Понятие и проявление госпитализма. Госпитализм: причины патологической тяги быть «вечным» пациентом

Госпитализм

(от лат. hospitalis - гостеприимный; госпиталь - лечебное учреждение) - в буквальном смысле, совокупность психических и соматических (см. ) расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома.

Понятие Г. ввел в оборот австро-американский психоаналитик Р. Спитс в 1945 г., исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев и детей, долго находившихся в больницах. По Р. Спитсу, Г. младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью. К симптомам Г. он относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком , пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т. д. Последствия Г. у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях Г. приводит к смерти. Явления Г., по Р. Спитсу, возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания . Г. взрослых людей характеризуется социальной дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков , уменьшением и ухудшением контактов с окружающими, тенденцией к хронификации заболевания и др. проявлениями.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Госпитализм

Синдром патологии детского психического и личностного развития - результат отделения младенца от матери и его ранней институционализации. Глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослыми в первый год жизни ребенка. Накладывает негативный отпечаток на все сферы формирующейся личности, тормозя интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие и пр. Общие признаки госпитализма в возрасте младенческом - потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и пр. Он влечет запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы); резкое отставание в речевом развитии; эмоциональную обедненность; склонность к движениям навязчивым (раскачивание тела). В крайних формах может привести к серьезным душевным заболеваниям (младенческие маразмы и пр.), хроническому инфицированию, иногда - к смерти. Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях малоэмоциональных, холодных матерей, не уделяющих ребенку требуемого внимания.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Госпитализм Этимология.

Происходит от лат. hоspitaliers - гостеприимный.

Автор. Категория.

Нарушение психического развития.

Специфика.

Глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная "дефицитом" общения со взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым движения (раскачивание тела). Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях у малоэмоциональных, "холодных" матерей, которые не уделяют ребенку необходимого внимания.

Синоним.

Дефицит общения.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ГОСПИТАЛИЗМ

(англ. hospitalism ) - глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания. Признаки Г.: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.), а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.

Психологи фрейдистского, неофрейдистского и этологического направлений склонны интерпретировать Г. как результат полной или частичной сепарации ребенка от матери.

Явления Г. могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, малоэмоциональных, «холодных» матерей, не уделяющих им необходимого внимания.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Госпитализм

   ГОСПИТАЛИЗМ (с. 163) - синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений (особенно ходьбы), низких антропометрических показателях, а также замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.

Подобное состояние, возникавшее у воспитанников детских приютов, отмечалось педагогами с давних пор. Однако объяснение этому, как правило, искали в скудных условиях существования таких учреждений. Научное описание явления госпитализма ( и сам термин) впервые было дано в 40-х гг. XX в. американским психологом Рене Спитцем, изучавшим состояние и развитие воспитанников детских интернатных учреждений, а также малолетних пациентов больниц. Спитц установил, что даже при наличии хороших санитарно-гигиенических условий, удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных общения с родителями, оскудевает эмоциональная сфера, замедляется развитие мышления и речи. Спитц и его последователи, опираясь на психоаналитическую теорию З.Фрейда, склонны были рассматривать это явление как результат разлучения ребенка с матерью. Они также полагали, что последствия госпитализма необратимы и накладывают негативный отпечаток на все развитие ребенка. В пользу такой точки зрения свидетельствовали известные науке примеры экстремальных ситуаций, когда дети, в раннем возрасте потерявшиеся или похищенные дикими животными, но сумевшие выжить вне человеческого общества, впоследствии были возвращены к человеческому образу жизни, но так и не могли достичь уровня развития, соответствовавшего их возрасту.

Факты, выявленные Спитцем, не оспариваются специалистами, однако его трактовка госпитализма претерпела существенные изменения. Было установлено, что подобные явления могут возникать не только в ситуации разлучения с матерью, но и в условиях семьи, когда ребенку не уделяется достаточно внимания. Установлено также, что, хотя дефицит общения в раннем возрасте крайне отрицательно сказывается на развитии ребенка, впоследствии это явление может быть частично или полностью компенсировано посредством энергичного педагогического воздействия, обогащения развивающей среды, интенсификации общения.

Во избежание возникновения госпитализма психологи рекомендуют родителям не пренебрегать общением даже с самыми маленькими детьми (под тем предлогом, что ребенок еще ничего не понимает). Необходимо позаботиться, чтобы потребности ребенка в освоении окружающего мира, в насыщении познавательных интересов, в положительном эмоциональном контакте удовлетворялись в полной мере. Крайне нежелательно помещение ребенка младенческого и раннего возраста в больницу без матери, особенно если лечение связано с неприятными манипуляциями и болезненными процедурами.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "госпитализм" в других словарях:

    Госпитализм - (от лат. hospitalis гостеприимный; госпиталь лечебное учреждение) совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и от дома; в широком… … Википедия

    Госпитализм - глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое… … Психологический словарь Энциклопедия социологии

    госпитализм - а, м. hospitalisme m. <лат. Мед. Психическое растройство вследствие длительного пребывания в больнице. Крысин 1998 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Госпитализм - (франц. hospital больница) синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации. Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость,… … Психология человека: словарь терминов

    госпитализм - (син. синдром отрыва от дома) ухудшение состояния здоровья (у детей задержка психического развития) под влиянием длительного пребывания в стационарных лечебных учрежденияхБольшой медицинский словарь

    госпитализм - м. Психическое расстройство, вызываемое долгим пребыванием в больнице. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Госпитализм - В психиатрии: ухудшение психического состояния в связи с длительным пребыванием в стационаре (явления социальной дезадаптации, утрата интересов к труду и трудовых навыков, снижение синтонности, ухудшение контакта с окружающими, тенденция к… … Толковый словарь психиатрических терминов

Госпитализм – это синдром, при котором наблюдается отставание в развитии (у детей) или деградация (у взрослых) в психическом и физическом плане. Болезнь возникает из-за длительного пребывания человека в больничных условиях, в изоляции от привычного мира и заботы близких людей.

Госпитализм у детей – явление в психологии более распространенное и изученное, нежели случаи со взрослыми. Ребенок, проводящий много времени в больнице или интернате, страдает эмоциональной обедненностью, низким уровнем элементарных навыков общения и самообслуживания. Синдром нередко сопровождается умственной отсталостью, рахитом и нарушенной моторикой.

Теория Спитса

Госпитализм – это то понятие в психологии, которым оперировал Р.Спитс. В 1945 году австро-американским психоаналитиком был введен специальный медицинский термин для диагностирования детского синдрома, который наблюдался в приютах и домах малютки.

Изначально предполагалось, что явлению госпитализма способствует скудность и убогость обстановки, в которой содержатся дети-сироты:

  • недостаточно предусмотрено витаминов в рационе питания;
  • малочисленность персонала для полноценного обслуживания маленьких детей и развития в них необходимых социальных навыков.

Естественно, что указанные факторы оказывают неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка. Однако дальнейшие исследования Спитса доказали, что синдром может возникать даже при очень высоком уровне организации детского учреждения.

Следуя психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, последователи Спитса объясняли госпитализм результатом психоэмоционального одиночества. То есть синдром основан на том, что малыш лишен тесного общения с близкими людьми, в особенности с мамой.

Подобное явление замечается и у детей, надолго оставленных в оздоровительных центрах. Обстановка больницы и дискомфорт, причиняемый медицинскими процедурами, вызывают страх и подсознательную блокаду общения.

Синдром особо опасен в раннем детстве, так как напрямую влияет на торможение в развитии: ребенок поздно начинает говорить, ходить и проявлять интерес к происходящему вокруг. Некоторые психические или физические отклонения могут остаться на всю жизнь.

Яркими примерами служат случаи, когда потерявшиеся дети росли среди животных. Если их находили и пытались приобщить к нормальному образу жизни, то еще никогда не удавалось поднять развитие маленьких дикарей до уровня, соответствующего их человеческому возрасту.

Детский госпитализм

Госпитализм описывается следующими симптомами:

  • очень низкими антропометрическими показателями (рахитом);
  • запоздалым развитием движений и способностью ходить;
  • эмоциональной и мимической бедностью;
  • навязчивыми бессмысленными движениями (например, раскачиванием из стороны в сторону);
  • сниженным иммунитетом и частыми инфекционными заболеваниями.

Госпитализм ярко проявляется и в младенческом возрасте:

  • ребенок резко теряет вес, отказывается от еды;
  • малыш все время сонный и неактивный;
  • мышцы лишены тонуса, конечности вяло и безвольно свисают, когда ребенка поднимают с кроватки;
  • отсутствуют признаки обратной реакции на контакты (не поворачивает голову на голос, не следит глазами за игрушкой).

Теория Спитса является основой для изучения синдрома госпитализма. Современные психологи, так же как и австро-американский врач, отмечают описанные ранее патологии, возникающие в условиях интернатов, яслей и детских больниц. Однако, к причинам болезни добавляют еще один аспект – влияние (а точнее, его отсутствие) матери на развитие ребенка.

Сегодня психологи отмечают прямую зависимость между полноценным развитием малыша и родительской любовью. Дети, которых не любят матери, испытывают эмоциональный и познавательный дефицит:

  • с ними мало разговаривают и играют, что приводит к психологической и эмоциональной бедности, нарушает «Я-концепцию» в дальнейшей жизни;
  • не занимаются зарядкой, недостаточно хорошо ухаживают в гигиеническом плане, что провоцирует частые инфекции и болезни, ослабевающие иммунитет;
  • не учатся правильно двигаться и реагировать на внешние импульсы, что идет вразрез с гармоничным развитием вестибулярного аппарата и высшей нервной системы.

Именно отсутствием материнского внимания и объясняется повышенный процент случаев синдрома в интернатах и больницах. То есть, теоретически, если бы в таких заведениях к каждому ребенку была приставлена личная няня, которая смогла бы заменить мать и заниматься малышом все время, исчезли бы все предпосылки для возникновения синдрома госпитализма.

Случай в Калифорнии

О том, что госпитализм возникает в условиях отсутствия нормального воспитания и изоляции от социума, ярко свидетельствует относительно недавний случай, произошедший в американском городке Аркадия.

Социальная служба обнаружила в чулане городского дома тринадцатилетнюю девочку. Дикарка росла в тесном помещении, не видя солнечного света, не имея нормального питания, условий для ухода за телом и какого-либо общения.

Мать девочки оказалась психически больным человеком. Она не смогла дать ни одного адекватного ответа о своем обращении с ребенком. Если бы работник социальной службы не обнаружил страшную находку, девочке грозила близкая смерть, так как ее организм уже находился в катастрофическом состоянии.

Девочке дали имя Дженни и поместили в клинику при Калифорниском университете. Ей оказали первую медицинскую помощь и выхаживали под пристальным вниманием и опекой команды, которую возглавил известный психолог Д. Риглер. Врачи пытались вернуть Дженни человеческий облик, но результаты были плачевными: девочка так и не научилась выражать свои мысли и общаться. Все ее поведенческие навыки сводились лишь к примитивнейшим рефлексам.

Исследуя этот случай, который имеет непосредственное отношение к болезни, называемой «Госпитализм», психологи еще раз доказали жизненную необходимость человека в гармоничном общении и взаимодействии с социумом.

Проявления у взрослых

В психологии известно немало случаев, когда госпитализм проявляется и у взрослого человека. Причины остаются те же, что и при детском синдроме:

  • длительная госпитализация и изоляция от общения с близкими людьми;
  • недостаток внимания со стороны родственников.

Госпитализм часто возникает у людей пожилого возраста, особенно у одиноких. Когда такой человек заболел или просто стал слабым под гнетом прожитых лет, ему необходима помощь со стороны:

  • оказание медицинской помощи;
  • гигиенический уход;
  • эмоциональная поддержка.

И если с первыми двумя аспектами могут справиться хорошо оснащенные специализированные заведения (дома престарелых, оздоровительные пансионаты и т.п.), то дефицит любви и внимания восполнить трудно.

В случаях недостаточного ухода и внимания возникает синдром госпитализма: теряется аппетит, развивается апатия, снижается иммунитет, проявляются патологии в вестибулярном аппарате, происходит личностный регресс.

В медицинской терминологии существует термин госпитализм – это отставание в развитии детей и деградация взрослых в результате длительного пребывания в помещениях закрытого типа. Изоляция от внешнего мира и общения с близкими людьми негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии человека. Явление госпитализма наблюдается у пациентов, которые на протяжении долгого времени находятся в больнице, а также у детей из интернатов и детских домов.

В чем суть данного отклонения?

Госпитализм подразумевает наличие ряда соматических и психических расстройств. Возникать синдром может как у детей, так и у взрослых. Ребенок приобретает госпитализм при отсутствии внимания со стороны матери, недостатке общения со своей семьей. Это очень тяжелая патология, приводящая к необратимым процессам. Дети отстают в физическом и психическом развитии. При отсутствии лечения ребенок может попросту умереть.

Госпитализм подразумевает наличие ряда соматических и психических расстройств

Взрослые люди сталкиваются с данным синдромом после проведения продолжительного времени в больнице. Они изолируются от мира, им не хватает общения. Со временем такие люди пытаются не принимать участия в социальной жизни, уклоняются от активных действий, работы, выполнения своих обязанностей. Больным синдромом госпитализма начинает нравиться их пребывание в больнице, они готовы на все, чтобы его пролонгировать.

Чем дольше человек находится в условиях стационара, тем выше шанс развития синдрома госпитализма.

Причины возникновения

Этот синдром не появляется сам по себе. Основные причины госпитализма:

  • госпитализация в медицинском учреждении, которая длится долгое время;
  • разлука новорожденного с матерью;
  • отсутствие внимания со стороны близких людей;
  • проживание в специализированных учреждениях – приюты, интернаты, дома для престарелых, оздоровительные центры.

В группу риска входят дети и взрослые с ограниченными социальными контактами и эмоциональной бедностью.

Одна из причин заболевания - это разлука новорожденного с матерью

Исследования Спитса

Австро-американский психоаналитик и ученый Рене Спитс изучал госпитализм в психологии. В самом начале исследований Спитс считал, что госпитализм у детей, выросших в интернате, появляется из-за гипо- и авитаминозов, малочисленности персонала. Однако после психолог пришел к выводу, что даже при соблюдении санитарно-гигиенических норм в помещении, где ребенок проживает, рациональном питании и употреблении комплекса витаминов может развиваться данный синдром.

Главная причина появления госпитализма у детишек – отсутствие общения с родителями. Ребенок, лишенный контакта со своими самыми близкими людьми, значительно отстает в развитии, у него замедляются механизмы мышления, он начинает позже говорить.

Современные ученные выдвинули теорию, что причиной синдрома может быть не только разлука с родителями, но и их безразличное отношение к ребенку. Для маленьких детей госпитализм опасен, ведь он приводит к психическим и физическим отклонениям, которые будут сопровождать человека всю жизнь.

Госпитализм у новорожденных

Даже новорожденные дети могут страдать от этого синдрома. Ребенок, от которого отказалась мать, имеет такие симптомы:

  • плохой аппетит, стремительная потеря веса;
  • неактивность, ребенок как будто постоянно сонный;

Плохой аппетит у грудничка

  • низкий тонус мышц, вялые движения;
  • отсутствие или слабая реакция на раздражители.

Детки с госпитализмом имеют задержку развития, позже начинают держать головку, сидеть, ходить, говорить. Заметно, что у них проблемы с координацией, неуверенные и неточные движения.

Госпитализм у детей постарше

В дошкольном возрасте дети особенно нуждаются во внимании со стороны родителей и близких. Дети, лишенные общения и эмоциональных контактов, имеют отклонения в психике, часто не могут делать элементарные вещи. Например, ребенок может намеренно биться головой об стену, желая на подсознательном уровне добиться внимания со стороны родителей или воспитательниц в специализированных учреждениях.
Отставание происходит не только в физическом смысле, но и в социальном. Детям родители с детства твердят о необходимости поддержания чистоты. У ребенка с госпитализмом навыки опрятности появляются после пятого года жизни, что очень поздно.

Нередко дети с синдромом страдают от энуреза – недержания мочи, может наблюдаться каломазание. Сон у ребенка неспокойный, поверхностный. Так как дети страдают от недостатка положительных эмоций, они отказываются от контактов с другими людьми.

Дети с синдромом страдают от энуреза – недержания мочи, может наблюдаться каломазание

Отклонения, полученные в младенческом и дошкольном возрасте, могут привести к такой страшной патологии, как умственная отсталость. Часто дети, которым ставится диагноз госпитализм, умирают без надлежащего лечения. Дело в том, что при этой патологии любая инфекция, попавшая в организм ребенка, может благополучно развиваться. Ослабленный иммунитет не в силах дать отпор.

Госпитализм у взрослых людей

У взрослых людей чаще всего синдром встречается после долгого лечения в стационаре или в старческом возрасте, при проживании в своем доме или в специализированных учреждениях.

Больного госпитализмом преследуют такие симптомы:

  • плохой аппетит;
  • апатия;
  • деградация личности;
  • ухудшения памяти;
  • эмоциональная бедность;

Один из симптомов у взрослых - это апатия

  • невозможность адекватно мыслить;
  • потеря интереса к работе и социуму.

При тяжелой форме синдрома пациенту необходимо принимать психотропные препараты. Самая главная проблема в быстром привыкании к медикаментам. Человек не видит смысла в жизни вне больницы. Он теряет интерес к общению, трудовой деятельности. После снижения концентрации психотропных веществ есть вероятность частичного восстановления заинтересованности к окружающему миру.

Лечение

Для лечения детей и взрослых есть два разных механизма. Детский госпитализм – более опасная патология, поэтому требует большего внимания. Ребенку необходимо такое лечение:

  • педагогическая коррекция;
  • работа с психологами;
  • активная социализация.

Для успешного лечения ребенку нужно предоставить возможность общения со своими сверстниками и корректировать его. Дети должны понимать, как им завести друзей и что для этого нужно делать, ведь навыки социализации у них нулевые. Если госпитализм был обнаружен в то время, когда ребенок находился в стационаре, то его нужно скорее выписать и вернуть домой. Самая действенная профилактика госпитализма заключается в том, что родители должны окружить малыша постоянным вниманием и уходом, часто приходить в больницу, проводить там много времени.

Для успешного лечения взрослого человека необходимо в первую очередь узнать причину и устранить симптомы. Реабилитация с профессиональным психотерапевтом и забота со стороны близких людей улучшит состояние пациента и даст возможность ему быстрее вылечиться.

В статье расскажем о явлении госпитализма : определение, признаки и симптомы, что лежит в его основе, остановимся на понятии «госпитализм у детей». Поводом для статьи стал клинический пример: обращение к эпилептологу для уточнения диагноза эпилепсия у ребенка с аутизмом , как проявления госпитализма .

Слово «госпитализм » изначально происходит от слова «госпиталь », означающее «медицинское учреждение, стационар, больница, благотворительное заведение, богадельня».

Латинское слово, лежащее в основе слова «госпиталь» hospitalis , означает «гостеприимный, дружелюбный, приветливый».

— это сочетание психических и соматических расстройств, возникших в связи с длительным пребыванием человека в госпитале, лишенного связи с близкими людьми и с домом.

— это неблагоприятные, важнее психические, условия госпитальной атмосферы.

Больше подвержены дети и пожилые люди.

Госпитализм у детей

В ответ на отлучение ребенка от матери, особенно в самом раннем, младенческом возрасте, появляется недостаток общения и воспитания. У ребенка наблюдается глубокая умственная отсталость, задержка физического развития (дефицит роста и массы), отклоняющееся психическое развитие.

Разлука с матерью – это основная причина развития госпитализма . Явления госпитализма могут наблюдаться не только при длительном пребывании в больницах, но и дома. Стертые симптомы госпитализма проявятся там, где воспитание и уход за ребенком происходит при частичном отсутствии матери или при не достаточном внимании и нелюбви матери к своему ребенку.

В последние десятилетия сложилась такая социальная ситуация, при которой в обществе приветствуется карьера женщины с уклоном в создание материального благополучия. В такой семье мать присутствует в жизни ребенка формально, кратковременно. Между матерью и ребенком не налажен душевный контакт, нет близости; а есть отстранённость, незнание потребностей, интересов, способностей ребенка. Эта социальная депривация в семье — тоже проявления госпитализма .

«Сценарий» формирования госпитализма

Под влиянием сложившихся жизненных обстоятельств бывает, что сначала ребенка оставляют в роддоме или в стационаре, пишут отказ от ребенка или мамы уходят и не возвращаются. После роддома ребенка переводят в детский стационар. Если обнаруживают у ребенка проявления инфекционного заболевания (ОРВИ, пневмония, желтуха), то перевод осуществляют в инфекционную больницу. Если у ребенка присутствуют признаки хирургической патологии (пороки развития), то в стационар хирургического профиля. При наличии симптомов перинатального поражения центральной нервной системы (возбудимости, угнетения, двигательных нарушений, гипертензионно — гидроцефального синдрома, эпилептических приступов или других пароксизмальных состояний), маленького пациента переводят в отделение патологии новорожденных в стационар неврологического профиля.

В условиях стационара дети часто пребывают до 3-4 –месячного возраста. Далее врачи стационара оформляют перевод в Дом малютки. С 1,5 лет переводят ребенка в детский дом.

Находясь в стационаре, ребенок поступает под курацию лечащего врача. Осматривая ежедневно ребенка, врач осуществляет лечебную работу (назначение медикаментов), контролируя уход за ребенком. Уход осуществляет постовая медицинская сестра, проводя кормление из бутылочки, смену пеленок и подгузников, гигиенические процедуры. На посту на одну медсестру приходится около 20 детей. Если сравнить время, внимание и участие мамы с постовой медсестрой, то станет понятно, сколько недополучит заботы младенец в стационаре без опеки мамы.

Госпитализм является следствием нахождения ребенка без мамы в детских воспитательных и лечебных учреждениях с длительным пребыванием.

Факторами, приводящими к феномену госпитализма , являются: недостаток человеческого внимания и заботы, эмоционального контакта, бедность психологического окружения.

У детей постепенно формируется эмоциональная недостаточность и пассивность.

Следует отметить, что синдром госпитализма наблюдается не у всех, длительно находящихся в стационаре. Степень выраженности и клинические проявления симптомов госпитализма зависят от предрасположенности к заболеваниям, преморбидного фона.

При синдроме госпитализма у детей замедленно развиваются моторные навыки :

позже начинают держать голову — с 2- 5 месяцев,

позже ползать — с 8-12 месяцев,

позже начинают садиться самостоятельно — с 9-15 месяцев,

позже начинают ходить самостоятельно — с 14-24 месяцев.

Дети менее моторно ловкие; их движения менее координированные, менее плавные, неустойчивые, неуверенные.

При синдроме госпитализма у детей замедляется психо — речевое развитие:

гуление — с 2-4 месяцев,

гуление протяжное – с 3-8 месяцев, и менее активное,

лепет – с 9 – 18 месяцев, и обеднен,

первые слова — с 14 – 36 месяцев и позже, с просьбой или требованием.

Для детей с проявлениями феномена госпитализма характерно — отсутствие слежения взглядом за предметом, отсутствие поворота головы на звук голоса, отсутствие комплекса оживления и ответного гуления на приветливый голос; слабый длительный частый «беспричинный» плач.

У детей с проявлениями феномена госпитализма часты навязчивые действия : раскачивания тела вперед-назад, самоукачивание при засыпании, покачивания в стороны, движения головой по типу «нет-нет»; яктации; сосания пальцев, кончиков волос, кончика одеяла; часто мы видим, как ребенок намеренно достаточно сильно и продолжительно бьется головой об пол или стены.

Такие дети гораздо позже овладевают навыками опрятности – после 3-5 лет. Энурез и дневное недержание мочи, энкопрез (или каломазанье) наблюдается у 50-90% детей (у младших детей чаще).

При неудовлетворительном гигиеническом уходе за ребенком, не оптимальном температурном режиме, снижении иммунитета присоединяются частые соматические заболевания : респираторные инфекции, инфекции мочевыводящих путей, нарушения усваивания пищи, нарушения стула. Это приводит к задержке роста и дефициту массы тела – отставание в росте от сверстников на 5-15 см; масса тела ниже на 10 – 40%, чем у сверстников.

Признаки синдрома госпитализма:

задержка темпов моторного развития, задержка темпов речевого развития; обеднение положительных эмоций, негативизм; навязчивые движения; отставание от сверстников в росте и весе; неустойчивость к инфекциям, снижение иммунитета; нарушение адаптации к новым условиям.

У детеймладшего возраста с синдромом госпитализма отмечается худощавость, мышечная гипотония, общая вялость, сонливость (но сон поверхностный, прерывистый), апатия. Для младших детей характерен отказ от контактов: не прослеживают глазами за предметом, не вокализируют в ответ на голос, не тянутся к людям; слабо плачут, закрываются, отворачиваются, не смотрят в глаза, мало играют игрушками. Кроме интеллектуального дефицита, идет нарушение формирования личности : эмоциональная депривация приводит к искажению «Я – концепции».

Психическое и физическое неблагополучие может приводить к тяжелым психическим расстройствам , например, аутизму , умственной отсталости тяжелой степени; а иногда к летальному исходу (чаще в результате присоединения инфекции). Эти дети инвалиды с детства.

Госпитализм в психиатрии

В условиях пребывания в психиатрическом стационаре развивается фармакогенный регресс личности – тяжелый вариант госпитализма . Фармакогенный регресс личности формируется быстро и его проявления значительно выражены за счёт применения нейролептической терапии . Такие пациенты мало инициативные, рассеянные, вялые, скованные, медлительные. Они негативны, необщительны; быстро истощаются. У них отсутствует желание учиться и работать, быть выписанными из стационара, они боятся внебольничной жизни.

Вследствие быстрого привыкания к психотропным препаратам, развивается фармакорезистентность (читайте статью: ) ; что вынуждает добавлять новые и увеличивать дозы препаратов.

При снижении высоких доз и отмене полипрагмазии психотропных препаратов у пациента идёт постепенное частичное восстановление интереса к окружающему.

Процесс реабилитации явления госпитализма длительный, возможен в условиях создания благоприятного эмоционального климата с близкими и профессиональной специализированной помощи.

Приведу клинический пример проявления госпитализма.

(Описание клинического примера в статье публикуется с разрешения приёмной мамы)

На прием эпилептолога обратилась мама с ребенком 6 лет.
Жалобы:
Наблюдаются у психиатра с диагнозом: детский аутизм . Ребенок инвалид детства. На ЭЭГ выявлена эпиактивность. Один из знающих специалистов, работающих с аутистами, направил к эпилептологу с целью уточнения диагноза.

Итак, у ребенка расстройство аутистического спектра и эпиактивность по ЭЭГ .

Активно выявляемые жалобы:
Грубое отставание речевого развития — говорит 5 -7 слов, в контакт вступает избирательно, поведение отстраненное. Приступы отрицают . Живет в приемной семье около 1 года. Девочка с рождения GJXNB до 6 лет проживала в детском доме. Анамнез не полный. Гипервозбудима. Гиперактивна, неусидчива. Посещает специализированные реабилитационные центры, отмечает положительный эффект от занятий. Сон спокойный.
Отмечалась задержка темпов моторного развития: известно, что ходит самостоятельно с 1,5 лет.
История заболевания:
С анамнезом ознакомлена со слов приёмной мамы и частично из медицинских документов.
Беременность 3, 36 недель, ОАГА (отягощенный акушерский гинекологический анамнез), соц фактор. Роды 3, самопроизвольные, досрочные. Масса при рождении 2450 грамм, рост 46 см.
Диагноз при рождении: Недоношенность 36 недель. Неонатальная желтуха. Анемия. Дисплазия тазобедренных суставов.
Проводили лечение в психиатрическом стационаре с диагнозом: Детский аутизм . Умственная отсталость умеренная. Последний курс лечения 1 год назад (хлорпротексен в условиях стационара). Далее постепенно отменены психотропные препараты (хлорпротексен), после чего девочка стала активнее.
Оформлена инвалидность у психиатра.
Проживали в другом регионе. Поменяли место жительство с целью получить лучшую возможность для реабилитации ребенка.

Приёмная дочка у мамы вторая, есть и свой биологический сын. Проживают вчетвером: сын, две приёмные дочки и мама. На мой вопрос: «Что мотивировало на то, чтобы взять из детского дома такого тяжелого ребенка?» Мама ответила, что она надеется и сможет её вытянуть, справиться с этими трудностями вместе. А за этот год у них большие успехи.

У девочки есть родной старший брат в подобном психическом и умственном состоянии, проживающий в том же детском доме, в настоящее время взят в другую приёмную семью.

На осмотре:
Во время беседы и сбора анамнеза девочка в контакт вступает избирательно, команды выполняет частично. Гиперактивна: передвигается хаотично по кабинету, берет игрушки, бросает, играет, меняет вид деятельности. Выполняет просьбы мамы охотно, отвечает на её вопросы невнятно. Задержка речевого развития – произносит слова, даже поёт не членораздельно, попытки фразовой речи.

При приближении к ребенку врача во время осмотра негативна, плачет, отталкивает. Осмотру доступна частично.

Череп правильной округлой формы, окружность головы 50 см (норма), безболезненный при перкуссии.
ЧМН: зрачки нормальных размеров, D = S. Глазные щели D = S. Движение глазных яблок в полном объеме, косоглазия нет, нистагма нет, реакция зрачков на свет живая. Лицо симметричное. Голос громкий, звучный. Глотание не нарушено. Язык по средней линии.
Двигательная сфера: Сила мышц достаточная, парезов нет. Мышечный тонус: слегка снижен диффузно.
Сухожильные рефлексы живые, D = S. Патологических рефлексов нет.
Походка не нарушена. Координаторных нарушений нет.

Результаты обследования :

ЭЭГ (10.11.2014 год) — диффузные изменения б/э активности головного мозга с признаками нейрофизиологической незрелости. В момент пробуждения регистрируется эпилептиформная активность в лобно-височных областях справа и слева.

Диагноз: Детский аутизм, сопровождающийся эпиактивностью на ЭЭГ. Данных за активную эпилепсию в настоящее время нет.

Отметим, что это и не .
Рекомендации:
1. ЭЭГ (фон + сон) контроль через 3-4 месяца
2. Наблюдение психиатра.
3. Медикаментозная терапия: Пантокальцин 0,5 по 1 таблетке * 3 раза в день внутрь через 15-30 минут после еды 2 месяца.
4. Массаж (щадящий) в домашних условиях, мамой.
5. Логопедические занятия.
6. Продолжить коррекционную педагогическую работу в специализированных реабилитационных центрах.

  1. Осмотр через 3-4 месяца с ЭЭГ.

Итак, из статьи мы узнали об явлении госпитализма — это сочетание психических и соматических расстройств, возникших в связи с длительным пребыванием человека в госпитале, лишенного связи с близкими людьми и с домом. Узнали о причинах, этапах развития, проявлениях госпитализма у детей . Выяснили, что госпитализм в психиатрии – это результат применения психотропных препаратов на фоне текущего психического заболевания, в условиях длительного пребывания в стационаре в отрыве от близких.

Рассказали о клиническом случае, когда ребенок с рождения до 6 лет проживал в детском доме и психиатрическом стационаре с проявлениями аутизма. В данном клиническом случае, не смотря на наличие психических нарушений (расстройства аутистического спектра) , сопровождающихся эпиактивностью на ЭЭГ , но при отсутствии эпилептических приступов , данных за активную эпилепсию в настоящее время нет . Ребенку показано проведение контрольных обследований (ЭЭГ), повторных консультаций эпилептолога, но не показан приём противоэпилептических препаратов. Пожелаем маме и её девочке быстрейшего выздоровления.

Синдром госпитализма – это весьма интересное явление, которое изучается психологией. В какой-то степени его можно назвать заболеванием, встречающимся как у взрослых, так и у детей, а причиной его становится слишком долгое нахождение людей в больнице.

Детское заболевание

Чаще всего феномен госпитализма отмечается у детей, поэтому он более тщательно изучен, чем отклонения такого рода у взрослых. Когда ребенок долгое время живет в детском доме, приюте или находится в больнице, он становится психологически бедным, а его навыки ухода за собой и умение общаться с другими сводятся к минимуму.

Удивительного в этом ничего нет, поскольку такие дети привыкают к тому, что за ними ухаживает обслуживающий персонал учреждения, а общение их фактически сводится только к тем людям, которые находятся в больнице или интернате. В самых сложных случаях явление госпитализма может сопровождаться нарушением моторики, рахитом и порой даже умственной отсталостью.

Одним из первых понятие госпитализма начал изучать психолог Р. Спитс. Он ввел это определение для описания детского синдрома у ребятишек, которые живут в домах малютки или приютах. Причинами данного явления он считал:

  • Недостаток витаминов в питании, да и в целом плохой и неразнообразный рацион.
  • Ограниченную численность персонала, общающегося с детьми, которой недостаточно для полноценного их развития.

Эти факторы, конечно, неблагоприятно влияют на психическое и физическое здоровье ребенка. Но позже ученый установил, что даже при высоком уровне развития детского учреждения у ребятишек может появляться изучаемый нами синдром. В связи с этим он стал объяснять госпитализм как следствие психоэмоционального одиночества ввиду того, что дети лишены общения с близкими людьми, прежде всего с мамами.

Изучением госпитализма в психологии стали заниматься и другие ученые. Они пришли к выводу, что это явление может возникать не только в приютах, но и в оздоровительных учреждениях, когда дети проводят там много времени. Этому способствует психологический, а иногда и физиологический дискомфорт больничных условий, который связан подчас с болезненными процедурами. Как правило, дети в таких условиях начинают испытывать страх и закрываются от общения.

Наиболее опасным является синдром, который возникает в раннем детском возрасте, в результате этого может появиться заторможенность развития: ребятишки поздно начинают ходить, говорить, мало интересуются тем, что происходит в окружающей жизни. Наиболее ярким проявлением эффектов госпитализма служат случаи, когда дети растут среди животных, – приучить их к жизни в нормальных условиях потом бывает очень трудно, и они практически никогда не достигают уровня своих сверстников, живущих в обычных условиях.

Проявления в раннем возрасте

Среди самых главных симптомов детского госпитализма можно выделить следующие:

  • Неправильное физическое развитие.
  • Запоздалая способность ходить, говорить, а также нарушение мелкой моторики.
  • Психологическая, мимическая и эмоциональная скудность.
  • Ненужные, постоянно повторяющиеся движения – щелканье пальцами, раскачивание на стуле, качание головой и т.п.
  • Склонность к инфекционным болезням, в основном к простудам, и низкий иммунитет.

У малышей до года синдром проявляется в том, что они медленно набирают вес и отказываются от еды, много спят и практически не активны, имеют слабый мышечный тонус, не проявляют ответной реакции на голос и другие раздражители. Сегодня ни для кого не секрет, что нормально ребенок может развиваться, только если чувствует родительскую любовь.

В случае, когда у малыша нет родителей, с ним редко играют, не занимаются физической культурой, не учат правильно двигаться. Некоторые психологи считают, что если у каждого ребенка, который долго находится в больнице или живет в интернате, была бы личная няня, которая могла стать хотя бы на время матерью, о синдроме госпитализма у детей не было бы речи в современном мире.

Во взрослом периоде

Современной науке известно, что у взрослых тоже может быть госпитализм. Тому есть масса примеров, а причины возникновения синдрома у взрослых приблизительно такие же, как и у детей. Это прежде всего изолированность от общения с широким кругом людей из-за длительного пребывания в условиях госпиталя, а также недостаток внимания со стороны детей или других близких родственников. Госпитализм часто наблюдается у одиноких пожилых людей.

Старикам, которые оказываются в больнице, необходима не только забота со стороны медицинского персонала, которая проявляется в основном в виде медицинских манипуляций и элементарного гигиенического ухода, но самое главное, что им нужно, – это любовь. Если они ее получают, то такое явление, как госпитализм, не появится, даже если люди очень долго находятся в больнице.

У взрослых рассматриваемый нами синдром проявляется в том, что они теряют аппетит, не испытывают ни к чему интереса, часто болеют простудами из-за снижения иммунитета, да и попросту деградируют.

Что делать

Чтобы избавиться от синдрома, нужно предпринять ряд определенных действий. Причем лечение отличается у детей и у стариков. Наиболее важно лечить в раннем возрасте, потому что детский синдром более опасен, а избавиться от него не так уж и легко.

Чтобы вернуть ребенка к нормальной жизни, нужно создать для него хорошие семейные условия. Но и этого порой оказывается недостаточно, поэтому возникает необходимость в психологическом консультировании и сопровождении, а также в расширении круга общения, прежде всего со сверстниками. Это если речь идет о детях из приютов. Когда же проблемная ситуация выявляется в условиях стационара, необходимо обеспечить ребенку постоянные посещения, в идеале мама должна находиться с ним круглые сутки.

У пациентов старшего возраста нужно в первую очередь устранить симптомы заболевания, из-за которого они находятся в больнице, а по возможности вылечить их. Вторым этапом становится привлечение психотерапевта, а также забота со стороны родных и близких. Автор: Елена Рагозина