаких неприятных ощущений (покраснение, припухлость, отек) – можете пользоваться духами. Особенно необходима такая проверка аллергикам, беременным и кормящим матерям.

Также не рекомендуется наносить духи из натуральных материалов на открытые участки тела перед выходом на солнце, т.к. некоторые эфирные масла могут вызвать фотосенсибилизацию, т.е. приобретение кожей особенной чувствительности к ультрафиолетовому облучению всех видов.

Екатерина: Натуральное сырье против синтетического – это идеологический спор. Натуральное не лучше и не полезней. Просто другое. К тому же в натуральном сырье вместо одной проверенной молекулы может быть штук 200 различных компонентов, каждый из которых может вызвать аллергию.

Анна, пробовали ли вы использовать синтетические молекулы для создания собственных ароматов? Планируете ли сертифицировать свои духи в органе по сертификации натуральной / органической косметики?

Я пробовала использовать синтетические молекулы, но мне не понравился результат. Мне близка философия натурализма – люблю густое, шершавое звучание натуральных экстрактов, которые создают картину жизни во всей ее полноте. Глубокие, сложные тона и краски – импонирующая мне черта, я терпеть не могу современную тенденцию упрощения, сведения к минимуму, к одной молекуле. Мне нравится, что ароматы из натуральных экстрактов получаются сложными и меняющими звучание во времени.

Сертифицировать духи пока не планирую. Для меня парфюмерия – это, в первую очередь, искусство, а создание органической парфюмерии требует соблюдения баланса между требованиями сертифицирующей организации и творчеством. К тому же на данный момент сложно найти органические натуральные ингредиенты парфюмерного качества, которое необходимо для создания натуральных духов.

Екатерина, а синтетические молекулы бывают лучше / хуже по качеству? И бывает ли вообще синтетика без вредных примесей?

Качество синтетики – это стабильность вещества, его чистота, отсутствие примесей. Примеси интересуют только парфюмеров, пользователи их никогда не почувствуют. Вообще без примесей ничего не бывает.

О «вредности» парфюмерии отдельный долгий разговор. Какие-то компоненты запрещаются, как потенциальные аллергены, и производители уменьшают их процентное содержание или вообще выводят из состава духов. Всё сертифицируется и проверяется много раз. Но если кто-то ищет в духах вредные компоненты, он их обязательно найдет, начитавшись статей или исследований «британских ученых».


Мы привыкли негативно относиться к химии, будь это консервант в дневном креме или усилитель вкуса в свежем йогурте. Поэтому неудивительно, что и синтетические компоненты в ароматах вызывают у нас недоверие. Парфюмерный эксперт Оксана Зайцева объясняет, почему «синтетика» в парфюмерии - добро, а не зло.


Парфюмерный скандал

Вторая половина XIX века - время, когда открытия в области физики, математики, механики привели к созданию первых подводных лодок, механических пианино, кассовых аппаратов, а в области химии - к новым технологиям в нефтяной промышленности. Успехи в этой отрасли позволили парфюмерам получить в свою палитру то, что полностью перевернуло их искусство. В 1868 году был синтезирован кумарин - бесцветный, растворимый в спирте кристалл с запахом свежескошенного сена, который дал начало использованию синтетических компонентов. Благодаря кумарину дом Houbigan в это время создал знаменитые Fougere Royale. Вскоре мир потряс еще один «синтетический» шедевр - великие и стойкие Jicky от Guerlain на основе синтезированного ванилина, кумарина и гелиотропина (кристалла с запахом ванили и корицы). Это был шок для тех, кто привык к нежному звучанию духов. Несмотря на то что этот эксперимент Эмме Герлен оказался удачным, парфюмеры относились к «синтетике» с опаской и все равно предпочитали натуральные эфирные масла. Одни обвиняли синтезированные ноты в грубости, другие честно признавались, что пока не готовы к работе с ними из-за страха новизны. Развернулась дискуссия о том, что они якобы делают парфюмерные композиции более стандартными и менее выразительными. Но именно с момента создания первых искусственных компонентов парфюмерия перестает быть просто искусством, она переходит в рамки науки и научных исследований. По словам Зола Эндж, сотрудника парфюмерного хранилища Osmothèque во Франции, вплоть до 1950–1960-х годов парфюмерные формулы состояли на 80 % из натуральных компонентов и на 20 % - из искусственных. Сейчас ситуация поменялась с точностью до наоборот.

Новые возможности современной парфюмерии

Почему вообще появилась необходимость в получении синтетических душистых веществ? Парфюмеры всего мира хотели бы иметь в своих коллекциях эфирные масла пиона, фрезии, ландыша, сирени. Но эти растения не отдают своего драгоценного масла. Ни один из существующих способов извлечения ароматических веществ из натурального сырья - анфлераж, перегонка с водяным паром, прямой отжим (например, из кожуры цитрусовых), экстракция растворителями - не позволяет получить субстанцию, полноценно передающую аромат этих растений. Например, выход экстракции эфирного масла ландыша ничтожно мал - всего 0,06 %, но даже полученная субстанция по запаху далека от оригинала - при извлечении пахучего вещества происходит трансформация аромата. Только синтетика позволяет создать духи с запахом этого и многих других цветов, а также фруктов и даже овощей. Например, ревень точно так же сопротивляется экстрагированию, как ландыш, но парфюмеры все равно используют его в своих творениях - во многом благодаря «синтетике». Вот так парфюмер Hermès Кристин Нажель описала ревень, которому был посвящен аромат Eau de Rhubarbe Ecarlate: «Основой моего ревеня стал аромат цветов лантана. Он похож на запах маракуйи, который перекликается с ревенем. Цветы лантана легко поддаются экстрагированию. Его натуральные аромамолекулы я обрамила синтетическими нотами».

Синтетические душистые вещества также позволяют создавать ноты, которых в природном сырье не существует вовсе, - зелени, большинства фруктов (кроме цитрусовых), а также акватические и соленые, особенно популярных сегодня у парфюмеров. Например, иногда в описании аромата вы можете увидеть ноты шампанского, водки, рома. Конечно, в природе их не существует, но есть натуральные ингредиенты, которые помогают их воссоздать. В данном случае - коньячный жмых.

Почему важны синтетические компоненты

Причина 1. Защита природы

Синтетические ноты также призваны заменить те натуральные ингредиенты, добыча которых запрещена или ограничена международными организациями. Например, компоненты животного происхождения - мускус и амбра. В 1891 году французским ученым Альбертом Бауром была синтезирована новая группа душистых веществ с запахом мускуса, так называемых нитромускусов. Они быстро вошли в производство и вскоре полностью заменили натуральные.

Причина 2. Возможность экспериментов

Еще одна причина, почему так важны синтетические ноты, - возможность экспериментов с ними. «Синтетика» часто дает неожиданные результаты, особенно в необычном количестве. Существует легенда, что именно из-за передозировки Эрнестом Бо альдегида с запахом занесенного с мороза чистого белья мы получили мировой шедевр - духи Chanel №5. Не менее интересна легенда создания другого ароамата – Poison от Christian Dior. Он отличается высоким содержанием дамасконов - веществ, которые являются компонентом эфирного масла розы, - и обладают сладким фруктовым, цветочно-винным запахом сухофруктов, с выраженными оттенками смородины, меда и табака. По слухам, в составе аромата экстремальное количество дамасконов оказалось по вине ассистента парфюмера Флешье, Натали. Парфюмер компании Givaudan Жан Гишар признался, что она отправила президенту Parfums Christian Dior Морис Роже не тот образец. Но каково было изумление работников Givaudan, когда они, не знающие, как объяснить ошибку в поставке, получили прекрасный отзыв Роже: «Это фантастика!». Выяснилось, что ассистентка ввела в формулу разрабатываемых духов раствор дамаскона не в концентрации всего 1 % (99% спирта и 1 % душистого вещества), а чистый 100%-ный!

Причина 3. Синтетические компоненты стабильны

Синтетические компоненты обладают одним существенным преимуществом перед натуральными - растворы искусственных душистых веществ всегда одинаковы по составу, чего нельзя сказать о вытяжках из цветочных помад, конкретов и т. д. Синтетические же ингредиенты чистые, без примесей, более стабильно ведут себя при производстве, не вступают в ненужные реакции с другими компонентами парфюма, что позволяет контролировать качество производимых композиций. А это очень важно при выпуске одного и того же наименования духов на протяжении нескольких лет и даже десятилетий.

Причина 4. Синтетические компоненты выгодны

Кроме того, синтетические ингредиенты более выгодны производителям. Один килограмм эфирного масла розы стоит порядка 5000–10 000 евро, а грасской розы Сентифолия - до 30 000. Синтетический аналог обойдется производителям в районе 10–15 евро за килограмм! Хотя есть и синтетические компоненты, которые по цене своей превосходят природные аналоги.
Однако как бы ни было развито сегодня производство, до сих пор ученые не нашли верного способа воссоздать запахи эфирных масел пачули, ветивера, кедра и мн. др. И вряд ли когда-нибудь будет возможно (и нужно) полностью заменить натуральные душистые вещества искусственными. Но без них парфюмерия и ее любители очень многое бы потеряли.


1. Аромат Vertine, FriedModin; 2. Аромат Black Phantom, Kilian; 3. Аромат Rhubarbe Ecarlate, Hermès; 4. Аромат Poison, Christian Dior; 5. Аромат Tentation, Eisenberg Paris; 6. Аромат Escentric 04, Escentric Molecules; 7. Аромат Qom Chilom, Stéphane Humbert Lucas 777.

Многие любители духов знают, что в парфюмерном мире существует разделение на натуральные и синтетические парфюмы. При этом синтетику иногда презрительно называют словом «химия». Да, со словом «химия» поспорить сложно. Вот только презрительность здесь излишня. Ведь многие модные и популярные ароматы, которые признаются в мире настоящими парфюмерными шедеврами, имеют именно синтетическое происхождение. В данной статье мы хотели бы разобрать вопрос, чем отличаются натуральные парфюмы от синтетических аналогов.

Если вы не желаете пользоваться синтетическими духами, то вам придется полностью переходить на натуральную парфюмерию. Но помните, что натуральные парфюмы по определению дорогие, поскольку оригинальные элитные компоненты просто не могут стоить дешево. Их получение связано с большими финансовыми, трудовыми и временными затратами, что и отражается на конечной стоимости натуральных духов.

Индусы могут рассказать вам о том, что натуральные эфирные масла - это божье творение. Не вдаваясь в теологические измышления, мы отметим, что натуральные масла, входящие в состав натуральной парфюмерии, выделяются из растений, которые произрастают не в теплицах, а в природной среде, вследствие чего можно говорить об ограниченности этого ресурса. Кроме эфирных масел в состав натуральной парфюмерии входят цветочные воски, абсолюты и конкреты. И если с цветочными восками все понятно, то остальные термины требуют разъяснения. Конкретами называют вещества, получаемые путем дистилляции или перегонки природных компонентов, таких как мирра, древесина сандала, ладан и прочее. А абсолютами называют часть конкрета, которая растворяется в спирте. Процесс создания натуральных духов сопровождается строгим следованиям рецептам, пропорциям, последовательностям добавления эфирных масел. Все это требует от парфюмера немалого опыта и профессионализма. Зато в конечном итоге мы получаем поистине непревзойденный запах.

Неповторимые натуральные духи получаются только путем проб и ошибок. Ведь смешивание тех или иных эфирных масел не гарантирует стопроцентно качественный результат. Поэтому хорошие натуральные парфюмы - это поистине элитный продукт, который по определению не может быть ширпотребом. Ведь натуральное сырье - ограниченный товар с высокой ценой. Кроме того, из натурального сырья невозможно сделать идентичный аромат дважды. Это объясняется тем, что ароматический букет цветов и трав меняется в зависимости от многих факторов, в том числе и от погодных условий, при которых они собирались.

Как видите, натуральные ароматы очень сложны, но от этого они и уникальны. Но помните, что натуральный аромат может разочаровать вас. Заплатив большую сумму за второй флакон любимого натурального парфюма, вы можете просто не узнать его, поскольку создан он будет уже из компонентов другого сбора. Зато вы можете быть уверены в том, что ваш запах неповторим и исключителен. Натуральные компоненты активно используются такими парфюмерными домами, как Balmain, Estee Lauder, Chanel и Guerlain. Как правило, их применяют для создания классических парфюмов, которые выпускаются ограниченными партиями.

Ну а если вы не хотите тратить небольшое состояние на аромат, что ваш выбор - синтетические парфюмерные композиции. При этом речь может идти не только о чистой синтетике, но и о смеси синтетических и натуральных компонентов в разных пропорциях. Это так называемые «синтетические заменители», которые парфюмеры называют словом «амбрэ».

Не стоит думать, что синтетическая парфюмерия хуже по тем или иным характеристикам. На современном рынке парфюмерии можно найти достаточное количество вариантов оригинальной синтетической парфюмерной продукции, которая может похвастаться огромным выбором ароматов. Развитие парфюмерной индустрии позволяет современным парфюмерам создавать композиции, эксклюзивность и насыщенность которых не уступают духам из натуральных компонентов.

Ярким примером синтетического парфюма, неотличимого от натурального варианта, является цветочный аромат Gucci Flora, который представляет парфюмерный бренд Gucci. Свежесть этого цветочного запаха поражает натуральностью и сочностью. В состав парфюма входят нотки розы, османтуса и нежного пиона, после чего аромат раскрывается запахами сандала, пачули и розового перца.

Что касается сложных и насыщенных синтетических композиций, то здесь главным примером является аромат Valentino V. Эта женская туалетная вода предназначена для романтичных представительниц прекрасного пола. Аромат начинается запахами гальбанума и нероли, поражает глубиной ноток лилии, жасмина и розы, перетекая в базу из дубового мха, сандала, вирджинского кедра и ветивера.