Помощь в выполнении домашних заданий онлайн. Как выучить уроки, и почему детям нужна помощь. Попытка учить уроки за столом, заваленным тетрадками и книжками

Выполнение ребенком домашних заданий является проблемной сферой для многих семей. Часто дети не справляются с подготовкой уроков самостоятельно (отвлекаются, делают уроки не на должном уровне или тем или иным способом избегают этого), нуждаются в помощи и контроле со стороны родителей.
Сталкиваясь с подобными проблемами, родители обычно задают такие вопросы:
1. Как правильно помогать ребенку в выполнении домашних заданий?
2. Какие формы контроля выбрать, чтобы это шло на пользу?
3. Какими могут быть причины сложностей ребенка?
Ниже даны стандартные рекомендации и описаны самые типичные причины сложностей при выполнении домашних заданий. Возможно, они Вам помогут в понимании и коррекции сложившейся ситуации.

ПОМОЩЬ И КОНТРОЛЬ

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ
Есть две типичные ошибки, которые родители совершают, помогая ребенку в чем-то или контролируя его действия.
1 . Стараются помочь ребенку, когда он об этом не просил. Руководствуются при этом лучшими побуждениями: чтобы ребенок достиг более хорошего результата, быстрее научился, почувствовал поддержку и т.д.
2. Не помогают, когда, наоборот, ребенок просит в чем-то помочь. Происходит это обычно либо в силу того, что родитель не замечает непрямых сигналов ребенка о том, что требуется помощь (таких, например, как хныканье, резкое захлопывание книжки или тетрадки, жалобы «Не получается!» и проч.) либо из-за чрезмерного стремления родителей научить ребенка самостоятельности, стойкости, волевым качествам.

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ И КОНТРОЛЯ.
1. Чем меньше помощи и контроля, тем лучше. С тем, с чем ребенок может справиться сам, пусть он справляется сам.
2. Помогать и контролировать можно по-разному. Иногда достаточно просто обратить внимание ребенка на что-то («Посмотри, всё ли у тебя правильно», «Что тебе еще нужно сделать?», «Напоминаю, что после обеда нужно садиться за уроки»), но бывают и ситуации, когда взрослому приходится фактически делать уроки вместе с ребенком. Важно, чтобы помощь и контроль были дозированными и оказывались по минимуму. К более «массированной» помощи следует прибегать только после того, как не помогла помощь в меньшем объеме.
3. Важно, от кого исходит инициатива. Лучше принимается та помощь, о которой человек (любого возраста, не только ребенок) попросил сам. Помощь, которую нам оказывают без нашей просьбы, воспринимается как давление. Аналогичная ситуация и с контролем: он приносит пользу в том случае, если ребенок столкнулся с тем, что ему самому сложно проконтролировать себя, что он не справляется с этой задачей самостоятельно и просит помочь (например, «Мама, проверь этот пример!»). В этом случае внешний контроль будет восприниматься как помощь, а не как вторжение и давление. Следовательно, нужно создавать такую ситуацию, чтобы ребенок сам попросил помочь ему в чем-то и проверить, напомнить и т.д. Если ребенок не просит помочь, а, напротив, с увлечением самостоятельно выполняет какое-то задание, то не следует вмешиваться, даже если у него не очень хорошо и быстро получается, «почерк корявый», «очевидная глупая ошибка» и т.п. Вспомните себя: Вы ведь тоже не сразу научились всему, что умеете сейчас, не сразу все делали без ошибок.
4. Если ребенок просит помочь ему, то надо обязательно помочь (руководствуясь правилами, описанными выше). Есть такой психологический термин «зона ближайшего развития» - это действия, которые на сегодняшний день ребенок не способен выполнить самостоятельно, но способен выполнить с помощью взрослого. То, что сегодня входит в «зону ближайшего развития», в скором времени станет областью самостоятельности ребенка (при условии, что взрослый сможет мягко и своевременно ослабить и свести к нулю свой контроль). А в «зону ближайшего развития» войдут другие действия, задачи, навыки. Фактически именно таким образом происходит расширение сферы самостоятельности и компетентности ребенка.
5. Совместные действия должны осуществляться в спокойной обстановке, тон родителя должен быть доброжелательным. Если просьба ребенка о помощи оборачивается нервотрепкой, скандалом, то в следующий раз он приложит максимум усилий, чтобы обойтись без Вас, даже если понимает, что сам не справляется. Лучше избегать также иронии, которую многие дети воспринимают как издевку или высмеивание, а также не допускать того, чтобы совместные занятия излишне затягивались. Если ребенка заставлять «доделать, что надо», когда он очевидно устал, то такое выполнение задания сопровождается сильным эмоциональным дискомфортом, вырабатывается своего рода «рефлекс избегания».
6. Существенным является отношение к ошибкам. Часто ошибки ребенка вызывают раздражение у родителя и ссоры. У ребенка в таком случае формируется страх ошибок, который не помогает, а напротив, мешает их исправлять или не допускать. Ошибку лучше воспринимать как своего помощника, сигнализирующего о том, что вот над этим и этим еще нужно поработать.

ГРУППЫ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛОЖНОСТЕЙ С ДОМАШНИМИ ЗАДАНИЯМИ:

1. ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
Интеллектуальные функции, задействованные при учебной деятельности, тесно связаны с особенностями работы нервной системы. Часто то, что кажется родителям «ленью», «недисциплинированностью» или «глупостью» ребенка, оказывается проблемами работы нервной системы. Например, ребенку трудно сосредоточить внимание, удержать внимание. Он излишне импульсивен, возбудим или, напротив, заторможен. Такие поведенческие реакции могут говорить о неврологических особенностях – недостаточном тонусе, чрезмерности процессов возбуждения нервной системы и др. Еще большие основания предполагать специфику со стороны нервной системы имеются в том случае, если такие черты свойственно ребенку «по жизни», а не только за письменным столом. Перед тем, как его «воспитывать», «приучать» и т.д., нужно исключить (или скорректировать) проблемы со стороны работы нервной системы.
Необходимы обследования у невропатолога (невролога, психоневролога), нейропсихолога, логопеда.
Особое внимание следует уделять левшам (в том числе – переученным левшам). Обычно их «профильным» специалистом оказывается нейропсихолог.
Делать уроки надо в проветренном помещении, при хорошем физическом самочувствии, после отдыха. Ребенок не должен быть усталым, голодным и т.п. Подбирать режим смены работы и отдыха следует индивидуально (зачастую путем неоднократных проб и ошибок).

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
Несформированность учебного мотива / преобладание игрового мотива над учебным. Ведущая роль игрового мотива – психологическая норма для дошкольника. Учебный мотив (желание учиться) должен быть сформирован к поступлению в школу, сочетаться с игровым в течение первых месяцев обучения, но постепенно стать преобладающим. В силу ряда факторов (среди которых, с одной стороны, чрезмерно раннее начало обучения дошкольников, а с другой стороны, воспитательная стратегия родителей, направленная на ограждение детей от уместного социального опыта и приобщения к выполнению посильных работ по дому и проч.) учебный мотив у многих современных младших школьников является очень слабым. Проще говоря, ребенок хорошо себя чувствует, когда играет, стремится к игре, но не чувствует интереса к овладению знаниями, выполнению заданий учителя, учеба его не увлекает, в силу чего ребенок практически не способен прилагать самостоятельные усилия в учебной деятельности. Это очень распространенная проблема.
Общая рекомендация в таких случаях состоит в том, чтобы заниматься с ребенком преимущественно в игровой форме и постепенно, по мере того, как его станет увлекать сам процесс учения, снижать игровой компонент. Абсолютно противопоказано устанавливать жесткий контроль над школьной жизнью ребенка и добиваться таким образом выполнения домашних заданий. Оценки при неусыпном контроле родителя будут, несомненно, лучше. Однако самостоятельный учебный мотив не сформируется. Таким образом семья, скорее всего, окажется в ловушке: либо пытаться контролировать ребенка до окончания образования, в т.ч. высшего (что относительно легко в младших классах школы, но становится гораздо сложнее начиная с младшего подросткового возраста, сопровождается скандалами, резким ухудшением отношений, да и просто становится непосильным), либо в какой-то момент перестать контролировать подростка с по-прежнему несформированным учебным мотивом (что оборачивается весьма неприятными социальными последствиями). Как бы это ни казалось нелегко, но направить усилия на формирование учебного мотива лучше всего в младшей школе.
Опыт неуспеха и выработка негативизма по отношению к школе/урокам. Если ребенок, особенно амбициозный, имел период, когда у него постоянно что-то не получалось, он испытывал по этому поводу ряд весьма неприятных чувств (даже если со стороны этого не было видно). В таком случае ребенку свойственно начинать избегать той деятельности, которая ему приносит негативные переживания. Это распространенная реакция на неудачи и связанные с ними переживания – отказываться от той деятельности, в которой человек неуспешен.
Особенно тяжелы ситуации, когда ребенок не просто не справлялся с учебой, но и подвергался критике, оскорблениям, унижениям за неуспех со стороны взрослых. Надо понимать, что критика и оскорбления – не всегда нечто вопиющее. В сердцах оброненная фраза «Ну, что ж ты за бестолковый-то такой!» или «Как же можно такую простую вещь не понимать?» может глубоко врезаться в память ребенка и сильно его ранить. Ирония над неуклюжестью или медленным темпом деятельности ребенка также является очень неблагоприятной, обижает детей.
Коррекция негативизма требует от родителей терпения и такта. Нужно хвалить ребенка за успехи, даже минимальные. Реагировать на неудачи следует спокойно, сдержанно, доброжелательно. Нужно ободрять ребенка: «Сейчас получилось действительно не очень хорошо, но ты еще постараешься, я тебе помогу. И постепенно всё получится».
Обязательно должна быть сфера жизни родителя и ребенка, не связанная с уроками, - игры, прогулки, чтение, совместные приятные занятия. Не бойтесь оказать таким образом «антипедагогическое воздействие» и как бы подтвердить ребенку, что можно плохо учиться и получать приятный досуг. Ребенку нужна поддержка и понимание того, что родители любят его в любом случае. Это придаст ему сил справляться с трудностями в учебе.
Существует специфическая для подростков ситуация, осложняющая учебную деятельность – особая групповая динамика (система отношений в классе или значимой группе сверстников), при которой хорошо учащиеся дети становятся непопулярными. Следовательно, либо они подвергаются прессингу – высмеиванию, мелким нападкам, бойкотам, либо начинают хуже учиться, чтобы повысить свой статус.
Если такая ситуация обнаружена, на это обязательно нужно обратить внимание классного руководителя. В экстренных случаях, когда не удается наладить отношения и организовать нормальную учебную среду (а часто речь идет уже не о психологическом комфорте, а о физической безопасности подростка), рекомендуется перевести учащегося в другую школу. Кроме того, подростку в такой ситуации нужна психологическая поддержка.
Несовпадение знаний (чему учит педагог) и способа применения этих знаний. Речь идет о том, что в школе зачастую объясняют правила, но не обучают способам их применения. У некоторых детей спонтанно складывается правильный способ, а у некоторых – нет. Например, ребенок может знать и уметь ответить, что «не с глаголом пишется раздельно», но не понимать, что нужно сделать – по шагам – чтобы это правило применить. Эта проблема есть очень у многих детей и с ней, при определенном терпении, можно справиться в домашних условиях. Нужно выяснить, что именно у ребенка не получается, на чем конкретно происходит сбой, что неправильного в способе применения того или иного правила.
Если ребенок раз за разом совершает похожие ошибки, и объяснения ему не помогают, рекомендуется действовать по следующему алгоритму:
1. Задать вопрос «Как ты это делаешь? Что ты делаешь, чтобы…?».
2. Записать дословно, что отвечает ребенок. Не перебивать, не корректировать раньше времени.
3. Найти ошибку в способе (вместе с ребенком, насколько позволяют возможности).
4. Скорректировать ошибку в способе.
5. Новый правильный способ оформить в виде наглядного материала (лучше, чтобы ребенок это сделал по максимуму сам; если не получается, то нужно, чтобы он хотя бы участвовал) и разместить на рабочем месте (чтобы можно было смотреть).
5. Включить первым или последним пунктом в новый способ обращение к этому наглядному материалу.
Если Вы узнали свою ситуацию в одной из описанных, Вы можете попробовать решить проблему самостоятельно, используя наши рекомендации. Однако это не всегда удается. Если Вы чувствуете, что не справляетесь (за несколько недель не наступает заметных изменений), целесообразно обратиться за помощью специалиста-психолога.

3. СЕМЕЙНЫЕ ПРИЧИНЫ
Семья на «дошкольной стадии». Жизнь семьи – это, с точки зрения психологии семейных отношений, последовательность определенных фаз, этапов. Например, для четы молодоженов характерна своя система отношений и актуальны одни проблемы, с рождением ребенка отношения между мужем и женой перестраиваются, актуальными и требующими решения становятся уже другие проблемы. И так далее. Дошкольное детство - это время гораздо более спокойное для семьи, чем младенчество и ранний возраст. Ребенок-дошкольник уже несколько отдаляется от родителей, приобретает навыки самостоятельности, не требует столько заботы о себе и ежеминутного присутствия матери, но общество еще не предъявляет к нему практически никаких требований.
Начало школьного обучения – это проверка всей семьи на «социальную адекватность», на то, насколько семье удалось адаптироваться самой и научить ребенка действовать в соответствии с требованиями социальной среды. Ребенок школьного возраста должен соблюдать режим дня, быть дисциплинированным в классе (причем брать себя в руки самостоятельно, ведь мамы нет рядом с ним за партой), записывать домашние задания и т.д. Иногда складывается так, что фактически семья вступила в «школьную» фазу (ребенок пошел в первый класс), а психологически – весь уклад жизни семьи остался на «дошкольной стадии». В этой ситуации закономерно возникают проблемы с дисциплиной: требования социальной среды к дошкольнику и младшему школьнику, как мы уже сказали, сильно различаются, а ребенок к этим требованиям не готов.
Привлечение к себе внимания. Есть семьи, в которых общение ребенка с родителями ограничено «проблемными областями». Пока у ребенка все нормально – родители занимаются своими делами. Такая ситуация далеко не обязательно связана с пренебрежением к ребенку: родители могут быть очень заняты на работе, нуждаться в заработках и не иметь возможности уделить ребенку больше времени, ухаживать за больным членом семьи т.д. Однако ребенок чаще всего неосознанно воспринимает такое положение дел как пренебрежение и начинать создавать (неумышленно) проблемы. Тогда взрослые переключают свое внимание на ребенка, чтобы ему помочь. Цель ребенка таким образом достигнута.
Ребенок - «буфер» в конфликтных отношениях между другими членами семьи. Проблемы ребенка с выполнением домашних заданий могут быть симптомом конфликтных отношений между взрослыми. Например, мама и бабушка спорят по поводу того, кто лучше следит за ребенком и более правильно помогает ему. Ребенок, любящий их обеих, становится неуспешным, чтобы бабушка не «победила» маму или наоборот. Такое поведение ребенка, естественно, не является осознанным и умышленным. Также проблемы ребенка могут отвлекать взрослых от ссор между собой – если ребенок совершенно не в состоянии заниматься самостоятельно и выполнение домашних заданий происходит очень медленно, то времени и сил на ссоры попросту не остается.
Если при выявлении психологических причин многие семьи могут справиться своими силами, используя стандартные рекомендации, то подозрение на то, что сложности ребенка связаны с более широкими семейными проблемами, является серьезным поводом для психологического консультирования. Такого рода проблемы очень сложно не только решить, но и точно диагностировать самостоятельно. Для адекватной диагностики и коррекции нужен и взгляд извне, и ряд специальных знаний. Гармонизация семейных отношений всегда благотворно сказывается на состоянии ребенка. При благоприятном психологическом климате в семье дети лучше себя чувствуют и достигают больших успехов.
Вместо заключения хотим еще раз сказать, что сложности ребенка в школьной жизни нельзя оставлять без внимания. Многое в его взрослой жизни зависит от того, насколько он успешен в учебе. Однако тактика «контролировать и заставлять» на практике является крайне неэффективной. Общие рекомендации помогают многим семьям выявить и исправить некоторые проблемы. Но каждая конкретная семья уникальна, общие рекомендации не всегда работают.

Психолог Смирнова Елена Анатольевна.

Учителя должны учить, а школьники — учиться. Кто бы спорил, но на практике родители сегодня очень часто вовлечены в учебный процесс — одни недовольны качеством преподавания, другие не могут воспитать в ребенке самостоятельность. Из чего же складывается успешная учеба в школе?

Самостоятельность или контроль?

"Я была очень ответственным ребенком и хорошо училась, — рассказала Анна Минаева. — Моя мама никогда не вникала в мои школьные дела. Соответственно, когда мои дочери пошли в школу, я была убеждена, что учеба — личное дело ребенка, домашнее задание — зона его ответственности, и родители не должны чрезмерно вмешиваться в этот процесс.

Разумеется, в первое время я контролировала выполнение домашних заданий, направляла, подсказывала, помогала собирать портфель. Но к третьему классу я ослабила контроль, будучи всегда готова помочь в тех случаях, когда они сами обращались ко мне с вопросом. Казалось бы, такой подход должен воспитывать в детях чувство ответственности.

На родительских собраниях одни учителя прямо говорили, что ждут от родителей активного участия в учебном процессе. Другие жаловались на невнимательность, невыполненные задания, забытые дома тетради и циркули.

Масла в огонь подливали родители одноклассников, ставившие меня в тупик вопросом: "Каким способом вы решали вчерашнюю задачу?" Я отводила глаза и что-то бормотала, а придя домой, первым делом кидалась к детским тетрадкам. Если задача оказывалась решенной правильно, меня преисполняла материнская гордость, если же нет, — терзали сомнения в моей родительской полноценности".

К сожалению, свободные от жесткого контроля дочери Анны научились халтурить. Если задание казалось сложным или непонятным, девочки оставляли его незаконченным. Из трех-четырех номеров по математике они могли сделать только два, а про остальные "забыть". Однажды убедившись, что недоделки сходят с рук, сестры стали повторять порочную практику. Это продолжалось до тех пор, пока на очередном собрании Анна не узнала об этих безобразиях.

Анна чувствует свою вину в том, что прекрасно подготовленные к школе девочки не оправдали ее надежд на отличную учебу — в 4-5-х классах среди четвертных отметок забрезжили тройки. В следующем году в школу идет ее младший сын, а сама она готовится к "работе над ошибками".

"Я пришла к выводу, — говорит Анна, — что отдавать ребенку ответственность за свою учебу следует постепенно, проверяя и убеждаясь, что он с этой ответственностью справляется. Моим детям, по-видимому, необходима определенная доля контроля, который не позволит им до конца расслабиться и позволить себе излишнюю беспечность в учебе. Простого вопроса: "Ты сделала уроки?" недостаточно, время от времени я должна просматривать тетради, задавать вопросы по устным предметам и общаться с учителями".

Не учить, но воспитывать

Вере Ивановой тоже сначала не приходило в голову садиться с детьми делать уроки. "Были моменты в начальной школе, когда я пыталась включиться в процесс проверки домашних заданий, — вспоминает она. — Лучше бы не пыталась: слезы, крики, испорченное настроение у всех. Единственное — я постоянно провожу профилактические беседы по поводу важности получения знаний, не оценок! Хотя до 7-го класса за тройки лишала компьютера на выходные. Сейчас это правило не действует, так как компьютер приходится часто использовать для учебы. Но в последнее время пришлось заблокировать все соцсети, и прежде всего ВКонтакте.

В гимназии, в которой учатся мои дети, всем родителям было сказано однозначно: "Уроки они должны делать сами. Не выполнили — отвечать должны сами. Дело родителей — контролировать процесс обучения и создавать условия". Хотя на родительских собраниях выясняется, что многие мамы буквально учатся вместе со своими детьми, в курсе всего, что дети проходят в классе. На мой взгляд, это перебор".

Вера не уверена, что заняла правильную позицию в отношении школьных дел. Но снова проходить курс средней школы она не желает. Поэтому когда у ее детей "совсем затык", с которым они не могут разобраться самостоятельно, она вызывает репетитора. "Хотя это, на мой взгляд, просто дань моде, — считает Вера. — В идеале они должны разбираться самостоятельно или просить учителей пояснить то, что они недопоняли. Ведь это вопрос мотивации — насколько сильно человек хочет выучить и насколько это для него важно. Мы — родители, наше дело — воспитывать, мотивировать, направлять — и все. Учить наукам — это дело учителей".

Если потерялся интерес к учебе

Любое обучение стоит на трех китах: мотивация к учебе, способ подачи материала, индивидуальные способности к усвоению той или иной информации. То есть возможные причины отсутствия интереса к учебе (а их может быть тысяча) будут варьироваться в трех аспектах:

  • у ребенка не выработана цель, для которой ему надо что-либо делать;
  • система обучения нарушена, т.е. не соблюдаются возрастные, психологические и педагогические нормы для конкретного ребенка, поэтому материал не заинтересовывает или остается непонятным;
  • есть особенности развития самого ребенка, нуждающиеся в коррекции, доразвитии, что делает на данный момент невозможным полное и успешное обучение. Речь идет, например, о недостаточности мозговых функций, отвечающих за память, внимание и т.д.

Очевидно, что родители могут помочь в каждой из этих трех причин школьных проблем. Главное — вовремя увидеть, что у ребенка пропало желание учиться и выполнять домашние задания. Задача родителей — не пускать дело на самотек, и если есть ощущение, что со школой у ребенка не все складывается, своевременно принять меры, возможно, проконсультировавшись со специалистами и школьными учителями.

"Если в школе вам говорят "не волнуйтесь, мы сами все сделаем", я бы не советовала родителям верить таким обещаниям", — убеждена Наталья Ивановна Новикова, директор "Первой школы". С ней всецело согласна Марина Николаевна Смирнова, директор Центра индивидуального обучения и развития "Возможность": "Когда ребята чувствуют, что родители интересуются их делами, радуются успехам, помогают, если вдруг забуксовали, то они и ведут себя по-другому. И наоборот — все очень печально, если школьник приезжает домой только поспать, помыться и поиграть на компьютере. Как бы ты ни был занят своими проблемами, необходимо находить время на своего ребенка".

Катерина Смирнова

Обсуждение

Вот только пару дней назад возмущалась в сеиейном кругу: как-то надо менять систему. Родители работают, очевидно приходят домой вечером или поздно вечером, нужно приготовить, постирать, прибраться, по идее надо бы поесть и лечь пораньше спать. Нас до сих пор журят за то, что мы якобы не занимаемся детьми, а проще говоря не учим их. У старшего ребенка 1-ый класс только в след.году, ходим на подготовку, второй год в музыкальную школу, в которой основной предмет раз в неделю и приходится 6 дней в неделю с ребенком заниматься, не хочет, капризничает, естественно, у меня сдают нервы, если я что-то уже трижды объяснила, а ребенок нк понимает, думала за год в муз.школе приучится самостоятельно дом.задание выполнять, ан нет. 2 года платно отходили на рисование, помимо приобретенных чогласно возрасту навыкам никаких сдвигов не заметила. Вроде и заниматься пыталась, а сейчас паника, год до школы, еще не читает, второй малыш, быт, работа...

18.09.2015 01:12:52, Ulyasya

У меня сынок сам выполняет, я проверяю только. Помощи не просит, любит самостоятельно вникать.

Вообще домашние задания отменить. Мой сын мечтает чтобы "как во Франции" сидеть в школе до 4 часов но домой нчего не задавали. не говоря уж о том что родители не всегда могут реально помочь, нас то учили по другому. На днях в поликлинике сидела и мама в очереди с ребенком 1-2 класса пыталась звукобуквенный разбор слов делать - неправильно.

Ну, в общем-то, очевидно - каждому ребенку нужно свое. К кому-то не лезть, кому-то помогать.
Неприятно, что так передергивают, противопоставляя "школьник приезжает домой только поспать, помыться и поиграть на компьютере" и погружение родителей в процесс приготовления домашки. Дети - они же прежде всего дети, а не только лишь "школьники".

Вчера только на собрании учительница всерьез говорила чтобы мы проверяди в деетй Все задания. Но при этом "не учили делить как учили нас а то ей потом трудно переучивать". Интересно насколько реально обычному работающему родителю, который приползает домой часов в 7 голодный и уставший ещё и уроками заниматься, особенно если ребенок ни один? В лучшем случае спросишь-сделал? И поможешь разве что в том случае если ребенок что-то не понял

Вообще-то огромное количество детей делают домашние задания, представляете? - на продленке! Где родители вообще не присутствуют. И ничего, нормально делают.
А если еще за невыполненное домашнее задание будут ставить соответствующие оценки, а не страдать толеразмом, как это обычно происходит в школах сейчас, то вообще проблем не будет...

Не согласна со статьей! Ну если только очень НЕ повезло с ребенком тогад конечно.
А так основная мысль - трудолюбивые мамы должны сесть рядом за парту по крайней мере в части ДЗ? Тогда вопрос - а долго так сидеть? До института? А потом деточку на раоту пристраивать? Представляю такой вот цветочек жизни в итоге......

Комментировать статью "Домашние задания - с мамой, с репетитором, самому. С какого класса?"

Контроль ДЗ удаленно. Домашние задания. Образование детей. Прошу помощи в советах и личном опыте по организации контроля выполнения ДЗ удаленно. Исходные данные: ученик 5 класса с полным отсутствием силы воли (ну, либо она есть, но в крайне зачаточном варианте).

Обсуждение

У меня идентичный сын. Высокий интеллект с недоразвитой волевой сферой. Сейчас, а ему 24 года, я жалею что мало занимались в младшешкольные годы. Имею в виду психологическая поддержка. Были очевидные проблемы, а мы упирали на успеваемость, дисциплину, более важные на наш взгляд вещи. А лучше бы корректировали грамотно волевую сферу у специалиста.

Когда вы перестаньте его жалеть,начнете требовать, тогда все изменится. Ваша ситуация это та же моя. Тот же пофигизм к учебе. Жесткие требования от меня,лишение того же кружка пару раз(Я больше тебе не верю) изменят ситуацию.

Домашнее задание не записывает, соответственно я не знаю и проконтролировать не могу. На тройки. Вот что с ним делать? Испробовала всё: от разговоров всех бабушек, дедушек Собственно, помощь в контроле и разжевывании школьной программы. Как мне быть с сыном?

Обсуждение

Та же беда??

20.11.2018 14:25:38, Елена"

Сын едва выскребал тройки в обычном режиме. Контрольные - 4,5. Я устала бороться. Сказала: "Твоё дело, сын. Если что непонятно, я помогу, только попроси. Ты уже взрослый. Моя задача тебя накормить-напоить, постирать-погладить, одеть-обуть и, прости уж, проследить, чтобы ты приходил домой до 22 часов. Остальное всё в твоих руках." Не сидела, не долбила ему мозг.
Двойки с тройками ловит, но реже намного. В экстремальных ситуациях мобилизуется, получает "отлично". Так и живём.
Зато я не психую и он с пониманием несёт бремя ответственности, которое я сложила на его плечи.

11.03.2017 19:42:21, Саоли

Три месяца пытаюсь наладить процесс выполнения домашних заданий, заданных с пятницы если будни под контролем, то странно в выходные исключительно начать делать уроки без Почему - пока не понимаю, но в новом месте временно работает быстрее, чем в привычном...

Обсуждение

Во-первых - чем так забита неделя, что "все расписано по часам"? Может на неделе можно как-то вожжи ослабить?
Во-вторых - после такой рудной недели Вы еще хотите субботу с утра нагрузить? Я бы субботу 100% освободила от любых заданий. А в воскр уже можно и позаниматься.

Вообще-то как минимум в началке не должно быть заданий на выходные. Нашим если задавали, то не позже, чем с четверга на понедельник. Это запрещено всякими санпинами вроде. Поэтому я для начала узнала бы в школе, в чем дело.
Ну и "После рабочей недели, когда все расписано по часам, дочка расплывается и совершенно не может собрать себя в кучу." У вас ребенок похоже сильно перегружен, в эту сторону бы тоже ревизию провела. Второй класс только, ребенок совсем маленький, а уже к концу недели, считайте, падает. И конечно проблемы со вниманием. И учителя подтверждают и еще больше дергают, и еще больше напряжение и утомляемость у ребенка. Замкнутый круг. Ей отдыхать надо в выходные, а вы хотите ей цербера нанять, чтобы еще больше нагрузить.

Дайте задание ей и уйдите из комнаты. Сделает и принесет вам. Мне лично совместные домашние задания надоели ровно через месяц. В принципе уроки она садиться делать! Но я начинаю нервничать,когда она очень,ну очень медленно их делает,зависает,думает о чем то...

Обсуждение

Орать НЕ НАДО!!! Вы показываете свою слабость, и а нужно показывать мудрость. С каждым криком вы РАЗРУШАЕТЕ ваши отношения с дочкой. И со временем это СТАНЕТ НЕОБРАТИМЫМ. Всё что вы можете - это работать НАД СОБОЙ. Искать информацию в интернете, советоваться, присматриваться к другим мамам... и выработать свою линию поведения с дочкой!! Мирную и плодотворную. Главное терпение)))) У нас тоже так было! Ко второму классу с трудами прошло. Мы старались увлечь дочку! Чтобы не стоять с палкой и не заставлять, нашла суперический курс "Письма из сказки. Обучение с увлечением". Там 11 писем, это сказка, и ребенок в ней действующее лицо - много пишет, загадки, ищет "преступников", открывает кафе))) Писать ОЧЕНЬ много, но за уши не оттащить)))) Сама стала следить за чистотой и аккуратностью, стала внимательной!!!

я хорошо умею обьяснять, я очень спокойная в принципе. я со школы занималаь с отстающими и подтягивала их, я вообще реально умею вложить в голову знания-спокойно и рассудительно.
но все это не касается мои детей. я психую только со своими.
и я понимаю почему. потому что я ожидаю от своих детей многого, они должны быть самые умные, старательные и послушные. а они не всегда такие))) и это бесит)))
я точно не права, но в итоге уроки со старшим перешли на няню))))

Я уже не знаю что делать, говорит забывает. Учительница говорит, что пока остальные дети А зачем ВАМ нужно ЕГО домашнее задание? Пока оно нужнее Вам, выхода нет. Если вы проверяете оценки, домашние задания, замечания учителей в этих электронных дневниках...

Обсуждение

Наверное, надо с учительницей "подружиться", а также с другими родителями. Будет проще ребенка контролировать.

Договариваться с учителем. Наш уходил из класса только с росписью учителя в дневник под Д/з.

27.03.2014 10:34:13, караул

Не всем детям необходимо делать домашние задания, чтоб знать изучаемый предмет, тем Да, ей иногда нужна помощь с заданиями и т.д., но если она вспомнит что что-то было задано, а она не Задания бывают и большие, но это не главное. Дети разные. Сыну было проще сразу...

Обсуждение

@Сама отличницей никогда не была, даже один раз была двойка в четверти:))) Поэтому понимаю, насколько важна школа.@
выод НАИСТРАННЕЙШИЙ... Т.е. человек, который в школе отличником не был, при этом вполне довольный собственной жизнью, делает вывод что "нужно быть отличником"??
Странно, очень странно.
Больше похоже на то что "я не была, но вот ты ЗА МЕНЯ будь!"
Не надо исправлять 4 на 5... не надо ругать за 4! не надо даже требовать исправлять 3 на 4! Вот пока до САМОГО не дойдет желание/смысл учебы - все сидения мамы совершенно бесполезны!
Так что.. сначала перестаньте контролировать и проверять ВСЕ те предметы, которые ребенку нравятся и которые у него идут хорошо. Сам, САм и только САМ,
да, и ограничьте время на сидение за уроками. Типа " от и до" после чего встал из-за стола и пошел спать.

Откажитесь от контроля по устным предметам. Договоритесь, что вы не вмешиваетесь в процесс совершенно, пока в четверти не получится 2 или 3. Обычно дети в таком возрасте умеют выкрутиться прочитав быстро на уроке. Если ребенок любит литературу и историю, он справится.
Письменные задания первое время можно проверять только наличие, а вникать в суть только если ребенок задаст вопрос. Потом когда втянитесь просто спрашивать: сделал? и верить на слово. Иногда дети что-то не сдают во время, и позже закрывают долги. В любом случае это полезный опыт. Оценки учителя и без вас стараются поставить хорошие, за тройки учителей ругают. Если вы за четверть ни разу не примете участие в уроках, оценки не изменятся существенно.
Сейчас главное, чему надо научить ребенка - планировать время, работать самостоятельно, принимать решения и отвечать за свои поступки. И найти, то что действительно интересно ЕМУ. А вам желаю излечиться от синдрома отличника.

Домашние задания. Ребенок от 10 до 13. 6 класс домашние задания. Прошу советов и мнений, хочу набраться терпения, понимания, хитростей, чтобы выдержать очередной год в школе. Спрашиваю, почему не записываешь, почему просто не можешь сесть и сделать?

Но мы всю домашнюю работу делаем, ребенок уходит в школу, как мы думаем с выполненной домашкой, а оказывается - не полностью или не то:-(Очень обидно за Кстати, от двух разных людей слышала, что в их школах -полного дня, все путем - домашнее задание дети не готовят.

Обсуждение

К учителю подойти еще раз и настоятельно порекомендовать ей не уродовать детскую самооценку, и попросить ее придумать что-нибудь конкретно для этого, вашего ребенка. Но только в мягкой форме и с улыбкой. Т.е. потребовать от нее пресловутого индивидуального подхода, который так пропагандируется, и который она отказывается применить))))))

ИМХО, с мотивацией надо поправить. У нас стоит четкая цель - окончить начальную школу на отлично, чтобы в лицей попасть без экзаменов. При начинающихся "ленивчиках" напоминаю, при этом разговор на равных, как двух взрослых людей. Пока действует:-)
Не обязательно делать из ребенка отличника (просто у моей учеба легко идет), можно придумать что-то еще.

Каждый день многие родители учеников начальной школы пытаются оказать помощь своему чаду в подготовке домашнего задания.

Помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания родителем вместо ребенка.В попытках справиться с этими заданием (а часто и с ребенком) родители используют метод проб и ошибок, подкуп, подарки, рассуждения, и все, что может, по их мнению, сработать в этом случае.

К сожалению, для некоторых детей школа является источником постоянного стресса. Если принять во внимание, какие требования предъявляются в школе к выполнению заданий, беспокойство относительно того, одобрят ли тебя родители, страх неудачи и так далее, становится ясно, что дети могут рассматривать дом как что-то вроде рая, где они могут спокойно отдохнуть.


Если же они испытывают стресс и дома, когда родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, то где тогда то место, где можно отдохнуть? Для работающих родителей это можно сравнить с такой ситуацией, когда вы работаете целый день и получаете свою долю стресса, и возвращаетесь домой в такую же напряженную обстановку. Как долгоВы будете в состоянии выдержать подобную ситуацию?

Приемы, которые помогут выполнять домашние задания, сведя к минимуму негативные эмоции.

Расписание для домашней работы.


Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико бремя ответственности, если им приходится самим решать, когда приниматься за домашнюю работу. Таким детям нужно помогчь принять решение, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или после ужина.Однако, после того, как время определено, нужно придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно . Это поможет, в частности, справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Время, отведенное расписанием на домашнюю работу, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное могут подождать, пока работа не будет завершена.
Обязательно проверяйте выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, что могут принести в школу работу с ошибками, и поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Это действие родителей дает ребенку чувство завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также чувство безопасности и уверенности, что работа выполнена без ошибок. Эту уверенность ребенок принесет с собой в класс, и, соответственно, будет более уверен в себе, когда будет выполнять классную работу. Если Вы понимаете, что ребенок не понял какой-то определенный материал, вам нужно дать знать об этом учителю.


Распределите задания по важности.


Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор.

Есть дети, которые пользуются горизонтальной перспективой . Так происходит, когда они считают все задания одинаково значимыми, и не устанавливают никаких приоритетов. Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое - вторым, и так далее.
Многие дети имеют тенденцию использовать количественный подход (сколько заданий осталось сделать) вместо качественного (учитывающего относительную трудоемкость заданий). Это означает, что если им задано пять различных заданий, то они в первую очередь выполнят четыре наиболее легких. С их точки зрения, таким образом у них остается несделанным всего одно задание, даже если оно на самом деле самое трудное.


Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки.


Для многих родителей это большая и постоянная проблема. Единственное, что можно сказать по этому поводу, это то, что родители, использующие такой способ контроля, не только подвергают себя огромной фрустрации и гневу, но и создают «выученную беспомощность».
Многие родители скажут вам на это, что их дети просто не умеют работать, если родители не сидят рядом с ними. На самом деле, не верно, что дети не могут работать, они сознательно решают не работать . Часть детей перестает работать, когда родитель решает отойти от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание.
Это - нездоровая «зависимость», потому что ничего подобного ребенок не может воспроизвести в классе. Вследствие этого, ребенок может решить вообще не делать работу в классе, и приносить недоделанные задания домой и т.о. он можетполностью завладеть вниманием мамы или папы.Проведя целый день на работе, родители очень устали, и одна мысль о том, что им придется три часа подряд провести, сидя около ребенка, может привести к проблемам.
Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Меняйте привычку ребенка постепенно. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, выходя из комнаты, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно.

Сначала проверьте то, что выполнено правильно.


Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п.
Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ».
Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения и без чувства «несоответствия». Если же вы начнете с разбора ошибочных заданий, да еще и рассердитесь, то ребенок, вместо того, чтобы исправлять задание, будет переживать, что он вызвал ваше неудовольствие.
Может оказаться удобным проверять маленькие порции заданий . Для многих детей лучше, если они немедленно могут получить подтверждение, что все сделано правильно. Попросите ребенка, чтобы он сделал сначала только пять примеров и дал их вам проверить. Отметьте те, которые сделаны правильно, и предложите ребенку перейти к следующей группе примеров.
Таким образом, ребенок получает немедленную обратную связь и одобрение , и у него появляется положительная мотивация для того, чтобы выполнять следующее задание.
Кроме того, если ребенок начал что-то делать неправильно, есть возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку, так что ребенку не придется потом переделывать все задание целиком.

Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет.


Иногда ребенок сидит над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если ребенок все это время действительно работает, и если задание действительно требует столько времени на выполнение.
Однако если вы видите, что через час или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность.
Единственное, чего вы достигните в противном случае, это добьетесь возросшего чувства «несоответствия» у ребенка.Лучше сделать небольшой перерыв, сменить деятельность, выяснить, в чем причина.

Причины затягивания ребенком времени,отведенного на выполнение домашнего задания.

Во-первых , он мог просто не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание.

Во-вторых , возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями.

В-третьих , у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий.

материал подготовлен - Анисимович О.В. 1.10.09

Тамара
2015-01-09 14:27:59
Спасибо
Аня
2012-04-20 20:05:20
спасибо

Не зная, как приучить ребенка делать уроки, родители обречены на ежедневное противостояние. Многие дети ни за что не хотят делать домашнее задание, объясняя это усталостью, скукой, непониманием материала, желанием играть, а не корпеть над школьными учебниками, в общем, находят множество отговорок – лишь бы не усаживаться за рабочий стол. И победить в этом извечном упорном противостоянии можно лишь при помощи разумных доводов и личного примера, конечно же, запасшись изрядной долей терпения.

Единственно верный вариант работы над ошибками демонстрируют нам годовалые малыши, которые только приступают к освоению нового для себя навыка - ходьбы. Вспомните, что делает ребенок после неудачи, если, конечно, это не сопровождается травмой? Он не плачет, не расстраивается, он пытается вновь встать на ноги, и вновь, и вновь. Это происходит до тех пор, пока результат его не удовлетворит. Освоившись на новом уровне своих возможностей, он доводит свои умения до совершенства и продвигается дальше. Трудно даже представить, научились бы дети ходить, если бы мы ругали их за неудачу или не давали возможности повторить попытку.

Когда малыш начинает переворачиваться, его перестают оставлять одного на пеленальном столике. Когда он постоянно падает, пытаясь научиться стоять, ему помогают найти опору. А неуклюжие попытки заговорить всячески помогают претворить в связную речь. Однако никто даже и подумать не может, чтобы запретить ребенку вставать, дабы он не ударился, запретить садиться, дабы он не упал, не разрешить лепетать несуразные слоги, пока не начнет говорить правильно.

Но к учебе, как ни печально, многие родители подходят именно так - ругают и выказывают неудовольствие различных степеней и окрасок по поводу ошибок и недочетов. Это происходит и при выполнении домашнего задания ребенка, и при просмотре прописей, а в дальнейшем - и дневника. Неудивительно, что вскоре уговорить ребенка делать уроки, как показывает практика, будет получаться только с боем, после многочисленных уговоров или окриков, а школьная учеба перестанет приносить удовольствие, и это при том, что познавательная деятельность у детей 6-7 лет является ведущей!

Помогать ли детям делать уроки, или с первых дней заставлять школьников заниматься дома самостоятельно? Как научить ребенка делать домашнее задание быстро? В этом вам помогут представленные ниже советы опытных педагогов и психологов.

Как выучить уроки, и почему детям нужна помощь

Ведущая деятельность означает приоритетная, приносящая удовольствие, та, которая легко удерживает внимание ребенка и позволяет ему долго оставаться включенным в работу. Согласитесь, завидный список качеств, особенно если отнести его к подготовке ребенком домашнего задания. Конечно, от ироничной улыбки трудно удержаться, но как практикующий специалист я настаиваю на правдивости всевозможных психологических трудов, утверждающих, что потребность приобретать знания максимальна именно у детей 6-7 лет.

Справедливость родительских вздохов при словах «домашнее задание» и «школа» также можно понять. А что делать с этими двумя правдами - наличием познавательной потребности и слезами при выполнении домашнего задания, как мотивировать ребенка делать уроки, предстоит разобраться.

Занимаясь работой над ошибками и поиском конструктивного способа этой работы, не стоит возвращаться к вопросу выбора школы и учителя: будем считать, что с этим вы удачно справились, и школа, как и педагог, подходят вашему ребенку. Теперь важно не испортить хороший старт. И поскольку основными атрибутами школьной жизни, благодаря которым мы соприкасаемся с учебной деятельностью нашего ребенка, являются оценки и домашнее задание, мы сначала обсудим проблемы, возникающие при выполнении последнего.

Почему же на начальном этапе обучения детям нужна помощь с уроками? Школьная атмосфера для первоклассника еще в новинку. Маленькому школьнику приходится решать массу новых и сложных задач: от необходимости продолжительное время усидеть за партой до поиска своего места в новом коллективе. И в таком, достаточно стрессовом, состоянии ребенку сложно оставаться собранным и сосредоточенным. Ворох эмоций необходимо переработать, осмыслить и пережить. Именно поэтому основное требование Министерства образования к работе учителя начальных классов - не заставлять детей выполнять домашние задания на первых этапах школьной жизни. К сожалению, это требование не выполняется повсеместно, хотя, по мнению психологов, оно невероятно полезно и важно.

Как показывает практика, выучить уроки ребенку не так-то просто. Наличие домашнего задания обостряет и без того наэлектризованные отношения между родителями и детьми. Ведь вся семья старается соответствовать новому статусу и требованиям. Для ребенка даже сбор школьного портфеля может стать невыполнимой задачей, что уж говорить о самостоятельном выполнении уроков. Будет логичным и естественным, если вы поможете своему ребенку, а не бросите его одного в бурный водоворот новых заданий, правил, обязанностей, а также незнакомых предметов, вещей и одежды. Согласитесь, ему есть от чего растеряться. Поэтому на первых порах помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, как говорят психологи, можно и нужно.

Советы, как правильно приучать ребенка делать уроки самостоятельно

Если вы попали к учителю, которому сложно придерживаться «попустительских» рекомендаций Министерства образования, и домашнее задание стали задавать уже в сентябре, желательно ежедневно помогать ребенку. Чтобы делать уроки с ребенком правильно, как советуют опытные педагоги, нужно поддерживать, вдохновлять, поощрять и контролировать. Именно в таком порядке. Дети до 12 лет могут менять и трансформировать свое поведение, ориентируясь только на положительные стимулы.

Если вам повезло, и домашнее задание стали задавать позже, схема действий все равно останется такой же, только вы получите большее удовольствие от процесса и ваши отношения с ребенком не подвергнутся испытаниям на прочность уже с первого сентября. Можно лишь позавидовать.

Сразу нужно предостеречь пытливых и добросовестных мам и пап от иллюзии, что хороший родитель всегда знает ответы на все вопросы. Это утопия и знакомый все перфекционизм. Далеко не всегда учителя остаются спокойными и сдержанными.

Внимательно прислушайтесь к себе: достаточно ли вы отдохнули, готовы ли к освоению нового для себя дела - выполнению домашнего задания с ребенком, да еще с учетом такого вороха всевозможных психологических рекомендаций! Да и хорошо ли вы знаете о том, как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?

С другой стороны, следует помнить о том, что не существует нормы для хорошего ребенка. Невозможно сказать, что «нормальные» дети - это смелые, уверенные, никогда не сомневающиеся в себе или, наоборот, ласковые, послушные, старательные и застенчивые. И поскольку никакой нормы нет, для помощи конкретно вашему сыну или дочке понадобится найти уникальный рецепт. Одним детям, чтобы помочь делать домашнее задание, как показывает практика, необходимо больше поддержки, другим - больше самостоятельности. Предложенные рекомендации призваны облегчить взаимопонимание, а не подвести всех детей к одному знаменателю. И еще раз нужно подчеркнуть: воспитание - это именно процесс, так как ваши отношения с ребенком строятся здесь и сейчас, а не с расчетом на то время, когда он уже будет все знать, уметь и являть собой конечный продукт воспитания.

Помочь ребенку с уроками как можно эффективнее можно лишь в том случае, если вы будете соизмерять возможности малыша и свои амбиции «хорошего родителя» при составлении графика кружков и секций. Если ваш первоклассник посещает после уроков еще пару-тройку внешкольных занятий и приходит домой с продленки, то, скорее всего, к вечеру его познавательные потребности уже иссякли, а актуальными становятся потребности базовые: в питье, еде, сне и безопасности, что и призвано давать человеку его жилище.

Никакого урона развитию таланта это не принесет, как и не принесет вреда самоопределению. Сознательный выбор кружков и первая заявка на дело всей своей жизни происходят намного позже, в подростковом возрасте. Поэтому вы никуда не опоздаете, а вот подорвать психику и здоровье ребенка можете запросто.

Точно так же и ваш первоклассник, придя домой, может делать все вразвалочку, не слышать просьб и замечаний, долго бегать в одном носке и никак не хотеть делать уроки. У ребенка должно быть время для самого себя. Чтобы научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно, как показывает практика, нужно дать ему насладится атмосферой дома, поделать какое-то время то, что малышу хочется. Необходимым условием плодотворной работы над уроками является наличие у ребенка сил на этот процесс. Если он сыт, погулял, не хочет спать, скорее всего, ему будет интересно или, как минимум, он будет готов выполнить свои обязанности ученика без лишних скандалов.

Под отдыхом не подразумевается время перед телевизором или компьютером. Виртуальная реальность делает мозг пассивным, настраивает его на получение яркого стимулирующего материала в виде картинок. Она не требует анализа и творческого подхода. После подобного «отдыха» в реальность, где ребенку необходимо делать домашнее задание, причем как можно лучше, вернуться очень сложно - и это верно практически для всех детей. Таким образом, отдых за компьютером или телевизором оставьте на потом. Для успешной разгрузки лучше подойдут разговоры с вами, прогулка, возможность повозиться на кухне с мамой, помочь папе, порисовать, поскучать и придумать игру. Итак, перед тем как заниматься с ребенком уроками, воздержитесь от телевизора или компьютерных игр.

Приготовление домашних заданий: как родителям помочь ребенку делать уроки

Следующий шаг на пути того, как научить ребенка делать уроки, - это принятие решения о количестве и качестве вашего участия в этом процессе. Некоторые родители решают вовсе не вмешиваться, оставив «школьное» школьникам. Другая часть приходит к выводу о необходимости сидеть над уроками вместе. Как же быть - помочь ребенку выполнить домашнее задание или отстраниться? Правда всегда находится посередине.

Любая помощь ребенку в новой деятельности схожа с обучением езде на велосипеде. Рассмотрим несколько способов обучения.

Вначале мы все время поддерживаем ребенка, подсказываем, стараемся быть рядом. Спустя какое-то время ребенок уже делает первые кратковременные самостоятельные заезды, затем больше, дальше. Наша помощь нужна все меньше и меньше, только для того, чтобы поддержать или утешить после падений. На следующем этапе ребенку просто спокойно, когда мы наблюдаем за его катанием, и приятно, что мы присутствуем при его успехах. Спустя еще какое-то время детям уже неважно наше присутствие, они просто получают удовольствие от процесса, с его сложностями и радостями.

Этот алгоритм действий подходит практически для любой новой деятельности, где ребенку нужна помощь взрослых. В том числе и в таком вопросе, как помочь ребенку в выполнении домашних заданий А пример с велосипедом показывает, с какой интенсивностью и как долго предлагать родительскую помощь.

Можно, в качестве примера, лихо продемонстрировать собственную езду на велосипеде: как вы здорово держите равновесие, можете отталкиваться, мастерски объезжаете препятствия - результатом может быть полное нежелание у ребенка вообще садиться за руль. Сложно радоваться своим скромным успехам, когда рядом такой виртуоз, к тому же кататься и учиться необходимо не вам, а ребенку, поэтому триумфальная демонстрация собственных навыков - изначально затея бесполезная.

Вывод: новое дело должен осваивать сам ребенок, а не взрослый вместо него, и активная демонстрация собственных доблестей, а на детском языке «хвастовство», успеху подопечного способствовать не будет.

Как заниматься с ребенком, чтобы научить быстро делать уроки

Другой способ обучения - делать уроки с ребенком, но так, как будто вас нет рядом, то есть использовать тактику невмешательства.

Вот велосипед, вот дорога. Вперед! Нельзя сказать, что так ребенок ни в коем случае не научится кататься. Многие освоили железного коня и без помощи родителей. Самая большая неприятность при таком способе обучения - высокая вероятность травм разной сложности и тяжести. И в этом причина того, что часть детей после подобных неудач попросту бросили все попытки освоить езду.

Вывод: для более мягкого, бережного и безопасного вхождения в новую сферу деятельности ребенка лучше поддержать.

Есть и такой способ обучения: вместо того чтобы дать ребенку в руки чудо механики под названием велосипед, вы будете долго и много про него рассказывать. Это никак не будет способствовать уверенной езде вашего ребенка.

Это касается и того, как научить ребенка быстро делать уроки: комментариев должно быть меньше, практики больше.

А теперь представьте, что при общении с новым механическим другом все действия ребенка будут оговариваться, направляться, усовершенствоваться и предвосхищаться нависающим над ним - в буквальном смысле - мудрым руководителем. При такой расстановке сил ученик или разозлится, так как личного пространства для мыслей и действий нет, или полностью подчинится воле руководителя.

Вывод: оставьте пространство для мыслей и действий малыша. В процессе того как делать уроки с детьми, родители и ни буквально, ни фигурально не должны «нависать» над его домашним заданием. Этим вы дадите ему возможность сформировать личный опыт и сделаете важное психологическое послание ребенку: «С тобой все в порядке, родители уверены в твоих силах!»

А бывает и так: бегущий за велосипедом взрослый старательно, крепко и настойчиво держит хорошо освоившего езду ребенка. Ситуация комичная, но нередкая. При этом скорость езды значительно замедляется, а тревога по поводу отрыва от спасительных родительских рук только увеличивается.

Вывод: отпускать надо вовремя.

Эти примеры достаточно наглядно иллюстрируют все возможные варианты крайних родительских позиций: полный контроль над деятельностью ребенка и полное невмешательство.

Из сказанного просится очевидный вывод: чтобы научить ребенка делать уроки самостоятельно, так, как того требуют учителя, и для того чтобы обучение происходило легко, новая деятельность вначале должна осваиваться совместно с родителями, а затем постепенно взрослым нужно отходить на второй план, уступая школьнику главную партию.

Как усадить ребенка за уроки, если он не хочет делать домашнее задание

Многие родители, желая помочь ребенку делать уроки и не зная, как реализовать этот план, сталкиваются с тем, что во время выполнения домашних заданий малыш не желает слушать их рекомендаций. Дело в том, что на фоне смены основной потребности с игровой на учебную главный авторитетный взрослый также меняется. Им становится учитель, или даже учитель с большой буквы. По этой причине от детей можно часто слышать фразы: «Нас так не учили!», «А Наталья Викторовна объясняла не так!». Сделать здесь ничего нельзя, да и нет необходимости. Это естественный процесс, который вначале проявляется достаточно ярко, но спустя какое-то время блекнет и теряет остроту. Ребенок начнет подвергать сомнению и слова учителя, впрочем, это не означает, что он начнет вновь слепо доверять вам. Взросление - это непрерывный процесс отделения, начиная с разрезания пуповины и заканчивая уходом в самостоятельное плавание по волнам идей, мировоззрений и жизненных позиций. Постарайтесь относиться с уважением к новым кумирам вашего ребенка. Не волнуйтесь, очень скоро они сойдут со своих пьедесталов и станут просто значимыми людьми.

Но даже если вы методом проб и ошибок на собственном опыте уже поняли, как усадить ребенка за уроки, может возникнуть другая проблема – выполнив работу неправильно, малыш не хочет исправлять ошибки. Поскольку избежать промахов нет никакой возможности, то, следовательно, эмоционально подкреплять необходимо не сами ошибки, а их исправление. Для начала предложите ребенку самостоятельно находить свои ошибки. Это, с одной стороны, снизит тревогу, а с другой - повысит самоконтроль.

Самым важным моментом в освоении любого навыка является его многократное повторение и исправление ошибок.

Сначала малыш учится переворачиваться, чуть позже осваивает речь, за ней - письмо и , но алгоритм освоения всех этих умений остается неизменным. Меняется только выражение лиц взрослых: после очередного приземления на попу маленького карапуза, пытающегося сделать первые шаги, мы умилительно улыбались, а теперь, заметив очередное исправление в тетрадке с домашним заданием, хмурим брови.

Как маме без крика уговорить ребенка делать уроки

Безусловно, папе и маме надо знать, как делать с детьми уроки, но не менее важно в процессе выполнения домашних заданий формировать у ребенка уверенность. А для этого необходимо предоставлять школьнику самостоятельность. Естественно, пытаясь научиться чему-либо, ребенок будет совершать ошибки (как тогда, когда учился ходить) и исправлять их. Именно поэтому в тетрадках появляются жирные наводки правильных букв и цифр, подтирки, зачеркивания, затирания пальцами. Эти яркие результаты самостоятельной работы настойчиво бросаются в глаза. Чтоб делать уроки с ребенком без крика, как показывает практика, нужно постараться не вмешиваться, не ругать, не сердиться. Своим невмешательством вы сообщите ребенку о своей уверенности в его силах и продемонстрируете готовность принять его несовершенство.

Использование черновиков предполагает выполнение работы дважды, а это дополнительная нагрузка на неокрепшую мелкую моторику ребенка, на его рассеянное внимание и ваши отношения. При старте на такой важной трассе, как школьная жизнь, аккуратность - не тот приз, за который стоит бороться с самого начала. Со временем ребенку самому захочется получать удовольствие от порядка в тетради. Как правило, это происходит во втором полугодии, когда у многих адаптация уже завершилась, внимание стало более устойчивым и появилось желание оттачивать приобретенные навыки.

Разрывая неопрятные тетради, заставляя переписывать по нескольку раз до получения идеального результата, переходя на крик из-за исправлений и затертостей, вы действуете вразрез с психофизическими возможностями шестилетнего ребенка. И что еще более важно - уводите его от любви к учебе в раздражение, усталость и неуверенность.

Затраченные усилия во время выполнения задания и работы по его исправлению

«Результат как желанная и единственная цель» - подобный настрой часто является у родителей основным. С другой стороны, результативность труда - это главная цена любой работы. Когда вы отдаете в ремонт фен, вы вправе требовать получение исправного электроприбора - это и будет результатом, заказываете копию ключа - ожидаете, что он откроет дверь, шьете платье - хотите, чтобы оно сидело отменно. К сожалению, или к счастью, в обучении и воспитании невозможно получить результат четко запланированный, так как объект ваших трансформаций имеет свои чувства, потребности и права, это не безмолвный фен или платье.

В процессе воспитания и обучения возникает огромное количество нестыковок, ошибок, непонимания, поисков договоренностей и компромиссов, объяснений. В этом и заключается взаимодействие и общение с ребенком. И если из всего этого многообразия оставить только результат, то выходит, что ребенок нами любим только при условии хороших оценок и полного послушания. Это - прямой путь к неврозам, и некоторые семьи проходят его до конца.

Если взрослые ценят только достижение ребенком результатов, игнорируя при этом неудачные попытки как потраченные впустую время и усилия, то через некоторое время ребенок, вполне вероятно, будет испытывать трудности при выборе того или иного способа действия. Заданный идеальный результат ему известен, но как найти путь, чтобы достичь его, избежав ошибок и исправлений, а значит, неудовольствия взрослых?

Советы психологов касательно того, как помогать ребенку в приготовлении уроков:

  • При неудачах констатируйте лишь факт их существования, избегайте эмоционального подкрепления, тем более негативного и яркого.
  • Эмоционально поддерживайте усердие и старание ребенка. Подмечайте, когда он сам решил что-то исправить, переделать. Подбодрите его словами: «Какой ты упорный, усердный…»

Статья прочитана 3 165 раз(a).