Проект по здоровьесбережению «Если хочешь быть здоров. Проект (старшая группа) на тему: Проект по здоровьесбережению!Хочу быть здоровым"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - «Детский сад № 3 «Солнышко»

Проект по здоровьесбережению

«Если хочешь быть здоров»

Воспитатель старшей группы:

Малиновская Валентина Олеговна

ЗАТО Сибирский

Актуальность.

Принципы.

Этапы: организационный, основной (практический), заключительный.

Средства.

Список литературы.

Актуальность проекта «Если хочешь быть здоров»

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей - одна из главных задач дошкольного образования. От состояния здоровья детей зависит благополучие современного общества. В последнее время во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, разнообразные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, низкая двигательная активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту - факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей. Поэтому необходимо постоянно помнить о том, что сейчас здоровых детей очень мало.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне огромного роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.

На основании вышесказанного, перед коллективом детского сада ежегодно стоят задачи, касающиеся здоровьясбережения дошкольников.

На основании вышесказанного, был разработан долгосрочный проект по здоровьесбережению воспитанников «Если хочешь быть здоров» на 2 года.

Цель проекта: формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.

Объектами проекта:

воспитанники образовательной организации (от 3 до 7 лет);

семьи воспитанников;

педагогический коллектив.

4. Задачи проекта:

Работа с детьми:

Работа с родителями:

Работа с педагогическим коллективом:

Привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям;

Формирование потребности в ЗОЖ.

Повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих возможностей дома.

Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ.

Обмен опытом;

Организация взаимодействия с узкими специалистами

5. Принципы:

Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип активности и сознательности - поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по здоровьесбережению детей.

Принцип комплексности и интегративности - решение здоровьесберегающих и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.

Принцип результативности и гарантированности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

6. Основные этапы:

1 этап - организационный:

Изучение психолого-педагогического опыта по здоровьесбережению детей;

Составление схем взаимодействия с узкими специалистами;

Систематизированный материал:

«Беседы о ЗОЖ»,

«Пальчиковые игры»,

«Игровой массаж»,

«Артикуляционная гимнастика»,

«Элементы дыхательной гимнастики»,

«Игры с элементами психогимнастики», наглядный материал.

2 этап - основной (практический).

На втором этапе была реализована здоровьесберегающая направленность образовательного процесса: использование здоровьсберегающих технологий: в ходе организованной образовательной деятельности (НОД, развлечения, индивидуальная работа, подгрупповая работа):

«беседы о ЗОЖ»,

«игры с элементами психогимнастики»

«пальчиковые игры»

«артикуляционная гимнастика»,

«игровой массаж»;

«элементы дыхательной гимнастики».

Здоровьсберегающие технологии:

При проведении режимных моментов: подвижные игры на прогулке, игровой массаж при просыпании;

Развитие общей моторики - при организации двигательного режима.

Совместно с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях организуется двигательный режим, используется артикуляционная гимнастика.

Совместно с педагогом-психологом проводятся игры с элементами психогимнастики.

3 этап - заключительный.

В конце каждого года подводятся итоги:

Знания о ЗОЖ;

Развитие двигательной сферы, общей и мелкой моторики

Стабильность эмоционального благополучия детей.

Стабильность физической и умственной работоспособности.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте рекомендуются следующие группы средств:

1. Подвижные игры на прогулке, в спортивном зале.

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.

Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми необходимо как можно больше находиться на свежем воздухе.

2. Физкультминутки и динамические паузы.

Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

3. Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

4. Дыхательная гимнастика.

- «Найди и покажи носик»;

- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).

- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.

- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.

- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.

- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба - бо - бу».

- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

5. Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Массаж глаз - проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика - даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) - снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

«Солнышко»

«В небе солнце катится -

Словно жёлтый мячик.

То за тучку спрячется,

То по ёлкам скачет.

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось».

6. Закаливание.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
  • проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
  • проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
  • сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

7. Гимнастика после сна.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:

  • звуковые сигналы (например, музыка)
  • зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
  • импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).

8. Самомассаж.

Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Массаж делайте 1-2 раза в день.

9. Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

10. Релаксация.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Чаще используйте минутки покоя:

Посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту прекрасную музыку.

11. Аромотерапия.

Большой оздоровительный эффект имеет "Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны - очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы - улучшает работу сердечно - сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя - очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).

Список литературы

1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.

2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.

3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.

4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.



Воспитатель группы ЗПР Берчун Л.С.

Образовательная область: физическое развитие.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Актуальность темы.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно:

Наследственность;

Неблагоприятная экологическая обстановка;

Электронно-лучевое и «металлозвук», облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка);

Образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).

Отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению, оказывают не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка.

Проблема неправильного процесса формирования осанки и стопы, заболевания детьми ОРЗ и ОРВИ, существует и в нашей группе детского сада.

Наблюдая за детьми на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, обратила внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка, быстро наступает усталость стоп, дети часто и долго болеют, что является началом развитию сколиоза и плоскостопия, нарушению функций организма. Это подтверждается врачебными диагнозами, которые фиксируются в медицинских картах детей.

На такие мелочи родители не всегда обращают внимание, им кажется, что ребенок еще слишком мал, чтобы у него была красивая осанка и правильная стопа, крепкое здоровье. Именно сейчас, когда ребенок активно растет, а нога и позвоночник испытывают нагрузки, начинается их нарушение. Сколиоз и плоскостопие у детей обнаруживается еще до школы.

Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, укрепление здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, был разработан проект физкультурно-оздоровительной работы «ЗдоровейКа» .

Цель Проекта.

Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре.

Задачи Проекта.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям;

Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия;

Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость);

Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений;

Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

Воспитывать положительные черты характера;

Воспитывать чувство уверенности в себе;

Ориентирование родителей на укрепление физического развития детей в семье.

Принципы построения проекта.

Дифференцированный подход к построению проекта по здоровьесбережению для обучающихся с задержкой психического развития предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с задержкой психического развития возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Принципы построения проекта.

В основу проекта положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера, физическими и психическими возможностями и особенностями личности.

3. Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

4. Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Возраст участников проекта: 5-7 лет.

Продолжительность проекта : 10 месяцев.

Обеспечение: информационное, учебно-методическое.

Механизмы реализации проекта:

I этап – предварительный – мониторинг уровня физического развития детей с ОВЗ. (Сентябрь 2015 г.).

II этап – основной – реализация цели и задач проекта посредством организованной образовательной деятельности (кружок по здоровьесбережению «ЗдоровейКа»), просветительская работа с родителями (консультации, памятки, наглядная агитация), мастер-класс для педагогов ДОУ. (Октябрь 2015 г. – май 2016 г.).

III этап – заключительный – открытый показ ООД для педагогов и родителей, мониторинг уровня заболеваемости ОРЗ и ОРВИ, мониторинг уровня физического развития воспитанников. (Июнь 2016 г.).

Результаты мониторинга уровня физического развития детей с ОВЗ

Показатели физического развития воспитанников

Краткое описание проекта

ООД проводится с октября по май 2 раза в неделю по 20 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях.

В структуру оздоровительной ООД тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движения: ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и т. д., дыхательная гимнастика, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию.

Способ организации детей на ООД в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На ООД используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Методика составления комплексов оздоровительной ООД состоит из трех частей. В подготовительную часть включают общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие нарушению осанки и коррекции плоскостопия. Темп выполнения – медленный, умеренный, средний, дозировка 6-8 повторений. В основную часть входят упражнения из положения лежа на спине, на боку, животе, сидя и стоя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны. Заключительная часть состоит из упражнений на расслабление (релаксация, подвижные игры).

С целью закаливания стоп и профилактике плоскостопия, укрепления организма детей во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.

Для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий.

Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды для работы по профилактике опорно-двигательного аппарата у дошкольников с ОВЗ, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего формированию осанки, укреплению мышц стопы и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, батут, специальные тренажеры и т. д.)

Таким образом, акцент в оздоровительной работе кружка «ЗдоровейКа» делается на повышение сопротивляемости организма к ОРЗ и ОРВИ, профилактику плоскостопия и нарушений осанки у детей.

Информационно-образовательная работа с детьми включает в себя:

1. Тестовое обследование первых признаков сколиоза и плоскостопия у детей группы ЗПР.

2. Взаимосвязь медработника ДОУ, врачей-специалистов, администрации ДОУ с воспитателями и родителями в вопросах профилактике ОРЗ и ОРВИ, сколиоза и плоскостопия.

3. Обследование детей, предварительный и итоговый мониторинг состояния здоровья детей группы ЗПР.

4. Использование специальных упражнений в ООД.

Взаимодействие с родителями

Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.

Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:

1. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.

2. Результаты мониторинга состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. К разговору с родителями привлекаются медицинская сестра детского сада.

3. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т. д.) .

4. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.

Работа по просвещению родителей проводится на основании опроса. Выявлены следующие группы родителей:

1 группа - родители обладают достаточным объемом знаний по проблемам воспитания и образования, по проблемам здоровья ребенка.

2 группа - родители, которые не очень интересуются педагогикой, здоровьесберегающими технологиями, но их волнует личность их малыша, проблема его становления, здоровья. Они стараются понять причины своих неудач в воспитательной и оздоровительной работе.

3 группа-родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией -педагогической или связанной со здоровьем ребенка.

В педагогическом взаимодействии с родителями запланировано использование разнообразных форм работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:

Информация для родителей на стендах, папках-передвижках, консультации;

Устные журналы с участием различных специалистов;

Инструктивно-методические по профилактике нарушений осанки, деформации стопы;

Семинары-практикумы;

Деловые игры и тренинги;

«открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих лечебных процедур.

Предполагаемый результат проекта.

1. Повышение уровня физического и психического здоровья детей.

2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни (ОРЗ и ОРВИ).

3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.

4. Усвоение программы.

5. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.

6. Положительный результат темпов прироста физических качеств.

7. Скоординированность действий родителей и воспитателей в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

8. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

План реализации проектной деятельности.

МАДОУ "ЭКОСАД" г.Пермь

воспитатель

Проект по здоровьесбережению "ЭКОСАД - территория здоровья!"

Анализ ситуации: На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей.

В дошкольном возрасте закладывается все основное. Это не только подготовка к школе в обывательском понимании: научить читать, писать и считать. Наоборот, подготовка по Федеральному государственному образовательному стандарту в дошкольном учреждении ставит совершенно другие целевые ориентиры: ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, инициативен и самостоятелен в разных видах деятельности, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, у ребенка развита крупная и мелкая моторика, воображение, творческие способности, доводит до конца начатое дело, подчиняется разным правилам и социальным нормам - это портрет современного выпускника ДОУ.

Одна из ключевых проблем современного общества - обеспечение качественного дошкольного образования.

Почему возникает проблема качества?

Потому что дети стали другими. Мы должны учитывать, что малыши приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Известно, насколько притягательны для детей занятия с компьютером, который с каждым годом проникает во все сферы жизнедеятельности людей, становится обязательным атрибутом современной жизни, заменяя тем самым книжную литературу. Однако длительное завороженное сидение за ним может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.

Дети, которые идут в наши детские сады умеют пользоваться сотовыми телефонами и компьютерами еще до того, как начинают говорить. Конечно, для таких современных детей дошкольное образование должно быть здоровьесберегающим и здоровьеобогащающим.

Всех нас тревожит здоровье современного поколения. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и социальные условия жизни, и экологическая обстановка, и психологический климат в семье.

Проблема: Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), нарушения осанки, детские стрессы и тревожность.

В связи с этим в нашем детском саду уделяется особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психологического благополучия, а также развитию культуры здоровья родителей воспитанников.

Актуальность:

«Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым ».

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья , неуклонно возрастает, причем первое место среди заболеваний занимают острые респираторные инфекции.

Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы .

Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки : утренняя гимнастика, двигательная деятельность, подвижные игры.

Но не следует забывать и о профилактических формах оздоровления детей - «минутках здоровья » . К ним можно отнести пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж, дыхательные упражнения, звуковую гимнастику, игровой тренинг.

Для профилактических форм оздоровления детей можно использовать любую свободную минуту во благо ребёнка .

Цель проекта : сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения;

  • Ø сформировать понимание основ здорового образа жизни;
  • Ø продолжать сохранять и укреплять здоровье детей совместными усилиями семьи и детского сада,
  • Ø повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

Задачи проекта: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.

  • развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу здоровья человека.
  • прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
  • повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников, продолжать способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.

ТИП ПРОЕКТА:

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

дети дошкольного возраста, их родители - законные представители, педагоги детского сада (инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, мед.работник), воспитатели.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

Создать благоприятную динамику в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону) ;

Совершенствование навыков

самостоятельности;

Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.

Рабочий план реализации проекта.

Первый этап- подготовительный (сентябрь 2017)

Изучение психолого-педагогического опыта по здоровьесбережению детей;

Составление схем взаимодействия с узкими специалистами;

Систематизировать материал:

«Минутки здоровья»

«Беседы о ЗОЖ»,

«Пальчиковые игры»,

«Игровой массаж»,

«Артикуляционная гимнастика»,

«Элементы дыхательной гимнастики»,

«Игры с элементами психогимнастики», наглядный материал.

«Консультации и анкетирование родителей»

«Гимнастика для глаз»

Мероприятия

Участники

Срок,время

Ответственные

Родительское собрание «Внедрение проекта «ЭКОСАД-территория здоровья!»

Родители.

Педагоги

Сентябрь 2017

Воспитатели

Анкетирование родителей

Педагоги. Родители

Сентябрь 2017

Воспитатели

Изготовление с родителями и внедрение нового дидактического материала и пособий для физкультурного уголка

Родители. Воспитатели

В течении года

Воспитатели

Разработка картотек игр и упражнений

Педагоги

Сентябрь-октябрь 2017

Воспитатели

Открытие дополнительных образовательных практик

Воспитанники

Специалисты кружков.

Сентябрь 2017

Специалисты

Пути реализации проекта:

Динамические паузы

Экскурсии по территории детского сада, прогулки;

Спортивные соревнования, игры, эстафеты;

Чтение рассказов, стихов;

Дыхательная гимнастика;

Сюжетно ролевые игры;

Дидактические игры;

Пальчиковая гимнастика;

Подвижные игры;

Курс кислородного коктейля, витаминизация (соки, фрукты, напитки);

Гимнастика пробуждения;

Ходьба по массажным коврикам;

Совместная творческая работа с детьми на тему «Мы и спорт »(педагог - дети) с применением нетрадиционных техник рисования и аппликации;

Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе без принуждения.

Взаимодействие с семьей включает:

Мониторинговые процедуры (анкетирование родителей) ;

Создание информационного стенда для родителей (консультации, памятки) ;

Участие родителей в создании книги «Сборник полезных советов ребятам»;

Участие родителей в создании картотеки «Здоровое блюдо моей семьи»;

Участие в празднике здоровья «Путешествие в страну Здоровья» на завершающем этапе проекта.

Темы бесед: «Здоровье без лекарств», «Вот я какой», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Как сохранить хорошее зрение», «С утра до вечера», «Полезные и вредные продукты», «Зачем мыть руки после прогулки», «Средства личной гигиены», «Чтобы быть здоровым »; «Для чего нужны глаза, зубы, язык, нос, уши? ». «Правила на всю жизнь», «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить», «Безопасность при общении с животными»

Чтение рассказов, стихов: К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболтит»; А. Волков «Азбука здоровья»; И. Токмакова «Мне грустно - я лежу больной»; Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»; А. Барто «Девочка чумазая», А. Крылышкина «Мышка Аришка в цветных штанишках»; «Необычный огород»; «О зайке, мишке и больном зубе»; «Твой носовой платок»; «Как Миша и Маша учились мыть руки» и т. д. ;

Сюжетно ролевые игры: «Детская поликлиника», «К стоматологу в гости», «Аптека», «Магазин», «Моем овощи (муляжи) », «Генеральная уборка» , «Разговор по телефону в экстренной ситуации» - заболел мишка и т.д

Дидактические игры: «Источники опасности», «Овощи - фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты, «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Полезные и вредные продукты», «Узнай по описанию» закрепить цвет, форму, величину, «Что полезно и что вредно для зубов? », «Угадай, что лишнее? », «Что одеваем сначала, а что потом», «Оденем куклу-Машу на прогулку». «Умею - не умею», «По грибы»

Подвижные игры: «Найди свой цвет», «У медведя во бору», «Лошадки», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Зайцы и волк» и т. д.

Третий этап заключительный - подведение итогов (май 2018)

Анкетирование родителей и анализ полученных результатов.

Сравнить ожидания с результатом после завершения проекта:

Сформировалась ли потребность семьи в ЗОЖ;

На сколько привились культурно-гигиенические навыки;
Развилось ли представление о строении собственного тела, назначении органов;
На сколько обучились уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи; Сформировалось ли представление о том, что полезно и что вредно для здоровья;
Сформировались ли элементарные представления об окружающей среде;
Сформировались ли привычки к ежедневным физическим упражнениям.


Список литературы

1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.

2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.

3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.

4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.

Пацкова Елена Александровна
Проект по здоровьесбережению в старшей группе «Культура здоровья дошкольника»

Проект в старшей группе по здоровьесбережению

«Культура здоровья дошкольника » .

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский.

Обоснование выбора темы

Интересная и актуальная на сегодняшний день тема, посвященная воспитанию культуры здоровья дошкольников . Понятие «культура здоровья » рассматривается как важная составляющая общей культуры личности . Культура здоровья личности представляет многоуровневое образование, характеризующее ценности здорового образа жизни : эмоционально – личностное отношение человека к своему здоровью , потребность ведения здорового образа жизни , забота о собственном здоровье и здоровье окружающих . В этой связи культура здоровья является одной из важнейших качественных характеристик уровня развития личности. Ортобиотика – это наука, которая представляет собой технологию сбережения здоровья и жизненного оптимизма через включение внутренних резервов самого человека. В её основе лежит учение об ортобиозе – здоровом образе жизни , разработанное лауреатом Нобелевской премии И. И. Мечниковым. Это позволяет отнести ортобиотику к одной из инновационных технологий педагогики развития, а «ортобиотический аспект здоровья сбережения определить как сознательное осуществляемую деятельность субъекта, направленную на сохранение собственного здоровья ».Работая с детьми необходимо принимать во внимание, что ребёнок может с удовольствием выполнять все предполагаемые игры, упражнения, вести беседы, но вскоре забыть всё о чем говорилось, если он не уяснит себе целесообразность выполняемой деятельности. С целью сделать деятельность по здоровьесбережению осмысленной , мной разработан данный проект .

Проблема :

За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось .

Недостаточная осведомленность родителей о важности укрепления и сохранения своего здоровья . Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).

Цель : формирование у детей здоровьесберегающих ценностных ориентаций на основе применения технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики) через различные виды игровой и творческой деятельности со старшими дошкольниками .

Задачи :

1. Повышение грамотности родителей в области физического развития детей, организации совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников .

2. Совершенствовать практические навыки здорового образа жизни , выработать привычку к соблюдению режима дня, к физическим упражнениям и играм.

3. Обогатить социальный опыт ребенка, способствовать формированию физиологической грамотности.

4. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.

Вид : информационно-практический, игровой.

Участники : дети 5-6 лет, педагоги, родители.

Продолжительность : краткосрочный 02.10.2017г-31.10.2017г

Продукт деятельности : журналы, рисунки, иллюстрации, фотографии, презентации.

Этапы проекта .

Iэтап – Предварительный :

Встреча с родителями в форме «круглого стола» , на котором познакомить с наукой….с современными технологиями по вопросам здоровьесбережению детей , предложить участвовать в проектной деятельности…

Мониторинг знаний детей,

Анкетирование родителей,

Изучение литературы,

Подготовка материала.

II этап (практическй) – реализация проекта .

Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды

Чтение художественной литературы :

Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»

Цель : познакомить детей со сказкой «Дюймовочка» .

Беседа :

- «Почему полезен солнечный свет для человека»

Цель : Закрепить знания детей о солнце, его свойствах, значении в жизни людей, растений.

Психофизическое упражнения

«Из зернышка в растение»

Цель

Слушание

- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас

Цель

Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека. Анкетирование родителей :

«Здоровьесбережение в ДОУ »

Цель : проанализировать направления дальнейшей работы

Книжный уголок : организовать выставку произведений по теме проекта

Обогащение уголка творчества :

предложить детям раскраски о здоровом образе жизни

03.10 Рассматривание репродукций картин

Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»

Цель : Развивать художественное восприятие детей, побуждать эмоционально, откликаться на произведения искусства

Двигательное упражнение на передачу образа воды.

Цель : развитие образного мышления и воображения

Упражнение волна

Цель : развивать пластичность в движении Консультация для родителей

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

«Ортобиотический подход» Книжный уголок : организовать выставку

репродукций картин

Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»

Ленточки, шумелки для выполнения упражнений

04.10 Чтение художественной литературы :

С. Проковьева «Лоскутик и облако»

Цель

Беседа :«Гигиена Кожи»

Цель : Расширять знания детей о правилах ухода за кожей частей тела (рук, ног, туловища)

Просмотр мультфильма

«Как львенок и черепаха пели песенку»

Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Пополнение уголка для родителей

Буклет «Кожа. Гигиена кожи ребенка» Обогащение уголка творчества :

предложить детям раскраски, трафареты, обводки по теме,

05.10 Опытно – практическая деятельность

Опыт со свечой

Цель : Показать, что для горения необходим кислород; растения- источник жизни на Земле.

Коллективная работа Рисование на тему :

«Подарим солнцу тепло своих ладошек»

Цель

Слушание

«Музыка покоя для детей»

Увертюра А. Пертова из к/ф «Укрощение огня»

Цель

Буклет «Закаливания - шаг к здоровью » Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта

Свечой, блюдцем,

Обогащение уголка творчества :

Красками, бумажными салфетками на каждого ребенка,

Оформление

06.10 Беседа : «Вода для хвори беда» ,

Цель : повторить основные правила закаливания водой.

Чтение художественной литературы :

М. Пластова «Капля в море»

Цель : Воспитывать любовь к природе.

Тематические рассказы «Мир вокруг нас»

Цель

Пополнение уголка для родителей

Тематические рассказы «Мир вокруг нас»

Книжный уголок :

Подготовить книги для чтения

09.10 Игры на координацию движений, равновесия «Поза дерева» , «Балансировка»

Цель : развивать координацию движений, быстроту реакции

Игра (Самомассаж)

«Чудесные ладошки »

Цель

Игра «Ручеек»

Цель : вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей;

Слушание

«Капли дождя» П. Мория

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Пополнение уголка для родителей

Консультация «Игровой самомассаж»

Центр художественно-эстетического развития

Подготовить аудиозаписи для прослушивания

10.10 Ситуативный разговор

«Как воздух проникает внутрь организма?»

Цель : Закрепить знания детей о воздухе, его свойствах, значении в жизни людей, растений.

Дыхательная гимнастика

Цель : познакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания

Рисование :

пластилином «Нарисуй на дереве листочек»

Цель : гармонизация детского коллектива

Игра (Самомассаж)

«Пальцев рук»

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение уголка для родителей

Дыхательная гимнастика

Обогащение уголка творчества

Пластилин, трафареты, стеки, салфетки на каждого ребенка

11.10 Дыхательная игра

«Носиком дышу»

Цель : продолжать знакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания

Упражнение «Свирель»

Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани.

12.10 Познавательно-исследовательская работа

«Как мы чувствуем воздух»

Цель :

Игра «Как узнать, что я дышу?»

Цель : углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.

Просмотр мультфильма

«Азбука здоровья . Воздух для вдохновения»

Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта

Салфетки на каждого ребенка, веер на каждого ребенка,

13.10 Коллективная работа

Аппликация

«Воздушный шар»

Цель : гармонизация детского коллектива

Игровое упражнение

«Мир звуков»

Цель : коррекция слуха

Упражнения

«Загрузи машину»

Цель :

профилактике плоскостопия Самомассаж ступней ног

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение центра физического развития массажными коврика Обогащение уголка творчества :

Повторить т/б при работе с клеем

Оформление

«Карта путешествия по сказочному миру природы»

Внесение спортивного оборудования.

Для упражнений по профилактике плоскостопия

16.10 Познавательно-исследовательская работа

«Физические свойства воды»

Цель :

Упражнение «Тепло Земли»

Цель : профилактика плоскостопия

Слушание

«Капли дождя» П. Мория

«Тарантелла» В. Гаврилин

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Обогащение центра экспериментирования

Емкость с водой, стаканчики по количеству детей, салфетки, гуашь,

17.10 Коллективная работа

Аппликация : «Рыбка»

Цель : гармонизация детского коллектива

Игры на координацию движений, равновесия

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Обогащение уголка творчества :

Цветной бумагой, шаблонами, клеем

Повторить т/б при работе с клеем

Оформление

«Карта путешествия по сказочному миру природы»

18.10 Беседа «Как мы слышим»

Цель :

Самомассаж ступней ног

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Упражнение «Свирель»

Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани

Игра (Самомассаж)

«Чудесные ладошки »

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

19.10 Беседа «О минеральных камнях»

Слушание

«» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

: Привлечение родителей к организации выставки

Книжный уголок :

Организовать выставку рисунков по теме

«Минералы и полезные ископаемые»

20.10 Упражнение «Тепло Земли»

Цель : способствовать воспитания правильной ходьбы

Просмотр мультфильма «Каменный цветок»

Цель : познакомить с произведением

23.10 Познавательно-исследовательская работа

«Свойство гипса»

Цель :

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

24.10 Коллективная работа

«Волшебное дерево»

Цель : гармонизация детского коллектива

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

«Семь нот здоровья » М. Лазарев

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Упражнение телесно ориентированные упражнения по улучшению кровообращения

Игра «Собери драгоценные камни»

Цель :: Развитие мелкой моторики рук у детей через нетрадиционные игровые технологии. Обогащение уголка творчества :

Пластилин, доски для работы с пластилином, стеки.

Повторить т/б при работе с пластилином

Оформление

«Карта путешествия по сказочному миру природы»

25.10 Беседа «Растения – помощники человека»

Цель : расширять представление о лечебных свойствах растений

Психофизическое упражнение «Приветствие деревьям, растениям, цветам»

Цель : освоение простейших навыков психогимнастической релаксации

Игра «Макушка дерева»

Цель : Продолжать развивать координацию движений, равновесия

26.10 Чтение художественной литературы

Т. Попова «Мир вокруг нас»

Цель : Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Беседа : «Аптека в лесу»

Цель : Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;

Упражнение «Если бы я был деревом»

Цель : развивать двигательное воображение

27.10 Упражнение хатха-йога «Поза дерева»

Цель : Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений

Самомассаж «Чудесные ладошки »

Цель :

Упражнение «Где прячется Дюймовочка»

Цель : упражнять шейный отдел позвоночника Пополнение уголка для родителей

хатха-йога

30.10 Дыхательное упражнение

Цель : Продолжать формировать навык грудного дыхания

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Игра на осознания частей своего тела.

Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека.

31.10 Слушание

- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Беседа «Чистота – залог здоровья »

Цель : Формировать привычку следить за своим внешним видом.

Тематические рассказы

«Мир вокруг нас»

Цель : Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.

Игра (Самомассаж)

«Пальцев рук»

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

III этап – заключительный (обобщающий) .

Рефлексия

а) Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом ?

б) Что в работе над проектом было наиболее интересным?

в) Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?

г) Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

д) Выразить благодарность, вручить диплом за работу над проектом .

Мероприятия, проводимые нами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми . В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни . Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом , и представление о том, как это может быть весело и увлекательно.

Проект по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста 3-4 лет «Будь здоров, малыш!».

Мальцева Светлана Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №89», Пермский край, г. Верещагино.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию проект, направленный на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и культурно-гигиенических навыков. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования. Данный материал предназначен для детей 3-4 лет.
Актуальность.
Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность вызывает положительные изменения в физическом и психическом развитии ребёнка, совершенствовании всех функциональных систем организма. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Лето - самое благоприятное время для укрепления здоровья детей и привития культурно-гигиенических навыков. В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил и энергии для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.
Летний период насыщен деятельностью на открытом воздухе: прогулки, походы, физкультурные досуги, праздники, закаливающие процедуры, игры на природе и участке детского сада позволяют детям приобретать новый двигательный опыт.
В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. В учебно-воспитательный процесс включены оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, музыкально-ритмические занятия, релаксация. В рацион детей включаются фрукты, соки, салаты, витаминные напитки, фиточаи.
Проблема: у детей не сформированы основы здорового образа жизни,
не до конца сформированы культурно – гигиенические навыки (навыки опрятности и самообслуживания).
Обоснование проблемы:
1. Родители не достаточно уделяют внимание физическому развитию детей (охрана и укрепление здоровья), воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей.
2. Недостаточно знаний у детей о культурно-гигиенических навыках, о здоровом образе жизни.
Тип проекта: оздоровительный
Вид проекта: краткосрочный (июнь, июль, август 2015 год)
Участники проекта: дети младшей группы «Звездочки», педагоги, родители, медработник.
Цель: оздоровление детей, формирование основ здорового образа жизни и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Формирование представлений о здоровом образе жизни.
3. Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о правилах личной гигиены.
4. Развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников.
5. Активизировать словарь: здоровье, здоровый образ жизни, зарядка, физкультура, правила, личная гигиена.
6.Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей
Ожидаемые результаты:
1.У детей сформированы первоначальные знания о здоровом образе жизни. Заинтересованность детей темой.
2.Сформированы культурно-гигиенические навыки, знают элементарные правила личной гигиены.
3.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность и детальность в работе.
4.Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.
5.С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.
6.Участие в совместной деятельности родителей.
Продукт проектной деятельности: Оформление участка к летнему оздоровительному периоду, тропа здоровья. Создание картотек различных гимнастик, подвижных игр.
Реализация проекта:
1.Работа с родителями:
- Анкетирование родителей. Уточнение данных о соматическом и психофизическом здоровье.
- консультация «Помогите ребёнку укрепить здоровье», «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду».
- папка – передвижка «Режим дня – это важно»;
- Беседы с родителями по профилактике заболеваемости в летний период.
- изготовление тропы здоровья;
- памятка для родителей «Правила мытья рук», «Профилактика кишечных инфекций», «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет», «Массаж – а вот и я!»;
- Советы родителям по формированию культурно-гигиенических навыков, по проведению утренней гимнастики, по организации двигательной активности, по организации правильного питания;
- Буклет для родителей «Задачи формирования ЗОЖ и физкультурно-оздоровительной работы с детьми»;
- Рекомендации «Примерные рекомендации по закаливанию детей», по здоровому образу жизни.
2. Работа с детьми:
Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты):
- Утренняя гимнастика на свежем воздухе;
- Динамические паузы/физминутки;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика (с предметами) с проговариванием стихотворных форм.
Закаливающие мероприятия (ежедневно)
- Обливание ног контрастной водой;
- Солнечные и воздушные ванны;
- Хождение босиком по мокрому и сухому песку, траве, асфальту;
- Хождение по «Тропе здоровья», ходьба босиком по массажным дорожкам;
- Полоскание рта водой комнатной температуры;
- Самомассаж стоп и рук.
Профилактические мероприятия
- Витаминизация;
- Облегчённая одежда в помещении и на улице;
- Профилактика плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и др.);
- Игры, направленные на формирование правильной осанки (А.С.Галанов)
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Мы – спортсмены», «Доктор Айболит», «Собираемся на прогулку», «Игрушки у врача», «Парикмахерская» и другие;
- Игры – драматизации;
-Дидактические игры и упражнения, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни: «Оденем куклу на прогулку»,
«Уложим куклу спать», «Купание куклы», «Накормим куклу», «Водичка, водичка »,
«Вымой руки», «Умывалочка», «Делаем причёску», «Серый котик умывается», «Я скажу, а ты покажи», «Определи на вкус» и другие.
- Гимнастика для глаз;
- Беседы с детьми «Разговор о правильном питании», «О том, как я отдыхаю летом», «Я и мой организм», «Что я знаю о спорте», «Полезные продукты – овощи и фрукты», «Зачем необходима зарядка», «Правила поведения во время еды и умывания».
- Чтение художественной литературы (К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»), русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки», потешек, стихотворений, загадывание загадок по теме «ЗОЖ», «КГН»;
- Рассматривание материала по теме «Здоровый образ жизни», « Виды спорта», «Предметы личной гигиены», «Если хочешь быть здоров», «Вредные привычки», «Как правильно пользоваться предметами личной гигиены», альбомы по теме, алгоритмов по КГН;
- Подвижные игры «Поймай комара», «Мыши и кот», «Найди свой цвет», «Наседка и цыплята», «Попади в круг», «Найди свое место» и другие;
- Артикуляционная гимнастика;
- Раскраски по теме;
- Просмотр презентации «Формирование привычки к здоровому образу жизни».
Итог работы:
- Праздник «Международный день защиты детей»;
- Физкультурный праздник с участием родителей «Летняя спартакиада».