Сколько лет дети начинают сидеть. В каком возрасте ребёнок начинает сидеть. Есть ли разница между девочками и мальчиками

Новорожденный младенец может только лежать, плакать, сосать грудь и пачкать пеленки. Всему, что умеет делать взрослый человек, ему предстоит научиться. Он даже сидеть начинает далеко не сразу. Когда же это случится и почему?

Любое физическое действие требует развития соответствующих мышц. Чтобы малыш научился переворачиваться и вставать, сидеть и ходить, у него должна окрепнуть мускулатура. От чего зависит срок, в который он сможет садиться сам?


В каком возрасте ребенок начинает садиться самостоятельно?

Для самостоятельного сидения существуют средние нормы. Малыш первый раз присаживается около полугода, хватаясь за пальцы взрослого. Одни начинают делать это раньше, другие позже. Порой родителям хочется помочь крохе, научить его сидеть, ускорить развитие.

Сидячее положение дает ряд преимуществ: позволяет активнее двигать руками, увеличивает обзор. Однако сидеть ребенок начинает тогда, когда к этому готов его организм. Мышечный аппарат должен укрепиться, чтобы выдерживать продолжительное сидение.

Когда начинают сидеть мальчики?

Считается, что мальчики начинают сидеть немного раньше девочек. Однако большинство педиатров уверено, что различий по полу в подготовке к сидению нет, все зависит от физического развития младенца. Мальчики более подвижны, поэтому в среднем у них быстрее развивается мышечный корсет, что приводит к возможности сесть самостоятельно.

Конечно, это не значит, что все мальчики садятся в 6–6,5 месяцев, а девочки делают это позже. Те детки, с которыми занимаются зарядкой, которые не страдают избыточным весом, имеют шанс начать первыми. Слишком толстенькие и флегматичные будут от них отставать. Однако если малыш научится сидеть к 9 месяцам, это будет укладываться в норму.

Когда начинают сидеть девочки?

Вне зависимости от пола норма освоения навыка сидения находится в пределах от 6 до 9 месяцев. Есть педиатры, которые отдают пальму первенства девочкам. Они считают, что девочки, как более активные, приучаются сидеть раньше мальчиков. Характер ребенка играет в этом не последнюю роль.


Малышу любого возраста надо тренироваться, чтобы сесть самому. Помогать ему, подтягивая на пальцах, можно и нужно. Другое дело – сажать. Долгое время бытовало мнение, что раннее сидение особенно опасно для девочек. Объяснялось это тем, что преждевременная посадка приводит к загибу матки и деформации таза, которые впоследствии помешают зачать и родить ребенка. Современная педиатрия этих взглядов не разделяет, но подстраховаться никогда не помешает. Девочка начнет садиться, когда будет к этому готова.

Можно ли присаживать ребенка?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Усадить ребенка в подушки или разместить его в сидячем положении в коляске – значит развлечь его, дать возможность увидеть много нового. Начиная сажать малыша, родители руководствуются желанием ускорить его развитие, увлечь чем-то необычным. Стоит ли это делать?

Укрепить мышечный корсет, помочь ребенку стать самостоятельнее – желание естественное. Однако искусственное ускорение процесса может принести крохе большой вред. Слабая мускулатура не удержит тельце в сидячем положении, вся нагрузка придется на скелет.

Если младенец не в состоянии удержать равновесие, заваливается набок, не стоит его торопить. Когда позвоночник вынужден принять вес на себя, спинка кривится, что может привести к проблемам с осанкой в школе.

Помочь младенцу скорее освоить новое положение можно, делая с ним зарядку, укрепляя мышцы массажем. Делать это можно и нужно, однако торопить события не следует.

Этапы освоения ребенком навыка сидения

Прежде чем начать садиться, ребенку требуется последовательно освоить следующие навыки:

  • Держать головку. В 3–4 месяца голова перестает падать, при этом укрепляются мышцы плечевого пояса.
  • Опираться на руки, лежа на животе (4-й месяц). Это поможет потом сесть самостоятельно.
  • Переворачиваться, даже ползать на животе (5-й месяц). В это время ребенок может удержаться несколько секунд в сидячем положении, если его посадить.
  • Сидеть более уверенно, упираясь руками, пытаться сесть самому, ползать на животе, иногда вставать на четвереньки, но неустойчиво (6-й месяц).
  • Хорошо перекатываться, ползать, успешно сидеть. Некоторые даже могут сесть сами (7-й месяц).

В 8 месяцев большая часть грудничков уже уверенно садится и умеет принимать сидячее положение из разных позиций. Правильно сидящий малыш не округляет спинку. Он слегка выпрямляет шею и грудной отдел позвоночника, наклоняется вперед, сгибая поясницу, разводит ножки. При сидении он опирается на внешние поверхности ног.

Стоит ли тревожиться и что делать, если ребенок не хочет сидеть?

Если в 8 месяцев ребенок не сидит, рано бить тревогу. Нормы физического развития допускают освоение этого навыка до 9 месяцев. Если же малыш и дальше не способен самостоятельно сесть, стоит обратить на это внимание.

Причина отставания может быть совершенно безобидной: мешает небольшой излишек веса, ребенок флегматичен, ленится. Однако для такого поведения могут быть и другие причины. Установить точно, почему крохе не хочется сидеть, поможет квалифицированный врач.

Задержка физического развития вызывается:


Проконсультировавшись с врачом, родители смогут исключить или подтвердить объективные причины задержки освоения навыка. Чтобы малыш скорее сел, надо ему помочь.

Как можно помочь ребенку научиться сидеть?

Лучшая помощь крохе – занятия с ним, направленные на укрепление мышц. Легкий массаж и гимнастика помогут сформировать мышечный корсет. Когда ребенок начинает сидеть, мускулатура принимает на себя основную нагрузку. На видео показано, как правильно заниматься с ребенком. Каждый день рекомендуется делать простые упражнения:


Важно помнить, сколько раз делать гимнастические упражнения. Каждое движение повторяют не более 6 раз, длительность не должна превышать 2 минуты.

Зарядка направлена на укрепление мышц спины и тренировку чувства равновесия. Постепенно малыш будет сидеть все увереннее.

Полезен грудничку и массаж. Если начать делать его в раннем возрасте, мышцы будут хорошо развиваться и крепнуть. Массаж поможет малышу вовремя осваивать положенные навыки. Если же к 8 месяцам он не начал садиться сам, без хорошего массажиста не обойтись. Пусть процедуру проводит профессионал, поскольку она воздействует на весь организм крохи. Правильная разработка мускулатуры, воздействие на нервные окончания и сосуды благотворно влияет на их тонус, стимулирует развитие.

Если малыш не начал сидеть ни в 8, ни в 9 месяцев, отчаиваться не надо. Конечно, стоит показать его врачу, пройти обследование. Однако, скорее всего, через некоторое время все войдет в норму, надо только не опускать рук и заниматься с ребенком.

Что нельзя делать?

Норма указывает, на каком месяце в среднем дети начинают выполнять то или иное действие. Однако каждый ребенок индивидуален. В зависимости от наследственности, состояния здоровья, веса, характера все начинают сидеть и ходить в разное время.

Торопить эти процессы не стоит - младенец не пробует освоить новое действие, потому что еще не готов, недостаточно развит физически. Насильственное усаживание, особенно против желания крохи, не только не поможет, но и способно вызвать стресс. Категорически не рекомендуется:


Введение первого прикорма мамочки часто сочетают с началом использования стульчика для кормления. Делать этого не стоит, так как малыш еще слишком мал. Кормить его с ложечки лучше в положении полулежа.

Приобретая автокресло, надо выбирать модель, подходящую крохе по возрасту. Самые маленькие должны ездить лежа. Кресло быстро станет мало, но экономить на здоровье ребенка опасно.

Не надо спешить приучать деток к горшку. До года результата все равно не будет. Пусть организм крохи развивается естественно, в удобном ему темпе.

Каждый родитель, ждет того заветного дня, когда их ребенок сможет сидеть самостоятельно. Это событие важно не только для ребенка, но и для его родителей. Каждая мама должна понимать, когда наступает тот момент и ребенок может сидеть без помощи взрослого. В данной статье мы расскажем вам о том, когда ребенок начинает сидеть.

Когда ребенок начинает садиться самостоятельно?

Происходит это тогда, когда организм ребенка будет достаточно сформирован. А именно в психологическом и физическом плане. Неготовность малыша, сидеть самостоятельно каждый родитель может определить в процессе наблюдения за его движениями.

  • Позвоночник и шея ребенка согнуты, голова наклоняется вперед;
  • дугообразная поясница;
  • руки ребенка ищут опору;
  • из-за того, что тазобедренные суставы наклонены, ноги ребенка разводятся в стороны.

Когда ребёнок пытается принять другую позу, то сразу быстро устает это свидетельствует о том, что организм ребенка физиологически еще не готов к таким нагрузкам.

Обычно, это происходит ближе к шести месяцам ребенка. Средние показатели следующие:

  • В шесть месяцев ребенок сидит неуверенно.
  • Ближе к 7 месяцам, малыши сидят уже с ровной спиной, без поддержки родителя.
  • И лишь в 8 месяцев, дети способны садиться самостоятельно. Им не составит и труда лечь из положения сидя и снова подняться.

Но бывает и такое, что дети садятся, гораздо раньше. Первые попытки он может делать уже в 4-5 месяцев.

Кто садится вперед, мальчик или девочка?

Существует мнение о том, что девочки садятся гораздо позже мальчиков. Так как имеется риск неправильного развития малого таза, что может привести к бесплодию. Но если подумать, то и для мальчика не мало важно, чтоб его организм был физически готов, дабы не повредить позвоночник.

Если ребенка начать сажать раньше положенного срока, это может привести к искривлению позвоночника. Последствия же могут быть гораздо сложнее. Повреждение внутренних органов, которые приведут к отклонению в развитии малыша.

Родителем нужно набраться терпения и просто дождаться, когда малыш сядет сам.

Желание 3-5 месячных детей сидеть.

Уже в возрасте 3-5 месяцев детки пытаются приподнять свое тело. У некоторых получается принять вертикальное положение сидя на коленях взрослого либо в кроватке. Когда малышу исполняется 5 месяцев, он способен держась за а опору приподниматься вверх.


Родители часто путают хватательный рефлекс малыша с попыткой сесть. И преждевременно пытаются помочь ребенку и усадить его. Чего делать не нужно, ведь тем самым можно навредить малышу.

Ребенок 6,7 или 8 месяцев не сидит сам или плохо сидит

Существует случаи, когда в 6-8 месяцев ребенок еще не сидит самостоятельно, но уже умеет ползать. В таких ситуациях врачи ставят диагноз – задержка моторного развития. Зачастую дети с таким диагнозом психически отстают от норм развития данного возраста.

Существует несколько причин отставания в развитии:

  • Задержка внутриутробного развития ребенка;
  • Внутриутробное инфицирование ребенка через материнский организм;
  • мало- или многоводие;
  • кислородное голодание плода, внутричерепное давление;
  • преждевременные роды;
  • Стремительные роды и кесарево сечение;
  • Лекарственные препараты во время беременности.

Когда помимо неумения сидеть, у малыша наблюдается:

  • недобор в весе;
  • тревожное и беспокойное поведение;
  • медленное закрытие родничка;
  • не развита мелкая моторику, ребенок не может зафиксировать предмет в руке.

Данные факторы, сигнал тревоги. Чтоб избежать дальнейших отклонений в развитии ребенка, родителям нужно обратится к врачу. Для дальнейшего лечения малыша на ранней стадии его развития.

Конечно не нужно забывать и о том, что каждый младенец развивается по своему. Возможно, организм ребенка просто еще не окреп для того, чтоб ребенок мог самостоятельно сидеть. Зачастую ребенок просто не хочет сидеть, ему лень и об этом тоже нужно знать. Иногда ребенок начинает ходить и стоять, а уже после сидеть.

Учим малыша самостоятельно сидеть. Первые упражнения.

Каждый родитель должен знать как научить ребенка сидеть.

Главным фактором вступают условия для того, чтоб ребенок мог ползать. . Это упражнение помогает мышцам окрепнуть и улучшает координацию движения. Чем раньше малыш начинает ползать, тем раньше он научится сидеть. Для таких упражнений можно использовать манеж. Где ребенок сможет не только активно двигаться, но и пытаться встать, подтягивая себя за поручни.


Важно помнить, о пользе общего массажа тела и занятия плаванием. По утрам выполнять зарядку с малышом. Комплекс упражнений, включает в себя не сложные действия:

  • Ребенок лежит на спине. Мама взяв ребенка за палочки плавно тянет ножки к носику малыша. Колени при этом не снижая. Во время гимнастики важно общаться с ребенок: « Ножками раз и два», упражнение повторяется шесть раз.
  • Исходное положение не меняем. Ребенок держась за ваши указательным пальцем самостоятельно притягивает корпус до положения полусидя. И так десять повторений.

Применить упражнения с гимнастическим мячом:

  • Кладем ребенка на живот и придерживаем его рукой, мяч не сильно покачиваем. Желательно постелить на мяч теплую ребенку. Для того чтоб во время занятия малышу было комфортно. Упражнение направлено на укрепление мышц ребенка и развитие вестибулярного аппарата.

Желаем всем успеха. До встречи в следующей статье.

Примерно с пятимесячного возраста, ребенок переходит в новую, жизненно важную стадию, период повышенной активности и любознательности. Он уже не только уверенно держит голову, но и хватает игрушки, лежит на животе и учится переворачиваться. За его развитием с особым трепетом наблюдают родители, и одним из первых встает вопрос, когда ребенок начинает сидеть? Самостоятельные попытки малыша сесть, приводят любящих мамочек в восторг, но стоит ли торопить время, и в каком возрасте, малышу действительно пора и, когда нужно бить тревогу?

Несмотря на то что существуют усредненные показатели развития маленького человечка, сроки, когда малыш начинает сидеть сам довольно-таки размыты. Опытный специалист никогда не даст точной даты, объяснив, что у каждого ребенка свой период, зависящий от индивидуальных физиологических и психологических особенностей.

Вот лишь приблизительные параметры, на которые можно ориентироваться:

  • С полугодовалого возраста ребенок может сидеть с поддержкой;
  • Через месяц он находится в сидячем положении, но уже без поддержки;
  • Приблизительно в 7 с половиной – 8 месяцев, он уже садится самостоятельно.

Опять же, это лишь усредненные показатели, которые не являются обязательными. Некоторые физически сильные малыши, что может быть генетическим фактором, могут сесть и месяцев в пять. Другие, наоборот, не считают нужным утруждать себя и садятся гораздо позже указанного срока.

Правильное положение

Если ребенок начинает сидеть самостоятельно, то родителям нужно внимательно понаблюдать в какой позе он это делает и, в каком положении находятся все части тела.

Поясничный отдел, он должен быть согнутым, а вот верхний позвоночный отдел – разогнутым. Голову малыш должен слегка наклонять вперед, Суставы таза и бедер наклонены вперед, при развернутых ножках, которые служат дополнительной опорой. Дополнительно, он должен упираться впереди ручками.

При других положениях туловища, дети быстро устают. Это служит сигналом, что его организм еще не готов к данному процессу.

Мифы, страшилки и реалии

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть – первый вопрос, второй звучит примерно так, существует ли разница между полами и, правда ли, что мальчики осваивают этот навык быстрее девочек? Родители маленьких принцесс утверждают обратное и говорят, что девочка развивается в этом плане гораздо активнее противоположного пола.

Это миф. Все зависит от физического развития. Ребенок не будет садиться, если у него, неокрепший позвоночник и другие не менее важные суставы и кости.

С давних времен наши бабушки утверждали, если рано начать высаживать девочку, то это скажется в последующем, как патология развития и формирования органов малого таза. Однако врачи опровергли связь между ранним высаживанием и деформацией женской половой системы. Для этого нет ни фактов, ни медицинских показаний.

Меры предосторожности

Однако пытаться посадить ребенка, когда он н готов к этому не стоит. Но не стоит и препятствовать, если девочка решила сделать это пораньше. Так, со скольки месяцев нужно начинать тренировки и как определить, что это время подошло, а также, что нельзя делать?

Когда ребенок начнет сидеть, это означает, что его спинные мышцы окрепли. Их тренировка начинается с умения лежать на животике, переворачиваться туда и обратно. Примерно с 5-месячного возраста, можно заметить попытки малыша подтянуть голову к груди. Неопытные родители думают, что он хочет сесть и стараются помочь ему в этом. Так делать нельзя. Также существует ряд запретов, часто практикуемых не только молодыми родителями, но и тетушками, бабушками.

  1. Нужно заняться домашними делами, а малютка вроде делает попытки, чтобы сесть. На этом этапе более старшее поколение советует обкладывать малыша подушками, валиками. Но ведь в силу своей занятости и накопившихся дел можно упустить допустимое время.

Конечно, и маме, и ее чаду так удобнее. Мама свободна, а для ребенка открываются новые визуальные границы. Малыш получает в этот момент колоссальную нагрузку на позвоночный столб и на неокрепшие мышцы.

  1. Нежелательно переносить детей в специальных приспособлениях типа «кенгуру» детей, не достигших 6 месяцев. Для таких случаев существуют свои конструкции.
  2. Опять же, до полугодовалого возраста не рекомендуется сажать детей к себе на коленки.
  3. Нельзя использовать коляску для прогулок, если невозможно опустить спинку до угла в 45 градусов.
  4. Для многих процесс высаживания ассоциируется с упражнениями. Да, они напрямую влияют, но любое неосторожное движения и несоблюдение времени и темпа занятий можно нанести непоправимый вред здоровью.

Негативные последствия раннего высаживания выражаются в искривление позвоночника, которое может стать заметным только в начальной школе или подростковом возрасте.

Когда нужно беспокоиться

Детки учатся подтягиваться, ползать, переворачиваться, ходить, вставать и стоять, сидеть. Все эти действия относятся к крупной моторике и тесно взаимосвязаны с умением держать равновесие. Элементы крупной моторики развиваются методично. Но, существует ряд отклонений, которые свидетельствуют о необходимости визита к врачу:

  • Полноценному физическому развитию сопутствует умение уверенно держать голову, с положения лежа опираться на руки и попытаться приподняться. Дети, родившиеся ранее намеченного срока, могут выполнять эти действия чуть позже;
  • Если в 10 месяцев ребенок не может сидеть, а любые попытки посадить его вызывают негодование и капризы.

Эти симптомы могут свидетельствовать об отклонениях работы центральной нервной системы и слаборазвитых мышц.

Помогите малышу

В каком возрасте ребенок начинает сидеть? Некоторые малыши легко садятся и в шесть меясцев, другие это делают в 9 месяцев. Оба случая считаются нормой. Что могут сделать любящие родители? Помочь укрепить и развить мышцы при помощи упражнений, гимнастики, массажа и водных процедур.


Освоение крупной моторики – естественный процесс, ускорять который не рекомендуется. Следует придерживаться ряда правил и регулярно заниматься с малышом.

Беспомощный и совершенно крошечный новорожденный малыш очень быстро развивается и растет. Он активно овладевает различными навыками, и мы иногда даже не замечаем этого: кроха учится узнавать голоса и лица, затем начинает различать цвета, узнает, что мир гораздо больше того, как он себе его представлял, и что в нем есть не только мама.

Одним из значимых и серьезных навыков младенца является способность садиться и умение самостоятельно сидеть. Такая перспектива открывает перед малышом огромные возможности, о которых он узнает, только овладев этим навыком. Но для мамы с папой умение сидеть отождествляется с нормальным своевременным развитием их чада, о чем переживают почти все родители. Вот почему многие задаются вопросом, во сколько ребенок должен сидеть и во сколько месяцев можно сажать ребенка.

Во сколько месяцев можно сажать ребенка?

Как бы нам ни хотелось, чтобы малыш уже мог играть, сидя, но торопить события ни в коем случае не стоит.

Во-первых, всему свое время. Маленький организм развивается и совершенствуется постепенно, и в этом процессе все должно происходить естественно, в гармонии и согласовании между системами и органами.

Во-вторых, пытаясь посадить ребенка раньше, чем он будет к этому готов, можно сильно навредить детскому здоровью. Главным образом, нарушить формирование позвоночника (спровоцировав его искривление и патологическое смещение позвонков) и мышечно-костных тканей, шеи, таза и опорно-двигательного аппарата в целом. Во-вторых, что касается девочек, то раннее высаживание может стать причиной формирования загиба матки, и в будущем у малышки могут возникнуть проблемы со здоровьем, самочувствием, зачатием, вынашиванием и рождением детей. Впрочем, данное предположение недавно было опровергнуто: современные врачи полагают, что вертикализация новорожденной девочки никак не влияет на развитие ее внутренних половых органов.

Более того, даже если малыш пробует сесть самостоятельно, то нужно доверить ему эту важную и занимательную задачу. Самостоятельное овладение данным навыком во всех смыслах пойдет ребенку только на пользу и ускорит его общее развитие. Все, что требуется от родителей, это создание безопасных условий в окружающем пространстве и личное присутствие возле «ученика», если он находится за пределами кроватки или манежа.

Настоятельно не рекомендуется в целях безопасности усаживать ребенка между подушками, пытаясь смягчить «боковые заносы». Напротив: будет полезно класть малыша в неудобную для него позу (конечно же, не оставляя его при этом самого), стимулируя его подниматься и менять положение. Чаще играйте с ребенком за границами кроватки и манежа, дурачьтесь на полу или большой кровати, чтобы он непроизвольно мог переворачиваться в разные стороны. И тогда ребенок сядет в свое время.

Другое дело, если малыш явно задерживается в развитии. В таком случае его нужно показать специалисту.

Когда же следует начать действовать?

Во сколько месяцев ребенок садится самостоятельно?

Очень многие детки начинают предпринимать попытки сесть в довольно раннем возрасте - начиная с 3-4 месяцев. Такие пробы ни в коем случае нельзя поддерживать. Более того, необходимо постараться ненавязчиво пресечь попытки малыша сесть. Впрочем, врачи полагают, что в действительности ребенок в таком раннем возрасте просто выгибает спинку и потягивается, что родители расценивают неправильно.

Все же чаще, и это является физиологической нормой, ребенок пробует садиться приблизительно с 6 месяцев. Безусловно, здесь не может быть четких временных рамок: малыш начнет садиться тогда, когда его мышцы и кости достаточно окрепнут и будут готовы к столь серьезному испытанию. Это время наступает как раз приблизительно в полгода или немного позже - после того, как новорожденный хорошо научиться переворачиваться набок и со спины на живот, вставать на четвереньки. Примечательно, что более крупные пупсы садятся немного позже крохотных. Кроме того, мальчиков можно присаживать немного раньше, чем девочек, считают некоторые педиатры, но побуждать к самостоятельному сидению все равно не стоит.

Следует учесть, что вначале ребенок учится лишь садиться с положения, лежа. Если 7-8-месячный малыш стоит на ножках, держась, к примеру, за поручни кроватки, но сесть с такого положения не может, то это не является нарушением или отставанием в развитии. Такому навыку карапузы обучаются гораздо позже - месяцев около 10 и дальше, и помогать им в этом тоже не рекомендуется.

Период обучения самостоятельному высаживанию может начаться и в 8-9 месяцев, поэтому не следует волноваться, если полугодовалый младенец не предпринимает никаких попыток сесть самостоятельно. Но если у родителей есть основания полагать, что 7-8-месячный кроха слаб, его мышечная ткань слабо развита, а он сам к 8-месячному возрасту и не пытается садиться, то тогда нужно обратиться за квалифицированной консультацией.

Помочь ребеночку сесть способны различные гимнастические и физические упражнения. Приблизительно с 2 месяцев, когда малыш научится хвататься ручками за Ваши большие или указательные пальцы, можно слегка пробовать приподнимать его вверх до полусидячего положения (сначала совсем немножко, затем чуть больше). Сыграют свою положительную роль в этом направлении и профилактические курсы массажа для новорожденных.

Если же ребеночек вполне здоров, крепок, бодр и весел, педиатр и родители считают, что он нормально развивается, то нужно дать ему право и время сесть, когда для этого наступит тот самый момент. Нормально развивающийся младенец в норме может сесть самостоятельно и в 5 месяцев, и в 9.

Но если у мамы возникает необходимость на мгновение присадить ребеночка, то это, считают современные врачи, вполне можно начинать делать с 4,5-5 месяцев, предварительно показав кроху ортопеду. Однако усаживать новорожденного на колени или стульчик раньше полугода все же не нужно.

Специально для - Лариса Незабудкина

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

Записала Юлия Зиберт