Диагностика внимания кольца ландольта для подростков. Методика "Корректурная проба" (Проба Бурдона, Кольца Ландольта)

Другие публикации на тему данной статьи:

- Диагностика развития внимания у детей
- Развитие внимания у детей (игры и упражнения)
- Ошибки по невнимательности
- Проблемы внимания

Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово "стоп". По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S, относящихся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график работы ребенка надзаданием.

Оценка распределения внимания .

Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в этом случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.

Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания.

Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

Определение объема внимания.

Эта методика используется в том виде, в котором она была представлена ранее. То же самое относится к школьникам более старшего возраста - подросткам и юношам.

Оценивается объем внимания ребенка по десятибалльной шкале. Мы располагаем данными о том, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 единиц. Для детей старшего дошкольного и младшего возрастов нижняя его граница - 3 единицы, вероятно, остается такой же, как и для взрослых людей. Что же касается верхней границы, то она определенно зависит от возраста, т. к. внимание в детстве, в том числе и его объем, развивается. Для старших школьников и младших школьников верхняя граница нормы внимания приблизительно равна возрасту детей, если она не превосходит средний объем внимания взрослого человека. Так, средний объем внимания 3-4-летних детей приблизительно составляет 3-4 единицы, а средний объем внимания 4-5-летних - 4-5 единиц, соответственно 5-6-летних - 5-6 единиц. Примерно на последних из указанных уровней средний объем остается у детей, обучающихся в двух первых классах школы, а затем несколько повышается, достигая к 3-4 классам примерно той величины, которая характерна для взрослых людей.

В соответствии с этим устанавливается следующая шкала перевода экспериментальных показателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:

10 баллов - объем внимания, равный 6 единицам и выше.
8-9 баллов - объем внимания, составляющий 4-5 единиц.
4-7 баллов - объем внимания, равный 2-3 единицам.
0-3 балла - объем внимания меньше 2 единиц.

Дети, получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом отношении многих своих сверстников.

Дети, получившие 8-9 баллов, также считаются вполне готовыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в 3-4 классах, то она рассматривается как находящаяся ниже нормы.

Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, слишком низкими.

Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отношении таких детей делается вывод о том, что они по степени развития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.

Методика «Кольца Ландольта» является универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания людей разного возраста: от детей пяти-шестилетнего возраста до взрослых людей, получая сравнимые и преемственные показатели. Настоящая методика представляет собой модификацию корректурной пробы Б. Бурдона и основана на кольцах французского офтальмолога Ландольта (Е. Landolt).

I.3.1. Определение продуктивности и устойчивости внимания

Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и при использовании корректурной пробы Бурдона–Анфимова. Кольца Ландольта желательно предъявлять величиной примерно равной высоте строчной буквы. Время выполнения задания - 5 минут.

Для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания можно использовать один и тот же бланк с кольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом задании к той его части, которая при выполнении прежнего задания осталась незаполненной (можно, например, продолжать просматривать бланк или перевернуть его на 180°). Обработка и анализ результатов осуществляется так же как и в методике «Корректурная таблица Бурдона–Анфимова».

Оснащение эксперимента. Бланк «Кольца Ландольта» (прил. 1.4), либо бланк колец Ландольта в модификации Глазова (прил. 1.5), секундомер, протокол, ключ.

Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный слева (как варианты «на 9 часов» или «на запад») (или в другом определенном месте) и зачеркивать их. По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу».

Обработка. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных и вычеркнутых испытуемым, а также количество ошибок, допущенных в процессе работы, как за исследуемые временные промежутки работы, так и за все время, в течение которого продолжался психодиагностический эксперимент.

Объем зрительной информации (V, бит) рассчитывают по формуле:

V=0.5936∙N, где

N - общее количество просмотренных знаков, 0.5936 - средний объем информации, приходящийся на один знак (бит).

Скорость переработки зрительной информации (или показатель продуктивности и устойчивости внимания) (Q, бит/с) рассчитывается по формуле:

t - время выполнения задания (с); Р - количество пропущенных знаков; О - количество ошибочно или неправильно зачеркнутых знаков; V - объем зрительной информации (бит) за время t (с); 2.807 бита - потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак.

В процессе обработки результатов вычисляют показатели Q как за исследуемые интервалы времени, так и за все время работы. По полученным результатам строится график выполнения задания. Остальные показатели вычисляют так же, как и в корректурной пробе Бурдона–Анфимова. По полученным результатам строят графики. Необходимо отметить, что об устойчивости внимания в данной методике можно также судить по динамике скорости переработки информации (Q).

Интерпретация. Средние значения показателей объема зрительной информации (V) и скорости ее переработки (Q) у школьников разного возраста при использовании не модифицированного варианта колец Е. Ландольта представлены в следующей таблице:

Возраст (лет)

Показатель Q можно оценить и в баллах по следующей шкале:

Для взрослых нормой скорости переработки информации считается Q=1.6±0.16.

I.3.2. Оценка распределения внимания

Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный слева (разрыв на 9 часов), и такие, у которых разрыв расположен сверху (разрыв на 12 часов) (или другие варианты расположения разрывов), и зачеркивать их. При этом первое кольцо следует зачеркивать справа налево, а второе - слева направо (или другими способами). По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу».

Обработка. Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же как в корректурной пробе Бурдона–Анфимова, разделе 1.3.1.

Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и в разделе 1.3.1. Опыт желательно провести в две серии, т. к. в этом случае, на основании изменения количества ошибочных действий (пропуски и неправильно зачеркнутые знаки), можно будет также оценить уровень эмоциональной устойчивости испытуемого.



Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, вычеркивать в каждой строчке такие кольца, как первое кольцо в каждой строчке. По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу до команды «Стоп».

Инструкция перед выполнением второго задания: «Будете выполнять точно такое же задание, но выполнять его необходимо значительно лучше, чем предшествующее».

Обработка. С целью оптимизации обработки в данном опыте на пустом (шаблонном) бланке можно вырезать те кольца, которые необходимо искать испытуемому. Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как в разделах I.1. (корректурная проба Бурдона–Анфимова) и I.3.1, а также с помощью номограммы (рис. 1).

Рис. 1. Номограмма для оценки результатов к методике, описанной в разделе 1.3.2 (Опыт 2)

Замечание. Необходимо отметить, что результаты, полученные при исследовании внимания по методикам данного раздела, указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

I.3.3. Оценка переключения внимания

Оснащение эксперимента. Бланк (прил. 1.4, 1.5), секундомер, протокол, ключ.

Инструкция: «В течение первой минуты Вы должны будете находить и зачеркивать справа налево кольца, разорванные слева (или с другой ориентацией разрыва), а в течение следующей минуты слева направо - кольца, разорванные сверху (или с другой ориентацией разрыва), и так далее по очереди в течение всех пяти минут».

Обработка. Обработка, представление и интерпретация результатов те же самые, что и в предыдущих методиках, причем к данному опыту в равной степени относится замечание, касающееся предыдущего эксперимента.

Бурдон

Назначение теста

Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Описание теста

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Тестовый материал

Бланк к методике - Корректурная проба, Тест БурдонаБланк к методике - Корректурная проба, Тест Бурдона

Детский бланк к методике - Корректурная проба, Тест БурдонаДетский бланк к методике - Корректурная проба, Тест Бурдона

Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = С2 / П, где

С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,

П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, где

А – темп выполнения,

S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,

t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

С = (So / S) * 100, где

So – количество ошибочно проработанных строк,

S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Тест зрительной и слуховой памяти .

Тест зрительной и слуховой памяти. Методика приводится нами в описании R. Meili (1961) и состоит из двух этапов.

Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия - 30 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки предъявляются с интервалом в 2 с одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря. Первая серия: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, голубь, часы, старик, очки, лампа, нога, пианино. Вторая серия: ракушка, кровать, труба, груша, метла, коза, букет, трамвай, пила, стул, мальчик, молоток, бутылка, подвода, ра. сческа, пушка, дерево, яблоко, книжка, шляпа, дом, собака, скамейка, дверь, чашка, река, печь, скрипка, портсигар, конь. После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил обследуемый. Инструкция сообщает обследуемому, что предметы можно называть в любом порядке. Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.

При обнаружении значительной разницы в результатах и исключении возможной роли в этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости концентрации внимания.

В течении 1 минуты зачеркиваются кольца Ландольта с заданным направлением разрыва. Определяются оценки точности (Т) и продуктивности (П) выполненной работы по формулам:

где

С - количество просмотренных знаков;

m - число правильно зачеркнутых колец;

n - число колец, которые необходимо зачеркнуть.

Приложение 5 к Правилам

Наблюдательность определяется путем заполнения схемы тушения пожара, представленной на рис. 1 соответствующими цифровыми индексами. На запоминание заполненной схемы (рис.2) и воспроизведение дается по одной минуте. При заполнении схемы испытуемый пользуется рисунком с порядковыми номерами предметов (рис.3).

Учет правильно проставленных предметов выражается в процентах и определяется по формуле:

где

n - количество правильно проставленных предметов;

m - общее число предметов.

Рис 1. Схема тушения пожара

Рис 2. Схема тушения пожара с изображением предметов

Рис. 3. Изображения предметов с цифровыми индексами

Приложение 6 к Правилам

Исследование кратковременной вербальной (слуховой и зрительной) памяти проводится путем предъявления обследуемому 12 слов:

В первом случае обследуемый на слух запоминает, а во втором - читает сам предъявленный материал. На запоминание и воспроизведение дается по одной минуте.



Объем слуховой (V с) и зрительной (V з) памяти выражается в процентах и определяется по формуле:

где

m - число заданных слов;

n - число воспроизведенных слов.

Приложение 7 к Правилам

На таблице с числами черного и красного цвета в первом задании отыскиваются числа черного цвета в возрастающем порядке. Во втором задании - числа красного цвета в убывающем порядке. В третьем задании попеременно отыскиваются числа черного цвета в возрастающем порядке, красные в убывающем. При этом балльная оценка функции внимания осуществляется по интегральному критерию - скорости переключения внимания (ПВ).

где

t k - время счета красных цифр, с;

t ч - время счета черных цифр, с;

t см - время смешанного счета, с.

ТАБЛИЦА ШУЛЬТЦЕ - ПЛАТОНОВА

Приложение 8 к Правилам

ОПРОСНИК ТЕЙЛОР

Вопросы анкеты написаны на специальных карточках (40 вопросов). Обследуемому предлагается разделить весь набор карточек на две группы, соответствующие двум возможным вариантам ответов (положительных или отрицательных).

Бальная оценка осуществляется по специальному коду, учитывающему количество “неверных” ответов, т.е. характеризующих уровень тревожности: чем выше балл по шкале Тейлор, тем выше уровень тревожности.

1. Перед тем, как пойти к зубному врачу, представляю себе, что будет больно.

2. Мне неприятно оставаться одному в темноте.

3. Пугаюсь грозы и молнии.

4. Обычно легко выхожу из равновесия.

5. Никогда в жизни ничего не пугался.

6. Боюсь змей.

7. Часто снится такое. что просыпаюсь от страха.

8. Отвечая перед группой, испытываю большую неловкость.

9. Идя к врачу, волнуюсь, что он мне скажет.

10. Мне никогда не представляется, что с кем-нибудь из близких случилось несчастье.

11. Волнуюсь, когда не знаю, по какой причине вызывает меня начальник.

12. Пугаюсь, увидев мертвое животное.

13. Не люблю оставаться один на открытом месте.

14. С трудом осваиваюсь с новым местом или коллективом.

15. Никогда не беспокоюсь о будущем.

16. Допустив ошибку, долго вспоминаю об этом.

17. Когда сажусь за занятия, часто мешают тревожные мысли.

18. Часто приходит в голову мысль, что я могу заболеть или получить травму.

19. Считаю себя более нервным, чем большинство людей.

20. Меня беспокоит, что думают обо мне другие.

21. Не могу долго сосредотачиваться на одном деле.

22. Беспокоюсь о деньгах и о своей работе.

23. Часто замечаю, что у меня дрожат руки, когда я очень стараюсь что-нибудь сделать.

24. Чаще, чем другие, краснею от смущения.

25. Я никогда не видел страшных сновидений.

26. Я часто боюсь, что начинаю краснеть.

27. У меня легко появляется испарина даже в прохладные дни.

28. Смущаясь, покрываясь испариной, что мне очень неприятно.

29. У меня бывают периоды, когда я теряю сон из-за волнения.

30. Мне никогда не приходит в голову мысль о неполноценности.

31. Я редко бываю в хорошем настроении.

32. Почти всегда тревожусь о ком-нибудь или о чем-нибудь.

33. Свидание с начальником меня нервирует.

34. Я чаще, чем другие, занимаюсь самоанализом.

35. Иногда я чувствую невозможность преодоления трудностей.

36. Иногда я беспокоюсь по несуществующей причине.

37. Иногда я боюсь вещей и людей, которые на самом деле не могут мне повредить.

38. Мне не хватает уверенности в себе.

39. Я не люблю сталкиваться с трудностями и принимать важные решения.

40. Иногда я чувствую себя беспомощным человеком.

Ключ к опроснику Тейлора

Каждый пункт заносится на отдельную карточку.

Испытуемому предлагают внимательно прочесть карточки и выбрать те, которые его характеризуют.

Среди 40 пунктов 6 из них являются критериями надежности (лжи) - 5, 10, 15, 20, 25, 30. Если с четырьмя и более утверждениями этих пунктов испытуемый выразит согласие (отложит карточки), то все ответы считаются ненадежными и пользоваться результатами данного испытания нельзя. Уровень тревожности считается высоким, если количество карточек с утверждениями которых согласился испытуемый, составляет 16 и больше (т.е. коэффициент надежности составляет 16 и больше). Из этого количества карточек вычитаются карточки с ненадежными ответами, если они там оказались. Чем ниже коэффициент, тем ниже уровень тревожности.

Высокий коэффициент тревожности характерен для эмоционально неустойчивых людей (для психопатов он достигает 37), которые не могут адекватно оценить ситуацию, особенно аварийную, обеспечить высокую надежность действий в таких условиях.

Людей, у которых коэффициент тревожности равен 16 и больше, не рекомендуется использовать при работе на пожаре в непригодной для дыхания среде.

Приложение 9 к Правилам

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА

1. Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

2. Не находите ли Вы, что Вам трудно ответить “нет”?

3. Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это Вам или нет)?

4. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

5. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

6. Возникает ли у Вас чувство робости и смущения, когда Вы хотите завести разговор с симпатичной(ным) незнакомкой(цем)?

7. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

8. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать и говорить?

9. Легко ли Вас обидеть?

10. Бывают ли у Вас иногда мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

11. Верно ли, что Вы иногда полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

12. Часто ли Вы мечтаете?

13. Часто ли Вас беспокоит чувство вины?

14. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

15. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

16. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

17. Вы иногда сплетничаете?

18. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

19. Бывают ли у Вас сердцебиения?

20. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

21. Всегда ли бы Вы платили за провоз багажа на транспорте, если не опасались проверки?

22. Раздражительны ли Вы?

23. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

24. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

25. Часто ли Вам снятся кошмары?

26. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

27. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

28. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

29. Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи?

30. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

31. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

32. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

33. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Ключ к опроснику Айзенка

Данная методика используется для выявления уровня нейротизма.

“Нейротики” отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоционально-психологической неустойчивостью и лабильностью вегетативной нервной системы, легко возбудимы. Для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, склонность к пессимизму, нерешительность.

Из 33 вопросов на карточках 24 предназначены для выявления нейротизма и 9 - для контроля достоверности ответов.

Оценивают характер, а не умственные способности.

Оценку производят следующим образом.

1. Карточки NN 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 32, 33 с ответом “да” свидетельствуют о нейротизме, с ответом “нет” - об эмоциональной стабильности.

Если карточек с ответом “да” больше 12 - нейротизм, если карточек с ответом “да” 12 и меньше - эмоциональная стабильность.

2. Карточки NN 3, 14, 21 с ответом “да” и карточки NN 7, 10, 17, 24, 28, 31 с ответом “нет” свидетельствуют о необъективности ответов возможной устойчивости или несостоятельностью самооценки.

Если показатель оценки эмоциональной стабильности (нейротизма) равен 12 и меньше, испытуемый эмоционально устойчив, уравновешен. С учетом положительных результатов оценки других психофизиологических показателей он признается пригодным к работе на пожарах в непригодной для дыхания среде.

Приложение 10 к Правилам

Обследуемому предлагаются 10 рисунков с вариантами ответов. Необходимо найти правильные ответы. Фиксируется количество правильных ответов и выражается в процентах.

ТЕСТ БЕННЕТА

Задание 1.

При каком способе удержания молотка удар будет сильнее?

А-Б-Одинаково

Задание 2

Какой из проводов необходимо подсоединить к оборванному, чтобы лампочка светила?

А - Б - Оба

Задание 9

В каком направлении движется пожарный рукав, который держит пожарный?

А - Б - Назад

Задание 10

Если шестеренчатый насос подает жидкость в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении вращаются шестерни?

А - Б - Безразлично

Ключ к тесту Беннета

Тест для выявления технического мышления.

Обследуемому предлагают 10 рисунков с вариантами ответов. Необходимо выбрать правильный ответ, который обследуемый считает правильным. Подсчитывается процент правильных ответов и оценивается по шкале, приведенной в приложении 14.

Правильные ответы:

Б
Б
В
Б
Г
А
Б
А
Б
Б

Приложение 11 к Правилам

"Корректурная проба с кольцами Ландольта" предназначена для исследования работоспособности учащихся начальных классов. Работоспособность - это потенциальная возможность индивида выполнять нужную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определённого времени. Выделяют работоспособность максимальную и сниженную. В процессе длительной деятельности работоспособность характеризуется такими стадиями: врабатыванием, оптимальной работоспособностью, не компенсируемым и компенсируемым утомлением, конечным порывом.

Ребёнку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: "Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется "Будь внимателен и работай как можно быстрее". В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей". Далее ребёнку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определённом месте, и зачёркивать их. Работа проводится в течение 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит "черта", в этот момент ребёнок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда. После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово "стоп", и ребёнок прекращает работу, поставив в этом месте бланка двойную вертикальную черту.

Обработка результатов:

Определяется количество просмотренных ребёнком колец за каждую минуту работы (N 1 = ; N 2 = ; N 3 = ; N 4 = ; N 5 =) и за все пять минут (N =).

Определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте (n 1 = ; n 2 = ; n 3 = ; n 4 = ; n 5 =) и в целом за все пять минут (n =).

Чем больше N и меньше n, тем выше концентрация и устойчивость внимания.

Определяется продуктивность и устойчивость внимания (S):

S = 0,5N - 2,8n ,

где Т - время работы (в сек.)

  • S > 1,25 - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая;
  • S = 1,00 - 1,24 - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая;
  • S = 0,50 - 0,99 - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя;
  • S = 0,25 - 0,49 - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая;
  • S = 0,00 - 0,24 - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания низкая.

Методика пиктограммы А. Р. Лурия предназначена для изучения индивидуально-типологических особенностей детей (художественный, мыслительный тип), т.е. для выявления особенностей функционирования "слово-образ", а также разнообразия тех образов, которыми ученик оперирует как средствами для запоминания. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Ребёнку выдаётся лист бумаги и ручка.

Инструкция: "Тебе предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Перечень этот большой, и с первого предъявления его трудно запомнить. Однако для облегчения запоминания ты можешь сразу после предъявления слова или словосочетания выполнять в качестве "узелка на память" то или иное изображение, которое затем поможет тебе воспроизвести предъявленный материал. Качество рисунка не имеет никакого значения. Помните, что этот рисунок ты выполняешь для себя в целях облегчения напоминания. Каждое изображение должно соответствовать номеру предъявляемого слова".

После объяснения инструкции учащимся зачитываются слова, очень чётко и один раз, поочерёдно с интервалом 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, который записывается учащимися, а затем уже выполняется рисунок. Воспроизведение предъявляемого словесного материала может быть осуществлено спустя час и более.

Перечень слов и словосочетаний для пиктограмм

  • 1. Весёлый праздник 11. Любовь 22. Смех
  • 2. Радость 12. Глухая старуха 23. Смелость
  • 3. Гнев 13. Гнев 24. Эрудит
  • 4. Мальчик-трус 14. Тёплый вечер 25. Сильный характер
  • 5. Отчаяние 15. Импульсивность 26. Подвижность
  • 6. Общительность 16. Энергичность 27. Успех
  • 7. Пластичность 17. Речь 28. Дружба
  • 8. Быстрый человек 18. Решительность 29. Развитие
  • 9. Скорость 19. Солнце 30. Болезнь
  • 10. Страх 20. Тетрадь 31. Тёмная ночь
  • 21. Оценка

Обработка результатов: должна производиться по таблице и состоит в следующем:

Абстрактные - такие изображения, которые выполнены в виде линий, по которым невозможно описать содержание.

Знаково-символические - изображения в виде геометрических фигур, стрелок и т.п.

Конкретные - изображение конкретных предметов, например, часы, автомобиль и именно в тех случаях, когда эти изображения лишь одного, не нескольких предметов, связанных определённым смыслом.

Сюжетные - изображение человека в выразительной позе или ситуации, два или несколько участников ситуации.

Метафорические - такие изображения, в которых как это исходит из названия, содержится метафора, художественный вымысел, гротеск, иносказание и т.п.

Помимо подсчёта изображений выше приведённой классификации, в таблицу заносятся также следующие показатели: количество изображений человека или частей человеческого тела, изображений животных, растений; подсчитывается количество воспроизведённых слов и словосочетаний - правильно и ошибочно. Таким образом, таблица имеет следующие графы:

На основе анализа данных таблицы выделяют три группы:

Первая группа - лица, обладающие высокой продуктивностью памяти, сумевшие полностью и без ошибок воспроизвести предлагаемый для запоминания материал.

Вторая - лица воспроизводят предъявляемый материал полностью, однако с искажением.

Третья - лица, которые воспроизводят материал не полностью, со значительными искажениями

На основании анализа выполнения рисунков по типу используемых изображений выделяют следующие группы:

Группа А - условно называется "мыслители" - в неё входят лица, которые при выполнении пиктограмм используют преимущественно абстрактные и знаково-символические формы.

Группа В - "реалисты" - в эту группу входят лица, у которых преобладают конкретные изображения.

Группа С - "художники" - сюда входят лица, у которых преобладают сюжетные и метафорические6 изображения.

Изучение объёма логической и механической памяти

Может применяться как индивидуально, так и в группе.

Инструкция: "Сейчас я прочитаю ряд слов, которые ты должен запомнить, эти слова составляют часть предложений, вторые части которых будут прочитаны несколько позже". Психолог читает слова 1-го ряда с 5-секундным интервалом. После десяти секундного перерыва зачитывает слова второго ряда с интервалом 10 секунд. Учащийся записывает предложения, составленные из слов первого и второго рядов.

Обработка результатов:

  • А) количество правильно запомненных слов в составленных предложениях;
  • Б) количество использованных в предложениях слов из обоих рядов и внесённых самим испытуемым.

Коэффициент развития логической памяти - дробь, где числитель - количество слов, вошедших в логические предложения у испытуемого, знаменатель - общее число слов первого и второго рядов.

Коэффициент относительного развития механической памяти - дробное число: числитель - число отдельно воспроизведённых слов, знаменатель - общее число слов первого и второго рядов.

Материал: два ряда слов и предложения, составленные из этих слов

Первый ряд Второй ряд

Барабан восход солнца

Села на цветок пчела

Грязь лучший отдых

Трусость пожар

Произошёл на фабрике висел на стене

В горах древний город

В комнате отвратительное качество

Сон очень жарко

Москва мальчик

Металлы железо и золото

Наша страна причина болезни

Принёс книгу передовое государство

Предложения

Барабан висел на стене.

Грязь - причина болезни.

В комнате очень жарко.

Москва - древний город.

Наша страна - передовое государство.

Пчела села на цветок.

Трусость - отвратительное качество.

На фабрике произошел пожар.

Лучший отдых - сон.

Железо и золото - металлы.

Мальчик принёс книгу.

В горах восход солнца

Корректурная проба, или тест Бурдона – это группа бланковых тестов, с помощью которых вы можете оценить свой уровень внимания, утомляемости, работоспособности, устойчивости к монотонной деятельности, в которой необходимо поддерживать высокий уровень внимания. Методика была предложена Б. Бурдоном еще в 1895 году, и с тех пор широко применяется в психологии. Существуют различные модификации методики, к примеру, таблицы Иванова – Смоленского, и таблицы Бурдона – Анфимова, а также кольца Ландольта. Многие из вас, возможно, проходили или имели дело с пробой Бурдона в виде буквенного и цифрового варианта, которые, кстати, представлены в этом разделе, а также в виде таблицы корректурной пробы для детей.

С помощью методик "Корректурная проба", представленных на этом сайте, вы можете проверить два показателя своего внимания, а именно: норму объема внимания и концентрацию. Здесь вы можете пройти тест Бурдона онлайн совершенно бесплатно. Примечание: подготовка таблицы сервером, а также подсчет результата займет 2 секунды, еще около 3 секунд может занять создание таблицы в вашем браузере, это время добавляется ко времени вашего тестирования. Внимание: таблица может некорректно отображаться на устройствах с низким разрешением экрана!

Буквенный вариант пробы Бурдона:

Суть методики состоит в том, чтобы в таблице, состоящей из 40 рядов букв по 40 букв в каждом ряду вычеркивать буквы, которые стоят в ряду первыми. Допустим, первая буква в ряду - "А", тогда вам следует зачеркнуть все буквы "А" в буквенном ряду. Длительность выполнения - 5 минут, по истечению которых вы перейдете на страницу с результатами. Сама по себе методика потребует от вас полного сосредоточения на процессе.

Цифровой вариант корректурной пробы

Корректурная проба цифровой вариант так же как и буквенный вариант позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Ваша задача состоит в том, чтобы вычеркнуть из таблицы цифры проверочную цифру, которую вы найдете в условиях задачи непосредственно после перехода по ссылке. Время на выполнение 3 минуты.

Тест "Кольца Ландольта"

Вариант теста "Кольца ландольта" так же как и два предыдущих варианта теста Бурдона позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Здесь вам необходимо выделить в таблице колец кольца с конкретным направлением, которое будет задано в начале теста. Время на выполнение теста "Кольца Ландольта" - 5 минут.



Корректурная проба теория:

Для проведения теста необходим специальный бланк с расположенными в нем в случайном порядке буквами, цифрами или фигурами. В случае отсутствия бланка вы можете использовать обыкновенную газету или книгу, хотя, в данном случае будет сложнее рассчитать результат. Задача испытуемого состоит в последовательном поиске и вычеркивании определенных символов в просматриваемой таблице корректурной пробы, начиная с верхнего ряда с лева на право, за отведенное время, обычно это 5 – 10 минут. Желательно, чтобы у испытуемого было хорошее зрение и достаточный уровень грамотности, хотя, и для малограмотной группы населения можно подобрать подходящую пробу Бурдона, не требующую высокого уровня интеллектуального развития. Кстати, пройти специальный тест Бурдона могут и дети, начиная со старших групп детских садов и школьников всех возрастов (чем старше ребенок, тем сложнее требуется использовать вид теста).

При проверке результатов, помимо бланков желательно иметь бланк-ключ, с выделенными буквами или цифрами, которые должен был найти человек, проходящий тест Бурдона. Это поможет не сбиться при подсчете результатов. Кроме того, для более быстрой проверки результатов теста вы можете использовать специальный шаблон с отверстиями, которые при должны совпасть с выделенными испытуемым буквы или цифры. Однако, в случае с шаблоном вы не сможете сосчитать количество ошибочно выделенных букв. Прохождение теста Бурдона онлайн поможет вам избежать необходимости подсчета результата, хотя, в настоящий момент здесь возможно прохождение ограниченного количества вариантов теста.

Кстати сказать, считается, что даже частое и регулярное прохождение теста Бурдона или корректурной пробы не требует усложнения теста для получения объективных результатов, поскольку всякий раз, проходя тест, вы будете проходить его практически на том же уровне, что и прежде. То есть, влияние упражняемости здесь минимально. Лучшие результаты вы будете показывать, только если улучшите свои навыки концентрации. Также следует учесть, что результаты испытуемых могут сильно зависеть от их эмоционального состояния, а также психического и физического здоровья.