Почему так хороши современные женщины бальзаковского возраста. Бальзаковская женщина vs тургеневская девушка

Женский возраст во все времена был деликатной темой, и в силу неписаных правил о нем принято говорить при помощи намеков или иносказаний. Правда, иногда такие иносказания откровенно ставят в тупик. Например, если говорится, что такая-то дама - женщина бальзаковского возраста, то о каких годах идет речь? Вот в этом мы и попытаемся разобраться в нашей статье.

Независимость - главный критерий бальзаковского возраста

В 1842 г. французский прозаик Оноре де Бальзак, набиравший все большую популярность и у себя в стране, и в России, выпустил роман «Тридцатилетняя женщина». Главной героиней этого произведения стала независимая, умная и чувственная маркиза Жюли д"Эглемон, стремящаяся к свободе в проявлении чувств и имеющая собственные устоявшиеся суждения о мире.

Яркий образ зрелой (в представлении ее современников) дамы был настолько убедительным, что ее основные черты, так привлекательно описанные знаменитым французом, были перенесены на всех женщин, достигших тридцати лет, и фраза «женщина бальзаковского возраста» стала с тех пор их основной характеристикой.

Современные дамы бальзаковского возраста стали старше

Как это часто случается, крылатое выражение с течением времени несколько изменяет свой смысл. Не стало исключением и понятие бальзаковского возраста.

Из-за того что современные женщины в тридцать лет все еще не достигают рубежа зрелости, скрытый смысл описываемого выражения тоже несколько изменился. Ведь в 21 веке женщина сначала получает образование, затем устраивается на работу, делает первые карьерные продвижения - и прохождение всех этих жизненных этапов несколько оттягивает ее эмоциональное взросление на период далеко после тридцати, ближе к сорока годам.

Именно поэтому современные и американские, и европейские, и русские женщины бальзаковского возраста - это дамы, которым уже за сорок. Только их в наше время можно считать зрелыми и достигшими той самой независимости в суждениях и жизненной мудрости, о которой так впечатляюще писал великий француз.

Если женщина «бальзаковского» возраста - это сколько же лет?

Наши современницы больше не имеют нужды, как их ровесницы в 19 в., тратить свою красоту и молодость только на семью и детей. Они больше не заперты в узком мирке своего дома и интересов мужа (часто нелюбимого) - вся палитра жизни раскрыта перед ними. Это и привело к удивительной метаморфозе: внешне наши сорокалетние дамы дадут фору рано увядавшим и старевшим барышням из позапрошлого века.

В наши дни красивые женщины бальзаковского возраста - это не ирония, а правда. Вон их сколько - уверенных в себе, смелых, независимых, ухоженных и очень привлекательных. О них можно сказать «зрелые», но старыми назвать никак нельзя!

Входя в бальзаковский возраст, женщина не стареет

Теперь, надеемся, вы понимаете, что бальзаковский возраст - это не возраст знаменитого французского писателя, а довольно размытое в современном мире представление о зрелой, состоявшейся даме от 35 и до… (тут все зависит только от нее самой и ее отношения к себе).

Конечно, если женщина постоянно сетует на жизнь, заявляя, что молодость уже давно прошла и ничего интересного не ждет впереди, то в скором времени ей грозит мрачное превращение в брюзжащую старуху, не вызывающую симпатии и живущую только своими воспоминаниями.

А в выражении «женщина бальзаковского возраста» основное слово - «женщина». То есть перед нами не старуха, а значит, все еще прекрасное создание, ведь некрасивых женщиных не существет! Красота описываемого возраста кроется в удивительной гармонии духовного и физического состояния, в мудрости и самодостаточности. Такой даме уже нет необходимости что-то доказывать миру - она живет и радуется жизни и тому, что способна радоваться. И в этом дивно очерченном кругу бытия всегда есть место чему-то новому, потому что мудрая женщина любит новизну и охотно экспериментирует.

Становясь старше, женщина становится свободнее

Для женщин бальзаковского возраста, так же как и для девушек, важно быть привлекательными. И самым эффективным методом для этого, конечно же, является здоровый образ жизни и правильные привычки. Но, как утверждают психологи, не менее, а иногда и более важным является психологический комфорт, достигнуть которого можно, лишь осознав, что женщина бальзаковского возраста - это дама, которая уже может жить для себя. Ведь дети, как правило, уже взрослые, а карьерные стремления отходят на задний план.

Жизненные интересы для нее обретают четкость, а плохое поведение мужа перестает быть катастрофой, как в молодости. Женщине за сорок, как правило, намного проще разорвать нерациональные изжившие себя отношения. Кстати, и конфликты с окружающими у нее становятся все более редкими, так как жизненная мудрость помогает ей разрешать их вовремя или вовсе избегать.

О такой даме еще напишут стихи

Да, нет ничего глупее, чем приближать старость, но не стоит и забывать о быстром течении лет, а значит, все, что осталось, следует прожить с максимальным для себя комфортом.

Займитесь своим здоровьем. Больше времени уделяйте внешнему виду (но не изводите себя по поводу новых морщин!) Найдите работу или увлечение, которое доставит вам истинное удовольствие. Не бойтесь любить и быть любимыми! Речь идет и о близких вам людях - детях, внуках, друзьях, и о том единственном, кто, возможно, именно сейчас появится в вашей жизни.

И тогда сочиненные восхищенным мужчиной стихи о женщине бальзаковского возраста будут соперничать со стихотворениями о юных красавицах. Ведь здесь на весы станет не только красота, но и мудрость, а она часто решает все.

Выражение «женщина бальзаковского возраста» привычно и не вызывает недоумения. Но если спросить, сколько это лет, вряд ли получим четкий ответ, ведь мало кто знает суть выражения. Что ж, попробуем выяснить, почему так говорят.

Бальзаковский возраст – это сколько?

О бальзаковском возрасте в истории

Взгляд на возраст сейчас и раньше – две разные вещи. Многие молодые женщины удивятся, узнав, сколько это – бальзаковский возраст. Какие у вас ассоциации? Кажется, будто речь идет об уже пожившей и умудренной опытом женщине? А вот и нет! Это от 30 до 40 лет – период, который по современным меркам считается самым плодотворным в жизни человека. Все дело в различии взглядов на возраст.

Во времена Оноре де Бальзака, который написал шедевр «Тридцатилетняя женщина», юными красавицами считались девушки 16 лет. В эти годы они выходили замуж, рожали детей, блистали в обществе. А потом все – период угасания. После 20 красотка уже была отнюдь не юной, а в 30−40 лет считалась если не старухой, то уже пожилой. Современный взгляд изменился кардинально, а выражение осталось. Говоря о том, сколько это – бальзаковский возраст, специалисты склоняются больше к 45 годам. Намечается тенденция его увеличения до 50−55 лет, потому что отношение к тридцатилетним уже давно не соответствует понятию.

Оценка термина со стороны специалистов

Возрастная психология значительно развилась со времен Бальзака. Согласно науке, в период с 30 до 40 лет люди испытывают тяжелейший кризис среднего возраста. У кого-то он начинается раньше, у кого-то позже, но подавляющее большинство женщин переживает серьезную переоценку ценностей именно в бальзаковском возрасте. В «Тридцатилетней женщине» 30 лет рассматривались как возможность стать самостоятельной, пережить вторую молодость. Сегодня – это период кризиса, сложнейшей перестройки личности, соотношения желаемого и того, что уже удалось достичь. А вторая молодость для современных женщин наступает после 40, даже ближе к 50, именно поэтому сроки бальзаковского возраста перенеслись на 10−20 лет.

Красота и возраст

В 30 лет женщина и так красива, сейчас это не возраст. А вот после 40 начинается увядание природной прелести, поэтому целесообразно позаботиться о красоте. Вот некоторые советы.

1. Ведите здоровый образ жизни, правильно питайтесь, больше гуляйте.

Недавно в обеденный перерыв в буфете ко мне за столик подсела коллега и, покосившись в сторону стоящей в очереди в кассу приятельницы, женщины предпенсионного возраста и более чем плотного телосложения, одетой в полупрозрачную блузочку и лосины, ядовито сказала: «Нет, посмотрите только, как вырядилась наша дама бальзаковского возраста! В ее годы пора о внуках думать и о душе». Я поинтересовалась, «забыв» на минутку, что Оноре де Бальзак — один из моих любимых писателей, какая же возрастная категория подходит под определение «женщина бальзаковского возраста»? «А бальзаковский возраст — это сколько лет, по-вашему?» — спросила я. «За пятьдесят», — уверенно ответила коллега.

Тридцатилетних россиянок в России принято называть «девушками».

от сорока и старше

Между тем героине бальзаковского романа, независимой и свободной от предрассудков виконтессе д’Эглемон, в начале романа «Тридцатилетняя женщина» было 26 лет и только в финале — около пятидесяти. Общество бальзаковских времен, мягко говоря, не одобряло подобное поведение женщин, тем более разменявших четвертый десяток. Ведь замужняя виконтесса поддалась запретному чувству любви и изменила мужу. Неудивительно, что после выхода ломающего все стереотипы романа выражение «женщина бальзаковского возраста» получило у современников писателя саркастический, ироничный смысл. А потом забылось.

Но не в нашей стране, где сегодня так называют взрослых, зрелых женщин «от сорока и старше». Что же касается тридцатилетних россиянок, то их в России принято называть «девушками», — например, в общественном транспорте, — конечно, если они не выглядят гораздо старше своих лет.

Замужество — единственный смысл жизни

Сегодня женщины 30-35 лет могут себе позволить иногда только задумываться о создании в будущем семьи и о рождении детей, отдавая карьерному росту или «жизни для себя» все свои силы. Им нелегко представить себя на месте бесправных современниц Бальзака, которых в лучшем случае ожидало замужество и три «К» (киндер, кирхен, кюхен — дети, церковь, кухня). Дальше же трех «К» женщинам нос высовывать не рекомендовалось, дабы они не могли изменить истинному женскому предназначению. Да и ревнивому мужу было значительно спокойнее…

До революционных перемен прошлого столетия подавляющему большинству женщин об учебе, карьере и самореализации оставалось только мечтать. Семья оставалась их уделом. А если представительнице прекрасной половины человечества не удавалось обзавестись к тридцати годам мужем и детьми, то ее существование окружающие и она сама считали бесперспективным. Ведь шанс на замужество — единственно возможный смысл жизни — у нее сводился к нулю.

«Замуж еще не вышла?»

В классическом понимании женщина бальзаковского возраста — это женщина после 30, которая не вписывается в традиционный сценарий, в рамки, которые определило ей общество. Она может не быть замужем, жить в гражданском браке , может позволить себе влюбиться. В наши дни возрастные рамки сдвинулись, однако отношение к женщинам бальзаковского возраста совершенно не изменилось. И если жительницам Европы общество позволяет до сорока и более лет оставаться незамужними и бездетными, то у нас любой родственник, соседка или коллега могут позволить себе намек на несостоятельность в личной жизни или открытое порицание не имеющей собственной семьи женщины. Мол, бальзаковский возраст уж подошел, а она чего-то все не замужем…

Они не постесняются дать пару советов, как нужно одеваться и вести себя с мужчинами, чтобы, «наконец, хоть плохонького мужа себе оторвать» (не плохоньких, понятное дело, давно разобрали). Мне однажды так «повезло». Лет в тридцать с хвостиком, будучи официально не замужем, я однажды оказалась в лифте с матерью своего бывшего одноклассника, живущего этажами выше. «Как дела? Замуж-то хоть вышла?» — вместо приветствия презрительно спросила тяжеловесная, безвкусно одетая тетка. И, зная, что я «не вышла», не дожидаясь ответа, сразу стала учить меня уму разуму, как это принято в нашей «стране советов». Я тогда была еще слишком хорошо воспитана, чтобы сразу отправить советчицу «прогуляться» (хотя с годами воспитанность по отношению к подобным теткам испарилась), поэтому сдержалась. А ведь к тому времени мне было чем похвастаться: и университетским дипломом, и обожаемой профессией — делом жизни, и интересным кругом общения, и прекрасными друзьями, и (чего уж там) симпатичными обожателями. Но я молча стояла перед простой базарной теткой, не умея поставить ее на место, а затем долго боролась с невесть откуда возникшим комплексом неполноценности. Такова цена соседской «доброжелательности».

Многие женщины с годами только раскрываются, как цветы, и раскрывают свою привлекательность, в том числе сексуальную.

Работа над собой

Конечно, дамам бальзаковского возраста необходимо гораздо больше времени работать над собой, если им не хочется походить на «престарелую русалку». Нужно иметь смелость пересмотреть и изменить свои модные, вкусовые предпочтения, делать зарядку, особенно если раньше разрешали себе обходиться без гимнастических упражнений. Надо выбирать одежду , стричься, делать мейкап соответственно возрасту и социальному статусу, ибо нет ничего печальнее на свете отчаянно молодящейся женщины, молодость которой осталась в прошлом столетии. Тем более что отношения с противоположным полом этот возраст не отменяет. Многие женщины с годами только раскрываются, как цветы, и раскрывают свою привлекательность, в том числе сексуальную. А то, что любви покорны все возрасты, в том числе и бальзаковский, — общеизвестный факт.

«За ночь любви не жаль отдать жизнь», «Любовь – наше второе рождение», «Кто в силах управлять женщиной, может править государством» – так говорил Оноре де Бальзак, которого по праву величают «знатоком женского сердца» и которому мы обязаны такими понятиями, как БАЛЬЗАКОВСКИЙ ВОЗРАСТ и БАЛЬЗАКОВСКИЕ ЖЕНЩИНЫ. А был ли сам он счастлив в любви? Насколько обширен его «донжуанский список»? Что за роковые женщины разбивали ему сердце, заставив написать эти горькие слова: «Любовь – фальшивомонетчик, превращающий не только медяки в золото, но зачастую и золото в медяки», «Никто не становится другом женщины, если может быть ее любовником», «Чтобы высечь огонек страсти из женщины-кремня, нужен мужчина с характером твердым, как сталь». Удалось ли самому Бальзаку раздуть этот огонь любви? Завоевал ли он руку и сердце своей избранницы? И кто она, та единственная, за ночь с которой «не жаль отдать жизнь»?

Из серии: Роковые женщины

* * *

компанией ЛитРес .

Предисловие, или что такое женщина бальзаковского возраста

Бальзаковский возраст – это когда замуж уже не зовут, а в гроб еще рано.

Неизвестный автор

Возраст для женщины не самое главное: можно быть восхитительной в 20 лет, очаровательной в 40 и оставаться неотразимой до конца своих дней.

Коко Шанель

Как видно из подобранных эпиграфов, отношение к бальзаковскому возрасту может быть самым разным. Так что же это такое и откуда появился этот весьма неоднозначный термин?

Любой филолог вам скажет, что термин «бальзаковский возраст» стал общеупотребительным после появления в 1831 году романа Оноре де Бальзака «Тридцатилетняя женщина». Героиня этого романа отличалась независимостью, самостоятельностью суждений и свободой в проявлении своих чувств. В результате в первые годы после выхода романа в свет это выражение употреблялось иронически по отношению к женщинам, которые были похожи или стремились походить на героиню бальзаковского произведения.

К сожалению, позднее это значение термина забылось. Более того, термин приобрел какое-то шутливо-ироническое звучание, порой очень даже обидное для женщин. В результате бальзаковским возрастом стали называть возраст от 30 до 40 лет. Причем употреблялся этот термин не только по отношению к независимым женщинам, свободным в своих чувствах, но и ко всем женщинам примерно этого возраста.

Это выражение активно используется в кино, книгах и СМИ. Достаточно назвать популярный телефильм «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», который содержит около сорока серий. Но в настоящее время многое изменилось со времен Бальзака. Прежде всего, если в XIX веке к 30 годам женщина уже должна была иметь детей юношеского возраста, то сейчас 30 лет – это для многих только возраст вступления в брак. Да и современная косметология стала творить такие чудеса, что понятие «бальзаковский возраст» еще более сдвинулось – в сторону 40–45 лет. Типичный пример – известная поговорка: «В сорок пять – баба ягодка опять!»

Разные люди вкладывают в эту фразу совершенно различный смысл. Одни считают, что женщина бальзаковского возраста – это женщина, имеющая жизненный опыт и свое собственное суждение о многих житейских и не только ситуациях. Другие уверены, что это женщина в самом расцвете, уже не девочка, но еще не начавшая увядать.

А что же Бальзак? Он прекрасно умел использовать женщин, которые любили его и были старше по возрасту. Сам он родился 20 мая 1799 года. Его первая женщина, Лора де Берни, родилась 23 мая 1777 года, то есть была на 22 года старше.

Герцогиня Лора д’Абрантес родилась в 1784 году, и она была на 15 лет старше Бальзака.

Зюльма Карро родилась в 1796 году, и она была всего на 3 года старше Бальзака.

Маркиза де Кастри тоже родилась в 1796 году, и она была на 2,5 года старше Бальзака.

Эвелина Ганская родилась в 1801 году, и она была моложе Бальзака.

А графиня Гидобони-Висконти вообще родилась в 1804 году.

Что это за женщины? Это вы узнаете, прочитав книгу. Но одно точно – все они сыграли очень важную роль в жизни великого писателя. Более того, именно они помогли ему стать великим писателем.

Как видим, разница в возрасте Бальзака и его очередной женщины снижалась. Но все они были типичными женщинами «бальзаковского возраста». Самый типичный пример – Лора де Берни. Когда они познакомились, Бальзаку было 23 года, а ей – 45 лет.

Лора д’Абрантес была моложе Лоры де Берни. Но с Бальзаком они познакомились, по разным данным, в 1825 или в 1829 году. То есть герцогине тогда был или 41 год, или все те же 45 лет.

Анриетта де Кастри была еще моложе, но когда Бальзак начал встречаться с ней, ей было 36 лет. С Зюльмой Карро он начал переписываться, когда той исполнилось 33 года, Эвелине Ганской, ставшей потом женой Бальзака, когда писатель повстречался с ней, было 32 года, да и графине Гидобони-Висконти, когда они познакомились, был 31 год.

Итак, мы видим, что и в биографии самого Бальзака значимым для него женщинам было от 31 года до 45 лет. И это в момент, когда они знакомились, ибо потом, в процессе общения, все они становились только старше. И это удивительно, ведь в те времена женщины старше 30 лет уже просто обязаны были быть замужем (тогда девушки выходили замуж в 14–18 лет). Поэтому считалось, что 30-летняя женщина уже вроде бы как и не имеет права на любовь…

Впрочем, как уже говорилось, к середине прошлого столетия временные рамки бальзаковского возраста уверенно сдвинулись к 40 годам, а потом и еще дальше.

Почему все эти женщины так привлекали Бальзака? Потому что они были взрослыми, опытными, вполне сложившимися натурами. Ему нужно было что-то брать от них, и он брал. У кого-то – деньги, у кого-то – полезные советы или знакомства. Короче, он их использовал в своих собственных интересах. А что возьмешь с 18-летней дурочки? Да, она может быть прекрасной, как цветок, но чем она может помочь, поддержит ли в трудную минуту

Ну а с чисто социальной точки зрения сегодня бальзаковский возраст женщины означает для нее полную свободу. Она уже многое имеет, дети (если они есть) подросли, и женщина может вновь подумать о себе. Она может распределять день по своему собственному усмотрению и посвящать больше времени своим любимым занятиям. Женщина в этом возрасте становится мудрее, она уже научилась разбираться во многих вопросах. Ведь в ее распоряжении – огромный жизненный опыт, которого просто не может быть у 18-летних.

И главное, женщину бальзаковского возраста уже меньше беспокоит плохое поведение мужа, ведь в 40–50 лет многие мужчины уже имеют приличный животик и злоупотребляют алкоголем. А порой и гуляют на стороне… И если для 18-летней девушки это катастрофа, то женщина бальзаковского возраста на это смотрит уже совсем по-другому. Она же личность, ее жизненные интересы давно обрели четкость, и она способна радоваться жизни самостоятельно. Как говорится, «что-нибудь из двух: вас любят или не любят. В обоих этих крайних случаях ревность оказывается совершенно бесцельной». Кстати, знаете, кто это сказал? Между прочим, Оноре де Бальзак.

Американские психологи, проводившие опрос среди женщин бальзаковского возраста относительно их жизнеощущения, с удивлением для себя узнали, что почти все женщины в этот период жизни живут беззаботнее и свободнее, чем раньше, и только теперь могут по-настоящему наслаждаться жизнью.

Да и опросы в нашей стране показывают, что женщины бальзаковского возраста более уверены в себе и более независимы. В большинстве своем они не думают о старости, не записывают себя в старухи. Пока здоровье позволяет, они наслаждаются окружающим миром и жизнью. Ведь человеку именно столько лет, на сколько он себя ощущает.

Сейчас даже русские женщины, которым давно надоело останавливать на скаку коней и входить в горящие избы, научились любить себя. И посмотрите, кто сейчас в основном заполняет тренажерные залы, посещает выставки и ездит на экскурсии… Закрасить седину сейчас – не проблема. Сбросить пяток лишних килограммов – тоже. И нормальная женщина бальзаковского возраста уже не позволит себе быть «разведенной» каким-то юнцом из провинции, она сама кого угодно «разведет», особенно молодого и неопытного. И использует она его так технично, что мужчина при этом будет уверен, что это он ее использовал…

А, кстати, вы заметили, что термин «бальзаковский возраст» не употребляется в отношении мужчин? И это потому, что современные мужчины в 40–50 лет в большинстве своем представляют собой весьма жалкое зрелище. А на некоторых и в 30 лет без смеха не взглянешь. Это и понятно, ведь путь к их сердцу лежит через желудок, и молчаливы они лишь потому, что им нечего сказать, и от мальчишек они отличаются лишь стоимостью своих игрушек. И пусть вести здоровый образ жизни модно, но они-то за модой не гонятся…

И что удивительно, именно такие вот мужчины очень любят говорить про женщин бальзаковского возраста с оттенком презрения, связывая его с физическим и психологическим увяданием и развивая в женщинах комплексы по поводу собственного возраста.

А что тут комплексовать? Ведь «женщина всегда на семь лет моложе, чем утверждают ее подруги, и на пять лет старше, чем дают ей мужчины». Это Джина Лоллобриджида сказала, одна из красивейших женщин на свете, секс-символ 50-х гг. Она, кстати, родилась в 1927 году, и ей сейчас далеко за восемьдесят…

Правда, есть и иные мнения. Например, вот такое:

«И вот, нежданно-негаданно, ты становишься женщиной среднего возраста. Никто не замечает тебя. Ты обретаешь удивительную свободу – свободу человека-невидимки».

А это слова английской писательницы Дорис Лессинг. Но она, между прочим, родилась в 1919 году, а Нобелевскую премию по литературе получила в 2007 году, то есть в 88 лет. Так что правы те, кто считает, что в пятьдесят жизнь только начинает заканчиваться. Ну и, конечно, «каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает». А это уже слова знаменитой Коко Шанель, которая умерла в 1971 году в возрасте 87 лет.

А что же Бальзак? Да, он использовал женщин бальзаковского возраста. Он стал тем, кем стал, во многом именно благодаря им. Но, кстати, последняя его женщина, Эвелина Ганская (практически наша, между прочим, соотечественница), когда Бальзак умер 18 августа 1850 года, печалилась недолго. Сначала она нашла утешение в объятиях молодого литератора Жюль-Франсуа Шамфлёри, изучавшего жизнь и творчество Бальзака, а затем, в 1852 году, стала любовницей художника Жана Жигу. Ей тогда был 51 год, а умерла она в возрасте «за восемьдесят», прекрасно подтвердив тезис о том, что хороши женщины, не скрывающие своего возраста, но еще лучше те, которым и незачем это делать.

И кто после этого скажет, что после пятидесяти женщина оказывается на излете своей сексуальной привлекательности, за порогом своего женского счастья

А вот Лора де Берни умерла в 1836 году в возрасте 59 лет. Она так и продолжала любить Бальзака, а он в это время веселился с другой женщиной. Да, он любил Лору, но по-своему. Слишком уж «по-своему». Она стала ему больше чем матерью. Она всегда поддерживала его словом и делом. Она думала о нем даже в последние минуты своей жизни.

В психологии это называется «якориться». Под этим подразумеваются события или люди, когда-то вызвавшие у человека сильные эмоции, а потом зафиксированные его бессознательным и многие годы спустя вызывающие схожую эмоциональную реакцию.

«Якориться» неправильно, а порой и весьма опасно. «Заякоренную» эмоцию можно и нужно перебивать другой сильной эмоцией или, в конце концов, каким-то делом. Недаром же меньше всего депрессий бывает у людей в деревне, ведь им надо и корову подоить, и дрова наколоть, и печь растопить, и за водой сходить – короче, куча дел, переживать некогда. А в городе «не якориться» женщинам помогает карьера, а также такое универсальное средство, как дети и внуки, в которых многие, став мамами и бабушками, растворяются практически полностью.

Но проблема Лоры де Берни была гораздо сложнее, ведь Бальзак был на 22 года ее моложе. Это для женщин бальзаковского возраста нередко становится вопросом непреодолимым. Тут очень часто происходит трансформация ума и характера, ибо увядающая женщина проецирует на значительно более молодого партнера свою, как ей кажется, последнюю любовь.

Дело в том, что молодая женщина всегда сексуально одаривает молодого мужчину (я молода и красива, и тем самым я уже есть счастье) и требует за это благодарности. А вот женщина бальзаковского возраста уже понимает, что и ее возлюбленный в равной мере осчастливливает ее. Если он намного моложе, то он дарит ей свою мужскую силу, свое тело, свое внимание. И она учится принимать этот дар, учится быть за него благодарной. Она становится мудрее…

И хорошо, когда между молодым мужчиной и женщиной бальзаковского возраста в главном имеет место некий паритет: она – ему, а он – ей. И плохо, когда этот паритет нарушается. К сожалению, большинство мужчин откровенно не ценят опыт и душевное богатство той, которая «уже достигла вершины своей горы жизни и начала спуск в долину женского забвения». Их этому просто не научили. А ведь любовь уже стареющей женщины может стать исключительным счастьем для мужчины. У таких женщин любовь – как лебединая песня. И тут ценится все… Как в последний раз… И любой пастушок может показаться принцем. А если женщина бальзаковского возраста опытна и мудра, она, конечно же, видит, что никакой это не принц, но… она так рада обманываться…

О первой любви много всего написано. О последней – гораздо меньше. А между тем именно последняя любовь женщины, женщины мудрой и опытной, – это любовь исключительная, ибо стареющая женщина умеет мужчину любить. Умеет его ценить. Умеет быть ему благодарной. Жаль только, что не все мужчины понимают это. Вот и Бальзак сменил женщину, которая была на 22 года его старше, на ту, что была старше «всего» на 15 лет. А потом – на два-три года… А потом нашел себе тех, кто помоложе. Но вот стал ли он от этого счастливее…

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бальзаковские женщины. Возраст любви (С. Ю. Нечаев, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -