Все проблемы родом из детства кто сказал. Почему все проблемы из детства

Плотно занимаясь сейчас проблемами детской психологической травматизации и работая с детьми в семейном контексте, а параллельно и со взрослыми, трудно не заметить реальность - большинство проблем, испытываемых взрослыми в настоящем - это эхо незавершённых переживаний детства.

РЕБЕНОК В МЕНЯ В ГОЛОВЕ

В любом из нас, даже, в самом благополучном и успешном с виду взрослом, может жить "раненый ребёнок": недопонятый, недолюбленный и беспомощный. Тот ребёнок, голос и чувства которого, мы бы хотели вытеснить из своей памяти навсегда, но который, независимо от наших усилий, периодически выглядывает из своего подполья и настойчиво просит заботы, признания и любви.

Тот внутренний ребёнок, который влияет на нашу текущую взрослую жизнь: на чувства и мысли, на выбор партнёров, на отношения со своими детьми, на наши достижения и уровень притязаний, на наши цели и самооценку, на способы получения удовольствия и совладания с кризисами и стресса.

И мы можем не догадываться об этом, спрятавшемся в нас ребёнке, до тех пор, пока не заметим, что в нашей жизни что-то происходит с определённой настойчивостью и цикличностью, и не захотим разобраться в невидимых причинах, управляющих нашей судьбой.

А причины эти, действительно, сложно разглядеть, потому что они находятся далеко в прошлом, и, чаще всего, не могут быть обнаружены нами самостоятельно, без участия и поддержки профессионального психолога. Они скрыты за слоями многочисленных одёжек памяти.

В практике психологов, работающих с зависимостями, депрессиями, проблемами отношений и нарушениями самооценки, очень часто всплывает тема детской психологической травматизации. Но обнаруживается это, далеко не на первой консультации, потому что люди склонны позитивно искажать своё детство и оправдывать своих родителей.

И, если родители не били нас до крови куском провода, а просто "интеллигентно" игнорировали нас в течение дня (а иногда и дольше) в качестве наказания, или, милостиво прощая, сообщали нам, что "в следующий раз, за подобное нас отдадут в детский дом", то мы уже не видим ничего ненормального в их поведении, и даже обвиняем себя за то, что портили им жизнь.

Потому что мы не можем допустить мысли, что родители проявляли по отношению к нам жестокость. Напротив, в нас живёт убеждение, что взрослые делали всё, что могли, и так, как это было нужно. Ведь, родители всегда "знают ", что лучше для их ребёнка и действуют из благих побуждений.

ИЗ ПРАКТИКИ

На консультацию ко мне пришла симпатичная, профессионально состоявшаяся, незамужняя женщина 34-х лет, назовём её - Татьяной. В сильной тревоге и растерянности. Рассыпаются продолжительные отношения (1,5 года), а дело, вот-вот, шло к свадьбе. И «ужас" для неё в том, что это - её третья попытка выйти замуж. Не понимает, что происходит и кто виноват?

В отношениях всегда участвуют двое, но если один и тот же сценарий повторяется регулярно, для начала хорошо бы ответить для себя на вопросы: каких партнёров я выбираю? что меня в них привлекает? какая Я с ними, в этих отношениях? что Я чувствую? Такой ли Я хочу быть? и это-ли чувствовать? что делаю Я для того, чтобы остаться в одиночестве? и, как Я это делаю?

С этих вопросов мы и начали. Татьяна торопливо отвечала, что она, как раз, боится одиночества и не хочет в нём оставаться, но из раза в раз в него попадает. Исследование собственной жизни заинтересовало женщину и она осталась на терапию, потому что поняла - дело не только в не складывающихся отношениях с мужчинами, а в том, что она, вообще, всю жизнь чувствует себя жертвой в отношениях, и ставит интересы других выше собственных, и нужно разобраться почему так происходит и, как изменить жизнь.

Через какое-то время обнаружилось, что она выбирает недоступных для близости (контрзависимых) мужчин, которые были с ней сдержаны, эмоционально холодны и "позволяли себя любить", а она всячески пыталась им понравиться. До определенного момента, этим мужчинам импонировали её мягкость, заботливость, готовность следовать их правилам, а она не признавалась им в том, что ей самой не хватает в этих отношениях тепла, близости и поддержки с их стороны. Женщина терпела «параллельность существования", боясь казаться "навязчивой и капризной», и не настаивала на прояснении отношений, надеялась, что со временем, всё само собой образуется - "не надо торопить ситуацию".

И вот, в тот момент, когда мужчина делал Татьяне предложение, ей казалось, что она его заслужила. А это было для неё высшей степенью признания её достоинств и не напрасной жертвенности («Ведь, даже мама, не добилась того, чтобы её взяли замуж!»). В момент радостного возбуждения и возникающей уверенности в себе, она становилась более непосредственной и открытой со своими избранниками, и вместе с тем, требовательной. Ей хотелось доверительных отношений, и она начинала рассказывать о своих потребностях и переживаниях, просить больше внимания к себе... На этом отношения заканчивались.

ОБРАЗ ОТЦА

Причины не складывающихся отношений сделались очевидными для клиентки после, как она выразилась, «раскопок в песочнице». Будучи взрослой, Татьяна бессознательно выбирала мужчин, похожих на её отца - профессионально успешных, дистантных и эгоистичных (отец ушёл из семьи, когда девочке было шесть лет, так и не вступив в официальный брак с её матерью).

Она росла ласковой и отзывчивой девочкой, и постоянно пыталась получить поддержку и признание от отца, который был всё время занят, а его воспитание сводилось лишь к «чтению нотаций и упрёков в навязчивости», при этом он был «очень красивым, умным и востребованным… хорошим для других и далёким для меня».

Когда отец оставил их с матерью, девочка решила, что в это есть и её вина. Чуть повзрослев, Таня «дала себе клятву» - когда она вырастет, она не будет раскрываться перед мужчинами до конца, показывая свою уязвимость, а будет поддерживать их во всём, привязывая к себе своей непритязательностью, нужностью и комфортностью общения. Но самой ей было непросто поддерживать такие отношения постоянно, и она ждала подходящего момента, чтобы открыться своему мужчине. Что было дальше вы уже знаете.

Так, Татьяна обрекала себя на роль жертвы в отношениях с мужчинами, на невозможность близости и, в итоге, на одиночество. Так, в 34-летней женщине обнаружилась беззащитная девочка, страстно желающая близких, доверительных и безопасных отношений, которых она была лишена в детстве, и про которые она практически ничего не знала - как это бывает и, что нужно делать для того, чтобы они возникли.

История Татьяны закончилась осознанием «провальных выборов» своих бывших мужчин, грустью об упущенном времени, радостью от открывшихся перспектив, злостью на своих родителей и их прощением, ощущением ценности собственного Я и началом новых отношений, которые с самого начала не походили на все предыдущие.

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Мы часто недооцениваем отсутствие в нашем детстве эмоциональной близости с родителями, недостаток понимания и пренебрежительное отношение к нашим чувствам, неуважение к нашим нуждам, чрезмерное принуждение к каким-либо «полезным» занятиям или контроль за каждым нашим действием.

Став взрослыми, мы не подозреваем, что причины наших неудачных отношений, депрессий, разводов, самого разного рода зависимостей: любовной, пищевой, алкогольной, никотиновой... и даже трудо- и шопо-голизм - берут своё начало из детства, и прорастают в сегодняшнем дне.

Современные родители разрываются между работой и домом. Они стремятся дать детям лучшее, но при этом не находят времени, чтобы побыть с ребенком наедине. Они устают от работы, бытовых забот и необходимости соответствовать стандартам, навязанным обществом. И нередко срывают зло на детях, не задумываясь о том, что эти слова не просто обижают детей, но и остаются с ними на всю жизнь. Из этих слов вырастают многочисленные взрослые комплексы, которые не дают людям быть успешными и счастливыми.

Голоса из прошлого

Вот самые распространенные негативные фразы, которые родители говорят детям:

  • Ты никогда ничего не доводишь до конца.
  • Ты как твой отец/ мать/ дед…
  • Ты все толстеешь.
  • Ты слишком худая.
  • И зачем я тебя родила?
  • Да, умом ты не блещешь.

Этот список можно продолжать бесконечно. При этом, мать или отец уверены, что эти слова ничего не значат, ведь они любят своих детей. Однако они забывают, что дети более впечатлительны, чем взрослые, и у них хорошая память. Кроме того, дети воспринимают все буквально, особенно, если слышат одно и то же снова и снова.

Мы удивляемся своей нерешительности в карьере и личной жизни, слабой воле, которая не позволяет бороться с лишним весом, и неуверенности в себе. Но все эти неудачи – это не только наша вина. В нашем мозгу звучат голоса из прошлого. И эти голоса говорят: «Ты не сможешь, у тебя ничего не выйдет, ты неудачник, кому ты такой нужен».

Распознаем чужие голоса в своей голове

Несмотря на то, что прошлое во многом определяет дальнейшую жизнь, в наших силах избавиться от негатива, полученного в детстве. Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что вы думаете о себе. Возможно, вы лишь транслируете слова своих родителей, бабушек и дедушек или учителей.

Вас оскорбляли, унижали и не давали вам безусловную любовь? Тем не менее, вы выросли и стали осознанным человеком. И теперь можете стать самому себе тем самым позитивным родителем, который любит и принимает вас таким, какой вы есть.

Родители кидают обидные фразы ребенку, и при этом уверены, что эти слова ничего не значат, ведь они любят своих детей. Однако они забывают, что дети более впечатлительны, чем взрослые

Научитесь распознавать негативные голоса, звучащие в вашей голове. Мы часто не осознаем, что постоянно ведем беседы с самими собой. И говорим с собой и о себе голосами других людей, с которыми много лет не общались, и которые, возможно, давно умерли. Разве это не странно?

4 шага к позитивным изменениям

Теперь, когда вы осознали, что многие ваши мечты и жизненные установки навязаны вам родителями или воспитателями в далеком детстве, начинайте меняться.

1. Записывайте все, что себе говорите

Когда вы прочитаете то, что удалось записать, вы будете неприятно удивлены, потому что порой вы говорите себе то, что не говорите даже злейшему врагу. И это трудно осознать, пока ваши мысли в голове, а не на бумаге.

Вы действительно считаете себя полным неудачником? Вы уверены, что вас никто и никогда не полюбит? Вы искренне считаете, что делаете плохо абсолютно все? В мыслях мы склонны употреблять слова «никто», «никогда», «все».

Но вы же знаете, что в жизни нет ничего абсолютного. Вспомните свои удачные дела, теплые отношения с кем-то, и вы поймете, что мысли, навязанные вам много лет назад, токсичны и нереальны.

3. Поработайте над своими убеждениями

Скажите себе: «Каким-то образом у меня сформировалась ложная уверенность в том, что я никогда не добьюсь успеха. Но я могу добиться многого. Для этого мне нужно сделать несколько шагов. На этой неделе я… (добавьте свой вариант), а на следующей неделе…».

4. Держите под рукой песню, стихотворение, молитву, мантру или еще что-то, что повышает настроение и дает уверенность

Об авторе

Беверли Фленгзингтон (Beverly D. Flaxington) - психолог, корпоративный консультант, автор книги «Понять других за 30 дней» («30 Days to Understanding Other People», Ata Press, 2012).

Присказку о том, что все проблемы и комплексы родом из детства наверняка хотя бы раз в жизни слышал каждый из нас. Однако многие родители, зная эту простую истину, все же регулярно своими руками взращивают комплексы и страхи в своих детях, применяя разрушающие детскую психику методы "воспитания" и впутывая ребенка в проблемы собственных взаимоотношений с супругом. Ссоры и скандалы в семье, использование ребенка для своей второй половинкой, а также "холодная война" между взрослыми членами ячейки общества - все это травмирует психику, а порой и здоровье ребенка и искажает его представление о том, какие взаимоотношения являются нормой в семье.

Дети как жертвы родительских проблем

К сожалению, многие взрослые забывают, как сами были детьми, и считают, что малыши ничего не понимают и самостоятельно не могут сделать никаких выводов из того, что видят вокруг. Родители считают, что ребенок не обращает внимание на их ссоры, не замечает, что мама с папой неделями не разговаривают или что мама постоянно грустная и плачет, а папы часто не бывает дома. Некоторые женщины даже уверены, что продолжая жить с , мужем-алкоголиком или мужем-тираном, действуют во благо ребенка, ведь "детям нужен отец".

На самом деле дети очень тонко чувствуют психологическую атмосферу в семье и замечают малейшие изменения настроения родителей, а особенно - матери. Дело в том, что жизнь маленьких детей, в отличии от жизни взрослых, неразрывно связана с родительской семьей, и родители для малыша - главные люди, которых он очень любит и при этом полностью зависит от них. Ребенок дошкольного или младшего школьного возраста, в отличии от его родителей, не может уйти на несколько дней к друзьям или подругам, "окунуться" в работу либо хобби или отвлечься от неблагоприятной атмосферы в семье какими-либо привычными для взрослых способами.

Очень редко бывает так, что родители прямо или опосредовано не втягивают в свои проблемы ребенка. В неблагополучных и несчастливых семьях дети зачастую выступают не просто свидетелями, а жертвами родительских проблем, так как измученные и недовольные родители часто изливают свои негативные эмоции на ребенка. Также не редкость, когда один или оба родителя пытаются манипулировать друг другом, используя детей, либо жалуются детям друг на друга.

Неблагоприятная, напряженная атмосфера в семье не может не сказываться на эмоциональном состоянии и психике ребенка, и со временем в детей, которые растут в несчастливых семьях и становятся свидетелями ссор, а иногда и , могут появиться следующие психологические проблемы и болезни:

  1. Замкнутость - если родители постоянно пребывают в дурном расположении духа и часто разговаривают с детьми в резком тоне, позволяют себе высказывания в духе "ты весь в отца/мать - только нервы мне треплешь", "мне и так плохо, а тут еще и ты лезешь" и пр., то ребенок замыкается в себе. Такая реакция естественна, так как малыш таким образом защищается от враждебности внешнего мира. Кстати, в неблагополучных семьях замкнутость проявляется не только детей детсадовского и младшего возраста, но и подростков.
  2. Агрессивность - ребенок, видя постоянные скандалы родителей, копирует их манеру поведения. "Если мама кричит и обзывает папу, а папа бьет маму, значит, такое поведение для людей вполне приемлемо" - делает выводы малыш, и тогда родителям не следует удивляться, если на ребенка будут поступать регулярные жалобы из детского сада/школы или их чадо на какую-либо просьбу ответит нецензурной бранью. Если такому ребенку вовремя не поможет психотерапевт, то и во взрослом возрасте он будет вести себя чрезмерно агрессивно к окружающим людям.

  3. Чрезмерная плаксивость и запуганность
    - ссоры и агрессия родителей пугают ребенка, и со временем могут сформировать у него . Малышу будет казаться, что все люди, как и отец и мать, постоянно раздражаются, злятся и повышают голос, а так как ребенок не может никуда убежать с родительского дома с его напряженной психологической атмосферой, то со временем он смирится с ситуацией и своей ролью безмолвной жертвы. С таких детей вырастают "идеальные жертвы", которые зачастую находят себе супругов-тиранов или работу, где начальник - самодур и тиран.
  4. Комплекс вины - ребенок видит плохие отношения родителей и считает себя виновным в том, что папа и мама постоянно ругаются и грустят. Постоянное чувство вины разрушает психику ребенка изнутри, перерастая в неуверенность и нелюбовь к себе и комплекс неполноценности. Деструктивные и суицидальные наклонности, ханжество, лицемерие, постоянное притворство, неумение на равных общаться с людьми и строить отношения с противоположным полом, попадание в плохие компании - это распространенные последствия наличия комплекса вины у ребенка.
  5. Неврозы - постоянный страх попасть под "горячую руку" расстроенных ссорой родителей и переживания из-за ругани мамы и папы со временем могут привести к развитию неврозов и фобий. Дети, родители которых регулярно скандалят и проявляют агрессию на глазах в ребенка, часто страдают от бессонницы, ночных кошмаров и . На фоне невроза, в свою очередь, могут развиться и разнообразные хронические заболевания сердечно-сосудистой, нервной или пищевой системы организма.

В несчастливых неблагополучных семьях редко вырастают гармоничные и целостные личности, поэтому родители должны делать все, чтобы психологическая атмосфера в семье была благоприятной. И если супруги не могут решить проблемы в своих взаимоотношениях и оба понимают, что любовь и взаимоуважение безвозвратно ушли из их отношений, то им лучше развестись, ведь, как говорится, "ужасный конец лучше, чем бесконечный ужас".

Как помочь ребенку пережить развод родителей

Сохранять семью только ради детей однозначно не следует, ведь развод папы и мамы скажется на психике ребенка гораздо меньше, чем годы жизни в атмосфере тревоги, недовольства и вербальной или даже физической агрессии. Многие психологи даже считают, что для ребенка не так страшен, как это представляют большинство далеких от психологии людей. Чтобы морально не травмировать детей и помочь им принять развод родителей, и папе, и маме нужно придерживаться нескольких простых правил:

  • Не настраивать ребенка против другого родителя
  • Не отводить ребенку роль арбитра или судьи в разваливающихся отношениях родителей
  • Объяснить ребенку причину развода, учитывая его возраст, однако не посвящать его во все подробности ситуации (к примеру, ребенку 4-5 лет можно просто сказать, что папе и маме грустно вместе и теперь они будут жить отдельно, но он сможет видеться с отцом, когда захочет; детям постарше уже можно сказать, что отец (мать) встретил другого человека и полюбил его, однако он все равно любит ребенка и всегда будет рад его видеть)
  • Дать ребенку понять, что папа и мама любят его так же сильно, как и до развода
  • Не делать из развода трагикомедию с публичными скандалами, обоюдными обвинениями и делением кружек и половичков
  • Не препятствовать общению ребенка с тем родителем, который после развода будет жить отдельно от уже бывшей семьи
  • Постараться наладить с бывшим супругом дружеские или хотя бы просто ровные доброжелательные отношения.

Следует отметить, что в случае, когда бывший супруг (супруга) - явно (запойный алкоголик, наркоман, домашний тиран) и общение ребенка с ним не пойдет малышу на пользу, нужно оградить дитя от такого общения и сделать все, чтобы ребенок поскорее забыл тот кошмар, что происходил до развода. Однако даже в этом случае не стоит постоянно говорить детям плохое об отце (матери), а лучше обойтись одной обстоятельной беседой и затем навсегда оставить прошлое в прошлом.

Благополучие ребёнка зависит не от того, что происходит в стране и мире, а от конкретных событий в семье. Почему дети устраивают истерики и часто болеют? Чем вредно для малышей раннее чтение? Почему ребёнку нужно сказать о разводе родителей? О проблемах тульских семей с детьми расскажет Лариса Милова, практический психолог с 20-летним стажем.

Лариса Милова работала психологом в экстренной службе телефона доверия, городском и областном центрах диагностики и консультирования, в семейном центре «Супер-детки». Занимается психотерапией взрослых, консультирует семьи по вопросам взаимоотношений с детьми.

У каждой семьи есть свой «скелет в ш кафу»

В принципе проблемы, с которыми туляки обращаются к психологу, можно свести к 5-7 ситуациям. Самые актуальные - взаимоотношения с детьми разведённых родителей. Например, родители развелись год назад, но ребёнку об этом не сказали. И попав в эдакий «мешок судьбы», не знают, как из него выбраться - то ли говорить об этом ребёнку, то ли продолжать молчать. Похожая ситуация - мужчина имеет семью на стороне, живёт там, а для ребёнка первого брака придумана «красивая» легенда. Кстати, они все под копирку - папа в командировке, он лётчик, моряк и т. д.

Дети всё чувствуют и всё понимают. Ведь им иногда достаточно услышать какие-то фразы, уловить интонацию, чтобы понять ситуацию. И если её не прояснить, ребёнок будет додумывать, фантазировать и - не удивляйтесь! - начнёт часто болеть, плохо себя вести (по мнению взрослых). Но родители зачастую настаивают на соблюдении тайны своего развода. Рано или поздно ребёнок узнает правду. А то, что его обманывали много лет, просто подорвёт его доверие к родителям.

Дети могут выступать психотерапевтами своих родителей. Они часто лечат родительскую семью, берут нагрузку и ответственность за родителей на себя. Сломал ребёнок руку или ногу - нормальные родители объединяются вокруг ребёнка, начинают нормально общаться.

В Туле много разводов. Поэтому ко мне часто обращаются с вопросом - как выстроить отношения между разведёнными родителями и ребёнком. Например, сын или дочь после развода родителей живёт с мамой. Звонит папе и просит приехать, потому что с мамой конфликт: «Папа, забери меня к себе!» Как определить, сколько времени и когда каждый родитель должен проводить с ребёнком?

Очень часто мама не даёт папе видеться с сыном или дочерью после развода. Понятно, что люди разводятся не просто так, есть какой-то негатив, конфликт. Но в результате такой ситуации у ребёнка формируется неправильное понимание мужского и женского. Один родитель наделяется положительными чертами, а другой отрицательными. И внутри ребёнка возникает жуткое противоречие - ведь в нём есть половина от мамы и половина от папы! Невыстроенный график общения в случае развода родителей повышает тревожность ребёнка.

Правильно в такой ситуации определить вместе с ребёнком правила и график общения.

Например, выходные проводить с ним по очереди (не просто взять на два часа, а именно на выходные!). Каникулы тоже поделить поровну, например, Новый год и ещё пять дней - дома с мамой, а Рождество и ещё пять дней каникул - с папой.

Ребёнку нужна не полная семья, а счастливые родители

Есть такая отговорка у взрослых - «мы не разводимся ради детей». Это именно отговорка. Потому что родители создают мир иллюзии для сына или дочери. Они банально ему врут! Атмосфера в таких семьях неискренняя, лживая. Я считаю, что ребёнку нужна не полная семья, а счастливые родители.

Если у мужчины и женщины не получается быть счастливыми в паре, реализовываться как личности, расти в профессиональном плане, в творчестве, в общении, то лучше разойтись.

Даже если после развода более счастливым в психологическом плане будет только один из них! Это гораздо полезнее для ребёнка, чем просто полная семья.

Ситуация в семье «виновата» в самочувствии ребёнка, если ему ещё не исполнилось 12 лет. Почему ребёнок часто болеет - простуды просто липнут к нему? Или почему его часто тошнит и у него болит живот, хотя врачи не находят для этого физиологических причин? Кстати, по тому, где и что болит у малыша, можно поставить диагноз всей семье. Что делать? Во-первых, разобраться с психологом в этой самой ситуации в семье. А во-вторых, перестать делать болезнь ребенка «приятной». Мы же малышу во время болезни уделяем больше внимания, позволяем смотреть мультики, пытаемся его как-то развлечь. Не надо! Пусть болезнь будет скучной: постельный режим, нельзя смотреть телевизор, читать…

Выброси своё бревно!

Помните, у Пелевина - деды несли бревно, передали его своим детям, а те - своим. Мы передаём детям своё бревно, свой сценарий жизни. Если взрослый разобрался со своими глубинными психологическими проблемами, то его ребёнок уже не столкнётся с такими же проблемами в своей жизни.

Всё, что мы в жизни совершаем, мы делаем не только для себя, но и для детей. Трудности и конфликты, на которые мы, взрослые, закрываем глаза, мы как бревно передадим своим детям.

Виктор Пелевин, из «Онтологии детства»:

«В детстве счастлив потому, что думаешь так, вспоминая его. Счастье - это воспоминание. В детстве взрослые уходили на работу, за ними захлопывалась дверь, и начинался день: всё огромное пространство вокруг, всё множество предметов и положений становилось твоим. И все запреты переставали действовать. Затем что-то творилось с миром, где ты рос, каждый день всё вокруг прибретало новый оттенок смысла. И ты начинал понимать, что взрослые хотят, чтобы ты стал таким же, как они; им надо кому-нибудь перед смертью передать своё бревно. Не зря же они его несли».

Как передаётся тревожность, проблема от взрослого ребёнку? Очень просто. Понаблюдайте за маленькими детишками. Малыш увидел большую собаку, которую никогда не видел раньше. Интуитивно он либо оборачивается на маму или пятится к ней так, чтобы телом ощутить родного человека. Если мама в тревоге (неважно, сама она собаку боится или у неё на работе неприятности), ребёнок «считывает» эту информацию с неё. И начинает бояться.

Упрямство - та же истерика, просто в другой форме

Очень часто обращаются туляки по поводу истерик у ребёнка. Не только ситуация «упал в магазине на пол и кричит «купи!». И считают, что если ругать сына или дочь, вводить жёсткие ограничения, то таким образом они победят истерики. Нет! Таким образом вы только подкрепляете инстинкт - ведь истерику нужны зрители и внимание. Родители жалуются на упрямство сына или дочери, считая это проявлением характера. А на самом деле это тоже проявление истерики.

Почему вредно раннее развитие и обучение?

Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота… Как же так - соседский ребёнок в три года что-то бормочет по-английски, а мой нет?! Это вредно в раннем возрасте. Конечно, есть социальный заказ на центры раннего развития детей, есть амбиции родителей. Есть поэтапное развитие мозга. И обогнать или переставить этапы развития не получится. Например, зоны мозга, которые отвечают за понимание букв и цифр, формируются к 5 годам, а те, где формируется воля, - к 9 годам. Можно ли научить 2-летнего ребёнка понимать буквы и цифры? Да. Но только за счёт других зон его мозга - зон, отвечающих за моторику, речь, эмоции, понимание цвета, формы, размера. Ну не просто так в школу берут детей с 7-летнего возраста!

Одарённый ребёнок - большая проблема для родителей. Я за свою практику видела всего двух одарённых детей, которые для своего возраста могли делать многое без ущерба для остальных умений. Но замечу, что одарённые люди живут меньше, у них по жизни часто много психологических проблем, психосоматических заболеваний.

Родители хотят видеть своих детей успешными. Но успеха достигает не тот, кто рано научился читать и считать.

После революции 1917 года читают и считают у нас все! Успешность человека складывается из того, может ли он ставить перед собой цель, достигать её и удерживать. Для успешности важны способности (память, коммуникабельность, гибкость в мышлении и общении, творческие и креативные способности, душевные качества), а не учебные навыки (читать, писать). Совет родителям - уделяйте больше внимания развитию способностей у детей. Играйте с детьми в развивающие игры - их сейчас великое множество.

К сожалению, в 90-е годы мы утратили детскую субкультуру. Недавно я вышла во двор и хотела показать детям, как играть в классики. А они уже и не знают, что такое биточки, не умеют прыгать на одной ножке, не играют в выбивалы. А ведь такие игры развивают координацию движений, формируют психические процессы памяти, внимания, воображения.

Надо ли отдавать ребёнка в детский сад?

Может быть, я навлеку на себя гнев коллег, но я считаю, что садики в той форме, какие они были и есть, - для детей вредны. Да, социализация ребёнка должна быть обязательна - он должен уметь знакомиться, меняться и делиться игрушками, общаться со сверст-никами. Но в какой форме? Я не знаю, как можно удержать 20-25 человечков в спокойном состоянии целый день. Только жёстким режимом и страхом. Это вредно для ребёнка. И не нужно 3-4-летнему ребёнку находиться в обществе других 25 детей целый день.

Три часа для общения в развивающей группе, на детской площадке, в кукольном театре. И всё! А дальше - тёплая семейная обстановка.

Социализация ребёнка - это не количество проведённого в детсаду времени, а качество. Детский сад - это решение проблем родителей, но не ребёнка!

В наших детсадах очень много зависит от личности воспитателей и заведующей. Да, есть хорошие садики. Но есть и такие, где просто травмируют психику детей, например, унижают при всех, открывают тайну усыновления, кричат. У нас, психологов, есть даже такое понятие - травма детского сада. И такие ранние травмы оказывают влияние всю жизнь!

Надо смотреть на воспитателей, общаться с родителями. И самое главное - не молчать в случае проблем! Не бояться пожаловаться - никто место в садике у вашего ребёнка за это не отнимет.

Дорогие читатели!

Ждём ваших вопросов на alex_editor@сайт.

Психологические травмы детства, такие как недостаток внимания, недостаток любви, уделяемых родителями ребенку, а также другие проблемы маленького ребенка в семье, - являются основными причинами и корнями будущих психологических проблем. Если в настоящем человек хочет понять причины, почему та или иная психологическая проблема существует в его жизни, ему придется обратиться к прошлому и вспомнить свое трудное детство.

Мало кто может утверждать, что его детство было безоблачным и полностью счастливым. Как правило, большинство из нас в маленьком возрасте сталкивались с недостатком внимания , уделяемых взрослыми, испытывали недостаток любви и неприятие самого факта своего существования. Все это неминуемо способствовало зарождению тех или иных психологических травм у детей, которые впоследствии вылились в конкретные психологические проблемы.

Человек, рождаясь, нуждается в главных вещах - безусловной любви к себе и безграничном внимании. Мало кто рождается в исключительно благополучных семьях. И мало чьи родители проявляют безусловную любовь к их чадам. Напротив, превалирующая часть семей (если судить по опыту России, то это порядка девяноста процентов от общего количества по данным неофициальной статистики) - неблагополучные . Проблемы маленького ребенка в таких семьях разнообразны: это могут быть неполные семьи, семьи с проблемами алкоголизма, деспотичного отношения к детям, различного рода конфликтами, а также столкнувшиеся с потерей кого-либо из родителей из-за трагических событий или пагубных пристрастий.

Взаимосвязь психологических проблем в настоящем с негативными событиями прошлого человека, скрытых, как правило, в детском периоде жизни, - огромна . Например, нелюбовь к себе, выразившаяся в появлении у человека комплекса неполноценности, неуверенности и мнительности; сложные взаимоотношения с родителями; проблемы с финансами; различные фобии , а также проблемы в других сферах жизни. Корни у таких проблем - психологические , то есть причинами их возникновения явились определенные ограничивающие убеждения человека (относительно себя, денег, своих возможностей), навязанных ложных верований, подавленных обид, горечи, невысказанных эмоций в результате событий, произошедших в прошлом.

Любые трагические события или пагубные привычки взрослых, по сути, также приводят к заброшенности детей, полное равнодушие взрослых к их судьбе ведет к аналогичным последствиям.

Дисгармония в отношениях с первыми самыми близкими людьми в жизни ребенка - родителями - будет выражаться в дисгармонии мироощущения его, уже взрослого человека. Может выражаться не только в его последующей нелюбви к самому себе, но и проявлении агрессии к миру, к окружающим людям. Также из семьи ребенок получает много ограничивающих убеждений о деньгах, любви, своих возможностях, мешающих ему в будущем.

Если у ребенка было трудное детство , то его подсознание сохранит все мысли, убеждения, выводы, установки, подавленные обиды и эмоциональные блоки, имевшие место в результате:

  • любого рода негативных событий, случившихся с ребенком,
  • все факты грубого к нему отношения взрослых,
  • все грубые и обидные слова, брошенные в его адрес,
  • подавленные эмоции, невыраженные слезы, обиды,
  • конкретные примеры недостатка внимания и недостатка любви, пережитые ребенком.

Любое событие, произошедшее в прошлом, сохраняется в подсознании человека. Накопленный таким образом ментальный материал будет храниться в подсознании и окажет огромное влияние на эмоциональный баланс, характер будущего взрослого человека, на оценочное восприятие реальности вокруг него. И проблемы маленького ребенка, пережитые в семье, именно таким образом сохраненные в подсознании в виде ментального материала, будут неотступно следовать за ним по жизни, служить основой его фильтров восприятия действительности.

Хорошей новостью является то, что этот ментальный материал, можно найти и обработать с помощью специальных инструментов, которые помогут прежде всего снять заряженность этого материала. Это нужно для того чтобы данный материал перестал иметь столь существенное влияние на характер, эмоции, мысли. Сам процесс снятия важности с ментального материала подсознания называется депрограммированием подсознания .

Конечно, это даст отличный результат, если человек не держится за пережитый им в детстве негатив, хочет полной и окончательной свободы от своих психологических травм детства, кто готов меняться и расстаться с глюками своего ума, порождаемыми всем негативом, глубоко спрятанными слезами и болью прошлого. Кто хочет перестать смотреть на мир глазами обиженного ребенка, жить прошлыми обидами. Кто хочет стать свободным человеком от всего ментального хлама и взглянуть на мир вокруг без фильтров и навязанных моделей.

Одной из техник, которая имеет в своем арсенале эффективные инструменты для работы с материалом подсознания, является психотехника турбо-суслик, которая может произвести депрограммирование подсознания. Данная психотехника предназначена для самостоятельной работы с "заряженностью" ваших мыслей, верований, всего опыта, выводов, эмоций, связанных с событиями трудного детства, всех фактов недостатка внимания и недостатка любви. Снятие заряда с эпизодов прошлого, сохраненных в подсознании, их ментальных оценок и эмоциональных блоков, позволит устранить автоматизм реагирования, убрать фильтры восприятия, мешающие оценивать реальность, как она есть, без надуманных смыслов, предубеждений и кажущихся взаимосвязей и закономерностей.

Именно работа со всем накопленным человеком за жизнь ментальным материалом подсознания позволяет справиться с психологическими травмами детства, сделать настоящий рывок на пути к свободе и новому, более открытому восприятию реальности. Устранение причин проблем, поможет свести на нет сами проблемы. Комплексы, неуверенность, проблемы с деньгами, а также многие другие проблемы - исчезают, как правило, когда удается обнаружить и грамотно проработать их психологические причины. И таким образом психологические травмы, полученные в детстве, перестают определять жизнь человека в настоящем. Конечно, такой рывок смогут сделать те, кто готов меняться, кто хочет свободы от своего прошлого. Если такой решимости нет, то пользоваться данной техникой нет смысла.

Если Вы готовы к упорной работе и хотите получить полную свободу от всего, что мешает ее познать, готовы расстаться со своим ментальным хламом, то вам осталось скачать книгу . И сразу же можно приступать к работе, не откладывая в долгий ящик.

Обида. Как простить обиду

Простить обиду и избавиться от обиды трудно для любого человека. Наличие сильной обиды в душе, особенно обиды детской мешает жить полноценно и свободно, любые прошлые обиды тянут человека в прошлое и заставляют смотреть на мир глазами беспомощного ребенка.