Воспитательский час «Семья и семейные ценности. Классный руководитель

ГБОУ СПО ПО

«Кузнецкий многопрофильный колледж»

СП «С/х и строительство»

Классный час на тему:
«Семейные традиции»

Мастер п/о Пономарева Т.И.

Психолого – педагогический анализ воспитательного мероприятия
Группа № 193

Преподаватель – Пономарева Татьяна Ивановна

Тема мероприятия «Семейные традиции»

Форма мероприятия – посиделки


  1. ^ Анализ подготовки воспитательного мероприятия.
Цель: познакомить обучающихся с семейными традициями разных народов, национальными особенностями праздников, формирование нравственных основ семьи, закрепление правил поведения членов семьи, при проведении совместных праздников.
План проведения мероприятия:

  1. Национальности и национальные праздники.

  2. Семейные традиции.

  3. Игровые ситуации «Ко мне пришли гости».

  4. Национальный костюм (выставка).

Инициатором мероприятия выступил актив группы, т.к. состав группы

многонационален. В подготовке принимали участие все обучающиеся. Под руководством мастера п/о Пономаревой Т.И. актив группы разработал сценарий, распределил ролевые ситуации, родительский комитет назначил ответственных за подготовку материала о национальных праздниках. Активность при подготовке мероприятия у обучающихся была высокой. Они с большим интересом отнеслись к выбранной теме, искали неожиданные, интересные стороны национальных традиций. Оформили красочную выставку элементов национальных костюмов.


  1. ^ Анализ хода мероприятия.
Место проведения мероприятия было оформлено в национальном стиле.

Внешний вид присутствующих соответствовал направленности мероприятия

(все имели элементы национального костюма). Во время мероприятия рассказы о национальных традициях, сопровождались музыкальным оформлением, прозвучали национальные песни и мелодии. С помощью видеоаппаратуры был продемонстрирован эпизод праздника «Сабантуй». Обучающиеся показали борьбу на полотенцах. Игровые ситуации прошли эмоционально, интересно, т.к. участвовали родители, бабушки и дедушки.

Главный метод педагогического воздействия, которым пользовалась мастер п/о при проведении праздника – создание раскрепощенной эмоционально – положительной обстановки во время проведения праздника.


  1. ^ Анализ эффективности проведенного мероприятия.
Выбранная тема современна и актуальна. Укрепление семьи, ее традиций – это государственное дело. У обучающихся формируются нравственные позиции по отношению к семейным традициям, они учатся видеть в семье основные моральные ценности, формируется чувство гордости за национальные традиции и терпимое отношение к культурным основам разных народностей, населяющих наш город.

Данное мероприятие показало, что за полгода группа смогла сплотиться, между обучающимися дружеские, ровные отношения, ребятам интересно быть в коллективе. Важно, что в этом им помогают не только педагоги, мастер п/о, но и родители, которые принимают самое активное участие во всех мероприятиях, проводимых в группе.


  1. ^ Психологический анализ педагогического руководства
данным мероприятием.

Мастер п/о Пономарева Т.И. придерживается демократического стиля в работе с группой. Пользуется безграничным уважением и авторитетом. Она сумела подобрать работоспособный актив обучающихся и родителей, которые в дальнейшем являются ее основными помощниками в воспитательной работе.

Все поставленные задачи были достигнуты.

План:


  1. Рассказ о национальных традициях.

  2. Ознакомление с национальными обрядами.

  3. Семейные традиции семей: Башкировых, Гриваловых, Ризвановых.

  4. Заключительная часть.

Оформление:

Выставка: предметов национальной одежды, книг, предметов быта, выпечка.

Цель: ознакомление обучающихся с семейными традициями разных народов, национальными особенностями праздников, формирование нравственных основ семьи, закрепление правил поведения членов семьи, при проведении совместных праздников.
Форма мероприятия – посиделки

Место проведения – учебное кафе

Время проведения – 13.00 часов

Количество и состав – 30 человек (обучающиеся и родители)

^ Пономарева Т.И.: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами поговорим о тех, кто нас окружает, живет рядом с нами, это наши друзья и коллеги, соседи и родные, это мы с вами. Более ста различных народов проживает в современной России. Численность и территория каждого народа различны, но одно объединяет нас всех – это культура, обычаи, праздники - религиозные и бытовые, семейные или общечеловеческие, но в каждом из них проявляется самобытность народной культуры, традиций, мировосприятия. Праздник замечателен еще и тем, что его атмосфера помогает людям лучше узнавать и, главное, понять друг друга. В наше время, в области межнациональных отношений это особенно актуально. А сейчас, мы узнаем, обычаи и праздники русского народа.
^ Башкирова Т.В.: Начнем с вами с 1 сентября – по – старинному, именно в этот день встречали Новый год. Это в наши дни мы отмечаем этот праздник, как День знаний. С середины 14 века и до 17000 года в Московском государстве существовал особый ритуал встречи 1 сентября: ровно в полночь, в глубокой тишине со стены Московского Кремля раздавался грохот пушки, вслед за тем гудел самый большой колокол на колокольне Ивана Великого, а за ним начинали звонить колокола во всех московских храмах. В домах тушили огни, а с появлением солнца зажигали новый огонь. Так хлопотали потому, что в те давние времена 1 сентября считалось днем церковного Новолетия. Двигаемся далее по календарю, и следующий праздник – Воздвижение (27 сентября). Народное название праздника – Сдвижение, т.к. считалось, что к тому сроку весь урожай с полей уже сдвинулся на гумно и амбары. Считалось также, что это был и срок окончания летовки для лягушек, змей и разных букашек. Верили, что к Сдвижению они должны спрятаться в норы и гнезда, до весеннего тепла. В старину не советовали 27 сентября ходить в лес, чтобы случайно не встретиться со «змеиной свадьбой». Следующий праздник – Покров Богородицы (14 октября). Это один из любимых осенних праздников. В этот день молятся: «Батюшка, поров! Покрой избушку теплом, а хозяйку добром!» Топили печь и шли за дожиловым снопом, тем, что был сжат последним. Его хранили в переднем углу, под божницей, так как верили, что последний сноп хранит силу со всего сжатого поля. На Покров этим снопом кормили домашнюю скотину. В этот день девушки молились о хороших женихах. Двигаемся далее. Параскева – льеница – Параскева – пятница (10 ноября). В православии Параскева – пятница заметила старорусскую богиню Мокошь, которая покровительствовала земле, воде, браку, прядению и ткачеству. Этому женскому божеству был посвящен свой день – пятница. В этот день устраивались «льняные смотрины» - женщины и девушки выносили на улицу на показ обработанный лен, угощали друг друга пшеничной кашей, заправленной свежим льняным маслом. А вслед за этим праздником и Встреча зимы Катерина – санница подоспела (7 декабря). Зима в России долгая, поэтому сани ценились. Как надежное средство для передвижения. В этот день повсюду открывались санные торги. На разукрашенных санях устраивали праздничный выезд молодожены. А ровно через месяц наступает Рождественский сочельник (7 января). Это день накануне Рождества Христова. В сочельник разговляются сочивом или кутьей, то есть взваром из рисовых, пшеничных или же ячменных зерен с медом, сушенными ягодами и фруктами, а также блинами, оладьями, ладовыми пирогами, постными пряниками в виде звезды. Первыми в рождественский вечер появляются колядовщики. С этого дня начинали гадать на жениха. А уже 19 января наступало Крещение. Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках считается, что вода освещается. Старые люди говорят: «Крещение – такой великий праздник, что в этот день может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети и старики играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «орешки» или в жребий. Специально для игры пеклось много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения очень много орешков. А еще игра создавала настроение счастливой удачи, прибыли. У многих народов мира время перехода от зимы к весне отмечено особыми празднествами – карнавалами. На это время приходится и русская Масленая неделя. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица – это время блинов, оладий, сырников, хворостов, пирогов, пышек. Все эти лакомства первыми получали дети. Кульминация праздника – костры. Пока горел костер кричали: «Молоко сгорело!» или «Масленица сгорела в Ростов полетела!». Впереди был особый вечер – Прощенное воскресенье. Затем наступает Великий пост, который длиться 40 дней и заканчивается огромным праздником – Светлое Христово Воскресенье или как в народе говорят Пасха. Но пока поговорим о следующем празднике – Сороки. Встреча птиц (22 марта). 22 марта – день весеннего равноденствия и не было уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, чувильники или другие пенья в форме птиц. В православии день 22 марта посвящен сорока мученикам, поэтому в народе его называют Сороками. Говорят, что на Сороки из – за моря прилетают сорок птиц вешних. Повсюду в этот день дети песенками, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны. Вербница – это большой праздник, который празднуют в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи. Вербница стала своего рода детским праздником с обязательным посещением вербного базара. Здесь детям покупали красочно оформленные ветки вербы, яркие бумажные цветы, красные шары, игрушки, свистульки и дудки, сладости. Одна из старинных традиций – рано утром в Вербное воскресенье – слегка стегать детей, для здоровья, освященной веткой вербы. Пасха – самый большой христианский праздник. Встречая ее, все, кто только мог, отправлялись на полуношницу и крестный ход. Символ Пасхи – крашеное яйцо. А еще традиционно готовятся куличи и творог. А затем наступали августовские спасы: 9 августа – Медовый спас, 14 августа – Яблочный спас или Спас Преображения, 29 августа – Ореховый спас. В эти дни освещаются те продукты, которым спас посвящен. А сейчас мы переходим к обычаям и праздникам чувашей.
^ Гривалова Т.Б.: Заметное влияние на культуру чувашей оказало давнее соседство как со славянами, так и с племенами кочевников и булгарских племен. Христонизация чувашей началась довольно поздно - с середины 18 века. Праздник сева (Акатуй). Главными героями этого праздника были соха и земля. В этот день угощали кашей и вареными яйцами. Яйца зарывали на засеянном поле, символически желая большого урожая хлеба. Взрослые и дети состязались в бегах, устраивали скачки на лошадях. Синзе (сохранения урожая) – так в чувашском аграрном календаре называется время, которое по православным святцам примерно соответствует периоду от Вознесения до Духова дня. Эти 12 дней считаются особенно важными для сохранения урожая, люди всем своим поведением старались выразить уважение земле – кормилице. В эти дни не работают, а мужчины и женщины одевали белые одежды. Семейный культы. У каждой семьи имелись свои семейно – родовые духи – покровители - «ирихи». Чаще всего в качестве «ирихов» в старинных описаниях у чувашей упоминаются бытовые предметы, ветки рябины или само рябиновое дерево. «Ирихи» были семейными святынями, им молились в разных случаях жизни перед началом важной работы, при совершении годовых обрядов, чтобы принять какое – то решение.
^ Пономарева Т.И.: Обычаи и праздники мордвы. Мордва живут в Среднем Поволжье, в Республике Мордовия (г. Саранск). Мордовия подразделяется на мокша и эрзя. Все праздники у мордвы связаны с их хозяйственными занятиями. Крещение (19 января). В день Крещения пекли из теста разные фигурки лошадей, улья для пчел, скотные дворы. Это должно обеспечить изобилие скота, пчел, кур в настоящем году. В Крещение катались на лошадях. Праздники на опушке лесе. Весной, летом и осенью эти праздники проводились на опушке лесе, под старым вязом или дубом. В одних праздниках участвовали только мужчины, в других – женщины, в третьих – все вместе. Праздником – молением руководили самые старые жители села. Накануне таких праздников ходили в баню, надевали чистое платье (нельзя обращаться к духам и божествам нечистыми и в грязной одежде). При общем сходстве этих праздников и сопровождающих их обрядов, все – таки кое в чем они отличались. Например, в начале июня проходил праздник моления, посвященный лошадям – Алашань озкс. Лошадь – главное животное в хозяйстве. К божеству – покровителю обращали такие слова: «Дай нашим лошадям силу сердца, ноженькам их здоровья, загороди их от человека – колдуна, пусти на чистый корм, на зеленый луг». Свадьбы в мордовских селеньях отмечают широко и ярко. Все в красивой одежде. Очень часто – это национальная одеждакрасивое сочетание всех цветов радуги с украшениями, сделанными из старинных монет, бисера, раковин, янтаря и лент. Все желают молодым счастья, много здоровых детей. Но есть важное дело, без которого свадьба просто не может состояться – это пирог лукш. Его пекут накануне свадьбы из самой лучшей, самой белой пшеничной муки и обязательно круглым по форме. Обычно его везут из дома невесты в дом жениха, вместе с невестой. Специальное лицо, ответственное за доставку пирога, следит за тем, чтобы с ним ничего не случилось по дороге. Если его сомнут или испортят – это плохая примета для новобрачных. Фигурки из теста, что находятся не верху пирога, должны есть только женщины и девушки – подруги невесты и родственницы жениха. А вот начинку пирога – курицу, яйца и кашу – жених и невеста съедают вместе. Это залог их будущего семейного счастья, богатства и большого количества детей. Если невеста беременна, то поперек живота повязывают желтую ленту – от дурного глаза.
^ Ризванова С.В.: Обычаи и праздники татар. На обширной территории от Тамбова – на западе, до Омска – на востоке, от Перми и Кирова – на севере до Астрахани на юге, коллегантными группами проживают татары. Среди татарских праздников есть как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные). Праздник по случаю завершения поста – Ураза. Праздник начинался с проведения коллективной утренней молитвы – Гает намазы, в которой принимали участие все мужское население, в том числе и мальчики. Когда позволяли погодные условия, такие богослужения проводили под открытым небом, недалеко от кладбищ. Затем шли на кладбище, где каждый совершал намаз возле могил своих близких. К завтраку приступали при возвращении мужчин. В праздничные дни (Ураза гаете длится три дня), с поздравлениями обходили дома родственников, соседей. «Карга боткасы» - время кашу варить – так называется этот обряд в татарских аулах. При появлении проталин, освобождение от снега пригорков и холмов, вокруг деревни почтенные старцы аулов – аксакалы – подсказывали детям, что пора кашу варить. Мальчики и девочки группами по несколько человек, обходили дома на своем конце деревни и собирали продукты. Одна хозяйка дает крупы, пшена, полбы или гречки, другая – яиц, третья – масла. Для каши все сгодиться. Затем, захватив с собой большой котел, немного дров, отправлялись на природу. Там, под руководством одной – двух пожилых женщин, из собранных продуктов варили кашу для коллективного угощения. А после угощения начинались детские забавы, игры. С этого времени начиналась подготовка к празднику – Сабантуй. Что такое Сабантуй? Как и соседние народы (мордва, удмурты, чуваши, русские), татары в основной массе были сельскими жителями и занимались земледелием, различными ремеслами, разводили домашний скот. Особо ожидаемой была весна, которая радовала своим теплом, распускающейся зеленью. Да и время это особое. «Весенний день – год кормит» - говорит народная мудрость. В это время встречали «Сабан туе» - свадьба плуга, а возможно свадьба (торжество) яровых, ведь слово «сабан» означает и то и другое, ну а «туй» – свадьба. Праздник проходит в центре села, где больше места для игр.

ПономареваТ.И.: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с национальными обычаями и праздниками.

Пусть в каждом доме пахнет свежим хлебом.

Пусть детский смех звучит под чистым небом.

Все, кто за мир, хотят спокойно жить,

Давайте, люди, на земле дружить!

План занятия

1 .О традициях, обычаях, обрядах.
2 .Выступление семей.
3 .Беседа со зрителями.
4 .Это интересно…
5 .Итог.

Оборудование: плакаты посвящённые Году семьи, пословицы, стенд с рисунками детей, книжки-раскладушки, стенд с семейными фотографиями.
Цель занятия: воспитать у детей любовь к родителям, уважение к старшим, к семейным традициям.

Ход занятия

Все вы знаете, что 2008 год в России объявлен Российским Годом семьи, а в Башкортостане - 2008 год – год социальной поддержки семьи. И сегодня наше занятие тоже будет относиться к этой теме.

Ученица читает стихотворение.

Моя семья.
Семья - в этом слове и папа, и мама, и я.
В семье много радости, мира, тепла.
Я очень хочу, чтобы папа и мама
Всегда были вместе, всегда были рядом.
Я с ними гуляю, играю, живу.
Своею любовью я их берегу!
Пусть папа и мама живут долго-долго,
Ведь я этого очень и очень хочу!
Я в школе и дома уроки учу.
Хочу быть похожа на маму свою.
Она все умеет: и шить, и вязать.
И вкусно готовить, и пыль вытирать.
А праздник наступит
И наша семья
Готовит на кухне большого гуся.
Это наша семейная традиция.

Наша тема сегодняшнего занятия: «Семейные традиции» .

Обычаи и традиции - важнейшие элементы культуры любого народа. Они закрепляют и воспроизводят в жизни молодого поколения зачастую всё самое лучшее, что было достигнуто за прошедшие века в общественной и личной жизни народа.
Обычай, традиция, обряд - схожи друг с другом. Но всё-таки у них есть и различия.

Слово «традиция» означает передачу обычаев и обрядов из поколения в поколение одного народа. Традиции, в отличие от обычаев, обращены к духовному миру человека. Они выполняют роль средств стабилизации, воспроизведения и повторения общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование моральных и духовных качеств человека, требуемых этими отношениями. Например, традиционная вежливость предписывает людям обычай приветствовать встретившегося на улице знакомого человека. Во многих российских деревнях и сёлах и сегодня на улице приветствуют любого встречного человека, знакомого и незнакомого. А традиционное гостеприимство предписывает усаживать гостя за стол и угощать его «чем Бог послал». То есть всей имеющейся в доме пищей.

Огромная ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности. Благодаря традициям, обычаям и обрядам один народ наиболее всего и отличается от другого.
Сегодня в гостях у нас 4 семьи.

Семья Сазоновых:
мама - Сазонова Юлия Владимировна
сын - Константин

Семейная традиция: профессия - учитель: бабушка, дедушка, мама.

Основная традиция нашей семьи - это передача профессии из поколения в поколение. Я - педагог, мама и папа тоже были учителями. Также, как и моя бабушка. Не знаю какую профессию выберет мой сын, но мне бы очень хотелось, чтобы он продолжил традицию нашей семьи.

И ещё, в нашей семье очень любят традиционные русские праздники: Рождество Христово, Великую пасху, праздник Ивана Купала, очень любим народные песни, частушки. Моя племянница посещает фольклорный ансамбль «Ручеёк», где также их знакомят со старинными обычаями, песнями. В русской традиционной одежде она исполнит частушки.

Исполняются частушки.

Костя:
И ещё мы очень любим традиционный Новый год.

Мой итог

О традициях празднования Нового года можно говорить бесконечно. В разных странах свои традиции встречи Нового года.
Вспомните, как встречаем его мы…

Под звон курантов мы торопимся загадать заветное желание, заранее готовим подарки своим близким. Новый год стараемся встретить в новом платье, накрываем щедрый праздничный стол.

А какие праздники мы ещё отмечаем со своей семьёй? (Обращение к ребятам сидящим в зале). 8 Марта, 23 февраля, День влюблённых, День Республики, «Сабантуй».

Я очень рада, что вы вспомнили замечательный башкирский праздник «Сабантуй»

По башкирской традиции, мальчиков с 4-5 лет учили сидеть в седле. Ребята постарше овладевали национальной борьбой «куреш». А на празднике «Сабантуй» показывали своё мастерство.

Семья Киселёвых:
мама - Киселёва Светлана Николаевна
сын - Никита

Семейная традиция: народно-прикладное искусство (ручной труд)

Мне очень понравилось выступление девочки, но ещё больше понравился её костюм. С каким терпением и старанием шили это замечательное платье.

В нашей семье очень почитается ручной труд. Мои родители были большими мастерами. Дедушка был отменным резчиком по дереву. Он прекрасно мастерил мебель, резные наличники, ставни. Папа мой делает и сейчас вот такие шкатулки и рамки для фотографий. Бабушка научила маму вязать крючком и спицами, вышивать салфетки и скатерти. Я так же овладела этим ремеслом. Посмотрите, пожалуйста, всё это я делаю своими руками. У сына тоже золотые руки. Он вышивает. Пока получается не очень хорошо, но всё впереди. Вот такие традиции в нашей семье.

Мой итог

Если в семье из поколения в поколение воспитывается трудолюбие, воспевается традиционноенародное ремесло, значит, такая семья крепко стоит на ногах.

Семья Давлетбаевых:
мама – Давлетбаева Зарина Фаритовна
дочь - Алина

Семейная традиция: семейные праздники .

Традиция нашей семьи - это воспитание любви к искусству. В нашей семье очень любят музыку, театры, художественную литературу. Мы любим читать и обсуждать прочитанное. Моя дочь Алина лауреат конкурса чтецов. Она с удовольствием посещает театральный кружок.
Алина читает стихотворение.

Алина:
А ещё я очень люблю традиционный праздник День рождения.
Песня « День рождения»

Мой итог

Это здорово!
С незапамятных времён есть такая традиция, праздновать День рождения. Считалось, что именно в этот день злые силы приближаются к человеку. Поэтому все члены семьи и друзья собирались под одной крышей, чтобы защитить именинника добрыми мыслями, пожеланиями и, конечно же, подарками.

Семья Бикмаметовых:
мама – Бикмаметова Альфия Маратовна
сын - Тимур

(звучит башкирская песня)
Семейная традиция: уважение к старшим. Шежере .

В башкирских национальных семьях помнят не только свой день рождения, а до 7-10 колена башкир должен знать поколение своих предков. В нашей семье мы составили своё шежере. Здесь написаны имена наших прородителей, т.е. от кого мы произошли. В нашей семье традицией является огромное уважение к своим родителям. Младшие никогда не перечат старшим, а постоянно заботятся о них, помогают во всём.

Мой итог

Знать историю своей семьи, соблюдать традиции своего народа. Это достойное занятие.
Любовь к Родине начинается в семье в отношении к старикам, родителям. И это замечательно, что мы помним имена своих бабушек, дедушек. Чем занимались наши прабабушки и прадедушки. Это наша гордость. Спасибо вам за ваше шежере.
Кто ещё хочет сказать о своих семейных традициях?

Саша Егоров:
В нашей семье есть такая традиция. В День Победы - 9 мая мы с мамой дарим ветеранам цветы.

Мой итог

По истине дань памяти ВОВ вызывает глубокое уважение. Есть такая традиция у каждого народа - вставать на защиту своей Родины. Воспитывать достойных защитников Отечества.

Егоров Саша вырос в семье творческих родителей. О его традиции поздравлять ветеранов 9 мая, писали в газете «Вечерняя Уфа», Его стихи печатали в газете «Иглинские новости». А ещё, он написал продолжение произведения Мустая Карима «Радость нашего дома». Перед смертью Мустай Карим беседовал по телефону с Сашей.

Творческая личность тоже ведь воспитывается в семье. Если в семье любят ходить в театр, петь, танцевать, то и дети растут творческие. Никита и Ольга покажите нам свой танец. (Бальный танец)
Вот и растут два таланта в двух семьях. А у Никиты и мама занимается бальными танцами.

У каждого народа есть свои традиции. Например…

«Знаете ли вы…» Это интересно. (Дополнительный материал. На усмотрение преподавателя)

Испания.

Основной праздник Рождество: этот вечер проводят исключительно с семьёй, за богато накрытым столом. От мала до велика отдают предпочтение сладкому: пирожки из винного теста, миндальные пирожные, и печенье с тмином.

Вьетнам.

Во Вьетнаме Новый год встречают ночью. С наступлением сумерек вьетнамцы зажигают костры в парках, садах или на улице. Около них собираются несколько семей, на углях готовят особые лакомства из риса. В эту ночь забывают все ссоры, прощают все обиды, ведь Новый год - это праздник дружбы! Весь следующий день вьетнамцы проводят в семье.

Берег Слоновой кости.

Жители Берега Слоновой кости ежегодно проводят традиционный праздник памяти предков. В ходе торжеств проходит обряд «очищения» от неприятностей и допущенных за минувший год промахов и недостойных поступков. Целую неделю горожане и стар и млад отплясывают под грохот большого священного томтона. В ритуальных песнях звучат призывы о помощи к духам предков.

Индонезия.

В Индонезии обитатели одного из островов каждый год меняют имя. Делают это для того, чтобы сбить с толку нечистую силу. Происходит это так: проснувшись первого января, члены семьи заслоняют рот ладонью, говорят друг другу своё новое имя. При этом кто-нибудь из родственников колотит в бубен, чтобы злой дух никак не сумел подслушать. Если же два соплеменника встречаются где-нибудь на дороге, то оба садятся на корточки и шепчут своё имя на ухо другому, изо всех сил колотя палкой или ладонью по земле. Имя каждый выбирает себе сам. В результате чего, происходят различные казусы. Так, в какой-то год половину жителей деревни звали Майкл Джексон.

Традиции Ближнего Зарубежья.

Подводя итоги тёплого семейного вечера я хочу пожелать вам:

Дай Бог Вам мудрости в решениях
И умножение лучших качеств.
Традицией пусть в доме будет
К старшим большое уважение.
С детьми прекрасное общение
И понимание их чудачеств.

У каждого народа - свой обычай, у каждой семьи - свои традиции. Но для всех нас, людей, должна стать главной традицией - жить по законам добра и справедливости. Пусть в каждой семье главным богатством станет бережное отношение друг к другу, сочувствие и взаимопонимание.

Пусть в каждом сердце разгорится огонёк любви, который мы трепетно будем передавать из поколения в поколение, как передаём сейчас из рук в руки вот эту свечу- символ домашнего очага и душевной теплоты.

4 семьи передают эту свечу из рук в руки и говорят тёплые слова. (Саша Егоров играет на гитаре).

I семья:
Наша семья желает вам ребята выбрать любимую профессию. О ней сейчас уже пора задуматься. И ещё, живите дружно, весело, любите друг друга.
И мы вам дарим подарок - книгу.

II семья:
Мы хотим пожелать вам, чтобы любое дело в ваших руках спорилось. Мы вам дарим вязаную салфетку. И если девочки заинтересовались моими работами, то я приду в школу и научу работать крючком и спицами.

III семья:
Интересуйтесь культурой, искусством, которые вас окружают. Черпайте благодатную энергию в музеях, театрах, библиотеках. Жизнь ваша станет намного богаче. Я дарю вашему классу диск с классической музыкой.

IV семья:
Любите край наш - Башкортостан. Берегите его. Ваши потомки скажут вам спасибо. Я дарю вам традиционное башкирское блюдо чак-чак.

Мой итог

Большое спасибо вам за подарки и пожелания. Но и мы не останемся в долгу перед вами. Всем присутствующим на нашем празднике мы дарим семейные календари.

Цель проведения мероприятия

  • Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.
  • Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
  • Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
  • Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей.
  • Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

План проведения мероприятия:
I. Введение.
1.Исполнение песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов)
2.Исполнение учащимися песни «Родительский дом».
II. Что такое семья, дом?
1. Выступление классного руководителя.
2. Стих-е «В семейном кругу».
3. Этапы подготовки к классному мероприятию.
4. Стих-е «Как появилось слово «семья»?»
5.«Что такое семья?»- мнения уч-ся в сочинениях и анкетах- обобщение.
III. Семейные традиции.
1. Стих-е «Вчерашний день, минувший год».
2. Генеалогическое дерево
а) определение понятия «генеалогическое дерево».
б) анализ составленных генеалогических деревьев учащихся
в) интервью с учащимися «как составлялось генеалогическое дерево и что получилось?»
г) «нужно - ли составлять генеалогическое дерево?» и советы и
выводы.
V. «Кем я могу гордиться в моей семье?»- выступление учащихся
с отрывками из своих сочинений.
1. «Мой прадедушка».
2. «Папа - для меня все».
3. «Мои дедушка и бабушка».
4. «Моя мама»
5. Мини-сочинения родителей о своих детях.
6. Семейные династии.
7. «Наши имена».
8. «Загляните в семейный альбом».
а) стих-е «жизнь человека - только миг».
б) история традиции
9. Выставка и рассказ о старинных семейных предметах, фотографиях.
10. Традиция проведения свободного времени в семье.
а) стих-е «Дом»
б) «тепло семейного очага».
в) Выступления учащихся с рассказами из своих сочинений о проведении свободного времени в семьях.
11. Кулинарные традиции
а) Выступление учащихся-рассказы из сочинений
б) стих-е «Дом»
12. Семейные праздники
а) рассказы учащихся.
IV Выводы
1. Для чего нужны семейные праздники, семейные традиции.
2. Результаты анкетирования.
3. Наш класс-это семья
а) наши традиции и праздники.
б) гостеприимство
в) для чего нужны семейные праздники?
г) цирковой номер

V. Заключение
1. Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях, собранные учащимися.
2. «Строительство дома по кирпичикам» («Из чего состоит дом?»)
VI. Приложение:
1. Вопросы анкеты, результаты анкетирования.
2. Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях.
3. «Строительство дома по кирпичикам».
4. «Домострой»
5. «Слова великого Конфуция».
6. Подготовительная работа к мероприятию.
VII. Список использованной литературы.

МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

Дата проведения: 17 ноября 2006 года.
Место проведения: МОУ СОШ №7
Участники: учащиеся 7 «а» класса.

Список использованной литературы:

1. Алоева М.А. «Классные часы в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.
2. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания», Москва «ВАКО» 2005г.
3. Диденко Т.И. «Сборник классных часов и родительских собраний», Ростов-на-Дону «Феникс», 2003г.
4. Ковалева Н.В. «Родительские собрания в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003г.
5. Лунина Е.И., Шепурева Н.С. «Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.
6. Шин С.А. «Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин для учащихся 8-х классов, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2002г.

Подготовительная работа к мероприятию:
1. Изречения о семье, пословицы, поговорки.
2. Разучивание песни «Родительский дом», муз-ое сопровождение.
3. Стихи о доме, семье.
4. Проведение анкеты среди учащихся «Ваши взаимоотношения в семье».
5. Анкетирование родителей, родит. собрание, мини-сочинения родителей о своих детях.
6. Сочинения уч-ся о семейных традициях; праздниках, о главных и любимых людях в семье, «Кем бы вы могли гордиться в семье?» «Семейные династии», «Свободное время в семье», «Кулинарные традиции».
7. Оформление газеты с фотографиями, комментариями: «Загляните в Семейный альбом».
8. Составление родословной своей семьи.
9. Семейные вещи, сделанные своими руками - выставка.
10. Кондитерские изделия.
11. Сбор пословиц и поговорок учащимися класса.
12. Выставка старинных семейных фотографий, вещей, грамоты.
13. «Кирпичики семейного дома».
14. Грамоты класса.
15. Стол, муз. сопровождение для муз.номера (цирковой номер)
16. Фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов)

1-
Семейные праздники. Семейные традиции.
Изречения: (на доске)
«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы».
(А. Н. Острогорский)

«Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости».

«Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети».
(А.С. Макаренко)
«Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства».
(Всеобщая декларация прав человека. Статья 16-3)

«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». (Сократ)

«Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной». (У. Фоскало)

«Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себя на служение ближним».

«Семья-это то место, куда приходят отдыхать победные силы человека».
А. С. Макаренко
«Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетие вперед, посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед, воспитает человека». (Восточный период)

3-
5. «Что такое семья?» - мнения учащихся в сочинениях и анкетах.
Ребята, как вы писали в своих сочинениях, анкетах, семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно же ваши родные и близкие вам люди- это ваша
семья. И я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих сочинениях и анкетах, замечательные семьи, есть родительский дом- начало всех начал». Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традиции, это то, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

III. Семейные традиции.
1. Вчерашний день, минувший год
Не умирает в человеке.
Прошедший век - он в нашем веке
Еще звенит, еще поет.
Живут высокие веленья
Ума и сердца прежних лет,
Давнее участие, волненья
Еще отбрасывают свет.

2. Генеалогическое дерево.
а) Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».
И вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как в родословной А.С.Пушкина. У кого-то на дереве 9, 12, 16 и больше листочков. А самое роскошное дерево или больше всего родственников смогла написать Саша Е. 29, немного поменьше 22 - Саша Ц. и 21- Катя К.
в) Интервью.
И сегодня не только мы, но и корреспондент газеты «Ленские вести» хочет задать Саше Е. несколько вопросов.
Кор.: Саша, я слышала, что у тебя в классе самая большая родословная, и, конечно, мне
интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое дерево?
Саша: 29 имен.
Кор.: Как долго ты работала над ним?
Саша: Несколько часов.
Кор.: Одной тебе было не справиться, кто тебе помогал?
Саша: Моя мама.
Кор.: А как вам это удалось?
Саша: Мы целый день опрашивали по телефону своих родственников, даже из других
Городов.
Кор.: Интересно, а что дала тебе эта работа?
Саша: Было самой интересно, и другие родственники заинтересовались.
Кор.: Здорово. Спасибо. Я тоже попытаюсь составить свою родословную и обязательно
Расскажу о тебе в нашей газете.
Саша Ц.: «А у меня 22 имени. Мне пришлось (постоянно) расспрашивать маму и
папу, чтобы узнать о своих родственниках. Заодно узнала много интересного
о них».
Катя К.: «У меня 21 имя. К сожалению, больше не смогли вспомнить, но хотелось бы
все-таки больше родственников знать, ведь это родные люди».

4-
г) Советы и выводы.
Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до этого уже была составлена родословная?» Ни у кого! Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

3. «Кем я могу гордиться в моей семье?» - выступления учащихся с отрывками из своих сочинений.
Одной из традиций было также то, что люди гордились своими знаменитыми предками. 219 ныне здравствующих потомков (Пушкинских) гордятся своим великим предком А.С. Пушкиным.
И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье. О своих родных вы писали в сочинениях и теперь поделитесь с нами вашими мыслями.
Юля Ф. (прадедушка)
1. «Я могу гордиться многими в нашей семье. Но особенно я горжусь моими прадедушкой, бабушкой и братом. Мой дедушка Василий был на войне. Он уничтожил много врагов и героически пал в бою. Прадедушка был награжден медалью «За храбрость», которая храниться в музее. Я уже с 6 лет поняла, какую он принес пользу Родине».
2. Наташа С. (папа)
«Я очень горжусь нашей семьей. Особенно папой! Несмотря на то, что мы все вредные
и непослушные, он умеет держать нас в руках. Хотя у нас очень большая семья: три
брата, две сестры и самый любимый член семьи собака - Цой, мы все живем дружно и
весело».
3. Алеша К. (дедушка, бабушка)
«Мой дедушка проработал 46 лет на заводе металлоконструкции. А в 88-м году приобрел запущенный участок земли и начал его разрабатывать. Так - как там очень тепло, ведь недалеко море, он посадил фруктовые деревья, ягоды, овощи. Сейчас ему 73 года, и он души не чает в своей фазенде. Моя бабушка проработала в ателье более сорока лет. Она вдвое перевыполняла план. Ее награждали почетными знаками и медалью к столетию Ленина».
3. Саша Е.:
«Я, как и многие, из своей семьи больше всех люблю свою маму. Я с ней делюсь своими секретами, тайнами. Она меня всегда поддерживает во всем. Я знаю ее любимый город, даже любимые конфеты. С мамой мы бываем во многих городах. Когда мы вместе идем прогуляться, можем прокатиться с горки, поесть мороженного. Она у меня самая лучшая мама на свете».

4. Мини-сочинения родителей о своих детях.
Я думаю, что вы, ребята, искренне восхищались своими родными, писали о своей любви к ним, о том, что гордитесь ими, но, к сожалению никто здесь не сказал, а как вы заботитесь о них, как им помогаете, в чем проявляется ваша любовь. Я думаю, что вы из скромности умолчали об этом, а ваши родители в небольших сочинениях о вас написали следующее, и, может быть, вы отгадаете, о ком идет речь. Я попросила родителей написать о вас и плохое, и хорошее.
1. В. Б.А.:
«Моя дочь целеустремленная, если она захочет, то добьется всего, чего захочет. Порой загорится какой - то идеей или делом, сделает и так же быстро остывает. Но, что положительного и чем горжусь я, то это тем, что дело доводит до конца. Потом берется за другое дело, причем абсолютно противоположное предыдущему. Но думаю, что, чуть повзрослев, она все-таки определится с одним делом».

5-
2. А. Н.Г.:
«Мой сын не всегда внимательный, ему приходится говорить по 10 раз, забывает переодеваться после школы и не любит убирать за кошкой «Виской», но зато он помогает по дому, выносит мусор, любит убирать, часто ездит бабушке в аптеку за лекарствами, сам встает утром и готовит себе и папе завтрак. Помогает на даче, в основном сажает и копает картошку».
3. Ц. М.А.:
«Моя дочь не всегда поддерживает порядок в своей комнате, многое приходится напоминать по нескольку раз. Но я могу доверить ей младшую сестренку. А еще хорошая помощница на кухне, летом на даче».
4. К. Е.К.:
«Мой сын, по-моему, чересчур ленивый. Не очень хочет что-то делать по дому. Ему бы в компьютер поиграть, да телевизор посмотреть. Но зато он очень (для меня, во всяком случае) ласковый, при встрече поцелует, поинтересуется, как прошел день, расскажет о своих проблемах».
5. А. О.Л.:
«Удивила моя дочь в возрасте 5 лет, старшей было 7 лет. Придя вечером с работы, а работала по сменам, испекли хлеб, т.к. с зарплатой ВТО время было туговато. А в дальнейшем постоянно удивляют».
6. Ф. И.Н.:
«Мой сын не очень хорошо учится, сильно стесняется. Как матери мне бы очень хотелось, чтобы он подтянулся в учебе. Я знаю, у него есть способности, но ленится. Но он хороший помощник и мне и отцу. Что бы не попросили, все делает без пререканий. Отцу помогает вместе с братом - копают картошку, строят теплицы, зимой - уборка снега - это их обязанность, кормят курей, убирают в сарае».
7. Б. Т. Н. (Гуляшова Ю):
«Моя дочь хоть и ведет себя не так, как мне бы хотелось, но зато она мне всегда посоветует, что-то поможет мне, когда я себя чувствую, она моя маленькая подушечка, мне с ней легко и тепло и она иногда удивляет меня своими шедеврами в выпечке. Мне это очень приятно. Спасибо тебе моя дорогая синичка за то, что ты есть у меня!»
8. М. В.Д.:
«Мой сын немного плохо стал себя вести на уроках, плохо стал учиться. Это меня очень огорчает. Зато дома он мне очень много помогает. Я работаю на 2-х работах и иногда просто не успеваю дома что-то сделать. Он мне дома все уберет, помоет посуду, вытрет пыль. Один раз даже к моему приходу приготовил сам кушать. Вычитал в поваренной книге как приготовить драники. Было очень вкусно. Спасибо ему».
9. С. М.А.:
«Мой сын немного упрям, его нельзя много хвалить, часто задирается к старшему брату и начинается драка. Но если его что-то попросить, он с удовольствием тебе поможет, сходить в магазин, уберет со стола, поможет в огороде. Он трудолюбивый и любит чем-то заниматься, без дела не любит сидеть. Он у нас молодец!!!»
10. К. Л.В.:
«Моя дочь - обыкновенный ребенок, но немного активная, иногда не реагирует на мои замечания. Приходится надавливать, но в то же время внимательна к родителям, помогает по дому, уделяет большое внимание, когда нездоровится, старается сделать какие-то небольшие подарки, сюрпризы к праздникам, порадовать родителей».
11. К. И.Б.:
« Мой сын упрямый, настойчивый, если перед ним есть цель, к-ая его интересует. Может лениться, но помогает делать домашнюю работу, особенно, если нужно что-то прокрутить на мясорубке. Помогает мне лепить вареники. Убирает в квартире, но без удовольствия. А вообще-то он ласковый».
12. З. Е.И.:
«Моя дочь бывает, удивляет меня то с лучшей стороны, то немного с плохой, но все равно для меня она самая лучшая и всегда радует».
-6-
13. К. Г.Ф.:
«Мой сын добрый и ласковый человек. Но иногда он меня разочаровывает, т. к. ленится учиться. Если бы не ленился, то учился бы на «4» и «5». Он хороший помощник по дому, всю мужскую работу взял на себя. Где выключатель отремонтирует, где шурупчик прикрутит. В трудную минуту всегда поможет. В общем, я довольна своим сыном, он для меня надежда и опора».
14. Ш. Т.Н. (Светлолобов):
«Мой сын не всегда послушный, но зато он может приготовить что-нибудь вкусное (салат, умеет выпекать блины), может убрать в квартире, даже, если его не просить, но возникает подозрение, что в школе что-то не так - или «2» или поведение- «неуд». Мой сын - мой помощник по домашнему хозяйству».
15. Ш. О.И.:
«Мой сын, в общем-то, не любит трудиться. Его надо заставлять. Но когда я поранила ногу и мне трудно было вставать, он сам напек блинов и поднес к моей кровати на стульчике. Я была счастлива, что он старался всю домашнюю работу взять на себя, т. к. летом папа живет на даче».
16. Д. А.И.:
«Мой сын меня огорчает своими знаниями, поведением. Но он сам может отремонтировать гирлянды, провести в своей комнате свет, хоть и не аккуратно, отремонтировать магнитофон и при этом он у него играет, сделать розетку. Так же под настроение он может испечь вафли, бисквит. Он практически не совсем плохой ребенок».
17. С. Н. (воспитатель):
«Трудолюбивая, участвует во всех мероприятиях, помощница в семье, рукодельница. В учении не всегда имеет хорошие оценки, но старательна, переживает за учебу. Хорошо занимается с младшими детьми. Очень ответственная, все доводит до конца. От семьи входит в состав детсовета.»
18. Е. В.М.:
«Огорчила своими оценками за четверть, отношением к учебе. Но дома она первая моя помощница, все делает: убирается, готовит еду. А в этот раз удивила больше всего. Я не собиралась справлять свой день рождения, приехала с работы, как всегда поздно, уставшая, а моя дочь накрыла стол, приготовила салаты. Я была в восторге.
19. С. А.А.:
«Моя дочь активная, шустрая и очень способная девочка. Учится в школе и параллельно заканчивает муз. школу, занимается баскетболом, волейболом. Любит участвовать в школьных конкурсах, олимпиадах. Она по знаку Скорпион, а Скорпионы обидчивые и нагловатые люди. Не смотря на свой юный возраст, она хорошая помощница во всем».
5. Семейные династии.
Ну а теперь я хотела поговорить о следующей традиции. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.
Так, например, в семье Ф., сложились две династии учителей и пожарников:
«Моя бабушка работала учителем истории. Ее уроки были настолько интересными, что историю учили с большой охотой даже лодыри. Однажды летом она позанималась со мной, устроила викторину, загадала загадки и рассказала так, что мое внимание притягивало словно магнитом. С тех пор у меня есть интерес к истории.
Другая моя бабушка работает так же педагогом- воспитателем в семейном детском доме, где работает и моя мама, и моя милая сестра, которая учится на преподавателя. Мой старший брат Валера так же связал свою жизнь с историей и учится в одном из престижных институтов страны на юриста. Я им не просто горжусь, но и стараюсь равняться на него».
В семье Степы Ш. тоже есть династия:
«У нас в семье мама, папа и старший брат железнодорожники».
-7-
А.: «А у нас моя мама и бабушка работают по одной специальности - бухгалтер».
Ап.: «У нас мамин брат пошел по стопам своего деда и стал военным».

6. «Наши имена»
Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам - церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или модное в данный период, либо в честь кого - то из членов семьи. Поднимите руку. Кого назвали в честь родственников.
Кеша Б.: - Кеша, Иннокентий, в чью честь тебя назвали?
- В честь дедушки.
Толя Д.: - А тебя Толя?
- Тоже в честь дедушки по папиной линии.
Степа Ш.: - И меня в честь дедушки Степана.
Денис А.: - У нас дядю Борю назвали в честь его дяди по бабушкиной линии. А мое
имя в честь святого Дениса.
Саша Ц.: - Мое имя Александра совпало с именем дедушки Александр.
Саша Ф.: - Мою сестру Дашу назвали в честь бабушки по папиной линии.
Антон С.: - Меня назвали в честь лучшего друга папы.
К.: - Мою старшую сестру Иру назвали в честь бабушки.
К.: - Мою маму назвали в честь маминой тети Ириной, а моего брата Юру
назвали в честь маминого деда.
Г.: - Мою старшую сестру Ирину назвали в честь бабушки по маминой линии.
К.: - Меня назвали в честь маминого брата Владимира, мою сестру Надю в честь
бабушки.

7. «Загляните в семейный альбом».
Ребята вот у нас здесь фотовыставка «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией? (ответ: с традицией собирать и хранить семейные фотографии)
а) «Жизнь человека - только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной».
«И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется.
И никогда не оборвется
Веков связующая нить».
б) С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, к-ые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен. Здесь на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов. Мы проводили конкурс на самую интересную семейную фотографию.

8. Выставка и рассказ о старинных семейных предметах, фотографиях.
Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (ответ: предметы, вещи)
Человек живет, пользуется какими- либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими- либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. У каждого дома: в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче - хранится
-8-
много старых вещей. Вот мы с вами провели разведку, наших старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать их, и сложили их все в бабушкин сундук.

9. Традиция проведения свободного времени в семье.
Есть и другие интересные традиции: как проводить свободное время, отпуск, как заботится о престарелых родственниках.
а) Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой.
А дом, заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом,- еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
И даже с чайника бочком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Тогда эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
б) О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого,- это любовь к Дому своему. Рождение этой любви - тайна великая и требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души. А как создать Тепло нашего Дома? А этому помогают чаще всего ужины в кругу семьи, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, праздники, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи. Об этом ребята, вы писали в своих сочинениях, анкетах и ваши родители тоже.

в) Вот как написали ребята в своих сочинениях о своем свободном времени в семье.
Саша М.:
«Летом мы ездим в отпуск к бабушке на Украину. Там очень тепло, растут яблоки, груши, сливы и другие фрукты. Я помогаю бабушке и дедушке ухаживать за их хозяйством. После этого мы ходим с дедушкой на рыбалку. А еще мы ездим на море в Одессу».
Паша Г.:
«В нашей семье всегда взаимопонимание. В выходные и в праздничные дни мы часто выходим на природу. Там мы жарим шашлыки и печем картошку. Иногда мы с папой ходим на рыбалку. Зимними, холодными вечерами мы тоже не скучаем, играем в шахматы, шашки, собираем пазлы.»
Вова К.:
«Мы очень любим путешествовать и отдыхать в разных городах и странах. Я был с семьей в Иркутске, Баку, Ростове, Канске, Москве, Новосибирске и в Китае - в Пекине, откуда привез очень много красивых сувениров»

10. Кулинарные традиции.
Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков - пиво, квас.
Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду.
а) Саша Ц.:
«По традиции мы каждую субботу лепим вареники, почти всегда с картофелем. В лепке вареников принимает участие вся семья: мама, папа, я и младшая сестра. Я очень люблю печь, поэтому в воскресенье я стряпаю всем известный медовый торт».
-9-
Саша Д.:
«А мы по традиции каждое воскресенье готовим салат «оливье». В нашей семье этот салат любят. Лучше всех готовит мама. Недавно мама еще одно блюдо внесла в нашу семью. Это печенье «Розочки».
Настя В.:
«Любимое блюдо в нашей семье - рыбный пирог. Это блюдо готовит папа. Он готовит его по выходным, или когда приезжают гости».
Наташа С.:
«А у нас в семье любит готовить и стряпать моя старшая сестра Люда. Лучше всего у нее получается «Праздничный торт» и торт «мама».
б) «Дом- это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,
Это твой дом»

11. Семейные праздники.
К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в вашей семье?
а) Рассказы уч-ся.
Юля Г.:
«Мы всегда встречаем Новый год вместе. Самое мое любимое занятие- это ходить с папой в лес за елкой. Потом мы с папой наряжаем ее, а мама готовит праздничный ужин, состоящий из любимых блюд всех членов семьи. Потом я помогаю маме печь торты и
делать, разные салаты. Потом мы украшаем стол. Под бой курантов мы загадываем желания и обмениваемся подарками, и от этого на душе становится тепло и радостно, как будто попадаешь в какую- то сказку, где все хорошо и прекрасно».
Настя С.:
«Мы к празднику готовимся всегда заранее. Делаем красочные приглашения, изготавливаем своими руками веселые подарки, сувениры, вкусные угощения, веселые коктейли из мороженного. Недавно мы проводили у нас в Детском Доме «День Семьи». Когда утром мы проснулись, увидели под подушкой у каждого записочки с добрыми пожеланиями. Потом мы проводили веселые игры».
Женя К.:
«Мне особенно нравится День рождения и Новый год. В эти праздники вся семья собирается дома за столом, приходят гости. Мы придумываем конкурсы, поздравления и проводим их. Праздники нужны людям, на празднике человек отдыхает, веселится, забывает о грусти, печали. Чем больше люди собираются вместе, общаются и веселятся, тем сплоченнее, добрее и дружнее становится».
Яна А.:
«В нашей семье все праздники любимые, но особенно Новый год и Дни рождения. Вся семья собирается вместе: папа, мама, сестра, я и бабушка, и никто никуда не уходим, и не старается уйти. Собравшись вместе, мы разговариваем о разном, обсуждаем какие- то проблемы, незначительные.»

IV. Выводы:
1. Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
2. Результаты анкетирования.
Для чего нужны «Семейные праздники»?:
Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные
-10-
праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

3. а) Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью. А раз мы семья, то и у нас сложились свои традиции. И одна из них - это чаепитие. И сегодня мы не будем нарушать ее. Мы хозяева - это наши гости, мы их приглашаем и угощаем.
б) Гостеприимство- это тоже добрая традиция (угощение гостей приготовленными кондитерскими изделиями)
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
в) Цирковой номер (выступает Н. С.)
Катя К. получила задание: найти пословицы и поговорки о семье, доме, родителях. И сейчас она представит их вашему вниманию. (Катя зачитывает, написанные на ватмане пословицы и поговорки)
«Строительство дома по кирпичикам» - Из заранее заготовленных «кирпичиков» уч-ся строят «дом»- см. приложение.

«ДОМОСТРОЙ» (Сильвестр)
эта книга посвящена русской семьи. Всякая благочестивая семья имеет в своем основании три ипостаси: духовное строительство, строительство взаимоотношений между членами семьи и экономическое строительство. Если хотя бы одному из этих столпов не уделять внимание, дом (семья) «покосится».
В первой главе - «Наставление отца сыну».
18 глава касается непосредственно взаимоотношений между членами семьи». Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем». К чему же призывает автор книги Сильвер? «Любите отца своего и мать свою, и слушайтесь их, и повинуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите, и помощь их и всякую скорбь от всей души на себе понесите, и благо вам будет, и долго пребудете на земле, за то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш благословится навеки, и наследуют сыны сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проведя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей, или проклят людьми; того, кто бьет отца и мать,- пусть отлучат от церкви и от всех святынь и пусть умрет он лютой смертью от гражданской казни…
- Итак, на первом месте духовная жизнь семьи. Вот таков приоритет ценностей. Это неизбежно накладывало отпечаток на другие составные «дома», на взаимоотношения между членами семьи, ее экономическую жизнь.

Слова великого Конфиция:
«Если ты хочешь изменить государство начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя».

1-
Анкета и результаты анкетирования:
(в анкетировании приняло участие 25 учащихся)
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1) хорошие - 13 3) нормальные - 4
2) отличные - 5 4) не очень хорошие - 3
2. Считаете ли вы свою семью дружной?
1) да - 23 2) не совсем
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
1) праздники - 9 5) праздники и поездки - 2
2) ужин в кругу семьи - 4 6) не знаю - 5
3) поездки - 1 7) выезд на природу, просмотр ТV, ужин - 1
4) всё, многое - 2
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
1) ежедневно - 12 4) когда как - 1
2) часто - 4 5) редко - 4
3) как получится - 1 6) всегда - 3
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1) каждый занимается своим делом - 5 8) смотрим TV передачи - 3
2) всё (всё понемногу, всем, много чем) - 5 9) общаемся - 2
3) обсуждаем учёбу - 1 10) вместе проводим досуг - 2
4) занимаемся трудом и ходим летом на участок - 1 11) читаем - 1
5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы - 1 12) шутим, смеёмся - 1
6) занимаемся семейно - бытовым трудом -1 13) отдыхаем - 1,
7) делимся впечатлениями - 1
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) редко - 16 2) иногда - 6 3) нет - 3


Полный текст материала Классный час "Семейные традиции. Семейные праздники" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Воспитательский час: "Семейные традиции" в 7 «б» классе.

Цель проведения:

воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, праздникам;

развитие творческих способностей, учащихся;

формирование интереса к совместному творчеству детей и родителей.

Оборудование:

плакат «Семейные традиции»;

фотовыставка «Загляните в семейный альбом»;

выставка поделок учащихся «Своими руками»;

выставка поделок родителей «У мамы руки – золотые!»;

выставка угощений «Мамины секреты»;

фонограммы песни «Семейный альбом».

Воспитатель

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о семейных традициях и праздниках, получим уроки семейной любви и доброты. Мы очень долго готовились к этой встрече: писали сочинения о своей семье и заполняли анкеты, разыскивали старинные семейные вещи, расспрашивали родителей о своих прадедушках и прабабушках, изготавливали поделки, разучивали танцы.

2. «Семейный архив».

Есть замечательная семейная традиция – хранить память о своих предках.

3. «У мамы руки – золотые!».

Нет ничего святее слова «мама». Мама – первый учитель и друг, самый близкий и верный человек.Чтение стихов детьми.

Руки мамочки моей –

Пара белых лебедей:

Так нежны и так красивы,

Столько в них любви и силы!

Целый день они летают,

Будто устали не знают.

В доме наведут уют,

Платье новое сошьют,

Приласкают, обогреют –

Руки мамы все умеют!

Будьте и вы, ребята, внимательны и добры к мамам, нежно любите, уважайте, берегите их!

4. «Кто я? Какой я?».

Думаю, что вы искренне восхищались своими родными, писали о своей любви к ним, о том, что гордитесь ими и помогаете им.

А вот какими видят вас ваши родители, об этом они написали в своих миниатюрах - зарисовках. А вы отгадайте, о ком из вас идет речь?

Чтение миниатюр - зарисовок.

5. «Поговорим о династиях».

В нашем классе тоже есть семьи, где сформировались династии. В одной семье – династия врачей, в другой – педагогов. Есть не только профессиональные, но и музыкальные династии. Об этом мы узнали из сочинения «Музы в нашем доме» (чтение отрывков из сочинений детей).

6. Семейный отдых.

Вы писали о других интересных традициях в ваших семьях, например, как проводите праздники.

Выступления детей о любимых семейных праздниках.

Во многих семьях любимый вид отдыха – отдых на природе.

Многие писали о том, как заботятся о престарелых близких. Это тоже одна из традиций в наших семьях.

Сценка «Бабушки и внучки» в исполнении детей.

7. «Загляните в семейный альбом» (звучит песня «Семейный альбом»).

Да, нужно собирать и хранить семейные фотографии, потому что они надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях в семейной жизни.

Конкурс на самую интересную фотографию.

Человек живет, пользуется вещами, которые ему дороги. Некоторые вещи хранятся годами, даже десятилетиями, становятся семейными реликвиями. Мы провели поиск старинных предметов. Расскажите о них (рассказы детей).

Эти вещи – не только предметы старины, это память о родных, близких.

8. «Семейное фирменное блюдо».

Есть еще добрая традиция – гостеприимство, угощение.

Кулинарные традиции на Руси были не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, рыба, дичь. Из ягод – клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков – квас. Идет время – меняются вкусы. Традиционными становятся другие блюда.

Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье.

Конкурс «Семейное фирменное блюдо».

9. Заключительное слово.

Мы сегодня много говорили о разных семейных традициях. Как вы думаете, а для чего они нужны?

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное - они нужны, чтобы семья была крепкой и дружной.

Традиции семейного воспитания

Семейные традиции - это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи - все это и создает аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет им сердце вдали от родного дома. В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи - воскресные чаепития у одной или другой мамы, празднование дней рождения членов семьи, с подготовкой представлений или украшений для дома. Когда за одним столом собирается несколько поколений семьи, дети четко понимают и усваивают семейные ценности.

Традиции - лучший воспитатель ребенка . Поскольку они дают самое главное ребенку - уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях, соберется, и будут все вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни.

Создание семейных традиций - это работа . Их не надо много. Несколько самых интересных традиций можно сме­ло ввести в повседневность вашей семьи. Ведь от этого во многом зависит отношение детей к своим родителям в будущем. Преемственность поколений - это такая гарантия, что в минуты, когда родители будут нуждаться в помощи своих детей, они ее получат. «Возврат» родительских вложений обеспечивается не только созданием и поддержанием семейных традиций. Если в семье царит дух взаимоуважения, если взрослые почитают своих родителей и формируют у ребенка уважение к дедушкам и бабушкам, то более надежное «вложение» чувств трудно себе представить. Ну, а если ребенок растет в атмосфере неуважения к старшему поколению, то пусть родители себя не утешают тем, что уж к ним-то их кровиночка будет относиться иначе. Они, дескать, заслужили хорошее отношение. Здесь работает «закон обратной отдачи». Что вложил, то и получил!

Традиции семейного воспитания в каждй семье свои. В нынешнее время возрос интерес к традициям семейного воспитания, а также к национальным традициям. Это напрямую связано не просто с ростом национального самосознания, но и также с тем, что человек является отражением той культуры, в которой он был воспитан. Мировоззрение, привычки, поведение, способы взаимодействия с окружением и многое другое является результатом прямого влияния традиций, обычаев, норм и ценностей того маленького социума, которое окружало человека с момента появления на свет.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции семейного воспитания , приспосабливаясь к условиям нынешней жизни, постоянно меняются. Без изменений остаётся лишь их назначение в обществе: они призваны укреплять родственные связи и отношения, они являются механизмом передачи важных личностных и социальных качеств человека таких как: сострадание, любовь, доброта, взаимопонимание, готовность помочь близкому человеку.

Основа традиций семейного воспитания - ценность семьи, которая и определяет смысл и суть поведения человека. В случае если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружению, то он не просто проявляет сострадание, уважение в общении с членами своей семьи, но и чувствует проблемы людей, животных, переживает даже за судьбу литературных героев.

В традициях семейного воспитания отражаются культурные, этнические, религиозные особенности семьи, определенная профессиональная принадлежность. Базис традиции составляет определенная идея, ценность, опыт данной семьи. Как многофункциональны нормы, а также ценности конкретной семьи, так и разнообразны воспитательные традиции. В случае если в семье, к примеру, традиции празднования дня рождения реализуется в детском празднике с поздравлениями, подарками, весёлыми играми, то и радостные воспоминания сохранится на долгие годы не просто для виновника торжества, но и для всех участвующих. Данная традиция семейнорго воспитания - базис настоящих и будущих радостей, она призывает к добру, активно стимулирует элементы творчества. А вот в случае если день рождения – повод для очередного взрослого застолья, выяснениями отношений, за которыми о ребёнке забывают полностью, то данная модель поведения становится причиной сегодняшних и будущих потрясений ребёнка.

Обогащение семейных традиций способствует организации жизнедеятельности семьи как отдельного социального института, тем самым обеспечивая рост взаимопонимания, в особенности между родителями и детьми, помогает совершенствовать сам процесс воспитания в семье.

В семьях нынешнего времени возрос интерес к собственному происхождению, что и выражается в традициях семейного воспитания, которые связаны с экскурсом в родословную семьи. Существенно разнообразнее становится традиция проведения досуга: поездки за город, путешествия, посещение музеев, спортивные развлечения и т. д.

Семейные традиции многофункциональны, насыщены, по этой причине на их фоне социальное развитие ребёнка идёт существенно успешнее.

Начинать приобщение к культуре следует именно с представлений об окружении. Народ является неиссякаемым источником духовных ценностей. Существует огромное множество загадок, сказок, скороговорок в народном творчестве, и все они преследуют конкретные воспитательные цели. Погружение в традиционную фольклорную среду также является одним из факторов воспитания. Фольклор не просто лишь знакомит с окружающим миром, но и внушает ценные нравственные правила, а также нормы поведения, и делается это в насыщенной эмоциональной форме, которая понятна и доступна. Одним из ценных средств передачи традиций семейного воспитания являются песни, они впитали в себя высшие ценности нации, ориентированные лишь на добро и счастье человека. Трепетно передаваемые по роду традиции исполняют роль исторической памяти, налаживая и укрепляя связь поколений. Масленица, Рождество, Пасха- наиболее любимые народные и семейные торжества. Фактически во всех торжествах важна совместная деятельность детей со взрослыми, выражается это и в общем веселье, и в том, что каждый вносит что-то свое в организацию торжества.