Дети росшие в патриархальной семье. Патриархальный тип семьи. Функции данного типа семьи

В последние годы жизни нередко говорил о намерении отречься от престола и «удалиться от мира», что после его неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о «старце Фёдоре Кузьмиче ». Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был затем похоронен не Александр, а его двойник, в то время как царь ещё долго жил старцем-отшельником в Сибири и умер в Томске в 1864 году .

Имя

Детство, образование и воспитание

Фредерик Сезар Лагарп, воспитатель Александра I

Многоликий характер Александра Романова основан в большой мере на глубине его раннего образования и сложной обстановке его детства. Он вырос при интеллектуальном дворе Екатерины Великой ; воспитатель-швейцарец-якобинец Фредерик Цезарь Лагарп ознакомил его с принципами гуманности Руссо , военный учитель Николай Салтыков - с традициями русской аристократии , отец передал ему своё пристрастие к военному параду и научил его совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем. Эти противоположности остались с ним на всю жизнь и оказали влияние на его политику и - косвенно, через него - на судьбу мира. Екатерина II считала своего сына Павла неспособным занять престол и планировала возвести на него Александра, минуя его отца.

Елизавета Алексеевна

Некоторое время Александр проходил военную службу в Гатчинских войсках, сформированных его отцом. Здесь у Александра развилась глухота левого уха «от сильного гула пушек».

Восшествие на престол

Императоры всероссийские ,
Романовы
Гольштейн-Готторпская ветвь (после Петра III)

Павел I
Мария Фёдоровна
Николай I
Александра Фёдоровна
Александр II
Мария Александровна

В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения .

В 1820 г. направляется в университеты инструкция о "правильной" организации учебного процесса.

В 1821 г. начинается проверка выполнения инструкции 1820 г., проводившаяся очень жестко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.

Попытки решения крестьянского вопроса

При вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян.

12 дек. 1801 г. - указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещечьи крестьяне получают это право только в 1848 г.)

1804 - 1805 гг. - первый этап реформы в Прибалтике.

10 марта 1809 г. - указ отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплен за помещиком. Получали свободу выходец из плена или из-за границы, а также взятый по рекрутскому набору. Помещику предписывалось кормить крестьян в голодные годы. С дозволения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами.

С 1810 г. начинается практика организации военных поселений.

За 1810 - 1811 гг. в связи с тяжелым финансовым положением казны было продано частным лицам свыше 10 000 казенных крестьян.

В нояб. 1815 г. Александр I даровал конституцию Царству Польскому.

В нояб. 1815 г. российским крестьянам запрещено "отыскивать вольность".

В 1816 г. новые правила организации военных поселений.

В 1816 - 1819 гг. завершается крестьянская реформа в Прибалтике.

В 1818 г. Александр I поручил министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную Уставную грамоту для России.

В 1818 г. несколько царских сановников получили секретные поручения разработать проекты отмены крепостного права.

В 1822 г. было возобновлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.

В 1823 г. - указ подтверждал право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами.

Проекты освобождения крестьян

В 1818 г. Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графу Аракчееву и Канкрину разработать проекты отмены крепостного права.

Проект Мордвинова :

  • крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками.
  • размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9-10 лет - 100 руб.; 30-40 лет - 2 тыс.; 40-50 лет - ...

Проект Аракчеева :

  • освобождение крестьян провести под руководством правительства - выкупать постепенно крестьян с землей (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности.

Проект Канкрина :

  • медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, т.е. до 1880 г.

Военные поселения

В кон. 1815 г. Александр I приступает к обсуждению проекта военных поселений, первый опыт внедрения которых был проведен в 1810-1812 гг. на резервном батальоне Елецкого мушкетерского полка, размещенного в Бобылёвском старостве Климовского уезда Могилевской губернии.

Разработка плана создания поселений была поручена Аракчееву.

Цели проекта:

  1. создать новое военно-земледельческое сословие, которое своими силами могло бы содержать и комплектовать постоянную армию без отягощения бюджета страны; численность армии сохранялась бы на уровне военного времени.
  2. освободить население страны от постоянной повинности - содержать армию.
  3. прикрыть западное пограничное пространство.

В авг. 1816 г. началась подготовка к переводу войск и жителей в разряд военных поселян. В 1817 г. были введены поселения в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. Вплоть до конца царствования Александра I продолжается рост числа округов военных поселений, постепенно окружавших границу империи от Балтии до Черного моря.

К 1825 г. в военных поселениях насчитывалось 169828 солдат регулярной армии и 374 000 государственных крестьян и казаков.

В 1857 г. военные поселения были упразднены. В них насчитывалось уже 800 тыс. человек.

Формы оппозиции: волнения в армии, дворянские тайные общества, общественное мнение

Введение военных поселений встретило упорное сопротивление со стороны крестьян и казаков, обращаемых в военных поселян. Летом 1819 г. вспыхнуло восстание в Чугуеве близ Харькова. В 1820 г. крестьяне взволновались на Дону: 2556 селений было охвачено бунтом.

За неё вступился весь полк. Полк был окружен военным гарнизоном столицы, а затем в полном составе отправлен в Петропавловскую крепость. Первый батальон был предан военному суду, приговорившему зачинщиков к прогнанию сквозь строй, а остальных солдат к ссылке в дальние гарнизоны. Другие батальоны были раскассированы по различным армейским полкам.

Под влиянием Семеновского полка началось брожение в других частях столичного гарнизона: распространялись прокламации.

В 1821 г. в армии вводится тайная полиция.

В 1822 г. - выходит указ о запрещении тайных организаций и масонских лож.

Внешняя политика

Первые войны против Наполеоновской империи. 1805-1807

Русско-шведская война 1808 - 1809 гг.

Причиной войны послужил отказ короля Швеции Густава IV Адольфа на предложение России присоединиться к антианглийской коалиции.

Русские войска заняли Гельсингфорс (Хельсинки), осадили Свеаборг, взяли Аландские острова и Готланд, шведская армия вытеснена на север Финляндии. Под давлением английского флота пришлось оставить Аланды и Готланд. Буксгевден по своей инициативе идет на заключение перемирия, которое не было утверждено императором.

В декабре 1808 года Буксгевдена сменил О.Ф. фон Кнорринг. 1 марта армия переправилась через Ботнический залив тремя колоннами, главной командовал П.И Багратион.

  • К России переходили Финляндия и Аландские острова;
  • Швеция обязывалась расторгнуть союз с Англией и заключить мир с Францией и Данией, присоединиться к континентальной блокаде.

Франко-русский союз

Отечественная война 1812 года

Александр I в 1812

Греческая революция

Взгляды современников

Сложность и противоречивость его личности нельзя сбрасывать со счетов. При всём разнообразии отзывов современников об Александре, все они совпадают в одном – признании неискренности и скрытности как основных черт характера императора. Истоки этого надо искать в нездоровой обстановке императорского дома.

Екатерина II обожала внука, называла его «господин Александр», прочила, минуя Павла, в наследники трона. Августейшая бабка фактически отобрала ребенка у родителей, установив лишь дни свиданий, сама занималась воспитанием внука. Она сочиняла сказки (одна из них, «Царевич Хлор», дошла до нас), считая, что литература для детей находится не на должном уровне; составила «Бабушкину азбуку», своеобразное наставление, свод правил для воспитания наследников престола, в основу которого положены идеи и взгляды английского рационалиста Джона Локка.

От своей бабушки будущий император унаследовал гибкость ума, умение обольщать собеседника, страсть к актерской игре, граничащую с двуличием. В этом Александр едва ли не превзошёл Екатерину II. «Будь человек с каменным сердцем, и тот не устоит против обращения государя, это сущий прельститель»,- писал сподвижник Александра М. М. Сперанский.

Великие князья – братья Александр и Константин Павловичи - воспитывались по-спартански: вставали рано, спали на жёстком, ели простую, здоровую пищу. Неприхотливость быта помогала впоследствии переносить тяготы военной жизни. Главным наставником и воспитателем наследника стал швейцарский республиканец Ф.-Ц. Лагарп. В соответствии со своими убеждениями, он проповедовал могущество разума, равенство людей, нелепость деспотизма, гнусность рабства. Влияние его на Александра I было огромно. В 1812 году император признавался: «Если бы не было Лагарпа, не было бы и Александра».

Личность

Необычный характер Александра I особенно интересен потому, что он один из самых важных персонажей в истории XIX века . Аристократ и либерал, одновременно загадочный и известный, он казался своим современникам тайной, которую каждый разгадывает по своему представлению. Наполеон считал его «изобретательным византийцем », северным Тальма, актёром, который способен играть любую заметную роль.

Убийство отца

Другой элемент характера Александра I сформировался 23 марта 1801, когда он взошёл на престол после убийства его отца: загадочная меланхолия , готовая в любой момент перейти в экстравагантное поведение. В начале эта черта характера никак не проявлялась - молодой, эмоциональный, впечатлительный, одновременно благожелательный и эгоистичный, Александр с самого начала решил сыграть великую роль на мировой сцене и с юношеским усердием принялся за реализацию своих политических идеалов. Временно оставляя при должности старых министров , которые сбросили императора Павла I , один из первых его указов назначил т. н. негласный комитет с ироничным названием «Comité du salut public» (отсылает к французскому революционному «Комитету общественного спасения»), состоящий из молодых и полных энтузиазма друзей: Виктор Кочубей , Николай Новосильцев , Павел Строганов и Адам Чарторыйский . Этот комитет должен был разработать схему внутренних реформ. Важно заметить, что либерал Михаил Сперанский стал одним из самых близких советников царя и составил множество проектов реформ. Их цели, основанные на их восхищении английскими установлениями, намного превосходили возможности того времени и даже после того как их возвели в ранги министров лишь малая доля их программ была реализована. Россия не была готова к свободе, и Александр, последователь революционно настроенного Лагарпа, считал себя «счастливой случайностью» на престоле царей. Он говорил с сожалением о «состоянии варварства, в котором находилась страна из-за крепостного строя ».

Семья

Последние годы правления Александра I

Александр I Павлович

Александр утверждал, что при Павле «три тысячи крестьян были розданы как мешок брильянтов. Если бы цивилизация была более развитой, я бы прекратил крепостное право , даже если это бы мне стоило головы». Решая вопрос поголовной коррупции , он остался без верных ему людей, и наполнение правительственных позиций немцами и другими иностранцами только привело к большему сопротивлению его реформам со стороны «старых русских». Так правление Александра, начатое великой возможностью к улучшению, кончалось утяжелением цепей на шеях русских людей. Это происходило в меньшей степени из-за коррупции и консерватизма русской жизни и в большей - из-за личных качеств царя. Его любовь к свободе, несмотря на её сердечность, не была основана на реальности. Он льстил самому себе, представляясь миру как благодатель, но его теоретический либерализм был связан с аристократическим своенравием, не терпящим возражений. «Вы всегда хотите меня учить! - он возражал Державину , министру юстиции, - но я император и я желаю этого и ничего другого!» «Он был готов согласиться, - писал князь Чарторыйский , - что все могут быть свободны, если они свободно делали то, что он хотел». Более того, этот покровительственный темперамент сочетался с обыкновением слабых характеров хвататься за любую возможность отложить применение принципов, которые он публично поддерживал. При Александре I масонство стало почти государственной организацией, однако было запрешено особым императорским Указом в 1822. В то время самая большая масонская ложа Российской империи, «Понт Эвксинский», находилась в Одессе , которую император посетил в 1820. Сам Государь, до своего увлечения православием, покровительствовал масонам и по своим взглядам был бóльшим республиканцем, чем радикальные либералы Западной Европы.

В последние годы правления Александра I особое влияние в стране приобрёл А. А. Аракчеев Проявлением консерватизма в политике Александра стало учреждения Военных поселений (с 1815 года), а также разгромом профессорских кадров многих университетов.

Смерть

Умер император 19 ноября 1825 года в Таганроге от горячки с воспалением мозга. А. Пушкин написал эпитафию: «Всю жизнь свою провел в дороге, простыл и умер в Таганроге ».

Скоропостижная смерть императора породила в народе массу слухов (Н. К. Шильдер в своей биографии императора приводит 51 мнение, возникшее в течение нескольких недель после смерти Александра). Один из слухов сообщал, что «государь бежал под скрытием в Киев и там будет жить о Христе с душею и станет давать советы, нужные теперешнему государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством ». Позднее в 30-40 годах XIX века появилась легенда, что Александр, измученный угрызениями совести (как соучастник убийства своего отца), инсценировал свою смерть вдалеке от столицы и начал скитальческую, отшельническую жизнь под именем старца Фёдора Кузьмича (умер 20 января (1 февраля) 1864 года в Томске).

Гробница Александра I в Петропавловском соборе

Данная легенда появилась уже при жизни сибирского старца и получила широкое распространение во второй половине XIX века. В XX веке появились недостоверные свидетельства того, что при вскрытии гробницы Александра I в Петропавловском соборе , проводившемся в 1921 году , обнаружилось, что она пуста. Также и в русской эмигрантской прессе в 1920-е годы появился рассказ И. И. Балинского о истории вскрытия в 1864 году гробницы Александра I, оказавшейся пустой. В неё якобы в присутствии императора Александра II и министра двора Адальберга было положено тело длиннобородого старца.

Правление Александра 1 (1801-1825)

К 1801 году недовольство Павлом 1 стало зашкаливать. Причем недовольны им были не простые граждане, а сыновья, в частности Александр, некоторые генералы и элита. Причина недосольства - отказ от политики Екатерины 2 и лишение дворянства главенствующей роли и некоторых привеллегий. Поддерживал их в этом английский посол, поскольку Павел 1 разорвал все дипломатические отношения с англичанами, после их предательства. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года заговорщики, под руководством генерала Палена, ворвались в покои Павла и убили его.

Первые шаги императора

Правление Александра 1 фактически началось с 12 марта 1801 года на основе переворота, совершенного элитой. В первые годы император был приверженцем либеральных реформ, а также идеи Республики. Поэтому с первых лет правления ему пришлось столкнуться с трудностями. У него были единомышленники, которые поддерживали взгляды либеральных реформ, но основная часть дворянства выступала с позиции консерватизма, поэтому в России образовалось 2 лагеря. В дальнешем победили консерваторы, да и сам Алекксандр к концу своего правления поменял либеральные взгляды на косервативные.

Для реализации свх взглядо Александр создал "негласный комитет", в который вошли его сподвижники. Это был неофициальный орган, но именно он занимался начальными проектами рефрм.

Внутреннее управление страной

Внутренняя политика Александра мало отличалась от политики его предшественников. Он так же считал, что крепостные не должны иметь каких-либо прав. Недовольство крестьян было очень сильным, поэтому император Александр 1 был вынужден подписать указ о запрете продажи крепостных (этот указ с легкостью обходился помещиками) и в году был подписан указ «О ваяльных хлебопашцах». Согласно этому указу помещиком разрешалась предоставлять крестьянам свободу и землю, если те смогут себя выкупить. Этот указ был больше формальным, поскольку крестьяне были бедны, и выкупить себя у помещика не могли. За годы правления Александра 1 вольную получили 0,5% крестьян по всей стране.

Император подверг изменению систему управления страной. Он распустил коллегии, которые были назначены Петром Великим, и вместо них организовал министерства. Во главе каждого министерства стоял министр, который подчинялся напрямую императору. В годы правления Александра подверглась изменению и судебная система России. Высшим судебным органом власти был объявлен Сенат. В 1810 году император Александр 1 объявил о создании Государственного Совета, который стал высшим органом управления страной. Система государственного строя, которую предложил император Александр 1, с небольшими изменениями просуществовала до самого момента падения Российской империи в 1917 году.

Население России

Во время царствования Александр Первого в России было 3 крупных сословия жителей:

  • Привилегированные. Дворяне, духовенство, купечество, почетные горожане.
  • Полупривилегированные. "Однодворцы" и казаки.
  • Податные. Мещане и крестьяне.

Приэтом население России увеличивалось и к началу царствования Александра (начало 19 века)оно составляло 40 миллионов человек. Для сравнения, на старте 18 века население России составляло 15,5 миллионов человек.

Отношения с другими странами

Внешняя политика Александра благоразумием не отличалась. Император поверил в необходимость союза против Наполеона и в результате в 1805 году был совершен поход против Франции, в союзе с Англией и Австрией, а в 1806-1807 гг. в союзе с Англией и Пруссией. Англичане при этом не воевали. Успехов эти походы не принесли, и в 1807 году был подписан Тильзитский мир. Наполеон не требовал никаких уступок со стороны России, он искал союза с Александром, но император Александр 1, преданный англичанам, не желал идти на сближение. В результате этот мир стал только перемирием. А в июне 1812 года началась Отечественная война между Россией и Францией. Благодаря гению Кутузова и тому, что весь русский народ поднялся против оккупантов, уже в 1812 году французы были разбиты и изгнаны из России. Исполняя союзный долг, император Александр 1 дал приказ преследовать войска Наполеона. Заграничный поход русской армии продолжался до 1814 года. Особых успехов для России этот поход не принес.

Император Александр 1 после войны потерял бдительность. Он абсолютно не контролировал иностранный организации, которые начали в большом объеме снабжать русских революционеров деньгами. Как итог в стране начался бум революционных движений, направленных на свержение императора. Все это вылилось в восстание декабристов 14 декабря 1825 года. Восстание в последующем было подавлено, но в стране был создан опасный прецедент, а большинство участников восстания скрылись от правосудия.

Результаты

Правление Александра 1 не было славным для России. Император преклонялся перед Англией и делал практически все, о чем его попросят в Лондоне. Он ввязался в антифранцузскую коалицию, преследуя интересы англичан, Наполеон в то время не помышлял о походе на Россию. Результат такой политики был ужасным: опустошающая война 1812 года и мощно восстание 1825 года.

Император Александр 1 умер в 1825 году, уступив престол своему брату, Николаю 1.

«Дней Александровых прекрасное начало». Именно с этой коликой и одновременно отсталой во многих отношениях Россией, страной, которая, казалось, была соткана из сплошных противоречий, пришлось иметь дело Александру /, пришедшему к власти в результате дворцового переворота 11 марта 1801 г.

Император Александр I . К рубежу XVIII - XIX вв. Александру исполнилось 23 года. Это был высокий, стройный, красивый молодой человек белокурыми волосами и прекрасными голубыми глазами. Его отличали прекрасное воспитание и блестящее образование. Он свободно владел тремя европейскими языками и впоследствии в Берлине, Париже и Лондоне обходился без переводчика. Екатерина II воспитала любимого внука в гуманистическом, просветительском духе. К тому же его наставником стал швейцарец Лагарп, республиканец по своим настроениям, последователь французских просветителей. Он привил ученику уважение к свободе личности, терпимость к человеческим слабостям и ошибкам, убедил его, что конституционный строй - это благо для страны, » крепостное право - ее зло.

Одновременно Александр воспитывался как будущий абсолютный монарх огромной империи, чье мнение никем и нигде не может быть оспорено. Он рос среди дворцовых интриг, и это сделало его скрытным, осторожным. При всех своих гуманистических устремлениях он понимал, что в такой стране, как Россия, с ее эгоистическим, малообразованным дворянством, всякие резкие шаги крайне опасны и могут кончиться печально для реформатора.

Судьба предоставила ему возможность претворить в жизнь свои юношеские идеалы, ответить на вызов времени и приступить к конституционным нововведениям в России, а также поставить самый болезненный в стране вопрос об отмене или, по крайней мере, ограничении крепостного права.

Это отвечало неоднократным и настойчивым высказываниям Александра о необходимости коренных перемен в жизни страны. Так, еще за несколько лет до дворцового переворота в письмах к своему воспитателю Лагарпу и другу - графу В. П. Кочубею он резко критически отзывался о состоянии дел в стране во времена Екатерины II и Павла I.

В письме к Кочубею он писал: В наших делах господствует неимоверный беспорядок; грабят со всех сторон; все части управляются дурно; порядок, кажется, изгнан отовсюду, а империя стремится лишь к расширению своих пределов.

В письме к Лагарпу он размышлял: Военные почти все время теряют исключительно на парадах. Во всем прочем решительно нет никакого строго определенного плана. Сегодня приказывают то. что через месяц будет уже отменено. Доводов никаких не допускается, разве уж тогда, когда все зло совершилось. Наконец, чтобы сказать одним словом - благосостояние государства не играет никакой роли в управлении делами: существует только неограниченная власть, которая все творит шиворот-навыворот. Невозможно перечислить все те безрассудства, которые совершились здесь; прибавьте к этому строгость, лишенную малейшей справедливости, немалую долю пристрастия и полнейшую неопытность в делах. Выбор исполнителей основан на фаворитизме; заслуги здесь ни при чем. Одним словом, мое несчастное Отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены Мне думалось, что если когда-либо придет и мой черед царствовать, то я вместо добровольного изгнания себя (а планы уехать из России у Александра I были. - Авт.), я сделаю несравненно лучше, посвятив себя задаче даровать стране свободу и тем не допустить ее сделаться в будущем игрушкою в руках каких-либо безумцев (имеются в виду (и’волюционеры. - Авт.). Это заставило меня передумать о многом, и мне кажется» что было бы лучшим обратм революции, т. к. она была бы произведена законною властью, которая перестала бы существовать, как только конституция была бы закончена и нация избрала своих представителей.

Первые же реформаторские шаги молодого монарха по­казывали, что он настроен весьма решительно в деле либерализации русской жизни. Такого масштабного либерального натиска Россия еще не знала.

Было проведено широкое помилование заключенных (освобождено более 1000 человек), многие из которых отбывали наказание по политическим мотивам в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге, в сибирской ссылке, и монастырях.

12 тыс. человек, уволенных со службы, вновь получили доступ к государственным должностям. Александр I уничтожил один из важнейших институтов политического сыска - Тайную канцелярию, ожившую при Павле и занимавшуюся делами, связанными с оскорблением царского величества и изменой государю и государству. Он запретил пытки, чтобы, как свидетельствует документ, самое название пытки, стыд и укоризну человечеству наносящее, изглажено было навсегда из памяти народной.

Многие судебные дела пересматривались, цензура смягчалась. Все препятствия по общению с европейскими странами, в том числе с Францией, устранялись: выезд за рубеж стал свободным. Ликвидировались Павловские ограничения по части одежды и распорядка дня российского населения. Александр I подтвердил восстановление ограниченных Павлом I екатерининских Городового положения и Жалованной грамоты городам. Жалованная грамота дворянству также была восстановлена. Дворянству вернули все его привилегии, в том числе свободу от телесных наказаний. В армии были возвращены старые названия полков и русская военная форма.

Наконец, Александр не побоялся коснуться самого щепетильного для дворянства вопроса - состояния крепостного крестьянства.

12 декабря 1801 г. вышел указ о праве приобретения земель купцами, мещанами, государственными крестья­нами, отпущенными на волю крепостными. Монополия дворян на землю оказалась нарушенной.

20 февраля 1803 г. появился указ о вольных хлебопашцах. Теперь крепостные крестьяне с согласия своих помещиков могли целыми селениями выкупаться на волю с землей. Была остановлена позорная практика раздачи государственных крестьян в частную собственность, что приобрело совершенно катастрофические размеры при Екатерине 2.

Произошли серьезные перемены в системе образования. Новые университеты открылись в Петербурге, Дерпте, Казани, Харькове. В ряде городов появились гимназии и уездные училища.

Резкий сдвиг молодой император попытался осуществить и во внешней политике. После совершенно бесцельного по большому счету для России вмешательства в европейские дела в период Семилетней войны, а позднее походов армии Суворова и флота Ушакова в Европу Александр I начал проводить политику национальной достаточности предпринимать на международной арене лишь те шаги, которые были выгодны России.

Эта позиция тесно увязывалась с задачами, обозначенными императором: Внутри самой себя предстоит России совершить громадные завоевания, установив порядок, бережливость, справедливость во всех концах обширной империи, содействуя процветанию земледелия, торговли и промышленности.

Негласный комитет. Ярким примером либеральных устремлений Александра I стала организация так называемого Негласного комитета.

Еще во время правления Павла I вокруг наследника престола сплотился круг искренних и преданных молодых друзей, с которыми Александр, тайно встречаясь, вел беседы о необходимости коренного переустройства общества.

Кто же были эти люди? А. Чарторыйский, мятежный польский аристократ, который поддержал восстание под предводительством Т. Костюшко. Граф В. П. Кочубей, В. П. КочуГм-й псрнувшийся в 1792 г. из Франции с твердым убеждением закономерности произошедших там революционных событий. Граф П.А.Строганов, с симпатией воспри­нявший первый этап Великой французской революции, поскольку на политическую арену вышло третье сословие в стране были введены конституционные начала. Князь. Новосильцев - самый старший из друзей (ему было.40 с лишним лет), высокообразованный, просвещенный человек, также внимательно следивший за революцион­ными событиями во Франции.

Душой этого кружка стал Александр Павлович, который, по воспоминаниям А. Чарторыйского, наиболее решительно высказывал мысль о неприемлемости русских порядков.

После государственного переворота все члены кружка получили высокие государственные посты.

В Негласном комитете, как его стали называть в обществе, обсуждались проекты будущих реформ в России но мысли императора, в центре реформ должны быть вопросы свободы личности и собственности, защиты человека законами, не дающими возможности менять по произ тяу существующие установления. Здесь обсуждались также и проблемы крепостного права. Выявилось понимание экономической необходимости его ликвидации.

Члены Комитета ясно понимали огромную дистанцию между своими планами и реальной действительностью. V них не было сомнений в том, что любое покушение на существующую систему ценностей, в первую очередь по крестьянскому вопросу, вызовет острое недовольство помещиков, приведет власть и лично императора к противостоянию с дворянским сословием в стране. А это было опасно и для власти, и для жизни монарха. Поэтому Александр I на заседаниях Негласного комитета много размышлял, но действовал весьма осмотрительно и осторожно, поскольку в придворных кругах членов Комитета назвали якобинской шайкой.

Четыре с лишним года (до осени 1805) проходили эти тайные встречи Александра I с друзьями. И с каждым месяцем становилось яснее, что ни члены Комитета, ни сам император не готовы к реформам, о которых они вели речь. А когда нахлынула великая военная страда - период наполеоновских войн и император отбыл в действующую армию, друзья стали собираться все реже.

Александр I попытался навести порядок в системе государственного управления, которая в начале нового века выглядела весьма отсталой. В 1802 г. в России были учреждены министерства с системой единоначалия. Это укрепило центральное управление. Но старая российская традиция злоупотреблений, взяточничества, бюрократических проволочек быстро проникла в новые органы власти.

М. М. Сперанский. Именно в эти годы рядом с императором появился его ближайший помощник почти на 10 предстоящих лет - М. М. Сперанский (1772-1839), которому Александр I поручил разработать план государственной реформы в России, новые принципы управления страной.

Сын сельского священника, М. М. Сперанский обратил на себя внимание императора широким кругозором, блестящей образованностью, умением оригинально мыслить, коротко и ясно формулировать сложнейшие проблемы. Назначенный статс-секретарем, он, по существу, занял место второго человека в государстве.

М. М. Сперанский активно взялся за дело, и вскоре на стол императора легли первые проекты государственного переустройства России. Смыслом намечаемых преобразований являлись введение в государственную жизнь граж­данских и политических прав, прежде всего незыблемости права частной собственности, выборное начало в органах власти, некоторое ограничение самодержавной власти царя. Сутью проекта Сперанского, подготовленного к 1809 г., стала идея привлечения к участию в законодательстве, суде и управлении народных представителей на различных уровнях.

Предполагалось, что законодатели будут организованы в волостную, окружную (или уездную) губернскую думы и в высшую - Государственную думу. На четыре степени разделялась судебная власть: суды волостной, окружной, губернский и верховный, или Судебный сенат.

Исполнительная власть также делилась на управления: волостное, окружное, губернское и государственное, или министерское.

Государственный совет где рассматривались наиболее важные законы, должен был венчать это конституционное здание.

Сперанский также предлагал создать Кабинет куда стекались бы для анализа и совершенствования наиболее нжные дела, и Правительствующий Сенат заменивший Комитет министров.

Проект Сперанского предполагал введение в стране ши­бкого избирательного права. Участие в выборах крепостных крестьян и работных людей не планировалось, но и они оказывались под защитой закона, который гласил, что ни­кто не может быть наказан без следствия и суда.

Верховная власть в стране оставалась за монархом.

Если бы эти принципы государственного устройства были приняты, то уже в начале XIX в. Россия превратилась бы в конституционную монархию со строгим разделением властей. Отсюда было рукой подать до ликвидации сословного строя и уничтожения крепостного права.

Предложения Сперанского царь одобрил. Вскоре вышел указ о создании нового высшего государственного органа - Государственного совета. Дальше дело не пошло, и разделения властей не состоялось. Дело было не только в колебаниях императора, но и в давлении на него дворянства. Оно предало Сперанского проклятию, его называли французским шпионом.

Против Александра I стала складываться мощная аристократическая оппозиция. Надвигалась новая война о Францией, и царь пожертвовал Сперанским - отправил его в ссылку.

Патриархальная и матриархальная семья

Особое значение имеет типология семей, сконцентрировавшая в себе информацию о структуре власти в семье, о преимущественных семейных функциях мужчины и женщины, о специфике внутрисемейного лидерства. В соответствии с данными критериями выделяются следующие типы семей: традиционная патриархальная, традиционная матриархальная, неопатриархалъная, неоматриархальная и эгалитарная. Первые четыре типа семьи можно именовать асимметричными, последний тип - симметричным.

В традиционной патриархальной семье муж является ее бесспорной главой, ярко выражена зависимость жены от мужа, а детей от родителей.

За мужчиной закреплена роль «хозяина», «добытчика», «кормильца». Мужской авторитет признается без всяких вопросов или принимается под давлением. Господство отцовской власти является неограниченным. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста: наиболее почитаемы пожилые люди, мужчины обладают большими правами, чем женщины. Клановые интересы превалируют над индивидуальными. Поэтому такую семью называют авторитарно-патриархальной.

Мужчина вносит принципиальный вклад в материальное обеспечение семьи, распоряжается ее финансово-экономическими ресурсами, определяет ее статус и круг общения, принимает ответственные решения по важнейшим проблемам. Он разбирает внутрисемейные споры и представляет семью вовне. Мужской сексуальности отводится активная роль, эта установка концентрируется в понятии «потенция». Супруг освобождается от выполнения домашних обязанностей. Жена либо является домохозяйкой, либо зарабатывает очень мало. На ее плечи ложится организация нормального быта и потребления, причем от нее требуется образцово вести хозяйство, создавать уютную и комфортную обстановку в доме. В ее обязанности входит также присмотр за детьми и их воспитание.

В своем классическом варианте патриархальная семья кратко характеризуется следующим образом: муж - единоличный глава и покровитель семьи, женская покорность - естественный долг супруги. Брак воспринимался как установленное Богом состояние, при котором мужчина и женщина живут совместно, во взаимопонимании, рождая потомство и тем самым избегая блуда. Благодаря освящению церковью брак в глазах общества приобретал черты постоянства и долговечности. Жизненность брака определялась прагматическими целями: он позволял упрочить материальные позиции семьи мужа.

Известный патриархальный образ - добродетельная жена. Социальная активность женщины ограничивалась кругом домашних дел и повседневной заботой о духовных и физических потребностях детей. Воспитывать детей нужно было в послушании и набожности. Лучшими качествами женщины были признание зависимого положения и служение в браке своему мужу. Уместно здесь вспомнить родные русские слова «выйти замуж», «замужем». Смысл женской сексуальности усматривался в деторождении. Супруг - представитель превосходного пола, обладающего природной физической и интеллектуальной силой.

Этот культурный стереотип подкреплялся религиозными и легитимными формулами господства мужчины, которые и локализовали социальное пространство женщины.

Отличительные признаки патриархальной семьи - патрилокальность и патрилинейность. Патрилокальность состоит в том, что женщина следует за мужем, т. е. поселяется в доме его отца. Сыновья, женатые и неженатые, живут в родительском доме; дочери покидают его, лишь когда выходят замуж. В этом проявляется почтение к отцовскому роду. В современных российских семьях вопрос о месте проживания молодоженов решается гораздо более свободно. Патрилинейность означает исчисление родства по мужской линии. Следовательно, материальные ценности передаются наследникам мужской линии, и отец вправе решать, вознаградить сыновей или нет. Отцы семейств и по сию пору заинтересованы в рождении мальчиков, «продолжателей фамилии», по крайней мере, в качестве первого ребенка. Такая позиция молодых российских мужчин подвержена неосознаваемому «давлению» многовековых традиций.

В науке встречаются противоречивые взгляды на проблему взаимоотношений патриархальной семьи, общества и государства. Выдающийся психоаналитик Вильгельм Райх в работе «Психология масс и фашизм» недвусмысленно выразил свою точку зрения: «...авторитарное общество воспроизводит себя в индивидуальных структурах масс с помощью авторитарной семьи... В лице отца авторитарное государство имеет своего представителя в каждой семье, и поэтому семья превращается в важнейший инструмент его власти». Для сыновей глубокая идентификация с отцом служит основой эмоциональной идентификации с любой формой авторитета. В авторитарной семье существует не только конкуренция взрослых и детей, но и конкуренция среди детей в их взаимоотношениях с родителями, которая может иметь более серьезные последствия.

Согласно другой точке зрения, патриархальная семья защищала права личности от посягательств на них со стороны государства. Первичными в ней были отношения стихийного сотрудничества в процессе семейного производства, благодаря которым и преодолевался индивидуальный эгоизм. Взгляды Элтона Мэйо, одного из создателей знаменитой теории человеческих отношении, можно отнести к так называемому неопатернализму.

Идея патернализма предполагает, что взаимоотношения на предприятии, в фирме следует строить на основе патриархальных, семейственных связей, когда руководитель выполняет функцию «отца».

Вплоть до середины XX в. традиционные ценности сохраняли свое влияние как в Европе, так и в Азии. Но процесс преобразования семьи в «умеренно патриархальную» неуклонно набирал силу. В 50-е годы в послевоенной Европе наблюдается ослабление главенствующих позиций отцов практически во всех социальных слоях.

Принятие/неприятие патриархальной модели современниками во многом определяется снижением социальной и экономической зависимости жены от мужа. При этом работающие женщины выполняют подавляющую часть дел в домашнем хозяйстве и обеспечивают психологическую разгрузку мужа и детей. Немецкий историк Р.Зидер пишет, что отношение жены к мужу все еще носит служебный характер: «Как и прежде, удовлетворение объективных и субъективных потребностей «главного добытчика» имеет абсолютный приоритет над потребностями жены и детей. Патриархат вовсе еще не преодолен. В любом случае, однако, патриархальные базовые отношения членов семьи, по сути своей социально-экономические и определяемые культурной традицией, перекрываются все более партнерскими формами обращения».



В традиционной матриархальной семье персональное главенство принадлежит женщине. Матриархат, как и патриархат, существовал не у всех народов. Но многие народы имели материнское родоисчисление, ибо достоверность матери является объективной. Во все времена мать играла исключительную роль в поддержании родственных связей. Способность женщины к урегулированию межличностных отношений и использованию косвенных методов влияния на окружающих помогает одерживать победу в борьбе за власть. В отдельных семьях при формальном лидерстве мужчины в действительности главенствующую позицию занимает женщина.

Если вести разговор о русской семье, то в ней сильнее выражено женское, материнское начало. И.С. Кон напоминает, что русские жены и матери и в дореволюционную эпоху часто были сильными, доминантными, уверенными в себе личностями. Это отражено в русской классической литературе: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

При советской власти «синдром сильной женщины» сохранился и даже усилился. Женщины несут главную ответственность за семейный бюджет и решение первостепенных вопросов домашней жизни. Типичен для советских времен образ мужичка с рублем или трешкой в кармане, ежедневно выдаваемыми сердобольной, но власть предержащей женой. Не вина это, а беда женщины, чей супруг приносил домой зарплату, на размер которой мало мог повлиять. Жене нужно было изловчиться и эту сумму «растянуть» до следующей зарплаты. Ей приходилось брать бразды правления в свои руки. Такова была цена стабильности существования социалистической семьи.

Притязания русской женщины на главенство в семье можно понять, исходя из общей тенденции в истории советского общества - тенденции демаскулинизации мужчин. Авторитетнейший специалист в области тендерной психологии и социологии, И.С. Кон говорит о том, что ни в профессиональной деятельности, ни в общественно-политической жизни средний советский мужчина не мог проявить традиционно мужских черт. Стереотипный образ мужчины включает в себя такие качества, как энергичность, инициатива, смелость, независимость, самоуправление. Социальная и сексуальная несвобода усугублялась феминизацией всех институтов и персонифицировалась в доминантных женских образах: матери, учительницы и т. д. В таких условиях стратегия передачи семейной ответственности жене была психологически оправдана. От деформации мужского характера женщина вряд ли что-то выиграла. Там, где муж восставал против власти жены, она либо терпела грубость и унижения, либо жертвовала своими способностями и профессиональными достижениями. В семье, где муж принимал свое подчиненное положение, жена лишалась необходимой поддержки.

Более резок в своих суждениях В.Н. Дружинин: «...доминантную роль русской женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций». Отношения в семье при тоталитарном обществе становятся психобиологическими, а не социально-психологическими. Мужчина лишается социальных и экономических возможностей обеспечивать семью и воспитывать детей, его роль как главного агента социализации сводится на нет. Тоталитарное государство берет на себя весь груз ответственности и заменяет собой отца.

Одновременно повышается значение природной психобиологической связи между ребенком и матерью. Нарушение этой связи приводит семью к катастрофе. Тогда государство и общество снова вынуждены обратиться к проблемам материнства. Возникает «порочный круг мнимых причин и реальных следствий»: «...в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность и, соответственно, быть образцом для подражания». Выход из сложившегося положения В.Н. Дружинин видит в создании социальных условий для проявления мужской активности вне семьи.

Разделение семейной власти реализуется и в современных брачных парах. С целью предупреждения разрушительных конфликтов необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и содействовало выполнению семьей ее функций. Традиционная модель семьи может быть вполне приемлемой, если достигнута согласованность позиций супругов касательно структуры власти. Применительно к семье знаменитый вопрос о власти есть вопрос о семейном лидерстве или, точнее, главенстве. Глава семьи объединяет в себе и лидера, и менеджера.

В неопатриархальной семье стратегическим и деловым (инструментальным) лидером выступает муж, а тактическим и эмоциональным (экспрессивным) лидером - жена. Супруг определяет долгосрочное направление развития семьи, устанавливает приоритетные цели ее существования, выбирает способы и средства достижения этих целей, формулирует соответствующие указания и предписания для членов семьи. Он хорошо знает настоящее положение дел и предвидит возможные последствия принятых решений. Именно супруг выполняет роль полномочного представителя семьи в обществе, от его действий зависит позиция семьи в окружающем мире. Внесемейная активность мужа (отца) - профессиональная, общественная, политическая и т. п. - поощряется домочадцами. Сам мужчина обладает высокими притязаниями в этой области, отличается деловой направленностью, прагматизмом, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе своих близких. Мировоззрение и жизненная стратегия мужчины служат ориентиром для всех членов семьи. Он задает стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Подрастающее поколение видит в отце образец волевых качеств и организаторских способностей.

Отцу импонирует стремление детей к выражению своего мнения, реалистичной оценке людей и событий, успешному освоению навыков самостоятельной деятельности. Супруга находит в муже жизненную опору, а его трудовые достижения становятся предметом гордости для всей семьи.

Если супруг несет ответственность за долгосрочное планирование семейных дел, то супруга вырабатывает краткосрочные планы, которые легко и быстро соотносятся с конкретными действиями взрослых и детей. Прерогативой женщины является выстраивание каждодневных контактов между членами семьи. Она развивает отношения взаимопомощи и сотрудничества. Будучи заинтересованной в повышении сплоченности членов семьи, организует совместные мероприятия, спектр которых может быть чрезвычайно широк, от генеральной уборки и воскресных обедов до юбилейных торжеств. Восхищает ее компетентность в тонкостях домашнего быта. В ее ведении находится и сфера семейного досуга. Она наделена чувствительностью к потребностям и эмоциям всех членов семьи. Супруга корректирует психологический климат в семье, создает атмосферу эмоциональной и моральной поддержки, вырабатывает свой стиль лидерства и «стиль поддержки». Жена (мать) обеспечивает функционирование семьи как среды для эмоциональной разрядки. В неопатриархальной семье отец выступает для детей экспертом в деловых и производственных вопросах, а мать - в интимно-личностных отношениях.

В неоматриархальной семье дело обстоит противоположным образом. Общая черта рассмотренных вариантов семей - совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер их влияния. Конфликтность в супружеской диаде может возникнуть вследствие нечеткого распределения сфер влияния или притязаний кого-либо из супругов на другую роль.

Эгалитарная семья предполагает полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни. В действующей Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе РФ заявлен принцип равноправия мужчины и женщины, что является юридическим основанием для развития эгалитарной семьи.

Муж и жена вносят (пропорциональный) вклад в материальное благосостояние семейного союза, совместно ведут домашнее хозяйство, сообща принимают все важнейшие решения и в равной степени занимаются уходом за детьми и их воспитанием.

Роль и значение каждого из супругов в формировании психологического климата семьи равны, статус семьи устанавливает супруг, имеющий более высокое положение. Круг общения формируется обоими супругами. Этот супружеский союз именуют биархатным, или кооперативно-симметричным браком. Быть супругами - значит «бежать в одной упряжке». Видимо, так это делать удобнее?!

В эгалитарной семье принцип согласованности позиций супругов обретает особое значение. Необходимо прийти к договоренности о весьма гибком разделении сфер влияния, о высокой степени взаимозаменяемости. Каждый должен быть готов стать лидером, хозяйственником или воспитателем. Возникающие разногласия должны решаться путем взаимных соглашений, компромиссов или обоюдно выгодных обменов.

Дети являются полноправными членами семьи, по мере своих возможностей участвуют в обсуждении и выполнении принимаемых решений. В их воспитании используются гуманные методы, опирающиеся на доверие к личности ребенка, признание его прав. Поощряется инициативность и самостоятельность ребенка, уважаются его потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к использованию подобной модели отношений в своем браке.

Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака, согласно которой считается, что в браке каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не должны быть «одним телом и одной душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, супруги не стремятся к манипулированию поведением друг друга, подчинению себе партнера.

Принципы открытого брака:

· Жить надо в настоящем, исходя из реалистических желаний.

· Следует уважать личную жизнь партнера.

· Общение должно быть открытым и строиться из соображения: «скажи, что видишь и чувствуешь, но не критикуй».

· Семейные роли должны быть подвижными.

· Партнерство должно быть открытым: следует уважать право каждого на собственные интересы и увлечения.

· Утверждается равноправие как справедливое разделение ответственности и благ.

· Следует предоставлять другому возможность жить согласно его представлениям; знать себе цену и сохранять свое достоинство.

· Следует доверять друг другу и уважать внесемейные интересы.

Создание эгалитарного союза является сложным делом, поскольку требует, во-первых, тщательного и скрупулезного описания прав и обязанностей супругов; во-вторых, очень высокой культуры общения, уважения другой личности, взаимоинформированности и доверительности в отношениях.

Некоторые ученые высказываются об эгалитарной семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение - постоянная почва для конфликта. Эгалитарной модели в России при этом отводится роль переходной. Ее появление обусловлено ростом экономической самостоятельности семьи от тоталитарного государства, возрастанием экономической, социальной и политической роли мужчины. Предпочтительной для нашей страны считают такую семью, в которой, наряду с равенством прав, ответственность за воспитание и содержание детей возьмет на себя отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей.

В России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних, в том числе отцовских, обязанностей, чем это было принято раньше.

Бикарьерная семья

Современная семья в промышленно развитых странах мира обладает значительным потенциалом для развития бикаръерной семьи. Это тип семьи, в которой равно значимыми признаются профессиональные интересы мужа и жены и оба супруга успешно сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры в избранной профессии. Такая семья обладает высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентаций. Супруги равномерно распределяют между собой домашние обязанности, уважительно относятся к профессиональным планам друг друга, проявляют взаимную терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Каждый знает, что может положиться на партнера в любых важных начинаниях.

Рабочее и свободное время используется рационально, отдых и досуг организуются так, чтобы восстанавливались затраченные на работе ресурсы. Дети выражают свою причастность к семейным делам, выполняют домашние поручения, приобретают опыт сотрудничества со взрослыми и друг с другом. В них воспитывается ответственность и самостоятельность. Дети хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

Бикарьерная семья стала реальностью благодаря серьезным изменениям в социальном положении женщины. В 50-е, конце 60-х - начале 70-х годов XX в. в индустриально развитых странах начался процесс активного вовлечения женщин (в том числе замужних) в сферу производительного труда. В ФРГ 40% женщин, вышедших замуж в 1962 г. в возрасте от 25 до 30 лет, работали по найму. Через 10 лет работали уже 48% всех замужних женщин этой возрастной категории. К 1982 г. их доля выросла до 59%. В СССР в 1987 г. общая численность рабочих и служащих женщин составила 50,8%. В 1938 г. лишь один из пяти американцев одобрял замужнюю женщину, работающую в бизнесе или промышленности, при условии, если муж способен содержать ее. В 1993 г. такой тип женщины одобряли уже 86% опрошенных, хотя почти две трети по-прежнему полагали, что для детей идеальной семейной ситуацией является ситуация, когда отец работает, а мать сидит дома и заботится о детях.

Во-первых, рост экономики сформировал устойчивый спрос на женскую рабочую силу. Увеличивается доля женских профессий, требующих высокой квалификации, удовлетворяющих потребность в самоутверждении, позволяющих занять определенное положение, в частности, на государственной службе. Женская экспансия видна в сфере здравоохранения, образования и культуры, а также в государственном и коммунальном управлении. Во-вторых, все больше женщин не хочет ограничивать себя ролями домохозяйки и матери. Своей работой они стремятся обеспечить собственный доход, относительную независимость от мужа, получить удовлетворение от самореализации в профессии, расширить и обогатить социальные контакты. Девушки и молодые женщины стали рассматривать профессиональную деятельность как неотъемлемую составляющую собственной жизни, имеющую самостоятельную ценность, а не как переходный этап до вступления в брак и рождения детей.

Большинство из них намерено реализовывать «трехфазовую модель»: прервать работу на некоторое время, чтобы ухаживать за детьми, а затем вернуться к работе, сочетая ее с семейной жизнью. Они учитывают, что возможности профессионального роста после длительного перерыва в работе существенно ограничены. Женщина зрелых лет тоже заинтересована в продолжении трудовой деятельности, которая может наполнить смыслом ее жизнь, когда повзрослевшие дети покинут родительский дом.

Несмотря на значительные трансформации тендерных ролей, «женская дилемма» продолжает существовать. Это конфликт ролей, противоречие между профессиональной занятостью женщины и ее внутрисемейными обязанностями. В первую очередь нужно констатировать факт, что подлинного равноправия в сфере труда достичь не удалось. На женскую половину населения падает две трети всего рабочего времени и лишь одна десятая мировой заработной платы; на долю женщин приходится в мире только сотая часть имущественного состояния. В Советском Союзе женщины заняли хуже оплачиваемые и менее престижные рабочие места. Еще один типичный образ советской эпохи - женщина в оранжевом жилете, обходчик железнодорожных путей или укладчица асфальта. О таком ли равноправии мечталось? При переходе страны к рыночной экономике обнаружилось, что предприниматели не хотят брать на работу беременных и многодетных женщин. В Северной Америке молодые мужчины и женщины с равной вероятностью оканчивают колледж. Для японских мужчин эта вероятность в три раза выше.

Семейные заботы требуют много сил, и женщине трудно конкурировать с мужчинами. Возросшая трудовая активность замужних женщин не освобождает их от приготовления еды, ежедневного обслуживания членов семьи, забот о престарелых родителях, контактов с воспитателями и учителями и т. д.

Воспитание детей остается в женских руках. Мужчины стремятся к неограниченной самореализации в сфере профессионального труда, во что и вкладывают не только личные, но и семейные ресурсы. К тому же существует предубеждение, обычно выносимое из родительской семьи, что мужчины меньше подходят для воспитания, чем женщины, хотя известно, что на протяжении многих веков отец определял социальный статус ребенка.

Тройная нагрузка материнства, домашнего хозяйства и работы выступает препятствием для социальной и политической активности.

Тем самым ставится под сомнение возможность свободного разностороннего развития личности женщины.

Понятие «женская дилемма» сложнее по своему содержанию и не исчерпывается конфликтом профессиональной и семейной ролей. Это конфликт моделей самореализации, противоречие между автономией и служением ближнему. Некоторые женщины пытаются копировать черты мужской личности, подражают рационализму мужчин, что не приносит желаемого эффекта, так как равноправие не означает тождественности. Многие женщины стремятся к независимости, чтобы в ней вырваться из мнимого плена эмоциональности. Это приводит к конфликту, большинство женщин мучается страхом утраты любви.

Становление бикарьерной семьи во многом зависит от продуктивности решения «женской дилеммы». Эту проблему необходимо рассматривать только в контексте тендерного взаимодействия, учитывать жизненные позиции и мужа, и жены, их интерпретации супружеских ролей. Если женщина не тяготится выполнением домашних обязанностей, то и упреков в адрес мужа по поводу его нежелания помочь супруге удается избежать. Если мужчина поощряет индивидуальные потребности жены, в том числе и связанные с внесемейной активностью, попытки женщины преуспеть и в карьере, и в семье будут более состоятельными.

Следует выделить ряд факторов, которые могут упрочить положение бикарьерной семьи. К ним относятся: право и практическая возможность участия женщины в общественной и политической жизни; активизация мужчин в воспитании детей; рациональное разделение труда в домашнем хозяйстве; повышение социальной значимости домашнего труда; модернизация традиционных ролевых структур; формирование адекватных полу профессиональных и семейных ролей.

Крайний вариант бикарьерной семьи предполагает, что профессиональная или социально-политическая деятельность для мужа и жены важнее, чем семейная. Супруги могут быть заняты совместным бизнесом. Их домашняя работа сведена к минимуму, переадресовывается специально нанятым людям. Приобретается большое количество бытовой техники, продуктов быстрого приготовления. Члены семьи часто пользуются предложениями сферы бытового обслуживания.

Дети находятся под присмотром няни или предоставлены сами себе, по мере взросления они вовлекаются в семейный бизнес. Супруги напоминают деловых партнеров, каждый из них может преследовать свои индивидуальные интересы. Серьезные конфликты возникают, если эти интересы и потребности ущемляются. Но чаще члены семьи, в особенности дети, испытывают дефицит эмоциональной теплоты и внимания. Поэтому родители, посвящающие себя профессиональному труду, должны соизмерять свои затраты и уделять время занятиям с детьми.

В России, как и в других странах мира, модель бикарьерной семьи находит своих сторонников, хотя напряжение в отношениях между людьми, связанное с тендерной рассогласованностью, сохраняется. По прогнозам футурологов, в информационном обществе благодаря компьютеризации семья и место работы объединятся, семейное производство станет центром социально-экономической жизни общества.

Факт многообразия типов семьи и брака имеет для психолога непосредственное практическое значение. Наши представления о «нормальной» или «образцовой» семье оказывают безусловное влияние на весь ход работы с клиентом. Дело заключается не в том, какие типы семей более распространены, а в том, какую роль они играют в развитии конфликтов и кризисных явлений и каковы их ресурсы для преодоления возникающих трудностей.

6. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СЕМЬИ

Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества. Закономерности изменения семьи сонаправлены переменам, которые происходят в обществе в целом. Поэтому понять состояние современной семьи и оценить перспективы ее дальнейшего развития можно, только учитывая те кардинальные изменения, которые произошли в общественной жизни и в массовом сознании на протяжении XX в. В то же время необходимо учитывать, что существует и эволюция семьи, обусловленная ее собственными внутренними закономерностями развития.

Индустриализация, усложнение производственных процессов, урбанизация и т. п. привели к росту мобильности населения, росту личной свободы, эмансипации женщин, эмансипации детей от родителей, усложнению способов социализации и т. п.

В целом произошедшие изменения И.С. Кон обозначает как «рост ценности индивидуальности в культуре». На уровне психологии это отразилось в росте самосознания, увеличении автономности (и потребности в ней) современного человека. Для семейных отношений этот результат противоречив и не может быть оценен в понятиях «хорошо - плохо»: он разрешил одни проблемы и создал другие. Для работающего с семьей психолога необходимо знать, каким образом изменения, произошедшие в массовом сознании, могут влиять на психологическую проблематику семьи в целом и ее отдельных членов.

С середины XX в. произошли существенные и необратимые сдвиги в институте семьи. Произошедшие с семьей изменения в основном всеми авторами описываются как кризис традиционных семейных устоев. Наблюдается отказ от преданности браку на всю жизнь, интенсификация разводов и распад браков, отказ от стереотипного беспристрастного отношения к воспитанию потомства, увеличение числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение абортов и внебрачных рождений. Действительно ли эти изменения означают кризис семьи как социального института или касаются только определенных форм организации семейной жизни? Для ответа на этот вопрос рассмотрим подробнее существующие тенденции, характерные для индустриально развитых стран, куда входит и Россия.

В настоящее время можно отметить изменения на всех этапах жизненного цикла семьи, начиная с ее зарождения и заканчивая завершением существования семьи как целого: на добрачном этапе, на протяжении всего периода семейной жизни, на этапе распада семьи.

Добрачный этап

Брак больше не представлен в общественном сознании как единственно возможный способ проживания жизни. Это проявляется в том, что произошли изменения в процессе выбора брачного партнера, в отношении к браку и сексуальному поведению, в системе ценностей в области полоролевого поведения.

Изменение процесса выбора брачного партнера. Изменился процесс выбора брачных партнеров.

Изучение этнографических источников свидетельствует, что по крайней мере до середины XIX в. в России действовал обычай вступления в брак с помощью сватовства и свадьбы. Сватовство осуществлялось специальными посредниками (свахами, ближайшими родственниками). Обязательным для заключения брака было согласие главы семейства - отца. Браки по личной договоренности между женихом и невестой, без предварительного согласия родителей, встречались редко. При этом во внимание принимались в первую очередь интересы семьи - экономические, бытовые, престижные, а не желание или отношения молодых людей.

Во второй половине XIX в. почти повсеместно трансформируется предбрачный ритуал. Возникает молодежное предбрачное общение. Оно, как правило, имеет место в пределах одного социального слоя. Цели предбрачного общения - заключение брака. Молодые люди могут сами договариваться о женитьбе и уведомлять об этом родителей. Экономические мотивы в создании семьи уходят на второй план. Тем не менее родители по-прежнему выступают в качестве защитников интересов семьи в целом. Они участвуют в планировании и организации предбрачного досуга (вечеринки, праздники по поводу именинников и т. п.), акцентируют внимание на ожиданиях семьи относительно будущего детей. Достаточно часто имеет место давление родителей на детей с тем, чтобы они вступали в брак в пределах своего социального слоя. Родители по-прежнему вмешиваются в отношения и расстраивают нежелательные браки, прибегая к угрозам применения экономических санкций.

Во второй половине XX в. происходит дальнейшее усиление открытости в молодежном общении. Во-первых, оно становится более разнообразным по составу участников. Теперь молодые люди, участвующие в общении, могут весьма сильно различаться по социальным, этническим и образовательным показателям. Во-вторых, оно не ограничено какими-либо пространственными рамками. Возможно знакомство на работе, в учебном заведении и во время проведения досуга; достаточно большое количество молодых людей находят себе пару во время летнего отдыха или при случайных обстоятельствах на улице. В-третьих, меняются функции молодежного общения - теперь оно не преследует только цели вступления в брак, а превращается в самоценные для личности отношения. Юноши и девушки уже не видят в каждом партнере будущего супруга, любовные отношения становятся ценными сами по себе.

Таким образом, можно говорить об увеличении доли индивидуальной свободы и индивидуальных предпочтений в процессе выбора брачного партнера и при заключении брака.

Предположительно это может расцениваться как положительная, стабилизирующая брак тенденция. Но при этом не следует считать, что юноши и девушки полностью независимы в своем выборе от родителей и ближайшего социального окружения. Родительское программирование в области выбора брачного партнера сохраняется. Оно становится менее откровенным, в связи с этим - менее осознаваемым, и это может в большей степени способствовать формированию внутриличностных конфликтов.

Снятие экономических, социальных и национальных барьеров расширяет круг потенциальных знакомств и в итоге увеличивает возможности выбора брачного партнера. Но происходящая одновременно индивидуализация человека обусловливает противоположную тенденцию - рост взаимных претензий мужчин и женщин друг к другу, что приводит к более тщательному и длительному процессу выбора супругов и к меньшей удовлетворенности результатом этого выбора.

Изменение отношения к браку и сексуальному поведению. Современное отношение к браку и сексуальному поведению существенно отличается от того, какое существовало еще полвека назад. Первым важным моментом этого изменения может быть названо переосмысление значимости сексуальности.

Переосмысление значимости сексуальности означает возрастание ее ценности и значимости для личности. Секс воспринимается как источник удовольствия, а сексуальная привлекательность - как ценное личностное качество. Это проявляется в изменениях сексуального поведения. Во-первых, оно все более откровенно выходит за пределы брака - сексуальные отношения теперь возможны как до брака, так и вне брака. Во-вторых, сексуальность приобретает в равной мере существенное значение как для мужчин, так и для женщин. Женщины так же, как и мужчины, стремятся к сексу, желают иметь сексуальные отношения, а не рассматривают их как обязанность, которую им необходимо выполнять по отношению к мужчине. В связи с этим, получает массовое распространение практика добрачного сексуального поведения молодежи.

Добрачное сексуальное поведение молодых людей часто в качестве основного мотива имеет именно получение удовольствия и не связано ни с брачными интересами, ни с намерением иметь детей.

В связи с отмеченной ранее тенденцией к нарастанию автономии, брак перестает рассматриваться как единственно возможный способ проживания жизни. Достаточное количество как мужчин, так и женщин не собирается вступать в брак даже при желании иметь детей. Многими заключение брака отодвигается на более поздний срок, когда будет достигнут определенный уровень материального благосостояния и состоится самореализация в профессиональной области. Возраст партнеров, вступающих в брак, увеличивается.

Отмечается изменение системы ценностей в области полоролевого поведения. Наблюдается ослабление нормативного императива, предписывающего вступление в брак, сохранение брака, обзаведение детьми, ограничение интимных отношений рамками брака и разделение ролей на сугубо мужские и сугубо женские. Это касается не только добрачного или внебрачного секса, но и сексуальной ориентации. Отношение к так называемым «сексуальным меньшинствам» становится более терпимым, а принадлежность к ним реже скрывается.

Еще одним проявлением смягчения нравов в отношении сексуального и брачного поведения является широкое распространение добрачного сожителъста («пробных», фактических браков) среди молодежи.

Исчезли жесткие критерии для оценивания поведения мужчин и женщин как «порядочного - непорядочного» и «нормального - ненормального». Современная нормативность в большей мере учитывает личностное своеобразие человека и систему его мотивов, чем нормативность традиционная.

Но говорить о сформированности новой нормативной системы преждевременно. Проблема нахождения критериев для оценки нравственности поведения человека в личной жизни является чрезвычайно актуальной. Существовавшие ранее жесткие нормы создавали четкие ориентиры для оценивания этичности собственного сексуального поведения и поведения других людей.

Отсутствие таких норм в современном обществе ставит перед молодыми людьми трудную задачу выработки своих собственных критериев в период, когда их собственное эго еще не является зрелым, а сексуальное поведение сформированным и когда нормы их родителей не могут служить подходящей основой.

Изменение системы ценностей в области полоролевого поведения привело к изменению его традиционного рисунка. Все в меньшей степени от мужчин требуется демонстрация силы в ее различных ипостасях (физическая сила, власть, деньги, моральная ответственность), и более распространенной стала демонстрация мужчинами мягкости характера и эмоциональности. Для женщин не считается неподходящим проявление инициативы, честолюбия и силы воли, и они чаще являются и открытыми инициаторами знакомства с мужчиной, и активной стороной в формировании отношений. Как проявление этого можно рассматривать тенденцию к изменению соотношения возраста жениха и невесты. Если в начале XX в. чаще заключались союзы, в которых достаточно зрелый и самостоятельный мужчина брал в жены девушку намного моложе себя, то теперь доля браков, в которых муж младше жены по возрасту, значительно возросла.

Следует заметить, однако, что изменения образцов поло-ролевого поведения как у мужчин, так и у женщин могут быть связаны не только с меняющимися ценностями, но и с нарушениями их формирования в детстве в связи со все большей распространенностью неполных семей. Наличие в семье одной матери неоправданно расширяет спектр выполняемых ею ролей и лишает их половой специфичности. В связи с этим, поведение выросших в таких условиях детей (как мужчин, так и женщин) также может лишаться выраженного полового своеобразия.

Подводя итог и обобщая описанные тенденции, можно так охарактеризовать изменения на добрачном этапе:

· изменение общественных норм в отношении брака и сексуального поведения;

· снижение регулирующего потенциала этих норм;

· изменение образцов полоролевого поведения;

· возрастание личной свободы и усиление проявлений индивидуальности в полоролевом поведении и выборе брачного партнера.

Это обостряет психологические проблемы выбора и принятия ответственности.

Время не стоит на месте, и вместе с ним меняются общественные отношения, в том числе, приходят на смену друг другу и типы семьи. Так, у некоторых древних племен женщина являлась непреложным авторитетом — такую ячейку общества называют матриархальной. Сейчас настала эпоха эгалитарной семьи, в которой партнеры равны. Но наибольшее распространение в истории общества получил патриархальный тип.

Этот семейный уклад наделил властью мужчину , оставив женщине роль подчиненной, и просуществовал в большинстве стран с древних времён вплоть до XX века. Конечно, сейчас патриархат отошёл в прошлое, однако, мы до сих пор испытываем на себе его влияние. Итак, что такое патриархальная семья?

Определение и общее описание

Прежде всего, стоит сказать, что патриархальная семья — это тип семейного уклада, соответствующий патриархату. Само слово «патриархат» в переводе с греческого означает «власть отцов» , намекая нам на основную особенность данной формы социальной организации. При ней мужчина является основным носителем как политической власти, так и морального авторитета. Так, на Руси во главе государства стоял монарх, а во главе семьи — самодержец в миниатюре — отец. Одному подчинялась страна, другому — домочадцы.

Таким образом, семьи патриархального типа — это ячейка патриархального общества , где главенствует мужчина, женщина находится в зависимости от мужа, а дети — от родителей. В ней мужчина полностью обеспечивает своих родных, жена подчиняется ему беспрекословно и следит за бытом. Более того, супруги никогда не смогут поменяться ролями. В патриархальной семье женщина ни при каких обстоятельствах не пойдёт работать, а мужчина не начнёт посвящать время бытовым заботам. Детей они растят, как правило, в строгости, воспитывая в них с юности чувство уважения к родителям.

Особенности и признаки

Для классической патриархальной семьи характерны следующие черты:

Традиционная патриархальная семья

Люди, следующие традиционному патриархальному канону, живут по строгим правилам: все жизненные решения продиктованы разумными причинами и целями, ведущими к их процветанию. В традиционной ячейке патриархального типа:

Стоит отметить, что эти характеристики носят обобщённый характер и в той или иной степени применимы для любого патриархального народа. Однако культурные особенности каждого из них наделяют патриархальную семью своими особенностями. К примеру, в Древнем Риме, главой был pater familias, обладающий правом на женщину, как на вещь или раба, а у славян он и вовсе не имел права вмешиваться в женские дела. Мы же в нашей статье коснемся более подробно описания патриархальной русской семьи.

Патриархальная семья в России

У русских, как и у многих славянских народов, долгое время просуществовала большая патриархальная семья. Несколько пар, состоящих в браке, владели имуществом и занимались хозяйством. Руководил семьей домостроитель или иначе большак — самый опытный, работоспособный и зрелый мужчина. Власть главы семейства распространялась на всех ее членов. Обычно у него была советница — большуха. Это старшая из женщин, которая занималась хозяйством. Однако ее положение было немногим лучше, чем у менее значимых по статусу членов семьи женского пола. Напомним, что на Руси вдовы, к примеру, не имели права наследования.

В XVIII-XIX веках распространение получила индивидуальная патриархальная семья, состоящая из 2-3 поколений родственников. В низших слоях общества она и вовсе приняла форму православной — из 3 человек: отец, мать и сын/дочь.

В начале XX века в России произошли кардинальные изменения в экономике и производственных отношениях, а вместе с ними начал приходить в упадок и главенствующий в семье патриархат. Власть мужчины в доме нередко приводила к внутрисемейным кризисам. Эту тенденцию легко просмотреть по классической русской литературе. Только вспомните «Анну Каренину» Л. Толстого!

Так или иначе, а уже в 80-х положение женщины заметно улучшилось. К примеру, управление финансами стало для нее нормой. Мужская власть имела на данном этапе лишь регулятивный характер.

Патриархат и современное общество

Сейчас патриархальная семья — нередкое явление разве, что в странах Востока. В Европе и России этот тип семейного уклада себя полностью изжил. По мнению психологов, он крайне губителен для личности, а вырасти в такой семье может только неуверенный в себе человек с низкой самооценкой. Тем не менее влияние эпохи патриархата чувствуется до сих. Ведь до сих пор встречаются и единичные исключения, в которых есть несколько признаков патриархата.

Стоит задуматься: а, может, это и не так плохо, как принято считать в современном обществе? Ведь при патриархате не может быть брошенных и обездоленных стариков или детей, оставшихся без надзора. Да и взрослый человек никогда не останется со своими проблемами наедине. А воспитание ответственности и уважения к старшим еще никому не вредило.