Правильный и эффективный перенос навыков. Перенос навыка

В процессе физического воспитания занимающихся обучают различными двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, в целях познания закономерностей движения своего тела. При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык и умение высшего порядка.

Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. В процессе дальнейшего освоения приема, по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения, формируется двигательный навык. Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. При формировании двигательного навыка в ЦНС последовательно сменяются три фазы нервных процессов. 1) Объединение отдельных элементов движения в целостное действие, иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние, не участвующие в работе. Движение закрепощено.2) Концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение. Формируется двигательный навык. 3) Стабилизация, высокая степень координации и автоматизации движений. Умение высшего порядка – выполнение двигательных действий автоматически, без непосредственного контроля сознания, включение только тех групп мышц, которые обеспечивают двигательное действие.

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительноевремя не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и в конечном счете ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

Закон переноса двигательного навыка . В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительный перенос - это такое взаимодействие навы­ков, когда ранее сформированный навык способствует, облег­чает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главном звене техники двигательных действий. Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подго­товительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.

Билет№12 Характеристика структуры процесса обучения (этап начального разучивания, этап углубленного разучивания, этап закрепления и дальнейшего совершенствования)

При обуч. двиг. действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двиг. умения, навыки и связанные с ними знания.

Двигательное умение - это такая степень владения техникой действия, при кот., повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двиг. задачи.

В процессе многократного повторения разучиваемого двиг. действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно авто-матизируются его координ-е механизмы, и двиг. умения переходят в навык.

Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при кот. управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двиг. навыки, разучиться уже невозможно.

Процесс обучения двиг. действию вкл. три этапа:

Первый этап - ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель- обу-чить основам техники двиг. действия, добиться выполнения его хотя бы в прибли-женной форме. Для этого требуется решить след. задачи : создать общее предста-вление о двиг. действии; научить частям (эл-там) техники этого действия; сфор-мир-ть общий ритм двиг. акта; предупредить или сразу же устранить неправиль-ные движ. и грубые искажения техники действия.

Первоначальное объяснение техники движения - только в самых главных мо-ментах. Общее представление создается путем демонстрации разуч-го движения.

Выполняя двиг. задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упр..

В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или уч.-трен. занятии. Между тем длит. перерывы в занятиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.

Второй этап - углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.

Цель обуч. достигается путем детализированного освоения техники на основе разуч-го двиг-го действия, сформир. на первом этапе обучения.

Основные задачи этого этапа: * углубленно понять закономерности движ. дейст-вия;* уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и дина-мическим хар-кам) в соответствии с индивид. особенностями обучаемого;* усо-верш. ритм выполнения движения; создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда заним-ся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при спец. фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.

Третий этап - формир-е двиг. навыка, достижение двиг-го мастерства.

На основе двиг. умения формир. двиг. навык. Чтобы достичь цели - добиться со-верш. владения двиг. действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы как для закрепления разуч-го упр., так и для его возможного варьирования.

Этот этап может длиться долго в процессе тренировки высококвалифицирован-ных спортсменов, так как изменение уровня развития физ. качеств требует кор-рекции содерж.самого движ.не только по форме,но и по временным параметрам.

Задачи третьего этапа: закрепить навык и соверш. технику движ., чтобы повы-сить достиж. (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к рез-ту без нарушения техники двиг.действия; избирательно соверш. те физ. качества (или функцион-е сис-мы), от кот. зависит высокий рез-тат в двиг. действии;

Соверш. технику двиг. действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстре-мальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоц.й напряженности; усложняются задания (подключаются доп. движ-я) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются; облегчить технику движения.

Билет№13 Хар-ра силовых способностей, методика их развития, тестирование. Силовые упр - направленно стимул.увеличение степени напр. 1 упр.с внешнм сопротивлением(гантели, гири, вес партнера)

2 упр.отягощающие весом своего тела(подтягивание приседание) 3 статические упр.в изометрическом режиме(упоры, удержание,противодействие)

Методы воспит.силовых способностей.: 1 метод МАХ усилий – (направлен на развит.МАХ силы, вес отягощен 85-100%; кол-во повтор от 5-6 до 1-3 ; кол-во подходов 2-5; отдых 2-5 мин; скорость преодолевания движ.медленная) 2. метод непределных повторных усилий с нормированным кол-м повторений(направлен на развит МАХ силы и увеличение М.массы; вес отягощения 80-85% ; кол-во поатор-8-10; отдых 2-3 мин; скорость средняя) 3. метод непредельных(повторных) усилий с нормир.кол-м повторений(направлен на уменьшение жирового компонента массы тела; вес отягощения 50-70%; повтор 15-30; подходов 3-6; отдых 3-6 ; скорость средняя) 4. метод непредельных усилий с МАХ кол-м повторений (до отказа) (направлен на соверш.силовой выносливости, вес отягощения 20-60%; повтор до отказа4 подходов 2-4 ; отдых 5-10 мин; скорость высокая) 5. метод динамических усилий (направлен на кратковременное МАХ напр.без изменения длинны М. продолжит напр.5-10 сек; велечина усилий 40-50%от МАХ; кол-во раз 3-5; отдых 30-60 сек; комплекс из 5-10 упр) Определение уровня развития силов.способностей : 1. с пом.измерительных устройств(динамометр, динамограф,тензометр, силоизмерит.устройств) 2. с пом.спец. контрольных упр.тестов на силу методы измерения силов.способностей : 1. сила и динамическая силов.выносливость сгибателей рук (подтягивание в висе на перекладине) 2. сила и динамич.силов выносливость разгибателей рук (сгибан и разгиб рук в упоре лежа) 3. сила и динамич.силов выносливость сгибат и разгиб туловища(подним.тулов из положения лежа на спине) 4. сила и статич.силов вынослив.сгибателей рук(вес на согнутых руках)

навыки, которые человек приобретает в определенной степени опираются на ранее приобретенные навыки. Это означает, что вновь создаваемых динамические стереотипы накладываются в коре больших полушарий головного мозга на ранее образованные и стереотипы, не только сосуществуют с ними, но и взаимодействуют. Ранее образованные навыки могут способствовать созданию новых навыков или тормозить, задерживать этот процеес.

Во многих случаях ранее образованные навыки способствуют освоению новых навыков, облегчая этот процесс

Так, навыки лепить и рисовать помогают ребенку овладеть навыком писать. Навык игры на одном инструменте облегчает овладения техникой игры на других музыкальных инструментах. Тому, кто играет на пианино легче научиться печатать на машинке. Такой положительное влияние ранее образованных навыков на процесс формирования новых навыков называется переносням.

Явление переноса обусловливается наличием похожих и тождественных черт в старой и новой навыках, общих приемов выполнения соответствующих действий. Элементы старой навыки включаются при этом в структуру новоут творюванои навыки и тем облегчают процесс овладение нею.

Следовательно, здесь имеет место применение ранее выработанных временных нервных связей, определенных их групп к новым случаям, в новых ситуациях, их обобщение

Перенос проявляется также в том, что, научившись выполнять определенное действие одним органом (например, писать правой рукой), человек может без специального упражнения выполнить это действие (правда, менее совершенстве) и другим органом, например левой рукой или ного.

Ранее образованные навыки иногда оказывают негативное, тормозящее влияние на образование новых навыков, что проявляется в снижении производительности действий, возникновении ошибок и т.д.

Такое явление называется интерференцией навыков. В интерференции оказывается соперничество, бывает между некоторыми старыми и образуемыми новыми стереотипами

Интерференция происходит в тех случаях, когда на один раздражитель производится два или несколько различных реакций. Так, при изучении иностранного языка случаются ошибки в произношении букв, одинаковых по своей граф фемою с буквами родного языка, но разных по произношению ("с","х","р","у ** и др.ot;, "р", "у** та ін.).

Аналогичное случается при использовании шифровальным кодом, в котором заменены значение условных знаков. В одном эксперименте испытуемые заучили один код, в котором каждая буква обозначала определенную цифру в (например"К-5","С-2"и т.д.). Когда они справились с этой работой, им предложили заучить другой код, в котором те же буквы означали уже другие цифры (например"К-3","С лад "К-3", "С-8" тощо).

Оказалось, что для овладения вторым кодом им предстояло выполнить значительно больше упражнений, чем для овладения первой. Интерференция здесь объясняется недостаточным торможением привычных действий, произведенных ранее

Интерференция проявляется тогда, когда ранее выработанные приемы воздействия применяются в новой ситуации без учета его отличий от предыдущей. Так бывает, например, когда оператор переходит на робот ту из прибора старой конструкции на прибор новой конструкции, в действии с которым изменена последовательность операциий.

целом интерференция возникает, как видим, при определенных условиях. Зная эти условия и предвидя их действие в той или иной конкретной ситуации, можно предотвратить интерференции навыков и тем облегчить овладение новы ими навыками.

Производимые у человека навыки находятся на должном уровне совершенства, если они используются

Когда навыки в процессе определенного времени не применяются, они ослабляются. Системы временных нервных связей, что является их физиологическим основой, начинают тормозиться. Выполнение соответствующих действий упо овильнюеться, снижается их качествоть.

Так, большой перерыв в управлении автомобилем, в производственной, музыкальной, спортивной деятельности приводит к снижению совершенства, ухудшение качества выполнения соответствующих действий. Поэтому специалистам в любые й отрасли деятельности приходится постоянно тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки на должном уровне совершенстваі.

Навыки тем быстрее ослабляются, чем меньше они сформированы, закрепленные. А ослабление их оказывается в деавтоматизация выполняемых действий

Сильное волнение и усталость человека нередко вызывают нарушение его обычных действий. В таком случае нужно иметь значительное самообладание, чтобы выполнять действие в привычном темпе и не допускать ошибок нарушений ния привычных действий случается и тогда, когда человеку приходится действовать в новых для нее условиях, которые обусловливают ее неуверенность в своих силаах.

Это свидетельствует о том, что выработанные системы условных рефлексов сохраняют характер пробкового автоматизма лишь постольку, пока существует определенная постоянство внешних и внутренних условий его выработки, т.е. пока пер находящимися в единстве внешней и внутренней стереотип.

Нарушение, расстройства навыков вызванные патологическими изменениями работы мозга. При патологических изменениях конечно разрушаются сначала сложные и позже образованные, а затем - менее сложные и ранее образованные нав вички.

И ревностный христианин понял, что он взялся за трудную задачу. Как запереть храмы в городе, который, без сомнения, будет защищать свои святыни с яростью отчаяния? Прежде чем Крест победит окончательно, еще много придется потрудиться.

Воевода сумрачно глядел кругом, как будто чувствовал сожаление к этим людям за их неразумное, грешное, по его мнению, упорство. Зачем вы слепы для света истинной веры, зачем вы своими же руками запираете перед собою врата Царства Небесного? – спрашивали его глаза.

В то время как он так размышлял, улица вдруг сразу стихла. Живая волна расступилась на две половины, теснясь к тротуарам, хотя ничто не принуждало ее к этому. Мужчины снимали с головы полы тог и плащей, которыми они закрылись от дождя, женщины кланялись так низко, что лицом почти касались мостовой.

Не успел воевода оглядеться, как несколько человек бросились к его лошадям и, схватив их под уздцы, оттащили колесницу в сторону.

Винфрид Фабриций хотел крикнуть своим солдатам, но вдруг побледнел и дернул коней с такой силой, что они поднялись на дыбы.

Мимо него медленно и торжественно проследовали носилки, а в них лежала Фауста Авзония. Ей предшествовал ликтор и многочисленная свита, состоящая из молодежи обоего пола, сенаторского и всаднического звания.

С затаенным дыханием, весь подавшись вперед, воевода впился взором в весталку, как птица, очарованная взглядом змеи. Вся в белом, с опущенной головой Фауста Авзония казалась статуей из каррарского мрамора.

Один из молодых патрициев обратил ее внимание на воеводу. Фабрицию показалось, что в глазах весталки мелькнул блеск радости. Но, должно быть, ему так показалось, ибо через несколько секунд эти большие черные глаза смотрели на него так холодно, как будто видели его в первый раз.

Он низко опустил голову, а когда поднял ее, то от весталки его отделяла тесная стена народа. И снова он вспомнил предостережения Кая Юлия. Теперь и он верил, что римский народ жестоко отомстил бы тому дерзновенному, который бы осмелился оскорбить весталку своей любовью. Ее жреческое достоинство так высоко ставило ее над людскими желаниями, что даже тот, кто полюбил бы ее, не мог бы открыть ей свое чувство.

По мере того как он приближался к Целийскому холму, движение рабочего дня заметно утихало. Лавки и ремесленные заведения во многих местах были заперты, люди, одетые по-праздничному, направлялись к Целимонтанским воротам, откуда улица вела к Латеранскому дворцу.

Во дворце этом некогда обитал знаменитый патрицианский род, который был помехой для императоров, как и многие другие. Нерон умертвил знаменитого своими гражданскими доблестями Плавтия Латерана, а у наследников его отобрал все имущество покойного. С тех пор роскошный дворец переходил из рук в руки до тех пор, пока Константин Великий не предназначил его для резиденции римских епископов.

Около Латеранского дворца возвышался храм, построенный в форме базилики. Перед ним расстилался квадратный открытый двор, окруженный со всех сторон портиком. Посредине двора находилась мраморная цистерна, наполненная святой водой.

Воевода остановил лошадей перед храмом, отдал меч одному из легионеров, вошел во двор и умыл руки и лицо водой из цистерны.

В христианскую святыню вели трое дверей, из которых средние были самыми большими. У каждой двери стояло по два привратника.

В преддверии, отделенном от главной части церкви высокой стеной, несколько десятков рук с мольбой протянулись к воеводе.

– Помолись за нас! – просили согрешившие, приговоренные епископом к публичному покаянию.

– Да простит вас милосердный Бог, – ответил Фабриций, быстро проходя мимо кающихся.

Едва он переступил порог главной части церкви, как опустился на колени и трижды припал лбом к каменному полу.

– Освети ее душу светом истинной веры, Господи! – шептал он, прижимая руки к груди. – А мое сердце услади ее любовью. Услышь меня, и я буду служить Тебе каждым словом и делом. Услышь меня, услышь! – повторял он с каждым разом все горячее и страстнее.

Как раз в то время в главном притворе, отделенном от боковых гигантскими колоннами, дьякон кончал чтение Евангелия от Матфея. Стоя перед аналоем, он медленно и громко читал по большой книге, объясняя кучке оглашенных наиболее трудные места.

Воевода не слыхал Божьего слова. Согбенный, оторванный от всего окружающего, он весь ушел в себя.

– Не о грешном счастье я прошу Тебя, – молился он, – Твое милосердие поставило рядом с мужем жену, чтобы она делила с ним труд жизни и была бы ему верным товарищем в счастии и несчастии. Твоя благость, о Господи, зажгла в сердце человека пламень любви, ясный светоч среди земного мрака. Ты можешь склонить ее сердце ко мне, ибо без Твоего ведения и воли не расцветает ни одно чувство. Услышь меня, Господи! Без тревоги и замедления я буду закрывать храмы язычников, неумолимый для всех, кто не восхваляет Твоего имени.

Теперь он поднял голову и слушал.

– Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и возненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете вы? Не так же ли поступают и язычники? И так будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

Воевода слушал это повеление с широко раскрытыми глазами, тупым выражением на лице, как тот, которому говорят что-нибудь на чуждом для него языке.

Он должен любить своих врагов, он, солдат, орудие смерти? Он, вождь, для которого поражение врагов было наивысшей похвалой?

Эти слова, которые он слышал столько раз, но над значением которых никогда не задумывался, очевидно, относились не к нему.

Ему, солдату, какое дело до несогласия Божьего слова с жизнью? Это дело священников. Пусть они углубляются в сущность священных книг. Ему совершенно достаточно веры в истинного Бога…

– Господи, я буду служить Тебе с усердием божественного Феодосия, – говорил он, – но согрей душу Фаусты теплом Твоей правды и обрати ее мысли ко мне.

И снова он прикасался головой к холодному каменному полу и повторял горячо и страстно:

– Услышь меня, услышь, услышь!..

Дьякон кончил чтение Евангелия. Оглашенные толпились у входа; в литургии верных могли принимать участие только христиане, прошедшие все подготовительные ступени.

Когда оглашенные покинули церковь, воевода поднялся с колен и осмотрелся кругом.

Вдоль колонн чернелись то тут, то там на фоне старых камней кучки верных – мужчины по правую, а женщины по левую сторону. Все, сосредоточившись, ожидали начала литургии. Этих крещеных христиан было так немного, что они терялись в громадном здании. Холодом катакомб веяло в самом обширном римском храме, в котором собирались большей частью молящиеся из высших классов.

Храм действительно своей суровой простотой напоминал подземные кладбища. Его колонны не были украшены богатыми приношениями и венками, его стен не покрывали фрески и восточные ковры. Тут не было статуй и даров, присланных богам столицы наместниками покоренных областей, не было даже изображений людей, послуживших новой вере.

Все украшение Латеранской базилики составлял скромный алтарь из белого мрамора, огороженный решеткой. Тут, в глубине среднего придела, в святая святых, на том самом месте, где в языческих храмах стояло священное кресло консула или претора, сидел пожилой человек. Его окружали пресвитеры, дьяконы, поддьяконы, чтецы, свещеносцы, одетые так же, как и он, в обычные платья, которые носят в Риме свободные граждане. У пожилого человека не было ни тиары на голове, ни жезла в руке.

И снова удивление охватило воеводу. Направляясь в кафедральный собор, он думал найти там толпы последователей, принадлежащих к высшим классам. Ведь говорили же ему в Виенне, что закрытия языческих храмов домогаются сенаторы. Правда, в древней столице государства кроме Латеранской базилики существовало еще сорок церквей, но Фабриций знал, что в этих второразрядных церквах молятся больше верные из простого класса.

Значит, истинный Бог не был в городе Ромула Богом просвещенных и сильных? Значит, как и в первые три века христианской эры, Ему поклонялись исключительно только малые?..

У алтаря началась литургия. Один из старших священников совершал таинство евхаристии.

Его молитвам не вторили трубы, флейты и цитры, их не дополняло пение хоров, обученных в знаменитых александрийских школах.

Вместо фимиама и благоуханий к алтарю возносились молитвы верных, которые с доверчивостью детей приносили Богу свои заботы и печали. Живая вера первых христиан пренебрегала внешним побуждением. Для нее было достаточно тихой, сердечной мольбы, идущей из самых скрытых тайников души.

Когда священник кончил таинство, один из дьяконов взял из его рук хлеб и вино и начал оделять ими присутствовавших. Все подходили к Господнему алтарю: прежде всех епископ, потом духовенство и светские.

Взаимодействие (перенос) навыков.

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое вли­яние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навы­ков.

Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при ко­тором ранее сформированный облегчает процесс формирования последующего навыка. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить мета­ние копья.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при ко­тором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последу­ющего. Например, навык "подъёма завесом" на гимнастической перекладине мо­жет замедлить освоение "подъёма верхом"; то же самое возможно при одновре­менном обучении сальто назад и перевороту назад.

Перенос навыка может иметь различный характер:

Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одно­го навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаружива­ется.

Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.

Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сра­зу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создаёт только благоприятные предпосылки для при­обретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифичес­ких двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структу­ра изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сход­ства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и пре­емственность заданий и вся система, так называемых, подводящих упражнений.

Обобщённый перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь струк­турного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в дви­жениях велосипедиста и конькобежца и, тем не менее, перенос навыков в них осу­ществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача - сохранить рав­новесие.

Перекрёстный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела,

когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой без специальной подготовки может быть выполнено левой.

Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер вза­имодействия навыков необходимо учитывать.

Строение деятельности человека .

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравнозначных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности , затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций.

1. Центральное место в этом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на достижение цели.

Действия могут быть: внешние (предметные) и внутренние (умственные) .

Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояний или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определённых движений.

Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты. Умственная деятельность человека часто делится на перцептивную(действия по восприятию предмета), мнемическую, мыслительную.

2. Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы операций, подчинённых определённой цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путём автоматизации действий.

3. На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процесса деятельности.

Управление действием и его контроль.

Интериоризация и экстериоризация .

Выполнение деятельности постоянно контролируется путём сопоставления получаемых результатов с целью (образом цели). Эта корректировка происходит по принципу обратной связи (работы по общей теории функциональных систем организмов).

Каждое действие складывается из 3 компонентов, выполняющих различные функции

Компоненты действия

Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в процессе деятельности, называется приёмами этой деятельности.

В психологической теории деятельности рассматриваются 2 вида деятельности – внешняя и внутренняя. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Малый ребенок сначала совершает предметные действия, а с накоплением опыта эти же действия делает в уме . Этот процесс преобразования внешней деятельности во внутреннюю называется интериоризацией. Внешняя деятельность всегда контролируется внутренней.

Процесс преобразования внутренней во внешнюю - экстериоризацией .

Освоение деятельности. Навыки, их возникновение, структура, взаимодействие. Умения и их значение.

Навыки – это полностью автоматизированные способ действий, сформированные в процессе упражнения.

Автоматизация характеризуется:

· Исчезают лишние движения, ряд движений и операций объединяются в единое целое

· Уменьшается мышечное напряжение при выполнении действий

· Движения становятся плавными, увеличивается скорость их выполнения;

· зрительный контроль уступает место кинестетическому;

· внимание освобождается от способов действия и переносится на контроль за внешней обстановкой и получаемыми результатами;

· подготовка к последующим действиям и движениям происходит во время выполнения предыдущих, что резко сокращает время реакции и скорость выполнения действия и позволяет осуществлять предвосхищение результатов действия (антиципация).

В процессе формирования навыка можно выделить ряд этапов

Особенности выполнения действия

Нейрофизиологический механизм

I этап: начало выполнения действия (ознакомительный)

Отчётливое понимание цели, но смутное представление о способах выполнения, грубые ошибки при попытках выполнения действия.

(Начало формирования связей с очагом оптимального возбуждения во второй сигнальной системе).

II этап: сознательное, но неумелое выполнение (аналитический)

Чёткое понимание, как выполнять, но не точное и неустойчивое выполнение действия. Сильная концентрация произвольного внимания, наличие лишних движений, отсутствие положительного переноса навыка.

Четко предает суть действия словами. (Хорошо сформированы связи во второй сигнальной системе, начало их формирования в первой сигнальной системе).

III этап: автоматизация действия (синтетический)

Всё более качественное выполнение действия, уменьшение концентрации произвольного внимания, возникновение распределения внимания. Устранение лишних движений, появление положительного переноса навыка.

Завершение формирования связей в первой сигнальной системе. Переход очага оптимального возбуждения из второй сигнальной системы в первую и наоборот.

IV этап: высокоавтоматизированное действие – навык

Точное, экономное и устойчивое выполнение действия, его выполнение почти не требует произвольного внимания; возможность распределения и даже переключение внимания; положительный перенос навыка.

Действие контролируется «приторможенным очагом» в первой сигнальной системе. Оптимальный очаг возбуждения связан с выполнением другого действия.

Деавтоматизация (не всегда)

Для того, чтобы навык сохранить его надо постоянно повторять, иначе может возникнуть деавтоматизация, т. е наши действия утратят легкость. Но с другой стороны приобрести этот навык будет легко. Иногда деавтоматизация возникает при утомлении.

Навык, сформировавшийся при выполнении одной деятельности, может быть перенесён в другую деятельность, на решение другой задачи. Такой перенос называется взаимодействием навыков или переносом навыков .

Возможны 2 крайних случая в переносе навыка:

1. Задачи являются разными по своей структуре. В этом случае перенос навыка будет ухудшать выполнение деятельности, мешать образованию нового навыка. Такое явление называется отрицательным переносом или интерференцией навыков . (беглое чтение мешает проверять ошибки)

2. Ранее приобретенный навык облегчает приобретение нового, наблюдается положительный перенос или индукция навыков .

Следовательно, перенос навыков всегда подразумевает осуществление интеллектуальной деятельности человека по оценке структуры задач, стоящих перед ним, и выбор адекватных способов действия. Способы успешного выполнения действия, адекватные целям и условиям деятельности называются умениями. Формирование умений представляет собой овладение всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, полученной от предмета, операций по выявлению этой информации, её сопоставлению и соотнесению с действиями, другими словами, умения всегда опираются на знания.

Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на гигиенические, учебные, спортивные и др. Существуют такие навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности, например:

Двигательные навыки, они складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе;

Умственные навыки, они складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой.

Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде и учении, вносят в деятельность человека определённый ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Этапы развития навыка ПИСЬМА

Характеристика

Двигательная часть

моторная

Сенсорная часть

чувствительная

Мыслительная

центральная

Ознакомительный

(знакомство с действиями)

Умение держать правильно ручку, соотносить систему рука-глаз (не выходить за пределы строки). Движения скованные, чаще ошибочные.

Соотношение произношение звука и написания (движение руки, ладони потеют). Дискомфорт, напряжённость, неуверенность, тревожность.

Правильность написания букв (процесс деятельности)

Аналитический (анализ деятельности)

Знает движения, но они скованные, темп не быстрый, сверка с образцом. Слитность написания, разная форма букв.

Спадает напряжение, уменьшается тревожность, дискомфорт, но мышцы напряжены, читка вслух слов.

Соединение слов в предложение, правильность написание предложения (процесс деятельности)

Синтетический (изменения в действиях)

Темп более быстрый, движения плавные. Практически нет ошибочных движений. Соблюдение строки, заглавная буква, разделение слов в предложение

Сенсорные эталоны. Привыкание к деятельности. Спокойное отношение, произношение предложения «про себя». Позволяет переносить действия на другие условия.

Правильное написание предложения (результат деятельности контролируется сознанием)

Автоматизации (варьирующий)

Быстрые, чёткие, без ошибок движения. Автоматическое соблюдение строки, разделение слов по правилам, слова с заглавной буквы.

Положительные эмоции (получается). Выполняется без усталости. Если нет специальных ощущений.

Полностью контролируется сознанием. Форма текста из предложений. (результат написания)