Ребенок ест левой рукой в год. «Одной левой» или как правильно воспитывать ребёнка-левшу? Правая и левая рука. Правое и левое полушарие

- Возьмите карандаши в правую руку! - говорила детям воспитательница в саду. Правая рука - это было мучительно работать ей детям - левшам еще в совсем недавние времена!

Еще двадцать лет назад детей-левшей у нас упрямо переучивали "на правую руку" и в детских садах, и в школах. Большинство раздражала "неодинаковость" левшей. Над ними смеялись, их унижали. Находились люди, которые считали леворукость чуть ли не уродством.

Неудивительно, что в семьях, где появлялся маленький левша, его с рождения начинали усиленно переучивать с левой руки на правую, а матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, как все это для малыша вредно.

А чтобы подросший малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.

Такие неврозы, как нарушение сна и аппетита, страхи и головные боли, энурез и заикание, раздражительность или заторможенность, вялость, укачивание в транспорте многие врачи относили к возрастным проблемам. И редко кто из них связывал эти неврозы с настойчивым переучиванием ребенка - левши в правшу. А сейчас любой детский психолог с ходу вам назовет примеры, когда из-за процесса переучивания "на правую руку" ребенок с незаурядными способностями эти способности терял безвозвратно.

Есть ли в рождении левшей какая-либо статистика? Да. Она свидетельствует: у родителей "левшей" вероятность рождения малыша-левши составляет 46 процентов; если один родитель левша - 17 процентов, если родители правши - 2 процента. Среди близнецов левшей - больше всего.

Мозг знает, что делает

Пытаться сделать из левши правшу не стоит. Изменить природу никакому педагогу не под силу.

Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое - правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является главным. Если более активно левое полушарие - человек становится правшой, если доминантное правое - левшой.

Левое полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, логическое и аналитическое мышление. У людей-правшей оно - доминирующее. Левое полушарие у правшей управляет правой рукой и ногой. Правое - левой рукой и ногой. У левшей же - все наоборот. Если у правшей при письме, а также большинстве других осознанных волевых действий нервные импульсы поступают к ведущей руке напрямую из левого полушария, у левшей эти сигналы должны пройти через мост между полушариями - так называемое мозолистое тело. Отсюда речевые задержки и трудности с письмом, которые чаще диагностируются именно у левшей. Для компенсации этого недостатка левши развивают центры речи в правом полушарии. И это в итоге оборачивается преимуществом: левши получают прямой словесный доступ к образной информации, которой оперирует именно правое полушарие. Возможно, поэтому до них лучше доходят шутки.

Загадок в работе полушарий головного мозга еще много. Кстати, неодинаковость, асимметричность отражаются и на внешности человека. Вот небольшой тест. Попробуйте, разрезав несколько фотографий лица любого человека по диагонали, создать один его портрет только из правых или только из левых половинок. Результат будет интересный - левосторонние или правосторонние снимки одного и того же человека окажутся подчас очень непохожими друг на друга. В связи с этим некоторые психологи считают, что "правое" лицо больше похоже на отца, "левое" - на мать.

Чем они отличаются?

Левши часто отличаются яркой индивидуальностью. Поэтому большинство из них выбирают работу, связанную с музыкой, живописью, литературой, шоу-бизнесом, творческие профессии.

Леворукие больше склонны к депрессиям, чем праворукие. Левши более эмоциональны, им трудно бывает удержать себя "в рамках".

Левши склонны к гуманитарным наукам, а правши - к точным.

"Левые" вникают в проблему быстрее, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно. Развитая, подчас выходящая за рамки обычных представлений интуиция - характерная черта левшей - политиков и ученых.

А леворукие спортсмены? Во многих видах спорта (бокс, борьба, фехтование, теннис) левши часто создают своей оригинальной техникой непреодолимые трудности для противников и выходят в схватках победителями.

Кто я?

Некоторые люди часто и сами не подозревают о своей "левизне". Проверить, к какой части населения Земли вы относитесь, несложно:

Скрестите руки на груди. Какой локоть сверху?

Сожмите руки замком, какой большой палец сверху?

Попробуйте шагнуть не думая, какая нога выходит вперед?

Прищурьтесь, как будто стреляете, тот глаз, который остался открытым - ведущий.

Большие проблемы маленьких

Весь мир устроен "справа", поэтому леворукому человеку, пока он не привыкнет к этому миру, приходится трудно. Начиная с дверных ручек и заканчивая уличным движением, все рассчитано на "большинство". Когда правши, например, переходят дорогу, сначала смотрят налево, а потом направо. У левшей же все иначе, они смотрят направо, а уж затем переводят взгляд налево. Родителям обязательно нужно учитывать все эти особенности, когда они будут обучать своего кроху правилам дорожного движения.

Еще одна проблема маленького левши - ориентирование по часам: ему труднее, чем правше, запомнить направление хода стрелок.

Дети, как известно, учатся на примере своих родителей: мама чистит картошку, шьет, а дочь смотрит и повторяет ее движения, учится. В случае с левшой этот вариант не срабатывает. Ребенок не понимает, как сделать то же самое, но левой рукой.

Так что многое левше приходится постигать самому методом проб и ошибок. Хотя это, конечно, и замедляет процесс обучения, но расстраиваться не стоит. Все это совсем не означает, что ваш малыш "неправильный". Он абсолютно нормальный, такой, как и другие детки, только воспринимает мир по-своему.

Если вы сомневаетесь, правша или левша ваш малыш, проведите тест. Попросите малыша вытереть стол и посмотрите, в какую руку он возьмет тряпку. При этом ни в коем случае не говорите, зачем именно он должен сделать то, что вы просите. Пусть воспринимает происходящее как игру. Иначе, зная, что вы определяете, например, какой у малыша "ведущий" глаз, ребенок может сознательно поднести трубочку вместо правого глаза к левому. И после этого усыпить его бдительность, чтобы еще раз провести эксперимент, будет очень непросто.

Запомните главное: левшу ни в коем случае нельзя переучивать. Это как учить человека ходить не на ногах, а на руках. А вот левую руку ребенка стоит обязательно развивать - потому что иногда ведущая рука у малыша развивается слабо:

- Предлагайте завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно:

- Пусть собирает пазлы или из камушков выкладывает мозаики;

- Полезно собирать-разбирать, закручивать-раскручивать мелкие детали;

- Лучшая тренировка - крутить-вертеть карандаш в руке.

Люди в Зазеркалье

Знаменитые и известные всему миру левши - у каждого на слуху. Только многие не знают о том, что они - левши.

Художники:

Микеланджело, Рафаэль, Питер Пауль Рубенс, Огюст Роден, Пабло Пикассо, Анри Тулуз-Лотрек.

Писатели и философы:

Аристотель, Ханс Кристиан Андерсен, Владимир Даль, Александр Пушкин, Франц Кафка, Льюис Кэролл, Николай Лесков, Фридрих Ницше, Лев Толстой, Марк Твен, Герберт Уэллс.

Актеры:

Дэвид Духовны, Анджелина Джоли, Грета Гарбо, Мэрилин Монро, Деми Мур, Том Круз, Роберт Де Ниро, Мила Йовович, Николь Кидман, Джулия Робертс, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Чарли Чаплин.

Политики и военные:

Гай Юлий Цезарь, Наполеон, Александр Македонский, Отто Бисмарк, Уинстон Черчилль, Жанна Д Арк, Джордж Буш-старший, президент Форд, Билл Клинтон, Фидель Кастро, королева Виктория.

Ученые и бизнесмены:

Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Генри Форд, Билл Гейтс.

Музыканты:

Людвиг ван Бетховен, Никколо Паганини, Вольфганг Амадей Моцарт, Роберт Шуман, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Фридерик Шопен, Энрико Карузо, Мирей Матье, Пол Маккартни, Селин Дион, Боб Дилан, Джими Хендрикс, Рики Мартин, Стинг, Эминем.

мнение

К четырем годам надо знать, левша ли ваш ребенок

Виктория Неймер, врач-педиатр:

Иногда "право-леворукость" у малыша можно определить уже в 5-6 месяцев. Окончательно же функция левой руки определяется примерно к 4 годам. Часто ребенок 2-3 лет может брать предметы, рисовать, вырезать, лепить из пластилина то одной рукой, то другой. Это значит, что преобладание полушария у малыша еще не установилось, остается ждать.

Однако в любом случае родителям 4-5-летнего ребенка необходимо знать, левша малыш или нет. Почему? Именно в этот период начинается подготовка к школе, важная часть которой - развитие микромоторики руки. Если по недоразумению начать развивать неведущую руку, это может привести к переутомлению ребенка, отвращению к занятию письмом.

Цитата

"Если правая сторона тела контролируется левым полушарием мозга, то мы, левши, единственные люди, которые абсолютно правы!"

Дин Кембелл, глава Международной ассоциации леворуких (США).

Дорогие читатели! Предлагаю вам любопытную и очень полезную статью Михаила Федотова о том, как влияет на развитие мышения, на развитие способностей тот факт, какая рука у нас ведущая.

Правая и левая рука. Правое и левое полушарие

Альберт Эйнштейн, римский император Гай Юлий Цезарь, Микеланджело и Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Лев Толстой, Пабло Пикассо, моя любимая актриса Мэрилин Монро – все они были левшами.

Кто же они, эти гениальные левши? Есть теория, что каждый левша – только один из родившихся близнецов и разделение произошло ещё на клеточном уровне! Не зря в парах родившихся близнецов один из них всегда правша, а второй – левша.

Я должен признаться, что страшно завидую левшам. Они запоминающиеся, они талантливые и всегда непредсказуемые! И я был счастлив, когда узнал, что «левшество» и «правшество» могут быть абсолютными, но могут быть и частичными, а иногда и скрытыми, не выявляемыми в быту. Это значит, что каждый из нас может быть «немножечко» левшой, остаётся выяснить степень нашей левизны. Для этого придётся провести внутрисемейное исследование. Известно, что если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребёнка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, вероятность того, что и ребёнок родится левшой, достигает 46%.

НУ И ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ С ТЕМ ФАКТОМ, ЧТО МОЙ РЕБЁНОК ПРАВША ИЛИ ЛЕВША?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним об особенностях головного мозга. В норме у человека существует функциональная асимметрия мозга. Что это значит? Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Они отличаются и по функциям, и даже по своему строению. Правое полушарие командует левой половиной тела и оперирует образами, заведует ориентацией в пространстве, различает музыкальные тона и мелодии, продуцирует сновидения. Левое полушарие командует правой половиной и оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов. Можно сказать, что правое полушарие образное, чувственное, более того, «художественное», а левое – логическое, аналитическое.

Не секрет, что современный мир ориентирован на правшей, и часть левшей насильно переучена (это отдельная проблема). Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в европейской популяции, где пишут правой рукой и читают слева направо, – примерно 42%. У таких людей центр речи в 95% случаев находится в левом полушарии. Правое же полушарие выполняет более глобальные функции: в его ведении зрительное восприятие (узнавание) лиц, формы, цвета, слуховое восприятие музыки, интонаций, тембра голоса, пения птиц, криков животных, плеска воды, оно же ответственно и за навыки ходьбы, одевания, ощущения тела в пространстве. У абсолютных левшей (их в среднем 8-10%) – всё наоборот.

У большинства людей в результате определённой системы учёбы, тренировки, образа жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Потому что мы развиваем только сильное полушарие! Более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности, не полностью выполняет свои функции, потому что оно ЗАБИТО более сильным.

Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля. ПАРАДОКС: от распространённого сегодня традиционного подхода страдает не только небольшое количество переученных левшей, но и основная масса населения - страдают и правши. У них мало используется ПРАВАЯ половина мозга.

Попробуйте ударить мяч левой рукой, напишите что-нибудь или нарисуйте человечка. Получается? Не очень ловко, но получается. Но ведь левую руку никто не учил всем этим непростым движениям, значит, она незаметно выучилась сама, пока мы обучали правую. Но можно учить и «наоборот»: если всем навыкам мы начнем учить и левую руку, это создаст существенные резервы для ещё более совершенной работы правой руки.

Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, ДВУРУКИМ. Его нужно учить на «двурукость».

ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ

Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия предложил определять ведущую руку и ведущий глаз по следующим тестам.

Скрестите руки на груди в «позе Наполеона». Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то испытаете неудобство, так как вы либо левша, либо правша.

Переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.

Посмотрите, какая рука сверху, когда вы аплодируете.

Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу. Заметьте: пальцы ведущей руки обычно на 1-2 мм длиннее пальцев на другой руке.

Возьмите карандаш. «Прицельтесь», выбрав мишень и глядя на неё обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз – ведущий, и наоборот.

Ведущей ногой является та, которой вы отталкиваетесь при прыжке.

Весьма часто у многих людей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что у них оба полушария речевые и что они парциальные (частичные) левши.

Обучение должно быть построено таким образом, чтобы более слабый мозг был активным помощником сильного, а не его пассивным придатком. Развивая эту тему взаимной помощи мозговых полушарий, удобно привести пример коридора, на обеих стенах которого висят зеркала. При активности обоих полушарий происходит многократное отражение и усиление их деятельности, как зеркала в коридоре много раз повторно отражают объект и его отражения друг в друге.

Нужно учить обе руки, обе ноги, оба глаза, обе стороны тела.

ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕРИ

В возрасте до трёх лет не стоит слишком доискиваться, правшой или левшой является ребёнок. В это время подобное выяснение является нагрузкой для детей и само исследование малонадежно.

И есть еще одно «но» (окончательно всё запутывающее). Большинство авторов всё-таки считают, что в шесть с половиной-семь лет обычный ребёнок делает выбор руки. Такой выбор обязателен, и он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. И для того чтобы это состояние было достигнуто быстрее, в какой-то момент (обычно около шести лет) нужно начать больше внимания уделять доминирующей руке. Но вот когда выбор будет совершён, мы советуем снова усиленно заниматься симметричностью движений.

А к чему нам нужно стремиться? Встречаются люди, у которых абсолютно одинаковые тесты для обеих рук, плюс оба глаза ведущие, целевые, и их поля зрения одинаковые. Это довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами. Они мастера на все руки. Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Его пример подтверждает гипотезу: умение владеть левой рукой точно так же, как правой, способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга. Для этого нужно много заниматься теми видами деятельности, которые требуют двойного управления: велосипедом, роликами, брахиацией (замечательно, если у ребёнка есть возможность много бегать и плавать). Мы твёрдо уверены: учить на две руки - значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений. Для спортсменов это особенно важно! Учить левую руку фехтовальщика, теннисиста, левый глаз стрелка, левую ногу футболиста - создавать резерв, который есть у спортсмена любого возраста (и в мире существуют спортсмены, которые этим успешно пользуются). Кстати, на Западе принято обучать детей письму как правой, так и левой рукой.

ЧЕМ ВРЕДНА ПЕРЕУЧЕННОСТЬ?

Обычно мы имеем переученного левшу. Переучивание правшей в левшу производилось в виде эксперимента при помощи магнитного поля в университете в Калифорнии, но это удалось всего на один час. А левшей переучивали в приказном порядке и в детских садах, и в младших классах школ. И вот результат: движения человека начинают контролироваться более слабым полушарием мозга, поскольку так этого человека переучили. Максимально реализоваться (я сравниваю каждого только с его собственным потенциалом) такой человек не сможет! Более того, в моменты наивысшего напряжения - например, на соревнованиях - доминантное полушарие (не наученное) берёт на себя ответственность за движения, и спортсмен делает невероятные промахи, которые просто непредставимы на тренировках. Вспомните футболистов, которые в последний момент вдруг совершают такой удар выше ворот, что только диву даёшься.

К счастью, это «переучивание» касается только самых явно выраженных левшей. Но есть ещё 48-50% людей, которые являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества, причём более чем у половины из них преобладает левшество над правшеством. Таких людей называют парциальными, или мозаичными (частичными), левшами. Мозаичными в том смысле, что у них доминантными (преобладающими) в реализации речевой деятельности являются не все четыре доли (затылочная, височная, теменная и лобная) правого полушария у левши и левого полушария у правши, а как бы вперемежку. По ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке – правшой, и наоборот. У парциального левши при тестировании на признаки «рукости» могут не совпадать тесты на «пальцы рук в замке» и «позу Наполеона».

Есть ещё много других смешанных типов доминантности полушарий мозга. И каждый из них имеет свои особенности поведения, особенности мышления, и их нужно учитывать родителям и тренерам, чтобы не ломать ребёнка неоправданными требованиями.

Например, даже взрослый, если переложить ему телефонную трубку от правого к левому уху, может перестать понимать, что ему говорят, потому что он начинает воспринимать информацию другой половиной мозга. И в такой ситуации и от ребёнка, и от взрослого бессмысленно что-то требовать. Он не «не хочет», он не может. Вот такие ситуации нужно учитывать в смешанных типах «правшей-левшей».

Если ребёнок берёт ракетку в правую руку, это ещё не значит, что его можно воспитывать как правшу. Он может быть правшой только на руку, а по типу функционирования мозга являться типичным левшой. И если у таких детей можно ненавязчиво развивать левую руку, то это достаточно выигрышное и благодарное занятие. И наоборот, если насильно развивать у ярко выраженного правши левую руку, то это будет такой же стресс, как у левшей, когда их переучивают на правую руку. А если не насильно? Очень интересно, что проведено много исследований на правшах, которые ломали ведущую руку. При этом не только слабая левая рука быстро начинала учиться и выполнять сложные функции, но и в «командном пункте», в правом полушарии, менялось количество серого и белого вещества.

Учите ребёнка на две руки!

Каждый человек индивидуален , каждый обладает своими особенностями. Особенно это можно наблюдать у детей. Многие наши индивидуальные характеристики заложены самой природой, к примеру, умение писать правой или левой рукой. Если вы заметили, что ваш малыш много чего делает левой рукой, не стоит паниковать. Такую особенность необходимо развивать, чтобы впоследствии она стала способность, а возможно и талантом. Ведь известны многие одаренные художники, писатели, актеры, которые использовали в основном левую руку. Не думайте, что ваш малыш нездоров и не пугайтесь этой особенности.

Давайте разберемся, в чем же отличие праворукости и леворукости.

Эти понятия появились в результате работы полушарий мозга. Человек имеет левое и правое полушарие, которые контролируют различные задачи жизнедеятельности, дополняя друг друга. Благодаря ним происходит формирование различных качеств у малыша. К примеру, левое полушарие управляет речью и абстрактным мышлением, а правое отвечает за музыкальный и художественный талант, образное мышление. Полушария взаимодействуют между собой, но действие одного из них может преобладать над другим. Если ребенок правша, значит, у него преобладает левое полушарие, а если левша , то правое.

Большинство родителей, которые заметили, что ребенок пытается писать левой рукой, начинают мучить ребенка и переучивать его. Они заставляют малыша брать все правой рукой. Но это неправильно. У левши левая рука является ведущей, а значит, у него доминирует правое полушарие. Это не является отклонением, ваш ребенок такой же, как и все остальные дети, а может даже и лучше.

Дети, использующие чаще всего левую руку, являются весьма талантливыми личностями. Они весьма эмоциональны, даровиты. Они намного раньше других проявляют способности к художеству, к лепке, обладают тонким слухом и бурной фантазией. Многие из них довольно быстро и легко обучаются игре на различных музыкальных инструментах. Дети с преобладающим правым полушарием очень доверчивы, капризны, своенравны. В школе у них могут появиться проблемы с чтением или письмом. Однако правильное воспитание и постоянное обучение позволит справиться с трудностями и развить способности, которые подарила левшам сама природа.

Что должны знать и делать родители левши:

Ваш особенный ребенок должен быть окружен семейной любовью и гармонией;

Не стоит заставлять малыша использовать правую руку. Никогда не следует говорить, что он ненормальный или не такой, как все, иначе ребенок будет чувствовать себя ущемленным, в результате чего замкнется и станет нелюдимым;

Если родители замечают какие-либо способности и таланты малыша, необходимо развивать их. Это поможет малышу в дальнейшем быть более уверенным в своих возможностях;

Поощряйте все начинания ребенка, никогда не ругайте его за его особенность;

Никогда не говорите в присутствии незнакомых людей об особенности ребенка, особенно если это сопровождается отрицательными и гневными словами;

Постоянно повторяйте малышу, что он такой же, как и многие дети. Леворукость – особенность, которую подарила ему природа, поэтому он такой талантливый и неповторимый.

(4 голоса : 4.25 из 5 )

Не найдется, наверное, такой мамы, которой хотя бы раз в жизни не пришлось забирать из левой руки своего малыша ложку или карандаш и перекладывать в правую. Раза после третьего может посетить легкое беспокойство: а не левша ли он?

Вы знаете, сколько на планете левшей? Каждый десятый! Это очень много. Но этого недостаточно, как выясняется, для того, чтобы левша чувствовал себя легко и свободно в нашем мире — мире правшей. Ведь практически весь мир приспособлен под нужды правшей: перилла, дверные ручки, ножницы, ключ зажигания в машине, сотовые и обычные телефоны, клавиатура и мышки для компьютера — все, буквально каждая мелочь приспособлена для праворуких людей. А что делать левшам?

Левша или правша?

Для начала родителям следует определиться — левша или правша их ребенок. Лет до 4-х дети могут в равной степени пользоваться обеими руками, и на этом этапе развития не стоит слишком активно навязывать пользование правой рукой. Если после пяти попыток ребенок упорно продолжает держать ложку или карандаш в левой руке, то следует оставить попытки переучивания и попристальней понаблюдать за малышом: какой рукой он пользуется чаще? Левой или правой он открывает двери, водопроводный кран, водит машинку по полу, в конце концов, ковыряет в носу и чешет макушку. Если он активнее пользуется левой рукой — он леворукий. Но леворукость это только «половинка» от левши. Человек может быть леворуким, но не быть левшой в полном смысле этого слова. Существует такое понятие как левшество — когда у человека в принципе левая сторона тела более развита и используется активней, чем правая, что обусловлено доминантой правого полушария. Если же ребенок одинаково успешно пользуется обеими руками, то это называется амбидекстральность — обоерукость.

Почему он такой?

Установлено, что имеет место наследственная предрасположенность к левшеству: если хотя бы один родитель левша, то у ребенка в 12 раз выше шансов родиться левшой. У детей, перенесших на раннем этапе развития травмы головного мозга, особенно левого полушария, так же выше шанс стать левшой. И еще одна своеобразная причина — подражание. Если в окружении ребенка есть левша, то малыш может подражать этому человеку, не являясь при этом «природным» левшой. Так стоит ли их переучивать?

Первое и вполне естественное желание родителей — переучить «не такого» ребенка. Собственно, еще лет 30 назад ни у родителей, ни у педиатров даже не возникло бы сомнений по этому поводу, рецепт был один — переучивать. Однако не все так примитивно. Ведь левша это не просто человек, который лучше управляет левой рукой. У истинных левшей не только левая рука более развита, лучше работает, и является ведущей, но и все левосторонние органы лучше работают: левый глаз лучше видит, левое ухо лучше слышит, левая нога делает более широкий шаг, чем правая, и она же является толчковой — с нее истинный левша начинает движение, левая почка развита лучше и так далее. Таких людей называют «правополушарными» — поскольку у человека связь между стороной тела и отвечающим за ее функционирование обратная, то у правшей лучше развито левое полушарие, а у левшей соответственно правое. И переучивать левшу равнозначно серьезному вмешательству в его нервную систему, психику, мозг. Поэтому, если причиной пользования левой рукой является баловство или подражание, то переучить можно и даже нужно. А вот если это обусловлено особенностями развития мозга или травмой, то переучивать таких малышей категорически не рекомендуется. Это тоже самое, что переучивать правшу на левшу.

К чему может привести переучивание?

Переучивание таких детей вызывает сильнейшее психофизиологическое напряжение, что в свою очередь приводит к самым разным нарушениям в развитии ребенка. Насильственное переучивание истинного левши приводит к очень тяжелым невротическим реакциям организма: энурез, заикание, нервные тики, эмоциональная неустойчивость, задержка и отклонения в развитии речи и моторики, нарушения сна, головные боли, быстрая утомляемость, нарушения аппетита и пищеварения — далеко не полный перечень последствий переучивания левшей.

Плохо ли быть левшой?

Прежде всего — левша это не приговор. Как каждое явление, левшество имеет свои плюсы и свои минусы. У левшей в большей степени, чем у правшей, развита интуиция, они воспринимают картину или явление в целом, умеют находить нестандартные решения и часто этим «обыгрывают» правшей. Левши легче приспосабливаются ко всему новому, будь то рабочий коллектив или климат другой страны. Они предрасположены более к творчеству, чем к точным наукам, среди выдающихся деятелей искусства большое количество левшей: Роден, Пикассо, Да Винчи, Микеланджело, Тулуз-Лотрек, Рафаэль, Рубенс, Чарли Чаплин, Анджелина Джоли, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Том Круз — все эти люди левши. Последнего, кстати, переучивали, и долгое время он был вынужден лечиться от дислексии, нарушения, при котором у человека снижается способность овладевать чтением.

Но при этом левши испытывают затруднения во время учебы, и особенно при овладении письмом. Трудности начинаются еще с того времени, когда ребенок учится говорить. В дальнейшем, если верить статистике, у левшей в 2,5 раза чаще возникают проблемы с учебой. Отчасти это объясняется тем, что обучение в средних школах полностью ориентировано на правшей, отчасти — имеющимися особенностями нервной системы и психики. Детки-левши гораздо тяжелее усваивают понятия, характеризующие положение в пространстве: право-лево, верх-низ, по и против часовой стрелке. По этой причине им тяжело дается все, что связано с упорядочением. Их тяжело научить писать в одну строчку, без отрыва руки, они дольше запоминают порядковый счет, изображения на их рисунках не имеют композиции, располагаются хаотично, могут наезжать одно на другое. Поскольку мир левши это «все наоборот», то такие детки часто пишут зеркально — начинают слово с его последней буквы, могут писать цифры и буквы перевернутыми, отзеркаленными, а читают снизу вверх справа налево. Для того чтобы научиться писать и читать правильно, им требуется больше времени, чем правшавм, отсюда — отставание в учебе, низкая успеваемость. Считается, что к 10 годам эти явления должны исчезнуть. Если зеркальность и дезориентация в пространстве сохраняется в более старшем возрасте, то рекомендуется проводить коррекционные занятия с таким ребенком. Но самое главное, что должны помнить родители, бабушки и дедушки — неумелое переучивание только усугубляет ситуацию.

Эмоциональное состояние левшей тоже отличается от эмоционального состояния правшей. Как показывают исследования, проведенные в Мичиганском университете, левши в большей степени склонны к пессимизму, негативному восприятию окружающего мира, они в большей степени подвержены эмоциональной неустойчивости, различным страхам, тревогам, они нерешительны, быстрее утомляются, отличаются пониженной работоспособностью, но при этом у них сильнее развита совестливость, они более чувствительны и впечатлительны.

Как вести себя родителям?

Прежде всего, исходя из повышенной чувствительности и ранимости таких детей, родителям следует тщательно следить за тем, чтобы леворукость их ребенка не вызывала у них раздражения и гнева. Психологи говорят, что левши требуют в три раза больше внимания и терпения от родителей. Детишки-левши понимают, что они отличаются от большинства детей, они и хотели бы быть «как все», но у них это плохо получается. У малыша может развиться комплекс неполноценности, боязнь школы, боязнь неудач. Конечно, очень важно выбрать понимающего суть проблемы педагога, у которого хватит терпения и мудрости найти подход к левше. В частности — учитель должен быть знаком с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения о снижении требований к «правильности» почерка леворуких детей — для них считается допустимым вертикальное написание или наклон букв влево, а так же запрет на требование безотрывного письма от левшей. Не стоит отдавать таких детей в классы с повышенной нагрузкой, с углубленным изучением предметов, потому что они могут не справиться с программой. Левашам противопоказаны всякого рода классы и учебные заведения с требованиями жесткой дисциплины и соблюдения уставного порядка: суворовское училище и кадетские корпуса не для них. Для таких детей полезны занятия теми видами спорта, в которых одинаково задействованы обе руки: плавание, лыжи, футбол, баскетбол. На них хорошо влияет лепка, игра на пианино, конный спорт, вязание на спицах, плетение из ниток (макраме).

Ни в коем случае в семье не должно звучать сожаление по поводу особенности вашего ребенка. Не говорите ему, что быть левшой плохо, что ему не повезло и тому подобное. Установка должна быть только на успех: ты можешь, ты сделаешь, ты молодец! В идеале вообще лучше не акцентировать на его леворукости. Если ребенок переживает по этому поводу, то приводите ему в пример великих людей-левшей, которым их особенность не помешала достичь большого успеха в искусстве, политике, военном деле. Его быт надо организовать соответственно его потребностям: свет и настольную лампу надо организовывать справа, наклон тетради или книги — справа налево, по возможности надо приобрести предметы быта для левшей. А 13 августа вашего малыша можно поздравить с «профессиональным» праздником: всемирным днем левши! На зависть правшам, у которых нет своего дня…

Азбука воспитания

Почти четверть населения земного шара — левши. У 10% леворукость обусловлена генетическими факторами, еще около 12% составляют компенсаторные левши (правое полушарие берет на себя ведущую роль поврежденного во время беременности или тяжелых родов левого) и еще 2-3% начинают чаще пользоваться левой рукой из-за серьезной травмы правой руки, полученной в раннем детстве.

Долгое время левшей всячески дискредитировали, но времена меняются, и сегодня среди психологов сформировалось мнение, что левши обладают незаурядным творческим потенциалом. Подтверждает это и мировая историяогромное количество признанных гениев были левшами : Аристотель, Леонардо Да Винчи, Бетховен, Ньютон....

Так стоит ли вообще задумываться о том, чтобы переучивать ребенка-левшу? Во-первых, особых плодов это не принесет, а во-вторых — это колоссальный стресс для всего организма малыша. Сейчас уже доказано, что "подавление" левши может привести к различным непредсказуемым проблемам, зачастую связанным со здоровьем и развитием ребенка. Помимо страха перед неудачами и ощущения своей неполноценности у ребенка может появиться раздражительность, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, истощение нервной системы, в отдельных случаях — , нарушение сна, потеря аппетита и головные боли. У переученных и вы нужденных левшей часто отмечается скованнос ть и неловкос ть движений пальцев и кистей рук. В школе такой ребенок отстает от ровесников в выполнении письменных заданий — пишет медленно, с пропусками букв и слогов, некрасивым почерком с наклоном букв влево. Требования увеличить темп толкают таких детей на снижение качества работы, а отсутствие успехов ведет к тому, что у школьника-левши исчезает желание учиться. О письме он вспоминает с отвращением, утром от мысли о необходимости идти в школу у него ухудшается настроение.

Традиционно наиболее сложным счи тается период адаптации к школе в первом классе — первые недели обучения, поэтому левши особенно нуждаются в помощи и индивидуальном подходе. Леворукость становится проблемой, когда ребенок начинает писать, затачивать карандаш, вырезать.

Но если раньше левшам приходилось адаптироваться в "праворуком" мире, то сегодня современный рынок в полной мере отвечает потребностям этой целевой группы и предлагает целый ряд специальных канцтоваров для левшей.

Особенно трудно леворуким детям дается обучение письму. Наряду с общими сложностями, такими как онемевшие от излишнего напряжения пальцы, опущенные к столу головы, согнутые спины, левши испытывают дополнительные трудности, вызванные их психологическими и физиологическими особенностями. При письме у левшей часто возникает проблема зеркального написания, темп их письма очень медленный, а почерк далек от каллиграфического. И от того, каким пишущим инструментом пользуется ребенок, во многом зависит успех и легкость формирования навыка письма, и, конечно, скорость и качество письма. По мнению экспертов в области медицины и образования, очень важно, чтобы ручка или карандаш, предназначенные для обучения письму, учитывали фактор право- и леворукости, так как манера письма левшей и правшей отличается. Ручка должна соответствовать возрастным особенностям и психофизиологическим характеристикам ребенка.

Пишущие инструменты STABILO LeftRight, разработанные немецкой компанией Schwan-STABILO совместно со специалистами в области эргономики, медицины и образования, имеют две версии: для правшей и для левшей. Их использование помогает привить ребенку правильную технику письма, защитить от стресса, так как для детей, пишущих левой рукой, обучение письму обычной ручкой еще больший стресс, чем для праворуких детей. Они позволяют быстрее адаптироваться к учебному процессу, так как с такими красивыми, необычными письменными принадлежностями учеба для ребенка становится игрой.

Преимущества пишущих инструментов STABILO LeftRigth:

  • созданы специально для обучения письму детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • формируют у ребенка правильный навык держать пишущий инструмент,
  • эффективны при переучивании в случае, если навыки письма выработаны неправильно;
  • помогают выработать четкий читаемый почерк;
  • обеспечивают максимально комфортное письмо длядетской руки, так как предотвращают напряжение и усталость руки во время письма;
  • дизайн разработан в соответствии с требованиями эргономики и учетом гигиенических правил письма, регулирующих положение кисти ребенка и ручки при письме;
  • учитывают разные манеры письма правшей и левшей и имеют специальную версию для левшей (маркировка L на корпусе ручки);
  • соответствуют психофизиологическим и антропометрическим характеристикам и особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Держать ручку или карандаш STABILO LeftRigth легко и удобно. Даже малыши без посторонней помощи смогут взять их правильно, надо всего лишь разместить пальчики в "подсказывающих" правильное положение углублениях для пальцев, которые выделены другим цветом для облегчения запоминания. С течением времени правильный навык закрепляется в памяти ребенка, становится привычкой. Поэтому когда ребенок будет использовать при письме другие пишущие инструменты, он автоматически будет соблюдать правильное положение кисти и пишущего инструмента при письме.

Шариковая ручка STABILO LeftRight обеспечивает легкое и мягкое письмо практически без нажима и более высокую скорость письма благодаря чернилам пониженной вязкости и технологии Hi-Flux. Чернила быстро высыхают и не размазываются, что особо важно при письме левой рукой. Но на ранних этапах овладения письмом и формирования почерка эксперты рекомендуют использовать механический карандаш STABILO LeftRight, так как он более чувствителен к нажатию, чем ручка, и при письме ребенку легче чередовать напряжение и расслабление мышц пишущей руки. С его помощью при медленном письме легче добиться ровной и аккуратной линии. К письму шариковой ручкой лучше переходить, когда первоначальный этап формирования навыка письма завершен.

Коллекция письменных принадлежностей STABILO EASYergonomics expert первоначально разрабатывалась для детей в возрасте от 5 до 18 лет, но ей пользуются и студенты, и взрослые люди, пишущие левой рукой. Начало коллекции положила ручка STABILO `s move easy. Даже сейчас, когда товары для левшей уже стали привычными, эта ручка остается уникальной. STABILO `s move easy — первое изделие, все этапы разработки и производства которого проводились на основе результатов научных исследований в области эргономичного письма. Форма ручки, абсолютно точно повторяющая форму руки ребенка, со специальными углублениями для правильной фиксации пальцев делает письмо левой рукой очень комфортным и удобным. Будучи современной альтернативой классическим перьевым ручкам, которые пишут только при определенном наклоне и нажиме, STABILO `s move easy идеально подходит детям с плохим почерком. Эта ручка вырабатыват у учеников правильную манеру удержания пишущего инструмента. Манера письма левшей такова, что велика вероятность размазать чернила уже написанного текста, и ручки STABILO имеют весомое преимущество — чернила мгновенно высыхают на бумаге и не размазываются.

Сегодня наряду со STABILO `s move easy в коллекцию входят: гелевая ручка STABILO Easy Gel, механический карандаш, ластик и точилка STABILO Easy Ergo. Все это — уникальные товары, созданные в соответствии с последними разработками в области эргономики, в тесном сотрудничестве с самыми уважаемыми научными и медицинскими учреждениями, специализирующимися на ее изучении. Неоспоримые преимущества и достоинства использования их детьми в возрасте 5-18 лет подтверждены специалистами в области эргономики:

  • разработаны с учетом изменения строения руки ребенка, это позволяет подобрать подходящий пишущий инструмент для каждого возраста, что гарантирует правильное расположение кисти при письме и снижает возможность преждевременной усталости мышц руки и плеча;
  • учитывают особенности письма людей, пишущих левой рукой (маркировка на корпусе — L) и правой рукой (маркировка на корпусе — R);
  • прививают навык правильно держать пишущий инструмент и формируют красивый почерк;
  • каучуковая зона обхвата ручки и карандаша имеет особую форму с углублениями для пальцев, которая предотвращает скольжение пальцев и фиксирует их в правильном положении, это позволяет свести к минимуму необходимые усилия для удержания пишущего инструмента и минимизировать статическую нагрузку, которая является основной причиной быстрой усталости руки;
  • обеспечивают максимальный комфорт для ребенка в начале обучения и в дальнейшем, когда темп и объем письма увеличатся.

Помимо этого компания Schwan-STABILO выпускает чернографитные, цветные карандаши и фломастеры STABILO Trio с эргономичной трехгранной формой корпуса. Как известно, рука левши быстро устает при работе с обычными пишущими инструментами, в то время как трехгранная форма карандаша или ручки соответствует естественному захвату руки, уменьшая усилия, необходимые для их удержания. Как следствие, рука при письме и рисовании устает намного меньше, что делает такие пишущие инструменты оптимальными для левшей.

MAPED

Есть предметы, которые сделаны правшами и для правшей, и которыми левшам чрезвычайно тяжело пользоваться, если вообще возможно. Например, ножницы — это огромная проблема. Ножницы для левшей компании MAPED от стандартных отличаются перевернутым в другую сторону лезвием. Благодаря этому они легко режут бумагу при работе именно левой рукой. Это отличает их от обычных ножниц, которые при работе левой рукой лишь сгибают и мнут бумагу и закрывают линию реза.

KUM

Понимая, что, затачивая карандаш обычной точилкой, левше приходится совершать непривычные и неудобные движения — вращать карандаш на себя, компания KUM выпустила специальные точилки для левшей серии Lefty. В отличие от точилок для правшей, лезвие в них перевернуто в другую сторону, а значит, и вращать карандаш нужно от себя, что намного удобнее!

Учла компания и трудности, возникающие у левшей при работе с обычной линейкой. При неудобном для левшей движении руки слева направо, закрывается шкала и размазывается проведенная линия. У линеек KUM Lefty шкала размечена справа налево, что полностью решает эти проблемы.

Обсуждение

Здравствуйте. Я педагог по коррекции почерка. Специальные товары для левшей - это, конечно, отдельный разговор. В том числе и о том, что они являются дополнительным источником финансирования их производителей. Хотя, этот вопрос каждый решает для себя сам и, разумеется, многие люди найдут их весьма полезными и удобными. А значит в этом тоже есть смысл. Однако, хотелось бы заверить родителей леворуких писателей:) , что овладев письмом правильно, ребенок вполне может справиться и при помощи обычной ручки. Та методика, которой я пользуюсь в своей работе, например, одинокого эффективна независимо от того, какой рукой пишет ребенок. При этом мы пользуемся обычными ручками.

Да, насчет трудностей почти ничего. Мой муж тоже левша, а я амбидекстр, наша дочь левша. Писать начали в 4 года, очень тяжело было научить держать ручку. "Зеркалила" страшно. Сейчас в 3 классе. До сих пор пишет "смешно". У букв Т, Г, Б палочку верхнюю пишет с права налево.

Хм... видимо строчку "Как преодолеть трудности при обучении ребенка–левши?" написал человек, который и статью не читал, и левшей сильно издалека видел.

Я сама левша, ждала что и ребенок может быть в меня. Но нет, он выраженный правша. Насколько я помню и знаю, у моих родителей никаких проблем и трудностей с моим "талантом" не возникало. А какие у вас сложности?

Комментировать статью "Если ребенок — левша"

Удивительная история произошла с беременной Аленой Авдеевой в миасском родильном доме. Медики Миасса во время операции кесарева сечения обнаружили у нее вместо многоплодной беременности кисту, что удивило обе стороны. В ходе операции киста врачами была удалена, - рассказывает корреспондент ИА REGNUM. Это печальное событие разрушило надежду несостоявшейся мамы и она обратилась в полицию. Хотела разобраться, действительно ли детей не было или же с ними что-то произошло. Алена наблюдалась в...

Дорогие участники и болельщики! Приём работ на конкурс «Дети читают стихи» окончен, и теперь начинается новый ответственный этап – народное голосование! Все участники голосования получают скидку на заказ в Лабиринт.ру. За 2 месяца с начала конкурса было принято больше 4000 работ от участников со всей страны. Основной массив работ пришелся на ребят в возрасте от 4 до 10 лет (1200 работ участников 4-6 лет и 1500 работ участников 7-10 лет). Восхищение и умиление вызвали и малыши: в конкурсе...

Для полноценного развития детям с самого рождения нужны развивающие игры. Карточки для детей играют важную роль в развитии малыша. Это самый простой способ знакомства ребёнка с предметами, изображенными на карточках, а также с буквами. Посмотреть на Яндекс.Фотках Игры с развивающими карточками для детей от 1,6 лет и старше Если вы уже занимались по развивающим детским карточкам ранее, то, наверняка, Ваш ребенок уже прекрасно знает всех животных, профессии, музыкальные инструменты и прочие...

Ваш ребенок - левша? Родители, которые выявляют леворукость своего малыша, часто начинают паниковать. Что делать? Не стоит переучивать ребенка. Подробности...

Есть дети, которые просто не умеют писать контрольные: самостоятельно понять задание, рассчитать время, не отвлекаться, писать, если никто тебе не кивает: правильно, мол, пишешь.

Обсуждение

А почему на два? Не успевает, грязно, много ошибок? Сам что говорит - волнуется, или мешает кто?
Мне кажется, угробить самооценку ребёнка двойки не совсем в силах. У Вас настрой такой, извините, категорично-воинственный, мне так показалось"я не могу позволить, и не позволю"...Тут надо покопаться. Может, ребёнок боится сильно на контрольной именно вашей реакции на двойку, такого не может быть?

Но вы тетради с контрольными работами смотрели? Какие были задания, что выполнено, что нет, какие ошибки сделаны?

Как правильно воспитывать ребенка-левшу

Как лучше объяснить маленькому человечку – левше, чем и почему он отличается от других детей? Как ответить на вопрос: почему я левша, а другие, нет? Лет двадцать – тридцать назад одноклассники удивлялись, сталкиваясь с леворукостью ребенка, смеялись над ним, часто изгоняли из своего общества, развивая застенчивость и даже забитость.

Эту книгу я получила в подарок на свое пятилетие в далеком 1973 году. Книга издана была тоже в 1973 году, пахла типографской краской, называлась "Волшебный сундучок" и была похожа на него, да и стоила для того времени совсем недешево - 2 рубля 59 копеек. Наши дети, имеющие компьютер, интернет, DVD и прочие радости не могут себе представить, какой шикарный это был подарок. Я любила читать, сначала мне читала ее бабушка, потом я стала читать сама. Я выросла на сказках этой книги. В ней 350...

Девочки, здравствуйте! У меня вопрос: ребенок болеет (2-й день высокая температура - вирусная инфекция, кушает мало, но мы и не заставляем). Проблема в том, что он уже около 5 часов как не писал.

Опрос от пользователя Стюардесса Анфиса Правши и левши Кто вы? Правша Левша Владею обеими руками одинаково Текущие результаты Другие опросы Опросы на сайте www.сайт

Я так понимаю, Вы сталкивались с этой проблемой. Ребенок у меня видимо скрытая левша (ранее, при обследовании по др поводу, невролог сказала, что ребенок левша, хотя сейчас пишет правой рукой).

Обсуждение

У меня сын тоже зеркалил в прошлом году. Причем это проскакивало именно в контрольных диктантах.. Учительница в конце первого триместра раздала тетради для контрольных работ, и я чуть в обморок не упала:)))) Диктант без единой ошибки с зеркальными буквами г:)
В обычных работах 2-5 букв в тетради (всего)... То есть не явный криминал... В основном это касалось заглавных букв З и Е.
Как вылечили... писали по строчке в день проблемные буквы... Хотя, З и Е, в принципе сложновато запомнить:)
Сейчас, иногда проскакивает в тетрадках по математике, они пишут на полях 10.09 (число, месяц, мой иногда, наоборот 09.10:))) Я в эти моменты говорю, покажи, где начало, а где конец тетради (горизонтально)... Там, где начало и будет число, а потом месяц.
С правильным написанием цифр проблем нет..

Проблема есть с "оканьем" - как прочитал, так и сказал "кО-рО-ва". Но и это почти что вылечили с учительнцей... учились слушать, как произносят гласные звуки в классе.

К нейропсихологу. Такое у левшей бывает от того, что развитие нервных связей в голове происходит в иной последовательности, чем у правшей. Возможно и у правшей это как-то объясняется.
Нейропсихолог тестирует по картинкам, а потом рекомендует гимнастику на развитие рук, ног, глаз, синхронизацию движений разных частей тела. Очень полезная гимнастика! Не пожалеете.