Что учить с ребенком в 2 года. Мелкая моторика — ее значение, упражнения. Что умеет делать годовалый малыш

Ребенок в 2 года – маленький самостоятельный человечек, который с любопытством изучает окружающий мир. Взрослые максимально должны помочь малышу адаптироваться посредством игры. Во что играть с 2 летним ребенком родители решают самостоятельно, соответственно уровню физического и интеллектуального развития малыша.

Ребенок в 2 года – маленький самостоятельный человечек, который с любопытством изучает окружающий мир. Взрослые максимально должны помочь малышу адаптироваться посредством игры. Во что играть с 2 летним ребенком родители решают самостоятельно, соответственно уровню физического и интеллектуального развития малыша.

Что должен уметь ребенок к двум годам:

  1. Физическое развитие:
    • правильно координировать движения;
    • согласованно управлять своим телом;
    • развивать большую и мелкую моторику.
  2. Cамообслуживание – удовлетворение своих потребностей:
    • гигиенических;
    • питания;
    • раздевания-одевания;
  3. Интеллектуальное развитие:
    • пополнение словарного запаса;
    • общение с взрослыми и сверстниками;
    • познание окружающего мира;
    • рисование, музыка, танцы.

Игры, способствующие лучшему физическому развитию

Игры с мячом

Подвижные игры с мячом одинаково нравятся 2-х летним мальчикам и девочкам. Следует учитывать, что ребенок в этом возрасте достаточно быстро устает, поэтому желательно чередовать активные развлечения с отдыхом. Играть дольше 15 минут не рекомендуется, иначе в следующий раз малыш откажется от этого развлечения.
Даже в условиях небольшой квартиры можно поиграть с ребенком в мяч, бросая его с близкого расстояния в руки малыша. Развиваются хватательные движения, улучшая управление своим телом. Сев напротив друг друга и широко расставив ноги, как своеобразные ворота, следует учить ребенка двух лет катить мяч в заданном направлении.
Игра в домашних условиях в «съедобное – несъедобное» улучшает реакцию крохи на внешние воздействия, увеличивает познания в области, что можно кушать, а что нельзя. Плюсом является развитие хватательных движений при ловле мяча.

    На детской площадке следует разнообразить игры:
  • футбол – стараться попасть по мячу ногой в движении, чередуя то правую, то левую ногу;
  • бросать мячик в заданном направлении;
  • подбрасывать мяч вверх, чтобы ребенок 2-х лет старался поймать его;
  • перебрасывать спортивный аксессуар друг другу, встав в круг с несколькими детьми примерно одинакового возраста.

В активных развлечениях взрослым не стоит оставлять детей играть одних без присмотра:

  • малыш 2-3 лет может упасть, получив травму;
  • удар мячом, даже брошенный сверстником, довольно болезнен;
  • родители должны руководить игрой.

Преодоление препятствий

Дети 2-3 лет очень любят спортивные игры:

  • лазить по шведской стенке;
  • висеть с поддержкой взрослого на турнике;
  • ходить по бревну над уровнем земли;
  • бегать, прыгать.

В таком возрасте у малыша нет чувства страха и опасности, поэтому взрослым рекомендуется осуществлять постоянное наблюдение за ребенком, чтобы исключить возникновение несчастных случаев. Рекомендуется рассказывать малышу о поведении на гимнастических снарядах, необходимости крепко держаться.

Ирина Князева - воспитатель детского сада №57

Во что поиграть с ребенком в 2 года на улице советуют специалисты:

  • догонялки с родителями или другими детьми, играющими рядом;
  • жмурки;
  • ходьба по лабиринту, по начерченной на асфальте линии;
  • прыгалки на месте с чередованием ног, со ступеньки на ступеньку, через бордюр.

При прыжках следует держать малыша 2 лет за руку, пока он научиться прыгать без травм.
Активные физические игры заменяются в домашних условиях хождением босиком по крупе, мелкой гальке. Можно предложить и показать личный пример, как ходить на цыпочках, зажав мячик или мягкую игрушку между коленями. Дети в 2-3 года с удовольствием повторяют действия взрослых.
Очень любят малыши массаж с рассказом «Ехал поезд» - в игровой форме укрепляются мышцы спины, улучшается осанка. Занятия с ребенком физическими упражнениями укрепляют организм, повышают иммунитет, препятствуют возникновению многих заболеваний.

Игры, улучшающие мелкую моторику

Гармоничное развитие маленького человека немыслимо без игр, тренирующих мелкую моторику рук. Движения руками, пальцами у детей в 2 года напрямую связаны с работой головного мозга – способствуют лучшему развитию речи, логики, зрительной координации движения.

Творчество

Конечно, может не все получаться сразу, но требуется терпение родителей, чтобы малыш 2 лет научился все делать сам:

  • рисовать красками и карандашами, раскрашивать крупные рисунки раскрасок;
  • вырезать ножницами простейшие фигуры;
  • лепить из пластилина, глины или теста палочки и шарики;
  • делать аппликации и поделки из картона, цветной бумаги, другого подручного материала.

Играть с ребенком в возрасте 2 лет в подобные игры следует только с взрослыми, которые объяснят и подробно расскажут, покажут, в какой последовательности следует изготавливать ту или иную поделку. Малыш в 2 года под руководством родителей делает сначала только несложные действия: раскрашивает крупное изображение, приклеивает, вырезанную взрослым, фигурку.
Все дети любят рисовать. По тому, в какую руку ребенок берет карандаш или кисточку, определяется будущий левша или правша. Не рекомендуется перекладывать насильно предметы из левой руки в правую, так как такие методы вообще отобьют охоту творчества. Даже, если непонятно, что изобразил ребенок, малыша желательно похвалить, чтобы поощрить его старание.

Игры с песком


Очень полезны занятия малыша в песочнице:

  • постройка замков развивает фантазию;
  • производство «пирожков» из песка приучает различать форму изделия;
  • песок массажирует подушечки пальцев и ладони, улучшая кровообращение и мозговую деятельность крошки;
  • игры с другими детьми расширяет кругозор, развивает общительность.

Рисование на стекле, посыпанном песком, способствует развитию фантазии, самостоятельности.

Развитие речи

Поиграть с малышом 2 лет можно, рассказывая ему сказки, разучивая вместе детские стишки, особенно такие, как «Мишка косолапый», в которых совмещается рассказ и действие. Эффективно использовать музыкальное сопровождение в играх с ребенком 2 лет: предложить малышу делать движения телом в такт музыки – подпрыгивать, приседать. Или самому играть на каком-либо инструменте.

В игровой форме следует учить детей четко выговаривать слова, поправлять при неправильном произношении. Рекомендуется беседовать с малышом, как с взрослым, увеличивая словарный запас маленького человека.

С удовольствием дети 2 лет смотрят кукольные спектакли, которые можно организовать дома. Не обязательно использовать профессиональных кукол, следует задействовать любимую игрушку ребенка. Поиграть в представление с ребенком можно, научив малыша правилам поведения в быту – за столом, в ванной во время умывания, помогая маме убирать в комнате и тому подобное.
В таком возрасте дети любят играть в ролевые игры со сверстниками или родителями. Одеть, причесать куклу, вылечить любимого мишку, купить товар в магазине – больше подходит девочкам, наследующим поведение мамы. А мальчики заняты машинками, постройками из кубиков гаражей, сборкой простейших фигур из конструктора.

Определение качества предметов

Как играть с ребенком в 2 года, чтобы малыш научился определять форму предметов, умел правильно применять полученные знания на практике? Рекомендуется взять разные фигурки по форме: кубики, шарики, пирамидки, куклы. Найди отличия - такие игры помогают ребенку развить внимание и сообразительность Требуется закатить их в игрушечные ворота. Родителям следует доходчиво объяснить в игре с ребенком, почему быстрее всех катится шарик, а не кубик. Малыш на примере разных игрушек сможет различать форму предметов.
Игры на сравнение качества предметов развивают сообразительность и внимание: рекомендуется взять 2 игрушки, например куклы, одетые в различную одежду, с неодинаковыми прическами, разного роста. Ребенок 2 лет должен рассказать, что у них общего и в чем отличие. Играть часто с ребенком в подобные игры – хорошая тренировка для умственного развития.

Звуковое окружение

Хорошее предложение играть с малышом на распознавание звуков, окружающего пространства. Следует внимательно прислушаться к тиканью часов, жужжанию мухи, шуму машин за окном. Объясняя ребенку происхождение звуков, желательно повторять их вместе. Можно самим стать источником звука: поцарапать ногтями по стене, стеклу, хлопнуть дверью, кашлянуть, изобразить, какие звуки издают домашние животные. Повторяя за взрослым, ребенок меньше воспринимает посторонние шумы при укладывании в постель и засыпании.

Мелкая моторика

Во что, и как играть с детьми 2 лет, выбирают родители, руководствуясь рекомендациями для гармоничного развития малыша в 2-3 года. Мелкую моторику развивают игры с мелкими предметами Прекрасно развивает моторику пальцев перебирание мелких предметов – разноцветных пуговиц, зерен фасоли, колечек, сверкающей бижутерии. Интересно малышам нанизывать колечки на пирамидку. Чередуя цвета, ребенок 2 лет запоминает последовательность правильного сложения фигуры.
Складывание зерен фасоли или пуговиц в бутылку с узкой горловиной – увлекательное занятие для малышей, развивающее мелкие движения пальцев, массажируя их подушечки, что благосклонно действует на психическое развитие ребенка.

Помощь маме


Дети с радостью помогают взрослым делать домашние дела

Как играть с ребенком 2 лет в домашних условиях, подскажет сообразительность родителей. Можно с маленького возраста приучать сынишку или дочурку помогать маме простейшими приемами: разложить салфетки на столе, положить каждому вилки, ложки, заодно обучая малышей счету. Сколько в семье человек и сколько приборов надо поставить на стол. Сколько следует положить ложек, вилок, тарелок.
Уборка по дому приучает ребенка к аккуратности. Подмести пол, пропылесосить ковер, убрать игрушки – дети с удовольствием выполняют несложные работы по дому во главе с мамой или папой. Руководство взрослых обязательно при работе с электроприборами. Оформив ежедневные заботы в виде увлекательной игры, можно добиться, что ребенок в дальнейшем будет помогать старшим без постоянных напоминаний.
Многим детям нравится готовить вместе с мамой, выполняя несложные действия, как настоящий повар: перемешать тесто, слепить пирожок, почистить вареные овощи.

Развитие внимания

Развивают сообразительность, внимание, логику игра в пазлы. Сначала требуется складывать простейшие варианты из малого количества частей, постепенно увеличивая сложность задания.
Определению формы, цвета предметов помогает несложная игра: в 2 емкости следует сложить игрушки разного цвета. Объяснить ребенку, где какой и просить дать игрушку определенной окраски. За каждое правильное действие желательно поощрять ребенка словом.
Неизменный восторг вызывает пускание мыльных пузырей. Самостоятельное выдувание пузырей развивает дыхательную систему крохи, а попытка поймать переливающееся разными цветами чудо, улучшает координацию движения.

Во всех играх с ребенком двухлетнего возраста должны участвовать взрослые, чтобы предупредить травмы малыша. Обязательно следует хвалить крошку, вне зависимости от того, хорошо или плохо получилось задание. Ребенок должен чувствовать любовь и защиту родителей. Разнообразие игр зависит от желания и фантазии мамы и папы.

Похожие материалы

К моменту исполнения малышу двух лет он уже обладает огромным количеством различных навыков и умений и, к тому же, вполне самостоятелен. Несмотря на это, ему также требуются развивающие игры и занятия с родителями и другими близкими взрослыми, во время которых он знакомится с новыми предметами и понятиями, совершенствует ранее приобретенные навыки, расширяет активный словарный запас и так далее.

Безусловно, развивающие занятия с таким маленьким ребенком не должны напоминать скучные и длительные уроки, ведь кроха еще очень быстро устает. Кроме того, двухлетние малыши намного лучше усваивают информацию, поданную в шутливой игровой форме, поэтому вам необходимо развивать свое чадо во время интересных и увлекательных игр.

В данной статье мы расскажем вам, как правильно развивать ребенка в 2 года дома и на улице, и какие развивающие игры и занятия лучше всего подобрать для малышей в этом возрасте.

Как развивать детей после 2-х лет?

Чтобы ваш сын или дочь развивался полноценно и разнопланово, включайте в программу игр и занятий с ним следующие элементы:

  1. Хотя двухлетний ребенок еще относительно мал, он уже способен различать понятия «один» и «много», поэтому вам необходимо во время любых игр обращать его внимание, сколько различных предметов на картинке или на столе. При таком подходе к моменту исполнения крохе 3 лет он будет безошибочно определять, в какой группе больше определенных вещей, а в какой меньше, а также научится считать до четырех или дальше.
  2. Чтобы развивать мелкую моторику пальцев, мышление и логику ребенка в возрасте двух лет, следует постоянно предлагать ему всевозможные сортировки. Пусть малыш учится разделять большое количество предметов на маленькие группы по цветам, форме, размеру, типу и так далее. Все это, безусловно, очень полезно для мозга маленького ребенка и обязательно пригодится в дальнейшем.
  3. Малышу старше 2 лет можно предложить сложить пазл или разрезную картинку, хотя подобные игры далеко не всегда вызывают интерес у таких маленьких деток. Также очень полезно собирать картинку из кубиков. Если крохе нравится складывать различные узоры, приобретите или сделайте своими руками и ежедневно занимайтесь со своим чадом, постепенно усложняя задания.
  4. Для развития внимания и способности его концентрировать подойдут любые игры, цель которых направлена на поиск предметов, тем более что провести их можно в любой обстановке, в том числе и на улице или в очереди в поликлинику. Просите кроху найти собачку, киску, красную машину и так далее или же показать все предметы определенной формы или цвета. Ребенку обязательно понравится увлекательный поиск и ласковая похвала мамы, поэтому он ни за что не откажется от такой игры.
  5. Эту игру также можно усложнить. Когда малыш научится безошибочно определять, какой предмет находится перед ним, предложите ему подобрать для него пару.

  6. Не забывайте и о важности творческих занятий. Обязательно поощряйте желание крохи рисовать, лепить из пластилина и соленого теста, делать аппликации и другое.
  7. Также в 2 года нужно обязательно развивать речь ребенка и делать это так часто, как это только возможно. Постоянно разговаривайте со своим чадом, задавайте ему вопросы, читайте сказки и стихи, пойте ему песенки, отгадывайте простейшие загадки и так далее. Наконец, для развития речи двухлетнего малыша очень важны различные пальчиковые игры.

Как развивать гиперактивного ребенка 2 лет?

Развивать в 2-2,5 года нужно точно так же, как и любого другого, однако, в программу занятий с ним необходимо включать как можно больше элементов, направленных на развитие двигательных навыков, поскольку это поможет ему сбросить накопившуюся за день энергию и немного успокоиться.

Учите свое чадо прыгать на двух ногах, ловить брошенный вами мячик, подбрасывать его вверх, ходить по длинной доске, удерживая равновесие, танцевать, переносить с места на место крупногабаритные, но не тяжелые предметы, лазать через туннель, ходить на руках с поддержкой взрослых и так далее.

Хотя такой карапуз не способен долго сидеть на одном месте, не отказывайтесь от развивающих и творческих занятий за столом. Предлагайте малышу позаниматься через каждые 2-3 часа, но продолжительность одного «урока» уменьшите до 5-10 минут.

Многие заботливые родители переживают: «Как же правильно воспитать ребенка, чтобы он вырос умным, культурным, аккуратным, заботливым, вежливым и эрудированным человеком?»

Прекрасно понимаю волнение папочек и мамочек, поэтому эту статью хочу посвятить нюансам воспитания двухлетнего карапуза, дать, проверенные практикой, рекомендации, а так же так же «разложить по полочкам» психологию ребенка.

Особенности развития ребенка 2 лет.

К двум годам у карапуза заметно развиваются физические возможности:

  • увеличивается время бодрствования, ведь малыш спит уже 1 раз в день
  • словарный запас составляет около 300 слов
  • активно играет с предметами, толкает их, передвигает, обходит, интересуется, что находится внутри.
  • знает функциональные свойства многих окружающих его вещей. Например, машинка едет, птичка летает, кораблик плавает и т.д.
  • подражает действиям и движениям взрослых
  • проявляет эмоции: удивление, восхищение, ласку, жалость, сочувствие, радость, гордость, разочарование и т.п.

Хотите воспитать ребенка — начните с СЕБЯ!

Сразу скажу, что обеспечить достойное воспитание ребенка – это огромный кропотливый процесс, который нужно выполнять, придерживаясь определенных правил:

Важно контролировать и следить за своим поведением. Если Вы смотрите телевизор, а ребенку говорите, что телевизор смотреть нельзя, то не рассчитывайте на послушание. Карапуз находится в таком возрасте, что хочет выполнять те действия, что выполняете Вы, а если Вы его просите сделать что-либо, то, скорее всего, он будет сопротивляться. Например, Вы попросите его успокоиться и постоять на месте, а он, как назло, будет кружить без остановки. В таком случае рекомендую сказать ему: «Бегай быстрее!» Даю 90%, что он очень удивиться, остановиться и решит передохнуть!

Помните, что при воспитании малыша нужно проявлять выдержку и терпение, чтобы адекватно реагировать на проявление его лидерских, творческих и гиперактивных качеств. Ведь дети – это маленькие личности с разным темпераментом, способностями, наклонностями и т.д. Например, если карапуз по натуре – лидер и постоянно высказывает свое мнение, выдвигает идеи и предложения, то не осуждайте его, обязательно выслушайте и предоставьте ему свободу выбора в некоторых вещах. Таким образом, малютка вырастит уверенным в себе человеком, лидером, к мнению которого будут прислушиваться другие.

Кстати, если Ваше ребенок рисует везде: на стенах, обоях, мебели, а так же охотно занимается лепкой, любит играть конструктором, с удовольствием делает аппликации и т.д., то ваш ребенок – личность с огромным творческим потенциалом.

В таком случае, рекомендую родителям обеспечить соответствующую площадь , необходимые материалы и предметы для развития его таланта. После того, как моя дочь, разрисовала диван, я поняла, что нужно срочно покупать доску для рисования, ватманы, карандаши, наборы для рукоделия и т.д.

Не расстраивайтесь, если Ваше чадо ведет себя, как обезьянка: прыгает по дивану или кровати, лазает на любые возвышенности, постоянно вертится и крутиться, не сидя на одном месте. Просто Ваш карапуз из числа гиперактивных детей.

Не ругайте ребенка за это, а просто найдите для него занятие с применением физических возможностей . Это может быть посещение детской игровой площадки, подвижные игры и многое другое.

Есть категории ребят, которых называют неутомимыми помощниками. Такие детки послушны, всегда ходят возле мамы и пытаются ей помочь в кормлении домашних животных, уборке, расстановке посуды и т.д.

Не отбивайте охоту, заинтересовывайте карапуза, просите выполнить ту или иную посильную для него задачу. Таким образом, он с детства будет приучен к трудолюбию и вырастит отличным вашим помощником.
- учите малыша правилам этикета, гигиены и самостоятельного обслуживания.

  • проявление любви в физической форме: обнимайте, целуйте малыша, играйте с ним, кормите и разговаривайте. Ни в коем случае не бейте его и не обижайте! Иначе карапуз вырастит неуверенным в себе, агрессивным, недоверчивым или обозленным на весь мир. Мальчик должен воспитываться в строгих рамках, без лишних сюсюканий, но и без деспотичных замашек.
  • не ограничивать физические возможности и активность ребенка. Как правило, мальчики активнее, чем девочки, поэтому не удивляйтесь, что ваш сорванец ходит со сбитыми коленками, шишками и синяками. Очень хорошо, если мальчик хорошо физически развивается, так как он будущий защитник не только семьи, но и возможно страны.
  • не волнуйтесь, если ваш мальчик к двухлетнему возрасту плохо разговаривает или не всегда просится на горшок. Практика показывает, что мальчики развиваются в этом плане медленнее, чем девочки.
  • психологи рекомендуют родителям обращаться к сыночку со словами: «сынок», «мальчик», «помощник»… Уменьшительно-ласкательные слова, типа «зайчик», «лапочка», «котик» применять как можно реже, чтобы карапуз уже из самого маленького возраста понимал, что он будущий мужчина – кормилец и защитник своей семьи.

Воспитываете девочку?

  • развивайте у малышки творческие способности. Практически все девочки спокойны, уравновешены, более усидчивы, в сравнении с мальчиками. Им легко дается монотонная работа, развито чувство прекрасного и фантазия, поэтому девочки с удовольствием рисуют, занимаются лепкой, аппликацией и т.д.
  • поощряйте желание дочки выражать свои эмоции и чувства. Делайте своей маленькой принцессе комплименты, одаряйте ее похвалой и нежностью, тогда в юном или взрослом возрасте она не будет таять перед мальчиками, от первого же комплимента, сделанного в ее адрес. Малышка должна вырасти самодостаточной, уверенной в себе, распознавать лживые и неискренние чувства.
  • предоставьте возможность доченьке самостоятельно выбирать ту или иную игры. Не удивляйтесь, если Ваша малютка вместо того, чтобы играть в дочки – матери, начала играть в футбол, просто она относится к категории девочек – «пацанок». Со временем, ее приоритеты могут поменяться, и она станет настоящей леди!
  • с детства объясняйте малышке, что она в этой жизни может достичь много. Покажите доченьке картинки с изображением женщин – актрис, политиков, врачей, учителей … и объясните, что когда она вырастит, то стает такой – же уважаемой тетей.

И, наконец, хочу дать оценку непонятному поведению двухлетнего ребенка в тех или иных ситуациях и дать рекомендации:

  • ребенок капризничает, истерит и вредничает без повода – он вызывает вас на конфликт! Можете поругать его, но ни в коем случае не запугивать и не применять физического насилия. Он должен знать, что наказание – это не пытка, а следствие его отвратительного поведения.
  • малыш пытается высказать свою точку зрения, перебивает вас, хочет сделать по-своему. Обязательно выслушайте его, а потом спокойно объясните, в чем он не прав или задумайтесь: может словами младенца глаголет истина!

Удачи Вам, дорогие родители, в воспитании своего маленького счастья!

Читайте еще:

Игры для детей двух лет

50 вещей, которые мы делали в детстве и остались живы и здоровы!!!

Суть и уникальность методики Марии Монтессори

Прочитала статью о том, что должен уметь ребенок в 2 года...

Поняла, что развитие у нас сильно-сильно отстает от описанного в статье. Это у нас проблема или в статье нереальные требования?

Физическое развитие ребенка

В 2 года физические показатели мальчиков и девочек уже достаточно сильно отличаются.

· Девочки в этом возрасте весят от 12 до 14 кг, а их рост составляют 84-90 см.

· Мальчики в 2 года вырастают до 86-92 см и 13-16 кг соответственно.

К 2 годам дети должны уже уверенно не только ходить, но и бегать , уметь перешагивать через препятствия, ходить по лестнице и поднимать и спускаться по наклонной плоскости. Большинство детей в 2 года очень любят физическую активность, но, в отличие от полуторагодовалых детей, теперь их уже не привлекает просто движение без цели – они стремятся залезть на вертикальную лестницу, покататься на качелях или на горке, поиграть с мячом, покапать лопаткой или побегать друг за другом в «догонялки».

Заметно увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже может перепрыгивать через невысокие препятствия, ходить по брусу и играть в футбол , попадая по мячу ногами.

Особое внимание в 2 года стоит обратить на мелкую моторику ребенка – уже в этом возрасте нужно начинать подготовку малыша к школе, ведь у детей движения руками напрямую связаны не только со зрительной координацией, но и с деятельностью головного мозга. В 2 года дети должны хорошо владеть обеими руками, чаще всего к этому возрасту уже становится ясно, кто ваш ребенок – левша или правша, реже малыш продолжает действовать обеими руками попеременно.

Чтобы развитие ребенка было гармоничным, примерно половину времени, отведенного на занятия, нужно отводить на развитие мелкой моторики. В этом возрасте дети очень любят лепить из пластилина, делать простые аппликации, причем, самостоятельно вырезая крупные фигуры, и рисовать . Не стоит бояться давать малышу в руки ножницы или кисти с красками, если объяснить 2-х летнему ребенку, как правильно с ними обращаться и контролировать во время первых занятий, то совсем скоро он уже сможет сам заниматься творчеством. Многие родители 2-х летних детей делают 2 основные ошибки во время таких занятий:

· ждут от ребенка слишком многого и дают ему слишком сложные задания или делают все сами – 2-х летний малыш не может еще резать бумагу ровно по линиям и с трудом понимает, зачем вырезать ровные круги и квадраты. Нужно дать ему возможность сначала поиграть с красками, пластилином или ножницами, а только потом, в игровой форме, предложить ему что-то сделать. Для двухлеток считается очень хорошим результатом, если они научатся правильно держать в руке ножницы, делать из пластилина шарики и «колбаски» и раскрашивать крупные картинки;

· оставляют малыша заниматься всем этим самостоятельно – в 2 года ребенок еще не понимает, что и как он может и должен делать с цветной бумагой, клеем или пластилином. Если родители не будут заниматься вместе с ним, ему скоро надоедят новые игрушки и он отправиться на поиски новых приключений. Чтобы от таких занятий была польза, родителям нужно заранее продумать или посмотреть в интернете программу развивающих занятий, а затем вместе с ребенком, давая ему несложные, последовательные задания, нарисовать простую картинку, сделать несложное панно или аппликацию.

Нервно-психическое развитие ребенка 2 года

В 2 года поведение и повадки малыша сильно меняются – из послушного, только иногда упрямящегося ребенка, он превращается в непоседливого шалуна , который пытается не только отстаивать свою самостоятельность, но и спорить с родителями. К 2 годам дети уже не только понимают и отвечают на вопросы родителей или сообщают о своих желаниях, они учатся выражать свои мысли и даже могут поддерживать беседу с родителями и другими взрослым, рассказывая, как они провели день и что делали.

Период с 2 до 3-х лет психологи называют сенситивным, именно в этом возрасте ребенок не просто учится говорить, а усваивает несколько важнейших составляющих родной речи: умение правильно выстраивать предложения, произносить звуки и слоги и отвечать на вопросы. В этом же возрасте можно начинать в игровой форме обучение ребенка другим языкам, единственное условие – он уже должен хорошо понимать и произносить слова на родном языке. Дети в 2 года очень любят узнавать и запоминать значения новых слов и понятий, и уже через полгода после 2 дня рождения их любимым словом становится: «почему».

Для развития связной речи и обогащения словарного запаса ребенка в 2 годанужно не только постоянно разговаривать с ребенком, но и как можно больше читать ему и рассказывать сказки . Детские психологи давно заметили – телевизор или, тем более, компьютер, категорически не подходят для развития речи ребенка, дети много времени проводящие за просмотром мультфильмов или за планшетом, часто не могут связно выражаться даже в школьном возрасте, у них очень ограничен словарный запас и совсем не развито воображение. Для чтения детям в 2 года лучше всего выбирать яркие, красочные книги с легким и понятным текстом, причем ни просто быстро прочитывать стихи и сказки, а стараться донести до ребенка смысл прочитанного, вовлекая его в обсуждение сказочной истории, заставляя сопереживать или сочувствовать героям. В 2 года дети любят простые русские народные сказки, сказки про животных и несложные стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и так далее.

Игры ребенка в 2 года тоже становятся более сложными и эмоциональными. Дети разыгрывают целые сценки из сказок, любят играть «в домик», готовить и раскладывать еду, «лечить» игрушки, создают целые «автопарки» или домашние «парикмахерские». По-прежнему любимыми игрушками остаются кубики, из которых малыш уже самостоятельно может выстроить башню или дом, различные рамки-вкладыши и другие подобные игрушки. В 2 года для развития малыша рекомендуются приобрести мягкие и крупные паззлы, настольные игры вроде «Найди пару», магнитные игрушки, мозаики, деревянные конструкторы и конструкторы типа «лего».

После достижения 2-х летнего возраста сильно меняется эмоциональное и социальное поведение ребенка. Двухлетки радуют родителей своим интересом к окружающему миру, вопросами обо всем происходящим и умением ладить с окружающими. В этом возрасте дети уже охотно участвуют в общих играх и могут играть вместе с ровесниками на детской площадке или в песочнице. Но, в тоже время, характер малышей на третьем году жизни может сильно «испортится», тяга к самостоятельности и желание отстаивать свою точку зрения по любому вопросу раздражает большинство родителей . И если до 2-х лет упрямство и капризы малыша чаще всего были вызваны усталостью или плохим самочувствием, то после достижения 2 лет, дети таким образом пытаются отстаивать свое мнение и даже манипулировать родителями.

Очень важно не препятствовать тяге ребенка к самостоятельности и дать малышу возможность попробовать сделать самому все, что он захочет. Конечно, в этом возрасте дети еще не могут самостоятельно одеваться или кушать, но нужно давать ребенку время и не торопить его, пока он пытается самостоятельно что-то сделать.

Не менее важно правильное отношение родителей к неудачам и негативным последствиям таких самостоятельных «опытов». Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если у него не получается сделать желаемого или результаты его усилий далеки от идеала, иначе вскоре малыш откажется от попыток что-то сделать самому.

Среди важнейших социальных навыков 2-х летнего ребенка психологи обращают внимание не только на умение малыша общаться со сверстниками и взрослыми, но и на его гигиенические и бытовые навыки . Так как именно умение самостоятельно позаботиться о себе считается важнейшим навыком в этом возрасте. Двухлетний ребенок должен уметь просится на горшок или садится на него самостоятельно, есть жидкую и полужидкую пищу ложкой, пить из чашки, мыть руки и умываться, надевать некоторые вещи и, самое главное, обращаться к взрослым с просьбой дать ему что-то или сделать нужное.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Среди важнейших навыков ребенка в 2 года отмечают:

· умение самостоятельно ходить, бегать, подниматься-опускаться по лестнице, забираться на стулья и диваны;

· менять положение тела на ходу и одновременно совершать несколько действий – нести в руках мяч или игрушку на ходу;

· играть в мяч – бросать и ловить его с небольшого расстояния;

· просится на горшок и контролировать большую часть времени свои физиологические навыки;

· есть ложкой и пить из чашки;

· пытаться умываться и чистить зубы;

· пытаться одеваться и раздеваться;

· умение в игре не просто подражать действиям взрослых, но и выстраивать сюжетные линии – покормив куклу, укладывать ее спать и так далее;

· умение складывать из 2-3-х картинок одну, строить из кубиков дом или забор;

· умение раскрашивать большие картинки, держать в руке карандаш или ручку и чертить линии;

· умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять простые поручения;

· умение на картинках показывать главных героев, отвечать на вопросы, задавать вопросы по сказкам.

Мальчики и девочки в 2 года

По мнению детских психологов после достижения 2-х летнего возраста ребенок твердо осознает свою принадлежность к определенному полу и считает, что накладывает на него определенные «обязанности». Так к двум с половиной годам дети чаще всего знают, что девочки носят платья и что когда они вырастут, то будут как мамы, а вот мальчикам носить юбки нельзя и они больше похожи на пап. Гендерные различия в 2 года проявляются не только в поведении детей – мальчики более агрессивны и самостоятельны, а девочки – спокойнее и более вербально развиты, но и в пристрастии к разным играм и занятиям, а также в отношении с окружающими.

Маленькие девочки в большинстве случаев очень любят, когда на них обращают много внимания и оценивают взрослых именно с позиции их отношения к себе – «эта тетя хорошая, она со мной разговаривала и подарила игрушку», а двухлетних мальчиков больше интересуют умения окружающих и их желание поиграть вместе с ребенком в подвижные игры.

Развитие ребенка в 2 года не имеет каких-то канонов и шкалы, относительно которой можно оценивать способности малыша, темпы его роста и формирования. В первую очередь необходимо отталкиваться от индивидуальных особенностей ребенка и его темперамента, который, несомненно, уже проявляется.

Ребенок этого возраста проделывает титанический труд при освоении мира и умеет уже очень многое. На что способен двухлетний кроха? Может играть в прятки и задавать простые вопросы; залезать на стул и открывать дверь, поворачивая ручку; листать книгу и складывать матрешку; кормить куклу и без помощи взрослых есть и пить; называть свое имя и показывать на пальчиках, сколько ему лет; различать основные цвета и геометрические фигуры; правильно называть домашних животных и строить башни из кубиков; надевать штаны (порою на голову) и снимать варежки и еще много других полезных дел. Также двухлетний малыш пробует взаимодействовать со сверстниками на детской площадке. Не обходится без первых конфликтов и ссор. Ведь первый психологический кризис не за горами.

Особенности физического развития

Наиболее интенсивный скачок роста наблюдается у детей до года. Затем набор веса и рост до 3 лет немного замедляется, но все-таки, по сравнению с другими возрастными периодами, считается прогрессивным.

  • Двигательные навыки. Возраст от 1 до 3 лет в психологии называют «ходячим детством». Главный навык этого периода - хождение. С точки зрения физиологии - это настоящий прогресс в крупной моторике. С точки зрения психологии - не меньшее открытие новых возможностей для познания окружающего мира.
  • Координация движения. В 2 года дети обычно уже уверенно ходят, бегают, прыгают, поворачиваются, наклоняются, изменяют направление движения, ходят задом, осваивают подъем и спуск по лестнице. Для равновесия малыши часто двигаются, растопырив руки. Также при быстром движении им бывает трудно остановиться. Нужно быть готовым, что малыши в этом возрасте часто падают. Это связано с неразвитой координацией движения. Неловкость движений у детей сохраняется вплоть до подросткового возраста.
  • Пропорции тела. Центр тяжести у малышей 2 лет смещен вверх. Это объясняется слишком длинным туловищем и руками, но короткими ногами. Живот у маленьких детей выпячивается вперед, спина прогибается назад. Такая конституция объясняется объемом внутренних органов, которые не помещаются в брюшной полости, и считается нормой. Также у малышей по сравнению с туловищем большая голова. Это также считается анатомической возрастной нормой. Форма и размер головы нередко связана с наследственностью.
  • Особенности скелета и мышечной массы. Кости скелета мягкие и податливые, в них много хрящевой ткани. Процесс окостенения не завершен, но кости черепа и хребта уже довольно крепкие. В два года у ребенка еще остаются пухлые щеки, ямочки в локтевых и коленных сгибах, складки на руках и ногах. Но постепенно при активном физическом развитии жировая ткань замещается мышечной.
  • Вес ребенка в 2 года. В этом возрасте малыш по норме должен весить 1/5 часть массы тела взрослого человека. Но понятия нормы могут варьироваться, учитывается рост и наследственность. Средний показатель нормы веса у мальчиков - от 12 до 13,5 кг. Средний показатель нормы веса у девочек - от 11,5 до 13 кг. Важно уже в таком возрасте обращать внимание на проблему избыточного веса у детей. Диетологи утверждают, что накопленное в младенчестве количество жировых клеток сохраняется в течение всей жизни. И если в детстве был перебор веса - вероятно, он повторится в другой период. При выраженном нарушении веса (перебор и недобор) ребенок наблюдается у эндокринолога. Основная причина избыточного веса: переедание, углеводная, жирная пища, малоподвижный образ жизни, реже - проблемы с обменом веществ. Каким должно быть питание ребенка в 2 года, читайте в другой нашей статье.
  • Сон ребенка в 2 года. У каждого ребенка - свой биологический ритм, который со временем встраивается в ритм семьи. Очень важно, чтобы не произошел обратный процесс: семья подстраивается под ритм ребенка. Невозможно и нелогично укладывать малыша спать согласно рекомендуемым таблицам и нормам. И все-таки такие ориентировочные цифры существуют. У большинства детей этого возраста сохраняется дневной сон, его средняя продолжительность - 2 часа. Ночной сон должен быть не менее 10 часов. На качество и продолжительность сна могут влиять питание, образ жизни, погодные условия, климат, темперамент.
  • Рост ребенка в 2 года. На рост ребенка влияет климат, питание, физические нагрузки, экологическая обстановка. Но главный фактор - это все-таки наследственность. Средний показатель роста мальчика в 2 года: от 84 до 89 см. Высоким считается малыш, у которого отметка роста превышает 95 см. Средний рост девочки в 2 года немного ниже: от 83 до 87,5 см. О тенденции отставания или патологическом быстром росте может судить только специалист после ряда обследований. В первую очередь нужно проконсультироваться с эндокринологом.

Игры и упражнения для физического развития

Как физически развивать ребенка в 2 года? Следовать двум важным принципам - простота и использование подручных средств. Детям не нужны сложные упражнения или какая-то специальная гимнастика. Необходимо создать безопасные условия для активной игры.

  • Спортивный инвентарь. Большие и маленькие мячи, кегли, палки, обручи, скакалки, веревки - помощники для организации детских игр. На детских площадках двухлетние малыши активно покоряют горки, лестницы, бревна, качели. В домашних условиях - это могут быть предметы мебели, шведская стенка, коробки различного размера.
  • Игры с мячом. В 2 года ребенок еще не умеет ловить мяч, да и сильные бросковые движения пока что даются с трудом. Но этот предмет остается одной из первых игрушек для физического развития 2 летнего ребенка. Мяч можно перекатывать, пинать, за ним можно бегать, на него можно ложиться и т.д.
  • Подвижные игры. Их можно использовать дома и на прогулке, в дуэте с мамой и с приятелями по песочнице. Важно, чтобы ребенок осознавал элементарные правила игры. Лучше в этом возрасте - показать пример, продемонстрировать. Во время подвижных игр можно использовать элементы с заданиями: найди, спрячь, брось предмет, спрячься сам, найди маму, мягкую игрушку и т.д. В этом возрасте детям нравятся игры с преодолением препятствий, в сопровождении хлопков, музыки, потешек. Также малыши любят игры-имитации (показать животное и его повадки, движение транспорта).
  • Веселая зарядка. Детям полезны упражнения с вытягиванием («Достань солнышко!»), приседания, прыжки. Хождение на носочках и на пятках - хорошая профилактика для плоскостопия. В этом возрасте малыш способен сделать такие элементарные упражнения: «ножницы» ногами в положении лежа на спине, «мостик» (только спиной, а не животом вверх), «кошка» (прогибать спину, стоя на четвереньках).

Несмотря на неутомимый заряд бодрости, у двухлеток быстро садятся батарейки. Поэтому не рекомендуется физическое переутомление. Активные игры нужно чередовать с пассивными, развивающими. В этом возрасте для малышей может быть утомительной длительная ходьба. Тем не менее ленивцев, которые любят гулять в коляске, нужно приобщать к пешим прогулкам.

В два года ребенок настолько подвижен, что за ним нужен глаз да глаз. Необходимо подумать о мерах безопасности: тяжелые, горячие, острые предметы, лекарства, бытовую химию нужно убрать с поля зрения маленького исследователя. Опасность падения с высоты (ступени, горка, лестница) и получение травм во время движения в этом возрасте значительно повышается. Оставлять без присмотра на прогулке и во время активных домашних игр ребенка такого возраста нельзя.

Психоэмоциональное развитие

Чем занять ребенка в 2 года? Поле деятельности настолько широкое, что может растеряться не только малыш, но и его родители. Поэтому психологи рекомендуют следовать таким правилам:

  • развивающие игры должны соответствовать возрасту;
  • их освоение должно быть постепенным и кратковременным;
  • нельзя перегружать малыша методиками, упражнениями, заданиями;
  • активные игры нужно чередовать с пассивными;
  • перед сном уменьшать эмоциональную нагрузку, поэтому рекомендуется чтение (просматривание) книжек, слушание музыки, песен;
  • если у ребенка что-то не получается, нужно ему помогать;
  • проявлять терпение, эмоциональную уравновешенность, если малыш что-то делает не так;
  • не принуждать его к развивающим играм, а только предлагать их в качестве игры;
  • хвалить малыша, если у него что-то получается.

Мелкая моторика

Интеллектуальное и речевое развитие ребенка 2 лет тесно связано с развитием мелкой (тонкой) моторики. Двигательные и речевые центры находятся в головном мозге рядом. Если стимулировать работу пальчиков, навыки речи и мышления будут развиваться быстрее. Какие упражнения можно применять для развития мелкой моторики?

  • Использование мелких предметов. Можно использовать пуговицы, фасоль, большие бусины, грецкие орехи. Эти предметы можно перекладывать, собирать, нанизывать. При работе с мелкими предметами необходимо помнить о безопасности. Можно нашить на кусок ткани пуговицы разных размеров и бусины, чтобы малыш их вертел в руках, но в рот не тянул.
  • Рисование и лепка. В этом возрасте уже смело можно рисовать пальчиковыми красками на бумаге. А можно попробовать рисовать на мелкой крупе или песке. Также понемногу стоит приобщать малыша к лепке при помощи специальной массы или соленого теста, которое легко приготовить в домашних условиях. Если у ребенка пока ничего не получается, лучше дать ему задание - «месить тесто», что хорошо развивает мелкую моторику.
  • Игры-шнуровки. В период с 2 до 3 лет - увлекательное занятие даже для самых непоседливых малышей. Придумала эту замечательную игрушку для развития мелкой моторики Мария Монтессори - знаменитый итальянский педагог и врач. Можно сделать игру-шнуровку своими руками: достаточно в плотном картоне проделать отверстия и дать малышу в руки толстый шнурок. Кроме мелкой моторики, такая игрушка развивает логику, глазомер, сенсорную координацию.
  • Пальчиковые игры. Чем занять ребенка 2 лет? Пришло время для пальчиковых игр. Они будут интересны малышу и в 2 года, и в 4, и в 6 лет. Для самых маленьких образы предметов, птиц и животных должны быть простыми и узнаваемыми. Можно приобрести книгу о пальчиковых играх и освоить это мастерство. Сопровождать пальчиковые игры можно потешками, стихами, выдуманными сказочными историями.

В последнее время дети все больше познают окружающую действительность глазами и ушами, но нельзя забывать о развитии чувства осязания. Руки - уникальный инструмент для познания мира. В этот период желательно предлагать ребенку как можно больше тактильных ощущений.







Развивающие игрушки

Игрушка для малыша в два года приобретает новый, значимый смысл. В этот период начинает развиваться воображение, поэтому игрушкой может стать лоскуток, палочка, коробка, крышка от кастрюли, скалка, любой доступный предмет быта. Двухлетнему малышу уже нужны такие игрушки, с которыми можно проводить различные манипуляции: открыть, закрыть, собрать, разложить, перевернуть, покрутить, бросить, покачать, нажать.

Игрушка у малыша ассоциируется с исследованием. Поэтому для этого возраста наиболее подходят: игры-шнуровки, пирамидки, сортеры с контурами животных и геометрических фигур, деревянные рамки-укладки, кубики, конструктор с крупными деталями и другие развивающие игрушки. Дети в 2 года также любят музыкальные и мягкие игрушки.

Сюжетно-ролевые игры

Самостоятельные сюжетно-ролевые игры наиболее близки детям в 4-5 лет. Тогда будут задействованы куклы, машинки, дома, фигурки животных, кубики, мягкие игрушки и много других предметов. А пока что без помощи взрослых малыш не обойдется. Задача всех сюжетно-ролевых игр - моделирование ситуации, которая одновременно будет обучающей и увлекательной. Это занятие помогает в социальной, коммуникативной адаптации, учит правилам общения с людьми и, конечно, развивает фантазию. Любые действия из реального мира можно воссоздать при помощи игрушек и подручных предметов: кормить и укладывать спать куклу, лечить мишку и т.п. Больше всего малыши любят сюжетно-ролевые игры, где проигрываются семейные взаимоотношения (папа, мама, дети, бабушки, дедушки). В этом возрасте дети с удовольствием копируют взрослых.

Развитие речи

Речевое развитие детей 2 лет сопровождается богатой мимикой и жестами. Это важная часть эмоционального включения в речь. Словарный запас в этот период активно пополняется. Дети многое понимают, но выразить словами свои мысли могут пока простыми предложениями, с нарушением синтаксических конструкций. В этом возрасте малышам свойственно переставлять слоги в словах, терять звуки, перекручивать слова, заменять их своими «синонимами», которые подчас не могут разобрать даже родители. Если к двум годам ребенок не заговорил или говорит с большими дефектами, это не считается отклонением от нормы. Какие советы можно услышать от логопедов?

  • Нужно как можно больше читать малышу, разговаривать с ним.
  • Полезно делать массаж рук, играть в пальчиковые игры и развивать мелкую моторику.
  • Не надо спешить исправлять малыша, если он говорит неправильно.
  • С детьми нужно говорить немного громче и медленнее, чем обычно.
  • Важно подключать эмоции в речи, выразительные интонации.
  • Не надо сюсюкать, искажать слова, важно подавать пример и говорить с четкой артикуляцией.
  • Можно в игровой форме делать артикуляционную гимнастику: высовывать язык, вытягивать губы трубочкой или широко открывать рот.
  • Залог хорошей дикции - правильное дыхание; можно дуть на вертушку, складывая губы трубочкой, но не надувать щеки.
  • Хорошо развивается речь при помощи пения; можно слушать детские песенки, разучивать их и петь вместе.

Особенности поведения

Наступает момент, когда родители впервые могут возмутиться: «ребенок в 2 года не слушается». Почему так происходит? Откуда берется непослушание? Как минимум есть две причины, которые лежат на поверхности.

  • Ошибки в воспитании. Психологи отмечают тенденцию излишней «демократизации» подходов в воспитании. Сейчас в моде методики раннего развития, психологические тренинги, которые учат родителей осознанному воспитанию. Гуманное и уважительное отношение к ребенку как к личности должно присутствовать, но при этом родителям нельзя терять свои личностные границы и волю. Ограничения, строгость и запреты должны быть, без них не обойтись и в 2 года. Но излишняя строгость одного или обоих родителей также может повлечь за собой реакцию протеста.
  • Приближение возрастного кризиса. Поведение ребенка в 2 года может резко измениться. Был улыбчивым и спокойным ангелочком, стал - капризным плаксой и упрямым бунтарем. В 3 года дети переживают свой первый личностный кризис. В этот период требуется терпение и особая внимательность к малышу. В трудных ситуациях стоит проконсультироваться с психологом.

Как вести себя с непослушным, капризным малышом?

  • Убрать зрителей. Это условие хорошо срабатывает во время детских истерик с воплями и катанием по полу. Чем меньше глаз, тем слабее драматическая сцена. Игнорирование - хороший способ повлиять на маленького манипулятора. Уже в этом возрасте дети прощупывают личностные границы родителей и проверяют широту своих возможностей.
  • Переключение внимания. Один из самых действенных методов, именно у маленьких детей. Дети легко переключаются с одного вида деятельности на другой. А иногда нужно дать им покричать и поплакать. Таким способом незрелая нервная система сбрасывает накопившееся напряжение. Этот метод хорошо работает не только у детей, но и у взрослых.
  • Наказание. Некоторые специалисты считают, что наказывать детей в таком возрасте нельзя, можно только объяснять словами и вербально проявлять свое недовольство. Другие, наоборот, выступают за то, чтобы наказания были. Только важно придерживаться правил: наказывать сразу, не откладывая на потом («вот придем домой, я тебе покажу!»), не журить дважды за один плохой поступок, не унижать, не шлепать в гневе (обычно все именно так и случается), не отчитывать в присутствии посторонних. Важно также, чтобы ребенок осознавал, почему его наказали. Не менее важно делать акцент на том, что не ребенок плохой, а его поступок.
  • Последовательность. Это важный принцип при воспитании детей любого возраста. Приучать к нему малыша нужно с раннего детства. Часто дети не могут понять, как им правильно поступать: вчера мама запретила залезать на лестницу, а папа разрешил; у бабушки можно есть конфеты, а дома нельзя; вчера погладил на улице собаку, а сегодня поругали за это. Родителям, бабушкам и дедушкам порою трудно договориться между собою. Их непоследовательность, импульсивность приводят к тому, что малыш теряется, обижается, сопротивляется новым запретам.
  • Договоренность. Обычно капризы начинаются, если малыша к чему-то принуждают, а он не хочет этого делать. Или, наоборот, он на чем-то сильно настаивает, а ему не разрешают. Такие ситуации психологи рекомендуют предупреждать. Желательно малыша ознакомить с планом действий, а не ставить его перед фактом. Полезно привлекать ребенка к помощи, таким путем можно переключать его внимание, направлять его энергию в позитивное русло.

Конкретного рецепта от упрямства и своенравия нет, потому что нет одинаковых детей. Причины непослушания часто кроются во внутрисемейных отношениях. Важно, чтобы все члены семьи придерживались одной педагогической методики, и ребенок не оказался между «нельзя» и «можно», «плохо» и «хорошо».

Физическое развитие ребенка в два года чрезвычайно важно. Поэтому следует ежедневно обогащать двигательную активность малыша, включать подвижные игры, зарядку, прогулки. Не менее важно интеллектуальное, психоэмоциональное развитие крохи. В этот период стоит обратить внимание на игры, развивающие мелкую моторику, речь, воображение, коммуникативные и социальные навыки.

Распечатать