Влияние обучения и воспитания на развитие личности. Воспитание

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильного вклада - с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой. Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия -эт о окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.

Влияние воспитания на развитие личности Воспитание - главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве,

Роль воспитания оценивается по-разному - от утверждения его полной бессилие и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Воспитание - это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития.



Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л. С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

9. Педагогическая деятельность: методологическая структура, строение и структурно-функциональные компоненты.

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию , всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:
  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:
  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития .

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность , готовит к осознанному выбору .

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам . В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;
  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

Воспитательный процесс в школе является частью целостного , который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

  • прагматической;
  • гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция , имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, какА.С. Макаренко , В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Воспитатель стремится сформировать у своих воспитанников определенные качества личности. Он не в силах передать им нужные качества личности, так же как воспитанники не способны у воспитателя их взять. Можно с утра до вечера рассказывать детям, как важно быть честным, подробно объяснять, что такое честность, и призывать детей быть честными. Но это вовсе не приведет к тому, что дети обязательно станут честными. Качества личности складываются, вызревают как кристаллы.

Как же помочь их образованию? Для этого надо, прежде всего, разобраться в сущности этих качеств и в особенностях этого процесса.

Основу качества личности составляет некоторое отношение. В основе честности и нечестности лежат определенные, хотя и противоположные отношения к чужой собственности; дисциплинированность - это отношение к установленным порядкам. Все это нравственные отношения. Но можно говорить и об эстетических, экологических и других отношениях как качествах личности. Именно отношения ребенка - главный предмет заботы воспитателя.

«Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала - с детства - в такие взаимоотношения с другим человеком (со всеми другими людьми), в которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью».

Слово «отношение» употребляется в разных смыслах. Отношение - это, прежде всего, элемент и характер связи и взаимодействия между людьми, а также особенность связи с окружающими предметами и явлениями. Человек постоянно вступает с окружающим миром в те или иные живые, действующие, функционирующие отношения, без этого невозможна никакая деятельность. Ко всему окружающему, ко всем значимым для него людям и явлениям он как-то относится, причем эти отношения - весьма разные ; объекты (или предметы) его отношений представляют для него неодинаковую ценность - в зависимости от его потребностей и представлений.

Однако если некоторое значимое для человека ценностное отношение длительно, многократно повторяется, оно может задержаться, отложиться, затвердеть в психике человека, стать частью его личности.

Допустим, ребенок не подчинился матери, не выполнил ее требования. Это вовсе не значит, что он недисциплинирован. Но если он не выполняет раз, другой, третий требований матери, распоряжений учителя, порядков, установленных в школе, в магазине или других общественных местах, то вполне возможно, что это войдет в стиль его поведения, в его привычку, и недисциплинированность превратится в качество личности. В основе этого качества тоже имеется определенное отношение. Сначала это было текущее, живое, не закрепившееся отношение. Теперь оно закрепилось, и его можно определить как элемент психики: в данном случае отношение - это установившаяся и закрепившаяся в психике человека своеобразная, характерная для него связь с объектами окружающего мира.

Основа сложившегося качества личности представляет собой отношение в трех формах:

  • убеждение (рациональное отношение)
  • привычка (стереотип поведения)
  • эмоционально-волевая установка и мотив деятельности.

Если какой-либо из этих форм в некотором качестве нет, то

отношение (и, соответственно, качество личности) неполное, возможно, оно только складывается.

Поскольку затвердевшее отношение является сутью качества личности и потенцией будущего поведения человека, именно на выращивание культурного, социально ценного отношения, прежде всего, и направлены силы воспитателя Поэтому воспитателя интересует, как вызвать у ученика нужные, культурные отношения к окружающим и как закрепить эти отношения.

Качество личности навязать детям нельзя, потому что собственное отношение складывается свободно. Оно возникает в процессе собственной деятельности и связанных с нею переживаний и размышлений. Детям, а особенно подросткам и юношам не может нравиться, если кто-то пытается давить и явно влиять на их отношения. Отсюда следует, что ребенок не должен видеть, как его воспитывают. Процесс воспитания должен быть скрыт от детей, иначе он неизбежно вызовет их сопротивление.

Какие именно отношения будут возникать, функционировать и закрепляться, зависит от всей организации деятельности детей, а если говорить шире - жизнедеятельности. Поэтому посмотрим на деятельность повнимательнее.

Человек включается в некоторое дело тогда, когда у него появляется свой мотив, желание делать именно это. Мотив пробуждается одной из потребностей человека, материальной или духовной.

Появившийся (или выбранный из нескольких, возникших в сознании) мотив включает цепочку деятельности. Осознается желаемая цель, вырабатывается план действий, осуществляется (под контролем сознания и иногда с необходимой их корректировкой) ряд действий, достигается цель. И тогда акт деятельности закончен.

Схематично это выглядит так: пробудившаяся потребность - возникший мотив - цель - план действий - последовательные действия - коррекция (при необходимости) - полученный результат.

Например. Захотелось кушать - подумал : «Неплохо бы поесть!» - понял : «Пора обедать!» - решил: надо разогреть суп и второе, достать компот из холодильника, накрыть на стол, нарезать хлеб - все это выполнил, однако забыл положить на стол ложку - достал ложку - пообедал. Таков конкретный пример деятельности.

Но в нашем примере не хватает главного с воспитательной точки зрения - отношения. На самом деле, кроме запланированного прямого результата, т. е. желаемого конкретного продукта, деятельность порождает некоторый незапланированный самой личностью побочный результат - возникновение группы тех или иных отношений.

Возьмем тот же пример обеда. Обедая, человек может стараться быть поаккуратней, а может и не обращать на это внимания. Испытывает благодарность к тому, кто приготовил обед, а возможно, совсем иные чувства. Может экономно использовать продукты питания, а может и транжирить их. Может наслаждаться этим процессом, а может безразлично «насыщаться». Короче говоря, при подготовке и в процессе обеда возникают и проявляются определенные отношения.

В неменьшей степени это свойственно для всей деятельности человека. В процессе его разнообразной жизнедеятельности он включен в большое число одновременно функционирующих отношений. Причем связи деятельности и отношений не одномерны: отношения человека порождаются и закрепляются в деятельности, но, возникнув и закрепившись, они влияют на последующую деятельность и поведение человека.

То же можно сказать и о деятельности и отношениях ребенка. Имея в виду воспитание детей, А.С. Макаренко написал так: «Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот “хаос” не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитателя» .

Отношения проявляются в деятельности, поведении ребенка, в его высказываниях и переживаниях. В реальной жизнедеятельности человека многие отношения переплетаются и взаимосвязаны.

Еще раз подчеркнем сложность и переплетение этих отношений. Одновременно у одного и того же школьника могут быть и сочетаться такие отношения: любовь к отцу, недоверие учителю, симпатия к жулику. Возможен целый комплекс разных, хотя и одновременных отношений к одному и тому же человеку. Например: любовь к отцу, недоверие ему, презрение и жалость!

При такой сложности отношений воспитатель не может влиять лишь на одно из них. В реальном воспитательном процессе, организуя деятельность детей, он влияет на систему отношений , и даже не одного ребенка, а целой группы детей, с которыми приходится работать.

Все это предопределяет сложность воспитательного процесса, а также проблематичность, вариативность и вероятность

Воспитание - третий существенный фактор развития и формирования личности. Оно корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности. В отличие от социализаци ее, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (школьное, семейное, религиозное воспитания), как своеобразныйй механизм управления процессом социализации идеальной целью которой является человек, отвечающий социальным требованиям и одновременно противостоит негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, которые тормозят развитие его индивидуальности. Вы иховання выполняет две основные функции: упорядочивает весь спектр воздействий на личность и создает условия для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Сила воспитательного воздействия заключается в целеустремленности, систематичности и в квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно базируется на сознании человека и требует его участия, вместо наследственность и среда действуют не сознательно и подсознательно. Именно этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человекдини.

Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк - от утверждения его полного бессилия и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохих воздействиях среды) к определению. Ання единственным средством изменения человеческой природ.

Без сомнения, воспитание не может повлиять на особенности таких физических качеств, как цвет глаз, волос, кожи, общую конституцию ребенка. Однако может повлиять на ее общее физическое развитие, ведь путем м специальной тренировки и упражнений можно укрепить и закалить здоровье человека, что, в свою очередь, отразится на ее активности и трудоспособностиі.

Природные задатки могут развиться в способности лишь под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности развития задатков и превращения их в. Способности, а также для развития в таланта, нужны работоспособность и трудолюбие. Последние являются теми качествами, которые достигаются в результате воспитанияня.

Большое значение для понимания возможностей воспитания в формировании личности человека имеет опыт обучения, воспитания и приобщения к жизни слепоглухих от рождения детей, все контакты которых с жизнью и о овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками происходят под руководством воспитателя. Основой методики их воспитания является так называемая спильнороздилена деятельность, в процессе которой воспитатель пос лаблюе свое руководство с целью поддержки пробужденного у ребенка стремление выполнить действие самостоятельноо. 1

Воспитание вносит в судьбы людей разный вклад: от незначительного до максимально возможного. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Лозунг"воспитание может все", с которым. Неоднораз. ЗОВО выступала педагогика, себя не оправдалае виправдало.

Специальные исследования показали, что воспитание способно обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание малышей обезьяны в одинаковых с ребенком условиях показало, что малыши обезьяны, имея такие же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем временем не приобретают никакой психической качества, присущего (исследование. Н. И. Ладыгина-Котс)с) .

Восприятие человеком воспитательного воздействия зависит от уровня ее подготовки к этому восприятия, обусловленный влиянием наследственности и среды. Диапазон восприятия воздействия очень широк - от полного игнорув ния воспитательных требований к абсолютному подчинения воле воспитателя. Существующий"сопротивление воспитанию", как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателя, решает судьбу конечного результато результату.

Результативность воспитательного воздействия зависит от соответствия целей, содержания и методов воспитания не только достигнутому уровню развития ребенка -"уровню актуального развития", но и"зоне ближайшего развития в"(Л. С. Выготский). Ориентируясь на процессы, которые еще не созрели, находятся в стадии становления, воспитатель может создать новую"зону актуального развития", повести за собой развито", повести за собою розвиток.

В этом смысле воспитания является главной силой, которая способна сформировать полноценную личность

физический, духовный, а, психическое развитие личности осуществляется в деятельности

Под понятием деятельность понимают все разнообразие занятий человека, все то, что она выполняет. Основными видами деятельности детей и подростков является игра, учение, труд. По направленности выделяют познавательную в, общественную, художественную, спортивную, техническую, ремесленные и. Гедоническая (направленную на получение удовольствия) деятельность. Особым видом деятельности является общение. Из глубины веков дошли до нас мудрые сп выговорння:

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, то человеком считаться не масс права

. Яа. Коменский

Что человек делает, таковой она и является

. Г. Гггель

Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев

. ДИ. Менделеев

Деятельность - путь к знаниям

. Б. Шоу

Ничто так человека не моментально, как опыт

AC. Макаренко

Если вы удачно выберете труд и вложите в нее всю свою душу, то счастье само вас найдет

. КД. Ушинский

Высказывания выдающихся людей свидетельствуют о прямой связи между интенсивностью деятельности и результатами развития. Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень ее развития в ней. Конечно, рам мКи действия этой закономерности не безграничны. Они регламентируются способностями, возрастом, организацией самой деятельности и и ін.

Деятельность может быть активной и пассивной. Работа, выполняемая без желания, настроения не обеспечивает высоких результатов развития. Эффективное развитие происходит только в процессе активной, эмоционально. Забара рвленои деятельности, в которую человек вкладывает всю душу, полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовольствие, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важ ива не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, что проявляется в этой деятельностиості.

Воспитание играет главную роль в развитии личности лишь при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности по работе над собой, то есть когда развитие приобретает характер в саморазвитии. Вот почему. Л. М. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодоносное дерево. Ведь в буквальном смысле человек его не выращивает - оно само растет. Она лишь копает землю, вносит добри ва, обрезает лишнее ветви, то есть создает необходимые внешние условия, способствующие его саморазвития. Сам же развитие происходит по своим внутренним законам. Нечто подобное наблюдается и в саморазвитии в личности. Хотя он и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но они развивают и формируют личность в определенной, благодаря которой вызывают положительный отклик в его внутренние и сфере и стимулируют собственную активность в работе над собоад собою.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Каждый, кто желает к ним присоединиться, должен достичь этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. А. Дистервег

Понимание роли активности самого человека в собственном развитии позволяет педагогу целенаправленно организовывать деятельность школьника, ставить его в позицию активного деятеля, вооружать такими способами действие ности, позволяющие активно проявлять свои силы; изучать его личностную своеобразие, раскрывать потенциальные возможности, т.е. разумно направлять процесс развития личности.

Семейное воспитание , как основная функция семьи в отношении к ребенку, является системой, формирующей и прививающей нормативную, этическую, моральную, психическую базу воспитываемому ребенку.

Семья на начальных стадиях жизни ребенка выступает в качестве главенствующей структуры, влияющей на всю жизнедеятельность и развитие ребенка. Она выполняет следующие задачи:

1) создание условий для оптимального роста и развития ребенка;

2) защита ребенка от социально-экономических, психологических, агрессивно-физических факторов;

3) интуитивное обучение созданию семьи, сохранению в ней благополучия, правильному отношению к старшим и воспитанию детей на примере уже существующего порядка данной семьи;

4) воспитание самоуважения, самодостаточности, чувства собственного достоинства.

Семейное воспитание само по себе также является сложной системой и обладает следующими принципами:

1) ребенок должен быть вовлечен в функционирование и распорядок семьи как равноправный ее член;

2) воспитание должно осуществляться разумно и гуманно в доверительной среде;

3) принципы воспитания не должны противоречить друг другу (даже если принципы высказаны разными ее членами);

4) в процессе воспитания должна осуществляться помощь каждого члена семьи ребенку в необходимых вопросах.

5) относиться к ребенку, как к человеку с неустоявшейся личностной системой норм и порядков, не требовать от него невозможного, всячески оберегать его покой, создавая здоровую и спокойную атмосферу внутри семьи.

У семейного воспитания помимо принципов выделяют методы. На первом месте – личный пример. Помимо примера к методам относят доверие, любовь, поручение, традиции, контроль, юмор, похвала, сочувствие, обсуждение, сопереживание и т. д.

Семья осуществляет воспитание и развивает в ребенке умственные, физические, нравственные, моральные, этические стороны личности.

Недопустимым является применение в качестве воспитательной меры физического наказания. Применение силы приводит к развитию у ребенка психологических, физических, нравственных комплексов и травм, что может привести к осложнению общения ребенка как с наказывающими родителями, так и с другими людьми. Ребенок может стать замкнутым, резким, недоверчивым. Это явление выделяется в отдельный феномен называемый синдром опасного обращения с детьми .

В психологии традиционно выделяют несколько типов семей:

1) благополучная семья;

2) распадающаяся семья;

3) распавшаяся семья;

4) семья конфликтная;

5) семья неполная.

Благополучная семья – семья, реализующая гиперопеку. Дети в таких семьях, как правило, привередливые, капризные, инфантильные, слабо усваивающие житейские принципы.

Распадающаяся семья также характеризуется гиперопекой. Это порождает безнадзорность; не формируются социальные навыки у детей. Из таких детей вырастают тунеядцы.

Распавшаяся семья характеризуется эмоциональным отвержением (воспитание по типу Золушки.) Ребенка не любят или никак не проявляют чувства к нему. Дети становятся навязчивыми, некоторые дети озлобляются, мстят взрослым. Такие дети уходят в мир сказочных фантазий, в котором они окружены любовью.

Конфликтная семья характеризуется противоречивым воспитанием. Дети становятся двуличными, становятся на сторону того родителя, чью точку зрения им поддерживать выгодно, и, в конечном счете, приобретают невроз.

Неполная семья характеризуется сухим и строгим воспитанием. Дети становятся навязчивыми и ожесточаются.

Любой конфликт в семье, не говоря о ее деформации, пагубно сказывается на психике ребенка. Выделяют два вида деформации семьи: структурную и психологическую .

Структурная деформация – нарушение целостности семьи, дробление и разделение, вызванное смертью одного из родителей, уходом из дома одного из членов семьи, разводом родителей и т. д.

Психологическая деформация – нарушение целостности системы ценностей, наличие ненормативных установок, непонимание друг друга членами семьи, может быть вызвано пристрастием одного из членов семьи к наркотикам или алкоголю, вступление в религиозную секту, объявление бойкота родителями друг другу и т. д.

Влияние матери на развитие ребенка является основополагающим. Выделяют следующие типы матерей:

1) мать «Снежная королева» – мать холодная, неприступная, повелевающая, непреклонная;

2) «унтер Пришибеев» – мать, постоянно наказывающая, грубая, часто прибегающая к физическим наказаниям;

3) мать-«наседка» – опекающая;

4) мать «Царевна Несмеяна» – мать принципиальная, любящая читать нотации, вечно чем-то обеспокоенная, иронизирующая;

5) «суматошная мать» – мать взбалмошная, делающая из мухи слона, невротизирующая;

6) мать-«вечный ребенок» – постоянно драматизирует ситуацию, несамостоятельная, обидчивая. Отдает своего ребенка на поруки более сильному, любому, кто готов взять на себя ответственность.

В психологии выделяют пять стилей воспитания:

1) авторитарный – полное подавление воли ребенка, полный контроль его действий со стороны родителей, ограничение самостоятельности, применение физических наказаний. В такой семье ребенок может вырасти морально подавленным, безынициативным, во всем полагающимся на других. В случае, когда ребенок пытается противостоять такому стилю воспитание – он рано уходит из дома, перестает поддерживать отношения с семьей, полностью от них независим;

2) демократический – родителями поддерживается любая инициатива ребенка (в разумных пределах), ему оказывается всевозможная посильная помощь. Ребенок выступает в качестве полноценного члена семьи, однако, в свою очередь, от него требуется ответственность за свои поступки, дисциплинированность, послушность;

3) попустительский – снисходительное отношение к любым действиям и инициативам ребенка. Предоставление его самому себе. Отсутствие ограничений. Нежелание принимать участие в воспитании ребенка, поддерживать и опекать его, разделять с ним его переживания. Ребенок воспринимает такое отношение как равнодушие, отдаляется от родителей, теряет уважение в ним. Возможно подпадание под влияние более сильного человека;

4) опекающий – принятие на себя родителями всех решений за ребенка, чрезмерное оберегание и опека. У родителей жизнь ребенка вызывает излишнюю тревожность, они стараются всячески оградить ребенка, решая за него все возникающие трудности. В связи с чем он вырастает беспомощным, неспособным самостоятельно принимать решение, избалованным, неспособным полноценно общаться со сверстниками. Сильно развито чувство эгоцентризма;

5) хаотический – непредсказуемость и разрозненность воспитательных мер. Отсутствие единого направления, разногласия в требованиях к ребенку. В такой семье у ребенка повышается тревожность, неуверенность в себе, импульсивность, занижается самооценка, вяло осуществляется самоконтроль и слабо развито чувство ответственности.