Как научить ребенка играть самостоятельно и освободить время на себя. Какие игры придумать? Самостоятельная игра ребенка — простые хитрости маме в помощь

Маленький ребенок еще не готов к таким «взрослым» и целенаправленно организованным видам деятельности, как обучение и труд. А с помощью игры, под которой в этих случаях подразумевается несерьезность и шутливость обстановки, забава, постоянное введение новых, ярких и развлекательных элементов, он будет с радостью и учиться, и выполнять свои нехитрые обязанности.

В этом случае игра, действительно, «естественна» для малыша.

А вот игра, которая предполагает цепочку последовательных действий, имеющих сюжет или цель, с игрушками или сверстниками, как раз и требует специального обучения.

Представьте себе, что вам дали некую конструкцию неизвестного назначения, доселе невиданную, и сказали: «Ну вот, иди, занимайся ею!» Что вы станете делать? Кто-то покрутит, рассмотрит и положит. Кто-то попытается понажимать на ее кнопочки, кто-то постарается приспособить для выполнения уже известных дел.

Так же обращается с игрушками и ребенок. Что, к примеру, можно сделать с плюшевой зверушкой? Подергать за уши, потянуть за хвост, повозить ею по полу, постучать по дивану, погладить по шерстке, засунуть лапу в рот, открутить нос, бросить в угол. Именно так малыш и поступает. Неудивительно, что, проделав все эти манипуляции раз-другой-третий, кроха теряет интерес к игрушке безвозвратно. А вот взрослый, присоединившись к нему в нужный момент, может показать и подсказать, куда «двигать игру» дальше...

Как растут игры?

Первые игры малышей недаром именно так и называются - манипулятивные . Благодаря им ребенок учится производить простейшие действия: взять-поднять-положить, покрутить-постучать и т.п. Они являются нормальным этапом развития ребенка до 2-3 лет, а в дальнейшем возникают тогда, когда он встречается с совершенно новым и неизвестным предметом.

Более сложный этап детской игры носит название формальных игр. Если с малышом много общаются и играют взрослые, обращая его внимание на особенности как игрушек, так и тех реальных вещей, которые они «замещают», он начинается с 10-14 месяцев.

В это время ребенок выполняет формальные действия с игрушками: катает автобус, потому что он видел, что машины на улице ездят; пинает мяч, как футболист «в телевизоре»; закрывает тряпочкой мишку, как мама укрывает его одеяльцем и т.п.

Роль взрослого сейчас в том, чтобы подтолкнуть кроху к «обыгрыванию» игрушки. «Давай с тобой покормим кису! А теперь положим ее спать... - предлагает мама. - А кого ты хочешь взять с собой на прогулку? Покажем ослику, как ты печешь пирожки...» Подражая и повторяя эти действия то с одной, то с другой игрушкой, ребенок начинает играть самостоятельно.

Ребенок растет, растут и его игры. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит также к возникновению функциональных игр. В таких играх малыш осваивает свойства предметов и действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь при всяком удобном случае повернуть ключ. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию. Играя, дети делают в воздухе движение, напоминающее поворот ключа, и сопровождают его характерным звуком: «клик-клак». Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.

Функциональные и конструктивные игры все еще относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в дочки-матери, в магазин, в пиратов, беря на себя определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в 3-4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6-7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров. Так игры наших детей «растут» и усложняются вместе с ними.

Учимся играть

Как понять - играет ребенок или нет? Играет ли он, когда тянет за веревочку машину? Или сует ложку зайке? Может быть, да, а может, и нет. Играет, если видит в игрушечной машине настоящую, а ложкой дает зайке попробовать вкусный супчик. Нет, если, выполняя эти действия, просто повторяет увиденное у других детей или подсказанное взрослыми.

Что касается цепочки действий, то она имеется там, где ребенок не просто повторяет в игре одно и то же действие, а выполняет несколько, по смыслу следующих одно за другим (например, раздевает куклу, укладывает в коробку, накрывает лоскутком, поет колыбельную, укачивает, просит остальные игрушки сидеть тихо и т.п.). Или, строя дом из кубиков, не просто прикладывает их друг к другу, как показал папа, но придумал, где крыша, дверь, скамейка, и готов с ними что-то делать.

К году ребенок может научиться открывать и закрывать матрешку, вкладывать кубы друг в друга, водить куклу, катать машины и пр. Освоив действия с этими игрушками, ребенок может непродолжительно играть сам, без взрослого.

Предоставленный сам себе, ребенок действует с игрушками, рассматривает все, что его окружает, наблюдает за взрослыми, воспроизводит игры, в которые играла с ним мама. Однако долго занимать себя он не может, начинает уставать. Маме надо своевременно «переключить» ребенка на другую деятельность или помочь продолжить то, чем он уже занимается, дать задание, поиграть, попеть вместе с крохой.

Начните с простого и привычного малышу действия. Например, «киска умывается», «кормим мишку», «одеваем куклу», «машина везет молоко от коровы ежику» и т.п.

«Смотри, вот машина, - говорите вы ребенку. - Это грузовик, он перевозит грузы. Что же сегодня повезет наш грузовик? Звери-звери (это уже обращение к игрушечному зоопарку), кому-нибудь нужно что-нибудь перевезти? "Му-у-у, - говорит корова. - Мне нужно, чтобы кто-то отвез мое молочко ежику". - "Что ж, я готов, - говорит грузовик. - Давай свое молоко"». Ставите игрушечную чашечку (баночку, пакетик) на грузовик и везете его ежику. Затем можно повторить игру, перевозя таким образом все, что сможет придумать малыш.

Когда кроха освоит эти действия и наиграется в них (торопить события не стоит), расширяйте игру - спросите ежика: что он станет делать с молоком? (Роль ежика вы можете прочно закрепить за чадом.) Кормить ежат? Замечательно, кушайте, ежатки! А что станет делать ежик потом? Пойдет гулять? А может, он поедет на грузовике в гости к корове?

Так, прибавляя по одному новому действию, вы учите ребенка выстраивать длинную сюжетную цепочку. А по ходу действия он сможет узнать, что ест ежик и откуда у коровы берется молоко, кто живет в норе, а кто - в гнезде, вспомнит голоса животных и птиц, вместе с вами придумает, зачем нужны те или иные вещи.

В этих простых играх отведите малышу одну роль, а сами играйте за всех других персонажей. Возможно, на первых порах он будет просто сидеть и смотреть на то, что делаете вы, - не стоит давить и требовать, чтобы он немедленно придумал, ответил и сделал. Дайте ребенку время освоиться с предлагаемым занятием, пусть ваша игра превратится в театр одного актера. Но и не упустите момент: когда он будет готов «подхватить» действие - передавайте ему бразды правления игрой.

Очень частая ошибка родителей в подобных играх состоит в требовании неукоснительно следовать придуманному ими сюжету, образу персонажей и т.п. Постарайтесь не навязывать и не диктовать малышу свою игру, а подхватывайте и стимулируйте его на развитие собственных идей. Пусть для начала это будет выбор персонажа, его имени, цвета его шапочки или выполняемое им действие. Более сложные идеи придут со временем, когда ребенок убедится, что у него «получается», и этот вид игр станет для него интересным и занимательным.

Поиграй со мною, сказка

Из сказок проще всего почерпнуть сложные сюжеты. Сказки можно не только проигрывать, следуя каноническому тексту, но и сделать их просто исходным материалом.

Варианты игры со сказкой:

  • замена «недостающих в хозяйстве» персонажей (нет лягушки - взяли кролика);
  • введение персонажа-помощника или дополнительных противников главного героя;
  • продолжение сказки;
  • придумывание другого окончания;
  • те же персонажи, но с другими характерами (злая Красная Шапочка и добрый Волк);
  • кукольный театр и т.д.

Играя со сказкой, большинство родителей ограничивается вопросами «по сюжету»: куда пошла Красная Шапочка? Кого она встретила в лесу? И так далее. Такие вопросы, безусловно, помогают малышу лучше разобраться в хитросплетениях рассказываемой истории, особенно если он склонен слушать вполуха. Но когда сюжет знаком, вы можете начать придумывать свои варианты. А как бы спаслась Красная Шапочка, если бы не появились охотники? А что стал бы делать Волк, если бы Шапочка не стала с ним разговаривать, а начала громко звать на помощь? А что бы стал делать Колобок, если бы он не внял уговорам Лисы, а сбежал от нее, как и от всех предыдущих зверей? Такие вопросы побуждают малыша к творческому осмыслению ситуации, а заодно он учится тому, что из любой ситуации может быть несколько выходов.

Играя с хорошо знакомым и готовым сюжетом, ребенку проще освоить и еще один важнейший для дальнейших действий навык: границы ролей, персонажей и их действий. Он понадобится малышу позднее, когда тот перейдет к коллективным играм со сверстниками. Играем, например, в «Репку». Помогите крохе придумать, что делал дед, пока внучка ходила за Жучкой? Сидел на скамеечке и отдыхал? Тянул репку? Обкапывал ее лопатой, чтобы было легче вытащить?

Кукольный театр - одно из лучших и в то же время самых простых средств образного воплощения интересных историй. Детей, которым трудно спокойно сидеть и слушать чтение книжки, увлекает движение кукол, причем их фантазия не попадает в зависимость от готовых образов, а творит свои.

Совсем несложно показать ребенку сказку на маленьком столике или табуретке. Установите его так, чтобы за ним мог поместиться один человек, управляющий куклами, а напротив осталось место для зрителей. Накройте столик тканью, цвет которой соответствует календарному времени действия сказки (белый материал для зимы, зеленый для лета и так далее). Декорации для подобного театра изготовляются с большой долей условности, активно используются разноцветные лоскутки, разнообразные кубики, коробочки, природные материалы (шишки, ветки, кусочки мха). Не перегружайте сцену - достаточно намека. Не забудьте о выразительности, которую добавляют сказке источники света. Маленькая свечка может служить и костром, и огнем в печи, и золотым блеском.

Деревяшки, огуречки - сказочные человечки

Замечательная игра - использование замещающих предметов. Те дети, которые научились этому, в будущем не будут изводить родителей тем, что им нужна еще одна, сто пятая кукла или пистолет, а спокойно сделают их сами из любого материала, оказавшегося под рукой. Заодно такие игры прекрасно развивают творческое воображение, недаром они входят во все «взрослые» тренинги повышения креативности.

Игра очень проста: придумайте, как - нетрадиционным способом - можно использовать самую обычную газету. Сделайте из нее - вместе с малышом, конечно же, - ковер-самолет, лодочку, лягушку, шляпу, подзорную трубу, шалаш. А для чего может понадобиться веревка или шнурок? Раз - и поползла, извиваясь и грозно шипя, змея. Два - и готова удочка. Три, четыре, пять - фантазия ваша и ребенка подскажет вам еще много-много удивительных превращений. Кастрюли, миски, стаканчики из-под йогурта - это игровое богатство присутствует в каждом доме и отлично заменяет навороченные, но одноразовые игрушки. Кстати, таким же образом можно изготовить и персонажей для кукольного театра. Пластиковая бутылка, на которую надет платок, станет бабкой, а если прикрепить к ней моток оранжевых ниток - Лисой. Из крышечки получится отличный Колобок, а привинченная розовая проволочка превратит ее в одного из трех поросят. Кусочек голубой ленточки заменит и речку, и океан, а принесенная с улицы веточка - дремучий лес.

Придумать игру могут помочь не только сказки, но и любые книжки с картинками. Возьмите любую сюжетную картинку, рассмотрите ее с малышом и предложите ему выполнить те же действия, которые он увидел на рисунке. Например, нарисован мальчик с мамой на улице города. Может быть, они идут за покупками - тогда придумайте, что и как они будут делать в магазине. А может, в поликлинику - дальше последует игра в доктора. Или они возвращаются домой из гостей? Таким образом, картинка может быть как отправной точкой для вашего сюжета, так и его кульминацией или финалом. А малышу предстоит достроить все необходимые действия «вокруг».

Игра - дело серьезное

Дети, с которыми мало и скучно играли, плохо адаптируются и в детских коллективах, да и вообще в окружающей жизни. Любое изменение привычного хода вещей повергает их в уныние. Они плохо соотносят себя с реалиями окружающего мира, испытывают коммуникативные сложности, не умеют предусматривать и анализировать свои действия и поступки с разных сторон, болезненно застенчивы или, наоборот, излишне развязны.

Дети же, много играющие с родителями или другими взрослыми, быстро научаются и выстраивать свой собственный сюжет, и подхватывать чужой. Соответственно, и сверстникам, когда они попадают в детский коллектив (в саду, в гостях, на прогулке), с ними весело и интересно. Такой ребенок не будет стоять одинокой букой в стороне от резвящейся компании или дергать и теребить родителей, требуя уделить ему побольше внимания. Да и наедине с самим собой скучно ему не будет.

Ваш ребёнок растёт не по дням, а по часам. И периодически у мам и пап закрадывается мысль: «Ну вот, ещё чуть-чуть подрастёшь и сможешь играть сам, а у меня появится пара часов для себя». Однако это не совсем так: для того чтобы у малыша получалось на 40-50 минут занять себя самостоятельно, родителям следует приложить немало усилий. Мы расскажем, как научить и увлечь малыша игрой в одиночку.

Польза от самостоятельной игры

Играя самостоятельно, малыш учится находить решения

В. А. Сухомлинский: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Обучать кроху навыкам самостоятельной игры важно не для того, чтобы занять его время и позволить себе расслабиться. Самостоятельная играважный показатель правильного развития ребёнка. При этом умение найти себе занятие существенно влияет на личностный рост и характер малыша. В частности, игра с самим собой развивает:

  • инициативность (ведь решение конкретных игровых задач требует от карапуза принятия быстрых решений – неожиданно возникшая на пути машинки пирамида может быть либо передвинута, либо сбита – выбор нужно сделать мгновенно);
  • способность преодолевать преграды (та или иная игровая деятельность имеет определённый сюжет, развитие которого требует от ребёнка найти выход из сложившихся обстоятельств – если пупс замочил штанишки, то его необходимо переодеть);
  • настойчивость (чтобы получить желаемый результат игры, малыш должен пройти определённые стадии, например, чтобы собрать красивый пазл-кораблик, следует правильно подобрать все элементы, пробуя совместить их);
  • умение ориентироваться по обстоятельствам (чтобы одеть куклу для похода в детский сад, нужно подобрать ей уместную одежду, по порядку надеть все детали туалета);
  • терпение (для решения головоломок малышу приходится несколько раз просматривать задание, подбирать ответы).

Почему он не играет сам или не может занять себя игрушками

Нежелание играть самостоятельно может быть вызвано чувством одиночества

Довольно распространённая проблема, когда малыш не хочет играть самостоятельно. Это настораживает родителей, а между тем причины такого поведения малыша кроются именно во взрослых. Дело в том, что в 2-4 года у детей формируется навык ролевой игры, то есть в этом возрасте очень интересны куклы-машинки-зверушки. Заботливые родственники это понимают, и вот тут начинается безмерное снабжение игрушками. Вспомните своё детство: одна-две куклы, пара машинок и деревянная пирамидка. Зато мы могли часами играть с ними, придумывая им имена, разыгрывая целые спектакли с таким незамысловатым набором. Нет, не стоит выбрасывать замечательных развивающих медведей, обучающих счёту, или парковочную зону для гоночных автомобилей, просто ограничьте их количество. Почему? Ребёнок не успевает привязаться к игрушке, прочувствовать её и выпустить на волю свою фантазию. Кроме того, дети нуждаются в примере. То есть если вы им не покажете, как можно играть с машинкой, то у малыша не только не появится представление о самой игрушке, но и толчка для дальнейшего придумывания игрового сюжета не возникнет.

Что касается деток постарше, 5-7 лет, то отказ от самостоятельной игры в этом возрасте может говорить о том, что малыш страдает от одиночества. Если ребёнок испытывает недостаток общения с родителями, то абсолютно логично, что он не захочет уединяться даже с самыми забавными игрушками. Важно дать ребёнку понять, что это ваша с ним общая игра, просто иногда он может и сам ею заниматься. Также в этом возрасте дети очень чувствительны к неудачам. Поэтому если у ребёнка не получается собрать пазл, он не будет корпеть над ним в одиночестве. Подойдите и направьте мысль карапуза – это даст нужный толчок для возобновления интереса.

У малыша обязательно должна быть хоть маленькая, но собственная игровая зона

Методика приучения ребёнка к самостоятельным играм – неиссякаемая тема обсуждения педагогов и психологов. Все эти изыскания можно объединить в несколько действенных советов для взрослых, тогда научить малыша будет легче.


Умение играть самостоятельно – показатель взросления вашего малыша. Однако не стоит бить тревогу, если пока он не слишком стремится играть в одиночку. Терпеливо показывайте ребёнку, как можно интересно обыграть ту или иную игрушку, чтобы у него появился интерес искать новые пути развлечения. И обязательно участвуйте в игровой деятельности своего чада, хвалите его – тогда он вырастет не только самостоятельным человеком, но и станет уверенной в своих силах личностью.

Рада новой встрече с вами, дорогие друзья!

У любой мамы ежедневно образуются срочные, важные и не очень, дела и домашние заботы. Все прекрасно понимают о чем речь, но довольно сложно в эмоциональном плане даже приготовить покушать, если ребенок постоянно дергает маму по казалось бы любому поводу и никак не найдет себе подходящее занятие.

Родители думают, что подрастая ребенок станет немного самостоятельнее и появится хоть маленькая возможность отдохнуть и отвлечься.

Но время идет, ребенок растет, а сам играть он не спешит. Но мере взросления ребенок просто обязан становиться более самостоятельным и учиться самому себя развлекать.

Да и маме нужно сделать свои дела или уделить себе время: нанести масочку на лицо и с книжкой в руке просто прилечь на 15-20 минут.

Как же можно исправить ситуацию и научить ребенка играть самостоятельно?

Почему ребенок не хочет играть сам?

Но так происходит не со всеми малышами. Некоторые детки сами по себе играют, их никто не приучал. Они сами без чьей-то помощи находят себе занятия, другие напротив — не могут и пяти минут поиграть без вашего участия.

Как и в любых других случаях, это происходит в нашем ребенке по вине взрослых. Мы слишком много опекаем его, как орлица над орленком, не даем ему и шагу ступить без нашей помощи, вот и следствие подобного поведения: малыш теперь не может без вашего общения с ним.

Он конечно может увлечься чем-то, но быстро теряет интерес и вспоминает, что мама не рядом. Мамина позиция в совместных играх слишком яркая, она берет на себя все, не дает возможности ребенку раскрыться и проявить инициативу.

В игре берет на себя весь сюжет, а ребенок остается сторонним наблюдателем и поэтому один он уже играть не может, он так привык.

Польза от самостоятельной игры

Несомненно польза есть и она заключается не в том, чтобы освободить маму на время и заняться другой деятельностью, а в том, что это в первую очередь необходимо для развития самого малыша.

Играя самостоятельно ребенок тренирует свою фантазию, интуицию, воображение, учится находить решения в своих постановках. Формируется как самостоятельная личность.


С какого возраста ребенок может играть один?

Здесь многое зависит от характера и темперамента ребенка. Кто — то может в семь месяцев сидеть и разглядывать игрушки и не тревожить маму, кто-то в год, или два.

Все индивидуально, но как правило, после двух лет дети сами могут играть без помощи взрослых хотя бы на непродолжительное время.

6 простых шагов на пути самостоятельной игры

Хочется отметить, что здесь мы говорим не про избавление от детей, а про полноценную игру, в которой ребенок принимает главные роли и непосредственное участие.

Не имеем в виду развитие игрой типа: компьютерных игр или многочасовые показы мультиков по телику, здесь мы имеем в виду деятельность ребенка, который что-то созидает, творит сам, своей головой и руками.

Чтобы ребенок мог самостоятельно играть, у него должно быть место и игрушки, которыми он может воспользоваться. Но так же это должны быть и не только игрушки, может быть и настольные игры без мелких деталей, или карандаши и фломастеры, книги или велосипед, вы же знаете, чем мог бы позаниматься ваш ребенок.

Я написала велосипед, потому, что мой ребенок проснулся — глаза открыл и он уже за рулем в ванную умываться едет на велике, кушать на велике.


Организуйте для ребенка рабочую среду, в которой он будет играть. И она будет его мотивировать на это. И не захламляйте эту рабочую среду всякими новомодными супер — пупер интересными.

Все это только тормозит фантазию ребенка и притупляет ее. Заполните в меру, не кидайтесь в крайности, а то все сейчас уберете, оставите один карандаш.

Давайте ребенку в течение дня небольшие поручения, которые он в состоянии сделать сам без вашей помощи.

Любимое занятие. Вы, как мама должны знать любимое занятие, которое нравится вашему ребенку больше, чем другие. Если еще не замечали, понаблюдайте. Может это набор для лепки, или домино, лото, какая-нить другая настольная игра, которая бы увлекала его с головой.

В возрасте после 2 лет у ребенка формируется основа сюжетно-ролевых игр. Их начинает интересовать игра в доктора например, после приема у педиатра, или ребенок может поиграть в повара, каждый раз видя, что вы готовите на кухне.

Но в чем важность: в том, что мы ждем, что ребенок начнет сам играть и сам научится играть. Это не так. Если ваш ребенок не ходит в сад, общения со сверстниками минимальное.

Где он должен научиться? Воспользоваться опытом прошлых жизней? Нет, вы должны показать ему, как нужно играть.


И желательно предоставить ему право выбора, чем заняться. Не указывайте: иди , или пособирай конструктор. Мы же развиваем самостоятельность и инициативу, так пусть она будет во всех начинаниях.

Не забывайте про . Если ребенок поиграл 10 минут и не позвал вас — отлично! это уже прогресс, дальше-больше, постепенно увеличивайте время.

В заключение хочется добавить, что любого ребенка можно приучить играть самостоятельно. Конечно все зависит и от темперамента и от настроения, здоровья, окружающей обстановки и других факторов.

Но именно с самостоятельной игры к ребенку приходит осознание самого себя, чувство понимания, что он самостоятельная единица этого общества и вполне способен сам себя заинтересовать и увлечь.

После таких самостоятельных игр, когда мама готовит на кухне, ребенок в детской играет, и когда мама решила заглянуть в детскую, то порой увидишь там такое...

На этом все! Играйте и развивайтесь!

Как научить ребёнка играть самостоятельно? Вопрос этот волнует многих родителей. Отчасти потому, что когда малыш занят чем-то своим, мама и папа могут посвятить это время домашним хлопотам, заняться каким-нибудь любимым делом, или просто отдохнуть. А отчасти - родители ведь понимают, что развитие у карапуза умения найти для себя интересное занятие и способности некоторое время обходиться без опеки взрослых – это очередной этап взросления крохи. Ещё одна ступенька на пути становления его, как личности. Перешагнуть через которую никак нельзя. И то, насколько быстро ребёнок освоит новый навык, напрямую зависит от того, сколько усилий приложат для этого его родные.

Зачем учить малыша играть самостоятельно?

Так же, как малютка не умеет есть самостоятельно или, например, одеваться, играть один он тоже не сможет до тех пор, пока ему не покажут, как это делается. Мало того, должно пройти некоторое время, чтобы у крохи накопился определённый игровой опыт.

Играть ребёнка нужно учить так же, как и ходить, принимать пищу или одеваться самостоятельно

Играя один, малыш моделирует жизненные ситуации, ищет пути выхода из затруднительных положений, примеряет на себя разные образы, формирует в своём сознании собственное отношение к добру и злу, правде и неправде и др.

Самостоятельная игра развивает в ребёнке:

  • чувство уверенности в себе и своих силах;
  • устную речь и ;
  • воображение и ;
  • инициативу и терпение;
  • настойчивость и умение преодолевать трудности;
  • навыки в поиске альтернативных решений.

Но всё это возможно только при условии, что родители будут периодически направлять игру в нужное русло, и обеспечат ребёнка правильным (с точки зрения смысловой наполненности) и качественным игровым инвентарём.

Карапуза нужно сначала научить играть в разные игры, а потом уже ожидать от него проявления инициативы и какой-то увлечённости игровым процессом.

Организовать игровое пространство для малыша нужно так, чтобы он во время игры ощущал себя максимально комфортно

Игровое пространство

Для начала, продумайте, где и чем будет играть ребёнок, чтобы вы спокойно могли оставить его на некоторое время одного. Кроха должен чувствовать себя комфортно. И находиться в полной безопасности при этом.

Многочисленные запреты помешают карапузу быть самостоятельным и активным. Поэтому лучше предусмотреть все опасности, которые могут подстеречь малютку во время игры, и устранить их заблаговременно.

Не скользкий пол, лёгкие устойчивые стулья, низкие . Всё ценное, бьющееся и потенциально опасное для малыша не должно находиться в пределах его досягаемости.

Со всей серьёзностью подойдите к вопросу . Ребёнку должно быть удобно их доставать и после игры ставить на место. Расставляйте игрушки так, чтобы ими крохе сразу же хотелось поиграть.

Пупса определите в детскую колясочку, вокруг столика с игрушечной посудой рассадите гостей, из конструктора сложите дом, а пластмассовых зверушек расположите соответственно сюжету какой-то знакомой малютке сказки.

Не ограничивайтесь покупкой игрушек в магазине. Предметы домашнего обихода тоже подойдут для самостоятельных игр вашего ребёнка, так как позволят ему имитировать деятельность взрослых

Какие игрушки лучше предложить?

Игрушек в единовременном распоряжении карапуза должно быть немного. Регулярно производите ревизии в малышовом хозяйстве. Прячьте те, к которым на данный момент интерес у ребёнка угас, и выставляйте те, за которыми он уже успел соскучиться.

Благодаря этой хитрости вы всегда сможете увлечь кроху, выставив перед ним мешок позабытых игрушек. К тому же новые покупать можно будет не так уж и часто.

Игрушки для самостоятельных игр

  1. Игрушечные копии предметов домашнего обихода, чтобы малыш мог подражать занятиям взрослых.
  2. Всё, что поможет крохе познавать мир, исследовать свойства, например, воды, песка и т.п.
  3. Любимые игрушечные друзья (плюшевые мишки-зайцы, куклы), с которыми карапуз спит, ест, ходит на прогулки. Которые воспринимаются ребёнком, как живые, и с которыми ему никогда не бывает грустно и скучно.
  4. Укромные убежища (домики, палатки, шалаши). Они могут быть покупными, а можно и самим их строить из подручных материалов (табуретов, столов, подушек).
  5. Коляски, каталки, машинки на радиоуправлении или на верёвочке.
  6. Спортивные игрушки: мячи, гантели, обручи, скакалки.
  7. Игры, в которые малыш уже умеет играть хорошо, но ещё не потерял к ним интерес.
  8. Множество ненужных, с вашей точки зрения, вещей (коробки, лоскутки, болтики, палочки, мешочки, каштаны, камушки и т.п.).

Некоторые игрушки воспринимаются малышом, как живые, они становятся ему друзьями, с которыми не скучно и не страшно. Во время приучения крохи к самостоятельным играм, можно, для начала, разыгрывать сюжеты с ними

Интерактивные игрушки для самостоятельных игр лучше не приобретать. Они не способствуют развитию воображения у ребёнка, ограничивают полёт фантазии рамками написанной программы.

А кроха должен научиться в каждом предмете окружающей его обстановки находить игрушку. У малышей с хорошей фантазией пустая коробочка превращается в автомобиль, носок – в змею, а папин комнатный тапочек – в бригантину.

Карапуз по достоинству оценит яркие и выразительные игрушки, которые можно использовать для разных игр, не ограничивая способы применения и не привязываясь к конкретному сюжету.

Ребёнку 1-2 года: с чего начать?

Стремление к самостоятельности заложено в ребёнке природой. Вам нужно лишь всячески его развивать. В 1-2 года, когда кроха пытается сам ходить, сам есть, сам одеваться, помогать вам по хозяйству, не препятствуйте ему.

Пусть это не всегда удобно для вас. Одевание на прогулку, например, занимает больше времени, или после еды приходится отмывать полкухни. Потерпите совсем немного.

Навыки придут, а с ними и вера в себя, и стремление справляться с поставленными задачами, и умение в некоторых ситуациях (список которых будет со временем расширяться) обходиться без помощи взрослых.

А ещё, для начала, в вашем арсенале должно появиться несколько безобидных хитростей.

Волшебный мешок

Сложите в яркий красочный «бездонный» мешок всякую всячину. Конечно, при выборе этой самой всячины не забывайте о безопасности ребёнка. Это могут быть мелкие игрушки, коробочки, бутылочки, бусики, ракушки и др. Всё, что в понятии вашего малыша является настоящими сокровищами. И невзначай оставьте карапуза наедине с волшебным мешком. Обязательные условия: не забывайте время от времени содержимое мешка обновлять и не давайте его ребёнку слишком часто.

Интересно, надолго ли содержимое шкафа увлечёт карапуза?

Заветный шкаф

В пределах досягаемости крохи «случайно» забудьте закрыть дверцу шкафа, за которую он недавно так настойчиво пытался заглянуть. Предварительно, опять же, проверьте, что там не лежит чего-нибудь ценного да опасного. И выйдите из комнаты. Интересно, занятый исследовательской деятельностью, насколько долго малыш не будет замечать, что вас-то рядом с ним нет.

Мамина сумка

Какой карапуз не мечтает навести порядок в маминой сумке? Так предоставьте своему крохе такую возможность. Правда, сначала сами проведите в ней ревизию и оставьте лишь то, чего вам не жалко и что полностью безопасно для маленького естествоиспытателя. Сумка вряд ли заменит вас полностью, но на некоторое время малыш ею, определённо, удовлетворится.

Не ожидайте мгновенных результатов. Ребёнок, бесспорно, научится играть самостоятельно. Но на это уйдёт некоторое время. У кого-то больше, у кого-то меньше. Это зависит от темперамента малыша. А также от вашей компетентности в данном вопросе и от вашего же терпения.

Вы должны соблюдать некоторые обязательные условия, приучая кроху проводить время без вас.

Во-первых , карапуз во время любого обучающего процесса должен хорошо себя чувствовать и находиться в хорошем расположении духа.

И, во-вторых , игра в одиночестве для крохи не должна стать испытанием – соблюдайте меру, не нужно настаивать, если малышу подобный ход событий не нравится.

В 3-4 года ребёнок начинает играть в ролевые игры, строить более сложные сюжетные линии

Игры для детей 3-4 лет

С накоплением игрового опыта (а это, примерно, годам к трём-четырём) ребёнок готов перейти к новой форме самостоятельной игры – сюжетно-ролевой. Мама-папа при этом могут предлагать новые сюжеты, помогать малышу выстраивать более сложные комбинации.

Во что играют дошколята?

  • С куклами (в дочки-мамы, в семью, в больницу, в магазин, в разные профессии).
  • С машинами (в грузоперевозки, в такси, в автосалон, в парковку).
  • Со зверями (в ферму, в цирк, в зоопарк).
  • Со спортивными игрушками (эстафеты, турниры, тренировки).
  • Обыгрывают сюжеты любимых сказок и мультфильмов.
  • Любят играть в игры со сменой нарядов.

Родители могут быть партнёрами, советчиками или сторонними наблюдателями, но правила игры всегда должен устанавливать сам малыш. Для игр по правилам наступит ещё своё время

В этом возрасте главное условие для родных – не навязывать своё видение. В 3-4 года не нужно ограничивать фантазию малыша. Вы можете быть партнёром или сторонним наблюдателем, советчиком. Но правила при этом должен устанавливать ребёнок.

И помните, чем больше с крохой играют, тем ярче проявляется у него интерес к играм, и тем быстрее он начинает играть самостоятельно.

Видео «Как добиться, чтобы ребёнок играл сам?»

Досуг маленького всегда своего рода проблема. Чем таким интересным занять малыша, чтобы он сосредоточенно занимался один?

Как научить ребёнка играть самому? Этот вопрос задают многие мамы и папы, и не только по причине своей занятости. В последнее время разговоры о том, что детям быстро надоедают игрушки или о том, что они не умеют себя занять - слышны всё чаще.

Как же научить ребёнка играть самостоятельно? Прежде всего, нужно показать чаду, что делать с куклой или машинкой. Кроха сам никогда самостоятельно не догадается. Разыграйте перед малюткой спектакль: поиграйте в его самосвал, мишку или кубики. Дети всё повторяют за взрослыми. И это надо использовать.

Если же говорить о данной теме подробно, есть несколько рекомендаций, как научить ребёнка играть самостоятельно:

  • В первую очередь позаботьтесь об игровой зоне, где ваш малыш будет заниматься. У крохи должно быть своё личное пространство, куда он сможет прийти в любой момент, где уютно, красочно и весело. А самое главное - безопасно. Подумать о последнем также нужно вам. Определите игровое место, чтобы быть уверенной, что малютка не наткнётся на какой-то угол, что ему будет тепло сидеть на коврике и т. д. Игровая зона должна быть такой, чтобы карапуз смог заниматься там один, без каждоминутного заглядывания взрослого.
  • Все вещицы, которыми занимается малыш, должны соответствовать его возрасту. Сейчас практически на любом детском изделии написано, для какой возрастной категории оно произведено. Это тоже учитывайте. Если крохе меньше трёх лет, предмет не должен иметь маленькие отделяющиеся детали. Иначе кроха их может проглотить, засунуть в носик или ушко.
  • Даже если карапуз занимается один, он всегда поделится своим успехом. Ему крайне важна ваша оценка и реакция на его творчество. Обязательно помните об этом. Проявляйте неподдельный, искренний интерес к его постройкам из кубиков, рисункам, выслушайте, как он назвал собачку или мишку и т. д.
  • Думая, как научить ребёнка играть в игрушки самостоятельно, старайтесь не навязывать ему свои правила игры. Если на ваш взгляд, он каким-то вещам нашёл другое применение и не хочет поступать общепринято, не настаивайте.
  • Давайте больше свободы. Понятно, что всё должно быть в разумных пределах, но помните о том, что объясняя, что делать нельзя, рассказывайте об этом, избегая частицу “не”. Тогда малыш запреты будет воспринимать более позитивно.
  • Не думайте, что если вы поняли, как научить годовалого ребенка играть самостоятельно, он будет сидеть спокойно и заниматься чем-то одним много часов подряд. Здоровый малыш - это подвижный малыш. Непоседа будет и бегать, и прыгать, и ломать изделия, и пробовать их на зуб, и смеяться, и кричать. Так кроха познаёт мир. Так он развивается. Чем младше кроха, тем меньше времени он может сидеть спокойно и быть сосредоточенным на чём-то одном.

Тем не менее, в ваших силах сделать так, чтобы карапуз умел строить башенку из кубиков, играл в машинки, укладывал “лялю” спать и многое другое. Но сначала нужно с этими навыками его познакомить и так, чтобы заинтересовать малыша.