Конспект занятия в старшей группе по аппликации "воздушный транспорт"

Ирина Черепанова
Конспект занятия по аппликации в средней группе «Автобус»

Цель : закреплять умение детей вырезать нужные части для создания образа предмета.

Задачи :

Обучающие :

1. Закреплять умения срезать у прямоугольника углы, закругляя их ножницами (кузов автобуса, разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса) ,вырезать из квадрата круг, срезая углы (колеса) .

2. Расширять и уточнять знания о транспорте, его назначения и основными функциями (перевозит пассажиров или груз, разные виды топлива и т. д.).

3. Правильно и аккуратно пользоваться ножницами.

4. Закреплять умение пользоваться ножницами и клеем.

Развивающие:

1. Развивать умение композиционно оформлять свой замысел.

2. Активизировать свой словарный запас словами: заправляется бензином, пассажирский и грузовой транспорт, грузовик, самолет, мотоцикл, трамвай,автобус.

Воспитательные :

Воспитывать самостоятельность, аккуратность, навыки сотрудничества.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций «Транспорт», беседа о нем, особенности каждого вида транспорта.

Материал :

Цветная бумага прямоугольной формы 10*4 см,

полоска голубой или светло –серой бумаги 2*8 см,

2 черных квадрата2,5*2,5 см,

ножницы, клей, кисть для клея, салфетки.

Картинки с изображением: грузовика, самолета, мотоцикла, трамвай и автобуса.

Карандаши или фломастеры.

Ход занятия:

Вос-ль: Ребята мне сегодня принесли странное письмо, кажется оно попало под дождь и часть его размыло водой, нас просят приехать в гости, но вот на чем я никак не пойму. Здесь есть только подсказки.

Вос-ль с детьми подходят к фланелеграфу на котором размещены картинки: самолет, грузовик, мотоцикл, автобус, трамвай.

Ребята,послушайте, что за подсказки в письме написаны. Нам надо найти транспорт на чем мы можем уехать в большое путешествие.

Подсказка номер 1: Этот транспорт не грузовой, он пассажирский! Какой транспорт здесь не пассажирский? Что мы должны убрать, что у нас здесь изображено? (Дети рассматривают и убирают грузовик)

Подсказка 2: Транспорт на котором мы должны уехать, он не летает, у него нет крыльев, что мы должны убрать? Какой транспорт летает? (самолет)

Подсказка 3: В нашем транспорте много пассажирских мест, что бы всем хватило мест, а в каком транспорте мало места для пассажиров? (мотоцикл)

Подсказка 4: Наш транспорт заправляется бензином, значит мы должны убрать машину которая не заправляется бензином (трамвай). Трамвай ездит от электричества.

Вот и остался у нас одна машина, как называется? Правильно АВТОБУС.

Это какой транспорт – пассажирский.

Автобус ездит по дороге, у него нет крыльев и он не летает, у него есть колеса, какие (круглые, у него много пассажирских мест, в автобус поместится много людей. Автобус заправляется бензином.

Давайте рассмотрим из чего состоит автобус? Из кузова, окон, колес и двери.

Назовите, какой формы кузов? (Прямоугольной) Все ли уголки кузова острые? (Нет) А какие уголки еще есть? (Закругленные.) Вверху или внизу закругленный корпус автобуса? (Вверху)

Вспомните, как получить закругленные края? (Срезать уголки).

Какие еще части автобуса прямоугольной формы? (Окна, двери)

Колеса какой формы? (круглой)

2 ЧАСТЬ

Теперь мы должны добраться до на наших рабочих мест и начать работу.

Игра «Мы едем, едем,.».

Дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, первый ребенок водитель, изображает, что управляет автобусом.

Мы едем, едем, едем

В далекие края

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Нам весело живется

Мы песенку поем

И в песенке поется

О том, как мы живем.

Дети цепочкой передвигаются по групповой комнате и усаживаются за рабочие места.

3 часть .

Теперь нам надо рассмотреть из чего будем мы изготавливать автобус. У нас с вами есть разной формы и цвета листочки бумаги. Из большого прямоугольника что мы сделаем

какую часть автобуса? (кузов, салон,корпус)

Нам надо срезать два верхних угла. Берем ножницы в правую руку перед собой, а левая рука поворачивает бумагу в нужном направлении. Работаем аккуратно.

Затем готовим колеса из какой формы? (квадратов)Как мы это сделаем? (срежем 4 уголка)

Далее берем длинную полоску и я вам покажу как из нее вырезать окошечки - беру полоску бумаги, складываю пополам, потом еще раз пополам, разворачиваю и разрезаю по сгибам на части. Вот так: это одно окошко, это другое, а вот третье и четвертое.

С какой детали начнем сборку нашей модели автобуса? (С кузова.) Затем двери. Окна расположите в одну линию, оставляйте между окошками немного места >. Чтобы автобус получился красивым, колеса приклейте в последнюю очередь. (показ на макете работы)

Во время работы напомнить о правилах работы с клеем, пользоваться салфеткой.

Кто быстро выполнит свою работу может дорисовать дорогу, по которой будет ездить автобус. Можно придумать и нарисовать, мимо чего будет проезжать автобус.

4 часть .

Рассматривание готовых работ.

Ребята, что вам больше всего понравилось? Чему вы научились?

Очень красивые автобусы у вас получились, теперь мы можем ездить в далекие путешествия! Молодцы ребята!

Публикации по теме:

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Скворечник» Цель занятия: учить детей составлять изображение скворечника из готовых форм. Задачи: Образовательные: Упражнять в умении определять геометрическую.

Задачи: Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на улице, закреплять имеющиеся знания о правилах дорожного движения. Формировать.

Конспект занятие по аппликации в средней группе «Автобус с цветными окошками» Конспект занятие по аппликации в средней группе на тему: «Автобус с цветными окошками» Цели: Познакомить детей с пассажирским транспортом,.

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Пирамидка» Программное содержание 1.1. Закреплять умение вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта); Упражнять детей в вырезании.

Цель: научить детей составлять аппликацию в виде птички. Задачи: образовательные: закрепить представление детей о разнообразии.

При этом кончики усов нужно скатать в тонкие прядки, а серединку усов закрепить в центре кисточки. для создания усов так же может пригодиться синтепон или вата. Чтобы оживить Деда Мороза, надо добавить ему глазки. Их можно взять из набора для детского творчества . Их можно так же сделать в виде аппликации из бумаги или ткани. А самый простой способ сделать Дедушке морозу глазки – это нарисовать их черной краской. Носик так же можно нарисовать. Кроме того, в качестве носа используют пуговки, бусинки, комочки ваты. Сделать нос можно из ткани....

Дата обновления: 05.12.2018
Эйша Ситро "Дома весело! Развивающие игры для самых маленьких"

Спасением. Спасено будет гигантское количество нервных клеток, и, очень может быть, вы совсем скоро почувствуете от совместного творчества с детьми большую радость. Анастасия Тмур продюсер научно-популярного портала «Чердак» Первое впечатление от этой книжки... ... Рецензия от блогера Ольги Гулиной (@olya.happy.mom) С Полей мы до сих пор очень любим играть в пластилин, песок, делать различные аппликации , вот только так популярных сенсорных коробок у нас не было. Но чувствую, что после прочтения этой книги я оторовусь...

Дата обновления: 12.04.2018
Идеи совместных занятий с детьми разного возраста

Поверхности. Стоит начинать с пальчиковых красок и штампов, которые можно сделать самим из половинки картошки. Старшие, обычно уже привыкшие рисовать карандашами и красками, с удовольствием поучаствуют в рисовании пальцами или штампами: это разнообразит их творчество . – Клеить. Дайте малышу клей-карандаш и кусочки цветной бумаги или ваты – такое занятие развлечет его надолго. Старший ребёнок может делать в это время аппликацию : клеить кусочки цветной бумаги на рисунок-заготовку. – Лепить из пластилина. Младшие дети учатся отрывать кусочки пластилина и приклеивать их на бумагу, например, на заготовку в виде мухомора или божьей коровки, делать колбаски и шарики, раскатывать...

Дата обновления: 01.07.2017
Я б в художники пошел... Зачем детям рисование

Не только традиционный пластилин, но и полимерную глину, в том числе и застывающую на воздухе, гипс для создания барельефов, которые потом нужно раскрашивать, разноцветный песок для картин. В последние годы в России набирают популярность такие виды творчества , как квиллинг (объемные аппликации из свернутых узких полосок разноцветной бумаги), оригами (национальное японское творчество , складывание бумажных игрушек), скрапбукинг (оформление фотоальбомов, блокнотов и открыток разного рода аппликациями ). Конечно, детям непросто заниматься...

Дата обновления: 20.10.2016
Самый большой список игр для занятий с малышом

... (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество . 6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно... ... лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному. 9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги. 10. Аппликация крупой....

Марина Васильевна Елецких

Цель : Формировать умение у детей передавать характерные особенности троллейбуса .

Задачи :

Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники-окна, срезать углы, вырезать колеса из квадратов, дополнять изображения характерными деталями (штанга троллейбуса ) ;

Воспитывать чувство коллективизма, товарищества;

Развивать чувство композиции (формировать умение правильно и красиво располагать части на листе бумаги).

Средства : Картинка - троллейбус , бумага размером альбомного листа для фона, цветная бумага, ножницы, клей- карандаш, салфетка на каждого ребенка, модель частей троллейбуса , мультимедийное оборудование, ноутбук.

Предварительная работа :

Наблюдения за транспортом на прогулках, рассматривание иллюстраций, использование игрушечного транспорта в играх, разгадывание загадок, сюжетно-ролевая игра «Шоферы» .

Воспитатель : Ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте.

Ребята, отгадайте мою загадку и вы поймете о чем мы будем говорить.

Я мчусь, держусь за провода.

Не заблужусь я, никогда.

Дети : Троллейбус .

Воспитатель : Правильно, молодцы.

Воспитатель : Сегодня утром я получила письмо. Сейчас я вам его прочитаю.

«Здравствуйте, ребята! Наш завод по производству пассажирского транспорта не справляется с поставкой троллейбусов . Помогите нам, пожалуйста, выпустить троллейбусы .

Воспитатель : Ребята, вы готовы?

Дети : Да.

Воспитатель :

Сегодня предлагаю Вам «превратиться» в сотрудников завода, которые выпускают пассажирский транспорт и помочь им.

Воспитатель : Теперь посмотрите все на доску и скажите из каких частей состоит троллейбус ?

Дети : Есть вагон, окна, колеса, штанги.

Воспитатель : С чего мы начнем производство наших троллейбусов ?

Воспитатель : Правильно, дети. Нужно сделать заготовки для вагона, окон, колес.

Воспитатель : Какую форму имеют колеса?

Дети : Круглую.

Воспитатель : Какую форму имеет вагон?

Дети : Прямоугольную.

Воспитатель : Как сделать круглыми края прямоугольника? Нужно аккуратно, медленно срезать края прямоугольника (делая скругленные углы)

Воспитатель : А как сделать окна?

Воспитатель :Сначала вырезаем детали для троллейбуса , а затем приклеиваем на бумагу.

Ребенок вызванный к доске показывает последовательность приклеивания.

Воспитатель : А прежде чем мы приступим к работе, давайте немного разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

«Транспорт»

Автобус, троллейбус , машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай (соединение пальцев по очереди с большим) .

В морях – корабли, ледоколы, суда (то же пальцами другой руки)

Они очень редко заходят сюда.

После пальчиковой гимнастики дошкольники приступают к самостоятельной работе (звучит фоновая музыка «Шум на заводе» ).

Напомнить детям правила безопасного использования ножниц.

Помощь детям, у которых что-то не получается.

Воспитатель : Все закончили?

Дети : Да. Отложите ваши работы, давайте с вами немного отдохнем.

Физкультминутка (под музыку со словами) «Автобус»

Дети приносят работы на выставку.

Рефлексия

Воспитатель : Ребята, мы с вами сделали выставку.

Воспитатель : Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Воспитатель : Довольны ли вы своими работами?

Что было самое сложное в производстве троллейбусов ?

Что вам понравилось на занятии?

Воспитатель : Посмотрите, какие замечательные троллейбусы у вас получились . Наш завод выпустил много качественного транспорта. Все работники отлично потрудились. Вы все молодцы! Спасибо вам за помощь!

Публикации по теме:

Тема «Веселый клоун» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». Виды детской деятельности:.

Конспект НОД по аппликации Конспект ОД по аппликации во 2 младшей группе «Мой весёлый звонкий мяч» Разработала и правила воспитатель группы по зрению: Панкова Ирина.

Конспект НОД по аппликации «Грибная полянка» для средней группы (4-5 лет). Воспитатель: Мордовец А. Я Программное содержание: Образовательные:.

Цель: Уточнить и расширить знания детей о сезонных весенних изменениях в живой и неживой природе. Познакомить с особенностями жизни скворцов.

Цель: изготовление пасхальной открытки для родителей. Задачи: Воспитательные - расширять представления о празднике Светлая Пасха - воспитывать.

Крылова Олеся Геннадьевна
Должность: воспитатель 1 категории.
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 10 СПДС " Аленушка"
Населённый пункт: Город Жигулевск Самарская область.
Наименование материала: Учебно методический материал
Тема: Занятие в подготовительной группе. аппликация. "Транспорт"
Дата публикации: 24.09.2018
Раздел: дошкольное образование

Занятие по аппликации в подготовительной группе.

Воспитатель. Крылова О.Г.

Тема: Транспорт.

Автобус на дороге.

Закрепить представление о транспорте. Обогащать словарь детей,

пассажирский трамвай, троллейбус автобус, легковые машины. Учить детей

вырезать машины из прямоугольников, квадратов сложенные пополам.

Закреплять навыки работы ножницами. Формировать композиционные

умения ритмично размещать вырезанные машины на листе бумаги.

Демонстрационный материал: Рассматривание иллюстраций машины на

улице, Изображение машин в альбомах. Открытки с изображение машин.

Материалы и оборудование.

Листы бумаги на каждого ребенка А4.Прямоугольники, квадраты с цветной

бумаги. Ножницы, клей, кисточки, клеенки, салфетки матерчатые, салфетки

Ход занятия.

Воспитатель читает детям загадки.

Что за чудо длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины.

И питается бензином.

(Автобус)

По асфальту едет дом,

Ребятишек много в нем,

А над крышей вожжи,

Он ходить без них не может.

(Троллейбус)

Очень рано за окошком,

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам.

Ходят красные дома.

(Трамвай)

Воспитатель показывает детям картинки с изображением машин и задает

вопросы. Что общего и чем они отличаются?

Обобщив ответы детей, воспитатель демонстрирует силуэт машин, имеющих

симметричное строение. Автобус, троллейбус, трамвай и легковые машины

Воспитатель вмести с детьми обводит силуэт пальчиком и дает подумать как

лучше вырезать.Воспитатель выслушивает варианты детей и предлагает

детям вырезать методом складывания.

Воспитатель сообщает детям, что бы приступить к работе им надо сделать

пальчиковую гимнастику.

Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиняя с указательного, на

каждый ударный слог.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай.

О них ты на улице не забывай (смена рук)

В морях корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Воспитатель складывает прямоугольник по его длине пополам, разглаживает

сгиб. Потом рисует половину машины, провожу дугу от одного уголка к

другому держа за сгиб, вырезает и получается автобус.

Окна для автобуса, прямоугольник сложить поперек пополам и разрезать по

линии сгиба.

Колёса для автобуса, плавно срезаем углы квадратов.

Собираем автобус на листе бумаги, приклеиваем силуэт автобуса,

приклеиваем окна на автобус в каждое окно можно приклеить животное, как

пассажира, приклеиваем колеса.

В конце работы дети могут дорисовать на листе бумаги дорогу, светофор,

деревья, дома. По фантазии. В конце занятия воспитатель поощряет детей за

старание. Выставляют работы на магнитную доску.

Муниципальное учреждение «Управление образования администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

(МАДОУ Детский сад «ТЕРЕМОК»)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по аппликации в средней группе по теме:

«Автобус»

Составитель: Афиногенова Наталия Валерьевна

г. Лабытнанги

2017

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по аппликации

Тема: «Автобус»

Цель: з акреплять умение детей вырезать нужные части для создания образа предмета (автобуса).

Задачи:

    Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса); разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса); вырезать из квадрата круг, срезая углы (колеса);

    Повторить правила безопасности при работе с ножницами, закреплять навыки работы с ними.

    Упражнять в технике аккуратного наклеивания.

    Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность.

Тип занятия: интегрированный

Форма занятия: групповая

Продолжительность: 15 мин

Участники: воспитатель, группа детей

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Оборудование и материалы:

раздаточный материал: 1/2 листа бумаги, цветные заготовки размером 6х10 см и 2х6 см, 2 черных квадрата со стороной 2,5 см, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, салфетка; наглядные средства: варианты аппликативных автобусов, детали для показывания; плакат «Техника безопасности при работе с ножницами»; технические средства обучения: фланелеграф, аудио.

Предварительная подготовка.

Рассматривание изображений автобуса, сравнение с другими видами транспорта. Наблюдение за движением автобуса на прогулке. Использование игрушечного транспорта в игровой деятельности. Подвижная игра «Перевези пассажиров». Дидактическая игра «Транспорт». Ч тение художественной литературы по теме.

Методы и приемы работы с детьми: наглядный, словесный, игровой, практический.

Структура занятия:

2. Сюрпризный момент

1мин

Основная часть

1.Организация детского внимания.

2. Рассматривание автобуса

3.Рассматривание плаката по безопасности работы с ножницами.

4. Подвижная игра « Мы едем, едем,..»

5. Практическая деятельность.

12 мин

Окончание

1.Подведение итога (анализ,оценивание участия детей в занятии)

2мин

Ход мероприятия:

Организация детей

1. Проверка готовности детей к занятию

Ребята, видно, что вы готовы узнать что-то новое! Какие вы опрятные, красивые!

2. Сюрпризный момент.

- Вы любите отгадывать загадки? Послушайте одну из них:

Что за чудо красный дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус.)

- Вы слышите, кто-то плачет? Ой, это же бумажный автобус! Здравствуй, автобус! Расскажи нам, что случилось?

Автобус: Здравствуйте! Я не могу перевозить своих пассажиров!

- Ребята, как вы думаете, почему расстроен автобус? (У автобуса нет колес и окошек.)

- Не расстраивайся, автобус, мы поможем тебе. Правда, ребята? А как нам помочь? (Вырезать из цветной бумаги колеса и окна.)

Тогда едем в мастерскую рассматривать детали!

Основная часть

1. Организация детского внимания.

Чтение стихотворения О. Сапожникова:

Улыбается водитель:

Проходите! Проходите!

У окошка место есть,

Не желаете присесть?

На моём автобусе

Полоски, как на глобусе!

Мы объедем целый свет!

Вы садитесь или нет? (Дети садятся на стульчики возле мольберта )

2. Рассматривание аппликационного автобуса

- Из каких частей состоит автобус? (Колеса, кузов, окна, двери.)

- Назовите, какой формы кузов? (Прямоугольной) Все ли уголки кузова острые? (Нет) А какие уголки еще есть? (Закругленные.) Вверху или внизу закругленный корпус автобуса? (Вверху)

- Вспомните, как получить закругленные края? (Срезать уголки).

Какие еще части автобуса прямоугольной формы? (Окна, двери)

Как из длинной полоски получить много окон? (разрезать полоску на маленькие прямоугольники)

Чтобы окошечки были одинаковые, п осмотрите другой способ вырезывания: беру полоску бумаги, складываю пополам, потом еще раз пополам, разворачиваю и разрезаю по сгибам на части. Вот так: это одно окошко, это другое, а вот третье и четвертое. Всего четыре окошка.

Колеса, какой формы? (Круглой)

- Как из квадрата получить круг? (Срезать уголки.)

Теперь наклеим нашему автобусу окошечки. Расположу их в одну линию, с небольшим промежутком между ними. Теперь приклеим колеса. (показ на фланелеграфе )

Автобус: Спасибо большое! Я приглашаю вас прокатиться по городу! Ой, но вас так много, а мест мало. Как же я вас всех возьму?

Ребята, а давайте смастерим много автобусов? Тогда всем места хватит!

Но почему наш автобус опять плачет? Он переживает, что дети могут порезать ножницами ручки. Давайте успокоим нашего друга и познакомим его с правилами безопасной работы с ножницами.

3. Рассматривание плаката по безопасности работы с ножницами.

А теперь можно ехать в мастерскую. (дети проходят за рабочие места, произнося слова песни «Мы едем, едем,..» )

4. Игра «Мы едем, едем,..» .

Дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, первый ребенок - водитель, изображает, что управляет автобусом. Дети цепочкой передвигаются по групповой комнате и усаживаются за рабочие места.

Мы едем, едем, едем

В далекие края

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Нам весело живется

Мы песенку поем

И в песенке поется

О том, как мы живем.

5. Практическая деятельность

Проверим, что нам необходимо для аппликации: половинка белого листа бумаги, большой прямоугольный лист для кузова автобуса, маленький прямоугольник для двери, полоска цветной бумаги для разрезания на окошки, 2 квадрата для изготовления колес.

Приступаем к работе. Возьмем большой прямоугольный лист для корпуса автобуса и срежем два верхних угла. Берем ножницы в правую руку перед собой, а левая рука поворачивает бумагу в нужном направлении. Работаем аккуратно. (Воспитатель в процессе работы помогает детям, следит за осанкой.)

Затем вырезываем колеса. Готовим окошечки.

Элементы аппликации расположите на белом листе, а потом только приклеивайте. Правила работы с клеем: намазываем детали клеем на клеенке,

заготовки кладем на клеенку цветной стороной, а клей наносим на белую сторону, клей наносим от середины к краям, деталь прижимаем тряпочкой, чтобы убрать лишний клей.

С какой детали начнем сборку нашей модели автобуса? (С кузова.) Затем двери. Окна расположите в одну линию, с небольшим промежутком между ними. Чтобы автобус получился красивым, колеса приклейте в последнюю очередь.

- Кто справился с работой, то можно ее дополнить рисунком (дорисовать дорогу)

- Целый автопарк красивых новых автобусов! Все они красивые и яркие. Теперь всем места хватит!

Окончание

Подведение итога

Что интересного для вас было? (Ответы детей.)

- Чему вы научились? (Вырезать и наклеивать детали автобуса.)

Спасибо за работу!

Итог занятия: выставка работ.

Список литературы:

    Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Авторы составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005

    Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4 -7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008