Развитие сенсорных способностей у ребенка. План работы по самообразованию. Этапы реализации проекта

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внеш­них свойствах предметов: их форме, цвете, величи­не, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тд. С развитем сенсорики (от лат. sensus - ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружаюшего мира начинается познание, поэтому сенсорные спо­собности составляют фундамент умственного разви­тия ребенка.

Сенсорные способности - это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эта­лонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая систе­ма мер и т.д.

Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоня­ния и др.).

Восприятие - целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма, цвет, величина; с помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий и тд.

Представление - чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент.

В ряду других способностей, обспечивающих успех деятельности не только учащегося, но и музыканта, художника, писателя, конструктора, сенсорные способности зани­мают ведущее место. Они дают возможность с осо­бой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звуча­ния и других внешних свойств предметов и явлений.

Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок к других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. В пять, семь лет основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, и для формирования способностей ко многим видам творческой деятельности.

Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя:

Формирование сенсорных эталонов

Обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия.

    развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения вели­чины.

Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.

Снежана Сергеевна Гарбуз
Развитие сенсорных способностей дошкольников

Актуальность : Сенсорное развитие во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания детей.

Сенсорное воспитание-это развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положение в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятием предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте . Период первых 3-х лет- период наиболее интенсивного физического и психического развития детей . В этом возрасте при соответствующих условиях у ребёнка развиваются различные способности : речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребёнка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребёнок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно :

Является основой для интеллектуального развития ;

Упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-развивает наблюдательность ;

Готовит к реальной жизни;

Позитивно влияет на эстетическое чувство;

Является основой для развития воображения ;

-развивает внимание ;

Даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов ;

Влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

Влияет на развитие зрительной , слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания» , с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражения в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения всех других более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления) .

Программой воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементы строительных наборов по форме, величине, расположению. Особое внимание рекомендуется уделить обучению обследования предмета, умение анализировать его и предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.

В процессе формирования изобразительной деятельности детей раннего возраста в подготовительном периоде обучения предлагается использовать специальные дидактические игры, направленные на упражнение детей в восприятии различных свойств предметов, а также игры по развитию зрительно-двигательной координации.

Особое место в работе занимает обучение обследованию, включающее в себя : целостное восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, расположения и относительной величины частей. Правильность восприятия формы предмета обеспечивается проведением индивидуальной работы по формированию моделирующих движений (обводка предметов по контуру перед рисованием, ощупывание перед лепкой) .

Средства сенсорного воспитания детей .

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культуры .

Сенсорная культура ребёнка-результат усвоения им сенсорной культуры , созданной человечеством.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны- общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены 7 цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры.

Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребёнок в течении длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап- пред эталонный, происходит на 3-м году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчисления и группировку свойств, что требует знакомство с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все варианты. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый и чёрный). 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) . 3 разновидности величины (большой, средний, маленький) .

2 этап- средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр.

Особое место занимают эталоны величины, т. к. она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с др. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап- на 4-5г. Жизни, уже владея сенсорными эталонами дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребёнку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон,-«короткими» , и «длинными» , от глобальной оценки величины предмета (большой- маленький) дети переходят к выделению её параметров : высоты, ширины, длины. Соответственно усложняются дидактические игры.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего мл. дошкольного возраста используются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.

Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определённой системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Основная особенность дидактических игр- обучающая. Соединения в дидактических играх обучающей задачей, наличие готового содержания и правила даёт возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются игровую задачу.

В дидактических играх и упражнениях надо представлять детям возможность :

1. повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;

2. оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет) .Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4. соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами) .

Используя дидактическую игру в воспитательно- образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка.

Другое развитие детской сенсорики- конструирование , которое является практической деятельностью, направленной на получение определённого продукта.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

Конструируя ребёнок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение) ; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез) .

Таким образом, формируется способность сравнивать , производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

Рисование и аппликация- виды изобразительной деятельности, основное назначение которой- образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия- наблюдения.

Изобразительная деятельность- это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-нибудь предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположению частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

Сенсорное воспитание необходимо, планировать в тесной связи со всеми остальными разделами работы, включать в процесс интегрированной деятельности, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Так успешная организация занятий по ознакомлено с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка . Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию предметов, при работе с мозаикой, рисований красками.

Основным методом организации игр- занятий является побуждения интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалом, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы –вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития : их фактура, устойчивость.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка . От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания.

Опыт работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Степанова З.Ф.

ИПМ 2.Условия формирования опыта ……………………………………. 3

ИПМ 3.Теоритическая база опыта…………………………………………. 3

ИПМ 4.Актуальность и перспективность опыта…………………………..4

ИПМ 5.Новизна опыта……………………………………………………….5

ИПМ 6.Адресность опыта…………………………………………………....5

ИПМ 7.Трудоемкость опыта…………………………………………………5

ИПМ 8.Технология опыта……………………………………………………6

ИПМ 9.Результативность опыта ……………………………………………7

Литература ……………………………………………………………… …. 8

Приложение № 1………………………………………………………………9

Степанова Зульфия Фазылжановна

Образование: высшее, Оренбургский государственный университет;

Специальность по диплому: «Социальная педагогика»

Место работы: МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»;

Должность: воспитатель;

Педагогический стаж - 3 года;

Стаж работы в занимаемой должности - 3 года;

ИПМ 2.Условие формирования опыта работы

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное воспитание детей 1, 6-3 лет через дидактическую игру».

ИПМ 3.Теоретическая база опыта

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Л. С. Выготский дает заключение, что возраст до трех лет-это время возникновения ”устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия”. В этот период происходит скачок, ребенок начинает задавать окружающим вопросы. Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Исследования отечественных психологов Выгодского Л. С., Эльконина Д. Б., Блонского П. П., показывают, что ранний возраст является благоприятным для развития воображения, восприятия, ручной умелости, речевого развития.

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание - это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

ИПМ 4.Актуальность и перспективность опыта работы

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель, вносить что- то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания.

Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, развивающие (дидактические) игры.

ИПМ 5. Новизна педагогического опыта

Подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного использования дидактических игр.

ИПМ 6 . Адресность опыта

Материалы опыта работы: представленные дидактические игры могут использоваться педагогами ДОУ и родителями в совместной деятельности с детьми раннего возраста.

ИПМ 7.Трудоемкость опыта

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка;
Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша; 3. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни; Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста; Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

Составила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Разработала консультации для родителей.

ИПМ 8.Технология опыта

Разработка и внедрение опыта работы проходили на базе МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г. Орска» в разновозрастной группе (от 1,6 до 3 лет).

1 этап - подготовительный

На подготовительном этапе мы изучили теоретический аспект данной проблемы, провели констатирующую диагностику уровня сенсорного развития, которая показала, что не все дети владеют сенсорными эталонами. Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в опыте работы.А учитывая значимость для всестороннего развития ребенка, были выделены цель и задачи собственной деятельности, призванные восполнить пробел в непосредственно образовательной и совместной деятельности дошкольников.

Цель работы: создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.

Задачи:

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

2 этап - основной

Работу построила с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития:

Величина: «Укрась елку», «Построй дом», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине;

Форма: «Подбери фигуру», «Сложи картинку», «Составь цветок», и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме;

Цвет: «Разноцветные бусы», «Подбери мышке чашку», «Семья ежей» «Стирка» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Развитие осязания: «Чудесный мешочек», «Спрячь червячка», «Тактильные кубики».

2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма,цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей

ИПМ 9.Результативность опыта

3 этап - заключительный

Внедряемая мной методика развития сенсорики детей позволяет максимально отказаться от групповых занятий в традиционной форме и осуществлять личностно- деятельный подход, что отвечает современным требованиям дошкольного воспитания и обучения.

Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Литература

Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!», М.:«Просвещение», 1983.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;

Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995;

Немов Р.С. Психология - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. -М.: Просвещение, 1985;

Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. - М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. «Раннее детство: познавательное развитие» М. «Мозаика - Синтез», 2003.

Приложение 1

Картотека
игр по сенсорике для детей 1,6-3 лет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку)

Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

Из каких фигур состоит …?, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

Какая фигура лишняя?,(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

Сравни предметы по высоте,

Самая длинная, самая короткая,(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

Разноцветные кружки,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

В какую коробку?,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Какого цвета не стало?,

Какого цвета предмет?,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

Собери гирлянду,(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

Какие цвета использованы?,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

Уточним цвет,(учить различать и называть близкие цвета)

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей первой младшей группы. Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами дидактическое пособие “Цветочная поляна”. Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.

Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия “Цветочная поляна”.

Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.

Подбери серединку к цветку”

Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую”

Заверни у цветка красную серединку. Белую”

Игра «Воздушные шары»

Цель: Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.

Игра «Бабочка»

Цель: Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.

Игра «Снеговики»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. Учить закручивать и раскручивать пробки.

Игра «Поиграем с прищепками»

Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Дидактическое пособие «Сенсорная книга»

Дети в возрасте 3 лет становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям, создавая игрушки, которые могут привлечь ребенка своей яркостью, содержанием. Размышляя над тем, как заинтересовать их и одновременно закрепить полученные умения и навыки родилась эта книга. Листая «страницы книги» дети не только развивают мелкую моторику, цветовосприятие, но и закрепляют полученные знания.


Дидактическая игра «Собери урожай»

Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и называть цвета . Закрепить способ застегивания пуговиц.

Воспитатель предлагает детям собрать урожай яблок, отстегнуть листики, снять яблоки (отстегнуть липучку).

Дидактическая игра «Построй домик»

Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики.

Все детали крепятся на липучку.

Выполнить задание - прикрепить детали на положенные места.

Дидактическая игра «Гусеничка»

Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами ,сенсорного восприятия, логического мышления

Вариант игры: «Продолжи ряд».

Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”


Сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.

Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.

Дидактическая игра “Бусы из солёного теста

Цели:

укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

формирование умения сочетать по цвету;

развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;

обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.

Описание приготовления пособия:

Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”


Цели:

формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;

учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическое пособие “Разложи карандаши по стаканчикам”.

Цели:

формировать умение различать цвета;

учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!

"Тактильная коробка"

Тактильная коробка - это дидактическое пособие, предназначенное для детей раннего возраста.

Сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой.

Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.

Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками.

Дидактическое пособие "Тактильная коробка" помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке -

периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.

Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.

Данное пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей(при условии, что в ней будут находиться безопасные для жизни и здоровья детей предметы).

Дидактическая игра «Найди лишнюю пробку»


Средства: пробки разного цвета и размера.

Цель: развитие логического мышления.

Сознание эмоционально положительного настроения.

Развитие интереса и побуждение к действиям.

Знакомство сенсорными эталонами: знакомство с разными

Свойствами предмета: величина (большой, маленький), форма (круг), цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.

Развития молокой моторки руки: формирование умения выполнять действия с предметами.

Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения;

Развитие умения понимать и правильно выполнять задания;

Формирование и активизация словаря ребенка: развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;

Развитие восприятия: зрительного осязательного.

Развитие наглядного - действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Развивающая игра для развития мелкой моторики «Накорми поросенка» своими руками

Средство:мягкую игрушку (поросенок) и бутылку по размеру мягкого игрушка. Достать комбикорм — фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр.

Игра «Разноцветные палочки»

Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.

Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям - участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.

Постепенно количество палочек увеличивается.

Примечания. Взять палочки для мороженого, покрасить краской в основные цвета. Коробки из-под кефира обрезать и оклеить разноцветной бумагой. На заднюю сторону наклеить картинку с изображением забавного животного.

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения», формирование представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее активен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.

Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов . Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.), в ремени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето). Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.). Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. В старшем дошкольном возрасте , при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Дидактические игры по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.

Свет

Игра «Пляшущие тени»

Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.

Ход игры: эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратите внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.

Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.

Цвет

Игра «Цветная вода»

Цель: знакомить детей с цветом.

Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

Ход игры: в ряд на столе расставлены стаканы, наполненные водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски. Предложите детям выбрать понравившуюся краску, взять кисточку. Пусть они сами попробуют развести краску в воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.

На следующих занятиях можно давать детям по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать несколько красок в одном стакане с целью получения нового цвета. Делать растворы разной консистенции, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.

Форма

Игра «Разложи фигурки по домикам»

Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами - квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.

Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры- домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться - вот так! А это квадрат. Его можно поставить».

Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.

Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.

Величина

Игра «Спрячь в ладошке»

Цель: познакомить с понятием величины.

Материалы: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарик, резиновые игрушки, по количеству детей.

Ход игры: сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите их спрятать в ладошках. Затем таким же образом предложите спрятать предметы разной величины, разложенные на разносе (каждый ребенок берет по одному предмету) .

Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».

Количество

Игра «Собираем шишки»

Цель: учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало.

Материалы: две корзинки или две коробочки, шишки.

Ход игры: обратите внимание ребенка на разбросанные на палу шишки. Попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите собрать остальные. В конце игры подведите итог: «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько шишек у меня? Мало».

Дидактические игры на расположение в пространстве

Игра «Возьми игрушку»

Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.

Материалы: различные предметы и игрушки.

Ход игры: предложите двум малышам сесть за стол и дайте им по игрушке. Дайте им возможность поиграть с игрушками. Затем попросите детей закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыши откроют глаза и возьмут игрушки, не вставая со стульев.

В следующий раз сначала положите игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем обе игрушки расположите так, чтобы их было не просто достать.

В конце игры подведите итог: «Игрушки лежат далеко, поэтому их трудно достать. Я подвинула игрушки - теперь они близко и можно легко дотянуться до них».

Дидактические игры на целостный образ предмета

Игра «Найди свою игрушку»

Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание память.

Материалы: разнообразные игрушки.

Ход игры: раздайте детям по игрушке и предложите поиграть с ними (меняться игрушками в этой игре нельзя). Затем попросите малышей поставить игрушки на стол, добавьте к ним несколько новых предметов, перемешайте их и накройте салфеткой. Через минуту откройте игрушки и предложите детям найти среди них свои: кто найдет игрушку, может поиграть с ней (чужую игрушку брать нельзя)

Дети по одному подходят к столу и берут свои игрушки. При необходимости с помощью наводящих вопросов помогите малышам вспомнить, с какими игрушками они играли.

Можно также предложить детям найти свои игрушки в куче других на полу, среди расставленных на стеллаже игрушек, в шкафу, в большой коробке.

Развивая память можно отсрочить поиск игрушек и попросить детей найти их через 5 - 10 минут.

Дидактические игры на развитие слухового восприятия

Игра «Узнай по звуку»

Цель: развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Материалы: звучащие игрушки (погремушки, свистульки, колокольчики, трещотки, ширма.

Ход игры: покажите детям игрушки и предложите поиграть с ними. Пусть малыши извлекают из них звуки. Пока не научатся четко дифференцировать их на слух. Затем спрячьте игрушки за ширму. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у ребенка или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать её.

В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей.

Дидактические игры на развитие осязания

Игра «Круглое квадратное»

Цель: развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Материалы: коробка с отверстиями или мешочек; кубики и шарики.

Ход игры: в начале игры предложите детям ощупать кубики и шарики. Для того чтобы сосредоточится на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.

Затем сложите предметы в коробку или мешочек и предложите детям поиграть. Попросите кого-нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д.

В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.

Игра «Горячо - холодно»

Цель: развивать осязание.

Материалы: вода разной температуры, ведерки или миски.

Ход игры: в миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая она - горячая или холодная.

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.


МБДОУ Нарышкинский детский сад «Солнышко»

Проект

«Развитие сенсорных способностей через дидактические игры»

Составила воспитатель

1 квалификационной

Тип проекта.

Участники проекта.

Дети средней группы, родители, педагоги.

Практическая значимость проекта.

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.

Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников.

Актуальность:

Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно –

перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств.

Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития сенсорных способностей.

Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы, которые бы способствовали развитию сенсорных способностей дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском коллективе.

Новизна проекта.

Новизна проекта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

Цель проекта.

Создание системы работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

    Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.

    Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.

    Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей дошкольного возраста.

    Воспитывать познавательный интерес, любознательность;

    Повышать компетентность родителей в организации работы по сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.

Формы и методы реализации проекта:

Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.

совместная предметная деятельность воспитателя и детей;

игровые занятия, дидактические игры,наблюдение, рассматривание;

выполнение самостоятельных предметных действий.

Предполагаемый результат.

Овладение детьми сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.

Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Педагоги продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Этапы реализации проекта.

    Этап -подготовительный.

На первом подготовительном этапе будет подобрана и изучена методическая и справочная литература по сенсорному развитию детей. Проведена диагностика детей и анкетирование родителей.

В конце данного этапа будет разработан план работы с детьми и родителями, а так же создана предметно-развивающая среда в группе. При создании предметно-развивающей среды будут соблюдены санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения материала и доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетичность.

Сроки

Подбор и изучение методической и справочной литературы

Сентябрь

Диагностирование детей в рамках проекта

Сентябрь

Анкетирование родителей

Сентябрь

Разработка поэтапного плана работы с детьми и родителями

Октябрь– апрель

    Этап –основной.

На втором основном этапе проекта будет осуществляться деятельность по реализации плана работы с детьми и родителями.

будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы, обобщён опыт работы и представлен на конкурсах различного уровня.

МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛЬ

СРОКИ

Д/и «Красивый букет»

Д/и «Цвета»

Д/и «Найди на ощупь»

Д/и «Сложи бочонки »

Д/и «Волшебный мешочек».

Д/и «Дырявый коврик»

Д/и«Шнуровка»

Познакомить детей с цветами спектра и их названиями.

Учить детей подбирать карточки с нужным цветом карандашей к другой карточке. Развивать наблюдательность, внимание, память.

Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предметов.
Формирование умения детей устанавливать отношение предметов по величине.

Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом.

Учить находить среди геометрических фигур недостающие элемента коврика.

Развивать мелкую моторику рук, точность глазомера, тренировать усидчивость.

Д/и «Волшебный лес»

Д/и «Найди одинаковые»

Д/и «В какую коробку?»

Игровое занятие «Моем посуду»

Д/и «Собери игрушку»

Д/и«Разложи фигуры по местам!»

Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине.

Учить различных осязательные ощущения, опираясь на тактильные ощущения.
Учить распределить разные виды игрушек разных размеров по пяти коробкам.

Учить определять различные тепловые ощущения.

Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения.

Закреплять знания плоских геометрических форм – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Формирование умения подбирать нужные формы разными методами.

Д/и «Тактильные крышечки».

Д/и«Самая длинная, самая короткая»

Д/ игра «Запомни свой цвет»

Д/и «Картинка из фигур»

Д/и «Где солнышко»

Д/и«Квадратики с секретом».

Д/и «Шумовые яички»

Игровое занятие «Сказка о том, как радуга в воде купалась»

Учить находить ткани разных фактур на ощупь.

Учить раскладывать разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Называть ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Формирование умения детей группировать объекты по цвету.

Развивать умение определять положение предмета в пространстве.

Учить ощупывать предметы и находить к ним пару.

Учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «яички».

Познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.

Д/и «Определи на ощупь»

Д/и «Почини одежду зайчатам»

Д/игра «Чередование флажков»

Д/игра «Подбери к шарикам круги»

Д/и «Какого цвета не стало?»

Д/и «Один - много»

Учить детей находить определенный предмет на ощупь и называть его.

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их.

Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету (оттенки цветов).

Формирование умений соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).

Определить, какого цвета не стало.

Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Д/и «Найди такой же вкус».

Д/и «Какой музыкальный инструмент»

Д/игра «Кому какой?»

Д/игра «Выкладывание орнамента».

Д/и «Какого цвета предмет?»

Д/и«Гвоздики-резиночки»

Д/и«Собери гирлянду»

Учить находить кислый, сладкий, соленый и горький вкус.

Учить различать на слух музыкальный инструмент.

Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету и величине.

Вырабатывание у детей умения воспринимать взаимное расположение фигур.

Учить детей под карточку с изображением контура предмета подбирать карточку необходимого цвета.

Закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий, изображать их с помощью резиночек.

Учить детей по памяти собирать гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

Д/и «Шумовые яички».

Д/и «Из каких фигур состоит машина?».

Д/и « Из чего сделано?»

Д/и «Разноцветные комнаты".

Д/и«Геометрическое лото»

Д/и«Найди пару»

Д/игра «Окраска воды».

Закреплять умение дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «яички», развивать логическое мышление, внимательность, память.
Учить определять по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней фигур.

Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса).

Продолжать развивать представление детей об основных цветах спектра.

О своение умений выделять различные формы.

Закреплять умение находить одинаковые по цвету и рисунку картинки, закреплять знания геометрических фигур.

Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте.

Д/игра «Картинка из фигур»

Д/игра «Кто высокий?»

Д/и «Большой – маленький»

Д/и «Кто чем питается»

Д/игра «Мозаика»

Д/ игра «Что нужно кукле?»

Игровое занятие «Домашний лимонад»

Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры.

Формирование умения понимать относительность высоты предмета.

Закреплять умение детей подбирать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания о домашних и диких животных.

Формирование умения воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета.

Формирование умений у детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки цветового тона, форму.

Совершенствовать знания детей о значении воды, ее свойствах и вкусовых качествах.

Работа с родителями.

Мероприятия

Сроки

Анкетирование родителей.

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды

Октябрь - апрель

Консультации «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсомоторике.

Выставка игр, пособий, способствующих обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.

« Сенсорное воспитание ребенка в семье».

Беседа «Дидактическая игра в жизни ребёнка».

Памятка «Чему обучается ребенок в игре?»

Консультация «Предметно-развивающая среда дома».

Консультация «Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию и мелкой моторике».

Индивидуальные беседы.

Октябрь-апрель

Презентация по овладению сенсорными умениями детей в детском саду.

3 этап –заключительный.

На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы.

Итоговое занятие «Домашний лимонад».

Литература

1. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа.

2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Под редакцией Л.А.Венгера

3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. « От рождения до школы.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования».

4. «Сенсорное воспитание в детском саду» Под редакцией В.Н.Аванесовой, Н.Н.Поддьякова.

5. «Развитие игровой деятельности».Средняя группа. Москва 2014г.

6.«Сборник дидактических игр для детей 4-7 лет» . Л.Ю.Павлова