Астрология планет. Оккультная символика. Как определить свой тип фигуры. Высшего профессионального образования

Солнце, символически, родной сын и наследник небесного Бога , начало всего сущего и духовного. Это всевидящее божество и его власть, неподвижное существо, сердце космоса, центр бытия и интуитивного знания , "разум мира" (макробиус), просветление, глаз мира и глаз дня, непокорённый, слава, величие, правосудие, царственность. Солнце связано с волей и активностью . Графический знак планеты представляется некоторым астрологами как щит Гелиоса или бесконечный круг, где точка символизирует внутреннее Я . Солнце видит всё и знает всё. Солнце олицетворяет центр вселенной, как сердце ("внутреннее место"), есть центр человека. Фиксированность центра символизирует вечность и совершенное постоянство. В Индии оно под именем Сурья является оком Варуны (бога воды и охранителя западной стороны ); в Персии является оком Ахура-мазды (Авест. "господь мудрый". Верховный бог зороастрийцев, сотворивший мир усилием мысли; воплощение абсолютного добра и справедливости ); в Греции оно известно как Гелиос - око Зевса; в Египте оно является оком Ра (бога Солнца), а в исламе - Аллаха .

Син (шумеро-акад.), Селена (греч.), Ал - камар (араб.), Лоуна (др. русс.) .

Луна представляет собой в геометрическом изображении дугу или точнее двойную дугу. Месяц в первой четверти . Она представляется символом глаза ночного, тогда как Солнце - глаза дневного. Действительно, двойная дуга лунного символа напоминает сомкнутое веко закрытого глаза. В греческой мифологии Луна олицетворялась Селеной, часто отождествляемой с Артемидой или Гекатой . Как правило, эта планета олицетворяет женскую силу, Мать-Богиню, Царицу Небесную. Луна повсеместно является символом циклического ритма времени, универсального становления. Она символизирует периодическое возобновление творения, время и меру. Прежде время измерялось фазами луны, поэтому она считалась носителем перемен, страдания и упадка, условием жизни человека на Земле. Луна связана с воображением и миром форм. Все богини Луны управляют судьбой и ткут её нить. В египетской традиции Луна считается "творцом загробного мира и вечности". В буддизме Луна олицетворяет мир, безмятежность и красоту. В индуизме растущая Луна символизирует новорожденное быстро и энергично растущее дитя. В даосизме Луна - символ истины, "глаз, светящий во мгле". В шаманизме, символизирует магическую силу. В Китае Луна отображает сущность инь, женский природный принцип, пассивность и быстротечность жизни, а также бессмертие. В христианстве Луна и Солнце часто изображаются в сценах распятия и символизируют двойственную природу Христа. Луна - местопребывание архангела Гавриила, а Солнце - архангела Михаила . Луне подчинены такие понятия, как вера, надежда, милосердие и другие высшие эмоции, каждодневные и домашние дела .

МЕРКУРИЙ

Набу или MUM - MU (шумеро-акад.), Гермес (греч.), Утарид (араб.), Ермесъ (др. русс.) .

Меркурий, графически представляет собой дугу, расположенную на вершине круга духа, который, соответственно, помещён над крестом. Крылатый шлем бога . Соединение круга и креста символизирует притяжение материи к духовным сферам, что способствует не только её одухотворению, но и энергоинформационному очищению (просветлению). Дуга над кругом говорит о способности вмещать (потреблять и усваивать) духовные эманации идущие от внешнего источника. Процесс трансформации виден из сочетания дуг (сверху вниз): И - поглощение (обретение) духа, З - освобождение (передача) духа, И - последующий приём трансформированного духа (усвоение). В Близнецах, где Меркурий является управителем, присутствие воздушной стихии говорит о более энергичном нисходящем духовном энергоинформационном потоке из вне. Тогда как в знаке Девы, которым также управляет данная планета, но в стихии земли, приоритет отдаётся не приёму духовной информации, а рассмотрению или пересмотру, оценки и анализу информации уже полученной и отработанной ранее. В Деве делается акцент на крест, а не на круг.

Имя первой (по астрономическому счёту) планеты, происходит от латинского корня merx ("товар"). Меркурий носит эпитет андрогин, т.к. со времён Птолемея он считался планетой, имеющей двойственную (anceps) природу, мужскую и женскую . Андрогин (гермафродит) означает изначальное совершенство, целостность, единство противоположностей, абсолютное состояние, автономию, независимость, вновь обретённый рай, объединение первозданных мужских и женских сил, неба и земли, царя и царицы, первоотца и первоматери. Меркурий - планета приспособления, свидетельствующая об уровне знания, достигнутого в каждой из жизней . В алхимии данный планетный бог символизируется ртутью. В греческой транскрипции Меркурий это Гермес - "толкователь" или "посредник", поэтому на него возлагаются задачи сопровождать души умерших в подземном мире (Гермес Психопомп - "проводник душ"). Меркурий связан с интуицией и движением. В астрологии планета отвечает за коммуникации и "интеллектуальную энергию", а также контролирует нервную систему, как проводящую определённую информацию на биологическом уровне. Меркурию приписываются неограниченные способности к постижению. Его образ в виде женской фигуры и Мировой Души не менее распространён и значим, чем сведённый только к мужскому началу .

Иштар или Lahamu (шумеро-акад.), Афродита (греч.), Аз-зухара (араб.), Афродикта (др. русс.) .

В знаке Венеры присутствуют элементы уже рассмотренные в знаке Меркурия. Однако соотношение элементов говорит о том, что в данном случае нет приёма энергоинформационного воздействия извне. Происходит одухотворение материальной субстанции уже оформленной целостной и динамичной энергией. Различие в трактовке данного знака может происходить от его применения в качестве управителя зодиакальных знаков Тельца или Весов. В Тельце материальная субстанция привлекает и обособляет духовную энергию. Тут Венера находится в стихии земли, где для материальной сферы и сферы обладания чем-либо существует естественный приоритет. Венера тут выражает инстинктивное поведение и низменные побуждения. В Весах же происходит процесс выведения материальной субстанции на более высокий духовный уровень. Во втором случае материальное тянется за духовным, а планета управляет знаком в стихии воздуха, что способствует данному процессу. Венера тут отражает мыслящую и живую душу. В Рыбах символ Венеры говорит о том, что её духовные качества содержат комплексную информацию о материальной сфере и эта информация не только статически существует, но и гармонично сочетается с активной духовной деятельностью.

Планета связана с богиней любви и с медью в алхимии. Символ, который обозначает эту планету в Зодиаке, некоторые называют "зеркальце богини Венеры" . Планета связана с любовью и взаимоотношениями. Её духовное значение имеет два аспекта: аспект духовной любви и аспект физического влечения . По словам Клавдия Птолемея, Венера является планетой, оказывающей влияние на действие внутренней, непосредственной, интуитивной силы Я . Некоторые авторы сводят её значение к характеристике физического и механического. Это вполне очевидный ошибочный взгляд на данную символику, так как при учёте истинного значения любви такие доводы отпадают сами собой. В классической астрологии планета носит эпитет малого счастья. Венере подчинены такие понятия, как любовь, гармония, красота, искусство, музыка, удовольствие, вкус, чувство прекрасного и женщина .

Нергал или Lahmu (шумеро-акад.), Арес (греч.), Ал-миррих (араб.), Арисъ (др. русс.) .

Данный знак, знак Марса, говорит о Духе получающем импульс - круг со стрелой устремлённой вверх. Основываясь на аристотеливской концепции разделения Миров на Верхний и Нижний, Марс в Овне показывает трансформацию Духа в Нижний Мир (нижнюю полусферу Зодиака). Символически стрелка символа направлена вниз, к погружению в плотные материальные сферы. Это состояние духа можно охарактеризовать как целеустремлённое, импульсивное, бесстрашное и безоглядное. У Ф. Гудман Марс в данном положении имеет отношение к идее креста, олицетворяющего материальность, который отягощает круг спиритуальной жизни . Марс в Скорпионе (планета в верхней полусфере Зодиака) - предтеча знака Стрельца. Это импульс, получаемый после того, как Дух в Весах стал выше по значению, чем физическое его окружение (см. символ Венеры). Марс показывает активность Духа в плане его выхода из-под влияния материального принципа, импульс Духа устремлён в сферы психического. Чувствуя важность своей эволюции, Дух характеризует себя всепроницающей, высвобождающейся и мятежной субстанцией и в тоже время это основа будущих достижений, это твердь и фундамент одухотворения. В знаке Козерога символ Марса можно представить стрелкой расположенной над кругом, как продолжение его диаметра. Это положение говорит о высочайшем достижении или деятельности направленной на высочайшее достижение. Это сфера активности в формообразовании идей.

Марс символизирует позитивное активное мужское начало, страсть, страстность и мужество, огонь. Его символ - копьё и щит бога Марса, бога войны . Он связан с действием и разрушением. Его цвет - красный, металл - железо . Марс считался покровителем земледелия и ему посвящался первый месяц весны, в дальнейшем он стал богом войны. Марс является символом инверсии, т.е. связи между высшим неоформленным миром будущих возможностей и низшим миром материализованных форм.

Мардук или KI - SHAR (шумеро-акад.), Зевс (греч.), Аль-муштари (араб.), Зевесъ (др. русс.)

Символ Юпитера образован крестом и дугой. Дуга обозначена слева вверху от креста и примыкает к его горизонтальной составляющей. Юпитер представляет собой идею о кресте материи, вознесённом дугой потенциального духа . Из духа отображающего самого себя, порождается дуальность мира сотворённого. Элементарный символ этой дуальности - число два (2). Цифра два построена из прямой горизонтальной линии и вертикальной дуги . Эти два компонента представляют собой противоположные по своей сущности начала (дуга - элемент круга, прямая - элемент креста) - конфликт света и тьмы (пограничное состояние). Двойка примыкает к вертикальной прямой, которая характеризует ось, соединяющую Верхние и Нижние структуры бытия. Таким образом, Юпитер может характеризовать переходное состояние как при устремлении вверх, так и при нисхождении вниз. Так, рассматривая эту планету в знаке её управления - Стрельце, можно говорить о переходном состоянии, в котором оказывается материя. Дуга ориентирует на духовность и предполагает одухотворение материальной сферы. В этом знаке духовность увлекает или привлекает физический компонент. Тут могут быть представлены силы, имеющие положительное или отрицательное воздействие на материальный план, но в любом случае эти силы (сущности - носители этих сил) будут представлять высоко духовную основу. Ориентация на духовное тут первостепенна. В знаке Рыб, где Юпитер является вторым управителем (брат Нептуна), наоборот, духовное привлекается физическим. Дух и его носители ориентированы на материальную сферу. Материя тут выступает предметом внимания и тут наблюдается определённый переход, своеобразная двойственность. Именно в Рыбах формируется импульс, который в дальнейшем проявиться в Овне. Юпитер, который экзальтирует в знаке Рака, характеризует максимальную активность духовной энергии погруженной в материальный мир. Согласно кульминационной характеристике (лат. Exaltatio - экзальтация - "величие", положение планеты при котором её влияние наиболее сильно ) Юпитер в Раке показывает, что духовный элемент необходим для жизнедеятельности физической субстанции. Отсутствие духовного фактора ставит под сомнение жизнь (полноценное существование) и адекватность проявленного материального мира его высшей идеи.

Юпитер издревле связывали с верховным божеством, атрибутами которого считаются молния, корона, орёл и трон. Его знак - первая буква греческого слова, обозначающего бога Зевса . Планета носит эпитет "Великое счастье". Символ спиритуальной экспансии и любви . В некоторых случаях, Юпитер представляется величественной сидящей фигурой, иногда на колеснице, с жезлом или копьём. Это Творец, душа, рассудочная воля, организующая сила, экспрессия и экспансия. Он соотносится с верным суждением и руководством. Его цвет - синий, фиолетовый или оранжевый. Металл - олово .

Нинурту или AN - SHAR (шумеро-акад.), Крон (греч.), Зухал (араб.),

Кронъ (др. русс.) .
Символика Сатурна, как и символика Юпитера, включает в себя материальный крест и дугу потенциального духа. В данном случае, дуга присоединена к основанию вертикальной составляющей креста. С этим согласуется и представление Д. Ди ("Monas Hieroglifika" 1564.) . Но из некоторых других источников следует, что Сатурн, есть перевёрнутое изображение Юпитера . Сатурн, в качестве перевёрнутого Юпитера, встречается и в аллегорических изображениях того же времени (H. Spiczynski "O ziolach", 1556.). В этих изображениях дуга отходит от горизонтальной составляющей креста . Рассматривая данные разночтения, стоит обратить внимание на то, что в Зодиаке оконечность горизонтальной оси, к которой присоединяется дуга ("левая"), характеризуется как "пассивность", "заход" и "влажность", а нижняя оконечность (по Д. Ди) вертикальной оси - "инстинктивность", "полночь" и "холод" (Сатурн - север ). Левая половина и нижняя часть в оккультизме издревле несли неблагоприятные предзнаменования, характеризовались отрицательными качествами и выполняли роли объектов скрытого содержания . Из вышесказанного, можно сделать вывод, что принципиальной разницы нет, но предпочтительнее, всё-таки, дугу присоединять к нижней части вертикальной оси. Данная точка в высшей степени характеризует стабильность (срединная линия квадрантов Земли и Воды ), торможение, застой и закрепощение в нижней полусфере Зодиака, отвечая символическим качествам Сатурна (см. Сатурн в знаке Рака). Это положение подтверждает характеристику данной планеты в качестве основания или базы. Обобщая символ Сатурна, можно сказать, что противоборство духовного и материального (духа и материи) отбрасывают вниз дугу спиритуального потенциала, погружая её в сферу забвения, холода, иллюзии и небытия. Сатурну также принадлежат такие понятия как расставание, препятствия, трудности, потери, противостояние, выдержка, терпение, настойчивость, основательность, отчуждение, одиночество, холод (характеристика нижней точки вертикали креста. Авт.), возраст , трудность, жестокость и т.д. . Кроме того, Сатурн символизирует дух тьмы, пленённый материей ("полночь" - характеристика нижней точки вертикали креста. Авт.), и ассоциируется с драконами, ядовитыми змеями, кошками, мышами, лисами и ночными птицами. Сатурн в философском (духовном) значении, как управитель знака Козерога, представляет совокупность Идей покоящихся в Хаосе, которые стали телом, основанием и самовыражением Господа (базой). В том же смысле, Сатурн управляет комплексом потенциальных возможностей Всевышнего, его качествами (ресурсами) и его принадлежностями (имуществом). Как планетарный символ - серп бога времени . Цвет Сатурна - чёрный, металл - свинец .

ANU (шумер.), Uranus (лат.), Уран (русс.).

Планета заново открыта Гершелем 13.03.1781 г.
Символ Урана состоит из креста, водружённого над окружностью и двух дуг, расходящихся от концов горизонтали этого креста. Рассматривая элемент символа, который представляет собой крест, водружённый над окружностью, стоит отметить его сходство с символом перевёрнутой Венеры или Марса (олицетворяющего идею креста материальности, отягощающего круг спиритуальной жизни ). В этом качестве элемент данного символа достаточно характерен для нижней полусферы. В верхней полусфере этот элемент может говорить о выделении Идеи взаимопроникновения духа и материи (креста) из спиритуального пространства (круга). Потенциальный дух, через посредство дуг располагающихся у концов горизонтали креста, распространяется во все стороны, давая равные возможности для проявления и выражения в мире смешения пространственно-временных факторов. Дорога по левую сторону, как правило, считается путём зла (именно поэтому последователей чёрной магии часто называют "Последователями Пути Левой Руки"). Путь, находящийся по правую руку, это путь добра . Это и разведение по разные стороны определённых возможностей материальной реализации запрограммированной свыше, определение их полярностей, обособление, раздвоение, а так же столкновение, сопоставление и отождествление одного полярного положения в другом. Аллегорически это состояние можно назвать хаосом с огромной потенцией выражения конкретного необычного, яркого и прогрессивного. В астрологии Урану, управителю знака Зодиака Водолея, подчинены такие понятия, как внезапность, непредвиденные волнения, неожиданно возникшая напряженность, неожиданные события, нервозность, не спокойствие, спонтанные скачкообразные изменения . При рассмотрении понятий принадлежащих Урану, законно возникает вопрос о том, что же такая неуравновешенная характеристика может представлять второй управитель Козерога, знака символизирующего уверенность, терпение, настойчивость и упорство. Дело в том, что Уран в Козероге даёт сознательного реформатора, опережающего время и эпоху, активного и смелого, преображающего себя и мир . Это астрологическим, мистическим и религиозно-философским образом характеризует качества, тип энергии и ресурсы, которые направляются Всевышним (знак Стрельца) на процесс созидания Себя и Мира (второй Дом от Стрельца ), то место, где Он чувствует себя активно и откуда черпает энергию. Уран в экзальтации (Скорпион) проявлен ярче, чем в Козероге, ведь там он действительно подталкивает к кризису, поддерживает его, способствует борьбе и преодолению чего-либо. Если рассматривать символику Урана с тривиальной точки зрения, как это делают некоторые астрологи, то он всего лишь изображает первую букву Н (Г) от имени астронома Гершеля, открывшего его в 1781 г .

EA (шумер.), Neptunus (лат.), Нептун (русс.).

Положение планеты вычислено теоретически Ж. У. Леверье (франц.) и Д. К. Адамсом (англ.) и заново обнаружена И. Г. Галле (герм.) 23.09.1846 г.

В символе Нептуна нет элемента окружности и, следовательно, нет спиритуального пространства, духовной составляющей. Левая и правая части горизонтали, говорящие о различных путях развития, получают возможность духовного подъёма, через преодоление или отказ от пристрастий физического плана. В символе нет активизации вертикали креста, а есть ориентация на сферы более высокого духовного порядка. Стремление к духовности . Тут приоритетом служит пространственная ориентация, отрыв от материальной и временной сферы. Безвременье есть главный лейтмотив данного символа. Не умея управлять подъёмом (развитием), можно дезориентироваться и потерять контроль состояния, впасть в небытие, потеряться в пространстве. В подконтрольном состоянии Нептун помогает раскрывать горизонты таинственного и ранее неведомого. Символу Нептуна тождественен трезубец Посейдона (Нептуна), бога моря . В астрологии Нептуну подчинены такие понятия, как заблуждения, злоба, коварство, растерянность, неизвестность, мистика, незаметно наступающие перемены, жадность, фальшь и лож .

GAGA или US - MI (шумер.), Pluto (лат.), Плутон (русс.).

Планета высчитана Персивалем Ловелом в 1930 г. (основателем Флагстаффской обсерватории, Аризона, США ) и заново открыта 02.1932 г./ 21.01.1933 г. американским астрономом Клайдом Уильямом Томбо (сотрудником той же обсерватории) / .

Изображение символа Плутона представляет собой "крест, маленький месяц, над которым парит круг бесконечности" . Вертикаль креста венчает дуга способная удерживать или сохранять дух. Над дугой парит то, что обладает высшей степенью духовности - круг. С одной стороны материальный фактор представленный крестом предрасположен к взаимодействию с духовным фактором. Крест выступает инициатором действия, демонстрируя свои трансцендентные возможности. Он, посредством сопряжения с дугой готов как принять, так и отпустить на некоторое обозримое расстояние духовную субстанцию. Дух получает большую свободу. Такое состояние Плутон демонстрирует в знаке своего управления - Скорпионе. Рассматривая символ с другой стороны, можно сказать, что Высший Дух или духовная субстанция нисходит или погружается в материальное лоно. Дух выступает тут первопричиной или причиной взаимодействия. Данное нисхождение есть элемент оплодотворения материальной (материнской) структуры, проникновение в её суть и закрепление в ней. Это положение характерно для Плутона, являющегося вторым управителем знака Овна. Как отмечалось ранее, Марс, своей символикой, в данном знаке подобным образом демонстрирует нисхождение духовного плана в низшие слои (Нижний Мир) для обретения опыта и совершенствования самого духа. Символика Плутона достаточно определённо характеризует положение планеты в знаке своей экзальтации - Льве. В данном месте достигается гармоничное сочетание воспринимающей (дуга) и сохраняющей (крест) частью, активизированными в Овне, с духовной составляющей (круг). Это триединство физического, психического и духовного даёт наиболее яркие возможности самовыражения характерных черт планеты именно во Льве. В этом знаке данные качества рождаются в своей совокупности, проявляются как бы в едином порыве.

Плутон ведает всеми скрытыми процессами, неосознанным (бессознательным) Я. В астрологии ему приписывают управление страхами, замедленным ростом, групповыми факторами, трансмутацией, началом и концом, рождением и смертью, изоляцией, принуждением, пропажами, бактериями и вирусами. Он представляет появление, восстановление и возрождение. Выражает всё таинственное .

KI (шумер.), Ge (греч.), Земля (русс.).
Символ Земли представляет собой крест, заключённый в окружность. Это ограниченный материальный элемент в пределах духовного целого. Четыре радиальных прямых исходящих от центра креста как бы соединяют источник физической жизни с реальным миром (окружностью). Окружность или мир истинный объединяет все четыре направления своим вращением, "сглаживающим" углы квадрата мира феноменов и тем самым, показывая дифференциацию представленных качеств (осей и направлений креста), разнообразие мира явлений и их взаимодействие . Сочетание креста и круга, это скорректированное изображение совмещения квадрата (земли) и круга (неба), на более высоком духовном уровне интерпретации. Это созвучно соединению земного материального с неземным и нематериальным, сведение конечного с бесконечным.

Мать-Земля является универсальным архетипом плодородия, неиссякаемой творческой силы и средств к существованию.

В астрологии Земля по своему расположению в карте всегда противоположна Солнцу. Она показывает, как и где мы вступаем в контакт с миром, и представляет нашу жизненную миссию. Земля находится в непосредственной связи с физическими и мировыми проблемами. Она символически управляет (ограниченно) Тельцом и находится в изгнании/заточении (ограниченно) в Скорпионе .

БИБЛИОГРАФИЯ

Астрологический словарь / Авт. - сост. С. Ю. Головин. Мн., 1998.

Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. / Под ред. И. Т. Касавина. - М., 1999.

Глоба П. Анализ и синтез космограммы. - Л., 1991.

Гоникман Э. И. Даосские лечебные жесты.
-- Гудман Ф. Магические символы. - М., 1995.
-- Гусев А. Б. Тайный Зодиак. - М., 1998.
-- Звёздный путь астрологии. Сборник оригинальных текстов с комментариями / Сост. И. Михайлова, Н. Скородум. - М., 1993.

Купер Дж. Энциклопедия символов. - М., 1995.
-- Керлот Х. Э. Словарь символов. - М., 1995.
-- Логика: учебное пособие / В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Павлюкевич. - Мн., 1998.

Логика / Под ред. Д. П. Горского и Т. В. Таванца // CD-ROM. 2000.

Марч М. Мак-Эверс Дж. Астрология: В 6 т. - Киев, 1994 - Т. 1.

Обье К. Астрологический словарь. - М., 1996.
-- Овчинников Н. Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. - М., 1997.

Политехнический словарь / Ред. А. Ю. Ишлинский. - М., 1989.

Саплин А. Ю. Астрологический энциклопедический словарь. - М., 1994.

Символы буддизма, индуизма, тантризма / Ред. И сост. Г. И. Царёва. - М., 1999.

Соболева М. Е. Философия символических форм Э. Кассирера. С.Пб., 2001.

Энциклопедия мистических терминов / Ред. Дм. Гайдук, А. Егозаров. Сост. С. Васильев, Дм. Гайдук, в. Нугатов. - М., 1998.

Маркина Н. Ю. Ключи к интерпретации гороскопа. - М., 1994.

Левин М. Б. Метазодиак. Двенадцать граней одной сущности. - М., 1996.

Пенник Н. Магические алфавиты. - Киев, 1996.
-- Конелес В. Ю. Сошедшие с небес и сотворившие людей. - М., 1997.

Можно с уверенностью сказать, что идеальные фигуры встречаются довольно редко. Если ваша фигура неидеальна, то это еще не повод для комплексов и расстройства. «В истинной красоте всегда есть изъян» — говорил Фрэнсис Бэкон.

Существует немало способов улучшить свою , которые вам известны. Это занятия спортом, правильное питание, массаж и т.п. Но эти способы требуют немалой силы воли, не дают мгновенный результат и не всегда могут исправить то, что заложено в вас природой генетически. К счастью, в нашем арсенале есть еще один способ – правильно подобранная одежда. Он, конечно, не решит всей проблемы полностью, но точно поможет подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки. Но прежде чем говорить о способах коррекции, следует определить ваш тип фигуры и какие именно проблемные места нуждаются в коррекции.

Условно фигуры можно разделить на 7 типов:

  • «Песочные часы» — это образец женственной фигуры, для которой характерны пропорциональные верх и низ. По ширине бедра приблизительно равны плечам, а акцентированная линия талии уже бедер более чем на 25 см. Линия бедер изогнутая, бюст и ягодицы округлые, равные по объему. Отличительной особенностью представительниц данного типа является то, что даже в случае большого набора веса талия остается ярко выраженной. И даже ярко выраженная худоба не мешает бедрам сохранять свой плавный изгиб.

При выборе одежды основная задача — подчеркнуть женственность вашей фигуры, повторяя плавные изгибы силуэта.

  • «Треугольник основанием вверх» — Женщин анного типа фигуры характеризуют широкие плечи на фоне узких бедер, отсутствие явно выраженной талии (разница в объеме талии и бедер составляет менее 25 см), часто большая грудь, узкий таз, почти плоские ягодицы. Верхняя часть тела может быть немного короче нижней. Иногда массивный верх соседствует со стройными ногами. Именно такой фигурой обладает большинство спортсменок.

При выборе одежды основная задача — зрительно увеличить нижнюю часть тела и визуально уменьшить ширину плеч.

При выборе одежды основная задача — зрительно увеличить ширину плеч, подчеркнуть бюст и визуально убрать акцент с нижней части фигуры.

  • «Вытянутый прямоугольник» – тип фигуры, для которого характерен высокий рост, худощавое тонкокостное телосложение, узкие бедра и плечи, не выраженная грудь, неявная талия. Рост чаще выше среднего, руки и ноги довольно длинные, но пропорциональные. В целом такие дамы производят впечатление хрупкости и изящности.

При выборе одежды основная задача — создать иллюзию форм, добиться эффекта мягких и объемных линий.

  • «Устойчивый прямоугольник» – этому типу фигуры характерно ширококостное телосложение, «плоскостное» доминирование фигуры. Ширина бедер и плеч равна, линия талии не выражена. Как правило, избыточная масса равномерно распределена по всему телу. В профиль и фас фигура имеет близкие очертания. В целом такие дамы производят впечатление массивности, громоздкости.

При выборе одежды главная задача– обозначить линию талии, добиться эффекта мягких и объемных линий.

  • «Восьмеркообразная фигура» — округлая, «гитарообразная» женщина. Для них характерна женственная линия плеча, стройные ноги ниже колена, однако доминируют объемы груди и бедер при явно выраженной талии (разница по объемам более 30 см). Этот тип можно назвать «большими песочными часами»

При выборе одежды главная задача как и для песочных часов– подчеркнуть женственность вашей фигуры, повторяя плавные изгибы силуэта.

  • «Овал» – Обладательницы этой фигуры — полные женщины, у которых объем талии больше, чем бюста и бедер. Рост может быть любой, но чаще ниже среднего.

При выборе одежды главная задача – зрительно удлинить фигуру с помощью продольных вертикальных швов, линий и отделок.

Вы знаете свой тип фигуры? Умеете подчеркивать достоинства и скрывать недостатки?

В статье использованы картинки из книги Вероник Хендерсон и Пэт Хеншоу «Стиль и цвет».

Пропали на страницу случайно? И не подписаны на рассылку проекта «Больше чем стиль», регистрируйтесь по ссылке ниже и получите подарок!

1. Мотивы разочарования и одиночества.
2. Образ демона, «духа отриианья, духа сомненья» в лирике Лермонтова.
3. Отголоски демонического начала в образе главного героя романа «Герой нашего времени».

И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
М. Ю. Лермонтов

Хотя творчество М. Ю. Лермонтова в определенной степени является продолжением пушкинской традиции, трудно не заметить огромную разницу в эмоциональном настрое лирики этих двух великих русских поэтов. Если для поэзии А. С. Пушкина характерна светлая тональность, вне зависимости от того, пишет ли он о радостных или печальных переживаниях, то в лирике Лермонтова одним из основных мотивов выступает сумрачная меланхолия, порожденная разочарованием и острым осознанием собственного одиночества в этом мире. Подобное мироощущение роднит лирику Лермонтова с творчеством английского поэта Дж. Байрона:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще не ведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник...

Нужно отметить, что увлечение поэзией Байрона пережил и Пушкин. Однако, говоря о Лермонтове, следует иметь в виду, что речь идет не о подражании, а об особенностях восприятия окружающей действительности. Лирический герой Лермонтова, как и персонажи произведений Байрона, четко осознают свое одиночество в мире («Смерть Поэта», «И скучно и грустно...», «Пророк»). С темой одиночества у Лермонтова связаны мотивы собственной избранности и разочарования в людях:

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Подобные мотивы встречаются даже любовной лирике Лермонтова:

Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?

Все эти характеристики — одиночество, ощущение собственной избранности, разочарование и гордость — являются непременными атрибутами мятежной личности, отвергающей привычный миропорядок. Неудивительно, что Лермонтов так часто обращался к образу демона, «духа отрицания и сомнения», противника Бога. Однако было бы несправедливо утверждать, что в лирике Лермонтова царит беспросветная тьма; пожалуй, можно сказать, что в творчестве поэта нашли отражение и сумрачная грусть усталой и разочарованной души, и ясное, по-детски незамутненное созерцание мира, как, например, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...». И демоны в лирике Лермонтова — это отнюдь не канонически черные фигуры с рогами и копытами, опирающиеся на вилы. Демон в лирике Лермонтова — это всегда масштабная личность, изначально щедро одаренная Творцом. Интересно отметить, как именно Лермонтов показывает стихийную сущность демона:

Собранье зол его стихия;
Носясь меж темных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров;
Он любит пасмурные ночи,
Туманы, бледную луну,
Улыбки горькие и очи
Безвестные слезам и сну.

Как тут не вспомнить знаменитое лермонтовское:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

В стихотворении «Я не для ангелов и рая...» поэт напрямую соотносит себя и своего мрачного героя:

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой.

Возможно, в чем-то подобное сопоставление можно расценивать как дань байронической традиции, сделавшей привлекательным образ дьявольски гордого и мрачного героя. Однако думается, что здесь дело не только в популярности определенного художественного мотива; соотнесение с демоном призвано подчеркнуть одиночество поэта в мире:

Прочти, мою с его судьбою
Воспоминанием сравни
И верь безжалостной душою,
Что мы на свете с ним одни.

Величественный и зловещий образ демона встает со страниц одноименной поэмы Лермонтова. Этот демон сильно отличается от своих «собратьев», ранее появлявшихся в лирике поэта. Он не испытывает радости ни от своей разрушительной деятельности, ни от созерцания диких красот природы:

Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивления —
И зло наскучило ему...
И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.

Итак, демоном владеет скука, почти как гетевским Фаустом, мечтавшем о волшебном плаще, благодаря которому он сумеет увидеть дальние страны. Однако лермонтовскому демону и это средство не помогает от беспросветной тоски и угнетающей скуки. Он свободно и уверенно летит над миром, но это его ничуть не радует.

Облик и песня молодой княжны Тамары неожиданно привлекают внимание демона. Почему? Когда-то «дух изгнанья» был светлым ангелом, он не позабыл этого, несмотря на свой мятеж против Бога и бесчисленные века, прошедшие с тех пор. Что такое время для бессмертного?

Казалось бы, то чувство, которое овладело демоном при виде Тамары, могло бы стать толчком к его духовному перерождению. Почему же этого не происходит? Демон искренне стремится любить и жаждет быть любимым. Но что такое любовь? «Бог есть любовь», а Бога демон отверг, поэтому он может воспринимать любовь лишь как власть, обладание душой своей избранницы. Именно путь власти и выбирает демон. Чтобы завладеть Тамарой, он губит ее жениха, лишает девушку душевного покоя, а когда ее измученную душу уносит ангел, демон и ему готов бросить вызов. Власть завоевывается, и здесь хороши любые средства — так ведь нередко думают и многие люди. А любовь, если она истинная, всегда дар Бога. В этом и трагедия демона — он хочет любить, хочет избавиться от постылого одиночества, но лишь собственными усилиями, не желая принять помощи от своего Создателя.

Отголоски демонической стихии можно найти и в других героях произведений Лермонтова. Особенно яркое проявление «дух отрицания и сомнения» нашел в образе Печорина, главного героя романа «Герой нашего времени». Как и лермонтовский демон, он «любил для себя, для собственного удовольствия», поэтому его любовь никому не принесла счастья, даже ему самому. И разве не напоминают козни демона те маневры, благодаря которым Печорин завоевывает любовь Мэри — любовь, которая ему и не нужна вовсе? Интересно отметить такую подробность. Печорина никак нельзя назвать нерешительным человеком — его стараниями, можно сказать, и закручивается колесо фабулы. Толчком к действию у этого человека нередко служит отнюдь не уверенность в успехе, а сомнения. «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».

Отрицанье также проявляется в характере Печорина достаточно сильно: «У меня врожденная страсть противоречить... Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом...». Конечно, в творческом наследии Лермонтова можно найти и другие подтверждения фразы, вынесенной в заголовок. Однако даже при поверхностном анализе наиболее известных произведений мы легко убедимся в ее справедливости.

Из опыта работы учителя

Русского языка и литературы

Мишкиной И.В.

КОНСПЕКТ УРОКА

Литературы в 10 классе

на тему «М.Ю. Лермонтов.

Философская поэма «Демон»

Цель урока : расширить круг чтения учащихся, выявить впечатления о прочитанном произведении; провести анализ наиболее значительных, ключевых эпизодов, определяющих понимание поэмы.

Эпиграф : Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы…

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!..

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Анализ поэмы.

1. Ваше мнение о поэме …

Какие строки и страницы «Демона» вы бы хотели вспомнить?

2. Совершенство поэмы и ее смысл .

Поняли вы поэму Лермонтова?.. Ваши недоумения, вопросы автору, нам…

Сообщение учащегося.

Демон – в греческой мифологии и религии всякое божество или дух-хранитель, способствующий или препятствующий человеку в исполнении его намерений;

В христианстве - злой дух, бес, дьявол.

Одно из наиболее ярких в античной истории представлений о демоне оставил Сократ, провозгласивший принцип «познай себя».

У Сократа демон живет внутри человека, это его «внутренний бог», «тайный голос». Человек доложен искать ответы на мучающие его вопросы не у оракулов, а в самом себе.

Какое влияние «демонион» Сократа оказал на образ демона в лирике Лермонтова?

В 1829 году Лермонтова создает стихотворение «Мой демон».

Прочитайте отрывок .

Собранье зол его стихия;

Носясь меж дымных облаков,

Он любит бури роковые,

И пену рек, и шум дубов…

Он недоверчивость вселяет,

Он презрел чистую любовь,

Он все моленья отвергает,

Он равнодушно видит кровь…

Какими красками в нем рисуется демон?

Почему стихотворение называется «Мой демон?».

Если вы затрудняетесь выполнить это задание самостоятельно, воспользуйтесь клише.

Клише.

Впервые тема______зазвучала в________Лермонтова в _____году, когда поэту было всего________. Демон воплощает (добро, зло, суету, честь): «________его стихия». Он презирает «_________», «отвергает___________», с равнодушием «смотрит на__________, разрушительные «________бури» у него вызывают____________.

Как построена поэма? (Контрастная композиция; трагизм ее картин и сюжета.)

Обозначим ее композицию и сюжет – ее вехи – ключевыми лермонтовскими строками.

1 . «Печальный Демон, дух изгнанья…

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта…

Он сеял зло без наслажденья».

2. «Высокий дом, широкий двор,

Седой Гудал себе построил…

Но пир большой сегодня в нем…

В последний раз она плясала…»

3. «И Демон видел…

На мгновенье

Неизъяснимое волненье

В себе почувствовал он вдруг…»

4. «В семье Гудала плач и стоны…»

5. «И вот она как будто слышит

6. «Он был похож на вечер ясный:

Ни одень, ни ночь0 – ни мрак, ни свет!»…

7. «Уж много дней она томится,

Сама не зная почему;

Святым захочет помолиться –

А сердце молится ему…»

8. «И входит он, любить готовый,

С душой, открытой для добра!...»

Исповедь и клятва Демона .

9. «Как пери спящая мила

Она в гробу своем лежала…»

10. «В пространстве синего эфира

Один из ангелов святых…

Он нес в объятиях своих…»

11. «И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои…»

Уловите художественную логику построения поэмы. В чем тайна ее волшебства?

Принимаете ли заглавие поэмы: «Демон», а не «Тамара» или, примиряющее, - «Демон и Тамара?»

В сюжете поэмы на первом месте Демон .

Как отозвались вы на лермонтовского Демона, как услышали , почувствовали, поняли его?

Демон в прошлом (ветхозаветная история Денницы):

«счастливый первенец творенья»»

«чистый херувим»

«познанья жадный»

«верил и любил»

Демон в настоящем :

«печальный Демон»

«дух изгнанья»

«отверженный»

«бесприютный»

«изгнанник рая»

«изгнанник!»

«пустыня немой души»

«лукавый Демон»

В воображении Тамары :

«пришелец туманный и немой»

В именовании херувима :

«дух беспокойный, дух порочный»

Какие признания Демона остались в памяти?

Почему так захватывают его монологи?

(Напряженная интеллектуальность, «поэзия мысли» в исповеди Демона. Экспрессия.)

- Сравните стихи поэмы до появления в ней ее романтического героя и – его «партии» в лермонтовской поэме.

В чем тайна особенной странности , какой-то испепеляющей экспрессии его монологов? (Страсть, огромная энергия в словах Демона. Лермонтовский образ Демона как символ романтического титанизма, бесстрашия Духа, бесконечности исканий смысла бытия.

Меняется ли Демон? Объясните его «превращения» в поэме Лермонтова.

(Лермонтовский «Демон», оказавшись в любовной ситуации, на время изменяется. Необычайная красота земной девушки вырывает его из состояния «жить для себя, скучать собой».

Он любит Тамару. Но он хочет и ее сделать такой же равнодушной ко всему земному, как он сам.)

Цель Демона – совратить невинную душу, средство достижения цели – ложь.

Но когда период, данный Демону для возможной власти над человеком (человеческая жизнь), заканчивается, когда Тамара умирает и Ангел несет ее душу, Демон является в своем истинном виде.

В эмоциональном мире Демона господствует скука, презрение, зависть, ненависть, равнодушие, гордость.

Демон не знает никакого счастья, никакой красоты; ни вечной, ни временной. В вечности он наказан одиночеством; временное, земное – как Божье творение – он ненавидит.

Зло Демона заключается в его вечном стремлении испортить Божье творенье – человека, подвинуть его на путь греха.

Как завершил поэт судьбу Тамары? Убедительна ли ее неожиданная смерть?

Какой останется в вашей памяти героиня поэмы? Какие строки, посвященные ей, особенно тронули?

Демон искушает Тамару грехом вожделения. Этот грех изображен в описаниях душевных состояний Тамары. Потеряв жениха, она оказывается во власти демона – греха. Тамара тоскует, томится, ей страшно…

Наконец, финал поэмы… Как встретили его?

Почему Демон дважды по воле поэта встречается с ангелом?

Каков исход их поединка?

Почему Демон побежден? (Его любовь эгоистична. Крушение Демона как неизбывность его «непризнанных мучений»).

Какую особенность композиции поэмы заметили вы в финальных ее строках?

Как прочитали вы эту «кольцеобразность» поэмы – возвращение к началу ее, к безисходному одиночеству Демона?

3. Итог .

Что же сказал каждому из вас Лермонтов своим Демоном?

Найдите в поэме строки, таящие ее смысл…

В изображении Лермонтова Демон – существо, исполненное не только отрицания и ненависти, но и не менее того – желания добра, красоты, гармония.

Любовь Демона к земной женщине Тамаре символизирует это его стремление к гармонии, добру и красоте.


Образ Демона, то есть ангела, изгнанного из рая, возникает в лирике Лермонтова иг единожды (обетвгпно, размышления о небе и земле, об ангелах и демонах Г>ыли постоянными спутниками Лермонтова. Итогом этих размышлений явилась поэма "Демон". Поэт редактировал ее восемь раз, что показывает, как он постоянно "оттачивал" свое произведение, пытаясь придать ему безукоризненную форму. Без сомнения, это ему удалось.

Образ Демона с его нечеловеческими страстями, ясным, холодным разумом, красноречием, с его вечными великими страданиями остался в русской литературе одним из сильнейших художественных образов. Характер Демона многогранен он мятежен и бескомпромиссен, знающ и мудр, красив и коварен. Вместе с тем в нем живет неудовлетворенность не только миром, но и самим собой, страстная жажда идеалов "любви, добра и красоты". Таким образом, Лермонтовский герой не просто воплощение тьмы:

Ты был не ада дух ужасный,

Порочный мученик - о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет!..

Демон полюбил земную женщину, Тамару. Причем его любовь - это не обыкновенная привязанность мужчины к женщине, а именно чувство демона, то есть создания неземного, вечного:

Люблю тебя нежнешней страстью,

Как полюбить не можешь ты:

Всем упоением, всей властью

Бессмертной мысли и мечты.

Любовь к Тамаре преображает его. Ему уже кажется, что се образ он хранил в душе "с начала мира". Эта любовь заставляет его пересмотреть свое существование:

Лишь только я тебя увидел -

И тайно вдруг возненавидел

Бессмертие и власть мою.

Я позавидовал невольно

Неполной радости земной...

Но, как бы ни стремился герой к любви, к забвению, он остается Демоном, то есть воплощением зла. И как бы он ни хотел "с небом примириться", он уже отвергнут Богом: его удел - вечные скитания. Героиня не смеет противиться страсти Демона и погибает от его поцелуя.

В поэме Лермонтова сосуществуют два мира. Тамара принадлежит к земному миру природы, радости и красоты. Недаром автор, рассказывая о Тамаре, подчеркивает какие-то бытовые детали. Яркое подтверждение тому: ее танец, показывающий нам земную женщину с земными чувствами. Мир Демона абстрактен, это мир чистого знания, беспредельности, вечности. Трагедия Демона - в разобщенности этих двух миров. Разобщенность и порождает ту катастрофу, которой заканчивается поэма. Тамара навеки погибла, Демон остался навеки несчастен. Более того, он оставил свои мечты о примирении с небом, он их проклял:

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!..

Тамару же унес на небо Ангел. Если смотреть объективно, то и Тамара не "спасена", и Демон не проклят. Они оба просто возвращаются к тому состоянию, в котором находились вначале. Она - к "райским" истокам, он - к своим вечным блужданиям. Это диалектика мироздания. Лермонтов не раз говорил об этом. Выражением взгляда поэта на устройство мира является клятва Демона. Помимо того, что это - образец поистине "дьявольского" красноречия, клятва показывает нам двойственное понимание действительности Демоном: Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством...