Ребенок боится дать сдачи в садике. Как научить чадо давать сдачу? Корректировка семейных методов воспитания

Отправляясь в магазин спортивных товаров, родители вместе с беговелами, велосипедами, роликовыми коньками и прочим спортинвентарем сметают с витрин комплекты защиты спины, колен, запястий и даже шлемы для своих активных детей. В таких "доспехах" ребенок будет защищен от внешних факторов, которые при занятиях спортом смогут нанести физический вред. А как помочь ребенку научиться защищать свое «я»? «Я-Родитель» выделил правила, которые помогут укрепить в ребенке внутренний стержень и воспитать . Кстати, вполне возможно, что наши советы пригодятся и многим взрослым в общении с другими взрослыми.

Правило первое. Не бояться признавать свои ошибки и быть оптимистом!

Представим ужин в детском саду. Ваш ребёнок случайно роняет тарелку, и та вместе с морковной запеканкой летит на кафельный пол и разбивается с дребезгом. Как отреагирует малыш? Испугается, что воспитатель будет его ругать? Убежит с места происшествия или будет уверять, что это сделал не он? Научите своего ребёнка признавать свои ошибки, не прятаться от ответственности, но при этом не делать из произошедшего трагедии и во всём видеть лучшее! Растите оптимиста. Ведь тарелки бьются на счастье! Никто не порезался – разве это не чудо? К малышу-оптимисту обязательно подтянется другой малыш, который и поделится своей морковной запеканкой. Ведь вместе есть гораздо веселее. И когда ребенок станет старше, умение нести за свои поступки и оптимизм будут всегда помогать ему отстаивать свое «я» и находить выходы из самых .

Правило второе. Не реагировать на попытки тебя унизить!

Разумеется, от дразнилок, кличек и обзываний еще никому не удавалось сбежать. Другой вопрос – как на них реагировать. Кого-то коверкание собственной фамилии или имени может довести до плача в школьном туалете, а кого-то может заставить улыбнуться. Научите своего ребёнка игнорировать дразнилки и самому не придумывать кличек другим людям, потому что у каждого есть имя. Нужно просто усвоить эту истину, но не зацикливаться на ней. Если ребёнок начнёт каждому объяснять с трясущимися губами, что на самом деле «У меня есть имя!!!», это только раззадорит толпу. «Не реагировать или улыбнуться в ответ», - неожиданный, но приятный взгляд доморощенного оптимиста на обзывание. Вы только представьте, как эта простая философия поможет ребенку в дальнейшем, когда люди будут говорить ему вещи куда более обидные, чем дразнилки в детском саду.

Правило третье. Не показывать страх.

Ребенок возвращается из школы. По дороге встречаются дети постарше и начинают угрожать. Никто не имеет права заставлять человека действовать против его воли, а также угрожать или причинять боль, - вот что обязательно должен усвоить ваш ребенок. Стоит объяснить ему, что себя нужно уметь защищать, правда, не всегда с помощью кулаков. Нужно уметь найти в себе силы сгладить конфликт и не показать , даже если страшно так сильно, что дрожит голос. Держаться и вести уверенный диалог – вот, что самое важное. Ну а если не поможет, и обидчик начнет , то ваш ребенок должен уметь защитить себя. Научите его простым приемам самообороны. На всякий случай. Если он будет знать, что сможет ответить на физический удар, то ему в таких ситуациях будет проще «бить» словами.

Правило четвертое. Уметь говорить «нет».

Сосед по парте просит вашего ребенка донести его портфель, и ребенок соглашается. Маша из параллельного класса постоянно клянчит конфеты, и ваш сын отдает ей все сладости, которые вы положили ему с собой. Конечно, отзывчивость и доброта – это хорошие качества, друзьям обязательно надо помогать и делиться с ними, но ребенку надо показать разницу между дружбой и манипуляцией. Ребенка надо научить говорить «нет», если он не хочет что-либо делать. Иначе он, заодно со всеми, или просто по привычке во всем уступать приятелю не сможет сказать «нет», когда ему предложат «давай попробуй сигарету» или «иди, ударь этого мальчика». Научите малыша тому, что у него всегда есть выбор и не надо бояться отказываться от чего-либо. Нужно быть добрым, но нельзя позволять другим пользоваться этой добротой.

Правило пятое. Не надо бояться просить о помощи.

У вашего ребенка не получается сделать поделку из пластилина, и, устав бороться с неподатливым материалом, он оставляет затею и больше к ней не возвращается. Просить о помощи взрослых – стыдно, ведь он и сам уже большой, а сверстники могут застыдить, потому что у них все получилось. Научите вашего ребенка не стыдиться того, что он чего-то не умеет, и просить о помощи. Но просить о помощи - не значит переваливать все на других. Пусть ему покажут, как правильно держать пластилин в ладонях или вылепят одну из деталей, ну а с остальным он уже справится сам. Таким образом, ребенок почувствует, что он тоже может и умеет и не будет комплексовать из-за неудач. И если сегодня вы научите его правильно просить о помощи в таких мелочах, то завтра это поможет ему справляться с гораздо более сложными жизненными задачами.

Правило шестое. Привить любовь к спорту.

Вернёмся в тот же спортивный магазин, с которого всё началось. Помните о том, что утренняя пробежка вместе с мамой, зимние прогулки на лыжах с папой или серьёзное увлечение плаванием помогут в формировании уверенности в себе. Заражайте ребёнка любовью к спорту. Это хорошо и для вас, и для него. , мотивирует на достижение цели в соревнованиях и обязательно приведёт к победе. Ребенок, который испытывал вкус побед в спортивных состязаниях, будет побеждать по жизни и уж совершенно точно всегда сможет постоять за себя в трудных ситуациях. Кроме того, физически сильного ребенка непросто обидеть, унизить или заставить что-то сделать помимо его воли.

(2 голоса : 4.5 из 5 )

Маленькие дети очень уязвимы к чужой критике, но для того, чтобы ребенка не обижали другие дети, малышу совсем не обязательно становиться самым сильным, умным или веселым. Достаточно просто обучить свое чадо некоторым правилам. Родительские советы детям, как обеспечить свою безопасность в конфликтных ситуациях, как общаться со сверстниками, как уметь отказывать в том, что требуют другие дети, помогут малышу не только чувствовать себя уверенно, но и даже – спасти ему здоровье или жизнь.🍀

Стоит воспитать в своем ребенке определенные качества, которые пусть и не смогут полностью защитить его от всех возможных хулиганов, но обязательно сделают малыша активнее и самоуверенней, что поможет ему спокойно противостоять чужой агрессии. Грамотность в этом вопросе нужно формировать буквально с первого выхода на детскую площадку, попадания в детский коллектив.

Итак, как научить своего ребенка постоять за себя?

1. Не быть жертвой

Человека, который с самого начала ведет себя услужливо, податливо, всячески демонстрируя мягкость и уязвимость своего характера, легко подчинить своей воле или сделать жертвой.

Малыши до 5-6 лет часто просто не понимают основ собственности, особенно, когда родители их сильно балуют, ни в чем не отказывают, или же, наоборот, другая причина – малыш чувствует себя обделенным в нужных вещах. Просто запрещать это делать – путь малоперспективный, и чаще всего, приводит к потаенности и вранью. Отучить ребенка от воровства можно доверительной беседой, которая должна базироваться на сравнении: а как бы ты чувствовался, если бы у тебя украли любимую игрушку или школьную принадлежность в классе.

5. Нужно уметь отказывать

Даже когда ребенка не обижают, он может чувствовать себя некомфортно в коллективе из-за того, что его заставляют что-то делать, но по некоторым причинам он боится отказать. Например, когда ребята собираются сбежать с урока, а кто-то один отказывается, все сразу набрасываются на него с прозвищем «маменькин сынок», «трус» или что-то в этом стиле.

И, главное, причины своего отказа объяснять никому совершенно не обязательно. А также, малыш должен усвоить разницу, что добрый человек не означает «безотказный». В подтверждение пословица: «Кто везет, на том и ездят». А если кто-то начинает наглеть, надо просто прекратить общение или рассказать о ситуации взрослым.

Всем людям было бы больше пользы, если бы их научить говорить твердое «нет» с самого детства – тогда во взрослой жизни проблем было бы намного меньше.

6. Иметь увлечение

Лучше всего нашей положительной самооценке способствуют успехи в какой-то сфере. Малышу будет только полезно иметь хобби, будь этим увлечением спорт или шахматы, рисование или танцы, что угодно. Главное, чтобы ребенку было интересно и комфортно, при таких условиях занятия hobby пойдут только на пользу.

Родители должны научить малыша, как найти свое хобби увлечение, а не решать за него, чем малыш будет заниматься – ходить на танцы или карате, учиться музыке или рисованию, собирать фантики или марки.

7. Упражняться в остроумии

Порой стычка с другими детьми все же неизбежна, но и в этом случае не нужно сразу обнажать кулаки. Драка – это не путь решения проблем, а только боль, возможно даже больница, осуждение и разборки с родителями другого ребенка.

Противника, тем более, совсем юного, легко обезоружить всего лишь острым словом. Обидчик может сам попасть в свою ловушку и показаться настолько нелепым, что сразу отобьет у него желание продолжать нападать.

Спасение в этом случае – умение малыша найти нужные слова. А для этого с малышом надо упражняться оценивать различные жизненные ситуации с юмором.

8. Всегда верить в себя

Уважение к ребенку воспитывает у него уважение к самому себе. Поддерживайте свое чадо и покажите ему, что он заслуживает любви и похвалы. Малыш должен быть полностью уверен, что у него есть надежный тыл и поддержка, что в случае надобности родители все бросят и придут на помощь, будут спасать и защищать.

Постоять за себя может быть очень сложно, если вы привыкли позволять другим делать все по-своему или приучились всем угождать. Если все время уступать окружающим, очень просто потерять себя. Умение постоять за себя - это способ заставить других людей уважать вас и перестать манипулировать вами. Забыть старые привычки самоуничижения и завоевать доверие, чтобы постоять за себя, не получится в одночасье, но маленькие шаги нужно начинать делать уже сейчас.

Шаги

Вера в себя

    Чувство уверенности в себе - это первый шаг в развитии способности постоять за себя. Если вы не верите в себя и не уверены в своих силах, почему другие должны уважать вас?

    • Окружающие люди очень быстро замечают человека, которому не везет и не хватает уверенности в себе, а это делает его очень удобной мишенью. Если вы уверены в себе, люди не смогут так просто задевать вас или считать вас слабаком.
    • Уверенность идет изнутри, поэтому занимайтесь тем, что помогает вам чувствовать себя лучше. Научитесь чему-то новому, похудейте, ежедневно повторяйте жизнеутверждающие установки. Изменения не будут мгновенными, но уверенность обязательно придет со временем.
  1. Ставьте перед собой цели. Цели дают вам ощущение важности происходящего, чувство контроля над своей собственной судьбой и помогают узнать, чего вы на самом деле хотите. И это знание является важной частью умения постоять за себя и не дать другим людям вытирать о себя ноги.

    • Мотивируйте себя амбициозными, но достижимыми целями на несколько следующих недель, месяцев или лет. Целью может быть все, что угодно: продвижение по службе, отличные оценки на учебе, участие в марафоне. Важно, чтобы достижение цели укрепило вашу веру в свои возможности.
    • Когда достигнете своих целей, оглянитесь назад, подумайте о том, сколько всего вам удалось сделать. Пообещайте себе не возвращаться к состоянию неудовлетворенного собой человека, которое было свойственно вам в прошлом.
  2. Будьте позитивны. Ваше отношение к жизни влияет на то, как другие люди воспринимают вас, и на то, как вы воспринимаете себя. Ваше отношение задает тон вашему голосу, качеству мыслей и отражается в мимике и языке тела.

    • Помните, что это отношение "заразно". Если вы общительны, радостны и оптимистичны, вы будете делать окружающих вас людей такими же: они будут любить себя и окружающий мир. Но если вы угрюмы, пессимистичны и видите все в черном свете, вы заразите этим негативом всех вокруг.
    • Людям нравится общаться с теми, с кем они чувствуют себя интересными и важными. Человек склонен прислушиваться и положительно реагировать на слова тех, кто любит жизнь.
    • Мы с большой вероятностью перестанем общаться с человеком, который ведет себя как пугливая лань или жертва. Старайтесь быть оптимистом, и вам будет гораздо проще постоять за себя.
  3. Перестаньте считать себя жертвой. Если вы думаете, что вы жертва, вы делаете противоположное тому, что должны делать: вы убегаете от ответственности за сложившуюся ситуацию и вините в своих проблемах кого-то другого.

    • У многих людей причина неспособности защитить себя кроется в страхе быть отвергнутым или осмеянным, поскольку такое уже случалось в прошлом. Принимая такой опыт близко к сердцу и прячась в свою раковину, вы будете воспринимать себя как жертву, а это значит, что постоять за себя вам будет сложнее.
    • Если с вами случались неприятные вещи в прошлом, постарайтесь поговорить об этом с человеком, которому вы доверяете. Это поможет вам понять причину психологии жертвы и проработать ее, а не спрятаться за ней.
  4. Любите свою физическую оболочку. Вы не обязаны выглядеть как люди на глянцевых обложках, но ваша внешность имеет значение. Подтянутый и здоровый вид подарит вам уверенность в своих силах, которая вам еще пригодится.

    • Найдите занятие, которое вам по душе (например, силовые тренировки, бег, танцы или скалолазание), и погрузитесь в него. Это не только улучшит ваше самочувствие и фигуру - вам будет весело заниматься своим хобби, а это сделает человеком, довольным своей жизнью.
    • Попробуйте заниматься боевыми искусствами или запишитесь на курсы самообороны. Философия боевых искусств усилит вашу уверенность в себе, а движения, которым вас научат, помогут вам постоять за себя в драке.

    Напористость

    1. Действуйте решительно. Решительность и напористость - важные условия способности постоять за себя. Это не банальность. Став решительным человеком, вы с большей вероятностью сможете добиться того, чего хотите.

      Почитайте литературу о том, как говорить "нет". Научиться отказываться - это один из самых сложных, но важных шагов на пути к защите себя. Если вы из тех, кто всегда говорит "да" из страха расстроить других людей, вы рискуете стать человеком, о которого будут вытирать ноги и кем будут пользоваться.

      • Например, если ваш начальник просит вас задержаться на работе, когда ваш коллега без проблем уходит ровно в 18:00, отказаться может быть очень сложно. Но если эта дополнительная работа мешает вашей личной жизни и отношениям с близкими людьми, вам нужно научиться стоять на своем. Не ставьте интересы чужих людей превыше своих - научитесь говорить "нет" тогда, когда это необходимо.
      • Умение отказываться позволит вам постоять за себя не только с людьми, которые вам угрожают, но и с друзьями. Вспомните приятелей, которые одалживают деньги и никогда их не возвращают. Решительность поможет вам попросить вернуть долг и отказаться дать деньги в следующий раз, сохранив при этом дружбу.
      • Люди могут быть неприятно удивлены, но они будут вынуждены привыкнуть к вашему новому поведению. Вполне возможно, что они даже будут уважать ваше новое качество.
    2. Следите за своими невербальными знаками. То, как вы стоите, ходите и сидите, сообщает окружающим определенную информацию. Положительные знаки привлекут к вам уважение других, согласие, доверие, а негативные знаки (сутулость, стремление закрыться и спрятаться) - это практически предложение пользоваться вами.

      Тренируйтесь защищать себя. Многим застенчивым людям это дается сложно, но это нормально. Нужно больше тренироваться, и вскоре вы станете решительнее, а к вашему мнению начнут прислушиваться.

      • Вы можете отказываться защищать себя лишь потому, что вы не можете произнести то, что нужно сказать в определенный момент. Запишите возможные фразы для сложных ситуаций и тренируйтесь произносить их, используя таймер.
      • Попросите друга помочь вам: пусть он играет роль сложного человека, который угрожает вам или унижает вас. Установите таймер на две минуты и начните практиковаться в ответах ему. Продолжайте тренироваться до тех пор, пока фразы не будут отскакивать у вас от зубов.
      • Можно тренироваться и в повседневной жизни. Например, если бариста перепутает заказ и подаст вам не тот кофе, который вы просили, вежливо скажите: "Извините, я заказывал кофе с обезжиренным молоком. Вы не могли бы заменить его?" Вскоре у вас появится достаточно уверенности, чтобы справляться с более сложными задачами.
      • Если человек расстраивает вас своим негативным взглядом на жизнь, не общайтесь с ним. Начните вежливо, но уверенно отдаляться от него. Не думайте, что вы обязаны объяснять таким людям, почему вы не хотите проводить с ними много времени.
      • Избегайте людей, которые любят оскорблять других, угрюмых людей и любителей отточить на вас свой сарказм. Вы ничего не получаете от общения с ними. Кроме того, позволяя им третировать вас, вы и им не приносите пользы.
      • Помните, что желание держаться на расстоянии от источников проблем не означает, что вы убегаете от этих проблем. Это важный шаг, потому что он помогает вам понять, что вы не позволите другим негативно влиять на вашу жизнь.

    Разрешение конфликтов

    1. Защищайте свою позицию спокойно и грамотно. Отбивайте словесные нападки; не давайте нападать на себя, провоцировать или вытеснять вас. Умейте защититься, когда вас пытаются вывести из себя, игнорировать или даже угрожают вам физической расправой.

      • Не стойте молча - гораздо лучше высказать то, что вы думаете. Даже если конечный результат останется неизменным, вы сможете доказать себе и другим, что вы не потерпите неуважения.
      • Чаще всего вежливого и четкого разъяснения неуместности комментария или поведения другого человека будет достаточно для того, чтобы дать понять этому человеку, что это недопустимо, особенно если при этом присутствует много других людей. Например: "Извините, сейчас моя очередь, и я спешу точно так же, как и те, кто хотят пролезть без очереди".
      • Не шепчите, не мямлите и не говорите слишком быстро. Тон голоса и скорость речи являются важной составляющей объяснения, которое вы хотите высказать, и вашей уверенности в себе.
      • Конечно, то, как вы будете защищать себя, зависит от ситуации, и если кто-то ведет себя непредсказуемо, подумайте о своей безопасности.
    2. Не будьте агрессивны. Не стоит прибегать к агрессии в попытке защитить себя. Агрессия и жестокость непродуктивны, они не помогут вам привлечь других людей на свою сторону.

    3. Избегайте пассивной агрессии. Откажитесь от пассивно-агрессивных реакций на действия людей и сложные ситуации.

      • Пассивно-агрессивные ответы - это действия, которые вы выполняете против своей воли, в результате чего в вас накапливается злость, ненависть к людям, из-за которых вы испытываете эти чувства, депрессия и чувство беспомощности.
      • Это оказывает негативное воздействие на ваши отношения и может подорвать ваше физическое и эмоциональное здоровье. Но основная опасность кроется в том, что такое поведение будет мешать вам защищать себя.
    4. Попробуйте превратить недостатки в достоинства. Способность превращать негативные реплики в ваш адрес во что-то положительное поможет вам. Если вы начнете поступать таким образом со всеми нападками, вы увидите, что их причиной, как правило, служит зависть и неуверенность в себе. Например:

      • Если кто-то считает, что вы много командуете другими, воспринимайте это как доказательство того, что вы прирожденный лидер, что вы умеете работать с людьми и управлять проектами и стремитесь к переменам.
      • Если кто-то называет вас застенчивым и нерешительным, считайте это комплиментом: вы не принимаете быстрых решений, потому что предпочитаете сначала обдумать все последствия.
      • Если кто-то считает вас чрезмерно эмоциональным и чувствительным человеком, вам следует радоваться, потому что это знак того, что у вас большое сердце, и вы не боитесь показать это другим людям.
      • Вам могут сказать, что вы уделяете карьере мало времени. Пусть это служит доказательством тому, что вы предпочитаете отказываться от лишнего стресса, потому что хотите прожить долго.
    5. Не сдавайтесь. Как бы вы ни стремились повысить свою уверенность в себе, будут дни, когда вам будет казаться, что вы возвращаетесь к тому, с чего начинали.

      • Не воспринимайте это как поражение - считайте, что это всего лишь мелкие отступления от плана перед большим рывком вперед. Следующие советы помогут вам:
      • Притворяйтесь, если вам сложно. Если у вас не получаете почувствовать уверенность в себе, ведите себя так, как будто вы полностью уверены в своих силах.
      • Будьте последовательны. Люди со временем привыкнут к тому, что вы можете постоять за себя, и будут ожидать от вас такого поведения всегда.
      • Помните, что кому-то ваше новое поведение может не понравиться. У вас уйдет время на то, чтобы заново наладить отношения с людьми, которые пользовались вами. С некоторыми людьми, возможно, вы уже не сможете больше общаться, поэтому не пытайтесь удержать то, что уходит.
    • Говорите уверенным, твердым голосом. Старайтесь разговаривать как человек, который знает себе цену. Это позволит вам донести свои мысли до окружающих.
    • Любите себя. Не вините себя за то, что вам страшно. Помните, что со временем страх пройдет.
    • Не кричите на людей - так вы будете запугивать их, и у них будет больше причин смеяться над вами или доводить ситуацию до абсурда так, чтобы всем было понятно, что вы вышли из себя. Даже испуганный человек резко отреагирует на крик.
    • Улыбайтесь. Если вы не испуганы, вы улыбаетесь, а это говорит людям, что страха в вас нет.
    • Не позволяйте прошлому ослабить вашу веру в себя, потому что она вам еще понадобится.
    • Продумайте все, что хотите сказать, заранее.
    • Станьте смелым человеком и не слушайте других людей.
    • Не перестарайтесь. Одно дело постоять за себя и дать всем понять, что вы сильная личность, и совсем другое дело опозориться, пытаясь доказать это другим.
    • Не считайте, что вы хуже других, - считайте, что вы все равны. Говорите другим людям то, от чего им будет приятно. Если вы выскажете это твердо и однозначно, люди воспримут вас как человека со своим мнением.
    • Полагайтесь на друзей и близких людей, когда будете чувствовать, что вам не справиться одному. Вы не обязаны бороться в одиночестве.
    • Если вы будете в чем-то сомневаться, обдумайте вопрос позже. Не пытайтесь любой ценой выразить свое мнение, потому что сомнение заставит вас спотыкаться. У вас будет время все хорошо обдумать.
    • Помните о том, что фразы "не может постоять за себя", "пытается всем угодить", "пассивно-агрессивный", "ставит себя на место другого", "стремится управлять другими" и другие свидетельствуют о созависимости. Если эти фразы применимы к вам, поищите литературу о том, как избавиться от зависимости и стать свободным человеком.
    • Старайтесь смягчить последствия трудностей. Сложности случаются со всеми, и лишь наша реакция на них способна изменить что-то. Начните действовать - это может оказаться не сложнее, чем решение об отказе принимать все трудности близко к сердцу. Тем не менее, большинству людей важно прорабатывать все проблемы, чтобы не повторить тех же ошибок в будущем.
    • Важно хотеть изменить то, каким вас воспринимают другие люди, и то, как вы ведете себя с ними. Если вы устали быть тряпкой, о которую вытирают ноги, перестаньте стараться угодить всем, не бойтесь других людей, отказывайтесь выполнять все требования окружающих, и вы будете готовы к переменам.
    • Простите близких людей за то плохое, что они сделали вам. Гораздо проще рассказать кому-то о своих проблемах в сложный момент, если вы не чувствуете обиды.

    Предупреждения

    • Не произносите вслух фразу: "Мне нужно постоять за себя". Это будет говорить людям, что вы еще только тренируетесь. Не позволяйте им ухватиться за это - старайтесь внушить им, что вы уже достаточно уверены в себе.
    • Не переживайте, если кто-то будет считать вашу решительность стремлением к конфликтам. Вы можете подсказать другим, что им следует изменить в своем отношении к вам, но вы не обязаны объясняться, извиняться или все время думать о мнении других. Жизнь ваша, поэтому не бойтесь защитить себя!
    • Не пытайтесь подстроиться под людей, которые хотят изменить вас. Найдите людей, которые принимают вас таким, какой вы есть, и проверьте, можете ли вы считать их своими друзьями.
    • Вашими врагами могут стать люди, которым самим не хватает уверенности в себе. Вы будете понимать, что их тревожит, поскольку они - это отражение вас, но это не является поводом для того, чтобы позволить им пользоваться вами. Помогите им понять, как они могут изменить свое поведение, но ни в коем случае не поддерживайте общение в таком виде, в котором оно существует на настоящий момент.
    • Это всего лишь рекомендации, а не правила. Правила каждый пишет для себя сам, опираясь на свой опыт и предпочтения. Возьмите из статьи то, что применимо к вам, и откажитесь от всего, что противоречит вашей натуре.

Тема самозащиты – одна из самых животрепещущих и сложных. В маленьком возрасте формируется характер и привычки, ребенок учится жить в социуме и впервые сталкивается с проблемами. О том, как научить ребенка постоять за себя, больше переживают отцы. Если отец в детстве мог дать отпор, он уверен, что его сын вырастет таким же. Если же у него не возникало трудных ситуаций или он не умел защитить себя, он будет более внимателен к тому, чтобы сын не повторил его судьбы.

Школьный или детсадовский коллектив можно сравнить с типичным сериалом. Крепкая дружба нарушается бурной ссорой, проявляются более сильные характеры, дети начинают пакостить друг другу или, наоборот, помогать, они делятся игрушками и через какое-то время их отбирают. В садике дети несильно привязываются к друзьям или воспитателям, каждый из них является индивидуальностью. Лишь к концу 1 класса школы они обрастают более стойкими привязанностями.

Дети до 7 лет живут в ячейке семьи, то есть мама, папа и ребенок. Они еще не так сильно нуждаются в друзьях. Если в этой ячейке малышу было комфортно, то позже у него не возникнет проблем в обществе. Если же нет, могут появиться трудности. Почему возникают конфликты в садике? Дело в том, что общение детей с себе подобными довольно эмоциональное, часто контролирующее лицо (воспитатель) отсутствует и не слышит, о чем общаются ребята. Отсюда конфликты, дразнилки и обиды. Лишь к 7 годам вырисовывается характер ребенка. Он может быть агрессивным, уверенным в себе или чувствительным к чужому мнению. Если ребенок относится к третьему типу, ему особенно важно научиться постоять за себя.

Причины беззащитности

Почему ребенок в конфликте теряется и вместо того, чтобы показать себя и поставить на место обидчика, просто-напросто молчит и переминается с ноги на ногу? Психологи выявили несколько причин.

1. До трех лет его ограждали не только от настоящих, но и от мнимых опасностей. Поэтому вместо того, чтобы добиться своего, ребенок предпочитает уйти в тень.

2. Ребенок рос без отца или с отцом, но тревожной мамой, которая старалась уберечь его от конфликтов и «плохих» детей.

3. Мама – очень активный и целеустремленный человек. Она пытается все решить за ребенка из-за нетерпения или уверенности, что сама лучше справится.

4. Ребенок не видел никогда ссор родителей и не знает, что люди могут иметь другие точки зрения. Отсюда неумение проявлять защитные реакции.

5. Родители моментально заглаживали конфликты, если они вспыхивали и не давали ребенку отстоять свое.

6. Ему запрещали в детстве давать сдачи, поэтому ребенок не знает, как быть и не может научиться постоять за себя.

7. Ребенку важно оставаться хорошим, потому что драчуны для него плохие дети. Такое понятие обычно навязывается родителями. Молчишь – ты хороший, дерешься – плохой.

Ребенок в детском саду

Кроха протестует и не хочет одеваться в садик. Объясняет это тем, что там его обижают. Как быть в таком случае? Действительно ли это истинная причина или же ребенок просто услышал такую фразу и теперь повторяет ее вам? Чтобы научить ребенка в садике постоять за себя, вам нужно узнать, когда он получил такой негативный опыт. Спросите малыша, кого именно он боится и были ли подобные ситуации в группе.

Если в садике не срослось с коллективом и ребенку там не нравится, попробуйте компенсировать этот опыт другим. Запишите его в кружок и посмотрите, не повторится ли ситуация вновь. В первые дни маме желательно быть с малышом и проанализировать его поведение. Активен ли он в кружке или стесняется? Если молчит и поглядывает на вас, приободрите его словом или улыбкой.

Ему важно ощущать поддержку. Если он сможет раскрепоститься в кружке, где детей мало, ему будет легче это сделать и в группе. Особенно важно малышу с кем-то подружиться. Трудно сделать это самому – помогите. Подойдите к ребенку вместе и начните разговаривать. Детям проще в детском саду, когда они знают, что в кружке его ждут друзья. Затем и в садике получится завести дружбу.

Помощь ребенку в детском садике

Думать, что проблема решится сама собой недопустимо. Если ребенок сначала кого-то боялся, в потом перестал – это не всегда означает, что страх прошел. Возможно, он просто запрятал его в уголки души подальше от окружающих и не показывает вида. Но также не следует хватать обидевшего мальчика и на него кричать, вы же не знаете до конца ситуации. Так как научить ребенка защищаться в детском саду? Если в группе завелся хулиган и он обижает вашего малыша, объединитесь с воспитательницей, поговорите с ней. Пусть она за ним понаблюдает.

При этом постоянно разговаривайте со своим ребенком по дороге домой: как ведет себя тот хулиган, не обижает ли больше, с кем малыш дружит, как к нему относятся другие дети. Отличный эффект оказывают игры. Когда ребенок проигрывает ситуацию со своими игрушками, он ощущает себя выше всего этого. Сядьте к крохе на коврик и начните играть в детский садик. Как ваш малыш будет себя вести? Проанализируйте его эмоции. Такая игра покажет вам истинное положение вещей.

Модель – позиция жертвы

Не всегда дети умеют отстоять свою личность и поставить провокатора ссоры на место. Особенно ребенку трудно в школе, где так важно научиться давать отпор. Если малыш ощущает, что там его ждут сильные взрослые, которые могут за него заступиться, он не будет бояться окружающего мира и смотреть на сверстников с опаской.

Модель – позиция агрессора

Такого ребенка не научишь постоять за себя, он сам может обидеть кого угодно и стать зачинщиком конфликта. Это другая крайность. Дети-агрессоры, чуть что, могут сразу дать сдачи, не разбираясь в правых и виноватых. Из-за такой агрессии им трудно сдружиться со сверстниками, они его побаиваются и начинают строить ответные пакости. Поощрять постоянные драки тоже нельзя, иначе в подростковом возрасте они могут обернуться необратимыми последствиями. Если вы учите ребенка решать конфликты только кулаками, то ему может понравиться вкус власти над другими детьми. Тогда вернуть все обратно будет намного труднее.

Позиция взрослых

Неважно, хотите ли вы научить ребенка давать отпор в саду или школе, ваша позиция должна быть одинаковой – не впадать в крайности. Если малыш вам рассказал душещипательную историю, не спешите вооружаться против обидевшего забияки. Гляньте на реакцию вашего ребенка – действительно ли он обиделся. Если он это рассказывает весело, то паниковать не стоит. Возможно, вы вспомнили свое детство и в вас проснулись прежние обиды на задир. Не навешивайте свою обидчивость на ребенка. Ему наступили на ногу? Ничего страшного, бывает всякое, когда-то и он случайно наступит на ногу. Не воспитывайте из ребенка колючего кактуса, который на малейшую шутку реагирует кулаками или обидами.

Если у мамы или папы наблюдается недоверие к миру, желание идти по головам или пробиваться в обществе, они могут навешать такую позицию на ребенка. Тогда он станет в садике угрюмым и будет постоянно бороться с ветряными мельницами. Рассказывайте, что в мире добра очень много, а зло встречается редко. Покажите, что дети интересуются только собой и уж никак не строят козни против малыша. Такая позиция подходит, если проблема в саду или школе несущественная.

Когда обидчики действительно существуют и не дают ребенку покоя, ему нужно защищаться. Поэтому направьте все силы, чтобы научить ребенка не бояться обидчиков и постоять за себя. Однако, в первую очередь, начните сами защищать свое чадо. Желательно никогда не упрекать за то, что ребенок не может защититься. Как только он ощутит вашу поддержку, он сможет постоять за себя сам.

Негативная среда для жизни

Бывает так, что в группе или классе складывается неблагоприятная обстановка и чадебенку там невыносимо находиться. Если его постоянно обижают, нужно вытащить ребенка из этой среды и лишь потом пробовать научить постоять за себя. Сначала обратитесь к воспитательнице или учительнице. Она должна наладить атмосферу. Если педагог вас игнорирует или убрать раздражающий фактор ему не удается, идите выше – к завучу или администрации детсада. Дерутся не все дети, а только те, которых родители не воспитывают как следует. Если драки в классе или группе – нормальное явление и никак огородить ребенка не получается – переводите его.

Что делать, если вы сменили сад/школу, но ситуация не изменилась и ребенка травят и там? Возможно, он сам провоцирует скандал. В таком случае узнайте, как ведет себя сам ребенок. Может быть, именно он становится источником ссоры, пытается стать лидером или обидеть кого-то. Часто уязвимыми становятся те, кто испытывает внутри себя комплекс жертвы. Такие дети агрессивно относятся к другим и, соответственно, вызывают ответную реакцию.

Вселить вкус победы

Не позволяйте ребенку вырасти трусишкой. Если он боится дать отпор обидчику – это надо искоренять. Намного проще научить ребенка постоять не за себя, а за кого-то более слабого. Тогда он почувствует себя защитником и сможет преодолеть робость. Научите ребенка защищать себя словами, а не кулаками. Хорошо бы для начала проиграть эту сценку друг с другом. Постарайтесь быть обидчиком вы, затем поменяйтесь местами. Если ребенок научится это делать дома, он найдет слова и в школе.

Важно научить ребенка жалеть своих обидчиков или смеяться над ситуацией. Его пнули, он посмеялся и пошел дальше. В такой ситуации обидчики мигом почувствуют, что взять с этого малыша нечего. Но все же не мешало бы научить школьника азам борьбы в целях самообороны. Особенно это пригодится в старших классах, когда словами делу иногда не поможешь. Важно защищать маленького ребенка от обидчиков и поощрять более старшего давать сдачи, когда по-другому не получается решить конфликт.

Как научить ребенка постоять за себя?

Иногда решение не нужно. Не все проблемы нужно решать. Например, у ребенка взяли игрушку и позже ее отдали. За это затевать драку не стоит. Покажите своей реакцией, что здесь ничего обидного нет. Ведь игрушку забрали не силой. Если же кто-то выхватил мишку и убежал, посмотрите, как поведет себя ребенок, возможно, в такой ситуации не нужно учить его постоять за себя.

Внутренняя сила. Обычно ребенок не может постоять за себя, если внутри он не ощущает себя сильным и уверенным. Поэтому вселяйте в чадо достоинство, говорите ему, какой он молодец. Рассказывайте, что обижать друг друга непозволительно, поэтому молчать нельзя. Можете поставить в пример свою ситуацию из жизни или его папы (что еще лучше). Перенаправляйте внимание малыша на помощь другим и обретение друзей. Ведь дружат с теми, кто умеет защитить, дать игрушку поиграть или делится конфетами. Если ребенок плохо говорит о других детях, выискивайте сами у них положительные стороны и рассказывайте о них ребенку. Тогда он не будет ощущать мир враждебным местом.

Друзья повсюду. Позаботьтесь о том, чтобы научить ребенка знакомиться с детьми, если он не может постоять за себя. Чем больше будет друзей во дворе, на кружке или среди ваших знакомых, тем свободнее себя почувствует малыш в садике или школе. Он будет знать, что за него другие дети и поэтому не станет слабаком, когда его начнут обижать.

Только добродушие! Старайтесь снизить агрессивность ребенка. Проведите ревизию его занятий и мультиков. Старайтесь, чтобы он меньше смотрел мультфильмов и фильмов об оружии, преступниках, не обсуждайте при нем политику и войны. Намного легче научить спокойного ребенка давать отпор в школе, чем агрессивного. Если малыш отвечает враждебно вам, игнорируйте это и говорите, что вас такой тон расстраивает. Показывайте, что с агрессией подходить к другому непозволительно.

Ваша любовь. Дайте ему почувствовать опору в вас. Что бы малыш не натворил, никогда не обзывайте его. Возможно, позже вы забудете эту ситуацию с ним вместе, но слова запомнятся надолго и заставлят вести себя согласно сказанному. Часто ребенок не может в коллективе постоять за себя, когда его дома обзывают или шутят над ним.

Показывайте пример. Чтобы научить ребенка постоять за себя, покажите, как это надо делать. Малыш поссорился с кем-то в песочнице? Не думайте, что они дети разберутся. Ведь они даже не знают, как себя вести в таких ситуациях. Поэтому вам надо им это показать. Проблема решается благополучно, когда оба оппонента довольны.

Поощрение щедрости. Возможно, малыш с радостью отдает все свои игрушки детям и вы думаете, что ребенок не может постоять за себя. На самом деле это говорит о том, что малыш еще не сталкивался со злом и воспринимает всех как своих друзей. Поощряйте это, но без крайностей. Когда игрушку отбирают силой и ваш кроха сидит в недоумении, вы обязаны вмешаться и показать, как надо отвечать. Например, скажите драчуну: «отдай игрушку Сереже и теперь попроси ее спокойно».

Самим – никак. Если ребенок совсем маленький, он точно не сможет постоять за себя. Не оставляйте малыша одного в песочнице, всегда находитесь рядом, чтобы он ощущал родительскую поддержку.

Создайте дома теплую атмосферу. Среда, в которой растет ребенок определяет, может или не может он постоять за себя. Никогда не сравнивайте малыша или его папу с кем-либо. Покажите, что ваша семья – крепкая и нерушимая. Найдите грань между опекой или свободой и соедините эти два понятия своей любовью.

Признание вины. Важно на своем примере показать, что в признании вины нет ничего плохого, ведь все люди ошибаются. Ребенок не может постоять за себя, если думает, что сам во всем прав. Он может просто не замечать, как провоцирует других на грубый ответ. Если кроха специально кого-то обижает, расскажите о последствиях. Если он что-то сделал нечаянно, то научите его просить прощения и объясните, что любая ситуация обратима.

Гашение дразнилок. Малыша могут задирать как в школе, так и в детском саду при помощи обидных прозвищ. Научить ребенка постоять за себя можно таким образом: пусть он включает игнор. Его обзывают, а обидчика для малыша в данный момент не существует. Игнорирование – это сильное противодействие. Если же обзывания становятся постоянными и прилюдными, задумайтесь о переводе в другой коллектив.

Защита других. Когда ребенок сможет постоять за себя, он не будет безразличен к проблемам других. Расскажите ему, что он не должен испытывать робости или чувства страха. Если встал на защиту младших, пусть будет уверен и идет до конца.

Умение говорить «нет». Особенно важно научить ребенка постоять за себя в сочетании с умением отказывать манипуляторам. Если заметили, что альтруизм превышает допустимые пределы – ребенок отдает свои деньги более сильному, дает списывать и несет чей-то портфель, значит, ситуация критична. Расскажите, что дружба – это бескорыстная помощь друг другу, а не манипулирование.

Спортивная секция. Запишите ребенка, который не может постоять за себя на спортивное занятие. Это может быть не только борьба, но и плавание, футбол, волейбол, танцы. Любой вид спорта закаляет и развивает сильный характер. Это то, что нужно, для умения защитить свою личность.

Шутки над собой. В наше время процветания сарказма нужно научить ребенка постоять за себя и улыбкой отвечать на шутки в свой адрес. Те, кто не боится быть смешными, чувствуют себя всегда в своей тарелке. Над ребенком шутят? Пусть он посмеется и подшутит сам над обидчиком. Тогда он не почувствует себя жертвой, а встанет в равноправную позицию.

Легко идти по жизни. Когда ребенок не может постоять за себя, он чувствует пессимизм и видит мир мрачным. Научите его легко относиться ко всему, потому что любая ситуация рано или поздно проходит и забывается.

Лучшие качества. Учите малыша развивать в себе самые лучшие качества характера. Когда ребенок не может в коллективе постоять за себя, он ощущает резкий спад настроения и чувствует себя ущербным. Пусть кроха станет лучшим по какому-либо предмету, примет участие в школьной олимпиаде или соревнованиях. Это поможет ему развить ту уверенность, на которой держится собственное достоинство.

Советы психологов:

1. Если вы являетесь свидетелем того, что ребенок не может постоять за себя, попробуйте вмешаться и создать для всех детей одну игру. Объединив зачинщиков с другими детьми и заняв их общим делом, вы сгладите ситуацию и сплотите коллектив.

2. Расскажите, как важно научиться давать отпор словами. Порой достаточно одной фразы, чтобы поставить драчуна на место. Например, «из моих друзей никто не обзывается» или «я не буду с тобой играть, если будешь так вести».

3. Когда научить давать отпор словами не получается, приходится применять более сильные методы. Если малыша обижают, пусть он ущипнет обидчика за руку. Это безобидно, но показывает внутреннюю силу ребенка.

4. Научить ребенка давать отпор в школе намного легче, чем в саду. Там детки уже более взрослые и лучше понимают законы дружбы. Иногда достаточно отвести обидчика в сторону и без улыбки твердым уверенным голосом сказать, что с ним так нельзя.

Ребенок не может постоять за себя лишь в том случае, если его этому не научили дома. Воспитывайте в малыше силу духа с самых ранних лет, и тогда вы вырастите справедливого человека с твердым характером.

Пожалуй, каждый родитель сталкивался с тем, что ребёнок возвращался с прогулки или, например, из школы с обидой на сверстников из-за несправедливого отношения с их стороны. Столкновения детей, перерастающие в крупные конфликты и даже драки, нередки. Как помочь ребёнку постоять за себя и научить его разбираться, какого поведения придерживаться в той или иной конфликтной ситуации?

Умей постоять за себя: зачем детям защищаться от нападок?

Споры и стычки возникают не только у взрослых людей. Неизбежная социализация детей (особенно дошкольного и младшего школьного возраста) приводит к тому, что кто-то из них старается лидировать, всячески отстаивая своё мнение, в то время как иные ребята становятся жертвами агрессивного поведения задир. Поэтому так важно с детства научить ребёнка правильной позиции в проблемной ситуации. Задачи взрослых на этом этапе состоят в следующем:

  • привить мальчику или девочке осознание себя полноценной личностью, на благополучие которой никто не вправе посягать;
  • помочь освоить цивилизованные способы решения спорных ситуаций;
  • объяснить, в каких случаях уместно применить силу и каковы допустимые границы её использования.

Ребёнок должен уметь защищать свои интересы в следующих ситуациях:

  • если оскорбляют словесно;
  • отнимают игрушки, тетради или другую собственность;
  • портят имущество или результаты труда (например, рвут или пачкают вещи, ломают созданную из песка конструкцию);
  • унижают, принуждая к чему-либо;
  • оказывают физическое воздействие (щиплют, кусают, бьют и так далее).

При возникновении подобных ситуаций родителям нельзя не реагировать на них и позволять ребёнку мириться с таким положением вещей, иначе он станет постоянным объектом насмешек и издевательств (в саду, школе, обществе), что приведёт к серьёзным проблемам с психикой в дальнейшем и отразится на всех сторонах жизни.

Обязательно нужно помочь ребёнку отразить нападки, иначе он может превратиться в изгоя

Самозащита должна быть обоснована и адекватна той ситуации, в которой оказался ребёнок. Дать сдачи - не всегда означает физическое применение силы. Но не стоит внушать детям и категоричное «нет» кулачному разрешению споров, так как жизнь многогранна, и бывают моменты, угрожающие жизни и здоровью, когда человек должен уметь постоять за себя.

Как научить ребёнка давать сдачи сверстникам?

Иногда детские конфликты возникают на глазах у родителей: например, в гости приходит семья с малышом, который отбирает у ребёнка игрушки, дерётся и дразнит. При таких обстоятельствах достаточно вмешаться взрослым, объяснив маленькому агрессору, что в этом доме с теми, кто себя плохо ведёт, не играют и не дружат. Когда выясняется, что ребёнка обижают в детском саду, школе или просто сверстники во дворе, то без целенаправленной работы не обойтись:

  • Если мальчик или девочка посещает образовательное учреждение, то в первую очередь нужно поговорить с воспитателем или классным руководителем, так как следить за микроклиматом в детском коллективе и разрешать споры в нём - прямая обязанность педагогов.
  • Не будет лишним и обсудить проблему с родителями обидчиков. При этом нужно помнить, что беседа должна протекать в сдержанном и доверительном тоне в отсутствие детей.
  • Нельзя обзывать сына или дочь, используя слова «мямля», «нюня» и тому подобные, ругать за бездействие и так далее. Подобное отношение не только отталкивает детей от родителей, но и разрушает уверенность в себе, из-за чего ребёнок так и не сможет ответить обидчику.
  • Важно нацелить мальчика или девочку на мирное разрешение спора: пусть попробует построить диалог с противником, объяснив, что ему/ей не нравится, когда так говорят/делают, это причиняет боль и так далее. Доказывать правоту ребёнку необходимо без перехода на личности и оскорблений, спокойный тон и аргументированность помогут завоевать уважение сверстников и добавят авторитетности.
  • Научить отвечать на грубые нападки можно следующим образом: «Ещё раз такое скажешь/сделаешь, я папу/брата позову, он тебе покажет!». Главное, чтобы малыш был уверен - взрослый придёт на помощь, если это действительно понадобится. В дошкольном возрасте может использоваться такая фраза: «Будешь обижать, я с тобой дружить не буду!». Если угрозы не подействуют, то малыш должен обязательно реализовать обещанное: позвать папу или брата, перестать общаться с агрессором и так далее.
  • Если ребёнок сталкивается не только с оскорблениями и словесными унижениями, но и с тычками и физическими нападками, пускай попробует осадить обидчика, ущипнув его. Вреда это не принесёт, зато так ребёнок даст агрессору понять, что тоже может ответить.

Если малыш открыто интересуется возможными вариантами выхода из конфликтных ситуаций - проиграйте такие моменты вместе с ним, используя игрушки или образы персонажей из любимых мультфильмов, книг.

Запишите ребёнка в секцию карате: так он и здоровье укрепит, и самозащите научится

Конечно, не стоит учить ребёнка ввязываться в драку, если сверстник просто взял без спроса какую-нибудь вещь. Совсем неуместно выяснять отношения кулаками из-за обидной клички или неприятного слова. Советовать применение силы можно только в крайнем случае: когда сын или дочь сталкивается с побоями и физическими издевательствами со стороны других детей, а иные способы разрешения ситуации не помогают. Чтобы помочь дать сдачи обидчику, полезно сделать следующее:

  • Записать ребёнка в спортивную секцию (например, на карате, борьбу, хоккей), организовать дома спортивный уголок - это даст возможность отвлечься и почувствовать себя увереннее.
  • Отрепетировать с ребёнком проблемную ситуацию, подсказать, в какой момент уместнее применить силу. Когда он не в состоянии прибегнуть к помощи кулаков по какой-либо причине (не хочет ввязываться в драку, не очень уверен в себе), то важно научить хотя бы предотвращать нападение, уворачиваться. Можно предложить такой вариант: после первого удара не бить в ответ, а предупредить словесно, но если последуют новые нападки - дать сдачи.
  • Поддерживать ребёнка и настраивать на то, что он уже взрослый и сильный. Доверительное отношение родителей поможет мальчику или девочке избавиться от страха.

Не паникуйте, если ребёнок не отвечает обидчику и не проявляет ответной агрессии. Это свидетельство того, что он растёт в доброжелательной атмосфере, и обиды сверстников для него скорее удивительны, чем неприятны.

  • Очень часто бывает, что ребёнок сам провоцирует ссоры в детском коллективе, вредничает, многого требует. Тогда вместо того чтобы учить защищаться, необходимо провести с ним беседу на тему того, как важно уметь идти на компромисс, уступать и делиться, чтобы построить нормальные отношения с окружающими.
  • Если время идёт, а нападки в школе или детском саду не прекращаются, и унизительные слова, побои и другие издевательства приобретают постоянный характер, то имеет смысл задуматься о том, чтобы сменить образовательное учреждение (особенно в случае, когда не помогают беседы с классным руководителем и директором). Такое положение вещей негативно сказывается на психическом и физиологическом развитии ребёнка, на этом этапе обучения самозащите уже недостаточно, важно изъять сына или дочь из нездоровой среды.
  • Родители, которые учат детей решать споры кулаками, должны быть готовы к тому, что ребёнок не всегда сможет быть объективным и видящим ситуацию со всех сторон. Поэтому такие призывы желательно сопровождать напоминаниями о возможных последствиях.

Родителям нужно настраивать детей на словесное разрешение конфликтов. Однако есть случаи, когда проблема не исключает и применение силы для защиты своей безопасности и личностного пространства. Поэтому важно научить ребёнка адекватно оценивать ситуацию и выяснять отношения подходящим образом.