Советы для родителей. Как дошкольнику подружиться с математикой. Занятие на тему " знакомство с часами"

ЗНАКОМСТВО С ЧАСАМИ

На обычной бумажной папке нарисуйте часы, по краю циферблата над цифрами наклейте кусочки ленты-липучки, на другой части папки наклейте еще 12 кусочков ленты-липучки и разместите на них цифры, обозначающие минуты - 5, 10, 15 и т.д. Ребенку нужно будет самому расположить их на циферблате.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Знакомство ребенка с часами.

Описание: консультация может быть полезна для педагогов детей старшего дошкольного возраста, родителям. Это практические советы о том, как познакомить ребенка с часами и как развивать у него чувство времени.

Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с 1 класса.

Психологические исследования доказали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления.

Много трудностей приходится преодолевать детям, у которых не развиты временные различения. В школе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, управлять своими действиями во времени. Первоклассники должны научиться: не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовления уроков дома, все успевать. А для этого необходимо уметь определять время по часам. Но ориентация во времени – процесс достаточно трудный для понимания, поэтому овладение им происходит в течение длительного периода. Поэтому уже в дошкольном возрасте, необходимо развивать у ребенка чувство времени и знакомить с часами в общих чертах.

Итак, с чего начать?
- Рассмотрите с ребенком часы, которые есть у вас дома и закрепите их названия (настенные, наручные, настольные и т. д.). Сравните их между собой (чем отличаются, что общего). Для большей наглядности целесообразно использовать картинки и фото с интернета.

Устройте вечер загадок про часы и время, например:

Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять… (часы)

Прочитайте и выучите с ребенком понравившиеся стихотворения о часах, авторы: Е. Горбовская, Т. Ефимова, О. Димакова, Н. Чупрова, И. Шимко, Н. Астахова, Г. Терешкова, Н. Уманская, Ю. Мориц, В. Орлов «Часы». С. Баруздин «О человеке и его часах», «Тик и так», например, стихотворение Н. Уманской:

А у нас, по всей квартире,
Громко часики ходили!
А потом вдруг тихо встали...
Видно - ноженьки устали!

Рассмотрите с ребенком книги про часы.

Познакомьте ребенка с понятием «циферблат», расскажите, что обозначают стрелки, познакомьте с разными понятиями (секунда, минута, час, полчаса, четверть часа, сутки).

Предложите ребенку выложить из палочек числа от 1 до 12.

Сделайте с ребенком самодельные часы.

Предложите ребенку нарисовать разные виды часов.

Предложите ребенку сконструировать часики из бумаги.

Научите ребенка узнавать, сколько времени (с точностью до часа, до получаса, до четверти часа) с помощью дидактических игр: «Что показывают часы?», «Какие часы правильные?», «Часы и минуты»; «Каждой цифре свое место».

Закрепите полученные знания ребенка с помощью игр «Учим часики» и «Мои первые часы».

Научите ребенка выполнять задания за определенный промежуток времени, используя при этом песочные часы (1 минута, 2 минуты, 3 минуты, 5 минут). Например:
- Надо одеться (раздеться) за 1 минуту.

Надо заправить кровать за 2 минуты.
- Надо почистить зубы за 3 минуты.
- Надо собрать разрезные картинки за 5 минут.

Научите ребенка контролировать время по песочным часам; определять время без песочных часов (учите планировать объем работы на минутный, двухминутный, трехминутный интервалы времени).
Например, Вы предлагаете ребенку:
- Нарисуй палочки высотой «одна клетка» с интервалом в одну клетку. Как только ты почувствуешь, что минута заканчивается, закончи задание (переворачиваете одноминутные песочные часы так, чтобы ребенок их не видел).

Благодаря проведенным методам и приемам Ваш ребенок научится:
- понимать и принимать задания взрослого;
- определять время по часам (с точность до часа, до получаса, до четверти часа);
- принимать решение и использовать имеющиеся знания при выполнении заданий;
- следить за течением времени в процессе деятельности;
- распределять свою деятельность во времени;
- ускорять и замедлять темп своей деятельности;
- рационально использовать время;
- выполнять и прекращать работу в срок.

Результат:
- у Вашего ребенка уточняются и конкретизируются представления о необратимости, ценности времени;
- Ваш ребенок получит положительные эмоции и удовлетворение от результатов своих достижений.

Окружающие ребёнка предметы и деятельность взрослых могут значительно расширить математические представления. Необходимо только заинтересовать малыша тем, что находится вокруг, и помочь ему увидеть необычное в обыденном, направить внимание на осмысление процесса и результатов действий: измерения, увеличения или уменьшения подсчётов, установления соответствия, определения времени, нахождения маршрута движения и многого другого.

Нужно расширить границы самостоятельности ребёнка, предоставить ему возможность с помощью практических действий подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании протяжённости, численности, тяжести, равенства, изучить свойства предметов, поэкспериментировать.

Внимание родителей должно быть направлено на то, чтобы ребёнок научился преодолевать трудности, не боялся ошибок, стремился рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач. Нередко в семье взрослые не позволяют ребёнку изучать свойства предметов, так как боятся, что он замочит рукава рубашки, испачкает стены или стол, насорит, разобьёт что-то, порежется и т.д. Все опасения обоснованы, однако они не должны стать препятствием для детского экспериментирования.

Иногда вопросы, которые возникают у дошкольника, требуют наблюдения в специально созданных ситуациях. Такое наблюдение помогает изучению свойств предметов, позволяет увидеть изменения, происходящее с ними под нашим воздействием.

Например , с прогулки принесли ослепительно белый снег, самый чистый, какой нашли во дворе. Он лежит на блюдечке и постепенно сереет, темнеет. Через некоторое время превращается в воду, а в ней плавают чёрные крупинки и частички. Вода не такая прозрачная, как предполагалось.

Или другой опыт со снегом. На одно блюдечко положили рыхлый снег, на другое крепкий снежок, на третье — кусок льда. Кладём на стол секундомер и наблюдаем за происходящим, затем объясняем увиденное. Отвечаем на вопрос: почему лёд сохранялся дольше и растаял позднее, чем снег?

В подобных ситуациях взрослый направляет поиск, подводит с помощью вопросов, рассуждений к выделению свойств, вычленению наиболее значимых из них в данной ситуации. Например, плотность снежной массы, отсутствие свободного пространства между её частицами, куда может проникать тёплый воздух комнаты.

Ещё один пример постановки опытов. «Не тяни время», — часто повторяет мама ребёнку. Наконец у маленького философа появляется вопрос: как это — тянуть время? Его можно взять руками и растянуть, как резиновый шарик? Такое явление как субъективность восприятия времени может быть проверено опытным путём.

Опыт 1. Ребёнку предлагается сесть удобно на стульчик и закрыть глаза. Мама включает секундомер. Когда, по мнению ребёнка, пройдёт минута, он должен поднять руку. С помощью секундомера отмечается, сколько времени прошло на самом деле. Мама и ребёнок могут поменяться ролями. По завершении опыта они обмениваются впечатлениями.

Опыт 2. Ребёнку предлагают рассмотреть парные картинки и найти в них отличия. По истечении минуты мама просит ребёнка закончить работу, но не сообщает, сколько времени прошло. Ребёнок высказывает предположение о том, сколько времени прошло, пока он рассматривал картинки.

Необходимо подвести дошкольника к пониманию того, что при занятии интересным делом человек как бы не замечает времени, а при выполнении неинтересной, скучной работы или её отсутствии ему кажется, что время тянется медленно. Делать что-то медленно, тратить попусту время — это и означает «тянуть время».

Можно провести подобные опыты, используя другие задания, выбрав иную продолжительность времени, привлечь к участию в опытах других членов семьи.

Места проведения опытов могут быть самыми традиционными. Например, очень подходит для этого кухня: здесь ребёнка ожидает много интересного (если у мамы есть время и у неё хорошее настроение). Малышу рядом с самым близким человеком очень нравится постигать новое. Разрезали сыр. Какой формы получились кусочки? Треугольные, квадратные, прямоугольные? Можно сравнить квадратные и прямоугольные кусочки сыра и определить, чем они различаются, а чем похожи. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, можно подвести его к догадке. (Скажи, сколько сторон у четырёхугольного и у прямоугольного кусочка; одинаковой ли длины стороны? Сколько углов у каждого из этих кусочков?)

Большой интерес вызывает у ребёнка процесс приготовления печенья. При помощи специальных приспособлений тесту можно придать самую разную форму (для этого пригодится и нож, правда, потребуется больше времени, старания и осторожности). С помощью стаканов (большого и маленького) из теста можно сделать кружочки. Когда печенье будет готово, предложите ребёнку сначала сосчитать, сколько штук печенья получилось всего, а затем определить, сколько выпечено штук печенья каждой формы, чем различается печенье круглой формы (размером). Усложните задание. Попросите ребёнка условно разделить печенье между членами семьи, определить, сколько всего понадобится печенья, если каждый получит по две или по три штуки, если каждый получит по половинке печенья.

Дошкольники любят делать покупки вместе с родителями. В магазине или на рынке можно показать ребёнку много интересного. Электронные весы, на которых взвешиваются продукты в магазине, сравнить с весами, которыми пользуются на рынке, и бытовыми весами. Обратить внимание на то, что иногда на рынке количество ягод определяют с помощью стакана. Яйца в магазине упаковывают в коробочки по одному десятку, т.е. по десять штук. На ценнике указывается их стоимость именно за один десяток. Сок в пакетах и бутылках может быть разного объёма: по двести или по пятьсот миллилитров, по одному, по полтора или по два литра. Любимое детьми мороженое тоже может быть упаковано по-разному. В каждой упаковке — разное количество граммов. Коробки с шоколадными конфетами тоже различаются по весу — он указан на коробке. Её величина при этом может не зависеть от веса: иногда в большой коробке лежит совсем мало конфет, так как каждая конфета лежит в своём гнёздышке, далеко одна от другой.

В домашнем образовании рекомендуется использовать разные по содержанию задания на сообразительность, требующие применения различных методов при их выполнении. Например, задания на нахождение персонажа или объекта решаются методом исключения. На картинке изображено три котёнка: один котёнок полосатый с бантом, второй котёнок полосатый с белым хвостом, а третий котёнок чёрный. Задание: три котёнка играли с клубком. Скажи, кто запутал нитки. Это был не чёрный котёнок, а полосатый; у него не было бантика, зато у него белый хвостик. При выполнении задания рассуждения строятся так: из условия известно, что это бы не чёрный котёнок. Значит, остаются два полосатых. Чем они отличаются друг от друга? Один котёнок с бантом, другой с белым хвостом. Нам надо выбрать одного из них. В условии сказано, что котёнок полосатый, но без банта. Следовательно, остаётся только один возможный вариант ответа: нитки запутал полосатый котёнок с белым хвостом.

А вот задание на определение числа, где используется различное основание счёта. В магазин пришли три лыжника и купили для себя лыжные палки. Сколько палок было продано? Необходимо наглядно продемонстрировать ребёнку эту задачу, нарисовав сначала две палки, обвести их кружком и под ними условно изобразить лыжника. Сделать такой же рисунок для второго лыжника, а затем для третьего. Подсчитать общее количество палок и сделать вывод: всего было продано шесть палок.

Познавательное общение дошкольника со взрослым и сверстником имеет огромное значение для всего последующего детского развития. Ребёнок уточняет представления об окружающем, сталкивается с новыми свойствами и признаками предметов, познаёт взаимосвязь явлений. Он проявляет завидное упорство, ему всё интересно, но не всё доступно. Многое находится за пределами его непосредственного восприятия. Благодаря содержанию, насыщенному интересной и полезной для ребёнка информацией, познавательное общение расширяет кругозор ребёнка, помогает построить в сознании целостную картину мира.

Примеры задач на сообразительность и задач-шуток:

  1. Папа-гусь и мама-кошка купили для своих деток по восемь тапок. Сколько деток у каждого?
  2. Бабушка купила внучкам пять конфет и три порции мороженого. Съели все порции мороженого и столько же конфет. Сколько осталось конфет?
  3. Какие камни в море? (Мокрые)
  4. Назови число больше пяти, но меньше двух? (Такого числа не существует.)

Т. И. Ерофеева,
Из книги «Как дошкольнику подружиться с математикой»,
серия «Из детства — в отрочество».

Обсуждение

Интересная статья. Многие советы попробую использовать

Комментировать статью "Как дошкольнику подружиться с математикой "

Логические задачи, ребусы решать тоже получается. А вот задачи ужас. Она просто запоминает шаблон задачи и решает. нам задавали задачу по математике и пару примеров. и упражнение по русскому - переписать, заполнить пропущенные буквы и подчеркнуть что...

Обсуждение

Я учила всегда рядом иметь черновичок, и читая задачу СРАЗУ рисовать условие. Если конфеты, то прям рисовать конфеты, если липы- то деревья рисовать, а березы- немного другого вида деревья...Куски ткани- прям рулоны. Соответственно, 5 конфет- рисуем все 5. 15- рисуем 1, 2, промежуток, ещё 1, фигурной скобкой обводим, пишем 15. Если машина по дороге едет- прям машину быстрый общий вид... Конфеты отдали- зачеркиваем, получили- добавляем... Скорость- стрелочка над машиной с цифрой...Река- значит река с пароходиком, но быстрый вид, без разрисовки.

Для чего это делаем- чтоб ступора не было у ребенка. Типа- "не понимаю, не смогу"((Начинает рисовать- задача начинает решаться. Включается воображение, а значит мозг:) Вообще воображение- великая вещь, а в математике первейшая. У меня все дети на воображении прекрасно математику осваивали, включая УО) На натуральных конфетах хуже получается, лучше именно рисовать сначала, и постепенно переходить к воображению.
Гоняла их так: задаю простейший пример, должны в уме представить его (в конфетах или в чем угодно) и сказать ответ. И так примеров 10, постепенно усложняя. Ну такая игра- соревнование получается, а мозг развивается.

Блин, похвасталась вчера, что доча задачи в уме решает! Сегодня мне убиться об стену хочется!!! ДВА часа решали простую задачу в 1 действие: 5 лип и 4 березы,на сколько лип больше чем берез. Вот поймала ступор и все!!! Меня уже трясет всю! Она отвечает, что на 1 березу больше, а как решила понятия не имеет!!!

Обычно дошкольник и первоклашка пишут в тетрадях с большой клеткой. Цифры, писать их тут же, примеры /сравнения раньше начинаются. В саду по Колесниковой занимаются. Наглядный материал тоже не беру. Точнее взяла для Игралочки и пожалела что столько денег...

математика для умного 6-летки. Образование. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Ходит в сад, я с ним по книжкам не занимаюсь. Только читаем, разговариваем.Так он сам себе ставит задачки и решает их.

Обсуждение

Почитайте Звонкина "Малыщи и математика". На мой взгляд, очень правильная система занятий с математическими детьми. На мой взгляд, нужо ставить интересные вопросы, а не учить таблицу умножения:)

Можно записаться в дистанционную школу 2х2 за первый класс.

Из книжек - стандартный набор:" Геомертия для малышей",серия Левшина про Нулика.

Моя тоже больше по математике, пока никак не доучиваю, все сама - сама вопросы задает, задачи придумывает всякие, мысли явно в ту степь направлены. Пока идем в обычную школу, там посмотрим. Физ-мат школа у нас в городе только с 9 класса. До этого, если будут явные задатки, муж будет заниматься, у него диплом математика. Но пока сильно делать акцент на этом не хочу, в этом возрасте нужны знания и в других областях.

математика для дошкольников - посоветуйте. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. в школе сказали, что к 1 классу состав чисел до 10 хорошо должен знать ребенок. поэтому в саду постоянно решают примеры (и на выходные дают), в т.ч. из двух действий. я вижу, что...

Обсуждение

В саду занимаются по Петерсон.
http://www.labirint.ru/books/108214/p=34-15

Летом занимаемся по пособиям Ломоносовской школы.
http://www.labirint.ru/books/219202/?p=3-415

И там, и там есть состав числа и довольно много.

На прогулке математикой занимались, устно. В быту. У Петерсон для дошкольников есть пособие, но мы не занимались

Как только наглядно - задачки - считает сносно, как пример - тоже в уме перебирает пальцы - дооооолго! А примеры и задачи так и решают до 10. Есть пособия для дошкольников. Мы с младшей уже прошли (пять лет). То есть из чего состоит три? Но из етого НИКАК НЕ СЛЕДУЕТ, что нужно жертвовать интересом ребенка к математике ради того, чтобы его...

Обсуждение

Для этого нужно очень хорошо заучить состав чисел до 10. Эти знания жизненно необходимы при решении примеров на сложение и вычитание. Для того чтобы хорошо запомнить состав числа надо просто очень много раз повторить пары составляющие это число. Есть приложение для iPad и iPhone которое облегчает ребенку этот процесс превращая его в игру с привлекательными фишками и звуками. Приложение уже опробовано многими пользователями в течении нескольких лет. Это приложение несмотря на его простоту очень эффективно, о нем очень хорошо отзываются специалисты в Сингапуре, и его используют в своей практике многие образовательные учереждения по всему миру. Специально для посетителей.сайт мы дарим 5 подарочных промокодов для этого приложения:
6H3LW7LMHHJ3
HJNPJPHNAMFT
W7K9W6MHPXAP
T94P34NEPYJN
4KP94RPEF3YR
Вы можете скачать приложение Состав числа до 10 в App Store:
[ссылка-1]
Для лучшего эффекта стимулируйте ребенка на прохождение игры и обязательно повторите прохождение через пару дней.

Нужно расширить границы самостоятельности ребёнка, предоставить ему возможность с помощью практических действий подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании протяжённости, численности, тяжести, равенства, изучить свойства предметов, поэкспериментировать.

Внимание родителей должно быть направлено на то, чтобы ребёнок научился преодолевать трудности, не боялся ошибок, стремился рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач. Нередко в семье взрослые не позволяют ребёнку изучать свойства предметов, так как боятся, что он замочит рукава рубашки, испачкает стены или стол, насорит, разобьёт что-то, порежется и т.д. Все опасения обоснованы, однако они не должны стать препятствием для детского экспериментирования.

Иногда вопросы, которые возникают у дошкольника, требуют наблюдения в специально созданных ситуациях. Такое наблюдение помогает изучению свойств предметов, позволяет увидеть изменения, происходящее с ними под нашим воздействием.

Например, с прогулки принесли ослепительно белый снег, самый чистый, какой нашли во дворе. Он лежит на блюдечке и постепенно сереет, темнеет. Через некоторое время превращается в воду, а в ней плавают чёрные крупинки и частички. Вода не такая прозрачная, как предполагалось.

Или другой опыт со снегом. На одно блюдечко положили рыхлый снег, на другое крепкий снежок, на третье - кусок льда. Кладём на стол секундомер и наблюдаем за происходящим, затем объясняем увиденное. Отвечаем на вопрос: почему лёд сохранялся дольше и растаял позднее, чем снег?

В подобных ситуациях взрослый направляет поиск, подводит с помощью вопросов, рассуждений к выделению свойств, вычленению наиболее значимых из них в данной ситуации. Например, плотность снежной массы, отсутствие свободного пространства между её частицами, куда может проникать тёплый воздух комнаты.

Ещё один пример постановки опытов

«Не тяни время», - часто повторяет мама ребёнку. Наконец у маленького философа появляется вопрос: как это - тянуть время? Его можно взять руками и растянуть, как резиновый шарик? Такое явление как субъективность восприятия времени может быть проверено опытным путём.

Опыт 1. Ребёнку предлагается сесть удобно на стульчик и закрыть глаза. Мама включает секундомер. Когда, по мнению ребёнка, пройдёт минута, он должен поднять руку. С помощью секундомера отмечается, сколько времени прошло на самом деле. Мама и ребёнок могут поменяться ролями. По завершении опыта они обмениваются впечатлениями.

Опыт 2. Ребёнку предлагают рассмотреть парные картинки и найти в них отличия. По истечении минуты мама просит ребёнка закончить работу, но не сообщает, сколько времени прошло. Ребёнок высказывает предположение о том, сколько времени прошло, пока он рассматривал картинки.

Необходимо подвести дошкольника к пониманию того, что при занятии интересным делом человек как бы не замечает времени, а при выполнении неинтересной, скучной работы или её отсутствии ему кажется, что время тянется медленно. Делать что-то медленно, тратить попусту время - это и означает «тянуть время».

Можно провести подобные опыты, используя другие задания, выбрав иную продолжительность времени, привлечь к участию в опытах других членов семьи.

Места проведения опытов могут быть самыми традиционными. Например, очень подходит для этого кухня: здесь ребёнка ожидает много интересного (если у мамы есть время и у неё хорошее настроение). Малышу рядом с самым близким человеком очень нравится постигать новое. Разрезали сыр. Какой формы получились кусочки? Треугольные, квадратные, прямоугольные? Можно сравнить квадратные и прямоугольные кусочки сыра и определить, чем они различаются, а чем похожи. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, можно подвести его к догадке. (Скажи, сколько сторон у четырёхугольного и у прямоугольного кусочка; одинаковой ли длины стороны? Сколько углов у каждого из этих кусочков?)

Большой интерес вызывает у ребёнка процесс приготовления печенья

При помощи специальных приспособлений тесту можно придать самую разную форму (для этого пригодится и нож, правда, потребуется больше времени, старания и осторожности). С помощью стаканов (большого и маленького) из теста можно сделать кружочки. Когда печенье будет готово, предложите ребёнку сначала сосчитать, сколько штук печенья получилось всего, а затем определить, сколько выпечено штук печенья каждой формы, чем различается печенье круглой формы (размером). Усложните задание. Попросите ребёнка условно разделить печенье между членами семьи, определить, сколько всего понадобится печенья, если каждый получит по две или по три штуки, если каждый получит по половинке печенья.

Дошкольники любят делать покупки вместе с родителями

В магазине или на рынке можно показать ребёнку много интересного. Электронные весы, на которых взвешиваются продукты в магазине, сравнить с весами, которыми пользуются на рынке, и бытовыми весами. Обратить внимание на то, что иногда на рынке количество ягод определяют с помощью стакана. Яйца в магазине упаковывают в коробочки по одному десятку, т.е. по десять штук. На ценнике указывается их стоимость именно за один десяток. Сок в пакетах и бутылках может быть разного объёма: по двести или по пятьсот миллилитров, по одному, по полтора или по два литра. Любимое детьми мороженое тоже может быть упаковано по-разному. В каждой упаковке - разное количество граммов. Коробки с шоколадными конфетами тоже различаются по весу - он указан на коробке. Её величина при этом может не зависеть от веса: иногда в большой коробке лежит совсем мало конфет, так как каждая конфета лежит в своём гнёздышке, далеко одна от другой.

В домашнем образовании рекомендуется использовать разные по содержанию задания на сообразительность, требующие применения различных методов при их выполнении. Например, задания на нахождение персонажа или объекта решаются методом исключения. На картинке изображено три котёнка: один котёнок полосатый с бантом, второй котёнок полосатый с белым хвостом, а третий котёнок чёрный. Задание: три котёнка играли с клубком. Скажи, кто запутал нитки. Это был не чёрный котёнок, а полосатый; у него не было бантика, зато у него белый хвостик. При выполнении задания рассуждения строятся так: из условия известно, что это бы не чёрный котёнок. Значит, остаются два полосатых. Чем они отличаются друг от друга? Один котёнок с бантом, другой с белым хвостом. Нам надо выбрать одного из них. В условии сказано, что котёнок полосатый, но без банта. Следовательно, остаётся только один возможный вариант ответа: нитки запутал полосатый котёнок с белым хвостом.

А вот задание на определение числа, где используется различное основание счёта. В магазин пришли три лыжника и купили для себя лыжные палки. Сколько палок было продано? Необходимо наглядно продемонстрировать ребёнку эту задачу, нарисовав сначала две палки, обвести их кружком и под ними условно изобразить лыжника. Сделать такой же рисунок для второго лыжника, а затем для третьего. Подсчитать общее количество палок и сделать вывод: всего было продано шесть палок.

Познавательное общение дошкольника со взрослым и сверстником имеет огромное значение для всего последующего детского развития. Ребёнок уточняет представления об окружающем, сталкивается с новыми свойствами и признаками предметов, познаёт взаимосвязь явлений. Он проявляет завидное упорство, ему всё интересно, но не всё доступно. Многое находится за пределами его непосредственного восприятия. Благодаря содержанию, насыщенному интересной и полезной для ребёнка информацией, познавательное общение расширяет кругозор ребёнка, помогает построить в сознании целостную картину мира.

Примеры задач на сообразительность и задач-шуток:

  1. Папа-гусь и мама-кошка купили для своих деток по восемь тапок. Сколько деток у каждого?
  2. Бабушка купила внучкам пять конфет и три порции мороженого. Съели все порции мороженого и столько же конфет. Сколько осталось конфет?
  3. Какие камни в море? (Мокрые)
  4. Назови число больше пяти, но меньше двух? (Такого числа не существует.)

Обучение детей умению определять время на часах и ознакомление со строением часов осуществлялось нами также на занятиях. В качестве раздаточного материала использовали макеты часов, у воспитателя были на столе часы-конструктор, на стене висели большие часы. На занятии прежде всего выясняли, что лежит на столах и как дети догадались, что это макеты часов. Затем рассматривали величину двух стрелок, определяли, что они показывают. Предлагали большую стрелку часов поставить на цифру 12, а маленькую стрелку переводить с цифры на цифру и определять что она показывает. Просили детей вспомнить, что они делают в детском саду в то или другое время, показываемое на часах-макетах. Затем переводили большую стрелку на одну-две цифры и определяли время на часах. Обращали внимание на стенные часы и определяли на этих часах время (10 часов).

На следующем занятии предлагали назвать время на стенных часах, такое же время дети показывали на макете часов у себя, а потом переводили минутную стрелку еще на 5 минут. Каждый раз они отвечали, который час показывают их часы. Далее мы поясняли, что минутная стрелка, двигаясь по кругу, за 1 час проходит целый круг. А если круг разделить пополам {показывали на макете часов, прикрыв половину цветным полукругом), получатся две половины круга; половину круга стрелка проходит за полчаса.

Если каждую половину круга еще разделить пополам, то получится четыре раза по четверти часа. Каждый из четырех отрезков круга минутная стрелка проходит за четверть часа - 15 минут. Можно пояснить выражения «четверть первого», «без четверти час», демонстрируя время на часах-конструкторе. Так, показав четверть второго, воспитатель передвигал минутную стрелку вперед еще на 15 минут и говорил, что стрелка прошла уже две четверти круга; затем передвигал ее еще на одну четверть. «Сколько четвертей круга прошла теперь минутная стрелка?» - «Три четверти круга», - отвечали дети. «Как говорят, три четверти часа», - дополняет воспитатель, предлагая детям самим прочесть то, что показывают обе стрелки. «Один час и еще три четверти часа», - отвечают они. «Сколько же четвертей еще надо пройти стрелке до целого часа?» - спрашивает воспитатель. «Еще одну четверть», - отвечают дети. «Правильно. А пока мы скажем, что часы показывают без четверти два».

Далее выясняли, почему говорят «половина второго» и как иначе можно назвать это время. По аналогии с четвертью дети сразу же объяснили, почему 30 минут можно назвать половиной, полчаса. Определяя показании минутной стрелки, они правильно в качестве начальной точки отсчета использовали цифру 12 на часах. Как видим, на двух занятиях вполне возможно дать детям необходимые сведения о часах как приборе измерения времени.

В дальнейшем воспитатель и дети обращались к часам по мере надобности. Все последующие занятия начинались с того, что воспитатель просил детей сказать, в котором часу они начали занятие, после чего выясняли, что занятие закончится через полчаса. «Сколько тогда будет времени на часах?» Дети намечали, что успеют сделать за этот срок. Надо сказать, что они очень ревностно следили за тем, чтобы занятия оканчивались точно через 30 минут. Теперь они уже сами предупреждали воспитателя, что занятие должно закончиться скоро или что осталось всего 5 минут, или говорили: «Еще долго». В ходе занятия давались отдельные задания на 5, 10, 15 минут, дети сами определяли длительность выполнения того или другого задания.

Для того чтобы дети использовали время как регулятор деятельности не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности, мы уточняли их знания о почасовом распорядке жизни в детском саду. Делали это на занятии, цель которого воспитатель определил так: «На занятии мы вспомним, когда что делаем в детском саду, и покажем это на часах». Дети передвигали на часах-макетах стрелки и, устанавливая соответствующее время, рассказывали, что они в это время делают.

В подготовительной группе с детьми договорились, что в установленное время они сами будут строиться на гимнастику, а дежурный будет ее проводить. Опыт показал, что дети могут самостоятельно регулярно проводить гимнастику по комплексу, который с ними разучивает воспитатель каждый понедельник.

В конце года детям было предложено самим, без предупреждения, в положенное время садиться на места для занятий.

Приучая детей к точности во времени, необходимо строго соблюдать намеченные сроки, так как всякие отступления от намеченного времени воспринимаются ими особенно остро.

Как видим, в процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5-30 минут. Воспитательная ценность таких занятий возрастает. В нашем опыте в таких условиях дети более организованно работали, меньше отвлекались, регулировали темп своей деятельности и больше успевали сделать. У них не пропадало время на ожидание отстающих, все приучались кончать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе... В ходе работы у детей все более совершенствовалось чувство времени и умение регулировать свою деятельность во времени.

Дошкольное детство - главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире, когда он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. И только лишь, в соответствующих возрасту видах деятельности, а таковыми являются игры, и строится данное сотрудничество. Наша работа предполагает строить образовательную деятельность по ФГОС так, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребенка.

Не стало исключением и знакомство детей с понятием «время» . Все этапы знакомства детей с временными понятиями происходят ненавязчиво, ведь в периоде подготовки к школе важно вызвать желание познавать все новое.

Понятие «время» с древнерусского – «вращение» . Мы знаем, что время показывает взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего, показывает длительность событий, их периодичность, последовательность и измеряется веками, годами, минутами. Длительность временного действия мы определяем словами: «долго» , «быстро» ; «сегодня» , «завтра» .

Известно, что для детей понятие «время» , воспринимается очень сложно, так как его невозможно увидеть наглядно, потрогать, попробовать на вкус. Время можно определить через какие - либо признаки, причем, которые часто изменяются. Нами отмечено, что дети, одного и того же возраста временные понятия воспринимают по-разному. Одни с раннего возраста проявляют интерес к понятию «время» , а другие, сложно его воспринимают даже в раннем школьном возрасте. И это является нормой. А слова Ж.Ж. Руссо этому подтверждение: «Что не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения» .

Неотъемлемой частью любой образовательной деятельности в нашем детском саду стала работа с интерактивной доской и использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) . Не стала исключением и работа с дошкольниками по формированию временных представлений.

Мы используем дидактические игры «Когда это бывает» , «День и ночь» , «Части суток» и другие, специально разработанные для работы дошкольника у интерактивной доски. Способствует также успешному усвоению новых знаний и просмотр презентаций, видео и аудиозаписей, так как современное и красочное оформление разработанного материала с использованием ЭОР формирует познавательный интерес и способствует закреплению полученных навыков и умений.

Первое измерение времени, с которым мы начинаем знакомить дошкольников - это сутки. Сутки делятся на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Продолжительность каждой части различна и зависит от времени года. Наша задача – помочь детям понять, что утро, день, вечер, ночь - это части целого – части суток. С помощью ЭОР мы разработали макет часов для интерактивной доски, циферблат которых разделили на четыре части суток. Каждая часть изображала утро, день, вечер, ночь. Стрелочками таких «часов - суток» управляли сами дети. Воспитатель, описывая ту или иную часть суток, совместно с детьми, дает возможность им самим, вращая стрелкой, остановиться на нужной картинке. Так же, практике работы с интерактивной доской, применяем различные упражнения, например «Домик дней» , «Что было, есть и будет» .

Известно, что понятие «время» дошкольники различают по своей деятельности (днем - спим в саду, ночью - спим дома) . Поэтому мы в игровой и стихотворной форме уделяем особое внимание контрастным частям суток: день - ночь, утро - вечер, постепенно вводя знакомство со смешанными частями суток: утро-день, вечер-ночь. Лучше всего дети усваивают части суток тогда, когда четко проговариваются действия, которые осуществляются именно в это время, например: «Ребята, сейчас, утром, мы сделаем зарядку, позавтракаем» . Дети лучше запоминают названия суток и ориентируются в них, прослушивая в аудиозаписи стихотворения с названиями частей суток, например «Утро» Е. Тургенева, «Солнечный денек» Я. Акима, «Вот уж вечер» С. Есенина, «Плакали ночью» Э. Мошковской и других авторов.

Временные понятия стараемся вводить постепенно, учитывая возрастные особенности ребенка и его восприятия. Когда ребенок усвоил понятие суток, начинаем вводить такие понятия, как «сегодня» , «завтра» , «вчера» . Дошкольники воспринимают начало нового дня именно утром. Но наша задача донести до ребенка, что сутки начинаются ночью. Здесь мы вновь можем обратиться к интерактивному макету «Часам – суткам» , объясняя, что те сутки, которые мы ждем – это «завтра» , а те, которые прошли - это «вчера» . Замечательное стихотворение С.Я. Маршака «Хороший день» , дает возможность детям закрепить такое понятие, как «сегодня» . А такие авторы как А. Фет, А. Плещеев, А. Барто и другие, помогают детям в стихах закреплять понятия «завтра» , «вчера» .

Следующим этапом знакомства с временными понятиями являются: неделя, месяц, год. Понятия «неделя» включает в себя название семи дней, которые дети охотно запоминают и обыгрывают. Знакомство с понятием «неделя» мы начинаем с просмотра мультипликационного фильма «Емелина неделя» . Затем подключаем различные упражнения «Какой день недели спрятался» , «Лови, бросай, дни недели называй» , «Отправь поезд» . Знакомству детей с временными понятиями способствует внедрение в режимные моменты малых фольклорных форм (различные считалки, скороговорки, загадки) . Обязательно, к знакомству детей с временными понятиями подключаем родителей, советуя им соответствующие игры, в которые можно играть не только дома, но и по дороге в детский сад, например: «А ну – ка, угадай» . С просмотра фильма, по мотивам сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» начали знакомство с месяцами года, т.к. именно в этой сказке есть четкое, красочное описание каждого месяца и дети с удовольствием обыгрывают их, тем самым запоминая названия месяцев и их очередность. Когда дети уже имеют представление, что такое год, мы знакомим их с разными видами календарей. В переводе с латинского «календарь» означает первый день месяца. Мы предлагаем знакомить детей и с отрывным календарем. Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят» , «события приближаются» , прошел месяц - начался новый. Ведь ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Дети могут видеть, что календарь указывает не только число месяцев и день недели, но и увидеть когда сегодня взошло солнце и когда зайдет, какая фаза Луны, годовщина какого важного события. С помощью календаря определяется время наступления праздников, что вызывает повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать так же последовательность времени года, с которым связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. Заостряем внимание детей на том, что над созданием календаря трудились многие люди и в течение многих лет. Подводим детей к пониманию того, что календарь нужен, что бы вести правильный (без пропусков и повторений) счет суток.

Завершающим этапом знакомства с временными понятиями для детей дошкольного возраста являются: часы, минуты и секунды. Все знают, что время определяется по часам, а часы - это прибор для измерения времени. В давние времена люди определяли время, посмотрев на солнце, на его движение по небу. Первыми показателями времени были восход солнца и закат. Затем открыли, что точнее время определяется не по солнцу, а по тени (тень изменяла длину) . Эти наблюдения и стали основой солнечных и теневых часов. Позже были придуманы водяные, огненные и песочные часы. Вот именно с песочных часов, мы и начинаем знакомство детей с понятием «минута» .

Мы считаем, что у детей старшего дошкольного возраста можно развивать чувство времени сначала на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут. Эта мера времени наиболее распространена в речи окружающих. «Через минуту» , «Сию минуту» , «Подождите минуту» - подобные выражения дети слышат часто, но представления об этом интервале они не имеют.

Изначально мы учим детей определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. Даем задание сделать что-либо за одну минуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам. Воспитатель постоянно дает положительную оценку умениям детей контролировать время по песочным часам. Предлагаем детям оценивать по собственному представлению длительность интервала времени в процессе какой – либо деятельности.

Способствуем развитию у детей умения предварительно планировать объем деятельности в указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка осуществляется при помощи песочных часов. После того, как мы дадим представление детям об одной минуте и продемонстрируем ее длительность на секундомере, мы объясняем, что движение стрелки по кругу совершается всегда за одну минуту. После этого продемонстрируем длительность минуты одновременно по песочным часам и секундомеру. Предлагаем дошкольникам рассчитать, что же они успеют сделать за одну минуту. С этой целью планируем несколько игровых заданий, например: сколько полосок можно нарезать за одну минуту, или, сколько предметов переложить с места на место?

Минутные песочные часы могут использоваться не только на занятиях, но и при других видах деятельности. Песочные часы можно поставить в раздевалке, и дети будут проверять, сколько вещей они успевают надеть за 1 минуту.

Ознакомление дошкольников с длительностью 3- и 5- минутных интервалов проводится по той же методике. Сначала выясняется, сколько раз надо перевернуть минутные песочные часы, пока пересыплется песок в 3-минутных песочных часах и сколько кругов сделает стрелка на секундомере. Выполняя работу, рассчитанную на 3 минуты, дети сравнивают ее объем с тем объемом, который выполнили за одну минуту. И только теперь, мы можем переходить к ознакомлению детей с часами. Раздаются макеты часов, на циферблате которых нанесены цифры, обозначающие часы, а ближе к кромке - минуты. Учитывая познавательный интерес к устройству механизма настоящих часов, мы организуем исследовательскую деятельность по их изучению в Лаборатории «Почемучка» . Также оформляем в группе выставку «Часы разных времен» , где дети имеют возможность не только визуально ознакомиться с часами, но и изучить их внутренне устройство.

В результате проведенной работы у детей сформирован устойчивый интерес к понятию «Время» , они способны его определять, ориентируются во временных отрезках, могут планировать свое время и прогнозировать за какой период справятся с той или иной деятельностью.

Таким образом, применяемые нами методы и приемы работы по формированию у дошкольников временных отношений, затронули все образовательные области. К концу дошкольного возраста дети отличались широтой кругозора, интересно и с увлечением делись впечатлениями, знаниями и умениями со сверстниками и взрослыми.

Используемая литература:

  1. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996
  2. http: //internetenok. narod. ru/ Детский портал "Интернетёнок"
  3. http: //www. kinder. ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
  4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007