Питание детей старше года, как организовать детское питание. Питание детей старше года

Слева: Богиня ночи. Вавилон, 1790 год до н.э. Британский музей. Фото автора.

Продолжительность ночного сна. Среднестатистическая продолжительность сна у детей в 3-4 года - 14-16 часов, от 4 до 6 лет- 13-15 часов, от 6 до 9 лет - 12-10 часов, от 9 до 13 лет - 10-8 часов, старше 13 лет - 9-8 часов. Другие ученые считают достаточным и более короткий сон - 12 часов у дошкольников (в том числе у детей второго-третьего года жизни), 9-10 часов для младших школьников. К тому же возможны индивидуальные pазличия. Поэтому не обязательно с секундомеpом замеpять и контpолиpовать продолжительность сна вашего pебенка и строго придерживаться указанных цифр. Эти требования могут реализовываться по-разному в зависимости от условий жизни семьи, привычек ребенка, его характера и темперамента. Если ребенок утром просыпается самостоятельно, активный и бодрый, то это значит, что продолжительность его ночного сна вполне достаточна. Ведь с точки зрения медицины, главное требование, предъявляемое ко сну, кажется достаточно простым: сон должен создавать условия для адекватного бодрствования после пробуждения. В этом контексте естественно, что человек спит не потому, что спать пора, а потому, что спать хочется. Естественно просыпаться не потому, что так надо, а потому что выспался. Таким образом, если подъем ребенка по утрам в необходимое время (например, когда надо идти в детсад) происходит естественно и без негативных эмоций, то время отхода ко сну и продолжительность сна с чисто медицинской точки зрения значения не имеет. Если ребенок самостоятельно просыпается утром в необходимое время, активный и бодрый – значит, нет необходимости укладывать его в постель раньше того времени, когда он сам ложится спать.

С другой стороны, вреден и навязываемый избыточный сон, а особенно - пассивное лежание в постели после пробуждения. Вpемя пpобуждения в будние дни и по выходным дням не должно pазличаться ни у взpослых, ни у детей более чем на 1 час. Наличие и продолжительность дневного сна еще более индивидуальны по сравнению с продолжительностью ночного сна. Но до четырех лет дневной сон считается обязательным.

РЕЖИМ БОДРСТВОВАНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

Правильный режим дня с нормальной активностью в течение дня способствует и нормальному сну. Детей следует приучать к общепринятому для их возраста режиму дня с первых лет жизни. В старшем возрасте рекомендуется чередовать умственные нагрузки с умеренной двигательной активностью. Школьникам на переменах рекомендуется больше двигаться - нельзя на перемене вместо этого читать книги, играть в настольные игры. И детям, и взpослым очень полезны утренняя гимнастика, влажные обтирания (если они не вызывают перевозбуждения нервной системы). Дети, имеющие в течение дня адекватную нагрузку, от которой приходит здоровая усталость к вечеру, обычно засыпают легко и в любых условиях.

Проблемы с засыпанием («не уложишь спать»).

Примерно к двум годам жизни возникает хорошо устоявшийся суточный ритм чередования сна и бодрствования. Вместе с тем, именно в этом возрасте могут появиться или усугубиться проблемы с засыпанием. Это объясняется тем, что удлиняется время засыпания после того, как ребенок оказывается в постели. Ребенку требуется больше времени, чтобы заснуть.

Многие дети к 1,5-2 годам уже могут спать не в маленькой детской, а и в большой «взрослой» кровати. Тем не менее, менять кроватку слишком рано не следует, иначе ребенок лишится ощущения безопасности ночью. Если кроватку собираются менять в ожидании новорожденного, желательно сделать это несколькими неделями раньше или позже, чтобы первенец не чувствовал себя изгнанным или вытесненным новым членом семьи.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ СВОЕВРЕМЕННОЕ ЗАСЫПАНИЕ:

Ужин должен быть не позднее, чем за два часа пеpед сном. Следует знать, что белковая пища дает заряд бодрости, заряжает энергией, обладает стимулирующим действием; богатая углеводами еда, наоборот, расслабляющее действует на организм, снимает нервное напряжение, стресс и вызывает сонливость. Поэтому на завтрак детям лучше давать богатую белками пищу (мясная и рыбная пища, яйца, молочные продукты). А вечером – углеводы: имеются в виду полезные, сложные углеводы, которые содержатся в рисе, бобах, корнеплодах, бананах, цельнозерновом хлебе, кашах и макаронных изделиях. Кроме того, помогает заснуть пища, содержащая аминокислоту триптофан и гормон – мелатонин. Они содержатся в некоторых из вышеупомянутых углеводов, а также в цветной капусте, финиках, курином мясе, молоке. Пищу из этих продуктов (например, молоко с печеньем) можно дать ребенку дополнительно за полчаса до отхода ко сну. Не следует давать ребенку на ночь напитки, содержащие кофеин (какао, колу и др.), другие искусственные напитки и лимонады, шоколадные конфеты.

Перед сном не рекомендуются бурные игры, просмотр страшных фильмов и боевиков по телевизору. Вообще, просмотр телевизора в любом случае раздражает нервную систему. Поэтому, правильным счиается прекращение просмотра телевизора за час до сна. Необходимо ограничение эмоциональных нагрузок по вечерам, – по крайней мере, не желательно дарить долгожданную игрушку в 20.00, а проверка дневника в 21.00 должна рассматриваться как педагогическое преступление. Если ребенок, несмотря на принимаемые меры, к вечеру становится более возбужденным, чем днем, то можно попробовать ритмические раздражения в виде качания на качелях, ритмическую гимнастику (зарядку) или подпрыгивания под ритмичную, но монотонную, музыку.

Прохладный воздух лучше духоты (оптимальная температура – 18-20° С), лучше теплая пижама, чем самый наилучший обогреватель.

Как правильно укладывать ребенка спать

Правильно – это значит без скандалов, травм и взаимного изнурения детей и родителей от процесса укладывания.

Всегда укладывайте ребенка в определенное время. Отход ко сну должен сопровождаться последовательностью действий, которые напоминали бы о том, что пора спать. При этом их порядок – последовательность должна быть всегда одна и та же, например: туалет, умывание, чистка зубов, одевание ночной пижамы, сказка и т.д.

Желательно, что бы время, предшествующее отходу ко сну, не казалось ребенку значительно лучшим, чем сон, и не представляло собой череду удовольствий. Если ребенок в часы перед отходом ко сну регулярно находится рядом с родителями перед телевизором, наслаждается разнообразными напитками и сладостями, то приказ отправляться в постель будет воспринят с явным неудовольствием.

Кровать следует использовать только для сна. Во время бодрствования маленький ребенок должен находиться в манеже или в безопасной части комнаты, но не в кровати. Кровать нельзя использовать для игры, поэтому не надо держать в ней игрушек даже при отходе ко сну (или тем более при отходе ко сну). Исключением может быть только небольшая любимая кукла или какая-то одна определенная мягкая игрушка. Такой предмет может смягчать временную (на ночь) разлуку с родителями. Такая игрушка дает ребенку ощущение постоянства и стабильности. Эти чувства особенно важны для детей, когда они засыпают или просыпаются в течение ночи. Игрушка должна быть маленькой. На большую игрушку ребенок может стать ногами, перевалиться через ее край и выпасть из кроватки.

Нельзя разрешать «танцы» в постели, «спектакли», сопровождающиеся беготней из кроватки в кроватку или по всему пространству дома, и еду в постели. Даже если у любимого чада аппетит просыпается только в постели, имейте в виду, что это маленькое ухищрение обычно служит для того, чтобы иметь весомый аргумент пригласить к себе взрослого лишний раз. Посидите с ним, но кормить в постели не надо. Тем более, что у детей старше года съеденная пища не расслабляет, а бодрит.

В детской комнате не должно быть полной темноты. Лучше всего подходит тусклое освещение от ночника, при котором ребенок, проснувшись, мог бы увидеть окружающие предметы или найти в кровати любимую игрушку.
Присутствие взрослых в комнате с кроваткой ребенка не обязательно, но не надо настаивать на том, чтобы ребенок непременно засыпал один – очень многие малыши чувствуют страх, когда находятся в одиночестве.

Можно просто приоткрыть дверь в другую комнату, чтобы ребенок ощущал присутствие других рядом, а можно посидеть в той же комнате за книгой или какими-то делами. Многие дети любят, чтобы с ними полежали – это обычно особо чувствительные, эмоциональные малыши, для которых тактильный контакт является важнейшей потребностью. Никаких категорических запретов на это быть не должно.

При нарушениях засыпания необходимо выработать и соблюдать дополнительный (к обычному) ритуал отхода ко сну:

Может помочь теплая ванна перед сном (можно со сбором лекарственных трав - смотрите специальные рекомендации доктора Биттерлиха по приготовлению таких ванн). Во время нахождения в ванне допустима не слишком бурная игра с корабликом или игрушкой. Можно попробовать ванночку для ног продолжи­­­тельностью до 15 мин. В тазик с горячей водой (42 градуса) насыпают 6 столовых ложек морской соли, подливая горячую воду до нужной температуры. Затем ребенок опускает ноги в тазик, и держит их в воде до тех пор, пока вода не начнет остывать. После ванночки надо надеть на ноги ребенка хлопчатобумажные носочки (на полчаса или всю ночь) и уложить ребенка в постель.

Уложите ребенка в постель, приласкайте и поцелуйте ребенка, поправьте одеяло. Маленького ребенка, страдающего повышенной нервностью, можно, перед тем, как положить в постель, сначала подержать на руках и успокоить. Если он начнет протестовать, когда вы со своих рук переложите его в постель, то успокоить его может продолжение вашего телесного контакта с ним - согревайте головку ребенка ладонью в области затылка и за ушками, по задней поверхности шеи. Включите ночник, если ребенок боится оставаться в темноте. Почитайте ребенку знакомую ему или «спокойную» сказку перед сном или включите магнитофон или другую аппаратуру, проигрывающую записанные сказки или колыбельные песни и спокойную музыку, которые будут звучать после того, как вы уйдете из комнаты, успокоят ребенка и помогут ему заснуть. Старшие школьники послушно отправляются в свою кровать, если им разрешить почитать перед сном в постели.

Советы американских психологов. Способы общения с маленьким ребенком для облегчения его засыпания.

Прежде чем выключить свет и уложить ребенка спать, уделите ему немного времени и сделайте так, чтобы вам никто не мешал. Это поможет малышу полнее ощутить вашу любовь и заботу.

К детям, которые обычно засыпают с трудом, нужен особый подход. Укладывайте их спать одним и тем же способом. Например, ласково потирайте ребенку спинку или, слегка касаясь пальцами, поглаживайте личико, при этом повторяйте одно и тоже стихотворение, хотя бы такое:

Дети, звери и игрушки -
Все мечтают о подушке,
Если днем устали очень,
Добрых снов, спокойной ночи!

"Баю-баю". Самый лучший способ помочь ребенку заснуть - тихо напевать какую-нибудь колыбельную песню. Выберите мелодию и напевайте ее каждый вечер перед сном в течение недели. Пусть малыш тихонько, без слов подпевает вам. И когда он начнет засыпать, вы осторожно уходите из спальни, продолжая напевать.

Ваш репертуар может включать в себя традиционные колыбельные, современные песни о любви или народные мелодии. Ребенок может сам предложить песню из тех, которые разучивает в школе или в детском саду
Утомленная парочка. Если день выдался трудный и вы устали, вам обоим необходим именно такой отдых. Выключите свет, лягте рядом с ребенком на кровать, разумеется, если позволяют ее габариты, и скажите: "Папа (или мама) сегодня вечером ужасно устал(а), поэтому не можешь ли ты рассказать мне какую-нибудь хорошую сказку, чтобы мне легче было заснуть. Посмотрим, кто из нас заснет первым". Попытайтесь заснуть рядом с малышом. Если кровать маленькая, возьмите подушку и расположитесь рядом на полу. Не привыкайте! Вполне возможно, что вам понравится иногда вздремнуть рядом с малышом, и вы начнете делать это регулярно. Однако не следует превращать это в привычку, поскольку ребенок тогда сможет засыпать только рядом с вами, что может оказаться не всегда удобно. Лучше делать это изредка, когда вы уверены, что вам ничто не помешает.

Метод «удаляющегося» стула. Если ребенок не может заснуть без вашего присутствия, то находитесь в его комнете на принесенном стуле. Каждый вечер постепенно переставляйте стул подальше к выходу. В конечном итоге, через несколько дней вы окажетесь за дверью его комнаты вместе со стулом.

Разговор о завтрашнем дне. Многие дети любят спрашивать: "А что будет завтра?" Разговоры о том, что их ждет впереди, вырабатывают у детей способность планировать поступки, ставить перед собой цель, а также развивают искусство логической оценки событий. Перед тем как поцеловать ребенка на ночь, постарайтесь обсудить, как прошел у него день и что его ждет завтра. Пусть он сам попытается определить дела на завтра. Например, он может придумать, что будет есть утром; чем займется, когда вы уйдете на работу; или решить, из какого окошка помахать на прощание рукой. Если на следующий день предстоит что-то особенное - гость к обеду, визит к бабушке, покупка новых ботинок, вы получаете прекрасную возможность вспомнить об этом.

Составляя план, помните не только о домашних делах, но и о времени для развлечений. Однако накануне вечером не планируйте каких-либо срочных и обязательных дел, которые непременно надо закончить или начать и которые грозят ребенку неприятностями - например, визит к зубному врачу.

У малышей недостаточно развито чувство времени, поэтому попытки распределить свой день вносят элемент предсказуемости и безопасности их жизни.

Прогони привидение. Беспокоят ли вашего ребенка кошмары? Объясните своему маленькому трусишке, что привидения и чудища живут только в воображении человека. Поэтому ими можно управлять, просто приказав им исчезнуть. Расскажите ему, что это можно сделать даже мысленно. Однако иногда требуется дополнительная помощь.

Предложите малышу какое-нибудь специальное "средство от привидений". Можно взять маленький мешочек с "волшебным" порошком (мука, тальк, сахарная пудра - все подойдет). Нужно посыпать порошком края постели, чтобы убедить его, что он защищен от чудища. Можно распылить его в воздухе, придав туману легкий приятный запах. Или же попрыскайте вокруг кровати "волшебной" водой из бутылочки, предварительно добавив туда несколько капель ванилина или мяты.

Прикосновение к лицу. Некоторые дети особенно любят, когда их перед сном успокаивают таким образом. Закончив вечерний разговор и выключив свет, ласково проведите рукой по лицу малыша- по бровям, вокруг щек, над верхней губой, по подбородку и по лбу, - тихонько приговаривая: "Спи спокойно до утра".

Когда вы желаете детям "спокойной ночи", им становится так тепло и приятно, что часто они не хотят вас отпускать. Мы хорошо знаем, как всякий раз, когда родители собираются выйти из комнаты, ребенок умоляюще повторяет: "Ну еще чуть-чуть…" Вместо того чтобы резко выйти, дайте ему понять, что действительно пора прощаться. Достаточно будет сказать: "Поговорим еще чуть-чуть, и я уйду", или можно спеть прощальную песенку, или произнести несколько слов вместе, или погладить его по спинке. Сказав, что наступило время прощания, обязательно держите свое слово. Пусть ребенок знает, что вы очень серьезно относитесь к этой процедуре и не намерены поддаваться на его уловки. Если вы держитесь твердо, ребенок скоро привыкнет к этому, и вечернее прощание станет для вас обоих приятным моментом, а не постоянной борьбой за ваше право уйти.

Детей легче уложить в постель, если они знают, что у них уже не получится снова начать "бродить по дому". Поэтому, когда укладываете ребенка спать, включите ночной свет и объясните ему, что, пока горит ночник, он должен лежать в постели - спать, размышлять или, если вы позволите, слушать музыку.

Если маленький ребенок сопротивляется укладыванию в кровать

Передвиньте послеобеденный сон на более ранние часы, чтобы ребенок действительно притомился к вечеру. Если он будет отдыхать днем слишком поздно или слишком много, то не сможет рано заснуть вечером.

Дайте ребенку устать. Если вашему малышу немногим больше года и он не видел вас весь день или у него обострился страх одиночества, он может не захотеть разлучиться с вами на ночь и заснуть в положенное время. Если вы чувствуете, что ваш ребенок еще полон энергии или что он точно не пойдет спать один, а вы сами пока тоже не хотите спать, просто сделайте необходимые приготовления ко сну и займитесь своими взрослыми делами. Спустя какое-то время вы увидите, что ребенок свернулся калачиком посреди гостиной и сладко спит. Позвольте ребенку заснуть там, где он пожелает, затем перенесите в кроватку. Главное, не превращать такой способ засыпания в систему.

Что же делать при хронической проблеме «не уложишь, не поднимешь»

Постепенно, эта проблема может стать хронической. А вставать надо, так как нужно идти в детсад и т.д. Если вы утром вынуждены будить ребенка – значит, времени для сна ему недостаточно и необходимо укладывать его раньше, через его «не хочу спать». В этом случае необходимо установить строго определенное конкретное время для укладывания в постель – для дошкольника и младшего школьника это не позже чем 21.30.

Но в обеих указанных выше ситуациях взрослые имеют право на личную жизнь, свободную от воспитания и присутствия ребенка. Взрослые не обязаны бодрствовать, дожидаясь того, пока ребенок не изволит отправиться в свою кровать. Родители также не обязаны отказываться от любимых вечерних удовольствий, отправляясь спать раньше времени только для того, что бы вовремя усыпить ребенка.

К сожалению, часто нежелание ложиться спать вовремя – это не каприз, а признак того, что ребенок «сова». Хорошо известно деление людей на «жаворонков», которые рано ложатся и рано встают и «сов», которые поздно ложатся и поздно встают. Поэтому, в реальной жизни иногда приходится искать компромисс между необходимостью режима для ребенка и свободой для выбора вечернего времяпровождения для взрослых. Если ребенок вечером не мешает вашей личной жизни, утром может вставать, когда захочет – можно пустить все на самотек. Пусть ребенок ложится спать, когда захочет сам. Возможно, он будет укладываться в постель одновременно с Вами, подражая папе и маме. Тема «пора спать» в этом случае не должна подниматься. Если же Вы будете при этом все таки пытаться уложить его по-раньше, напоминая о необходимости лечь по-раньше, часто смотреть на часы, повторять распоряжение «отправляйся в постель» без решительных действий по его укладыванию - тем больше он будет сопротивляться, тянуть и канючить, и, в результате, заснет еще позднее.

Но если Вы все-таки решили укладывать ребенка спать в одно и тоже положенное для детей время – свою политику Вы должны осуществлять решительно, без повторов и напоминаний. Не может быть тогда компромисса в виде того, чтобы оставлять ребенка вместе с родителями перед телевизором после наступления положенного времени для засыпания. Нельзя этого делать, тем более, в качестве поощрения за что-либо. В таком случае откладывание времени отправки ко сну станет для ребенка еще более привлекательным.

Систему укладывания в одно и то же время можно подкрепить с помощью часов со стрелками. Расположите на видном месте в комнате ребенка такие часы и обучите его пониманию цифр и времени. Напоминайте ему о том положении стрелок, когда он должен ложиться в кровать: когда маленькая стрелка указывает на 9, а большая – на 12. Если вы вынуждены остваться с ребенком в комнате после укладывания, то приучите его к тому, что каждый вечер вы будете уходить из комнаты при определнном положении стрелок: маленькая на 9, а большая на 2.

Еще одна уловка: после того как уложите ребенка в кровать, поставьте в пределах видимости ребенка песочные часы и сообщите ему, что он должен закрыть глаза к тому моменту, когда песок полностью перетечет в нижнюю половину. Наверняка, после некоторого созерцания струящегося песка глаза сами «слипнутся» и ребенок заснет.

Что делать, если, несмотря на вышеуказанные меры, ребенка раннего или дошкольного возраста невозможно уложить в постель? Необходимо сформировать жесткий режим сна и строго его соблюдать. Для этого существует два основных варианта воспитательных приемов:

1.«Жесткий» английский способ:

1)при отказе ложиться в постель прекратить уговоры ребенка и быстро отправить (при необходимости отнести) его в постель, несмотря на его протесты и сопротивление;

2)если ребенок встает с постели - повторить насильственное укладывание - столько раз, сколько понадобится;

3)если при укладывании вечером вел себя хорошо, то утром, сразу же после пробуждения, необходимо «подкрепить» хорошее поведение вознаграждением. Можно подарить очередную игрушку или показать вкусную еду, которую он любит и сможет съесть в конце завтрака или просто похвалить словами за хорошее поведение и т.д.

2. «Мягкий» американский способ:

1) если невозможно уложить ребенка в постель положенное время – например, в 9 часов вечера, то перенесите обязательное время отхода ко сну на более позднее (например, на 10 часов), когда ребенок сможет более быстро и легко заснуть;

2)если при укладывании на час позже ребенок отказывается лежать в кровати или не засыпает в ней в течение 15 минут, то необходимо забрать ребенка из кровати и не пускать в нее в течение еще одного часа;

3)после уточнения времени, когда ребенок укладывается и засыпает без проблем, - постепенно сдвигайте время укладывания в постель на более раннее. Продолжайте делать это до тех пор, пока вы не увидите, что оно является оптимальным в отношении обеспечения необходимой продолжительности сна. В этом случае ребенок станет самостоятельно вставать утром в необходимое вам время (или быстро вставать после первых ваших попыток разбудить его утром);

4)в зависимости от того, когда ребенок просыпается самостоятельно утром или его можно без проблем разбудить, установите, сколько часов сна ему надо, и окончательно определите обязательное время пробуждения и обязательное время вставания;

5)дневной сон в неположенное время крайне нежелателен, а во время описываемой тренировки правильного засыпания должен быть категорически запрещен. Нельзя укладывать ребенка, особенно в 16-17 часов, даже если его качает из стороны в сторону - необходимо тормошить его и не давать заснуть (вечером разрешается его уложить несколько раньше уже для сна до утра). В положенное (строго определенное) время дневной сон обязателен для детей до 4 лет. В более старшем возрасте дневной сон не обязателен. В совокупности с вышеописанными мерами отказ от положенного дневного сна может улучшить своевременный отход ко сну и усилить крепость ночного сна.

Американский вариант используется также для улучшения качества сна при ночных снохождениях, ранних пробуждениях и других нарушениях сна у детей любого возраста.

И самое главное: никакой метод не будет работать, если родители не будут едины в их реализации. Согласуйте свои мнения и позиции не только поповоду воспитания сна, но и по поводу воспитания вообще.

Проблемы с беспокойным сном и частыми пробуждениями ночью.

Если вашему ребенку всего 2-3 года, то почитайте аналогичный раздел в главе «Как наладить сон у ребенка первого года жизни».

Сон должен протекать в спокойной обстановке в тихой комнате без резкого света (особенно у детей с беспокойным сном и ночными приступами).

Если ребенок часто просыпается ночью с чувством жажды, то чаще всего это обусловлено тем, что п ересыхают слизистые оболочки. Чаще всего причиной является сухой, излишне теплый воздух в комнате. При использовании обогревателя такое бывает всегда. Кроме того, причиной сухости кожных покровов может быть пыль с ковров. Поэтому, необходимое условие здорового сна – это чистая прохладная детская комната. Сухость и жажда возникают и тогда, когда нарушено носовое дыхание и ребенок дышит открытым ртом при хронических болезнях носоглотки (типичный пример – аденоиды). Есл и вовремя не изменить физические параметры детской комнаты или не оказать лечебную помощь при болезнях - «ночное питье» закрепляется в виде рефлекса.

Ночные страхи и кошмары могут появляться в возрасте 3-4 лет. С ними можно справиться, утешив ребенка и оставив легкое освещение в комнате. Если же они повторяются часто, надо выяснить, не пугает ли малыша что-нибудь днем. О ночных страхах после пробуждения дети обычно не помнят, так как они происходят в фазе глубокого сна. Зато о кошмарах рассказывают с яркими подробностями, так как они происходят, как и обычные сновидения, в фазе быстрого сна. О фазах сна можно прочесть в начале главы о нарушении сна на первом году жизни. Обсуждение страшного сна поможет успокоиться и ребенку, и родителям.

Если после обычного отхода ко сну здоровый ребенок плачет в кроватке или просыпается среди ночи с плачем не от кошмара, а просто требуя еды или внимания, родители должны постараться успокоить его без внеочередного кормления, не беря на руки (например, стоя в дверях комнаты). Постепенно родители должны все реже и реже заходить ночью в комнату ребенка.

На протяжении ночи не бросайтесь к ребенку при первых всхлипываниях. Если немного потерпеть, то многие дети прекращают плакать и спокойно засыпают. В этой ситуации вмешательство взрослых может только расстроить сон. Я думаю, что вам бы тоже не понравилось, если бы при каждом вашем вздохе или мычании во сне ваш партнер включал бы свет и громко интересовался, что происходит. Если ребенок все же не заснул, то можно к нему подойти и без лишнего шума постараться его успокоить, погладив по голове или животу. Убедитесь, что ему удобно и сухо, но не берите на руки. Детям в возрасте 3-7 лет можно сказать что-нибудь типа: "Мама с тобой рядом. Все хорошо. Спи, мой хороший".

Вместе с тем, ваша тактика в отношении того, подходить или не подходить к беспокойному ребенку на протяжении ночи, должна быть индивидуальной. В качестве примера творческого подхода привожу случаи из рекомендаций американских психологов:

1. Ким и Элен были очень чуткими родителями, но постоянные пробуждения их двухлетнего сына Джереми, ребенка с повышенными запросами, доконали их. Устали и родители, и ребенок. Налицо была необходимость сменить прежний уклад ночной жизни. До этого они придерживались стиля сближения. Они знали ребенка, а он им доверял. Теперь, когда Джереми просыпался, они не бежали к нему в ту же секунду, а давали ему время успокоиться самому. Они не устанавливали никаких твердых правил, сколько ему кричать, и каждую ночь ориентировались в зависимости от ситуации, учитывали характер плача малыша. Если в крике Джереми чувствовалась паника, они считали, что обязаны откликнуться. Каждую следующую ночь они ждали чуть дольше, прежде чем подойти и показать, что все хорошо. При этом они усилили контакт с ним днем. Словом, использовали реакцию ребенка, как барометр, чтобы выяснить, действует ли метод. Если днем Джереми казался расстроенным или начинал чураться их, они откладывали дальнейшее обучение самостоятельности, не позволяя развиться в себе бесчувственности. Через 2 недели Джереми стал спать дольше, как и его родители.

Почему это помогло? Прежде всего, родители и ребенок заложили основы взаимной чуткости и доверия. Во-вторых, родители не ставили себя в строгие рамки, регламентирующие, сколько ребенку кричать. Ребенок стал их партнером в том способе, с помощью которого они приучали его к ночной независимости.

2. БОИТСЯ СПАТЬ ОДИН. "Наш ребенок, которому уже 18 месяцев, просыпается каждые 2 часа. Когда я вхожу в его комнату, он стоит в кроватке и взглядом ищет меня. Когда я стараюсь уложить его обратно, он прижимается ко мне. А до этого он спал так хорошо. Следует ли мне просто дать ему накричаться?"

Нет! Есть лучший выход. В возрасте от 12 до 18 месяцев обычный страх одиночества у ребенка усиливается. Он больше льнет к вам днем и больше тяготится разлукой и одиночеством по ночам. Не бойтесь прислушаться к своему ребенку. Этим вы его не портите и не позволяете ему вертеть собой. В этом возрасте он особо нуждается в вашей заботе, и бездушный, уничтожающий доверие метод "дай накричаться" не подходит.

Ребенок показывает вам, что он не может спать один. Ему не хватает вас. Какой у вас выход? Вы можете продолжать подходить к нему каждый раз, как он просыпается, и заверять его, что все в порядке. Но вы слишком быстро устанете, этот способ приносит много хлопот. Вы можете решить проблему иным образом, составив ему ночью компанию. Кладите матрас или ставьте свою кровать рядом с его и укладывайтесь спать в одно время. Когда он заснет, вы можете уйти. Иногда, чтобы ребенок спал хорошо, достаточно присутствия родителя в момент, когда он засыпает. Можно поступить подругому: передвиньте его кроватку в вашу комнату, попробуйте пристроенную кровать или уложите его спать на матрасе рядом с вашей кроватью.

Когда страх одиночества у ребенка пройдет, постепенно выдворяйте его обратно в детскую комнату, но можно и оставить в вашей, если это помогает. Разгуливание малыша ночью по кровати вполне нормально, и многим родителям приходится проходить через это.

Ребенок должен понимать, что нужно оставаться в постели до самого утра. Нельзя разрешать ему спать вместе с родителями или заходить без разрешения в их спальню . Еще один совет от американских психологов: КАК ПРОДЛИТЬ СОН. "Наш ребенок двух лет встает с восходом солнца и приходит к вам в комнату. Как заставить его спать подольше?": Сквозь щелку в шторах проникает луч солнца и будит вашего малыша. Чтобы выкроить еще час-другой для сна, занавесьте наглухо плотными шторами окна в комнате, где спит ребенок. Для детей постарше установите правило, чтобы они, просыпаясь, не создавали шума. Оставляйте ящик с любимыми игрушками или даже сюрприз у его кровати, чтобы, проснувшись, он оставался в своей комнате и играл сам с собой. Легкая закуска на столе поможет ребенку утолить голод до завтрака.

Диагностика и лечение болезней нервной системы у детей и взрослых

Сложно оспорить утверждение, что основа здоровья любого ребенка, это правильное и сбалансированное питание. Однако, пищевой рацион для детей разных возрастных групп существенно отличается. Соответствующим возрасту ребенка питанием можно считать то, которое обеспечивает его здоровый рост и развитие, и при этом предотвращает детское ожирение.

Коровье молоко не рекомендуется для детей в возрасте до 1 года. В течение первых 4-6 месяцев жизни младенцы для удовлетворения всех своих потребностей в продуктах питания и витаминах должны пить только грудное молоко или, в крайнем случае, специальные молочные смеси, предназначенные для детского питания, или изготовляемые на молочных кухнях.

Молочные смеси по составу в какой-то мере напоминают грудное материнское молоко. Тем не менее, существуют значительные различия в состоянии здоровья между кормлением из бутылки и грудным вскармливанием младенцев.

Грудное молоко - живой материал, содержащий живые белые клетки крови и иммунных веществ и динамический, питательный источник, который имеет потенциал каждый день удовлетворять индивидуальные потребности растущего ребенка.

Смеси же более питательны, но они не содержат живые белые клетки, пищеварительные ферменты или иммунные факторы. Однако рецепты формулы от производителей постоянно обновляются, поскольку они должны соответствовать новым исследованиям детского питания.

Менее адаптированные смеси, «казеиновые формулы», изготовлены на основе коровьего молока, в котором основной белок - казеин. Их можно давать малышам, склонным к срыгиваниям. Эти смеси более сытные, поэтому они полезны маленьким детям, которые не могут выдерживать перерывов между кормлениями. Частично адаптированные смеси полезнее использовать со 2-3-го месяца жизни. Их состав относительно приближен к составу грудного молока. А так называемые «последующие формулы» предназначены для вскармливания детей старше 5-6 месяцев. Их энергетическая ценность выше, согласно потребностям детей этого возраста.

Если новорожденный находится грудном вскармливании, то может потребоваться кормить его 8-12 раз в день (каждые 2-4 часа) или по его требованию. К 4 месяцам ребенок может питаться грудным молоком уже до 4-6 раз в день, однако количество грудного молока, потребляемого при каждом кормлении, будет увеличиваться.

Молочных смесей новорожденным, возможно, потребуется съедать около 6-8 раз в день. Как и с грудным вскармливанием, число кормлений уменьшается, когда ребенок становится старше, но количество смеси при каждом кормлении увеличивается.

Никогда нельзя давать мед грудным детям, поскольку он может содержать споры, которые вызывают ботулизм. Иммунная система младенца еще не полностью сформирована, чтобы отразить возможные атаки этой болезни.

Хотя ребенок может спать всю ночь, может потребоваться будить егодля кормления, если ребенок не ест достаточно в течение дня или если у него недостаточный вес.

Плановые осмотры ребенка врачом, чтобы контролировать рост и здоровое развитие ребенка, могут гарантировать, что он будет питаться адекватно и соответственно своему возрасту в течение дня. Врач или диетолог должен сообщить родителям, рекомендуются ли просыпания по ночам для кормления их малыша.

Питание ребенка в 4-6 месяцев

В 4-6-месячном возрасте ребенок по-прежнему должен питатьсяили грудным молоком, или молчной смесью, но он уже готов начать переход к твердой пище. Слишком раннее введение прикорма может привести к тому, что младенец может задыхаться, если они физически к этому не готов.

Существует несколько этапов развития ребенка, которые могут указать на то, готов ли он есть твердую пищу:

Вес удвоился по сравнению с тем, что был при рождении;
- ребенок имеет хорошую фиксацию головы и шеи;
- ребенок, с некоторой поддержкой, может сидеть;
- ребенок может стать полнее, может поворачивать голову в стороны или может сам открывать рот;
- ребенок начинает проявлять интерес к нормальной еде, когда другие едят.

Рекомендуем родителям малышей постепенно начинать прикорм твердой пищей с железосодержащих, укрепляющих ребенка, рисовых хлопьев, смешанных с грудным молоком или формулой в разумной консистенции. Зерновые могут быть смешаны с густой консистенцией формулы, когда ребенок научится контролировать попадание пищи в рот.

Первоначально нужно давать зерновые 2 раза в день. В порции должны быть 1 или 2 столовые ложки сухой смеси, смешанной с формулой или грудным молоком. Постепенно можно увеличивать до 3 или 4 столовых ложек овсяных хлопьев.

Зерновые не следует держать в бутылке, если врач или диетолог не рекомендуют готовое питание снова ставить в холодильник.
Как только для ребенка станет обычным съедать рисовую кашу, родитель может ввести в его рацион питания и другие обогащенные железом каши быстрого приготовления. Однако желательно готовить один вид зерновых в неделю, чтобы можно было проследить за возможной непереносимостью той или иной крупы или аллергией от них.

Никогда не следует укладывать ребенка спать с бутылкой, так как в результате это может привести к кариесу. Используйте простую воду, если бутылка необходима. Нужно обсудить использование воды с врачом (в некоторых случаях использование избытка воды может привести к судорогам у детей).

Питание ребенка в 6-8 месяцев

Рекомендуем продолжить давать ребенку грудное молоко или смесь 3-5 раз в день. Коровье молоко не рекомендуется для детей возрастом до 1 года. Ребенок начнет пить меньше смесей или грудного молока, как только твердая пища станет основным источником его питания.

После того, как ребенок попробовал множество различных детских зерновых, советуем попробовать давать ему разные фрукты и вареные или пареные овощи. Их нужно давать по одному, с перерывами в 2-3 дня между ними, чтобы проверить возможное наличие аллергической реакции. Начните с простых овощей – таких, как зеленый горошек, картофель, морковь, сладкий картофель, кабачки, фасоль, свекла, а также с таких простых фруктов, как бананы, яблоки (яблочное пюре), абрикосы, груши, персики и дыни.

Давайте ребенку фрукты и овощи по 2-3 ст.л. около 4 раз в день. Количество фруктов и овощей, съедаемых в день ребенком, будет варьироваться между 2 столовыми ложками и 2 чашками - в зависимости от размера и веса ребенка и того, насколько хорошо ребенок ест фрукты и овощи. Консистенция предлагаемых ребенку продуктов постепенно может быть увеличена, если ребенок хорошо это переносит.

Ребенку могут быть предложены твердые продукты в небольших количествах, но не нужно давать ему такие продукты, как куски или ломтики свежих яблок, виноград, хот-доги, сосиски, арахисовое масло, попкорн, чипсы, орехи, семена, круглые конфеты и жесткие куски сырых овощей, которые могут вызвать у ребенка удушье.

Мягкие вареные овощи, вымытые и очищенные фрукты, мягкие крекеры, лапша (не искусственная) - хорошие продукты. Соленые или очень сладкие продукты не рекомендуются. Можно также давать в этот период для прорезывания зубов - хлебные тосты, несоленые крекеры, рогалики, не слишком твердые сухари и печенье.

Грудное молоко или молочная смесь должны быть предложены 3-4 раза в день в этом возрасте. В 8-12 месяцев ребенок будет готов попробовать молотое или мелко нарезанное вареное мясо.

При грудном вскармливании мясо можно начать давать ребенку в возрасте 8 месяцев (грудное молоко не является богатым источником железа, но дети имеют нормальные запасы железа до 8-месячного возраста, а уже тогда им могут быть даны богатые железом продукты - такие, как мясо).

Как и другие продукты, можно предлагать ребенку не более 1 нового вида мяса в неделю. Порция - 3-4 столовые ложки. Можно использовать тонко молотое мясо, сосиски или вареную колбасу хорошего качества.

Размер порций фруктов и овощей возрастает от 2-3 до 3-4 столовых ложек (это порция, которая дается четыре раза в день).

Яйца могут быть даны 3-4 раза в неделю, но только желтки, так как некоторые дети до 1 года отрицательно чувствительны к яичным белкам.

Питание ребенка после 1 года

В возрасте 1 года большинство детей еще пьют с бутылки. Если ребенок по-прежнему использует бутылку, в ней должна быть только вода.

После того, как ребенку исполнится 1 год, цельное коровье или козье молоко может заменить грудное молоко или формулу. Детям в возрасте до 2 лет не следует давать обезжиренное молоко (2%-е или 1%-е), поскольку им нужны дополнительные калории от жира для обеспечения нормального роста и развития.

Детям в возрасте от 1 года не следует давать цельное молоко, если у них низкие показатели крови. Однако сыр, творог и йогурт могут быть даны им в небольших количествах.

Годовалый ребенок должен получать большую часть своего питания от мяса, фруктов, овощей, хлеба, зерновых и молочной группы, особенно от цельного молока.

Предоставление ребенку различных продуктов поможет обеспечить достаточное количество витаминов и минералов. Малыши растут не так быстро, поэтому их потребности в питании в течение второго года жизни относительно меньше их размера. Хотя они по-прежнему набирают вес, он больше не удваивается.

Однако нужно иметь в виду, что малыши становятся все более и более активными, когда они учатся ползать и ходить. Малыши и маленькие дети, как правило, едят только небольшое количество за один раз, но часто (6-7 раз) в течение дня, так что перекусывать им настоятельно рекомендуется.

Кормление твердой пищей рано утром не рекомендуется, так как может привести к перекармливанию ребенка. Предложите ребенку только одно новое блюдо за один раз. Предлагайте новые продукты в течение нескольких дней. Внимательно следите за возможной аллергической реакцией на тот или иной продукт (крапивница, рвота, диарея).
Если ребенок не любит новую пищу, попробуйте дать ему ее еще раз позже.

Безопасность во время приема пищи. Это важно!

Кормите ребенка непосредственно из банки только в том случае, если вы используете все ее содержимое. В противном случае употребляйте чистую посуду, чтобы предотвратить загрязнение и болезни у ребенка пищевого происхождения.

Открытые коробки с детским питанием должны быть прикрыты и храниться в холодильнике не более чем 2 дня.

Используйте маленькую ложку, чтобы кормить ребенка.

Избегайте любых продуктов, которые могут вызвать у ребенка удушье - попкорн, орехи, чипсы, ядра кукурузы, ягоды, виноград, хот-доги, сырые овощи, изюм, сухие крупы и т.д.

Между кормлениями нужно периодически давать ребенку пить воду.

Кормить маленького ребенка конфетами или давать ему подслащенные напитки не рекомендуется, потому что они будут портить аппетит, желудок и могут способствовать разрушению зубов. Соль, сахар и сильные специи также не рекомендуются.

Питание детей старшего возраста и подростков

Для ребенка подросткового возраста важно, чтобы диета включала в себя разнообразные продукты для здорового развития. Принципы питания применяются к диете ребенка, а также взрослого, хотя размеры и количество порций в день, очевидно, для детей будут меньше.

Для детей старше 2-х лет рекомендуется диета с умеренно низким содержанием жиров, так как диета с высоким содержанием жиров может способствовать болезни сердца, ожирению и другим проблемам со здоровьем в их дальнейшей жизни. Диета, которая содержит разнообразные виды из каждой группы пищевых продуктов (хлеба и зерновых, мяса и мясных продуктов, фруктов, овощей, молочных продуктов) поможет предотвратить недостатки питательных веществ у детей.

Рекомендуется здоровым детям получать все необходимые им питательные вещества из пищи, а не из витаминных добавок.
Питательные вещества, которые, скорее всего, имеются в дефиците в рационе ребенка, это: кальций, железо, витамин С, витамин А, витамин В6 и фолиевая кислота. Не советуем дополнительного добавления всего этого для нормальных и здоровых детей. Тем не менее, нет существенного риска, если родитель хочет дать своему ребенку стандартные педиатрические поливитамины высокого качества, от проверенных производителей.

Дети, которые потребляют мало или вообще не потребляют молочные продукты, подвергаются особому риску дефицита кальция, что может помешать росту их костей и общему развитию организма. Пищевые продукты, которые являются хорошими источниками кальция, включают: обезжиренное молоко, йогурт, сыры. Также источником кальция в рационе служат такие продукты, как брокколи, зелень, консервированный лосось с костями. Однако часто трудно заставить детей употреблять достаточное количество этих продуктов.

Требования варьируются в зависимости от возраста ребенка, темпов его роста, запасов железа в его организме, увеличения объема крови и скорости усваивания полезных веществ из пищевых источников.

У девочек-подростков будет увеличиваться потребность в железе из-за менструальных потерь. Пищевые источники железа включают: мясо, особенно говяжью печень, некоторые виды рыбы, птицу, обогащенные железом зерновые, обогащенный железом фабричный формовой хлеб, шпинат, зеленые яблоки, сушеные бобы и горох.

При недостаточности молока у матери вводят докорм теми же молочными смесями, что и при искусственном вскармливании. Сначала ребёнку дают грудь и только после полного её опорожнения докармливают смесью.

С целью сохранения лактации ребёнка прикладывают к груди чаще. Чередование кормлений грудью и смесями нежелательно, так как это приводит к снижению лактации и затруднению переваривания компонентов коровьего молока. Вводить докорм рекомендуют через соску с небольшим отверстием, так как при свободном поступлении докорма из бутылочки ребёнок может отказаться от груди. Как и при искусственном вскармливании, потребность ребёнка в калориях, белках, жирах, углеводах, сроки введения прикорма зависят от вида молочных смесей, используемых при докорме.

Питание детей старше года

У детей после 1 года увеличивается ёмкость желудка, активно функционируют все слюнные железы, развивается жевательный аппарат. К 2 годам появляются коренные зубы, что позволяет вводить в рацион ребёнка пищу, требующую пережёвывания. Процесс жевания сложен, и не все дети сразу привыкают к твёрдой пище кусочками и хорошо жуют, особенно те из них, кто на первом году длительно получал очень жидкую пищу. Для того чтобы приучить ребёнка к процессу жевания, следует постепенно и последовательно включать в его рацион всё более густые блюда. В возрасте от 1 до 1,5 лет пищу готовят в протёртом виде, затем постепенно включают блюда с более густой консистенцией. На 2-м году жизни можно использовать молочные смеси, частично заменяя ими коровье молоко, а также каши, рекомендуемые детям первого года жизни.

Для детей в возрасте 2-3 лет и старше калорийность рациона иная, чем на первом году.

Белки

Потребность в белках с возрастом изменяется. Количество белков для детей в возрасте от 1 года до 3 лет должно составлять 3,5-4 г/кг/сут, от 12 до 15 лет - 2-2,5 г/кг/сут. Отклонения в ту или иную сторону неблагоприятно отражаются на состоянии ребёнка. Недостаток белков в пище приводит к задержке физического и психического развития, снижению иммунитета, нарушению эритропоэза. Избыточное поступление белков с пищей приводит к напряжённой работе пищеварительного тракта, повышает интенсивность процессов обмена, увеличивает нагрузку на почки. Дети нуждаются не только в оптимальном количестве, но и в качественной полноценности белков, поэтому в сбалансированных пищевых рационах необходимо использовать различные по аминокислотному составу белки животного и растительного происхождения. Количество животных белков в пище у детей от 1 до 3 лет должно составлять 75%, от 7 лет и старше - 50%. Соотношение белков и жиров в пищевом рационе детей после года составляет примерно 1:1. Широко применяют мясо и мясные продукты, содержащие полноценные белки и жиры. Можно использовать и субпродукты - язык, сердце, мозги. Нельзя забывать о рыбе, содержащей высококачественный по аминокислотному составу белок. Детям до 3 лет дают нежирные сорта рыб - треску, хека, судака, морского окуня.

Суточная потребность в калориях у детей различного возраста

Возраст

ребёнка, годы

Потребность

в калориях,

ккал/кг

Мальчики

Жиры

Жиры покрывают около 40-50% всей энергетической потребности; из них не менее 10-15% должно приходиться на долю растительных жиров, так как жиры, образующиеся в организме из углеводов и белков, как и животный жир, поступающий с пищей, состоят преимущественно из насыщенных жирных кислот.

Углеводы

Углеводы выполняют в основном энергетические, в меньшей степени пластические функции. Ими обеспечивается около 55% энергетических затрат. Суточная потребность в них уменьшается с 12-14 г/кг в первые годы жизни до 10 г/кг.

Молоко и молочные продукты незаменимы для детского питания. Молоко можно давать в натуральном виде, а также в виде кисломолочных продуктов - простокваши, кефира, йогурта, ацидофилина и др. Необходимое количество их для детей 1-3 лет - 600 мл/сут, в более старшем возрасте - 500 мл/сут. К молочным продуктам с высоким содержанием белка относят творог и сыр.

Детям до 1,5-2 лет сыр лучше давать в протёртом виде или в виде плавленых сырков. Сметаной заправляют суп, сливки добавляют в каши и пюре.

В набор продуктов для детского питания необходимо включать разнообразные крупы (гречневую, рисовую, кукурузную, овсяную, манную). Целесообразно сочетание гречневой крупы (ядрицы) с молоком, так как при этом аминокислотный состав оптимален.

Добавление сахара ко многим видам пищи улучшает её вкус. Сахар - источник углеводов. Однако избыток сахара вреден для детей. Из сладостей лучше рекомендовать варенье, мармелад, печенье, мёд.

Овощи, фрукты, зелень имеют особое значение в питании детей. Большинство плодов и овощей содержит мало белка и незаменимых аминокислот, но при их употреблении значительно лучше усваиваются белки других продуктов.

Потребность ребёнка в минеральных веществах и витаминах обычно бывает удовлетворена пищевыми продуктами, если рацион достаточно разнообразен. Вегетарианство, особенно строгое, т.е. с исключением молочных продуктов, заметно нарушает оптимальный состав микроэлементов. В таблице 3-5 представлено содержание микроэлементов и витаминов в овощах и фруктах.

Микроэлементы и витамины

Овощи и фрукты

Витамин С

Фолиевая кислота Каротин

Никотиновая кислота

Сухофрукты, зелень, картофель, капуста, тыква, арбуз, дыня,

чёрная смородина, ананас

Зелень петрушки, изюм, курага, шпинат, финики, чернослив

Морковь, салат, свёкла, цветная капуста, зелёный горошек,

персики, курага, изюм, чернослив, абрикосы

Яблоки, груши, слива, инжир, цветная капуста, гранат

Бананы, апельсины

Свёкла, яблоки, зелень, косточковые плоды

Плоды шиповника, чёрная смородина, грейпфруты, капуста,

апельсины, лимоны, мандарины, сладкий перец, шпинат

Шпинат, морковь, цветная капуста, зелёный горошек, салат

Облепиха, рябина, морковь, шпинат, помидоры, бобовые,

мандарины, чёрная смородина, апельсины

Бобовые, земляные орехи, шпинат, картофель, бананы

Режим питания детей старше года

До 1,5 лет ребёнок питается 4-5 раз в день, а затем - 4 раза в день. Для сохранения аппетита и лучшего усвоения необходимо соблюдать определённые часы приёма пищи. В промежутках между ними ребёнка не следует подкармливать, особенно сладостями. Если он не может дождаться установленного времени кормления, можно дать несладкие сорта свежих фруктов и овощей. Детям с пониженным аппетитом за 10-15 мин до еды можно выпить 1/4-1/2 стакана простой воды комнатной температуры. Она обладает выраженным сокогонным эффектом.

Важно правильно распределить пищевой рацион по энергетической ценности, учитывая, с одной стороны, необходимую длительность насыщения, с другой - допустимую нагрузку на ЖКТ. В каждое кормление необходимо включать энергетически ценные продукты (яйцо, творог, сыр или мясо), а также содержащие балластные вещества блюда из круп и овощей.

Примерное меню для детей от 1 года до 3 лет

Блюда

Количество продуктов, г

1-1,5 года

1,5-3 года

Завтрак

Каша или овощное блюдо

Омлет, мясное или рыбное блюдо

Чай или молоко

Мясное или рыбное блюдо

Овощное, крупяное блюдо

Молоко, кефир

У детей дошкольного возраста завтрак должен содержать 25% суточной энергетической ценности и состоять из каши, сваренной на молоке, яйца или сыра, хлеба с маслом, чая или кофе с молоком. Такой завтрак обеспечивает необходимую длительность чувства насыщения, сравнительно лёгкое усвоение и появление аппетита ко времени следующего приёма пищи. На обед приходится 35% суточной энергетической потребности. Рекомендуют супы, мясо или рыбу с гарниром. На ужин и полдник (40% энергетической потребности) дают овощные блюда, творог, молоко, печёные изделия.

Для детей школьного возраста режим питания изменяют с учётом повышенной затраты энергии в первую половину дня. Именно у этих детей наиболее заметны нарушения пищевого статуса - дефицит животных белков, полиненасыщенных жирных кислот, большинства микроэлементов на фоне избыточного поступления животных жиров. Школьники едят мало свежих овощей, фруктов, молочных продуктов (менее 50% нормы). В то же время у детей и подростков в периоде ускоренного роста и полового созревания повышается потребность организма в основных пищевых ингредиентах. Недостаток белков и микроэлементов приводит к снижению иммунитета, дефициту массы тела, низкорослости, отставанию в учёбе. Дети должны получать дополнительный горячий завтрак в школе. Энергетическую ценность их пищевого рациона в течение дня распределяют следующим образом: первый завтрак - 25%, второй - 20%, обед - 35%, ужин - 20%.

Оригинал статьи


(опыт педагогов и психологов)
Познавательная активность младенца
Родители часто задают вопрос, когда надо начинать развивать ребенка умственно.
Известный петербургский специалист кандидат психологических наук И. И. Мамайчук считает, что большинство родителей поздно задумываются об этом - после того, как ребенок овладел ходьбой и начинает говорить. Большинство из них при оценке умственного развития малыша ориентируются только на развитие его речи. Такая оценка правильная, но далеко не достаточная. Многие психологи справедливо замечают, что в наш век научно-технической революции дети много знают, но мало что умеют.
Мама Миши обратилась к психологу с жалобой на плохую успеваемость сына. Причину этого мать видела в несправедливом отношении учителей к мальчику, в занижении способностей сына. В беседе с психологом мать подчеркивала, что в семь месяцев ребенок уже умел плавать, в десять месяцев начал ходить, а в два года мог читать по слогам и уже к пяти годам свободно мог прочитать телевизионную программу, написать свой адрес и фамилию, писать под диктовку отдельные слова. В семье очень гордились успехами Миши. Мальчик демонстрировал свои способности родственникам, гостям, знакомым. В школу пошел Миша с шести лет. Учительница в первом классе сразу обратила внимание родителей на неусидчивость мальчика на уроках, на отсутствие интереса к учебе, на плохое развитие моторики. Первый класс мальчик закончил с хорошими и удовлетворительными оценками. Родственники считали, что в школе к Мише относятся предвзято, недооценивают его способности.
Психологическое обследование показало, что уровень умственного развития мальчика соответствует возрастной норме. Однако, несмотря на то что у него достаточно беглое чтение, высокое развитие счетных навыков, на фоне этого наблюдается снижение интеллектуальной активности, поверхностность интересов, подражательность. Мать Миши, социолог по образованию, уделяла много внимания умственному развитию ребенка. С годовалого возраста учила его читать. Мать отмечает, что мальчик активно сопротивлялся обучению, кидал кубики с буквами, рвал карточки с написанными словами и картинками к ним. Однако несмотря на активное сопротивление, ребенок научился читать уже к двухлетнему возрасту. Но мальчик в повседневной жизни не использовал это умение, читал только по настоятельным просьбам мамы.
Анализ показал, что причина школьной неуспеваемости у Миши - отсутствие познавательного интереса. Он был заторможен с раннего детства систематическими требованиями матери заниматься чтением. Хотя мальчик и умел хорошо читать, но у него не было потребности открыть книгу, самостоятельно прочитать текст. Он всегда делал это по настоянию родителей для демонстрации своих способностей.
Итак, познавательная активность - важный источник умственного развития ребенка и уже в младенческом возрасте чрезвычайно велика. Но порой родители забывают об этом и сосредотачивают свое внимание на физическом уходе за ребенком, игнорируя его познавательные интересы.
Известный французский психолог Жан Пиаже подчеркивал, что в течение первых двух лет жизни развитие ребенка проходит ряд стадий, на каждой из которых по-разному осуществляется процесс познания мира. На самой первой стадии
Окончание табл. 33
(первый месяц жизни) ребенок, обладая врожденными рефлексами, приспосабливается к особенностям предметов (формы, величины), следит за движущимися предметами. Со второго месяца жизни улучшается координация его движений, происходит взаимодействие между различными рефлексами. Например, голодный ребенок сосет свой палец. Это действие уже не является врожденным рефлексом. Малыш может, хотя и случайно, повторить возникшее действие.
От трех до девяти месяцев ребенок может продлить свои действия, ориентируясь при этом уже на внешние цели. Например, ребенок может стучать по погремушке, чтобы услышать как она гремит. С четырех месяцев у ребенка формируется связь рука-глаз, то есть ребенок при схватывании предмета фиксирует на нем взор. Это очень важный момент для дальнейшего развития его практических действий. На пятом-шестом месяце жизни малыша формируются целенаправленные хватания предметов. Активно дети начинают манипулировать с различными предметами с середины первого года жизни. В этих манипуляциях отчетливо проявляется намеренность действия, желание добиться определенного результата. Например, ребенок толкает мяч и сам ползет к нему, бросает игрушку на пол и радуется звуку падения. Уже в возрасте шести месяцев ребенок отдает предпочтение одной какой-нибудь игрушке или предмету. Во время действий с предметами ребенок лепечет, произносит звуки, которые доставляют ему удовольствие. Такие активные манипуляции родители должны всячески стимулировать у детей, привлекать их к разнообразным занятиям с определенными предметами. Важно, чтобы ребенок не только удерживал их в руках, но и открывал, закрывал, вкладывал, вынимал и т. д.
Однако бывают ситуации, при которых родители, не подозревая, затормаживают познавательную активность ребенка.
Например, одиннадцатимесячная малышка Маша ползет к красной кастрюле, открывает ее, смотрит во внутрь, потом закрывает и вновь стучит крышкой. Расстроенная молодая мама делает замечание дочке, а затем прячет кастрюлю. Девочка разочарованно отползает назад, а мама продолжает заниматься хозяйственными делами. Сделав дочке замечание, мать тем самым затормозила ее познавательную активность, которая формируется в процессе сотрудничества ребенка со взрослым. Отобрав у ребенка интересующий его предмет, мать тем самым создает эмоциональную дистанцию между собой и дочкой.
Научившись самостоятельно ходить, ребенок продолжает развивать потребность в движении и ориентировании. С конца первого до середины второго года жизни у ребенка увеличивается количество функциональных действий с предметами. Это проявляется в том, что дети любят открывать и закрывать двери, ящики, коробки, складывать их. Дети активно знакомятся со свойствами игрушек, усложняя действия с ними. Например, они с удовольствием катают мяч, нанизывают кольца пирамиды, играют пальцами с подвижными частями игрушек. В этот же период у ребенка появляются действия с помощью вспомогательных средств. Например, ребенок часто пользуется какой-нибудь игрушкой, чтобы достать другую. Особое внимание детей привлекают движущиеся предметы, бытовые приборы. Появляется и отобразительная игра. Дети качают куклу, пытаются кормить ее, возят машинки и пр. Следует обратить внимание на то, что дети часто отвлекаются и находятся во власти зрительного восприятия. Например, увидев мяч, ребенок играет с ним, а заметив куклу, оставляет мяч и берет куклу. Многие родители отмечают эти особенности у детей. Нередко можно услышать такие жалобы: «Он у меня такой непоседливый, все ему надо» или «моего ребенка трудно заставить на чем-то сосредоточиться, заставить его заниматься чем-то одним». Такие претензии к малышу совершенно несправедливы. Неустойчивость внимания ребенка в данном возрастном периоде связана с высокой познавательной активностью ребенка, которую ни в коем случае нельзя тормозить необоснованными замечаниями.
С середины второго года жизни ребенок способен уже мысленно исследовать объекты и представить себе результат своих действий. Например, полуторагодовалый малыш хочет включить свет, но не может сделать это из-за того, что выключатель находится слишком высоко. Он в течение нескольких секунд смотрит на выключатель, затем двигает стул, встает на него и включает свет. Именно в этот период у ребенка активно развивается воображение, с помощью которого он меняет привычный способ действия. Дети начинают проявлять активный интерес к конструктивным играм. Они накладывают кубики друг на друга, нанизывают пирамидки. Некоторые родители жалуются, что ребенок не столько любит строить, сколько разрушать то, что построил. Считают, что это проявление упрямства и агрессивности. Родителям не рекомендуется фиксировать внимание ребенка на разрушительных действиях, а нужно терпеливо учить малыша строить и собирать.
Познавательная активность ребенка в значительной степени определяется особенностями его темперамента. Наблюдения психологов показывают, что неспокойные (возбудимые младенцы) активнее других детей в первый год жизни, но это качество редко сохраняется в течение всего детства. Если ребенок пассивен, слабо реагирует на окружающих, не проявляет интереса к игрушкам - это должно насторожить родителей, и такого ребенка надо проконсультировать у психолога.
Мать двухлетней Наташи жалуется на сниженную активность девочки: она редко улыбается, очень серьезная, медлительная. В семье есть старший сын, который полная противоположность своей сестренке. Сережа рос ласковым, общительным, веселым, он всегда улыбался, везде совал свой нос.
Психологическое обследование показало, что уровень умственного развития Наташи вполне соответствует возрастной норме. Но отмечается замедленный темп выполнения заданий и ответов на вопросы. Адекватно реагирует на похвалу и поощрение. Выявленные особенности у девочки можно объяснить малой подвижностью нервных процессов, что является проявлением ее темперамента.
На третьем году жизни ребенка все ярче проявляется его познавательная активность и самостоятельность. Ребенок уже может спросить взрослого: «Что это такое?», «Зачем?», «Почему?». Вопросы малыша касаются всего, что он видит и о чем слышит: «Почему идет дождь?», «Как держится луна на небе?». Родителям необходимо набраться огромного терпения, чтобы отвечать на все вопросы малыша, подкреплять своими ответами познавательную активность ребенка. Родители порой своими ответами: «отстань», «мне некогда», «я спешу» затормаживают любознательность ребенка. Некоторые родители считают, что для умственного развития ребенка достаточно чтения книг, просмотра телепередач, компьютерных игр. Ребенок получает таким образом большое количество информации об окружающей действительности. Но такой способ обучения малыша не является активным и нередко отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии. Необходимо помнить, что формирование познавательных интересов опирается на активность ребенка и связано с его самостоятельной предметно-практической и игровой деятельностью.
Сделаем для себя некоторые выводы: развивать ребенка умственно необходимо с младенчества; важным для его умственного развития является формирование познавательной активности; познавательная активность проявляется у малышей по-разному и зависит от их темперамента; главным источником формирования познавательной активности является мать и близкое семейное окружение; малыша важно не учить, а создавать условия для развития его предметных и игровых манипуляций. Это способствует формированию не только познавательной активности, но и самостоятельности; интеллект ребенка формируется в тесном сотрудничестве со взрослыми. Наше нежелание поговорить с ребенком, рассказать ему об окружающем мире и ответить на его многочисленные вопросы резко снижает его познавательную активность и создает эмоциональную дистанцию с ним.
Внимание! Вопросы обучения детей в раннем возрасте являются частью душевного развития младенца. Остальные аспекты здоровья телесного, душеного, духовного помещены в следующих таблицах (более ранние возрастные периоды см. в данной книге ранее): контуры развития детей от 1 года до 6 лет, см. табл. 34-37.

Годовалый малыш может различать отдельные продукты и блюда, запоминать их вкус. В его питании необходимо учитывать все особенности.

Большинство детей после года жизни отказываются от пятиразового питания и переходят на четырехразовое. Но стоит помнить, что детям со сниженным аппетитом, ослабленным, часто болеющим необходимо оставить пятиразовое кормление.

  1. первый раз пищу ребенок должен получить в 8 часов утра и последний – 19 часов вечера, ужинать необходимо за 1,5 – 2 часа до сна;
  2. независимо от числа кормлений, часы приема пищи должны быть постоянными, отклонения от установленного времени кормления не должны превышать 15 - 20 минут;
  3. в промежутках между кормлениями ребенку не следует давать какие-либо блюда или продукты, в том числе и фрукты, соки, молочные продукты, не говоря уже о разных сладостях. Все это приводит к снижению аппетита и в очередной прием пищи малыш может отказаться от более полезных белковых блюд;
  4. в меню малыша должны присутствовать мясо, рыба, овощи и фрукты;
  5. будьте терпеливы при кормлении, дайте малышу почувствовать вкус пищи;
  6. ассортимент блюд должен повторяться не чаще одного раза в 7-10 дней;
  7. основной задачей правильного питания в этом возрасте является постепенное введение пищи, которая требует жевания.
  8. блюда, богатые белком, полезно давать в первой половине дня. Такие продукты требуют для переваривания больше питательных ферментов. Во время вечернего приема пищи можно предложить крохе молочные, крупяные и овощные блюда.
  9. сырые овощи можно давать ребенку после года. Важно помнить, что все овощи следует очищать, в том числе и помидоры.
  10. калорийность суточного рациона ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет в среднем составляет 1540 ккал.
  11. важную роль в питании малыша продолжают занимать молочные продукты. Молоко в натуральном виде лучше всего давать в виде кисломолочных продуктов. Кроме того, он должен получать молоко в составе различных блюд - молочных каш, запеканок и т.д. Общее количество молока и кисломолочных продуктов должно составлять 500-600 мл в сутки.

Однако стоит помнить, при переходе на использование цельного коровьего молока и кисломолочных продуктов возникает риск избыточного потребления белка и жира, возможно появление аллергии и проблем с пищеварением.

Какая детская смесь подойдет малышу?

Состояние кишечной флоры играет большую роль в защите организма крохи. Поэтому очень важно, чтобы его рацион содержал такие компоненты, как пребиотики, которые способствует росту и преобладанию полезной флоры в кишечнике – бифидобактерий и лактобактерий. Для полноценного роста важен качественный животный белок.

Для формирования и укрепления костной ткани ребенка необходим кальций. Но чтобы он эффективно усваивался, организму нужно определенное соотношение кальция, фосфора и витамина D.

Обогащение железом, цинком и йодом помогает профилактике анемии и способствует полноценному интеллектуальному развитию подрастающего крохи. Детское сухое молочко содержит все эти компоненты в правильной пропорции.

Прививаем культуру поведения за столом

Начинать прививать ребенку гигиенические и этические навыки в питании очень важно с самого раннего возраста. Он должен привыкнуть к спокойному поведению во время кормления, аккуратному приему пищи, чистоте за столом. Уже в годовалом возрасте ребенок может понимать, что перед едой надо вымыть руки, не хватать пищу руками, а пользоваться ложкой, вытирать рот салфеткой.

Вы можете, играя с малышом, легко обучить его новым словам, развить навыки распознавания продуктов и запахов. Когда вы кормите кроху пюре из фруктов, положите рядом продукты, из которых оно приготовлено. Повторите несколько раз название каждого из них, медленно проговаривая слово по слогам. Пускай он подержит яблоко или другой фрукт в руках, почувствует его запах. Таким способом вы начинаете развивать слуховую, зрительную и тактильную память.

Будьте внимательны к рациону еды. Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, развитие рахита, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения.