Применение модульного принципа организации педагогического процесса в доу как инновационной технологии в речевом развитии дошкольников. Методические рекомендации "модульный принцип педагогического процесса в доу"

Косультацию подготовила:

Надежда Ивановна Пустаход

Учитель-логопед

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества определяют новыеметоды, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированныена личность ребёнка, на развитие егоспособностей.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности.

Ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой. Поэтому необходимо строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.

Достичь этого возможно, осуществляя педагогический процесс на основе принципа интеграции.

В этом может помочь модульный принцип построения педагогического процесса.

Модульный принцип организации педагогического процесса является одним из видов интеграции видов деятельности и дает возможность реализовать современные требования к организации работы в дошкольном учреждении.

Идея модульного принципа была высказана директором НИИ дошкольного образования академиком Н.Н.Поддъяковым еще в 1973 году. Он предложил создать программу таким образом, чтобы конкретные знания, получаемые детьми, выстраивались вокруг центрального звена, основу которого составляют важнейшие связи и зависимости той или иной области.

И только сейчас идея модульного принципа получила свое развитие в системе работы ДОУ.

Отличительной особенностью модуля является то, что занятия, включенные в него, не разрозненны, как в традиционной системе обучения, а объединены между собой.

Автором модульного принципа организации педагогического процесса является кандидат биологических наук, доцент МОУ Дополнительного Профессионального Образования «ИПК» (институт повышения квалификации) г.Новокузнецка А.И.Иванова. Принципиально новым является тот факт, что стержнем для объединения является какой-либо с Модульный принцип построения педагогического процесса:

Позволяет давать достаточный объем знаний, не допуская учебных перегрузок;

Выполнять образовательную программу не в виде «прямого обучения», а в виде игры и с включением других адекватных для дошкольника видов деятельности;

Строить общение на личностно - ориентированной основе и связанным с ней педагогикой сотрудничества и развития.

южет, интересный для детей, который может длиться до нескольких недель.

Что же такое модульный принцип организации педагогического процесса?

Название модульного планирования связано с международным понятием «модуль» , одно из значений которого функциональный узел, т.е. модульное планирование – это законченный блок информации.

Термин «модуль» определяется как унифицированный, функционально законченный узел, оформленный конструктивно как самостоятельное изделие.

Модулем названо несколько занятий, направленных на формирование у детей определенных понятий. Словом «занятие» назван не аналог школьного урока, а любой вид занятости детей, включая игру и свободную деятельность.

Принципиальные отличия модульной технологии от других педагогических технологий заключаются в следующих положениях:

1. Содержание обучения в данной системе представляется в виде самостоятельного модуля, одновременно являющегося и банком информации, и методическим руководством по её усвоению.

2. Образовательный модульобеспечивает достижение поставленныхцелей. Дети учатся формулированию последовательности действий, пониманию цели деятельности.

3. Сама суть модульной технологии требует соблюдения субъектных взаимоотношений между педагогом и ребёнком. В связи с этим перед педагогом стоит задача - мотивирование, координация и управление образовательно-воспитательным процессом.

Модуль коренным образом отличается от цикла занятий. Назовем эти отличия:

Цикл, как правило, организуется в пределах одного вида деятельности, в модуль включаются занятия по всем видам деятельности (познавательно - исследовательская, игровая, трудовая, продуктивная, коммуникативная, музыкально – художественная, чтение);

В модуле практически все занятия являются комплексными. В рамках одного занятия дети получают максимум представлений о свойствах, качествах, отношений между объектами, явлениями, о существующих взаимосвязях в процессе разных видов детской деятельности;

Термину «занятие» возвращается его исходный смысл, т.к. дети все время заняты (вплоть до бытового разговора и свободной деятельности), тем самым слово «занятие» перестает быть синонимом урока;

Модуль, в отличие от цикла, имеет сюжет, который развертывается на протяжении долгого времени (месяца и более);

В модуле педагогический процесс перестает быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно, а все происходит в реальности (что нельзя выполнить, в модуль не включается);

Деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.

Модуль не надстраивается над педагогическим процессом, а встраивается в него. Следовательно, педагог при составлении плана работы включает темы занятий модуля в качестве тем занятий по соответствующим видам деятельности.

Преимущество обучения детей на модульной основе

1. Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.

2. Педагогический процесс становится более экономичным, позволяет за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.

3. Наличие сюжета способствует развитию принципа обучения в игре: играя, дети не замечают, что обучаются.

4. Тот же фактор придаёт деятельности детей определённую значимость, поскольку знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети чётко видят цель обучения, и это облегчает формирования у них целеполагания. Знания не цель, а средство достижения цели.

5. Понимание значимости своей работы и удовлетворения от качества её конечного результата создаёт у детей положительный эмоциональный настрой и желание выполнить действия лучшим способом.

6. Личностно-ориентированная модель взаимодействия всех участников деятельности.

7. Учёт индивидуальных возможностей, склонностей и индивидуальный темп развития каждого ребёнка, поскольку модуль позволяет варьировать вид деятельности и сложность работы каждого отдельного ребёнка в едином процессе.

8. Стимуляция собственной познавательной активности детей (а не сообщение готовых знаний). Основной акцент смещается с сообщений знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.

«Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ как способ речевого развития дошкольников»

Использование модульного принципа организации педагогического процесса эффективно способствует повышению познавательной активности, самостоятельности детей, что является важным для развития детей.

Действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Как быть специалистам узкого профиля? Один из возможных вариантов: взаимодействие специалистов, т.е. составление совместного модуля, либо участие в модуле, проводимом педагогами групп («Гном Астроном», «Готовимся к школе», «Хлеб – всему голова»), т.к. модуль есть ни что иное, как интеграция образовательных областей и видов детской деятельности.Можнопопробовать организовать свой - логопедический модуль. Впервую очередь, конечно, он должен носить коррекционную направленность, то есть, участвуя в нем, дети должны упражнять свои речевые возможности,тренировать языковые навыки и умения.

Очевидным является тот факт, что русский язык очень сложный. Наша лексика включает в себя исторические, иностранные слова и почти к каждому слову можно подобрать несколько синонимов. Ребенку-дошколенку трудно сразу овладеть всеми отношениями слов, трудно построить свою фразу так, чтобы все слова правильно согласовывались друг с другом – «дружили». Особенно трудно это делать малышам с нарушениями речи. Тем более трудная стоит задача для педагога - организовать наблюдение детей за языковой действительностью, сделать этот процесс увлекательным и интересным занятием.

Работа по составлению модулей занятий

Рассмотрим структуру модуля.

Структура модуля

Как всякий законченный узел, модуль имеет:

Начало (завязка)

В начале модуля происходит знакомстводетей с объектом через наблюдение, обследование, рассматривание, эстетическое восприятие. На данном этапе проходят экскурсии и наблюдения, знакомство с образцами классического и изобразительного искусства, чтение художественной литературы и познавательного материала, игры на развитие мышления, восприятия, памяти и т. п.

Первое занятие, на котором реализуется завязка, является вводным.

Основная часть

В основную часть модуля входят занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием; задания-упражнения, эстетические игры, экспериментирование с различными художественно-изобразительными материалами и т. п.

Завершение (заключительное итоговое занятие)

Завершением модуля является выполнение творческих заданий; оформление выставок, альбомов, композиций; фантазирование на предложенную тему и придумывание новых историй, организация спектаклей, театрализованных игр, праздников и др.

Разрабатывая содержание модуля, мы должны следить за тремя основными моментами:

· каждое занятие должно нести определённую функциональную нагрузку;

· осуществление логической связи между занятиями;

· одни и те же формы работы не должны повторяться, т.е. должны бытьразнообразными.

Таким образом , сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей – они знают, для чего проводится каждое занятие, где и как будут использованы результаты их работы. Это облегчает формирования целеполагания, деятельность детей приобретает целесообразность.

Во время работы над модулем используются различные виды детской деятельности.

Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности, что обеспечивает целостность образовательного процесса.

Значимое место вработе по системе модульного планирования для достижения более высоких результатов занимают эффективные методы и приемы, и разнообразные формы организации работы с детьми. С этой целью целесообразно использовать приемы ТРИЗ. Они способствуют развитию логического мышления и формированию представлений о том, что любое действие можно выполнить разными способами, что каждый из них имеет как преимущества, так и недостатки.

Последнее занятие модуля становится заключительным , поэтому необходимо сделать его наиболее интересным. На этом занятии подводятся итоги проделанной работы и организуется не в форме опроса, а в виде праздника, чаепития, бала, игры – того дела, ради которого задумывался сюжет модуля и на котором все полученные детьми знания реализовывали в неформальной обстановке.

Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики содружества, осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска. Модуль в какой-то мере является спектаклем, в котором дети являются не зрителями, а участниками. Это – долгосрочная игра.

В модуле важна правильная эмоциональная установка воспитателя. Он выступает не как знающий взрослый, а как человек, получающий радость от познания нового.

«Умная гусеничка»

(для детей 5-7 лет)

Пояснительная записка:

Дидактическая игра «Умная гусеничка» предназначена для обучения детей 5-7лет.

Она представляет собой многоплановое педагогическое оборудование: является игровым методом и формой обучения в различных видах непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста и самостоятельной игровой деятельности.

Цель: Повышение эффективности и совершенствования качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению двум государственным языкам Республики Татарстан.

Максат: Татарстан Республикасының ике дәүләт теленә мәктепкәчә яшьтәге балаларны өйрәтүэшенең сыйфатын камилләштерү һәмнәтиҗәлеген үстерү.

Задачи:

  • Воспитание у детей чувства патриотизма, интереса к народному творчеству, умения видеть красоту.
  • Способствовать запоминанию татарских слов, формировать потребность общаться со сверстниками на двух государственных языках.
  • Формировать личность с высоким уровнем национального самосознания и духовной культуры.
  • Развивать познавательный интерес к языковой культуре татарского народа.

Оборудование: «Умная гусеничка» сделана из разного количества разноцветных дисков, майонезных крышек оклеенных самоклейкой. Она состоит из головы и отдельных звеньев туловища (количество звеньев можно регулировать в зависимости от поставленных целей). На звенья туловища наклеены прозрачные кармашки, в которые будут вставляться картинки по темам. У одной гусенички сзади на звеньях приклеена липучая лента для крепления на доску. У другой гусенички звенья соединяются между собой разноцветными ленточками.

В работе с этим пособием можно использовать много вариантов разных игр.

(на различные лексические темы).

Цель: Закреплять умение детей дифференцировать обобщающие понятия, называть и подбирать соответствующие картинки по предложенным темам (овощи и фрукты, одежда и обувь и т. п.) на татарском языке.

Развивать внимание, память, мышление.

Подготовительная работа: Подобрать предметные картинки по нескольким лексическим темам по количеству кружков у каждой гусеницы.

Краткое описание: Педагог предлагает помочь гусеницам вырасти. Для этого требуется разделиться на две команды (или приглашаются двое детей). Одна команда собирает гусеницу с названиями овощей, другая – фруктов. Кто быстрее соберёт или, как вариант, у кого будет длиннее гусеница, тот победил. Дети подводят итог, называя все овощи и все фрукты по-татарски.

Цель: Развитие фонематического анализа и фонематических представлений, а также внимания и мышления, развивать мелкую моторику рук.

Подготовительная работа: Подобрать предметные картинки, начинающиеся на разные звуки.

Краткое описание: Педагог знакомит детей с гусеницами, объясняя, что одну гусеницу зовут Асия, другую – Уля. Только они перепутали свою одежду и никак не могут разобраться. Нужно помочь Асие подобрать картинки, начинающиеся на звук [к], а Уле – на звук [п], кто быстрее. Например, кулмэк – платье, колфак.

Играть можно как с одной, так и с двумя гусеницами, в зависимости от возраста детей и их возможностей. Ребёнок, подбирая картинки, называет их по – татарски и объясняет свой выбор.


Цель: Учить детей решать примеры на сложение, вычитание; упражнять в счёте по-татарски; развивать внимание и мышление.

Краткое описание:

Ребёнок называет цифру на татарском языке и кладёт её в кармашек.

Ребёнок выкладывает пример на сложение или вычитание картинками в кармашки, считает, решает и ищет правильный ответ.

Цель: Формировать интерес к татарскому языку. Обогащать словарный запас.

Краткое описание : На столе лежат сюжетные картинки. Нужно рассмотреть их и составить покаждой картинке предложение на татарском языке из 3-х слов. Кто хочет составить предложение по первой картинке? (Играют 4-5 детей). Сколько слов в твоем предложении? Правильно, ребята? Давайте посчитаем все вместе по-татарски. Молодцы! Справились с заданием.

Эти игры можно использовать в разных возрастных группах, адаптируя лексический материал УМК «Говорим по-татарски», ставя задачи, соответственно возрасту и способностям детей. С пособием «Умная гусеница» можно придумать огромное количество разнообразных игр. Всё зависит от фантазии и желания придумывать новое. Всё в Ваших руках!

Перечень комплекта игрового модуля.

1. Игровое поле “Лесная полянка” 1шт.

2. Гусеничка 2шт.

3. Диски 10шт.

4. Крышки 15шт.

5. Коробочки с карточками 11шт.

Литература:

1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». Москва: Просвещение, 1989.

2. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду». Москва: Просвещение, 1982.

3. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом».Москва: Просвещение, 1991.

4. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». Москва: Просвещение, 1983.

Фотографии выполнены Денисовой М.Г., Николаевой Н.В.


Изготовлен Мягкие модули изготовлены из поролона, обтянуты искусственной кожей (винилискожей). Мягкие модули изготовлены из поролона, обтянуты искусственной кожей (винилискожей). Благодаря использованию высококачественных материалов изделия хорошо выдерживают нагрузку, быстро восстанавливают свою первоначальную форму и не требуют сложного гигиенического ухода. Благодаря использованию высококачественных материалов изделия хорошо выдерживают нагрузку, быстро восстанавливают свою первоначальную форму и не требуют сложного гигиенического ухода. Применяемые материалы безопасны для здоровья, не содержат вредных химических соединений, аллергенов и тяжелых металлов. Применяемые материалы безопасны для здоровья, не содержат вредных химических соединений, аллергенов и тяжелых металлов. Универсален, привлекает своей многофункциональностью, травмобезопасностью, легкостью, прочностью и гигиеничностью. Универсален, привлекает своей многофункциональностью, травмобезопасностью, легкостью, прочностью и гигиеничностью.


Задачи: Для развития двигательной активности Для развития двигательной активности Для конструктивной и познавательной деятельности Для конструктивной и познавательной деятельности Для развития социально- эмоциональной сферы в организации сюжетно-ролевых игр: Для развития социально- эмоциональной сферы в организации сюжетно-ролевых игр:


I. Для развития двигательной активности Развитие общей подвижности Развитие общей подвижности Тренировка силовой выносливости всех групп мышц Тренировка силовой выносливости всех групп мышц Развитие координации и ловкости Развитие координации и ловкости Развитие равновесия Развитие равновесия Совершенствование в управлении своими движениями Совершенствование в управлении своими движениями Закрепление основных движений Закрепление основных движений Создание положительного эмоционального фона занятий Создание положительного эмоционального фона занятий


II. Для конструктивной и познавательной деятельности Формирование представлений о цвете, форме, размерах предметов Формирование представлений о цвете, форме, размерах предметов Формирование математических представлений для закреплений количественного порядкого счета, знания цифр и чисел Формирование математических представлений для закреплений количественного порядкого счета, знания цифр и чисел Умение складывать целое из частей и находить части в целом Умение складывать целое из частей и находить части в целом Расширение представлений об окружающем мире Расширение представлений об окружающем мире Развитие конструктивных способностей и логического мышления Развитие конструктивных способностей и логического мышления Развитие самостоятельности в решении конструкторских задач Развитие самостоятельности в решении конструкторских задач


III. Для развития социально-эмоциональной сферы в организации сюжетно-ролевых игр Оформление интерьера Оформление интерьера Создание тематического пространства в соответствии с содержанием игр Создание тематического пространства в соответствии с содержанием игр Организация совместных игр Организация совместных игр




В играх по математике: 1.На закрепление количественного и порядкого счета, знания цифр и чисел. 2. На закрепление умения различать цвета: красны, зеленый, синий, желтый. Используются все элементы 1 вариант: дети должны подобрать фигуры указанного цвета независимо от формы. Выигрывает тот, кто больше соберет фигур. 2 вариант: детям предлагается посчитать фигуры определенного цвета, и названное число обозначить цифрой. Используются таблетки Фигуры расположить по порядку слева направо. Задать вопросы: «Какая по счету таблетка красного цвета?», «Какого цвета первая таблетка?», «Поставь на четвертую фигуру кубик» и т.д.


На занятиях по физической культуре: 1.На закрепление основных движений: -ходьба -бег «змейкой» -соблюдение равновесия -прыжки с высоты Игры и игровые упражнения: «Не задень» Ходьба и бег «змейкой» между таблетками. «Прокати» Дети друг за другом прокатывают мячи «змейкой» между таблетками. «С кочки на кочку» Используются таблетки, которые ставятся в одну линию. Дети друг за другом встают на фигуру и спрыгивают с нее.


2. В подвижных играх «Через болото» Разложены все элементы в шахматном порядке. Дети идут, наступая перелезая фигуры, через «болото». «Найди свой домик» 1 вариант. Фигуры расположены по всему залу. Дети выбирают одну из них. По сигналу «На прогулку!» дети разбегаются в разных направлениях. На второй сигнал «Найди свой домик!»-бегут к своим фигурам. 2 вариант. Фигуры по одной убираются. Дети должны занять как можно быстрее любую фигуру. Выигрывает от, кто занял домик. 3 вариант. Фигуры расположены по всему залу. у каждого ребенка кубик. Под музыку дети разбегаются по залу. С остановкой музыки- бегут к фигурам соответствующим цвету кубика. «Преодолей полосу препятствий» Из элементов мягких модулей создается полоса препятствий, которую дети должны выполнить: подлезание, ходьбу на равновесие, прыжки в высоту и с высоты. Эстафеты «Чья команда быстрее выполнит задание» 1. Построить дом. Выигрывает та команда которая быстрее выполнит задание. 2. Перепрыгнуть через брусок. Переползи передвигаясь по пластунски.



Мещенская С.Н., воспитатель, г. Канск, МДОУ №15 «Сибирячок», I квалификационная категория.

Тема выступления: «Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста».

Проектирование современной образовательной среды дошкольного учреждения как многомерного пространства (адекватного актуальным потребностям детей дошкольного возраста и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства) отвечает гуманистическим позициям образования . В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания предметно-развивающей среды. Такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном пространстве дошкольного учреждения благотворно влияют на воспитание, образование и на здоровье детей, поэтому выбранную тему считаю актуальной на современном этапе дошкольной педагогики.

В «Концепции по дошкольному воспитанию» сформулированы основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: принцип дистанции, позиции при взаимодействии, принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип стабильности – динамичности развивающей среды, принцип комплексирования и гибкого зонирования, принцип открытости-закрытости, принцип учета половых и возрастных различий детей, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Два последних принципа очень тесно взаимосвязаны между собой и являются неотъемлемыми частями развивающей системы образовательной среды. Исходя из того, что ребенок находится в дошкольном учреждении целый день, большое значение имеет создание для него оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. В соответствии с современными санитарно-техническим и эстетическим требованиям предметно-развивающая среда планомерно реконструируется, модернизируется.

Личностно-ориентированная образовательная среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Здесь существует противоречие: с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Помещение нашей группы новое, функционирует она 2 года, материально-техническая база только формируется, большое внимание уделяю функциональности развивающей среды и имеющегося игрового материала. Считаю, что ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения, в соответствии с принципом активности построения развивающей среды в ДОУ.

Поэтому я поставила перед собой цель : создание условий для личностного развития ребенка через организацию предметно-пространственной развивающей среды.

Сформулировала задачи:

  1. Создавать условия для оптимального использования пространства группы, разнообразных видов деятельности и отдыха детей.
  2. Развивать логическое и творческое мышление, воображение детей, сенсорную активность, коммуникативность.
  3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к использованию имеющегося оборудования группы.

Игровое пространство организовываю таким образом, чтобы оно имело свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям, что позволяет реализовывать личностно-ориентированную модель воспитания. Приобщаю детей к преобразованию развивающей среды группы. Это стало возможным благодаря использованию современного игрового оборудования . Оно позволяет придерживаться принципов организации развивающей среды в рамках личностно-ориентированной модели образования.

В процессе индивидуальной игры и игры со сверстниками у ребенка развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, творческая активность, целеустремленность, чувство коллективизма, ответственности за результат, взаимопомощи.

В своей работе создаю игровое пространство с использованием разных деталей и мягких модулей , которые появились в практике работы сравнительно недавно, в этом заключается новизна и оригинальность данной работы. Мягкие модули – это изделия различного назначения, изготовленные из поролона, обтянутые искусственной кожей.

Использую их в спортивной, игровой и конструктивной деятельности детей, тем самым побуждаю детей к творчеству и активным действиям, создаю условия для их полноценной релаксации.

Яркие и интересные игрушки очень популярны среди детей. С ними мы просто играем, сидим, кладем под голову, строим множество интересных конструкций. Так же использую их в подвижных играх: ходим по ним, перешагиваем, перепрыгиваем, в результате чего развиваю двигательную активность и координацию несложных движений.

Совершая действия с мелкими деталями модулей, развиваю у ребенка внимание, наблюдательность, логическое мышление, усидчивость, закрепляю полученные элементарные математические представления. Знакомлю детей с основными цветами через называние цветов модулей.

Действия с модулями помогают укрепить руки малыша, развивают согласованные движения руки и пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука», в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности.

При помощи модулей создаю предметно-игровую среду – из модулей дети строят конструкции для сюжетно-ролевых игр: дом, магазин, больница, автобус, поезд, пароход, бассейн.

В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность ее изменения согласно принципу стабильности динамичности развивающей среды. В интерьере должны выделяться многофункциональные легко трансформируемые элементы. Возможность трансформации пространства появляется у воспитателя и детей (что особенно важно): модулями совместно с детьми разделяем помещение группы на игровые зоны для различных видов игровой деятельности: для отдыха и активной деятельности, тем самым создаются условия для продуктивного развития ребенка.

Разделяем пространство игровой комнаты с учетом принципа половых и возрастных различий детей – отделяем зоны для мальчиков (для игры с автомобилями, конструирования по собственному замыслу) и девочек (дом, парикмахерская). Это позволяет проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе понятиями о мужественности и женственности.

Предлагаю опыт практического использования модулей для создания развивающего игрового пространства ребенка.

«Придумай, как оживить мяч»

Предлагаю ребенку большой набивной мяч, круги, треугольники, овалы, полоски и косички на двухстороннем скотче и прошу его «оживить мяч», ориентируясь на собственное воображение. Дети с удовольствием делают из предложенных деталей части лица – нос, глаза и рот – вот уже и готов смешной человечек, причем его настроение можно менять, переклеивая отдельные части «лица». Из трех круглых модулей разного размера получится снеговик или гусеница. Мир фантазии безграничен!

Некоторое время спустя из прямоугольного или цилиндрического модулей, сооружаем друга для человечка – собаку или кота, приделав модулям нос, глаза, пирамидки из обычного конструктора заменяют им уши и хвост и лапки. Из них же приклеиваем «иголки» ежу, сделанному из модуля. Игру предлагаю, ориентируясь на возраст ребенка. В младшем и среднем возрасте предлагаю данный вид деятельности индивидуально. В дальнейшем детям старшего и подготовительного дошкольного возраста планирую предлагать групповую работу, когда с одним модулем работает несколько человек.

На подобном принципе строится игра «Придумаем вместе».

Усаживаю детей полукругом вокруг модуля. Одному ребенку даю задание «превратить» модуль в определенное животное, приклеивая к нему соответствующие детали, например мышку. Другие дети не должны знать о задании. Они угадывают животное после каждой приклеенной ребенком детали. Чем раньше дети угадают животное, тем успешнее ребенок выполнил задание.

Через математические игры формирую у детей представление о количественных отношениях, представления о времени, величине. Ориентирую на совместную деятельность взрослого с ребенком.

«Математический модуль» сооружаю из модуля-круга или прямоугольника. К модулю креплю карман со вложенными деталями: шары-бусины, круги и другие геометрические фигуры разных цветов, шнуры и полоски различных цветов и длины, счетный материал.

Возможные варианты упражнений.

«Сколько шариков?» - договариваемся, какого цвета шарики будут у вас и вашего ребенка, откладываем вправо сколько-нибудь шариков и сравниваем, у кого шариков больше, меньше или поровну.

«Где цветочков больше?» - предлагаю детям считать на полянке цветочки. Они «срывают» по несколько цветочков, а затем сравнивают, кто больше сорвал цветов, меньше, поровну, где цветочков больше, на полянке или в руках у детей. Для того чтобы дать правильный ответ, дети используют способ приложения или наложения.

«Холодно-тепло» сектор Градусники» - с помощью натурального комнатного градусника объясняю детям, что в зависимости от температуры воздуха столбик градусника опускается или поднимается. Ребята указывают температуру на каждом градуснике, сравнивают расположение полос и определяют, где температура выше.

«Посчитаем» - предлагаю детям «посадить» на поле цветочки столько, сколько они услышат хлопков.

«Найди тропинку» - задание состоит в том, чтобы, шагая по модулям «выйти из леса». Условие такое: шагать можно только по прямоугольникам/кругам, либо по фигурам красного/желтого цвета, по большим/маленьким фигурам.

«Построй мост» - ребенку сообщаю ситуацию – нужно перейти через волшебную реку. Но мост нужно строить только из деталей, расположенных в определенной последовательности, например: прямоугольник, круг, квадрат.

«Строим дом» - каждому ребенку в команде даю один модуль. Задание – выстроить дом из модулей. Какая команда детей быстрее справится с заданием, та и является победителем.

«Построй башню» - делю детей на 2 команды, ставлю в 2 колонны. Модули сложены между колоннами вперемешку. Задание – выстроить пирамиду/башню из прямоугольников – первой команде, из квадратов/модулей-таблеток – второй команде. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок справится с заданием.

«Слушай внимательно!» - из модулей прямоугольной формы - кирпичиков выкладываем «дорожку». Расстояние между модулями чуть больше ступни ребенка. Воспитатель говорит слово вперед/назад и делает столько хлопков, сколько кирпичиков нужно переступить.

«Построй фигуру» - из предложенных модулей строим геометрическую фигуру. Квадраты – прямоугольник, треугольники – квадрат, из модулей-таблеток – цилиндр, из прямоугольника – трапецию.

«Художник» - на модуле-мате «рисуем» любую картину, используя плоские предметы: цветы, бабочки, фрукты, геометрические фигуры. «Картину» оформляем из деталей конструктора при помощи двухстороннего скотча и мелких пластмассовых игрушек. Рисуем по заданию или по собственному замыслу ребенка.

«Дизайнер» - из модулей сооружаем мебель для кукольного уголка и декорируем ее деталями: геометрическими фигурами, сделав из них узор или забавные мордашки.

«Какое время года?» - по заданию ребенок строит из модулей предмет для игры в определенное время года. Дети должны отгадать, какое именно время года загадано. Например: песочницу, горку, ворота с мячом, кораблик, каток, бассейн.

«Поезд» - ставлю модуль-поезд и говорю, что пассажирам нужно самим подготовить себе вагон для путешествия. Это может быть модуль определенного цвета или формы, размера. Усложняю задачу – каждый вагон должен состоять из 2 модулей, нужно поставить их так, чтобы ехать было удобно и надежно. В данной игре хорошо развивается логическое мышление. Главное помнить, что вагоны должны стоять друг за другом и ваш поезд готов к путешествию. Можно спросить из каких деталей состоит вагон ребенка и куда бы он хотел отправиться на этом поезде.

В программе «Развитие» Л.А. Венгера на занятиях часто используются фланелеграфы для работы с заместителями. Их с успехом заменяет модуль-мат и геометрические фигуры на скотче.

Развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка. В своей работе способствую этому, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук – представители речевых центров мозга, повышая их умелость и ловкость, напрямую активизирую речевые функции у ребенка.

Игры и задания с применением мягких модулей всегда вызывают интерес у детей, они позволяют сделать игру творческой и активной, следовательно, более продуктивной для развития и социализации ребенка.

Результатом стало повышение уровня активности участия и повышение достижений детей в сюжетно-ролевой игре.

Уровень

2008-2009

2009-2010

Низкий

Средний

Высокий

В 70% игр, которые проводятся в течение дня, (организуемых воспитателем или самими детьми) используются мягкие модули. Это является показателем заинтересованности детей в самом процессе игры и желании разнообразить ее, используя свое творчество и фантазию.

Используя мягкие модули в своей работе, я убедилась, что это универсальный материал для создания игровой развивающей среды в ДОУ.


Консультация:

«Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста».

Проектирование современной образовательной среды дошкольного учреждения как многомерного пространства (адекватного актуальным потребностям детей дошкольного возраста и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства) отвечает гуманистическим позициям образования . В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания предметно-развивающей среды. Такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном пространстве дошкольного учреждения благотворно влияют на воспитание, образование и на здоровье детей, поэтому выбранную тему считаю актуальной на современном этапе дошкольной педагогики.

В «Концепции по дошкольному воспитанию» сформулированы основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: принцип дистанции, позиции при взаимодействии, принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип стабильности – динамичности развивающей среды, принцип комплексирования и гибкого зонирования, принцип открытости-закрытости, принцип учета половых и возрастных различий детей, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Два последних принципа очень тесно взаимосвязаны между собой и являются неотъемлемыми частями развивающей системы образовательной среды. Исходя из того, что ребенок находится в дошкольном учреждении целый день, большое значение имеет создание для него оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. В соответствии с современными санитарно-техническим и эстетическим требованиям предметно-развивающая среда планомерно реконструируется, модернизируется.

Личностно-ориентированная образовательная среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Здесь существует противоречие: с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Помещение нашей группы новое, функционирует она 2 года, материально-техническая база только формируется, большое внимание уделяю функциональности развивающей среды и имеющегося игрового материала. Считаю, что ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения, в соответствии с принципом активности построения развивающей среды в ДОУ.

Поэтому я поставила перед собой цель : создание условий для личностного развития ребенка через организацию предметно-пространственной развивающей среды.

Сформулировала задачи:

    Создавать условия для оптимального использования пространства группы, разнообразных видов деятельности и отдыха детей.

    Развивать логическое и творческое мышление, воображение детей, сенсорную активность, коммуникативность.

    Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к использованию имеющегося оборудования группы.

Игровое пространство организовываю таким образом, чтобы оно имело свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям, что позволяет реализовывать личностно-ориентированную модель воспитания. Приобщаю детей к преобразованию развивающей среды группы. Это стало возможным благодаря использованию современного игрового оборудования . Оно позволяет придерживаться принципов организации развивающей среды в рамках личностно-ориентированной модели образования.

В процессе индивидуальной игры и игры со сверстниками у ребенка развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, творческая активность, целеустремленность, чувство коллективизма, ответственности за результат, взаимопомощи.

В своей работе создаю игровое пространство с использованием разных деталей и мягких модулей , которые появились в практике работы сравнительно недавно, в этом заключается новизна и оригинальность данной работы. Мягкие модули – это изделия различного назначения, изготовленные из поролона, обтянутые искусственной кожей.

Использую их в спортивной, игровой и конструктивной деятельности детей, тем самым побуждаю детей к творчеству и активным действиям, создаю условия для их полноценной релаксации.

Яркие и интересные игрушки очень популярны среди детей. С ними мы просто играем, сидим, кладем под голову, строим множество интересных конструкций. Так же использую их в подвижных играх: ходим по ним, перешагиваем, перепрыгиваем, в результате чего развиваю двигательную активность и координацию несложных движений.

Совершая действия с мелкими деталями модулей, развиваю у ребенка внимание, наблюдательность, логическое мышление, усидчивость, закрепляю полученные элементарные математические представления. Знакомлю детей с основными цветами через называние цветов модулей.

Действия с модулями помогают укрепить руки малыша, развивают согласованные движения руки и пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука», в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности.

При помощи модулей создаю предметно-игровую среду – из модулей дети строят конструкции для сюжетно-ролевых игр: дом, магазин, больница, автобус, поезд, пароход, бассейн.

В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность ее изменения согласно принципу стабильности динамичности развивающей среды. В интерьере должны выделяться многофункциональные легко трансформируемые элементы. Возможность трансформации пространства появляется у воспитателя и детей (что особенно важно): модулями совместно с детьми разделяем помещение группы на игровые зоны для различных видов игровой деятельности: для отдыха и активной деятельности, тем самым создаются условия для продуктивного развития ребенка.

Разделяем пространство игровой комнаты с учетом принципа половых и возрастных различий детей – отделяем зоны для мальчиков (для игры с автомобилями, конструирования по собственному замыслу) и девочек (дом, парикмахерская). Это позволяет проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе понятиями о мужественности и женственности.

Предлагаю опыт практического использования модулей для создания развивающего игрового пространства ребенка.

«Придумай, как оживить мяч»

Предлагаю ребенку большой набивной мяч, круги, треугольники, овалы, полоски и косички на двухстороннем скотче и прошу его «оживить мяч», ориентируясь на собственное воображение. Дети с удовольствием делают из предложенных деталей части лица – нос, глаза и рот – вот уже и готов смешной человечек, причем его настроение можно менять, переклеивая отдельные части «лица». Из трех круглых модулей разного размера получится снеговик или гусеница. Мир фантазии безграничен!

Некоторое время спустя из прямоугольного или цилиндрического модулей, сооружаем друга для человечка – собаку или кота, приделав модулям нос, глаза, пирамидки из обычного конструктора заменяют им уши и хвост и лапки. Из них же приклеиваем «иголки» ежу, сделанному из модуля. Игру предлагаю, ориентируясь на возраст ребенка. В младшем и среднем возрасте предлагаю данный вид деятельности индивидуально. В дальнейшем детям старшего и подготовительного дошкольного возраста планирую предлагать групповую работу, когда с одним модулем работает несколько человек.

На подобном принципе строится игра «Придумаем вместе».

Усаживаю детей полукругом вокруг модуля. Одному ребенку даю задание «превратить» модуль в определенное животное, приклеивая к нему соответствующие детали, например мышку. Другие дети не должны знать о задании. Они угадывают животное после каждой приклеенной ребенком детали. Чем раньше дети угадают животное, тем успешнее ребенок выполнил задание.

Через математические игры формирую у детей представление о количественных отношениях, представления о времени, величине. Ориентирую на совместную деятельность взрослого с ребенком.

«Математический модуль» сооружаю из модуля-круга или прямоугольника. К модулю креплю карман со вложенными деталями: шары-бусины, круги и другие геометрические фигуры разных цветов, шнуры и полоски различных цветов и длины, счетный материал.

Возможные варианты упражнений.

«Сколько шариков?» - договариваемся, какого цвета шарики будут у вас и вашего ребенка, откладываем вправо сколько-нибудь шариков и сравниваем, у кого шариков больше, меньше или поровну.

«Где цветочков больше?» - предлагаю детям считать на полянке цветочки. Они «срывают» по несколько цветочков, а затем сравнивают, кто больше сорвал цветов, меньше, поровну, где цветочков больше, на полянке или в руках у детей. Для того чтобы дать правильный ответ, дети используют способ приложения или наложения.

«Холодно-тепло» сектор Градусники» - с помощью натурального комнатного градусника объясняю детям, что в зависимости от температуры воздуха столбик градусника опускается или поднимается. Ребята указывают температуру на каждом градуснике, сравнивают расположение полос и определяют, где температура выше.

«Посчитаем» - предлагаю детям «посадить» на поле цветочки столько, сколько они услышат хлопков.

«Найди тропинку» - задание состоит в том, чтобы, шагая по модулям «выйти из леса». Условие такое: шагать можно только по прямоугольникам/кругам, либо по фигурам красного/желтого цвета, по большим/маленьким фигурам.

«Построй мост» - ребенку сообщаю ситуацию – нужно перейти через волшебную реку. Но мост нужно строить только из деталей, расположенных в определенной последовательности, например: прямоугольник, круг, квадрат.

«Строим дом» - каждому ребенку в команде даю один модуль. Задание – выстроить дом из модулей. Какая команда детей быстрее справится с заданием, та и является победителем.

«Построй башню» - делю детей на 2 команды, ставлю в 2 колонны. Модули сложены между колоннами вперемешку. Задание – выстроить пирамиду/башню из прямоугольников – первой команде, из квадратов/модулей-таблеток – второй команде. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок справится с заданием.

«Слушай внимательно!» - из модулей прямоугольной формы - кирпичиков выкладываем «дорожку». Расстояние между модулями чуть больше ступни ребенка. Воспитатель говорит слово вперед/назад и делает столько хлопков, сколько кирпичиков нужно переступить.

«Построй фигуру» - из предложенных модулей строим геометрическую фигуру. Квадраты – прямоугольник, треугольники – квадрат, из модулей-таблеток – цилиндр, из прямоугольника – трапецию.

«Художник» - на модуле-мате «рисуем» любую картину, используя плоские предметы: цветы, бабочки, фрукты, геометрические фигуры. «Картину» оформляем из деталей конструктора при помощи двухстороннего скотча и мелких пластмассовых игрушек. Рисуем по заданию или по собственному замыслу ребенка.

«Дизайнер» - из модулей сооружаем мебель для кукольного уголка и декорируем ее деталями: геометрическими фигурами, сделав из них узор или забавные мордашки.

«Какое время года?» - по заданию ребенок строит из модулей предмет для игры в определенное время года. Дети должны отгадать, какое именно время года загадано. Например: песочницу, горку, ворота с мячом, кораблик, каток, бассейн.

«Поезд» - ставлю модуль-поезд и говорю, что пассажирам нужно самим подготовить себе вагон для путешествия. Это может быть модуль определенного цвета или формы, размера. Усложняю задачу – каждый вагон должен состоять из 2 модулей, нужно поставить их так, чтобы ехать было удобно и надежно. В данной игре хорошо развивается логическое мышление. Главное помнить, что вагоны должны стоять друг за другом и ваш поезд готов к путешествию. Можно спросить из каких деталей состоит вагон ребенка и куда бы он хотел отправиться на этом поезде.

В программе «Развитие» Л.А. Венгера на занятиях часто используются фланелеграфы для работы с заместителями. Их с успехом заменяет модуль-мат и геометрические фигуры на скотче.

Развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка. В своей работе способствую этому, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук – представители речевых центров мозга, повышая их умелость и ловкость, напрямую активизирую речевые функции у ребенка.

Игры и задания с применением мягких модулей всегда вызывают интерес у детей, они позволяют сделать игру творческой и активной, следовательно, более продуктивной для развития и социализации ребенка.

Результатом стало повышение уровня активности участия и повышение достижений детей в сюжетно-ролевой игре.

В 70% игр, которые проводятся в течение дня, (организуемых воспитателем или самими детьми) используются мягкие модули. Это является показателем заинтересованности детей в самом процессе игры и желании разнообразить ее, используя свое творчество и фантазию.

Используя мягкие модули в своей работе, я убедилась, что это универсальный материал для создания игровой развивающей среды в ДОУ.