Что такое эмоциональный комфорт и дискомфорт. Социально-психологическая адаптация. Обеспечение эмоционального комфорта в группе детского сада

Колышкина Гульназ Василовна

Дошкольный возраст - время активного вхождения ребенка в социум, время установления разнообразных его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, время пробуждения гуманных чувств. Вот почему в этом возрасте так важно уделять этому особое внимание. Но для этого необходимо создать благоприятные условия, ведущее из которых - эмоциональный комфорт ребенка. Важно понимать, что его эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку и эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, формирует самоконтроль, ориентирует на успех в достижении целей. Именно по этому эмоциональное благополучие можно считать наиболееемким понятием для определения успешности развития ребенка.

Как известно, большую часть своего времени дети дошкольного возраста заняты игрой. Игра, таким образом, выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд. однако ребенок лучше усваивает тот материал, который соответствует его настроению, т. е. положительных эмоций ребенка и его настроения зависит успешность обучения, следовательно, наличие комфортного эмоционального фона во время игры просто необходимо.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. (Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2003. С. 104).

Создание психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развития его личности - одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы решить её, необходимо опираться на более полное, адекватное представление об эмоциональной сфере ребенка, его истинных потребностях, на исследования ученых в этой области, а не только на представления взрослых о том, что, как им кажется, хочет ребенок, что ему полезно, а что вредно. Кроме того, очень многое зависит и от складывающихся профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых - руководителя дошкольного учреждения, воспитателей, специалистов, родителей, - от их отношения к происходящему в данном учреждении, к самим себе, друг другу, к ребенку. Причины сниженного эмоционального настроения детей могут крыться как в семейных условиях воспитания, так и в условиях эмоционального климата ДОУ.

Очень часто педагоги недооценивают значение эмоциональных переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития детей, делая основной упор на образовательные и учебные моменты во взаимодействии с ребенком. Иначе говоря, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер. поэтому так важно уделять особое внимание развитию адекватных способов общения с эмоциональным миром ребенка, обучению коммуникативным приемам, направленным на создание доверительной атмосферы во время общения как с взрослыми, так и с детьми, атмосферы, способствующей раскрытию творческих способностей ребенка и всей его индивидуальности.

Итак, создание психологически комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ невозможно без профессионального и личностного роста взрослых, без понимания ими роли эмоций для развития природного потенциала ребенка, без обучения специальным навыкам доверительного, эмоционально - комфортного взаимодействия, как между самими взрослыми, так и между взрослыми и детьми. Результатом положительно - направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость и готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Это обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

Но как детям получить такой положительно - направленный эмоциональный опыт? Необходимо создать для них определенные игровые ситуации, помогающие пробудить их конкретные эмоциональные переживания и поступки, а затем помочь детям сделать нужные выводы.

Такие игровые ситуации лучше планировать 1 - 2 раза в неделю.

Примеры игровыхситуаций:

  1. Наши добрыедела (Ситуации, направленые на проявления заботы, внимания и сочувствия к людям). Напишем письмо больному другу. Мы готовимся встретить друга после болезни. Сделаем выставку рисунков для наших родителей. Порадуем нашу няню, поздравим её с днем рождения.
  2. Мы самые старшие в детском саду (Учим проявлять заботу о младших, проявлять чувство самоуважения, основанное на ощущении растущей самостоятельности) Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье. Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками. Подготовим для малышей кукольный театр. Научим малышей водить хороводы. Смастерим для малышей сказочный домик.
  3. Наша забота нужна всем Мы украшаем детский сад, группу к празднику. Мы ремонтируем книги. Мы выращиваем зеленый лук и петрушку. Мы готовимся к ярмарке.
  4. Хорошо заниматься любимым делом в группе детей (в вечернее время) (Ситуации, помогающие объединить детей общими интересами, помочь приобрести опыт дружеского взаимодействия со сверстниками, создать уголки в развивающей среде групп). Мастерская умелых рук. Избушка рукодельниц. Домик затейников. Пещера фантазий. Совет эрудитов. Все это - длительный период сотрудничества, дружеского общения.
  5. Ситуации гуманистического выбора (Неподготовленные беседы нравственно - этического содержания. Они рассматривают ситуации, требующие ответа на вопросы: как быть, что делать? Такие беседы проводить в утренние часы). Затруднительные игровые ситуации создает сам воспитатель, чтобы пробудить у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность, эмоциональную отзывчивость, готовность активно искать решение. Подобные эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого оределенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний (Эмоциональное развитие дошкольника / под. ред. А.С. Кошелевой. М., 2007.). Пример: 1. На шкафчиках отклеились картинки. 2. Не все краски выставлены к рисованию. 3. Не хватает пластилина для лепки. 4. На полу разлитая вода.

Воспитатель описывает определенную ситуацию и ставит перед детьми проблему "как быть?". Дети ищут решение. Таким образом, дети оказываются перед реальным выбором линии поведения: откликнуться на просьбу и помочь или остаться равнодушным, отдать поделку малышу или оставить себе. Создавая такие игровые ситуации, воспитатель должен содержанием предстоящего дела увлечь детей эмоционально, должен показать им, что результат приносит не только реальную пользу, но и радость окружающим. Именно в условиях игры дети лучше запоминают, как им следует вести себя в тех или иных ситуациях, приобретают необходимый эмоциональный и поведенческий опыт.

Итак, в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения развитие эмоциональной сферы наиболее эффективно происходит в условиях организации интересной для детей игровой деятельности. Разнообразные события, переживаемые детьми в реальных игровых и условных ситуациях, обогащают эмоциональный мир дошкольников, делают понятным язык эмоций и чувств, открывают новые возможности для самовыражения и социального взаимодействия с окружающими людьми. Развитие же эмоциональной сферы - залог эмоционального благополучия и комфорта, оказывающих влияние на все сферы психического развития ребенка.

Опросник СПА в качестве оснований для адаптации предполагает ряд факторов: принятие себя и других, эмоциональный комфорт, интернальность, т.е. ответственность, независимость поведения, партнерскую позицию, в которой человек способен строить отношения на равных без доминирования и чрезмерного подчинения. В качестве оснований для дезадаптации он предполагает: низкий уровень принятия себя и низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию.

Интерпретация шкал:

Шкала “Самоприятие” отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному “Я”. Высокие баллы по этой шкале означают одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку. Низкие баллы – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению.

Шкала “Приятие других”. Отражает уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру. Высокие баллы по этой шкале означают принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкие баллы – критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе.

Шкала “Эмоциональный комфорт”. Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. Высокие баллы – это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; на негативном – наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.

Шкала “ Интернальность ”. Отражает в какой степени человек ощущает себя активным объектом собственной деятельности, и в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие значения говорят о том, что человек ответственен, полагает, что происходящие с ним события являются результатом его деятельности. Низкие баллы – человек полагает, что происходящие ним события являются результатом действия внешних сил (случая, других людей и т.д.).

Шкала «Стремление к доминированию». Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими. Низкие показатели – склонность к подчинению, мягкость, покорность.

Эскапизм – уход от решения проблем.

Хорошо, когда показатели адаптации, принятия себя и других, интернальности, эмоционального комфорта набрали 70% и выше. Если по данным шкалам Вами набрано менее 70%, то эффективно подобрать специальные практики для повышения соответствующих аспектов Вашего социального здоровья

В ходе анализа важно сравнить показатели принятия других и принятия себя. Какой из этих показателей выражен в большей степени? О чем это говорит? Сделать соответствующий вывод по результатам сравнения данных двух шкал. Если показатели этих двух шкал значимо различаются подумать о соответствующих мерах гармонизации социального здоровья.

Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в том числе с чувством собственного достоинства и умением уважать других, открытостью реальной практике деятельности и отношений, пониманием своих проблем и стремлением овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптированости предполагают неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решением проблем, негибкость.

Мы продолжаем цикл статей про семейный этикет. Принятие эмоций сравнимо с принятием человека таким, какой он есть. Всегда ли правильно принимать эмоции близких и как достигнуть эмоционального комфорта — об этом мы поговорим в данной статье, а также затронем тему того, как не допустить эмоциональной перегрузки. И помните, что этикет — это когда оба собеседника находятся в позиции: Я-ОК, ТЫ-ОК (т.е. со мной все хорошо и с тобой), а не когда одна из сторон проигрывает.

Когда следует, а когда не следует принимать эмоции

Всем нам приятно, когда нас поддерживают и принимают наши эмоции. Принятие эмоций рождает доверие к человеку. И зачастую это доверие перерастет в то, что мы вновь и вновь делимся с ним своими положительными и отрицательными эмоциями. Как же приятно, когда в семье делятся позитивными моментами, ты становишься как будто свидетелем всех этих историй и сам начинаешь радоваться успехам своего близкого человека. Этикет в том и состоит, чтобы не быть равнодушным к родному человеку.

В общем, с положительными эмоциями все предельно ясно. Нам приятно и другому человеку приятно, когда радуются его хорошим новостям. А как быть с негативными эмоциями, когда их следует, а когда не следует принимать? Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Муж приходит домой и находится в плохом настроении. Что нам делать: начать его допытывать или вести себя, как ни в чем не бывало? Я думаю, здесь стоит найти «золотую середину», приспособиться к ситуации. Вы как никто другой лучше и знаете, как и на что он реагирует положительно. В подобной ситуации сначала стоит дать ему успокоиться, расслабиться, покушать, отдохнуть, и вот когда он сам будет готов поговорить с вами – тогда и стоит выслушать и помочь в сложной ситуации советом или поддержкой в роли мягкой и любящей жены.

Однако всегда ли стоит принимать эмоции мужа? И кто должен принимать эмоции женщины? Мужчина по своей природе способен сам справиться со своими негативными эмоциями, и зачастую ему просто необходимо уединение, где он справится со своими мыслями и восстановит баланс. Женщина не способна сама переваривать эмоции, ей необходимо их проговаривать и делиться с окружающими, чтобы ее отпустило. Жена в первую очередь должна рассказывать о своих эмоциях мужчине, и он ее обязан принять и успокоить. Хотя и женщина также должна быть поддержкой для своего мужа, ведь он не робот и не всегда сам может все переварить. Женская мягкость сможет залечить раны своего мужчины, главное иметь правильный подход к нему.

Пример 2. Если мужчина всегда вываливает на свою жену все проблемы касательно работы, машины, друзей, то женщине от этого становится тяжело и больно, под большой угрозой . И в данной ситуации женщине необходимо проговаривать, что ей тяжело это выслушивать и принимать, а мужчина должен понять это и найти способ справляться с негативными эмоциями иным способом. Ведь женщине выслушав мужа, который постоянно жалуется ей, будет необходимо слить этот негатив на кого-то другого, а этими кто-то часто становятся дети, что опять же будет неправильно.

Итак, в чем заключается в принятии эмоций? Необходимо правильно проговаривать свои эмоции, как мужчине, так и женщине, чтобы оба в итоге остались довольны, чтобы между ними не разразилась ссора. Когда обе стороны находятся в адекватном состоянии и понимают природу друг друга, то они вместе смогут найти правильное решение.

Мужчинам надо запомнить, что не всегда женщина, делясь своими эмоциями, требует решения той ситуации, о которой она рассказывает. Порой ей просто надо высказаться и ситуация налаживается сама собой. Порой ей необходимо услышать, что она права и пусть хоть весь мир говорит, что она плохая, но он как муж должен сказать, что она находится под его защитой и он всегда рядом. Обычно после этого любая отрицательная эмоция перерастает в добродушные объятия и принятие.

Чтобы сохранялся эмоциональный комфорт существует закон принятия эмоций, который говорит о том, что старший должен принимать эмоции младшего , но не наоборот. Как это понимать? Смысл заключается в следующем: мы родители должны принимать эмоции своих детей, а наши родители должны принимать наши эмоции. В этом заключается экология общения. И речь тут как раз о негативных эмоциях.

Родители зачастую привыкают свои страхи и переживания сливать на детей, но детям от этого становится далеко не весело. Да и еще к тому же, в большинстве своем случаев ссоры родителей начинают сильно отражаться на детях, где мама начинает жаловаться на своего мужа ребенку, который изначально любит своих родителей одинаково, ведь они его РОДИТЕЛИ. И ребенку, конечно же, больно принимать то, что мама страдает, и то, что папа такой неадекватный. Часто, в особенности у девочек, развиваются в дальнейшем комплексы и недоверие к мужчинам, она боится строить отношения.

Принимать эмоции своих детей — это обязанность родителей. Ведь кто как не вы, сможет поддержать и успокоить его. Ведь ребенок привык вам доверять и верить, что вы его всегда любите и защитите. Дети в глубине своей души всегда любят родителей бескорыстно, какими бы плохими они не были. И справиться с жизненными обстоятельствами и дать ему счастливую путевку в жизнь. Ведь принимая эмоции и оказывая любовь, вы растите ребенка внутренне защищенным и ему не надо будет доказывать во взрослой жизни, что он чего-то стоит. Он будет полноценной личностью, которая знает, чего хочет, и сможет много достичь благодаря вере своих родителей в него. Он не будет слабохарактерным и бессердечным, он станет самодостаточным и благородным, тем, в кого вы верите. И это касается не только самых маленьких, но и взрослых «детей», которым уже за 20, 30 лет, которым родители продолжают сливать свои эмоции.

От веры многое зависит, но речь сейчас несколько не об этом, а о том, когда эмоции следует, а когда не следует принимать. Вот вам заметки на размышления. Ниже я опишу результаты принятия/непринятия эмоций, и вы сами сделаете для себя выводы.

Результаты принятия/непринятия эмоций

1. Ситуации, когда то, что нужно — ты принимаешь/не принимаешь

— Жена делится эмоциями + муж принимает: между мужчиной и женщиной сохраняются , у женщины не накапливаются отрицательные эмоции, а муж учится принимать женские эмоции.

— Жена делится эмоциями + муж не принимает: у женщины появляется закрытость, начинают копиться эмоции, женщина начинает чаще стрессовать, в результате муж думает, что все проблемы в женщине, а по факту он своим нежеланием слушать женщину создал негативную атмосферу в семье.

— Дочь ведет себя эмоционально + мама принимает: ребенок учится принимать себя и свою природу, начинает лучше осознавать свои эмоции, чувствует защищенность и наполняется любовью к себе и окружающим.

— Дочь ведет себя эмоционально + мама не принимает: ребенок не чувствует защищенности, начинает думать, что с ним что-то не так, что он не должен это чувствовать и проявлять эти эмоции, в результате зажимается, начиная хранить все это в себе (когда начинается «переходный возраст» ребенок бежит от родителей куда подальше).

2. Ситуации, когда то, что не нужно — ты принимаешь/не принимаешь

— Муж часто сливает негативные эмоции + жена принимает: нарастает напряжение между супругами, когда мужчина сливает, женщина обычно в такой семье не сливает эмоции и наблюдается похожая ситуация с тем, когда мужчина не выслушивает женщину, но в еще более жесткой степени, т.к. ей добавился еще один источник негативных эмоций.

— Муж часто сливает негативные эмоции + жена не принимает: правильная позиция женщины в данном случае, она не грузится лишними проблемами, которые ей по природе сложно переварить, а мужчину это стимулирует на то, чтобы разобраться со своими эмоциями другим путем.

— Мама жалуется дочери + дочь принимает: дочь начинает брать проблемы семьи родителей в свою семью, в результате нарушается эмоциональный комфорт и обе семьи разрушаются.

— Мама жалуется дочери + дочь не принимает: мать начинает искать другие способы избавления от собственных эмоций, а дочь не перегружает собственную семью проблемами родителей.

Как не допустить эмоциональной перегрузки

Конечно же, сначала надо и попытаться найти причину их проявления. Если реакция на определенные ситуации часто повторяется, то зачастую причина не в конкретной ситуации, а лежит намного глубже. Возможно, это касается личных отношений, к примеру, женщина, поссорившись с ним, начинает срываться на детях. Или жена, накопив обиды на мужа, «пилит» его от случая к случаю по поводу и без.

Также, зачастую мы принимаем все близко к сердцу. Любое действие окружающих на нас оказывает оценивающее воздействие. И нам порой кажется, что про нас плохо подумали или еще чего-либо. Мы закрываемся, обижаемся, расстраиваемся, испытываем чувство вины. И в первую очередь нам необходимо полюбить себя . Начать ценить себя, давать себе право испытывать те или иные чувства и уметь контролировать негативные эмоции по отношению к окружающим, не допускать эмоциональной перегрузки. Также нам стоит учитывать, что принимая негативные эмоции окружающих – мы вбираем их в себя, если не умеем ставить границы и защищаться от них.

Мужчина перерабатывает эмоции. Негатив, который он получает из социума или от эмоций жены, он может переварить, уединившись за своими делами, приняв душ или собравшись с друзьями, от занятий спортом или за другим иным занятием по душе. Он может сам справиться с полученным негативом, что не скажешь про женщину.

Женщине это по природе не свойственно. Она будет только закрываться, и хранить все в себе. Ей обязательно нужно проговаривать эмоции полученные извне, для того чтобы от них избавиться. Ей необходимо пережить эту эмоцию, тогда она снова сможет стать любящей и внимательной, наполняющейся счастьем изнутри.

Чтобы не допустить эмоциональной перегрузки — очень важны личные границы. Вы вправе сами ставить для себя границы с теми, чьи эмоции вам сложно переварить и на расстоянии вам будет намного легче общаться с этим человеком. Возможно, спустя время, вы опять сможете сократить ваши границы, но пока вы не готовы принимать и взаимодействовать с человеком – вам стоит от него отдалиться. Тем временем вы не должны ждать, пока тот другой изменится, а сами должны работать над своей реакцией и учиться прощать, не копить обиды и ненависть. Простить — не значит сблизиться, простить – значит не копить обиду.

Оказавшись в эмоциональной обстановке, где все накаляется – вам стоит оттуда уйти, в такой атмосфере вы вряд ли сохраните спокойствие и самообладание. Когда все утихнет – стоит вернуться и попытаться разобраться, если это от вас требуется.

Когда вас переполняет чувство злости и ненависти, вам необходимо отвлечься. Находясь наедине, можете применить технику с дыхательными упражнениями для расслабления, либо медитативные техники, либо послушать спокойную музыку, в общем, то, что могло бы максимально быстро помочь восстановить положительный эмоциональный настрой. Также помогает прогулка на свежем воздухе, или занятие йогой.

Попробуйте прорабатывать свои повторяющиеся из раза в раз негативные эмоции. Найти новый способ реакции на определенные ситуации, которые вас сильно задевают. К примеру, попробовать перевести назревающий скандал в шутку, или найти себе срочное занятие, на которое вам необходимо отвлечься. В общем, импровизируйте, пробуйте избавляться от негативных эмоций, возникающих в стрессовой ситуации, перенастраивая себя на позитивный лад.

Методическая разработка:
«Обеспечение эмоционального комфорта в группе детского сада посредством группового традиционного досуга «У самовара я и мои друзья».

Введение.

Для полноценного и своевременного психического развития детей необходимо обеспечить каждому ребёнку радостное и содержательное проживание в детском саду.
Специальными исследованиями установлено, что эмоциональное неблагополучие ребёнка не только серьёзная психолого-педагогическая, но и медицинская проблема.
По данным исследования И. А. Шишковой отклонения в состоянии нервно-психического здоровья отмечаются у 9% обследованных детей, а функциональные нарушения - у 62%. В дошкольном возрасте в результате частичного преодоления функциональных нарушений и частичного их перехода в устойчивые отклонения соответствующие показатели составили 21% и 38%. Таким образом, к концу дошкольного возраста стойкие нервные расстройства обнаруживаются у каждого третьего, здоровыми можно считать менее половины детей.
Рост числа детей с повреждённой или ослабленной нервной системой ставит перед педагогами сложную задачу создания в детском коллективе благоприятного психологического климата. Для этого необходимо изменить содержание и формы общения между воспитателем и детьми, удовлетворить потребность детей в эмоциональном насыщении и разнообразии переживаний.
Детский сад должен стать для ребёнка местом, где ему уютно, хорошо и весело. Для обеспечения ребёнку спокойных и дружелюбных отношений со сверстниками, создания в группе миролюбивых, доброжелательных взаимоотношений между всеми детьми и уверенности ребёнка в искреннем, личном расположении к нему необходимо создание определённого стиля жизни в группе.
Создание групповой традиции будет способствовать поддержанию и развитию благоприятной эмоциональной атмосферы, а также сможет порождать самостоятельные проявления внимания и доброжелательности со стороны самих детей. В качестве такой интересной формы работы мы выбрали традицию праздничного чаепития «У самовара я и мои друзья». Познавательной основой для такой работы послужила тема традиций народных праздников. Они являются средством выражения национального
характера, являются яркой формой отдыха взрослых и детей. Народный праздник является по своей сути большой яркой и глубоко содержательной игрой. Проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу, оставляя в детской памяти глубокий след.
Цель данной работы: обеспечить эмоциональный комфорт в группе через создание, развитие групповых традиций проведения досуга.
Задачи:
- формировать положительные детские взаимоотношения в группе;
- формировать навыки общения взрослых и детей, детей со сверстниками;
- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- развивать у детей навыки совместной деятельности, чувства общности;
- развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности.
- познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников.

Основная часть.

Создание групповой традиции основано на принципах личностно-ориентированного подхода в общении взрослого с детьми.
Работа по созданию групповой традиции проходила по этапам:
- анализ методической литературы о народных праздниках;
- создание картотеки народных игр;
- разработка перспективного плана проведения группового досуга;
- обсуждение данного плана с родителями воспитанников;
- реализация плана;
- оформление альбома «А у нас традиция такая!», его презентация.
Досуг «У самовара я и мои друзья» мы проводили один раз в месяц, в соответствии с перспективным планом.
Тематический перспективный план досуга групповая традиция «У самовара я и мои друзья».
Сентябрь
Беседа «Традиция - что это такое? У нас будет своя традиция».
Беседа «Наш урожай»,рассматривание иллюстрации «Едет с поля урожай»
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».
Выставка семейных поделок из даров осени, сочинение «Фруктово- овощной сказки».
Досуг «Народный праздник «Ярмарка».
Октябрь
Оформление информации для родителей «Пироги капустные очень, очень вкусные».
Игра-хоровод «Капустка».
Семейный театр «Сорока Белобока»
Досуг «Красна изба пирогами».
Ноябрь
Беседа «Моя мама».
Фоторепортаж «Мама, мамочка моя».
Изготовление плаката-открытки для мам.
Досуг «День матери».
Декабрь
Беседа «Новый год спешит к нам в дом».
Работа с семьями воспитанников «Сундучок семейных традиций».
Изготовление игрушек для групповой ёлки, создание «Елки пожеланий».
Досуг «Что такое Новый год?»
Январь
Досуг «Рождество Христово».
Знакомства с народными играми «Бабка Ёжка», «Башмачок».
Фоторепортаж «Праздники в моей семье».
Февраль
Рассматривание репродукции картины Кустодиева «Масленица».
Беседа «Будем зиму провожать».
Знакомство с русскими народными играми «Горелки», «Гори, гори ясно».
Досуг «Здравствуй, Масленица годовая».
Март
Оформление информации для родителей о празднике Сороки.
Разучивание закличек «Жаворонки, господа…»
Лепка жаворонков из солёного теста.
Досуг «Праздник Сороки».
Апрель
Рассматривание репродукции картины Н.Арефьевой «Весна.Пасха.»
Выставка семейных поделок «Пасхальная весна».
Знакомство с пасхальными играми «Вербочка- вербочка».
Досуг «Пасха светлая…».
Май
Беседа «Моя семья».
Фоторепортаж «Вся семья вместе и душа на месте».
Оформление альбома «А у нас традиция такая».
Досуг «Большая дружная семья»,презентация альбома.
В течение месяца проводилась предварительная работа, в процессе которой у детей накапливались знания о предстоящем празднике. Предварительная работа включала в себя следующие методы:
рассказ воспитателя о предстоящем празднике;
познавательный рассказ из истории традиций русской культуры;
фоторепортажи, фотовыставки, выставки семейных творческих работ;
рассматривание иллюстраций, репродукций картин на тему народных праздников;
«Сундучок семейных традиций»- рассказы родителей о праздничных семейных традициях;
знакомство с народными праздничными играми;
изготовление подарков, поделок к празднику для родственников и друзей.
Групповой досуг «У самовара я и мои друзья» имел следующую структуру:
I. Совместная сервировка стола.
II. Беседа о празднике (актуализируются знания детей о народных традициях праздника, о его проведении в семьях воспитанников, используются рассказы родителей из «Сундучка семейных традиций»). Проводится с целью вовлечения детей в праздничную атмосферу.
III. Развивающая игра «Поздравь соседа» (вручение подарков). Её цель: развивать у детей внимание, доброжелательное отношение, умение высказывать эмоциональное отношение к сверстникам.
IV. Праздничная народная игра, хоровод.
V. Праздничная песня.
VI. Чаепитие, свободное общение детей.
VII. Фотосессия.
При проведении данной работы особое внимание уделялось укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогало объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием (изготовление поделок к праздничным выставкам, приготовление угощения, оформление стенгазет.) Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей.
Родители стали активными участниками воспитательного процесса: они были желанными гостями на групповых досугах, рассказывали о семейных традициях, принимали участие в оформлении альбома «А у нас традиция такая», в семейных выставках поделок к народным праздникам, в семейном спектакле «Сорока Белобока».
Результативность данной работы определялась с помощью теста Люшера, игровой социометрической методики Т.А. Репиной «Секрет» .Эти методики дают возможность получить данные о социометрической структуре группы, эмоциональном микроклимате и сделать вывод об успешности деятельности. Сравнивались данные на начало учебного года и его конец. Данные контрольной диагностики показали:
- увеличилось количество детей, у которых эмоциональное состояние в норме;
- снизился коэффициент изолированности в группе;
- повысился уровень удовлетворённости детей своими отношениями со сверстниками.
Анализируя эти данные, можно сказать, что в группе создан благоприятный эмоциональный климат.

Заключение.

Создание групповой традиции «У самовара я и мои друзья» дало возможность удовлетворить потребность детей в эмоциональном насыщении и разнообразии переживаний, познакомить детей с народными праздниками и показать пример сохранения народных традиций, создания своих традиций. Уютный созданный своими усилиями праздник вносит разнообразие в жизнь группы, новые яркие чувства, переживания, которые очень необходимы для полноценного развития личности.

Литература.

1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.-М.: Педагогика, 1990.
2. Калинин Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника.-СПб.:Речь,2002.
3. Князева О. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.-СПб.: Детство-Пресс, 2000.
4. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детских садах/ Под ред. А. В. Орловой, 1995.

Фотоматериалы:

"Здравствуй, Масленица годовая!"


"Праздник Сороки.Весну встречаем."



"Пасха светлая"

Введение..…………………………………………………………………………3

    Сущность педагогического взаимодействия и его стили ………………4

    Стиль педагогического взаимодействия как фактор эмоциональной комфортности воспитанников в школе ………………9

Заключение ………………………………………………………………………13

Список использованной литературы …………………………………………14

Введение

Проблема эмоциональной комфортности воспитанников в школе в настоящее время приобретает все большую значимость, так как эмоциональная комфортность является неотъемлемой частью психологического благополучия ребенка в школе и необходима для его успешного развития и обучения. Главным образом эмоциональная комфортность воспитанников зависит от педагога, его особенностей взаимодействия с детьми, умения правильно выстроить учебный и воспитательный процесс, учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. Именно через правильно организованный процесс взаимодействия педагога с воспитанниками зависит уровень эмоциональной комфортности ребенка в школе. Однако, в современных условиях развития общего образования педагоги не всегда готовы уделить должное внимание каждому ребенку, основываясь, прежде всего, на его способностях и интересах, в связи с этим проблема эмоциональной комфортности воспитанников в школе становится все более актуальной.

Вопрос эмоциональной комфортности ребенка в школе в процессе взаимодействия педагога с воспитанниками рассматривался такими учеными, как К. Левин, Н. Фландерс, Э. Стоунс, К. Роджерс, И. А. Зимняя, П. Крейтсберг, А. А. Реан, А. В. Фомина, Н. И. Петрова, З. Н. Вяткина, А. К. Маркова, А. Я. Никонова, Н. А. Амино, Л.Д. Столяренко, А.А. Венгер, Н. Ф. Маслова и др.

Целью нашего исследования в рамках данной работы является изучение взаимодействия педагога с воспитанниками как фактора их эмоциональной комфортности в школе.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

    Рассмотреть сущность педагогического взаимодействия и его стили;

    Изучить стили педагогического взаимодействия как фактора эмоциональной комфортности воспитанников в школе.

    Сущность педагогического взаимодействия и его стили

Понятие взаимодействия в психолого-педагогической и социально-педагогической литературе рассматривается главным образом через осуществление совместной деятельности. Педагогическое взаимодействие, по мнению многих ученых, предполагает осуществление совместной деятельности педагога и воспитанников.

Рассмотрим подробнее понятие педагогического взаимодействия, его характеристики и стили.

Под педагогическим взаимодействием, пишет Л. Д. Столяренко, нужно понимать прямое или косвенное воздействие субъектов образовательного процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь .

Л. Д. Столяренко считает, что важнейшей характеристикой педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере .

Как отмечает В.А. Сластёнин, педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Другими словами, педагог и воспитанники воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - индивидуальные, личностные качества .

Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на воспитанников.

Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с воспитанниками обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности учащихся.

Сочетание этих сторон взаимодействия отражается в стиле взаимодействия педагога с воспитанниками.

Наибольшее распространение в социальной педагогике получила классификация К. Левина, в соответствии с которой стиль взаимодействия условно делится:

    демократический;

    либеральный (непоследовательный, разрешительный, попустительский), которые представлены на схеме.

Стили педагогического взаимодействия


Демократический


Схема 1. Стили педагогического взаимодействия по К. Левину

Каждый из перечисленных стилей взаимодействия, согласно К. Левину, характеризуется рядом определенных качеств, которые сгруппированы и рассмотрены по их формальной и содержательной сторонам.

Формальная сторона стиля взаимодействия представляет собой, по мнению К. Левина, способ обращения педагога к воспитанникам. Содержательная сторона отражает особенности действий и поступков педагога по отношению к воспитанникам, которые в своей совокупности представляют собой воспитательную деятельность .

Проанализируем основные признаки стилей взаимодействия педагога с воспитанниками в соответствии с классификацией, предложенной К. Левином.

Формальная сторона характеризуется следующим образом: педагог

обращается к детям в основном в форме жесткого приказа, распоряжения, указания; тон его речи командный, лаконичный; характер речи чаще всего неприветливый; предъявляет к детям в основном завышенные требования, без учета их реальных возможностей и конкретных условий; подавляет всякое проявление чувств детей, не знает и не учитывает их психологических особенностей. Не обращает внимание на их реакцию на его действия; обладает негативным восприятием большинства действий воспитанников; редко хвалит детей, в основном их ругает, оценка эффективности деятельности детей с его стороны очень субъективна и предпочтение отдает в основном формальной стороне работы.

Содержательная сторона авторитарного стиля характеризуется такими признаками: педагог чётко планирует свою деятельность; часто использует бюрократический подход – способен «изобретать» всевозможные бумаги «на все случаи жизни»; пресекает инициативу подчиненных, свое мнение считает единственно правильным; считает себя вне критики; обеспечивает эффективную деятельность детей в основном за счёт волевого нажима на них; имеет трудности в общении с людьми, часто бывает сам инициатором конфликтной ситуации; обладает формальным авторитетом.

Дети такого преподавателя боятся и не любят. Ему часто дают различные прозвища, характеризующие его отрицательные черты.

Основные признаки демократического стиля педагогического взаимодействия.

Формальная сторона : обращение к воспитанникам в основном в форме совета, просьбы, пожелания, может быть и требование, но без жёсткости; тон обращения дружеский, характер речи спокойный; требования к ученикам адекватны с учетом индивидуальных особенностей; умеет общаться с детьми, не допуская панибратства; постоянно хвалит воспитанников за их фактически хорошие дела; очень осторожен в оценке по формальным признакам; использует положительные стимулы в своей воспитательной работе.

Содержательная сторона характеризуется следующим: имеет чёткий перспективный план, как своих действий, так и действий учеников, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества; критически осмысливает свои действия и действия детей; не пресекает критику, способен к самокритике; обеспечивает эффективную деятельность своих подопечных, не допуская их работы на износ; проявляет истинную заботу и словом и делом; никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций, более того умеет погасить зарождающий конфликт в зародыше; пользуется истинным неформальным авторитетом.

Основные признаки либерального стиля педагогического взаимодействия.

Формальная сторона: п едагог не имеет чётких и постоянных требований, форма обращения непоследовательна, то просьба или заискивание, а то попытка приказа или угрозы; быстро забывает о своих прежних требованиях и через непродолжительное время может предъявить полностью противоположные требования; не уверен, что его просьбы будут исполняться, поэтому тон речи часто ласково-заискивающий или нерешительный; имитирует «демократа» - часто делает вид, что учитывает настроение пожелания, возможности подчиненных, но, быстро забывая об этом, может требовать выполнения нереальных указаний и распоряжений и указаний; необъективно оценивает итоги своих действий, так и действий учеников, может отчитаться за якобы колоссально большую проделанную работу.

Содержательная сторона : предпочитает действовать на авось, никогда не имеет четкого плана действия; стремиться переложить инициативу на подчиненных, уйти от малейшей ответственности, с большой радостью приветствует любую инициативу, где исполнителем и ответственным будет другой; стремиться ни во что не вмешиваться; не обеспечивая эффективной деятельности детей, в то же время «не мешает» органам самоуправления и действиям неформального лидера; легко общается с людьми, ни с кем не портит отношений, не выступает с открытой критикой; не участвует в производственных конфликтах, стремиться уйти от них в сторону. В конфликтных ситуациях, затрагивающих его личность, проявляет либо плаксивость и попытку вызвать сострадание, либо неприкрытую агрессивность к личности, «посмевшей» его критиковать; обладает временным формальным авторитетом. Это не позволяет фактически оказывать хоть какое-то заметное влияние на деятельность подчиненных.

Таким образом, педагогическое взаимодействие представляет собой взаимодействие педагога с воспитанниками, в процессе которого происходит преобразование личности последних через оказание воздействия друг на друга. В психолого-педагогической литературе существует классификация стилей взаимодействия, одной из них является классификация К. Левина, который выделяет авторитарный, демократический и либеральный стили взаимодействия педагога с воспитанниками. Каждый из этих стилей имеет свою специфику и особенности влияния педагога на личность воспитанника.

2. Стиль педагогического взаимодействия как фактор эмоциональной комфортности воспитанников в школе

Учитель играет незаменимую роль в процессе формирования личности ребенка. С первых моментов школьной жизни именно учитель становится для ребенка образцом для подражания. От того насколько внимателен будет педагог к своим подопечным зависит развитие познавательных процессов, личностной сферы воспитанников. Особенности построения процесса педагогического взаимодействия будут влиять на развитие установок личности, ее ценностей, поведение детей не только в школе, но и на протяжении всей жизни. И конечно, в первую очередь особенности взаимодействия педагога с воспитанниками будут отражаться на эмоциональной сфере ребенка, восприятии процесса обучения, классного коллектива и т.п., определяя эмоциональное благополучие ребенка.

Ниже представлен рисунок, отражающий влияние позиции педагога на эмоциональное благополучие, а, следовательно, и эмоциональный комфорт воспитанника. Ниже представлена схема, на которой показаны факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка в школе.

Привлечение педагогом воспитанника к деятельности

Уважительное отношение педагога к воспитаннику

Эмоциональное благополучие ребенка в школе

Оказание помощи воспитаннику

Обогащение эмоциональной и духовной сферы ребенка в процессе взаимодействия

Схема 2. Факторы эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия с педагогом согласно А.А. Венгеру

То есть, А.А. Венгер считает, что влияние позиции педагога на эмоциональное благополучие воспитанника обусловлено следующими факторами:

– общение педагога и воспитанника, основанное на уважительном отношении к мыслям и чувствам ребенка;

– привлечение педагогом воспитанника к деятельности, в ходе которой последний становится субъектом собственного развития;

– оказание помощи воспитаннику в разнообразных видах его деятельности;

– одухотворение обучающегося цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов педагога .

Стиль взаимодействия, применяемый учителем в ходе работы с воспитанниками, отражает указанные выше характеристики и непосредственно оказывает влияние на эмоциональное состояние ребенка в школе, его настроение, мотивацию и процесс выполнения деятельности.

Проанализируем, рассмотренные в первом параграфе стили педагогического взаимодействия с точки зрения эмоционального комфорта воспитанников в школе.

При авторитарном стиле общения педагога эмоциональное развитие ребенка затруднено тем, что учитель не доверяет ученикам, чем сковывает проявление эмоций и их развитие. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для их обучения. Авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, при этом каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе.

Авторитарный стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Более того, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как «умение выходить сухим из воды», «умение заставить других беспрекословно подчиняться», «внешняя привлекательность и физическая сила» и т.п. .

Попустительский стиль общения педагога, по мнению Н. Ф. Масловой, с воспитанниками является формальным. Дети неуверенно чувствуют себя в школе, во всем доверяют учителю, поэтому такой стиль, во-первых, недопустим, а во-вторых, он развивает в детях тревожность. Попустительский стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. Эти стили не обеспечивает детям возможности пережить радость совместной деятельности, учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступками и шалостями. Ребенок не осознает своих обязанностей .

В свою очередь, демократический стиль общения школе, пишет Н. Ф. Маслова, развивает в детях инициативу, общительность, доверительность в личных взаимоотношениях. Как у учителя, так и у воспитанников обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, они сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле взаимодействия учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает положительные эмоции при достижении успеха. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. В то же время именно этот стиль придает значение особой важности личной деятельности - каждый хочет сам выполнять задание учителя, сам дисциплинировать самого себя. Эмоциональное развитие воспитанников происходит гармонично, у ребенка формируется ощущение собственной значимости, уверенности в себе, эмоциональной комфортности в школе .

Таким образом, стиль взаимодействия педагога с воспитанниками непосредственно оказывает влияние на эмоциональное состояние ребенка в школе. Авторитарный стиль, как показывают исследования, формирует у ребенка в большей степени негативные эмоции, в частности тревожность, обеспокоенность, обиду. Попустительский стиль также способствует возникновению чувства неудовлетворенности, ограничения и безразличия. Демократический стиль способствует возникновению эмоциональной комфортности воспитанников в школе, так при его осуществлении присутствуют все факторы эмоционального благополучия ребенка, указанные А. А. Венгером, то есть ребенку предоставлено поле деятельности, руководство которым осуществляет педагог, оказывая при необходимости нужную помощь. Кроме того в ходе выполнения деятельности развиваются позитивные межличностные отношения, в процессе которых ребенок получает опыт общения, развиваются ценности ребенка и способность работать в коллективе.

Заключение

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия педагога с воспитанниками как фактора их эмоциональной комфортности в школе показал, что эта проблема в настоящее время является достаточно актуальной и в большинстве исследований рассматривается с точки зрения стилей педагогического взаимодействия. Среди их классификации наибольшее распространение имеет классификация К. Левина, которая включает в себя авторитарный, демократический и попустительский стили педагогического взаимодействия.

С точки зрения эмоциональной комфортности воспитанников авторитарный и попустительский стиль взаимодействия являются неблагоприятными, так как вызывают у ребенка чувство тревожности, низкую самооценку, отчужденность, недоверие, не позволяют воспитанникам проявлять себя. При демократическом стиле, наоборот, педагог строит процесс взаимодействия с детьми таким образом, что берутся во внимание, в первую очередь, интересы самих детей, им предоставляется инициатива, они могут проявить себя с разных сторон в совместной деятельности, в процессе которой испытывают удовлетворение, радость и восторг. Эмоциональная комфортность в данном случае выступает неотъемлемой составляющей демократического стиля взаимодействия.

То есть, эмоциональная комфортность обеспечивается особенностями взаимодействия педагога с воспитанниками. Для ее создания педагогу необходимо, в первую очередь, уважительно относиться к воспитанникам, учитывать мнение каждого из них, опираться в процессе взаимодействии на возможности и интересы ребенка, оказывать ему необходимую помощь, строить деятельность, привлекая его к ней и обогащая внутренний опыт ребенка в процессе ее осуществления. Именно с помощью таких методов в процессе взаимодействия у воспитанника будет развиваться эмоциональная комфортность.

Список использованной литературы

    Венгер А. А., Мухина В. С. Психология. // Учеб. для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А. А. Венгера,-2-е изд., перераб. и доп.-М. Просвещение, 2010. – С. 263.

    Левин К. «Разрешение социальных конфликтов» Пер. с англ. СПб.: Изд. Речь, 2000. – С. 345.

    Маслова Н.Ф. Пути рационального использования времени в учебно-воспитательном процессе: Учеб пособие к спецкурсу. Курск: КГПИ, 1987. - С. 138 – 147.

    Сластенин В.А.. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. // В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. – С. 206.

    Столяренко Л.Д. Педагогическое общение. // Л.Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 76-82.