Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - «Детский сад № 3 «Солнышко»
Проект по здоровьесбережению
«Если хочешь быть здоров»
Воспитатель старшей группы:
Малиновская Валентина Олеговна
ЗАТО Сибирский
Актуальность.
Принципы.
Этапы: организационный, основной (практический), заключительный.
Средства.
Список литературы.
Актуальность проекта «Если хочешь быть здоров»
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей - одна из главных задач дошкольного образования. От состояния здоровья детей зависит благополучие современного общества. В последнее время во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, разнообразные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, низкая двигательная активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту - факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей. Поэтому необходимо постоянно помнить о том, что сейчас здоровых детей очень мало.
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне огромного роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.
На основании вышесказанного, перед коллективом детского сада ежегодно стоят задачи, касающиеся здоровьясбережения дошкольников.
На основании вышесказанного, был разработан долгосрочный проект по здоровьесбережению воспитанников «Если хочешь быть здоров» на 2 года.
Цель проекта: формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.
Объектами проекта:
воспитанники образовательной организации (от 3 до 7 лет);
семьи воспитанников;
педагогический коллектив.
4. Задачи проекта:
Работа с детьми: | Работа с родителями: | Работа с педагогическим коллективом: |
Привитие стойких культурно-гигиенических навыков; Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья; Формирование потребности в ЗОЖ. | Повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих возможностей дома. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ. | Обмен опытом; Организация взаимодействия с узкими специалистами |
5. Принципы:
Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности - поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по здоровьесбережению детей.
Принцип комплексности и интегративности - решение здоровьесберегающих и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.
Принцип результативности и гарантированности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
6. Основные этапы:
1 этап - организационный:
Изучение психолого-педагогического опыта по здоровьесбережению детей;
Составление схем взаимодействия с узкими специалистами;
Систематизированный материал:
«Беседы о ЗОЖ»,
«Пальчиковые игры»,
«Игровой массаж»,
«Артикуляционная гимнастика»,
«Элементы дыхательной гимнастики»,
«Игры с элементами психогимнастики», наглядный материал.
2 этап - основной (практический).
На втором этапе была реализована здоровьесберегающая направленность образовательного процесса: использование здоровьсберегающих технологий: в ходе организованной образовательной деятельности (НОД, развлечения, индивидуальная работа, подгрупповая работа):
«беседы о ЗОЖ»,
«игры с элементами психогимнастики»
«пальчиковые игры»
«артикуляционная гимнастика»,
«элементы дыхательной гимнастики».
Здоровьсберегающие технологии:
При проведении режимных моментов: подвижные игры на прогулке, игровой массаж при просыпании;
Развитие общей моторики - при организации двигательного режима.
Совместно с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях организуется двигательный режим, используется артикуляционная гимнастика.
Совместно с педагогом-психологом проводятся игры с элементами психогимнастики.
3 этап - заключительный.
В конце каждого года подводятся итоги:
Знания о ЗОЖ;
Развитие двигательной сферы, общей и мелкой моторики
Стабильность эмоционального благополучия детей.
Стабильность физической и умственной работоспособности.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте рекомендуются следующие группы средств:
1. Подвижные игры на прогулке, в спортивном зале.
Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми необходимо как можно больше находиться на свежем воздухе.
2. Физкультминутки и динамические паузы.
Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
3. Пальчиковая гимнастика.
Гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
4. Дыхательная гимнастика.
- «Найди и покажи носик»;
- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).
- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.
- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.
- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.
- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба - бо - бу».
- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.
5. Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Массаж глаз - проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика - даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) - снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
«Солнышко»
«В небе солнце катится -
Словно жёлтый мячик.
То за тучку спрячется,
То по ёлкам скачет.
Погуляло, покружилось
И за тучку закатилось».
6. Закаливание.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
- закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
- проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
- проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
- сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
7. Гимнастика после сна.
В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.
Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:
- звуковые сигналы (например, музыка)
- зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
- импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).
8. Самомассаж.
Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Массаж делайте 1-2 раза в день.
9. Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
10. Релаксация.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Чаще используйте минутки покоя:
Посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту прекрасную музыку.
11. Аромотерапия.
Большой оздоровительный эффект имеет "Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны - очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы - улучшает работу сердечно - сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя - очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).
Список литературы
1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.
2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.
3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.
4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
Воспитатель группы ЗПР Берчун Л.С.
Образовательная область: физическое развитие.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Актуальность темы.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно:
Наследственность;
Неблагоприятная экологическая обстановка;
Электронно-лучевое и «металлозвук», облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка);
Образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).
Отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению, оказывают не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка.
Проблема неправильного процесса формирования осанки и стопы, заболевания детьми ОРЗ и ОРВИ, существует и в нашей группе детского сада.
Наблюдая за детьми на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, обратила внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка, быстро наступает усталость стоп, дети часто и долго болеют, что является началом развитию сколиоза и плоскостопия, нарушению функций организма. Это подтверждается врачебными диагнозами, которые фиксируются в медицинских картах детей.
На такие мелочи родители не всегда обращают внимание, им кажется, что ребенок еще слишком мал, чтобы у него была красивая осанка и правильная стопа, крепкое здоровье. Именно сейчас, когда ребенок активно растет, а нога и позвоночник испытывают нагрузки, начинается их нарушение. Сколиоз и плоскостопие у детей обнаруживается еще до школы.
Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, укрепление здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, был разработан проект физкультурно-оздоровительной работы «ЗдоровейКа» .
Цель Проекта.
Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре.
Задачи Проекта.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям;
Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия;
Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость);
Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений;
Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Воспитывать положительные черты характера;
Воспитывать чувство уверенности в себе;
Ориентирование родителей на укрепление физического развития детей в семье.
Принципы построения проекта.
Дифференцированный подход к построению проекта по здоровьесбережению для обучающихся с задержкой психического развития предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с задержкой психического развития возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Принципы построения проекта.
В основу проекта положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера, физическими и психическими возможностями и особенностями личности.
3. Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
4. Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Возраст участников проекта: 5-7 лет.
Продолжительность проекта : 10 месяцев.
Обеспечение: информационное, учебно-методическое.
Механизмы реализации проекта:
I этап – предварительный – мониторинг уровня физического развития детей с ОВЗ. (Сентябрь 2015 г.).
II этап – основной – реализация цели и задач проекта посредством организованной образовательной деятельности (кружок по здоровьесбережению «ЗдоровейКа»), просветительская работа с родителями (консультации, памятки, наглядная агитация), мастер-класс для педагогов ДОУ. (Октябрь 2015 г. – май 2016 г.).
III этап – заключительный – открытый показ ООД для педагогов и родителей, мониторинг уровня заболеваемости ОРЗ и ОРВИ, мониторинг уровня физического развития воспитанников. (Июнь 2016 г.).
Результаты мониторинга уровня физического развития детей с ОВЗ
Показатели физического развития воспитанников
Краткое описание проекта
ООД проводится с октября по май 2 раза в неделю по 20 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях.
В структуру оздоровительной ООД тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движения: ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и т. д., дыхательная гимнастика, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию.
Способ организации детей на ООД в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На ООД используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Методика составления комплексов оздоровительной ООД состоит из трех частей. В подготовительную часть включают общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие нарушению осанки и коррекции плоскостопия. Темп выполнения – медленный, умеренный, средний, дозировка 6-8 повторений. В основную часть входят упражнения из положения лежа на спине, на боку, животе, сидя и стоя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны. Заключительная часть состоит из упражнений на расслабление (релаксация, подвижные игры).
С целью закаливания стоп и профилактике плоскостопия, укрепления организма детей во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.
Для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий.
Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды для работы по профилактике опорно-двигательного аппарата у дошкольников с ОВЗ, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего формированию осанки, укреплению мышц стопы и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, батут, специальные тренажеры и т. д.)
Таким образом, акцент в оздоровительной работе кружка «ЗдоровейКа» делается на повышение сопротивляемости организма к ОРЗ и ОРВИ, профилактику плоскостопия и нарушений осанки у детей.
Информационно-образовательная работа с детьми включает в себя:
1. Тестовое обследование первых признаков сколиоза и плоскостопия у детей группы ЗПР.
2. Взаимосвязь медработника ДОУ, врачей-специалистов, администрации ДОУ с воспитателями и родителями в вопросах профилактике ОРЗ и ОРВИ, сколиоза и плоскостопия.
3. Обследование детей, предварительный и итоговый мониторинг состояния здоровья детей группы ЗПР.
4. Использование специальных упражнений в ООД.
Взаимодействие с родителями
Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.
Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:
1. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
2. Результаты мониторинга состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. К разговору с родителями привлекаются медицинская сестра детского сада.
3. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т. д.) .
4. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Работа по просвещению родителей проводится на основании опроса. Выявлены следующие группы родителей:
1 группа - родители обладают достаточным объемом знаний по проблемам воспитания и образования, по проблемам здоровья ребенка.
2 группа - родители, которые не очень интересуются педагогикой, здоровьесберегающими технологиями, но их волнует личность их малыша, проблема его становления, здоровья. Они стараются понять причины своих неудач в воспитательной и оздоровительной работе.
3 группа-родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией -педагогической или связанной со здоровьем ребенка.
В педагогическом взаимодействии с родителями запланировано использование разнообразных форм работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
Информация для родителей на стендах, папках-передвижках, консультации;
Устные журналы с участием различных специалистов;
Инструктивно-методические по профилактике нарушений осанки, деформации стопы;
Семинары-практикумы;
Деловые игры и тренинги;
«открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих лечебных процедур.
Предполагаемый результат проекта.
1. Повышение уровня физического и психического здоровья детей.
2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни (ОРЗ и ОРВИ).
3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
4. Усвоение программы.
5. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.
6. Положительный результат темпов прироста физических качеств.
7. Скоординированность действий родителей и воспитателей в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
8. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
План реализации проектной деятельности.
МАДОУ "ЭКОСАД" г.Пермь
воспитатель
Проект по здоровьесбережению "ЭКОСАД - территория здоровья!"
Анализ ситуации: На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей.
В дошкольном возрасте закладывается все основное. Это не только подготовка к школе в обывательском понимании: научить читать, писать и считать. Наоборот, подготовка по Федеральному государственному образовательному стандарту в дошкольном учреждении ставит совершенно другие целевые ориентиры: ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, инициативен и самостоятелен в разных видах деятельности, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, у ребенка развита крупная и мелкая моторика, воображение, творческие способности, доводит до конца начатое дело, подчиняется разным правилам и социальным нормам - это портрет современного выпускника ДОУ.
Одна из ключевых проблем современного общества - обеспечение качественного дошкольного образования.
Почему возникает проблема качества?
Потому что дети стали другими. Мы должны учитывать, что малыши приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Известно, насколько притягательны для детей занятия с компьютером, который с каждым годом проникает во все сферы жизнедеятельности людей, становится обязательным атрибутом современной жизни, заменяя тем самым книжную литературу. Однако длительное завороженное сидение за ним может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.
Дети, которые идут в наши детские сады умеют пользоваться сотовыми телефонами и компьютерами еще до того, как начинают говорить. Конечно, для таких современных детей дошкольное образование должно быть здоровьесберегающим и здоровьеобогащающим.
Всех нас тревожит здоровье современного поколения. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и социальные условия жизни, и экологическая обстановка, и психологический климат в семье.
Проблема: Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), нарушения осанки, детские стрессы и тревожность.
В связи с этим в нашем детском саду уделяется особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психологического благополучия, а также развитию культуры здоровья родителей воспитанников.
Актуальность:
«Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым ».
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.
Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья , неуклонно возрастает, причем первое место среди заболеваний занимают острые респираторные инфекции.
Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы .
Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки : утренняя гимнастика, двигательная деятельность, подвижные игры.
Но не следует забывать и о профилактических формах оздоровления детей - «минутках здоровья » . К ним можно отнести пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж, дыхательные упражнения, звуковую гимнастику, игровой тренинг.
Для профилактических форм оздоровления детей можно использовать любую свободную минуту во благо ребёнка .
Цель проекта : сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
- Ø сформировать понимание основ здорового образа жизни;
- Ø продолжать сохранять и укреплять здоровье детей совместными усилиями семьи и детского сада,
- Ø повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи проекта: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу здоровья человека.
- прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
- повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников, продолжать способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
ТИП ПРОЕКТА:
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
дети дошкольного возраста, их родители - законные представители, педагоги детского сада (инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, мед.работник), воспитатели.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
Создать благоприятную динамику в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону) ;
Совершенствование навыков
самостоятельности;
Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
Рабочий план реализации проекта.
Первый этап- подготовительный (сентябрь 2017)
Изучение психолого-педагогического опыта по здоровьесбережению детей;
Составление схем взаимодействия с узкими специалистами;
Систематизировать материал:
«Минутки здоровья»
«Беседы о ЗОЖ»,
«Пальчиковые игры»,
«Игровой массаж»,
«Артикуляционная гимнастика»,
«Элементы дыхательной гимнастики»,
«Игры с элементами психогимнастики», наглядный материал.
«Консультации и анкетирование родителей»
«Гимнастика для глаз»
Мероприятия |
Участники |
Срок,время |
Ответственные |
Родительское собрание «Внедрение проекта «ЭКОСАД-территория здоровья!» |
Родители. Педагоги |
Сентябрь 2017 |
Воспитатели |
Анкетирование родителей |
Педагоги. Родители |
Сентябрь 2017 |
Воспитатели |
Изготовление с родителями и внедрение нового дидактического материала и пособий для физкультурного уголка |
Родители. Воспитатели |
В течении года |
Воспитатели |
Разработка картотек игр и упражнений |
Педагоги |
Сентябрь-октябрь 2017 |
Воспитатели |
Открытие дополнительных образовательных практик |
Воспитанники Специалисты кружков. |
Сентябрь 2017 |
Специалисты |
Пути реализации проекта:
- Работа с детьми в себя включает:
- Утренняя гимнастика. гимнастика для глаз;
Динамические паузы
Экскурсии по территории детского сада, прогулки;
Спортивные соревнования, игры, эстафеты;
Чтение рассказов, стихов;
Дыхательная гимнастика;
Сюжетно ролевые игры;
Дидактические игры;
Пальчиковая гимнастика;
Подвижные игры;
Курс кислородного коктейля, витаминизация (соки, фрукты, напитки);
Гимнастика пробуждения;
Ходьба по массажным коврикам;
Совместная творческая работа с детьми на тему «Мы и спорт »(педагог - дети) с применением нетрадиционных техник рисования и аппликации;
Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе без принуждения.
Взаимодействие с семьей включает:
Мониторинговые процедуры (анкетирование родителей) ;
Создание информационного стенда для родителей (консультации, памятки) ;
Участие родителей в создании книги «Сборник полезных советов ребятам»;
Участие родителей в создании картотеки «Здоровое блюдо моей семьи»;
Участие в празднике здоровья «Путешествие в страну Здоровья» на завершающем этапе проекта.
Темы бесед: «Здоровье без лекарств», «Вот я какой», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Как сохранить хорошее зрение», «С утра до вечера», «Полезные и вредные продукты», «Зачем мыть руки после прогулки», «Средства личной гигиены», «Чтобы быть здоровым »; «Для чего нужны глаза, зубы, язык, нос, уши? ». «Правила на всю жизнь», «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить», «Безопасность при общении с животными»
Чтение рассказов, стихов: К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболтит»; А. Волков «Азбука здоровья»; И. Токмакова «Мне грустно - я лежу больной»; Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»; А. Барто «Девочка чумазая», А. Крылышкина «Мышка Аришка в цветных штанишках»; «Необычный огород»; «О зайке, мишке и больном зубе»; «Твой носовой платок»; «Как Миша и Маша учились мыть руки» и т. д. ;
Сюжетно ролевые игры: «Детская поликлиника», «К стоматологу в гости», «Аптека», «Магазин», «Моем овощи (муляжи) », «Генеральная уборка» , «Разговор по телефону в экстренной ситуации» - заболел мишка и т.д
Дидактические игры: «Источники опасности», «Овощи - фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты, «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Полезные и вредные продукты», «Узнай по описанию» закрепить цвет, форму, величину, «Что полезно и что вредно для зубов? », «Угадай, что лишнее? », «Что одеваем сначала, а что потом», «Оденем куклу-Машу на прогулку». «Умею - не умею», «По грибы»
Подвижные игры: «Найди свой цвет», «У медведя во бору», «Лошадки», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Зайцы и волк» и т. д.
Третий этап заключительный - подведение итогов (май 2018)
Анкетирование родителей и анализ полученных результатов.
Сравнить ожидания с результатом после завершения проекта:
Сформировалась ли потребность семьи в ЗОЖ;
На сколько привились культурно-гигиенические навыки;
Развилось ли представление о строении собственного тела, назначении органов;
На сколько обучились уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи; Сформировалось ли представление о том, что полезно и что вредно для здоровья;
Сформировались ли элементарные представления об окружающей среде;
Сформировались ли привычки к ежедневным физическим упражнениям.
Список литературы
1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.
2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.
3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.
4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
Пацкова Елена Александровна
Проект по здоровьесбережению в старшей группе «Культура здоровья дошкольника»
Проект в старшей группе по здоровьесбережению
«Культура здоровья дошкольника » .
Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
Обоснование выбора темы
Интересная и актуальная на сегодняшний день тема, посвященная воспитанию культуры здоровья дошкольников . Понятие «культура здоровья » рассматривается как важная составляющая общей культуры личности . Культура здоровья личности представляет многоуровневое образование, характеризующее ценности здорового образа жизни : эмоционально – личностное отношение человека к своему здоровью , потребность ведения здорового образа жизни , забота о собственном здоровье и здоровье окружающих . В этой связи культура здоровья является одной из важнейших качественных характеристик уровня развития личности. Ортобиотика – это наука, которая представляет собой технологию сбережения здоровья и жизненного оптимизма через включение внутренних резервов самого человека. В её основе лежит учение об ортобиозе – здоровом образе жизни , разработанное лауреатом Нобелевской премии И. И. Мечниковым. Это позволяет отнести ортобиотику к одной из инновационных технологий педагогики развития, а «ортобиотический аспект здоровья сбережения определить как сознательное осуществляемую деятельность субъекта, направленную на сохранение собственного здоровья ».Работая с детьми необходимо принимать во внимание, что ребёнок может с удовольствием выполнять все предполагаемые игры, упражнения, вести беседы, но вскоре забыть всё о чем говорилось, если он не уяснит себе целесообразность выполняемой деятельности. С целью сделать деятельность по здоровьесбережению осмысленной , мной разработан данный проект .
Проблема :
За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось .
Недостаточная осведомленность родителей о важности укрепления и сохранения своего здоровья . Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).
Цель : формирование у детей здоровьесберегающих ценностных ориентаций на основе применения технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики) через различные виды игровой и творческой деятельности со старшими дошкольниками .
Задачи :
1. Повышение грамотности родителей в области физического развития детей, организации совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников .
2. Совершенствовать практические навыки здорового образа жизни , выработать привычку к соблюдению режима дня, к физическим упражнениям и играм.
3. Обогатить социальный опыт ребенка, способствовать формированию физиологической грамотности.
4. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
Вид : информационно-практический, игровой.
Участники : дети 5-6 лет, педагоги, родители.
Продолжительность : краткосрочный 02.10.2017г-31.10.2017г
Продукт деятельности : журналы, рисунки, иллюстрации, фотографии, презентации.
Этапы проекта .
Iэтап – Предварительный :
Встреча с родителями в форме «круглого стола» , на котором познакомить с наукой….с современными технологиями по вопросам здоровьесбережению детей , предложить участвовать в проектной деятельности…
Мониторинг знаний детей,
Анкетирование родителей,
Изучение литературы,
Подготовка материала.
II этап (практическй) – реализация проекта .
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
Чтение художественной литературы :
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
Цель : познакомить детей со сказкой «Дюймовочка» .
Беседа :
- «Почему полезен солнечный свет для человека»
Цель : Закрепить знания детей о солнце, его свойствах, значении в жизни людей, растений.
Психофизическое упражнения
«Из зернышка в растение»
Цель
Слушание
- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас
Цель
Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека. Анкетирование родителей :
«Здоровьесбережение в ДОУ »
Цель : проанализировать направления дальнейшей работы
Книжный уголок : организовать выставку произведений по теме проекта
Обогащение уголка творчества :
предложить детям раскраски о здоровом образе жизни
03.10 Рассматривание репродукций картин
Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»
Цель : Развивать художественное восприятие детей, побуждать эмоционально, откликаться на произведения искусства
Двигательное упражнение на передачу образа воды.
Цель : развитие образного мышления и воображения
Упражнение волна
Цель : развивать пластичность в движении Консультация для родителей
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
«Ортобиотический подход» Книжный уголок : организовать выставку
репродукций картин
Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»
Ленточки, шумелки для выполнения упражнений
04.10 Чтение художественной литературы :
С. Проковьева «Лоскутик и облако»
Цель
Беседа :«Гигиена Кожи»
Цель : Расширять знания детей о правилах ухода за кожей частей тела (рук, ног, туловища)
Просмотр мультфильма
«Как львенок и черепаха пели песенку»
Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Пополнение уголка для родителей
Буклет «Кожа. Гигиена кожи ребенка» Обогащение уголка творчества :
предложить детям раскраски, трафареты, обводки по теме,
05.10 Опытно – практическая деятельность
Опыт со свечой
Цель : Показать, что для горения необходим кислород; растения- источник жизни на Земле.
Коллективная работа Рисование на тему :
«Подарим солнцу тепло своих ладошек»
Цель
Слушание
«Музыка покоя для детей»
Увертюра А. Пертова из к/ф «Укрощение огня»
Цель
Буклет «Закаливания - шаг к здоровью » Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта
Свечой, блюдцем,
Обогащение уголка творчества :
Красками, бумажными салфетками на каждого ребенка,
Оформление
06.10 Беседа : «Вода для хвори беда» ,
Цель : повторить основные правила закаливания водой.
Чтение художественной литературы :
М. Пластова «Капля в море»
Цель : Воспитывать любовь к природе.
Тематические рассказы «Мир вокруг нас»
Цель
Пополнение уголка для родителей
Тематические рассказы «Мир вокруг нас»
Книжный уголок :
Подготовить книги для чтения
09.10 Игры на координацию движений, равновесия «Поза дерева» , «Балансировка»
Цель : развивать координацию движений, быстроту реакции
Игра (Самомассаж)
«Чудесные ладошки »
Цель
Игра «Ручеек»
Цель : вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей;
Слушание
«Капли дождя» П. Мория
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Пополнение уголка для родителей
Консультация «Игровой самомассаж»
Центр художественно-эстетического развития
Подготовить аудиозаписи для прослушивания
10.10 Ситуативный разговор
«Как воздух проникает внутрь организма?»
Цель : Закрепить знания детей о воздухе, его свойствах, значении в жизни людей, растений.
Дыхательная гимнастика
Цель : познакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания
Рисование :
пластилином «Нарисуй на дереве листочек»
Цель : гармонизация детского коллектива
Игра (Самомассаж)
«Пальцев рук»
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение уголка для родителей
Дыхательная гимнастика
Обогащение уголка творчества
Пластилин, трафареты, стеки, салфетки на каждого ребенка
11.10 Дыхательная игра
«Носиком дышу»
Цель : продолжать знакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания
Упражнение «Свирель»
Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани.
12.10 Познавательно-исследовательская работа
«Как мы чувствуем воздух»
Цель :
Игра «Как узнать, что я дышу?»
Цель : углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.
Просмотр мультфильма
«Азбука здоровья . Воздух для вдохновения»
Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта
Салфетки на каждого ребенка, веер на каждого ребенка,
13.10 Коллективная работа
Аппликация
«Воздушный шар»
Цель : гармонизация детского коллектива
Игровое упражнение
«Мир звуков»
Цель : коррекция слуха
Упражнения
«Загрузи машину»
Цель :
профилактике плоскостопия Самомассаж ступней ног
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение центра физического развития массажными коврика Обогащение уголка творчества :
Повторить т/б при работе с клеем
Оформление
«Карта путешествия по сказочному миру природы»
Внесение спортивного оборудования.
Для упражнений по профилактике плоскостопия
16.10 Познавательно-исследовательская работа
«Физические свойства воды»
Цель :
Упражнение «Тепло Земли»
Цель : профилактика плоскостопия
Слушание
«Капли дождя» П. Мория
«Тарантелла» В. Гаврилин
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Обогащение центра экспериментирования
Емкость с водой, стаканчики по количеству детей, салфетки, гуашь,
17.10 Коллективная работа
Аппликация : «Рыбка»
Цель : гармонизация детского коллектива
Игры на координацию движений, равновесия
Слушание
«Вальс цветов» П. Чайковского
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
Обогащение уголка творчества :
Цветной бумагой, шаблонами, клеем
Повторить т/б при работе с клеем
Оформление
«Карта путешествия по сказочному миру природы»
18.10 Беседа «Как мы слышим»
Цель :
Самомассаж ступней ног
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
Упражнение «Свирель»
Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани
Игра (Самомассаж)
«Чудесные ладошки »
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
19.10 Беседа «О минеральных камнях»
Слушание
«» П. Чайковского
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
: Привлечение родителей к организации выставки
Книжный уголок :
Организовать выставку рисунков по теме
«Минералы и полезные ископаемые»
20.10 Упражнение «Тепло Земли»
Цель : способствовать воспитания правильной ходьбы
Просмотр мультфильма «Каменный цветок»
Цель : познакомить с произведением
23.10 Познавательно-исследовательская работа
«Свойство гипса»
Цель :
Слушание
«Вальс цветов» П. Чайковского
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
24.10 Коллективная работа
«Волшебное дерево»
Цель : гармонизация детского коллектива
Слушание
«Вальс цветов» П. Чайковского
«Семь нот здоровья » М. Лазарев
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
Упражнение телесно ориентированные упражнения по улучшению кровообращения
Игра «Собери драгоценные камни»
Цель :: Развитие мелкой моторики рук у детей через нетрадиционные игровые технологии. Обогащение уголка творчества :
Пластилин, доски для работы с пластилином, стеки.
Повторить т/б при работе с пластилином
Оформление
«Карта путешествия по сказочному миру природы»
25.10 Беседа «Растения – помощники человека»
Цель : расширять представление о лечебных свойствах растений
Психофизическое упражнение «Приветствие деревьям, растениям, цветам»
Цель : освоение простейших навыков психогимнастической релаксации
Игра «Макушка дерева»
Цель : Продолжать развивать координацию движений, равновесия
26.10 Чтение художественной литературы
Т. Попова «Мир вокруг нас»
Цель : Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Беседа : «Аптека в лесу»
Цель : Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;
Упражнение «Если бы я был деревом»
Цель : развивать двигательное воображение
27.10 Упражнение хатха-йога «Поза дерева»
Цель : Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений
Самомассаж «Чудесные ладошки »
Цель :
Упражнение «Где прячется Дюймовочка»
Цель : упражнять шейный отдел позвоночника Пополнение уголка для родителей
хатха-йога
30.10 Дыхательное упражнение
Цель : Продолжать формировать навык грудного дыхания
Слушание
«Вальс цветов» П. Чайковского
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
Игра на осознания частей своего тела.
Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека.
31.10 Слушание
- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
Беседа «Чистота – залог здоровья »
Цель : Формировать привычку следить за своим внешним видом.
Тематические рассказы
«Мир вокруг нас»
Цель : Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.
Игра (Самомассаж)
«Пальцев рук»
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
III этап – заключительный (обобщающий) .
Рефлексия
а) Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом ?
б) Что в работе над проектом было наиболее интересным?
в) Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
г) Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
д) Выразить благодарность, вручить диплом за работу над проектом .
Мероприятия, проводимые нами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми . В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни . Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом , и представление о том, как это может быть весело и увлекательно.
Проект по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста 3-4 лет «Будь здоров, малыш!».
Мальцева Светлана Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №89», Пермский край, г. Верещагино.Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию проект, направленный на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и культурно-гигиенических навыков. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования. Данный материал предназначен для детей 3-4 лет.
Актуальность.
Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность вызывает положительные изменения в физическом и психическом развитии ребёнка, совершенствовании всех функциональных систем организма. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Лето - самое благоприятное время для укрепления здоровья детей и привития культурно-гигиенических навыков. В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил и энергии для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.
Летний период насыщен деятельностью на открытом воздухе: прогулки, походы, физкультурные досуги, праздники, закаливающие процедуры, игры на природе и участке детского сада позволяют детям приобретать новый двигательный опыт.
В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. В учебно-воспитательный процесс включены оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, музыкально-ритмические занятия, релаксация. В рацион детей включаются фрукты, соки, салаты, витаминные напитки, фиточаи.
Проблема: у детей не сформированы основы здорового образа жизни,
не до конца сформированы культурно – гигиенические навыки (навыки опрятности и самообслуживания).
Обоснование проблемы:
1. Родители не достаточно уделяют внимание физическому развитию детей (охрана и укрепление здоровья), воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей.
2. Недостаточно знаний у детей о культурно-гигиенических навыках, о здоровом образе жизни.
Тип проекта: оздоровительный
Вид проекта: краткосрочный (июнь, июль, август 2015 год)
Участники проекта: дети младшей группы «Звездочки», педагоги, родители, медработник.
Цель: оздоровление детей, формирование основ здорового образа жизни и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Формирование представлений о здоровом образе жизни.
3. Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о правилах личной гигиены.
4. Развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников.
5. Активизировать словарь: здоровье, здоровый образ жизни, зарядка, физкультура, правила, личная гигиена.
6.Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей
Ожидаемые результаты:
1.У детей сформированы первоначальные знания о здоровом образе жизни. Заинтересованность детей темой.
2.Сформированы культурно-гигиенические навыки, знают элементарные правила личной гигиены.
3.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность и детальность в работе.
4.Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.
5.С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.
6.Участие в совместной деятельности родителей.
Продукт проектной деятельности: Оформление участка к летнему оздоровительному периоду, тропа здоровья. Создание картотек различных гимнастик, подвижных игр.
Реализация проекта:
1.Работа с родителями:
- Анкетирование родителей. Уточнение данных о соматическом и психофизическом здоровье.
- консультация «Помогите ребёнку укрепить здоровье», «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду».
- папка – передвижка «Режим дня – это важно»;
- Беседы с родителями по профилактике заболеваемости в летний период.
- изготовление тропы здоровья;
- памятка для родителей «Правила мытья рук», «Профилактика кишечных инфекций», «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет», «Массаж – а вот и я!»;
- Советы родителям по формированию культурно-гигиенических навыков, по проведению утренней гимнастики, по организации двигательной активности, по организации правильного питания;
- Буклет для родителей «Задачи формирования ЗОЖ и физкультурно-оздоровительной работы с детьми»;
- Рекомендации «Примерные рекомендации по закаливанию детей», по здоровому образу жизни.
2. Работа с детьми:
Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты):
- Утренняя гимнастика на свежем воздухе;
- Динамические паузы/физминутки;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика (с предметами) с проговариванием стихотворных форм.
Закаливающие мероприятия (ежедневно)
- Обливание ног контрастной водой;
- Солнечные и воздушные ванны;
- Хождение босиком по мокрому и сухому песку, траве, асфальту;
- Хождение по «Тропе здоровья», ходьба босиком по массажным дорожкам;
- Полоскание рта водой комнатной температуры;
- Самомассаж стоп и рук.
Профилактические мероприятия
- Витаминизация;
- Облегчённая одежда в помещении и на улице;
- Профилактика плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и др.);
- Игры, направленные на формирование правильной осанки (А.С.Галанов)
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Мы – спортсмены», «Доктор Айболит», «Собираемся на прогулку», «Игрушки у врача», «Парикмахерская» и другие;
- Игры – драматизации;
-Дидактические игры и упражнения, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни: «Оденем куклу на прогулку»,
«Уложим куклу спать», «Купание куклы», «Накормим куклу», «Водичка, водичка »,
«Вымой руки», «Умывалочка», «Делаем причёску», «Серый котик умывается», «Я скажу, а ты покажи», «Определи на вкус» и другие.
- Гимнастика для глаз;
- Беседы с детьми «Разговор о правильном питании», «О том, как я отдыхаю летом», «Я и мой организм», «Что я знаю о спорте», «Полезные продукты – овощи и фрукты», «Зачем необходима зарядка», «Правила поведения во время еды и умывания».
- Чтение художественной литературы (К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»), русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки», потешек, стихотворений, загадывание загадок по теме «ЗОЖ», «КГН»;
- Рассматривание материала по теме «Здоровый образ жизни», « Виды спорта», «Предметы личной гигиены», «Если хочешь быть здоров», «Вредные привычки», «Как правильно пользоваться предметами личной гигиены», альбомы по теме, алгоритмов по КГН;
- Подвижные игры «Поймай комара», «Мыши и кот», «Найди свой цвет», «Наседка и цыплята», «Попади в круг», «Найди свое место» и другие;
- Артикуляционная гимнастика;
- Раскраски по теме;
- Просмотр презентации «Формирование привычки к здоровому образу жизни».
Итог работы:
- Праздник «Международный день защиты детей»;
- Физкультурный праздник с участием родителей «Летняя спартакиада».