Ювелирное искусство: карл фаберже. Восхитительные изделия Фаберже в коллекции Британской королевы Елизаветы II

Мы, люди XXI века, считаем, что знаем о роскоши все: дорогие гаджеты, спортивные машины, огромные драгоценные камни в ювелирных украшениях, маленькие лейблы на одежде, которые специально не отрезают. Для нас роскошь – это, в первую очередь, цена бренда. Но есть такие вещи, элитарность которых и по сей день характеризуется не только «именем», но и своей искусностью.

Фамилия Фаберже еще с конца XIX века стала синонимом искусства для богатых.

Наследник отцовского дела Петер Карл Густавович обучался ювелирному делу в Европе и в двадцать четыре года взял управление фирмой в свои руки. Поворотным моментом для него и компании стала Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве 1882 года, после которой императором Александром III ему было присуждено звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Карл действительно был талантлив. Он разрабатывал и утверждал эскизы, скрупулезно следил за всеми этапами работы и мог с легкостью разбить почти готовое изделие, если оно не соответствовало его ожиданиям. Однако главной силой Фаберже было его организаторское чутье, позволившее собрать в одной фирме более десятка талантливых мастеров и художников, среди которых были Хольмстрем, Коллин, Перхин, Вигстрем, Дербышев и многие другие. Кроме того, он нередко приглашал к сотрудничеству мастеров из других областей: архитектора Шехтеля, живописца Савицкого, скульптора Обера. Компания «квартировалась» в Санкт-Петербурге, хотя ее фирменные магазины были и в других городах, в том числе и в Москве.

Собранные в столице шедевры мирового искусства и обучение Карла за границей сыграли немаловажную роль в развитии художественного почерка фирмы. В противовес московским выдающимся ювелирным мастерам, делавшим упор на национальные мотивы и древнерусскую тематику, Карл предпочитал тонкую игру историзма. Мотивы табакерок екатерининского времени покрывали изящные папиросницы, а элементы безделушек становились частями настольных часов, чернильниц и других вещей более утилитарного назначения. Компания Карла создавала украшения, рамки, декоративные коробочки, культовые предметы, сервизы, вещи для быта и туалета.

Но, хотя большую часть работ мастерской можно было не только поставить на полку, но и использовать, к ним порой относились как к излишествам и даже мещанству. Владимир Набоков писал, что его «семья презирала работы Фаберже как олицетворение гротескной безвкусицы» .

Причиной тому отчасти был широчайший диапазон техник и материалов, применявшихся для создания. Ни один работник конкурирующих фирм того времени не владела эмалями лучше, чем мастера Фаберже. Их насыщенные краски нередко сочетались с несколькими оттенками золота, драгоценными камнями. Больше чем кто-либо до этого Карл приветствовал использование в ювелирном деле полудрагоценных и поделочных камней.

Самыми известными работами мастерских Фаберже до сих пор являются пасхальные яйца, которые представляют собой апофеоз всего русского золотого и серебряного дела того времени. Пасхальные яйца делались по принципу матрешки – в раскрывающейся скорлупе хранился сюрприз. Первой такой работой стало яйцо «Курочка» , прототипом для которого стала жемчужина датской сокровищницы – яйцо из слоновой кости, с вложенной короной и кольцом.


Заказанное Александром III для своей жены Марии Федоровны, оно должно было напоминать ей о доме. В этом самом простом из всех яиц Фаберже сюрпризов было целых два. В матовом желтке скрывалась курочка, внутри которой в свою очередь были маленькая копия императорской короны и цепочка с рубиновым кулоном.

Каждая подобная работа выполнялась целый год. Помимо традиционных проектов, включавших сюрпризы, произведение могло порадовать владельца и другими особенностями: так часть яиц стала часами. Их заказывали члены императорской семьи или приближенные. И после «Курочки» фирма Фаберже нередко повторяла уже известные произведения, но искусность художников и мастеров, внимательный подход к работе, позволяли создать совершенно новое произведение.

«Сравнивая работу Фаберже с оригиналом Ле Роя, обратите внимание на то, насколько точно следует современный ювелир композиции ларчика. Однако, разглядев в нем намёк на яйцевидную форму, он исполняет свое изделие в более изысканной манере, приспосабливая соотношение размеров украшенного трельяжной сеткой оригинала к изящному силуэту яйца, и утяжеляет основание» , - писал в 1953 году Кеннет Сноумен (Kenneth Snowman) о яйце «Ренессанс» и его прототипе – шкатулке мастера Ле Роя (LeRoy) XVIII века.


Теперь яйца, так же как и другие произведения фирмы, украшают коллекции музеев и галерей, включая недавно появившийся в Санкт-Петербурге «Музей Фаберже», основателем которого является В. Вексельберг.

Можно по-разному относиться к работам Фаберже. Как часть элитарной культуры они всегда вызывали раздражение у более демократично настроенной публики. Но в то же время и по сей день мало найдется людей, которые не восхитятся и не удивятся мастерству обработки металлов, камней и стекла. Достаточно просто представить, что все эти вещи делались на рубеже веков вручную, чтобы понять, насколько это был кропотливый труд настоящих профессионалов ювелирного дела. Как утверждает гуманитарная наука эстетика, прекрасное – это то, что способно нас поразить. Раз так, то произведения фирмы Фаберже прекрасны вне всяких условий.


Имя: Петер Карл Фаберже (Peter Karl Faberge)

Возраст: 74 года

Место рождения: Санкт-Петербург

Место смерти: Лозанна, Швейцария

Деятельность: российский ювелир

Семейное положение: был женат

Карл Фаберже - биография

Коллекционеры всего мира мечтают заполучить изделия Карла Фаберже, а его самого считают величайшим ювелиром в истории. Но мало кто знает, что сам мастер собственноручно не изготовил ни одного из своих шедевров.

Карл Фаберже - детство, семья

В 1842 году ювелир Густав Фаберже открыл свой первый магазинчик в Санкт-Петербурге. Он был настоящим мастером, а потому клиентов у него было достаточно. Волновало Густава лишь одно: он мечтал о сыне, которому сможет в будущем передать свое дело. Мольбы Фаберже были услышаны, и в мае 1846 года на свет появился его первенец Петер-Карл.

Карл Фаберже - талантливый бездарь

Выбора у Карла не было: основную ставку отец сделал на него. Родитель оплатил его обучение у лучших европейских ювелиров. Карл несколько лет путешествовал по Европе, изучая новые веяния, знакомясь с мастерами, а главное -подыскивая умельцев, которые могли бы на него в дальнейшем работать. Для этого он не пропускал ни одного приема, ни одной выставки, много общался с молодыми талантами. Если видел самородок - тут же звал к себе в Петербург. 1870 году, в возрасте 24 лет, молодой человек встал у руля. В штате у него было около сотни сотрудников -камнерезов, художников, огранщиков. Сам он выполнял роль идейного вдохновителя и судьи: если изделие ему не нравилось, вещь тут же переделывали.

Интересно, что, по некоторым данным, Фаберже не считал себя талантливым ювелиром, наоборот, был убежден в своей бездарности. Много времени он проводил в мастерских Эрмитажа, где бесплатно работал реставратором, а заодно стажировался у мастеров старой закалки. Однажды его попросили составить список вещей, необходимых для того, чтобы обучиться ювелирному делу. В числе прочих указал «ремень» и пояснил: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били - вот ничего и не вышло».

Однако остальные были убеждены в талантливости Карла. Его работы высоко оценили на Всероссийской художественно-промышленной выставке, которая проходила в Москве в 1882 году. Там экспонаты компании «Фаберже» привлекли внимание императора Александра III, и уже через год он сделал свой первый личный заказ, который изменил жизнь ювелира.

Яйцо Фаберже, с которого все началось

Приближалась Пасха. Император хотел преподнести на праздник своей супруге Марии Федоровне что-нибудь необычное и запоминающееся. Он пригласил Фаберже во дворец и попросил изготовить пасхальное яйцо. Конечно, тот не смог отказать.

Накануне Пасхи Карл принес Александру III изысканное творение. Это было яйцо, покрытое снаружи белой эмалью, имитирующей скорлупу. Если открыть его, внутри можно было увидеть золотой «желток». В желтке сидела изумительная курочка из цветного золота. А внутри нее - золотое яичко и рубиновая корона. Император с супругой были восхищены творением мастера. Ему тут же разрешили использовать изображение двуглавого орла на своем фирменном знаке и дали звание «Ювелир Его Императорского Величества». Сам Фаберже величал себя «Поставщик Высочайшего двора».


С тех пор Карлу было поручено каждый год к Пасхе изготавливать по одному яйцу. Позже эту традицию перенял следующий правитель - император Николай II. Только он стал заказывать яйца уже в двух экземплярах - для своей овдовевшей матери и супруги. Каждое яйцо было уникальным и неповторимым, напоминающим о каком-либо знаковом для империи событии.

Например, были яйца: «Транссибирский поезд» - в память об открытии Транссибирской магистрали, «300-летие Дома Романовых», «Наполеоновское» - в честь вековой годовщины разгрома французских войск. Внутри яиц могло оказаться что угодно: миниатюрные портреты правителей, уменьшенные копии дворцов и кораблей, царских карет. Сначала каждый эскиз Карл обсуждал с императором, но потом ему позволили создавать шедевры на свое усмотрение. Это превратилось в некую игру: для правителя всегда оставалось сюрпризом, что окажется внутри.

Изготовление одного яйца занимало почти год, а некоторым яйцам посвящалось даже несколько. Так, мастера три года работали над механизмом, благодаря которому павлин, сидящий внутри изделия, мог раскрывать свой роскошный хвост. Фаберже обязался создавать пасхальные яйца только для императорской семьи, но желающих получить их копии было так много, что вскоре он, по слухам, начал тайно выполнять частные заказы.

Работы Фаберже

Близость к императорскому двору сыграла на руку Фаберже. Его изделия стали высоко ценить, к нему обращались заказчики из-за рубежа. Сначала это были родственники и друзья императорской семьи, а потом и просто состоятельные люди, прослышавшие о знаменитом ювелире. Штат сотрудников Фаберже вскоре перевалил за отметку в 500 человек. На него работали финны, англичане, швейцарцы, немцы, русские. Главным ювелиром фирмы долгое время считался Михаил Перхин - самородок, которого Карл нашел в Карелии. Фаберже хоть и был строг к мастерам, но каждого ценил очень высоко. Например, одному граверу, лишившемуся зрения, дал денежное содержание -чтобы отблагодарить за труд.

Что же уникального было в изделиях Фаберже? Прежде всего идея. Это не просто драгоценности, искусно ограненные, - это настоящие произведения искусства. Карл не боялся экспериментировать. К примеру, часто работал с камнями, считавшимися «неювелирными», и не боялся, что его раскритикуют. Мог сделать брошь из карельской березы, оправленную в бриллианты.

Его мастера умели работать с сотней оттенков. За счет обилия цветов достигался эффект внутреннего сияния - берешь предмет в руку, и кажется, будто он светится изнутри. Они владели техникой гильоширования эмали: на фон наносили насечки, создавая особый узор, который сверху покрывался слоем эмали. Но никто, даже зная технологию выполнения, не мог повторить подобное.

Компания «Фаберже» изготавливала множество интересных вещей: портсигары, столовое серебро, сервизы, часы, табакерки, шкатулки, сувениры. Были предметы, которые стоили баснословно дорого. Но выпускались и изделия массового производства. Например, в 1914 году увидела свет серия медных чарок.

Однако самыми известными, безусловно, стали драгоценные яйца. Их точное количество сейчас не назовет никто. Только для императорского дома было изготовлено 54 экземпляра, а сколько было частных заказов...

Карл Фаберже - последние годы

С началом Первой мировой войны пришел конец существованию компании. Мастеров мобилизовали, работать стало некому. Последнее пасхальное яйцо было преподнесено императору в 1916 году: оно носило название «Стальное» и по форме было похоже на артиллерийский снаряд. Большинство изделий и драгоценностей «экспроприировали» большевики. Украденное потом было распродано за смехотворные суммы. У Фаберже сохранилась лишь малая часть - то, что он ранее успел вывезти в Финляндию.


Карл боялся, что его арестуют, и потому осенью 1918 года бежал в Европу. Долго не мог нигде осесть: сначала остановился в Латвии, потом переехал в Германию. Современники рассказывали, что он без конца твердил: «Жизни больше нет, она никогда уже не будет прежней...»

Ювелир потерял все, чего достиг за многие годы. Когда его спрашивали, почему он не попытался вернуть свои драгоценности и изделия, он апатично отвечал: «Зачем мне горстка бриллиантов, если меня лишили моего дела?» В 1920 году у Фаберже начались проблемы с сердцем, и семья перевезла его в Швейцарию - там климат лучше. Врачи предписали 74-летнему Карлу вести спокойную, размеренную жизнь, без волнений, - и, самое главное, не курить! Но тот докторов не послушал. 24 сентября 1920 года он решил насладиться сигарой, аромат которой так любил. Но выкурить ее успел лишь наполовину: сердце великого Фаберже остановилось...

30 мая – знаменательная дата для всего культурного мира. Именно в этот день 169 лет назад родился легендарный российский ювелир, основатель целой династии ювелиров, прославивший нашу страну далеко за её пределами – Карл Густавович Фаберже.

Создание ювелирного дома Фаберже

Известная ныне фирма начала своё существование как небольшая мастерская, основанная в Санкт-Петербурге в 1842 году Густавом Фаберже.

Уже тогда Фаберже-старший мечтал, чтобы начатое им дело переросло в крупную семейную компанию. В 1850-х годах Густав отправил сына за границу для обучения ювелирному искусству у известных европейских мастеров, в том числе знаменитого Йозефа Фридмана. Вернувшись в Россию, в 1870 году 24-летний Карл возглавил фирму отца.

У него был намётанный глаз. Фаберже умел подбирать художников и ювелиров и видеть в обыденном прекрасное. Он обладал глубокими знаниями мировой художественной культуры, часто путешествовал и занимался самообразованием. Для Карла Фаберже не существовало мелочей: ювелир уделял значительное внимание не только мельчайшим деталям изделий, но и футлярам.

«Ювелир Его Императорского Величества»

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве на изделиями фирмы заинтересовался Александр III. За внимание Императора боролись сотни деятелей искусств, поэтому заслужить покровительство царского двора было огромной удачей!




С этого момента Карл Фаберже получил почётное звание «ювелир Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа», что давало ему право размещать на своей вывеске изображение государственного герба. Знак отличия свидетельствовал о высочайшем качестве продукции, а предприниматели, получившие этот титул, пользовались особым уважением в обществе.

Новая эпоха фирмы Фаберже

С этого момента начинается новая эпоха ювелирного дома Фаберже, которому было суждено сыграть большую роль не только в жизни одной семьи, но и в судьбе всей страны.

Помимо Петербурга отделения фирмы находились в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. Кроме традиционных украшений ювелирный дом выпускал драгоценные корзины цветов, футляры для помады, портсигары, всевозможные сувениры, флаконы для духов, ручки для зонтов и тростей и даже рамки для фотографий.





Но настоящую известность фирма получила только в 1880-х годах, когда у изделий Фаберже сформировался особенный узнаваемый стиль. Во многом это заслуга ведущих мастеров-ювелиров компании Франца Бирбаума и Михаила Перхина, автора 28 из 52 известных во всём мире императорских яиц Фаберже.

К слову, всего с 1855 по 1917 годы для частных покупателей и членов царской семьи было создано 71 ювелирное яйцо. К сожалению, до наших дней дошло лишь 62 эксклюзивных творения Фаберже.








Уже тогда компания Фаберже стала широко известна в Европе. Многим представителям Императорской фамилии в Англии, Дании, Греции и Болгарии украшения отправлялись в подарок. В 1900 году Карл Фаберже был удостоен звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров» и ордена Почётного Легиона.

В изделиях Фаберже сочетались самые разные художественные стили и направления: ампир, готика, модерн, неоклассицизм и, конечно же, русские национальные мотивы.

Некоторые ошибочно полагают, что отличительной чертой фирмы были роскошные изделия, выполненные из редкостных дорогостоящих металлов и камней. На самом деле секрет Фаберже заключался в умении понять и почувствовать материал, вдохнуть в него жизнь, раскрыть всю его красоту и величие.


Фаберже говорил: «Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга».

Визитной карточкой компании было создание изделий в «русском стиле». Кокошники с бриллиантами и серебряные чарки с самоцветами вызывали восторг иностранцев. Уже тогда ювелирный дом стал выпускать украшения, в которых сочетались разные драгоценные камни.






Ювелирами дома Фаберже создавались искусные оправы икон, кресты и церковная утварь для храмов и монастырей Кремля. Всё это выполнялось в старорусском стиле и украшалось невиданными до того времени узорами, тончайшей сканью или эмалевой росписью.

Традиции легендарного ювелира

Ежедневно создавая украшения для самых разных женщин, художники SOKOLOV не забывают о том, что ювелирное дело – это прежде всего искусство. Так, в 2011 году появилась первая модель из серии эксклюзивных изделий, выполненных в особом узнаваемом стиле компании. Каждое творение уникальной коллекции раскрывает философию бренда и отражает идею постоянного движения вперёд.

Сначала, вопреки известному выражению, мастера изобрели велосипед, каждая деталь которого – фрагмент ювелирного изделия. Годом позже появилась другая модель, выполненная в ретро-стиле.


Продолжением темы стало создание серебряного ретро-автомобиля, украшенного полудрагоценными камнями и эмалью. Самой масштабной моделью коллекции стал серебряный локомотив с более чем тысячью камней, каждый из которых закреплен вручную. Уникальность изделий не только в их неповторимом дизайне, но и в том, что все они абсолютно подвижны.


Олицетворение свободы, успеха и стремления к новым вершинам – сканная фигура сокола, ставшая результатом долгой кропотливой работы ювелиров и ещё одним эксклюзивным творением.


Каждый год художники и мастера-ювелиры SOKOLOV удивляют нас новыми шедеврами, глядя на которые понимаешь, что блестящая история дома Фаберже имеет достойное продолжение.


Карл Фаберже - это один из самых известных российских ювелиров второй половины XIX - начала XX века. Он явился основателем целой династии, производящей драгоценные изделия. Наиболее известными стали яйца Фаберже, изготавливающиеся для членов российской императорской фамилии, а также для обычных покупателей. Его работы стали символом старой дореволюционной России, роскоши, изящества и утонченного вкуса. Работы известного ювелира высоко ценятся не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ранние годы

Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге в мае 1846 года в немецкой семье. Его отец основал собственную ювелирную фабрику в столице империи. Будущий знаменитый ювелир получил очень хорошее образование: он путешествовал по Европе, где изучал дело своего отца: сначала молодой человек обучался в Дрездене, затем - у франкфуртского мастера Фридмана. Позже юноша отправляется пополнять свое образование в южных странах: во Франции и Италии. Будучи еще совсем молодым, в возрасте 24 лет, он стал управляющим фирмы своего родителя.

Работа на императорский дом

Карл Фаберже принял участие во Всероссийской выставке в 1882 году, где его работы заметил император Александр III, который обратился к нему с просьбой сделать пасхальный подарок для его жены Марии Федоровны. Мастер создал яйцо из эмали, внутри находилась цветная курочка, в которую, в свою очередь, была помещена маленькая копия императорской короны и драгоценная цепочка. Такая задумка не была полностью оригинальной: дело в том, что еще в XVIII веке существовали три подобных яйца (находящиеся в Вене, Дрездене и Копенгагене), внутри которых также находились короны. Подарок так приглянулся императрице, что с тех пор Карл Фаберже получил звание придворного ювелира и стал получать регулярные заказы, причем не только от представителей российской императорской семьи, но и от членов иностранных королевских домов.

Ювелирные работы

Знаменитый мастер владел целым концерном, в состав которого входило несколько фирм. Каждая из них отличалась независимостью. Мастера, трудившиеся под началом известного ювелира, были самостоятельны в принятии решений и разработке дизайна украшений.

На разработку эскиза и непосредственное изготовление уходило около года. При этом следует учитывать то обстоятельство, что сам Карл Фаберже, биография которого является предметом настоящего обзора, не всегда являлся непосредственным художником-исполнителем. Его команда была интернациональной: в ней трудились мастера из самых разных стран. За счет того, что в среде работников царила творческая атмосфера, каждое изделие фирмы являлось уникальным и оригинальным, что и было главным условием заказов.

Натюрморт и другие работы

Помимо знаменитых пасхальных яиц, фирма производила и множество других драгоценных вещей, которые отличались изяществом и богатством украшений. Одна из самых известных сохранивших работ - натюрморт, созданный в 1905 году. Он представляет собой изображение яичницы, рюмки водки и недокуренной сигары. Несмотря на простоту выбранного сюжета, авторы подошли очень тщательно к выполнению этого изделия, использовав драгоценные камни (яшму, янтарь, белый камень), минералы (хрусталь, кварц), драгоценные металлы (серебро). Кроме того, фирма славилась производством и простых предметов быта, например медных чарок, наперстков. Но наибольшую известность он приобрел, конечно же, благодаря изготовлению украшений. Помимо производства, он также занимался и хранением дорогих вещей представителей аристократии.

Техника

Ювелир получил европейское признание: в Париже его наградили орденом и присудили почетное звание мастера гильдии. В 1900 году в столице было возведено здание ювелирной фабрики, которое было спроектировано родственником мастера, архитектором К. Шмидтом.

В этом помещении находились мастерские и магазины. Это говорило о том, насколько большое значение приобрела фирма в России. Изделия Карла Фаберже были уникальны по своим техническим характеристикам. Мастер стал основателем нового направления в ювелирном деле, начав применять драгоценные и полудрагоценные камни в работе. Также он стал использовать минералы, для чего в столице через некоторое время даже были основаны камнерезные мастерские. На фабрике изготавливались самые разные произведения: кроме пасхальных яиц, которые получили наибольшую известность, ремесленники изготавливали фигурки людей, животных и цветов. Искусство Карла Фаберже заключалось в том, что он даже из самых практичных и бытовых вещей умел сделать настоящий шедевр. Мастера, работавшие на его фирме, использовали самые разнообразные технические приемы: они овладели искусством обработки цветных и прозрачных драгоценных камней, украшали изделия тонкой и очень дорогой эмалью, а также делали фигурки из многоцветного золота, что, пожалуй, было главной изюминкой в производственном процессе. Так, до сих пор никто не может воспроизвести технику гальошированной эмали - искусство нанесения волокнистых линий на поверхность в виде переплетения различных фигур и контуров. Хотя этот прием был известен очень давно, именно ювелир Фаберже и его работники сумели довести данный процесс до совершенства.

Особенности творчества

Возможно, секрет уникальности каждой вещи заключается в том, что ювелиры фабрики использовали богатую цветовую палитру, которая состояла из 124 оттенков. Благодаря такому разнообразию красок мастера могли делать самые разные узоры в виде елочек, чешуек, причудливых зигзагов. Петер Карл Густавович Фаберже добился европейской известности еще и потому, что никогда не повторялся: каждый его заказчик всякий раз получал уникальную вещицу в подарок.

Жизнь после революции

Когда к власти пришла большевистская партия, все мастерские, магазины знаменитого ювелира были национализированы. В руки новой власти попал весь запас драгоценных камней и готовых изделий. Некоторую часть, впрочем, его старший сын успел вывести в Финляндию. В течение нескольких лет изделия знаменитой фирмы были проданы за бесценок, в первую очередь яйца Фаберже. В конце 1918 года сам мастер под прикрытием покинул страну и уехал в Ригу, так как опасался ареста. После того как советские войска заняли территорию Латвии, он переехал в Германию. Когда в этой стране также произошла революция, он окончательно поселился в Висбадене. По собственным воспоминаниям ювелира, пережитые потрясения сильно сказались на его физическом и психическом состоянии. В 1920 году он умер в Лозанне, куда незадолго перед тем перебрался для лечения больного сердца.

Пасхальные яйца работы 1880-х годов

К сожалению, не все работы знаменитого ювелира сохранились. Одна из них - это изображение курочки, вынимающей из маленькой корзины сапфировое яйцо. Особенность данного изделия состоит в том, что фигуры были отделаны алмазами, граненными в виде роз. Впрочем, по некоторым описаниям, яйцо было сделано из золота.

Также ничего неизвестно и о сюрпризе, который составлял обязательную составляющую яйца. В настоящее время остается загадкой, где находится эта работа, выполненная по заказу Александра III: скорее всего, она была утеряна или находится в частной коллекции. Другое яйцо, созданное для императора, было выполнено в форме бриллиантовых часов. Внутри находился оригинальный сюрприз - это часовой механизм. Само яйцо расположено на изящной подставке. После революции работа известного ювелира была утеряна, а найдена уже в начале нашего века в американской коллекции.

Работы начала 1890-х годов

Пасхальное яйцо, сделанное по заказу Александра III в 1890 году, покрыто светло-розовой эмалью и разделено на несколько секций. Особенностью этого изделия является то, что оно содержит внутренний механизм для раскрытия специальной панели. Кроме того, именно для этого подарка были выполнены миниатюры, изображающие замки и дворцы.

Отдельно следует упомянуть про яйцо, которое не покидало пределов нашей страны. Оно называется «Память Азова». Особенностью данного изделия является то, что оно выполнено в стиле времен Людовика XV. Яйцо покрыто орнаментом рококо, а внутри покрыто красивым зеленым бархатом. Сюрпризом стала небольшая модель российского императорского крейсера.

Другое изделие называлось «Кавказское яйцо». Оно также выполнено в стиле, популярном во времена Людовика XV. На его поверхности имеются четыре окна.

Работа получила такое название потому, что в нем располагались миниатюры с изображением дворца Великого князя на Кавказе, где он жил долгое время.

Изделия середины 1890-х годов

Яйца К. Фаберже могли быть различной формы. Так, одно из них напоминало овальный ларец. Известно, что образцом для этого произведения искусства стала шкатулка для драгоценностей, выполненная еще в XIX веке знаменитым мастером Ле Роем. Однако изделие Фаберже отличается бо́льшей изящностью, так как мастер придал ему яйцевидную форму. О сюрпризе ничего неизвестно, хотя есть предположение, что внутри находилось жемчужное украшение.

Работы времен царствования Николая II

Новый император продолжил традицию своего отца и каждый год дарил пасхальные яйца своей овдовевшей матери и супруге. Одно из первых изделий было сделано с букетом розы. Работа выполнена в стиле неоклассицизма. Сюрпризом стал бутон розы, который покрыт светло-желтой эмалью. Внутри цветка находилась маленькая золотая корона и кулон. К сожалению, оба сюрприза были утрачены. Это яйцо было подарено императором его жене Александре Федоровне: корона означала ее новый титул как императрицы.

Своей матери в память о ее покойном супруге он подарил яйцо, которое считается одним из самых красивых произведений фирмы Фаберже. Оно покрыто темно-синей эмалью и разделено на шесть панелей, на которых выгравированы монограммы Марии Федоровны и ее мужа Александра III. Это было одно из четырех яиц, посвященных памяти этого императора.

Выставки

Музей Карла Фаберже в Санкт-Петербурге расположен в Шуваловском дворце на набережной Фонтанки. Основу коллекции составляют изделия самого знаменитого ювелира; кроме того, в здании находятся произведения русских мастеров декоративно-прикладного искусства. В музее хранятся 4 000 единиц, среди которых, помимо знаменитых пасхальных яиц, - предметы интерьера, столовое серебро, а также работы современников знаменитого мастера - других ювелиров, таких как И. Сазиков, П. Овчинников, И. Хлебников и других. При музее работает экспертный совет, в который вошли специалисты по творчеству Фаберже. Его целью является культурно-просветительская деятельность.

Экспонаты

Выставка Карла Фаберже интересна тем, что она заключает в себе пасхальные яйца, которые пользуются популярностью и известностью во всем мире. В коллекцию входят первое и последнее яйца. Одно из самых известных - это «Коронационное», которое было создано по случаю коронации Николая II и Александры Федоровны.

Сюрпризом изделия была модель кареты, которая была изготовлена еще при Екатерине II. Произведение украшено двумя алмазами, вензелем императрицы, также в нем есть надпись года - «1897». Итак, произведения знаменитого мастера стали настоящим эталоном в ювелирном искусстве. Его произведения имеют большое значение не только для отечественной, но и для мировой культуры. В настоящее время музей Фаберже занимается активной просветительской работой, а также сохранением наследия знаменитого ювелира. В интернете созданы виртуальные туры в 3D-формате, которые позволяют любому желающему ознакомиться как со всеми экспонатами, так и с интерьерами самого дворца, где они расположены.

Петер Карл Фаберже, которого называют последним великим золотых дел мастером, родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. Его отец, ювелир Густав Фаберже, был владельцем небольшой, но преуспевающей мастерской на Большой Морской улице, открытой им в 1842 году. Карл обучался в гимназии Святой Анны, одной из лучших петербургских школ. В 1861 году семья Фаберже переехала в Дрезден, где он прошел коммерческий курс в Handelschule. Там же, в Дрездене, Карл имел возможность познакомиться с коллекцией Gr?ne Gew?lbe, среди множества экспонатов которой хранились саксонские драгоценности, украшенные резьбой, и прекрасные образцы эмалировки эпохи Возрождения, а также шедевры искусства XVIII столетия. Позже Густав послал сына в поездку по Европе, в частности, по Германии, Италии и Франции.

Поступив во Франкфурте-на-Майне в ученики к золотых дел мастеру Фридману, младший Фаберже впервые попробовал свои силы в ювелирном искусстве. Это путешествие оказало большое влияние на развитие Карла как художника.

В 1866 году он вернулся в Петербург, где начал работать как полноправный мастер на фирме своего отца вместе с Хискиасом Пендином, Августом Хольмстремом и Вильгельмом Раймером. В 1872 году Карл Фаберже возглавил скромное семейное предприятие, имея прекрасное образование и некоторый опыт в ювелирном искусстве и коммерции. Фирма представляла собой небольшую, хорошо организованную структуру, требующую некоторых изменений с целью привлечения новых богатых клиентов. Молодой Фаберже принял решение кардинально изменить стиль и переключиться с модных в то время тяжелых и дорогих ювелирных изделий на нечто более легкое, чтобы красота изделия оказалась важнее стоимости материалов. Он стал использовать менее дорогие металлы и российские поделочные камни: нефритовый жадеит, обсидиан, горный хрусталь, авантюрин и др. Точка зрения Фаберже заключалась в том, чтобы использовать драгоценные камни и металлы лишь как компоненты дизайна.

На Всероссийской выставке 1882 года Фаберже стал лауреатом, получив золотую медаль. Большой успех ему также принесла Северная выставка в Стокгольме в 1897 году, но еще большее признание он заслужил на Всемирной международной выставке в Париже в 1900 году, где судьями были преемники французских традиций ювелирного искусства, которыми он прекрасно владел. Искусство Фаберже в подражание французским мастерам XVIII века, особенно при использовании гильошированного эмалирования, было отмечено Рыцарским крестом Почетного Легиона.

Поначалу, доля Фаберже в заказах Двора была незначительной, выдерживать конкуренцию с такими ювелирами как Юлиус Бути, Эдуард Болин, Фридрих Кехли и Леопольд Цефтинген было нелегко, но с годами количество императорских заказов, выполняемых домом Фаберже, росло. Ему удалось завоевать расположение высших придворных чинов, оказывая бесплатные услуги по оценке, ремонту и реставрации ювелирных изделий в Эрмитаже. Свободный доступ к экспонатам позволил Карлу внимательно изучить технические приемы старых ювелиров, стилистические особенности изделий, выполненных в разные эпохи.

На должность придворного ювелира он был назначен в 1885 году. С изменением статуса Фаберже началась новая эра в ювелирном искусстве – эра Императорских Пасхальных яиц. Первое Императорское яйцо было создано по заказу Александра III, предназначено в подарок его жене, датской принцессе Марии, и, по мнению экспертов, представляет собой авторскую интерпретацию одного из яиц, находящихся в Датской королевской коллекции в Копенгагене. Подобные произведения было приказано создавать ежегодно, что свидетельствует о том, что подарок имел успех. Преемник Александра III, Николай II расширил заказ, велев изготовлять по два яйца ежегодно: одно для вдовствующей императрицы Марии Федоровны, а второе для своей жены, царицы Александры Федоровны.

Также фирма Фаберже предоставляла подарки для членов императорской семьи и их родственников из Европы по случаю различных памятных дат. Вслед за императором благосклонность к главному ювелиру стали проявлять и самые состоятельные люди страны, среди которых были Александр Кельш, Феликс Юсупов, Эммануил Нобель и другие. Большое количество ювелирных украшений Фаберже было предназначено в подарок звездам артистического мира Петербурга, актрисам театра и балета (балерины Зуччи, Елизавета Балетта, Кшесинская). Значительное количество заказов поступало также от членов королевских семей со всего мира (Англия, Дания, Германия, Сиам, Индия, Китай).Успех дома Фаберже был таким огромным, что, в связи с необходимостью расширения производства, в 1897-1905 годах были открыты филиалы в Москве, Одессе, Лондоне и Киеве. В этот период в мастерских трудилось около пятисот человек, но, несмотря на это, все предметы имеют общий стиль, что явилось результатом бдительного контроля самого владельца фирмы.

Стиль и техники

Стиль Фаберже носит печать изящества и подлинной строгой элегантности, свидетельствующая о высочайшем мастерстве, которое не бросается в глаза, но проявляется в кажущейся легкости, в глубине красок эмали, в неожиданных сочетаниях различных оттенков материалов. Общими узнаваемыми чертами изделий дома также являются скромность материалов и простота их использования. Нескончаемый поток полезных вещей – портсигаров, ламп, часов, барометров, спичечных коробков, рамок для картин, кнопок звонков, лорнетов, театральных биноклей, ножей для резки бумаги, булавок, всевозможных ящичков, коробочек и шкатулок, чернильниц, сигаретниц, флаконов для духов, письменных приборов и т. д. – превосходили друг друга своей изобретательностью. Каждая из них обладала изысканной формой и совершенством, была мгновенно узнаваема и символизировала статус владельца.

Самое большое историческое влияние на творчество Карла Фаберже оказала Франция XVIII века. Он воспроизвел технику, применявшуюся в то время, главным образом, метод гильошированного эмалирования, когда эмаль тонким, прозрачным слоем кладут на гравированную поверхность. Эта работа была очень трудоемкой, связанной с решением сложных технологических задач. Стеклянные смеси и окисленные металлы необходимо было нагреть до такой степени, чтобы они начали светиться, причем эмаль (прозрачная или непрозрачная) накладывалась обычно в несколько слоев. Особый переливчатый эффект некоторых изделий фирмы Фаберже достигался за счет нанесения первым слоя полупрозрачной эмали с оранжевой тенью и последующим нанесением нескольких слоев прозрачной эмали. Иногда между слоями клали золотую фольгу. Декорирование резьбой по металлу (гильоширование поверхности) усиливало зрительный эффект.

Для того чтобы удовлетворить вкусы более консервативных заказчиков, Фаберже применял клаузонированное эмалирование для создания произведений в традиционном Русском стиле. Для этого на серебряной поверхности с помощью металлической проволоки делались ячейки, которые потом заполнялись разноцветной эмалью. Характерными чертами этих произведений были яркие цвета и традиционный стиль цветочных узоров.

Выемчатое эмалирование – еще один метод, применявшийся Фаберже. Здесь эмалью заполнялись канавки, а затем накладывали еще один слой, покрывавший поверхность около канавки. Также использовалась техника plique-a-jour, когда каждая ячейка имела собственный переливающийся цвет.

Вдохновение Карла Фаберже пробуждали многие произведения различных эпох и стилей: от готики до Возрождения, а в поздних работах – эпохи Людовика XIV и стиля ампир. Влияние старорусского стиля особенно заметно в изделиях из серебра. В конце века Фаберже немного увлекся стилем Ар Нуво. Мотивы Дальнего Востока, в частности, японского искусства, идентифицируются в серии цветов и в вырезанных из камня фигурках животных. Фаберже был очень космополитичен в своем творчестве, обладал обширными знаниями, а вкусы его заказчиков сильно отличались друг от друга. И как личность, и как коммерсант, он бдительно следил за изменениями в общественных настроениях и моде, и это отражалось на его произведениях. Тем не менее, эклектичность, присущая его наследию, не производит впечатления дисгармонии.

Новое правительство, пришедшее к власти после революции 1917 года, принесло с собой хаос и разрушение. Конец дома Романовых означал и конец Фаберже. Как и многие, Карл с семьей эмигрировал из России. Он умер в Лозанне 24 сентября 1919 года.

Императорские пасхальные яйца

Серии Императорских Пасхальных яиц – захватывающие, эффектные произведения искусства, которые по своей художественности и духу перекликаются с шедеврами мастеров эпохи Возрождения, созданными для самых богатых и знатных вельмож. Стоимость здесь была не самым главным фактором, главным вкладом мастеров было художественное воплощение идеи, ее новизна и гармоничность. Обладая относительной свободой действий, Фаберже нес ответственность за то, чтобы сюжет его произведения удивил царственного покровителя своей неожиданностью и одновременно пришелся ему по вкусу. С помощью целой группы художников и мастеров он создал более пятидесяти произведений искусства, поражающих своей сказочной красотой, причудливостью и совершенством.

Факт возникновения у императора Александра III идеи подарить своей супруге на Пасху драгоценное яйцо выше уже упоминался. Известно, что государь был большим патриотом России, поэтому неудивительно, что он решил преподнести Марии Федоровне на Пасху именно пасхальное яйцо. До XVIII века вместо символических, ювелирных яиц обменивались раскрашенными настоящими, куриными. На изменение старой традиции, по всей видимости, повлияла европейская мода. На Западе на Пасху дарили дорогие яйца, изготовленные из разнообразных материалов, от дерева и папье-маше до фарфора, богато украшенные, покрытые эмалью, инкрустированные драгоценными камнями. Яйца с «сюрпризами» впервые появляются во Франции, во время правления Людовика XVI.

Итак, по подсчетам экспертов, во время правления Александра III было создано 10 яиц, и еще сорок четыре – за годы царствования Николая II. Не будем забывать о том, что пасхальные яйца изготавливались не только для императорской семьи, но и для частных состоятельных заказчиков. В нашей работе мы рассмотрим только императорские.

Несмотря на всевозможные трудности с установлением дат создания, связанные с атмосферой таинственности, которая окутывает каждый из заказов, на сегодняшний день определено сорок семь яиц из существующих пятидесяти четырех. Десять из них хранятся в Оружейной палате Кремля. Самой большой коллекцией, в количестве одиннадцати штук, обладал американский коллекционер Малкольм Форбс, до тех пор, пока ее не приобрел Виктор Вексельберг. Пять яиц находится в Художественном музее Вирджинии (Ричмонд, США), три – в Художественном музее Нового Орлеана (США), три – в коллекции королевы Елизаветы II, два – в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоза (Швейцария), два – в Музее Хиллвуд (Вашингтон, США), два – в Художественном музее Уолтерс (Балтимор, США), одно – в Художественном музее Кливленда (США), одно – в Коллекции Альбера, принца Монако, одно – в Русском национальном музее, одно – в музее Ферсмана. Еще четыре яйца находятся в частных коллекциях, а местонахождение еще восьми на сегодняшний день неизвестно – они известны по описаниям и старым фотографиям и считаются утерянными.

Первое Императорское яйцо 1885 года наиболее простое. В золотой скорлупе, снаружи покрытой непрозрачной белой эмалью, находится золотой цыпленок с рубиновыми глазами. В нем был спрятан сюрприз, не дошедший до нас – корона с алмазами и рубинами. Прототипом этого изделия считается золотое Пасхальное яйцо из Датской королевской коллекции в Копенгагене, созданное в первой половине XVIII века. Его скорлупа выполнена из слоновой кости, а внутри него находится цыпленок с алмазными глазами, который раскрывается, обнаруживая корону с алмазами и колечко с алмазами.

Из яиц, хранящихся в собрании Оружейной палаты, самое раннее – «Память Азова», созданное в 1891 году. Оно посвящено путешествию на Восток (через Индию, Китай и Японию) царских сыновей, Николая Александровича и Георгия Александровича, длившемуся девять с половиной месяцев. Морская часть пути происходила на крейсере императорского флота «Память Азова», и сюрпризом этого яйца является миниатюрная копия корабля из платины и золота. Она помещена на пластину цвета морской воды из аквамарина, в золотой оправе с петлей. За петлю модель вытягивается из яйца-футляра из гелиотропа, который состоит из двух частей, соединенных шарниром. Темно-зеленый цвет минерала передает впечатление морских глубин, а вплетенные в золотую чеканную оправу стилизованные раковины (рокайльные элементы) символизируют подвижную стихию.

В коллекции Виктора Вексельберга находится яйцо «Ренессанс», выполненное в 1894 году мастером Михаилом Перхиным из серого агата. Его возможным прототипом является ларец Ле Роя XVII – начала XVIII века из коллекции «Зеленых сводов» в Дрездене. Оно декорировано решеткой из полос белой эмали с четырехлепестковыми алмазными розами в их пересечениях. Наверху, в овале, гильошированном красной эмалью, из алмазов выполнена дата изготовления. Стороны яйца украшены ярко-красной, синей и зелеными эмалями, бриллиантами и рубиновыми кабошонами. Львиные головы с кольцами в пастях выполняют функцию ручек. Сюрприз яйца не сохранился, но существует предположение, что им было хрустальное яйцо «Воскресение».

Т.н. «Коронационное» яйцо, которое Николай II подарил императрице Александре Федоровне, было выполнено в 1897 году (коллекция Вексельберга) мастером Михаилом Перхиным. Цвета яйца подобраны в соответствии с коронационным одеянием Николая: золото, гильошированное в виде лучей солнца, покрыто прозрачной бледно-желтой эмалью. Поверх – решетка из лавровых лент, скрепленных черными эмалированными двуглавыми орлами. На верхушке яйца – монограмма императрицы из алмазов и рубиновых кабошонов. Таким же изысканным, как и само яйцо-футляр, является и его сюрприз – миниатюра коронационной кареты. Бархат внутренней обивки кареты искусно имитируется красной эмалью, позолоченные деревянные оконные рамы – золото с гравировкой. В интерьере использовалась голубая эмаль для занавесок и бирюзовая – для потолка. На крыше кареты находится императорская корона с алмазами-розами. Копия повторяет оригинал даже в такой детали, как откидывающаяся при открытии дверей подножка.

В 1899 году в подарок Александре Федоровне было приготовлено яйцо-часы (Оружейная палата). Золотая, усыпанная алмазами часовая стрелка имеет вид стрелы Амура, выпущенной из лука. В оформлении этого пасхального сувенира, сделанного по образцу старинных французских часов конца XVIII века, использован символический язык цветов. Яйцо увенчано пышными лилиями, которые словно прорастают сквозь венок многоцветных золотых роз. Сочетание роз (символов любви) с лилиями (символов чистоты и невинности), а также с горящими факелами, чей огонь превращается в пышные растительные завитки, говорит о добродетельном пламени семейной любви, вечном цветении неугасающего чувства. Яйцо выполнено в стиле Людовика XVI, который пришел на смену т.н. «третьему рококо» (примером которого является уже упомянутое яйцо «Память Азова»). Оно декорировано прозрачной желтой эмалью по гильошированному фону и накладным узором из цветного золота, а также букетом белых лилий из халцедона и золота. Часы имеют белый эмалевый циферблат, вращающийся по горизонтали, и неподвижно закрепленную стрелку.

Яйцо с моделью крейсера «Память Азова» тематически связано с пасхальным яйцом, посвященным строительству транссибирской магистрали (Оружейная палата). Соединение рельсовым путем Европейской и Азиатской части России было заветной мечтой императора Александра III, образовавшего специальный комитет для его постройки под председательством наследника престола Николая Александровича, для которого это стало первой начальной школой ведения государственных дел. Яйцо с моделью сибирского поезда было выполнено мастером Михаилом Перхиным и подарено Николаем II супруге в 1900 году. Оно содержит механический сюрприз, который вынимается и приводится в движение поворотом золотого ключика. Сюрприз поражает виртуозным искусством ювелиров и тончайшей работой мастеров, создавших хитроумный механизм, не превышающий в длину двух сантиметров. Тем не менее, он приводит в движение паровоз с рубиновым фонарем и бриллиантовыми фарами и пять вагончиков с окошками из горного хрусталя и надписями, которые можно прочесть только в лупу. Последним в модели расположен вагон-церковь, образцом для которого послужил подобный вагон, построенный в 1896 году и освященный в присутствии императорской четы в честь св. Ольги – святой первой дочери царя. Поезд-сюрприз складывается на три части и убирается в яйцо-футляр, внутри обитое бархатом, а снаружи украшенное полихромной эмалью и широким серебряным поясом с гравированной картой Российской империи с Транссибирской магистралью. Серебряное яйцо с крышкой на шарнире, помещенное на массивное профилированное основание из белого оникса, увенчано литым трехсторонним изображением двуглавого орла и опирается на три серебряные позолоченные фигуры шагающих грифонов с мечом и щитом в лапах (элементы родового герба династии Романовых) в знак того, что великий путь был построен по велению и под руководством двух Романовых – российских императоров Александра III и Николая II.

Яйцо «Часы с кукушкой», также выполненное в 1900 году и находящееся сейчас в коллекции Вексельберга, роскошно украшено в стиле барокко и таит в себе механическую птицу. Стоит нажать кнопку на задней поверхности часов, и поднимается ажурная золотая крышечка на верхушке яйца, откуда появляется птичка. Когда она «кричит», открывается клюв и разворачиваются крылья.Яйцо «Клевер» (мастер Михаил Перхин, Оружейная палата), подаренное императрице в 1902 году, соткано из тончайших сканых золотых трилистников клевера, лепестки которых выложены мелкими алмазными розами и заполнены прозрачной, светящейся, как витраж, оконной эмалью. Между нежными мерцающими лепестками клевера вьются ленточки из мелких рубинов, считавшихся камнями страстной любви. Сюрприз, к сожалению, был утерян, но доподлинно известно, что внутри находился большой четырехлистник клевера с лепестками, усыпанными алмазами и украшенными четырьмя миниатюрами царских дочерей.

Яйцо «Московский Кремль» (1904-1906 гг., Оружейная палата) со сверкающим золотым куполом Успенского собора было выполнено в память посещения царем и царицей первопрестольной Москвы на Пасху 1903 года. Оно представляет собой своеобразную вариацию на тему кремлевской архитектуры. Декор золотого яйца, покрытого белой опаловой эмалью и увенчанного полированным золотым куполом, навеян архитектурой московского Успенского собора, причем в одно из окошек виден его празднично освещенный интерьер. В подставке из красного золота дважды воспроизведены Спасская и Водовзводная башни Кремля, соединенные между собой стенами с причудливыми фантазийными решетками. Яйцо-собор высоко вознесено над подставкой, его купол парит над эмалевыми кровлями башен, между которыми к храму поднимаются многочисленные золотые ступени. Внутри подставки размещен музыкальный механизм, который заводится золотым ключом, и тогда звучат праздничные пасхальные гимны композитора Кастальского.

Яйцо «Лебедь», датированное 1906 годом, находится в коллекции Фонда Эдуарда и Мориса Сандоза в Лозанне. Снаружи золотое, покрытое розовато-лиловой эмалью, яйцо украшают решетки из алмазов, а внутри находится прекрасный сюрприз: аквамариновое озеро с платиновым лебедем. Механизм под крылом заставляет лебедя разворачивать крылья, изгибать шею и плавно скользить вперед, перебирая перепончатыми лапками.

Яйцо с решеткой из роз, выполненное в 1907 году, возвращает нас к теме природы (Художественная коллекция Уолтерс, Балтимор). Это золотое яйцо покрыто прозрачной светло-зеленой эмалью и украшено розами, лепестки которых покрыты светло- и темно-розовой эмалью, листья – прозрачной зеленой эмалью.

В яйце «Павлин» из горного хрусталя, сделанном в 1908 году (Фонд Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна) находится еще один хитроумный механический сюрприз: роскошный золотой павлин, украшенный эмалью, среди золотых ветвей с цветами из драгоценных камней. Его можно извлечь из яйца, завести, и тогда он гордо поднимет голову и распустит хвост, переливающийся разноцветной эмалью.

Одним из самых роскошных было яйцо 1908 года с миниатюрной копией Александровского дворца в Царском селе (Оружейная палата), щедро украшенное золотом, рубинами, алмазами. Этот нефритовый пасхальный подарок, состоящий из двух соединенных шарнирами частей, посвящен семейной теме и украшен акварельными портретами маленького наследника престола Алексея Николаевича и юных прелестных великих княжон. Сюрприз яйца представляет собой миниатюрный дворец, перед которым изображены газоны и клумбы из цветного золота. Он кажется отгороженным от остального мира идеальной, замкнутой формой круга и похож на остров.

В 1909 году в мастерской Г.Вигстрема было создано пасхальное яйцо, посвященное любимой царской яхте «Штандарт» (Оружейная палата), которую называли «плавающим дворцом», на котором царская семья проводила много времени в шхерах Финского залива. Ее копия является сюрпризом этого яйца. Императорский штандарт с черным двуглавым орлом на золотом фоне развевается на тончайшей мачте золотого кораблика, рассекающего хрустальные волны. С достоверностью до мельчайших деталей воспроизведены внешний вид и оснастка яхты вплоть до вертящегося золотого руля и крошечных платиновых шлюпок. Для оформления яйца Карлом Фаберже был избран старинный стиль Ренессанс, о благородных и изысканных формах которого напоминает архитектоничное, богато профилированное основание и преобладание горизонтальных линий. Сочетание в этом изделии горного хрусталя, ляпис-лазури и тончайшей золотой эмалированной оправы, на которой рассыпаны алмазы, составляет аккорд редкой красоты. Модель яхты бережно поддерживают дельфины на своих хвостах.

Пасхальное яйцо следующего, 1910 года, подаренное Николаем II своей матери, вдовствующей Марии Федоровне, содержит внутри золотую модель памятника императору Александру III (Оружейная палата), воздвигнутого на Знаменской площади Санкт-Петербурга скульптором П.Трубецким. Сюрприз-памятник помещен в роскошное яйцо-футляр, выполненное в стиле Ренессанс. Оно выточено из горного хрусталя и украшено тончайшим гравированным узором. По бокам укреплены сужающиеся книзу четырехугольные гермы, завершенные двуглавыми орлами. Подставка представляет собой четыре крылатые полуфигуры путти, укрепленные на хрустальном профилированном основании. Верхняя часть яйца с бриллиантовой сеткой, напоминающей кессоны, подобна сверкающему куполу над памятником императору. Оправа яйца выполнена целиком из платины, богатые декоративные возможности которой Фаберже сумел оценить одним из первых. Серый цвет платины зрительно увеличивает размеры камней, делая их максимально открытыми, к тому же она, в отличие от серебра, не патинирует. В яйцо вкладывается модель памятника на высоком прямоугольном постаменте из ляпис-лазури.

Яйцо того же, 1910 года, предназначенное в подарок Александре Федоровне, хранится в коллекции королевы Елизаветы II, изображает колоннаду. Это романтическое произведение, созданное мастером Генрихом Вигстремом, представляет собой храм любви, окруженный четырьмя херувимами, а наверху сидит серебряный позолоченный купидон. Купол, венчающий произведение, покрыт опалесцирующей розовой эмалью. Находящийся под ним циферблат усыпан алмазами-розами.

Яйцо «Лавровое дерево» 1911 года хранится в коллекции Вексельберга. Ветви миниатюрного дерева сделаны из золота, листья вырезаны из нефрита, золотые цветы с алмазами с центре покрыты белой эмалью, а плоды сделаны из драгоценных камней. Изделие покоится на нефритовом постаменте с четырьмя столбами, соединенными цепью из золотых листьев, которая покрыта зеленой эмалью и украшена жемчугом. Дерево стоит в белом халцедоновом ящичке, декорированном золотой решеткой и зелеными лавровыми гирляндами с рубиновыми кабошонами. В кроне дерева спрятан сюрприз, который открывается при повороте одного из плодов – это миниатюрная птичка.

Пасхальное яйцо 1913 года Карл Фаберже посвятил 300-летию дома Романовых (Оружейная палата). Важнейшая политическая тема потребовала особо торжественного художественного воплощения, столь насыщенного элементами государственной символики. Основанием для яйца стала миниатюрная копия Государственного щита, входящего в состав Государственных Регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Мастера фирмы Фаберже выполнили копию из ярко-красного пурпуринового стекла, секрет которого был возрожден технологами Императорского стекольного завода. Подставка имеет вид трехстороннего серебряного гербового орла со скипетром и державой в лапах. На орле утверждено яйцо, верх и низ которого украшены крупными плоскими алмазами, под которыми на серебряной фольге чернью начертаны даты «1613» и «1913». Особым великолепием отличается отделка самого яйца: его золотая «скорлупа» украшена белой транспарантной переливчатой эмалью по гильошировке и затянута золотой чеканной сеткой с рельефными изображениями царских венцов, корон и двуглавых орлов, каждая деталь которых выполнена с исключительной тонкостью. Главным украшением пасхального шедевра служат восемнадцать миниатюрных портретов всех царствовавших представителей Дома Романовых, написанных акварелью по кости и помещенных под выпуклыми пластинами из горного хрусталя. Рамки портретов выполнены из мелких алмазов. Миниатюрные портреты монархов отличаются изощренностью технического исполнения, отточенностью и законченностью письма, скрупулезностью в изображении костюма и аксессуаров. Автором миниатюр был Василий Зуев, известный санкт-петербургский художник-миниатюрист, сотрудничавший с фирмой Фаберже. Сюрприз яйца «300-летие Дома Романовых» наглядно иллюстрирует мысль о создании и укреплении Российского государства под скипетром венценосных представителей правящей династии. Внутри яйца укреплен вращающийся земной шар, выполненный из вороненой стали, глубокий синий цвет которой передает окраску морей и океанов. На поверхности шара укреплены материки из цветного золота, причем дважды помещено изображение Северного полушария. На одном можно видеть территорию России в границах 1613 года, а на другом – в границах 1913 года. Сюрприз этого пасхального подарка – зримое и оригинальное воплощение идеи о том, что за 300 лет правления династии Романовых Государство Московское стало обширной Российской империей. Карл Фаберже запечатлел ее в виде ювелирной миниатюры, многоцветного золотого узорочья на пасхальном подарке царя.

Последнее по времени создания яйцо было выполнено во время первой мировой войны и посвящено награждению императора Николая II орденом Св.Георгия IV степени (1914, Оружейная палата). Знаки ордена помещены наверху сюрприза-мольберта в виде вензеля императрицы Александры Федоровны. На нем же укреплена миниатюрная картина на пластине из слоновой кости, изображающая Николая II и цесаревича Алексея на боевых позициях. Это яйцо, помещенное на подставку из четырех снарядов, укрепленных на нефритовом постаменте, отличается от других пасхальных подарков строгостью и сдержанностью, чистотой формы. Акцент сделан на гладкой, идеально отполированной, отливающей холодным блеском поверхности стали. Официален и суховат накладной золотой декор – вензель императрицы, герб Москвы и двуглавый геральдический орел со стрелами и лавровым венком в лапах – символами войны и будущей славы. Несмотря на минимум изобразительных средств, это яйцо является одним из тех произведений, которые наиболее полно передают настроение своего времени. Атмосфера тех лет войны с Германией прекрасно отражена в акварельной миниатюре художника В.Зуева, выполненной в неярких, серых тонах. Хмурый день, тяжелое небо со свинцовыми тучами, безлиственное дерево на переднем плане – все это является безрадостной декорацией для персонажей: царя и наследника престола в серых скромных шинелях, склонившихся над картой вместе с военачальниками. Видимо, художниками и ювелирами был выполнен специальный заказ: показать будни войны, представить царя и наследника в центре военных действий.

Подводя итог, можно отметить особую закономерность в выборе тем для их реализации в Императорских пасхальных яйцах. Часто эти сувениры были посвящены особенно важным событиям в жизни империи. Также нередко затрагивалась семейная тема, в сентиментальном, романтическом ключе, ведь эти подарки предназначались, прежде всего, членам дома, а не на всеобщее обозрение. Вопрос о том, советовался ли ювелир с императором по поводу сюжета и темы ежегодного пасхального подарка, остается открытым. На мой взгляд, решающее слово здесь имело мнение самого ювелира, нем не менее, очевидно, что он получал определенные предписания от императора.

Не раз отмечалось некоторое заимствование мотивов и наличие прототипов для некоторых яиц. Для оформления пасхальных подарков Фаберже, как правило, обращался к старинным стилям – пышному рококо, парадному классицизму, торжественному ампиру. Художественное решение императорских яиц является прекрасной иллюстрацией к меткому определению английского антиквара и исследователя К.Сноумана, назвавшего Фаберже «культурной губкой». Художники и ювелиры прославленного предприятия много сил и времени отдавали изучению форм и орнаментов искусства давно минувших эпох и постоянно черпали из этого неиссякаемого источника. При этом работы фирмы Фаберже не производили впечатления чего-то подделанного, а носили отпечаток свежего, живого и умственного движения.

Творчество Фаберже, в том числе его череда императорских яиц с сюрпризами не укладывается только в рамки ретроспективизма. Иногда он обращался к современному стилю модерн с его флоральными мотивами и изысканными выразительными линиями. («Ландыши», «Анютины глазки», «Клевер»). Российский ювелир избегал эксцентричности, присущей французским мастерам ар нуво. Это сказалось в выборе цветов: вместо экзотических орхидей и ирисов он предпочитал скромное обаяние незабудок, ландышей, одуванчиков и других полевых цветов.

Слава Фаберже, начавшаяся с серии Императорских пасхальных яиц – результат покровительства многочисленной клиентуры и высоких требований, предъявляемых императорской семьей ювелиру. Эти заказы позволили Фаберже не считаться с затратами средств и времени и заботиться только об изобретении новшеств и отбору и реализации в своих изделиях всего самого совершенного из мирового наследия.