Раннее развитие в вашем понимании. Раннее развитие ребенка С какого возраста начинать заниматься? Раннее развитие не должно мешать здоровью

В этой статье:

Всего выделяется 7 периодов роста и развития ребенка. Названия могут быть разными, но суть всегда одна. Период длится ровно столько, сколько необходимо малышу для переходя на новую ступень развития.

Каждый этап уникален. Он больше никогда не повторится в жизни крохи, но принесет ему много нового. Идет активное развитие психики, мышления, памяти. За 2-3 года кроха, например, овладевает родным языком. Общая характеристика этих периодов – активное развитие психики.

С каждым месяцем жизни растет тело, удлиняются конечности, мышцы становятся крепче и сильнее. Важна параллельность физического и психического развития . Если что-то одно отстает от нормы, то нужно срочно обратиться к врачу. На всех этапах жизни ребенку нужна помощь родителей. Родители должны понимать, что часто перемены характера и настроения не зависят от самого ребенка. На него влияет взросление, изменение психики, развитие эндокринной системы.

Взросление

Взросление - непрерывный процесс развития человека. Меняется его представление о мире, родителях, о себе самом. Это целый комплекс процессов развития тела, личности, эмоций . Чтобы взросление проходило нормально, ребенку нужны помощь и понимание родителей. Ведь для малышей, детей и подростков все это тоже очень непросто.

Взросление можно разделить на 7 больших этапов от момента зачатия до 16-18 лет. Затем начинается его взрослая жизнь. После 18 лет развитие, конечно же, не останавливается, но все процессы протекают далеко не так быстро.

Зачатие

Активное развитие малыша начинается еще до его появления на свет. Главная задача организма ребенка - максимально подготовить его органы, все системы к самостоятельному функционированию. Первый период начинается от момента зачатия и длится до самых родов . Этот этап один из самых важных в жизни человека. От того, как будет проходить беременность, зависит ход развития малыша.

Тут матери нужно быть особенно внимательной:

  • Правильное питание

Побольше свежих овощей и фруктов, легкая пища. Желательно исключить все острое, жирное, маринованное. Пейте соки, воду.

  • Нельзя употреблять алкоголь, наркотики

Такие вещества опасны на протяжении всей беременности. Они могут вызвать выкидыш на раннем сроке или серьезные изменения плода. Допускается немного хорошего сухого вина, но всего по 50-100 грамм. Его разводят в воде, пьют за 15-20 минут до еды. В таких малых количествах оно не навредит малышу, а поможет, ведь в нем много витаминов.

  • Курение

Если женщина курит до беременности, то бросать курение резко нельзя. Старайтесь минимизировать количество сигарет постепенно и со временем полностью отказаться от них. Конечно, никотин негативно влияет на развитие плода.

  • Лекарства

Любые лекарства согласовывайте с вашим врачом. Некоторые привычные для вас (ношпа, аспирин, фенкарол, анальгин) могут очень сильно навредить плоду. Особенно опасны антибиотики, жаропонижающие, обезболивающие.

Все 9 месяцев малыш должен находиться в покое . Это возможно, только если мама будет заботиться о себе. Характеристика этого периода: быстрое развитие и активный рост малыша.

Новорожденность

Произошло отделение крошки от матери – пуповина перерезана . Теперь ему необходимо самому дышать, питаться, переваривать пищу, создавать новые кровяные тельца. От рождения и до первого месяца жизни длится второй период развития ребенка – период новорожденности. Сейчас малыш очень беззащитен. Он много спит – почти 20 часов в сутки. А когда не спит, то кушает, плачет. Кроха еще только привыкает к изменению внешней среды. Тут воздух, другая температура, давление. Все это ново для него.

Главное – обеспечить ему правильные условия жизни:

  • регулярное питание (через каждые 2-3 часа);
  • спокойный сон (нет яркого света, шума в комнате);
  • температура не ниже +22С;
  • гигиена: малыша купают 2 раза в день с детским мылом или пенкой;
  • ребенок чувствует себя защищенным, когда родители рядом с ним.

Сейчас очень уязвима иммунная система . Она еще не может полностью защитить крошку от болезней. Оградите его от возможных источников опасности:

Критичные 40 дней прошли – теперь начинается новый этап. Новорожденность - один из основных периодов в жизни крохи. Это базис для дальнейшего развития. За этот первый месяц дети заметно подрастают, прибавляют до 1 кг веса и 2-3 сантиметров роста.

Грудничковый период

С конца первого месяца и до 1 года - столько длится грудничковый период . Вы удивитесь, как сильно изменился ваш малыш за это время. После первого месяца это малюсенький ребеночек, который только кушает, спит, плачет… И вот он уже празднует свой первый день рождения . Время летит быстро, но этот год - один из самых значимых периодов с точки зрения развития.

Психическое развитие

С первых дней жизни малыш учится использовать органы чувств. Развивается его речь.

Это немало для всего лишь 10-11 месяцев жизни. Такой прогресс считается глобальным для развития малыша. Счет идет не на недели и месяцы – он в считанные дни учится чему-то новому. Дальше на подобные достижения потребуются годы тренировок.

Физическое развитие

Всего за 1 год меняется очень многое:


В конце первого года малыши очень активные, любят двигаться.

Ранний возраст

С 1 года до 3 лет длится период раннего дошкольного возраста. Это время для
активного развития психики. Малыш учится говорить. Сначала он всего лишь слушает. Затем появляется связь «предмет-название». Он еще не может сказать сам, но отлично понимает, о чем идет речь. К 3 годам дети уже вполне отчетливого разговаривают, составляют правильные простые предложения. Они могут :

  • здороваться и прощаться;
  • представляться по имени;
  • просить попить, называя, что именно хотят (воду, сок, молоко);
  • подражают голосам животных;
  • знают названия предметов обихода (щетка, чашка, ложка, игрушка).

Важно разговаривать с малышом, читать ему вслух. Новые слова очень быстро запоминаются. Характеристика этого периода – повышение самостоятельности. Малыш проходит психологическую сепарацию от матери . Все яснее становится для него, что он - отдельная
личность. У него могут быть свои желания или нежелания, он вполне может самостоятельно одеть кофточку, застегнуться, умыться…

Ближе к 3 годам малыш может вдруг стать агрессивным по отношению к другим детям, родителям, другим взрослым. Может ударить ребенка не площадке, укусить маму, когда она его одевает. Не стоит переживать по этому поводу. Идет эмоциональное развитие, но малыш еще не может все выразить словами или действиями. Иногда сильные негативные реакции приводят к агрессивному поведению. Указывайте крохе на ошибку, но не бейте его и не кричите в ответ .

Дошкольный период

Проходит с 3 до 6-7 лет. За это время крохе нужно подготовиться к самостоятельности. Он быстро учится. Продолжается активное психическое развитие:

  • увеличивается объем памяти
  • развивается личность, характер
  • повышается время концентрации (до 30 минут на одном предмете)
  • улучшается речь (у ребенка 6-7 лет речь считается достаточно развитой)
  • малыш может сам заботиться о своей гигиене (моет руки перед едой, справляется с туалетом, умывается)
  • развита социальная функция (умеет знакомиться, заводит дружеское общение)
  • деятельность становится полностью осмысленной.

Это период развития нервной системы и мозга. Малыша 6-7 лет можно без страха оставить на несколько часов в школе – он нормально справляется без мамы и папы.

Под конец
дошкольного периода начнется следующий этап активного роста. Происходят важные физические изменения. Например, меняются зубы: молочные зубки выпадают, растут коренные. Мышцы и кости становятся крепче, а тело уже больше походит на пропорциональное тело взрослого человека.

Важный момент – диспансеризация перед школой. Если есть какие-то серьезные отклонения развития малыша, то сейчас они будут выявлены. Отставание физического или психического развития, дефекты речи, слуха и зрения могут помешать ему пойти в школу. Обязательно проходите регулярные осмотры у врача. Лучше всего, если эти проблемы будут выявлены как можно раньше.

Школьный возраст

От 7 до 16 лет проходит период дошкольного возраста. Основная характеристика этого периода – психологическое взросление. Все силы направлены на обучение, развитие личности. На этом этапе важно эмоциональное и волевое развитие. Ребенок учится контролировать свои действия, слова, желания . Проходит период адаптации в школе, и он полностью готов учиться следующие 10-11 лет.

Важную роль тут играет общение .
Ребенок вступает в первые более-менее серьезные социальные отношения. Тут разные дети, и со всеми нужно найти общий язык. Выделяются друзья, общие интересы. Для личностного развития ребенка это важно, ведь личность лучше всего развивается в обществе. Уже есть возможность посмотреть на себя со стороны, критически оценить себя.

С 8-10 лет начинается второй период активного роста. Мальчики растут быстрее девочек, но вот половое созревание у девочек начинается быстрее. Из-за быстрого роста конечностей у детей в этом возрасте могут начаться проблемы с позвоночником, сколиоз. Обязательно нужно заниматься спортом, физкультурой. У детей до 12-13 лет сохраняется потребность в движениях, активных играх.

Пубертатный период

У мальчиков он начинается с 12-13 лет, для девочек чуть раньше – с 11-12 лет. Период полового созревания - еще один значимый этап развития любого человека. Это активные перемены внешности, поведения, самоощущения ребенка. Активизируется эндокринная система, начинают активно вырабатываться половые гормоны. Меняется внешний вид подростка . Сейчас важно помогать организму, который перестраивается. Измените рацион питания:

  • больше свежих овощей и фруктов;
  • ребенку нужно пить больше воды (до 1,5 литров жидкости в день);
  • меньше жирного, жареного;
  • меньше сахара, сладостей.

С выработкой большого количества половых гормонов тело начинает меняться – подросток становится похож на взрослого человека. У девочек вырисовываются женские контуры тела.

Психологическая характеристика этого периода – изменение собственного восприятия. Что-то в себе не нравится, хочется меняться, подражать или, наоборот, быть уникальным… Для ребенка это непростое время, и родителям обязательно нужно относиться с пониманием ко всем изменениям.

К сожалению, период полового созревания - это еще и время для проявления многих физиологических и психических заболеваний. Обязательно следите, чтобы ребенок проходил ежегодные осмотры врача, диспансеризацию. Кроме того, это период роста и развития органов половой системы. Молодой человек впервые начинает смотреть на себя не как на ребенка, а как на взрослого человека.

Как помочь своему ребенку?

У всех основных периодов развития вашего малыша есть кое-что общее: на каждом этапе ваши сын или дочь нуждаются в своих родителях. Родителям нужно понимать, что поведение ребенка связано с развитием психики, гормональными изменениями. Существует несколько кризисных периодов, когда ребенок меняется. Не нужно думать, что он просто плохо себя ведет или хочет разозлить вас. Перемены происходят незаметно даже для него самого. Психическая деятельность малыша усложняется, а мир вокруг меняется.

С вашей стороны важно понимание. Да, нельзя все его шалости, агрессию и плохое поведение поощрять или не обращать внимание на них. Для ребенка это вредно. Но не стоит и вам быть с ним агрессивными, бить, кричать. Старайтесь понять, что же сейчас происходит с вашим крохой. Ему хочется быть более самостоятельным? Самому научиться держать ложку или пить из чашки? Тут нет ничего плохого. Помогите ему, покажите, научите. Это даст возможность вам в будущем построить нормальные, здоровые отношения с ребенком.

Развивающие игры и будущие способности ребенка

Подход к обучению детей, который принято называть ранним развитием — знакомство с окружающим миром, буквами, цифрами с помощью специальных пособий и развивающих игр — в последние годы часто подвергается критике. О том, что такое раннее развитие сегодня и что оно дает современным детям, рассказывает Алексей Маниченко, генеральный директор компании «Skylark-Умница» (Великобритания-Россия), разработчик комплектов для раннего развития, отец 2 детей.

— Видите ли вы какие-то проблемы с развитием современных детей — позже начинают ходить, говорить, позже привыкают к горшку, чем, например, их родители?

— Нормы в развитии детей — понятие очень условное и относительное. Нормы замеряются в конкретной стране или конкретным учёным, в какой-то конкретный период. Так, в мировой научной среде принято считать доказанным фактом, что большинство детей начинает говорить в возрасте от 10 месяцев до 3 лет, и это — норма.

Да, международные научные консультанты, с которыми мы сотрудничаем, говорят, что за последние десятилетия нормы действительно сдвигаются, но не в сторону более позднего развития, а наоборот. Имея больше информации, более разнообразное питание, более широкий выбор игр и игрушек, дети и развиваются быстрее, чем их предки. Эволюция.

А что касается практических навыков, таких, как привыкание к горшку, то это вопрос уклада жизни семьи в данное время. К чему родителям надо приучить ребёнка, к тому он и будет приучен. «Проблемы с развитием» здесь, на мой взгляд, ни при чем. Это всего лишь вопрос воспитания. А к воспитанию, кстати, многие родители подходят сейчас намного грамотнее, чем было возможно десятки лет назад.

К счастью, мир меняется, у современных детей есть больше возможностей развиваться в своём темпе — в том числе, не совпадать с прописанными кем-то «нормами». И я считаю, что это большое достижение нашего времени.

— Что сильнее влияет на способности ребенка — врожденные качества или то, как с ним занимаются?

— За последние 10-15 лет мировая наука пришла к выводу, что ответа на этот вопрос не существует. Ни врождённые качества, ни среда, окружающая ребёнка, не действуют на развитие ребёнка по отдельности. Всегда всё переплетается. Малыш с хорошей наследственностью, растущий в благоприятной среде, имеет наивысшие шансы быть прекрасно развитым. Если же одного из этих слагаемых не будет — или с генами что-то не так, или с воспитанием-образованием — то результаты чаще всего будут ниже.

Многие врождённые способности могут проявиться только при наличии благоприятных для этого обстоятельств. Например, если ребёнок родился с задатками великого художника, но в детстве ни разу не был в музее, не видел картин и не держал в руке кисточки или карандаша (знаю, что всё это маловероятно, но всё же) — мир никогда может не узнать в нём художника. Или ребёнок с потенциалом великого математика не попал к талантливому педагогу, способному подпитывать растущий талант задачками соответствующего уровня, — и наш математик вырастет не таким выдающимся, как мог бы. Без компьютера не вырастить программиста, без автомобиля — пилота «Формулы 1».

— Раннее развитие часто критикуют за обилие занятий с книжками и карточками в то время, когда ребенку нужно в первую очередь развивать крупную и мелкую моторику и эмоциональный интеллект. Что можно ответить сомневающимся в необходимости раннего обучения чтению, счету и т.п.?

— Вокруг раннего развития существует много мифов. Справедливости ради отмечу, что всё, связанное с воспитанием детей, часто делят на чёрное и белое. И, к сожалению, некоторым родителям тревога «а правильно ли я всё делаю» заглушает рациональное мышление.

Вспомните школьные годы. Кому было неинтересно учиться — отличникам, которые щёлкали задания как орешки, или двоечникам, которые не успевали за программой? Кто прогуливал уроки и не стремился к новым знаниям? Опыт показывает, что с развитым ребенком интересно всем — и учителю, и одноклассникам. Часто такой ребенок — не просто отличник, но и образец для подражания, и лидер.

Многочисленные исследования показывают, что грамотное раннее развитие существенно повышает достижения человека в жизни, делает саму его жизнь богаче, благополучнее. Доказана связь между уровнем образования человека и его здоровьем — более образованные имеют меньше проблем со здоровьем и живут, в среднем, существенно дольше. Этот эффект выявлен в самых разных странах, какими бы ни были климат и система здравоохранения.

Естественно, раннее развитие никак не исключает физическую активность, общение со сверстниками, хобби. Более того, оно их поощряет, стимулирует. Те же карточки — это инструмент для занятий, думаю, ни одной маме и в голову не придёт ограничить мир своего ребёнка только ими. Игры с карточками, по сути, не сильно отличаются от игр с пирамидкой или кубиками, но тут, благодаря разнообразию того, что можно поместить на карточки, в десятки раз больше форм занятий, творческих идей и просто веселья.

Вообще в раннем развитии есть только один секрет успеха — надо заниматься в удовольствие. Воспользоваться готовым комплектом или делать материалы самостоятельно — выбор каждой мамы. Мы в «Skylark-Умница» стремимся сделать обучение интереснее для детей и удобнее для родителей, поэтому и предлагаем готовые программы, разработанные специалистами. У наших клиентов остаётся больше времени на самое главное — общение с ребёнком.

Один из главных принципов раннего развития — следовать за ребенком, а не за программой. Внимание переключилось — значит пора заканчивать. Многие по старинке думают, что задача раннего развития, как и образования вообще — дать малышам как можно больше информации, знаний, фактов. Как будто они все запомнят и при необходимости тут же применят. Все изучали электричество в школе, но многие ли из нас в состоянии розетку починить? Важнее дать детям не знания, а любовь к ним и умение учиться.

Раннее развитие в том смысле, как его понимаем мы, — это совершенно естественное явление. Из ребёнка невозможно «сделать» вундеркинда, с помощью игр в раннем возрасте можно только раскрыть то, что заложено природой. Раскрыть так, как оно само никогда не раскроется! А незамеченные таланты, к сожалению, угасают. Поэтому чем больше возможностей получит ребёнок в детстве, тем больше способностей он проявит, тем интереснее ему будет учиться, тем больших высот сможет достичь. Я говорю про самореализацию, про осознанный выбор своего пути в жизни. Не этого ли мы все желаем своим детям?

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием "раннее развитие". Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот "раннее развитие"? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее... Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом... У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать... Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать "ранним развитием" ребенка.

» Развитие ребенка

© Феликс Божонка

После трех месяцев уже поздно (что такое «раннее развитие» ребенка).

Многие родители, обнаруживая пробелы (мнимые или действительные) в развитии своих детей, лихорадочно бросаются искать спасительные методики обучения и воспитания, расходуя на это огромные усилия и средства. И в их положении это, наверно, правильно. Но насколько радостнее, счастливее для всех сторон шел бы процесс воспитания и обучения, если бы в первые месяцы жизни ребенка родители придерживались простых и логичных действий!

Чем же определить условия «раннего развития» и его сроки? По мнению автора, это следующее:

  1. Закаливание (водные процедуры) с рождения и до 2-х месяцев;
  2. Сенсорное ознакомление с окружающим миром с рождения и до 3-х месяцев;
  3. Активное обучение устной и ознакомление с письменной речью с рождения.

На основании этого попробуем дать определение понятию «Раннее развитие». «Раннее развитие» - это комплекс мер (а так же и их результат), направленных на эффективное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка с первых дней жизни до трех месяцев.

Физиологами давно доказано, что с первых дней в первые месяцы жизни в головном мозге ребенка идет процесс синаптической сверхпродукции (период формирования огромного количества связей между клетками мозга), т.е. формирование основы для развития памяти и других функций мозга ребенка.

Именно в это время закладываются основы того, сколько раз ребенку придется в школьном возрасте, к примеру, читать стихотворение для запоминания: запомнит с первого раза, или и двадцати будет мало. Соответственно, легко ему будет учиться, или с большими затратами усилий и времени. Соответственно, будет он получать удовольствие от процесса учебы или это будет тяжкой ношей.

После периода синаптической сверхпродукции наступает период постепенной редукции невостребованных связей. Избыточные связи, не загруженные информацией из окружающей среды, исчезнут, будут разрушены. Поэтому, для сохранения синаптических контактов необходимо сознательно напитывать родившегося ребенка информацией из окружающей среды.

Новорожденный ребенок - совершенно особое существо. В нем собраны возможности всей предыдущей эволюции на Земле (не только папины гены). Новорожденный первых дней, первых недель жизни жадно впитывает ощущения, информацию, приходящую из новой для него среды. Такой мощной новизны ощущений у него не будет уже никогда в жизни! Это нельзя упустить, если вы хотите быть счастливыми родителями и воспитать счастливых детей!

Запустить механизмы эффективного усвоения, переработки и отражения информации возможно только с рождения. Эта потребность организма формируется на клеточном уровне. Если не прикладывать к этому усилий с рождения, то сформировать натуральный интерес к получению информации, любознательность будет достаточно сложно. Ребенок в 2,5 месяца с большим удовольствием и вниманием может слушать все, что вы ему говорите и рассматривать все, что вы ему показываете в течение очень длительного времени. Когда он овладеет своим телом, он уже не сможет так долго вас слушать. Поэтому эффективно подготовить его восприятие можно только в первые месяцы жизни. Не упускайте свою радость быть счастливыми родителями!

Прежде всего, ребенка стоит научить самообслуживанию: кушать ложкой, пить из поильника или из чашки, ходить на горшок, одеваться. Это пригодится ему в детском садике. Учить нужно постепенно, не спеша.

Не все сразу будет получаться. Ложка с едой будет десятки раз переворачиваться, еда будет везде, только не во рту. Нужно запастись терпением, много раз показывать и направлять руку ребенка, хвалить за каждое небольшое достижение. Придется много раз отмывать ребенка, стульчик, посуду, пол и всю кухню, но малыш обязательно научится. Б

Ближе к 2-м годам можно начинать учить убирать игрушки, складывать и убирать на место одежду, выкидывать мусор в ведро. Малыш и сам к этому времени многие действия повторяет за взрослыми: подметает пол веником, моет руки, чистит зубы.

Развиваем двигательную активность ребенка

В раннем возрасте полезно развивать двигательную активность. Иногда, кажется, что ребенок и так слишком много двигается, бегает. Зачем еще что-то развивать? Но нужно развивать координацию движений в пространстве, чтобы ребенок овладевал новыми движениями.

Педагоги во многих исследованиях доказали, что двигательная активность детей связана с умственными способностями. Чем больше ребенок двигается, тем интенсивнее кровообращение, кровь разносит по организму кислород, развиваются внутренние органы, и, конечно, мозг.

Развитие двигательной активности от 1 до 3-х лет проходит в играх. Это догонялки, игры с мячом, имитация движений животных. Дети с удовольствием выполняют разные задания: пройти по поребрику, по наклонной доске, попрыгать, как зайчик, убежать от волка. В 1 год ребенок еще только осваивает работу лопаткой, учится брать и переносить лопатой снег или песок. В 3 года он уже может построить башню из снега, или помочь папе почистить машину.

Зимой можно поиграть в снежки, найти выход из ледяного лабиринта, вместе с малышом построить снежную крепость или снеговика. Когда еще, как не в детстве, покататься на санках с горы, измерить глубину сугробов во дворе.

Летом на улице еще больше забав: качели, горки, спортивные площадки. Подвижные игры на свежем воздухе активируют аппетит и способствуют хорошему сну.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика рук очень важна для развития речи. Игр и упражнений для развития моторики много, главное – делать все под контролем мамы, чтобы малыш ничего не брал в рот и не проглотил. Для самых маленьких есть игры вкладыши, сортеры, пирамидки, мозаики. Для тех, кто уже перестал все тянуть в рот, можно предложить сортировать бобы и горох, нанизывать пуговицы на леску, складывать детали крупных конструкторов, кубики.

Широко используется для развития мелкой моторики тесто для лепки. Его можно сделать самим или купить в магазине. Лепить из пластилина малышу пока рано, он может взять его в рот, испачкает себя и все вокруг. А тесто прекрасно подходит для лепки детям от 1 до 3-х лет. Вылепить красивых животных кроха пока не сможет, но простые шарики, колбаски, цветочки ребенку уже по силам. Ему нужно показать, как лепить, катать тесто в руках, делать простые фигурки. Потом ребенка невозможно будет оторвать от лепки, он надолго будет занят полезным делом.

Игры с песком, куличики, постройка башен и заборов из песка способствует развитию мелкой моторики, развивает способность захватывать предметы пальчиками разными способами, это тоже стимулирует развитие умственных способностей и речи. Только нужно внимательно следить, чтобы ребенок не наелся песка.

Развитие речи

Для запуска речи существует много различных игр и упражнений. Логопедическую гимнастику можно найти в интернете и пользоваться ей каждый день. Она развивает движения органов речевого аппарата, стимулирует произношение новых звуков и слов.

Для развития активного и пассивного словарного запаса ребенка, надо как можно больше разговаривать с ним. Проговаривать все свои действия в течение дня дома, на прогулке, во время переодевания, кормления, купания.

Все действия с игрушечными зайцами, мишками, куклами тоже нужно проговаривать, рассказывать какие игрушки чем отличаются, что у них общего. Попутно можно знакомить ребенка с элементарными понятиями: большой – маленький, далеко – близко, учить различать основные цвета.

В период раннего детства идет интенсивное развитие умственных способностей и двигательных навыков ребенка. Важно не упустить это время для всестороннего развития малыша. Но нужно тщательно отбирать информацию для усвоения.

Если ребенка учить премудростям, которыми он не будет пользоваться в повседневной жизни, все быстро забудется, или нужно будет постоянно повторять занятия. Самые первые знания об окружающем мире должны помогать ребенку жить, чувствовать себя уверенно, развиваться и учиться дальше.