Новый год празднуется 31 декабря. Наступающий новый год

Новый год в разных странах празднуют в соответствии с национальными традициями, но главными символами практически везде являются — наряженная елка, огни гирлянд, бой часов, шампанское, подарки и надежда на лучшее в наступающем году.

Этот светлый и красочный праздник люди отмечают издревле, но историю его происхождения мало кто знает.

Sputnik Грузия поинтересовался, что это за праздник, когда он возник и почему его справляют 1 января.

Самый древний праздник

Первые документальные свидетельства о праздновании Нового года восходят к третьему тысячелетию до нашей эры, но историки полагают, что праздник еще древнее.

Получается, что Новый год — самый древний праздник, который отмечали и продолжают отмечать разных странах в разное время.

Впервые обычай праздновать Новый год появился в Древней Месопотамии. Новый год в Вавилоне отмечали в день весеннего равноденствия - в это время природа просыпалась от зимнего сна. Праздник был установлен в честь покровителя города — верховного бога Мардука.

Праздновали Новый год маскарадами, карнавалами и шествиями в течение 12 дней, начиная с конца марта, после того как прибывала вода в Тигре и Евфрате и начинались земледельческие работы. Люди веселились и гуляли, так как работать в эти дни запрещалось.

Со временем эту традицию переняли греки и египтяне, затем она перешла к римлянам и так далее.

В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния — 22 июня, и посвящался Дионису — богу виноделия. Греки вели свое летоисчисление от знаменитых Олимпийских игр.

На протяжении веков в Древнем Египте в период с июля по сентябрь праздновали разлив реки Нил. Это было жизненно важное событие, знаменующее начало нового посевного сезона.

Вода Нила в это время считалась чудодейственной, и у египтян был обычай при праздновании Нового года из разливающегося Нила наполнять специальные сосуды "святой водой". Египтяне верили, что воды Нила смывают все старое.

Кстати, именно тогда было принято устраивать ночные празднования с танцами и музыкой и дарить друг другу подарки.

Рош Ха-Шана (глава года) или Еврейский новый год по лунному иудейскому календарю начинается в первый день месяца тишрей, который обычно приходится на середину сентября — начало октября по светскому календарю.

В Рош Ха-Шана считается, что решается судьба человека на год вперед, поэтому в этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния.

Солнечное летоисчисление

В день весеннего равноденствия 20 или 21 марта отмечали и Древнеперсидский праздник Навруз — он означал начало весны и посевного периода.

В переводе с персидского слово "навруз" означает "новый день" и по иранскому календарю выпадает на первый день месяца "фарвадин".

Праздновать Навруз стали с возникновением календаря солнечного летоисчисления — он появился у народов Средней Азии и Ирана задолго до возникновения ислама — семь тысячелетий назад.

Навруз этим отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл.

По традиции, семена пшеницы или ячменя за несколько недель до этой даты клали в блюдо, чтобы они проросли. Семена давали ростки к Новому году — это символизировало приход весны и начало нового года жизни.

Китайский Новый год

Новый год по китайскому календарю в старину праздновали целый месяц. Дата празднования китайского Нового года, который зависит от лунного календаря и наступает в первое новолуние нового года, в промежутке от 17 января до 19 февраля.

В 2018 году жители Китая отметят пришествие 4716 Нового года - Желтой Земляной Собаки 16 февраля.

© AFP / Ye Aung Thu

Традиционные танцы дракона и льва по улицам в первый день Нового года в китайском квартале Янгона, Мьянма

В новогоднюю ночь во время праздничной процессии, которая проходит по улицам Китая, люди зажигают множество фонарей. Это делается для того, чтобы осветить себе путь в Новый год. Китайцы, в отличие от европейцев, встречающих Новый год с елкой, предпочитают мандарины и апельсины.

Юлианский календарь

Римский император Юлий Цезарь ввел в 46 году до нашей эры календарь, в котором год впервые начинался с 1 января. В Древнем Риме Новый год до этого также праздновали в начале марта.

Новый календарь, естественно, стали называть юлианским, и им стали пользоваться все страны, которые входили в Римскую империю. По новому календарю счет начался с 1 января 45 года до нашей эры — в этот день как раз было первое новолуние после зимнего солнцестояния.

Несмотря на это Новый год во всем мире еще много столетий отмечали в соответствии с сельскохозяйственными циклами: либо в начале весны, либо в конце осени.

Первый месяц года был назван январь в честь римского бога двуликого Януса, который считался покровителем всех начинаний. В этот день римляне приносили ему жертвы и проводили важные мероприятия.

Традиция дарить новогодние подарки была и в Древнем Риме - первыми из них были ветви лавра, предвещавшие в наступающем году счастье и удачу.

Славянский Новый год

Языческий Новый год славяне праздновали в День зимнего солнцестояния и связывали его с божеством Колядой. Главным символом был огонь костра, который изображал и призывал свет солнца после самой долгой ночи в году.

© photo: Sputnik / Andrey Aleksandrov

Новый год также связывали с плодородием. По славянскому календарю сейчас наступает 7526 год - год Свернувшегося Ежа.

На Руси начало года на 1 января перенес своим указом царь Петр I в 1699 году и повелел елкой и фейерверками отмечать этот праздник.

Традиции

Новый Год в разных странах празднуют по-своему, несмотря на то, что это интернациональный праздник. Так, например, в Японии звучит 108 ударов колокола, вместо 12, а грабли считаются лучшим новогодним аксессуаром, чтобы загребать счастье.

В Болгарии Новый год — время новогодних поцелуев, поэтому в первые минуты выключают свет, а итальянцы выкидывают старые утюги и стулья.

© photo: Sputnik / Алексей Даничев

Особое значение на Эквадоре придают нижнему белью — оно приносит любовь и деньги в зависимости от выбранного цвета, а в Панаме счастье приносит громкий шум, поэтому жители включают сирены своих машин, кричат и свистят.

В Дании принято бить посуду под окнами своих друзей - так датчане желают близким любви и процветания. В Бразилии в новогоднюю ночь принято отгонять злых духов, поэтому бразильцы облачаются в белую одежду.

Испанцы по традиции съедают в полночь 12 виноградин - по одной с каждым боем часов. Они считают, что каждая из них должна принести удачу в каждом месяце наступающего года.

Чилийцы в полночь кладут деньги в обувь и съедают ложку чечевицы, тем самым обеспечивая себя богатство и процветание в Новом году. А в Мьянме, где в Новый год самый жаркий период, по традиции каждый встречный поливает другого холодной водой.

В Панаме в Новый год сжигают чучела известных людей, спортсменов и политиков. Эта необычная новогодняя традиция не является актом протеста против кого-либо конкретно. Просто так панамцы прощаются с неприятностями прошедшего года.

А в странах постсоветского пространства была такая традиция - записать на листке бумаги свое желание, сжечь его и высыпать пепел в бокал шампанского, смешать и выпить. Все эти действия нужно было проделать за то время, пока часы бьют двенадцать.

Материал подготовлен на основе открытых источников

На вопрос Почему Новый Год принято праздновать именно 31 декабря? о. о заданный автором Ўлька лучший ответ это новый год ваще с 1 января, но русскому человеку всегда нужен повод выпить и чем раньше, тем интереснее

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Почему Новый Год принято праздновать именно 31 декабря? о. о

Ответ от Европейский [гуру]
На счёт Европейскаого 31 декабря я не знаю, а вот восточный 22марта празднуется в честь весеннего равноденствия кагда с нового дня начинается новый год!! ! С наступающим всех!!


Ответ от Масяня [гуру]
догодайся с 3 раз


Ответ от работоспособный [гуру]
решили без нас!


Ответ от Поросенок [гуру]
Раньше Русичи отмечали НОВЫЙ ГОД 1 сентября после уборки урожая. При крещении Руси началось новое летоисчесление, по христианским обычаям Новый год з1 декабря. по григорианскому календарю.


Ответ от Довлетов Роман [эксперт]
Если что то его празднуют 1 января и примерно ещё неделю))


Ответ от Пользователь удален [активный]
что сказать по поводу вашего вопроса не знаю, но сразу дам 10 баллов первому, кто правильно ответит на мой лёгкий вопрос:


Ответ от Andrei [гуру]
так Петр 1 решил в приказном порядке


Ответ от Oleg radchenko [гуру]
1 января стал началом христианского Нового года потому, что западными христианами в этот день празднуется Обрезание Господнe.
Как известно, 25 декабря западный христианский мир празднует Рождество Иисуса Христа по григорианскому календарю.
На восьмой день после своего рождения (25.12 + 8) младенец, рожденный Марией, по иудейскому закону был обрезан и получил имя Иисус.
Обрезание является первым обрядом по которому мужчина входит в иудейскую веру и самым важным религиозным событием в жизни еврейского мальчика. Обряд обрезания совершался по иудейскому закону по прошествии восьми дней от рождения младенца.
1 января - праздник Обрезание Господне, когда Иисус получил свое имя и был посвящен в иудеи. Именно поэтому начало христианского Нового года принято считать от Обрезания (1 января) , а не от Рождества (25 декабря) .
1 января не всегда был первым днем средневекового календаря. Этот день был принят первым днем года большинством стран Европы лишь между 1450 и 1600 г.
Дело в том, что в традиционной католической и англиканской церкви этот день - Обрезание Господне, а обрезание было прообразом позднего крещения. Первоначально обряд обрезания присутствовал в христиантве, но позже в Новом Завете уступил место крещению.
И потому не удивительно, что отсчет христианского года ведется с Обрезания (читай крещения) Иисуса Христа, а не с его Рождества.


Ответ от Психея [гуру]
Празднование Нового года у древних народов обыкновенно совпадало с началом возрождения природы и в основном было приурочено к марту месяцу. Постановление считать Новый год с месяца "авив" (т. е. колосьев) , соответствовавшего нашему марту и апрелю встречается в законе Моисея. С марта же считалось новолетие и у римлян, до преобразования календаря в 45 г. до Рождества Христова Юлием Цезарем. Римляне в этот день приносили жертвы янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая его благоприятным днём.
В этот же день было принято делать друг другу поздравления и подарки, особенно должностным лицам. Вначале одаривали друг друга плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками, (последнее практиковалось только среди богатых людей). Преимущественным правом быть одариваемыми пользовались патриции. Каждый клиент должен был приподнести своему патрону в день Нового года подарок. Этот обычай сделался впоследствии обязательным для всех жителей Рима.
Во Франции новолетие считали до 755 года. С 25 декабря, а затем с 1 марта в XII и XIII столетиях - со дня св. Пасхи, пока наконец не установлено было в 1654 году указом короля Карла IX, считать за начало года 1 января. В Германии то же произошло во второй половине 16 века, а в Англии в 18 веке. В России, со времени введения Христианства исполняя обычаи своих предков, также начинали летоисчисление или с марта, или со дня св. Пасхи.
В 1492 году великий князь Иоанн Васильевич Третий окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года - 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки и т. д. Для придания наибольшей торжественности этому дню сам Царь накануне являлся в Кремль, где каждый, простолюдин или знатный боярин, в это время мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды и милости. Первообразом той церковной церемонии, с какой проходило на Руси празднование сентябрьского новолетия, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим.
Один из иностранных современников так описывает виденное им в России в 1636 году торжественное зрелище встречи Нового года: "На дворцовом дворе собралось более 20 тысяч человек старых и малых. Из церкви, стоящей с правой стороны у входа на площадь (речь идёт об Успенском соборе) , вышел патриарх со своим духовенством из 400 священников. Все в церковном облачении со множеством образов и с развёрнутыми старыми книгами. Его же Царское Величество, со своими государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади.
Великий князь с непокрытою головой и Патриарх в епископской митре вышли одни из хода, подошли друг к другу и поцеловались в уста. Патриарх подал также Великому Князю поцеловать крест... Затем в длинной речи он произнёс благословление Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год. Патриарх говорил так: "Дай, Господи! Вы, Царь Государь и Великий Князь, всея России Самодержец, здоров был со своею Государынею Царицею и Великою Княгинею, а нашею Великой Государынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичами и царевнами, и со своими государевы богомольцы, с преосвященными митрополиты и со архиепископы, и со епископы, и с архимандриты, и с игумны, и со всем священным собором, и с бояры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными христианы, здравствуй, Царь Государь, нынешний год и впредь идущий многие лета в род и во веки". Народ в подтверждение патриарших новогодних пожеланий громко кричал: "Аминь". Сырые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе с поднятыми вверх прошениями, которые они с плачем и рыданием повергали к стопам Великого Князя, прося у него милости, защиты и заступы. Прошения относились в царские покои.
Последний раз Новый год отпразднован был 1 сентября 1698 года, проведён был весело и в пиршестве, устроенном с

Новый год… Один из самых любимых наших праздников с пушистым белым снегом за окном, запахом елочной хвои, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и очаровательной Снегурочкой. Мы долго ждем его, а когда 31 декабря в полночь бьют часы, радуемся наступившему году, надеясь на лучшие времена, и грустим, провожая уходящий.
До 10 века Новый год на Руси начинался в дни, близкие к весеннему равноденствию. В конце 10 века Древняя Русь приняла христианство (988 – 989 гг.), византийское летоисчисление и юлианский календарь. Год разделили на 12 месяцев и дали им названия, связанные с явлениями природы. Началом нового летоисчисления, вплоть до конца 14 века, считали 1 марта 1 г.
В 14 веке наши предки стали отмечать новый год по православному церковному календарю и почти 200 лет праздновали его приход 1 сентября. В Древней Руси это был День Симеона Летопроводца, или Семенов день, как его стали называть позднее. 1 сентября собирался оброк, подати, вершился личный суд. Царь Иван III всем жалобщикам велел являться в Москву на судный срок именно 1 сентября, а царь Иван IV в день Симеона Летопроводца определил срочный оброк.
В Успенском и Благовещенском соборах московского Кремля проходили праздничные службы, — крестный ход, чтение Евангелия и Апостола, освящение воды, омовение икон. В церемонии участвовали патриарх и царь, приглашались бояре и воеводы, думные дворяне и дьяки. Иностранные послы преподносили различные заморские дары. Чаще всего это были часы, — большая редкость на Руси в те времена. В первый день нового года отличившихся подданных цари жаловали чинами и наградами, деньгами и собольими шубами, золотыми и серебряными кубками, сыпали в толпу мелкие деньги. Богатые люди раздавали по приютам милостыню, или посылали еду, – пироги, калачи, пряники, а также одежду.
В царских палатах Московского Кремля устраивался праздничный пир, который, по традиции, открывал приготовленный целиком жареный лебедь. На стол, как предписывал “Домострой”, подавались также говядина и свинина, утки и куры, стерлядь и лососина. Языки, потроха лебяжьи, цапель, журавлей и уток, а также “заицы сковородные, заицы в репе, заицы рассольные” и другие, не менее вкусные продукты, радовали своим разнообразием приглашенных. Обязательными блюдами на столе были кутья, взвар, блины, толокно и кисель. Традиционно подавалось большое количество разнообразных пирогов и пирожков, а также блины, оладьи, хворосты, караваи. Среди напитков наиболее популярными были мед, ягодный морс, квас и настоянная на различных травах водка. Без приглашения в гости не ходили, — “незваный гость хуже татарина”, гласила русская поговорка.
Новая реформа календаря пришлась на царствование Петра I (1672 –1725). 20 декабря 1699 года глашатаи, под барабанный бой, объявили москвичам царский указ “О праздновании Нового года” в котором, в частности, говорилось: “…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и мозжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветве на вороты или под храминою своею поставить”. Эти украшения должны были стоять уже в первый день января, но не в помещении, а снаружи: на воротах, улицах и дорогах, крышах трактиров. Всем горожанам предписывалось учинять стрельбу из пушек или из ружей (у кого они были), пускать ракеты, по ночам зажигать огни из хвороста или соломы.
Петровский указ предписывал вести летоисчисление от Рождества Христова и день новолетия, который ранее отмечался 1 сентября, отмечать 1 января “по примеру всех христианских народов” живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому, поэтому он ограничился только переходом на январское новолетие. Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты – от Сотворения мира и от Рождества Христова.
В Кремле, по случаю наступления Нового года, проходили пышные празднества. После молебна в Успенском соборе, на Красной площади проходил парад войск, которые шли с барабанным боем, распущенными знаменами и музыкой. Под колокольный звон, пушечную и ружейную пальбу “его величество с приятною ласкою поздравлял всех с Новым годом и взаимно от всех принимал поздравления”. Давался “великий стол” для знатных особ, на котором присутствовало не только “ренское вино” и другие заморские диковины. По-прежнему варили и подавали: “пиво приказное, хмельное, мартовское, ячное, легкое”, “брагу пряную”, “квас овсяный, ячный”, “мед приказной, с гвоздцы, паточный, вареной, цыженый, с кардамоном, малиновый, обарной”. У построенных в Москве трех триумфальных арок выставлялись яства и чаны с вином и пивом для простого люда. Вечером пускались фейерверки, потешные огни, звучали пушечные выстрелы. Во дворце давались бал и ужин. Современники Петра I отмечали, что во время новогодних торжеств в Москве пальба не умолкала в течение недели.
После смерти Петра I, созданные им традиции встречи нового года сохранились и при преемниках. В “женский век” к парадам и фейерверкам, прославляющим военные победы, добавились музыкальные вечера, более красочными стали балы. На придворных маскарадах, все должны были быть в “маскерадных платьях: доминах, венецианах, капуцинах…”, ибо главной интригой на маскараде было не быть узнанным. Бал открывал менуэт, этикетный символ 18 века, полонез или “польский” танец. На новогоднем столе, кроме традиционных для России напитков, появились кофе, шоколад, лимонад и др.
В поместьях основной частью праздника было застолье. Первыми подавались холодные кушанья: ветчина и буженина, прошпигованная чесноком, затем шло горячее – зеленые щи, раковый суп с пирожками и слоеным паштетом. Свежепросольная осетрина, чищенные раковые шейки, соленые перепелки, фаршированные утки так и манили попробовать их на вкус.
Следует, однако, отметить, что предписания Петра об украшениях домов сохранились к этому времени только в убранстве питейных заведений. Перед Новым годом у ворот кабаков или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным “фирменным” знаком питейных заведений. Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Этот обычай продержался в течение 18 и 19 веков.
Когда появилась на Руси первая елка, точно не известно. В мемуарной литературе имеются упоминания о том, что обычай ставить на праздник елку, был ввезен в Россию будущей женой Николая I (1796 – 1855), прусской принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной). По другим свидетельствам, первую елку поставили в 40-е годы 19 века немцы, проживающие в Петербурге. Живя на чужбине, они не забыли своих традиций и привычек, обрядов и ритуалов, и первые рождественские елки появились именно в домах петербургских немцев. В канун праздника Рождества Христова, елки, украшенные фонариками и игрушками, конфетами, фруктами и орехами, ставились только для детей. Подростки получали книги, одежду, серебро. Девушкам дарили букеты, альбомы, шали. Со временем и дети стали дарить родителям подарки, — вещи собственного изготовления: предметы рукоделия, поделки из дерева и других материалов, рисунки, стихи.
Следом за немцами в русских домах петербургской знати также начали ставить для детей елки. Лесные красавицы украшались восковыми свечами и фонариками, цветами и лентами, орехами, яблоками, конфетами. Первоначально елка стояла один день, затем эти сроки все более удлинялись: два дня, три, до Крещения или до конца святок.
Повсеместно распространилась немецкая традиция только в середине 40-х годов, когда перед Рождеством елки стали продаваться. Они засверкали своими огнями не только в великосветских салонах, но и в домах бедных чиновников.
Елки продавались на елочных базарах: у Гостиного двора, куда их привозили крестьяне из окрестных лесов, на Петровской площади, Васильевском острове и др. местах. Уже в середине 19-го века елка становится обычным явлением для жителей Петербурга и начинает проникать в губернские и уездные города, дворянские усадьбы. К концу столетия она уже прочно входит в быт города и владельцев поместий.
Первая публичная елка, по свидетельству современников, была установлена в 1852 году на петербургском Екатерингофском вокзале. Позднее стали устраиваться благотворительные елки для бедных детей, которые организовывались различными обществами и отдельными благотворителями, — многие дамы из дворянских фамилий давали деньги, шили для детей одежду, покупали конфеты и игрушки. Деньги, собранные за билеты, шли в пользу бедных. Проводились елки в детских приютах и народных домах. Ежегодно устраивали елки для детей рабочих окраин столицы братья Альфред и Людвиг Нобели – шведские изобретатели и промышленники, имевшие свои интересы в России. В некоторых знатных домах проводились елки специально для прислуги с семьями.
Если на журнальных иллюстрациях конца 19-го века нарядная елка уже прочно заняла свое место, то Деда Мороза и Снегурочки под ней еще нет, они пока не стали героями новогоднего праздника. Дед Мороз, как старик в шубе, лохматой шапке, с белыми кудрями и седой большой бородой, с елкой в руке, мешком с игрушками за спиной, присутствует только в святочных рассказах.
Новогодние торжества по поводу вступления в новый, 20-й век, Россия встретила традиционно, никто не считал это большим юбилеем. Только предприниматели использовали эту дату в коммерческих целях. На рынке появилось французское шампанское “Новый век” и “Конец века”. Московская парфюмерная фабрика А.М. Остроумова предложила покупателям под названием “Новый век” серию: духи, пудру, мыло и одеколон. В 1900 году впервые вышел журнал “Новый век”, издательство П.П. Сойкина порадовало ценителей роскошным изданием с картами и таблицами “На рубеже столетий” и т.д.
В Москве, в здании Манежа, с 26 декабря по 7 января 1901 проходили празднества. Были поставлены огромные картины-диорамы изображающие наиболее значительные события уходящего века, играли три оркестра, вниманию публики была представлена пьеса “Мировое обозрение”. Вечером в Манеже торжественно проезжали на колесницах крупнейшие державы мира: Россия, Германия, Англия, Франция. Все сверкало, и переливалось. В канун Нового года, в 12 часов ночи, во всех соборах и храмах города совершались молебны. После службы многие горожане продолжали празднование в ресторанах и клубах, на балах или танцевальных вечерах, в Манеже.
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял “Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря”. Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: “…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день – считать 15-м и т. д.” Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
С 1925 года в нашей стране началась плановая борьба с религией и, как следствие, с православными праздниками. Окончательная отмена Рождества произошла в 1929 году. С ней отменялась и елка, которая стала называться “поповским” обычаем. Однако, в конце 1935 года в газете “Правда” появилась статья Павла Петровича Постышева (1887 –1940; сов., парт. деятель, репрессирован) “Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!”. Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником “радостного и счастливого детства в нашей стране”, — прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
Счастливого Нового Года!


Ответ на этот вопрос имеется, безусловно, даже у школьника - таков был указ Петра I. И с того времени это стало традицией для наших предков. Не отказались от царского указа даже после революции 1917 года. И для нас с самого детства привычны елка с хороводом, Дед Мороз и Снегурочка , хлопушки и бенгальские огни, веселье и смех. А в зрелом возрасте к этому добавляется шампанское, романтика и надежды.

Многих удивит, что в этой красоте и привычности скрывается дисгармония. Она становится заметной, когда мы обращаемся к истории и смотрим на все через призму законов естества.

Что же известно из более глубокой истории о праздновании нового года? До XV века наши предки за начало года брали 21 марта, день весеннего равноденствия. Эта традиция взяла свое начало в необозримом прошлом, десятки тысяч лет тому назад. Ее изначально придерживались все индоевропейские народы. Переняли ее в свое время и римляне как более поздняя цивилизация. Об этом говорят и названия месяцев в их календаре, на который мы позже почему-то сменили свой. Сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь переводятся соответственно как «седьмой», «восьмой», «девятый» и «десятый». Следовательно, первым месяцем был март. А 31 декабря Рим подводил итоги финансового года.

Выбор даты 21 марта древними имеет несколько причин. С одной стороны это время пробуждения природы в северном полушарии, новый виток жизни. Поэтому очень логично начинать отсчет от него. С другой же существует и символический срез - день становился длиннее ночи, силы света начинали побеждать силы тьмы. Началом праздника служило появление первых рассветных лучей Солнца. В этом тоже есть как своя логика, так и символика — Солнце является источником тепла и света на Земле. Традицией у предков было и бережное отношение к природе. Она для них была и храмом и домом. Историки и археологи вновь и вновь находят подтверждения, что картины жестокого «язычества» не отражают действительности. Они служили политическому требованию оправдать смену религии, которую принесли огнем и мечом. К календарю предки относились как к священному наследию. Внесение изменений в него виделось так же недопустимым, как, например, изменение текстов священных книг.

На фоне такого прошлого наш современный отсчет выглядит как антитрадиция. Земля в это время в максимальном удалении от Солнца, все живое глубоко спит. В полночь же, согласно любой древней традиции, просыпаются силы тьмы. Холод древние так же относили к проявлению зла, поскольку он затормаживает жизнь и развитие, несет разрушение и смерть. Поэтому и Дед Мороз в древнем эпосе является отрицательным персонажем. А массовое истребление хвойных деревьев также нельзя отнести к положительному явлению, оно противоречит как мировоззрению предков, так и здравому смыслу.

На первый взгляд может показаться, что сегодня это уже утратило свою актуальность и большой роли не играет. Так уж все сложилось и единственное, что мы можем изменить - выбрать для украшения дома не живое деревце , а искусственное . А обращать особо внимание в век просвещения на взгляды древних кому-то покажется совсем лишним.

Тем не менее, законы природы остались прежними. А мировоззрение древних все больше находит рациональное подтверждение. И выбор даты и времени проведения любого события всегда будет играть роль. Этим включается программа его реализации. Об этом говорят исследования современной науки, в частности физики, археологии, медицины, биоритмологии. Если время начала не согласовано с ритмами природы, реализация может пойти дисгармоничным путем либо развалится. Очевидно, не случайна и поговорка «Как встретишь Новый год - так и проведешь».

Как ни странным может показаться современнику, но, по мнению этих наук знания древних в области времени, циклов природы, человека, были намного выше современных, не взирая на отсутствие техники. Для подтверждения этого достаточно взглянуть на наше отношение ко времени. Мы знаем, что ему подчинено все, каждый хочет оттянуть старение или последний час, знать когда произойдет интересующее его событие, но не только не пытаемся познать время и его законы, но даже не задумываемся над этим.

В заключение хочется сказать, что как и когда встречать тот или иной праздник, отмечать ли его вообще - дело личное каждого человека. Все же будет полезным и разумным знать и учитывать мудрость древних, тем более если она подтверждается современной наукой. И не забывать свои исконные традиции .

Вы никогда не задумывались, почему мы отмечаем новый год, именно с 31 декабря на 1 января.. Я вот, озадачилась этим вопросом.

Все мы учились в школе, кто-то даже в Советской школе… Мы помним, что датой нынешнего нового года мы обязаны Петру 1, который в 1699 году ввел новое летоисчисление «От Рождества Христова», а не от «Сотворения Мира», как было раньше. Государь велел радоваться и веселиться поздравлять друг друга с Новым годом, желая «в делах благополучия и в семье благоденствия…» Людям предписывалось украшать дома и дворы ветками хвойных деревьев и не убирать их до 7 января. Разрешены были гуляния, но без драк и прочих безобразий, забавлять детей катанием на санях и прочими потехами, на Красной площади следовало устроить «огненные потехи» — фейерверк, а во дворах — жечь смоляные бочки, пускать у кого какие есть ракеты и палить из ружей. Около полуночи 31 декабря Пётр сам поджёг фитиль ракеты, которая взлетела, рассыпая искры. Вслед за этим ударил пушечный залп, зазвонили колокола в церквях и Русь встретила первый Новый год по европейским традициям.

В 1918 г. Россия перешла на общеевропейский григорианский календарь и 1 января стало наступать на две недели раньше. Так появилась традиция праздновать сначала Новый, а через 2 недели — старый Новый год. Такой традиции нет больше ни в одной стране мира.

Церковь продолжает жить по старому стилю, т.е. по юлианскому календарю и по сей день. Новый год оказался праздником, противостоящим празднику Рождества Христова. Это очень серьезное духовное противопоставление и противостояние. Новый год празднуется во время Рождественского поста, когда всякие празднества и тем более пиршества воспрещаются.

Празднование Нового года было и под запретом . В 1917 г. Советская Власть отменила празднование Рождества и Нового года, украшенные ёлки были объявлены пережитком прошлого. В 30-х годах ситуация изменилась, и Новый год снова разрешили праздновать, а, начиная с 1943 года, и ёлочки вернулись в дома советских граждан.

С новым годом, дорогие друзья!!!

Пусть исполняются все ваши мечты!!