Как оградить ребенка от алкогольной зависимости. Полезные занятия на компьютере

Читайте на этой странице:

Как оградить ребенка от алкогольной зависимости

Многие родители не осознают, что именно они, формируют привычки своих детей, как хорошие, так и плохие. Ребенок — это зеркальное отражение взрослых, которые его окружают, поэтому всегда стоит осознавать последствия своих действий. Если в семье существует “культ алкоголя”, скорее всего дети тоже станут употреблять спиртное. Каким образом выпивающие родители могут изменить ситуацию, расскажет опытный нарколог Николай Полосухин.

С чего начинается пьянство

Нарколог-психотерапевт Николай Полосухин воспитывает трехлетнюю дочь. В связи с этим, он признается, что контакты с детьми дошкольного возраста стали привычным явлением. Доктор поделился личными наблюдениями за детскими играми в неформальной обстановке. Часто малыши изображают праздничное застолье и пытаются подражать действиям своих родителей. Они разливают воображаемый алкоголь и чокаются игрушечными стаканами.

Безусловно факт употребления алкоголя в семье формирует у детей лояльность по отношению к спиртному. Примерно половина подростков впервые пробует алкоголь в окружении своей семьи. Нередко это происходит в возрасте до 10 лет. Полосухин отмечает, что неоднократно проводил беседы с родителями, которые сами предлагали детям выпить бокал шампанского в честь праздника. Основным мотивом подобного поведения они называют желание оградить ребенка от недоразумений, которые могут произойти с подростком за пределами дома. Абсолютная трезвость и отказ от алкоголя родители не рассматривают даже теоретически. Мнение об исключительной алкоголизированности россиян — раздутый миф. В европейских странах дело обстоит примерно так же. Нарколог Николай Полосухин, все же не отрицает, что в действиях таких родителей есть определенный резон. Существуют научные подтверждения того, что самостоятельное начало употребления алкоголя влияет на психику ребенка более разрушительно, чем проба под надзором родителей.

Доктор отметил, что неоднократно интересовался у родителей, в каком возрасте они планируют приобщить подростка к распитию спиртных напитков. Какие выгоды они видят в этих действиях? С научной стороны абсолютно точно развенчана легенда, что небольшие дозы алкоголя благотворно влияют на здоровье. Это неправда. Он не приносит пользы ни для сердца, ни для нервной системы, и разумеется, не решает проблем. К тому же, медики опровергли предположение о существовании безопасной дозы. Любое количество алкоголя приносит вред организму. По мнению психотерапевта Николая Полосухина, столь тесное присутствие алкоголя в быту россиян — это влияние национальной культуры. В нашей стране пьянство существует с давних времен и воспринимается людьми, как часть повседневной жизни. Глубинные причины скрываются в этом. Сам по себе алкоголь не имеет никакой ценности для организма.

Родители обязаны защитить ребенка от пьянства

Нейтрализовать вред от принятия спиртных напитков можно, пересмотрев некоторые семейных традиции, связанные с распитием хмельных напитков. Врачи называют множество причин, толкающих на первый опыт распития спиртного. Это может быть это может быть обычное любопытство, влияние извне, подражание, стрессовые ситуации, культурные нормы, получение нового опыта. Но существуют и другие причины, которые провоцируют ребенка на принятие алкоголя, например, жажда экспериментов или протест. Для подростков это очень свойственно. Подобные желания родители могут удовлетворять с помощью развлечений, которые дарят приятные ощущения без употребления наркотических веществ и алкоголя, например, спорт или популярные среди молодежи квесты.

По глубокому убеждению доктора Полосухина, тема абсолютной трезвости может быть сформирована в голове ребенка, благодаря коррекции методов воспитания. Родители должны понимать, что главной целью употребления алкоголя является состояние опьянения, то есть биохимическое воздействие на нервную систему, которое дарит ощущение счастья. На самом деле, алкоголь не имеет никаких достоинств и полезных воздействий. Хмельные напитки не решают никаких человеческих проблем, а только создают иллюзию беззаботности. На утро нерешенные проблемы возвращаются, копятся, и ко всему этому добавляется похмелье. Николай рассказывает, что в его практике встречались люди, которые осознали для себя основную причину пьянства. Когда до пациентов доходит, что алкоголь не приносит ничего хорошего, кроме кратковременного опьянения, они полностью пересматривают свое отношение к выпивке.

Из-за алкоголя родители губят детей

Ученые из Великобритании выяснили, что 37% детской смертности и травматизации, связаны с безответственностью пьющих родителей. Причиной служит буйное поведение взрослых в пьяном угаре или низкая концентрация внимания по той же причине. Другие исследования показали, что дети чувствует ослабление интереса со стороны родителей, чаще всего в тех семьях, где взрослые считают нормой пить на глазах своих детей. Подобное явление формирует в детях острый комплекс неполноценности и желание подстраиваться под настроение окружающих.

Дети 11-12 лет описывают спиртное, как “сладости для взрослых” и напиток “решающий проблемы”. Разумеется, такое представление плохо сказывается на восприятии окружающего мира. Нарколог Николай Полосухин рассказывает, что существует общество под названием “Взрослые дети алкоголиков”. Там люди пытаются избавиться от внутренних проблем, которые появились в результате травмирующего общения с нетрезвыми родителями. В 2009 году профессор Лайм Дональдсон, который занимал статус главы медицинской службы Великобритании, сделал заявление. По мнению ученого, главной причиной алкоголизации британского населения становится проведение вечеринок с распитием спиртного в присутствии малолетних детей.

Советы, которые помогут спасти детей от пьянства

Если родители хотят для своих детей светлого будущего без алкогольной зависимости, им необходимо полностью отказаться от распития спиртных напитков. Это решение не имеет отрицательных последствий, напротив, только положительные. Но даже пьющие родители могут изменить ситуацию в лучшую сторону. Нарколог-психотерапевт Николай Полосухин дает несколько рекомендаций, которые помогут сформировать здоровые привычки в семьях, где родители уже употребляют алкоголь:

  • Проводите поочередно домашние праздники с распитием алкоголя и без. Покажите своему ребенку, что для душевного веселья вовсе не обязательно выпивать.
  • Заранее оповестите приглашенных гостей, что распитие спиртного не предвидится. Придумайте альтернативу. Сделайте акцент на экзотических блюдах и безалкогольных напитках, придумайте конкурсы, неожиданные сюрпризы и сценарий праздника.
  • На застольях с распитием алкоголя, откажитесь от тостов, не делайте это одновременно и не привлекайте внимания. Устраните всевозможные ритуалы, связанные с выпивкой, отодвиньте ее на задний план.
  • Не пейте допьяна при детях. Постарайтесь, чтобы они не видели вас в таком состоянии.
  • Расскажите детям, что мечтаете избавиться от вредной привычки, как с ней тяжело жить и какую вину вы испытываете.
  • Проводите с ребенком больше времени, приобщайте его к спорту и искусству.
  • Постоянно подчеркивайте плюсы трезвой жизни. Ставьте ребенку в пример знаменитых и богатых людей, которые пропагандируют здоровый образ жизни и негативно относятся к алкоголю.
  • Обговорите с ребенком его первый опыт распития алкоголя. Определите подходящий для этого возраст и договоритесь с ребенком, что он не притронется к спиртному до того момента. Дайте установку, что это должно произойти дома в присутствии взрослых. Расскажите истории, в которых первый опыт принятия алкоголя обернулся для подростка бедой.
  • Не подчеркивайте ценность алкоголя в присутствии детей, не хвалите напитки, не превозносите их достоинств и не коллекционируйте.
  • Если общение с ребенком выстраивается трудно и возникают проблемы, лучше сразу обратиться к специалистам.

«Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости»
Цель: психологическое просвещение родителей по проблеме компьютерной зависимости.
Форма проведения: информационное сообщение.
Участники: родители учащихся 2 класса.
Подготовительная работа: мультимедийная презентация по теме «Как уберечь ребенка от
компьютерной зависимости».
Вступление.
ХОД СОБРАНИЯ
Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи – дети и
компьютерная зависимость.
Основная часть.
Еще 10 лет назад в нашей стране мы и не могли представить, насколько эта проблема
будет актуальна на сегодняшний день. И с каждым годом актуальность этой проблемы только
растет. Современные дети, кажется, уже рождаются с умением пользоваться компьютером.
В виртуальном компьютерном мире легко можно стать кем угодно. Для этого не нужно
прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, не нужно скрывать агрессию.
Достаточно только «загрузить» игру. Любая толстушка может стать топ­моделью, а щуплый
паренек – супер­героем. И всего­то надо иметь компьютер и сотню рублей на новую игру. А если
компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К
сожалению, и проблемы тоже…. С одной стороны виртуальный мир предоставляет огромные
возможности, сегодня он оказался, по сути, главным источником информации.
С другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни – компьютерной
зависимости. Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем
мире. Впервые о ней заговорили в начале 80­х годов американские ученые. А в России врачи
занимаются игроманами последние 7­8 лет. И с каждым годом проблема становится острее. Дети
и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры, посещают Интернет­кафе и игровые
клубы. Производство игр для компьютеров и телефонов – это мощная индустрия, и, к
сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети.
Почему формируется компьютерная зависимость?
Первое и необходимое условие формирования любой зависимости – чувство внутренней
тревоги и неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо
становится агрессивным, либо стремиться «уйти» в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты
и, наконец, в игру…. В компьютерной игре человек может одновременно, и «выплеснуть» свою
агрессию на виртуальных персонажей и укрыться от безрадостной для него реальности. Но
откуда возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся
проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей,
завышенные требования, которые предъявляют к ребенку взрослые.
Второе условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во что бы человек
ни играл, в солдатики или «стрелялки», во время игры происходит выброс адреналина. А если он

учебе и другим интересам. Компьютер может предоставить детям безграничные возможности
для творчества: редактировать фотографии, монтировать собственные фильмы, писать
музыку и книги, общаться с иностранцами. Главное здесь, заинтересовать и научить.
 Четвертое: «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Старайтесь развивать в ребенке другие
интересы, кроме компьютерных игр. Секции и студии могут быть любой направленности,
главное, чтобы в жизни ребенка появился какой­либо интерес, будь то театр, космос или
динозавры, да что угодно! Обязательно ходите всей семьей в театр, музеи, кафе, выезжайте
на природу, посещайте другие города, чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись
приятными воспоминаниями.
Заключительная часть.
Психолог отвечает родителям на возникшие вопросы, проводит рефлексию.

Как спасти ребенка от компьютерной зависимости? Хорошая штука-компьютер. Особенно выручает очень занятых родителей. Сидит себе ребенок за компьютером дома, по улице не бегает с сомнительными товарищами. Двигается маловато, это конечно не очень хорошо, но все же лучше чем пагубное влияние улицы!

Родители, которые считают, что увлечение их чада компьютерными играми и Интернетом не влияет отрицательно на ребенка, глубоко заблуждаются или просто намерено отмахиваются от своих родительских обязанностей, считая, что у них есть дела и поважнее.

Психологи бьют тревогу. Количество детей страдающих в разной степени компьютерной зависимостью непреклонно растет с каждым годом. У ребенка страдающего компьютерной зависимостью нарушаются психологические и поведенческие функции. Этому болезненному состоянию подвержены и взрослые и дети, но взрослый человек отвечает за себя сам, а вот за здоровье ребенка отвечают родители. И именно они должны уберечь его от этого недуга.

Обратите внимание, сколько времени ребенок уделяет компьютерным забавам. Если, немного поиграв, он выключает компьютер и начинает заниматься другими делами, то повода для беспокойства пока нет. Но грань между увлечением и зависимостью очень тонка. Если ребенок уделяет компьютеру все свое свободное, а порой даже забывает об учебе, прогулках и живом общении со сверстниками, то это серьезный повод задуматься о том, что у ребенка появились проблемы с самоконтролем и его увлечение переросло в зависимость.

Как решать проблему. Многие родители видят единственный выход это полный запрет на пользование компьютером. Но такие крайние меры могут привести к еще худшим последствиям. Ребенок может впасть в настоящую депрессию, закрывшись в себе, полностью отгородится от родителей. Так же может начинать действовать родителям назло, например, забросить учебу.

Запреты, нравоучения, ругань ни когда не приносят положительного эффекта в воспитании детей. Ребенок совершенно не понимает, за что его наказывают. Ведь он не рассматривает свое состояние как психическое расстройство. По непонятным для него причинам родители, почем- то отбирают у него право заниматься любимым делом. Это вызовет у ребенка чувство протеста или озлобленность на родителей.

Не существует стопроцентно эффективного способа в борьбе с компьютерной зависимостью. Конечно же, нужно разговаривать с ребенком. Рассказать ему о своих опасениях и страхах. Ребенок доверяет своим родителям, и их опасения могут сыграть для него роль сдерживающего фактора.

Нужно понимать, что одними разговором делу не поможешь. Обязательно одно увлечение нужно заменить на другое, более полезное. Узнайте, чем еще интересуется ваш ребенок, предложите занятия спортом или посещение какого-нибудь кружка. Старайтесь чаще общаться с ребенком, постарайтесь разделить его увлечения и интересы.

Лечение любой зависимости очень не простое дело, требующее много терпения и сил. Нужно стараться не допустить такого развития событий. Определенно, занятия ребенка с компьютером, должны контролироваться родителями постоянно.

Не устанавливайте компьютер в детской. Пусть он находиться в том помещении, где чаще находятся взрослые. Тогда ненавязчиво вы сможете проконтролировать, сколько времени ребенок проводит за компьютером.

Чаще отвлекайте ребенка, «мешайте» ему разными вопросами. Попросите его рассказать о тех или иных функциях компьютера, о которых вы не знаете. Старайтесь узнавать, что именно его привлекает в тех или иных играх. На каких сайтах он общается, что нового и интересного он узнал из Интернета. Если у вас нет времени контролировать увлечение вашего ребенка компьютером, то стоит задумываться о правильности вашего подхода к воспитанию детей. Ведь в семьях, где дети не безразличны своим родителям, малыши и подростки реже хотят спрятаться от безразличия близких людей в виртуальном мире.

Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости и справиться с ней.

10 правил для родителей.

Компьютерная зависимость - э та новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии.

Термин «интернет-зависимость» был предложен в 1996 году доктором Айвеном Голдбергом. Первый и важный признак начинающегося заболевания — чрезмерное увлечение Интернетом. Ребенок заходит на все сайты подряд, машинально, играет в онлайн-игры постоянно, не «вылазит» из социальных сетей.

Какие дети, прежде всего попадают в компьютерную зависимость? Многие считают, что это дети из неблагополучных семей, но как ни странно компьютерная зависимость формируется у детей из благополучных семей, умных, развитых, с хорошей успеваемостью, до того как компьютер начинает затягивать детей все больше. Родители таких детей очень обеспокоены, как правило, родители работают, заняты на работе и делают успешную карьеру, в целом это нормальные семьи, где не наблюдается неблагополучия.

Факторы риска компьютерной зависимости:

Недостаток времени родителей на разговоры, на игры, на занятия;

Не умение ясно и чётко устанавливать запреты, правила и ограничения для ребёнка, не только устанавливать, но и доносить какие будут последствия. В каких случаях компьютерная зависимость у ребёнка наиболее вероятна;

Когда ребёнок начинает использовать компьютер в раннем детстве (6 и младше), не спешите, чем позже ребёнок узнает, что такое компьютер, тем лучше для него;

Дети подвержены риску компьютерной зависимости, у которых уровень интеллекта выше среднего;

У детей, у которых много свободного времени, не занятого кружками и секциями. Дети, которые вовлечены в клубы, в студии, занимаются различными видами спорта у них не так много времени, чтобы находиться за компьютером, у этих детей снижается риск компьютерной зависимости;

Когда у ребёнка есть неограниченный доступ к компьютеру, планшету, айфону т.д. Часто все эти приспособления находятся в комнате ребёнка и дети могут в свободном доступе включать и даже играть ночами. Поэтому необходимо изымать все эти приспособления из комнаты ребёнка, чтоб контролировать время игры или ставить специальные программы -ограничители времени игры ребёнка за компьютером;

Следующий фактор, это когда родители сами много времени проводят за компьютером, выступая для ребёнка ролевыми моделями, если родитель часто играет, или просто бродит по интернету, то сложно ожидать от ребёнка другого поведения;

Когда у ребёнка не очень хорошо складываются отношения со сверстниками или когда у него нет друзей Если ребёнок не ходит в гости к друзьям, не общается с ними по телефону, не приглашает их к себе, то ребёнок начинает с головой уходить в компьютер, нужно понимать, что вопрос его взаимоотношения со сверстниками ни как не решается, наоборот ухудшается. Ребёнок не тренируется, не получает новый опыт;

Далее когда дети из состоятельных семей, с уровнем дохода выше среднего и высоким, у таких детей родители могут позволить купить ребёнку новые гаджиты, дорогие приставки, оплачивать онлай игры. Иногда это служит замещение родительского внимания, любви.

В больший риск компьютерной зависимости у мальчиков, юношей, мужчин - они находятся в большей зоне риска. Как правило любой вид зависимости формируется у ребёнка на фоне отсутствия или не достатка общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родителям из - за забот не хватает времени для искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуется состояние душевного мира ребёнка, его мыслях, его чувствах. Не знают как включаться в мир ребёнка, родители не всегда слышат своего ребёнка. Если ребёнку не хватает в семье тепла, ласки, то высок уровень формирования любой зависимости. И ребёнок часто уходит в компьютерную зависимость, и родителям это удобно, никто не мешает, не дёргает, не беспокоит. Родители часто полагаются на игру, как на источник радости и удовольствия для ребёнка, и если это растягивается на часы то у ребёнка формируется компьютерная зависимость.

Признаки компьютерной зависимости у ребёнка.
1) Постоянное и выраженное желание ребенка находится у
включенного компьютера, неудержимая тяга к компьютеру, азартное
стремление непременно увеличить время «общения» с компьютером.

2) Родителям и самому ребенку сложно или невозможно
контролировать свое поведение в области «общения» с компьютером.
3) Ребенок испытывает явный душевный дискомфорт, у него
серьезно портится настроение, когда родители ограничивают или лишают его контактов с компьютером.
4) Контакт или даже перспектива контакта с компьютером улучшает
настроение ребенка. Большей частью или всегда, только с помощью компьютера легко удается контролировать поведение ребенка (сделать уроки, убраться в комнате и т.д)
5) У ребенка постепенно сужаются или совсем пропадают сферы
других интересов (общение с родителями и сверстниками, спорт, книги,
хобби т.д.).

6)Нарушение режима сна и бодрствования, игнорирование физических нагрузок, правильного питания и личной гигиены. Физическое ухудшение здоровья - утомляемость, истощаемость,ожирение или потеря веса, головные боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, боли в спине, сердце, нарушение зрения, конъюнктивиты и т.д.

7)Большинство мыслей и желаний, свободные деньги и незанятое время
посвящается компьютеру.
8) Развивается социальная дезадаптация - ухудшается поведение и
познавательная деятельность в школе и дома, нарастает агрессия,
развивается непослушание и безответственность, нарушаются правила и
запреты взрослых, ухудшаются коммуникативные способности и т.д.
9)Резко увеличивается неискренность и количество вранья в общении с
родителями, учителями и другими взрослыми, особенно в области того, что
касается компьютера.
Чем позже Вы познакомите ребёнка с компьютером - тем лучше. Ребёнок мгновенно научиться им пользоваться, и все нагонит, когда придет время..

Как объяснить ребёнку, что играть вредно?
Моя рекомендация - сохраните ваше время и энергию. Не нужно убеждать
Вашего ребёнка в том, что играть вредно или что у него проблемы. Нет
практически таких слов, фраз и аргументов, которые убедят вашего ребёнка.
Дети, у которых уже сформировалась зависимость, будут особенно всячески
отрицать вред компьютерных игр и занятий и недооценивать последствия.
Заполните свободное время ребёнка :

Для маленьких:
- Игры на логику память и внимание, Игры: «Эрудит», «Морской бой»
- Разные настольные игры.
- Наборы для творчества.
- Организуйте поездки в музеи, театры, кино.
- Предложите ребёнку приглашать в гости друзей.
- Актёрское мастерство, рисование, айкидо и другие кружки.
Для более старших детей:
- Цифровая фотография.
- Актёрское мастерство.
- Туристические секции.
- Спорт: футбол, плавание, скалолазание.
- Программирование, web-дизайн.
- Разные виды единоборств.
- Игра на музыкальных инструментах.
- Картинг, стрельба, пэйнбол.

10 золотых правил для родителей.
1) Всегда ежедневно находите время для того, чтобы провести время с
вашим ребёнком, поговорить с ним «по душам», быть в курсе того, что его
беспокоит и волнует. Вникайте в его душевный и эмоциональный мир. Старайтесь его понять. Будьте не только воспитателем и учителем, но и другом. Самое ценное, что Вы можете подарить вашему ребёнку - это ваше время.

2) Будьте уверены, что свободное время вашего ребёнка заполнено
кружками, секциями и разными интересными занятиями.

3) Включайте Вашего ребёнка в семейные дела. Давайте ему поручения,
просите о помощи по дому. Советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение.
Ребенку важно чувствовать себя частью семейной системы, чувствовать себя
причастным, чувствовать, что он тоже принимает участие в жизни семьи.

4) Чётко сформулируйте правила использования компьютера для ребёнка: по
каким дням, в какое время, сколько по времени он может использовать
компьютер. Запишите эти правила.

5) Сформулируйте негативные последствия, с которыми столкнётся ребёнок,
если будет нарушать эти правила. Они должны быть чёткими и конкретными.

6) Обсудите эти правила со всеми членами семьи, которые принимают
участие в воспитании ребёнка. Заручитесь их поддержкой. Распечатайте для
них копию этих правил.

7)Установите на компьютере программы, позволяющие осуществлять
родительский контроль и ограничения использования компьютера и
интернета.

8) Обязательно следите за выполнением тех правил, о которых вы
договорились. Будьте уверены, что у ребёнка нет свободного доступа к
компьютеру тогда, когда Вас нет дома и так же ночью.

9) Поговорите с ребёнком и подробно расскажите ему о правилах
использования компьютера. Будьте уверены, что обсудили с ним каждый
пункт. Уточните, всё ли ему понятно.

10) Всегда будьте в курсе того, чем занимается за компьютером ваш ребёнок
и, если Вы считаете какие-то игры или сайты неприемлемыми и
вредоносными, запретите или блокируйте их.

Болезнь лучше предупредить, чем лечить. Будьте внимательны к ребенку, к любым изменениям в его поведении и тогда вовремя сможете заметить проблему и решить ее на начальной стадии.