Венгерский танец. Национальная одежда венгров

До конца XIX в. ткани и одежду для крестьян изготовляли сельские мастера, которые руководствовались издревле установившимися традициями. В Венгрии имелись большие различия между дворянской и крестьянской одеждой. Кроме того, существовали определенные различия в платье бедных и зажиточных крестьян - главным образом в украшениях, качестве ткани, а также в количестве костюмов. Имелись различия в одежде по профессиям. Особенно оригинально было платье пастухов. Так, хортобадьские чикоши (табунщики) носили широкополые шляпы, синие рубашки и широкие полотняные штаны гатьи (gatya); у кандашей (свинопасов) гор Матра брюки были черного цвета; характерной частью одежды землекопов, живущих вдоль Тисы, были бархатные брюки.

Существовали и возрастные различия в одежде, особенно в головных уборах. Возрастные различия проявлялись и в прическах.

Покрой парадного платья: 1,3-женских рубах; 2 -мужской рубахи; 4 - женской безрукавки (пруслика)

В праздники, на свадьбу, во время траура надевали особые костюмы. Праздничные платья надевали и в ярмарочные дни.

Времена года не всегда влияли на перемену платья. Так, известно, что в прошлом веке на Большом Алфельде иногда и зимой пастухи пасли скот в рубашке и гатьях. С другой стороны, пастухи даже в самые жаркие дни приходили в город в нарядном сюре - белой суконной накидке.

Венгерский национальный женский костюм.

Женские рубахи обычно короткие, но прежде венгерские женщины носили и длинные рубашки. У плечей они часто красиво вышиты или украшены сборками. Обильна вышивка на рукавах у шаркезских, калотасегских и тороцкойских женских рубах.

Pendey – нижняя юбка, сшитая из полотна, - поясная одежда. В восточной Венгрии носили пендей одинаковой ширины вверху и внизу, на западе и на севере пендей внизу были более широкими. У молдавских венгров и на западе Венгрии женщины поверх пендей обертывали кусок цветной шерстяной ткани и укрепляли его на талии шерстяным поясом (katrinca). Один из нижних углов ткани закалывался так, чтобы из-под нее можно было видеть белый пендей. Тип верхней юбки отчасти развился позднее из пендей, отчасти же эта одежда попала в село из города.

Среди женщин было широко распространено ношение различных безрукавок (pruszlik), чаще бархатных, напоминающих мужские жилеты, плотно прилегающих в талии. Пруслики украшали шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой. В Трансильвании пруслик часто выкраивался вместе с юбкой и напоминалсарафан.

Непременной частью женской одежды был фартук. Особенно нарядны покрытые обильной вышивкой фартуки у женщин калотасегов и матьо. У последних мужчины тоже носили фартуки.

Женской зимней верхней одеждой был короткий, до талии, сшитый из овчины кедмен (kodmon), который, в сущности, заменял зимнее пальто. Под него набрасывали на плечи сложенный треугольником шелковый или шерстяной платок, перекрещивающийся на груди. Как и мужчины, женщины носили меховую накидку – шубу (suba) короткую, до талии, обычно коричневого цвета.

Женщины еще 30 лет тому назад носили преимущественно длинные волосы. Девушки ходили с завитыми распущенными волосами, замужние же женщины волосы закручивали и по-разному закалывали. В некоторых областях задунайской части страны и у палоцей женщины завивали волосы во множество локонов.

И сейчас еще пожилые женщины стараются не ходить с непокрытой головой. Были распространены разнообразные чепчики – от простых полотняных, часто вышитых золотыми и серебряными нитями, до высоких, сложных. Особо следует отметить головной убор женщин Задунайского края, так называемый пача (pacsa). Делают его из белого полотна. Старинный девичий головной убор – parta. С него на спину свешиваются длинные шелковые ленты. В Шаркезе нашивали на парту по пять, семь или девять рожков. В настоящее время парту носят очень редко.

На юге страны характерной женской обувью были особые туфли – papucs. Их шили из кожи и бархата и украшали яркой вышивкой. Один из центральных пунктов их изготовления – город Сегед. Калотасегские, палоцкие и тороцкойские женщины носили красные или желтые сапоги.

Мужские рубашки на севере и западе шили короткими, часто с широкими рукавами. Рубашки же венгров в южной и восточной части страны были очень длинными, доходящими до колен. Позднее почти повсюду мужчины стали носить довольно длинные рубахи (ниже поясницы), часто с очень широкими, развевающимися рукавами: в плече рукав собирался в складки и поэтому покрывающая предплечье часть была очень широка. Такие рубахи иногда носят еще и в наши дни пастухи Алфельда.

В западной части венгерской этнической территории мужчины носили узкие штаны, в восточной - очень широкие, напоминающие юбку.

Верхнюю одежду большей частью шили из шерстяной ткани или из овчины. Из грубошерстного сукна, длинный ворс которого на первый взгляд очень напоминал овчину, шили guba - чрезвычайно простого покроя пальто. Рукава губы были очень длинными; обычно ее носили наброшенной на плечи. В прошлом у бедняков на всю семью была одна общая губа. Нередко новую губу носили женщины, а подержанную - мужчины.

В северной и северо-восточной части Венгрии был распространен сюр (szur) - исключительно мужская верхняя одежда, похожая на плащ. Сюр шили из белого сукна. Его носили как накидку, и поэтому часто рукава использовались вместо карманов. Сзади у сюра большой воротник, который ранее был капюшоном. Этот воротник обильно украшен вышивкой из стилизованных цветочных мотивов и аппликациями из сукна. Есть несколько местных вариантов сюра. К востоку от Тисы местами его носят еще и сейчас.

Кроме губы и сюра, у венгров известны и более легкие длинные суконные пальто, различные по покрою. Среди традиционной суконной одежды следует отметить разнообразные по цвету и покрою жилеты. Калотасеги носили поверх жилета прилегающее в талии синее суконное пальто.

У венгров было в обычае украшать суконную одежду шнурами. У секеев каждая социальная группа общества имела особый цвет отделочного шнура.

Меховую одежду, за исключением дождливого времени, носили ворсом вниз. Зимой часто одевали меховые жилеты, застегивающиеся спереди, и меховые пальто с рукавами (kodmon), также застегивающиеся спереди. Мужчины также носили кедмен, доходящий до колен или до лодыжек, надевая его прямо на рубашку.

Самой распространенной верхней одеждой населения Большого Алфельда была меховая шуба типа плаща, без рукавов. Ее шили из нескольких овечьих шкур таким образом, что в разостланном виде она имела форму почти полного круга.

Для венгерской мужской одежды характерны также широкие кожаные пояса, 20-25 см шириной, которые называются "тюсе" (tusze). Такой пояс носили под одеждой на голом теле. Он защищал от холода поясницу и живот, и, кроме того, имел несколько карманов для мелких инструментов и других вещей.

Мужские головные уборы очень разнообразны. В форме шапок и шляп часто сказывались профессиональные различия. Пастухи Большого Алфельда носили, например, широкополые шляпы. Шляпы баконьских канасов (свинопасов) были цилиндрической формы, с закрученными кверху полями. Народная мужская обувь называлась "bocskor". Раньше бочкоры носили даже небогатые дворяне. Обычно их делали из кожи, но в венгерской народной поэзии есть упоминание о лаптях, сплетенных из березовой коры. Прежде чем надеть лапти, венгр обычно обматывал ногу тряпками или кусками кожи. В Алфельде вместо этого надевали на ноги кожаные похожие на трубы футляры (тип мокасин). Мужские венгерские сапоги старого покроя, чаще черного цвета, имели шов не сзади, а сбоку.

Следует упомянуть еще о дворянском платье, которое в XVIII-XIX вв. оказало большое влияние на одежду всей Центральной Европы. Венгерская дворянская одежда была богато отделана шнуровкой и мехом; покрой дворянских плащей переняли не только венгерские крестьяне, но и крестьяне других народов Центральной Европы.

В Венгрии существует несколько характерных местных комплектов народного костюма. Таков, например, секейский костюм в Трансилъвании, калотасегский и тороцкойский костюмы. Много старых элементов одежды сохраняют еще молдавские венгры. Особенно многокрасочными костюмами отличаются группы матьо, шаркезы, палоцы района Капувер и венгры, живущие в Словакии (окрестность города Зобор).

С конца прошлого века в деревню стали проникать фабричные промышленные изделия, и народный костюм сильно изменился. Эти изменения стали особенно заметны в последние два десятилетия. Меняют одежду прежде всего те сельские жители, которые начинают работать в городах. Венгерские трудящиеся стали носить рабочую одежду, изготовленную фабричным способом. Ее охотно носят и женщины. Очень популярны резиновые сапоги и боты. Конечно, традиционную одежду народ оставляет не сразу. В Мезекевешде, у матьо, пожилые женщины еще и сейчас носят старое народное платье, тогда как молодые после 1945 г. отказались от не приспособленной к работе народной одежды. В последнее время среди пастухов, работающих в государственных хозяйствах и производственных кооперативах, началось движение за возвращение к традиционным видам профессиональной одежды (например, сюр, шуба).

В Шаркез и у палоцей женщины еще часто носят старого покроя юбки, кофты, но ботинки и чулки у них уже покупные.

Во многих селах полный народный костюм жители надевают в дни больших праздников- на первомайскую демонстрацию, на свадьбу и пр. Народную одежду в праздничные дни можно увидеть, например, на женщинах деревни Эгер возле Будапешта, в деревне Буяне.

Городские и сельские коллективы художественной самодеятельности выступают в народных костюмах.

Венгрия – страна не большая, но привлекающая к себе большое внимание со стороны туристов, которые из года в год посещают венгерские бальнеологические курорты, озера, старинные замки. Венгрия привлекает к себе гурманов, предлагая потрясающие блюда домашней кухни. Это довольно уютная страна с богатой историей. Сами венгры приветливы, но не столь эмоциональны, как русские туристы, или туристы из Италии, тем не менее, это не значит, что венгры не умеют по-настоящему веселиться.

Транспорт

Венгрия – небольшая страна, поэтому такой вид транспорта, как междугородние авиаперевозки не пользуются особой популярностью, так как вполне комфортно и быстро в другой город можно попасть на поезде или даже автобусе.

Самым популярным видом транспорта в Венгрии считается автобус. Цена проезда в автобусах выше, чем в поездах, но плата стоит комфорта. Автобусы ходят довольно часто. Поэтому очередей и толчеи, как на остановках, так и в автобусах не бывает. Проездные билеты можно купить как, непосредственно, у водителя, так и в кассе, на автобусной остановке.

Хорошо развит в Венгрии железнодорожный транспорт. На поезде можно попасть в любой город страны. Купленный билет действует в течение всего дня, поэтому, по одному билету можно проехать несколько раз. Существенным минусом является тот факт, что поезда ходят, не так часто, как автобусы.

При необходимости, туристы могут пользоваться услугами такси. В крупных городах стоимость посадки в такси будет стоить около 100-200 венгерских форинтов (HUF) - примерно 14-28 рублей. 19-39 рублей обойдется пассажиру каждый километр пути. За ожидание, с туриста за каждую минуту будут снимать по 4-7 рублей.

Электричество на территории страны

Электричество в Венгрии отвечает нормам ЕС. Напряжение в электрической сети составляет 220 Вольт с переменным током в 50 Герц. В каждом отеле Венгрии имеются все необходимые для комфортного отдыха электрические приборы, от чайника, для приготовления чая и кофе, до фена.

Праздники в Венгрии


13 Июля - Фестиваль вина «Бычья кровь» в Эгере. Ежегодно в венгерском городке Эгер проводят фестиваль вина «Бычья кровь» - название самого популярного венгерского вина. По легенде, название вина связано со следующим событием. Во времена господства турок в Венгрии, в 1552 году, венгерский солдат Иштван Добо при осаде Эгерской крепости раздал солдатам вина. Турецкие шпионы, увидев, как у солдат стекает по бородам вино, решили, что это бычья кровь. Иштван Добо раздал всем напитка для поднятия боевого духа в сражении. Фестиваль вина длится на протяжении трех дней. Кафе, рестораны, бары предлагают своим посетителям насладиться национальным венгерским вином.

31 Октября – Хэллоуин. День всех святых, или по-венгерски Самайн не празднуется масштабно, как в Америке. Для венгерской молодежи Хэллоуин это повод повеселиться, так же как и для зарубежной молодежи, в тех странах, где этот праздник не праздную массово. Тем не менее, 31 октября один из излюбленных праздников молодежи, когда можно отправиться на вечеринку в пугающем костюме. В ночных клубах проводят тематические вечеринки, а любители проявить свои творческие данные вырезают из тыквы традиционные для Хэллоуина фонари.

6 Декабря - Католический день Святого Николая. Этот праздник один из самых любимых у детей. С вечера дети моют и чистят свои ботинки и чистую обувь ставят на подоконник, а утром находят в ботиночках конфеты, сладости, маленькие игрушки, орехи и фрукты. С 6 декабря в Венгрии начинаются рождественские распродажи.

Национальная одежда в Венгрии

Национальная одежда Венгрии представляет собой довольно яркое пятно в традиционной культуре этой страны. Национальный женский костюм привлекает в первую очередь рубашкой. Традиционно в короткой рубашке уделяют большое внимание рукавам. Рукава очень широкие, собирают их чуть ниже локтя. Юбка так же имеет очень пышные формы и традиционно короткая. Короткую юбку надевают поверх одной или двух нижних юбок, отчего красочная и расшитая верхняя юбка имеет вид передника.

Поверх рубашки венгерские женщины носили «пруслик» - жилетка со шнуровкой на спине. Жилетка садилась исключительно по талии. Рубашка, жилетка и верхняя юбка расшивались всевозможными узорами, вышивками, клепками и т.д.

В качестве головного убора девушки повязывали широкую ленту, концы которой завязывали в бант, либо надевали своеобразный обруч, украшенный бисером, бусинами и вышивкой.

Одежда мужчин была несколько проще. Они носили короткую рубашку с широкими рукавами, узкие или широкие брюки из холщевой ткани, коричневого цвета жилет и высокие сапоги. В качестве головного убора мужчины носили разнообразные вариации соломенной шляпы.

Национальная кухня в Венгрии

Венгерская кухня отличается тем, что блюда здесь не только разнообразны, но и очень сытны. Порой хватает одного блюд из меню, чтобы наестся. Венгрия – райское место для гурманов, для тех, кто любит вкусно поесть.

Основные блюда в меню венгерской кухни состоят из мяса и овощей. Из овощей венгры предпочитают капусту, и готовят из нее всевозможные блюда, от добавления ее в супы, до капусты «по-турецки». Традиционно венгры сдабривают свои блюда ароматными приправами. Традиционно используют паприку, репчатый лук, зеленый сладкий перец.

Любят венгры густые супы. В основном самым распространенным блюдом является суп-гуляш из мяса. Такое блюдо легко заменяет и первое и второе.

В Венгрии можно отведать настоящий деликатес «фуа-гра». К слову, гусиная печень используется так же в приготовлении всевозможных паштетов и является ингредиентом вторых блюд. Венгры большое внимание уделяют паштетам, так как данный продукт один из самых излюбленных и часто используемых на завтрак, обед и ужин.

Из сладкого в национальной кухне венгры предпочитают сладкие блинчики, штрудель, а так же сладкую массу из каштанов с добавлением натурального оливкового масла.

В Венгерской кухне найдутся блюда и для вегетарианцев. Здесь большой выбор закусок из горячего сыра, обжаренные в масле шампиньоны, фруктовые и грибные супы, фаршированные сыром, маком или грибами блинчики.

Венгрия славится своими винодельнями, вкуснейшим вином. Помимо вина в стране производят фруктовую и ягодную водку на основе абрикосов, груш, черешни, слив и т.д.

Насладиться блюдами исконно Венгерской кухни можно в так называемых «чадрах» (csarda). Это своего рода таверны.

Религия и обычии страны

Здороваться у венгров принято за руку, причем за руку здороваются, как мужчины, так и женщины. Мужское рукопожатие более крепкое, с женщинами принято здороваться нежно, не слишком надавливая на руку. Обниматься при встрече и хлопать по плечу принято только между близкими людьми.

При встрече друзей, венгры пускаются обнимать друг друга, слегка соприкасаясь щеками, либо посылая воздушные поцелуи. Стоит так же отметить, что друзья одного пола могут держаться за руки, или придерживать друг друга за локоть. У мужчин такое не распространено, в большей степени это появление женской дружбы.

Жест прощания в Венгрии может показаться необычным русскому туристу. Прощаются венгры, подняв правую руку ладонью наружу с прижатыми к ней пальцами.

Венгры не улыбчивы, как, к примеру, американцы. При знакомстве с венгром можно и не увидеть улыбки – это вполне нормально. К слову, венгры при разговоре часто нарушают границы личного пространства и подходят очень близко – это так же привычные нормы в венгерской культуре.

Обращаясь друг к другу, венгры используют приставку «мисс», «мистер». При знакомстве они называют сначала фамилию, а потом имя. При знакомстве в большой копании, сначала представляют старших младшим, мужчинам – женщин.

Приглашение в гости предполагает, что гость придет с небольшим подарком. Во время застолья принято поднимать бокал с остом «за ваше здоровье». Венгры, поднимая бокал, никогда не «чокаются» поскольку по местным суевериям это приносит несчастья.

Венгры любят поговорить на тему культуры своей страны, о семье, детях, о национальной кухне и хорошем вине. Здесь не принято расспрашивать о здоровье, личной жизни и карьере.

Правила поведения в Венгрии

Туристам следует быть внимательными в особенности в общественных местах. В автобусах могут действовать карманники, поэтому стоит держать все сумки при себе. Так же не стоит заводить бесед с цыганами, которые часто встречаются на вокзалах. С собой следует брать копии документов, а сами документы оставлять в сейфе в номере либо в сейфе на ресепшене. Это обезопасит туриста, так как если украдут сумку, то все имеющиеся документы будут в целости и безопасности.

Знакомясь с венгром, следует подать руку. Здесь принято здороваться за руку, как с мужчинами, так и с женщинами – это вежливое проявление норм поведения. Прощаясь, следует показать правой рукой открытую ладонь, прижав к ней пальцы.

Сами венгры не особо улыбчивы, поэтому не стоит обижаться или принимать на свой счет, если вдруг ваш собеседник не выразил мимикой своего одобрения или выражения того, как ему приятно вести диалог.

Не задавайте венграм вопросы личного характера, не спрашивайте о здоровье, работе и личной жизни – это не культурно и не приемлемо.

Развлечения в Венгрии

Туристы, отдыхающие в Венгрии, смогут занять свое свободное время всевозможными развлечениями. Самым популярным развлечением в Венгрии, конечно же, пляжный отдых. Пляжный отдых, как туристов, так и самих венгров неразрывно связан с озером Балатон – главной природной достопримечательностью государства. Здесь можно не только наслаждаться «ленивым отдыхом», но и заниматься активными видами водного спорта.

Любители рыбалки смогут провести на озере Балатон незабываемые часы утреннего клева. Увы, улов придется отпустить на волю, так как преимущественно здесь развита спортивная рыбалка. Пляжи расположены по соседству с небольшими поселками, в которых можно арендовать домик или снять комнату. На озерах можно отдыхать семьями, здесь и дети и взрослые найдут, чем заняться. Снимая комнату в поселке, туристы всегда могут рассчитывать на вкусную и сытную домашнюю еду, приготовленную хозяйкой дома.

Помимо потрясающего озера туристы могут провести свои каникулы на горнолыжных курортах Венгрии. Горы здесь не столь высокие, поэтому и горнолыжных курортов не так много. Тем не менее – заснеженные склоны пользуются популярностью и у туристов и у самих венгров. Отели и инфраструктура курортов отвечает европейским стандартам. Отдыхающие смогут найти здесь занятие по душе. Помимо лыж и сноубордов, туристы смогут покататься на санках, коньках, отправиться в пеший тур.

Вдобавок, в качестве полезного развлечения, в Венгрии можно посетить курорты с термальными источниками. Обогащенная минералами и микроэлементами, столь полезными для организма человека вода находится в пансионатах в Будапеште, а так же на озере Хевиз, на острове Маргит, Дебрецене.

Разница во времени

Информацию о разнице во времени с Венгрией можно получить не только в сети интернет, но и уточнить все интересующие моменты путешествия у туроператора, который предоставляет туристам тур. Обязательно продумайте, что вам будет необходимо на отдыхе, с чем придется столкнуться. К примеру, стоит ли брать теплые вещи, электробытовые приборы на отдых, что следует знать о курорте, в который вы отправляетесь. Самые главные моменты, это разница во времени с Венгрией и климат. Чем больше разница во времени с Венгрией, тем больше у туриста уйдет времени на то, чтобы адаптироваться к новому режиму. Многие туристы испытывают синдром джетлага – синдром смены часовых поясов, когда появляется раздражительность, усталость, отсутствие аппетита, бессонница, головная боль и т.д.

Будапешт - Москва +2 часа
Будапешт – Санкт-Петербург +2 часа
Будапешт - Екатеринбург +4 часа
Будапешт – Краснодар +2 часа
Будапешт – Владивосток +9 часов
Будапешт – Новосибирск +5 часов

Время перелета до Венгрии

Полет на самолете частенько является увлекательным путешествием. Конечно, размяться в процессе долго перелета сложно, но в целом, сумев занять себя каким-нибудь развлечением, можно отвлечься от того, что лететь до заветного курорта еще очень долго. В качестве развлечения туристы берут с собой книги, аудио книги, любимый музыкальный плеер, ноутбук с фильмами, и проч. Даже сумев поспать в самолете, туристу удается избавиться от ощущения ожидания, которое может начать нервировать.

Сколько лететь до Венгрии из Москвы - 2 часа 40 минут
Сколько лететь до Венгрии из Санкт-Петербурга - 2 часа 30 минут
Сколько лететь до Венгрии из Екатеринбурга – 6 часов 25 минут

Изучение этимологии названий пищевых продуктов у венгров позволяет решить некоторые вопросы ранних стадий этногенеза этого народа. Названия некоторых молочных продуктов венгров - угорского происхождения ( vaj - масло, tej - молоко), другие заимствованы из тюркских языков (sajt - сыр, Шгб - творог, iro - пахтанье). Много слов славянского происхождения в венгерском языке дали названия зерновым культурам и блюдам из них ( hajdina - греча, pohanka - гречиха, kasa - каша и пр.). Славянского же происхождения венгерское слово « kalacs » (калач).В некоторых областях праздничные калачи, особенно свадебные, сохраняют еще и сейчас круглую форму, принятую у славянских народов. Через посредство какого-то славянского языка перешло в венгерский итальянское слово « komposta » (квашеные овощи). Вместе со способом закваски овощей венгерское слово «kdpuszta » (капуста) стало общеупотребительным столетий пять тому назад. В XVIII в., судя по источникам, капуста стала одним из привычных блюд венгерской народной кухни.

В XV-XVIII вв. венгры переняли от балканских славян и румын некоторые разновидности пищи, а также и способы ее приготовления, заимствованные из Персии, Турции и Греции. Таковы, например, paprika - красный перец, szdrma - квашеная капуста, начиненная мясом и кашей, tarhonya - высушенное на солнце мелко нарезанное тесто. Это кушанье было широко распространено среди крестьян Алфельда и Задунайского края; из тархоньи варили супы и каши. Название тархоньи происходит от персидского слова «tarxana », с некоторыми фонетическими изменениями встречающегося также у турок, болгар, греков, румын, сербов.

От турок перешла к венграм культура кукурузы (в Трансильвании ее называют torokbuza -«турецкаяпшеница»). Все более распространяясь, кукуруза постепенно вытеснила другие крупяные блюда, принимая при этом порой их название; например, лепешки, испеченные из проса, назывались еще в XVIII в. male , но во второй половине XIX в. так повсюду стали называть кукурузные лепешки.

У всех венгров издавна был известен способ заготовки впрок мяса (главным образом свинины и домашней птицы), а в деревнях, расположенных вдоль рек,- и рыбы. Сваренное в небольшом количестве воды с острыми пряностями мясо высушивали на солнце. Такое сухое мясо обычно брали с собой уходившие на заработки сельскохозяйственные рабочие, пастухи. Таким способом сушили мясо многие степные кочевые народы.

В тех областях Венгрии, где было развито плодоводство, сушили на солнце или в печи овощи и фрукты.

На зиму заквашивали репу и капусту. Приготовляемые из квашеной капусты и копченого мяса блюда были хорошо известны и в городе и в деревне.

В средние века, судя по раскопкам и по данным письменных источников, венгры мололи муку преимущественно на ручных мельницах; в некоторых областях (на северо-востоке и на западе Венгрии) их иногда употребляют и теперь - например, когда нужно перемолоть крупу на корм скоту. Из ранних венгерских грамот известно, что для помола муки сооружались на запрудах водяные мельницы. С XVI в. в Трансильвании выходцы из Голландии стали строить ветряные мельницы, в XVIII и особенно в XIX в. много их появилось и в Венгрии.

Хлеб в средние века выпекали преимущественно пресный, но уже с XV в. начинается постепенное вытеснение его дрожжевым хлебом. Пресный хлеб сейчас пекут преимущественно по праздникам. При выпечке хлеба наиболее часто употребляется закваска из отрубей.

Чрезвычайно разнообразны и многочисленны у венгров хлебо-булочные изделия. Часть их была известна еще со средних веков.

В XVIII-XIX вв. городские пекари научились выпекать по немецким кулинарным рецептам.много новых для Венгрии разнообразных булочных изделий (булки, рожки, баранки и пр.), которые позднее, уже под венгерскими названиями, перешли и к жителям деревни.

Основной пищей населения Венгрии издавна были различные супы, приготовляемые из овощей, круп и мяса. Тушеное мясо с острыми приправами - раньше перцем, а в последние 150 лет преимущественно с паприкой - характерно для кухни городских жителей и для венгерских ресторанов. Хорошо известны в Европе острое, похожее на суп, рагу перкель ( perkely ) и гуляш (gulyas ) - судя по названию, пастушеского происхождения.

Сельская беднота питалась большей частью супом из пшеничных отрубей с хлебной закваской, заправленном пряностями, овощами, иногда молоком. И сейчас еще в деревнях часто варят различные мучные супы.

Наряду с супами, с давних пор широко были распространены в народной, особенно крестьянской, кухне различные каши, сваренные на молоке или на воде. За последнее время каш стали есть меньше, до некоторой степени их заменили мучные блюда, прежде всего клецки (в Задунайском крае и Алфельде) и галушки. Способы их приготовления указывают на славянские и центральноевропейские, в первую очередь немецкие, связи.

Распространены также и различные картофельные блюда; кроме того, картофель у венгров служит основным гарниром к мясу и рыбе.

Широко практикуются в Венгрии острые приправы к пище. С распространением паприки остальные приправы все более и более отодвигаются на задний план. Одновременно совсем исчезает приготовление подслащенных мясных блюд, которые раньше составляли одну из характерных черт и народной и дворянской кухни.

Из напитков в средние века больше всего пили пиво, в последнее время его стали ппть намного меньше. Совсем исчез кумыс, который был широко распространен еще в XIII в. В настоящее время, пожалуй, больше всего пьют виноградное вино, без которого не обходится ни один праздник. Почти все венгерские вина - отличного качества, что зависит от особенностей почвы и климата, благоприятствующих созреванию винограда. В Венгрии вплоть до последнего времени как в городе, так и в деревне совсем не пили чай, да и сейчас пьют его очень редко. Зато много пьют кофе, особенно в городах.

Провизию хранили в глиняных сосудах и корзинах различной формы и величины, сплетенных из коры, лозы, соломы, лыка.

Разнообразны были и формы кухонной посуды - чугунных котлов, горшков, сковородок, колосниковых решеток.

Наиболее примитивная посуда и способы приготовления пищи дольше сохранялись у сельскохозяйственных рабочих и пастухов, которые длительное время находились далеко от дома. Например, они жарили жаркое на вертеле, птицу на углях и пр.

Изменения в типах очага, в формах и материале кухонной посуды, происходившие особенно быстро в течение последних 150 лет, привели к значительным переменам в меню, вкусе отдельных блюд.

После установления в Венгрии народно-демократической власти, с повышением материального благосостояния народа Пищевой режим широких народных масс улучшился, меню стало более разнообразным. Резко выросло потребление мяса, молока, сахара. Традиционные блюда венгерской кухни, которые раньше были мало доступны для бедноты, стали потребляться широкими слоями населения.

Одежда

До конца XIX в. ткани и одежду для крестьян изготовляли сельские мастера, которые руководствовались издревле установившимися традициями. В Венгрии имелись большие различия между дворянской и крестьянской одеждой. Кроме того, существовали определенные различия в платье бедных и зажиточных крестьян - главным образом в украшениях, качестве ткани, а также в количестве костюмов. Имелись различия в одежде по профессиям. Особенно оригинально было платье пастухов. Так, хортобадьские чикоши (табунщики) носили широкополые шляпы, синие рубашки и широкие полотняные штаны гатьи (gatya ); у кан- дашей (свинопасов) гор Матра брюки были черного цвета; характерной частью одежды землекопов, живущих вдоль Тцсы, были бархатные брюки.

Существовали и возрастные различия в одежде, особенно в головных уборах. Возрастные различия проявлялись и в прическах.

В праздники, на свадьбу, во время траура надевали особые костюмы. Праздничные платья надевали и в ярмарочные дни.

Времена года не всегда влияли на перемену платья. Так, известно, что в прошлом веке на Большом Алфельде иногда и зимой пастухи пасли скот в рубашке и гатьях. С другой стороны, пастухи даже в самые жаркие дни приходили в город в нарядном сюре - белой суконной накидке.

Женская одежда

Женские рубахи обычно короткие, но прежде венгерские женщины носили и длинные рубашки. У плечей они часто красиво вышиты или украшены сборками. Обильна вышивка на рукавах у шаркезских, калотасегских и тороцкойских женских рубах.

Pendey - нижняя юбка, сшитая из полотна, - поясная одежда. В восточной Венгрии носили пендей одинаковой ширины вверху и внизу, на западе и на севере пендей внизу были более широкими. У молдавских венгров и на западе Венгрии женщины поверх пендей обертывали кусок цветной шерстя- ной ткани и укрепляли его на талии шерстяным поясом ( katrinca ). Один из нижних углов ткани закалывался так, чтобы из-под нее можно было видеть белый пендей. Тип верхней юбки отчасти развился позднее из пендей, отчасти же эта одежда попала в село из города.

Среди женщин было широко распространено ношение различных безрукавок (pruszlik ), чаще бархатных, напоминающих мужские жилеты, плотно прилегающих в талии. Пруслики украшали шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой. В Трансильвании пруслик часто выкраивался вместе с юбкой и напоминал сарафан.

Непременной частью женской одежды был фартук. Особенно нарядны покрытые обильной вышивкой фартуки у женщин калотасегов и матьо. У последних мужчины тоже носили фартуки.

Женской зимней верхней одеждой был короткий, до талии, сшитый из овчины кедмен (kodmon ), который, в сущности, заменял зимнее пальто. Под него набрасывали на плечи сложенный треугольником шелковый или шерстяной платок, перекрещивающийся на груди. Как и мужчины, женщины носили меховую накидку - шубу (suba ) короткую, до талии, обычно коричневого цвета.

Женщины еще 30 лет тому назад носили преимущественно длинные волосы. Девушки ходили с завитыми распущенными волосами, замужние же женщины волосы закручивали и по-разному закалывали. В некоторых областях задунайской части страны и у палоцей женщины завивали волосы во множество локонов.

И сейчас еще пожилые женщины стараются не ходить с непокрытой головой. Были распространены разнообразные чепчики - от простых полотняных, часто вышитых золотыми и серебряными нитями, до высоких, сложных. Особо следует отметить головной убор женщин Задунайского края, так называемый пача ( pacsa ). Делают его из белого полотна. Старинный девичйй головной убор - parta . С него на спину свешиваются длинные шелковые ленты. В Шаркезе нашивали на парту по пять, семь или девять рожков. В настоящее время парту носят очень редко.

На юге страны характерной женской обувью были особые туфли - p " apucs . Их шили из кожи и бархата и украшали яркой вышивкой. Один из центральных пунктов их изготовления - город Сегед. Калотасегские, палоцкие и тороцкойские женщины носили красные или желтые сапоги.

Мужская одежда

Мужские рубашки на севере и западе шили короткими, часто с широкими рукавами. Рубашки же венгров в южной и восточной части страны были очень длинными, доходящими до колен. Позднее почти повсюду мужчины стали носить довольно длинные рубахи (ниже поясницы), часто с очень широкими, развевающимися рукавами: в плече рукав собирался в складки и поэтому покрывающая предплечъе часть была очень широка. Такие рубахи иногда носят еще и в наши дни пастухи Алфельда.

В западной части венгерской этнической территории мужчины носили узкие штаны, в восточной - очень широкие, напоминающие юбку.

Верхнюю одежду большей частью шили из шерстяной ткани или из овчины. Из грубошерстного сукна, длинный ворс которого на первый взгляд очень напоминал овчину, шили guba - чрезвычайно простого покроя пальто. Рукава губы были очень длинными; обычно ее носили наброшенной на плечи. В прошлом у бедняков на всю семью была одна общая губа. Нередко новую губу носили женщины, а подержанную - мужчины.

В северной и северо-восточной части Венгрии был распространен сюр ( sziir ) - исключительно мужская верхняя одежда, похожая на плащ. Сюр шили из белого сукна. Его носили как накидку, и поэтому часто рукава использовались вместо карманов. Сзади у сюра большой воротник, который ранее был капюшоном. Этот воротник обильно украшен вышивкой из стилизованных цветочных мотивов и аппликациями из сукна. Есть несколько местных вариантов сюра. К востоку от Тисы местами его носят еще и сейчас.

Кроме губы и сюра, у венгров известны и более легкие длинные суконные пальто, различные по покрою. Среди традиционной суконной одежды следует отметить разнообразные по цвету и покрою жилеты. Калотасеги носили поверх жилета прилегающее в талии синее суконное пальто.

У венгров было в обычае украшать суконную одежду шнурами. У секеев каждая социальная группа общества имела особый цвет отделочного шнура.

Меховую одежду, за исключением дождливого времени, носили ворсом вниз. Зимой часто одевали меховые жилеты, застегивающиеся спереди, и меховые пальто с рукавами (kodmon ), также застегивающиеся спереди. Мужчины также носили кедмен, доходящий до колен или до лодыжек, надевая его прямо на рубашку.

Самой распространенной верхней одеждой населения Большого Алфельда была меховая шуба типа плаща, без рукавов. Ее шили из нескольких овечьих шкур таким образом, что в разостланном виде она имела форму почти полного круга.

Для венгерской мужской одежды характерны также широкие кожаные пояса,20-25 см шириной, которые называются «тюсе» ( tiisze ). Такой пояс носили под одеждой на голом теле. Он защищал от холода поясницу и живот, и, кроме того, имел несколько карманов для мелких инструментов и других вещей.

Мужские головные уборы очень разнообразны. В форме шапок и шляп часто сказывались профессиональные различия. Пастухи Большого Алфельда носили, например, широкополые шляпы. Шляпы баконь- ских канасов (свинопасов) были цилиндрической формы, с закрученными кверху полями.

Народная мужская обувь называлась «bocskor ». Раньше бочкоры носили даже небогатые дворяне. Обычно их делали из кожи, но в венгерской народной поэзии есть упоминание о лаптях, сплетенных из березовой коры. Прежде чем надеть лапти, венгр обычно обматывал ногу тряпками или кусками кожи. В Алфельде вместо этого надевали на ноги кожаные похожие на трубы футляры (тип мокасин).

Мужские венгерские сапоги старого покроя, чаще черного цвета, имели шов не сзади, а сбоку.

Следует упомянуть еще о дворянском платье, которое в XVIII-XIX вв. оказало большое влияние на одежду всей Центральной Европы. Венгерская дворянская одежда была богато отделана шнуровкой и мехом; покрой дворянских плащей переняли не только венгерские крестьяне, но и крестьяне других народов Центральной Европы.

В Венгрии существует несколько характерных местных комплектов народного костюма. Таков, например, секейский костюм в Трансильвании, калотасегский и тороцкойский костюмы. Много старых элементов одежды сохраняют еще молдавские венгры. Особенно многокрасочными костюмами отличаются группы матьо, шаркезы, палоцы района Капувер и вепгры, живущие в Словакии (окрестность города Зобор).

С конца прошлого века в деревню стали проникать фабричные промШп- ленные изделия, и народный костюм сильно изменился. Эти изменения стали особенно заметны в последние два десятилетия. Меняют одежду прежде всего те сельские жители, которые начинают работать в городах. Венгерские трудящиеся стали носить рабочую одежду, изготовленную фабричным способом. Ее охотно носят и женщины. Очень популярны резиновые сапоги и боты. Конечно, традиционную одежду народ оставляет не сразу. В Мезекевешде, у матьо, пожилые женщины еще и сейчас носят старое народное платье, тогда как молодые после 1945 г. отказались от не приспособленной к работе народной одежды. В последнее время среди пастухов, работающих в государственных хозяйствах и производственных кооперативах, началось движение за возвращение к традиционным видам профессиональной одежды (например, сюр, шуба).

В Шаркез и у палоцей женщины еще часто носят старого покроя юбки, кофты, но ботинки и чулки у них уже покупные.

Во многих селах полный народный костюм жители надевают в дни больших праздников- на первомайскую демонстрацию, на свадьбу и пр. Народную одежду в праздничные дни можно увидеть, например, на женщинах деревни Эгер возле Будапешта, в деревне Буяне.

Городские и сельские коллективы художественной самодеятельности выступают в народных костюмах.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра технологии и предпринимательства

Женский венгерский национальный костюм.

Выполнила: студентка гр.481-3

Мазова А.С.

Челябинск, 2014

Культура и искусство Венгрии.

Национальная культура имеет богатые традиции, однако в силу периферийного положения страны в Европе и языковой изолированности сравнительно мало известна за пределами Венгрии. Зарождение венгерской культуры совпадает с обращением венгерского народа в христианство в конце 10 в. В период правления короля Иштвана I (1000–1038 гг.) государство и общество были перестроены по западноевропейским образцам, остатки старых традиций искоренены, а всякое влияние восточной культуры исключено. Латинский язык, который использовался Римско-католической церковью, стал «официальным» языком Венгрии. Это означало, особенно в средние века, что подавляющее большинство летописцев, ученых и педагогов были священниками. В эпоху Ренессанса итальянские ученые и мастера искусств стекались ко двору короля Матиаша I Корвина (1458–1490 гг.), который покровительствовал деятельности гуманистов. В 15–17 вв. появилась венгерская национальная идея, согласно которой венгры являются «бастионом западной цивилизации» для защиты против антихристианского турецкого империализма. Эта идея сохранилась и в 20 столетии.

Венгерская национальная одежда.

Основные части венгерского женского народного костюма – это короткая вышитая рубашка со сборками на плечах, и широкими рукавами, очень широкая и короткая юбка, собранная у талии в сборки, надеваемая обычно на несколько нижних юбок и яркая безрукавка (пруслик), прилегающая в талии, украшенная шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой, сверху одевали фартук. Очень разнообразны были женские головные уборы: различной формы чепцы, по-разному повязываемые платки. Девушки повязывали голову широкой пестрой лентой, соединяя се концы бантом, или же надевали особый твердый обруч, украшенный бусами, стеклярусом, лентами. Мужской народный костюм состоял из короткой холщовой рубашки, часто с очень широкими рукавами, узких черных суконных брюк (на востоке) или очень широких холщовых брюк (на западе), короткого темного жилета, отделанного шнуровкой и тесьмой. На ногах носили высокие черные сапоги, а головным убором служили различной формы соломенные и войлочные шляпы.

История национального венгерского костюма.

Костюм венгерских дворян на протяжении XVI века испытывал различные влияния – немецкое, итальянское, испанское, турецкое. Так что к началу XVII столетия он часто представлял собой сложную комбинацию различных стилевых элементов. Можно выделить два основных типа мужской и женской одежды "на венгерский" и "на немецкий манер". Причем под немецким тогда понимались заимствования покроя и деталей костюма всех западноевропейских стран.

В Венгрии XVI- XVIII веков среди особ королевского рода и придворных считалось хорошим тоном одеваться на национальный манер, особенно в дни национальных праздников. А за излишнее следование иностранной моде могли не пустить на светские приемы или даже поколотить. Анонимный автор писал: «Прежде многих дворян было не отличить от мастеровых, многих венгерских дам от их горничных, дочерей от матерей - все они носили одинаковую одежду, - теперь же тот не венгр, кто одет не по-венгерски».

Крестьянки и знатные дамы одевались одинаково: костюм состоял из корсажа на шнуровке, рубашки с пышными рукавами, широкой юбки с длинным узким передником. Корсаж мог застегиваться на ряд пуговиц, или же утягиваться при помощи шнуровки сзади или спереди. Голову девушки украшала парта, напоминавшая кокошник, а замужняя женщина носила чепец. Нет нужды говорить, что наряд дворянки шился из бархата или атласа, отделывался золотым шитьем, кружевами, жемчужными нитями. Такие платья изготовлялись долго, стоили дорого и передавались по наследству от матери к дочери.

Для богатых одеяний использовали шелк, бархат, батист, узорчатую парчу, шерстяные ткани. Венгры часто покупали турецкие, немецкие, испанские ткани. Меха ценились дорого и служили признаком благосостояния.

У многих дворянок костюмы имели национальный оттенок, выражающийся в деталях, отделке, цветовых сочетаниях.

Костюм знатных и состоятельных людей, как мужской, так и женский, мог украшаться вышивкой с ренессансными мотивами, кружевами, шнурками, галунами, позументами, нарядными ювелирными украшениями из золота и серебра с драгоценными камнями, жемчугом и широким применением цветных эмалей.

Часто дамы носили кошель на поясе на длинных шнурках до земли. Голову украшали венки, сеточки, наколки с цветами и лентами, чепцы и другие головные уборы, в том числе праздничный высокий головной убор в форме цилиндра с длинными лентами.

Крестьянская повседневная одежда была проста и удобна и не испытывала иноземного влияния. Сельская замужняя женщина (XVII в.) носила вышитую рубашку с присборенной горловиной и рукавами. Верхняя юбка часто состояла из двух несшитых в боках половинок с нижней светлой юбкой. Она подпоясывалась кушаком, носила остроносые башмаки с завязками вокруг щиколотки и повязку на голове.